Изречение немецкого философа фридриха ницше. Цитаты фридриха ницше, которые должен знать каждый

Его авторитет непререкаем. Фридрих Ницше, известный в истории как выдающийся философ, никогда не был профессионалом в этой сфере. Его можно назвать мыслителем или поэтом. Часто в его словах не было логики, но страсть, которой они были пропитаны, вписала имя Ницше в историю мировой культуры. Об этом философе можно многое рассказать, но особое внимание стоит уделить цитатам Фридриха Ницше.

Особенности философского мышления

Фридрих Ницше бросает вызов Создателю и смело заявляет, что Бог - мертв. Он восхваляет сверхчеловека и считает, что в жизни важнее всего саморазвитие и созидание. Его теория о сверхчеловеке не подразумевает превосходства избранных людей над другими. Он уверен, что сверхчеловек - это тот, кто осознает себя творцом, и его желание создать что-то новое превыше животных инстинктов. Цитаты Фридриха Ницше полностью соответствуют этой идее. Он полностью отрицает агрессию в отношении другого человека и уверен, что единственный враг каждой личности - это он сам.

Ницше - основоположник нового философского направления - ницшеанства. Его основные мысли стали базисом множества учений, в частности педагогических, психологических и литературоведческих.

Межличностные отношения

Интеллект и философские взгляды, увлечение искусством - вот что интересовало Ницше в общении с людьми. Если человек не дотягивал до этой планки, то он был для философа неинтересным. Нельзя сказать, что Фридрих был нелюдимым одиночкой, просто у него насчет брака, любви и дружбы были свои взгляды. Нагляднее это покажут цитаты Фридриха Ницше о любви:

  • Если человек хочет любить, значит, он устал от самого себя. Когда хочет быть любимым - грустит по себе. Поэтому можно сказать, что любящий делит себя пополам, а тот, кто любим, желает получить в подарок самого себя.
  • Человек ненавидит то, что мешает ему любить.
  • Я не могу любить без веры в то, что любимый человек создаст нечто бессмертное.
  • Брак был создан специально для посредственностей, бездарных в дружбе и любви.
  • Все, что сделано по любви, находится за рамками добра и зла.

Человек и его жизнь

Не менее многозначными являются цитаты Фридриха Ницше о жизни. Он призывал человека действовать, быть решительным, сильным и постоянно совершенствоваться:

  • Если у тебя нет ни одной лестницы, учись взбираться на свою голову. Стать выше по-другому невозможно.
  • Смерть находится слишком близко, чтобы переставать бояться жизни.
  • Что человека не убило, то сделало его сильнее.
  • Счастье человека зависит от его мыслей.
  • Тот, кто решил действовать, должен отвергнуть любые сомнения.
  • Если человек знает, зачем живет, то ему под силу выдержать любое «как?».

Как показывают цитаты Фридриха Ницше, жизнь - непростая вещь, и человек должен быть сильным, чтобы с ней справиться.

Немного философии

Представленные выше высказывания так или иначе известны почти каждому человеку. Однако есть такие афоризмы, цитаты Фридриха Ницше, которые редко встречаются в массовых медиа. Но они в свое время наделали много шуму среди обывателей и интеллигенции:

  • У Бога есть персональный ад - это его любовь к людям.
  • Человек чем-то напоминает дерево: чем больше он тянется к свету, тем глубже его корни впиваются во тьму.
  • Бессмертие слишком дорого стоит: за него живым умираешь несколько раз.
  • Христианство - не более чем принесение себя в жертву, самокалечение и самопоношение.
  • Последний способ облагородить людей - заставить их прекратить быть рабами Божьими.
  • Человечество ищет тепла в спиртном, разгорячившись, пытается найти прохлады у замерзших умов. Они слабые и зависят от общественного мнения.
  • Оболочка Земли поражена болезнью, имя которой человек.

Это лишь малая часть цитат Фридриха Ницше. Философ был гением и в то же время безумцем. Его учение подвигло мировую философию перейти на новый этап эволюции. Все, что Ницше написал, вызывает двойственное впечатление, его идеи и работы можно либо принимать, либо ненавидеть. Третьего не дано. Длительное время его философия ассоциировалась с фашизмом, считалось, что именно идеи мыслителя 19-го века подвигли Гитлера начать войну. Но, как и предсказывал Ницше, его философию поняли лишь спустя десятилетия.

Адвокаты преступника редко бывают настолько артистами, чтобы всю прелесть ужаса деяния обратить в пользу его виновника.

Безумие единиц - исключение, а безумие целых групп, партий, народов, времен - правило.

Бесчеловечно благословлять там, где тебя проклинают.

Бесчестнее всего люди относятся к своему Богу: он не смеет грешить.

Соблазнить ближнего на хорошее о ней мнение и затем всей душой поверить этому мнению ближнего, - кто сравнится в этом фокусе с женщинами!

Совершенная женщина занимается литературой так же, как совершает маленький грех: для опыта, мимоходом, оглядываясь, замечает ли это кто-нибудь, и чтобы это кто-нибудь заметил…

Совет в форме загадки: «Если узы не рвутся сами, - попробуй раскусить их зубами».

Сострадание в человеке познания почти так же смешно, как нежные руки у циклопа.

«Сострадание ко всем» было бы суровостью и тиранией по отношению к тебе, сударь мой, сосед!

Сравнивая в целом мужчину и женщину, можно сказать следующее: женщина не была бы так гениальна в искусстве наряжаться, если бы не чувствовала инстинктивно,
что ее удел - вторые роли.

Становиться исключительно в такие положения, когда нельзя иметь кажущихся добродетелей, когда, напротив, как канатный плясун на своем канате, либо падаешь, либо стоишь - либо благополучно отделываешься…

Стать зрелым мужем - это значит снова обрести ту серьезность, которой обладал в детстве, во время игр.

Стыдиться своей безнравственности - это одна из ступеней той лестницы, на вершине которой стыдятся также своей нравственности.

Такой холодный, такой ледяной, что об него обжигают пальцы! Всякая рука содрогается, прикоснувшись к нему! Именно поэтому его считают раскаленным.

