Креативность у китайцев русских статья психология. Психология китайцев

Китай является бурно развивающейся страной. Китайские товары в настоящее время распространены по всему миру. Помимо широкого экономического потенциала, Китай привлекает множество туристов со всего мира по причине самобытности страны, богатого культурного наследия, развитой медицины, науки, системы образования. Китайцев мы встречаем и в России повсеместно, на рынках, в ресторанах, на стройках, на полях. Для успешного общения необходимо знать, какова психология китайцев .

При устройстве на работу в международную компанию, работающую с Китаем, помимо знания языка Вас непременно спросят, имеется ли личный опыт общения с гражданами Китая. И этот вопрос прозвучит вовсе не от праздного интереса работодателя. Вопрос опыта общения с китайскими товарищами важен не только в профессиональной сфере. Мы часто совершаем покупки на рынках, многие из нас выезжают в Китай на отдых. В связи с этим, каждому из нас хочется больше узнать, какова психология китайцев для того чтобы правильно выстроить общение с ними, не попасть в неудобную либо опасную ситуацию. А так же просто для того, чтобы не испортить себе настроение, обидев кого – либо, или потерять уважение к себе со стороны китайцев, совершив по незнанию какой – либо необдуманный поступок.

Каждый человек индивидуален по своему характеру, привычкам, поведению. Но известно, что данные черты характера формируются под действием среды, окружающей человека. Среда, в которой человек рождается и развивается с самого детства, направляет развитие индивидуальных особенностей и задатков, развивая одни и подавляя другие личностные качества людей. В результате взаимодействия с обществом, живущим по своим традициям, формируется определенный тип личности, присущий только представителям какого либо народа, особенно если дело касается граждан Китая. В какой же среде формируется сознание китайцев?

Место человека в Китайском обществе

Психология общества Китая сформировано под действием исторических процессов развития китайской цивилизации, история которых насчитывает несколько тысяч лет. Китай пережил длительный период феодального господства, которое предполагает отсутствие прав и свобод, бесправие населения, борьбу за физическое выживание. Внедрение в общество идей Конфуцианства сформировало ценность коллектива, отставляя на второй план личность. Признавались семейные отношения, отношения между друзьями. Общественные и государственные отношения являлись продолжением внутри семейных отношений.

Каждый человек в семье, в кругу товарищей, в отношениях с государством имел свое место, предназначение и обязан был выполнять собственный долг, соответствующий его положению. Имеет место строгая иерархия как в семье, так и в государстве. При этом, существовала полная зависимость — от старшего в семье, от начальника на работе. Длительное время в стране пропагандировалось послушание и слепое подражание навязанному образу.

Значимость группы в сознании китайцев очень значительна. Выражается это в высоком духе корпоративности в коллективе, где все друг за друга. Оскорбление одного может быть воспринять как оскорбление всей группы. Внутри группы китаец наиболее подвержен заражаемости коллективной обидой, вдохновением, идеями. Группы свободно поддаются идеологической и политической обработке.

Известно, что с древности подчеркивалось центральное значение китайского государства, серединное положение страны, центральное во всем мире. Весь остальной мир был варварами. Китайцы жили по собственному кодексу поведения, замкнутому в своем собственном мире. Есть мы – группа, и они – все остальные. Отсюда происходит признание у китайцев внутри семейных и внутригрупповых правил поведения. На первом месте существует группа, к которой принадлежит китаец. Отношения в группе регулируются традициями, привычками и обычаями. Отношения внутри группы являются основой для налаживания общественных связей вне группы. Отношения основываются на принципах обоюдной выгоды. Связи строятся между родственниками, земляками, друзьями, друзьями друзей. Хвастаясь собственными связями, китайцы часто могут преувеличивать свои возможности. Наличие множества связей определяет деловые возможности. Наибольшие деловые возможности имеет чиновник. Положение чиновника наиболее выгодно для организации широкого круга взаимовыгодных связей, в связи с этим чиновники пользуются особым почитанием.

Отличительной чертой китайцев является страх перед властью, внушаемость. Отсюда произрастают такие черты характера, как ожидание указаний свыше, инертность деятельности, формализм. Указания начальника исполнялись с особой пунктуальностью, порою доведенной до абсурда. Чиновники в Китае требуют больше не соблюдения юридических норм и законов, а внешних проявлений уважения к их личности.

Сложные процессы, происходящие в китайском обществе, воспитали как положительные, так и отрицательные черты характера. Энтузиазм, отзывчивость, трудолюбие сочетается с агрессивностью, вероломством, угодничеством, приспособленчеством и жестокостью. В настоящее время Китайское общество под влиянием западных цивилизаций постепенно отходит от догм конфуцианства, но при этом изменения не всегда происходят в лучшую сторону. На первый план выходят материальные выгоды, развивается «Синдром красных глаз» — зависть к благосостоянию окружающих. Наиболее подверженной новому влиянию оказалась молодежь, проживающая в крупных городах.

Характер китайцев

Сами китайцы характеризуют свой характер как «нэй сан» — замкнутый. Чувства, эмоции, интересы и переживания находятся на втором плане. При этом китайцы признают, что их темперамент сравним с термосом – снаружи холодно, но внутри кипяток.

Особо сильны в Китае следования традициям, формализм, соблюдение правил. Положительные правила, например уважение к родителям, могло быть доведено до абсурда пунктуальным и дотошным исполнением всех тонкостей.

Китайцев отличает высокое чувство долга, являющееся основополагающим в поведении, и вынуждал повиноваться установленным нормам. Долг перед семьей контролировал супружеские измены. Долг перед обществом обязывал соблюдать правила – сдерживать эмоции, следовать общепринятым моделям поведения. Нарушение общепринятых норм может привести к потере общественного престижа – «потери лица». Потеря лица ранее являлась страшным позором, заканчиваясь зачастую самоубийством. В настоящее время страх потери престижа так же велик, но изменились мотивы и способы оправдания. Достоинство можно сохранить, публично признавшись и покаявшись. Считается, что покаяние изменяет внутреннее содержание человека.

