Ледяной ад: как шли арктические конвои. Конвой, прорвавшийся сквозь время

конвой, прорвавшийся сквозь время


75 лет назад, 31 августа 1941 года, в Архангельске ошвартовались транспорты первого союзного конвоя, получившего кодовое обозначение «Дервиш», с военными грузами для сражающегося с нацисткой Германией Советского Союза.

12 августа 1941 года «Дервиш», в который входили шесть британских и одно голландское судно, скрытно покинул английский Ливерпуль. В трюмах находились мины, бомбы, стрелковое оружие, продовольствие, медикаменты, шерсть и крайне необходимый нашей промышленности каучук. Кроме того, транспорты везли грузовые автомобили и 16 истребителей «Харрикейн» в разобранном виде. Все это равномерно распределили по судам, чтобы потеря любого из них не привела к полной гибели какого-либо вида перевозимого груза. Эскорт составляли корабль ПВО, эсминец и пять вооруженных траулеров. Караван направился в Исландию. После краткой стоянки в Хаваль-фиорде, где траулеры охранения заменили эсминцами и тральщиками, 21 августа «Дервиш» взял курс на Архангельск. Вышел в океан и отряд прикрытия, который составляли авианосец, два крейсера и три эсминца.


Переход первого союзнического конвоя в советский порт занял десять суток и завершился благополучно. Архангельск, несмотря на тревожную обстановку на советско-германском фронте, организовал союзникам восторженную встречу.

Обратный союзный конвой, к которому присоединились восемь советских пароходов, покинул наш порт 29 сентября. В тот же день из Исландии вышел следующий, добравшийся до Архангельска 11 октября. До января 1942 года Архангельск и Молотовск (ныне Северодвинск) приняли семь конвоев в составе 56 транспортов. В дальнейшем основным местом их разгрузки стал Мурманск.

Всего за годы Великой Отечественной войны в северные порты СССР отправился 41 союзный конвой в составе 811 судов, из которых достигли цели 720, 58 погибли при переходе и 33 по различным причинам вернулись в порты отправления. В 37 обратных конвоях из 715 судов в Англию и Исландию прибыли 680. 29 транспортов противник потопил, еще восемь были вынуждены повернуть назад. Основная часть потерянных транспортов принадлежала США и Англии, только девять ходили под советским флагом.

Евгений Касевин, специально для Russia Beyond The Headlines, май 2015

В год, когда мир отмечает 70-ю годовщину окончания Второй мировой войны, мы вспоминаем героическую историю Полярных конвоев, когда в период сотрудничества между Россией и Великобританией, сквозь коварные штормы ледяных морей, в Россию были доставлены более четырёх миллионов тонн жизненно важных грузов.

За четыре года конвоев, на дно арктических вод ушли 87 торговых судна и 18 военных кораблей. Более 3000 моряков-союзников погибли. Это их история.

ОПЕРАЦИЯ «БАРБАРОССА»

Когда Адольф Гитлер запустил свой Блицкриг на Советский Союз в 22 июня 1941 года под кодовым названием «Барбаросса», Великобритания больше не стояла в одиночестве против фашистской угрозы. Отложив свою пожизненную антипатию к большевизму, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль организовал срочные морские поставки материалов в Россию. По самому опасному пути арктических морей, между 1941 и 1945 годами, Полярные конвои доставляли танки, истребители, топливо, боеприпасы, сырьё и продовольствия в северные порты Советского Союза.

В тот-же день, с искренностью, пусть и прагматично, Черчилль выступил по радио со следующими словами:

Мы должны оказать России и русскому народу всю помощь, какую только сможем. Мы должны призвать всех наших друзей и союзников во всех частях света придерживаться аналогичного курса и проводить его так же стойко и неуклонно, как это будем делать мы, до самого конца.

Известные как “Полярные” , “Арктические” , “Русские” , или по-матросски “Мурманский Рейс” , эти конвои были частью программы «Ленд-Лиз», по которой Соединенные Штаты Америки снабжали Францию, Великобританию, Китай, СССР и другие союзные страны. Программа началась в марте 1941 года и завершилась в сентябре 1945 года. Поставки в Советский Союз также шли по суше через Персидский коридор и Дальний Восток России через Тихий Океан.


