Обучение в вечерней школе после 9. Обучение в вечерней школе

Школа выходного дня и вечернего обучения.

Наша Школа выходного дня и вечернего обучения работает для обучающихся 5-11 классов без ограничения в возрасте!
И особенно востребована обучающимися старше 18 лет!!!
По статистике, только в вечерних школах Москвы ежегодно обучается более семи с половиной тысяч человек (данные 2014г.)

Здесь учатся те наши совершеннолетние ученики, кто не закончил школу в своё время по различным причинам, но сейчас уже имеет работу (работает по сменам или в режиме 5-дневной рабочей недели с двумя выходными), но хочет продвигаться по карьерной лестнице дальше и ему просто жизненно необходимо наверстать упущенное и закончить школу.

Согласно типовому положению об общеобразовательных учреждениях, в обычных, дневных школах учатся несовершеннолетние дети и подростки. Взрослые же, не успевшие получить основное или полное среднее образование до 18 лет, могут закончить его в вечерней школе. Жизненные ситуации у учеников вечерних школ очень разные: кто-то после окончания основной средней школы отслужил в армии и, собираясь в дальнейшем учиться в вузе, пока готовится в вечерней школе по программе 10, 11 класса к итоговой аттестации, получению аттестата и сдаче ЕГЭ, кто-то учился в техникуме или колледже, но не закончил его - женился или вышел замуж, прервав учебу «по семейным обстоятельствам». Кто-то приехал из другого города или даже страны и заканчивает образование по новым для себя российским образовательным стандартам.
Это, однако, нисколько не ограничивает этих взрослых учащихся в правах и возможностях получения хорошего образования. Вечерняя школа - это возможность получить полноправные аттестаты об основном и полном среднем образовании государственного образца! Да еще и в более удобное время!

Вечерняя школа – особое образовательное учреждение, которое предоставляет всем желающим приобрести общее среднее образование. Основными учениками выступают взрослые работающие люди, поэтому занятия проходят в вечернее время. Некоторые наивно полагают, что обучение в вечерней школе – пережиток советской эпохи, который совсем утратил свою актуальность. В действительности, напротив, этот вид образовательных учреждений никогда не утрачивал значимости и популярности: многие люди ежегодно записываются на занятия!

Кто её посещает?

Учиться в вечерней школе могут все граждане, которые по каким-либо причинам не получили среднего образования. Как правило, за помощью обращаются взрослые граждане возрастом более 20 лет, за плечами которых есть всего 9 классов, а иногда и того меньше. Нередко, учениками становятся молодые люди, прошедшие срочную службу в армии и решившие поступать в ВУЗы. В таких случаях, они смогут освоить недостающую программу и смело подавать документы в приёмную комиссию. Кроме того, повышать образование приходят работающие люди, которым необходимо повышение по службе, а рабочий график совершенно не позволяет обучаться днём. Поскольку большинство работодателей настаивает на наличии у сотрудников общего образования, данная группа обучающихся, как правило, численно преобладает. Вечерняя школа становится для них реальной возможностью улучшить условия труда и добиться карьерного роста.

Особенности обучения

Основной особенностью, отличающей данные учреждения от привычных школ, является время работы. Занятия начинаются в 16-17 часов, когда многие учащиеся уже приходят с работы. Заканчиваются уроки поздно вечером — примерно в 20 — 20.30.

Режим работы вечернего образовательного учреждения, как правило, не предусматривает ежедневных занятий. Они ведутся несколько раз в неделю, притом часовая нагрузка на предмет значительно меньше, чем в обычной школе.

Ещё одной отличительной чертой является «разношёрстный» состав учащихся. В классе собирается аудитория самого разного возраста, что делает процесс обучения довольно непростым.

Проблемы вечерних школ

Несмотря на большую значимость данного образовательного звена, вечерние учреждения сталкиваются с немалым кругом проблем. Рассмотрим, наиболее существенные аспекты.

Финансирование. Особый статус, к сожалению, «играет» против заведений: они получают от государства гораздо меньше денег, нежели обычные школы. Подчас руководство вынуждено не просто сокращать заработную плату педагогов, но и не готово пополнить штат дополнительными специалистами. Разумеется, это сказывается не только на зарплатах сотрудников, но и на качестве образовательного процесса в целом. Нехватка средств на своевременный ремонт, замену и обновление оборудования и компьютеризацию делает процесс обучения не комфортным и существенно снижает его эффективность.

