Критерий истины согласно диалектическому материализму. Критерии истины, виды и примеры

S: «Всё действительное разумно, всё разумное действительно» – это высказывание…

+: Г.В. Ф. Гегеля

S: Укажите правильную формулировку трёх законов диалектики в философском учении Гегеля:

+: закон отрицания отрицания, перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей

S: Укажите формулировку категорического императива И. Канта:

+: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим законом»

S: Представители классической немецкой философии -…

+: К.Маркс, Ф. Энгельс

S: Антропологическим материализмом называют учение, которое создал…

+: Л. Фейербах

S: Гуманисты эпохи Возрождения -…

+: Николай Кузанский, Николай Коперник

S: Представитель рационализма в философии Нового времени -…

+: Р. Декарт

Западная философия XIX-XXI вв.

S: Марксистская философия – это…

+: диалектический и исторический материализм

S: О. Конт и Г. Спенсер – представители…

+: позитивизма

S: У истоков учения о ноосфере в начале ХХ века стояли...

+: В. И. Вернадский, Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден

S: Проблема значения «пограничных ситуаций» в достижении человеком подлинного существования разрабатывалась в философском учении ХХ века -...

+: экзистенциализм

S: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей – представители…

+: «философии жизни»

S: Экзистенциализм получил свое название от термина «экзистенция», что означает…

+: существование

S: Представители неопозитивизма -…

+: М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн

S: Философское направление, представители которого считают, что подлинное знание может быть получено только средствами естественных наук -…

+: позитивизм

S: Учение об архетипах (коллективном бессознательном) создал…

+: В. К. Юнг

S: Укажите суть материалистического понимания истории в марксизме:

+: материальное производство играет определяющую роль по отношению к другим

S: Одна из важнейших категорий философского учения Ф. Ницше –…

+: «воля к власти»

S: Учения А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона и В. Дильтея объединяются в направлении, получившем название «философия жизни», потому что в них…

+: утверждается необходимость замены категории «бытие» на понятие «жизнь»

S: В логическом позитивизме утверждается, что…

+: философия не имеет предмета исследования, так как не является наукой о реальности

S: Теория истолкования текстов -…

+: герменевтика

S: Один из основоположников диалектико-материалистического учения, автор теории общественно-экономических формаций -…

+: К. Маркс

Русская философия

S: В основе философского учения Вл. Соловьева лежит идея…

+: всеединства

S: Представителями русского космизма были…

+: Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский

S: «Славянофилы» 40-х гг. XIX века…

+: в самобытности исторического прошлого России видели залог ее всечеловеческого призвания

S: Представители русского космизма -…

+: В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Н.Ф. Фёдоров

S: Представители славянофильского учения в России XIX в. -…

+: А.С. Хомяков, И. В. Киреевский

S: Русские религиозные философы XX в. -….

+: С. Л. Франк, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков

S: Произведение П. Я. Чаадаева, положившее начало дискуссии западников и славянофилов называется...

+: «Философские письма»

S: Теория культурно-исторических типов была разработана…

+: Н.Я. Данилевским

S: Наиболее характерной чертой русской философии является…

+: обостренное внимание к проблемам этики, смысла человеческой жизни

S: Основоположник русского марксизма -…

+: Г.В. Плеханов

Предмет и функции философии

S: В отличие от математики и естествознания, философское познание выступает как…

+:универсальное теоретическое познание, способность интеллекта к сверхопытному постижению реальности

S: Термин «философ» впервые употребил…

+: греческий математик и мыслитель Пифагор

S: Любовь к мудрости – это перевод с греческого языка термина…

+: философия

S: К вечным проблемам человеческого бытия НЕ относятся проблемы…

+: глобализации

S: Интегративная функция философии заключается в том, что она…

+: сводит знания, доставляемые различными дисциплинами, в единую целостную научную картину мира

S: Способность философии опережать научные открытия отражается в ### функции/

+: прогностической

Онтология

S: Основная проблема, решавшаяся философами Милетской школы в Древней Греции - …

+: проблема первоначала мира

S: Основа бытия, существующая сама по себе, независимо ни от чего другого, -…

+: субстанция

S: Онтология – это…

+: учение о бытии, о его фундаментальных принципах

S: Первоосновой мира в философии Гегеля является…

+: Абсолютная Идея

S: Укажите тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:

+: «начало всех вещей - вода»

S: Форма бытия, находящаяся в центре внимания экзистенциализма, -…

+: индивидуальное бытие человека

S: Продолжите следующее определение: всеобщая, универсальная и единственная в своём роде способность существовать, которой обладает любая реальность, называется…

+: внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует

S: Укажите трактовку природной формы бытия в философии:

+: материализованные, то есть видимые, ощущаемые, осязаемые и т.п. состояния природы, которые существовали до появления человека, существуют сейчас и будут существовать в будущем

S: Основоположники марксизма под бытием понимали…

: некое духовное начало

S: Основополагающая часть метафизики - онтология – означает…

+: учение о предельных, фундаментальных основах бытия

S: Укажите наиболее распространённую точку зрения на то, что такое бытие:

S: Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И.Ленину, называется…

+: материей

S: В марксизме материя трактуется как…

+: объективная реальность

S: Материя есть первоисточник бытия, утверждает…

+: материализм

+: материя

S: Форма бытия материи, выражающая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах, -…

+: пространство

S: В диалектическом законе взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывается…

+: механизм развития

S: Философское понятие, которым обозначается способность материальных систем воспроизводить в своих свойствах особенности других систем в процессе взаимодействия с ними, -…

+: отражение

S: Учение, считающее материальную и духовную субстанцию равноправными началами, -…

+: дуализм

+: материя

S: В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея…

+: сложной системной организации материи

S: Развивая диалектическое представление о мире, марксизм рассматривает материю как…

+: бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира, существующее только в многообразии конкретных объектов, через них, но не наряду с ними

S: Укажите понятие материи в материализме:

S: Основное свойство движения материи -…

+: движение есть изменение вообще, способ существования материи

S: Способ существовании материи -…

+: движение в пространстве и времени

S: Учение о том, что «материя без движения так же немыслима, как и движение без материи», разработано …

