Как ib объединяет предметы в школе. Сравнение программ A-level и IB Diploma

IB сегодня наряду с Advanced Placement (AP) - две общепризнанные программы подготовки к университету. И AP, и программа Международного Бакалавриата (IB) учат школьников аналитически мыслить, быть ответственными, любопытными, стремиться знать больше и глубже. В этом их главная ценность.

Программа Международного бакалавриата IB (International Baccalaureate) делится на 3 этапа:

  • Primary Years Programme (3 - 12 лет)
  • Middle Years Programme (11 – 16 лет)
  • Diploma Programme (16 – 19 лет)

Международный бакалавриат, универсальная предуниверситетская программа International Baccalaureate (IB) была разработана в 1968 году в Швейцарии. IB задумывалась как идеальная программа полного общего образования, единая для всех стран. В ее разработке участвовали международные эксперты, а значит эта школьная система обучения вобрала в себя лучшие элементы различных среднеобразовательных программ. На сегодняшний день преподавание по этой программе ведется в 1341 школе 112 стран мира.

В большинстве стран обучение по системе международного бакалавриата или IB ведется на английском языке, хотя и существуют программы на немецком, испанском и французском языках. Диплом признается, а значит, имеющие его абитуриенты принимаются без экзаменов в большинство университетов мира – США, Канады, Великобритании, Ирландии, Франции и Бельгии и др. Диплом признается в 160 странах мира.

Несмотря на ожидания, огромной популярности программа не получила: она оказалась слишком сложной. В среднем не более 70% учеников, заканчивающих школу по этой школьной системе обучения, могут успешно сдать выпускной экзамен и получить диплом о том, что они прошли программу полного общего образования.

Международная программа полного общего образования IB считается одной из самых эффективных и сбалансированных, а кроме того, и самых трудных программ школьного образования. Она рассчитана на 2 старших класса (школьников 16-19 лет) и, кроме специализации, дает общее образование по разным областям знаний.

Главная особенность этой школьной системы обучения в том, что экзамены оценивают не тот уровень знаний, которым обладает ученик, а тот прогресс, которого он достиг за отчетный период. Это усиливает мотивацию, развивает любознательность и целеустремленность. Поэтому, как правило, уровень знаний выпускника программы IB выше.



Программы

Основа программы международный бакалавриат (IB) – изучение 6 основных предметов, выбирающихся учеником из 6 групп академических предметов:

  • Первый язык и литература: литература (на выбор из 55 языков, SL и HL), язык и литература (на выбор из 17 языков, SL и HL), литература и театр (английский, испанский, французский, SL)
  • Иностранный язык, обучение ведется на двух уровнях - для начинающего (SL) и продвинутого (SL и HL): современные языки, классические языки - древнегреческий или латынь
  • «Человек и общество»: бизнес и менеджмент (SL и HL), экономика (SL и HL), география (SL и HL), история (SL и HL), информационные технологии (SL и HL), философия (SL и HL), мировые религии (SL), психология (SL и HL), социальная и культурная антропология (SL и HL), глобальная политика (SL и HL).
  • Науки: Биология (SL и HL), Информатика (SL и HL), Химия (SL и HL), Дизайн и технологии (SL и HL), Физика (SL и HL), Экология и общество (SL и HL), Спорт, упражнения и здоровье (SL).
  • Математика: высшая математика (HL), математические исследования (SL), математика (SL и HL).
  • Искусства и факультативные предметы: хореография (SL и HL), музыка (SL и HL), кинематограф (SL и HL), театр (SL и HL), изобразительное искусство (SL и HL).

3 предмета должны быть на повышенном уровне, а 3 - на стандартном:
повышенный (HL): 240 учебных часов,
стандартный (SL): 150 учебных часов.

На повышенном уровне изучаются 3 предмета, что позволяет студентам лучше подготовиться для поступления в вуз. По окончании курса школьники должны написать эссе – своего рода исследовательский отчет по заранее выбранной и согласованной с преподавателем теме.