Отсутствие методологической базы. Учителя данных заведений не имеют специальных учебных пособий. Поэтому весь процесс строится по привычным школьным принципам и на одинаковом материале. Педагогу приходится не просто адаптировать школьную программу под новые условия, но и суметь «втиснуть» материал в сжатые сроки. Стоит отметить, что в простых школах количества часов, отведённых на тему, зачастую не хватает для должного изучения. В вечерней школе этого времени оказывается ещё меньше! Так, большинство вопросов остаётся на самостоятельное изучение.

Времена "Большой перемены" и "Весны на Заречной улице" не прошли

В этой прокопьевской школе занятия трижды в неделю. У старшеклассников нет дневников, многие – уже сами мамы и папы. Если такие ученики прогуливают школу – значит, их с работы не отпустили. Класс помладше – проблемные подростки, которых выгнали из обычных школ. Наш корреспондент заглянул в вечерку, чтобы выяснить, насколько все изменилось со времен «Большой перемены» и «Весны на Заречной улице».

Урок английского в вечерней школе г. Прокопьевска

Нахулиганила

Единственная в Прокопьевске вечерка работает на базе бывшего 41-го училища. С 2013 года училище вошло в состав электромашиностроительного техникума, но будем называть его на старый манер. Здесь как будто не одна, а две вечерних школы. Старшеклассники (ученики 10–12-х классов) – взрослые, ответственные и социализированные. А в 9-й класс школьники попадают по направлению инспекции по делам несовершеннолетних. Выпускники здешнего девятого класса, как правило, продолжают образование в других учебных заведениях. Крайне редко поступают сюда же в десятый.

Девятиклассница Антонина (имя по этическим причинам изменено) в вечерней с октября, до этого ходила в обычную школу. Одета по-деревенски, закутана в пуховый платок и напоминает изображенную на шоколадке «Аленка» девочку, только повзрослее и покрупнее. Производит впечатление человека открытого, доверчивого и неконфликтного.

– За что вас сюда перевели?

– За хулиганство.

– Что именно совершили?

– Нахулиганила. Окна била в школе.

– Вы кажетесь спокойной.

– Они там все время говорили: «Тонька то! Тонька это! Тонька опять накосячила…». И я решила: «Раз вы так говорите, вот вам – получайте!».

– Здесь такого нет?

– Нет. Здесь учителя другие.

По словам сегодняшних учителей Антонины, она, если и была когда-то неуправляемой, теперь ведет себя иначе. Правда, недавно сбежала с последнего урока, пришлось звонить Тониной бабушке. Соответствующего вопроса не задаю, но и так понятно, что родителей у девушки либо нет, либо судьба дочери им безразлична.

Самая первая в Прокопьевске вечерняя школа открылась в 1933 году и находилась в переулке Артема. С конца 90-х началось сотрудничество этой школы с 41-м училищем. В училище набирали в том числе и группы двухгодичников, которые получали только профессию, но не аттестат о среднем образовании. Многие параллельно учились в вечерке. Чтобы упростить жизнь таким студентам, решили проводить уроки и в стенах 41-го. Ныне школы в переулке Артема уже нет. Восемь лет назад она полностью «переехала» в училище, где обучаются и студенты, осваивающие профессию, и – отдельно – ученики вечерней школы. Бывшие педагоги «вечерки» теперь работают в училище: ведут уроки как в группах студентов, так и в классах вечерней школы.

Беседую как раз с такой учительницей. Имя она попросила не называть.

– Вот смотрите, – объясняет она. – Ученик Н. – не надо, чтобы его фамилия мелькала. Совершил преступление – одно, второе. В обычной школе много занятий пропускал. В конце концов, там поставили вопрос ребром. Он говорит: «Я не буду к вам ходить!». Пришел к нам – и теперь один из лучших в классе. Старается. Хочет потом поступать в училище или в техникум.

Как рассказала учительница, Н. «воровал металл откуда-то». Она верит, что парень исправился. И очень за него переживает.

– Я разговаривала со следователем. Будет суд. Надеюсь, дадут условно.

– А если все-таки попадет в колонию?

– Там тоже школа есть. Доучится. У меня есть такие дети, которые в колонии сидят и звонят мне оттуда.