Для поддержания репутации допустимы все мыслимые способы. При этом считается главным не сам поступок, а то, как он будет выглядеть в глазах общества. Такие установки мотивируют китайцев на театрализованость своей жизни, где главное – правильно исполнять свою роль. Для сохранения лица допускалось даже прикрытие воровства, ошибок административного управления. Потерей лица может обернуться несоблюдение начальником неписаных правил в отношении своих подчиненных, например, начальник не может сам носить свой портфель.

Потерей лица может быть незнание каких либо вещей. Не стоит спрашивать например дорогу на незнакомой улице. Не знающий дороги китаец все равно расскажет Вам первое, что придет в голову. Хоть и соврет, но ответит на вопрос и не потеряет лицо.

Сохранение общественного престижа необходимо так же для создания ощущения собственного превосходства над партнером. Даже при незначительном споре китаец попытается добиться признания вины оппонента, пусть даже признания формального. В сфере производственных отношений, для сохранения лица, китаец положит все усилия для своевременного выполнения работы, но работа при этом будет выполнена наспех, некачественно.

Поведение в деловой сфере так же основано на боязни потерять лицо. Потерять общественный престиж легко может иностранец, не имеющий понятия о тонкостях отношений. В процессе переговоров значимыми будут намеки, паузы в словах, увод темы разговора в другую сторону. Для сохранения лица, многие вопросы решаются не в прямых переговорах, а с помощью посредников.

Психология китайцев такова, что очень важным фактором для них является соблюдение атрибутов, формы. Например, социальный статус китайца обязывал его следовать жестко определенному правилу поведения, определявшего все сферы его жизни. Руководитель обязан выражать свои мысли плавно и размеренно, тогда как крестьянин должен говорить бегло и с размытым смыслом. Кажущаяся внешней лживость и лицемерие китайца связана с тем, что он вынужден подстраиваться под определенные модели поведения, присущие его статусу. Он ведет себя так, как приучен с самого детства.

Договоры с китайцем пройдут только в том случае, если он сочтет это разумным, рациональным. Рационально все, что может принести выгоду. Отсутствие возможной выгоды делает мотивы непонятными и враждебными. Бережливость и рациональность китайцев связана с длительной борьбой за выживание, нехваткой денег.

Китайцы не любят риск и идут на сделки только при полной уверенности в своем выигрыше. При проведении действий рассчитывается множество вариантов развития ситуации.

Трудолюбие является известной по всему миру чертой характера китайцев. Но следует учесть, что в основе труда так же лежит выгода. Труд воспринимается как вынужденная мера для материального обеспечения. При малейшей возможности китаец стремиться подняться, разбогатеть.

Еще одна особенность китайцев самообучаемость, любознательность. Китаец легко обучается. Наиболее легко обучить китайца с помощью каких либо образов, картинок. Любознательность китайца может перерасти в назойливое любопытство. Массовое скопление людей может вызвать даже самое незначительное событие, даже простое появление на улице иностранца.

При проживании за границей, китайцы селятся обособлено. Несмотря на иную культуру чужой страны, китайцы сохраняют свою самобытность, традиции, образ жизни.

Как китайцы относятся к иностранцам

Тысячелетнее внушение серединности государства привело к тому, что китайцы превозносят все китайское – товары, традиции, культуру, экономические успехи. Они убеждены, что все китайское настолько хорошо, что можно спокойно воспринимать пренебрежительное отношение китайцев ко всем остальным народам. Если китаец критикует какие либо недостатки страны, он может сильно обидеться, услышав такую же критику от иностранца. Китайцы изначально брезгливо относятся к иностранцем, подчеркивая собственное превосходство, либо давая понять о снисходительном отношении к нему. В настоящее время, отношение к иностранцам меняется. В страну прибывают гости, в ВУЗы поступают студенты из разных стран. Приезжает масса туристов, поэтому отношение к иностранцам в основном доброжелательное.

Отношение к иностранцам из разных стран разное. К монголам, чернокожим отношение пренебрежительное, в то же время к европейцам и американцам отношение трепетное. К японцам отношение настороженное. К русским отношение различно. В приграничных районах Китая отношение может быть злобным. В центральных и курортных районах отношение в основном доброжелательное.

Несмотря на свою исключительность, в Китае прослеживается подражание европейской культуре, этикету. Но и тут, национальная гордость не позволяет признавать даже очевидные заимствования из других стран и культур.

Мышление китайцев

Китайцы склонны к уточнениям и детализациям. Широко развито образное мышление. Китайскую письменность, составленную на основе более 5000 иероглифов можно освоить только на основании образного мышления. Объяснение тем наиболее эффективно с использованием наглядных пособий. Повтор темы считается подчеркиванием важности момента.

Мыслит китаец целым массивом понятий и образов, часто выбрасывая важные детали. Китаец может уклоняться от прямых ответов, если тема кажется неудобной, и непонятной. Склад ума нелогичен. Невозможно китайца заставить сделать то, что он не хочет. Согласившись с Вами, китаец может резко отказаться от собственных слов.

Манеры общения в Китае

В общении важно все – скорость произношения речи, тональности, жесты, мимика. В близком кругу скорость речи высокая, элементы речи произносятся небрежно и сокращаются. Часто употребляются жаргонные выражения.

В официальной обстановке темп речи более размерен и сдержан. Употребляются стереотипные фразы, характерные для конкретных ситуаций. Тихий и спокойный голос с минимальным набором мимики и жестов говорит о убежденности и самообладании китайца.

Исходя из ролевой постановки общественных отношений, общение между китайцами носит, как правило, этикетный характер. Этикет предполагает набор типовых моделей поведения, характерных для общения в различных жизненных ситуациях в разных слоях общества.

Знание основ этикета помогает выстроить общение с китайцами. Необходимо учитывать, что нормы поведения различаются значительно. Например, в Китае сморкаться на улице, тогда как сморкаться в платок и положить его в карман считается мерзким. В общении не принято открыто проявлять эмоции, в незнакомой ситуации.