Как утверждает IBO - организация, которая разработала стандарты международного бакалавриата и отвечает за их исполнение, IB не только вобрала в себя все лучшее из национальных образовательных систем, но и добавила 3 очень важных компонента, а именно:

  • ТОК:«Теория познания», цель которой – побудить молодых людей критически осмысливать полученные знания, учиться спорить и задавать вопросы, формировать собственное мнение и аргументировано его отстаивать. На этот курс отводится как минимум 100 часов.
  • CAS:«Творчество, действие, служение обществу», цель которой в воспитании человека как ответственной личности, способной обращать свою энергию и таланты на пользу другим, например, участвовать в благотворительных акциях.
  • собственная творческая и исследовательская работа для написания итогового эссе, на что в учебном плане отводится как минимум 40 часов, а тема выбирается по 60 предметам.

В конце двухлетней программы обучения проводятся итоговые экзамены. Количество баллов по результатам экзаменов учитывают университеты при рассмотрении досье абитуриентов. Максимально возможное количество баллов – 45 баллов, минимально возможное - 24 балла при условии участия в творческой программе. Большинство британских университетов требует 32 балла для прямого зачисления на программы бакалавриата.

Международный бакалавриат, или IB, – это международно признанная учебная программа, помогающая студентам поступить в зарубежные вузы.

В процессе обучения по программе IB студенты изучают обязательные и факультативные предметы в различных областях, а потом сдают выпускной экзамен. По окончанию программы студенты получают дипломы, которые служат доказательством высокого уровня знаний и готовности к обучению в университете. Дипломы IB признаются большинством иностранных вузов, наряду со школьным аттестатом и результатами языкового тестирования.

Несомненный плюс программы IB – это возможность пройти ее, не выезжая из своей страны или даже города! Сегодня школы IB работают по всему миру. В России и СНГ действует 36 школ, большинство из которых находятся на территории РФ.

Хотите получить диплом IB? Ищите подходящее учебное заведение поблизости? Представляем вам список 10 школ IB в России…

1. Московская экономическая школа, Москва

Школа предлагает обучение по дипломной программе IB ученикам 10-11 классов. Учебное заведение гордится успехами своих студентов при сдаче экзамена IB и их востребованностью на международной академической арене. Сегодня выпускники школы учатся в Лондонском городском университете, Манчестерском университете, Уорикском университете, Университетском колледже Лондона, Кингс колледже Лондона, Нью-Йоркском университете, Колумбийском университете, Корнелльском университете, Университете Вашингтона и других зарубежных вузах.

2. Самарский медико-технический лицей, Самара

Отделение Международного бакалавриата существует в лицее с 2000 года, за это время 33 ученика лицея получили дипломы IB и были подготовлены к обучению за рубежом. Обучение по программе проводится квалифицированными педагогами на английском языке и проходит одновременно со стандартной программой на уровне 10-11 класса.

3. Международная общеобразовательная школа «Интеграция XXI век», Москва

Обучение по программе IB предлагается в школе с 2006 года и длится два учебных года (10 и 11 класс). В школе преподают опытные педагоги, некоторые из них сами являются выпускниками зарубежных вузов. Сегодня выпускники программы IB в школе «Интеграция XXI век» учатся в признанных университетах Великобритании, США, Швейцарии, Кипра и других стран.

4. Школа «Обучение в диалоге», Санкт-Петербург

Школа предлагает дипломные программы Международного бакалавриата, готовя своих выпускников к обучению за рубежом. Обучение проводится на уровне 10-11 или 11-12 классов, его стоимость составляет RUB 950,000 за 1 год. Преподавание осуществляется высококлассными учителями, владеющими английским языком на высшем уровне.

5. Школа «Президент», Московская область

Частная школа предлагает дипломные программы IB, продолжительность которых составляет 2 года (10-11 класс). На выбор студента возможно обучение в маленькой группе (до 5 человек) или стандартной группе (от 5 человек), от этого также зависит стоимость программы.

6. Средняя общеобразовательная школа № 9 имени А. С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла, Пермь

Школа является единственным учебным заведением в Пермском крае, предлагающем программу MYP IB (The IB Middle Years Programme) для учеников от 11 до 16 лет. Данная программа развивает у учеников критическое мышление, а также межкультурный глобальный подход к образованию, готовя их к обучения по дипломной программе IB.