Детьми здесь называют всех воспитанников, даже великовозрастных (пару лет назад в этой школе учился сорокатрехлетний мужчина). Что касается звонков из колонии, учительница вспоминает девятиклассницу, которая вышла замуж и ушла из вечерки. Родила двоих. На работу без образования устроиться не смогла. Чтобы прокормиться, торговала наркотиками. Девятилетку все-таки окончила, но уже за колючей проволокой. Бывшая ученица, освободившись, вряд ли придет в старшие классы вечерней, но с криминальным прошлым все-таки порвет, уверена учительница.

Насколько успешно социализируются те, кого в вечерку направила инспекция по делам несовершеннолетних? Педагоги затруднились ответить. Некоторым трудным подросткам на направление плевать: чтобы воровать и грабить, аттестат не требуется. И учителя иногда слышат: «Ваш ученик за решетку попал!», а этот преступник в вечерней школе и не был ни разу. Те, кто ходит на занятия, как правило, берутся за ум. Для них вечерка – шанс изменить жизнь, и они этот шанс стараются не упустить.

– Знаете, недавно на улице мужчину встретила, – рассказывает все та же учительница. – Поздоровался: «Помните, я у вас учился?». Толя! Он у нас девятый класс оканчивал. Рассказывает: «Я в Москве. Окончил медучилище. Работаю медбратом в воинской части». У Толи все сложилось, как он мечтал. Я так за него рада!

Девятиклассники, которых увидел, на преступников не похожи. Вполне адекватные и вежливые, правда, не слишком общительные. Думаю, многие могли бы остаться в обычных школах, из которых исключают – чтобы показатели не портили – не только начинающих уголовников, но и мелких хулиганов, прогульщиков. А еще в вечернюю уходят забеременевшие школьницы.

– У вас к таким молодым мамам нормально относятся?

– Конечно, это же жизнь. Для обычной школы это что-то нестандартное, а у нас и взрослые люди учатся. У нас косо не смотрят, – рассказывает учительница.

Карьеристы и технички

В прокопьевской вечерке учились и те, кто в свое время окончил только пять классов. Но таких в городе осталось совсем мало, соответствующий класс не укомплектовать, и они ездят в новокузнецкую вечернюю школу, чтобы наверстать упущенное. А в прокопьевской сегодня самый младший класс – девятый. И девятиклассников все больше. В обычных школах после девятого прежде сдавали только два ОГЭ, теперь – пять. Соответственно, число несдавших увеличилось. Проваливших экзамен нередко переводят в вечернюю. Об этом рассказала Ольга Терентьева – преподаватель русского и литературы вечерней школы и классный руководитель 12-х классов.

Согласно закону «Об образовании», обязательным является основное образование (до 9-го класса включительно). Однако многие работодатели трактуют закон иначе и отправляют учиться в вечернюю тех, у кого нет «среднего полного», то есть одиннадцати классов. Ольга Сергеевна объясняет, что многие старшеклассники вечерней поступили в эту школу под угрозой увольнения с работы. Другим ЕГЭ нужен для поступления в вуз. Вообще, в вечерней все очень неоднородно. Взрослые люди. Почти все старшеклассники работают. У каждого свой бэкграунд, жизненный опыт и свои мотивы окончить одиннадцатый (точнее, двенадцатый – программа здесь пролонгирована).

Несколько лет назад у Ольги Сергеевны был ученик, который работал водителем, и говорил, что не собирается всю жизнь крутить баранку и глотать пыль, а хочет сидеть в кабинете на руководящей должности, носить белую рубашку и модный пиджак. Он добился своей цели.

Впрочем, за школьные учебники в зрелом возрасте берутся не только карьеристы, но и те, кому действительно можно посочувствовать.

– Учатся санитарки. Продавцы, которые не хотят пивом торговать, а хотят двинуться куда-то дальше. Технички. Вот вчера ученица говорит: «Сколько я могу драить полы и чистить унитазы?! Когда надо было, я не училась, а теперь сижу на уроке и ничего не понимаю». Но она старается, – рассказывает Ольга Терентьева.

А еще в вечерке училась девушка, которая параллельно оканчивала Прокопьевский музыкальный колледж. Хотела как следует подготовится к ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Сейчас она вокалистка в одном из московских театров.

