Как строилась саяно шушенская гэс. Хронология строительства гидроэлектростанции

Саяно-Шушенская гидроэлектростанция им. П. С. Непорожнего - самая мощная электростанция России, шестая по мощности гидроэлектростанция в мире. Расположена на реке Енисей, в посёлке Черёмушки (Хакасия), возле Саяногорска. Началом биографии Саяно-Шушенского гидроэнергокомплекса можно считать 4 ноября 1961 г., когда первый отряд изыскателей института «Ленгидропроект» прибыл в горняцкий поселок Майна. Зимой того же года было проведено обследование 3 конкурирующих створа. В июле 1962 г. экспертная комиссия, возглавляемая академиком А.А. Беляковым, смогла по материалам изысканий выбрать окончательный вариант – Карловский створ.



В 20 км ниже по течению было намечено строительство спутника Саяно-Шушенской - контррегулирующей Майнской ГЭС.
12 сентября 1968 года - в Карловском створе начата отсыпка перемычек котлована первой очереди.

Проект уникальный арочно-гравитационной плотины СШ ГЭС был разработан Ленинградским отделением института "Гидропроект". Создание плотины такого типа в условиях широкого створа Енисея и сурового климата Сибири не имело аналогов в мире

Две с лишним сотни организаций внесли свой вклад в строительство энергетического гиганта на Енисее и навсегда останутся составляющими истории его создания, но первое место среди них занимает, конечно же, многотысячный "КрасноярскГЭСстрой"

17 октября 1970 года - в основные сооружения Саяно-Шушенской ГЭС уложен первый кубометр бетона.

11 октября 1975 года вся страна следила за поединком строителей и могучего Енисея.
Вот слова из телеграммы секретаря правления Союза писателей СССР Сергея Сартакова: «…Богатырь Енисей, пробудивший Саянский хребет, будет… служить человеку в надежде, однако, что и человек с ним обойдется по достоинству…»

1978 год - начато строительство контррегулирующей Майнской ГЭС.

Вот это действительно круто!

Год за годом стройка становилась все более «комсомольской»

и все более всероссийской.

18 декабря 1978 года - поставлен под промышленную нагрузку первый гидроагрегат Саяно-Шушенской ГЭС.

Разбушевавшаяся стихия паводка 23 мая ворвалась в здание Саяно-Шушенской ГЭС и затопила первый пусковой гидроагрегат.
Все силы брошены на ликвидацию аварии, и 4 июля затопленный агрегат, пройдя полную техническую ревизию, вновь был введён в сибирскую энергосистему.

На переднем плане - спиральная камера ГА-2

5 ноября 1979 года - введён в эксплуатацию второй гидроагрегат Саяно-Шушенской ГЭС - как и первый, со сменным рабочим колесом.

Все уникальное оборудование СШ ГЭС было изготовлено отечественными заводами: гидротурбины – производственным объединением турбостроения «Ленинградский металлический завод», гидрогенераторы – Ленинградским производственным электротехническим объединением «Электросила», трансформаторы – производственным объединением «Запорожтрансформатор».

21 декабря 1979 года в сибирскую энергосистему подключен третий гидроагрегат Саяно-Шушенской ГЭС с постоянным рабочим колесом.

Рабочие колеса турбин были доставлены в верховья Енисея водным путем длиною почти в десять тысяч километров, через Северный Ледовитый океан.

29 октября 1980 года - поставлен под промышленную нагрузку четвёртый «Комсомольский» гидроагрегат

Летом 1979 г. в возведении крупнейшей ГЭС принимали участие студенческие строительные отряды общей численностью 1700 человек

в 1980 г. – более 1300 человек со всех концов страны.

В 1985 году при пропуске паводка с расходом 4500 кубометров воды в секунду через открытые водосбросы плотины Саяно-Шушенской ГЭС произошли серьёзные разрушения водобойного колодца.

А 25 декабря 1985 года - десятый, последний электробогатырь, и Саяно-Шушенская ГЭС по своей мощности обогнала все гидроэлектростанции Азиатско-Европейского континента. Её установленная мощность 6,4 миллиона киловатт!

2 июля 1986 года в основные сооружения Саяно-Шушенской ГЭС уложен последний, девятый миллион кубометров бетона.

12 июня 1987 года произведена реконструкция первых двух агрегатов Саяно-Шушенской ГЭС, где временные рабочие колёса заменены на штатные, постоянные.

1988 год - строительство ГЭС в основном завершено.

При пропуске паводка с расходом 4400 кубометров воды в секунду через открытые водосбросы Саяно-Шушенской ГЭС вновь разрушено крепление водобойного колодца, чем и вызвана обеспокоенность по поводу дальнейшей эксплуатации проектных водосбросов.

Водобойный колодец после паводка 1988 года

25 сентября 1990 года - водохранилище Саяно-Шушенской ГЭС впервые заполнено до проектной отметки 540 метров нормального подпорного уровня.

1993 год - создано ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС».

В сентябре всё имущество Саяно-Шушенской ГЭС перешло в полное и безраздельное владение РАО "ЕЭС России".

В 2005 году начато строительство берегового водосброса ГЭС, ввод которого повысит надёжность и безопасность функционирования электростанции (штатный водосброс оказался неудачно спроектирован - неоднократно отмечалось разрушение водобойного колодца).

В том же 2005-м году ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС» вошло в состав ОАО «ГидроОГК»

«Осуществление проекта заслуживает самой высокой оценки - благодаря усилиям строителей и службы эксплуатации, которые внесли особый вклад в сооружение. В России Саяно-Шушенская ГЭС символизирует не только уникальность сооружения - эта станция демонстрирует высокий уровень проектирования, строительства и эксплуатации, достигнутого отечественной гидроэнергетикой. Жаль, что задерживается продолжение этого достижения.
Главный инженер проекта СШ ГЭС А. Ефименко. 4.09.2003 г.»

Запись в книге отзывов музея строительства СШ ГЭС

В 1924 году крестьяне села Шушенское решили построить электростанцию, связав ее с памятью В. И. Ленина. К сожалению, страна в то время не могла помочь крестьянам - нужной для станции турбины мощностью 20 киловатт не нашлось.

Предпосылки строительства Саяно-Шушенской ГЭС

В Хакасско-Минусинской впадине на сравнительно компактной территории разместились месторождения черных, цветных и редких металлов, имеются запасы не рудных ископаемых.
Восточная Сибирь - край богатейших гидроэнергетических ресурсов. Не составляет исключения и Хакасско-Минусинская впадина. И этот фактор стал одним из решающих в определении местоположения комплекса.
Стекающие с отрогов Саян реки, среди которых, конечно, первостепенное значение имеет Енисей, полноводны, имеют в ряде мест крутое падение и большой напор. Это огромный резерв дешевой электроэнергии.
Кроме того, эта территория имеет и другие существенные преимущества по сравнению с иными районами Восточной Сибири. Во-первых, к моменту начала формирования комплекса здесь уже была сравнительно развитая промышленность с сетью железных дорог, автомобильных магистралей и водных путей.
Во-вторых, местные климатические условия намного благоприятнее, нежели на остальной территории сурового сибирского края. Здесь и зима потеплее и лето пожарче. Все это создает прекрасные предпосылки для сооружения самых разнообразных по профилю промышленных предприятий.
Контуры Саяно-Шушенского комплекса обрисовываются, как говорится, сами собой. Но комплекс - это отнюдь не набор разнообразных и всеохватывающих предприятий, размещенных по территориальному признаку.
Речь идет о качественно новом принципе развития экономики, означающем достижение максимальных результатов на основе рационального использования природных и экономических ресурсов, гармоничного набора производств.
Рациональное разделение труда и специализация, организация единого инженерного обслуживания и единой базы вспомогательных и обслуживающих производств, оптимальная система грузопотоков, наконец, четкая последовательность в сроках завершения строительства объектов и подчиненная единой цели организация строительного дела - все это сулит народному хозяйству огромные выгоды.
Дешевая электроэнергия, которую даст Саяно-Шушенская ГЭС, - позволяет создать ряд энергоемких производств.

