Иван павлович залыгин. Путешествия во времени

7 139

За свою историю человечество накопило немало фактов, свидетельствующих о существовании такого необъяснимого явления, как перемещение во времени. Появление странных людей, машин и механизмов зафиксировано в исторических летописях эпохи египетских фараонов и времени мрачного Средневековья, кровавого периода Французской революции, Первой и Второй мировых войн.

Программист в XIX веке

В архивах Тобольска сохранилось дело некоего Сергея Дмитриевича Крапивина, задержанного городовым 28 августа 1897 года на одной из улиц этого сибирского города. Подозрение у стража порядка вызвало странное поведение и внешний вид мужчины средних лет. После того как задержанного доставили в участок и стали допрашивать, полицейские были немало удивлены той информации, какой с ними искренне поделился Крапивин. Со слов задержанного, он родился 14 апреля 1965 года в городе Ангарске. Не менее странным полицейским показался и его род занятий — оператор ПЭВМ. Как он попал в Тобольск, Крапивин объяснить не мог. С его слов, незадолго до этого у него началась сильная головная боль, затем мужчина потерял сознание, а когда очнулся, то увидел, что находится в совершенно незнакомом месте неподалеку от церкви.

В полицейский участок для осмотра задержанного был вызван врач, который признал у господина Крапивина тихое помешательство и настоял на помещении того в городской сумасшедший дом…

Осколок императорской Японии

Житель Севастополя, отставной военный моряк Иван Павлович Залыгин последние пятнадцать лет занимается изучением проблемы перемещения во времени. Интерес к этому явлению у капитана второго ранга возник после весьма любопытного и загадочного случая, произошедшего с ним в конце 80-х годов прошлого века на Тихом океане, в период службы в должности заместителя командира дизельной подлодки. Во время одного из учебных походов в районе пролива Лаперуза лодка попала в сильнейший грозовой шторм. Командир субмарины принял решение занять надводное положение. Едва только корабль всплыл, вахтенный матрос доложил, что прямо по курсу видит неопознанное плавсредство. Вскоре выяснитесь, что советская субмарина наткнулась на находящуюся в нейтральных водах спасательную лодку, в которой подводники обнаружили полуживого обмороженного человека в …форме японского военного моряка периода Второй мировой войны. При осмотре личных вещей у спасенного был найден наградной парабеллум, а также документы, выданные 14 сентября 1940 года.

После доклада командованию базы лодке было приказано идти в порт Южно-Сахалинска, где японского военного моряка уже ждала контрразведка. С членов команды сотрудниками ГРУ была взята подписка о неразглашении данного факта на протяжении последующих десяти лет.

Войска Наполеона против танков

В картотеке Залыгина имеется случай, описанный неким Василием Трошевым, воевавшим в составе третьей танковой армии Северо-Западного фронта. Во время боев по освобождению Эстонии в 1944 году, неподалеку от Финского залива танковый разведывательный дивизион, командовал которым капитан Трошев, наткнулся в лесистой местности на странную группу кавалеристов, одетых в форму, какую танкисты видели лишь в учебниках по истории. Вид танков привел их в паническое бегство. В результате короткого преследования по заболоченной местности нашим солдатам удалось задержать одного из кавалеристов. То обстоятельство, что он разговаривал на французском языке, весьма расположило к пленному советских танкистов, знавших о движении Сопротивления и принявших конника за солдата союзной армии.

Французского кавалериста доставили в штаб армии, нашли офицера, преподававшего в довоенной молодости французский язык, и с его помощью попытались допросить солдата. Уже первые минуты разговора привели в недоумение как переводчика, так и офицеров штаба. Кавалерист утверждал, что он является кирасиром армии императора Наполеона. В настоящее время остатки его полка после двухнедельного отступления из Москвы пытаются выйти из окружения. Однако два дня назад они попали в сильный туман и заблудились. Сам кирасир сказал, что он чрезвычайно голоден и простужен. На вопрос переводчика о годе рождения тот сообщил: одна тысяча семьсот семьдесят второй…

Уже утром следующего дня таинственного пленника в неизвестном направлении увезли прибывшие офицеры особого отдела…

Есть ли шанс вернуться?