7. Лицей № 10, Пермь

Дипломные программы IB в лицее преподают педагоги, аккредитованные и сертифицированные Организацией Международного бакалавриата, имеющие соответствующие сертификаты IB по результатам зарубежных стажировок. Обучение осуществляется на уровне 10-11 класса, также предлагается курс подготовки к дипломной программе pre-DP на уровне 9 класса.

8. СОШ № 7 с углубленным изучением английского языка, Пермь

Изначально школа предлагала только англоязычную учебную программу PYP IB (для детей до 12 лет), направленную на полноценное умственное, творческое и языковое развитие детей. С 2015 года в школе также предлагается дипломная программа IB на уровне 10-11 класса. 11 учителей школы успешно получили сертификаты IB и начали подготовку учащихся к поступлению в иностранные университеты.

9. Школа-интернат для одаренных детей ВГУЭС, Владивосток

На базе Международного отделения школа реализует две программы Международного бакалавриата - MYP IB (для учащихся 5-9 класса) и дипломную программу DP (для учащихся 10-12 класса). Школа-интернат находится в красивом месте на берегу Амурского залива и, помимо обучения, предлагает ученикам комфортабельное размещение, питание и возможность заниматься в различных секциях и кружках.

10. Международная школа "Источник", Ульяновск

Старшеклассникам школа предлагает обучение по дипломной программе IB на уровне 10-11 класса. Преподавание ведется квалифицированными и опытными педагогами с использованием лучших учебных пособий на английском языке, признанных на международном уровне.

Международный бакалавриат (IB) - международная неправительственная образовательная организация, имеющая консультативный статус в ЮНЕСКО и Совете Европы.

Миссия Международного бакалавриата (IB)

Международный Бакалавриат (The International Baccalaureate) стремится воспитать любознательную, эрудированную и заботливую молодежь, которая внесет свой вклад в совершенствование и безопасность мира путем проявления межкультурного понимания и уважения. В этих целях данная организация работает со школами, правительствами и международными организациями для разработки передовых программ международного образования и строгого оценивания. Такие программы побуждают учащихся по всему миру становиться активными, открытыми, готовыми учиться всю жизнь, готовыми понимать, что другие люди, со своими отличиями, также могут быть правы.

Организация Международного бакалавриата (IBO) работает в четырёх направлениях:

Разработка учебных программ.

Оценивание учащихся в соответствии с разработанными IB стандартами.

Подготовка и профессиональное развитие преподавателей.

В программах IB обобщен международный образовательный опыт лучших школ мира, научно-прикладных педагогических систем. Процесс совершенствования, развития программ продолжается. Психолого-педагогические исследования и разработки российских ученых: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В. Давыдова - интегрированы в программы IB.

Год основания - 1968

Международный бакалавриат объединяет более 3600 школ из 150 стран. По программам IB обучается около миллиона учеников. Образовательная система IB включает четыре

Программы Международного бакалавриата (IB) :

Программа Международного бакалавриата для начальной школы (PYP - Primary Years Programme) направлена на целостное развитие детей от 3 до 12 лет, на развитие личностных качеств. Процесс обучения происходит не только в классе, но и за его пределами.

Программа Международного бакалавриата для детей основной школы (MYP - Middle Years Programme) рассчитана на учащихся в возрасте от 11 до 16 лет. Учебный процесс побуждает учащихся осознавать и понимать связь между изучаемыми предметами и реальным миром, стать творческими, критически мыслящими и размышляющими людьми.

Дипломная программа Международного бакалавриата (DP - Diploma Programme) для учащихся в возрасте от 16 до 19 лет является академически мотивирующей и сбалансированной программой образования, оканчивается выпускными экзаменами. Она готовит студентов быть успешными в университете и за его пределами.

