Как решить конфликт с начальником. Как помириться с боссом и не вылететь с работы

Мы проводим от 40 и более часов в неделю, где общаемся с совершенно разными людьми и по различным вопросам. Конфликты неизбежны, в силу разных характеров, интересов, точек зрения, и индивидуальной стрессоустойчивости человека. И если со своими коллегами мы находимся в сравнительно равных условиях, то конфликт с начальством Вы уже выступаете в разных весовых категориях.

Причин для самого конфликта может быть множество, и всех их не учтешь в одной статье. Поэтому, я сразу перейду непосредственно к самому вопросу.

Конфликт с начальством. Возможные последствия и что делать.

Главные негативные результаты если возникает конфликт с начальством , это возможное увольнение, или создание им условий работы, при котором Вы сами не сможете продолжать работать и сами уйдете. Благо все возможности в руках именно у него, и не всегда они обладают благородством, а также объективно честны со своими подчиненными.

Однако, при этом важно помнить некоторые важные моменты. Спор – это тоже диалог, и его тоже надо вести грамотно.

Как показывает мой опыт, большинство конфликтов не стоят и выеденного яйца, и их можно быстро погасить или вообще избежать. Вы даже не представляете, с какими только имбецилами мне приходилось работать. Ставленниками, зятьями или сынками генеральных директоров и так далее, совершенно незаслуженно занимающих свой пост, и стремящихся завоевать авторитет на пустом месте. Поверьте, всех их Вы не воспитаете и не образумите.

Совет 1. Ноль эмоций. Если начался конфликт с начальством, не срывайтесь – а лучше поначалу промолчите. Эмоции – плохой советчик. Горячие головы сразу мне возразят, — а что теперь, быть терпилой и молча сносить все? Ответ – да! Именно промолчать в момент самого спора или конфликта. Причина такого совета: возможно, Вы сами не правы, и нужно все проанализировать в спокойной обстановке. А когда на Вас орут, трезво оценить вряд ли сможете. Очень уж хочется ответить, да по острее.

Совет 2. Взгляните на ситуацию его глазами. Этот момент упускают абсолютно все. У всех своя правда и своя точка зрения. А на начальство давят другие люди, заказчики, клиенты и есть высокая вероятность, что его недовольство Вами объективно.

Совет 3. Отделяйте мух от котлет. Если вступили в спор, то оперируйте только фактами. Никаких субъективных мнений. Оперируя своими эмоциями, Вы не докажете свою правоту, даже если будете орать громче его самого.

Совет 4. Не переходите на личности. У любого конфликта есть свои корни. По ним и идите. Не стоит оскорблять человека, независимо от того, нравится он Вам или нет. Работа есть работа, а личность человека к Вам не относится.

Совет 5. Если конфликты не исчерпываются и затягиваются , подумайте в спокойной обстановке (возможно лучше взять административный отпуск на несколько дней) – а нужна ли Вам эта работа вообще? Все ли в ней Вас устраивает и хотели бы продолжать там работать, если бы не данный конфликт и этот начальник? На данной вакансии свет клином не сошелся и работу найти не такая уж и большая проблема. Тот, кто утверждает обратное, тот просто плохо ищет. Другой вопрос, устраивают ли Вас условия на новых местах. А тратить нервы на самодуров — не думаю, что Ваша зарплата того стоит.

Признаки, что начальник все-таки прав.

Как не странно, но начальство тоже бывает адекватным и по своему, право. Часто мы этого не замечаем, лишь потому, что у нас другие задачи и другая точка зрения. Итак, признаки:


Недопонимание между начальником и подчинёнными - явление не редкое. И порой ссоры с руководством заканчиваются увольнением. По мнению психологов, существуют определённые правила, следуя которым можно уладить конфликт и не потерять любимую работу. Рассмотрим несколько самых распространённых ситуаций.

Вы мало получаете

Вы работаете на фирме 10 лет. Начальник принял на работу молодого сотрудника и назначил ему такой же оклад, как у вас. Вы считаете, что это несправедливо, ведь ваш опыт и преданность работе приравняли к навыкам новичка.
Чтобы вам повысили зарплату, не обязательно повышать голос на начальника

Что делать? Не пытайтесь выместить обиду на молодом коллеге, не оскорбляйте его и не стройте ему козни. Поговорите с начальником, спокойно выскажите своё недовольство. И вместо того чтобы возмущаться зарплатой новенького, лучше попросите прибавки себе и обоснуйте свою просьбу.