По мнению И. П. Залыгина, на планете существует ряд мест, в которых факты временных перемещений случаются довольно часто. Именно в этих местах находятся крупные разломы земной коры. Из этих разломов периодически идут мощные выбросы энергий, природа которых изучена далеко не до конца. Именно в периоды энергетических выбросов и случаются аномальные пространственно-временные перемещения как из прошлого в будущее, так и наоборот.

Практически всегда временные перемещения носят необратимый характер, однако случается, что люди, переместившиеся не по своей воле в другое время, имеют счастье вернуться вновь. Так, Залыгин описывает случай, произошедший в начале девяностых годов XX века на одном из предгорных плато Карпат с одним из чабанов. Мужчина со своим пятнадцатилетним сыном находился на летней стоянке, когда в один из вечеров на глазах подростка он вдруг исчез. Сын чабана стал звать на помощь, однако буквально через минуту его отец вновь возник будто из воздуха на том же самом месте. Мужчина был чрезвычайно напуган и всю ночь не мог сомкнуть глаз. Лишь наутро чабан рассказал сыну о том, что с ним приключилось. Как выяснилось, в какой-то момент мужчина увидел перед собой яркую вспышку, на мгновение потерял сознание, а когда очнулся, то понял, что находится в совершенно не знакомом ему месте. Вокруг него стояли огромные дома, похожие на трубы, в воздухе сновали какие-то машины. Вдруг чабану снова сделалось дурно, и он снова оказался на знакомой ему стоянке…

Осколок императорской Японии.

Житель Севастополя, отставной военный моряк Иван Павлович Залыгин последние пятнадцать лет занимается изучением проблемы перемещения во времени. Интерес к этому явлению у капитана второго ранга возник после весьма любопытного и загадочного случая, произошедшего с ним в конце 80-х годов прошлого века на Тихом океане, в период службы в должности заместителя командира дизельной подлодки. Во время одного из учебных походов в районе пролива Лаперуза лодка попала в сильнейший грозовой шторм. Командир субмарины принял решение занять надводное положение.


Едва только корабль всплыл, вахтенный матрос доложил, что прямо по курсу видит неопознанное плавсредство. Вскоре выяснилось, что советская субмарина наткнулась на находящуюся в нейтральных водах спасательную лодку, в которой подводники обнаружили полуживого обмороженного человека в...форме японского военного моряка периода Второй мировой войны. При осмотре личных вещей у спасенного был найден наградной парабеллум, а также документы, выданные 14 сентября 1940 года.
После доклада командованию базы лодке было приказано идти в порт Южно-Сахалинска, где японского военного моряка уже ждала контрразведка. С членов команды сотрудниками ГРУ была взята подписка о неразглашении данного факта на протяжении последующих десяти лет.

Есть ли шанс вернуться?

По мнению И. П. Залыгина, на планете существует ряд мест, в которых факты временных перемещений случаются довольно часто. Именно в этих местах находятся крупные разломы земной коры. Из этих разломов периодически идут мощные выбросы энергий, природа которых изучена далеко не до конца. Именно в периоды энергетических выбросов и случаются аномальные пространственно-временные перемещения как из прошлого в будущее, так и наоборот.
Практически всегда временные перемещения носят необратимый характер, однако случается, что люди, переместившиеся не по своей воле в другое время, имеют счастье вернуться вновь. Так, Залыгин описывает случай, произошедший в начале девяностых годов XX века на одном из предгорных плато Карпат с одним из чабанов. Мужчина со своим пятнадцатилетним сыном находился на летней стоянке, когда в один из вечеров на глазах подростка он вдруг исчез. Сын чабана стал звать на помощь, однако буквально через минуту его отец вновь возник будто из воздуха на том же самом месте. Мужчина был чрезвычайно напуган и всю ночь не мог сомкнуть глаз. Лишь наутро чабан рассказал сыну о том, что с ним приключилось. Как выяснилось, в какой-то момент мужчина увидел перед собой яркую вспышку, на мгновение потерял сознание, а когда очнулся, то понял, что находится в совершенно не знакомом ему месте. Вокруг него стояли огромные дома, похожие на трубы, в воздухе сновали какие-то машины. Вдруг чабану снова сделалось дурно, и он снова оказался на знакомой ему стоянке...
Уже второе столетие ученые бьются над решением проблемы временных перемещений, и, вполне возможно, настанет день, когда сюжеты фантастических фильмов и книг станут для человечества обыденной реальностью.

