Мое имя. рассказывание на тему стихотворения е

С. Маршак «Март»

Рыхлый снег темнеет в марте.

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте

На стене.

С. Маршак «Апрель»

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

С. Маршак «Май»

Распустился ландыш в мае —

В самый праздник — в первый день.

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

В. Берестов «Воробушки»

О чём поют воробушки

В последний день зимы?

— Мы выжили!

— Мы дожили!

— Мы живы! Живы мы!

3. Александрова «Капель»

На солнышке согрелась ель,

Подтаяла сосна.

Идёт апрель, звенит капель,

В лесу у нас весна.

По снегу капельки стучат:

«Подснежник, хватит спать!»

А шубки белок и зайчат

С утра мокры опять.

И, замедляя хитрый бег,

Идя по снегу вброд,

Проваливаясь в талый снег,

Лиса из лунки пьёт.

Жемчужинки слетают вниз:

«А ну, ловите нас!»

Весь в дырочках от светлых брызг

Под ёлкой хрупкий наст.

Но всё же март, а не апрель...

Чуть солнышко зайдёт,

Смолкает звонкая капель

И вновь на ветках лёд.

А. Н. Плещеев «Весна»

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Вопросы для обсуждения

Когда наступает весна? Какие весенние месяцы ты знаешь?

Какие изменения происходят в природе весной? Как светит солнце? Какое небо?

Каким становится снег весной? Что происходит, когда снег начинает таять? Давай ответим строчками из стихотворения С. Маршака «Март».

Кто радуется приходу весны вместе с людьми? Какую песенку поют воробушки в стихотворении В. Берестова?

Какую песенку поёт капель в стихотворении 3. Александровой? Ты догадался, почему смолкает звонкая капель, когда заходит солнышко?

Что такое капель? Когда она появляется? Послушай стихотворение 3. Александровой и попробуй спеть любой отрывок из песенки капели.

Тебе понравилось стихотворение А. Н. Плещеева «Весна»? Как автор говорит о приходе весны? Как ты думаешь, что такое «повеяло весной»? Как поэт говорит о том, что скоро на деревьях появятся листочки? Какое выражение тебе понравилось больше: «лес оденется листвой» или «на деревьях появятся листочки»? Почему?

С. Маршак «Июнь»

Пришёл июнь.

«Июнь! Июнь!»

В саду щебечут птицы...

На одуванчик только дунь —

И весь он разлетится.

С. Маршак «Июль»

Сенокос идёт в июле,

Где-то гром ворчит порой.

И готов покинуть улей

Молодой пчелиный рой.

С. Маршак «Август»

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит.

И подсолнух зёрнами

И. 3. Суриков «Лето»

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И, куда ни глянешь,

Всё кругом светло.

По лугу пестреют

Яркие цветы,

Золотом облиты

Тёмные листы.

Дремлет лес: ни звука, —

Лист не шелестит,

Только жаворонок

В воздухе звенит.

Л. Завальнюк «Лето»

Лето — это что такое?

Это чайки над рекою,

Берег, солнцем залитой,

Тёплый дождик золотой.

Но случаются и грозы.

Небо словно шлёт угрозы,

В тучах страшный гром грохочет,

Напугать кого-то хочет.

Хлещет дождь как из ведра.

А земля кричит:

Дождик, дождик, веселей

Лей, водицы не жалей! —

Сильный дождь в начале лета —

Это радость для полей.

Вопросы для обсуждения

Какие летние месяцы ты знаешь? Что происходит в природе летом? Как летом светит солнце? Чем нас радует лето?

Какими словами рассказывает о лете И. 3. Суриков? Давай вместе вспомним:

Ярко солнце... В воздухе... И, куда ни... Всё кругом...

Какого цвета летом листочки на деревьях: жёлтого или зелёного? Поэт говорит, что они «золотом облиты». Ты догадался, чем так ярко освещены листочки?