К ЕГЭ Ольга Сергеевна в целом относится положительно. Выпускники вечерней сдают его в общем потоке, вместе с учениками обычных школ. Им уже не приходится рассчитывать, что знакомые преподаватели пожалеют. А ушлые – есть, конечно, и такие – понимают, что аттестат теперь не купить: по электронной базе легко проверить, сдавал ли обладатель «корочек» ЕГЭ.


Ольга Терентьева на уроке

Но, по словам Ольги Терентьевой, учиться все же лучше вовремя. Когда-то программы вечерней и обычных школ совпадали, на каждый предмет отводилось одинаковое количество часов. Теперь занятия три дня в неделю. По форме – уроки, а по сути – консультации. Много материала нужно освоить самостоятельно. В течение года ученики сдают несколько зачетов по всем предметам. Провалы на ЕГЭ и ОГЭ не часто, но случаются. Некоторые старшеклассники, вроде бы пришедшие с желанием учиться, вечернюю школу все-таки бросают.

Как рассказали педагоги, в прошлом году одной ученице пришлось оставить учёбу, потому что начальник не захотел пересмотреть её рабочий график. Наверное, управлять необразованными проще.

«Лучшие «корки» в городе»

Сегодня в прокопьевской вечерке учатся около 40 девятиклассников и 30 старшеклассников.

За несколько минут до начала первого урока в выпускном классе успеваю совсем коротко переговорить с тридцатипятилетней Светланой.

– Забыла все абсолютно! – признается она. – Но здесь учителя понятнее объясняют, все разжевывают. Даже смешно, что я эти темы не понимала в свое время.

После вечерней школы Светлана собирается в медицинский колледж. У нее сын в девятом, дочь в шестом. Помогает им делать уроки, и дети оценили, насколько повысился уровень маминой эрудиции.

Десятиклассник Евгений Шабаев работает слесарем-ремонтником на разрезе. В свое время получил в училище №12 профессию, но не аттестат о среднем образовании. В вечерку пришел сам, на работе не заставляли. Работает: день, ночь, двое суток дома. Иногда получается ходить на занятия все три раза в неделю, иногда – только раз. Учителя говорят, у Шабаева хорошая успеваемость.

– У нас лучшие «корки» в городе – права на БелАЗ или на бульдозер. Учат в Гостехнадзоре, там одиннадцать классов не надо, – рассуждает Евгений.

– А зачем тогда пошли в вечернюю?

– Пригодится. Хочу учиться, пока есть время и возможность.

Юлия – одноклассница Евгения. Ездит на занятия из села Михайловка. Там шестьсот жителей и только девятилетка, окончив которую, девушка прошла курсы мастера маникюра. Сейчас работает по этой специальности. После двухгодичного перерыва решила вернуться в школу – теперь уже в вечернюю.

– Очень удобный график: только три дня в неделю. Поэтому удается совмещать с работой. – рассказывает Юлия.

– Работодатель на учебу отпускает?

– Я на себя работаю.

– Здесь строго спрашивают, учат всерьез?

– Посерьезнее, чем в школе, где я училась раньше.

Михайловка относится к Прокопьевскому району, но гораздо ближе к Киселевску – всего в пятнадцати минутах езды. Прокопьевские преподаватели объяснили, что, насколько им известно, в Киселевске ни одной вечерней школы не осталось. И в Управлении образования Киселевска подтвердили, что вечерки в этом городе больше нет.

Добавим, что на весь Прокопьевский район осталась одна вечерняя школа – на базе аграрного колледжа в поселке Школьный. Звонили туда. Руководители колледжа говорят, что на целый район одной вечерки мало, жители не всех сел и поселков могут регулярно ездить в Школьный.

Классическая бесплатная государственная ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА поможет Вам получить недостающее образование начиная с 6 класса. Вы сами выберете себе удобный график обучения: очную, очно-заочную или заочную форму получения образования.

Основная задача школы:

обеспечение равной возможности реализации конституционного права на получение образования всем гражданам России, в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка, места проживания, не взирая на образовательный, национальный, возрастной цензы и физические недомогания. Школа реализует эту задачу на базе многопрофильности, многофункциональности, гибкости форм и режима работы. Школа должна стать гарантом доступности и подлинной демократичности образования для ВСЕХ, но особенно для тех, кто в силу разных причин не может учиться в обычной школе, предоставлять возможность учиться всем желающим любого возраста, как работающим, так и не работающим, в удобной форме и в удобное время. Школа должна средствами образования содействовать социальной защите и психолого-педагогической реабилитации учащихся школы. Школа должна стать эффективным Центром социализации личности учащихся.