+: диалектическим материализмом

S: В древнегреческой философии движение, любое изменение понималось как иллюзия чувственного мира в учении…

+: Парменида

S: Движение по направлению от более совершенного к менее совершенному -…

+: регресс

S: Всякое изменение, взаимодействие, развертывающиеся в пространстве и во времени – это…

+: движение

S: Высшая форма движения материи – это…

+: социальное движение

S: Постепенные изменения в обществе и природе -…

+: эволюция

S: Социальная форма движения материи не может быть осуществлена без…

+: сознания - общественного и индивидуального, которое встроено в общественную

S: Форма движения материи, не указанная в классификации, предложенной Ф.Энгельсом -…

+: кибернетическое

S: Движение как способ существования материи – это…

+: изменение вообще

Пространство-время

S: Форма бытия материи, характеризующая протяжённость, структурность любых материальных систем, обозначается понятием…

+: пространство

S: Совокупность отношений, выражающих координацию изменяющих друг друга состояний их последовательность и длительность – это…

S: Пространство и время есть врожденные, доопытные формы чувственности. Так считал…

S: Последовательность состояний отражает категория…

+: времени

+: пространство

S: Укажите сущность реляционной концепции пространства и времени:

+: пространство и время зависят от материальных процессов и выражают взаимоотношения реальных объектов

S: Не является свойством времени…

-: необратимость

S: Не является свойством пространства…

+: хаотичность

S: Социальное время и социальное пространство имеют сложную структуру, которая выражается в том, что…

+: они формируются только благодаря деятельности людей и несут на себе печать

S: Социальное пространство-время вписано в пространство биосферы и космоса и имеет свою специфику. Укажите её:

+: формируется благодаря деятельности людей и несёт на себе печать социальных

S: Социальное время есть мера изменчивости общественных процессов. Это выражается в том, что…

+: на разных этапах развития общества время имело свои характеристики: замедленное - на ранних, нацеленное на будущее, как бы уплотнено и ускорено – на более поздних

S: Связь между движущейся материей, пространством и временем выявила…

+: теория относительности

+: весь мир структурно организован, то есть все части и элементы определённым образом расположены друг относительно друга

S: Укажите свойство, которое не является характеристикой пространства:

+: свойство постоянной изменчивости

S: Пространство и время понимались как самостоятельные сущности, не зависящие друг от друга, от движущихся тел, от материи в целом в рамках концепции, получившей название…

+: реляционная

S: Концепция, трактующая пространство и время как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами -…

+: реляционная

S: Философское понимание времени заключается в том, что время…

+: время – это форма существования материи

S: Укажите характеристику пространства как философской категории:

+: для пространства как формы бытия материи, присущи такие свойства как

Методология

S: Мысленное или реальное расчленение объекта на элементы – это…

S: Мысленное или реальное соединение различных элементов объекта в единое целое – это…

S: Внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и отношений выражает категория…

+: сущности

S: Наиболее общие фундаментальные понятия -это…

S: Неотъемлемое существенное свойство вещи, явления, объекта называется…

+: атрибутом

S: Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает…

+: дуализм

S: Существование множества исходных оснований и начал бытия утверждает…

+: плюрализм

S: Теория самоорганизации сложных систем именуется…

+: синергетика

S: Закон «отрицания отрицания» объясняет, …

+: в какой форме осуществляется развитие

S: Синергетика изучает…

+: закономерности самоорганизации в открытых неравновесных системах

S: Умение видеть в предметах разные аспекты, не теряя при этом представления об их единстве, а также способность к гибкому, разностороннему, многогранному подходу к одним и тем же явлениям формирует…

+: диалектика

S: Неотъемлемые свойства, без которых немыслимо существование какого-либо предмета, называются в философии…

+: атрибутами

S: Концепция самоорганизации природы как процесса взаимодействия противоположных тенденций, созданная в XX веке бельгийским учёным И.Пригожиным называется, …

+: синергетика

Диалектика

+: явление

+: случайное

+: следствие

+: действительное

+: единичное

6: Закон диалектики, раскрывающий источники самодвижения и развития мира -…

7: Закон диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития…

+: закон перехода количественных изменений в качественные

8: Ключевым моментом диалектической концепции является принцип…

+: противоречия

+: количество

10: Не является законом диалектики -…

+: закон о взаимопереплетении причин и следствий

11: Существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями называется…

+: законом

12: Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется…

+: диалектика

13: Закон – это…

+: объективная, внутренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между

явлениями

14: Закон «взаимоперехода количества в качество» показывает, …

+: каков механизм развития

15: Ядром диалектики является…

+: закон единства и борьбы противоположностей

16: Целостной характеристикой «вещей» как систем с определённой структурой, выполняющих те или иные функции, существующих во взаимосвязи и отношениях с другими «вещами», является…

+: качество

17: Относительную устойчивость системы в определённом промежутке времени при сохранении основных признаков, характеристик, обеспечивающих её жизнедеятельность и существование, отражает категория…

+: качество или качественная определённость

18: Единственным критерием скачка в диалектике, независимо от скорости его протекания (интенсивной, постепенной, взрывной), служит…

+: качественное изменение предмета, процесса, явления

19: Переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое в результате превышения меры осуществляется…

+: скачком

20: Диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определённость предмета, называется…

21: Определённость предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов, называется…

+: качеством

22: Устойчивая совокупность свойств предмета выражается в философии понятием…

+: качество

23: Предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование -…

+: возможность

24: Однозначно обусловленная связь явлений, при которой наступление события-причины обязательно влечёт за собой вполне определённое явление-следствие, называется…

+: необходимостью

25: Синергетика – это междисциплинарная область знания, ориентированная на…

+: поиск эволюции и самоорганизации открытых неравновесных нелинейных систем

26: Стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга, являются…

+: диалектическими противоположностями

27: Устойчивые, повторяющиеся связи тех или иных явлений называют…

+: законами

28: Проблема всеобщей обусловленности явлений им процессов в мире обозначается понятием…

+: детерминизм

29: Закон единства и борьбы противоположностей выражает…

+: сущность процесса развития, его источник

30: Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно показывает…

+: механизм процесса развития

31: Диалектико-материалистическое понимание общественной жизни характеризуется…

+: утверждением, что общество развивается по тем же законам, что и природа

Диалектический материализм Александров Георгий Фёдорович

4. ПРАКТИКА - КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ

4. ПРАКТИКА - КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ

Правильность отражения внешнего мира в мозгу человека проверяется практикой, Практика подтверждает данные органов чувств и мышления, передаваемые людьми друг другу с помощью языка.

МАРКСИСТСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАКТИКИ. Марксистский философский материализм понимает под практикой прежде всего общественно-производственную деятельность людей. Эксперимент в лаборатории учёного или в заводской лаборатории, проводимый при помощи научной аппаратуры, являющейся показателем и выражением успехов производства и наук, также является частью общественно-производственной практики. В практику, служащую критерием истины, включается также практика астрономических наблюдений, географических открытий и т. д.

Нельзя сводить практику только к отношению людей к природе. Материальные, т. е. складывающиеся независимо от воли людей, производственные отношения общества являются важной стороной общественно-производственной деятельности. Поэтому в содержание практики марксизм-ленинизм включает и опыт классовой борьбы, практику борьбы за социализм и коммунизм,

Если мы действуем на основе правильного представления о предметах, закономерностях объективного мира, то мы достигнем заранее намеченных результатов. Таким образом, успехи практической деятельности людей являются проверкой применяемых в ней теоретических представлений. Ошибки и неудачи в практической деятельности свидетельствуют о неполноте наших знаний и тем толкают к преодолению этих ошибок, т. е. к дальнейшему, всё более глубокому познанию мира и его закономерностей.

Практическая деятельность людей есть в конечном счёте решающий способ проверки достоверности наших знаний. Практика проверяет правильность отражения явлений природы, правильность познания сущности этих явлений. Практика проверяет правильность наших выводов об этих явлениях и о законах, управляющих ими. Практика выступает основой и критерием истинности наших знаний об объективной реальности.

Важнейшим условием развития науки является умение деятелей науки чутко прислушиваться к голосу жизни, практики.

Вне практики в её марксистском понимании нельзя разрешить вопрос о правильности или неправильности человеческих представлений о внешнем мире. Больше того, попытка оторвать вопрос о познаваемости мира от практики ведёт неизбежно к схоластике.

"Вопрос о том, - писал Маркс, - обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления" .

Введение марксистским философским материализмом общественно-производственной практики в теорию познания диалектического материализма нанесло смертельный удар по агностицизму, философский идеализм был разоблачён в той сфере, где он считал себя неуязвимым.

Энгельс указывал, что самым решительным опровержением агностицизма является практика, а именно эксперимент и индустрия. "Если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем; что мы сами его производим, вызываем его из его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой "вещи в себе" приходит конец" .

История науки и техники подтверждает положение марксистского материализма о познаваемости мира, о роли практики как критерия истины.

История естествознания и современная наука неопровержимо свидетельствуют о том, что человек с каждым научным открытием всё глубже и полнее познаёт объективный материальный мир и закономерности его развития и подтверждает правильность своих знаний практикой. Познавая объективные законы природы и общества, люди используют их для достижения своих практических целей, овладевают стихийными силами природы и создают в процессе производства такие предметы и явления, которые без них природа на Земле не создавала (например, химические элементы тяжелее урана, пластмассы, новые сорта растений и породы животных и т. д. Создание в лаборатории и в промышленности предметов и явлений, которые без человека создаются природой, а также создание по заранее намеченным планам, опираясь на познание законов природы, таких предметов и явлений, которые до этого не встречались человеку и условиях Земли, являются неопровержимым доказательством познаваемости мира и его объективных закономерностей.

Диалектический материализм полностью разоблачил агностические утверждении относительно "непознаваемости" законов развития общества. И здесь решающим критерием истины является практика.

Пролетариат - революционный класс, практическая деятельность и жизненные интересы которого требуют изучения объективных законов развития и изменения общественной жизни. Учители и вожди рабочего класса Маркс и Энгельс создали точную науку об обществе - исторический материализм, марксистскую политическую экономию, теорию научного коммунизма.

Маркс и Энгельс на основе познания ими объективных экономических законов капиталистического способа производства впервые смогли научно предвидеть неизбежность гибели капитализма, неизбежность победы пролетариата, творца и строителя коммунизма. Наука об обществе была творчески развита дальше в решениях съездов КПСС и Центрального Комитета Коммунистической партии, в трудах Ленина, его продолжателя И. В. Сталина, их выдающихся учеников и соратников. Практика классовой борьбы пролетариата, победа Великой Октябрьской социалистической революции и победоносное строительство коммунизма в СССР неопровержимо доказывают истинность и силу марксистско-ленинской теории. Всемирно-исторические успехи социалистического строительства в СССР, успехи стран народной демократии, практика борьбы всех прогрессивных сил во главе с коммунистическими партиями против лагеря империализма являются доказательством великой мобилизующей, организующей и преобразующей силы идей марксизма-ленинизма, точно отображающих действительное развитие мира, вооружающих практическую деятельность передовых сил общества.

КРИТИКА ПРАГМАТИЗМА. Практика решительно опровергает идеализм и агностицизм в теории познания. Не удивительны поэтому отчаянные попытки современных философов империалистической буржуазии фальсифицировать понятие практики с целью спасения идеализма. Одной из таких попыток является модная и поныне в американской буржуазной философии "школа" так называемого прагматизма, разоблачённая ещё В. И. Лениным в книге "Материализм и эмпириокритицизм".

Прагматисты (Джемс, Дьюи и др.) утверждают, что основой их философии тоже будто бы является практика. Однако под практикой прагматисты понимают лишь то что полезно, выгодно. Полезность они объявляют единственным критерием истинности. Так как, по мнения прагматистов, каждый человек преследует свою выгоду, то истин столько же, сколько людей. На деле прагматисты объявляют "истинным" лишь то, что полезно капиталу и приносит ему успех, прибыль. С точки зрения прагматистов, религия, например, является "истиной", потому что она "полезна" эксплуататорский классам, идеализм оказывается "истинным" на том же основании. Прагматисты объявляют "истиной" любую ложь, если эта ложь выгодна империалистической буржуазии. Прагматисты выступают как философские оруженосцы современной воинствующей империалистической реакции в США. Они отвергают существование внешнего материального мира и его объективных закономерностей, отвергают понимание практики как критерия объективной истины, выступают как субъективисты.

