Некоторые глаголы имеют двойные формы для выражения значения одного и того же лица: машет - махает, кудахчет - кудахтает, каплет - капает, связует - связывает, движет - двигает и т.д. Параллельные формы возникают, как уже говорилось выше, под воздействием глаголов продуктивных классов. Так, например, глаголы на ать, основа настоящего времени которых оканчивается на -aj- (т.е. глаголы 1-го класса): играть - играю, думать - думаю, считать - считаю, подчиняют себе многие другие глаголы на -ать: махать, метать и т.д. В результате появляются вариантные формы: машет - махает, мечет - метает и т.д.
Между возникшими вариантами, как правило, наблюдаются различия: а) стилистические; б) смысловые. Так, например, в паре махает - машет первая форма является разговорной, а вторая нейтральной; в паре хлестает - хлещет первая форма просторечная, а вторая - нейтральная; в паре двигается - движется первый вариант нейтральный, а второй умеренно-книжный. Формы метает - мечет равноправны стилистически, но различаются в смысловом отношении: "Спортсмен метает копье", но: "Рыба мечет икру".
Варианты в паре связывает - связует различаются сразу двумя свойствами. Форма связывает имеет несколько значений. Можно связывать концы двух веревок; о дружбе можно сказать, что она связывает (континенты), можно связывать кого-либо каким-нибудь обещанием и т.д. А форму связует можно употребить только в одном значении - "соединять, устанавливать связь, общение, близость, общность между кем-(чем-)нибудь": "Дружба связует континенты". Вместе с тем эти две формы различаются и стилистически: связывает - нейтральное, а устаревшее книжное связует придает речи оттенок патетичности.
Некоторые глаголы, наоборот, не имеют всех из возможных шести личных форм. Эти глаголы называют недостаточными. Так, нельзя образовать формы 1-го лица ед. числа от глаголов победить, убедить, галдеть, затмить и т.п.; нет форм 1, 2 и 3-го лица ед. числа у глаголов сбежаться, толпиться; не имеют форм 1-го и 2-го лица глаголы щениться, нестись, ржаветь.
Отсутствие отдельных личных форм может быть обусловлено:
1) традиционным представлением о неблагозвучности произношения: убедить, победить, галдеть, шелестеть, исколесить, голосить, затмить, простереть и др.;
2) лексическим значением глагола. Так, значение глаголов толпиться, скопиться и т.п. связано с представлением о множестве участников и исключает возможность употребления глаголов в единственном числе. Глаголы, которые обозначают процессы, происходящие в природе: осыпаться, сквозить, светать, гаснуть и т.д., или глаголы, называющие действия животных: нестись (о птицах), щениться, жеребиться и т.д., не употребляются в 1-м и 2-м лице. Однако при употреблении подобных глаголов в переносном значении эти формы легко появляются: "Я таю, жертва злой отравы" (П.); "Что это у вас яйца наполовину битые?"- "Почем я знаю! - весело отозвалась продавщица. - Я ведь сама не несусь" (газ.).
Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык.- М, 1997г.
Обилие значений, которые могут быть переданы глагольным словом, делает эту часть речи универсальным организующим элементом предложения и текста. Активные действия (бить, мыть), состояние (гордиться, горевать), качество (пахнуть, горчить, искриться), местоположение (находиться, пребывать), разного рода отношения (зависеть, чередовать) - все эти значения могут передавать глаголы русского языка. Глагольные предложения характеризуют прежде всего повествовательный текст, подчеркивая его динамичность тем ярче, чем чаще они встречаются и чем ближе стоят друг к другу.
Глагол ориентирует высказывание на речевую ситуацию: Я говорил правду (действие отнесено говорящим к периоду до момента речи); Я буду говорить правду (после момента речи) ; Я говорю правд (совпадает с моментом речи)
Другим ориентиром является отношение содержания высказывания к реальности. Первое характеризует действие и ситуацию в целом как имеющие место в реальности, значения двух других наклонений - как нереальные. Ср.: Я часто хожу в театр. Я ходил бы в театр, если бы имел больше свободного времени. Ходи в театр почаще! Если в первом высказывании выражается реальная ситуация, то два последних отражают возможную и желательную ситуацию.
Важным является то, как соотносится субъект действия (лицо или предмет, выполняющий действие) с характером и степенью его участия в речевой ситуации. Категория лица глагола - одна из центральных категорий русского глагола. Если глагол стоит в форме 1-го лица, то субъект высказывания совпадает с говорящим: Я пою (я - субъект); Мы знаем (субъект - мы). Если глагол стоит в форме 2-го лица, как субъект высказывания выступает адресат, тот, к кому обращаются: Придёшь сегодня в гости? Если вы следите за политическими новостями, значит, читаете газеты, смотрите телевизор. 3-е лицо глагола показывает, что субъект действия не участвует в текущей речевой ситуации.
