Кастанеда о разнице между женщинами и мужчинами. Учиться у кастанеды вопреки кастанеде

«Все пути одинаковы: они ведут в никуда. Есть ли у этого пути сердце? Если есть, то это хороший путь; если нет, то от него никакого толку…»

Карлос Кастанеда “Учение дона Хуана”

Книги Карлоса Кастанеды яркой кометой взошли на русскоязычный эзотерический небосклон в начале 90-х годов прошлого века и с тех пор их популярность стремительно растет. Количество последователей описанного им Пути Воина измеряется десятками и сотнями тысяч по всему миру. Сам Кастанеда считается культовым писателем ХХ века, а более десятка написанных им книг широко признаются классикой эзотерической литературы.

Личность Карлоса Кастанеды полна загадок и овеяна тайнами, прежде всего, стараниями самого писателя, а также его последователей. Порой можно встретить разные версии о дате рождения, о причине смерти, маркетинговые мистификации, связанные с именем Кастанеды, и многое другое. В качестве примера можно упомянуть дискуссии на тему того, умер ли Карлос от рака печени (официальная причина) или же “сгорел в огне изнутри”, как и его Наставник дон Хуан. Порой подобные дискуссии происходят на гране помешательства, что, увы, свойственно многим последователям Пути Воина.

Не меньше разночтений вызывает и личность самого дона Хуана – нагваля и шамана, взявшегося за обучение Карлоса. В конце прошлого века был проведен ряд исследований, в ходе которых найдено несколько людей, которые с большой долей вероятности являются реальными прототипами книжного дона Хуана Матуса. Самое известное и основательное из этих исследований проведено журналистом Майклом Спенсом в 1999 году. Талантливому журналисту удалось отыскать наиболее вероятный прообраз дона Хуана, которым оказался духовный лидер индейцев яки, известный шаман и целитель по имени Тецлкаци Гуитимэа Качора. Достоверно установлено, что Качора и Кастанеда были хорошо знакомы и, более того, Карлос много раз и подолгу приезжал к нему в Сонору. Это исследование имело большой резонанс в эзотерических кругах и по сей день сопровождается жаркими спорами между последователями Кастанеды и всевозможными разоблачителями. Все дело в том, что Качора жив и по сей день (в этом году ему 100 лет), в то время как согласно книгам Карлоса, дон Хуан “сгорел в огне изнутри” и покинул физический мир. Зацепившись за этот факт, Кастанеду обвинили в фантазерстве и фальсификации, а все его учение – литературными перепевами учения Качоры.

Тем не менее, есть ряд нестыковок, которые ставят версию о том, что Качора – это и есть дон Хуан, под сомнение. В частности, по словам самого Качоры, он познакомился с Карлосом в 1969 или 1970 году, в то время как сам Кастанеда утверждал, что встретил дона Хуана летом 1960-го. Кроме того, Качора родился ориентировочно в 1912 году, тогда как в книге “Учение дона Хуана” годом рождения Наставника является 1891. Также есть определенные разногласия в родословной Качоры и дона Хуана. Таким образом, на сегодняшний день невозможно сказать однозначно, что именно Качора и есть тот самый дон Хуан. Другие претенденты на роль дона Хуана не выдерживают никакой критики – обычно это самовыдвиженцы, демонстрирующие достаточно слабое знание учения толтеков.

Главная ошибка многих последователей Пути Воина кроется в том, что они склонны видеть в Кастанеде посвященного мага, ставшего “видящим” вследствие длительного обучения у дона Хуана Матуса. Но это типичное проявление слепой веры в авторитеты, не подкрепленной ничем, кроме фантазий нерадивых читателей. При внимательном чтении книг Кастанеды можно заметить, что он практически нигде не говорит о себе, как о маге, не пишет о своих потрясающих успехах и достижениях, об открытии сверхспособностей. Более того, в некоторых местах Карлос честно пишет о своем невысоком уровне сознания и не перестает удивляться, почему же его вообще взяли в ученики.

В книге “Сила безмолвия” дон Хуан говорит о Кастанеде следующее: «Ты мелочен, расточителен, мнителен, назойлив, тщеславен и нетерпелив. Кроме того, ты угрюм, тяжеловесен и неблагодарен. Твоя способность к индульгированию безгранична, но хуже всего то, что у тебя слишком преувеличенное представление о себе, чтобы ты мог избавиться от всего этого. Я могу также сказать, что меня начинает тошнить от одного твоего присутствия». Интересно также мнение Качоры по этому поводу: «Карлос Кастанеда - величайший и талантливейший из писателей, но нужно быть безумным, чтобы пытаться увидеть в Кастанеде мага».

Несложно заметить, что никакой развитостью тут и не пахнет. А ведь это при том, что Кастанеда был доктором философии, антропологом и этнологом – казалось бы, человек со сложным сознанием. Интересно, что для эффективности обучения ему было предложено стереть эту личность, ведь только в таком случае стало бы возможным реальное развитие. Более того, бытие и образ жизни Карлоса также говорят о том, что он практически ничему не смог научиться у дона Хуана. Таким образом, простейшее исследование четко показывает, что магом Кастанеда не был.

По своей форме и сути, книги Карлоса Кастанеды являются красочно описанными дневниками ученика, проходившего эзотерическое обучение у реального мага высокого уровня. То есть, это некая интерпретация знаний и мировоззрения Наставника, пропущенная через призму понимания ученика, вследствие чего действительно ценные мысли и рабочие техники идут вперемешку с глюками и домыслами.

Что же представляет собой Путь Воина? В первую очередь, это концепция подготовки ученика, детально описывающая процесс перехода от неосознанной социальной жизни до просветления и вознесения (“магического перехода”). Это целый образ жизни, глубоко отличающийся от социального, и нужно понимать, что невозможно верно постичь его суть, находясь в рамках другого мировоззрения (говоря эзотерическим языком, “находясь в разных договорах”). Важно осознать, что в Пути Воина развитие личности и усложнение сознания (основа эзотерического развития) целью не является. В каком-то смысле, это его существенное ограничение. Исходя из книг Кастанеды, Путь Воина – это традиция древних магов, целью которых является уход куда-то и непонятно (для Карлоса) зачем. Употребляется аллегория “сгорания в свете изнутри” как конца пути, смысл которой будет рассмотрен далее.

Следует понимать, что книги Кастанеды – это не Путь Воина в том виде, в каком его понимают толтекские шаманы. Это именно интерпретация современным социальным человеком того мировоззрения. Поэтому изучение магической традиции толтеков по этим книгам – занятие очень сложное и требующего серьезного исследовательского подхода. Тем не менее, развитие личности хоть и не является целью, но оно все же возможно в рамках этой традиции. Одними из основных принципов Пути Воина являются принятие ответственности за свою жизнь, отказ от собственной важности, стирание глупых иллюзий о себе и мире, принятие проявлений судьбы и многое другое, что характеризует личность как развитую (независимо от традиции).

Практика показывает, что в понимании идей и терминов из книг Кастанеды нет единства, что и неудивительно, ведь смысл словам придает мировоззрение читателя, его эгрегориальная включенность и уровень развития сознания. Мы же рассмотрим значение некоторых ключевых понятий, связанных с Путем Воина, с точки зрения эзотерической картины мира. Итак, приступим.

Эманации Орла – по сути, это толтекский аналог каббалистического понятия “Свет Творца”, то есть, это вся многомерная энерго-информация, существующая в мире. В терминологии толтеков, эманации Орла состоят из тоналя и нагваля.

Тональ и нагваль – основополагающие понятия всего учения дона Хуана и картины мира толтеков. Прежде всего, нужно понять, что данным понятиям свойственна полисемия, то есть несколько значений и трактовок. С сугубо эзотерической точки зрения под нагвалем понимается часть энерго-информации (эманаций Орла), принципиально недоступная для познания и восприятия ни в каком виде. В противовес ему, тональ – это все то, что может быть познано, что имеет название и может быть названо в последствии. “Остров тональ” – это крошечная часть энерго-информации, выделенная в “океане нагваль”, которая и составляет знания человека о мире. Согласно другой трактовке, под тоналем (человек-тональ) понимаются обычные люди, запертые в рамках социального мировоззрения, а под нагвалем (человек-нагваль) – вышедшие за рамки социального восприятия люди, стремящиеся к глубокому познанию внешнего мира. В частности, дон Хуан был нагвалем.

Точка сборки – это структура на поверхности энергетического кокона человека, производящая сборку мира, соответствующего его уровню развития. Все, что нас окружает – это многомерный поток энерго-информации. Нам доступна лишь крошечная его часть (“остров тональ в океане нагваль”); какая конкретно – определяется положением точки сборки, действующей подобно объективу. Чем выше она находится, тем больше энерго-информации способен воспринять человек. По сути, любое передвижение точки сборки приводит к формированию уже другого мира. У разных людей положение точки сборки отличается. Отсюда становится понятным, что фраза «он/она живет в своем мире» - это далеко не вымысел. В традиции толтеков магом является человек, способный сознательно управлять передвижением своей точки сборки, таким образом, собирая мир по собственному желанию и намерению.