Послушай стихотворение Л. Завальнюка «Лето». О каких приметах лета в нём говорится? Почему дождик так полезен растениям? О каком дожде говорят, что он хлещет как из ведра?

С. Маршак «Сентябрь»

Ясным утром сентября,

Хлеб молотят сёла,

Мчатся птицы за моря —

И открылась школа.

С. Маршак «Октябрь»

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

С. Есенин

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребёнком

Запрягался в наши сани.

А. К. Толстой

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Е. Трутнева «Улетает лето»

Стало вдруг светлее вдвое.

Двор, как в солнечных лучах, —

Это платье золотое

У берёзы на плечах...

Утром мы во двор идём —

Листья сыплются дождём.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это

Улетает наше лето!

А. А. Фет

Ласточки пропали,

А вчера зарёй

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится.

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно

М. Ивенсен «Падают листья»

Падают, падают листья —

В нашем саду листопад...

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают —

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

А. С. Пушкин

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

И. Токмакова «Осенние листья»

Опустел скворечник,

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят.

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Вопросы для обсуждения

Какие изменения происходят в природе осенью? Как светит солнце? Какие бывают дни, тёплые или холодные?

Какие осенние месяцы ты знаешь?

Какого цвета краски ты бы взял, чтобы нарисовать листочки на деревьях?

Что такое листопад? Послушай стихотворение М. Ивенсен «Падают листья». Тебе оно понравилось? Расскажи, как ты представляешь себе листопад.

Почему А. К. Толстой называет свой сад бедным? Когда все листочки опадут с деревьев, каким станет сад?

Послушай стихотворение Е. Трутневой «Улетает лето». Как она называет жёлтые листочки берёз? Скажи, какой звук издают листья, когда они шелестят под ногами?

Ты знаешь, куда осенью улетают перелётные птицы? А почему они улетают? Послушай стихотворение А. А. Фета «Ласточки пропали...». О каких перелётных птицах в нём говорится? Это стихотворение весёлое или грустное?

Тебе понравилось стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»? Оно весёлое или грустное? Как называет поэт эту пору? Почему она ему кажется скучной?

С. Маршак «Декабрь»

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Ёлку из лесу привёз...

С. Маршак «Январь»

Открываем календарь —

Начинается январь,

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег — на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идёт столбом.

С. Маршак «Февраль»

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

Поднимаясь, мчатся вдаль

Самолетов звенья.

Это празднует февраль

Армии рожденье.

А. С. Пушкин «Зимнее утро»

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела —

А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит...

И. 3. Суриков «Зима»

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы —

И зима настала...

Л. Н. Модзалевский «Времена года»

Как вернётся к нам весна,

Чем одарит нас она?

— Цветами, цветами, цветами.

Ну а летнею порой

Чем богаты мы с тобой?

— Хлебами, хлебами, хлебами,

Лето быстро пролетит, —

Чем же осень наградит?

— Плодами, плодами, плодами.

Вот зима катит как раз, —

Чем она засыплет нас?

— Снегами, снегами, снегами.

Вопросы для обсуждения с детьми

Какая бывает зима? Чем зима радует людей?

С чем сравнивает снег С. Маршак в своём стихотворении «Декабрь»? Как мороз может построить мост на реке, вымостить её?

Тебе понравилось стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»? Давай вместе скажем строчками из стихотворения, как лежит снег. Что поэт говорит о лесе, ёлочке, речке?

Тебе понравилось стихотворение И. 3. Сурикова? Расскажи, как кружатся в воздухе снежинки. Они быстро падают или медленно? На что стало похоже поле, покрытое снегом? С чем сравнивает поэт снег, который лежит на деревьях? (Какой шапкой принакрылся лес?) Что делает лес под снежной шапкой?

Осень в парке

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый - осинке,
Бусы красные - рябинке,
Зонтик жёлтый - тополям,
Фрукты осень дарит нам.

Первое сентября

Идет по дороге Огромный букет.
В туфельках – ноги,
Сверху – берет.
В школу шагают
Букеты цветов —
Каждый
К учебному году
Готов.

