Нравственные проблемы в повести Карамзина «Наталья, боярская дочь. Карамзин Николай - «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь

/ / / Образ Натальи в повести Карамзина «Наталья, боярская дочь»

Наталья Матвеевна Андреевна является главной героиней повести Карамзина Н.М. « ». По моему мнению, в образе девушки автор попытался показать нам свой идеал русской женщины.

Наталья предстает перед нами семнадцатилетней девушкой. Карамзин наделяет ее дивной красотой. Он сравнивает ее с нежным цветком. У девушки были алые щечки, стройная талия, темно-русые волосы. Все окружающие восхищались красотой Натальи. И, конечно же, отец очень любил свою дочь.

Кроме внешней, видимой красоты, у Натальи была очень добрая и щедрая душа. Она искренне любила своего отца, няню, родной город. Кроме того, девушка была очень трудолюбивой. Целыми днями она чем-то занималась: хлопотала по дому, посещала церковь, занималась рукоделием. У Натальи было много подружек, с которыми она частенько проводила вечера.

Со временем взросления Наталья понимает, что хочет любить и быть любимой. Она готова отдаться любимому человеку целиком и полностью. Когда в ее жизни появился , девушка, не раздумывая, отправилась за любимым. Молодой человек предложил ей тайно обвенчаться и Наталья согласилась. Она знала, что возможно отец не одобрит таких действий, но все равно решается на такой поступок, проявив силу своего характера.

Наталья полностью доверяет Алексею, ведь поселившись в лесной чаще, она не испугалась и доверила свою жизнь любимому. Даже в лесу Наталья постоянно занята делами, она помнит и беспокоится о своем отце. Посыльный постоянно приносит ей весть из отцовского дома.

Когда началась война, Наталья следует за своим мужем. Они сражаются плечо к плечу. И в конечном итоге побеждают. Царь прощает Алексея, а отец Натальи благословляет их брак.

В образе Натальи, Карамзин хотел показать нам, какой должна быть настоящая женщина. Ведь для женщины настоящее счастье заключается в счастье родных и близких.

«Наталья боярская дочь», произведение Карамзина — это яркий пример нового течения, которое использовали писатели конца девятнадцатого века, в том числе и Карамзин. Новым течением является сентиментализм и если до этого использовался классицизм, где изображался достойный гражданин своей Родины, его долг, честь, то теперь изображается внутренний мир человека, его чувства, переживания и тому примером есть работа Карамзина «Наталья, боярская дочь.

произведение карамзина наталья боярская дочь

О чем данное произведение? Конечно же, о любви, самой настоящей. О том чувстве, которое хотят испытать все, о котором все мечтают и Наталья — главная героиня, узнала, что такое любовь, что такое любить. Это произведение поведает нам историю любви дочери Матвея Андреева Натальи и сына боярина Любославского Алексея.

Наталья настолько сильно полюбила Алексея, что даже решилась на бегство из дома. Она уходит от отца, лишь бы быть рядом с мужем. Но и об отце никогда не забывала, поэтому их человек всегда приносил весточки об отце Натальи. Силу большой любви мы видим не только, когда Наталья уходит из дома за мужем, но и когда героиня отправляется в боевой поход с Алексеем, ведь без него немыслима была ее жизнь.

Завершается произведение хорошим окончанием, ведь Алексея прощает государь, как и прощает отец Натальи. Супруги едут в Москву и там счастливо живут.

В работе Карамзина «Наталья, боярская дочь» несколько главных героев. Можно выделить и Матвея, отца Натальи, который был честным и благородным. Можно выделить и няню, которая заменила мать Наталье, и Алексея — возлюбленного Натальи, но все-таки, главная героиня — это Наталья, не зря же автор ее именем назвал свою работу. Наталья — образец настоящей русской женщины, которая умеет любить, заботиться о ближних. Ее мир, как внутренний, так и внешний, прекрасен. Она скромная, и при этом сильная духом. Наталья — это образец преданности и верности, идеальны образ жены, возлюбленной и дочери.

Алексей — главный герой повести. Автор представляет нам его в тот момент, когда Наталья увидела его в церкви. «Пре­красный молодой человек… как царь среди всех прочих людей». Далее Карамзин называет его красавцем, говорит о том, что Наталья влюбилась в него с первого взгляда.

Это помогает нам представить внешность героя.

Далее автор характеризует Алексея через его поступки. Во- первых, он решительно добивается своей цели: он устраивает свидание с Натальей, уговаривает её венчаться. Он твердо зна­ет, что брак через сватовство пока невозможен, поэтому прибе­гает к такому способу.

Мы понимаем, что действия его незаконны, но не осуждаем героя, потому что он действует по велению сердца и намерения у него добрые.

Большое значение имеет в повести рассказ об отце Алексея, о прошлом героя. Он хочет вернуть себе доброе имя, готов на подвиги, на служение отечеству.