Вы старше своего начальника

Порой попытки шефа руководить вами задевают ваше самолюбие, ведь вы уже вовсю грызли гранит науки, когда он ещё только учился ходить.

Что делать? Вы обязаны следовать указаниям руководства. Но если чувствуете, что шеф в чём-то не прав, поделитесь с ним правильным, на ваш взгляд, решением. Хороший начальник всегда оценит свежие идеи.

Вас подсидели

Несколько лет вы преследовали цель занять более высокую должность. Недавно это место освободилось, но начальник взял не вас, а какую-то девчонку со стороны.
Что делать? Объясните шефу, что достигли максимальной компетенции в своей работе и могли бы принести большую пользу, занимая такую-то должность. Поинтересуйтесь, как начальник видит ваше дальнейшее продвижение по карьерной лестнице. Вероятнее всего, он примет решение, устраивающее вас обоих.

Вы слишком болтливы

Начальник узнал, что вы нелестно о нём отзываетесь. Он ищет поводы, чтобы вас уволить, и ваши отношения переросли в психологический поединок. Что делать? Никогда не отзывайтесь плохо ни о боссе, ни о коллегах. Если уж такое случилось, инициатива поговорить и извиниться должна исходить только от вас.
И напоследок общий совет подчинённым и начальникам. Во время конфликта вы рискуете стать заложником своих слов. К примеру, в запале вы громко объявите, что увольняетесь. Но пройдёт время, вы успокоитесь, однако из-за гордости вынуждены будете уйти с хорошей работы. То же самое и с начальником: в разгар конфликта при сотрудниках он пригрозит вас понизить в должности. Спустя несколько дней всё утрясётся, но гордость не позволит ему забрать свои слова обратно, поскольку остальные подчинённые могут подумать, что он проявил слабость. Поэтому во время ссор очень важно следить за тем, что вы говорите.

В тему

Сколько вы стоите? В Интернете есть сайт zarplatomer.ru с анкетой. Достаточно ответить на несколько вопросов по вашей профессии, и зарплатомер определит уровень заработной платы, соответствующей вашей квалификации и региону проживания, с учётом предложений на рынке труда.

Мы посчитали, на какую зарплату могут рассчитывать медсестра, продавец продуктового отдела и бухгалтер в Воронеже и Москве, имеющие опыт работы, профессиональные сертификаты и высшее образование.На сайте зарплата указана в долларах, мы перевели её на отечественную валюту. Так, если верить зарплатомеру, медсестра в Воронеже стоит 2250 - 2800 руб., в Москве - 3600 - 4350 руб. Продавец у нас может заработать 6800 - 8350 руб., в столице - 10700 - 13000 руб. Бухгалтер в Воронеже может рассчитывать на зарплату 13700 - 16700 рублей, в Москве - 21500 - 26300 рублей.

Профессиональные конфликты - неизбежное зло. Нам приходится отстаивать свою точку зрения, указывать другим на их ошибки, добиваться своего в условиях нехватки времени или ресурсов. Иногда это сложно и даже болезненно, особенно если не все участники конфликта готовы соблюдать трудовую этику.

В рабочей обстановке конфронтация - часть производственного процесса, и чаще всего локальные стычки проходят быстро и вполне корректно: обе стороны понимают свою роль и ориентируются на результат. Как следствие, трудовые конфликты уже содержат в себе зерно компромисса, который нужно просто найти. Но иногда нам приходится столкнуться с теми, кто «играет грязно», используя в рабочей ситуации методы бытового скандала: переход на личности, завуалированные или прямые оскорбления и подмену понятий. Делает все, чтобы превратить конструктивную беседу в бытовую свару. В чем же причины возникновения такого рода конфликтов?

Что отстаивает агрессор

«Добровольно вступающий в конфликтную коммуникацию человек, как правило, уже переживал чувство униженности», - говорит психолог Анатолий Добин. Такое чувство, к сожалению, переживал практически каждый, но для некоторых людей опыт унижения оказывается разрушительным. Например, если он получен в детстве, от значимых для ребенка людей.