Обращаться к китайцу принято с использованием титула, за тем фамилии, например «директор Ван». Обращение по имени допускается только в близком кругу. При представлении человека, например — Дэн Сяопин следует иметь в виду, что первая часть «Дэн» является фамилией, вторая часть — «Сяопин» - имя. Если титул человека не известен, то обращаться следует с использованием слов господин (сянынэн), либо госпожа (тайтай). Общение с русскими для китайцев представляет определенные трудности. Представляться им следует не говоря отчества, чтоб избежать путаницы. Для упрощения произношения имен, русские имена могут быть заменены на удобные короткие клички.

Успех в общении с китайцами складывается из многих нюансов и обстоятельств, изучить которые следует более подробно в случае ведения совместного бизнеса, периодических тур. поездок, частого общения. Успех зависит от предварительной подготовки – более подробного изучения культуры, традиций, нравов китайцев. Зная их менталитет, можно заранее предсказывать результат деловых переговоров, успешных покупок, общения. Интернет дает возможность более детального изучения обычаев китайцев, проживающих в различных местностях. Возможно, Вас напугает большое количество протокольных правил этикета, норм поведения. Но знание психологии общения и основ этикета необходимо, поскольку, как известно, восток – дело тонкое!

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В КИТАЕ

ЛИ ФЭН ХАЙ

В Китае психология (как и многие другие науки) распространялась с Запада, однако сама идея о необходимости изучения психологии человека существовала уже в древности. В трудах древних китайских философов и мудрецов имеется много положений, посвященных общей и возрастной психологии.

Великий китайский философ и педагог Конфуций (551-475 гг. до н. э.) исследовал развитие психики человека. Его учение, изложенное в книге "Луньюй " (Беседы и рассуждения), длительное время оказывало определяющее воздействие на моральноэтические воззрения феодального Китая.

Так, Конфуций считал, что образование играет большую роль в развитии психики человека. Он полагал, что, хотя генетические особенности людей почти одинаковы, их достижения весьма различны. Характеры у людей также разные, это результат воспитания и обучения. "Я не такой человек, который все знает от рождения, просто я очень старался узнать ",- писал он.

Конфуций определил три этапа в развитии человека: младший, взрослый и старый возраст. Когда ему было уже 70 лет, он, вспоминая жизнь, так говорил о себе: "Когда мне было 15 лет, я захотел учиться, когда мне было 30 лет, я уже достиг успеха, в 40 лет у меня уже не было сомнения, в 50 лет я познал закон природы, в 60 лет стал солидным и скромным, в 70 лет уже действую свободно от души ". Хотя его понимание развития человека звучит достаточно наивно с точки зрения современной психологии, но в нем все же воплотился общий закон психического развития.

Китай имеет весьма длительную историю образования. Педагоги разных времен определяли цели, принципы, содержание и методы обучения и воспитания подрастающих поколений. Они также уделяли большое внимание проблеме соотношения обучения и развития. Конфуций так осветил этот вопрос: "Если только учиться, а не думать, то ничего не будешь понимать. Если только думать, а не учиться, то ничего не будет получаться ". По его мнению, только через обучение человек овладевает знанием, которое способствует развитию его психики.

Многие философы и педагоги Китая придавали большое значение воспитанию нравственности. Конфуций писал: "Если утром овладел нравственностью, то вечером уже можно умереть ". Другой известный китайский педагог Хан Ин уже 800 лет назад говорил: "Учитель - тот, который распространяет мораль, преподает знание, объясняет правду ". Конфуций полагал, что "нравственность " состоит из познания, настроения, воли и поведения. Он считал, что познание определяет формирование и уровень нравственности. Чтобы иметь хорошее поведение, нужно сначала овладеть знанием нравственности. "Если не учишься, то не знаешь, как действовать ".

Надо знать, понимать и овладеть "Дао ". Что такое "Дао "? "Дао " - это основной закон природы и действия. Самое важное в "Дао " - добродетель, любовь к человеку. Добро - самое главное в нравственности. Знание нравственности состоит в том, чтобы понять "почтительность " как основание действия, "вежливость " - как его норму, "преданность " - как критерий действия.

Конфуций учил, что познание нравственности тесно связано с настроением, которое помогает восприятию стихов и музыки. Для воспитания воли он считал необходимым, вопервых, ставить высокие цели, вовторых, закалять волю, втретьих, проявлять стойкость. Но в конце концов все же надо действовать: действие важнее, чем слова.

В 20е гг. нашего века в Китае были изданы переведенные с другого языка книги по общей и детской психологии. Вслед за тем начались первые систематические исследования по возрастной психологии. Создателем современной китайской возрастной психологии был Цен Хе Чен (1892- 1982). В 1914 г. он закончил ЦинХуанский институт в Пекине. В 1917-1919 гг. занимался

в Колумбийском университете США. Вернувшись на родину, он преподавал детскую психологию в нескольких университетах. В 1923 г. он создал детский сад, в котором проводились экспериментальные исследования по проблемам детской психологии. В 1925 г. он выпустил первую в Китае книгу по детской психологии "Исследование психики ребенка ". В том же году вышла его книга "Домашнее воспитание ".

Эти книги, написанные по результатам исследований, до сих пор имеют большое теоретическое и практическое значение. Так, в первой своей книге автор использовал приемы и методы исследования, принятые в западной детской психологии, но предметом исследования сделал китайских детей. Он изучал развитие детского поведения, игры, речь, эмоции, применяя методы фотографии и полевого наблюдения.

По мнению Цен Хе Чена, результаты исследования психики ребенка должны служить практике образования. В своей книге "Домашнее воспитание " он указывает, что, только узнав особенности психики детей, можно получить хороший результат в их воспитании. По итогам своих наблюдений и экспериментов он выделил следующие особенности психики ребенка раннего возраста: 1) дети любят играть; 2) им нравится подражать; 3) дети любознательны; 4) они очень радуются успехам; 5) дети любят гулять и играть; 6) они любят играть вместе; 7) дети радуются похвале. На основе своих выводов ученый предложил 101 принцип воспитания детей. Эти принципы легли в основу работы многих воспитательных учреждений для детей. Стали открываться фабрики игрушек, издаваться детские журналы.