Там, где не подыгрывает любовь или ненависть, женщина играет посредственно.

То, что в данное время считается злом, обыкновенно есть несвоевременный отзвук того, что некогда считалось добром, - атавизм старейшего идеала.

Только из области чувств и истекает всякая достоверность, всякая чистая совесть, всякая очевидность истины.
Труднее всего уязвить наше тщеславие как раз тогда, когда уязвлена наша гордость.

Ты бежишь впереди? - Делаешь ты это как пастух? Или как исключение? Третьим случаем был бы беглец… Первый вопрос совести.

Тяжелые, угрюмые люди становятся легче именно от того, что отягчает других, от любви и ненависти, и на время поднимаются к своей поверхности.

Ты хочешь расположить его к себе? Так делай вид, что теряешься перед ним.

«У злых людей нет песен». - Отчего же у русских есть песни?

У самих женщин в глубине их личного тщеславия всегда лежит безличное презрение - презрение «к женщине».

У суровых людей задушевность является предметом стыда - и есть нечто ценное.

У черта открываются на Бога самые широкие перспективы; оттого он и держится подальше от него - черт ведь и есть закадычный друг познания.

Ужасно умереть в море от жажды. Уж не хотите ли вы так засолить вашу истину, чтобы она никогда более не утоляла жажды?

Ужасные переживания жизни дают возможность разгадать, не представляет ли собою нечто ужасное тот, кто их переживает.

Фамильярность человека сильнейшего раздражает, потому что за нее нельзя отплатить тою же монетой.

Фарисейство не есть вырождение доброго человека: напротив, изрядное количество его является скорее условием всякого благоденствия.

Формула моего счастья: Да, Нет, прямая линия, цель…

Хочешь ты сопутствовать? Или предшествовать? Или идти сам по себе? Надо знать, чего хочешь и хочешь ли. Четвертый вопрос совести.

Часто чувственность перегоняет росток любви, так что корень остается слабым и легко вырывается.

Чем абстрактнее истина, которую ты хочешь преподать, тем сильнее ты должен обольстить ею еще и чувства.

Кому не приходилось хотя бы однажды жертвовать самим собою за свою добрую репутацию?

Кто достигает своего идеала, тот этим самым перерастает его.

Кто ликует даже на костре, тот торжествует не над болью, а над тем, что не чувствует боли там, где ожидал ее. Притча.

Кто не умеет влагать в вещи свою волю, тот по крайней мере все же влагает в них смысл: т.е. он полагает, что в них уже есть воля. (Принцип «веры»)

Кто не умеет найти дороги к своему идеалу, тот живет легкомысленнее и бесстыднее, нежели человек без идеала.

Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.

Кто учитель до мозга костей, тот относится серьезно ко всем вещам, лишь принимая во внимание своих учеников, - даже к самому себе.

Кто чувствует себя предназначенным для созерцания, а не для веры, для того все верующие слишком шумливы и назойливы, - он обороняется от них.

Любовь к одному есть варварство: ибо она осуществляется в ущерб всем остальным. Также и любовь к Богу.

Любовь обнаруживает высокие и скрытые качества любящего - то, что у него есть редкостного, исключительного: постольку она легко обманывает насчет того, что служит у него правилом.

Люди наказываются сильнее всего за свои добродетели.

Люди редко совершают одну неосмотрительность. В первой неосмотрительности всегда делают слишком много. Именно поэтому совершают обыкновенно еще вторую - и на этот раз делают слишком мало…

Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, все-таки говорит правду.

Много говорить о себе - может также служить средством для того, чтобы скрывать себя.

Может ли осел быть трагичным? - Что гибнешь под тяжестью, которой не можешь ни нести, ни сбросить?..

Мудрец в роли астронома: - Пока ты еще чувствуешь звезды как нечто «над тобою», ты еще не обладаешь взором познающего.

Мужчина создал женщину - но из чего? Из ребра ее бога - ее «идеала»…

Музыка является средством для самоуслаждения страстей.

Мы не верим в глупости умных людей - какое нарушение человеческих прав!

Мы не ненавидим еще человека, коль скоро считаем его ниже себя; мы ненавидим лишь тогда, когда считаем его равным себе или выше себя.

Мы охладеваем к тому, что познали, как только делимся этим с другими.

Мы плохо всматриваемся в жизнь, если не замечаем в ней той руки, которая щадя - убивает.

Мы поступаем наяву так же, как и во сне: мы сначала выдумываем и сочиняем себе человека, с которым вступаем в общение, - и сейчас же забываем об этом.

Мысль о самоубийстве - сильное утешительное средство: с ней благополучно переживаются иные мрачные ночи.

Наедине с собою мы представляем себе всех простодушнее себя: таким образом мы даем себе отдых от наших ближних.

Наносим ли мы, имморалисты, вред добродетели? - Так же мало, как анархисты царям. Только с тех пор, как их начали подстреливать, они вновь прочно сидят на своем троне. Мораль: нужно подстреливать мораль.

Народ есть окольный путь природы, чтобы прийти к шести-семи великим людям. Да, и чтобы потом обойти их.

Насчет того, что такое «достоверность», может быть, еще никто не удостоверился в достаточной степени.

Настоящий ли ты или только актер? Заместитель или само замещенное? - В конце концов ты, может быть, просто поддельный актер… Второй вопрос совести.

Наука уязвляет стыдливость всех настоящих женщин. При этом они чувствуют себя так, точно им заглянули под кожу или, что еще хуже, под платье и убор.

«Наш ближний - это не наш сосед, а сосед нашего соседа», - так думает каждый народ.

Нашему сильнейшему инстинкту, тирану в нас, подчиняется не только наш разум, но и наша совесть.

Нашему тщеславию хочется, чтобы то, что мы делаем лучше всего, считалось самым трудным для нас. К происхождению многих видов морали.

Не надо проявлять трусости по отношению к своим поступкам! Не надо вслед за тем бежать от них! - Угрызения совести неприличны.

Не сила, а продолжительность высших ощущений создает высших людей.

Не человеколюбие, а бессилие их человеколюбия мешает нынешним христианам предавать нас сожжению.

Не то, что ты оболгал меня, потрясло меня, а то, что я больше не верю тебе.