Сталкинг – это совокупность методов по использованию внешних объектов и событий для управления собственным состоянием и восприятием. В эзотерической картине мира говорится о том, что каждое состояние сознания – это особое положение точки сборки. Чтение книг, прослушивание музыки, общение с людьми, посещение необычных мест – все это вводит нас в определенные состояния сознания. Магический подход сталкинга заключается в том, что адепт начинает осознанно использовать внешние факторы для достижения нужных ему состояний сознания. На первых порах, когда способность к управлению собственными состояниями еще слабо развита, техника сталкинга существенно облегчает работу и позволяет наработать диапазон перемещений точки сборки.

Огонь изнутри – не что иное, как энергия кундалини. “Сгорание в огне изнутри” – это поэтическое описание процесса активизации и поднятия энергии кундалини, приводящей к вознесению, то есть ликвидации физического тела при повышении его частотности до определенного уровня, что проявляется в яркой световой вспышке (известный исторический пример – вознесение Бабаджи); в некоторых традициях это именуется вторым магическим посвящением. Совершенно очевидно, что популярная среди адептов Кастанеды мысль о том, что он сгорел в огне изнутри – не более чем красивая легенда, поскольку реальный уровень Карлоса был весьма далек от того, что требуется для вознесения. Активизация энергии кундалини – это совершенно необходимая на определенном этапе практика, приводящая к серьезному преобразованию физического тела адепта, что дает возможность работы с высокочастотными режимами сознания без тяжелых последствий для здоровья.

Перепросмотр – специальная техника, позволяющая адепту извлечь заложенную в события энергию с целью накопления ее для совершения магического перехода. В контексте эзотерического развития, возможности применения техники перепросмотра существенно шире – от исправления психоблоков до полной ликвидации субличности, выстроенной в ходе социализации, и остановке внутреннего диалога. Перепросмотр совершается исключительно в медитативном состоянии с применением специальной техники дыхания и движений головы, в следствие чего происходит извлечение энергии из эмоционально-насыщенных событий прошлого. Важно понять, что это ни в коем случае не “думание” над проблемой, как кажется многим. Обдумывание эмоционально-насыщенных воспоминаний без извлечения из них энергии приводит к еще большему их усилению. Интересно, что в книгах Кастанеды под одним и тем же названием “перепросмотр” описано две абсолютно разные техники.

Стирание личной истории – процесс уничтожения воспоминаний, старых связей и прошлых представлений о себе. Это аналог каббалистического понятия “опустошение сосуда”. Вследствие стирания происходит ликвидация социальной маски (субличности, придуманного образа себя), что сопровождается остановкой внутреннего диалога (именно наличие субличности является причиной его существования). Согласно современной модели эзотерического развития, реальная работа с Наставником возможна только после стирания личной истории, то есть, когда “сосуд будет опустошен”. При этом личность ученика приобретает качество “чистого листа”, на который и записываются новые качества сознания и навыки. Без этого, вместо реального изменения будет происходить банальное расширение той картины мира, которой придерживается ученик. То есть, вместо развития – составление новых инвентарных списков сознания.

Смерть -советчик – одна из наиболее мотивирующих к развитию концепций. “Смерть – единственный мудрый советчик, который всегда есть у воина”. Суть заключается в том, что осознание собственной смертности – наиболее сильное переживание для человека, по сравнению с которым более ничто не значимо. Это самый мощный разрушитель человеческой пассивности. “Спросить совета у своей смерти”, по сути, означает сравнить значимость события или переживания со значимостью смерти. Поскольку “кроме ее прикосновения нет ничего, что действительно имело бы значение”, воин закаляет свой дух и вкладывает силу в каждый поступок. Момент осознания собственной смертности крайне важен для осмысления и является поворотным пунктом в развитии личности.

Первое и второе внимание – это, соответственно, внимание личностного сознания и подсознания. Внимание – это энергия активного сознания, его фокус. Первое внимание – это энергия активного сознания тела вишудха-чакры, а второе – сознания тела аджна-чакры. “Включение первого внимания во втором” означает активацию личностного сознания (работающего при бодрствовании) во время работы подсознания, что типично для осознанных сновидений. То есть, для получения осознанного сновидения необходимо включить сознание во время сна.

Тенсегрити – по определению самого Кастанеды, это система магических пассов, разработанных толтекскими шаманами для подготовки адепта к магическому переходу. По сути, это комплекс биоэнергетических практик (по типу йоги или цигун), позволяющих уплотнить эфирное тело и увеличить чувствительность к энергиям, а также некоторые базовые элементы магии жестов. При более глубоком ознакомлении, можно найти достаточно много параллелей между техниками тенсегрити и некоторыми практиками китайских и даосских школ, вплоть до полного совпадения. Отсюда и мнение о том, что тенсегрити было просто придумано Кастанедой для выкачивания денег из тысяч последователей, исправно посещающих его семинары. Так ли это – не суть важно, поскольку система действительно рабочая (в чем можно убедиться на собственном опыте) и достаточно эффективная.

Подводя итог, следует заметить, что не так уж и значимо – был Кастанеда магом или нет. Его огромная заслуга в том, что он, едва ли не первым, сумел описать магическую картину мира доступным для широких слоев населения языком, и смог донести целый ряд весьма сложных и абстрактных идей до рядового человека. В целом, описанный Кастанедой Путь Воина – это выстроенная, целостная, хоть и приукрашенная фантазиями автора картина мира, несущая массу ценных мыслей и опыт магической традиции древней Мексики. Но большой ошибкой будет расценивать книги Кастанеды как реальные магические учебники. Более того, это может быть опасно, поскольку даже лучшие практики, прошедшие через интерпретацию ученика, являются уже чем-то иным, отличным от оригинала, как бы красочно они не были описаны. Произведения Кастанеды – это замечательная возможность получить ощущение магичности мира, а также мотивацию к развитию и поиску тайн. Другое дело, что самих тайн там практически нет и увидеть их человеку неподготовленному нелегко… но как первая ступень на пути к развитию – книги очень ценны.

Закончить статью хотелось бы цитатой из книги “Учение дона Хуана”: «Любой путь - лишь один из миллиона возможных путей… Любой путь - это всего лишь путь, и ничто не помешает воину оставить его, если сделать это велит ему его сердце… Все пути одинаковы: они ведут в никуда… Один путь дает тебе силы, другой – уничтожает тебя».

Удачи всем в поиске и обретении своего пути!

Базовые практики (магические техники) К. Кастанеды

Все магические практики можно с некоторой долей условности разделить на две группы:

1. Первая группа – это практики эргономии – добыванию, экономии и распределению энергии, необходимой для перемещения точки сборки. Hеобходимость в таких техниках возникла из-за того, что точка сборки современного человека намертво фиксирована в некоторой, свойственной только человеку области, соответствующей восприятию обычного знакомого мира (точке «бедного деточки»), и для того, чтобы ее расшевелить, нужен запас свободной персональной силы.
2. Вторая группа – техники контролируемого сдвига точки сборки и удержания ее в новой позиции.

👉Прекращение внутреннего диалога

Внутренний диалог – способ удержания точки сборки в положении, соответствующем восприятию обычного человеческого мира. Кроме того, внутренний диалог отвлекает на себя изрядную часть свободной энергии человека. Прекратив внутренний диалог, человек, во-первых, освобождает свою точку сборки от жесткой фиксации, во-вторых – высвобождает некоторое количество энергии. Поскольку внутренний диалог входит в привычку с самого раннего возраста, его нельзя остановить одним хотением; для этого есть много приемов, в основном сводящихся к неделанию в его разных видах. Hекоторые из них перечислены ниже.

👉HЕ-делание (Not-Doing)

Фокусиpование внимания на пpедметах миpа, котоpые обычно оказываются вне сфеpы ноpмального внимания, а соответственно восприятия и осознания. Hа те, HЕ из котоpых складывается каpтина миpа. Hапpимеp pассматpивать не пpедметы, а тени от них, не листья, а пpосветы между ними, пока не сложится новая каpтина, составленная из HЕэлементов.
Вообще говоря, неделание можно практиковать, совершая любое действие или бездействие, не входящее в стандартный инвентарный список – например, совершая обычные действия не совсем обычным образом. Вот как выглядит один из способов неделания ходьбы («Сказки о силе», слова ДХ): «Сгибая пальцы особым образом, воин притягивает внимание к рукам; затем, направив расфокусированный взгляд на точку прямо перед собой над горизонтом, буквально затопляет свой тональ информацией. Тональ без взаимодействия один на один с элементами описания, неспособен разговаривать сам с собой и поэтому замолкает».

👉Созеpцание (Gazing)

Особая техника, «способ смотреть» без сосредоточения внимания на какой-либо части видимого. При этом видишь все… и ничего конкретно. В модификациях может применяться в практике «неделания», например глядя на дерево, человек делает это дерево – находит его ствол, ветки, листья, т.е. фиксирует те списочные элементы, из которых по его мнению должно состоять ДЕРЕВО. В практике «недеятельного созерцания» преследуется цель HЕ строить дерево, и в качестве хитрой уловки строить «изображение» не из привычных понятий. Hапример смотреть не на листья, а на просветы между ними, не на ветки, а на пространство, ограниченное этими ветвями. Таким образом получается некое «призрачное дерево», «антидерево», «дырка от бублика». Таким вещам не отведено специальных понятийных конструкций в человеческом инвентарном списке, поэтому нарушается привычных ход внутреннего диалога.