Вопросами детской психологии в Китае в 20-40ее гг. занимались и некоторые другие психологи. Так, проф. Хуан Ти, повторив эксперименты Ж. Пиаже, получил оригинальные результаты. Проф. Суан Го Хуа вместе со своими коллегами, американскими психологами, написал книгу "Исследование поведения новорожденного ", которая использовалась в качестве учебного пособия в университетах США. Проф. Лу Зи Ве уточнил "кривую забывания " Г. Эббингауза и доработал тест А. Бине.

Но до создания КНР в 1949 г. уровень китайской психологии был достаточно низкий: психологи больше занимались популяризацией и распространением взглядов западных психологов, хотя и проводили самостоятельные исследования. После 1949 г. возрастная психология стала развиваться поновому, превратившись в одну из важнейших областей науки. В Обществе китайских психологов специалисты по возрастной психологии составляют сейчас 1/3 всех его членов. Можно определить следующие периоды развития китайской психологии, в том числе и возрастной.

1. На первом этапе (1949-1958) многие наши психологи учились в СССР, следили за успехами советских психологов. В своих исследованиях китайские психологи не просто перенимали опыт советской психологии, но и учитывали особенности китайских детей. Они изучали вопросы восприятия пространства дошкольниками, роль слова в общении детей, психологические особенности детей 6-7летнего возраста.

2. Второй этап (1958-1959). В связи с изменением политической обстановки в нашей стране предмет, задачи и методы исследования психологии подвергались резкой критике, отрицалась эффективность психологических исследований. Это политическое движение нанесло большой урон развитию китайской психологии.

3. Третий этап (1959-1966) - "критика " политики 1958 года. Психологи были недовольны политикой страны, так как не могли заниматься наукой. ЦК КПК исправил эту ошибку. Отечественная психология снова получила возможность быстрого развития. В этот период в некоторых университетах открылись факультеты психологии, которые стали готовить специалистов разного профиля. В 1960 г. состоялся Второй съезд психологов, в 1962 г.- первая конференция по педагогической психологии, было проведено первое ежегодное собрание Общества психологов. На первой конференции по педагогической психологии был создан специальный ученый совет по возрастной и педагогической психологии. Темой этой конференции были психологические особенности детей разных возрастов, обсуждалось учение Ж. Пиаже.

В этот период специалисты в области возрастной и педагогической психологии занимались такими проблемами, как психологические особенности детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, овладение понятиями числа, времени, пространства, причинности и т. д. у детей. Ученые пытались создать теорию возрастной психологии на основе диалектикоматериалистической философии, написали немало статей. В этот период вышли учебники "Общая психология ", "Детская психология " и "Педагогическая психология " для вузов, написанные китайскими авторами. Эти учебники сыграли большую роль в подготовке кадров

отечественных специалистов.

4. Четвертый этап (1966-1976) был самым трагическим периодом в истории Китая. В этот период, получивший название культурной революции, психологические исследования почти прекратились, таr как психология стала считаться лженаукой. В течение десяти лет китайская психология не могла развиваться.

5. Пятый этап начался с 1976 г., когда в стране стали складываться благоприятные условия для развития возрастной и педагогической психологии. Число научных учреждений и сотрудников в области возрастной психологии увеличилось. В Пекинском университете, Пекинском и Шанхайском педагогических университетах открылись факультеты психологии. В Пекинском педагогическом университете был создан Научноисследовательский институт возрастной психологии. Во многих институтах и университетах были созданы кафедры возрастной психологии.

В 1977 г. прошла конференция по возрастной психологии на тему "Психические особенности китайских детей в разном возрасте и образование ". Исследованию этой проблемы уделялось большое внимание. Более 200 психологов принимали участие в этой работе. Через 7 лет был издан специальный сборник. В последние годы наши психологи написали немало книг по возрастной психологии. В 1985 г. вышел в свет первый специальный журнал по возрастной и педагогической психологии.

Стало расширяться международное сотрудничество. Известные зарубежные психологи были приглашены в Китай для чтения лекций, китайские стажеры направлялись за границу.

Крупнейшим ученым в Китае в области возрастной психологии был проф. Чжу Зи ЧжиСянь (1908-1991). Он разработал многие теоретические вопросы возрастной психологии на основе диалектикоматериалистической философии, например: источники развития психики, развитие и обучение, особенности возрастной периодизации и индивидуальные особенности развития.

Чжу ЧжиСянь написал много статей и книг, главными из которых являются "Исследование учебных предметов в начальной школе " (1928), "Метод исследования педагогики " (1938), "Психика молодежи " (1941), "Психология " (1954, в соавторстве), "Детская психология " (1962, 1979), "Вопросы возрастной психологии " (1982), "Психология развития мышления " (1986, в соавторстве), "История развития детской психологии " (1987, в соавторстве), "Метод исследования возрастной психологии " (1991). Под его редакцией вышли такие книги, как "Большой словарь психологии " и "Психические особенности детей Китая и образование ". "Большой словарь психологии " и "Детская психология " были удостоены государственных премий. Проф. Чжу ЧжиСянь воспитал целое поколение психологов, многие из которых стали крупными специалистами в области возрастной психологии.

Наиболее известными исследованиями по возрастной психологии в Китае являются следующие.

1. Эксперимент по обучению математике в начальной школе, проведенный в конце 70-х гг. группой ученых под руководством проф. Лю Цзина. На основе исследования овладения детьми понятиями они выделили 12 показателей развития и написали специальный учебник математики для младших школьников.