Осень,
осень…
Солнце
В тучах отсырело —
Даже в полдень светит
Тускло и несмело.
Из холодной рощи
В поле,
на тропинку,
Выдуло зайчонка —
Первую
Снежинку.

В саду осеннем,
У дорожки,
Осина хлопает
В ладошки.
Вот почему
На той неделе
Ее ладошки
Покраснели.

Сентябрь

В сентябре, в сентябре
Утром травы в серебре,
Как серебряные блюдца,
Блещут лужи на заре.

Сад, как дом пустой, распахнут.
Воздух яблоками пахнет.

В тишину
Вплетена
Паутинок седина.

Я хожу, грущу один:
Осень рядом где-то.
Желтым листиком в реке
Утонуло лето.

Я ему бросаю круг —
Свой венок последний.
Только лето не спасти,
Если день — осенний.

Утром небо было хмурым

Утром небо было хмурым,
И казалось все понурым.
Осень очень любит плакать,
Дождиком на землю капать.
Любит листьями шуршать,
И с деревьев их срывать.

Дождик, дождик, кап да кап!

Дождик, дождик, кап да кап!
Ты не капал бы на пап,
Ты не капал бы на мам —
Приходил бы лучше к нам:
Папам — сыро, мамам — грязно,
Нам с тобою — распрекрасно!

Осень на лисе

Смотрите все: во всей красе
Несётся осень на лисе.
И где лиса махнет хвостом,
Рыжеет все на месте том:
Окрасит рыжей кистью
Она траву и листья.
И станут рыжими кусты,
Тропинки, улицы, мосты,
Дома и поздние цветы…
Смотри: не порыжей и ты!

Под кустом свернулся ёжик
Мокрый и колючий.
И косит над лесом дождик,
Разгоняя тучи.
В листья красные одетый
Улыбается пенёк.
Простоял сухой всё лето,
А теперь насквозь промок.

Падают, падают листья.
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибом.

С летом год решил проститься

С летом год решил проститься,
Помутнела вдруг река,
Дружной стаей стали птицы
Собираться в отпуска.
И чтоб стало всё как в сказке,
Красоту земле даря,
Год разлил на осень краски
Из коробок сентября!

Наступила осень

Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на берёзе
Золотом горят.
Не слыхать весёлых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.

Лето прошло

Лето, раздарив тепло,
Заскучало и прошло.
Ветер листья посрывал
И под ноги разбросал.
Солнце спряталось за тучи,
Серый день дождём наскучил.
И зачем-то плачет, плачет –
Вот какая незадача.
У него давайте спросим.
Дождь ответит: – Просто осень…

Улетает лето

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах…
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летят! Должно быть, это
Улетает наше лето.

Листопад

Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
— Мы с кленов …
— Мы с яблонь …
— Мы с вишен …
— С осинки …
— С черемухи …
— С дуба …
— С березы…
Везде листопад:
На пороге морозы!

Вот и осень

Вот и осень перед нами:
Сжато поле, скошен луг.
И над лесом косяками
Гуси тянутся на юг.
За сараем стог соломы
И рябину во дворе
Из окна родного дома
Видно сельской детворе.
Частый дождь в окно трезвонит.
Ветер, шастая везде,
Золотые листья гонит
По серебряной воде.

Заглянула осень в сад —
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть –
Стесняется.

Деревья осенью

Березы косы расплели,
Руками клены хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Все присмирело, съежилось,
Поникло, пожелтело.
Лишь елочка пригожая
К зиме похорошела.

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
— Не жалейте лето!
Посмотрите — роща золотом одета!