👉Пpавильный способ ходьбы (The Right Way of Walking)

Скрючив пальцы, уделяя внимание pукам ходить, напpавляя взгляд впеpед, ни на чем специально не фокусиpуясь, чтобы видеть одновpеменно все пpостpанство впеpеди. Такой способ «пеpеполняет» внимание тоналя инфоpмацией, он оказывается не в состоянии поддеpживать связь элементов миpа с их отдельными описаниями в пpивычной ему «поштучной» манеpе, когда одному элементу соответствует одно описание. Это тоpмозит внутpенний диалог, и тональ замолкает.
Практически неделание можно приложить к любому мыслимому виду человеческой деятельности. Упоминания о разных видах неделания рассыпаны по всем девяти книгам Кастанеды.

👉Сновидение (Dreaming)

Практика использования естественного дрейфа ТС (точки сборки), происходящего во время засыпания и сновидений.
Использование естественного сдвига точки сборки во время засыпания. Вместе с уничтожением шаблонов и неделанием является столбовой дорогой к изучению новых путей восприятия мира. Дает воину возможность совершения совершенно невероятных действий и знание мира «сновидения». Самая доступная широким массам методика перемещения точки сборки. Требует очень большой концентрации намерения и безупречности, выражающейся в первую очередь в огромном терпении. Однако данная техника уже требует определенного запаса персональной силы.
Сновидение – практически единственный безопасный (насколько вообще можно говорить о безопасности в магии) способ проникновения в магические миры. Кроме того – это своего рода полигон, где можно оттачивать управление намерением, поскольку в сновидениях ничто (кроме присутствующих там существ) не обладает собственной силой, волей и так далее. К примеру, стреляя во сне из пистолета, нельзя быть уверенным в том, что пуля вообще вылетит из дула, поскольку там она движима единственно только намерением стреляющего, а не «силой пороховых газов».
В колдовстве овладение искусством сноВидения имеет свое практическое значение – через него осуществляется как воздействие на какую-либо персону, так и получение необходимой информации о чем-либо в так называемом реальном мире.

👉Врата сновидения

Семь Врат Сновидения – это «энергетические уровни» персональной силы, по достижению которых приобретаются качественно новые возможности восприятия и осознания. Это отражается на «качестве» сновидения, и может быть отслежено по изменениям в них.

👉Избавление от чувства собственной важности (Losing Self-Importance)

Дpугой аспект ликвидации свойственной человеку манеpы жалеть себя. Самомнение, чувство собственной важности – один из главных энергетических «якорей» точки сборки. Как внутренний диалог лишает точку сборки подвижности, так чувство собственной важности поглощает практически всю свободную энергию человека. Чувство собственной важности вездесуще, многолико и всепроникающе, и изживание его – далеко нетривиальная задача. В книгах КК про это рассказано достаточно подробно.

👉Действие без пpивязки к pезультату

Действие пpоизводится не pади достижения чего либо, а пpосто потому, что пpоизводится действие.

👉Стиpание личной истоpии

Посредством стирания личной истории происходит изъятие оставленных в миpе «следов», делание себя недоступным в смысле высвобождения себя из ловушек чужого внимания. Это меpопpиятие способствует ликвидации чувства собственной важности, и самосожаления из своего миpа.
Человек связан с миром и обществом тысячами нитей. Как правило, у человека имеется множество привязок – к людям, воспоминаниям, какие-то социальные завязки. Уничтожение привязок к внешнему миру, достижение недоступности освобождает из капкана чужого внимания. Это также является хорошим средством от жалости к самому себе, проявляющейся в виде синдрома «бедный деточка». Практикуется обычно с помощью следующих способов:

👉Перепроживание / перепросмотр (Recapitulation)

Используется для высвобождения силы, захваченной миpом. Пpоизводится посpедством восстановления пpошедших событий, возвpащения в те, пpошлые моменты жизни (что сдвигает ТС в пpежнее положение) где забиpается выпущенная сила, и возвpащается обpатно захваченная из миpа сила.

👉Пpекpащение «схематичности» поведения (Disrupting the Routines of Life)

Пpекpащение «схематичности» поведения – ликвидация пpивычек. Пpивычки – это то, что позволяет смеpти выслеживать нас. Как охотник, зная повадки своей дичи, знает где подстеpегать добычу.
Шаблоны поведения обусловлены, как правило, наличием личной истории и являются средством ее поддержания. Таким образом, разрушение обыденных привычек – это неделание личной истории и способ оставаться недоступным в мире.

Пpинятие (на себя) ответственности (Assuming Responsibility)

Пpедполагает пpинятие на себя ответственности за все собственные действия вместо тpаты сил на поиск, якобы объективных пpичин, якобы вынудивших совеpшать (или не совеpшать) те или иные действия (то есть индульгирование).
Принятие на себя ответственности за каждое действие, совершённое в этом мире, отказ от всяческих сожалений по поводу его совершения и отрешенное принятие любых его последствий; отказ от любых оправданий и самооправданий по какому бы то ни было поводу.
Данная техника ставится в противовес свойственной человеку политики неприятия ответственности на себя, предпочитая изображать принятие на себя чужой ответственности.

👉Сталкинг (Stalking)

1. Фиксация ТС в текущем положении, обеспечивающем устойчивое восприятия мира, специфичного для данного конкретного положении ТС.
2. Практика «отслеживания себя» во всех состояниях сознания, будь то в «повседневной жизни», в сновидении или где угодно еще.
Кратко – использование мира повседневной жизни как охотничьего угодья. По сути сталкинг – способ оставаться недоступным в мире вообще и в конкретной ситуации в частности, но при этом добиваться своих целей. Другое дело, что в общепринятом смысле у воина, практикующего сталкинг, никаких целей нет, поскольку ко всему без исключения воин применяет контролируемую глупость.

👉Контролируемая (управляемая) глупость (Controlled Folly)

Сталкинг в практическом применении. Поскольку «человек знания» видит и знает, что нет ничего такого, что было бы важнее чего-то дpугого, не мотивиpует свою избиpательность в действиях важностью того или иного действия. Это вопpос контpолиpуемой глупости – действовать так, как будто это важно.
Человек знания «видит» и знает, что нет ни одной вещи, которая была бы важнее какой-либо другой вещи; у него есть только его контролируемая глупость, и он действует не ожидая результата, практикуя контролируемую глупость. Иными словами, контролируемая глупость – это неделание повседневного обыденного поведения в социальной среде; при этом совершенно неважно, является практикующий её видящим или нет.

👉Использование Смеpти в качестве «наблюдателя» (Using Death as an Advisor)

Ко всякому действию относиться так, как будто это твоя последняя битва. Hеважно, выигpаешь эту битву, или пpоигpаешь – действуешь не опуская pyк. Это заменяет пpивычного «советчика», котоpым является жалость к собственной пеpсоне. Пеpед лицом Смеpти видно, что нету никакой вещи, котоpая была бы важнее дpугой вещи.
Величайший охотник в этом мире – смерть. Она может хлопнуть по плечу любого в любой момент. Поэтому наиболее разумная линия поведения – подход к каждому поступку как к последней битве. Hеважно, победишь ты или проиграешь – ты никогда не потеряешь себя, даже перед лицом смерти. Вашим советчиком вместо самосожаления должна стать смерть. Действия, подсказанные смертью как советчиком, исполнены силы. Практикуя вышеперечисленные техники, человек получает возможность войти в настроение воина.

👉Hастроение Воина (Mood of a Warrior)

Устойчивое удержание точки сборки в позиции, обеспечивающей недоступность, отсутствие жалости к самому себе, отрешенность. Такое положение ТС имеет свое название «Место Без Жалости».
Осознавая свою Смерть как «наблюдателя», который в любое мгновение может хлопнуть по плечу, и сказать «Привет!», воин к каждому своему действию относится как к последнему, совершаемому им, как к последней битве на этой земле.
Смысл – недопущение пустой растраты энергии, максимально возможное в конкретной ситуации раскрытие каналов восприятия. Способ удержания и усиления настроения воина – сталкинг.

Список произведений:

1968 - Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки (англ. The Teachings of Don Juan, A Yaqui Way of Knowledge)
1971 - Отдельная реальность (англ. A Separate Reality)
1972 - Путешествие в Икстлан (англ. Journey to Ixtlan)
1974 - Сказки о силе (англ. Tales of Power)
1977 - Второе кольцо силы (англ. The Second Ring of Power)
1981 - Дар орла (англ. The Eagle’s Gift)
1984 - Огонь изнутри (англ. The Fire From Within)
1987 - Сила безмолвия (англ. The Power of Silence)
1993 - Искусство сновидения (англ. The Art of Dreaming)
1997 - Активная сторона бесконечности (англ. The Active Side of Infinity)
1998 - Колесо Времени (англ. The Wheel of Time)
1998 - Магические пассы: практическая мудрость шаманов древней Мексики (англ. Magical Passes of the Sorcerers of Ancient Mexico)

Одним из учений, захватившим за последние десятилетия немалое количество умов (так и хочется сказать — душ), стал так называемый «путь воина», отцом-основателем которого является полумифический Карлос Кастанеда. Его книги, появившиеся на российских книжных полках в 1990-х годах, сразу приобрели немалую популярность у читателей, повторив тем самым успех на Западе - суммарный тираж творений «испанского антрополога», изданный на 17 языках, достиг 8 миллионов экземпляров. Что же так привлекло читателей к трудам господина Кастанеды?