Н.М. Карамзин характеризует Алексея как набожного чело­века. Он часто бывает в церкви, «молится усердно». Руковод­ствуется в своих поступках заповедями Божьими.

Искусно автор характеризует героя через его речь. Это также можно увидеть в том монологе, когда Алексей рассказывает Натааье свою историю. Речь его эмоциональна, насыщена об­разными выражениями («возмущали спокойствие царства», «скорбь иссушила сердце», «златые дни младенчества»), Алек­сей описывает и анализирует происходившие с ним события. Так говорить может только страстный, с богатым воображени­ем, искренний и добрый человек.

Многое говорит о герое его отношение к любви. Он спосо­бен на настоящие чувства, это чувство очень сильное («умереть или жить с тобою»). Любовь в жизни героя единственная и на всю жизнь. Это говорит о необычайной цельности характера.

Когда Алексей собрался на войну, «сердце его затрепетало, кровь закипела». Он настоящий патриот, готовый в любой час встать на защиту Родины. Литовцы были побеждены во мно­гом благодаря действиям Алексея и Натальи.

Только совершив воинский подвиг, Алексей обратился к царю с просьбой о помиловании, чем обеспечивается счастли­вый финал повести.

Вывод: в образе Алексея показан идеальный слуга царя. Неподкупный и честный; настоящий человек, добрый, умный, эмоциональный, способный на высокие чувства. В изображе­нии этого героя соединились черты сентиментализма (много внимания уделено жизни его души) и романтизма (исключи­тельный герой в исключительных обстоятельствах).

Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, то есть говорили, как думали? По крайней мере я люблю сии времена; люблю на быстрых крыльях воображения летать в их отдаленную мрачность, под сению давно истлевших вязов искать брадатых моих предков, беседовать с ними о приключениях древности, о характере славного народа русского и с нежностию целовать ручки у моих прабабушек, которые не могут насмотреться на своего почтительного правнука, но могут наговориться со мною, надивиться моему разуму, потому что я, рассуждая с ними о старых и новых модах, всегда отдаю преимущество их подкапкам, и шубейкам перед нынешними bonnets a la… и всеми галло-албионскими нарядами блистающими на московских красавицах в конце осьмого-надесять века. Таким образом (конечно, понятным для всех читателей), старая Русь известна мне более, нежели многим из моих сограждан, и если угрюмая Парка еще несколько лет не перережет жизненной моей нити, то наконец не найду я и места в голове своей для всех анекдотов и повестей, рассказываемых мне жителями прошедших столетий. Чтобы облегчить немного груз моей памяти, намерен я сообщить любезным читателям одну быль или историю, слышанную мною в области теней, в царстве воображения, от бабушки моего дедушки, которая в свое время почиталась весьма красноречивою и почти всякий вечер сказывала сказки царице NN. Только страшусь обезобразить повесть ее; боюсь, чтобы старушка не примчалась на облаке с того света и не наказала меня клюкою своею за худое риторство… Ах нет! Прости безрассудность мою, великодушная тень, – ты неудобна к такому делу! В самой земной жизни своей была ты смирна и незлобна, как юная овечка; рука твоя не умертвила здесь ни комара, ни мушки, и бабочка всегда покойно отдыхала на носу твоем: итак, возможно ли, чтобы теперь, когда ты плаваешь в море неописанного блаженства и дышишь чистейшим эфиром неба, – возможно ли, чтобы рука твоя поднялась на твоего покорного праправнука? Нет! Ты дозволишь ему беспрепятственно упражняться в похвальном ремесле марать бумагу, взводить небылицы на живых и мертвых, испытывать терпение своих читателей, и наконец, подобно вечно зевающему богу Морфею, низвергать их на мягкие диваны и погружать в глубокий сон… Ах! В самую сию минуту вижу необыкновенный свет в темном моем коридоре, вижу огненные круги, которые вертятся с блеском и с треском и, наконец, – о чудо! – являют мне твой образ, образ неописанной красоты, неописанного величества! Очи твои сияют, как солнцы; уста твои алеют, как заря утренняя, как вершины снежных гор при восходе дневного светила, – ты улыбаешься, как юное творение в первый день бытия своего улыбалось, и в восторге слышу я сладко-гремящие слова твои: «Продолжай, любезный мой праправнук!» Так, я буду продолжать, буду; и, вооружась пером, мужественно начертаю историю Натальи, боярской дочери. – Но прежде должно мне отдохнуть; восторг, в который привело меня явление прапрабабушки, утомил душевные мои силы. На несколько минут кладу перо – и сии написанные строки да будут вступлением, или предисловием!