Золотая осень

Ранняя осень – прекрасное время. Спадает жара, и палящее солнце уже не так раскаляет воздух. День еще остается долгим. Дует легкий теплый ветерок. Над землей летают шелковые бабочки, радуясь еще не завядшим цветам. Стихи про осень описывают, как листья начинают медленно желтеть, краснеть и высыхать. Некоторые еще остаются зелеными. Опадая с деревьев, они свободно разносятся дуновением ветра и пышным разноцветным ковром застилают землю. Осенний лес превращается в необыкновенную сказку. Строки погружают детей в красочные картины прекрасной золотой осени. Такое время доставляет радость и счастье маленьким любителям долгих прогулок. Собирая красивые букеты из желтых резных листьев клена, дуба, осины, малыши приносят их домой в качестве приятных подарков мамам и бабушкам. Необыкновенное веселье – выйдя в сад, искупаться в шорохе листьев, сдуваемых в большие желтые кучи. Дожди в стихотворениях обильно поливают землю, подготавливая ее к холодам и смывая привычные летние пейзажи.

Осенняя тоска

Приходит поздний период осени. Уходит летнее тепло. Дни становятся короче. В южные края улетают стаи перелетных птиц. Приближается зима. В четверостишиях грусть о нависших холодах и прощание с веселыми солнечными месяцами сопоставима с непреодолимой тоской, терзающей душу. Словно прощание со старым добрым другом или воспоминание об ушедших прекрасных мгновениях, рифма в некоторых стихах передает читателю серые печальные картины. Ранее зеленые, а теперь увядшие листы, темно-серые тучи, бесконечно застилающие небесный свод. Только изредка мутным кругом просвечивает неяркое осеннее солнце. Уже ничего не греет, холодный ветер медленно, словно вынимая все изнутри, пронизывает воздух. Так описывают впечатления о природе грустные стихи про осень. Читатель сможет полностью слиться со спокойной тоской, словно с усталой тяжестью, которая погружает природу в длинный зимний сон. Часто в таких четверостишиях поэт выражает волнение и неопределенность, характеризующие его Родину. Она словно тоже засыпает, исчезает прежняя красота, сменяясь серыми буднями, а впереди только обреченность и неизвестность. Такие строки призывают задуматься о гражданской важности нравственных ценностей, любви и простой человеческой веры.

Осень – самое прекрасное время года, описываемое поэтами. Оно дарит им бурю эмоций, рождающих истинное вдохновение. В строках перемешиваются настоящая любовь, долгие ожидания и потери. Искренность, которая вложена в произведения, передается читающим детям. Они проносят сквозь себя весь поток чувств, который вселяет в них особую душевную гармонию и богатство внутреннего мира. Стихи про осень позволяют малышам представить непостоянство окружающего мира, изменения которого необходимо принимать и со всей готовностью приспособиться к ним.

Е. Трутнева «Осень»

Стало вдруг светлее вдвое, двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое у березы на плечах.
Утром мы во двор идем - листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят и летят… летят… летят…
Пролетают паутинки с паучками в серединке.
И высоко от земли пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это улетает наше лето.

А. Барто «Вам нужна сорока?»

Вам не нужна сорока, сорока без крыла?
Она у нас два срока -два месяца жила.
Ее нашли в июне, ее назвали Дуней.
Скакала, как зайчонок, сорока по траве,
Любила у девчонок сидеть на голове.
Она однажды ложку стащила со стола,
Но, поиграв немножко, Андрюшке отдала.
Он был ее любимцем, Андрюша Челноков.
Она ему гостинцы носила – червяков.
Мы к ней привыкли очень, а Дуня в тихий час
Твердила по-сорочьи: « Скучаю я без вас…»
Но осень, осень скоро, в саду желтеет лист,
Уже уехал в город Володя-баянист.
И мы уедем… Осень… Но как мы Дуню бросим?
Она у нас два срока-два месяца жила…
Вам не нужна сорока, сорока без крыла?