Среди них первое место займет алюминиевый завод. Этот гигант цветной металлургии будет существенно отличаться от своих предшественников.
Здесь будут смонтированы самые мощные и производительные в мире электролизеры.
Кроме всего прочего, у этого завода еще одна немаловажная особенность - он станет выпускать алюминиевый прокат, чего не делают ныне существующие предприятия такого профиля.
Само производство создается на основе накопленного опыта и отражает даже не сегодняшний, а завтрашний день технической мысли. Как уже говорилось, это самые совершенные электролизеры. Причем в проект заложены наиболее прогрессивные системы газоочистки и газоулавливания, что имеет большое значение для улучшения условий труда.
Для Саянского алюминиевого завода разработана автоматизированная система управления в комплексе с ЭВМ. Весьма рациональна и компоновка цехов. Между ними - зеленые зоны с посадками деревьев и цветников. А соединят здания службы и заводоуправления специальные галереи.

Неподалеку от Абакана развернулась еще одна обширная строительная площадка. На восьмистах гектарах идет сооружение одного из крупнейших в мире вагоностроительного комплекса, включающего в себя ряд заводов.
Первая очередь его рассчитана на выпуск 20 тысяч грузовых вагонов, 40 тысяч контейнерови 206 тысяч тонн стального литья. Попробуем представить себе отдельные узлы этого гигантского производства.
Вот корпус литья автосцепки, занимающий площадь 5 гектаров. Известно, что труд формовщиков и литейщиков весьма нелегок, операции, выполняемые ими, сложны и трудоемки. Здесь же автоматическая формовочная линия в корне преобразит характер труда.
Автоматика будет «работать» на производстве стержней и приготовлении формовочной земли. Уникальны цехи мелкого и крупного литья, где также будут действовать оригинальные автоматические линии.
Литейное производство основано на электроплавлении с применением кислорода. Широко будет использоваться пневмотранспорт. Вместо традиционного метода отбора проб предусмотрен квантометрический метод анализа. Можно сказать, что делается существенный шаг к созданию сталелитейного цеха-автомата.
Сборка вагонов предусматривается в цехе длиною в 1536 метров на гигантском конвейере. Образно говоря, производство здесь будет выглядеть так: с одной стороны в цех поступает металл, с другой - через каждые 20 минут выходит вагон.
Использование рабочих площадей благодаря поточности, применению автоматики и передовой технологии будет в два раза продуктивнее, нежели на существующих аналогичных предприятиях.
Совершенно иным, отличным от традиционного предстанет кузнечное производство. Труд кузнеца, тоже нелегкий и сложный, изменится коренным образом. В новом цехе-автомате уже будут действовать операторы. Место привычных пневмомолотов займут гидравлические прессы. Раскаленную поковку манипуляторы уберут и направят в подземную галерею, где произойдет ее охлаждение.
Автоматы будут действовать на всех операциях, даже на таких, к примеру, как подбор пружин по размеру. По расчетам специалистов, трудозатраты на Абаканском вагоностроительном комплексе по сравнению с наиболее совершенными отечественными производствами снизятся в 2,5 раза.
Уникальный комплекс электротехнических предприятий создается в Минусинске. Впервые в практике отечественного машиностроения на сравнительно небольшой площади в 2 тысячи гектаров разместится 12 крупных заводов одной отрасли. Такая компоновка обещает огромные выгоды.
В сравнении с «разбросанным» вариантом это даст приблизительную экономию более чем в 100 миллионов рублей и уменьшит количество работающих на 15 тысяч человек.
На территории Саянского территориально-производственного комплекса действует несколько крупных предприятий легкой промышленности. Среди них камвольный комбинат, трикотажная и перчаточная фабрика и другие. Это очень важное звено, способствующее рациональному использованию трудовых ресурсов. Мы стремимся до предела сократить сроки ввода в действие новых объектов, что обещает немалые выгоды. Сооружение основных предприятий комплекса, прежде всего, ускорилось и облегчилось за счет того, что удалось сформировать мощную строительную базу, обеспечить материально-техническое снабжение строителей, создать крепкие производственные коллективы.
Крупной организацией стало Управление строительства «Красноярскгэсстрой», в состав которого вошли бригады и службы с введенной в эксплуатацию Красноярской ГЭС. Своевременно развернули силы тресты «Абаканвагонстрой» и «Абаканпромжилстрой». Совсем недавно они объединены в комбинат «Саянтяжстрой», который призван возводить объекты территориально-производственного комплекса.
Это создает предпосылки для успешного осуществления стратегии строительных работ. А она заключается вот в чем. Краевая партийная организация, готовясь достойно встретить 60-летие Советской власти, приняла обязательство обеспечить в десятой пятилетке досрочный ввод основных производственных фондов на сумму в несколько миллиардов рублей. В этом деле важнейшую роль играют объекты, сооружаемые в составе комплекса.
Мы стремимся к тому, чтобы народное хозяйство как можно быстрее получило отдачу от используемых средств. Например, в ходе создания вагонного производства уже введен в действие корпус вспомогательных цехов, где налажено производство столь необходимых транспортникам платформ. С четким ритмом (в два года - действующий завод) идет создание Минусинского электротехнического комплекса.

Начало строительства, перекрытие Енисея в Карловском створе


Началом биографии Саяно-Шушенского гидроэнергокомплекса можно считать 4 ноября 1961 г., когда первый отряд изыскателей института «Ленгидропроект» во главе с опытнейшим изыскателем Петром Васильевичем Ерашовым прибыл в горняцкий поселок Майна. В условиях суровой зимы и последующего бездорожья предстояло обследовать 3 конкурирующих створа. Костяк Саянской комплексной изыскательской экспедиции № 7 составляли ленинградцы, но и местное население считало свое участие в изысканиях делом чести - в разгар работ численный состав изыскателей достигал 600 человек. Геодезисты, геологи, гидрологи работали в мороз и непогоду, 12 буровых установок в три смены «прощупывали» со льда дно Енисея. Богатому опыту Ерашова, его таланту руководителя не смогли противостоять даже лютые сибирские морозы, и уже в июле 1962 г. экспертная комиссия, возглавляемая академиком А.А. Беляковым, смогла по материалам изысканий выбрать окончательный вариант - Карловский створ. В 20 км ниже по течению было намечено строительство спутника Саяно-Шушенской - контррегулирующей Майнской ГЭС.

Проект уникальный арочно-гравитационной плотины Саяно-Шушенской ГЭС был разработан Ленинградским отделением института «Гидропроект». Создание плотины такого типа в условиях широкого створа Енисея и сурового климата Сибири не имело аналогов в мире. Проектное задание разрабатывалось под руководством главного инженера проекта Г.А. Претро в Отделе Саянской ГЭС, а, после его утверждения в 1965 г., начальником отдела и ГИПом был назначен Я.Б. Марголин. Начатые при нем разработки технического проекта были продолжены Л.К. Доманским (1968-72 гг.) и А.И. Ефименко (1972-91 гг.). Специалистами отечественного гидротехнического строительства признано, что высотная арочно-гравитационная плотина СШ ГЭС своим появлением опередила эволюционный процесс развития расчетных моделей подобных конструкций. Она занесена в Книгу рекордов Гиннеса, как самое надежное гидротехническое сооружение данного типа.

Две с лишним сотни организаций внесли свой вклад в строительство энергетического гиганта на Енисее и навсегда останутся составляющими истории его создания, но первое место среди них занимает, конечно же, многотысячный «КрасноярскГЭСстрой».
5 июня 1955 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о строительстве Красноярской ГЭС, а 14 июля была создана специализированное строительно-монтажное управление строительства «КрасноярскГЭСстрой» Минэнерго СССР. В истории организации, несомненно, две главнейшие вехи - это строительство крупнейших в стране Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС.
«Красноярск. 2 апреля 1963 г. Распоряжение. ...Приказываю: 1. Моему заместителю Палагичеву П.М. поручить организацию строительства Саянской ГЭС. 2. Для организации строительства разработать организационную структуру строительства и смету орграсходов на 1963 г... Начальник строительства Красноярской ГЭС А.Е. Бочкин».

Это тот самый легендарный гидростроитель Бочкин, написавший книгу «С водой, как с огнем». И с момента написания этого документа рабочие биографии КрасноярскГЭСстроя и Саяно-Шушенской ГЭС стали неразделимы.