О прагматистах В. И. Ленин писал: "Едва ли не "последней модой" самоновейшей американской философии является "прагматизм" (от греческого pragma - дело, действие; философия действия). О прагматизме говорят философские журналы едва ли не более всего. Прагматизм высмеивает метафизику и материализма и идеализма, превозносит опыт и только опит, признает единственным критерием практику... и... преблагополучно выводит изо всего этого бога и целях практических, только для практики..." .

Марксистский философский материализм разоблачает и другие попытки идеалистов извратить вопрос о практике и её роли в познании.

Так, например, махист А. Богданов идеалистически понимал практику как "коллективный опыт", т. е. ощущения многих лиц, и утверждал, будто бы подобным образом понимаемая человеческая практика есть единственный объект познания. Богданов отрицал материю как предмет познания.

В противоположность этому марксистский философский материализм утверждает, что объектом научного познания является материальный мир, существующий вне и независимо от сознания и существовавший ещё тогда, когда не было общества и общественно-производственной деятельности людей. Марксистский философский материализм органически связывает вопрос о роли практики в теории познания с материалистическим решением основного вопроса философии, с признанием существования материи вне сознания, с принципом познаваемости объективного мира.

КРИТИКА МАХИСТСКОГО ТОЛКОВАНИЯ ПОНЯТИЯ "ОПЫТ". Одним из характерных приёмов идеалистов в их борьбе против науки является извращённое толкование ими понятия "опыт", которое широко применяет реакционная философия для прикрытия антинаучного содержания своих теорий.

Махисты, жонглируя понятием "опыт", отвергли объективное содержание опыта, рассматривали "опыт" идеалистически, только как ощущение, переживание человека. На махистскую удочку попался Плеханов, согласившийся с одним из махистских толкований понятия "опыт".

В труде "Материализм и эмпириокритицизм" Ленин показал, что различные трактовки понятия "опыт", вроде трактовки его как "средства познания" или "предмета познания", сами по себе ещё не раскрывают основных гносеологических расхождений между материализмом и идеализмом. Суть дела заключается в том, чтобы раскрыть объективное содержание в опыте: объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания.

В противоположность махизму марксистский философский материализм определяет опыт как часть общественно-производственной деятельности людей, направленной на раскрытие объективных законов материального мира, на его преобразование. Уже в самом простом научном эксперименте большую роль играет активное отношение к природе. Наука воспроизводит явления природы в опыте с целью раскрытия её законов, с целью овладения её тайнами.

Таким образом, марксизм-ленинизм разоблачает все идеалистические извращения в понимании практики и впервые вводит в теорию познания практическую деятельность людей, их общественно-производственную деятельность.

Введение практики в теорию познания характеризует марксизм как действенное мировоззрение в противоположность созерцательному характеру старого, домарксовского материализма.

ПРАКТИКА - ОСНОВА ЕДИНСТВА ЖИВОГО СОЗЕРЦАНИЯ И АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ. Для устранения ошибок в мышлении и для использования выводов теории в жизни необходимо идти от практики к мышлению и от мышления к практике, проверяя ею правильность результатов абстрактного мышления. Следовательно, практика выступает не только основой познания и критерием истины, но и целью познания объективного мира. Практика лежит в основе, всех этапов познания объективной реальности. Живое созерцание человеком природы, как и абстрактное мышление людей исторически могли возникнуть и развиваться лишь в процессе практического воздействия человека на природу и общество, в ходе общественно-производственной деятельности людей.

Подлинно научное познание мира имеет целью активное преобразование природы, коммунистическое преобразование общества, внедрение результатов теории в жизнь.

Практика подтверждает единство живого созерцания и абстрактного мышления. Всякая попытка свести процесс познания только к одному из этих моментов познания противоречит реальным фактам действительности, ведёт к извращению марксистско-ленинской теории отражения. Ограничение процесса познании внешнего мира только лишь одними чувственными данными, недооценка роли абстрактного мышлении ведет к слепому накоплению фактов без раскрытия их внутренней связи. В свою очередь ограничение познания природы только абстрактным мышлением, игнорирование данных органов чувств и практики прямо ведут к схоластике. Практика, рассматриваемая вне связи с теорией, ведёт к делячеству, к работе ощупью, вслепую. Анализ любого вида человеческой деятельности подтверждает правильность этого вывода.

В результате развитии промышленности и науки на помощь органам чувств и мышлению человека и ходе его познания внешнего мира приходит вся современная научная и технической аппаратура. Чтобы изготовить современные телескопы, световые и электронные микроскопы, сейсмографы, радиопередатчики, телевизоры, конденсационную камеру, бетатрон, циклотрон, радиолокатор, электроинтегратор и другую научную и промышленную аппаратуру, нужен высокий уровень развития производства, огромный запас наблюдений, высокий уровень развития научного мышления.

Приведём пример такого единства всех форм отражения внешнего мира.

Изобретение и усовершенствование светового микроскопа было в своё время огромным достижением науки и техники. Человек стал видеть недоступные невооружённому глазу мельчайшие предметы. Однако световой микроскоп не позволяет различать предметы меньшие, чем длина световой волны.

Буржуазные философы-идеалисты поспешили и здесь заявить, что наступил будто бы предел познания человеком микропроцессов. Однако в 20-х годах XX в. были обнаружены волновые свойства электронов. Оказалось, что при известных условиях можно получить электронную волну такой длины, что становятся видимыми частицы, которых нельзя было видеть в оптический микроскоп.

Используя это открытие, учёные получили возможность построить особые электронные микроскопы. Электронный микроскоп во много раз сильнее самого сильного светового микроскопа. При помощи электронного микроскопа можно, например, видеть вирус гриппа, размеры которого составляют величину порядка нескольких молекул. И это ещё не предел возможностей совершенствования современной микроскопии.