Октябрь

А. С. Пушкин « Уж небо осенью дышало»

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

К. Бальмонт «Осень»

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

И. Бунин «Листопад»

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

М. Волошин «Осенью»

Рдяны краски, воздух чист;
Вьется в пляске красный лист, -
Это осень, далей просинь,
Гулы сосен, веток свист.
Ветер клонит ряд ракит,
Листья гонит и вихрит
Вихрей рати, и на скате
Перекати- поле мчит.
Воды мутит, гонит гам,
Рыщет, крутит здесь и там -
По нагорьям, плоскогорьям,
Лукоморьям и морям.
Заверть пыли чрез поля
Вихри взвили, пепеля;
Чьи-то руки напружили,
Точно луки, тополя.
В море прянет -вир встает,
Воды стянет, загудёт,
Рвет на части лодок снасти,
Дышит в пасти пенных вод.
Ввысь, в червленый солнца диск -
Миллионы алых брызг!
Гребней взвивы, струй отливы,
Коней гривы, пены взвизг…

Ноябрь

К. Чолиев «Деревья спят»

Вот и мороз, забыта осень,
Застыл, затих зеленый лес,
Под низкой крышею небес.
Деревья спят одежды сбросив,
И не тревожит их немало,
Ни ветра свист, не вьюги вой,
Закутала их с головой,
Зима в свой снег, как в одеяло.
Теперь их только по весне,
С дождем желанным, гром разбудит,
Деревья спят, совсем как люди,
И день за днем, растут во сне.

И. Бунин «Первый снег»

Зимним холодом пахнуло на поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала, а с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный первым снегом понесло.

И сегодня над широкой белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой вереницею гусей.

В. Степанов «Ты мети, метла, мети»

Ты мети, метла, мети,
Скоро должен гость прийти.
Прогони осенний сор,
Сделай чистым старый двор,
Чтобы белый снег — снежок
Не испачкал сапожок.

Декабрь

Е. Трутнева «Первый снег»

Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
Вот о чем всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зиму встретил.
Нарядилась и рябина
В белый праздничный наряд.
Только гроздья на вершине
Ярче прежнего горят.

С. Есенин «Пороша»

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

К. Чуковский «Ёлка»

Были бы у ёлочки ножки,
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.
Закружились бы на ёлочке игрушки —
Разноцветные фонарики, хлопушки.
Завертелись бы на ёлочке флаги
Из пунцовой, из серебряной бумаги.
Засмеялись бы на ёлочке матрёшки
И захлопали б от радости в ладошки.
Потому что у ворот постучался Новый год!
Новый, новый, молодой,
С золотою бородой!

Январь

С. Есенин «Белая береза»

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

А. Фет «Печальная береза»

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,-
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимой»

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Февраль

М. Лермонтов «На севере диком…»

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

С. Маршак «Пудель»

На свете старушка
Спокойно жила,
Сухарики ела
И кофе пила.

И был у старушки
Породистый пес,
Косматые уши
И стриженый нос.
Старушка сказала:
— Открою буфет
И косточку
Пуделю
Дам на обед.
Подходит к буфету,
На полку глядит,
А пудель
На блюде
В буфете сидит.
Однажды
Старушка
Отправилась в лес.
Приходит обратно,
А пудель исчез.
Искала старушка
Четырнадцать дней,
А пудель
По комнате
Бегал за ней.
Старушка на грядке
Полола горох.
Приходит с работы,
А пудель издох.
Старушка бежит
И зовет докторов.
Приходит обратно,
А пудель здоров.
По скользкой тропинке
В метель и мороз
Спускаются с горки
Старушка и пес.
Старушка в калошах,
А пес — босиком.
Старушка вприпрыжку,
А пес — кувырком!
По улице
Курица
Водит цыплят.
Цыплята тихонько
Пищат и свистят.
Помчался вдогонку
За курицей пес,
А курица пуделя
Клюнула в нос.
Старушка и пудель
Смотрели
В окно,
Но скоро на улице
Стало темно.
Старушка спросила:
— Что делать, мой пес? —
А пудель подумал
И спички принес.

