Невроз в отношениях: как восстановить веру в собственные силы.

Как выйти из невроза (Практические советы психолога) Юнацкевич П И

Как невротику научиться владеть собой?

Современный мир часто способствует развитию у человека ощущения неудовлетворенности собой. Внутри человека сидит другое «Я», которое делает все против наших желаний. Хочется, например, не трусить или не смущаться в трудной ситуации, а мы предательски дрожим или бессвязно лепечем перед руководством. Хочется хорошо работать, быстро приносить прибыль, а лень приходит с началом работы. Чего греха таить, хочется нравиться людям, очаровывать их широтой своей души, а они видят лишь то, что ты суетливо стремишься расположить их к себе без всяких на то оснований. Хочется, наконец, чтобы дома было все в порядке, муж или жена не давали поводов для головной боли - и все это тоже остается только в мечтах.

В то же время в жизни каждого человека было одно или несколько событий, когда он удивляется и восхищается собой. Например, блестяще выполнив работу, получал достойное вознаграждение. Быстрее других находил правильное решение, разработал перспективный бизнес-план, реализовал его и получил прибыль, несмотря на тяжелые условия конкуренции. Или совсем просто - убегая от бандита, перемахнул через забор, который обычно не одолел бы.

Итак, решая любую задачу, человек сталкивается, прежде всего, с самим собой. Это столкновение может способствовать развитию стресса. Комплексы, стереотипы мышления и психологические барьеры блокируют не только свободу перспективных решений, но и внутренние резервы, необходимые вам в этот момент.

Кроме того, когда мы сосредоточиваемся на какой-либо деятельности, концентрируемся, наш мозг в этот момент может быть подсознательно занят решением совсем иных проблем (например, семейных), а организм включен не на мобилизацию, а на восстановление, вызванное перенесенным стрессом, дефицитом сна и питания.

Нас с детства учат, что надо уметь брать себя в руки, не отвлекаться, потому что успеха в жизни добивается тот, кто способен лучше сосредоточиться - это действительно так. Основная энергия человека затрачивается не на саму работу, а на волевые усилия - преодоление внутренних противоречий своего состояния.

Найти способы повышения способности управлять собой человек стремился издавна. Так возникли индийская йога, трансцедентальная и дзен медитации, китайская оздоровительная гимнастика цигун и другие системы. Однако освоить эти техники далеко не каждому под силу. Нужны:

Хороший наставник;

Желание.

Метод саморегуляции каждый человек разрабатывает для себя. Остается только оценить его эффективность, чтобы понять, что я делаю правильно, с толком, а что не так?

Каждый человек управляет собой, только давайте проанализируем собственные методики саморегуляции, чтобы понять их эффективность.

Накопленные знания, опыт вашей жизни позволили нам создать собственный метод саморегуляции для того, чтобы помочь себе самым простым, понятным и доступным для себя образом овладевать бесценной наукой управления своим состоянием. При этом очень важно, чтобы приемы саморегуляции не требовали каждодневной тренировки, и поэтому их можно использовать по необходимости как средство самопомощи в трудных ситуациях.

Ваша методика должна помогать вам в сложное стрессовое время сохранять здоровье, молодость и работоспособность, более полно раскрывать свои таланты и потенциальные возможности. Приемы саморегуляции помогают адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности. С их помощью вы лучше и быстрее обучаетесь, тренируетесь, осваиваете новые языки или профессии, они помогают вам направленно развивать желаемые качества и способности.

Заболев, вы используете приемы саморегуляции для восстановления сил и тем самым подкрепляете курс лечения, предписанный врачом, и затем поддерживаете свое здоровье самостоятельно.

Какова суть вашего метода?

Путь к внутренней свободе начинается с умения снимать нервное напряжение. Освобождаясь от подсознательных страхов, комплексов, стереотипов мышления и психологических барьеров, вы приобретаете способность слышать себя и свой организм. Вы начинаете различать среди какофонии внешнего мирового оркестра свою собственную внутреннюю музыку. Вы можете реализовать благие пожелания своими силами.

Ваш метод саморегуляции помогает достичь вам состояние спокойствия. Он прост и основан на известных вам закономерностях.

Но что вы можете использовать еще для достижения долгожданного успокоения после нервного напряжения?

Методика раскачивания. Вспомните, что, например, делает человек в момент нервного напряжения? Он взволнованно ходит туда-сюда по комнате, потирает руки, перебирает пальцы, качает ногой, жестикулирует, раскачивается с пятки на носок и т. д. Словом, он инстинктивно ищет некий настроечный ритм, помогающий ему раскрепоститься.

Ритмичные движения снижают нервное напряжение. Например, матери убаюкивают кричащих младенцев, и если ритм покачивания совпадает с их состоянием, детишки засыпают.

Непроизвольно раскачиваются люди при рыданиях, кланяются во время молитвы. Прищемив палец дверью, мы лихорадочно трясем кистью. Человек, получив ушиб руки, инстинктивно прижимает ее к груди и начинает «баюкать», чтобы унять боль.

Эти интуитивные, бессознательно закрепленные человеческой практикой механические движения - своего рода подсказка природы: как освободиться от напряжения, физического или эмоционального, психического.

Упражнение 1

Чтобы освоить эту методику, надо концентрироваться на самом себе.

Легко помочь вам в этом может ритм. Начните с самого простого, хотя и очень эффективного приема.

Подойдите к стене. Станьте к ней спиной на расстоянии 10-15-ти сантиметров. Руки опустите по швам. Расслабьтесь. Сосредоточьтесь на своем состоянии. Закройте глаза и начните падать назад. Попробуйте так проделать 7–8 раз.

Упражнение 2

Вспомните, как вас покачивает на качелях. Встаньте и начните слегка раскачиваться вперед и назад, или, если захочется, круговыми движениями. Прислушайтесь к организму и раскачивайтесь так, как приятнее и как удобнее. Руки при этом лучше опустить, глаза закрыть или оставить открытыми - на ваше усмотрение. Сначала это непросто, но после нескольких повторов начинает получаться. Главное - искать приятный ритм раскачивания. Такой ритм, который не хочется прерывать и при котором снимается нервное напряжение и возникает чувство глубокого душевного и физического покоя, чувство внутреннего равновесия.

Найдя свой ритм, можно почувствовать ясность в голове, улучшение самочувствия или, наоборот, сонливость. Этот прием снимает нервное напряжение, и сознанию открывается то, что требуется организму. Если появляется сонливость, значит, организм истощен, надо несколько минут подремать. Если при упражнении начинают проявляться какие-либо неприятные или даже болезненные ощущения, не пугайтесь. Это вовсе не ухудшение вашего самочувствия.

Не убегайте от неприятных ощущений! Это ваши собственные проблемы, и только вы их можете разрешить. Поэтому, направляйте на неприятные ощущения и переживания свое внимание во время упражнения. Этим вы вводите нарушенные внутренние процессы в режим гармоничного ритма и через некоторое время сумеете освободиться от них.

Внутренний процесс оздоровления проявляется и в автоматическом изменении ритма раскачивания, который организм подбирает как бы сам. При этом упражнении вовсе не требуется никаких «формул самовнушения», достаточно искать приятный ритм раскачивания. И направлять внимание на то, что его притягивает.

Упражнение 3

Выполняется в группе, как минимум, из 4-х человек. Его удобно проделывать на работе в кругу товарищей.

Нужно образовать тесный круг. Вам стать в центре круга, закрыть глаза, опустить руки. Окружающим поднять свои руки на уровне груди. Вам расслабиться и упасть на руки товарищей. Они будут передавать вас друг другу по часовой стрелке.

Упражнение делают по очереди все участники.

Время, отводимое на одного человека - 1, 5–2 минуты.

Если же упражнение с раскачиванием не получается, то нужно выяснить причину, которая мешает вам расслабиться, и найти свой ритм.

Помните, что чрезмерное ожидание немедленного результата тормозит процесс раскрепощения. Поэтому, при выполнении приема следует медленно настраиваться на приятные ощущения.

Рекомендовано делать эти упражнения примерно по 5 минут один или два раза в день в течение недели. У многих при этом открывается способность быстро снимать у себя нервное напряжение и без раскачивания. Достаточно только желания или «воспоминания» о приемах. Затем одну неделю следует от упражнения отдохнуть и просто наблюдать, как улучшается самочувствие. За это время произойдут хорошие перемены, появится чувство уверенности в себе, потому что каждый раз при выбранном вами ритме раскачивания происходит восстановление и самолечение организма.

После перерыва можно снова воспользоваться этим приемом в удобное время. Вы сами увидите, как лучше его использовать. Один из признаков успеха - исчезновение страха упасть (и в прямом смысле, и в переносном). Этот страх подспудно всегда есть внутри нас и так же подспудно руководит нашей жизнью.

Человек, который боится упасть, и тот, кто избавился от этого страха, разные люди.

Упражнение 4

Смысл упражнения - вести психологический дневник. Его можно также назвать психологической тетрадью. Она служит для описания нашего внутреннего мира и происходящих в нем изменений. Что касается внешних событий, то следует регистрировать только те из них, которые тесно связаны с нашими мыслями, чувствами и наблюдениями. Однако в центре внимания должны находиться:

Растущее осознание своего «Я»;

Новый смысл;

Ценности и взаимосвязи, которые мы открываем.