Международный бакалавриат (International Baccalaureate) в России

Май 1996 года - первые две школы г.Москвы авторизованы по программе Международного бакалавриата (IB): ГОУ гимназия №45, НОУ Московская экономическая школа

Ноябрь 1996 года - Министерство образования Российской Федерации издало Письмо о соответствии программ IB российским нормативам

Февраль 2005 года - учредительная конференция Ассоциации школ Международного бакалавриата России и стран СНГ (АШМБ)

Октябрь 2013 года - приказ Департамента образования г.Москвы №635 «О реализации образовательных программ Международного бакалавриата в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы»

Октябрь 2014 года - подписан Меморандум о сотрудничестве между региональным офисом Организации Международного бакалавриата (IBO) и Департаментом образования г. Москвы.

В программе Международного бакалавриата (IB) школы работают по национальным программам, адаптированным с учётом требований IB.

Приказ Департамента образования города Москвы

Миссия школы №185

Целью ГБОУ Школы №185 является воспитание студента, стремящегося к непрерывному образованию, способного находить решения из сложившихся ситуаций и готового взаимодействовать с представителями других культур и нацеленного изменить мир к лучшему.

Шаги развития школы № 185 в программе Международного бакалавриата (International Baccalaureate)

2013 Вступление в проект «Москва международная школа качества»

2013 Школа получила статус «интересующаяся школа» IB PYP

2014 Школа получила статус «школа-кандидат» IB PYP

2015 Школа принимала визит консультанта IB

2016 Школа получила аккредитацию по программе начального образования IB PYP

Авторизационное письмо

Диплом об авторизации

Программа Международного бакалавриата для начальной школы (The IB Primary Years Programme)

Программа PYP IB (The IB Primary Years Programme), для детей от 3 до 12 лет, фокусируется на целостном развитии ребенка как исследователся.

Как на уроках в классе, так и в реальном окружающем мире. Эта программа определяется шестью трансдисциплинарными темами глобольного значения. Изучение этих тем проходит с помощью знаний и навыков, полученных от шести предметных областей, с мощным акцентом на деятельностный подход в обучении.

Программа PYP IB является достаточно гибкой, чтобы удовлетворить требования большинства национальных или местных учебных программ и обеспечивает наилучшю подготовку для учащихся, что продолжить обучение по программе MYP IB (the IB Middle Years Programme). Программа PYP IB:

1. Направлена на академическое, социальное и эмоциональное благополучие студентов;

2. Призывает студентов развивать независимость и брать на себя ответственность за собственное обучение;

3. Поддерживает усилия студентов на получения представлений о мире и комфортной деятельности в нем;

4. Помогает студентам заложить фундамент личностных ценностей, на котором будет развиваться и процветать их международный кругозор.

Целью программы PYP IB является создание междисциплинарного учебного плана, который является привлекательным, актуальным, сложным и значимым для учащихся от 3 до 12 лет.

Ученики школ Международного бакалавриата (IB) стремятся быть:

исследователями (Inquirers)

знающими (Knowledgeable)

мыслящими (Thinkers)

общительными (Communicators)

честными (Principled) открытыми,

широкомыслящими (Open-minded)

заботливыми (Caring)

решительными (Risk-taking)

гармоничными (Balanced)

анализирующими (Reflective)

Каждый год ученики начальной школы проводят исследования по шести междисциплинарным темам:

Кто мы (Who we are)

Где мы во времени и пространстве

(Where we are in place and time)

Как устроен мир (How the world works)

Как мы себя организуем (How we organize ourselves)

Как мы выражаем себя (How we express ourselves)

Разделяя планету (Sharing the planet)

Задать вопрос

По вопросам реализации программы Международного бакалавриата (IB) в ГБОУ Школа №185 вы можете обращаться к координатору программы - Селюта Кристине Сергеевне (

Традиционно курс A-level включает в себя до 45 различных дисциплин, из которых студенты выбирают 3-6 в зависимости от своих целей и способности к обучению. Выбор изучаемых дисциплин является важным шагов в получении образования, он должен соответствовать будущей специальности. Обычно в список предлагаемых для изучения дисциплин входят следующие предметы:

  • Математика
  • Физика
  • Химия
  • Биология
  • Бухгалтерский учет
  • Высшая математика
  • Английская литература
  • Политика
  • Искусство и дизайн
  • Экономика
  • Экологический менеджмент
  • Психология и другие.