«Таким людям, - продолжает Анатолий Добин, - свойственны подозрительность и стремление постоянно контролировать свое окружение. Их цель - не допустить повторения унижения своей личности». К сожалению, это проявляется как обидчивость и склонность видеть нападение там, где его нет. Когда к такому человеку приходят с рабочими предложениями, он может принять их за попытку принизить его как личность и профессионала.

Налицо конфликт, но не интересов, а представлений о ситуации. В то время как один из участников производственного конфликта считает, что речь идет о рабочих моментах, которые нужно обсудить и двигаться дальше, другой полагает, что его честь и достоинство в опасности, а потому необходимо немедленно их отстоять. Унизив чужое достоинство.

Цель агрессора - задеть, найти чувствительную струну собеседника

В ход идут гендерные стереотипы («женщины ничего не соображают»), оскорбления по признаку возраста («молода еще мне указывать»), намеки на некомпетентность («понабрали по объявлению») или чью-то протекцию («папочка пристроил»). Это может быть прямо и грубо или завуалированно, но от этого не менее оскорбительно. Для агрессора нет запретных тем, и рано или поздно он добивается своего: задев чувствительную струну, окончательно перетаскивает своего собеседника из рабочей ситуации в бытовой конфликт.

Стоит хоть раз ответить на оскорбление оскорблением или даже просто показать, что слова вас задели, и агрессор может праздновать победу: рабочая тема забыта, результат не достигнут, зато потрепаны нервы и унижено человеческое достоинство.

Есть только один способ выйти из подобной ситуации с честью: не входить в нее. Однако речь не идет об избегании конфронтации. Путь решения профессионального конфликта - в последовательном стремлении удержать ситуацию в рамках рабочих переговоров. Пусть другой старается обидеть вас или задеть, вы должны добиться результата, и только это имеет значение. В первую очередь для этого необходимо держать себя в руках.

Как избежать конфликта

«Если вы потеряли контроль над собой - вы потеряли все, - говорит психолог Роберт Бейкел из Университета Торонто. - Манипулятивное поведение направлено на то, чтобы вызвать у вас эмоциональную реакцию, заставить вас вести себя агрессивно или, напротив, защищаться. Если мы теряем самообладание, мы делаем именно то, чего от нас хотят манипуляторы. И проигрываем, поскольку вступаем в игру, выиграть в которой невозможно. Самоконтроль обязателен, и это именно контроль поведения. Вы можете разозлиться или расстроиться, если таков ваш выбор, но за поведением своим нужно следить».

Доктор Бейкел предлагает несколько простых правил, следуя которым вежливый, воспитанный, социализованный человек может выйти победителем из трудового конфликта с агрессивным манипулятором.

Не спешите отвечать. Прежде чем вступать в конфликт на работе, подумайте, как можно разобраться с ситуацией, испытывая и вызывая минимум неприятных эмоций. Только потом действуйте.

Да, это означает, что вы должны позаботиться не только о своих чувствах, но и о чувствах вашего собеседника. Помнить, что он человек, пусть и ведет себя неподобающе. Что ему тоже может быть больно. Более того, ему больно прямо сейчас, и пусть не вы тому виной, в вашей власти не усугублять его страдания.

Обратите внимание на скорость и громкость своей речи. Возбужденный человек склонен говорить все быстрее и громче, заставляя собеседника также повышать голос. Чем быстрее речь, тем меньше в ней мысли и тем выше вероятность, что будет сказано нечто непоправимое. Не спешите. Взвешивайте свои слова.

Если возможно - возьмите тайм-аут. Это не означает, что вам нужно уклониться от конфликта, скорее - отложить его. Если вы видите, что ваш противник кипит от негативных эмоций, предложите ему перенести беседу. «Я не готова говорить с вами об этом сейчас. Давайте назначим встречу на завтра». Таким образом вы получите время на подготовку, а ваш противник - время остыть. Кроме того, поскольку конфликт происходит в коллективе и на глазах коллег, возможно, кто-то из них использует свое влияние, чтобы успокоить агрессора.

Не рискуйте. Иногда нам кажется, что одним метким ударом - например, хорошей шуткой или особенно убийственным аргументом - можно положить конец конфронтации. Но то, что так хорошо срабатывает в ситкомах, крайне редко работает в жизни. Будьте корректны и не пытайтесь закончить все одним махом.