Ведение подобной рабочей тетради преследует несколько целей. Наиболее важная из них - помочь достижению более четкой формулировки мыслей, ощущений и наблюдений. Записывая что-то, мы стремимся проявить себя как можно шире. Мы пытаемся выйти за пределы обычного мышления и банального изложения. Ведя записи, мы сталкиваемся с необходимостью делать выбор из большого числа точек зрения, что в значительной степени исключает возможность высказывания взаимоисключающих мнений без осознания этого факта. При наличии какой-то проблемы или путаницы мы получаем возможность более четко определить обусловливающие их факторы и, таким образом, сделать первый шаг на пути их разрешения.

Ведение собственноручных записей значительно стимулирует творческий процесс. Попытка справиться с проблемой и письменное изложение наших соображений по этому поводу неизменно порождают стремление к осмыслению ассоциативных связей, что открывает широкий простор новым мыслям и возможностям, которые не рассматривались нами ранее. Если мы научимся давать свободу разуму, то с удивлением обнаружим, какие глубины понимания доступны нам при подобном раскрепощении.

Ведение рабочей тетради как один из методов самосовершенствования имеет еще несколько функций. Это дает возможность выражать наиболее безопасным способом любые мощные и разрушительные эмоции, кипящие внутри нас. Если мы научимся «выпускать пары» на бумаге, то сможем ослаблять напряжение и понимать его истоки.

Ведение записей - полезное упражнение, развивающее способность концентрации, внимание и волю. Они могут помочь застенчивому и скрытному человеку более свободно исследовать определенные свойства своей личности. Принимая во внимание все перечисленные факторы, можно сказать, что рабочая тетрадь - важная составная процесса психосинтеза.

Ее ведение - следствие личной инициативы. Таким образом, человек в значительной мере сам управляет процессом развития и реализации личностных качеств.

Кроме записи можно делать какие-то зарисовки или прибегать к помощи других наглядных средств выражения. Это могут быть образы, приходящие к нам во сне или возникающие в нашем воображении; графики, абстрактные символы или любые другие способы отображения мыслей в графической форме. Их важная роль заключается в том, что они помогают нам выработать более четкие представления и связать воедино различные концепции. Здесь следует также упомянуть о том, что мы обычно называем спонтанным рисунком. Он выполняется, когда мы находимся в расслабленном состоянии, а наше внимание зафиксировано на какой-то проблеме, то есть по существу мы рисуем машинально, думая о чем-то другом. Подобные рисунки отражают наше подсознание и могут способствовать лучшему пониманию себя.

Ниже приводится перечень разделов, которые могут быть использованы при записях. Вы можете выбрать то, что в наибольшей степени соответствует вашим нуждам и опыту. Время от времени вы должны пересматривать ваш выбор. Для того, чтобы проследить процесс развития и наметить его перспективы, следует фиксировать дату каждой записи.

Размышления над идеями. Обозначение области, представляющей для вас наибольший интерес, в которой вы хотели бы разобраться как можно глубже (образование, религия, математика, теория систем, экология и т. д.).

Размышления о людях. Осознание ваших взаимоотношений с людьми и ответы на поставленные вопросы.

Размышления о событиях. Ваша реакция на важные события в жизни. Отмечайте моменты, когда она протекала одновременно с событием.

Внутренний диалог. Различные мысли, рассуждения, предчувствия, вопросы, проблемы, которые не подпадают ни под один из перечисленных разделов.

Сновидения. Описание, передача смысла, развитие снов, возможные ассоциативные связи (запись следует делать сразу после пробуждения).

Образы. Визуализация и любой другой тип сенсорного восприятия. Регистрация информации об образах, появляющихся либо спонтанно, либо в процессе использования определенных методик. Может передаваться в словесной форме и (или) в виде рисунков. Определенную пользу приносит описание чувств и ассоциаций, навеянных образом, а также его характеристика (форма, цвет и т. д.), значение и, если возможно, интерпретация.

Игра воображения. Различные ситуации, истории, мечты и т. д., которые могли послужить основой для работы вашего воображения. Здесь лучше всего ограничиться записью тех воображаемых сцен или картин, которые несут в себе заряд творческого потенциала.

Схемы. Графическое отображение теоретических построений (возможно, что у вас возникнет желание включить их в раздел «Размышления над идеями»). Это поможет вам зримо выразить ваши мысли, а также глубже понять их суть.

Медитация. Описание различных апробированных вами методик, тем медитации и полученных результатов. Отметьте степень проникновения в суть вещей и глубину их интуитивного понимания.

Проблемы «Я». Описание чувства тождественности самому себе, ответы на вопросы типа: «Что есть я?», опыт воспоминания о своем прошлом, методики медитации на тему о сущности бытия.

Воля. Описание различных уровней проявления воли, оценка ваших сильных и слабых сторон. Отмечайте случаи и обстоятельства, когда вы сознательно использовали свою волю. Запишите результаты упражнений по развитию воли.

Методика развития. Пережитый опыт, который не может быть включен ни в один из указанных разделов. Наиболее полно отразите обстоятельства, когда используемые методики либо помогли вам, либо оказались абсолютно бесполезны. Выскажите свое мнение о причинах, приведших к успеху или неудаче в каждом конкретном случае.

Наиболее яркие переживания. Описание всех случаев, когда ощущение радости, любви, покоя, пробуждения личности и роста было наиболее глубоким и сильным. Укажите обстоятельства, при которых имели место эти переживания, и их последствия.

Причины раздражения. Ваши личные слабости, о которых вы знаете и которые хотели бы преодолеть. Особое внимание следует уделить методам, помогающим вам в достижении цели. Отмечайте все сильные отрицательные реакции, испытываемые по отношению к другим людям. Это может указать на неосознанные вами проблемы или способные возникнуть в будущем трудности, касающиеся вашего «Я».

Цитаты. Выписывание цитат, имеющих для вас важное значение, с которыми вы сталкиваетесь во время чтения.

Ведущие перспективы. Прослеживание процесса вашего развития во времени, установление связи между прошлым, настоящим и будущим. В данном разделе можно указать основные вехи (мосты, соединяющие то место, где вы были, с тем, где вы находитесь сейчас или надеетесь оказаться в будущем), а также точки пересечения пройденных и не пройденных вами дорог и воспоминания.

Упражнение 5

Это упражнение позволяет ответить на вопрос: «Что есть я?» Оно составлено таким образом, чтобы помочь вам достичь высокого уровня самосознания и открыть свое подлинное «Я». Упражнение основано на допущении, что каждый из нас подобен луковице, то есть состоит из различных пластов, скрывающих самое главное: нашу сущность. Эти пласты могут иметь положительный или отрицательный характер. Они отражают различные аспекты нашей личности и наши взаимоотношения с окружающим миром. Некоторые из этих пластов подобны фасаду или маске, скрывающим то, что нам не нравится в самих себе. За другими прячутся какие-то положительные качества, которые мы неспособны осознать до конца. В любом случае, где-то за этими пластами, в глубине каждого из нас находится центр творчества и вибрации - наше подлинное «Я», сокровенная сущность нашего существа.

Упражнение, заключающееся в ответе на вопрос: «Что есть я?», легко и ненавязчиво подводит нас к постижению этой сущности, пониманию и осознанию себя как личности, тождественности самому себе.

Техника выполнения:

1. Выберите место, где вы сможете остаться наедине с собой и вас никто не побеспокоит. Возьмите лист бумаги, напишите число и заголовок: «Что есть я?». Затем постарайтесь дать письменный ответ на этот вопрос. Будьте как можно более раскованны и откровенны. Периодически останавливайтесь и вновь задавайте себе этот вопрос;

2. Расслабьтесь, закройте глаза, очистите голову от посторонних мыслей. Снова задайте себе вопрос: «Что есть я?», и понаблюдайте за образом, который предстанет перед вашим мысленным взором. Не пытайтесь размышлять или делать какие-то выводы, просто наблюдайте. Затем откройте глаза и детально опишите все, что вы видели. Охарактеризуйте ощущения, испытанные вами в связи с образом, и его значение;

3. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно свободного места. Закройте глаза и вновь спросите себя: «Что есть я?» Вы почувствуете колебания вашего тела. Доверьтесь его мудрости, движение должно разворачиваться до тех пор, пока у вас не возникнет чувство его завершенности. Возможно, вам следует сопроводить происходящее каким-то звуком или пением. По окончании изложите на бумаге пережитое вами. Рекомендуется выполнять это упражнение в течение какого-то периода времени. Его действие усиливается при повторных занятиях.

Упражнение 6

Вечерний обзор событий - одно из эффективных средств снятия напряжения. Его лучше всего выполнять в самом конце дня. Перед засыпанием постарайтесь восстановить все события, прокручивая их, как фильм. Однако начните с конца, то есть именно с того момента, когда вы решили немного поупражняться. Сначала вспомните все, что происходило поздно вечером, затем после обеда, в полдень и т. д. Дойдите до утра и вашего пробуждения.