А-level обычно имеет два уровня, на освоение каждого из которых отводится учебный год – AS-level и A-level. Студенты имеют право сами определять количество изучаемых предметов, но чаще всего это 4 академических дисциплины на первом году подготовки и 3 на втором. Для иностранных студентов дополнительным предметом изучения становится английский язык.

Учебный год состоит из трех триместров: осенний, весенний и летний. В конце каждого учебного триместра учащиеся сдают экзамены. После завершения обучения и получения сертификата об образовании студенты могут подать документы в институты. Чем выше оценки за A-level, тем больше шансов поступить в престижный ВУЗ.

Требования, предъявляемые к иностранным абитуриентам, могут отличаться в зависимости от школы:

  • Результаты не ниже 5.0 – 5.5 (может отличаться в разных учебных заведениях), 500

Особенностью данной программы является возможность прохождения ее в некоторых школах в ускоренном темпе за год или полтора. Многие учебные заведения Великобритании также предлагают курсы подготовки к A-level, призванные облегчить подростку адаптацию к жизни в другой стране, повысить его знания английского языка (расширить словарный запас, изучение специализированный лексики) и академических предметов, развитие учебных навыков.

Для поступления на британский A-level стоит заранее познакомится со списком необходимых документов в выбранное учебное заведение и правилами их подачи.

IB Diploma

Образовательная программа International Baccalaureate (Международный бакалавриат) – это программа, направленная на получение полного среднего образования за рубежом. Данный курс преподается на одном из трех языков – английском, испанском или французском. Образование по программе IB Diploma можно пройти более чем в 120 странах мира. Курс обучения IB Diploma приобретает всю большую популярность, ведь сертификат о его завершении дает возможность поступления в различные известные университеты в , Великобритании, Ирландии, Бельгии, Франции, Швеции, Норвегии и некоторых других странах.

Образовательные учреждения, предлагающее обучение по программе IB Diploma, обычно входят в число лучших, что отражает уровень освоения дисциплин. International Baccalaureate известен своей объективностью за счет прохождения студентом единого экзамена.

Программа IB Diploma была разработана в 1968 году в . IB направлен на развитие личностного потенциала учащегося, прививание стремления к академическим успехам, освоение умения критически мыслить и навыков самостоятельной работы. Особенностью программы стало использования различных методов анализа, написание огромного количества исследовательских работ, акцент на экспериментальной деятельности.

В настоящее время продолжительность программы составляет 2 года. За это время студенты обязаны освоить 6 обязательных дисциплин, написать эссе (научную работу). Изучение основных предметов ведется на двух уровнях:

  • Higher level (продвинутый уровень) предполагает 240 часов занятий. Как правило, на нем изучаются 3-4 дисциплины, которые необходимы для поступления в институт
  • Standard level (стандартный уровень) – 150 учебных часов.

Предметы IB Diplom обычно объединены в 6 групп. Студент обязан выбрать один предмет для изучения в каждом классе:

  • Первый язык, выборочное изучение произведений мировой литературы
  • Иностранные языки и литература на них
  • Человек и общество (история, психология, география, экономика, философия, бизнес и управление, информационные технологии и др.)
  • Естественные науки (биология, физика, химия, экологические системы и др.)
  • Математика
  • Дополнительные предметы по выбору (дизайн, музыка, театральное искусство, одни из предметов группы 3 или 4, математика на продвинутом уровне).

Обязательной частью образования по программе IB является прохождения курса Theory of Knowledge (теория знаний) и Creativity, Action and Service (творчество, спорт и общественная работа):

  • Теория знаний – это общий курс, включающий в себя ряд дисциплин и направленный на практическое применение полученных теоретических знаний.

Продолжительность курса – минимум 100 учебных часов. Он помогает развить у учащихся критическое мышление, логику, стремление к самообразованию. По завершению курса учащиеся пишут реферат, объем которого составляет 4-5 страниц печатного текста. При успешной презентации проекта студенту может быть начислено до 3 дополнительных баллов.