Вот некоторые из славных дат строительства в Саянах:

Год 1966 - в поселке Черемушки организован строительный участок, который возглавил В. Усачев;

Год 1967 - в поселке Означенное заложен первый крупнопанельный дом;

Год 1968 - начата отсыпка правобережного котлована первой очереди;

Год 1970 - 17 октября в основные сооружения Саяно-Шушенской ГЭС уложен первый кубометр бетона;

Год 1972 - 26 декабря уложен первый кубометр бетона в водосливную часть плотины;

- год 1973 - введена в эксплуатацию первая очередь камнеобрабатывающего комбината «Саянмрамор»;

Год 1978 - в плотину Саяно-Шушенской ГЭС уложен третий миллион кубометров бетона;

Год 1978 - начато строительство контррегулирующей Майнской ГЭС;

Год 1978 - 18 декабря поставлен под промышленную нагрузку первый гидроагрегат Саяно-Шушенской ГЭС;

Год 1979 - 5 ноября введён в эксплуатацию второй гидроагрегат Саяно-Шушенской ГЭС - как и первый, со -сменным рабочим колесом;

Год 1979 - 21 декабря в сибирскую энергосистему подключен третий гидроагрегат Саяно-Шушенской ГЭС с постоянным рабочим колесом;

Год 1980 - 29 октября поставлен под промышленную нагрузку четвёртый «Комсомольский» гидроагрегат;


- год 1980 - 21 декабря в строй действующих, встал пятый агрегат Саяно-Шушенской ГЭС;

Год 1981 - 6 ноября 1981 года досрочно поставлен под промышленную нагрузку шестой гидроагрегат;

Год 1984 29 июля в плотину Саяно-Шушенской ГЭС уложен восьмой миллион кубометров бетона;

Год 1984 - 11 октября в строй действующих, встал восьмой гидроагрегат Саяно-Шушенской ГЭС;

Год 1985 - 2 1 декабря в строй действующих агрегатов Саяно-Шушенской ГЭС встал девятый;

Год 1985 - 25 декабря введен десятый, последний электробогатырь, и Саяно-Шушенская ГЭС по своей мощности обогнала все гидроэлектростанции Азиатско-Европейского континента. Её установленная мощность 6,4 миллиона киловатт!;

Год 1986 - 2 июля в основные сооружения Саяно-Шушенской ГЭС уложен последний, девятый миллион кубометров бетона;

Год 1987 - 12 июня произведена реконструкция первых двух агрегатов Саяно-Шушенской ГЭС, где временные рабочие колёса заменены на штатные, постоянные.

Изо дня в день ширился фронт строительных работ в правобережном котловане: сначала поднялся раздельный устой, потом обрела завершенную форму «гребенка» донных отверстий водосбросной части плотины. Приближались ответственные события: первый пропуск воды через донные отверстия и полное перекрытие русла реки.
11 октября 1975 года вся страна следила за поединком строителей и могучего Енисея. Вот слова из телеграммы секретаря правления Союза писателей СССР Сергея Сартакова: «...Богатырь Енисей, пробудивший Саянский хребет, будет... служить человеку в надежде, однако, что и человек с ним обойдется по достоинству...» Первую каменную глыбу со своего БелАЗа, как и в 1968 г. при отсыпке первой перемычки, опустил в бушующий поток бригадир водителей Илья Кожура. И через несколько часов своенравный могучий Енисей вынужден был покориться воле людей.

Договор двадцати восьми

Еще до перекрытия, в апреле 1974 г. состоялось важное для всех участников создания ГЭС событие - был подписан «Договор двадцати восьми», или совместное обязательство, направленное на сокращение сроков строительства и повышение качества выполняемых работ. Идея договора предусматривала выявление резервных возможностей всех участников строительства и постоянную координацию их действий. Кроме того, требовалось выявить тенденции в развитии техники, способности промышленности и строительства в использовании на практике новейших достижений науки и техники. Координационный Совет с самого начала возглавил директор Ленгидропроекта Ю.А. Григорьев, секретарем был избран М.Г. Александров.

Ныне хранящийся в Музее строительства СШ ГЭС стальной прут, стянутый в «узел дружбы» - подарок объединения ЛМЗ строителям - символизирует идею содружества, которая вылилась и в дружбу между отдельными коллективами и бригадами. Так, бригада плотников-бетонщиков В.А. Познякова заключила договор о сотрудничестве с бригадой слесарей-монтажников ЛМЗ В.С. Чичерова. В 1977 году в содружестве принимали участие уже 50 ленинградских коллективов, к договору подключились и творческие коллективы. А к началу 1979 года в него уже входило 170 организаций и предприятий. Крупнейшую ГЭС страны, действительно, строил весь народ!

Комсомольско-молодежная стройка

Все предшествующие гидростанции, как правило, начинались с палаток и бараков-времянок. Но строительство Саянской ГЭС обошлось практически без «палаточной романтики» - уже в 1964 г. 120 семей получили ключи от квартир в 18-ти двухэтажных деревянных домах. В поселке Майна построили столовую, магазин, баню, детский сад, школу, следом были сданы в эксплуатацию комбинат бытового обслуживания, часовая мастерская, фотография, парикмахерская. В поселке Означенное тоже возвели 7 двухэтажных деревянных домов нового микрорайона для семей гидростроителей. А 4 ноября 1967 г. была заложена символическая плита под фундамент первого крупнопанельного дома, положившего начало городу Саяногорску.

Саянскую ГЭС строили молодые. Комсомольская организация на строительстве возникла в 1963 г., а в 1967 г. ЦК ВЛКСМ объявил строительство Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Так, шестнадцать девчонок - выпускниц Майнской средней школы - решили стать гидростроителями, и получили профессию штукатуров-маляров в учкомбинате поселка Майна. Они создали отряд, который назвали «Красные косынки». Потом все дружно поступили в вечерний филиал Дивногорского гидротехнического техникума и успешно его окончили, после чего многие продолжили обучение в вузах, совмещая его с работой на строительстве. А из города Макеевка по комсомольским путевкам прибыл отряд выпускников интерната в количестве 17 человек. Все «макеевцы» тоже получили специальности в Майнском учкомбинате: ребята стали плотниками-бетонщиками, девчата - штукатурами-малярами. Впоследствии почти все они тоже получили высшее образование и остались жить в Саянах.

Год за годом стройка становилась все более «комсомольской», и все более всероссийской. Летом 1979 г. в возведении крупнейшей ГЭС принимали участие студенческие строительные отряды общей численностью 1700 человек, в 1980 г. - более 1300 человек со всех концов страны. К этому времени на строительстве сформировались уже 69 собственных комсомольско-молодежных коллективов, 15 из них - именные.

Завершение строительства

Крупнейшие производственные объединения СССР создавали для новых гидростанций новое супермощное оборудование. Так, все уникальное оборудование СШ ГЭС было изготовлено отечественными заводами: гидротурбины - производственным объединением турбостроения «Ленинградский металлический завод», гидрогенераторы - Ленинградским производственным электротехническим объединением «Электросила», трансформаторы - производственным объединением «Запорожтрансформатор». Рабочие колеса турбин были доставлены в верховья Енисея водным путем длиною почти в десять тысяч километров, через Северный Ледовитый океан. Благодаря оригинальному
техническому решению - установке на первых двух турбинах временных рабочих колес, способных работать при промежуточных напорах воды - появилась возможность до окончания строительно-монтажных работ начать эксплуатацию первой очереди станции. Благодаря этому народное хозяйство страны получило дополнительно 17 млрд кВт·ч электроэнергии. Выработав к 1986 г. 80 млрд кВт·ч, стройка в Саянах полностью возвратила государству затраты, которые пошли на ее возведение.
К 1988 году строительство ГЭС было в основном завершено, в 1990 году водохранилище было впервые заполнено до отметки НПУ. В постоянную эксплуатацию Саяно-Шушенская ГЭС была принята 13 декабря 2000 года.