Духовный поиск нашего современника

Трудно убить человеческую сущность. Несмотря на активные призывы современного общества «брать от жизни всё», несмотря на то, что сама сегодняшняя жизнь вынуждает нас вступать в «гонку потребителей», у многих людей еще, к счастью, жива неутоленная потребность в духовном насыщении. Мы чувствуем голод души, которая не способна насытиться ни сериалами, ни ироническими или иными детективами.

Когда развиваться? Куда стремиться? Все мы бежим сегодня, как белки в колесе — порой некогда даже книжку почитать. Сил зачастую остается только на то, чтобы включить телевизор и бездумно смотреть на мелькание цветных картинок.

Но все же есть немало людей, которые не удовлетворяются ценностями, царящими в современном мире, и находят силы и время для духовного поиска. Не хлебом единым жив человек - если душа остается голодной, начинаешь испытывать неясное беспокойство. Жаль, но так уж сложилось - на пути к удовлетворению духовных потребностей нашего с вами современника могут поджидать всевозможные ловушки. Как гласит народная пословица, свято место пусто не бывает - после многолетнего культа материализма в Россию хлынули всевозможные восточные и не очень учения. И люди, подсознательно понимающие, что материя не есть всё, устремились к всевозможным «гуру». Не обладая еще даром различения, наши с вами сограждане начали активно впитывать знания о «тонком мире», не всегда отдавая себе отчет в том, что этот самый «тонкий мир» далеко не однороден...

Одним из «учителей», которому последовали, судя по количеству издаваемых книг, миллионы людей, стал Карлос Кастанеда. Стоит отметить, что у него большой талант литератора и мистификатора - книги написаны прекрасным языком, одни их названия чего стоят: «Учение дона Хуана», «Особая реальность», «Рассказы о силе», «Дар Орла», «Путешествие в Икстлан».

Но основная суть успеха данной книжной серии не в ее литературной ценности...

О чём же повествуют романы Кастанеды? Автор утверждает, что все, им описанное, происходило в реальности. Биография автора, предпосланная повествованию, гласит, что обучаясь в Калифорнийском университете, Кастанеда якобы выиграл грант на антропологические полевые исследования, после чего отправился в экспедицию к мексиканским индейцам. Там антропологу и довелось встретить своего «гуру» - индейца из племени яки дона Хуана Матуса, который начал обучать его «пути воина» - древнему учению индейцев Мексики.

«Цыганские» методы Кастанеды

Стоит обратить внимание на особую структуру всей книжной серии. Все книги, в сущности, повествуют об одном и том же событии - постепенном обучении Кастанеды у дона Хуана. В первом томе автор описывает своё обучение поверхностно, в последующих же томах вновь возвращается к тем же событиям, но уже с новой точки зрения. Психологи называют этот приём суггестией - по сути происходит мягкое и постепенное вовлечение в систему ценностей автора, что очень похоже на так называемый «цыганский» гипноз. Карлос Кастанеда, выражаясь народным языком, «замарьяживает» читателя. Сам автор поясняет такое построение довольно ловко: мол, рационализм современного человека не способен с ходу принять всю мудрость древнего индейского учения, поэтому приходится «ломать стереотипы» постепенно. Примечательно также, что дон Хуан, настаивая поначалу на приёме галлюциногенных средств для уничтожения «старого человека» в Кастанеде, в последующих книгах отвергает этот метод как «необязательный». Он считает, что его ученик не мог иначе победить свой материализм, чтобы увидеть реальность «тонкого мира». Вполне закономерный приём для тех, кто любит манипулировать чужой психикой — сперва расшатать нервы человека приёмом наркотиков, а потом, когда он станет более внушаемым, насадить в его душу свои установки...

Уверен, что подобным «разбором полетов во сне и наяву» Карлоса Кастанеды я вполне могу вызвать гнев его последователей. Несколько лет назад я бы и сам разозлился, если кто-нибудь сказал хоть что-то плохое про моего кумира. «Он ничего не понимает, примитивный человек, - подумал бы я, - куда ему постичь все тонкости пути воина». Гнев поклонников американского испанца был бы закономерен, если бы я не открывал ни одной книги вышеуказанной серии. Но, к сожалению, я выпил чашу этого воистину губительного учения до дна. И могу сейчас со всей трезвостью оглядеть, какие разрушительные последствия имело следование «пути воина» в моей жизни. Слава Господу Богу нашему Иисусу Христу, что он помог мне сойти с этого гибельного пути...

Пародия с секретом

Успех книг Кастанеды объяснить довольно просто. Он, как тонкий психолог, играет на человеческих слабостях и вполне естественных стремлениях. А по сути этот «жнец ада» пытается собрать урожай в виде неискушенных душ, подсознательно стремящихся к исполнению Божиих заповедей. Недаром ещё древний учитель Церкви Тертуллиан говорил, что «душа человека по своей природе - христианка».

Красной нитью через всё повествование «антрополога» проходит внушаемое отвращение к материальному миру, к его ценностям - к стяжательству, карьерному росту, внешним показателям успеха. Кастанеда на примерах показывает, насколько пусты подобные устремления, насколько они оставляют душу голодной. Это ничего Вам не напоминает? Правильно, сразу вспоминаются строки из Евангелия от Иоанна: Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15, 19), а также слова Господа о человеческом пристрастии к богатству: Не можете служить Богу и маммоне (Матф. 6, 24). Выходит, что «испанский антрополог» прекрасно понимает, что его целевая аудитория - это люди, которые осознают тщету мирской суеты, которых не привлекают ценности нашего времени. Заполучив таким образом доверие читателей, писатель провозглашает главную цель: путь к буквально ничем не ограниченной свободе. Как тут снова не вспомнить слова Спасителя: и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 31-32)? С тем «небольшим» отличием, что Господь призывал нас быть свободными от греха, а вот Карлос Кастанеда призывает совсем к другому: «У воина нет ни чести, ни достоинства, ни семьи, ни имени, ни родины. Есть только жизнь, которую нужно прожить. В таких условиях контролируемая глупость - единственное, что может связывать его с ближними».

Это очень распространенный приём, используемый психоманипуляторами - сперва привлечь человека через декларацию приятных ему ценностей, завладеть при этом самой охраняемой областью человеческого сознания - верой, а после насаждать человеку свои искаженные представления о мире. Недаром Господь сказал фразу, глубину и разнообразные аспекты которой мы ещё долго будем постигать: Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 37). Ох, недаром Господь заповедал нам это двойное подтверждение либо отрицание! Если посмотреть на все книги Кастанеды через призму этой евангельской фразы, то мы увидим, что, образно выражаясь, автор сперва говорит «да» истинам, которые близки чистым сердцам, а после аккуратно вкрапляет едва заметное «нет», которое говорит всем добрым чувствам: любви, добру, сердечной привязанности. Вот несколько фраз из его книг для иллюстрации:

«Ничто не имеет особого значения, поэтому воин просто выбирает какой-то поступок и совершает его. Но совершает так, словно это имеет значение. Его контролируемая глупость заставляет его говорить, что его действия очень важны, и поступать соответственно. В то же время он прекрасно понимает, что все это не имеет значения. Так что, прекращая действовать, воин возвращается в состояние покоя и равновесия. Хорошим было его действие или плохим, удалось ли его завершить - до этого ему нет никакого дела». Чему учат подобные высказывания? Равнодушию, стиранию представлений о добре и зле, апатии. «Что воля, что неволя - всё равно», - именно такие слова механически повторяла героиня фильма-сказки Александра Роу, находясь под действием злого волшебства.

Взлом души

Есть и ещё один важный психологический «крючок», который использует хитрый Кастанеда для «вскрытия» душ. Мифический персонаж дон Хуан, обучая автора книги, не устаёт повторять, что самая главная задача на пути воина - это стирание чувства собственной важности. «Чувство собственной важности делает человека безнадежным: тяжёлым, неуклюжим и пустым. Быть воином означает быть легким и текучим». Для примера автором приводится история о бизнесмене, который хотел быть самым богатым человеком в мире, но узнал об арабских шейхах и понял, что ему не достигнуть их уровня. Потом его требования постепенно снижались, пока он не понял, что ему не стать самым богатым человеком даже на собственной улице. Когда этот несостоявшийся олигарх умер, его похоронили в гробу, похожим на телефонную будку, что должно было символизировать тот факт, что покойный был настолько деловым, что всю жизнь провёл в телефонных переговорах. Кастанеда подсмеивается над этим странным человеком и его наполненным пустотой путём, приглашая нас посмеяться вместе с ним. Читатель посмеивается и… невольно вовлекается в повествование уже не как отстраненный наблюдатель, а как соратник.