  • CAS (Creativity, Action and Service) – дополнительный блок образования. Целью курса является мотивация учащихся на занятие спортом, творчеством, участие в социально значимых проектах. Это позволяет выйти за рамки школьной программы, научиться взаимодействию с другими людьми.

Продолжительность курса – минимум 150 учебных часов (50 часов – на творчество, 50 – на спорт, 50 – на общественную работу). При прохождении CAS студент получает диплом о завершении курса.

Требования к поступающим (могут варьироваться в зависимости от образовательного учреждения и внутренней учебной программы):

  • Возраст - от 16-17 лет (законченный 10 или 11 класс российского образования)
  • Табель с оценками за последние 2-3 года (для успешного поступления оценки по основным дисциплинам должны быть не ниже 4)
  • Уровень английского - IELTS 5.5 /TOEFL 194 CBT / 71 IBT / SLEP 57
  • Высокий уровень успеваемости или сертификат о сдаче 5 экзаменов GCSE (включая математику) с баллом не ниже С или эквивалент.

После завершения программы и сдачи экзаменов студент получает сертификат об окончании. Оценки выставляются в баллах, где 7 является высшим. Максимально возможный результат, который может получить студент - 45 баллов. Для получения диплома учащийся должен набрать минимум 24 балла.

Сравнение программ A-level и IB Diploma

Основным отличием в программах A-level и IB Diploma является их разная направленность.

  • A-level позволяет ученику сосредоточиться на нескольких основных предметах, необходимых ему для поступления в университет. Прекрасно подходит для учащихся, определившихся с выбором специальности.
  • IB Diploma (международный бакалавриат) обеспечивает более широкий кругозор и дает возможность определиться с необходимыми предметами и будущей профессией чуть позже.

High School

– это программа обучения, которая позволяет ребенку провести учебный год или семестр в другой стране. Этот курс получил наибольшее распространение в США. Он позволяет подростку погрузиться в культуру другой страны, существенно повысить знания английского языка, пройти академическую программу, адаптироваться к проживанию за рубежом и завести друзей.

Основной целью обучения становится знакомство подростка с системой образования, ее ценностями, культурными особенностями и основными идеалами страны. High School может быть, как самостоятельной программой, направленной на развитие языковых навыков ребенка, так и прекрасной подготовкой к поступлению на программы A-level или IB Diploma.

Учебная программа курса направлена на адаптацию иностранных школьников к философии и правилам международного образования, где основной ценностью является критическое мышление, самостоятельность и раскрытие личного потенциала. За время учебы школьники совершенствуют свой английский язык, расширяют словарный запас, улучшают навыки устной речи. Также школьники учатся составлению грамотных презентаций, написанию интересных сочинений, анализу учебных текстов и построению независимых суждений.

Различные школы предлагают разные варианты длительности программы – от 3 месяцев до года. Наибольшей популярностью пользуются курсы длительностью 6 месяцев или год.

Основные требования к участнику High School:

  • Возраст - 15-18 лет (учащиеся, закончившие 8,9 или 10 класс)
  • Английский язык:
  • Для курса 9-12 месяцев: минимум IELTS 4.0/TOEFEL 60 CBT/19 IBT/SLEP 40 или эквивалентный балл по бесплатному тесту EF Academy
  • Для курса 6 месяцев: минимум IELTS 4.5/TOEFEL 103 CBT/34 IBT/SLEP 43
  • Табель с оценками за последние 2-3 года (для успешного поступления оценки по основным дисциплинам должны быть не ниже 4).

К необходимым личным качествам традиционно относят самостоятельность, вежливость, ответственность, коммуникабельность и другие.

Успешное окончание курса High School, программ A-Level или IB Diploma открывает двери в лучшие университеты мира. High School прекрасно подходит учащимся, чей уровень английского ниже необходимого для зачисления на программы A-level или IB Diploma, тем, кто младше вступительного возраста или имеет недостаточную академическую подготовку.

Как мы видим, каждая из программ имеет свои особенности, плюсы и минусы. Именно поэтому выбор курса обучения должен строиться в соответствии с потребностями и возможностями ребенка. Еще одним фактором при выборе программы обучения может стать его основная цель - поступление в престижный ВУЗ, получение прекрасного образования или раскрытие личностного потенциала подростка.