Вечерний обзор событий может быть использован для анализа жизни в целом и себя в ней. Это упражнение может быть модифицировано (см. ниже), тогда оно позволяет заострить внимание на каком-то одном аспекте «Я», на отдельной модели, которую бы вы хотели познать глубже, на специфическом внутреннем процессе. Наиболее важным фактором является тот настрой, с которым вы выполняете упражнение. «Просматривая» прожитый день, старайтесь, насколько возможно, выступать в роли отстраненного объективного наблюдателя, спокойно и беспристрастно регистрирующего каждое событие. Переходите от одного события, к другому, сохраняя невозмутимость, не испытывая чувства радости при успешном его разрешении или тоски и печали в случае неудачи. Цель упражнения - беспристрастная регистрация в сознании смысла произошедшего, а не повторное переживание всех событий.

Многие люди считают полезным записывать свои наблюдения, впечатления в психологическом дневнике. Перечитав написанное по прошествии какого-то периода времени, вы можете уловить что-то новое, незамеченное ранее.

Анализ подличностей. Данная модификация вечернего обзора событий представляет собой просмотр произошедшего в течение дня с точки зрения заключенных в вас подличностей.

Подличности - это множество разнообразных личностей или психологических формаций, которые заключены внутри вас и которые характеризуются самостоятельными нуждами, целями и деятельностью. Некоторые из них совершенно индивидуальны. Другие личности общеизвестны. Это ребенок, родитель, взрослый, представитель конкретной профессии, философ, мещанин и т. д.

Перед первым занятием необходим период интроспекции, позволяющий выявить те подличности (возможно, две или три), которые, по вашему мнению, играют важную или активную роль в данный период жизни. Если вы ведете психологический дневник, то перечитывание записей может оказать вам некоторую помощь.

Анализ различных аспектов. Данное упражнение - модификация вечернего обзора событий. Оно заключается в просмотре произошедшего с точки зрения вашего тела, чувств и разума.

Возможно, вам захочется рассмотреть следующие моменты:

1. С каким из этих трех компонентов я идентифицирую себя большую часть времени?

2. Какие из этих компонентов доминировали в определенных обстоятельствах, имевших место в течение дня? Какова была активность каждого из них?

3. Какими ценными качествами или ограничениями характеризовался каждый из компонентов? Как помогал или мешал каждый из них?

4. Отмечались ли какие-либо конфликты между ними?

5. Какое участие приняли вы в их гармонизации или управлении ими?

Вы можете обдумать эти вопросы непосредственно во время обзора событий или, если это затрудняет выполнение упражнения, в момент его окончания. Перечисленные выше пункты ставят своей целью указать вам на возможные перспективы. Вы можете проанализировать некоторые из них, исключив остальные. Однако это не относится к пункту 1, который является фундаментальным. В самом начале не следует усложнять упражнение и отводить на него более 15 минут.

Во время вечернего обзора событий вы можете также попытаться ответить на следующие вопросы:

1. Какие подличности доминировали в разное время дня? Какие обстоятельства (внешние или внутренние) заставляли их проявляться или, наоборот, исчезать? Вступали ли они в конфликт между собой?

2. Какими ценными качествами или недостатками обладала каждая личность? Как каждая из них помогала или мешала вам?

3. Чего хотела каждая подличность? На что стала похожа бы ваша жизнь, если бы какая-то из них полностью одержала верх?

4. Не противились ли подличности тому, что вы хотели сделать? Какое участие приняли вы в их гармонизации и управлении ими?

Анализ этих моментов также может быть проведен во время вечернего обзора событий или, если вы испытываете какие-то затруднения, в момент его окончания. Цель ответов на вышеуказанные вопросы - определение возможных перспектив. Главная задача упражнения - хорошо познакомиться с заключенными в вас подличностями. В самом начале не следует усложнять упражнение и не отводить на него более 15 минут.

Упражнение 7

На нас влияет все, с чем идентифицирует себя наше «Я». Мы можем укротить, контролировать и использовать все, с чем мы себя не отождествляем.

Фундаментальный опыт самосознания (открытие «Я») уже заключен в сознании человека. Именно это отличает наше сознание от сознания животных. Однако обычно самосознание скорее скрыто, чем явно. Мы ощущаем его как нечто туманное и искаженное. Оно смешивается с содержанием нашего сознания и вуалируется им.

Постоянные, различные по характеру воздействия загрязняют сознание и приводят к ложному отождествлению личности не с сознанием как таковым, а с его содержанием. Если мы хотим достичь четкого и ясного самосознания, то первое, что нам предстоит сделать, - не отождествлять себя с содержанием нашего сознания.

Говоря более точно, привычным состоянием для большинства людей является отождествление с тем, что дает нам ощущение существования в этом мире, реальности или напряженности бытия. Это отождествление с частью самого себя обычно взаимосвязано с ведущей функцией или ролью, которые мы играем в жизни. Оно может принимать различные формы.

Некоторые люди идентифицируют себя со своим телом. Они слушают себя изнутри и часто говорят о себе в основном с позиции ощущений. Другими словами, они отождествляют свою деятельность с работой тела.

Существуют люди, которые отождествляют себя с чувствами. Их опыт и его описание не выходят за этот круг. Они полагают, что чувства являются главной и наиболее сокровенной частью их «Я», тогда как мысли и физические ощущения воспринимаются ими как нечто более далекое и до какой-то степени не связанное с ними. Те, кто идентифицирует себя с разумом, скорее всего склонны говорить о себе с точки зрения интеллекта даже тогда, когда их спрашивают о самочувствии. Такие люди часто рассматривают чувства и ощущения как нечто второстепенное или вообще не осознают их. Многие из них избирают себе какую-то роль и действуют сообразно ей в качестве «матери», «мужа», «жены», «курсанта», «студента», «бизнесмена», «преподавателя» и т. д.

Подобное отождествление с какой-то частью личности может до определенной степени удовлетворить человека, однако оно имеет серьезные последствия. Оно мешает осознать истинное «Я», себя во всей полноте; то, чем человек является на самом деле. Такое отождествление исключает или значительно уменьшает возможность познакомиться с другими составляющими нашей личности и использовать их в полной мере. Таким образом, наше «обычное» выражение себя в тот или иной момент времени ограничено; это лишь часть того, что могло бы быть продемонстрировано. Осознанное или неосознанное понимание, что мы не имеем доступа к большей половине того, что заключено внутри нас, может повлечь за собой разочарование и болезненные ощущения неадекватности и страха.

Более того, длительное отождествление с ролью или ведущей функцией часто и практически неизбежно приводит к опасной жизненной ситуации, которая рано или поздно заканчивается появлением чувства потерянности и отчаяния. Это часто случается со спортсменами, состарившимися и потерявшими физическую силу; с актрисами, чья красота увяла; с матерями, дети которых выросли и покинули их; со студентами, окончившими учебное заведение и столкнувшимися с новыми обязанностями.

Подобные ситуации могут вызывать серьезные и очень болезненные кризисы. Их можно рассматривать как частичную психологическую «смерть». Любые попытки удержаться в прежнем, уходящем качестве обречены на провал. Единственным решением проблемы является повторное «рождение», то есть новый и более широкий подход к отождествлению. Это иногда требует ломки всей личности, что приводит к новому, более высокому уровню и состоянию бытия. Процесс смерти и возрождения представлен в символической форме во многих мистических обрядах и описан на языке религии многими мистиками. В настоящее время он вновь получил широкое распространение, но уже как трансперсональный опыт и реализация.

Данный процесс часто протекает без ясного понимания его значения и даже против воли и желания индивидуума. Однако сознательное, намеренное и добровольное сотрудничество может в значительной степени способствовать его развитию и ускорению.

Этого можно добиться путем выполнения упражнений, известных под названием «разотождествление» и «отождествление», а вернее «самоотождествления». Они помогают нам достичь свободы и права выбора любого аспекта личности, с которым мы хотим отождествления или разотождествления. Последнее зависит от того, что нам кажется наиболее подходящим в возникшей ситуации. Таким образом, мы можем научиться управлять всеми элементами и аспектами нашей личности и искусно использовать их для достижения всеобъемлющего и гармоничного синтеза. По этой причине упражнения играют главенствующую роль в психосинтезе.

Они служат средством, помогающим осознать свое «Я» и развить способность последовательно фокусировать внимание на каждом из основных аспектов личности. Оставаясь сторонним наблюдателем, мы получаем возможность познать и исследовать их.

Первый этап, состоящий из упражнения «разотождествление» (в том виде, как оно приведено далее) включает в себя три части, ведущие к осознанию физического, эмоционального и ментального аспектов. Результатом их выполнения является самоотождествление. После приобретения некоторого опыта упражнение может быть расширено или видоизменено, о чем будет рассказано ниже.

Техника выполнения. Примите удобное положение, расслабьтесь, сделайте несколько медленных и глубоких вдохов (в качестве подготовительного этапа можно использовать любую из методик релаксации). Затем медленно и вдумчиво произнесите следующее:

1. У меня есть тело, однако я не есть это тело. Мое тело может пребывать в различных состояниях: оно может быть здоровым или больным, отдохнувшим или усталым. Однако оно не имеет ничего общего с моим подлинным «Я». Я отношусь к своему телу как к драгоценному инструменту, позволяющему осуществлять какие-то действия во внешнем мире, но это только инструмент. Я хорошо обращаюсь с ним, стараюсь делать все, чтобы оно было здорово. Тем не менее, это не я. У меня есть тело, однако я не есть это тело.