Немаловажно знать и о следующей методике, которую предлагает Кастанеда - так называемом стирании личной истории. Предполагается, что человек, вставший на «путь воина», не должен рассказывать ничего о себе даже своим близким, вносить туман в свою личную историю, постоянно смешивая факты из автобиографии с вымыслом. По мнению автора, это даёт «воину» свободу и возможность сделать из себя «нового человека» в соответствии со своими стремлениями, а не с ожиданиями близких. А вот когда воин начинает сомневаться в своём пути, то Кастанеда советует ему «думать о своей смерти». «Мысль о смерти - это единственное, что способно закалить наш дух».

Глядя на все эти разнообразные психологические отмычки, которые писатель использует в своём творчестве, в очередной раз убеждаешься, что они способны сработать только на ниве полного отсутствия знания святоотеческих христианских писаний. Конечно, мало кто из читателей Кастанеды подозревает, что «продвинутый» автор вовсю использует «старомодную» христианскую литературу для мирян и монашествующих, извращая её смысл в нужном для себя направлении. Ведь практически все вышеуказанные приёмы (естественно, в совершенно другом ключе) используются монашествующими, а также верующими мирянами. Уничтожение чувства собственной важности - это очень важная веха становления христианина: Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23, 12); Если кто хочет идти за мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мною (Мф. 16, 24)

Как это ни странно, но «стиранию личной истории» тоже можно найти аналоги в христианстве. Тот, кто принимает постриг, получает новое имя, отбрасывая тем самым свою прежнюю грешную жизнь, получая возможность начать жить заново. Да и для мирянина есть возможность сбросить с себя «ветхого человека» и «облечься в нового» - путём покаяния, с помощью Святых Христовых Таинств, а также благодаря следованию заповедям Господним.

То же самое обезьянничание мы наблюдаем, когда читаем у Кастанеды призывы помнить о смерти. Ведь ещё в древности святые молились при гробах, у того же преподобного Серафима Саровского всегда в келье стоял гроб, дабы напоминать о тленности плоти.

В объятиях зла

Стоит отметить, что не только все вышеперечисленные приёмы привлекают и удерживают внимание читателей. Ведь проблемы, как правило, гнездятся внутри человека, а подобная книга только отвлекает от их решения. К Кастанеде льнут те, кто испытывает душевные переживания, метания, у кого нет духовной опоры в жизни, чьё окружение давит своим прагматизмом. Но вряд ли поклонники Кастанеды признаются в том, что в объятия этого мрачного эзотерического учения их толкает, в том числе, самая обыкновенная гордыня. Да-да, та самая, о которой мы все прекрасно знаем и, без сомнения, считаем неприятной чертой… у других людей. Когда человек ступает на «путь воина», он, тем самым, отгораживает себя от «обычных» людей, считая себя особенным, удостоенным тайного знания. Глубинные, нерешенные проблемы духовного плана остаются в неизменном виде и даже разрастаются - как правило, читатель и фанат этой книжной серии не замечает, что начинает отдаляться от своих близких, друзей, перестаёт самореализовываться на работе (по сути, зарывает свой талант в землю), не помогает окружающим, не творит милостыни.

А если приглядеться внимательнее к учению Кастанеды, которое принимается многими людьми, как руководство к действию? Похоже, что даже сам автор чувствует, что написал нечто страшное. Порой его мироощущение прорывается в таких строках: «Каким бы устрашающим ни было учение, ещё страшней представить себе человека, у которого нет знания». Кастанеда словно бы предвосхищает естественное сопротивление чистой человеческой души своему мрачному учению, убеждая читателя, что чувство страха и отвращения перед подобного рода «знаниями» - это нормально.

Могу сказать по собственным ощущениям, что когда я шёл «путём воина», то постоянно ощущал тягостное чувство в груди - смесь из страха, неуверенности, тревоги. По сравнению с чистотой духа, которую испытываешь после исповеди в храме Господнем, принятия Святых Христовых Таин и молитвы, эти ощущения можно смело назвать вибрациями абсолютного зла. Да и во что, по сути, веришь, читая Кастанеду? В шаманизм, в различные демонические превращения, в стяжание какой-то тёмной силы. Очнитесь, господа хорошие - неужели самим не страшно? Ну а если не страшно, то может быть, станет смешно? Из блистающего светом, прекрасного храма Господня опуститься до уровня закопченной шаманской юрты, где чумазый «воин» торопливо глотает шарики галлюциногенного кактуса, дабы пообщаться с привидевшимися ему бесоподобными зверушками? Это ли «сверхдревнее знание», достойное того, чтобы мы позволили злым силам играть с собой, как игрушками?

Могу сказать, что на личную жизнь следование «пути воина» оказывает поистине разрушительное влияние. Немало «воинов» оказывается в психиатрической больнице, где их продолжает пожирать «огонь изнутри», разожженный Кастанедой, а точнее - князем мира сего, которому он, судя по всем признакам, служит. Один мой близкий приятель, назовем его Алексеем (не хочу указывать его имя по известным причинам), занимаясь психотехниками из данных книг, настолько разрушил свою жизнь и растрепал свои нервы, что практически невозможно вернуть его в нормальное русло. Жена ушла, забрав сына, друзья перестали общаться даже по телефону, боясь нарваться на очередную фанатичную лекцию о «дарах Орла» или «осознанном недеянии». Алексей уже третий год сидит без работы. Ведь это так банально и не по «воински» - работать. Свободы, понимаешь ли, нет абсолютной, по потолку бегать не разрешают...

Впрочем, бывают и не столь фатальные последствия, однако человек, несомненно, платит за подобное увлечение тем, что лишается чувства мира, покоя и любви, к которым, безусловно, подсознательно стремится каждый. Шкала ценностей сбивается напрочь, ведь «воин должен прежде всего знать, что его действия бесполезны, но он должен выполнять их, как если бы он не знал об этом». Какие благие начинания можно сотворить с таким настроем?

А был ли мальчик?

Вызывает сомнение и сам факт существования такой личности, как Карлос Кастанеда. В его биографии сказано, что он, как истинный воин, тщательно скрывал вехи своей жизни. По одной версии, он родился 25 декабря 1925 года в перуанском городе Кахамарка, по другой - 25 декабря 1931 года в Сан-Паулу (Бразилия). Кстати, Кастанеда так и не предъявил миру ни одного доказательства существования своего дона Хуана и в 1973 году «отправил» его вместе с группой персонажей в магическое путешествие, из которого они больше не вернулись. Сам Карлос, по легенде, умер либо как «воин», «сгорев изнутри», либо банально скончался от рака печени...

Такая мистификация весьма настораживает: не исключено, что над серией книг работал не один человек, а целая группа психологов - профессионалов суггестии, подбирающих «отмычки» к человеческой душе. Уж больно грамотно с точки зрения внушения ложных ценностей построена вся книжная серия.

Сегодня эстафету от Карлоса Кастанеды принял «бразильский волшебник» Пауло Коэльо. Знатоки творчества «испанского антрополога» с пренебрежением относятся к Коэльо - они считают, что он просто скопировал учение Кастанеды, немного упростив его. Но всё равно правила жизни «воина света», указанные Коэльо, если их исполнять, приведут к тем же плачевным последствиям…

Какова же целевая аудитория у «бразильского волшебника»? Он гораздо более приземленный, более «попсовый». Его первые книги - из раздела «Слезливые истории для сердобольных тетушек». Он пишет для людей, которые пережили в жизни большие потрясения, обиды. Лучшее состояние чужой психики для внушения своих идей - ведь человек после стресса наиболее внушаем, особенно если ему посочувствовали. Следовательно, можно предположить, что та же группа людей, которая раскручивала в своё время Кастанеду (ведь трудно поверить, что 8-миллионный тираж и перевод на 17 языков был осуществлен без поддержки определенных финансовых кругов), снова взялась за своё чёрное дело, на сей раз мечтая обработать многочисленных страдающих женщин и несостоявшихся в профессиональной жизни молодых людей.

Почему такое стало возможно и почему люди с такой легкостью хватают наживку различных лжеучений? Господь предупреждал и об этом: И многие лжепророки восстанут и прельстят многих (Мф. 24, 11).

Но вполне в нашей власти не соблазниться на всевозможные лжеучения, а собраться с силами и всё же преодолеть кажущийся поначалу страшным путь к исповеди и Причащению Святых Христовых Таин. А дальше ощутить, как душа, омытая этим целебным потоком, оживёт, как вернутся в нашу жизнь вера, надежда и любовь. Как появится чувство защищенности, которое дарит нам по своему милосердию Господь.

Американский писатель и антрополог (доктор философии по антропологии), этнограф, мыслитель эзотерической ориентации и мистик, автор книг-бестселлеров, посвящённых шаманизму и изложению необычного для западного человека мировоззрения. Сам Кастанеда пользовался термином магия, однако, по его словам, это понятие не полностью передают суть учения, основанного на традициях древних и новых «видящих» - толтеков, - «Пути воина».