Нет вовсе моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов…

Нужно расставаться с жизнью, как Одиссей с Навсикаей, - более благословляющим, нежели влюбленным.

Оба пола обманываются друг в друге - от этого происходит то, что, в сущности, они чтут и любят только самих себя
(или, если угодно, свой собственный идеал). Таким образом, мужчина хочет от женщины миролюбия, - а между тем женщина по существу своему как раз неуживчива, подобно кошке, как бы хорошо она ни выучилась выглядеть миролюбивой.

Огромные ожидания от половой любви и стыд этих ожиданий заранее портят женщинам все перспективы.

Один ищет акушера для своих мыслей, другой - человека, которому он может помочь разрешиться ими: так возникает добрая беседа.

Одинаковые аффекты у мужчины и женщины все-таки различны в темпе - поэтому-то мужчина и женщина не перестают не понимать друг друга.

Опасность счастья. - «Все служит на благо мне; теперь мила мне всякая судьба - кому охота быть судьбой моей?»

Отвращение к грязи может быть так велико, что будет препятствовать нам очищаться - «оправдываться».

Открытие взаимности собственно должно бы было отрезвлять любящего относительно любимого им существа. «Как? Даже любить тебя - это довольно скромно? Или довольно глупо? Или - или».

Очень умным людям начинают не доверять, если видят их смущенными.

Отыскивая начал, делаешься раком. Историк смотрит вспять; в конце концов он и верит тоже вспять.

По отношению ко всякой партии. Пастуху нужен всегда баран-передовик, чтобы самому при случае не становиться бараном.

Помогай себе сам: тогда и каждый поможет тебе. Принцип любви к ближнему.

Понимание трагического ослабевает и усиливается вместе с чувственностью.

Поэты бесстыдны по отношению к своим переживаниям: они эксплуатируют их.

Праздность есть мать всей психологии. Как? Разве психология - порок?

Презирающий самого себя все же чтит себя при этом как человека, который презирает.

Привлекательность познания была бы ничтожна, если бы на пути к нему не приходилось преодолевать столько стыда.

Раз принятое решение закрывать уши даже перед основательнейшим противным доводом - признак сильного характера. Стало быть, случайная воля к глупости.

Разочарованный говорит: «Я искал великих людей, а находил всегда лишь обезьян их идеала».

Разочарованный говорит: «Я слушал эхо и слышал только похвалу».

Разъяснившаяся вещь перестает интересовать нас. - Что имел в виду тот бог, который давал совет: «Познай самого себя!» Может быть, это значило: «Перестань интересоваться собою, стань объективным!» А Сократ? А «человек науки»?

«Самодовлеющее познание» - это последние силки, расставляемые моралью: при помощи их в ней можно еще раз вполне запутаться.

Своими принципами мы хотим либо тиранизировать наши привычки, либо оправдать их, либо заплатить им дань уважения, либо выразить порицание, либо скрыть их; очень вероятно, что двое людей с одинаковыми принципами желают при этом совершенно различного в основе.

Сковано сердце, свободен ум. Если крепко заковать свое сердце и держать его в плену, то можно дать много свободы своему уму, - я говорил это уже однажды. Но мне не верят в этом, если предположить, что сами уже не знают этого.

Следствия наших поступков хватают нас за волосы, совершенно не принимая во внимание того, что мы тем временем «исправились».

Червяк, на которого наступили, начинает извиваться. Это благоразумно. Он уменьшает этим вероятность, что на него наступят снова. На языке морали: смирение.

Что? ты ищешь? ты хотел бы удесятерить себя, увеличить во сто раз? Ты ищешь приверженцев? Ищи нулей!

Что Бог научился греческому, когда захотел стать писателем, в этом заключается большая утонченность - как и в том, что он не научился ему лучше.

Что в том, что я остаюсь правым! Я слишком прав. А кто нынче смеется лучше всех, тот будет также смеяться и последним.

Что человек собою представляет, это начинает открываться тогда, когда ослабевает его талант, - когда он перестает показывать то, что он может. Талант - тоже наряд: наряд - тоже способ скрываться.

Чтобы жить в одиночестве, надо быть животным или богом, говорит Аристотель. Не хватает третьего случая: надо быть и тем и другим - философом.

Чужое тщеславие приходится нам не по вкусу только тогда, когда оно задевает наше тщеславие.

Это были ступени для меня, я поднялся выше их, - для этого я должен был пройти по ним. Они же думали, что я хотел сесть на них для отдыха…

«Это не нравится мне». - Почему? - «Я не дорос до этого». - Ответил ли так когда-нибудь хоть один человек?

Я не доверяю всем систематикам и сторонюсь их. Воля к системе есть недостаток честности.

Я хочу раз и навсегда не знать многого. Мудрость полагает границы также и познанию.

«Я это сделал», - говорит моя память. «Я не мог этого сделать», - говорит моя гордость и остается непреклонной. В конце концов память уступает.

Брюхо служит причиной того, что человеку не так-то легко возомнить себя Богом.

Бывает довольно часто, что преступнику не по плечу его деяние - он умаляет его и клевещет на него.

Бывает заносчивость доброты, имеющая вид злобы.

Бывает невинность во лжи, и она служит признаком сильной веры в какую-нибудь вещь.

Бывают случаи, когда мы уподобляемся лошадям, мы, психологи, и впадаем в беспокойство: мы видим перед собой нашу собственную колеблющуюся тень. Психолог должен не обращать на себя внимания, чтобы вообще видеть.

Быть может, в склонности позволять унижать себя, обкрадывать, обманывать, эксплуатировать проявляется стыдливость некоего Бога среди людей.

В конце концов мы любим наше собственное вожделение, а не предмет его.

В мирной обстановке воинственный человек нападает на самого себя.

В мщении и любви женщина более варвар, чем мужчина.

В наше время познающий легко может почувствовать себя животным превращением божества.

В своем диком естестве отдыхаешь лучше всего от своей неестественности, от своей духовности…

В снисходительности нет и следа человеконенавистничества, но именно потому-то слишком много презрения к людям.

В хвале больше назойливости, чем в порицании.