Теперь закройте глаза и повторите про себя основные моменты приведенного выше утверждения. Затем сконцентрируйтесь на самом главном положении: «У меня есть тело, однако я не есть это тело». Постарайтесь по возможности сильнее закрепить этот факт в вашем сознании. Затем откройте глаза и проделайте все в той же последовательности с двумя следующими этапами.

2. Я испытываю какие-то эмоции, однако я не есть эти эмоции. Мои эмоции многообразны, они могут изменяться, становиться своей противоположностью. Любовь может перейти в ненависть, спокойствие - в гнев, радость - в печаль. При этом моя сущность, мое подлинное «Я» остаются неизменными. «Я» всегда «Я». Хотя волна гнева может на время захлестнуть меня, я знаю, что это пройдет, потому что я не есть этот гнев, поскольку я способен наблюдать за своими эмоциями и понимать их истоки, я могу научиться управлять ими и гармонизировать их. Итак, совершенно ясно, что они - это не я. Я испытываю какие-то эмоции, однако я не есть эти эмоции.

3. У меня есть разум, но я не есть мой разум. Мой разум - ценный опыт познания и выражения, но он не является сущностью меня самого. Приобретая новые знания и опыт, впитывая прогрессивные идеи, он находится в непрерывном развитии. Иногда разум отказывается подчиняться мне, поэтому он не может быть мной, моим «Я». С точки зрения как внешнего, так и внутреннего мира это орган познания, но это не я. У меня есть разум, но я не есть мой разум.

Теперь начинается этап отождествления. Повторите медленно и вдумчиво:

4. После отделения своего «Я» от ощущений, эмоций и мыслей я признаю и утверждаю, что я - центр абсолютного самосознания. Я - центр воли, способный наблюдать и подчинять себе все психологические процессы и свое тело, а также управлять ими.

Сосредоточивайте внимание на ведущем положении: «Я - центр абсолютного самосознания и воли». Попытайтесь по возможности глубже проникнуться этой мыслью и закрепить ее в своем сознании.

Поскольку цель настоящего упражнения заключается в достижении особого состояния сознания, то при овладении ею можно значительно изменить технику его выполнения. Так, после определенной тренировки (некоторым людям удастся сделать это с самого начала) можно модифицировать упражнение путем быстрого и динамичного прохождения этапов разотождествления, что подразумевает концентрацию только на ведущих положениях:

а) У меня есть тело, но я не есть мое тело. Я испытываю эмоции, но я не есть эти эмоции;

б) У меня есть разум, но я не есть мой разум.

В подобном случае целесообразно несколько расширить и углубить этап самоотождествления, который будет выглядеть следующим образом:

5. Тогда что есть я? Что остается после того, как я отделил себя от тела? Мои ощущения, чувства, желания, поступки? Остается моя сущность центр самосознания. Это постоянный фактор во всегда меняющемся потоке моей личной жизни. Это то, что даст мне ощущение бытия, постоянства, внутреннего равновесия. Я подтверждаю свою идентичность этому центру и осознаю его постоянство и энергию. (Пауза.)

Я признаю и подтверждаю то, что являюсь центром абсолютного самосознания и творческой динамической энергии. Я понимаю, что, находясь в центре подлинной тождественности, я могу наблюдать за всеми психологическими процессами и своим физическим телом, а также управлять ими и гармонизировать их. Я хочу, чтобы осознание этого факта никогда не покидало душу в суете повседневной жизни, помогало мне и придавало ей определенный смысл и направление.

После того, как вы научились концентрировать внимание на состоянии сознания, можно несколько сократить этап отождествления. Главная задача достижение определенного навыка, позволяющего быстро и динамично пройти все стадии разотождествления, а затем оставаться в состоянии со средоточения на своем «Я» в течение какого-то периода времени, зависящего от вашего желания. Это даст возможность в любой момент отделить подлинное «Я» от переполняющих эмоций, навязчивой мысли, неустраивающей роли и т. д., и оценить ситуацию, ее значение и истоки, а также наиболее эффективные пути выхода из нее с позиции стороннего наблюдателя.

Наилучшие результаты приносят ежедневные занятия, которые желательно проводить в самом начале дня, то есть непосредственно после сна. Таким образом, выполнение упражнения можно рассматривать как символическое второе пробуждение. Важно также повторять его в редуцированной форме несколько раз в день, возвращаясь в состояние разотождествленного «Я».

Упражнение может быть видоизменено и приспособлено к нуждам и целям индивидуума путем добавления этапов разотождествления или включения какихто других аспектов, кроме трех фундаментальных (физического, эмоционального и ментального). Оно может начинаться с разотождествления, целью которого является отделение себя от чувств и желаний, порождаемых стремлением к накоплению материальных ценностей, или от ролей, играемых нами в повседневной жизни.

Ознакомьтесь с приведенными ниже примерами:

а) я испытываю какие-то желания, но я не есть мои желания. Они возникают как следствие внутренних побуждений эмоционального или физического характера или под воздействием других причин. Желания часто меняются, вступают в противоречие друг с другом, меняют свою полярность, сдвигаясь от любви в сторону неприятия или ненависти, и наоборот. Таким образом, мои желания - это не я. Я испытываю какие-то желания, но я не есть эти желания (лучше всего использовать данную модификацию упражнения между эмоциональным и ментальным этапами; описанными выше);

б) я занимаюсь различными видами деятельности и играю в жизни самые разнообразные роли. Я должен играть их и стараюсь делать это наилучшим образом, будь это роль сына или отца, жены или мужа, учителя или студента, художника или администратора. Но я есть нечто большее, чем просто сын, отец, художник. Это только отдельные роли, которые я играю добровольно и за исполнением которых я могу наблюдать со стороны. Таким образом, я - это не мои роли. Я тождественен самому себе, я не только актер, но и режиссер спектакля.

Данное упражнение можно успешно и эффективно использовать при работе с группой. Проводящий занятия зачитывает все положения, а его участники слушают его с закрытыми глазами, стараясь как можно глубже осознать значимость слов.

Примечание. Широко используются еще два варианта фразы: «У меня есть…, но я не есть…». Они звучат следующим образом:

1. У меня есть…, а я не есть…;

2. У меня есть…, а я есть нечто большее, чем….

Упражнение 8

Самоотождествление. Данная методика была разработана в целях определения положения внутреннего «Я» относительно высшего, Божественного «Я». В ее основе лежат определенные концепции, которые могут помочь в осуществлении контакта между этими «Я». Однако они также могут и препятствовать ему. Здесь нет гарантий. Задача упражнения - сориентировать ваше сознание в нужном направлении и дать возможность почувствовать характер этого контакта. Испытываемые ощущения всегда строго индивидуальны и имеют некоторую мистическую окраску.

Наиболее положительный результат достигается при постоянной и длительной тренировке. Она способствует неуклонному усилению связи с «Я» и росту осознания своей тождественности беспредельности бытия.

1. В качестве подготовительного этапа используется упражнение 7, которое следует выполнять в течение ряда дней, выбрав любую, наиболее подходящую его форму.

2. Научившись достигать состояния стороннего наблюдателя, следящего за потоком ощущений в физическом теле, а также за эмоциями и мыслями, сфокусируйте на нем все свое внимание, то есть постарайтесь «пронаблюдать» сам процесс наблюдения и понять его суть.

3. Представьте себе какой-то период времени, например один час. Постепенно увеличивайте его до одного дня, недели, месяца, десяти, сотни и тысячи лет и т. д. Выбор временного интервала и его последующее увеличение абсолютно произвольны. Теперь, когда вы удерживаете в сознании огромный промежуток времени, постарайтесь раздвинуть его до вечности. Зафиксируйтесь на возникшем ощущении и запомните его.

4. Затем представьте себе сферическое пространство диаметром около 30-ти сантиметров. Постепенно увеличивайте диаметр до метра, пятисот метров, километра, нескольких десятков и тысяч километров и т. д. Выбор пространства и его последующее увеличение также абсолютно произвольны. Пусть все идет так, как это складывается естественно в вашей голове. Теперь, когда вы удерживаете в сознании огромное пространство, раздвиньте его до бесконечности. Зафиксируйтесь на возникшем ощущении и запомните его.

5. Теперь попытайтесь удержать в вашем сознании одновременно два ощущения: вечности и бесконечности. Зафиксируйте внимание на чувстве, которое возникает при этом, и запомните его.

6. Сосредоточьтесь на дыхании, затем мыслях, чувствах, физическом теле. Делайте это до тех пор, пока не почувствуете, что полностью осознаете себя и свое привычное окружение. Затем попытайтесь быстро и на короткий срок вызвать ощущение того, что вечность и бесконечность где-то «здесь, рядом», и понаблюдайте, что происходит при этом. Отдохните, прислушиваясь к ритму дыхания, после чего откройте глаза и подключитесь к окружающему вас миру через органы чувств.