Советские астрофизики сумели, несмотря на мощные облака тёмной межзвёздной материи, сфотографировать при помощи инфракрасных лучей считавшийся принципиально недоступным для научного исследования центр Млечного пути (нашей Галактики). Они сумели обнаружить тяжёлый углерод в составе звёзд-гигантов, сумели показать, что в составе Млечного пути звёзды не возникли одновременно, как об этом писали буржуазные астрофизики, что в нём и сейчас идёт процесс звездообразования.

Мы можем сегодня видеть следы таких явлений, которые невозможно увидеть непосредственно даже при помощи самого сильного электронного микроскопа. В конденсационной камере можно наблюдать движение отдельного электрона, фотографировать полёт позитрона и т. п. Учёные сконструировали приборы, которые дают возможность наблюдать явления и процессы, протекающие за одну миллионную и даже меньшую долю секунды.

Убедительные примеры превращения "вещей в себе" в "вещи для нас" даёт нам практика использования в промышленности достижений современной синтетической химии.

Люди раньше не умели производить искусственный каучук. Структура молекулы естественного каучука не была достаточно известна химикам. В этом отношений каучук оставался для науки "вещью в себе". Коммунистическая партия поставила перед советскими химиками задачу в короткий срок разгадать тайну химического строения молекулы каучука и научиться самим в лабораториях и в промышленности производить то, что без нас, в виде сока особых растений, производит природа.

Ещё до Великой Октябрьской социалистической революции выдающийся русский химик С. В. Лебедев вплотную подошёл к решению проблемы искусственного синтеза каучука. Но только в условиях советского строя советские химики во главе с С. В. Лебедевым раскрыли тайны строения каучука и разработали технологию производства синтетического каучука. Таким образом, и в этой области химических знаний на практике была доказана познаваемость мира. Эти примеры из истории астрономических открытий, физики и химии являются подтверждением положения марксистского философского материализма о том, что пот вещей непознаваемых, а ость только вещи, пока ещё не познанные, которые, однако, рано или поздно будут пополнены силами науки и практики.

Так, единство живого созерцания, абстрактной научной мысли и практики позволяет всё глубже и глубже отражать природу. Наука и практика доказали правильность положений марксистского философского материализма, утверждающего, что возможности человеческого познания беспредельны. От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него - к практике - таков путь познания истины.

Итак, практика доказывает познаваемость мира. Проверенные практикой знания о законах природы являются объективными истинами.

Как же понимает марксистский философский материализм истину?

Из книги Джайва-дхарма (том 1) автора Тхакур Бхактивинода

13. Вечная религия и три истины: самбандха, абхидхея и прайоджана (свидетельство истины) Следующим вечером Враджанатх вновь пришел к святому Шри Рагхунатхе и сел под дерево бакула лицом к дому Шривасы. У пожилого бабаджи в сердце уже родилась отцовская любовь к

автора Фромм Эрих Зелигманн

А. УДОВОЛЬСТВИЕ КАК КРИТЕРИЙ ЦЕННОСТИ Авторитарная этика обладает преимуществом простоты; ее критерии добра и зла продиктованы авторитетом, и добродетель человека состоит в том, чтоб подчиняться этому диктату. Гуманистическая же этика вынуждена справляться с уже

Из книги Материализм и эмпириокритицизм автора Ленин Владимир Ильич

6. КРИТЕРИЙ ПРАКТИКИ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ Мы видели, что Маркс в 1845 году, Энгельс в 1888 и 1892 гг. вводят критерий практики в основу теории познания материализма. Вне практики ставить вопрос о том, «соответствует ли человеческому мышлению предметная» (т.е. объективная)

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

Из книги На весах Иова автора Шестов Лев Исаакович

IV. Философский критерий. Все виды литературы хороши, кроме скучной, говорил Вольтер. Прав он? Конечно, прав, никто спорить не станет. Сказать, что литературное произведение скучно, значит признать, что оно никуда не годится. Ну, а как быть с мировоззрениями? Вправе мы

Из книги Христианство и философия автора Карпунин Валерий Андреевич

Относительность философской истины и абсолютность истины христианской Каждый христианин знает, что философские истины, размышления и теории ни в коей мере не могут заменить истины христианской, ибо истины, которые открывает нам философия, относительны, а истина,

Из книги Марсель Пруст и знаки автора Делёз Жиль

1. Первый критерий - символическое Для нас является привычным, почти что безусловным, некоторое различие, или корреляция, между реальным и воображаемым. Вся наша мысль поддерживает диалектическую игру между этими двумя понятиями. Даже когда классическая философия

Из книги Тени разума [В поисках науки о сознании] автора Пенроуз Роджер

5. Пятый критерий: серийное Все это, однако, кажется еще неспособным функционировать. Дело в том, что мы смогли определить структуру только наполовину. Она начнет двигаться, оживляться, лишь если мы воспроизведем ее вторую половину. Действительно, определенные нами выше

Из книги 4. Диалектика общественного развития. автора

6.12. Новый критерий В этом параграфе я сформулирую новый критерий{82} гравитационной редукции вектора состояния, существенно отличный от того, что был предложен в НРК, но близкий к некоторым идеям, высказанным в последнее время Диози и другими учеными. Причины, побудившие

Из книги Диалектика общественного развития автора Константинов Федор Васильевич

Из книги Фома Аквинский автора Боргош Юзеф

Из книги Этика автора Апресян Рубен Грантович

Из книги Человек для себя автора Фромм Эрих Зелигманн

Критерий эффективности Мы видели, что требованием милосердия предписывается оказание заботы и помощи каждому нуждающемуся, тем более просящему о помощи. Не отказать в просьбе о воспомоществовании, подать милостыню - есть всего лишь учтивость, говорил Толстой.