Ориентируйтесь на результат . Мы получаем то, на чем сосредоточены. Если некто ведет себя агрессивно и провоцирует вас на конфликт, вы можете сконцентрироваться на оскорблениях, и тогда их станет только больше. А можно перевести беседу в конструктивное русло, оставляя провокации и оскорбления за кадром. И это приводит нас к главной рекомендации.

Слова, которые помогут в конфронтации

  • «Да». Даже аргументы против нужно начинать со слова «да» - человеку свойственно успокаиваться, когда с ним соглашаются.
  • «Мы». Не «мы против вас», а «мы с вами». Попробуйте включить себя и другого участника конфликта в одну социальную группу: люди проще встают на сторону представителей «своего племени».
  • «Я понимаю, что вы расстроены» - в ответ на все попытки оскорбить вас. Так вы одновременно отвергаете оскорбление и даруете за него прощение.
  • «Это действительно нелегко» и прочие фразы, которые покажут: вы осознаете, что вашему противнику живется несладко, но ситуация требует дополнительных усилий.
  • «Я вас услышал/а» - почти запрещенный прием. Употреблять только в том случае, если негативная аргументация пошла по кругу, и круг это третий.
  • «Давайте оба возьмем тайм-аут и встретимся через час (в три, завтра в десять)» - если вы понимаете, что собеседник под натиском эмоций утратил связь с реальностью.

Не хватайте «приманку». «Приманка» - это слова, у которых нет иной цели, кроме как заставить вас потерять самообладание, контроль над собой и над ходом беседы. Выйдя из себя, вы отдаете бразды правления в руки человека, который не склонен блюсти ваши интересы. Все ругательства, все оскорбления, все сексистские, расистские замечания суть «приманки», призванные отвлечь нас от сути рабочего конфликта. Ответ на них прост: «Я понимаю, что вы расстроены, но работа должна быть сделана».

Не поддавайтесь. Не отвечайте ударом на удар. Не подавайте виду, что вы вообще заметили этот удар. Все, что нужно, - это гнуть свою линию.

Да, это сложно. Человек, который сейчас пытается причинить вам боль, может быть жестоким. Но только вам решать, увенчаются ли его попытки успехом. Только вам решать, будет ли вам действительно больно. Кстати, боль утихнет, как только вы добьетесь своего: например, обещания выполнить работу к среде, предоставить техническую поддержку или дать финансирование. Результат - удивительный лекарь для израненной души, и только он, по большому счету имеет значение. Конечно, если речь идет о работе, а не о любви.

Работаешь, не жалея времени и здоровья, а шеф всё равно придирается и «пилит». Что стоит за конфликтом с начальством и как можно его уладить?

Вариант 1. А ведь босс прав!

Бывает, что начальство предъявляет вполне оправданные претензии, хотя это и нелегко признать. Основные признаки того, что критика босса справедлива:

— Его претензии регулярно повторяются и предъявляются к одним и тем же аспектам вашей работы (к срокам сдачи, к деталям и т.п.).
— Он критикует ваше профессиональное поведение или отношение к работе, но не вас самих как личность (и уж тем более не как женщину).
— Он указывает на последствия ваших действий – например, из-за того, что вы все время опаздываете с отчётом, предприятию начисляется штраф и это ударяет по бюджету.
— Ваши действия (независимо от начальства) критикуют и другие коллеги, доказывая фактами, что ваши недоработки сказались и на них.
— Руководство старается критиковать вас не при всех (например, на собраниях), а индивидуально (чтобы не задеть ваше самолюбие) и в такое время, чтобы не отвлекать вас от сложных и неотложных задач.

Что это означает

Что босс прав. Вам надо скорее услышать и разобраться, в чём не правы вы, перестроиться и начать чётко выполнять требования босса.

Что можно сделать

Искренне признайте, что претензии справедливы.
— Ещё раз уточните (и запишите для себя) круг своих обязанностей, порядок их выполнения и чёткие критерии оценки вашей работы.
— Возможно, вы чего-то не понимаете. Не бойтесь это показать – это лучше, чем вводить в заблуждение себя и других. Спросите, где можно получить недостающую информацию или набраться опыта.
— Если по вашей вине предприятию или подразделению нанесен какой-то ущерб, предложите хороший выход из создавшейся ситуации. И лучше не один, а несколько.
— Начните выполнять свою работу согласно уточненным требованиям и критериям оценки и попросите начальство регулярно оценивать вашу работу. Хотя бы в ближайшее время.
— Искренне без заискивания поблагодарите начальство за терпение и понимание, за то, что вам предоставили шанс скорректировать работу и набраться опыта. Ведь вам важно это доверие. Не так ли?