Эксплуатация

Саяно-Шушенская ГЭС начала выдавать электроэнергию в энергосистему с декабря 1978 года, войдя в состав производственного объединения «Красноярскэнерго». 18 мая 2001 года станции было присвоено имя П. С. Непорожнего. В 2003 году Саяно-Шушенский гидроэнергетический комплекс был выделен в ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС». 16 июля 2006 года Саяно-Шушенская ГЭС выработала 500 миллиардов кВт⋅ч электроэнергии. 9 января 2008 года ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС им. П. С. Непорожнего» было ликвидировано путём присоединения к ОАО «ГидроОГК» (позднее переименованного в ОАО «РусГидро»); станция вошла в состав компании на правах филиала.
С 1997 года, после завершения заделки трещин в плотине, с целью недопущения их раскрытия было принято решение снизить отметку нормального подпорного уровня на 1 метр (с 540 до 539 м), а отметку форсированного подпорного уровня - на 4,5 м (с 544,5 м до 540 м). В 2006 году при прохождении сильного летнего дождевого паводка холостые сбросы через эксплуатационный водосброс достигали 5270 м³/с, существенных повреждений в водобойном колодце после его осушения обнаружено не было. Значительные объёмы сбросов через эксплуатационный водосброс (до 4906 м³/с) имели место и в 2010 году, при пропуске многоводного паводка обеспеченностью 3-5 %. После аварии в августе 2009 года эксплуатационный водосброс работал в течение более чем 13 месяцев, с 17 августа 2009 года по 29 сентября 2010 года, пропустив 55,6 км³ воды без каких-либо повреждений. Вынужденная работа эксплуатационного водосброса в зимний период привела к развитию процессов обледенения сооружений водосбросного участка плотины - в частности, открытые лотки водосброса покрылись сплошным ледовым панцирем, а на эстакаде и бычках водосбросов возникли снежно-ледяные образования высотой до 40 м и весом до 24 000 т. Однако обледенение практически не нанесло ущерба сооружениям ГЭС - после схода льда было зафиксировано разрушение двух балок крановой эстакады (в результате падения льда с водосбросов), не имеющее значения для эксплуатации ГЭС (в конце 2010 года произведён демонтаж крановой эстакады).
10 февраля 2011 года в 78 км от Саяно-Шушенской ГЭС произошло землетрясение силой около 8 баллов по шкале MSK-64. В районе плотины ГЭС сила толчков составила около 5 баллов, каких-либо повреждений сооружений станции не зафиксировано.

В ходе эксплуатации были выявлены недостатки оборудования ГЭС. В частности, аппаратные генераторные комплексы КАГ-15,75 оказались ненадёжны в эксплуатации, не способны в определённых условиях справиться с отключением небольшого тока (порядка 60 ампер), имели неприспособленную к ремонту конструкцию (к тому же выпуск запасных частей к ним был прекращён), в связи с чем с 1994 года начались проектные проработки их замены на полноценные элегазовые генераторные выключатели. C 2004 года началась замена КАГ-15,75 на современные элегазовые выключатели HEC-8. Также выяснилось, что конструкция рабочих колёс гидротурбин не вполне удачна - в ходе их эксплуатации наблюдалась повышенная кавитация и трещинообразование, что приводило к необходимости проведения частых ремонтов. С 2011 года планировалось начать постепенную замену рабочих колёс на новые с улучшенными характеристиками. После аварии в августе 2009 года программа технического перевооружения станции была изменена.

Строительство берегового водосброса

После выявления повторных разрушений в водобойном колодце в 1988 году на состоявшемся 3-6 октября 1988 года заседании комиссии Минэнерго СССР было предложено, с целью снижения нагрузок на водобойный колодец, рассмотреть возможность сооружения дополнительного водосброса тоннельного типа пропускной способностью 4000-5000 м³/с. К 1991 году «Ленгидропроектом» и институтом «Гидропроект» была проведена предварительная проработка ряда вариантов тоннельных водосбросов (в двух- и однониточном исполнении). В 1993 году экспертной комиссией Инженерной академии РФ под председательством Н. П. Розанова были детально рассмотрены вопросы надёжности плотины и водосбросных сооружений Саяно-Шушенской ГЭС. В выводах комиссии декларировалась нецелесообразность рассмотрения вопроса о строительстве дополнительного водосброса.

После проведения работ по заделке трещин в плотине было принято решение снизить отметки НПУ и ФПУ гидроузла, что привело к снижению регулирующей ёмкости водохранилища; кроме того, были введены ограничения на скорость заполнения водохранилища. Исходя из изменившихся условий, было принято решение о возобновлении работ по береговому водосбросу. В 1997 году «Ленгидропроектом» с участием ВНИИГ были проведены предпроектные проработки трёх вариантов берегового водосброса; в 1998 году первые проработки по водосбросу были проведены НИИЭС. Рассмотрев данные материалы, экспертная комиссия РАО «ЕЭС» приняла решение о проведении проектных работ и гидравлических исследований берегового водосброса, приняв за основу проработки НИИЭС. В 2001 году технико-экономическое обоснование берегового водосброса, разработанное «Ленгидропроектом» и «Гидропроектом», было одобрено государственной экспертизой.

Строительство берегового водосброса было начато 18 марта 2005 года, общая стоимость его сооружения оценивалась в 5,5 млрд рублей. Генеральным проектировщиком водосброса был выбран «Ленгидропроект», конкурс на выполнение строительных работ был выигран «Бамтоннельстроем», но в 2007 году контракт с ним был расторгнут, новым генподрядчиком стало ОАО «Объединённая энергостроительная корпорация». Строительные работы по сооружению первой очереди берегового водосброса, включающей входной оголовок, правый безнапорный туннель, пятиступенчатый перепад и отводящий канал, были завершены к 1 июня 2010 года. Гидравлические испытания первой очереди были проведены в течение трёх дней, начиная с 28 сентября 2010 года. Строительство берегового водосброса было официально завершено 12 октября 2011 года.

Черезвычайные ситуации.

Паводок 1979 года

К 1976 году стало очевидно, что реальные темпы строительства значительно отстают от проектных предположений. Согласно техническому проекту станции, к моменту пуска первых гидроагрегатов планировалось возвести плотину на высоту 170 м и уложить в основу главных сооружений более 75 % бетона от общего объёма; для пропуска половодья в этот период планировалось использовать 10 временных водосбросов второго яруса. Отставание темпов работ при сохранявшихся директивных сроках пуска гидроагрегатов привело к необходимости изменения проектных параметров сооружения. В частности, было принято решение о снижении уровня верхнего бьефа, необходимого для пуска первых гидроагрегатов, что позволило снизить необходимый для укладки к этому моменту объём бетона с 7,31 до 4,13 миллионов м³, количество водосбросов второго яруса было уменьшено с 10 до 6 при сохранении их общей пропускной способности.

Однако обеспечить необходимые темпы укладки бетона даже в сокращённом варианте не удалось, что привело к невозможности пропуска половодья 1979 года с использованием только водосбросов второго яруса (донные водосбросы первого яруса подлежали заделке). Возникла необходимость использования также и открытых водосливов, образованных за счёт штрабления нечётных секций водосбросной части плотины. Тем не менее, к началу половодья 1979 года водосбросной участок плотины не был подготовлен к пропуску воды и в этом варианте - в необходимые для безопасного пропуска половодья сооружения не было уложено более 100 000 м³ бетона. В результате 23 мая 1979 года при пропуске половодья произошёл перелив воды через раздельную стенку и затопление котлована ГЭС с введённым в строй гидроагрегатом № 1. Перед затоплением гидроагрегат был остановлен и частично демонтирован, что позволило после откачки воды быстро восстановить его работоспособность. В ходе восстановительных работ был сооружён бетонный барьер вокруг гидрогенератора, произведена герметизация ограждающих конструкций. 31 мая произведена откачка воды из гидрогенератора, 10 июня началась откачка воды из здания ГЭС. Одновременно велись ремонтно-восстановительные работы на оборудовании станции. 20 июня здание ГЭС и турбинное оборудование было осушено полностью. 4 июля началась сушка изоляции гидрогенератора и ремонт повреждённых узлов. Повторно гидроагрегат № 1 был включен в сеть 20 сентября 1979 года.

Разрушение водобойного колодца.

В 1985 году при пропуске паводка с расходом 4500 кубометров воды в секунду через открытые водосбросы плотины Саяно-Шушенской ГЭС произошли серьёзные разрушения водобойного колодца. Перед пропуском половодья водобойный колодец был осушен, обследован и очищен, значительных повреждений в нём обнаружено не было. После пропуска половодья, в ноябре 1985 года при осмотре водобойного колодца было выявлено наличие в нём значительных разрушений. На площади около 70 % поверхности дна колодца плиты крепления были полностью разрушены и выброшены потоком за водобойную стенку. На площади, составляющей порядка 25 % от общей площади дна колодца, были разрушены все плиты крепления, бетонная подготовка и скала на глубину от 1 до 6 м ниже основания плит.