Великие эпохи нашей жизни наступают тогда, когда у нас является мужество переименовать наше злое в наше лучшее.

Возражение, глупая выходка, веселое недоверие, насмешливость суть признаки здоровья: все безусловное принадлежит к области патологии.

Вокруг героя все становится трагедией, вокруг полубога все становится драмой сатиров, а вокруг Бога все становится - как? быть может, «миром» ?

Воля к победе над одним аффектом в конце концов, однако, есть только воля другого или множества других аффектов.

Вот художник, каких я люблю, скромный в своих потребностях: он хочет собственно только двух вещей, своего хлеба и своего искусства, - panem et circen…

Вращаясь среди ученых и художников, очень легко ошибиться в обратном направлении: нередко в замечательном ученом мы находим посредственного человека, а в посредственном художнике очень часто - чрезвычайно замечательного человека.

Все, что делается из любви, совершается всегда по ту сторону добра и зла.

«Где древо познания, там всегда рай», - так вещают и старейшие и новейшие змеи.

Гениальный человек невыносим, если не обладает при этом, по крайней мере, еще двумя качествами: чувством благодарности и чистоплотностью.

Даже конкубинат развращен - браком.

Довольство предохраняет даже от простуды. Разве когда-нибудь простудилась женщина, умевшая хорошо одеться? - Предполагаю случай, что она была едва одета.

Должно отплачивать за добро и за зло, но почему именно тому лицу, которое нам сделало добро или зло?

Душа, чувствующая, что ее любят, но сама не любящая, обнаруживает свои подонки: самое низкое в ней всплывает наверх.

Если дрессировать свою совесть, то и кусая она будет целовать нас.

Если женщина имеет мужские добродетели, то от нее нужно бежать; если же она не имеет мужских добродетелей, то бежит сама.

Если женщина обнаруживает научные склонности, то обыкновенно в ее половой системе что-нибудь да не в порядке. Уже бесплодие располагает к известной мужественности вкуса; мужчина же, с позволения сказать, как раз «бесплодное животное».

Если имеешь характер, то имеешь и свои типичные пережитки, которые постоянно повторяются.

Если нам приходится переучиваться по отношению к какому-нибудь человеку, то мы сурово вымещаем на нем то неудобство, которое он нам этим причинил.

Есть невинность восхищения: ею обладает тот, кому еще не приходило в голову, что и им могут когда-нибудь восхищаться.

Есть ненависть ко лжи и притворству, вытекающая из чувствительности в вопросах чести; есть такая же ненависть, вытекающая из трусости, поскольку ложь запрещена божественной заповедью. Слишком труслив, чтобы лгать…

Женщина научается ненавидеть в той мере, в какой она разучивается очаровывать.

Женщину считают глубокой - почему? потому что у нее никогда не достанешь дна. Женщина даже и не мелка.

И самый мужественный из нас лишь редко обладает мужеством на то, что он собственно знает…

Из военной школы жизни: что не убивает меня, то делает меня сильнее.

Из тех ли ты, кто смотрит как зритель? Или кто участвует? - Или кто не обращает внимания, идет стороной? Третий вопрос совести.

Из человеколюбия мы иногда обнимаем первого встречного (потому что нельзя обнять всех): но именно этого и не следует открывать первому встречному…

Иметь талант недостаточно: нужно также иметь на это ваше позволение, - не так ли, друзья мои?

Иной павлин прячет от всех свой павлиний хвост - и называет это своей гордостью.

Иной человек, радующийся похвале, обнаруживает этим только учтивость сердца - и как раз нечто противоположное тщеславию ума.

Инстинкт. - Когда горит дом, то забывают даже об обеде. Да - но его наверстывают на пепелище.

Как мало нужно для счастья! Звук волынки. - Без музыки жизнь была бы заблуждением. Немец представляет себе даже Бога распевающим песни.

«Как много приходилось некогда кусать совести! Какие хорошие зубы были у нее! - А нынче? Чего не хватает?» - вопрос зубного врача.

Как? Великий человек? - Я все еще вижу только актера своего собственного идеала.

Как? Вы выбрали добродетель и возвышенные чувства, а вместе с тем коситесь на барыши людей бесцеремонных? - Но, выбрав добродетель, отказываются этим от «барышей»… (На входную дверь антисемиту)

Как? Разве человек только промах Бога? Или Бог только промах человека?

У актёра есть дух, но мало совести духа. Он всегда верит в то, посредством чего заставляет уверовать и других, - он верит в себя самого!

Познание - одна из форм аскетизма.

Если бы боги существовали, как бы вынес я, что я не бог?

Все боги суть символы и хитросплетения поэтов!

Бог - это некое предположение.

Брак - это наиболее изолганная форма половой жизни.

Разрастаться не только вширь, но и расти вверх - да поможет вам в этом, братья мои, сад супружества!

Хороший брак покоится на таланте к дружбе.

Всегда замечал я, что супруги, составляющие плохую пару, самые мстительные: они готовы мстить всему миру за то, что уже не могут расстаться.

Вы заключаете брак: смотрите же, чтобы не стал он для вас заключением! Слишком торопитесь вы, заключая брак, и вот следствие - расторжение брачных уз!

Брак может казаться впору таким людям, которые не способны ни на любовь, ни на дружбу и охотно стараются ввести себя и других в заблуждение относительно этого недостатка, - которые, не имея никакого опыта ни в любви, ни в дружбе, не могут быть разочарованы и самим браком.

Брак: так называю я волю двоих создать единое, большее тех, кто создал его. Брак - это взаимоуважение и почитание этой воли.

Вы ещё не искали себя, когда обрели меня. Так бывает со всеми верующими; и потому так мало значит всякая вера.

Взгляните на верующих! Кто больше всего ненавистен им? Разбивающий скрижали их ценностей, разрушающий и преступающий, но он есть созидающий.

вечность

Каждый миг начинается бытие; вокруг каждого «здесь» вращается кольцеобразное «там». Середина - повсюду. Путь вечности - кривая.

Любовь к власти есть демон людей. Дайте им всё - здоровье, пищу, жилище, образование, - и они будут несчастны, капризны, потому что демон ждёт, ждёт и хочет удовлетворения. Отнимите у них всё и удовлетворите их демона - они станут счастливы.

Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот ещё недостаточно опередил его - или отстал от него.

Поскольку время бесконечно, до настоящего момента уже протекла бесконечность, то есть всякое возможное развитие должно уже было осуществиться. Следовательно, наблюдаемое развитие должно быть повторением.

Любящие и созидающие - вот кто всегда был творцом добра и зла. Огонь любви и гнева пылает на именинах всех добродетелей.

Когда вы возвысились над похвалой и порицанием и воля ваша желает повелевать всеми вещами как воля любящего: тогда зарождается добродетель ваша. Когда вы презираете мягкое ложе и всё приятное, однако легко засыпаете даже возле роскошных постелей неженок: тогда зарождается добродетель ваша.

Стоит нам только на один шаг преступить среднюю меру человеческой доброты, как наши поступки вызывают недоверие. Добродетель покоится как раз «посередине».

«Возлюби ближнего своего» - это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.

Если ты раб, то не можешь быть другом. Если тиран - не можешь иметь друзей.

Не старайся приукрашивать себя для друга: ибо стрелой и стремлением к Сверхчеловеку должен ты быть для него.

Стал ли ты чистым воздухом, хлебом и лекарством для друга своего? Иной не в силах освободиться от собственных цепей, однако друга своего спасает.

Но если есть у тебя страждущий друг, стань для страданий его местом отдохновения, но вместе с тем и жёстким ложем, походной кроватью: так лучше всего ты сможешь помочь ему.

Даже самая широкая душа, братья мои, - какие это жалкие угодья!

Женщина - вторая ошибка Бога.

Женщина мало что смыслит в чести. Пусть же станет честью её - любить всегда сильнее, чем любят её, и в любви никогда не быть второй.

Женщина понимает детей лучше мужчины, но в мужчине детского больше, чем в женщине.

Кого ненавидит женщина больше всех? Железо так говорило магниту: «Больше всего я тебя ненавижу за то, что ты притягиваешь, не имея достаточно сил, чтобы тащить за собой».

Мужчине следует остерегаться женщины, когда она любит: ибо тогда она готова на любую жертву, и всё остальное не имеет никакой ценности в глазах её.

Мужчине следует остерегаться женщины, когда она ненавидит: ибо он в глубине души своей только зол, она же - скверна.

Да будет женщина игрушкой, чистой и изящной, словно драгоценный камень, блистающий добродетелями ещё не созданного мира.

Слишком долго таились в женщине раб и тиран. Поэтому неспособна она к дружбе: ей ведома только любовь.

В сознательной любви женщины есть и внезапность, и молния, и тьма рядом со светом.

Добро и зло, богатство и бедность, высокое и низкое, и все имена ценностей - всё это станет оружием и будет воинственно утверждать, что жизнь должна превозмогать себя снова и снова!

Некоторым не удаётся жизнь: ядовитый червь гложет им сердце. Да приложат они все силы свои, чтобы смерть лучше удалась им!

Жизнь - источник радости; но всюду, где пьёт толпа, родники отравлены.

Но если жизни так нужна высота, то ей нужны и ступени, а также противоречие ступеней и восходящих по ним! Восходить хочет жизнь и, восходя, превозмогать себя.

Тот, кто ответил себе на вопрос: «Зачем жить?» - сможет вытерпеть почти любой ответ на вопрос: «Как жить?»

А вы, друзья мои, говорите, что о вкусах не спорят? Но вся жизнь и есть спор о вкусах!

И если друг причинит тебе зло, скажи так: «Я прощаю тебе то, что сделал ты мне; но как простить зло, которое этим поступком ты причинил себе?»

Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-нибудь, достаточно сказать о нём какую-нибудь правду.

Поистине, подобно солнцу, люблю я жизнь и все глубокие моря. И вот что называю я познанием: чтобы всё глубокое поднялось на высоту мою!

О, как много великих идей, чьё действие подобно кузнечным мехам: от них человек надувается и становится ещё более пустым.

изобретатели

Не вокруг тех, кто измышляет новый шум, а вокруг изобретателей новых ценностей вращается мир; неслышно вращается он.

Искусство делает выносимым вид жизни, окутывая её дымкой нечистого мышления.

Десять раз на дню должен ты находить истину, иначе будешь искать её и ночью, и душа твоя останется голодной.

Познающий неохотно погружается в воду истины не тогда, когда она грязная, а когда она мелкая.

Всякая истина, о которой умалчивают, становится ядовитой.

Вовсе не так легко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими.

культура

Культура - это лишь тоненькая яблочная кожура над раскалённым хаосом.

Мы очень мало знаем и плохо учимся: потому и должны мы лгать.

Даже в чаше высшей любви содержится горечь.

Любите и ближних своих, как самих себя, - но прежде станьте теми, кто любит самого себя, - любит великой любовью, любит великим презрением!

Любить и погибнуть: это сочетание - вечно. Воля к любви означает готовность к смерти.

Надо учиться любить себя - любовью здоровой и святой, чтобы оставаться верным себе и не терять себя. И поистине это вовсе не заповедь на сегодня и на завтра - учиться любить себя. Напротив, из всех искусств это самое тонкое, самое мудрое, самое высшее и требующее наибольшего терпения.

Много кратких безумий - вот что вы называете любовью. И ваш брак кладёт предел множеству кратких безумий - одной большой и долгой глупостью.

Поэтому хочу я, чтобы искренне говорили друг другу: «Мы любим друг друга; посмотрим, будем ли мы любить и впредь! Или обещание наше ошибочно? Дайте нам время и недолгий союз, чтобы увидеть, годимся ли мы для истинного союза! Великое дело - всегда быть вдвоём!»

Там, где нельзя больше любить, там нужно пройти мимо!

Убожество в любви охотно маскируется отсутствием достойного любви.

Братья мои, любить дальнего, а не ближнего призываю я вас.

Те, кто до сих пор больше всего любили человека, всегда причиняли ему наисильнейшую боль; подобно всем любящим, они требовали от него невозможного.

Всякая великая любовь желает не любви, она жаждет большего.