Определенную пользу может принести запись ваших впечатлений и ощущений, возникших в процессе тренировки. Время от времени просматривайте их в целях осуществления контроля за овладением методикой самоотождествления, которая не может не стать источником наслаждения.

Упражнение 9

Внутренний диалог. Внутри каждого из нас заключен источник знания и мудрости, благодаря которому известно, кто мы такие, где пребывали и куда идем. Он как бы настроен на стоящие перед нами цели и способен точно предугадать те шаги, которые следует предпринять для воплощения. Вступая в контакт с этим источником, мы можем глубже осознать трудности на пути его развития. С его помощью мы получаем возможность направить весь наш разум и волю на разрешение стоящих проблем. Правильное использование этого источника способствует достижению целостности в повседневной жизни и объединению личностных и трансперсональных параметров, присущих нашей жизни внутри одной реальности.

Источник внутреннего руководства ассоциируется с целым рядом образов. Наиболее распространенные из них - это солнце, алмаз, звезда или луч света, ангел, орел, голубь, феникс, Христос или Будда. В разных обстоятельствах рождаются различные образы. Однако наиболее часто этот источник ассоциируется с образом мудрого и полного любви пожилого человека (мужчины или женщины). Это два самостоятельных архетипа, имеющих как сходство, так и вполне определенные различия. Следует осуществлять контакт с каждым из них. Это поможет лучше узнать их и составить четкое представление о том, к кому из них лучше обратиться в том или ином случае. Обычно старец подбадривает, стимулирует и вдохновляет, тогда как женщина, напротив, успокаивает, воспитывает и подхваливает нас.

Техника выполнения. Данное упражнение способствует установлению связи с внутренним источником мудрости. Самый простой способ заключается в следующем: закройте глаза, глубоко вдохните несколько раз, представьте себе лицо мудрого старца (пожилой женщины), чей взгляд полон любви. Если вы испытываете трудности в воссоздании этого образа, то сначала представьте себе пламя свечи, горящее ровно и спокойно, а затем в центре его постарайтесь увидеть лицо.

Вступите в разговор со старцем (женщиной), используйте его присутствие (избрав для этого наиболее подходящий способ), чтобы с его помощью разобраться в происходящем, получить ответ на интересующие вас вопросы. Этот диалог может проходить как на вербальном, так и невербальном (визуальном) уровне. Затратьте на него необходимое количество времени. По его окончании опишите все, что происходило, в своем дневнике, по возможности давая оценку всем ощущениям и представлениям.

После определенного периода тренировки необходимость создания образа может отпасть совсем, поскольку появляется возможность осуществлять контакт в другой форме. Это может быть внутренний голос (здесь уместно вспомнить Сократа). Информация может также приходить в виде прямого знания того, как следует вести себя в той или иной ситуации. С течением времени контакт с внутренним гидом может стать настолько прочным, что его любовь и мудрость будут играть все большую роль в вашей жизни.

Работа с данным упражнением требует подключения двух процессов, протекающих на ментальном уровне: установления различия и интерпретации происходящего. Мы должны уметь видеть разницу между теми образами, которые подлинны и несут информацию, и химерами. Например, иногда может появляться образ критически настроенного и авторитарного человека, который не испытывает к вам искренней любви. Это может быть одна из ваших подличностей или знакомый человек, которые проецируются в надсознание. Таким образом, вам следует установить разницу, узнать, кто предстал перед вами, и сорвать с него маску. Кроме того, вы иногда можете услышать то, что хотели бы слушать, а не подлинное сообщение.

Во-вторых, полученная информация не всегда имеет четкий и ясный смысл и нуждается в правильной интерпретации. Ярким примером может служить повеление Бога, данное святому Франциску: «Иди и возведи церковь заново». Сначала Франциск подумал о том, что Господь приказал ему заново отстроить небольшую разрушенную церковь Сан Дамиано. Лишь позднее ему открылся истинный смысл возрождение всей католической церкви.

Наконец, следует помнить, что при всей важности подобного контакта не следует злоупотреблять им. Сначала необходимо как можно глубже понять проблему, стоящую перед вами, и лишь если вы действительно не можете найти пути ее разрешения, обратиться за помощью к гиду.

Только с учетом всего вышесказанного, метод внутреннего диалога может стать эффективным и мощным средством продвижения на пути развития личности к духовности с помощью психосинтеза.

Упражнение 10

Пробуждение и развитие желаемых качеств. Цель настоящего упражнения создание внешних и внутренних условий, которые бы способствовали развитию того или иного качества по желанию занимающегося. Оно предназначается для ежедневных занятий. Здесь мы будем говорить о воспитании спокойствия. Однако упражнение можно легко видоизменить и направить на формирование таких качеств, как мужество, терпеливость, сострадание, оптимизм и т. д. Очень важно, чтобы выбор качества и решение о необходимости его формирования обусловливались не категорией долженствования, а свободным волеизъявлением индивидуума, стремящегося сделать еще один шаг на пути своего развития.

Техника выполнения:

1. Расслабьтесь и глубоко вдохните воздух несколько раз. Сосредоточьтесь на понятии «спокойствие», постарайтесь постичь его смысл и ответить на следующие вопросы: каковы характер, значение и суть этого качества? Записывайте все ощущения, идеи или образы, появляющиеся в процессе занятий, в ваш психологический дневник;

2. Углубите степень сосредоточения и проследите, какие еще идеи и образы, связанные с понятием «спокойствие», порождает ваше подсознание. Опишите наблюдения в дневнике;

3. Осознайте значение этого качества, его цель, возможности применения и ту важность, которую оно приобретает в нашем бурлящем современном мире. Превозносите это качество в мыслях, возжелайте его;

4. Попытайтесь достичь спокойствия на физическом уровне. Расслабьте все мышцы, дышите медленно и ритмично. Придайте вашему лицу выражение спокойствия. Здесь может помочь визуализация себя, пребывающего в данном состоянии;

5. Пробудите в себе это чувство. Представьте себе, что вы находитесь на пустынном берегу, в храме, на поросшей зеленью поляне или в любом другом месте, где вы в прошлом пережили ощущение спокойствия. Повторите несколько раз слово «спокойствие». Позвольте этому ощущению проникнуть в каждую клетку организма, постарайтесь идентифицировать себя с ним;

6. Воспроизведите мысленно те ситуации из вашей жизни, которые раздражали вас или лишали покоя. Возможно, это было пребывание в обществе враждебно настроенного человека, необходимость решить трудную проблему, обязанность быстро выполнить сразу несколько дел, столкновение с опасностью. Представьте себе, а главное, попытайтесь почувствовать, что на этот раз вы абсолютно спокойны (выполнение данного этапа может быть несколько отсрочено ввиду необходимости овладения предыдущими ступенями упражнения);

Из книги Экзистенциальная психотерапия автора Ялом Ирвин

Из книги Когда поверишь, тогда увидишь автора Дайер Уэйн

Вы не можете владеть ничем! Изобилие - не то, что мы приобретаем. Это нечто, на что мы настраиваемся. Эта мысль - важнейшая на пути к тому, чтобы принцип изобилия заработал в нашей жизни. Имейте в виду, что во Вселенной запасы энергии бесконечны и что всё, включая саму вашу

Из книги Уроки обольщения автора Незовибатько Игорь

Урок 8 ИСКУССТВО ВЛАДЕТЬ СОБОЙ Как делать эмоции?Можем ли мы управлять своими эмоциями? Не можем, а должны. Хотя существует расхожее мнение, что эмоции - это та сфера, где человек менее всего может собой управлять. Фразы типа: «На меня нахлынуло…», «Меня охватило…», «Меня

Из книги Искусство естественной жизни или Мудрый руководитель автора Пинт Александр

Владеть своим вниманием Способность мудрого руководителя решать сложные, конфликтные ситуации и общаться с людьми, имеющими выраженные агрессивные и хаотические тенденции, объясняется его умением владеть своим вниманием и тем, что он «прочно стоит на земле». Человек,

Из книги Супермозг [Тренинг памяти, внимания и речи] автора Лихач Александр Владимирович

Научиться концентрироваться Когда мы говорим об «искусстве» концентрации, то имеем в виду те ситуации, когда мы сознательно сосредоточиваемся на какой-либо деятельности, делая это легко и не прикладывая особых усилий. Ежедневно нам приходится решать проблемы,

Из книги Опытный пастор автора Тейлор Чарлз У.