Причиной разрушения колодца комиссия Минэнерго СССР назвала дефектную конструкцию крепления плит; в то же время экспертная комиссия Инженерной академии РФ в 1993 году пришла к выводу о правильности проектных решений конструкции крепления. В настоящее время причиной разрушения водобойного колодца в 1985 году считается разрушение бетонной «пломбы», которой были заделаны кавитационные повреждения дна водобойного колодца, возникшие в 1981 году, с последующим проникновением скоростного напора воды между плитами крепления и их основанием, что вызвало отрыв плит. Причиной разрушения «пломбы» называется её недостаточная прочность и отсутствие герметизации швов в местах её сопряжения с плитами крепления, усугублённые сосредоточенным воздействием сбрасываемого потока воды, возникшего в результате использования непроектной схемы открытия затворов водосброса.
Сразу же после обследования осушенного колодца комиссией Минэнерго СССР было принято решение о его восстановлении, причём конструкция нового крепления принималась принципиально отличной от исходного: вместо плит толщиной 2,5 м и размерами 12,5×15 м с герметизированными швами было решено устроить крепление из бетонных блоков толщиной 4-8 м размерами 6,25×7,5 м с открытыми швами. Устойчивость блоков обеспечивалась за счёт их веса, цементации основания и использования анкеров. Работы было решено выполнить в две очереди - первая, предусматривающая реконструкцию дна колодца по его периферии, должна была быть закончена к половодью 1986 года, вторая (реконструкция центральной части колодца) - к половодью 1987 года. В блоки первой очереди было уложено 30 100 м³ бетона и установлено 785 анкеров. Разборка старого крепления и подготовка основания для нового проводилась с широким использованием буровзрывных работ. К моменту затопления колодца перед половодьем 1986 года в центральной части колодца находился отвал скального грунта и обломков бетона общим объёмом около 20 000 м³. После прохождения половодья было обнаружено, что крепление первой очереди не получило значительных повреждений; большая часть отвала грунта из центральной части колодца была вымыта и унесена потоком за пределы колодца. Вторая очередь реконструкции крепления потребовала укладки 52 100 м³ бетона и установки 197,5 т анкеров.

В 1987 году эксплуатационные водосбросы не использовались. В 1988 году для пропуска летнего паводка с 15 июля по 19 августа открывалось до пяти эксплуатационных водосбросов, максимальный расход достигал 5450 м³/с. После осушения колодца в сентябре 1988 года были обнаружены значительные разрушения его днища в центральной части. Общая площадь повреждений составила 2250 м², что соответствует примерно 14 % общей площади дна колодца. В зоне наибольших разрушений площадью 890 м² бетонное крепление было разрушено полностью, до скального грунта, с образованием в последнем воронки размыва. Бетонные блоки крепления весом до 700 тонн каждый были либо разрушены, либо отброшены потоком к водобойной стенке. Причиной разрушения водобойного колодца являлось образование трещин в блоках первой очереди реконструкции в ходе подготовки основания под блоки второй очереди с применением широкомасштабных буровзрывных работ. Проникновение воды под давлением в трещины через открытые швы между блоками привело к разрушению повреждённых блоков первой очереди, что в свою очередь привело к отрыву от основания неповреждённых блоков второй очереди, часть из которых (толщиной 6 м и более) к тому же не была закреплена анкерами. Усугубило ситуацию включение водосбросов 43 и 44 секций с полным открытием затворов 1 августа 1988 года, что привело к концентрации сбросов на «потревоженной», но ещё находившейся на месте части крепления, после чего в короткие сроки произошло разрушение крепления.

Разрушения в водобойном колодце после паводка 1988 года устранялись путём установки блоков, аналогичных блокам первой и второй очереди, но с герметизацией швов металлическими шпонками и обязательной установкой анкеров. Кроме того, во всех сохранившихся блоках крепления второй очереди толщиной 6 метров и более также устанавливались анкера из расчёта один анкер на 4 м² площади. В головной части заделки зоны повреждений устанавливались предварительно-напряжённые анкера. Была проведена цементация швов блоков 5-11 рядов всех трёх очередей. Взрывные работы при подготовке основания для установки блоков были исключены. Работы по реконструкции водобойного колодца были завершены к 1991 году, всего было уложено 10 630 м³ бетона, установлено 221 т пассивных анкеров и сеток и 46,7 т (300 шт.) предварительно-напряжённых анкеров. После завершения реконструкции, в ходе дальнейшей эксплуатации значительных разрушений в водобойном колодце не наблюдалось.

В 8:13 местного времени (MSK+4) 17 августа 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС произошла тяжёлая авария (техногенная катастрофа).
На момент аварии в машинном зале станции находилось 116 человек, в том числе один человек на крыше зала, 52 человека на полу зала (отметка 327 м) и 63 человека во внутренних помещениях ниже уровня пола зала (на отметках 315 и 320 м). Из них сотрудниками станции были 15 человек, остальные являлись работниками различных подрядных организаций, осуществлявших ремонтные работы (большая часть из них - сотрудники ОАО «Саяно-Шушенский Гидроэнергоремонт»). Всего на территории станции (в том числе вне зоны, затронутой аварией) находилось около 300 человек.

Находившийся в работе гидроагрегат № 2 внезапно разрушился и был выброшен напором воды со своего места. В машинный зал станции под большим напором стала поступать вода, затопившая машинный зал и технические помещения под ним. В момент аварии мощность станции составляла 4100 МВт, в работе находились 9 гидроагрегатов, автоматические защиты на большинстве которых не сработали. Очевидец аварии Олег Мякишев описывает этот момент следующим образом: «…Я стоял наверху, услышал какой-то нарастающий шум, потом увидел, как поднимается, дыбится рифлёное покрытие гидроагрегата. Потом видел, как из-под него поднимается ротор. Он вращался. Глаза в это не верили. Он поднялся метра на три. Полетели камни, куски арматуры, мы от них начали уворачиваться… Рифлёнка была где-то под крышей уже, да и саму крышу разнесло… Я прикинул: поднимается вода, 380 кубов в секунду, и - дёру, в сторону десятого агрегата. Я думал, не успею, поднялся выше, остановился, посмотрел вниз - смотрю, как рушится всё, вода прибывает, люди пытаются плыть… Подумал, что затворы надо закрывать срочно, вручную, чтобы остановить воду… Вручную, потому что напряжения-то нет, никакие защиты не сработали…»

Потоки воды быстро затопили машинный зал и помещения, находящиеся под ним. Все гидроагрегаты ГЭС были затоплены, при этом на работавших гидрогенераторах произошли короткие замыкания (их вспышки хорошо видны на любительском видео катастрофы), выведшие их из строя. Произошёл полный сброс нагрузки ГЭС, что привело в том числе и к обесточиванию самой станции. На центральном пульте управления станцией сработала светозвуковая сигнализация, после чего пульт был обесточен - пропала оперативная связь, электропитание освещения, приборов автоматики и сигнализации. Автоматические системы, останавливающие гидроагрегаты, сработали только на гидроагрегате № 5, направляющий аппарат которого был автоматически закрыт. Затворы на водоприёмниках других гидроагрегатов оставались открытыми, и вода по водоводам продолжала поступать на турбины, что привело к разрушению гидроагрегатов № 7 и 9 (сильно повреждены статоры и крестовины генераторов). Потоками воды и разлетающимися обломками гидроагрегатов были полностью разрушены стены и перекрытия машинного зала в районе гидроагрегатов № 2, 3, 4. Гидроагрегаты № 3, 4 и 5 были завалены обломками машинного зала. Те сотрудники станции, которые имели такую возможность, быстро покинули место аварии.

На момент аварии из руководства станции на своих местах находились главный инженер ГЭС А. Н. Митрофанов, исполняющий обязанности начальника штаба ГО и ЧС М. И. Чиглинцев, начальник службы мониторинга оборудования А. В. Матвиенко, начальник службы надёжности и техники безопасности Н. В. Чуричков. Главный инженер после аварии прибыл на центральный пункт управления и отдал распоряжение находившемуся там начальнику смены станции М. Г. Нефёдову о закрытии затворов. Чиглинцев, Матвиенко и Чуричков после аварии покинули территорию станции.
В связи с потерей энергоснабжения закрыть затворы можно было только вручную, для чего персоналу необходимо было проникнуть в специальное помещение на гребне плотины. Около 8:30 восемь человек оперативного персонала добрались до помещения затворов, после чего связались по сотовому телефону с начальником смены станции, который дал указание опустить затворы. Взломав железную дверь, работники станции А. В. Катайцев, Р. Гайфуллин, Е. В. Кондратцев, И. М. Багаутдинов, П. А. Майорошин и Н. Н. Третьяков в течение часа вручную осуществили сброс аварийно-ремонтных затворов водоприёмников, прекратив поступление воды в машинный зал. Закрытие водоводов привело к необходимости открытия затворов водосливной плотины с целью обеспечения санитарного попуска в нижнем бьефе СШГЭС. К 11:32 было организовано питание козлового крана гребня плотины от передвижного дизель-генератора, в 11:50 началась операция по подъёму затворов. К 13:07 все 11 затворов водосливной плотины были открыты, начался пропуск воды вхолостую.