Карта пути Полярных конвоев из Клайд (Шотландия) в Мурманск.

Кратчайший путь в Россию лежал по направлению к северным портам Мурманска и Архангельска, из Исландии и (с сентября 1942) Лох-Ю в Шотландии, мимо оккупированной фашистами Норвегии. Торговые корабли осуществляли поставки в сопровождении крейсеров и эсминцев Королевского военно-морского флота Великобритании, США и других союзников.

ДЕБЮТ КОНВОЯ «ДЕРВИШ»

Первый Полярный конвой, под кодовым названием Операция «Дервиш», отправился из Хвалфьорда в Исландии 21 августа 1941 года, и прибыл в порт Архангельска 31 августа.

Конвой состоял из шести торговых судов, загруженных сырьём и 15-ю истребителями «Хоукер Харрикейн». Его сопровождали британские эсминцы «Электра», «Активный» и «Импульсивный»; три минных тральщика «Альцион», «Саламандра» и «Гончий»; три противолодочных траулера «Гамлет», «Макбет» и «Офелия», с дополнительно отдаленной защитой тяжёлого крейсера «Шропшир» и эсминцев «Матабеле», «Пенджаби» и «Сомали». Тогда же, авианосец «Аргус» доставил 24 истребителя «Хоукер Харрикейн» 151-го авиаполка ВВС Великобритании на аэродром Ваенга на Кольском полуострове, недалеко от Мурманска. Некоторые из 39-и доставленных «Дервишем» истребителей, пилотируемые советсткими лётчиками, участвовали в обороне Москвы в период с октября 1941 года по январь 1942.

Торговые корабли выстраиваются для выхода в Россию из Хваль-фьорд, Исландия.

Всем, кто ходил с «Дервишем» очень повезло. Первый конвой не понёс потерь т.к. нацисты не знали о его существовании.

В последствии, каждый конвой имел в своём названии два буквенно-числовых идентификатора, PQ <номер> на пути в СССР и QP <номер> на обратном пути. Эта аббревиатура произошла от имени английского офицера П. К. Эдвардса (P. Q. Edwards), организующего конвои.

С декабря 1942 года, после PQ18 (сентябрь 1942) и QP15 (ноябрь 1942), конвои кодировались как JW <начиная с 51> в СССР и РА <номер> обратно.

СУРОВЫЕ МОРЯ

Помимо немецко-фашистских военных кораблей, подводных лодок и самолетов Люфтваффе, конвоям препятствовал ещё один жестокий противник: стихия. Для начала, это были резкие и непредсказуемые арктические штормы. Температура воздуха достигала настолько низких градусов, что волны попадающие на борт корабля быстро замерзали, увеличивая общий вес. Морякам приходилось бороться с постоянным обледенением палуб с такими орудиями, как топор и паровые шланги. Иначе, корабль не выдерживал тяжести льда и опрокидывался.

Билл Смит - участник конвоев на сторожевом «Сорока» (HMS Magpie).

Море было жестоким, с волнами 30 футов (9 метров) и выше. Когда мы встречали шторм в Атлантике, мы просто проходили его насквозь. Но в Арктике, к востоку от острова Медвежий, проход был очень узким, и мы должны были идти прямо на восток, без изменений маршрута. Это означало, что нас раскачивало влево и вправо под 30 градусов.

Подступ к орудиям и глубинным бомбам лежал через палубу, покрытую льдом и снегом. Мы привязывали себя верёвками к кораблю, с одним концом на спасательный круг, постепенно передвигаясь по кормовой, когда корабль был устойчивым. Когда же шла волна, наши ноги покидали палубу, и мы подвисали над морем на 30 градусов. Корабль замирал на несколько секунд, и затем возвращался на своё место. Или опрокидывался, что тоже бывало.

Температура воздуха достигала до 20 градусов ниже нуля. Наши брови и ресницы замерзали, и глаза болели от ветра. Когда мы возвращались с палубы вниз, с нас стекало около трёх дюймов (7.62 см) конденсированной воды. У тех постарше, с торчащими волосами из носа, волосы замерзали и торчали, как иглы. У многих возвращающихся с вахты, лица были в крови после того, как они не думая потирали себе носы в надежде разогреться.

Главным тогда было расчищать верхнюю палубу ото льда и снега, чтобы корабль не перевернулся.