Из книги Библия стервы. Правила, по которым играют настоящие женщины автора Шацкая Евгения

Как научиться управлять собой и когда это пригодится – А я. думал, ты чучело, – сказал Ринсвилд. – На себя посмотри, волшебник. Терри Пратчетт Сколько бы мне ни твердили о том, что люди делятся на эгоистов и альтруистов, я в это не верю. Я встречаю только эгоистов и

Из книги Стервология. Технологии счастья и успеха в карьере и любви автора Шацкая Евгения

Из книги Большая книга стервы. Полное пособие по стервологии автора Шацкая Евгения

Из книги Библия стервы. Краткий курс автора Шацкая Евгения

Как научиться управлять собой и когда это пригодится – А я думал, ты чучело, – сказал Ринсвилд. – На себя посмотри, волшебник. Терри Пратчетт Сколько бы мне ни твердили о том, что люди делятся на эгоистов и альтруистов, я в это не верю. Я встречаю только эгоистов и

Из книги Высшая школа стервы. Управление любовью и карьерой. Пошаговая технология автора Шацкая Евгения

Как научиться управлять собой и когда это пригодится - А я думал, ты чучело, - cказал Ринсвилд. - На себя посмотри, волшебник. Сколько бы мне ни твердили о том, что люди делятся на эгоистов и альтруистов, я в это не верю. Я встречаю только эгоистов и супер-эгоистов. Может,

Из книги Кто в овечьей шкуре? [Как распознать манипулятора] автора Саймон Джордж

Научиться ответственности Если мы хотим стать более сдержанным обществом, которое соблюдает общие правила, нам следует больше заниматься обучением детей. Во времена Фрейда воспитание морально здоровых детей сводилось главным образом к тому, чтобы помочь им преодолеть

Из книги Интуиция [Как понять, что чувствуют, думают и хотят другие люди] автора Эпли Николас

Глава 8 Как научиться читать мысли других… И как не научиться этому Я настолько же глуха, насколько слепа. Проблемы, связанные с глухотой, если и не более важны, чем проблемы, вызванные слепотой, то более глубоки и более сложны. Глухота – намного худшее несчастье. Ибо

Из книги Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей автора Эйестад Гюру

Дай мне возможность научиться У восьмимесячной Хенни сейчас одно на уме – стоять. Она только-только научилась подниматься, опираясь на что-нибудь и крепко держась за какой-нибудь предмет. Вершина счастья для нее сейчас заниматься именно этим – стоять. Полуторагодовалый

Из книги Как поверить в себя автора Дайер Уэйн

Вы не можете владеть ничем! Изобилие – не то, что мы приобретаем. Это нечто, на что мы настраиваемся. Эта мысль – важнейшая на пути к тому, чтобы принцип изобилия заработал в нашей жизни. Имейте в виду, что во Вселенной запасы энергии бесконечны и что всё, включая саму вашу

Из книги Карьера для интровертов. Как завоевать авторитет и получить заслуженное повышение автора Энковиц Нэнси

И все эти радостные песни и стихи написаны о нас. И солнце светит ярче, и трава зеленее. Не у соседа, а у нас (наконец-то!).

Однако случается и так, что постепенно песни утрачивают свою мелодичность, а стихи свой смысл. Ссоры повторяются всё чаще, а мирится так легко, как раньше уже не получается. А то, что между вами, уже скорее напоминает невротические отношения.

“Вторая половинка” кажется, то совсем не подходящей, то лучшей в мире.

Вам знакомы эти контрасты? Отношения чаще приносят подавленность, а не счастье? Возможно, у вас – невротические отношения и пора подумать, как выйти из них. Значит, пора действовать.

Почему не клеится?

Взлеты и падения есть у каждых отношений. Однако в нездоровых отношениях партнеры становятся заложниками этих контрастов.

То есть, нет ничего страшного в бытовых ссорах. Но стоит обратить внимание на их причины. Да, люди могут притираться, например. Могут испытывать границы друг друга. Дело иногда даже не в партнерах, а в психо-эмоциональной нагрузке, ложащейся на одного (или на обоих) из них.

Существует даже так называемый “синдром фальшивой памяти ”. Именно он заставляет нас помнить себя во время ссор в лучшем свете. А, значит, мы можем даже не осознавать то, как задеваем партнера во время перепалки.

Но любая причина говорит о том, что свое поведение нужно пересмотреть. И честно обсудить с партнером, чем задевает его поведение. В таком случае шанс спасти отношения есть всегда.

Впрочем, если оба человека дорожат друг другом, то о каком разрыве может идти речь? А если же нет, то скорее всего они в ловушке невротических отношений.

Невротические отношения и их признаки

В порыве эмоций можно и самые прекрасные отношения на мгновение посчитать нездоровыми. И наоборот - нездоровые отношения долго считать правильными. Как же понять наверняка?

Настоящим экспертом в данной области считается психолог Михаил Лабковский. Он описывает не только признаки того, что что-то пошло не так. Но и рассказывает, как выйти из невротических отношений.

Итак, вот несколько основных пунктов, которые стоит попытаться “продиагностировать”:

  • куда идут ваши отношения. Вы уже перешли к этапу сожительства, но ничего не происходит? Если у вас есть потребность в развитии отношений, необходимо проговорить это с партнером. Если ваши цели расходятся и человек не готов создавать семью, значит, пора прощаться. А уж если за много лет отношений лично у вас так и не появилось желания создавать семью, тоже самое время задуматься почему же;
  • что важно в отношениях на самом деле. Невротические отношения характерны тем, что в них на первом плане стоят эмоции. Не партнер с его желаниями и чувствами, а то, какие ощущения он дарит. Иными словами, отношения становятся площадкой для решения внутренних проблем;
  • “работа над ошибками”. Когда в отношениях что-то не устраивает об этом нужно говорить. Вслух. С партнером. Но если после этого ничего не меняется, это серьезный повод делать выводы, считает Михаил Лабковский. Ведь настоящий невроз, у обеих сторон, начинается тогда, когда отношения приносят дискомфорт;
  • то, что нам нужно. Невротические отношения случаются с нами, потому что мы в этом нуждаемся,утверждает психолог. Мы получаем то, что нам сейчас нужно. Вероятнее всего, что следующие отношения после предыдущих невротических будут такими же;
  • склонность. Если у вас складывались невротические отношения с родителями, значит, вы вгруппе риска . То же касается вашего партнера. Любовь через страдания почти всегда имеет отсылки к несчастливому детству. Ребенок всеми силами пытался завоевать любовь холодных и/или агрессивных родителей. А, может, например, с детства боялся темноты. Но никого не было рядом, чтобы утешить его. Если узнаете в этом описании себя или свою “половинку”, просто будьте осторожны. Это вовсе не означает, что любые ваши отношения будут нездоровыми. Однако вам нужно будет научиться тому, чтобы любить не страдая;
  • кто здесь невротик. Отношения, в которых оба партнера невротики не имеют шансов. Так как когда один из них излечивается, ему попросту становится неинтересно продолжать в том же духе. Небольшой шанс все-таки есть - если оба партнера готовы меняться. А это уже значит очень многое, ведь перемены настанут во всех смыслах по любви.

Как выйти из тяжелых отношений и стоит ли

Что делать, если вы в невротических отношениях

Завершить отношения, который приносят вам только негатив, просто и сложно одновременно, считает Михаил Лабковский. Как выйти из невротических отношений? Их нужно взять и закончить. Все. Без альтернатив.

Если вы понимаете, что ваше совместное бытие причиняет вам (или вашей “половинке”) страдания, зачем продолжать? И раз уж вы начали задаваться таким вопросом, то наверняка думали о разрыве. Но как выйти навсегда из невротических отношений, если вы, вроде бы, всё еще любите этого человека? Да и стоит ли?

Обратите внимание, что речь идет не о бытовых расхождениях во мнениях, а о глобальных. Вы или принимаете любимого человека полностью или не принимаете совсем. И в том случае, если вы его не принимаете или же он вас, но отношения продолжаются, пора слать сигналы бедствия.

Михаил Лабковский совершенно справедливо заявляет: мы не бросаем то, что мы любим. А, значит, до определенной степени нам нравится наше нынешнее состояние.

Да, сначала звучит странно, но почти каждый из нас попадал в отношения, где наслаждался страданиями. Неразделенная любовь, попытка дотянуться до партнера, попытка подтянуть партнера до себя.

К слову, говорит Лабковский не только про женщин, но и про мужчин. И те, и другие совершенно одинаково склонны попадать в невротические отношения.

Для начала нужно победить - и не своего партнера, а себя. Ведь то, что мы увязли в таких отношениях уже говорит о нашей тяге к страданиям. И избавиться от этих самоистязаний можно только дав себе шанс на счастье.

Как уйти из невротических отношений?

Выхода из невротических отношений есть два: уйти навсегда или уйти как всегда. Уйти как всегда,говорит Михаил Лабковский, означает, что через день, неделю, месяц всё начнется по новой. В этом и суть природы невротизма - уход и новое примирение будут очередным витком американских горок.

Чтобы перестать “делать себе нервы”, нужно уйти навсегда. И чем раньше, тем лучше, так как конфликт на уже серьезной стадии отношений - брак, совместные дети - способен навредить не только вам.

Так как же выйти из тяжелых отношений, не жалея и не оглядываясь назад? Лучший способ это сделать – не раздумывать, как выйти решительно из тяжелых отношений, а просто раз и навсегда попрощаться. Без упреков, без жалоб, без того, чтобы давать надежду на примирение. Потому что это не предупреждение, а зрелое решение.

Следующий логический шаг - закончите невротические отношения с собой. Осознайте, что отношения, в которых присутствуют болезненные чувства будут приносить только мимолетное счастья. Да и чувства опустошения будет в них больше.

А для настоящего счастья нужно принять себя, принять любимого человека и наслаждаться отношениями. Без необходимости впадать в несчастье, чтобы потом испытать счастье.