Поисково-спасательные и ремонтно-восстановительные работы на станции начались практически сразу же после аварии силами персонала станции и сотрудников Сибирского регионального центра МЧС. В тот же день в район аварии вылетел руководитель МЧС Сергей Шойгу, возглавивший работы по ликвидации последствий аварии, началась переброска дополнительных сил МЧС и сотрудников различных подразделений ОАО «РусГидро». Уже в день аварии начались водолазные работы по обследованию затопленных помещений станции с целью поиска выживших, а также тел погибших. В первый день после аварии удалось спасти двух человек, находившихся в «воздушных мешках» и подававших сигналы о помощи, - одного через 2 часа после аварии, другого через 15 часов. Однако уже 18 августа вероятность нахождения других выживших оценивалась как незначительная. 20 августа началась откачка воды из помещений машинного зала; к этому моменту было обнаружено 17 тел погибших, 58 человек числились пропавшими без вести. По мере освобождения от воды внутренних помещений станции число найденных тел погибших быстро росло, достигнув к 23 августа, когда работы по откачке воды вступили в завершающую стадию, 69 человек. С 23 августа МЧС приступило к завершению своей работы на станции, а работы на ГЭС стали постепенно переходить из фазы проведения поисково-спасательной операции в фазу восстановления сооружений и оборудования. 28 августа в Хакасии был отменён режим чрезвычайной ситуации, введённый в связи с аварией. Всего в поисково-спасательных работах было задействовано до 2700 человек (из них около 2000 человек работали непосредственно на ГЭС) и более 200 единиц техники. В ходе работ было разобрано и вывезено более 5000 м³ завалов, из помещений станции откачано более 277 000 м³ воды. С целью ликвидации масляного загрязнения акватории Енисея было установлено 9683 метра боновых заграждений и собрано 324,2 т маслосодержащей эмульсии.

В результате аварии погибло 75 человек (список погибших) , большинство из которых составили сотрудники подрядных организаций, занимавшиеся ремонтными работами. Все гидроагрегаты станции получили повреждения различной степени тяжести; наиболее сильные, вплоть до полного разрушения - гидроагрегаты № 2, № 7 и № 9. Было частично разрушено здание машинного зала, повреждено электротехническое и вспомогательное оборудование. В результате попадания в Енисей турбинного масла был нанесён экологический ущерб.
Для расследования причин аварии были созданы комиссия Ростехнадзора, а также парламентская комиссия Государственной Думы. Результаты работы этих комиссий были опубликованы 3 октября и 21 декабря 2009 года соответственно. Непосредственной причиной разрушения гидроагрегата № 2 было названо усталостное разрушение шпилек крепления крышки турбины в результате вибрации, возникавшей при переходах режима мощности гидроагрегата через диапазон «запрещённой зоны».

Аварийно-спасательные работы на станции были в целом завершены к 23 августа 2009 года, после чего начались работы по восстановлению станции. Разбор завалов в машинном зале был завершён к 7 октября 2009 года. Восстановление стен и крыши машинного зала было завершено 6 ноября 2009 года. Одновременно велись работы по демонтажу повреждённых гидроагрегатов и восстановлению строительных конструкций, наиболее повреждённый гидроагрегат № 2 был окончательно демонтирован в апреле 2010 года.

Контракт на поставку новых гидроагрегатов (той же мощности, что и старые, но с улучшенными характеристиками в области надёжности и безопасности) был подписан с «Силовыми машинами» 30 ноября 2009 года, сумма контракта составила 11,7 миллиардов рублей без НДС. Предприятия концерна поставят 10 гидротурбин, 9 гидрогенераторов и 6 систем возбуждения, а также осуществят шефмонтаж и пусконаладочные работы. В связи с тем, что изготовление новых гидроагрегатов занимает более года, было принято решение о восстановлении в течение 2010 года четырёх наименее пострадавших «старых» гидроагрегатов станции. 24 февраля 2010 года после восстановительного ремонта был пущен гидроагрегат № 6, который в момент аварии находился в ремонте и получил наименьшие повреждения. 22 марта 2010 года был включён в сеть гидроагрегат № 5, остановленный во время аварии аварийной защитой. Гидроагрегат № 4 был пущен 2 августа 2010 года; гидроагрегат № 3, на котором пришлось заменить гидрогенератор на новый - 25 декабря 2010 года. В дальнейшем монтировались новые гидроагрегаты, изготовленные предприятиями концерна «Силовые машины»:

  • гидроагрегат № 1 был пущен 19 декабря 2011 года
  • № 7 - 15 марта 2012 года
  • № 8 - 15 июня 2012 года
  • № 9 - 21 декабря 2012 года
  • № 10 - 4 марта 2013 года
  • № 6 - в июле 2013 года.

В декабре 2013 года планируется заменить на новый ранее восстановленный гидроагрегат № 5 (был выведен в реконструкцию в 2012 году). В 2014 году должен быть введён в строй гидроагрегат № 2, а также заменены ранее восстановленные гидроагрегаты № 3 и № 4 (выведенные в реконструкцию в 2013 году).
Доставка на станцию рабочих колёс новых гидротурбин и другого крупногабаритного оборудования осуществлялась водным транспортом от Санкт-Петербурга до нижнего бьефа Майнской ГЭС, где рабочие колёса перегружались на специальный автотранспорт и доставлялись на станцию по реконструированной автодороге Саяногорск - Майна - Черёмушки. Доставка оборудования была осуществлена в навигации 2011 и 2012 годов. В августе и сентябре 2011 года на станцию была доставлена первая партия крупногабаритного оборудования, в том числе 6 рабочих колёс турбин. Оставшееся оборудование было доставлено летом - осенью 2012 года.
Помимо замены гидроагрегатов, ведётся замена ОРУ-500 кВ на современное распределительное устройство закрытого типа (КРУЭ-500 кВ). Также планируется создание комплексной автоматизированной системы контроля состояния плотины. Общая стоимость восстановления и реконструкции Саяно-Шушенской ГЭС оценивается в 41 млрд рублей.

Воспоминания участников строительства.

Используемый материал:

Саяно-Шушенская ГЭС является самой мощной электростанцией в России и 6-й по мощности гидроэлектростанцией в мире. Расположена в живописнейших предгорьях Западного Саяна, в месте где Енисей протекает в глубоко врезанной каньонообразной долине. Плотина ГЭС образует крупное Саяно-Шушенское водохранилище площадью 621 кв. км.

Передать с помощью фотографии масштаб этого гигантского сооружения довольно сложно. К примеру, длина гребня плотины больше 1 километра, а высота 245 метров - это выше главного здания МГУ.

Общедоступная смотровая площадка:


Напорный фронт Саяно-Шушенской ГЭС образует уникальная бетонная арочно-гравитационная плотина, которая является самой высокой плотиной в мире данного типа. Если подняться на один из склонов ущелья, открывается прекрасный вид на саму плотину, нижней бьеф и Саяно-Шушенское водохранилище, общим объемом в 31 км³.

В теле плотины установлено порядка одиннадцати тысяч различных датчиков, контролирующих состояние всего сооружения и его элементов.

Кликабельно (1500 х 595):

Возведение плотины началось в 1968 году и продолжалось семь лет. Количество уложенного в плотину бетона - 9,1 млн. м³ - хватило бы на постройку автострады от Санкт-Петербурга до Владивостока :

Диаметр такой «трубы» турбинного водовода - 7,5 метров:

Несколько слов о принципе работы плотины. Любая плотина кроме аккумулирования, должна пропускать определенное количество воды. Каждый из десяти гидроагрегатов Саяно-Шушенской ГЭС может пропускать по 350 м³ воды в секунду . Сейчас в работе находятся 4 из 10 гидроагрегатов, и зимой их пропускной способности вполне достаточно.