Два из 78-и конвоев обернулись в лучшую и худшую из героических миссий.

Фатальная ошибка

Уинстон Черчилль предсказал Полярные конвои, как “самое ужасное путешествие в мире” . В военно-морской истории, невероятная беда постигла конвой PQ17.

Конвой вышел из Исландии 27 июня 1942 года направлением на Архангельск. Состоял из 36 торговых судов, везущих 297 самолетов, 594 танков, 4246 грузовых автомобилей и прицепов, и 150 тысяч тонн военного и общего груза. Это был самый крупный конвой, когда-либо шедший в Россию.

Его сопровождали шесть эсминцев, четыре сторожевых, три тральщика, четыре траулера, два зенитных корабля, и две подводные лодки.

Самой большой угрозой для Королевского военно-морского флота в то время был немецкий линкор «Тирпиц», с основной батареей из восьми 15-дюймовых (38 см) орудий, по два на четырёх башнях. В январе 1942 года, «Тирпиц» был размещён в Норвегии с целью подготовки к атакам на конвои.

В марте 1942 года, «Тирпиц» запустил свою первую атаку на конвой PQ12, но плохая погода помешала и атака не удалась. Позже, германский флот, Кригсмарине, задумал операцию Rösselsprung (ход конём) - план приведения в действие «Тирпиц» против следующего конвоя PQ17.

4 июля, из Норвегии поступило сообщение в Адмиралтейство Лондона, о том, что «Тирпиц» сдвинулся с места предыдущим днём. Опасаясь нападения на конвой, главнокомандующий Королевскими ВМФ сэр Дадли Паунд , отозвал назад сопровождающие конвой военные корабли, а конвою отдал приказ рассеяться и продолжить свой курс в Россию.

Это была ошибка исторических пропорций, с фатальными последствиями. «Тирпиц» был просто перемещён севернее, без каких-либо планов атаки конвоя.

Полностью открытый фашистским бомбардировщикам, истребителям и подводным лодкам, без всякого сопровождения, PQ17 постепенно разрушался. К 22 июля, только 11 из 36 торговых судов конвоя достигли Архангельска, доставив 70 тысяч тонн - менее половины ожидаемого груза.

В своей военной летописи «Вторая мировая война», Черчилль упоминает конвой PQ17, как “один из самых печальных военно-морских эпизодов за всю войну.” Американский адмирал Дэн Галлери , в своих мемуарах, был более прямолинеен, назвав бедствие “позорной страницей военно-морской истории.”

Анатолий Лифшиц - ветеран конвоев, капитан 1-го ранга. Санкт-Петербург.

Однажды, это было 13 июля 1942 года, наш корабль находился во внешнем дозоре на подступах к Кольскому заливу – главной базе Северного флота. Погода была на редкость хорошая: штиль, солнце.

Внезапно на мостике появился шифровальщик с телеграммой. Командир корабля капитан 3 ранга В.Кондратьев прочитал телеграмму, передал её мне и приказал – «Штурман – проложите курс». Телеграмма гласила «Командиру «СКР-32». Наша ПЛ К-22 при выходе на позицию обнаружила в точке Ш 70015’; Д 34050’ спасательный бот с большим количеством моряков, терпящих бедствие. Найти бот, спасти людей. Командующий флотом».

Точка с координатами, упомянутыми в телеграмме, отстояла от места СКР-32 примерно на 30 миль к северу, немногим более трёх часов хода для мобилизованного рыболовного траулера, весьма тихоходного. Корабль лёг на рассчитанный курс и, действительно, через три с небольшим часа обнаружил в указанном районе довольно большой спасательный бот, полный замерзающих людей, всего около 50 человек, которые, как оказалось, провели в Баренцевом море несколько суток. Некоторые были в бессознательном состоянии. Всех их подняли на борт, напоили спиртом, переодели, отогрели. Корабль взял курс на Полярное.

Спасённые оказались моряками с торпедированного ещё 5 июля транспорта «Болтон Кастл» (Bolton Castle), который входил в состав конвоя PQ17.

Отогревшись, спасённые заговорили и рассказали свою тяжёлую историю. К нашей радости оказалось, что среди них было и 6 русских моряков, которые пережили трагедию гибели дважды.