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга вторая (Развитие марксистской философии во второй половине XIX века) автора

а. Удовольствие как критерий ценности Авторитарная этика обладает преимуществом простоты; ее критерии добра и зла определяются диктатом авторитета, добродетель человека заключается в повиновении им. Гуманистической этике приходится справляться с трудностью, о

Из книги Смысл жизни автора Трубецкой Евгений Николаевич

Учение об истине. Практика – критерий истины Для науки XVIII в., находившейся под влиянием метафизической методологии, было типичным понимание истины как только абсолютной, а тем самым и вечной. Это понимание унаследовал и Дюринг: «Всеобъемлющая, раз навсегда законченная

В основе марксистско-ленинской теории познания лежит при знание объективного существования материального мира и его отражения в человеческом сознании.

Но если мир существует объективно, вне нас и независимо от нас, то и его верное отражение в сознании, то есть наши истинные знания о предметах, явлениях реального мира, по своему содержанию также объективны, независимы от воли и сознания людей. Ведь мыслить человек может только о предметах, явлениях или их элементах, реально существующих. А это значит, что в наших мыслях содержится очень много того, что зависит не от нас, а от самих предметов, о которых мы мыслим.

В. И. Ленин говорил, что объективная истина - это такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от сознания и воли людей и соответствует отражаемым предметам, явлениям материального мира. Объективная истина есть правильное отраже ние объективной действительности в человеческих представлениях, понятиях, идеях и теориях.

Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней, писал К. Маркс. Поэтому наши ощущения, представления, понятия, поскольку они возникли благодаря воздействию материальных предметов на наши органы чувств, не являются плодом пустой фантазии, носящей исключительно субъективный характер. Они в своем содержании имеют такие стороны, моменты, которые отражают предметы, явления материального мира. Но поскольку наши мысли представляют собой предметы, «пересаженные в человеческую голову и преобразованные в ней», они содержат в себе нечто такое, что привнесено в них сознанием человека, то есть элементы, моменты субъективного. Наличие элементов субъективного в мыслях объяс няется тем, что познание объективного мира есть всегда челове ческое познание. Отсюда следует, что глубина и достоверность отражения материального мира в сознании в известной мере зависят от познающего, от уровня его развития, от наличия у него опыта и знаний, от личных способностей исследователя.

Ощущения, представления, понятия, говорил В. И. Ленин, это субъективные образы объективных предметов материального мира. Эти образы нельзя назвать ни абсолютно тождественными с пред метами, которые они отражают, ни абсолютно отличными от них.

В связи с этим возникает вопрос: дает ли объективная истина полные, исчерпывающие знания о предмете, или в ней содержится неполное, приблизительное знание о нем? Правильно отвечает на этот вопрос марксистско-ленинское учение об абсолютной и отно сительной истине.

Абсолютная истина - это такая объективная истина, которая содержит в себе полное и всестороннее знание сущности предметов, явлений материального мира. В силу этого абсолютная истина никогда не может быть опровергнута. Познавая предметы, явления, закономерности объективного мира, человек не может постичь абсолютную истину сразу целиком, окончательно, а овладевает ею постепенно. Движение к абсолютной истине совершается через бесчисленное множество относительных истин, то есть таких поня тий, положений, теорий, которые в основном верно отражают явления объективной действительности, но в процессе развития науки и общественной практики непрерывно уточняются, конкретизируются, углубляются; они составляют момент, сторону, сту пень на пути к овладению абсолютной истиной.

Абсолютная истина, писал В. И. Ленин, «складывается из сум мы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раз двигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания» 1 .

Пределы нашего познания исторически ограничены, но по мере развития и совершенствования практики человечество все время приближается к абсолютной истине, никогда не исчерпывая ее до конца. И это вполне понятно. Объективный мир находится в непре рывном процессе движения и развития. На любой ступени этого развития мысль человека не в состоянии охватить все многообразие сторон вечно развивающейся действительности, а способна отра зить мир лишь частично, относительно, в границах, обусловленных развитием науки и общественной практики.

Это, однако, не значит, что абсолютная истина представляет собой какой-то заведомо недосягаемый идеал, к которому человек может только стремиться, но никогда его не достигнет. Между

абсолютной и относительной истинами не существует пропасти, непроходимой грани; своей стороной абсолютная истина входит в каждую объективную истину, в каждое подлинно научное положение, в каждую научно обоснованную теорию. Но объек тивная истина содержит в себе моменты и относительности, не полноты.

В работе «Материализм и эмпириокритицизм», обобщая марк систское учение о соотношении абсолютной и относительной исти ны, В. И. Ленин писал: «С точки зрения современного материализма, т. е. марксизма, исторически условны пределы приближе ния наших знаний к объективной, абсолютной истине, но безуслов но существование этой истины, безусловно то, что мы приближаемся к ней. Исторически условны контуры картины, но безусловно то, что эта картина изображает объективно существующую модель. Исторически условно то, когда и при каких условиях мы по двинулись в своем познании сущности вещей до открытия ализари на в каменноугольном дегте или до открытия электронов в атоме, но безусловно то, что каждое такое открытие есть шаг вперед «безусловно объективного познания». Одним словом, исторически ус ловна всякая идеология, но безусловно то, что всякой научной идеологии (в отличие, например, от религиозной) соответствует объективная истина, абсолютная природа» 1 .

Существо марксистско-ленинского учения об абсолютной и от носительной истине в том и состоит, что оно рассматривает относи тельную истину как момент, этап, ступень познания абсолютной истины. Поэтому всякая подлинно научная истина представляет собой в одно и то же время и абсолютную истину, поскольку она в основном правильно отражает определенную сторону объективного мира, и относительную истину, поскольку она отражает эту сторону объективной действительности неполно, приблизительно.

Диалектико-материалистическая трактовка абсолютной и отно сительной истины имеет важное значение для борьбы против релятивизма (от лат. ге1а1гуиз - относительный), который не признает объективности научных знаний, преувеличивает их относительность, подрывает веру в познавательные способности мышления и в конечном счете ведет к отрицанию возможности познания мира.

Но борьба против релятивизма не означает отрицания вообще относительного характера той или иной истины. В. И. Ленин ре шительно подчеркивает, что материалистическая диалектика признает относительность наших знаний, но не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к абсолютной истине.