Испортили настроение, а затем вы пришли домой и обнаружили, что ребенок разбил вашу любимую вазу, весь оставшийся день вы наверняка проведете с болью и раздражением. На следующий день вы хорошо выспитесь, прогуляетесь и быстро выйдете из этого состояния. Однако такой оптимистичный сценарий воплощается не всегда. Случается, что человеку "треплют нервы" в течение продолжительного времени. При этом работа порой не позволяет ему выспаться и расслабиться, что приводит к сильному переутомлению. Переутомление и стресс - вот факторы, способствующие возникновению неврозов.

Неврозы представляют собой болезненные состояния организма, которые вызваны воздействием каких-либо психотравмирующих факторов. Эти заболевания, как правило, возникают на почве длительного стресса или глубоких переживаний. Некоторые неврозы передаются по наследству. Существует три типа неврозов: неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний.

Неврастения проявляется повышенной утомляемостью, депрессией, головной болью, иногда плачем, который трудно сдержать. Больного раздражает все: как небольшой шум, так и громкие разговоры. Неврастеники жалуются на упадок сил, пониженное настроение и апатию. Они нередко хотят постоянно отдыхать, не желая даже развлекаться. Нередко неврастения сочетается с сонливостью.

Истерия значительно отличается от неврастении. Несмотря на то, что по проявлениям она похожа на неврастению - ее симптомами также являются раздражительность, импульсивность, она отличается своей «театральностью». Человек в момент истерического припадка громко кричит, бьет посуду, нередко даже сам может нанести себе увечья. У некоторых больных в ходе припадка на несколько секунд может онеметь рука или нога.

К неврозам навязчивых состояний относятся различные фобии и страхи: клаустрофобия, агорафобия, боязнь публичных выступлений, и т.д. Такой невроз также в большинстве случаев прогрессирует и имеет затяжной характер.

Чтобы от любых неврозов, первое, что следует сделать - это дать себе выспаться, отдохнуть от работы и принять теплую ванну. Хорошо помогает, в частности, на основе хвои. Также можно выпить чай из листьев мяты или мелиссы. При более сильных потрясениях рекомендуется использовать настой валерьяны. При неврозе навязчивых состояний очень хорошо помогает самовнушение. Если вы желаете, например, не бояться высоты, следует внушить себе, что подъем на высоту - это не смертельно, тем более когда есть страховка. Также не думайте о плохом, а наоборот, вспоминайте самые счастливые моменты своей жизни. Будьте всегда уверены в себе - закомплексованные люди подвержены неврозам значительно чаще. Если из-за неврозов вы стали плохо спать, то примите радедорм - , которое нормализует сон. Однако прежде чем употреблять любые лекарства, устраните основные проблемы бессонницы - просмотр приключенческих фильмов на ночь, длительное воспоминание о проблемах прошедшего дня.

У многих людей, страдающих тревожным расстройством, часто бывает представление о каком-то чудесном, сказочном избавлении от этой напасти. Вот лягут они спать, все такие несчастные и болезные, а, потом, проснутся утром и уже все такие здоровые и счастливые, без всяких там невротических симптомов.

Впрочем, иногда, случается и такое. Даже автор этой статьи нередко предлагает своим пациентам «отменить» невроз со следующего утра. Как ни странно, но у некоторых индивидумов это получается.

Обычно же, невротическое расстройство имеет свою динамику. Это положение относится как к формированию невроза с его последующим переходом в хроническую стадию, так и к его преодолению, возврату в полноценную, нормальную жизнь.

Надо сказать, что многие люди так или иначе приспосабливаются к своему психическому дискомфорту: работают, путешествуют, влюбляются, создают семьи. Невротические симптомы и дисфункции воспринимаются как данность, как неприятная обыденность их бытия. Ну да, приходится принимать психотропные препараты, иногда случаются приступы тревоги, бывают расстройства сна и настроения, возникают ситуативные страхи. Но, в целом, жить можно. Хотелось бы, конечно, получше, но и так вроде ничего.

Кое-кто даже извлекает выгоду из такого состояния - неосознанно, а, часто, и осознанно - манипулируя близкими людьми. Разве можно в чем-то отказать родному человеку, когда он так страдает и мучается? Да нет, конечно. Да, и, в принципе, проявить участие и заботу о близком - это так по-человечески.

А теперь - ближе к теме статьи. Чтобы описать динамику какого-либо процесса, надо, прежде всего, определить рамки этого самого процесса. Относительно невротического расстройства это сделать достаточно сложно. Что есть «невроз»? Что такое его отсутствие? Когда человек становится невротиком? Когда перестает им быть?

На самом деле, у каждого из нас случаются кратковременные неврозы, говоря по простому - «неврозики». Появилась небольшая припухлость в подмышечной области: ага - думаем мы - наверное, это метастаз. Жена несколько дней задерживается на работе - ну вот, ухажера завела. Начальник на твое громкое «Здравствуйте, Иван Иваныч» как-то очень сухо шевельнул губами - значит, жди увольнения. И всё: тревога, страхи, уныние, отчаяние… А потом, через несколько дней, все проходит, рассасывается. Припухлость разрешилась маленьким прыщиком; жена, оказывается, помогает молодой сотруднице освоиться с новой работой; а у начальника была обычная зубная боль.

Но, к сожалению, в жизни нередко складываются такие обстоятельства, когда человек под гнетом мучительных психоэмоциональных переживаний обращается к специалисту, врачу-психотерапевту.

Надо сказать, что во многих случаях, когда избыточная тревога носит ситуативный характер, когда, самое главное, еще не успела возникнуть невротическая реальность , бывает достаточно одного или нескольких психотерапевтических занятий или же кратковременного курса медикаментозного лечения. После чего человек снова возвращается в свою нормальную жизнь, в свое бытование в обыденности и повседневности.

Можно описать траекторию выхода из невроза и более образным, метафорическим языком. Это как стихающее после шторма море. С одного взгляда сложно разобраться, успокаивается стихия, или - нет. Но, если понаблюдать за ней, то видно, что волны понемногу теряют свою прежнюю мощь, порывы ветра возникают реже, небо очищается от свинцово-серой пелены, грозный рокот бури сначала превращается в шумный плеск, потом и он молкнет… Иногда, правда, бывает так, что одна волна набежит на другую, закрутит её, завертит, бросит последней, отчаянной силой на песчаный брег и тут же с шуршанием отползет назад, в свою родную и вечную обитель.

Процесс возвращения человека к нормальной жизни имеет четко выраженную клиническую составляющую. Её можно представить в виде последовательной смены стадий невроза.

Разгар невроза - это стадия больших невротических симптомов . К ним относятся панические атаки , органные неврозы, стойкие навязчивые мысли и ритуалы, тотальное фобическое избегание, устойчивые нарушения сна, затяжная депрессия, выраженные когнитивные дисфункции головного мозга и ряд других, ничуть не менее мучительных. Обычно на этой стадии присутствует заметная социальная дезадаптация.

Следующая стадия (выход из невроза становится всё ближе) - это стадия малых невротических симптомов . Для нее типично меньшее разнообразие невротических проявлений, их более мягкий, стертый характер. Это могут приступы страха, не достигающие, однако, по своей интенсивности размаха панических атак, избирательная агорафобия, иногда возникающее ипохондрическое «соскальзывание» и «застревание», нерегулярные расстройства сна, эпизодически возникающие навязчивые мысли и малообременительные поведенческие ритуалы, неустойчивый фон настроения с чередованием коротких периодов воодушевления и уныния. Жизненный мир человека понемногу начинает расширяться, частично возвращаются потерянные пространства и социальные компетенции.

Третья стадия - это стадия вегетативных дисфункций , «шума» тела. Шторм уже кончился, осталась лишь небольшая рябь, но вода уже почти совсем прозрачная. Невротическая реальность трескается (пришлось для пущей убедительности за одной метафорой, вдогонку, запустить другую) во многих местах и, наконец, обрушивается. Бо льшая часть вегетативных импульсов гаснет в подкорке и не доходит до сознания. Невротические переживания лишаются чувственной окраски, обесцениваются, забываются и перемещаются на периферию сознания.

Личностный контур изменений, сопровождающий выход из невроза - связан, прежде всего, с деконструкцией невротической системы убеждений, с появлением новых смыслов жизни, дополняющих прежние, с преодолением фобического избегания и экзистенциального отчуждения, с обретением чувства внутренней свободы. Эти все трансформации верифицируются в обычной, жизненной среде человека уверенным, адаптивным поведением и его способностью контролировать свои эмоции в любых, даже самых непростых ситуациях.

Поддерживая связь с некоторыми из бывших своих пациентов, я нередко вижу, что они добились в жизни серьезных успехов. Ведь победа над неврозом окрыляет человека, придает ему дополнительные силы. Горизонты своего бытия он начинает рассматривать по вертикали. А перенесенный когда-то невроз становится просто фактом его биографии.

На сегодняшний день, согласно статистике, неврозами страдает каждый третий. Эпоха стрессов и конфликтов оставляет заметный след на нашей психике, вынуждая нас адаптироваться к сложившимся условиям. Не каждый человек может позволить себе обратиться за помощью к специалистам и причин тому великое множество. Однако если невроз не лечить вовсе, это негативно сказывается на всём организме в целом. На начальных стадиях невротические расстройства . В этой статье мы поговорим о том, как лечить невроз самостоятельно.