Белая площадка - это водобойный колодец эксплуатационного водосброса, на этой площадке может легко разместиться футбольное поле для проведения ЧМ, правда получится «футбол на льду»:

Во время половодьев и паводков открывают затворы эксплуатационного водосброса. Он предназначен для сброса избыточного притока воды, который не может быть пропущен через гидроагрегаты ГЭС либо аккумулирован в водохранилище.

Максимальная проектная пропускная способность эксплуатационного водосброса составляет 13600 м³ (это пять 50-метровых плавательных бассейна по 10 дорожек) в секунду! Щадящим режимом для водобойного колодца, находящегося под эксплуатационным водосбросом, считаются расходы 7000 - 7500 м³.

Внимание, секретная фотография! Чтобы оценить высоту плотины нажмите ниже (разрешение 918 х 4623) :

Длина гребня плотины с учетом береговых врезок составляет 1074 метра, ширина по основанию - 105 метров, по гребню - 25. Плотина врезана в породы берегов на глубину 10-15 метров.

Кликабельно (1500 х 577):

С плотины видно поселок Черемушки, который соединен с ГЭС автомобильной дорогой и необычной трамвайной линией.

В 1991 году в Ленинграде были закуплены несколько городских трамваев. Теперь бесплатные трамваи следуют от посёлка до ГЭС с периодичностью в один час. Таким образом, решена транспортная проблема для работников станции и жителей Черёмушек, а единственная в Хакасии трамвайная линия стала достопримечательностью посёлка.

Вид на Саяно-Шушенское водохранилище с входного портала берегового водосброса. Кликабельно (2000 х 554):

Береговой водосброс состоит из входного оголовка, двух безнапорных туннелей, выходным порталом, пятиступенчатым перепадом и отводящим каналом. Кликабельно (2000 х 474):

Не смотря на морозы, лед на водохранилище встает довольно поздно - как правило, в конце января:

Береговой водосброс. Служит для организации плавного входа водного потока в два безнапорных туннеля:

В зимний период порталы перекрываются теплозащитными щитами:

Длина двух тоннелей - 1122 метра, с сечением - 10×12 метров каждый, что достаточно для размещения 4 тоннелей метро.



Выходной портал. Расчетная скорость движения воды на выходе из туннеля - 22 м/с:

Пятиступенчатый перепад представляет собой пять колодцев гашения шириной 100 м и длиной от 55 до 167 м. Перепад будет обеспечивать гашение энергии потока и спокойное сопряжение с руслом реки.

Кликабельно (1500 х 503):

Для открытия затворов на гребне плотины установлены два козловых крана:

Енисей - одна из крупнейших рек России:

Енисей - граница между Западной и Восточной Сибирью. Левобережье Енисея заканчивает великие западносибирские равнины, а правобережье представляет царство горной тайги. От Саян до Северного Ледовитого океана Енисей проходит через все климатические зоны Сибири. В его верховьях живут верблюды, в низовьях - белые медведи.

Работа шаманов...

Кликабельно (2000 х 650):

Вырабатываемый ток со станции передается в открытое распределительное устройство:

Оно обеспечивает выдачу мощности Саяно-Шушенской ГЭС в энергосистемы Кузбасса и Хакасии:

Вид со смотровой площадки, которая находится в 1600 метрах от плотины. Слева подсвечивается береговой водосброс. Кликабельно (2000 х 504):

Кликабельно (3000 х 719):

По высоте плотина Саяно-Шушенской ГЭС выше главного здания МГУ на один метр. Многие из вас бывали на Воробьевых горах и видели Московский университет, теперь будет легче представить масштабы плотины...

Длина гребня больше одного километра, высота - 245 метров. Обе фотографии сняты с земли, масштаб старался сделать 1:1.

Кликабельно (4000 х 1427):

December 30th, 2015

Саяно - Шушенская ГЭС самая крупная по размерам и по мощности электростанция в России. Благодаря компании «Русгидро» мне удалось побывать на этом грандиозном объекте, это было в апреле 2014 года, в это время на станции производились ремонтно-восстановительные работы после крупной аварии 2009 года. На момент моего посещения в ремонте были гидроагрегаты под номером 3 и 4. Вы только представьте, мощность одного гидроагрегата 640 МВТ (всего на станции 10 гидроагрегатов), это больше чем мощность всей строительство которой продолжается сейчас в Амурской области.

СШГЭС является верхней ступенью Енисейского каскада ГЭС. Уникальная арочно-гравитационная плотина станции высотой 242 м - самая высокая плотина России и одна из высочайших плотин мира. Название станции происходит от названий Саянских гор и расположенного неподалёку от станции села Шушенское, широко известного в СССР как место ссылки В. И. Ленина.

02. Для того, чтобы добраться до станции необходимо сначала долететь до , потом на поезде доехать до Абакана и уже дальше вас ждут два часа пути до посёлка Черёмушки на автомобиле.

03. А вот и сама станция, снимок сделан неподалёку от КПП. Обратите внимание на масштабы, с правой стороны виднеется часовня и трамвай который бесплатно возит сотрудников станции от посёлка до места работы и обратно.

04. Про Черёмушинский трамвай я писал .

05. Наша экскурсия началась с обеда на станции. Хочу отметить, что мне довелось пообедать на многих гидроэлектростанциях нашей страны и везде было очень вкусно!

06. Столовая.

07. Для начала предлагаю прогуляться по самой станции, а потом посмотрим виды вокруг. Это фотография зала расположенного возле центрального входа. Традиционно тут вывешивается карта со всеми ГЭС в России, а также информация о жизни станции.

08.

Как работает ГЭС я рассказывал в посте про , если вкратце, то вода перетекая с водохранилища через плотину приводит в действие гидроагрегаты которые в свою очередь преобразовывают энергию вращения в электричество. Ток попадает на повышающий трансформатор и через ЛЭП уходит в сторону подстанции в качестве которой как правило выступает ОРУ и уже оттуда ток доставляется к потребителю. Преимущество ГЭС над всеми остальными электростанциями очевидно - низкая себестоимость выработки электроэнергии и быстрый запуск гидроагрегатов, что позволяет оперативно регулировать уровень выработки электроэнергии. Экскурсию мы начали с машинного зала, но на тот момент там продолжался ремонт повреждённого после аварии оборудования, поэтому сейчас это уже архивные фотографии, но это отнюдь не умаляет их ценность.

09.

10.

11.

12.

13.

14. Рабочие возле рельса для полукозлового крана, всего их два и каждый может поднимать до 500 тонн, а если потребуется, то они могут работать сообща.

15.

16.

17.

18. Тот самый гидроагрегат поломка которого и стала причиной аварии, фото drugoi - http://drugoi.livejournal.com/3032285.html

"Вследствие многократного возникновения дополнительных нагрузок переменного характера на гидроагрегат, связанных с переходами через не рекомендованную зону, образовались и развились усталостные повреждения узлов крепления гидроагрегата, в том числе крышки турбины. Вызванные динамическими нагрузками разрушения шпилек привели к срыву крышки турбины и разгерметизации водоподводящего тракта гидроагрегата" - вот так звучит официальная версия произошедшего. А если вкратце и простым языком, то гидроагрегат прикреплён к шахте с помощью шпилек и в какой-то момент эти шпильки стали разрушаться. Естественно после этого гидроагрегат потоком воды был вытеснен из шахты, вылетев оттуда вместе с кусками бетона он пробил крышу и началось затопление машзала. В этой ситуации надо было срочно прекратить поступление воды со стороны плотины и запустить холостой сброс дабы предотвратить разрушение конструкции. Несколько смельчаков поднялись на верхний гребень плотины и вручную перекрыли затворы которые и прекратили поступление воды в машзал. Станция осталась без электричества, но буквально через пару часов был запущен козловой кран который открыл затворы водосливной плотины и начался холостой сброс. К сожалению, во время катастрофы погибло 75 человек, это была одна из самых крупных аварий в истории гидроэнергетики.

19. Знакомьтесь - Идьдар Маратович Багаутдинов, один из тех кто был в числе смельчаков которым удалось спасти станцию от затопления!