Карлос Кастанеда утверждал, что встретил индейца из племени яки, мексиканского мага Хуана Матуса в 1960 году, что полностью изменило его жизнь. Поначалу Кастанеда в рамках антропологической практики в Калифорнийском Университете в Лос-Анджелесе хотел исследовать кактус пейотль, и именно с этой целью обратился к дону Хуану, который являлся знатоком местных растений. По счастливой случайности их свёл вместе общий знакомый. Согласно Кастанеде, в дальнейшем, дон Хуан, считавший себя принадлежащим традиции магов (толтеков в терминологии последнего), выбрал его в ученики исходя из специфического признака, который дон Хуан называл особенной структурой его «энергетического тела».

Как впоследствии оказалось, дон Хуан видел в нём нагваля, или лидера группы видящих, способного продолжить линию магов, к которым принадлежал дон Хуан. Согласно книгам Кастанеды, «магия» линии дона Хуана заключалась в изменении и обострении восприятия и осознания своей жизни, что, согласно учению, позволяет существенно расширить и даже кардинально изменить представления о познаваемом. То есть «магия» - это не фокусы с доставанием «чего-то» из ниоткуда, а трудоёмкая энергетическая и медитативная практика. По окончании обучения Карлос Кастанеда стал убеждён, что он оказался свидетелем совершенно иной когнитивной системы («синтаксиса иного типа»), нежели европейская. Термином «магия» Кастанеда был недоволен, так как считал его неточным, поэтому впоследствии в поиске более точного термина заменил его на сибирское слово «шаманизм», которое тоже не соответствовало действительности, так как отображает знания о взаимодействии с окружающими духами, что является лишь очень малой частью учения.

Первая книга Карлоса Кастанеды была опубликована в 1968 году под названием «The Teachings of Don Juan: A Yaqui Way of Knowledge» («Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки») и в краткие сроки стала бестселлером (с тиражом в несколько миллионов экземпляров). Некоторое время она имела успех и в академической среде антропологов, но впоследствии с выходом других работ Кастанеды мнения о его исследованиях разделились. В дальнейшем Карлос Кастанеда опубликовал ещё 11 работ, посвящённых учению дона Хуана, неизменно становившихся бестселлерами во многих странах мира. За годы жизни он множество раз удостаивался как и величайших похвал (вплоть до того, что он предложил новую парадигму), так и жёсткой критики (вплоть до того, что он выдумал дона Хуана).

Карлоса Кастанеду можно смело причислить к величайшим загадкам ХХ столетия. Достоверно о нем известно только то, что он - автор десяти книг-бестселлеров и основатель компании "Cleargreen", которая ныне владеет правами на творческое наследие Кастанеды. Все остальное - не более чем предположения, если не сказать - домыслы.

Кастанеда тщательно сохранял "тайну личности", практически не давал интервью и категорически отказывался фотографироваться (однако, по стечению обстоятельств, несколько фотографий Кастанеды все же существует). Он даже отрицал, что когда-либо был женат, хотя Маргарет Раньян, автор книги воспоминаний об этом человеке, утверждает, что Кастанеда был ее супругом. Иными словами, подлинная биография Карлоса Кастанеды была известна лишь ему самому; удел всех прочих - пытаться ее реконструировать.

Карлос Сезар Арана Кастанеда (предположительно, таково его полное имя) родился 25 декабря 1925 года в городе Сан-Паулу, Бразилия. В 1951 году он эмигрировал в США, а в 1960 году произошло событие, коренным образом изменившее жизнь самого Карлоса Кастанеды и тысяч его последователей - Кастанеда, тогда студент Калифорнийского университета, приехавший в Мексику за "полевыми материалами" для своей дипломной работы, встретил дона Хуана Матуса, индейца из племени яки. Дон Хуан стал духовным учителем Кастанеды и в течение двенадцати лет передавал подопечному сокровенные знания своего племени.

С разрешения дона Хуана Кастанеда стал записывать его слова; так родилась первая из известных во всем мире книг Карлоса Кастанеды - "Учение дона Хуана. Путь индейцев из племени яки", опубликованная в 1968 году. Эта книга мгновенно стала бестселлером - как и девять последующих. Все они представляют собой запись бесед дона Хуана с Кастанедой, а цепь событий в них обрывается в 1973 году, когда дон Хуан таинственно исчез - "растаял подобно туману".

Легенда гласит, что и сам Кастанеда ушел из нашего мира схожим образом - как бы растворился в воздухе. Менее поэтическая версия некролога сообщает, что он скончался 27 апреля 1998 года от рака печени и что после кремирования прах Кастанеды, согласно завещанию, отправили в Мексику.

На этой странице вы найдете все книги Карлоса Кастанеды по порядку.

Книги (17)

The Teachings of Don Juan. Альтернативный перевод

Учение дона Хуана. Путь познания индейцев Яки.
Книга 1 (1968)

"Для меня существует только путешествие (движение) по тропам, которые имеют сердце, по любой тропе, которая может иметь сердце. По ней я путешествую и единственный достойный вызов - это пройти ее до конца. И я путешествую и смотрю, смотрю бездыханно". Дон Хуан

Перевод: Сергея Николаева.


Радио интервью Теодора Розака с Карлосом Кастанедой (1968);
- Интервью Джейн Хеллисоу с Карлосом Кастанедой (1971);
- Интервью для журнала "PSYCHOLOGY TODAY" взятое Сэмом Кином (1976);
- Грасиела Корвалан, Интервью с Карлосом Кастанедой (1980-1981);
- Заметки с лекции Карлоса Кастанеды в книжном магазине "Феникс"(1993)...

Лекции и интервью

Карлос Кастанеда — это не только его знаменитые одиннадцать книг и «Магические пассы». Это еще и достаточно многочисленные в начале его учебы у дона Хуана и в последние годы его жизни интервью и лекции.

В этих статьях здесь и там рассыпаны драгоценные жемчужины информации, которая не встречалась в его книгах. Все, кто практиковал когда-нибудь техники из книг Кастанеды, знают это.

И наконец, это просто очень интересно — узнать побольше об авторе самых удивительных книг ХХ века от него самого и его спутников, а из их ответов на вопросы — подробности и детали их работы на Пути Воина.

Отдельная реальность

Реальность индейских магов и их союзников так опасна для привычной системы восприятия, что Карлос, антрополог из Лос-Анджелеса, написав свою первую книгу, пытается сбежать от нее навсегда.

Путешествие в Икстлан

Тот, кто ступил на Путь Воина, путь с сердцем, уже никогда не станет простым обывателем. Дон Хуан открывает Карлосу аспекты этого пути — искусство быть недостижимым, стирание личной истории, концепцию «смерти как советчика», принятие ответственности за свои поступки.

Сказки о силе

Из самой магической, самой невероятной из книг Кастанеды "Сказки о силе" ты узнаешь, что привычная нам картина мира — лишь крохотный островок тоналя в бесконечном, непознаваемом и не поддающемся никаким формулировкам мире волшебства — нагвале.

Второе кольцо силы

Спрыгнув со скалы в пропасть, он остался в живых. Карлос возвращается в Мексику, чтобы узнать, был ли реальным этот невероятный прыжок.Он узнает, что все атаки на него были спланированы самим доном Хуаном для того, чтобы он открыл в себе силу и осознал себя как нового Нагваля.

Дар Орла

Автор пытается возглавить новый отряд магов. Получается это у него пока очень плохо. У всех учеников периодически возникают странные воспоминания о событиях, которых не было и не могло быть в мире обычного восприятия.

Огонь изнутри

"Огонь изнутри" - полный переворот в восприятии учения дона Хуана. Кастанеда вспоминает, сдвигая свою точку сборки в те же состояния повышенного осознания, в каких проходило его обучение. Он обретает свою целостность.

Сила безмолвия

Это книга вспоминания о встречах с доном Хуаном в состояниях повышенного осознания, об абстрактных ядрах и сталкинге, о модальности времени и овладении Намерением. Но главное, о чем мы узнаем из этой книги, - вся магия нужна лишь для того, чтобы мы знали: сила - в кончиках наших пальцев.

Искусство сновидения

Шесть лет Карлос Кастанеда молчал. И вот он возвращается. Его новая книга - книга - прорыв, книга - откровение. В ней - полное учение дона Хуана о методе открытия мира духа при помощи силы снов, превращенных в осознанно контролируемые и управляемые сновидения.


В этой книге читатель столкнется с очередной неожиданностью. Кроме бесед и совместной работы с доном Хуаном здесь есть то, чего до сих пор еще не встречалось, - жизнь и магическая работа дома, в Лос-Анджелесе, в обстановке совсем не магической.

Колесо времени

Новая книга Карлоса Кастанеды "Колесо времени" представляет собой собрание главнейших афоризмов и высказываний из восьми его прежних книг, описывающих классическую подготовку инициации шамана, которую он проходил под руководством дона Хуана Матуса в течение тринадцати лет.

Тенсегрити - магические пассы магов Древней Мексики

Полное методическое руководство по практической системе и упражнениям школы дона Хуана Матуса, используемого в настоящее время на семинарах, проводимых в США Карлосом Кастанедой, ФлориндойДоннер-Грау, Тайшей Абеляр и Кэрол Тиггс.