Чего делать не надо

— Заискивать и показывать, что боитесь увольнения, штрафов и других наказаний.
— Ругать себя, впадать в уныние и занижать свою самооценку. Ошибки бывают у всех! И ваше руководство – не исключение. Возможно, босс помнит об этом и именно поэтому дает вам шанс исправиться.
— Строить из себя «жертву репрессий», жаловаться, привлекать к ситуации коллег и вышестоящее начальство. Возьмите на себя ответственность за свои просчеты и устраните их. Именно так ведут себя профессионалы.
— Переходить в ответное наступление и обвинять начальство или коллег, выдавать пассажи из серии «сами дураки»! Так ведут себя лишь незрелые личности.

Вариант 2. А вы… вы… самодура!

Вы делаете свою работу хорошо и соответствуете всем профессиональным критериям, но просто не нравитесь руководству. Особенно часто такое встречается в чисто женских коллективах.

Основные признаки того, что вы не нравитесь начальству:

— Босс критикует не столько ваши действия, сколько вас самих – как личность (как женщину). Придирается к внешнему виду, манере ходить, говорить, и вообще ко всему, что напрямую к вашим обязанностям не относится.
— В тоне разговора прослеживаются явные нотки презрения и высокомерия. Порой вы чувствуете, что, делая вам замечание, босс явно получает удовольствие.
— Придирки случаются каждый раз по разному поводу и всегда в неподходящее время. Логику претензий порой отследить невозможно.
— Как правило, вас критикуют «при всех».
— Что касается работы, босс даёт нечеткие указания, не ставит конкретных сроков, отказывается называть проверяемые критерии оценки вашей работы.

Что это может означать

— Вы сами допускаете, чтобы с вами так обращались и носите маску жертвы не только в этой ситуации.
— До вас на этой позиции работал местный «козёл отпущения» и теперь эта роль вместе с должностью перешла «по наследству» к вам.
— Вы, сами того не зная, наступили шефу на какую-то «больную мозоль».
— Он хочет видеть на этом месте другого человека.
— У босса есть проблемы психологического и личного характера, может быть, ваш начальник таким способом пытается поднять самооценку, а других способов просто не знает.
— С равными себе и теми, кто стоит выше, ваш босс конкурировать не решается, но ему этого очень хочется и он «отрывается» на вас.

Что можно сделать

— Вежливо, но твёрдо пресекайте любые попытки начальства перейти в критике на личности. Помните: руководство имеет право оценивать только ваши профессиональные качества и поведение.
— Оставайтесь спокойной – те, кто придираются по мелочам, хотят выбить нас из равновесия! Ведь в таком состоянии мы легко можем стать объектами манипуляций.
— Несмотря ни на что, попробуйте ясно и чётко договориться о том, что входит в ваши обязанности, каков порядок и сроки выполнения работ и каковы критерии оценки вашей работы.
— У таких людей очень остра потребность в признании и восхищении! Комплименты должны быть искренними и неожиданными, но ни в коем случае не заискивающими. Но есть риск превратиться в «придворного» на всю оставшуюся жизнь. Разве вы этого хотите?
— Можно вступить в коалицию с начальством вашего босса (если оно есть). Такие люди зачастую признают только тех, кто выше их по иерархии. Но в этом случае будьте готовы к тому, что вас постоянно будут пытаться подставить как в мелочах, так и по-крупному.
— На всякий случай имейте «в кармане» запасной вариант трудоустройства. Независимость – лучшая подстраховка!

Чего делать не надо

— Безропотно принимать на себя роль жертвы.
— Демонстрировать волнение, страх, раздражение или агрессию.
— «Забивать» на работу, нарушать рабочее расписание.
— Обсуждать и жаловаться на начальство в соцсетях, рабочей и личной переписке, курилке и т.п.

Вариант 3. Самое слабое звено

Вы с работой справляетесь на «отлично», а ваш босс – на «троечку». Результат общей работы неудовлетворителен, и начальник получает за это «по шапке» от своего руководства. Он расстраивается, злится и пытается переложить на вас (а возможно и на других сотрудников) ответственность за этот неуспех.