Великая любовь выше страдания, ибо то, что любит она, она ещё жаждет - создать!

Есть дающие натуры и есть воздающие.

Люди, стремящиеся к величию, суть по обыкновению злые люди: таков их единственный способ выносить самих себя.

Люди, недоверчивые в отношении самих себя, больше хотят быть любимыми, нежели любить, дабы однажды, хотя бы на мгновение, суметь поверить в самих себя.

Поверхностные люди всегда должны лгать, так как они лишены содержания.

Одиннадцать двенадцатых всех великих людей истории были лишь представителями какого-то великого дела.

Тысячами мостов и тропинок пусть стремятся люди к будущему, и всё сильнее должна произрастать между ними вражда и неравенство: так внушает мне великая любовь моя. Призрачные образы и символы пусть изобретут они во вражде своей, и величайшее сражение состоится тогда между ними.

Я хожу среди них и держу свои глаза открытыми: люди измельчали и мельчают всё больше. И причина этому - их учение о счастье и добродетели. Они умеренны в добродетели и хотят комфорта. А с комфортом совместима лишь умеренная добродетель.

В мире самые лучшие вещи ещё ничего не значат, пока нет того, кто их представит с подмостков: великими людьми называет толпа этих представляющих.

Большинство людей слишком глупы, чтобы быть корыстными.

месть

Да будет человек избавлен от мести: вот мост, ведущий к высшей надежде, и радужное небо после долгого ненастья.

Ты молод и мечтаешь о ребёнке и браке. Но ответь мне: таков ли уже ты, чтобы иметь право желать ребенка?… Преодолел ли ты самого себя, повелитель ли ты своих чувств, господин ли своих добродетелей?… Или в желании твоём говорит животное и потребность природы твоей? Или одиночество? Или недовольство собой?

Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх.

Мораль - это важничание человека перед природой.

Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в неразумное.

Все вы служили народу и народному суеверию, вы, прославленные мудрецы! - а не истине!

В настоящем мужчине всегда сокрыто дитя, которое хочет играть. Найдите же в нём дитя, женщины!

Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего влеклись ею ввысь.

народы

Даже когда народ пятится, он гонится за идеалом - и верит всегда в некое «вперёд».

Ни один народ не смог бы выжить, не производя оценки - что есть добро и что есть зло; чтобы сохраниться, должен он оценивать иначе, нежели сосед его. Многое, что у одного народа называется добром, у другого слывёт позором и поношением... Многое из того, что здесь именуется злом, там облекалось в пурпур почестей.

Этот страх, древний и изначальный, ставший, наконец, утончённым и одухотворённым, теперь, как мне кажется, зовётся наукой.

Не то, что мешает нам быть любимыми, а то, что мешает нам любить полностью, ненавидим мы больше всего.

А больше всего ненавидят того, кто способен летать.

Несчастье ускользнуло от тебя; наслаждайся же этим, как счастьем своим!

Нет более жестокого несчастья в судьбе человеческой, чем когда властители земли - не первые среди подданных своих. И всё тогда становится лживым, превратным, ужасающим.

о себе

Я хожу среди народа и держу свои глаза открытыми: люди не прощают мне того, что я не завидую добродетелям их.

общество

Человеческое общество - это попытка, это долгое искание; ищет же оно того, кто повелевает!

одиночество

У одного одиночество - это бегство больного, а у другого - бегство от больных.

подарки

Будьте же равнодушны, принимая что-либо! Оказывайте честь уже тем, что принимаете, - так советую я тем, кому нечем отдарить.

У покорности самая жёсткая шкура.

Редко ошибёшься, если исключительные поступки будешь объяснять тщеславием, посредственные - привычкой и мелкие - страхом.

Каждый поступок продолжает созидать нас самих, он ткёт наше пёстрое одеяние. Каждый поступок свободен, но одеяние необходимо. Наше переживание - вот наше одеяние.

С помощью правды можно вас обманывать и увлекать куда угодно.

Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нём какую-нибудь правду.

Существует право, по которому мы можем отнять у человека жизнь, но нет права, по которому мы могли бы отнять у него смерть.

Лучшее средство хорошо начать день состоит в том, чтобы, проснувшись, подумать, нельзя ли хоть одному человеку доставить сегодня радость.

С тех пор, как существуют люди, слишком мало радовался человек: только в этом, братья мои, наш первородный грех! И если мы научимся больше радоваться, то так мы лучше всего разучимся обижать других и измышлять всевозможные скорби.

Говорить о женщине следует только с мужчинами.

Как только благоразумие говорит: «Не делай этого, это будет дурно истолковано», я всегда поступаю вопреки ему.

Ревность - остроумнейшая страсть и тем не менее всё ещё величайшая глупость.

Как только религия приобретает господство, её противниками становятся все те, кто были её первыми последователями.

Верующий находит своего естественного врага не в свободомыслящем, а в религиозном человеке.

слава

Всякий, жаждущий славы, должен заблаговременно расстаться с почётом и освоить нелёгкое искусство - уйти вовремя.

Даже в смерти должны пылать дух ваш и добродетель, подобно вечерней заре над землёй: иначе смерть ваша плохо удалась вам.

Многие умирают слишком поздно, а иные - слишком рано. Пока ещё странным покажется учение: «Умри вовремя!»

Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.

Стремление к стаду древнее, чем притяжение собственного «Я»: и покуда добрая совесть означает волю стада, лишь дурная совесть скажет «Я».

Такой совет даю я королям, и церквам, и всему, что одряхлело от тяжести лет и ослабло в добродетели: дайте ниспровергнуть себя! И вы снова вернётесь к жизни, а добродетель вернётся к вам!

Сладострастие: невинно и свободно оно для свободных сердец, сад счастья на земле, праздничное изобилие и дар будущего от избытка его.

Сладострастие: это сладкий яд лишь для увядших, для тех же, у кого воля льва, это великое сердечное подкрепление, вино из всех вин, благоговейно сбережённое.

Сладострастие: это величайшее блаженство, символ высшего счастья и высшей надежды.

Брат мой, если счастье сопутствует тебе, то у тебя только одна добродетель, и не более: тогда легче идти тебе через мост.