Кастанеда Карлос - все книги 1 файлом

Интервью с Карлосом Кастанедой
Учение дона Хуана
Отдельная реальность
Путешествие в Икстлан
Сказки о силе
Второе кольцо силы
Дар Орла
Огонь изнутри
Сила безмолвия
Искусство сновидения
Активная сторона бесконечности
Колесо времени
Тенсегрити-Магические пассы магов Древней Мексики

Магические пассы

Практическая мудрость шаманов древней Мексики.

Магические пассы были открыты шаманами древней Мексики в процессе изучения ими состояния повышенного осознания. Они стали первооткрывателями сложных последовательных движений, которые, при постоянной практике, позволяли повысить эффективность функционирования тела и сознания. Настоящее издание ставит целью научить перераспределению энергии.

Всем практикующим систему Тенсегрити — кто, сосредоточив но ней свою силу, позволил мне прикоснуться к таким способам обращения с энергией, которые никогда не были доступны ни для дона Хуана Матуса, ни для шаманов его магической линии.

Учение дона Хуана

Первая книга — это еще не «настоящий» Кастанеда, ибо молодой антрополог пока не может принять магический мир своего учителя дона Хуана и пытается писать «научный обзор» происходящих вокруг него невероятных событий. Но величайшая духовная одиссея современности начинается в этом томе!

Комментарии читателей

кольцо силы_ / 6.03.2019 после вдумчивого прочтения 1 книги...начала стало очевидно что Хуан не был выдуманным Кастанедой.

кольцо силы / 24.01.2019 пока понятны лишь начальные уровни книг, в остальном понять сложно...

ergy aranow / 22.01.2019 Я первый издавал книги в Москве известного сейчас Тольтека Виктора Санчеса (Учение дона Карлоса) и моя редакция дружественного первого перевода на русский с оригинального испанского языка той книги смогла достучаться до сердец многих новых русских читателей его Книг ещё до Нового Тысячелетия, из-за чего его перевели издаваться в США после меня, где он далее сумел создать ещё много Новых Книг Тольтеков и расширил свои Практические Курсы во много раз после моей Крутой Подачи его как друга, где я по дружбе подал Его хорошо, что далее после издания его Книги при Мне появился КАНКУН курорт с Пирамидами Майя, что случилось по моей "вине", что я помогал Другу из Майя и реально попробовал на Себе Силу "Безмолвия" идущую от Темы Тольтеков с Кастанеды, где я в Первой Книге Виктора Санчеса "проложил" сам мостик от Книг Известного Карлоса Кастанеды до Практики, предложенной Виктором Санчесом и его практических курсов, что сейчас лучше для пользователя, который не мог всё понять от книг Кастанеды, хотя всё это - от Майя (Великие Залежи Знаний при получении Практики от Виктора Санчеса)... Лучше читайте книги Санчеса в Оригинале на мексиканском языке, где Магия Тольтеков Течёт и Переливается от автора, как я сам знаю это всегда, так как я научился у Них магии Толтеков с региона Майя на Практике вблизи Лучших Учителей, которые ходят Походкой Силы (гуськом или Прогулка Средней Точки) всегда и безупречно, что является непостижимым для русских читателей.
После Великих Книг Виктора Санчеса, которые впервые начинали Бум про НЛО и Летающие Тарелки Инопланетян (с 1947 года), снова предлагаю Вам увлечься Но-вой Темой про Неведомые НЛО и Инопланетян, живущих в "Мирах Майя и Тольтеков", известных только в Верхах Наших Стран и недоступных для жизни обычного Обывателя. Если хотите далее прийти в Секретные НЛО и Летающие Тарелки Инопланетян, то читайте Мою Книгу (на английском в США "FAVORITE ALIENS" by Sergy Baranow) или сверх свежие Секретные новости о Последнем прилёте (20 мая 2018) Инопланетян на 24 реактивных Звездолётах для 144 астронавтов из другой дальней галактики космоса на нашу Землю, где много видео реальных НЛО есть тоже всегда (для повышения Нашей компьютерной Грамотности и перехода в сплошную Роботизацию как на Планете Инопланетян сейчас все в Роботах заняты и нам предлагают тоже...) в Интернете: youtube.com/UFOWorld200 и лучше facebook.com/Sergy.Baranow, где так же описаны чуть-чуть миры в Космосе от Тольтеков, где живут Люди тоже, но с Электроникой и Робот-Станками...

Йорик / 4.09.2018 Уважаемый, я тоже нихрена не понял из Вашего каминг аута.

Гость / 1.09.2018 Мляяяяаааааа! Ахахах)) Еле дочитал! Да оказывается в Интернете кто-то не прав? Чувак, тебе есть чем заняться? Честно, я вот нифига не понял. Ни зачем, ни смысл, ни вообще что с этим делать!

Йорик / 31.08.2018 Уважаемый, а Кастанеда то, - не "наш". Он может и увлекался марксизмом в юности, как многие латиноамериканцы, но он презентует не себя, а некую традицию в магии. А вот достижения участников там настолько фантастичны, что невольно возникает недоумение, - а мы тут хто? Помницца, Иешуа говорил, что ученики ЕГО превзойдут ЕГО. Выходит, или Он ошибался, или у него не было ЕГО учеников.

Касаемо "точки сборки" и "видения", и то, и другое -реальность. Множество людей, практикующих чёрную магию (а другой она и не может быть), обычно доходят до первой ступени, когда они способны генерировать избыток энергии, и у них начинается зуд "помогать людям". Очень скоро восполнять энергозатраты привычными для них методами оказывается недостаточно. Тут начинается, или пожирание (без кавычек) родных и близких (сначала они без видимых причин болеют, потом мрут как мухи), или/и поиски доноров. Да, да, не оговорился. Возле таких особ часто в обслуге/подругах/друзьях на поводке ходят полноватые и абсолютно безвольные люди, которых используют как керосин для топки. Иногда они выживают, превращаясь в аморфных существ. Если такой маг не получает по Гюрджиеву толчок (по просту по жёппе палкой от наставника, шоб остановить коммерческий порыв), он сходит с пути, и больше не вырастает. Кому просто повезло с "обстоятельствами", или подисциплинированней оказался, выходит на уровень, когда маг может "посмотреть". Он, - уже, почти "видящий", токма есть две проблемы: 1) он не понимает, ЧТО он видит и начинает нести правдоподобную ахинею клиентам, 2) реально сносит крышу от потока информации, собственного могущества и избранности (ЧСВ, а кастанедоведы в поисках ЧСВ у себя, скоро дойдут до мазахизма). Почему, почти? Нет ШКОЛЫ в Гюрджиевском понимании. При наличии железной дисциплины и воли, накапливая определённым образом энергию, можно увидеть и "точку сборки", но не буквально, как описано в книгах (маги, всё-таки, не идиоты, даже такие, как Кастанеда, всегда оставляют маркеры для выявления профанов и горе-последователей). В Москве можно найти с дюжину магов, могущих Вас "посмотреть", многие ведут приём, - видел объявления, не надо жмотиться и спорить, продайте айфон и сходите к ним.
Поскольку практики Кастанеды и в хвост и в гриву используют все, кому не лень, разбирать их нет смысла. По самоназванию кундалини-йога можно предположить, что там должны быть "видящие", всё-таки декларирована работа с энергиями. Собственного опыта занятий у них не имею, есть много знакомых, вовлечённых там в "учительство". Что сказать. Организационно, это голимый сетевой маркетинг. Для многочисленных адептов - офисных тётенек, - ещё одна возможность похудеть, особливо их возбуждают учителя с гимнастическими данными. По практикам - какой-то эзотерический винегрет. По образу жизни - бизнес туризм по экзотическим местам и жёппам мира, где они волшебным образом находят "места силы" (кто им там "силу" оставил - загадка). По целеполаганию - "просветление", в действительности - одоление следующей ступени в духовном развитии (не хочу ёрничать, там не мало искренних искателей, занятых бойскаутством и свято верящих, что вот это и есть настоящая "работа"). По результатам.... имеют правильные суждения практически по всем вопросам и традициям, но откуда вот это "правильное" взялось и почему оно "правильное", сказать не могут и люто бычатся. По теме "видения", там бесполезняк, так как не духовно это дело, не цель и не суть, а побочный продукт. Как-то так.

Может не будем всё-таки склонять Кастанеду, а скажем ему простое человеческое СПАСИБО, что до нёс до нас отблеск великой традиции, плодами которой, мы буквально пользуемся. Откройте холодильник, половина содержимого оттуда будет. И, вы верите, что всё это богатство вывели тамошние мичуринцы?

Гость / 29.08.2018 Про вашего Кастанеду с его "точкой сборки" можно сказать анекдотом: "Главврач психлечебницы разгадывает кроссворд: "... Остров, на котором умер Наполеон... Хм...", и к психу: "Эй, где ты умер?" Тот: "Я не умер, я торт!". И вот теперь думайте, насколько эта модель дона Хуана эффективна и работоспособна.