Как распознать такого шефа

— Он всегда задерживает ту часть работ, которая зависит непосредственно от него: совещания, указания, планирование, координирование, оценка работы и ситуаций.
— Он все делает неточно, как бы оставляя простор для трактовок: даёт указания, ставит сроки, обозначает критерии оценки, координирует работу сотрудников. Всё это как бы есть, но он всегда может это повернуть в выгодную для себя сторону.
— Вы и другие коллеги слишком часто работаете сверхурочно.
— Когда босс вас критикует, он то и дело ссылается на «вышестоящее начальство».
— Видно, что он боится принимать чёткие и быстрые решения — ждёт указаний сверху.

Что это означает

— Ваш босс не является или не чувствует себя главным. Возможно, у него недостаточно полномочий или авторитета в глазах его руководства.
— Он боится сделать ошибку – либо ему не хватает опыта, либо он уже однажды совершил промах и последствия были пугающими для него, либо он просто боится своего начальства.
— Ваш босс при определенном стечении обстоятельств будет готов пожертвовать любым сотрудником, лишь бы вытащить себя.

Что можно сделать

— Нацелиться на место босса. Для этого достаточно работать больше и успешнее и доводить информацию о своей работе до самого высокого руководства. Многие так и делают. Но если вы не хотите, чтобы однажды с вами обошлись точно так же, не торопитесь. Помните: всё зло возвращается нам в двойном размере.
— Стать союзником и соратником босса, оказывать ему всяческую поддержку и консультации. Превратиться в этакую «мамочку» и работать за себя и «за того парня».
— Ничего не менять и просто принимать его таким, как есть; еще лучше — найти, чему у него поучиться.
— Как и в предыдущем варианте, хорошо бы иметь «запасной аэродром». Ведь, повторюсь, такие боссы всегда готовы пожертвовать кем-то из сотрудников и свалить на них всю вину за неуспех.

Чего делать не надо

— Доверять таким людям. Как правило, внутренне они довольно слабы и трусливы. И на руководящих должностях, по крайней мере, на одном месте надолго не задерживаются.
— Понижать собственную самооценку.
— Критиковать босса в ответ. Такие люди очень злопамятны. Вы-то уже забудете, а он – нет!

Вариант 4. Очень ценный кадр

Вы выполняете свою работу хорошо, но босс никогда не хвалит вас. Более того, он то и дело придирается (причём, как правило, публично и эмоционально), то к одним сотрудникам, то к другим. У вас часто возникает чувство, что он стравливает вас и ваших коллег между собой…

Это можно заподозрить, если:

— Ваш босс умен и ироничен, любит задавать неудобные вопросы.
— Он все время стремится сделать уникальный продукт.
— У него сложные отношения с собственным начальством. Он постоянно ждёт от него признания. И авторитетом для него, как правило, является только собственный босс. Да и то с оговорками…
— Его придирки выражаются в довольно эмоциональной форме, и после них вы себя чувствуете подавленной. Однако спустя какое-то время появляется желание доказать, что они несправедливы и вы работаете хорошо!

Что это означает

— Скорее всего, ваш босс считает, что похвала снижает трудовые порывы сотрудников. И что лучше всего люди работают, когда стремятся к похвале, но не получают её.
— Возможно, он считает, что для результата полезно, когда сотрудники постоянно конкурируют друг с другом. Для этого он пилит то одних, то других.
— Сам босс очень зависим, как от похвал, так и от критики. Скорее всего, в детстве его хвалили мало, а критику он хотя и воспринимает болезненно, но использует для того, чтобы постоянно совершенствоваться.
— Как правило, такие люди нацелены на очень высокие достижения, но не замечают, что даются они им и их сотрудникам слишком высокой ценой.