На свете гораздо больше счастья, нежели сколько видят его затуманенные печалью глаза, если только считать верно и не забывать тех приятных минут, которыми бывает богат каждый день человеческой жизни, как бы тяжела она ни была.

Счастье мужчины зовётся «Я хочу». Счастье женщины - «Он хочет».

Всяким маленьким счастьем надлежит пользоваться, как больной постелью: для выздоровления - и никак иначе.

А на рассвете рассмеялся Заратустра в сердце своём и сказал насмешливо: «Счастье бегает за мной. Это потому, что я не бегаю за женщинами. А счастье - женщина».

Человек «современных идей», эта гордая обезьяна, страшно недоволен собой – это неоспоримо. Он страдает, а его тщеславие хочет, чтобы он только «со-страдал».

учение

Кто хочет научиться летать, тот должен сперва научиться стоять, и ходить, и бегать, и лазить, и танцевать: нельзя сразу научиться полету!

Лучшее должно господствовать, и лучшее хочет господствовать! А где учение гласит иначе, там лучших не хватает.

Только для созидания должны вы учиться!

Желать чего-то и добиваться этого - считается признаком сильного характера. Но даже не желая чего-то, все-таки добиваться этого - свойственно сильнейшим, которые ощущают себя воплощённым фатумом.

Я люблю храбрых: но недостаточно быть рубакой, нужно ещё знать, кого рубить! И часто больше храбрости бывает в том, чтобы удержаться и пройти мимо: и сохранить себя тем самым для более достойного врага!

Кому Целомудрие в тягость, тому не следует советовать его: чтобы не сделалось оно путём в преисподнюю, превратившись в грязь и похотливость души.

церковь

Каждая церковь - камень на могиле Богочеловека: ей не хочется, чтобы Он вновь воскрес.

О, посмотрите же на эти шатры, что воздвигли священники! Церквами называют они свои берлоги, полные слащавых ароматов!

Цинизм есть единственная форма, в которой пошлые души соприкасаются с тем, что называется искренностью; и высшему человеку следует навострить уши при каждом более крупном и утончённом проявлении цинизма и поздравлять себя каждый раз, когда прямо перед ним заговорит бесстыдный скоморох или научный сатир.

Человек, ни разу ещё не думавший о деньгах, о чести, о приобретении влиятельных связей, о должности - да разве может он знать людей?

Требование человека, чтобы его полюбили, есть величайшее из всех самомнений.

Только там, где кончается государство, начинается человек - не лишний, но необходимый: там звучит песнь того, кто нужен, - единственная и неповторимая.

У одних раньше стареет сердце, у других - ум. Иные бывают стариками в юности, но кто поздно юн, долго остаётся таким.

на другие темы

«Религиозный человек», «глупец», «гений», «преступник», «тиран» - всё это суть дурные названия и частности, замещающие кого-то неназываемого.

Будь тем, кто ты есть!

В мире недостаточно любви и благости, чтобы их можно было расточать воображаемым существом.

В пустыне и господами пустыни искони жили честные, свободные умы; а в городах живут прославленные мудрецы - откормленные вьючные животные. Всегда, словно ослы, тянут они - повозку народа. В пустыне и господами пустыни искони жили честные, свободные умы; а в городах живут прославленные мудрецы - откормленные вьючные животные. Всегда, словно ослы, тянут они - повозку народа.

В стадах нет ничего хорошего, даже если они бегут вслед за тобой.

Говорят «удовольствие» - и думают об усладах; говорят «чувство» - и думают о чувственности; говорят «тело», а думают о том, что ниже, тела, - и вот таким образом была обесчещена троица хороших вещей.

О времени и становлении должны говорить высочайшие символы: им надлежит восхвалять всё преходящее и быть оправданием ему!

О, этот фальшивый свет, этот спёртый воздух! Тут не позволено душе взлететь на высоту свою! Но Вера их так повелевает им: «На колени, и вверх по ступенькам, грешники!»

По-новому верит он завтра, а послезавтра - вновь по-другому. Стремительны чувства его, как и толпы, и так же переменчивы настроения.

Поистине всегда влечёт нас ввысь - в царство облаков: на них усаживаем мы наши пёстрые чучела и называем их богами и Сверхчеловеком.

После того как Будда умер, в течение столетий показывали ещё его тень в одной пещере - чудовищную страшную тень. Бог мёртв: но такова природа людей, что ещё тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень. - И мы - мы должны победить ещё и его тень!

Такими хочу я видеть мужчину и женщину: его - способным к войне, её - к деторождению, но чтобы оба они могли танцевать - не только ногами, но и головой.

Ты должен сжечь себя в своём собственном пламени: как иначе хотел бы ты обновиться, не обратившись сперва в пепел!

Ты молод и мечтаешь о ребёнке и браке. Но ответь мне: таков ли уже ты, чтобы иметь право желать ребёнка? ... Преодолел ли ты самого себя, повелитель ли ты своих чувств, господин ли своих добродетелей? ... Или в желании твоём говорит животное и потребность природы твоей? Или одиночество? Или недовольство собой?

Ты хочешь, чтобы тебя оценивали по твоим замыслам, а не по твоим действиям? Но откуда же у тебя твои замыслы? Из твоих действий!

Что хорошо? Всё, что повышает чувство власти, волю к власти, власть в человеке. Что дурно? Всё, что происходит из слабости.

Фридрих Ницше - один из самых цитируемых философов. Его живой и пытливый ум сумел родить учения, актуальные по сей день. Афоризмы Ницше - это мысли, которые будут опережать еще не одно поколение людей.

Ницше - философ?

Его иногда называют философом поневоле. Гениальный музыкант, филолог и поэт в итоге стал создателем целого философского учения, постулаты которого цитируются до сих пор. Из-за чего изречения Ницше так распространены? Объяснить такую популярность самобытного учения можно тем, что все его постулаты пронизаны отрицанием всех общепринятых правил. Философ и сам называл себя «единственным законченным нигилистом».