Однозначного ответа на вопросы «что лучше - поступить на программу или дать год подготовки» или «на какую программу поступить» нет. Год подготовки – это прекрасная возможность для подростка привыкнуть к новой обстановке, повысить свои языковые навыки и завести друзей. Также он идеально подходит для того, чтобы догнать академическую программу по выбранному направлению.

Для более точного понимания терминов и понятий используемых в этой статье,
рекомедум предварительно ознакомиться с материалами содержащимися в разделе:
"Образование в Англии"

Образовательная программа International Baccalaureate (Международный бакалавриат) была создана в Швейцарии в конце 60-х годов в качестве универсальной школьной программы с общим учебным планом, которая позволяла бы учебным заведениям одной страны считать образование, полученное в другой стране, эквивалентным национальному. По мере распространения программы IB Diploma (так называемый диплом IB, по сути - аттестат об окончании школы) стали признавать ведущие университеты мира. Сейчас в США, Канаде, Ирландии, Великобритании, Бельгии, Франции, Норвегии, Швеции и некоторых других странах абитуриентов с такими аттестатами принимают в университеты без вступительных экзаменов.

Однако обязательно оговариваются не только проходной балл, но и соответствие высоким требованиям к оценкам в аттестате по определенному набору предметов.

В других странах - например, в Испании - диплом International Baccalaureate признается наряду с национальным, однако не освобождает от сдачи вступительных экзаменов. Таким образом, студент, обучающийся в российской школе Международного бакалавритата для поступления в университет мира должен достичь того же уровня, что и лучший студент, обучающийся по программе Международного бакалавриата в престижной английской школе, что зачастую не соответствует истинному положению дел и приводит к ложным ожиданиям, вводит многих родителей в заблуждение о перспективах своего ребёнка.

Программа Международного баклавриата (International Baccalaureate, IB) состоит из трех основных циклов рассчитанных для разных возрастных категорий:

Реализация программы основана на исследовательской деятельности и практико-ориентированном обучении детей. В англоязычных странах ученики, обучаясь на высоком уровне сложности, получают полноценное образование по программам европейского уровня, а также ведут научно-исследовательскую работу под руководством ведущих научных специалистов. И даже при этих условиях не всем удаётся получить конкурентно способный Сертификат Международного бакалавриата, а 30% учащихся вообще его не получают.

Аттестат (сертификат) школы о среднем образовании любой российской школы , в том числе школы работающей по программе IB, не дает права и не обеспечивает 100% гарантию поступления в престижные международные ВУЗы. Для того, чтобы документы были приняты в приемную комиссию к рассмотрению, потребуется предъявить сертификат о среднем образовании продвинутого уровня (General Certificate of Education - GCE A-levels ), подтверждающий наличие усиленной предуниверситетской подготовки исключительно по европейским программам на английском языке - средстве обучения и общения.

DIPLOMA PROGRAMME (DP) - является предуниверситетским курсом IB для старшеклассников в возрасте 16-19 лет, в России курс совпадает зачастую по времени с подготовкой к выпускным экзаменам по российской программе или проводится после получения аттестата о среднем образовании . Длится курс 2 года и только при условии успешной защиты и получении высоких баллов дает выпускникам возможность поступать во многие университеты в 50 странах мира (включая Оксфорд и Кембридж).

Но надо иметь в виду, что в школах Великобритании программа IB – одна из самых сложных образовательных программ. Полностью она реализуется только в школах, в которых основной язык преподавания – английский. Как и британская национальная программа A-level , IB целенаправленно готовит студентов к поступлению на определенную специальность и дает всестороннее образование. Студенты изучают не 3 – 4 дисциплины (как на программе A-level) обязательно требуемых для поступления в ВУЗ, а 6 предметов на английском языке. В конце курса все пишут дипломную работу по своему "главному" предмету.