Основы работы школы::

  • признание права на образование в любом возрасте как одного из важнейших фундаментальных прав человека;
  • ориентация образования на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;
  • содействие гармонизации интересов личности учащихся и общества в целом;
  • обеспечение доступности качественного образования и просвещения для каждого гражданина;
  • учет специфики образовательных потребностей различных категорий учащихся вечерней школы
  • формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

    Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, является органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

    Важнейшие задачи воспитания — формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Кто же является учащимися школы на сегодняшний день:

    Взрослые учащиеся, имеющие большой перерыв в учебе, работающие, и поэтому вынужденные получать образование в вечернее время. К этой категории учащихся относятся люди, окончившие 9 классов средней школы, работающие и понявшие, что без полного среднего образования дальнейший карьерный рост невозможен. К этой же категории относятся и домохозяйки, ухаживающие за детьми, а также беременные женщины.

    Военнослужащие, проходящие срочную воинскую службу в Дивизии Дзержинского, а также уволенные в запас воины-срочники и контрактники, в т.ч. и из горячих точек. Мотивация у этих учащихся самая различная, от получения знаний и продолжения образования в ВУЗах до получения просто документа об образовании.

    Молодые люди, окончившие профессиональные училища без среднего образования, а также отчисленные из колледжей и училищ по различным причинам. Школа имеет договор с колледжами СПО «Колледж автоматики и радиоэлектроники» № 27 и ГОУ СПО Технологический колледж № 28 о переходе отчисляемых оттуда учащихся непосредственно в нашу школу.

    Мигранты и эмигранты, получающие образование в рамках программы Московского правительства «Школа русского языка». По этой программе приезжающие в страну официальные мигранты и эмигранты в течение 1 учебного года получают интенсивный курс обучения русскому языку для возможности дальнейшего получения образования в государственных учебных заведениях. По окончании «Школы русского языка» они становятся учащимися этнокультурного класса нашей школы. В настоящее время в этнокультурном классе школы обучаются беженцы из Афганистана.

    Подростки, по разным причинам не имеющие возможности продолжать образование в массовой школе. Среди причин невозможности продолжать обучение в массовой школе преобладают следующие:

    • Желание ускоренно окончить среднюю школу (таки подростки выбирают экстерную форму обучения)
    • Конфликты с учащимися или учителями в школе, где они обучались до этого
    • Тяжелое финансовое положение в семье, вынуждающее подростка либо идти работать и совмещать работу с учебой в вечернее время, либо параллельно со средним образованием в вечерней школе получать профессиональное образование

      Так называемые «трудные» подростки, от которых либо по причине их отклоняющегося поведения, либо по причине отставания в учебе стараются избавиться массовые дневные школы.

    Люди с физическими недостатками, инвалиды, в том числе военнослужащие, проходящие лечение после ранений, полученных в горячих точках, в госпитале им.Бурденко

    Лица, пребывающие под следствием в следственном изоляторе СИЗО № 6. Это – девушки и молодые женщины, высоко замотивированные на учебу, т.к. горько осознали ошибки, совершенные ими. Именно школьные занятия, регулярные и серьезные, помогают им не потерять себя как личность.

Не каждому человеку удалось получить вовремя хотя бы общее образование. Не нужно думать, что ученики вечерних школ неудачники или недалекие люди. В их жизни могло случиться что угодно — некоторые в юности вовремя не поняли, насколько важно образование, и бездельничали на уроках, кто-то рано вступил в брак, иногда уже в детстве кто-то был вынужден работать.

Особенности вечерних школ

В вечерней общеобразовательной школе обучаются вечером. Отсюда и название. Получить образование там можно бесплатно, если вам не нужен интенсивный сокращенный курс обучения. Тогда цена обучения назначается по договору, составленному администрацией школы. Благодаря графику занятий можно совмещать учебу с работой или с другой учебой, а также параллельно приобрести профессию.

Любой, кому уже есть 15 лет может стать учеником этой школы. Выпускникам вечерних школ дают аттестаты такие же, как выдают в обыкновенных школах. Занятия проходят не каждый день. Из-за этого программу обычной школы старших классов (10-11) в вечерних школах преподают 3 года.

Что дает вечерняя школа?