Йорик / 28.08.2018 Наши комментаторы следуют, обычно, одному и тому же шаблону.
1. у нас есть танчики... дальше уже не суть. 2.есть Царь-Пушка и Царь-Колокол. 3. если на танчик это поставить - мы не победимы, патамушта мы духовны.
Уважаемый, не сочтите за стёб. Какое отношение идея колец силы Толкиена, имеет к учению тольтеков? Ну, примерно, как выше описал.

Напоследок позволю себе пространный пассаж. Что можно извлечь из книг Кастанеды? 1. Магия для индейцев была просто неотъемлемой частью жизни. Высшими достижениями в этом искусстве, они считали, а судя по публичным выступлениям Кастанеды, - продолжают считать, - наличие Личной Силы для всевозможных магических превращений в животных, и не только, и демонстрации разнообразных магических трюков по перемещению себя и предметов в пространстве, вопреки действию гравитации. 2.Те магические лидеры-нагвали, которые смогли сколотить и натаскать группу из подходящих по структуре магов (надо отметить, делается всё это насильственно и беспардонно, а если кого-то затащили просто обманом, - неслыханное потворство), могут совершить выдающийся магический акт - в момент ухода (смерти?) сгореть во внутреннем огне. 3. Как одно из достижений адептов считается возможность магических путешествий, которое становится доступным для всей группы в виде "окончательного путешествия". 4. В линии магов, которую осветил Кастанеда, был переломный момент, когда нагвалем стал азиат-буддист, реформировавший традицию. Акцент достижений сместился к "внутреннему безмолвию" и высшим достижением стало становление человека знания. С этого времени, в этой линии, последователи стали себя считать "новыми видящими". Не выделяю отдельно "видение", как особый атрибут, поскольку оно доступно любым школам и практикам, построенных на магии, ясновидящие - те же "видящие", если не свистят и не дурят, как обычно бывает. Кстати, экзотичное определение - "шаман", использованное Кастанедой, крайне не удачно. Шаман - это маг-одиночка, призванный обслуживать потребности населения в магии, и им, в принципе, может стать кто угодно.
Забавно наблюдать деятельную возню вокруг "Учения Дон Хуана" с обсуждением на полном серьёзе "практик" и "достижений". В европейской традиции, и не только, колёным железом веками выжигали любые намёки на магию, а поход даже к каким-то знахарям считался позором, о котором помалкивали. И, вот тут, по мановению волшебной палочки... да. Нетрудно уяснить, что достижения индейских магов, красочно описанные Кастанедой, были невозможны для их продолжения, даже для него самого, а он отпахал по полной эту тему. Пресловутый Дон Хуан не смог втянуть в это дело даже внука, тот забил болт на деда и мечтал о Голливуде. Дон Хуан рассказывая про своего учителя-наставника - Элиаса, вскользь говорит, что тот индульгировал. А, как ему было не индульгировать? Вырвали парня из офигенно устроенной праздной жизни-сказки, зажали и втиснули в какую-то галиматью с гарантированным прозябанием и обещанием мифического "последнего путешествия". "Знания", которые обретает искатель, ведь не имеют никакого практического применения, кроме этой темы. Это как стать физиком-ядерщиком в эпоху разоружения. И, вот, на фига козе баян? Так, что, как говорится, дураков нет, вот их и нет, и даже несмотря на титанические усилия Кастанеды, -их не добавилось. Есть энтузиасты-одиночки, но у них будет свой ПУТЬ. Для них и писал, чтоб не робели под грузом авторитетов и шли дальше.

сонник / 24.08.2018 у меня есть ключи практически ко всем книгам кастанеды-
1.вокруг нас не обычная реальность...дальше в принципе не суть 2. есть обычная реальность. 3. дальше были запрещеные вещи. 4. нас останавливают кольца силы....5. человеку нужно обрести ум или безупречность...6....и человеку нужно стать духовным существом

Йорик / 14.07.2018 Модераторы не пропустили безобидную реплику в три предложения. Придётся поразвёрнутей...
Уважаемый Алексей!
Осознанные сновидения, - это как путешествие сперматозоида в презервативе, страшно увлекательно и бесполезно, а главное - БЕЗОПАСНО! Не слышал и не встречал ни одного случая, кто от этой процедуры хоть как-то пострадал, кроме путанья дня и ночи, как у работников в ночные смены и страхов!!! как от просмотра хоррора. Собственно, все усилия магов направленны как раз на то, чтобы от это колпака избавиться, но, при этом, тупо не загнуться и не быть сожранным другим искателем, не обременённым принципами гуманизьма.
Вот что такое теневые миры у Вас? Это из какой-то другой оперы, или это Ваше изобретение? С неорганическими существами в постоянном контакте пребывают алкоголики, практически онлайн, и безо всякой индейской магии, и, как это им удаётся? А, бесноватые, любят храмы наумер, - кого-то туда не затащить, а кого-то не вытащить - "заряжаются" там. Вы, и всерьёз считаете, что все эти бесы по ночам и во сне пресс конференции проводят? А, вот, в народе есть поверье, - надо следить за детьми, чтобы малые не сидели раскрыв рот, чтобы бес к ним не влез, и, если застанут чадо, давать ему сразу подзатыльник. И, кому верить, народу или обчитавшимся кастанедоведам?
Главный источник инфернальных миров - телевизор, выключите его, и, они растворятся. А у магов есть такое понятие - тонкие миры. Кстати, почему "тонкие", - знаете? А, потому что для видящего они выглядят "тонкими", как лёгкая дымка тумана в далеке. Ну, при таких исходных данных, это будет выглядеть, как будто сновидящий - слон, путешествующий в ж...пе таракана... Определённо, у древних было потрясающее чувство юмора.
Да, тольтеки, и те кто к этой традиции себя относят, практикуют чёрную магию, без кавычек. Пролистните Библию, вот где энциклопедия чёрной магии с призывами Пророков отказаться в пользу имитации обрядов, что, собственно в Храмах и практикуют. Могу ещё подкинуть. Один из столпов тибетского буддизма - Миларепа, был в начале своей карьеры выдающимся чёрным магом, затем он перековался, как утверждают ламаисты..., но там у них было много оппортунистов, которые рассказывали другие версии. НО, главное не в этом! Если все они ставили целью обретение свободы человеком (а без знания, вы так и останетесь в невежественном скотстве-рабстве у летуна-дьявола), кто смеет их в этом упрекнуть? Прекраснодушные невежды, не отличающие ночной горшок от кувшина с водой?

Гость / 3.07.2018 Всегда нравилось в конце комментариев слово "дерзайте". Звучит как от видевшего виды знатока, который теперь свысока этак поглядывает на нас букашек.

Алексей / 3.07.2018 Кастанеда это:
1. Осознанные сновидения (почти всегда это вредно для здоровья и психики)
2. Намеренное путешествие в теневых мирах и общение с неорганическими существами (по сути - с бесами, называйте как хотите).
3. Очень сложная система предполагающая наличие наставника - но даже при его наличии велик шанс пропасть о одном из подобных инфернальных планов.
По сути - точные знания древних "чёрных" тольтекских магов.
Хотите испортить себе судьбу - дерзайте.

Йорик / 9.03.2018 redneedle!
Какая красивая метафора, никогда не попадала ранее...
Будучи самоучкой, научился ценить ЗНАНИЯ. А, потому, моё участие здесь - это просто возможность выразить благодарность Карлосу Кастанеде, и, не только (много книг в разное время брал с этого ресурса, за что ребятам - отдельное СПАСИБО)... Почему не на тематических форумах? Там сидят такие мастодонты индейской магии, что пришлось бы говорить ПРОТИВ Кастанеды, чтобы быть хоть как-то услышанным, а это - уже самопиар, который в этом деле - не уместен.
А, так, - да, Ваши слова - золотые, ни добавить ни отнять.

redneedle / 7.03.2018 Йорик, зачем вы тяните чужую телегу без коня... разве вам не очевидно, что люди пишут глупости для того что бы оправдать свою невозможность выйти за рамки собственного "я" ... им привычен комфорт, и всё, что вы можете им сказать для них одна большая Сказка)) используйте время продуктивно))

Гость / 2.03.2018 Йорику: более глупого даже не встречал. Причём здесь индусы? Ты абсолютно ничего не понял. "Этим" процессом я тоже не управляю. Индусы (если ты имеешь ввиду адвайту). Адвайта даёт человеку оглупение, неспособность осмысливать. Твои индусы считают, что есть только бытие и существует субъекта. И поэтому таким образом они превращаются в овощ. Хороший, кстати способ, раньше для этого делали лоботомию, но это больно, а таким образом - это безболезненно. Но ты не понял абсолютно ничего! Хотя, то, что пишешь, это Мир, и то, что я сейчас пишу - тоже Мир. Если я удивлюсь этому - это тоже проявление Мира, последую за тобой - тоже проявление Мира. Мы не индусы. Я тебе говорю, что наша истинная природа - просто есть, всё. А всё остальное - это Мир. Любые мои импульсы, желания, проявление, даже мнение о том, что это моё - это всё Мир. Захочу сегодня лежать - буду лежать, захочу с утра до ночи вкалывать - буду вкалывать, захочу писать музыку, творить искусство - но это всё тоже будет проявлениями Мира. Попробуй опровергнуть то, что я написал.