Меня тут несколько удивило поведение командира. Если в районе нахождения подводного корабля был сильный грозовой шторм, зачем он принял решение занять надводное положение? Под водой ведь шторма нет.
Возможно у него было секретное задание встретить эту спасательную лодку?
Что-то здесь нечисто, как думаете, а?

Давно, лет двадцать пять - тридцать тому назад, на биологическом факультете Н-ского университета произошло одно событие.

Событие это было совсем незначительным, но все-таки на какое-то время оно вызвало всеобщее недоумение.

В самом конце июля, вскоре после выпускного факультетского вечера, стало известно, что при университете из числа выпускников оставлен... Боб...

Человек, носивший это напрочно, навсегда приставшее к нему прозвище, уже в то время был немолод - ему перевалило на четвертый десяток. Хотя он имел рослую и в общем-то видную фигуру, самой заметной деталью его облика все-таки была прическа бобриком из каких-то пегих, неопределенного цвета волос.

Всякий раз, как на факультете начинались экзамены и Боб усаживался за стол профессора с экзаменационным билетом в левой руке, правой рукой он вынимал из бокового кармана серого полувоенного и слегка потрепанного френча миниатюрную расческу в серебряной оправе и несколькими неторопливыми, уверенными движениями приводил в полный порядок строй пегих коротких и упругих волос на своей голове.

Затем, не дожидаясь приглашения, он нащупывал локтем точку опоры на профессорском столе, сжимал пальцы в кулак и, опираюсь на этот кулак уже седеющим виском, начинал говорить.

Голос у него был неторопливый, сильно глуховатый и с такой своеобразной интонацией, которая все время заставляла слушателя ждать, что вот сейчас, сию минуту, сию секунду будет произнесена та самая сокровенная суть, ради которой люди ведут разговор и этим разговором намерены друг друга порадовать, подбодрить, чем-то обогатить. Экзаменатор и ждал этой сути, ободряюще и даже дружески кивая.

Проходило пять, десять минут, и экзаменатор терял нить рассуждений уже немолодого, рослого и такого скромного студента. На мгновение экзаменатор задумывался о предмете постороннем, о том, например, сколько студентов за сегодняшний день уже сдало экзамены и сколько еще осталось, или же вспоминал, что нужно обязательно позвонить жене, сказать, чтобы не ждала к обеду, хотя не далее как вчера он обещал никогда больше не опаздывать. И в этот самый момент глуховатый, размеренный голос умолкал.

Экзаменатор начинал смотреть в потолок, тщетно пытаясь вспомнить, чем же студент завершил свои рассуждения по данному вопросу.

Из-под белесых ресниц на него в это время глядели тоже белесоватые глаза. Эти глаза и все лицо - слегка морщинистое, очень серьезное, под высоким лбом и пегим бобриком - отражали добродушную усталость славно поработавшего человека.

Н-да... - произносил экзаменатор. - Так... так... ну что же, отвечайте на следующий вопрос! - И внутренне подтянувшись, дал себе слово слушать студента внимательно, ничего не пропуская.

Глухой голос снова наполнял кабинет ожиданием чего-то значительного; потом эта невысказанная значительность утомляла внимание, профессор снова вспоминал о том, что нужно позвонить жене, вспоминал, кажется, на одно только мгновение и тут же наталкивался на добродушное, очень серьезное лицо изрядно уставшего и замолчавшего от усталости человека... В белесых глазах был теперь упрек.

Н-да... Так... Ну, что же, отвечайте на следующий, третий вопрос!

Обычно Боб получал на экзаменах «четыре». Он поднимался со своего места, разглаживал бобрик расческой, неторопливо собирал бумаги, улыбался и уходил. Улыбка была значительной, но неопределенной - ее можно было понять и как душевный упрек студента себе за то, что он не ответил на «отлично», и она же выражала недоумение: почему все-таки экзаменатор был невнимателен?

Студенты-однокурсники не любили Боба и не скрывали своего отношения к нему.