В престольном граде славного русского царства, в Москве белокаменной, жил боярин Матвей Андреев, человек богатый, умный, верный слуга царский и, по обычаю русских, великий хлебосол. Он владел многими поместьями и был не обидчиком, а покровителем и заступником своих бедных соседей, – чему в наши просвещенные времена, может быть, не всякий поверит, но что в старину совсем не почиталось редкостию. Царь называл его правым глазом своим, и правый глаз никогда царя не обманывал. Когда ему надлежало разбирать важную тяжбу, он призывал к себе в помощь боярина Матвея, и боярин Матвей, кладя чистую руку на чистое сердце, говорил: «Сей прав (не по такому-то указу, состоявшемуся в таком-то году, но) по моей совести; сей виноват по моей совести» – и совесть его была всегда согласна с правдою и с совестию царскою. Дело решилось без замедления: правый подымал на небо слезящее око благодарности, указывая рукою на доброго государя и доброго боярина, а виноватый бежал в густые леса сокрыть стыд свой от человеков.

Еще не можем мы умолчать об одном похвальном обыкновении боярина Матвея, обыкновении, которое достойно подражания во всяком веке и во всяком царстве, а именно, в каждый дванадесятый праздник поставлялись длинные столы в его горницах, чистыми скатертьми накрытые, и боярин, сидя на лавке подле высоких ворот своих, звал к себе обедать всех мимоходящих бедных людей, сколько их могло поместиться в жилище боярском; потом, собрав полное число, возвращался в дом и, указав место каждому гостю, садился сам между ими. Тут в одну минуту являлись на столах чаши и блюда, и ароматический пар горячего кушанья, как белое тонкое облако, вился над головами обедающих. Между тем хозяин ласково беседовал с гостями, узнавал их нужды, подавал им хорошие советы, предлагал свои услуги и наконец веселился с ними, как с друзьями. Так в древние патриархальные времена, когда век человеческий был не столь краток, почтенными сединами украшенный старец насыщался земными благами со многочисленным своим семейством – смотрел вокруг себя и, видя на всяком лице, во всяком взоре живое изображение любви и радости, восхищался в душе своей. – После обеда все неимущие братья, наполнив вином свои чарки, восклицали в один голос: «Добрый, добрый боярин и отец наш! Мы пьем за твое здоровье! Сколько капель в наших чарках, столько лет живи благополучно!» Они пили, и благодарные слезы их капали на белую скатерть.

Н.М. Карамзин в повести «Наталья, боярская дочь» обращается к историческому прошлому России.

Наталья, главная героиня повести, живет в эпоху допетровской России. Ее отец, боярин Матвей, – богатый человек, верный советник царя. Мать Натальи умерла и ее воспитывала няня. Тогда в личной жизни людей главными были правила «Домостроя», и жизнь Натальи полностью подчиняется этому укладу. Рано утром вместе с няней они идут в церковь молиться, затем раздать бедным милостыню. Дома Наталья работает за пяльцами, шьет, плетет кружево. Отец отпускает ее на прогулку с няней в сад, а затем она опять садится за рукоделье. Вечером ей разрешается пообщаться с подружками под присмотром нянюшек. Жизнь Натальи замкнута и бедна событиями, но даже при такой жизни она умеет мечтать и много размышляет. Автор показывает, как она добра, как любит отца и строгую няню, как любуется природой и красотой Москвы. Она трудолюбива и послушна, какой и должна быть девушка того времени. Но приходит время, и она начинает мечтать о любви.

Долгожданная встреча произошла в церкви, и Наталья влюбилась с первого взгляда, не зная даже имени молодого человека. Не увидев его на следующий день, она тоскует и страдает, не ест, не пьет, пытаясь при этом скрыть свою тоску от отца и няни. Встретив его снова, она счастлива так, что «час обедни был для нее одною блаженною секундою». Няня устроила влюбленным свидание, и молодые люди сговорились бежать и обвенчаться тайно. И автор подробно изображает переживания героини: счастье любви, неколебимое доверие к Алексею, чувство вины перед любящим отцом, стыд за ту боль, которую она ему причиняет. Но по «Домострою» жена должна все забыть для мужа и во всем ему повиноваться. Наталья готова к этому. Даже когда няня, испугавшись вооруженных слуг Алексея, закричала, что они в руках у разбойников, Наталья успокоилась по одному только слову Алексея. Она верила и знала, что он не может быть злым человеком. Она счастлива с любимым мужем, но вышивает узорные полотенца и для него, и для отца. Наталья мечтает о том, чтобы отец простил свою дочь, молится об этом.

Когда же Алексей собрался на войну, то героиня даже не помышляет о том, чтобы отпустить его одного. Надев мужской наряд и спрятав волосы под шлем, она идет с Алексеем на поле битвы и храбро сражается, заслужив прощение царя и любимого родителя.

Итак, мы видим, что героиня мечтательна и женственна, душа ее полна тонких и противоречивых переживаний. В то же время в трудную минуту она может быть сильной и отважной, способной на решительные поступки и верящей в добро и Божью милость.