2. Когнитивное развитие детей Китая. Работа по этой теме началась в 1978 г. под руководством проф. Лю Фаня. Основными исследованиями являлись: 1) развитие математических понятий у детей от 3 до 12 лет (вероятность, числовая последовательность, длина, объем и т. д.); 2) сравнительные исследования особенностей когнитивного развития детей разных национальностей Китая; 3) познание явлений природы детьми. По результатам этого исследования ученые сделали вывод о том, что когнитивное развитие состоит в изменении состава и соотношения когнитивных структур. Обучение играет ведущую роль в когнитивном развитии и требует учета особенностей каждого этапа развития ребенка.

3. Исследование проф. Чжэнь Син Чу по детской экспериментальной психологии. Он защитил докторскую диссертацию в Колумбийском университете. В 50-х гг. создал методику исследования социализации детей "Проекционный тест заполнения предложения ", а также свою методику обучения детей, при помощи которой 2-4летние дети могут овладевать китайскими иероглифами:

вначале письменной речью, а затем устной. В ходе исследования он заметил, что ребенку легче овладеть китайскими иероглифами, чем латинскими буквами.

4. Исследования развития нравственности детей Китая (Хан Цзинь Чжи), развития психики одаренных детей Китая. Эти работы способствуют дальнейшему развитию нашей возрастной психологии.

Поступила в редакцию 18.IV 1994 г.

И другие классические китайские философы не были жёсткими традиционалистами, которые учили, что наше высшее благо исходит от ограничений социальных ролей. Не были они и безмятежными мудрецами, проповедующими гармоничное сосуществование с миром природы. Скорее, они относились к ярким и радикальным мыслителям, которые подрывали условности своего общества. Они стремились сделать мир лучше, расширяя границы сознания и возможностей.

Середина первого тысячелетия до нашей эры была такой же бурной, как и наши дни относительно споров о том, как жить, как сохранить нравственность и как построить лучшее общество. В отличие от западных философов, которые известны нам лучше, китайские мыслители задавались не столь крупными вопросами. Их философию можно назвать высоко прагматичной, основанной на вопросах, которые казались малозначительными, например: «Как проходит ваша повседневная жизнь?» Эти мыслители подчёркивали, что великие перемены случаются лишь тогда, когда мы начинаем с приземлённого и выполнимого . Их учения показывают, что многие наши самые фундаментальные допущения о том, как мы должны жить, на самом деле вводят нас в заблуждения.

Итак, какими же идеями мы дорожим, и какие альтернативы вместо них предложили бы китайские философы?

Прекратите искать себя

Наши мыслители скептически относились к существованию истинного «Я». Особенно к тому, которое вы можете обнаружить, заглянув в себя.

Существует такой популярный постулат: важно заглянуть в себя, чтобы понять и осознать свою истинную сущность. Наши мыслители скептически отнеслись бы к теории о существовании истинного «Я». Они понимали, что мы многогранны и развиваемся по направлению к внешнему миру, а не вовнутрь. Человеческая индивидуальность формируется через взаимодействие с другими людьми, через реакцию на вещи и события, через род занятий. Вы ведь не ведёте себя одним и тем же образом с матерью, коллегой, стоматологом и с близким другом. Каждый из нас – сложное создание, которое постоянно сталкивается с другими сложными существами. Каждая встреча обрисовывает различные стороны. Мы состоим из моделей поведения и эмоциональных привычек, которые сформировались с течением времени. А это значит, что в нас заложены многочисленные возможности того, кем мы можем стать.

Быть неаутентичным

Мы есть не только то, что мы о себе думаем.

Как только мы обнаруживаем свою сущность, мы должны принять себя и быть верными самому себе. Но великий китайский мыслитель Конфуций, который родился в шестом веке до нашей эры, размышлял иначе. Он бы сказал, что проблема с аутентичностью в том, что это не освобождение, как мы полагаем. Как думаете, кто это «истинное Я», которое вы в себе обнаруживаете? Это ваш образ в конкретный момент времени. Если вы останетесь ему верны, позволите этому образу стать вашим ориентиром, то он сдержит и ограничит ваш рост, который наступит, когда вы признаете, что постоянно меняетесь.

Мы преуспеваем, когда признаём свою сложность и учимся с ней работать через самосовершенствование. Рост начинается, например, когда приходит понимание, что вы не забияка только потому, что склонны думать о себе как о человеке вспыльчивом, или застенчивы, потому что считаете себя интровертом. Большинство ярлыков – это модели поведения, которые у нас сформировались и поддаются разрушению. Мы не просто то, что мы о себе думаем . Мы всегда можем становиться лучшей версией самого себя.

Притворяйтесь (совершайте ритуалы)

Когда вы улыбаетесь, словно не сердитесь, или прикусываете язык, чтобы не наброситься, вы притворяетесь – ведёте себя взрослее.

Противоположная сторона нашего почитания аутентичности – это ритуалистические способы поведения, которые называют «притворством». Не лучше ли позволить выступить «настоящему Я»?

Но Конфуций учит, что определённые ритуалы – когда мы ведём себя «как будто» – помогают человеку трансформироваться, поскольку ломают модели поведения, в которые он угодил. Когда вы улыбаетесь, как будто не злитесь, или прикусываете язык, чтобы не наброситься, вы притворяетесь. Эти «как будто» создают крошечный разрыв от реальности, поэтому они так ценны. Мы действуем «как будто» мы другие и наши чувства становятся более зрелыми. Поступая так, мы превращаемся в кого-то более доброго и щедрого, вместо того, чтобы выражать свои истинные, но разрушительные чувства. Мы делаем это снова и снова, такие действия становятся ритуалами, позволяющими поведению брать верх над чувствами, а не наоборот . С течением времени мы изменяемся, становимся лучше.

Увидьте непостоянство мира

Любые окольные пути – случайные разговоры, впечатления, общение – питают жизнь.

Часто рассматривая себя как стабильную личность, человек видит и мир постоянным. Конечно, мы понимаем, что жизнь может меняться, но в то же время склонны исходить из предположения, что в целом мир предсказуем и нужно определить как нам в него вписаться. Если мы считаем себя сильными в математике, то продолжаем следовать этому академическому пути; если мы считаем себя непредсказуемыми, то ищем спутника жизни, который присоединится к нашим приключениям.