Профессора и преподаватели, если разговор между ними случайно касался Боба, слегка растерянно и как-то неопределенно пожимали плечами и вздыхали.

Неопределенное отношение преподавателей к немолодому студенту продолжалось до тех пор, пока он не перешел на четвертый курс. На четвертом курсе был экзамен по самому обширному разделу зоологии, и вот тогда-то завкафедрой, кандидат в члены-корреспонденты Академии на ближайших выборах, профессор Карабиров, небольшого роста, злой, вспыльчивый человек, совершенно определенно высказался вдруг в деканате:

Беспозвоночный грызун! - сказал Карабиров. - Из каждой дисциплины знает по две страницы. Две - из Тимирязева. Две - из Дарвина. Две - из Мечникова. Знает, правда, твердо, наизусть. И представьте, этого, оказывается, вполне достаточно, чтобы учиться на нашем заслуженном биофаке, учиться, имея в матрикулах приличные оценки!

Можно было подумать, что слова эти были сказаны Карабировым в пику своему извечному противнику - декану.

Деканом был еще сравнительно молодой в то время профессор - геоботаник с русским именем и греческой фамилией - Иван Иванович Спандипандуполо. Карабиров уверял, будто такая фамилия подтверждает, что еще в процессе эмбрионального развития ее владелец потерял всякий здравый смысл.

Спандипандуполо имел правилом не оставаться в долгу перед Карабировым, но в тот раз, когда речь зашла о Бобе, неожиданно для всех он промолчал. И все поняли тогда, что зоолог обязательно «зарежет» Боба на экзамене, и облегченно вздохнули: надо же было кому-то одному сделать то самое, что давным-давно должны были сделать многие...

Короткое молчание, воцарившееся в темноватой, узкой и высокой комнате деканата, теперь недвусмысленно объяснило отношение прецодавателей к студенту, которого все знали но по фамилии, а по краткому /прозвищу «Боб».

Однако же для Боба это вовсе не было началом конца его ученой карьеры, как можно было тогда подумать.

Действительно, «беспозвоночный грызун» ходил сдавать экзамен по зоологии два раза и оба раза провалился. Потом он заболел. Потом ввиду болезни перенес экзамены на следующий год обучения. Все это было обычным для такого случая ходом дела, и декан уже собирался издать приказ об отчислении или хотя бы о годичном отпуске Боба, как вдруг этот Боб принес для регистрации у секретаря факультета отметку по зоологии: «четыре»!

Разумеется, при первой же встрече Спандипандуполо не преминул спросить у Карабирова:

Я слышал, коллега, ваш любимый ученик - извините, забыл фамилию - блестяще сдал вам курс?

Не уточняя, о ком идет речь, по одному только слишком любезному тону декана Карабиров понял намек, выскочил из старого кожаного кресла, в которое он всегда усаживался, бывая в деканате, и стукнул об это кресло кулаками:

А что я могу сделать? Что я могу сделать, спрашиваю я вас? Кто пропустил грызуна вплоть до последнего курса университета? Кто? Это могли сделать только учителя, достойные своего ученика! Только они! Не я! Я тут ни при чем! Нет!

Маленький злой Карабиров снова опустился в глубокое кресло, из которого торчала теперь одна его серенькая, растрепанная и тоже сердитая бородка, и замолчал. А спустя некоторое время вдруг донесся тихий, необычно мирный для Карабирова голос:

В конце концов теперь наше дело - выпустить его. Выпустить, выпустить! - Из кресла показались руки, почти что вежливо, но настойчиво отталкивающие кого-то прочь. - Выпустить! Если бы он был еще потупее! Совсем, совсем немного потупее... Но он же имеет все-таки в черепной коробке что-то, что так или иначе позволяет ему кончить... Редко, очень редко, но все-таки встречаются люди с еще меньшими способностями и с университетским дипломом. Мы их тоже выпускали, и не раз.

И снова декан Спандипандуполо не воспользовался случаем, чтобы уколоть Карабирова, давным-давно надоевшего всему профессорско-преподавательскому составу дерзостями. Наоборот, так же, как и в тот раз, когда Карабиров дал понять, что он «зарежет» Боба, теперь снова все почувствовали облегчение. Действительно, осталось немного - выпустить человека. И конец. Ведь, в самом деле, бывали же студенты еще слабее. Случалось. Этот как-никак, а получает четверки, бывают же и такие, что перебиваются с двойки на тройку.