В британской системе подготовки к университету 3 предмета: математика и два языка (родной и иностранный) – являются обязательными дисциплинами в школах IB. Остальные выбираются из групп: второй иностранный язык, естественные науки, гуманитарные и экономические науки, бизнес-дисциплины, искусства или компьютерные технологии. В зависимости от избранной специальности, 3 предмета изучаются более глубоко (higher level или уровень А), другие – менее глубоко (standard level или уровень В).

На втором году обучения студенты изучают курс теории знания. Кроме того, программой предусмотрена творческая работа студентов (в изостудиях, гончарных мастерских и т.п.), занятия спортом, участие в социальных программах.

Диплом IB получают только те, кто на экзаменах в сумме набрал не меньше 24 баллов (экзаменов 6, высшая оценка 7, низшая – единица). С этой задачей в школах Великобритании справляются далеко не все: по мировой статистике, каждый третий студент остаётся без диплома.

Здесь следует учесть, что известные (брендовые) международные школы Великобритании, работающие по высоким европейским стандартам и реализующие Программу международного бакалавриата совместно с лучшими профессорами известных университетов признают, что Программа международного бакалавриата настолько сложна, что лишь 70% их учеников удаётся получить сертификат и только единицам - сертификат с конкурентоспособным рейтингом .

Знания по нетребуемым для поступления в ВУЗ предметам, изучаемым по программе IB, свидетельствуют о широкой образованности поступающего и только при равном уровне знаний по основным (профильным) предметам по сравнению с результатами учащихся, сдавших экзамены по программе А-Level, дают преимущества обладателям дипломов IB.

Разумеется, чтобы добиться равных результатов по основным (профильным) предметам студентам, проходящим предуниверситетскую подготовку по программе IB , требуется гораздо больше усилий, чем их сверстникам, готовящимся по другим программам (6 предметов на английском языке при требовании 3 предмета с оценкой ААА программы A-level по профильным предметам + международный сертификат уровня C1 – C2 по английскому языку).

В российских школах , выдающих государственный аттестат о среднем образовании, обучение ведётся по российским программам. Если же российская школа ещё и работает по программе "Международный бакалавриат" (IB ), то, логично, что программа «Международного бакалавриата» является лишь дополнительной к основной российской школьной программе. Все ученики российских школ «Международного бакалавриата» обязаны сдавать ГИА и ЕГЭ, то есть подтверждать выполнение российской образовательной программы, демонстрировать свою обученность по предметам в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами России. В связи с этим, полноценное освоение предметов по программам IB (на английском языке) на высоком конкурентном уровне в российских школах до 11 класса просто невозможно. Программы, предлагаемые в российских школах, по сути, являются лишь инициированием вступления в систему IB . Как правило, это инициирование реализуется через проектную деятельность по некоторым дисциплинам (обычно от одной до трех) и системе занятий на английском языке по предметам в ущерб качеству и количеству занятий по подготовке к ЕГЭ.

Кроме того необходимо учитывать, что из-за серьёзной нагрузки требуемой для подготовки к успешной сдаче ЕГЭ, все время у старшеклассников тщательно спланировано и распределено. Любое отвлечение для такого инициирования, может быть полезно только самым одаренным детям, которые в дальнейшем, после получения аттестата о среднем образовании , планируют продолжить свою предуниверситетскую подготовку по программе IB .

Опыт проектной исследовательской деятельности по программе IB, которую одарённые ученики ведут в российских средних школах в соответствии с требованиями Международного бакалавриата, могут быть учтены при поступлении в зарубежный ВУЗ, но никак не станут основным поводом для зачисления. Однако следует отметить, что для непосредственной деятельности в университете опыт самообучения, нарабатываемый в ходе пректной деятельности, а также опыт предметных занятий на английском языке вполне может пригодиться начинающему студенту, поскольку в британских ВУЗах студенты проводят больше времени в библиотеках, чем в аудиториях на лекциях и навыки самообучения облегчат адаптацию студента к новой системе образования.

Отдельно необходимо отметить, что, как и при поступлении во все учебные заведения, следует заранее выяснить рейтинг учебного заведения, выдающего диплом IB , котируемость этого учебного заведения в тех ВУЗах в которых обладатель диплома собирается продолжить обучение.