Психологический подход к лечению неврозов

Существует ряд психологических методик для лечения неврозов, которые человек с лёгкостью может освоить сам и излечиться на ранних стадиях заболевания. Рассмотрим следующие психотерапевтические методы борьбы с невротическими состояниями:

  • релаксация, медитация;
  • аутогенная тренировка;
  • игротерапия (эффективна для детей дошкольного возраста);
  • вытеснение.

Метод релаксации заключается в полном расслаблении мыслей и тела. Необходимо сесть в удобную позу, закрыть глаза и сделать несколько медленных вдохов и выдохов. Дышать следует полной грудью, представляя, как воздух циркулирует по всему телу. Далее нужно представить красивый пейзаж (например, как вы отдыхаете на берегу океана) и находиться в нём как можно дольше, не забывая при этом делать дыхательные упражнения. Джанет Рейнуотер предлагает невротикам представить себя в виде цветка, меняющего цвет. После нескольких минут медитации необходимо сделать глубоких вдох и, выдыхая, открыть глаза. Свои впечатления желательно записать на листке бумаги, либо завести специальный дневник. Многих людей волнует вопрос: как избавиться от невроза самостоятельно, не посещая психотерапевтов и не высиживать долгие очереди к врачу. Методы релаксации и медитации достаточно легки в своём понимании и освоить их не составит особого труда. Аутогенная тренировка заключается в расслаблении и самовнушении. Следует сесть, расслабиться и вдохнуть как можно больше воздуха в лёгкие, представляя, как они полностью заполняются. Далее, необходимо, выдыхая всё содержимое, представить, как с ним уходят проблемы. Потом похожие упражнения проводятся со ступнями, кистями рук, животом, плечами и лицом. Впечатления от процедуры нужно записать в дневник. После всех манипуляций человек чувствует себя бодрым и отдохнувшим. К сожалению, неврозами страдают не только взрослые, но и дети. Родителям, чьи малыши подвержены невротическим состояниям, можно попробовать улучшить психологическое здоровье своего чада с помощью игры. С помощью данного метода можно выявить, какие страхи беспокоят ребёнка, что заставляет нервничать и проявлять агрессию. Главное в игре позволить ребёнку вести себя естественно, выражать свои чувства и эмоции. Родителю следует предложить ребёнку разыграть жизненные ситуации, наиболее беспокоящие малыша, с помощью игрушек. В детском возрасте игра является лучшим средством от невроза. Одна из причин невротических состояний – это годами накопленный негатив, который человек «проглатывает», не давая эмоциям и мыслям выходить наружу. Очень часто люди сами себе придумывают проблемы, навязывают болезни, например, пациенты с настолько обеспокоены своим здоровьем, что начинают заболевать своими же вымыслами. Психотерапевты всего мира советуют «выпускать пар», иными словами – вытеснять агрессию и негативные эмоции. Итак, как лечить невроз самостоятельно, с помощью специальных психологических приёмов? Вот некоторые рекомендации, помогающие освободиться от лишнего стресса и отрицательных мыслей:

  • изложить суть проблемной ситуации на листке бумаги и сжечь его, представляя, как вместе с дымом уходит весь негатив;
  • кричать в подушку или в безлюдном месте, с криком высвобождаются отрицательные эмоции, и создаётся ощущение облегчения;
  • повесить дома грушу, представлять лицо проблемы, с каждым ударом якобы решая её;

Особенности питания при неврозе

Оказывается, правильно питаясь, можно ускорить выздоровление при невротическом расстройстве и значительно улучшить своё общее состояние. Сбалансированное питание – отличное средство от невроза. Существует несколько советов о правильности употреблении пищи при неврозе:

  • не переедать, еда без желания не идёт на пользу;
  • тщательно пережевывать пищу;
  • не запивать еду водой, и пить минимум через 15 минут после еды;
  • питание должно быть разнообразным и правильным;
  • выпивать 2 литра жидкости ежедневно.

Несмотря на то, что невротическое состояние предполагает собой соблюдение диеты, можно иногда себя побаловать чем-нибудь сладким, например, шоколадом, который, как известно, повышает настроение. Не рекомендуется употреблять много кофе, энергетических напитков, острой и солёной пищи. Следует также исключить употребление алкоголя и табакокурение, которые при неврозе, как никогда, провоцируют спонтанные вспышки тревоги и агрессии. Диетологи всего мира советуют невротикам по утрам принимать капли женьшеня или элеутерококка, которые не только бодрят, но и приносят заряд энергии. Вечером, при сильном перевозбуждении, рекомендуется употреблять мятный чай или полстакана настоя пустырника.

Как избавиться от невроза самостоятельно

Рассмотрим простые и эффективные средства от невроза, доступные каждому человеку:

  • двигательные нагрузки, спорт;
  • режим дня;
  • хобби;
  • принятие фитованн, закаливание;

Занятия спортом также помогают при борьбе с неврозами. Невротикам показаны бег, фитнес, аэробика, как наиболее доступные виды спорта, позитивно влияющие не только на кровообращение, но и на нервную систему. Физические упражнения заряжают энергией и хорошим настроением на весь день, не оставляя места хандре. Невротикам необходимо ввести режим дня, который поможет себя дисциплинировать и правильно организовать. Когда человек просыпается и отходит ко сну в одно и то же время, организм подстраивается под график и устанавливает свои биологические часы. Иногда негативные эмоции появляются от скуки и одиночества. Эффективным средством от тоски является хобби. Приятное и полезное занятие отвлекает от насущных проблем и развивает личность. Например, терапию чтением активно практикуют западные психотерапевты в лечении не только неврозов, но и . Как известно, принятие горячей ванной на ночь расслабляет и помогает заснуть. А если водные процедуры совмещать с правильно-подобранным комплексом трав, можно значительно снизить накопленное в течение дня напряжение и возбудимость. Для фитованн используют листья ромашки, зверобоя, пустырника и мяты. Две столовые ложки трав заливают кипятком и дают настояться 40 минут, после чего добавляют в воду. Закаливание же не только повышает иммунитет и защитные функции организма, но и благотворно влияет на психику. Ощущение резкого холода помогает справиться с собой, подавить агрессию и тревогу.

Как бороться с неврозом с помощью музыки и цвета

Благотворное влияние музыки на психику известно ещё с давних времён. Когда-то, за неимением необходимых медикаментов, игрой на музыкальных инструментах пытались обезболивать роды. Существует три варианта терапии музыкой, доступные всем:

  • пассивное слушание;
  • активное участие;
  • интегрированный процесс.

Пассивная музыкотерапия предполагает собой обычное прослушивание музыкальных мелодий. В качестве «музыки для ушей» выбирают классику, спокойные, несложные произведения, например, композиции И. Брамса, Л. Бетховена, В.А. Моцарта. Активная музыкотерапия представляет собой пение, игру на музыкальных инструментах, иными словами, человек сам «делает» ту музыку, которая ему по душе. Иногда мелодии используют в комплексе с другими занятиями, оказывающими психотерапевтическое воздействие, например, чтение стихов под классику. Психотерапевты советуют невротикам, страдающим бессонницей, на ночь слушать успокаивающую музыку, например, Чайковского. Психосемантика цвета играет немаловажную роль и имеет сильное воздействие на психику, приводя нервные процессы в активную стадию возбуждения и наоборот. Известно, что зелёный и желтый цвета повышают настроение и побуждают к действию, синий и фиолетовый успокаивают и умиротворяют. «Кричащие» цвета, такие как красный, сиреневый, наоборот, возбуждают, а у невротиков и вовсе иногда вызывают вспышки агрессии. Правильно подобранная цветовая гамма в интерьере коренным образом влияет на настроение и работоспособность. Людям, склонным к депрессивным состояниям, психологи советуют окружить себя оранжевым и зелёным цветами, например, покрасить стены или купить яркую люстру.

Отрицательные эмоции и депрессии негативно влияют на здоровье человека, страдает не только психика, но и внутренние органы. Так, межличностные конфликты приводят к развитию функциональной диспепсии (невроз желудка), а эмоциональный стресс – к неврозу сердца. Даже при таком заболевании, как терапевты назначают антидепрессанты и успокоительные средства, так как одной из причин его возникновения считается психоэмоциональный стресс. Можно ли ? Ответ очевиден – да! На ранних этапах болезнь легко поддаётся без помощи психотерапевтов и невропатологов, главное, верить в свои силы и поставить себе цель. Вот следующие простые правила, выполняя их можно избавиться от этой проблемы навсегда:

  • необходимо избегать конфликтных ситуаций;
  • следует научиться контролировать свои эмоции;
  • при возникшем негативе – избавляться с помощью специальных психологических приёмов;
  • нужно правильно питаться;
  • соблюдать режим дня;
  • заниматься спортом, закаляться;
  • научиться расслабляться, отдыхать и радоваться простым вещам;
  • не злоупотреблять алкоголем и табакокурением;
  • найти полезное и приятное занятие – хобби.