Русский советский писатель, академик РАН. Родился 6 декабря 1913 (23 ноября по старому стилю) в селе Дурасовка (ныне Сухаревка, Мелеузовский район, Корнеевский с/с, Башкортостан) в семье интеллигентов, в студенческие годы подвергавшихся политическим репрессиям.

В 1939 году окончил гидромелиоративный факультет Омского сельскохозяйственного института. Занимался научной работой, участвовал в экспедициях в Сибири. Первая литературная публикация относится к 1940 году.

Во время войны служил инженером-гидрометеорологом на северной Оби. В 1948 году защитил кандидатскую диссертацию и был приглашен на должность зав. кафедрой орошения и мелиорации Омского сельскохозяйственного института.

В 1953 году переехал в Новосибирск и занялся в основном литературной деятельностью, оставаясь одновременно сотрудником Сибирского отделения АН СССР. В конце 1960-х годов переселился в Москву. С 1969 был одним из секретарей правления СП РСФСР.

Первый роман Залыгина «Тропы Алтая», написанный в 1962 году, был посвящён биологам. В этом произведении впервые была отчетливо заявлена одна из сквозных тем творчества Залыгина — неразрывная связь человека и природы, «натуро-философская» окраска размышлений писателя о жизни общества и современного человека.

А уже следующее произведение Залыгина — повесть «На Иртыше», напечатанная в «Новом мире» в 1964 году, — стало событием и общественным, и художественным. Впервые в советской подцензурной печати коллективизация тридцатых годов была представлена как трагический перелом в судьбах русского крестьянства, а следовательно — и в судьбах России ХХ века. Однако значимость этой повести отнюдь не исчерпывалась общественно-публицистическим ее содержанием. В новом своем произведении Залыгин выступает как художник и философ. По сути, перед нами художественное исследование создававшегося в России веками крестьянского уклада жизни: быт, культура труда и взаимоотношений, мироощущение, жизненная философия. В 1992 году повесть была экранизирована режиссёром Вячеславом Сорокиным.

За повестью «На Иртыше» последовали романы «Соленая падь» (1968), «Комиссия» (1975), «После бури» (1985). Каждое из этих произведений не только для писателя но и для отечественного читателя было этапным в осмыслении основных вопросов русской истории и нашего национального характера.

Роман «Соленая падь», посвященный гражданской войне в Сибири, рассказывает о партизанском вожаке, полководце-самородке Ефреме Мещерикове (прототипом его стал алтайский крестьянин Е.М. Мамонтов) и о его «партизанской республике»; это роман о сибирском крестьянстве, взявшем в гражданской войне сторону красных и защищавших в ней свои коренные интересы.

В основу сюжета романа «Комиссия», действие которого также приходится на годы гражданской войны, легла история создания сибирскими крестьянами Лесной Комиссии в 1918 году. Целью этой Комиссии, а по сути, Крестьянского правительства, было сберечь и лес вокруг их деревни, и земли, и саму крестьянскую жизнь в тяжкое разорительное время гражданской войны. «Комиссия» — одна из немногих наших книг, где гражданская война осознана как общенародное, национальное бедствие с глубокими последствиями.

В обоих романах художественно исследуется народная власть, возникшая вне «правил», её социальная и психологическая природа, её правосознание и философия, её идеалы и способ действия. И одновременно это романы о трагедии, об исторической обречённости такой власти. И в «Соленой пади», и в «Комиссии» весь образ изображаемой жизни как бы вытянут навстречу будущему — Залыгин уверен, что и в 18-м и в 19-м годах правота была на стороне народного большинства; вопрос был в том, как распорядится народ своей правотой и чего добьется, какое будущее заложит для себя.

И, наконец, последний — четвертый роман — художественное исследование узловых моментов истории русского общества в начале века — роман «После бури», явился масштабной попыткой воссоздать «идеологический ландшафт» Советской России двадцатых годов, увидеть её жизнь, а главное понять порождаемые этой жизнью мысли изнутри, на разных уровнях, в том числе и на тех, какие обычно не принимались во внимание советской литературы, скажем, мировосприятие той поры представителей «старой» России, изгоев в новой действительности.