Он говорил о нравственно негодующих людях как о лгунах, не понимающих собственной злобы. За столь радикальные взгляды Фридрих Ницше, цитаты которого зачастую не понимались современниками, не раз поддавался жесткой критике со стороны философского сообщества. В начале его творческого пути отсутствие признания приводило писателя к серьезным расстройствам, усугубляющимся психическими и физическими недугами. Позднее Ницше скажет об этом: «Что не убивает, то делает меня сильнее», - обозначив этим афоризмом свое отношение к непониманию и отрицанию со стороны коллег.

Шаги к сверхчеловеку

Учение философа о сверхчеловеке особняком стоит в его творчестве. В нем заключены самые смелые идеи, которые проповедовал Фридрих Ницше. Цитаты о жизни человека как развивающегося существа стали основой его идеи. Отчасти труды философа связывают с зарождением национал-социализма. Идеологи фашизма исковеркали взгляды Ницше до неузнаваемости, опорочив тем самым его имя на долгие годы.

Однако истинный сверхчеловек в трудах философа все же присутствовал. И реальные люди времен Ницше не имели с ним ничего общего. По словам писателя, обычный человек - это то, что нужно преодолеть, своеобразный период эволюции, «мост между обезьяной и сверхчеловеком». Книжное детище для самого философа было явлением непостоянным. Он то отрицал возможность рождения сверхчеловека, то говорил, что его черты становятся более видимыми.

Этот безумный замысел казался философам невозможной сказкой, но сам Фридрих Ницше, цитаты которого были достаточно радикальными, в него верил, и был готов умереть за свою идею. К этому он призывал всех: не жалеть себя во благо сверхчеловека. Идея Фридриха Ницше опережала время, возможно и до сих пор опережает. Его современники бились над проблемой сохранения человека, а Ницше говорил о том, что человека необходимо превзойти - перепрыгнуть.

Цитаты Фридриха Ницше о любви

Многие писатели и историки, затрагивающие в своем творчестве жизнь Ницше, признавали в нем ярого женоненавистника. В жизни философа действительно было мало женщин: мать, сестра и подруга Лу Саломе, которую он называл самой умной из женщин. Однако невезение в любви не привело к ее отрицанию. Любовь у великого писателя жертвенна и обличительна. Любящий, но не любимый человек, по его мнению, рано или поздно обнаруживает в себе самые гадкие качества. Писатель Фридрих Ницше, цитаты которого построены на отрицании устоявшихся норм, в излишнем морализме видел только ложь.

Он считал, что прекрасное чувство несовместимо с браком. Он не презирал семейный институт, но утверждал, что гораздо больше пар могли оставаться счастливыми, не проживая вместе. Слова Ницше о том, что чем свободнее человек, тем больше в нем способности любить и быть любимым, можно считать эпиграфом к его личной жизни. Однако на исходе лет писатель признался в том, что ошибался на этот счет, о чем свидетельствуют его слова: «Сейчас я страстно желаю любую женщину».

Фридрих Ницше: цитаты о жизни

Многие философы не испытывают сомнений в собственных убеждениях. Ницше не из их числа. Возможно, именно за его привычку все подвергать сомнению его учение и называют иррациональным. Однако писатель никогда не сомневался в собственном величии, хоть и говорил о том, что ни один мыслитель еще не оказывался полностью правым, даже он сам.

Все мысли Ницше пронизаны свободой духа, и именно к этому он стремился всю свою жизнь. Он довел эту мысль до крайности, за что не раз подвергался критике. Сам Ницше называл себя «философом непринятых истин».

Свобода - недостижимый идеал

По словам Ницше, свобода духа возлагает на человека все новые и новые обязательства. Он отрицал, что безграничность мысли может быть там, где дозволено все или ничего не дозволено. Она может быть лишь там, где четко определены границы дозволенного и запретного. Но как определить эти границы возможного и невозможного? Философ говорил, что лишь под страхом смерти человек может понять: «Дамокл хорошо танцует лишь под нависшим мечом».

Таким видел человека великий мыслитель Фридрих Вильгельм Ницше, цитаты которого - это наследие «для всех и ни для кого». Они не просто заставляют задуматься, они дают человеку неисчерпаемый стимул для самосовершенствования. Возможно, это и была одна из самонадеянных мыслей Ницше - донести свои слова до людей любой ценой, даже ценой собственных сомнений, стоивших ему личного счастья.

Доброго всем времени суток! И у нас продолжается линейка цитат великих людей. Сегодня мы поговорим о Фридрихе Вильгельме Ницше.

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше - мыслитель, филолог, композитор. Философия Ницше включает в себя особую оценки настоящего времени, поставившую под сомнение базовые принципы существующих форм морали, религии, культуры и обще-принятых форм общения, которые впоследствии отразились в философии жизни. Большинство писаний Ницше не поддаются однозначному пониманию, в связи с чем вызывают много споров.

Если Бог хотел стать предметом любви, то ему следовало бы сперва отречься от должности судьи, вершащего правосудие: судья, и даже милосердный судья не есть предмет любви.

Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!

Сражающемуся с чудовищами следует позаботиться о том, чтобы самому не превратиться в чудовище. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.

Надо учиться любить себя - любовью здоровой и святой, чтобы оставаться верным себе и не терять себя.

Независимость — удел немногих. Она — привилегия сильных

Мы более искренни по отношению к другим, чем по отношению к самим себе.

Лучше враг из цельного куска, чем друг приклеенный слегка.

Истина не многословна, для лжи слов всегда недостаточно.

Либо вы поднимитесь вверх на одну ступень сегодня, или соберитесь с силами, чтобы подняться на эту ступень завтра.

С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину - ко злу.

То, что не убивает меня, делает меня сильнее.

В стадах нет ничего привлекательного, даже если они бегут вслед за тобой.

Между религией и настоящей наукой нет ни родства, ни дружбы, ни вражды: они на разных планетах.

Мужество есть лишь у тех, кто ощутил сердцем страх; кто смотрит в пропасть, но смотрит с гордостью в глазах.

Самые умные люди, как и самые сильные, находят счастье в том, где другие нашли бы только катастрофу: в лабиринте, в суровости по отношению к себе и другим, в трудностях. Они наслаждаются властью над собой: для них аскетизм становится второй натурой, необходимостью, инстинктом.

Ни один победитель не верит в случайность.