Мэн-цзы, представитель конфуцианской традиции, живший в конце 4 века до нашей эры, видел мир фрагментарным и непостоянным. Он бы посоветовал работать с изменениями окольными путями – использовать случайные разговоры, впечатления и общение для расширения жизни. Подход Мэн-цзы означает не строить планы на жизнь, а настраивать траекторию в движении .

Прекратите принимать решения

Когда вы обдумываете большие перемены, легче принять решение, если сначала испытать новые впечатления.

Знаете, что плохого в жизненном плане? Когда вы планируете свою жизнь, то принимаете решения для будущей личности, полагаясь на индивидуальность, которой вы являетесь сегодня .

Принимая важные решения, Мэн-цзы посоветовал бы подойти к ним через мелкие и выполнимые шаги. Когда вы задумались об изменении карьеры, утвердиться в решении или отбросить его будет легче, если сначала получить новый опыт в малом масштабе. Обратите внимание на свою реакцию от полученных впечатлений, именно она поведёт вас в новом направлении.

Будьте слабыми

Замечайте в мире взаимосвязанность вместо разделённости и различности, тогда вы сможете гармонировать с другими.


Статуя Лао-цзы, основателя даосизма, в городском округе Лоян, Китай. Фото: Sipa/Rex/Shutterstock

Ещё одна распространённая гипотеза: побеждает сильнейший. Нам твердят, что нужно быть сильными и уверенными в том, чего хотим. Но Лао-цзы в трактате Дао Дэ Цзин выступает за силу слабости над очевидной силой. Часто люди думают, что это означает необходимость в гармонизации с природой. Некоторые студенты, впервые столкнувшись с учениями Лао-цзы, отправляются на прогулки в лес, чтобы слиться с величием природного мира. Но пассивность это не совсем то, что он подразумевал. Философ говорил, что мы должны замечать, как всё в мире взаимосвязано, а не разделено и различно . Это понимание помогает гармонировать с другими.

Сонастройка позволяет осуществлять разного рода влияние. Не применяя открытую силу, вы видите, как искусно изменить ситуацию, так что люди и не заметят в вас доминанта.

Не заигрывайтесь в свои сильные стороны

Проживите свою жизнь как серию прорывов, потому что это меняет вас с течением времени.

Нас призывают с юных лет раскрыть и отточить свои умения и таланты. Если вы спортивны, то вступаете в футбольную команду; если постоянно зарываетесь в книги, то изучаете литературу. Становясь старше, человек развивает подобные природные наклонности, пока они не становятся частью его личности. Но если увлечься таким образом мышления, можно перестать делать всё остальное.

Наши философы поощрили бы вас не сосредотачиваться на том, что вы о себе думаете, а ломать предубеждения. Если вы считаете себя неуклюжим, займитесь танцами. Если вы не сильны в языках, запишитесь на уроки французского. Цель заключается не в том, чтобы стать в новой сфере лучше всех, а в том, чтобы прожить жизнь как серию прорывов, потому что это то, что изменяет нас со временем.

Психология китайцев глазами русского врача

О китайской психологии

Характерный портрет. Взгляд очевидца.

Внутренняя агрессия проявляется в отношении к животным

Если вы встретите улыбающегося китайца, не думайте, что он вам искренне улыбается или сердце этого человека переполнено радостью. Это может улыбка вежливости, и это может быть улыбка зависти. А иногда от улыбки до агрессии и непонятной жестокости - один шаг. Что это такое, я испытала на личном опыте, когда жила с семьей в Китае, где не раз наблюдала, как мило улыбающиеся люди могут безжалостно убивать редких диких или собственных домашних животных: так, китайские дети, просто играя, замучивают до смерти стрекоз, удивительных по красоте бабочек, лягушек, маленьких утят, черепах, - и тоже с улыбкой на лице. В Китае не услышишь пение птиц по утрам ни в редко встречаемых лесах, ни в многочисленных городских парках. Там - птиц нет! Это сразу режет слух: ведь невозможно, так непривычно жить без голосов птиц! Все, что можно есть, в Китае едят, поэтому в лесу нет птиц...как и многих животных.

Воспринимаемая нами жестокость, как абсолютная, по отношению к животным в Китае считается нормой китайского быта и не противоречит ни окружающей действительности, ни внутренним убеждениям каждого китайца - ведь все так делают, тем более: животные существуют для потребностей человека, в частности, для его желудка.

В зоопарке

Никогда не забуду глаза своей четырехлетней дочери, её большие детские глаза были наполнены слезами глубокого душевного страдания - тогда в зоопарке у стройных, безропотных оленей отпиливали молодые отростки рогов - самой обычной тупой, ржавой пилой. Кто-то из оленей не выдерживал нервного напряжения и боли своего соплеменника и падал на землю до того, как начиналось его мучение... Смотреть на страдания животных без слез и боли в сердце было невозможно... Если бы только можно было показать каждому человеку всё понимающие широко открытые плачущие глаза оленей в предчувствии уже знакомых мук, которые им предстояло испытать еще раз, то многие люди перестали бы не только мучить животных, но и употреблять в пищу мясо животных навсегда...

Отчего китайцы бывают часто жестоки к незнакомым людям, особенно к беспомощным людям, и совершенно безжалостны к преступникам? Почему уступчивы, вежливы, безмерно почтительны к своим родителям и близким родственникам?.. Это - вопросы к психологам. За несколько лет жизни в Китае я не нашла ответы на эти и на многие другие вопросы о противоречиях в характере и психологии китайского народа, о скрытых для нас корнях многих непонятных привычек и ритуаолов...