Произведения Сергея Залыгина неоднократно отмечались премиями: романы «Южноамериканский вариант» и «Комиссия» — премией журнала «Наш современник», а за роман «Соленая падь» автор был удостоен Государственной премии СССР в 1968 году. Награждён орденом Трудового Красного Знамени в 1964 году, орденом Ленина в 1971 году. В девяностые годы награждён Орденом дружбы народов за литературную и общественную деятельность, а также Орденом Сергия Радонежского второй степени и грамотой от Алексия Второго за свою экологическую деятельность.

В августе 1986 году его назначили главным редактором журнала «Новый мир», который благодаря перестройке под его руководством вновь начал играть значительную роль в культурной жизни СССР. Залыгин открыл новую, самую яркую страницу в новейшей истории журнала. Именно в этом журнале публиковались недоступные ранее советскому читателю произведения русской литературы, и острейшие произведения, посвященные больным сторонам современной жизни. Публицистика «Нового мира» рубежа восьмидесятых-девяностых годов открывала для русского общества всю полноту, остроту и масштабность современных проблем. Вводила в современный культурный обиход современную русскую философию, политологию, экономическую мысль. Журнал стал тем органом, который позволил войти в литературу целой плеяде новых талантливый русских писателей.

Именно на посту главного редактора журнала «Новый мир» в 1988 году Сергею Павловичу Залыгину было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Умер Сергей Павлович Залыгин 19 апреля 2000 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.

Произведения:

Творчество:

(фрагмент повести «На Иртыше»)

С печки под настил полатей высунулась кудлатая стариковская голова, вслед за нею - рука с горящей спичкой… Покуда огонь спички не достал пальцев, старик глядел неподвижно, серьезно, ничуть не удивляясь и ничего не спрашивая, и только из бороды его вдруг вывалился большой тяжелый крест и закачался на длинной цепке, словно маятник…

Бросив спичку, старик помусолил на губах пальцы и спросил:

Шапки-то сымают в дому или как ноне? В колхозе это ни к чему? - Зевнул. Перекрестил рот с редкими длинными зубами, потом спустил с печи костлявые ноги в исподних штанах до колен и сам неторопливо спустился вниз. Сел на прилавок, зевнул, поправил крест на голой, тощей груди и ответил себе: - Совсем даже ни к чему…

Степан Чаузов, нагнувшись к старику, крикнул:

Сын где у тебя? Где Лександра?

Сын-от? Так он - не мой, сын-от… Он теперя ваш. Сказать - колхозный. Обчественный… Вот объясните, где он? Где подевали? Чей он приказ сполняет?

Мужики как-то разом шумнули, кто-то крикнул:

Не дури, отец! Лександра твой зерно спалил. Семена. Понятно тебе?!

И-ишь ты! До чего крестьянин дошел - зерно жгет! Семена! Хлебушко, значит, и в огонь! Времена-а… Ну, огоньку-то, видать, ишшо премного будет… Ишшо не одно зерднышко сгорит в огоньке-то…

Э-эх, старый! А еще просил Лександра-то твой перенесть его всем миром на Митрохино место! Сегодня только и просил…

Как-как?

Избу вот эту просил перенесть, говорю!

А и что же? Опять же и дом-от нонче без хозяина. Сказать, так хозяевов у его - вся деревня… Обчественный вроде. Ну и обчество обязано об доме заботиться, коли Иртыш ограду моет… Чтобы все было в аккурате. Или - не так говорю?!

Ты, старой, не крути! - крикнул Егорка Гилев, сорвавшись на высокую ноту.- Мы ужо без тебя шибко крученные: раз перекрутнешь, оно на обратную-то сторону знаешь как р-развернётся?!

Все может быть, все может быть… Вот и ты, Егорша, ночью ко мне без спросу пожаловал и шапку не скидываешь… Да ить не как-нибудь - с оружьем, а? - Старик взял из рук Егора ломик, поднялся с прилавка, подошел к лампе.- Острый ли ломик-то?…- Потрогал острие большим костлявым пальцем.- Острый, видать…- И вдруг, закинув ломик за плечо, повернулся, всхрапнул и дико заревел через бороду: - А ну, цыть отседова, проклятущие!!! С глаз долой! Пришибу любого, на святую икону, на Христа-бога не погляжу - пришибу! Днем зерно выгребаете с амбара, ночью - ордой разбойничать?! Пришибу, хады!