Смотала старушка
Клубок для чулок,
А пудель тихонько
Клубок уволок.
Весь день по квартире
Катал да катал,
Старушку опутал,
Кота обмотал.
Старушке в подарок
Прислали кофейник,
А пуделю — плетку
И медный ошейник.
Довольна старушка,
А пудель не рад
И просит подарки
Отправить назад.

Март

Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Е. Серова «Подснежник»

Выглянул подснежник
В полутьме лесной —
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, —
Раз пришел разведчик, И весна придет!

В. Берестов « Праздник мам»

Восьмое марта, праздник мам,
Тук-тук! — стучится в двери к нам.
Он только в тот приходит дом,
Где помогают маме.
Мы пол для мамы подметем
На стол накроем сами.
Мы сварим для нее обед,
Мы с ней споем, станцуем.
Мы красками ее портрет
В подарок нарисуем.
— Их не узнать! Вот это да! —
Тут мама скажет людям.
А мы всегда,
А мы всегда,
Всегда такими будем!

Апрель

Г.Новицкая «Вскрываются почки»

Вскрываются почки,
Как реки!
Такая стоит трескотня!
Тяжёлые сонные веки
Весна
Наконец подняла!
Заждались
Прекрасную соню
Давно и луга, и поля.
Не зря её громом будили
Разгневанные небеса!
И вот поднялась лежебока,
Взглянула с улыбкой
Вокруг.
И сразу
Жужжаньем, как соком,
Оживший
Наполнился луг.
И пробует каждая почка
Зелёным своим языком
Парную,
Апрельскую ночку,
Залитую всю молоком!

Ф. Тютчев «Весенние воды»

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»

Май

Э. Успенский «Память»

- Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.

- «Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне».

Ну о чем тут говорить?
Стал бы я себя хвалить.
Мне историю про Ваню
Очень просто повторить:

Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл старушку на окне.

Ехал кактус на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла Ваню на окне.

Ехал Ваня на окне,
Вел старушку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл собачку на коне.

Знаю я, что говорю.
Говорил, что повторю.
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зрю?

Е. Серова «Ландыш»

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы…
Давай послушаем, а вдруг
Услышим – я и ты?

М. Карим «Здравствуй, солнце»

-Здравствуй, лес!-
Кричит мальчишка.
-Здравствуй, мальчик!-
Крикнул лес.
-Луг, привет!-
Кричит мальчишка.
-Добрый день!-
Ответил луг.
-А со мной?-
Сказало солнце.-
Поздоровайся со мной!
Ты забыл меня, Как будто мы поссорились с тобой!
-Я кричал тебе все утро:
«Здравствуй, солнце!»,
Но в ответ
Доносился почему-то
Только слабый, сонный свет.
Ты еще спало, наверно,
Завернувшись в облака…
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Я бегу к тебе река!

Мое имя. Рассказывание на тему
стихотворения Е. Трутневой
«Улетает лето»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели : снизить уровень тревожности и агрессивности; развивать коммуникативные навыки, устную речь; обогащать словарь на тему «Времена года».

Целевые ориентиры дошкольного образования : знает и называет свое имя, имена своих товарищей по игре; ориентируется в пространстве (определяет правую и левую сторону); может сам или с небольшой помощью воспитателя оценивать свои поступки и поступки сверстников; выражают чувство грусти об уходящем лете при прочтении стихотворения Е. Трутневой «Улетает лето».

Материалы и оборудование : картинки с изображением лета и осени.

Литературно-музыкальное сопровождение : русская народная прибаутка «Андрей-воробей» (обр. Е. Тиличеевой).

Содержание
организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Игры .

«Здравствуйте, меня зовут…»

Сидя в кругу, дети по очереди называют свои имена. В случае затруднения возможно введение сказочного персонажа – игрушки, с которой дети по очереди знакомятся.

«Имена моих соседей».

Стоя в кругу, каждый ребенок называет свое имя и имена своих соседей: «Я Сережа, слева от меня Маша, справа Женя».

2. Интонирование имени.