Вор велосипеда

2 января 1998 года мы с мужем возвращались из велосипедного магазина, где только что купили тандем, после того, как в новогоднюю ночь на велосипедной стоянке у дома у нас украли два велосипеда. Во дворе столпилась огромная толпа китайцев, казалось, все жители дома, в котором мы жили, вышли на улицу. Слышались ругань, детский плач. «Что такое?..»- спрашиваю мужа. «Не знаю…» - напряженно отвечает. Подошли ближе. Мужчина средних лет, лицо в ссадинах и кровоподтеках, белая рубашка в крови, заплывшие веки, глаза с трудом открываются; руки заведены за спину и туго обмотаны колючей проволокой и - все та же китайская, неповторимая, улыбка!.. Но уже- с просьбой о прощении и мольбой о помощи. Увидев иностранцев, мужчина оживился, заулыбался совсем по-американски, привычно принимая нас за американцев. (Мне показалось, что в его сердце затеплилась хоть какая-то надежда на спасение и желанную свободу.) Оказалось, поймали вора велосипедов. Толпа заметив нас. несколько нас оживилась, но потом снова переключилась на беднягу. Причем, женщины били пойманного вора чаще и более пристрастно, шумно ругались. Полицейский стоял в стороне, давая разобраться народу с задержанным так, как людям хотелось, но когда дело стало набирать, на взгляд полицейского, угрожающие обороты, как полагается человеку при погонах, офицер дал делу законный порядок: арестовал нарушителя закона и отвез преступника в участок. Правда, несчастный вор велосипедов не знал, радоваться ли тому, что его наконец-то избавили от агрессивной толпы, которая была готова разорвать на части, или огорчаться еще больше, ведь он прекрасно осознавал, что ждет впереди, ведь теперь его ожидала китайская тюрьма, куда лучше не попадать никогда и никому...

(Примечание: Воровство велосипедов - выгодный криминальный бизнес в Китае. Новые или почти новые велосипеды перепродаются в несколько раз дешевле или перевозятся в отдаленные деревни и уездные городки других провинций Китая. Поскольку воровство велосипедов - распространенное преступление, в Китае велосипеды принято регистрировать в полиции. За наше пребывание в Китае у нас украли 3 велосипеда. Некоторые наши знакомые иностранцы-европейцы пострадали больше, некоторые из них, наученные горьким опытом, покупали себе у перекупщиков краденных велосипедов почти "древние" велосипеды.)

Мы с мужем были единственные из присутствующих, кто сочувствовал несчастному вору. Однако, при всем желании мы никак не могли ему помочь, да и не имели права. Я чувствовала, что толпа, точно, что-то ждет от нас. Вдруг я с ужасом увидела в глазах китайских женщин ненависть, непонимание, презрение - и к себе тоже. Китаянки встали вокруг меня со трех сторон, размахивали руками, иногда в порыве гнева одна из женщин -случайно или неслучайно- больно задевала меня своими руками, а особенно агрессивные - до хрипоты в голосе, перебивая друг друга, кричали: « Этот вор украл ваши велосипеды…Скажите - офицеру! Скажите! »

Тандем

Конечно, мы ничего не сказали ни возбужденным китайским женщинам, ни офицеру. Мы с мужем прекрасно понимали, что это были крики злорадства - уже по отношению к нам, к иностранцам, потому что накануне у нас украли недешевые горные велосипеды, а мы, счастливые, въехали в шумный грязный китайский двор на новом, необычном, безусловно, еще более дорогом велосипеде - тандеме, поразив всех. Признаться, мы были даже, как ни странно, благодарны этому или, скорее всего, другому вору, похитившему у нас в канун Нового года 2 горных велосипеда, ибо - тогда бы вряд ли мы купили тандем. Кстати, при отъезде в Москву мы продали его за полцены директору американской школы, где училась наша старшая дочь, причем на наш чуть не единственный тандем была уже очередь. В Куньмине на этот счет есть даже легенда. Говорят, что из Тайваня на шестимиллионный Куньмин привезли всего два таких велосипеда. В течение года их никто не покупал, даже среди иностранцев. Однако, тандем очень нравился одному китайскому богатому бизнесмену. Но - как говорится: и очень хотелось, и очень жалко денег было. Увидев восторженных иностранцев(нас с мужем и нашим ребенком) , «модный» китаец не смог удержаться и - купил-таки второй тандем...

Агрессивная толпа

К счастью, немногим знакомо то ощущение, которое возникает, когда чувствуешь рядом надвигающуюся агрессию многотысячной толпы людей, когда не знаешь, против кого она будет сейчас же направлена. Это - страшно, очень страшно! Мы вместе с маленькой дочкой ехали на тандеме - уже приспособленном для троих человек, в потоке китайских велосипедистов, ни о чём не подозревая, когда в один миг огромная толпа разъединенных людей стала единой черной, озлобленной массой - невероятно агрессивной. Хотя китайцы - трусливый народ, в жизни, как правило, каждый сам за себя, однако в толпе китайцы меняются, поскольку в толпе своих сограждан китайцы чувствуют себя невероятно защищенными, вследствие чего чувство страха пропадает, люди становятся одной массой и общими становятся эмоции, чувства, теряется ответственность за свои поступки. Посеянная когда-то злоба, агрессия возрастает многократно, поэтому я понимала, эта толпа, как, впрочем, не только китайская, неуправляема. Я успокаивала себя: просто у них нервный стресс, сейчас всё… пройдёт… Но... Боже! Мой ребенок!.. А злой, черной энергии нужно всё-таки было выйти наружу: всё равно - как, все рано - где. В толпе всегда - легче, в толпе - никто не заметит…и не страшно нести ответственность за содеянное. Не поверите, но тогда объектом нападения толпа выбрала пятерых несчастных слепых, которые переходили велосипедную дорожку в неположенном месте и в не то время суток: около 18 часов, то есть тогда, когда весь город, вся страна - и каждый в отдельности китаец мысленно готовится съесть свою заработанную миску риса…с чем-нибудь вкусненьким. Подавить же инстинкт голодного китайского желудка просто невозможно, как и понять то, что происходит со всей нацией в одно и то же время - в12 и 18 часов - каждый день.