Немалые трудности представляет выбор правильной личной формы глагола. Слушатель сразу же замечает, если собеседник использует неправильную форму. Например: Завтра я обязательно *победю 1 , то есть *побежду; Ты не бойся, я тебя *защитю. Но когда говорящий оказывается перед выбором, то ситуация совсем не кажется такой смешной. Научиться правильно употреблять личные формы русских глаголов, понимать и использовать различие смысловых оттенков дублетных форм - одна из задач человека, владеющего культурой родного языка.
В процессе создания оригинальных речевых произведений говорящие часто испытывают затруднения. Трудности в употреблении глагольных форм могут возникать по разным причинам. Самая распространенная ошибка при образовании глагольных форм связана с отсутствием у некоторых глаголов форм 1-го и/или 2-го лица. Не имеют форм 1-го лица единственного числа глаголы: затмить, победить, убедить, убедиться и некоторые другие. Кроме того, безличные глаголы, т.е. глаголы, не способные обозначать действие субъекта (дождить, вечереть, рассветать и т.п.), не образуют личных форм (прежде всего форм 1-го лица). Возможна и обратная ситуация, когда речевые неудачи случаются из-за наличия у глагола двух и более форм с одним значением. Так, глагол страдать имеет параллельные формы настоящего времени - страдает и страждет, глагол внимать - внимает и внемлет. Употребление таких форм обусловлено речевой ситуацией, специфичностью значения каждой формы и жанрово-стилистическими особенностями речи.
Другого рода ошибки говорящие допускают, если не учитывают особенностей образования неспрягаемых форм - причастий и деепричастий. Следует учитывать многообразие причастных форм в современном русском языке и соотнесённость вида и времени в формах глагола и причастия. Ср.: Приезжающие гости хотели осмотреть достопримечательности города / Приехавшие гости хотели осмотреть достопримечательности города.
Владеющему русским языком как родным не всегда просто определить смысловые оттенки, содержащиеся в глаголах совершенного и несовершенного вида. Видовые различия существенны для выражения временных, количественных и результативных значений, проявляющихся "внутри" глагольного
слова. Знание, понимание и ощущение специфики глагола определяет уровень культуры говорящего.
Подавляющее большинство русских глаголов при спряжении имеет 6 личных форм. Однако существует относительно небольшое число глаголов, у которых этих форм либо больше, либо меньше шести. Это, соответственно, так называемые изобилующие и недостаточные глаголы.
Некоторые глаголы имеют двойные формы для выражения значения одного и того же лица: машет - махает; капает - каплет: движет - двигает. Такие глаголы называются глаголы с изобилующей парадигмой спряжения. Вариантные формы возникают под воздействием глаголов продуктивных классов. Как правило, между возникшими вариантами наблюдаются различия:
- стилистические: машешь - махаешь (разгов,);
- смысловые: двигаешь - в значении «перемещать что-либо» и движешь - в значении «содействовать развитию»; метает (копье) - мечет (икру).
В русском языке есть и недостаточные глаголы. Недостаточные глаголы делятся на три группы:
- глаголы, не имеющие формы 1 лица ед. числа;
- глаголы, не употребляющиеся в 1-м и 2-м лице ед. и мн. числа.
десятков: победить, убедить, очутиться, дудеть, чудить, галдеть, затмить, голосить - отсутствие форм объясняется традиционным представлением о неблагозвучии, либо как у слов бузить, дерзить - совпадением грамматических форм с наиболее употребительными глаголами: Ср. будить, держать.
Вторая группа глаголов - это достаточно многочисленный класс слов - их в языке более полутора тысяч. Формы 1 и 2 лица не имеют фонетических или грамматических ограничений для их образования, однако из-за особенностей семантики реально эти формы в языке не употребляются (за исключением случаев метафоризации). Можно выделить следующие семантические группы глаголов, употребляющихся только в форме 3 лица:
- глаголы со значением процессов, свойственных животному миру: телиться, доиться, нестись (о птицах);
- глаголы со значением процессов, протекающих в растительном мире: разрастись, колоситься, куститься,
- глаголы со значением процессов, происходящих в неживой природе: капать, сквозить, мерцать, впитаться;
- глаголы со значением процессов, относящихся к конкретным предметам: горчить, рассохнуться;
- глаголы с абстрактным значением:
Некоторые глаголы не употребляются в 1 и 2 лице только в форме единственного числа. Такие глаголы обозначают процессы, которые предполагают нескольких участников: столпиться, заполонить, разбежаться, скопиться.