За месяц до этого они шли на русском транспорте из Архангельска в Англию. Корабль был атакован немецкой авиацией и потоплен. Часть команды, примерно 18-20 человек, спаслась и была доставлена в Исландию в Рейкьявик, где их поместили в госпиталь.

Затем их отправили обратно в Россию на борту «Болтон Кастл». И снова гибель корабля, после которой их осталось всего шестеро. Вдобавок находясь в полусознательном состоянии, они сразу не смогли правильно сориентироваться, боялись, что попали в руки противника. И лишь спустя 5-6 часов, опознав русскую речь, рассказали свою историю.

«СКР-32» пришёл в Полярное и все спасенные были помещены в Военно-Морской госпиталь, где получили необходимый уход и лечение, после чего все возвратились в строй. Иностранные моряки ушли на запад с очередным конвоем. Русские вошли в строй моряков торгового флота. Команда «СКР-32» была удовлетворена тем, что участвовала в спасении хотя бы части из большого числа моряков, причастных к трагедии конвоя PQ17.

Морская слава

Моряки крейсера «Белфаст» передразнивают нацистов на палубе корабля, перед выходом на битву у мыса Нордкап.

Конвой JW55B стал полным успехом для Королевского ВМФ. Известный, как Битва на мысе Нордкап, конвой был также разработан в качестве отвлекающего манёвра против германского крейсер «Шарнхорст», вооруженного девятью 11-дюймовыми (28 см) пушками на трёх башнях.

Конвой состоял из 19 торговых судов, и вышел из Лох-Ю 22 декабря 1943 года в сопровождении близкого эскорта двух сторожевых «Бурачник» и «Лакфиоль» и двух тральщиков «Гончий» и «Гидра». Также были задействованы миноносцы «Уайтхолл» и «Борец», тральщик «Глинер» и сторожевые «Жимолость» и «Примула».

Позже, дополнительная поддержка была предоставлена Вице-адмиралом Робертом Барнеттом , сопровождающим возвращающийся из России РА55A, с крейсерами «Белфаст», «Норфолк» и «Шеффилд». В то же время, ожидая и надеясь, что «Шарнхорст» попытается напасть на JW55B, Адмирал Брюс Фрейзер был на пути к острову Медвежий из Исландии, с линкором «Герцог Йоркский» и крейсером «Ямайка».

«Шарнхорст», под командованием контр-адмирала Эриха Бей , и пять эсминцев вышел из северной Норвегии в канун Рождества.

На следующее утро, 26 декабря, когда вражеский флот направился на перехват, JW55B был примерно в 50-ти милях к югу от острова Медвежий.

В 9 часов утра, «Белфаст» обнаружил «Шарнхорст» на расстоянии около 30 миль к востоку от конвоя. «Норфолк» подоспел и ударил по «Шарнхорсту», когда тот двинулся на север, поближе к конвою. Ожидая этого момента, вице-адмирал Барнетт продолжил вести свою эскадру ближе к конвою, и когда «Белфаст» приблизился к «Шарнхорсту», все три крейсера открыли огонь. «Шарнхорст» был подбит, а «Норфолк» повреждён 11-дюймовым снарядом «Шарнхорста». К этому времени, немецкий линейный крейсер направлялся на юг от конвоя, и адмирал Фрейзер был в состоянии перехватить его отступление.

Вскоре после 16:00, три крейсера окружили немецкий линкор, и в 16:50 «Белфаст» осветил «Шарнхорст» парашютными осветительными снарядами. Крейсера Барнетта заняли позицию с одной стороны, а «Герцог Йоркский» и «Ямайка» с другой. «Шарнхорст» был серьёзно повреждён атакой «Ямайки» и «Герцога Йоркского». Массивный торпедный удар остальных крейсеров и эсминцев, 11 из которых достигли своей цели, добили германский линкор.

«Шарнхорст» ушёл ко дну вскоре после 19:30, 26 декабря 1942 года. Из 1932 человек экипажа, были спасены только 36.

Тед Кордери - служил на крейсере «Белфаст». Участник битвы у мыса Нордкап.

Два дня мы следили за «Шарнхорстом». В конечном итоге, мы утопили его.

Я выстрелил три торпеды в «Шарнхорст». Было так темно, я не видел попал или нет. Но, он пошёл на дно вскоре после этого.