Холодное отношение к религии, обусловлено особенностью китайской души: найти для себя выгоду, взять, а не дать

Таким образом, интерпретировать психологию самого многочисленного народа мира трудно. Во многом корни ее социальные, и в отсутствии культуры и общепринятой на Западе морали. И все же, на мой взгляд, главная причина кроется в поразительном всеобщем безбожии китайской нации. Христианскую веру китайский народ не принял, несмотря на мощное миссионерское движение в этой стране. Собственную китайскую религию назвать религией в настоящее время невозможно: слишком много традиций забыто. (Верующие живут в основном в Тибете (не китайцы) и на границе с СНГ - угуры.) Остальное - безусловно, за редким исключением, а-ля-религия. За время социалистического режима Китай стал, пожалуй, самой атеистической страной мира… Главный бог китайцев теперь - деньги!

Не может не удивлять бутафорное устройство ныне восстанавливаемых древних храмов, языческие (часто смехотворные) ритуалы. Устраиваемые на территории храмов шумные пиршества, разного рода торговля, стрельба из лука, игра в мацзян (китайское домино «для умных»), в карты - такое воскресное культмассовое или семейное мероприятие на свежем воздухе, по крайней мере, вызывает недоумение. Большинство китайцев приезжают в храмы погадать на судьбу, а не помолиться. Зато дома - стоят урны с прахом предков, которым поклоняются и которым молятся, прося защиты и покровительства. Понять всё это западному человеку невозможно. Но такой - современный Китай... Сегодня знают и придерживаются древних китайских традиций в Китае уже немногие…

Тезис весьма сомнительный. Однако, посмотрим на дело с иной стороны. Капитализму нужны творческие способности? Основной постулат капиталистического маркетинга прост - главные доходы получает не творец нового товара, а распространитель улучшенного, уже знакомого покупателям. Возьмем мифический ковер-самолет. Изобретать это зря тратиться. Даже на ранней стадии производства и продаж доходы маленькие. Зато улучшенный вариант ковра-самолета, когда уже сформировался спрос и видны контуры грядущего рынка, дает большой доход. Причем, чем дальше, тем больше. С самолета братьев Райт навар небольшой. Зато с Боинга громадный. Так с каждым товаром. Взял в основу чьё-то изобретение, улучшил и получил основной доход, оставив за счет улучшений изобретателя с носом.
Побеждает тот, чей товар улучшить невозможно. Например, производство ножей и велосипедов. Вроде, можно улучшить, а толку чуть. Слишком возрастет цена. Главное - дешевизна производства и умение сбыть товар. Это мы видим в каждом сегменте производства - пластмассовые, одноразовые ножи, складные ножи, стальные, из нержавейки и т.д. Место изобретателя занимает дизайнер, да и он получает не главную долю прибыли. Дизайнеры давно стали наемными работниками. Тут китайцы пока мастера, да и всегда были мастерами. Умели приспособиться к рынку. Пришли европейцы - срочно в придачу к стандартным китайским узорам на фарфоре стали выпускать чашки с Христом и Девой Марией. Любой дизайн, лишь бы купили. Кто-то в западной компании забыл предложить покупателям платмассовый футляры айпадов разных расцветок, а китайцы не забыли и инициативу перехватили. Пуховики шьют с разными удобствами - особая молния для малой нужды в общественном туалете, обилие кармашков и т.д.
Рыночный подход дает рыночные результаты, то есть прибыль. У нас же пропагандируют творчество как единственную возможность вылезти из грязи. Например, в семье большое горе - сын не умеет хорошо играть в футбол и никогда не сможет стать звездой спорта. К сожалению, это горе постигает большинство семей в нашем убогом мире. Тут к тебе лезут с наживкой на крючке - изобретай, оценят и заплатят, пиши роман или стихи, оценят и заплатят, стань политиком, оценят и заплатят. Между тем, это сплошной лохотрон. Главный пример Билл Гейтс. Фирму, изобретшую систему ДОС, специально отправили в полный игнор. Фирма разорилась. Появился Билл Гейтс, ему дали денег купить изобретение, а фирмачам осталось одно утешение - не прислали гангстеров, чтобы силком изобретение на себя переписать, государство не конфисковало, запатентовать дали, даже не запретили упоминать о сделке. А в наказание, чтобы другие не дергались, всегда есть фраза - вы недостаточно активно проталкивали своё изобретение. Понятно, у нас всегда писатели плохо проталкивают свои произведения, изобретатели - изобретения, ученые - открытия, слишком честные публицисты - публицистику. Поэтому тезис о низкой творческой способности китайцев, как обычная палка, имеет два конца. Одним концом бить по китайцам и доказывать незаменимость Запада, другим концом бить по нежелающим попасться на крючок и изобретать за гроши. Когда у нас плачутся, что народ потерял креативность, это нормально - выгоднее работать менеджером или краснодеревщиком, но не стать дойной коровой для неблагодарных. Как только американцы этот фокус раскусили, США пришлось срочно наладить импорт мозгов.
Интересно иное, китайская культура выработала своеобразный имунитет против разных заимствований. Это видно даже в ушу. Лучше учить только своих друзей и родственников, чем высовываться и позволить власти надавить и продать искусство по бросовым ценам. Китайским мастер делает специальные упражнения, чтобы быть неприметным. Лучше не изобретать в принципе, чем зря обогащать других. Да, это тормозило развитие общества во всех сферах. Но ведь наша цивилизация пришла к тому же. Все поумнели, все знают, что идеи своруют. В патентном бюро сидят жулики, в Интернете воры, в госаппарате конфискаторы и приватизаторы. Зато у китайцев ещё хорошо развит инстинкт независимости и жажды личного бизнеса. Ещё есть терпимое отношение к соседям. Ну, уворуют рецепт лапши, так все готовы воровать чужие рецепты. Лучше напряги мозги как остаться мелким торговцем лапши, чем строить громадьё планов и пытаться срубить со вех бабло за рецепт в мировом масштабе. Китайский материализм это отсутствие многих иллюзий.