Что можно сделать

— Попробуйте с уважением отнестись к тому, что такие руководители всегда хотят сделать что-то уникальное – для компании в целом это хорошо! И такая стратегия управления, хотя и довольно болезненна, а порой и невыносима, иногда и правда помогает добиться удивительных результатов.
— Если оригинальные идеи и технологии – ваша сильная сторона, высказывайте их, отстаивайте и внедряйте! Такие руководители уважают и ценят предприимчивых сотрудников, держатся за них и продвигают по карьерной лестнице. Впрочем, от придирок все равно не защищает!
— Боссы такого склада ценят, когда сотрудники видят их исключительные профессиональные качества и находят способ перенять эти навыки и опыт. Открыто учитесь у них и благодарите за предоставленную возможность!
— Реагируйте на критику спокойно. Хотя бы внешне. Это сделать просто, если помнить, что вы – в любом случае Ценная Личность, и не ошибается тот, кто ничего не делает.
— Если вам совсем некомфортна такая атмосфера, можно мягко заявить, что постоянные придирки и конкуренция не вдохновляют вас на хорошую работу.

Чего делать не надо

— Втягиваться в спровоцированные начальством конфликты с коллегами.
— Злорадствовать, когда босс придирается не к вам – подождите, будет и на вашей улице «праздник».
— Добиваться признания и похвалы от начальства – он не умеет хвалить и признавать. Оставьте это.
— Оправдываться и принимать критику босса близко к сердцу – по большей степени, для него это игра, так зачем же вам принимать ее всерьез?
— Выражать раздражение и агрессию по отношению к начальству – такие люди, сами того не сознавая, как раз и ждут от вас всплеска эмоций (любых – даже негативных). А вот если вы им не дадите этого, они переключатся на других, а вас чаще будут оставлять в покое.

Возможно, у вашего местного «деспота» вы найдёте сразу несколько вышеперечисленных признаков. Но в любой ситуации главное помнить: как мы относимся к людям, так и они со временем начинают относиться к нам. Поэтому, каким бы затяжным и нервным ни был ваш конфликт с боссом, вы всегда можете или найти себе другую работу, или выстроить отношения с ним иначе. Всё в ваших руках!

Наталья Котова


Быть начальником - значит иметь особый статус в своем коллективе. Что и говорить, должность более ответственная, требующая большей отдачи и моральных сил. Талантливо управлять даже самым небольшим коллективом дано далеко не всем. Собрать людей с разными интересами, жизненными проблемами и личностными данными в единую команду – это ли не искусство?! Несомненно, многое в нелегком труде вышестоящего лица может заслуживать одобрения и даже восхищать, однако и привилегий у такого человека не в пример остальным. Нет подчиненного, которому бы нечего было сказать о своем начальнике.

Хорошо, если человек нашел общий язык со своим руководителем и работа в его команде приносит если не удовольствие, то хотя бы не напряжение и страх. А что если с самого начала ваш начальник «имеет на вас зуб» или вы столкнулись на редкость с неуровновешанным характером? Если в очередном приступе ярости вы слушаете про себя и окружающий мир столько всего, что сил не остается даже на слабое сопротивление. Однозначно, пора говорить свое резкое «стоп»!

Итак, тем счастливчикам, которым довелось создать отличный микроклимат в своих трудовых отношениях можно лишь сказать в напутствие «Так держать!» Если же вы находитесь под гнетом своего босса - пора действовать.

Как правило, у самодостаточного и уверенного в себе человека не возникает даже мысли допустить к себе оскорбительное отношение. Неважно, к какому социальному уровню вы относитесь, неважно какое у вас образование и какую должность вы занимаете, вы, прежде всего, человек и имеете право на уважение. Это должно стать жизненным кредо каждого! Если от природы вы человек мягкий и неконфликтный или просто не уверенный в себе, пора научится проявлять жесткость в критических для вас ситуациях. Вы можете оставаться мягким и уязвимым кругу самых близких. В деловой же сфере лучше держать «лицо».

Сколько бы вам не платили, собственное достоинство цены не имеет. Сегодня вас оскорбил начальник, а завтра найдется и более дерзкий коллега, которому тоже захочется «погонять» слабого. Поэтому правило номер один: не показывать свою слабость! Показывая то, как мы уязвлены, людей темпераментных, более горячих приводит к довольно смешанному чувству: жалости и … к пониманию, что опыт можно повторить. На любые оскорбления и крики, вы не должны отвечать слезами. Отвечать грубостью также не имеет смысла. Скорее вы должны обрести внутреннюю свободу и силу, которую, не сомневайтесь, почувствует ваш оппонент.