И, когда он пошёл на дно, я заплакал. На нём было две тысячи человек. Все с матерями, братьями, сёстрами, жёнами… И я подумал, - какая бессмыслица!

Но, учитывая обстоятельства, это могли бы быть мы.

Немногие из моряков, участвующих в этом сражении знали, что до войны, вице-адмирал Роберт Барнетт «Белфаста» и контр-адмирал Эрих Бей «Шарнхорста» дружили семьями, и навещали друг к друга в отпусках.

ЭПИЛОГ

Всего, 78 входящих и исходящих конвоев совершили «Мурманский Рейс» с августа 1941-го года по май 1945-го. Они доставили более 4 млн тонн груза в Россию, включая: 7000 самолётов, 5000 танков, грузовики, шины, топливо, продовольствие, медикаменты, одежду, металлы и другие сырьевые материалы.

В Полярных конвоях, как в битве за Британию летом 1940 года, участвовало сравнительно мало военнослужащих. Но, как и в этой вышеуказанной битве за небо Англии, наша задолженность тем нескольким тысячам мужчин, кто служили в конвоях - огромна. Их дружба с Россией, скованная мужеством и самопожертвованием живёт и по сей день.

Для России и Великобритании, Полярные конвои должны служить прочным символом героической сплочённости в совместной борьбе против общего врага - фашизма.

Редакция: Илья Кроль, Ник Холдсуорт, Евгений Касевин . Фотографии: Имперский военный музей (Лондон), Александр Зубков (Санкт-Петербург), waralbum.ru .
© 2015 Russia Beyond The Headlines. Все права защищены.

3 сентября в Санкт-Петербурге пройдут торжественные мероприятия, посвященные 75-летию прихода в Россию конвоя «Дервиш» - арктического конвоя стран-союзников, доставлявшего во время Великой Отечественной войны в СССР военные и гуманитарные грузы.
Почетными гостями мероприятия станут ветераны России, Великобритании, США и Канады.
На мероприятии ожидается присутствие представителей Министерства транспорта Российской Федерации, Администрации Санкт-Петербурга, морской общественности.
В течение всего дня на площадках ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова будут проходить торжественные мероприятия с участием высокопоставленных гостей.

А теперь немного истории...

«Дервиш» в переводе с персидского языка значит нищий бродяга. Так называли монахов, почитаемых на востоке и за умение исцелять болезни и предсказывать судьбу. Первая морская операция по доставке военных грузов в Советский Союз получила кодовое обозначение «Дервиш». Тогда, в августе 1941 года, британское Адмиралтейство вряд ли предполагало, что этим положит начало другому братству - братству северных конвоев.
Конвой - это специальное формирование транспортных судов и кораблей охранения для безопасности морских перевозок.

Фото: Схема конвоев
Около двух недель (2000 миль) занимал переход союзных конвоев из портов Британии и Исландии в Мурманск или Архангельск. Но какой ценой давались эти мили через бушующие полярные моря, буквально нашпигованные германскими подводными лодками, постоянной угрозой с воздуха - самолетам люфтваффе требовалось полчаса, чтобы подняться с аэродромов в Норвегии и нанести свой удар. Тем не менее, этот путь в Советский Союз не только был самым опасным, но и был самым коротким, а в критический период войны фактор времени был важен для советской армии как никогда.
Конвои союзников. Иллюстрации.






Уже в августе 1941 года в Архангельск прибыл первый союзный конвой «Дервиш», а вскоре пошла целая серия северных конвоев под кодовым обозначением «PQ» на восток и «QP» в обратном направлении.
Германское командование не сразу оценило степень важности союзных конвоев, но когда, наконец, это произошло, борьба с конвоями превратилась в приоритетную цель как для военно-морских сил, так и люфтваффе.