Безличными называются глаголы, выражающие действия и состояния, протекающие сами по себе, без их производителя (субъекта). При таких глаголах употребление подлежащего невозможно: смеркается, рассветает. Безличные глаголы по своему лексическому значению могут выражать:
- явления природы; морозит, вечереет;
- физическое и психическое состояния человека: лихорадит, не хочется;
- модальное значение долженствования: надлежит, следует, подобает;
- действие неизвестной силы: водит, носит, везет;
- действие стихийной силы (в сочетании с творительным падежом): Пути забило, наглухо запорошило снегом.
- собственно-безличные глаголы: И рассветает уж давно;
- личные глаголы в безличном употреблении; ср.: Там русский дух, там Русью пахнет (П.). - Как сильно пахнет полынь на межах! (Т.). Возвратная форма безличных глаголов в большинстве случаев образуется от личных глаголов (чаще непереходных) посредством аффикса -ся; не спит - не спится.
- глаголы с безличным значением, не имеющие соответствий в группе личных глаголов: Правду сказать, отлично лежалось на этом диване (Т.);
- безличные глаголы, совпадающие по форме с личными: Одному сбылось (ср. предсказание сбылось), другому грезилось (ср. счастье грезилось).
ч. прошедшего времени среднего рода.
Эти формы безличных глаголов, в отличие от соответствующих личных форм, не обусловлены согласованием с подлежащим, так как употребляются в безличных предложениях. Безличные глаголы имеют форму сослагательного наклонения среднего рода ед. ч. и неопределенную форму; формы повелительного наклонения они не имеют.
Еще по теме Изобилующие и недостаточные глаголы:
- 25. Употребление форм лица глагола. Особенности образования личных форм. Изобилующие и недостаточные глаголы.
- 16. Глагол как часть речи; особенности морфемной структуры и словоизменения глагола. Система лексико-грамматических разрядов и морфологических категорий глагола
- 11. Глагол как часть речи: семантика и грамматические категории. Синтаксические функции глагола. Переносное употребление форм наклонения и времени глагола.
Сегодня мы поговорим об особенностях правописания так называемых избыточных глаголов и попытаемся разобраться, как все-таки правильно: предмет движется или предмет двигается ? Итак, в рамках рубрики «Минутка грамотности » очередная порция нудной, но чрезвычайно полезной теории.
Избыточные глаголы.
Прежде всего, нужно начать с того, что глагол двигаться относится к так называемым избыточным (или изобилующим) глаголам. Эти глаголы отличаются от обычных тем, что имеют параллельные формы в настоящем времени, в повелительном наклонении, а также деепричастные и причастные формы. Естественно нередок тот случай, когда эти параллельные формы различаются стилистически и по смыслу. Например, стилистические отличия отчетливо прослеживаются у следующих избыточных глаголов:
- Алкать . Алчу, алчешь, алчем, алчете, алчет – поэтическая, книжная форма. (Например: Наследник алчет власти ). Алкаешь – нейтральная форма.
- Мурлыкать . Мурлычу – нейтральная форма. Мурлыкаю – разговорная.
- Полоскать(ся) . Полощу(сь) – нейтральная форма. Полоскаю(сь) – разговорная.
- Прыскать . Прыщу – нейтральная. Прыскаю – разговорная.
По смыслу же различаются такие глаголы как:
- Брызгать . Брызгает - значит опрыскивает, окропляет, обдает брызгами (ребенок брызгает в прохожих ). Брызжет - имеет два значения: 1) разбрасывать капли, искры, мелкие частицы чего-либо (шампанское брызжет ); 2) ярко обнаруживаться, резко, отчетливо проявляться (радость так и брызжет из глаз ).
- Метать . Мечет - бросает, разбрасывает (рвет и мечет ). Метает - бросает с размахом, кидает, целясь куда-нибудь (атлет метает молот ).
- Капать . Капает - падает каплями (вода капает с крыши ). Каплет - протекает, пропускает по каплям влагу (крыша каплет ).
Не стоит забывать, что перечень избыточных глаголов далеко не ограничивается вышеперечисленными примерами. Для более полного ознакомления рекомендую обращаться к специальной литературе.
Движется или двигается.
Интересующие нас формы настоящего времени глагола двигаться (движется и двигается ) различаются по смыслу в зависимости от значений самого глагола.
Итак, двигаться :
- находиться в движении, перемещаться, направляться. К столице движется антициклон. Преступник движется по объездной дороге.
- трогаться в путь, отправляться. Время двигаться в дорогу .
- шевелиться (слегка двигаться), изменять положение тела. Кролик двигается в норе .
- обладать способностью движения. Уж и ноги не двигаются.