Для этого не плохо было бы от души разозлиться внутренне, а вслух спокойно, но твердо сказать, что такого тона (слов) вы не потерпите. Хорошо бы отрезвить человека довольно резкими и холодными фразами. Вроде: «…, возможно вы забыли, что находитесь не у себя дома, так позвольте я вам напомню, что тон, которым вы здесь позволяете себе разговаривать со мной, я не приемлю. Извините, я вынужден (а) прекратить этот диалог. Прошу впредь высказывать свои претензии в другой форме, а сейчас до свидания!» Любой ответ сгодится, но вы должны показать своей фразой, что не просто запрещаете человеку говорить подобным образом в данную секунду, а и в любой другой момент, когда ему это вздумается.

Если тирады вашего начальника связаны с его темпераментом. Вы знаете, что он быстро заводится и так же быстро отходит, то можно порекомендовать, просто возводить стенку между вами и руководителем в этот момент. Можно выйти из кабинета, не давая возможности договорить, положить трубку, в случае если ор доносится оттуда, и все это без каких-либо комментариев. Уверяем, поступком, на такой психотип человека, можно подействовать гораздо эффективнее. Позднее, когда начальник придет в себя, можно объяснить, что слушать чьи-либо крики вы не желаете.

Часто происходит, так, что подчиненный, чувствуя себя жертвой чуть, ли не «смакует» каждую фразу, приносящую ему боль и обиду. Потом все это копится и образует лютую ненависть к вышестоящему. Не спорим, никто не должен испытывать приязнь к человеку, от которого он чувствует негатив. Однако, ненависть съедает изнутри и не стоит ее в себе взращивать. Если отпор дать не получилось, то на игнор вы должны быть просто способны. В моменты вспышек важно отключать свое сознание. Ничего не доказывайте человеку в ярости, если не готовы дать отпор, который способен остановить. Дождитесь момента, когда вы будете услышаны, а до того хорошо проговорите про себя то, что хотелось бы вам ответить. Не бойтесь, что будет поздно, зато это будет более эффективно.

Может покажется повторением, но важно выбрать не роль жертвы, а роль более здравомыслящего человека. Стоит заставить себя выпускать коготки на оскорбления. Не обижаться, не страдать, а злиться и недоумевать. Вы не жертва, а человек, которого пытаются принизить, уязвить. Такое недопустимо! Ваше внутреннее содержание должно кричать не: «Как мне больно, куда мне спрятаться?», а то: «Как он посмел?! Такого не должно повториться!» Внутренне вы должны перенастроить себя именно на недовольство.

Человек, который занимает пост, уже выше по рангу. Поднимая на вас голос, он не может понимать, что какой бы сильной личностью вы не были, в данной ситуации вы не на равных. Потому умному начальнику, как правило, не придет в голову добиваться чего-то криком. В конце концов, если вы не правы, допустили роковую ошибку в работе или действительно совершили недопустимую провинность, принеся тем самым ущерб, ваш начальник имеет достаточно большой инструментарий для того, чтобы показать, насколько вы не правы.

Имеется общий порядок, который касается всех сотрудников. Ничего личного здесь быть не может. Если конфликт имеет место - уволиться, спрятаться за больничный лист не самый лучший выход. Возможно, стоит претерпеть ситуацию и одержать свою маленькую победу. Если вы знаете, что вашей вины в сложившейся ситуации нет, то необходимо спокойно и лаконично объяснить вашу непричастность к ситуации. Хорошо, если вы сможете донести это в форме логической цепочки, чтобы в конце беседы сам руководитель мог подвести нужный итог.

Также стоит учитывать, что есть особая категория людей, которые горазды прощупывать человека на прочность. Как правило, такие люди до конца будет изводить слабых, и окончательно успокоятся, когда поймут что вы «крепкий» орешек. Уважение у таких людей вы можете вызвать лишь прямолинейностью, моментальным отпором и где-то даже дерзостью. Молчание здесь недопустимо.

Одним словом, в какой бы ситуации не оказались, вам предстоит нелегкая борьба, прежде всего с собой и своими эмоциями. Помните - холодный ум лучше горячей головы! Оценивайте обстановку, изучайте личность, подавляющую вас, и возможно вы сами найдете путь к избавлению. Если вы понимаете, что человек, доставшийся вам в начальники, неисправим, то задумайтесь, стоит ли ваше драгоценное время тратить на борьбу за здоровое общение с тем, кому возможно плохо даже с самим собой!

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.