Большая часть всех потопленных конвойных судов была на совести германских подводных лодок, действующих по принципу «волчьей стаи». При любых обстоятельствах, не взирая на потери, конвой был обязан идти не останавливаясь. Однако малым кораблям охранения удавалось многих спасти. Требовалась не только сноровка, но и быстрота - ведь даже летом температура воды в этих морях не превышает 8 градусов по Цельсию.
Это настоящая сага о мужестве и стойкости моряков, бросивших вызов стихии и сильному врагу. Это был единственный театр военных действий, на котором сражались вместе и английские, и американские и советские моряки, борясь с фашистскими захватчиками.
Арктическим союзным конвоям еще предстояло занять свое место среди величайших сражений Второй Мировой войны. И особенно в сознании моряков.
Не стоит забывать, что конвои с тоннами ценнейших грузов в охранении боевых кораблей союзных стран направлялись именно в советские порты. Со школьных лет мы усвоили, что военная и экономическая помощь наших западных союзников в ходе войны не превысила четырех процентов продукции отечественной промышленности, стоит ли заострять внимание на такой мелочи. Да стоит, если не замечать в этих скромных процентах скрыт каждый шестой истребитель, каждый пятый бомбардировщик для Красной Армии, 2/3 всех грузовиков, свыше 500 боевых кораблей, а локомотивы, а тысячи железнодорожных вагонов, по сути дела предотвративших транспортный паралич, не говоря уже об огромном количестве заводского оборудования, медикаментов и обмундирования. Все эти грузы не свалились с неба на причалы советских портов. Тысячи людей из разных стран должны были доставить их в СССР. Это была их работа, но зачастую платой за нее становилась жизнь. Можно спорить по поводу боевых качеств каких-то образцов поставленной техники, можно иронизировать по поводу знаменитой тушенки, прозванной у советских солдат вторым фронтом, которой, кстати, американцы действительно не рисковали кормить своих солдат. Ради исторической справедливости все же обратим внимание на масштабы союзнических поставок и условия, в которых они проводились.
Конвои союзников. Фото.




Тысячи моряков нашли свой последний приют в студеных водах полярных морей. Общим врагом для всех становилась погода, которая здесь редко бывает хорошей. Она заставляла людей постоянно находиться на пределе своих возможностей, будь это предательский полярный день, длящийся в этих широтах целых четыре месяца или столь же продолжительная полярная ночь, - жестокое единоборство не утихало ни на минуту. Особенно незавидной была участь экипажей малый кораблей охранения. Каково было советским крошечным морским охотникам, которые отважно выходили навстречу конвоям даже к острову Медвежий, где проходила граница советской зоны ответственности, а это означало почти тысячемильный переход. Другой серьезной постоянной угрозой для конвоев были германские военно-воздушные силы. И не удивительно - ведь число боевых самолетов люфтваффе на аэродромах северной Норвегии порой превышало цифру 300 единиц. Зимой кромка плавучих льдов не позволяла судам удаляться от враждебного берега более чем на 400 км. А летом в полярный день только туман мог уберечь их от всевидящего ока самолетов разведчиков. С обнаружением конвоя налеты вражеской авиации следовали один за другим. Массово и с убийственной методичностью. Мгновение, и унесено десятки человеческих жизней.
Жертвами врага стало более ста кораблей и судов, что составило почти 6 процентов от их общего числа и превысило потери союзников в атлантических конвоях в процентном отношении почти в 8 раз. Немецких подводных лодок погибло 787 единиц. Вот это потери, вот это действительно немцы воевали так себе. Опытных германских подводников из-за больших потерь оставалось все меньше, зато навыки и техническая оснащенность конвойных сил стремительно возрастали. Совершенная акустика, радиолокация, палубная авиация и мощное оружие, а главное - опыт моряков делали свое дело. Несмотря на то, что к моменту капитуляции в норвежских базах насчитывало около 220 немецких подводных лодок, их успехи стали со временем весьма незначительными.
Не помогли ни технические новинки в применении акустических торпед и шноркеля, ни новая тактика атаки конвоев на подходах к советским портам. Жестокие сражения в полярных морях не утихали до самого конца войны. Однако в 1944 году ситуация окончательно изменилась в пользу союзников. Многолетнее сражения было выиграно совместными усилиями союзников, порой относившиеся друг к другу с подозрением, но явившихся невзирая ни на что. Высочайший пример эффективного боевого содружества, выдержки и повседневного героизма.
В те времена союзные моряки редко встречались друг с другом, но уже тогда зародилась настоящая боевая дружба. Она могла возникнуть и закалиться только в горниле борьбы с сильным и коварным врагом, а наш долг - остаться верными памяти отцов и дедов, которые вместе с союзниками переломили хребет фашизму.