Марксистско-ленинское учение об истине направлено не только против релятивизма, но и против догматиков, считающих, что наши знания состоят из «вечных» и неизменных истин. Оно решительно отвергает метафизический взгляд на истину как на собрание закон ченных, неизменных положений, которые остается только заучить и применять во всех случаях жизни. Подчеркивая огромное значение, которое имеют в процессе познания законы, понятия, общие теоретические положения и т. п., диалектический материализм вместе с тем отмечает, что их нельзя абсолютизировать. Даже такие общие положения, истинность которых доказана и проверена прак тикой, нельзя применять к частным случаям формально, без учета конкретных условий данного явления.

Поскольку мир находится в состоянии непрерывного измене ния, развития, обновления, то и наши знания о нем »е могут быть абстрактными, неизменными, пригодными на все времена и для всех случаев жизни. Человеческое познание представляет собой непрерывный процесс уточнения старых и раскрытия новых, ранее неизвестных сторон объективного мира. Чтобы отражать непрерыв ное развитие действительности, наши знания должны быть гибкими, подвижными, изменчивыми. Новое, зарождающееся очень часто не укладывается в рамках старых, привычных понятий и представлений. В старые истины нужно непрерывно вносить измене ния, уточнения, отражающие новые закономерности, которые не сет в себе рождающееся, новое.

Теории истины (классическая, когерентная, прагматистская, конвенциональная, диалектико-материалистическая). С какими трудностями столкнулась классическая концепция истины?

Истина - есть соответствие представлений или утверждений реальному положению дел, т. е. соответствие наших знаний действительности. Действительность в данном определении понимается очень широко:

  • а) объективная реальность (внешний мир);
  • б) субъективная реальность (внутренний духовный мир);

Согласно классической концепции, истина есть знание, соответствующее действительности. С точки зрения такого подхода, главным свойством истины является объективность - независимость от человека. Например, Аристотель определял истину как соответствие знания предметам (корреспондентская теория).

Согласно когерентной теории, истина - есть знание, согласованное с уже имеющимися теориями (Гегель).

С точки зрения прагматизма, истина - знание, ведущее к успешному действию. Критерием истины является полезность, эффективность (Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи).

Согласно конвенционализму, истина является результатом соглашения ученых по выбору наиболее целесообразной и удобной в использовании научной теории (А. Пуанкаре).

Диалектико-материалистическая концепция истины дополняет и развивает классическую концепцию. Она включает в себя представления об объективной истине, абсолютной и относительной истине, конкретности истины.

Объективная истина - такое содержание наших знаний, которое не зависит от воли и сознания людей и которое адекватно отражает предметы и явления действительности.

Объективная истина включает в себя абсолютную и относительную истину.

Абсолютная истина - это 1) полное, исчерпывающее знание о мире; 2) элементы знания, которые не подлежат изменению и уточнению в будущем.

Относительная истина - 1) неполное, не исчерпывающее знание о мире, 2) элементы знания, которые будут в дальнейшем уточняться, развиваться.

Классическая концепция истины столкнулась со значительными трудностями.

Первая трудность связана с понятием действительности. Чтобы иметь возможность сопоставлять знание с действительностью, мы должны быть уверены в ее подлинности. А уверенности как раз нет, потому что мы сравниваем наше знание не с самой действительностью, а с нашим восприятием ее. Наши восприятия, сформированные образы не могут быть независимы от наших познавательных способностей. Круг замкнулся.

Вторая трудность связана с необходимостью уточнения самого понятия «соответствие». Ведь отношения между мыслями и действительностью не являются простым соответствием. Мысль, образ - не копия действительности, а сложное идеальное образование, которое имеет многоуровневую структуру. Реально мы сравниваем знания с фактами, но сами факты так же выражаются в утверждениях. Следовательно, мы устанавливаем лишь соответствие одних утверждений другим.

Третья трудность вызвана проблемами соответствия как такового. Как быть с утверждениями типа «все имеет причину», «энергия не уничтожается»? С какого рода конкретными объектами или фактами можно соотнести эти утверждения, если они относятся ко всему на свете?

Четвертая трудность связана с наличием плюрализма истин. К примеру, человек изучает науки: биологию, медицину, антропологию, социологию, экономику, этику и т. д. Каждая из них дает свое знание о человеке, которое невозможно объединить в одно целое или предпочесть одно другому.

Трудности классической концепции еще более очевидны на фоне обнаруженных в ней логических парадоксов. К примеру, парадокс лжеца. Если лжец утверждает о самом себе: «Я лгу», то он описывает факт своего неискреннего поведения. Вместе с этим его высказывание достоверно, поэтому истинно. Следовательно, лжец - достопорядочный человек, потому что он говорит истину.

Можно сказать, что вопрос, что такое истина относится к одному из вечных вопросов гносеологии. Имеются разные понимания истины "Истина - есть соответствие знания действительности". "Истина - это опытная подтверждаемость", "Истина - это свойство самоорганизованности знаний", "Истина - это соглашение", "Истина - это полезность знания, его эффективность".

Первое положение, согласно которому Истина - есть знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним, - есть соответствие знания действительности. Оно является главным в классической концепции истины. Такое её понимание разделяли Платон и Аристотель, Фома Аквинский и Г.В. Гегель, Л. Фейербах и Маркс, многие философы XX Века. Ей придерживаются и материалисты, и идеалисты, метафизики и диалектики и даже агностики. Различия внутри её проходят по вопросу отражаемой действительности и по вопросу о механизме соответствия. Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты характеристики:

1) Объективность, она - в обусловленности реальной действительности в которую входит - объективная реальность, субъективная реальность она - в связи с предметно-чувственной деятельностью человек, с практикой она - в независимости содержания истины от отдельных людей

2) Субъективность, поскольку истину познают люди она субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме (например, всемирное тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону)

3) Истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее). Абсолютная истина (абсолютное в объективной истине) - это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое в границах конкретного этапа развития науки не уточняется и не дополняется; это идеал, который не может быть достигнут, хотя познание и приближается к нему; это элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем: "люди смертны" и т.д. - это вечные истины.



Движение к абсолютной истине идёт через нахождение множества относительных истин. Относительная истина (относительное в объективной истине) - это неполное, приблизительное, незавершённое знание о действительности, которое углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.