- (перен.) содействовать развитию чего-либо, побуждать, руководить. Куда движется научная мысль?
При употреблении глагола двигаться в 1-м и 3-м значениях возможны обе параллельные формы. Примеры: 1 значение – мы движемся (двигаемся) в ногу со временем ; 3 значение – руки мастера движутся (двигаются) с необычайной быстротой . Вместе с тем форма двигается в современной литературной речи, в целом, является более предпочтительной. Не исключено, что такое предпочтение поддерживается употреблением исключительно этой формы, когда глагол двигаться выступает в 4-м значении (обладать способностью движения): у нового робота даже зрачки и веки двигаются .
Когда глагол двигаться выступает во 2-м значении, используется только форма двигается : поезд двигается с перрона .
В 5-м, переносном, значении чаще всего употребляется форма движет : И слово движет. И земля горит!
Итак, на этом все на сегодня. Запоминаем, что поезд двигается (читай, начинает движение) в путь . В значении «перемещается, передвигается» имеем равноправные варианты употребления: поезд двигается (движется) медленнее автомобиля. Подписывайтесь на обновления блога «Литературная мастерская»! Любите русский язык! До скорых встреч!
В испанском языке существует ряд глаголов, которые употребляются не во всех лицах или временах. Такие глаголы называются недостаточными. Отсутствие некоторых глагольных форм узывается двумя причинами: либо особенностями значения глаголов, либо своеобразием их структуры. В первом случае логический смысл, заложенный в глагольном значении, не позволяет употребить глагол в том или ином лице или времени. Например, глагол аtañеr касаться (в отвлеченном смысле) чего-либо, не мыслится по отношению к 1-му или 2-му лицу единственного и множественного числа. Во втором случае глагол не употребляется в тех или иных формах, благодаря их неблагозвучности, необычности сочетания звуков. Например: формы abolo или abuelo, aboles, abueles (от глагола abolir) считаются с точки зрения испанской языковой традиции благозвучными для глагола. Основными недостаточными глаголами являются:
Atañer (касаться, относиться, принадлежать ) употребляется только в третьем лице обоих чисел. Теоретически употребление его возможно во всех временах, однако практически в языке встречают лишь формы третьего лица настоящего времени изъявительного наклонения: atañe, atañen.
El asunto atañe a todos. Дело касается всех.
Balbucir (бормотать ) употребляется только в тех формах и лицах, глагольные окончания которых начинаются с i или е . Например: balbucío , balbucíre , balbuce , balbucía и т.п.
Иными словами, balbucir имеет все формы кроме тех, в которых глаголы отклоняющегося спряжения на -ucir (VI группа) приобретают z перед коренной с (1-е лицо единственного числа presente de indicativo, все лица presente de subjuntivo, 1-е лицо множественного и 3-е лицо единственного числа imperativo):
El joven balbucía algo incomprensible. Юноша бормотал что-то непонятное.
Недостающие формы глагола balbucir возмещаются в речи соответствующими формами синонимичного глагола обычного спряжения balbucear.
Concernir (касаться, относиться ) употребляется только в третьем лице обоих чисел, обычно в следующих временах:
presente de indicativo - concierne, conciernen;
pretérito imperfecto de indicativo - concernía, concernían;
presente de subjuntivо - concierna, conciernan.
Употребителен также герундий concemiendo.
La resolución de la asamblea general Решение общего собрания касается
concierne a todos los miembros всех членов организации.
de la organización.
Soler (иметь обыкновение ) употребляется во всех лицах presente de indicativo и preterito imperfecto de indicativo: suelo, sueles и т.д.; solía, solías и т.д.
Малоупотребительны формы preterito indefinido de indicativo и presente de subjitativo.
Причастие solido служит только для образования всех лиц pretérito perfecto: he solido, has solido и т.д.
Suelo leer los periódicos por las Я обычно читаю газеты по утрам.
Глаголы abolir (отменять ), aguerrir (закалять в боях ), agredir (нападать ), aterir(se) (коченеть от холода ), blandir (потрясать ), despavorir (пугаться ), empedernir (окаменеть ) употребляются только в тех формах, глагольное окончание которых начинается с i. Например: abolí , abolió , aboliremos , abolido и т.п.
El sargento blandío su espada. Сержант потряс саблей.
Serán abolidas algunas leyes. Будут отменены некоторые законы.
Примечание . Глагол garantir , ранее относившийся к данной группе недостаточных глаголов, стал неупотребительным в современном языке Испании и стран Латинской Америки. Его заменил глагол обычного спряжения garantizar.
Почти вышли из употребления недостаточные глаголы embatir, embaucar, arrecirse, colorir.