Далее цитата из блога anni_sanni - http://anni-sanni.com/?p=8627

В 8-13 произошла авария, - вспоминает Ильдар Маратович, - минуты за три я выскочил за ворота. Минут 15 мы ехали, там пять километров же, получается, в половину девятого попали на гребень, еще пришлось ломать ворота. Там было трое строительных рабочих. Они просто пришли на работу, стояли растерянные, не зная что делать. Я заскочил к ним: Фонарь есть? Есть! Ломик? Есть! - За мной. Всех сорганизовал и вперед, Так я всех сорганизовал и вперед. 350 метров темной галереи пробежали - шахтерским фонарем светя… «
По словам Ильдара Маратовича, практически все, кто помогал предотвращать еще большую катастрофу на СШГЭС остались и до сих пор работают на станции. Более того, узнав про аварию, вернулись на работу вышедшие до этого на пенсию инженеры, монтажники и другие. Восстановили четвертый. пятый и шестой агрегаты и после этого уже вернулись на пенсию.

20.

«Из 116 человек, зафиксированных на момент аварии в машинном зале, 75 человек погибли. Несколько человек буквально висело на перилах под пультами оперативников – вот здесь, где триста тридцать седьмая отметка» – показывает нам ныне герой - Когда мы воду остановили, они оказались под потолком, но выжили…»

21. Герой! Тяжело наверное вот смотреть и вспоминать события давно минувших дней...

Это авария послужила уроком для всей гидроэнергетики не только в России, но и в мире. Теперь те самые затворы которые перекрывались вручную в случае аварии отрабатывают автоматически, да и сами гидроагрегаты крепятся отныне более надёжно чем раньше. Вот ещё один хороший репортаж посвящённый восстановлению ГЭС - http://russos.livejournal.com/799333.html

22. Так сейчас выглядит обновлённый машинный цех. Фото fotografersha - http://fotografersha.livejournal.com/731706.html

23. А это центральный пункт управления станцией, на него мы не попали, поэтому покажу вам фото ammo1 . Взято отсюда - http://ammo1.livejournal.com/676122.html

Рекомендую ещё один интересный пост - Дима chistoprudov посетил станцию через некоторое время после аварии и как обычно снял крутой репортаж, мастрид - http://chistoprudov.livejournal.com/67048.html

24. Переходим в технические помещения расположенные в нижней части машзала. Здесь как правило смонтировано оборудование которое отвечает за работу гидроагрегатов, отсюда же можно попасть напрямую в шахту генератора.

25.

26.

27. Саяно-Шушенская ГЭС славится не только тем, что она имеет уникальную в своём роде плотину, но и тем, что она очень красивая со стороны, впрочем это видно даже невооружённым взглядом. Это вид со смотровой площадки.

28. Конечно, обязательно надо рассказать и о самой плотине ГЭС, ведь это уникальное в своём роде сооружение!

29. Высота сооружения 245 м, длина по гребню 1074,4 м, ширина по основанию - 105,7 м и по гребню - 25 м. Плотина очерчена по напорной грани радиусом 600 м.

30. Устойчивость и прочность плотины под напором воды (около 30 млрд тонн) обеспечивается не только действием собственного веса (60%), но и работой верхнего арочного пояса с передачей нагрузки на скальные берега (40%). Плотина врезана в скалу левого и правого берегов соответственно на глубину 15 м и 10 м. Сопряжение плотины с основанием в русле произведено врезкой до прочной скалы на глубину до 5 м. Такая конструкция плотины позволила уменьшить объем бетонной кладки по сравнению с плотиной гравитационного типа.

31. Плотину строили с 1968 года 7 лет, затратив 9,1 млн м³ бетона. Этого бы хватило на постройку автомобильной дороги от Москвы до Владивостока. Диаметр одного водовода - 7,5 метров.

32.

33. Слева направо - машзал и административный корпус.

34.

35. Посмотрели немного на водосброс.

36.

37. Перемещаемся на верхний бъеф!

38. Козловые краны. С помощью них открываются и перекрываются затворы водосброса.

39.

40.

41.

42. Обратите внимание на тёмные и светлые полосы, вот до такого уровня поднимается вода.

43. Для гашения энергии сбросного потока построен водобойный колодец, на фото вы можете видеть его с правой стороны прямиком под плотиной. Он весьма большой, его размеры сопоставимы с футбольным полем! Скорость воды при водосбросе может достигать до 55 м/с.

44. Дорога в сторону посёлка Черёмушки, с левой стороны находится реконструированная ОРУ-500 кВ.

45. ОРУ расположилась аккурат между двумя сопками, выглядит очень гармонично.

46. Вот эта пристройка заменяет целый комплекс который расположен за её стеной.

47. Отдельно стоит рассказать и про береговой водосброс.

48. Береговой водосброс расположен на правом берегу и предназначен для пропуска паводков редкой повторяемости. Конструктивно водосброс состоит из водоприёмного сооружения, двух безнапорных тоннелей, пятиступенчатого перепада и отводящего канала.

49. Иными словами, если вдруг природа сойдёт с ума и водохранилище будет переполнено, то береговой водосброс поможет снизить уровень воды до нужного показателя.

50. Сама же плотина ГЭС образует крупное Саяно-Шушенское водохранилище сезонного регулирования полным объёмом 31,34 км³, полезным объёмом 15,34 км³, длиной 320 км и площадью 621 км².

51. Пятиступенчатый перепад представляет собой пять колодцев гашения шириной 100 м и длиной от 55 до 167 м, разделённых водосливными плотинами. Функция перепада заключается в гашении энергии потока - максимальные скорости потока на входе в верхний колодец достигают 30 м/с, на сопряжении с руслом реки уменьшаются до 4-5 м/с.

Вот вам два очень интересных фоторепортажа, люди побывали на ГЭС и застали строительство берегового водосброса -

4 ноября 1961 г. первый отряд изыскателей института «Ленгидропроект» прибыл в горняцкий поселок Майна с целью обследования 3 конкурирующих створов для строительства гидроэлектростанции, имеющей в основании проект уникальной арочно-гравитационной плотины. Геодезисты, геологи, гидрологи работали в мороз и непогоду, 12 буровых установок в три смены «прощупывали» со льда дно Енисея. В июле 1962 г. экспертная комиссия выбрала окончательный вариант – Карловский створ. В 20 км ниже по течению было намечено строительство спутника Саяно-Шушенской — контррегулирующей Майнской ГЭС.

Создание плотины такого типа в условиях широкого створа Енисея и сурового климата Сибири не имело аналогов в мире. Арочно-гравитационная плотина Саяно-Шушенской ГЭС , как самое надежное гидротехническое сооружение данного типа…

Источник: Живой журнал/4044415.

Calling cards можно купить здесь же.

13) В поселке энергетиков Черёмушки, расположенном в 2 км от ГЭС можно остановиться в гостинице "Борус". От поселка до ГЭС ходит трамвай.

22) Машинный зал Саяно-Шушенской ГЭС построен на базе пространственной перекрестно-стержневой конструкции, состоящей из унифицированных металлических элементов системы Московского Архитектурного института (МАРХИ). Такая конструкция была впервые применена в практике строительства гидростанций… Перекрытие и стены машзала служат ограждением оборудования и людей от внешней среды и рассчитаны только на снеговую и ветровую нагрузку и на сейсмическое воздействие в 7 баллов. При этом нагрузки, связанные с действием гидравлических процессов при работе водосбросов и агрегатов не учитывались. Благодаря этому упущению из-за повышенной вибрации раз в 3 года и обязательно после каждого холостого водосброса необходимо обследовать тысячи узлов конструкции с измерением зазоров в стыковочных узлах. Также нельзя допускать наличие снежного покрова на кровле толщиной более 20 см. Цены на кровельные работы сейчас высокие.

23) На станции побывало множество специалистов из разных стран мира, которые отмечали особую архитектурную выразительность и изящество машинного зала, которые во многом определяются внешним видом конструкции системы МАРХИ. Это свидетельство того, что архитектурному облику проектная организация уделила такое внимание, что оно увенчалось успехом. Настолько глубоко была проработана архитектурно-художественная часть проекта верхнего строения машзала, настолько недостаточным было внимание технологическому его исполнению.

28) Монтажная площадка с частями демонтированного гидроагрегата: место, где скоро будут проводится электромонтажные работы .

29) Три устройства рядом с траверсой для выемки генератора - это части не собственно генератора, а генераторного выключателя КАГ-15,75.

30) Такой выключатель на станции остался один, остальные заменены на современные и более надёжные ABB-шные HEC8.

31) В настоящее время Саяно-Шушенская ГЭС является самым мощным источником покрытия пиковых перепадов электроэнергии в Единой энергосистеме России и Сибири. Один из основных региональных потребителей электроэнергии - Саяногорский алюминиевый завод, расположенный недалеко отсюда близ города Саяногорска. Центральный пульт управления ГЭС.