В длинной разорванной рубахе, в исподних штанах, будто обрубленных до колен, откинувшись назад и высоко слева от себя закинув ломик, старик Ударцев медленно двинулся правым ребристым боком вперед, заслоняя собою лампу и бросая на людей огромную колеблющуюся тень без головы - тень головы уползала за настил полатей…

Он дышал тяжело и хрипло сквозь клыкастый, широко раскрытый рот, все дальше заламывал обнаженные до локтей сухожильные руки, и все пронзительнее двумя тонкими полосками, словно лезвиями, блестел в его руках круглый ломик.

Ну, хады, не одного пришибу! Не-ет, не одного…

Люди попятились прочь, потом кто-то метнулся в дверь, и те, кто был на крыльце, столкнули со ступеней, тех, кто стоял в сенцах, выдавили на крыльцо…

И только Степан Чаузов, упершись плечом о косяк, остался в избе…

На полатях вдруг сначала тихо, а потом во весь голос страшно завопила девчонка:

О-о-ой, мамынька-а-а!

Но старик не дрогнул, не поднял глаз, а, все круче разворачиваясь боком вперед, медленно двигался на Степана…

А Степан все стоял и глядел на старика, не спуская глаз, и по грязному, в размазанной саже и копоти, лицу его катились капли пота, и потому, что лицо иногда вздрагивало, капли оставляли на нем ломаные белые линии - на лбу, на щеках, на бледных, плотно сжатых губах…

Ма-а-мынька! - снова крикнула девчонка на полатях, и в дверь ворвалась Ольга…

Батя! Опомнитесь, батя, человека убиваете! Человека! - Она бросилась на старика, повисла на нем, обхватив за шею, а подбородком, головой старалась достать его заломленную вверх руку…

Старик остановился…

Литература, имеющаяся в фонде Новосибирской областной юношеской библиотеки:

  • Собрание сочинений в 4-х томах. Романы «Соленая падь», «Тропы Алтая», «Южноамериканский вариант», «Комиссия», повести «На Иртыше», «Оська — смешной мальчик», «Свидетели», рассказы и статьи о литературе / С. Залыгин. — Москва: Молодая гвардия, 1979.
  • «Комиссия» / С. Залыгин. — Новосибирск, 1981.
  • «Комиссия» / С. Залыгин. — Москва: Вече, 2012.
  • «Солёная падь» / С. Залыгин. — Москва, 1976.
  • «Обыкновенные дни» / С. Залыгин. — Москва, 1957.
  • «Боб», «Санный путь». С. Залыгин // «Сибирский рассказ». — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1975.
  • «На Иртыше». С. Залыгин // «Повести и рассказы советских писателей»: Кн.1. — Москва: Художественная литература, 1985.
  • «Незабудка». С. Залыгин // «Повесть’89». — Москва: «Современник», 1990.
  • А также публикации в журналах «Новый мир», «Октябрь», «Сибирская столица» и других.

Об нём:

  • «Писатели Сибири»: Избранные статьи / Н. Н. Яновский. - Москва: Современник, 1988.
  • «История и современность»: статьи / Н. И. Яновский. — Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1974.
  • «Голоса времени» / Н. Н. Яновский. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1971.
  • «Поиск»: литературно-критические статьи / Н. Н. Яновский. - Новосибирск: Западно-сибирское книжное издательство, 1979.
  • «Умное сердце»: три портрета (Е.Стюарт, Л.Решетников, Н.Яновский) / Ю. М. Мостков. - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1976.
  • «Беседы о сибирской литературе» / Горшенин А. В. - Новосибирск: ИД «Горница», 1997.
  • «Зрелость художника». Очерк творчества С. Залыгина / А. А. Нуйкин. — Москва: Советский писатель, 1984.
  • «Русская литература конца ХХ века»: пособие для старшеклассников и студентов / К.Д Гордович. — СПб. : Петербургский институт печати, 2003.
  • [Оценка: 0