Стимульный материал – карточки с пиктограммами эмоций «спокойствие», «злость», «радость». С опорой на карточку проговорить свое имя с разными чувствами: ровно (спокойно), сердито, ласково.

3. Беседа об именах.

Воспитатель . Ребята, сегодня утром я шла в детский садик и видела, как два мальчика о чем-то спорили и называли друг друга некрасиво – Сашка, Мишка. На скамеечке во дворе увидела куклу Катю. Она сидела и горько плакала. Когда я спросила ее, почему она плачет, Катя рассказала, что девочки, которые с ней играют, называют ее Катькой. А ей нравится, когда ее зовут ласково: Катенька, Катюша. Ребята, вы знаете, что у каждого из нас есть имя. Этим именем вас называют мама, папа, бабушка, дедушка, другие люди. Каждое имя награждает человека и разными отличительными чертами характера. Например, имя... означает... Но человека можно называть не только именем, а любимым ласковым словом (солнышко, лапушка...). Может быть, кого-то из вас тоже называют не вашим именем, а таким вот ласковым словом? Какими словами? А как можно назвать себя? Послушайте, как я буду называть Лену: Лена, Леночка. Вы знаете, что имена дают, когда человек рождается. Когда он маленький, его зовут очень ласково и нежно – Оленька, Олюшка. Как еще можно звать девочку? А когда человек подрастает, его зовут по-другому – Ольга. Как зовут меня? Почему меня так зовут? Назовите имя вашего папы. Взрослых людей чаще называют по имени и отчеству. А как вы обращаетесь друг к другу? И будет очень хорошо, если мы будем называть друг друга ласковыми, нежными, добрыми именами.

4. Усвоение песенных навыков.

Исполнение русской народной прибаутки «Андрей-воробей» (обр. Е. Тиличеевой).

5. Чтение стихотворения Е. Трутневой «Улетает лето».

Стало вдруг светлее вдвое?

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

У калины и рябины

Вьются стаями дрозды.

Под окошком георгины

Красотой своей горды.

И скрипит в кустах весь вечер

Невидимка-прыгунок.

Это ты, скрипач-кузнечик,

Две пружинки вместо ног?

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето!

Какие изменения происходят в природе осенью?

Что происходит с деревьями, листьями, птицами?

6. Рефлексия.

Воспитатель предлагает детям прочитать любимые стихи в подарок друг другу.

Цели:

1.обобщить, привести в систему знания детей, полученные при чтении произведений по теме “В багрец и золото одетые леса”

2.учить детей восприятию литературного произведения как произведения искусства;

3.продолжить формировать основы читательской деятельности

а) читательские умения (знание фамилий авторов произведений, название произведения, тема и жанр чтения) и речевые умения; б) навыки чтения (дальнейшее совершенствование темпа, правильности, осознанности, элементарной выразительности при чтении и в устных высказываниях) в) обогащение речи учащихся средствами литературы

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 3 класс Тема урока: С. Козлов. В сентябре. Е.Трутнева Улетает лето.»

Тема урока: С. Козлов. В сентябре. Е.Трутнева Улетает лето .

Цели:

    обобщить, привести в систему знания детей, полученные при чтении произведений по теме “В багрец и золото одетые леса”

    учить детей восприятию литературного произведения как произведения искусства;

    продолжить формировать основы читательской деятельности

а) читательские умения (знание фамилий авторов произведений, название произведения, тема и жанр чтения) и речевые умения;
б) навыки чтения (дальнейшее совершенствование темпа, правильности, осознанности, элементарной выразительности при чтении и в устных высказываниях)
в) обогащение речи учащихся средствами литературы

Ход урока

I. Психологический настрой

День погожий, день веселый,
Небо – золото и синь!
Белокаменная школа
Среди елок и осин.
Рядом роща, рядом поле,
Знают заяц и сурок.
Если тихо в нашей школе,
Значит, там идет урок.