При этом старые истины либо заменяются новыми (как классическая механика квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждением (как истины о флогистоне, теплороде, эфире, вечном двигателе). В любой абсолютной истине мы находим элементы относительности, а в относительной черты абсолютности. Признание только относительного в объективной истине грозит релятивизмом. преувеличение устойчивого момента - есть догматизм. Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о конкретности истины. Это означает, что любое истинное знание определяется

1)характером объекта к которому относится;

2)условиями места, времени;

3)ситуации, историческими рамками.
Распространение истинного знания за пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение. Даже 2+2=4 является истиной только в десятичной системе исчисления.

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина - это не разные "сорта" истин, а одно и тоже истинное знание с этими свойствами. Кроме названных выделяются и другие свойства истины: непротиворечивость (с точки зрения формальной логики), когерентность (согласованность знания с фундаментальными идеями), простота, красота, эвристичность. плюрализм, антиконьюктурность, способность к самокритичной рефлексии (В.И.Ленин). Существуют и разные формы истины: экзистенциальная (понимание духосного мира), предметная (знание о материальных системах), концептуальная, а также истины обусловленные видами познавательной деятельности: научная, обыденная, нравственная.

При этом постоянный спутник истины -заблуждение. И истина и заблуждение - две противоположные, но неразрывные стороны единого процесса познания. Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, несовпадающее с ним. Это неадекватная форма знания, возникает непреднамеренно из-за ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания. Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, религиозные и философские, эмпирические и теоретические. Заблуждение следует отличать ото лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях и дезинформации - передачи ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного.

Все эти явления имеют место в научном знании, но встречается и мошенничество, и подлог. Чаще встречаются ошибки - как результат неправильных действий в вычислениях, в политике, в жизни. Они бывают логическими и фактическими.

Заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (учение о "вечном двигателе"), либо становятся истиной (превращение алхимии в химию, астрологии в астрономию).

Вопрос о том, можно ли ограничить истину от заблуждения, и каким образом, есть вопрос о критерии истины.

Есть разные точки зрения на критерий истины(критерий - это средство проверки достоверности знания). Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность, самоочевидность. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. Но оказалось -никаких самоочевидных положений нет, ясность мышления - вопрос крайне субъективный, а чувства - зачастую нас обманывают (ложка в стакане воды изломана...).
Коренным пророком этих критериев то, что они находятся в самом знании, в его особых привилегированных частях. Необходим критерий, который был бы теоретическим (для отражения объекта) и внетеоретическим (для проверки знаний), отличался бы от субъективных процессов познания и от объективных естественных процессов. Такими свойствами обладает практика, но во всём её объёме и историческом развитии. При этом практику, дополняют и другие критерии -общезначимость (то, что признаётся многими людьми), - прагматизм (то, что признают полезным, что приводит к успеху); когерентность (взаимосоответствие суждений); -конвенционализм (то, что соответствует соглашению).

Так, математики склоняются когерентной концепции истины, гуманитарии к общезначимости и конвенционализму,

инженеры, научные работники, к практицизму и практике.

Понятие "практика" раскрывалась через широкий спектр терминов "действие", "деятельность", "деятельная жизнь", "опыт", "опыт в целом", "труд". Практика считалась важным условием процесса познания, высказывалась идея о единстве теории и практики (Гегель, Чернышевский, Соловьев, Поппер). Мы определим практику через понятие "деятельность".

Практика - активная, целенаправленная чувственно-предметная деятельность людей, направленная на изменение реальной действительности.

С введением практики в теорию познания было установлено, что человек активно, через предметы, целенаправленно, воздействует на действительность и в ходе её изменения познаёт её.

В процессе практики человек создаёт "вторую природу", культуру. Практика и познание - две стороны единого процесса, вместе они целостная система человеческой деятельности. Но, практика играет решающую роль, ибо её законы - это законы реального мира, который преобразуется в этом процессе. Назовем важнейшие формы практики: Это:

Материальное производство (труд);

Социальная деятельность;

Научный эксперимент;

Техническая деятельность;

Военно-политическая деятельность. Практика и познание тесно связаны, практика имеет познавательную сторону, а познание - практическую. Практика является источником информации для познания. Своеобразие практики выражается в её функциях в процессе познания:

1. практика является источником познания, ибо все значения вызваны к жизни потребностями практики - креативная функция;

2.практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все его стороны, ставит проблемы, обнаруживает новые свойства и стороны мира, обеспечивает познание техническими средствами детерминирующая функция;

3.практика является целью познания, поскольку служит для преобразования мира и регулирует деятельность людей - целеполагающая функция;

4. практика представляет собой и решающий критерий истины - критериальная функция.
Остановимся на последней функции. Проверка знания практикой не есть одноразовый акт, а есть длительный процесс, носящий исторический, противоречивый характер. Это означает, что критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо положения.

Относителен потому, что сама практика развивается, совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать истинность развивающегося знания.

Вот почему, возникает необходимость дополнения практики иными критериями, которые дополняют, но не отменяют или заменяют его. Особо важен логический критерий истины, сочетающий и формально­логический и диалектический методы, а также аксиологический критерий. Своеобразны подходы к пониманию истины и её критерия у М. Хайдеггера и К. Лоппера. Сущность истины открывается как свобода человека, считает Хайдеггер. Истина - образец, утверждает Поппер. Заблуждение как противоположность истины - дело рук человеческих, следствие его ошибок, свободы, хотения.

Понятие истины близко к понятию правда. Правда - истина на деле, истина в образе, благе, честности, справедливости, поступать по правде, значит поступать поистине, по справедливости (Вл. Даль). Тем самым правда, шире чем истина, так как включает в своё определение и мораль. С другой стороны, это свидетельство об аксиологическом аспекте истины. Таким образом, практика является наиболее точным критерием позволяющим отличить заблуждение от истины, при дополнении другими критериями обеспечивает процесс познания истины.

Субъективные критерии истины:

− критерий верификации – сведение утверждений к конечным основам вещи;

− фальсификация – истинное утверждение только то, которое содержит в себе исключения из данного правила;

− непротиворечивость утверждений, логичность анализа.