В вечерней школе ученик может получить общее среднее образование, если он серьезно настроен и обладает хорошим самоконтролем. После вступления в силу в 2014 году нового Закона об образовании, вечерние школы обучают по общим стандартам, существующим в обычных дневных школах. Для выпуска всем ученикам обязательно необходимо сдать ЕГЭ (единый государственный экзамен).

Процедура поступления в вечернюю школу

Чтобы поступить в вечернюю школу, нужны документы:

  • паспорт;
  • согласие родителей (при возрасте менее 18 лет);
  • аттестат об основном образовании;
  • фотографии;
  • медицинский полис;
  • заявление.

Иногда школы предъявляют дополнительные требования, например, требуют медицинскую справку о состоянии здоровья.

Если вы потеряли аттестат, а восстановить не смогли, вам устроят собеседование или вступительное испытание, по результатам которого проведут зачисление.

Среди учащихся вечерних школ есть взрослые работающие люди, молодые и многодетные мамы, прибывшие из других стран люди, желающие получить образование по российским стандартам. Зрелые люди, осознавшие ценность образования, с трудом находящие время для учебы, порой поражают учителей тягой к знаниям, серьезным подходом и результатами учебы.

Как и любое учебное заведение, вечерняя школа имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы:

  • занятия проходят не каждый день. Уроки идут несколько раз в неделю. При этом нагрузка на один урок меньше, чем в обычной общеобразовательной школе;
  • это бесплатно. Согласно статье 43 конституции РФ, у каждого есть право на то, чтобы получить основное общее образование, поэтому и за учебу в вечерней школе никто не потребует денег;
  • можно совмещать с работой. Занятия как правило начинаются с 17 часов. Поэтому после работы вполне можно успеть на уроки.

Минусы:

  • классы с учениками разных возрастов. В классе могут учиться и молодые люди и люди в возрасте. Поэтому темп подачи материала учителем может быть как очень быстрым, так и очень медленным, придется подстраиваться под своих одноклассников;
  • схематичная подача материала. За счет того, что программы идут по ускоренному курсу, не всегда есть возможность у преподавателя долго заострять внимание на той или иной теме;
  • это необязательно. Чаще всего в вечерних школах обучаются уже взрослые люди, которые прожили достаточно времени без какого-либо образования и привыкли к этому. Так что тем, у кого есть проблемы с самодисциплиной, будет трудно себя заставить регулярно посещать уроки.

Как мы уже говорили выше, по окончании вечерней школы ученику выдается на руки аттестат о полном среднем образовании, если он закончил 11 классов, или аттестат о неполном среднем образовании, если закончен 9-летний курс обучения. Аттестат является документом государственного образца и ничем не отличается о того, что выдают в дневной школе. Поэтому после «вечерки» продолжить обучение можно в любом заведении.

Получить профессию после 9 классов можно в колледже, техникуме или училище. Для этого обязательно, чтобы результаты ОГЭ (основной государственный экзамен) не были отрицательными. Абитуриенту нужно будет предоставить приемной комиссии копию паспорта, аттестат о неполном среднем образовании, сертификат с результатами ОГЭ, страховой полис, медицинскую справку и фотографии 3×4. Также необходимо написать заявление на поступление в это учебное заведение. Как правило, прием на бюджет осуществляется на основе результатов ОГЭ и оценок за школьные экзамены в аттестате. Некоторые специальности требуют сдачи дополнительного внутреннего экзамена уже в самом учебном заведении. Оценка, полученная за него также учитывается при приеме абитуриента в суз.

После 11 классов выпускнику вечерней школы можно поступать в любое высшее учебное заведение. Для этого необходимо сдать ЕГЭ (единый государственный экзамен) по предметам, которые являются обязательными для выбранной профессии, русскому языку и математике. На сайтах вузов всегда указан перечень предметов, необходимых для поступления. В приемную комиссию нужно принести аттестат о полном среднем образовании, сертификат с результатами ЕГЭ, копию паспорта, 6 фотографий и заявление на поступление.

Поэтому не стоит бояться и переживать, что окончание вечерней школы как-то скажется на продолжении обучения. Выпускники этих школ имеют все те же права, что и учащиеся дневных школ.

Как бы трудно ни складывалась жизнь, вера в себя и трудолюбие помогут в учебе, дадут шанс сделать свою трудовую карьеру успешной.