Добрый день, дорогие гости! Нам приятно видеть вас на нашем уроке литературного чтения. Пусть этот день принесет и взрослым, и детям радость общения, наполнит сердца благородными чувствами.

Стихотворение “Улетает лето”

1 ученик.

Улетает лето.
Ночью ярче звезды.
Среди голых веток
Опустели гнезда.

2 ученик.

В воздухе все время
Вьются паутинки.
Уронили семя,
Отцвели былинки.

3 ученик.

Холодком подуло,
Лес уснул дремучий.
Солнышко зевнуло
И покрылось тучей.

II. Вступительная беседа

К нам сегодня в гости в последний раз заглянула осень.
- Почему? (Мы закончили читать по теме “ В багрец и золото одетые леса ” из раздела “Родные просторы”)
- Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает в осени что-то свое: ведь осень – это и радостная, и грустная пора.

Интонирование.

Осень.?!...

(Спокойно.
Вопросительно?
Удивленно-вопросительно?!
Радостно!
Восхитительно!!
Таинственно…)

III. Тема, цель.

Сегодня на уроке я предлагаю вспомнить, какие произведения об осени мы читали,
- перечитать понравившиеся строчки,
- полюбоваться красотой, неповторимостью авторского слова,
- обсудить прочитанное

И если мы подметим, как видит и чувствует осень тот или другой писатель, если каждый из нас расскажет, как он сам видит осень, то, конечно, для всех нас осень станет богаче и выразительней.

Надеюсь, урок будет радостным, светлым, настоящим праздником читательских удовольствий.

IV. Систематизация читательских знаний.

Какие по жанру произведения мы читали? (рассказы, стихи, сказки, загадки)
- Назовите авторов, чьи произведения мы читали.

Обобщение прочитанного по теме

1. Краски осени

В осеннем лесу.

Осень – долгое время. Она обычно начинается как осень красок.

Вот и осень к нам опять пришла,
Как хозяйка старая вернулась.
Начала по-своему менять
Все кругом, что ей не приглянулось.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью приводила.

Прочитайте о красках осени в стихотворении Пушкина.

Прочитайте стихотворение С. Козлова «В сентябре». Какие краски увидели в этом стихотворении? (Травы в серебре)

2. Листопад – это уже другая пора осени наступает.

Какое настроение у вас вызывает стихотворение Е.Ф. Трутневой “Улетает лето”?

Классу было дано задание – представить себя листочком, попробовать сочинить миниатюру “Думы осеннего листка”. Послушаем, что получилось у ребят.

Летом я сидел на ветке дерева. Пришла осень и она принесла с собой ветер. Он меня сдул, и я полетел. Полетел путешествовать .” (Саша Л.)

Я кленовый листочек. Жил я на самой высокой веточке дерева. Наступила осень. Осенью я поменял свой наряд – теперь у меня желтая рубашка. Начался листопад, ветром сдуло и меня. Долго я кружился над городом и упал на землю в детском саду. Маленькие ребятишки весело бегали по листьям, собирали нас в кучи, а потом брали в руки и подбрасывали нас вверх. Довольные, они стояли под дождем из разноцветных листьев ” (Тарас В.)

Физкультминутка

(Звучит музыка)

Кружатся, кружатся листья
В классе у нас листопад
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят

В опустевшем старом парке
Осень делает подарки:
Лист дубовый, лист березовый, лист оранжевый, лист розовый,
Лист багряно-огневой,
Выбирай себе любой.

3. Осенние лужи.

- В каком стихотворении упоминается о лужах? Какие они? (Как серебряные блюдца блещут лужи на заре)

Учитель:

Осень – долгое время.

Начинается она как праздник красок, а заканчивается ненастьями, когда деревья стоят голые, грязь, дождь.

Ученик:

Почему повсюду лужи?
Мама зонтик свой берет.
Почему же? Почему же?
Потому что…(дождь идет)

Вывод по уроку.

Какая она – осень? (Разная – и грустная, и радостная, спокойная тревожная, тихая и ветреная)