Опираясь на сведения из энциклопедии. Михаил Васильевич Ломоносов как лингвист

Кривые поверхности, которые полностью, без растяжения или сжатия, без разрывов и складок можно совместить с плоскостью, называют развертываемыми. К этим поверхностям относятся лишь линейчатые и только такие, у которых смежные образующие пересекаются между собой или параллельны. Этим свойством обладают торсы (поверхности, образованные прямыми, касательными к направляющей пространственной кривой), конические и цилиндрические поверхности. Остальные линейчатые поверхности, а также все не линейчатые - являются не развертываемыми.

Построение полной развертки прямого кругового усеченного цилиндра вращения

(рис. 10.41).

Для построения развертки цилиндра достаточно представить его как призму с большим количеством граней (фактически достаточно 12-16 таких граней), равномерно разделив окружность основания цилиндра на равное число частей.

Если на поверхности цилиндра расположена какая-либо линия, то на развертку цилиндра эту линию можно перенести по точкам, принадлежащим соответствующим образующим этой поверхности.

Построения развертки полной поверхности прямого кругового конуса (рис.10.42).

Для построения развертки прямого кругового конуса достаточно представить его поверхность как правильную пирамиду с большим числом граней и далее построить ее развертку, найдя натуральную величину одной из граней, представляющей собой равнобедренный треугольник, по его боковой стороне и основанию. Построение развертки конуса видно из чертежа, где основание “грани” S01 равно хорде 0 ` 1`. Развертка боковой поверхности конуса, в данном случае, содержит 12 таких “граней”.

Развертка боковой поверхности будет найдена точнее, если определить угол j 0 при точке S на развертке по формуле:

j 0 =R/l 360 0 , где R - радиус основания конуса, а l - длина образующей конуса.

Принадлежащие боковой поверхности конуса точки некоторой кривой АВСDЕ можно найти по принадлежности этих точек соответствующим образующим конической поверхности. Для этого достаточно способом вращения, как показано на примере точки С, принадлежащей образующей S2, найти отрезки S``B`` 0 =SB, S``D`` 0 =SD и S``E`` 0 =SE ... Найденные отрезки отложить по соответствующим образующим на развертке конуса и провести через них линию АВСDE. Для получения полной развертки поверхности конуса ее нужно дополнить основанием конуса, касательным в соответствующей точке развертки боковой поверхности.

Развертка боковой поверхности наклонного конуса находиться как развертка наклонной пирамиды с большим количеством граней, каждую из которых находят по трем сторонам - двум боковым “ребрам” и “основанию”.(рис.10.43).

Человеческие знания - наиценнейшая наработка нашей цивилизации. Из века в век информация копилась и передавалась на самых удобных носителях. Гигантские библиотеки, архивы, базы данных, все это - кладези информации из разных областей науки. Отдельные, обобщенные темой массивы знаний формируют энциклопедии. Именно о них будет наша статья.

Мы собираемся поговорить о том, что такое энциклопедия, какой может быть и что она может нам поведать. Если данная тема интересна, то приглашаем продолжить с нами.

Энциклопедия: понятие

Начнем с понятия о том, что такое книжное или электронное издание, научное или научно-популярное, содержащее информацию о том или ином направлении научных исследований практической деятельности. Термин произошел от слияния двух греческих слов: enkyklios и paideia, - что в переводе толкуется как "обучение по кругу знаний".

Принципы построения энциклопедий

Информация в энциклопедиях размещается определенным способом. В зависимости от этого принципа также различают типы изданий.

Так, основные принципы размещения энциклопедических статей - это алфавитный, тематический, алфавитно-тематический. Что касается удобства пользования, то для не подготовленного в определенном вопросе читателя актуальнее будет пользоваться энциклопедиями с алфавитным размещением статей. Для специфических научных энциклопедий удобнее тематически-алфавитный порядок размещения информации.

Наиболее интересные разновидности энциклопедий - тематические. В зависимости от освещенных в них аспектов издания бывают:

  • универсальные - сбор информации обо всех реалиях жизни, касающихся преимущественно той страны, которая выпустила энциклопедию;
  • региональные - содержат факты о каком-либо регионе страны, материке или же нашей планете вообще;
  • отраслевые - дают информацию, исключительно касающуюся той или иной отрасли человеческой деятельности;
  • узкоотраслевые (проблемные) - освещают конкретный вопрос одной из отраслей деятельности человека, составляющей отдельную проблему (научную или практическую);
  • биографические, посвященные жизни и деятельности известных светил науки, искусства, политики и прочих социальных сфер;
  • прочие энциклопедии, в основном те, которые представляют массив информации для конкретной читательской аудитории (яркий пример - детские энциклопедии, дающие самые разные данные, интересующие детей определенного возраста).

Наших изысканий будет знание того, что такое энциклопедия, и основные виды последней.

Различаем: энциклопедии и справочники-энциклопедии, словари-энциклопедии

Существует еще один критерий, по которым стоит различать данные книжные издания. Касается он методики преподнесения информации. В соответствии с ним энциклопедическая литература подразделяется на энциклопедии, справочники-энциклопедии и словари-энциклопедии.

Словари-энциклопедии отличаются тем, что в них информация представлена лаконично, зачастую в одном лишь толковании термина.

Энциклопедии дают больше информации: помимо толкования слова или явления, из них мы можем узнать о его истории, связях с другими понятиями. Именно многоплановость и обширность изложения делает их самым интересным для прочтения типом. Таким изданием является известная универсальная "Большая советская энциклопедия".

Еще один тип, который мы не рассмотрели, - справочник. Энциклопедия такого типа содержит материал, расположенный тематическими группами для удобного пользования.

Итоги

Таким образом, мы рассмотрели, что такое энциклопедия. Это массив информации той или иной отрасли или же общих сведений, расположенных по определенному принципу. Существует много типов энциклопедий, подразделяющихся по различным признакам.

Энциклопедии содержат громадное количество полезных и интересных знаний. Нужно почаще прикасаться к наработкам человеческого развития посредством этих изданий!

1. Прочитайте. Выпишите выделенные словосочетания, называющие различные функции русского языка в современном мире. Перескажите (устно) содержание текста, опираясь на значение выписанных словосочетаний.

Русский язык - это язык великого русского народа. На нём русские люди общаются в быту, развивают свою культуру, науку и литературу; для русского человека он - родной язык.

Россия
Российская Федерация
русский

Русский язык - средство межнационального общения народов многонациональной России.

Согласно Конституции Российской Федерации (1993 г.), русский язык является государственным языком Российской Федерации на всей её территории.

В странах ближнего зарубежья русский язык представляет собой основное средство межнационального общения. В Белоруссии и Киргизии русский язык - второй государственный язык, наряду с белорусским и киргизским.

Русский язык входит в число мировых языков. Он применяется в самых различных сферах международного общения, например, выступает в функции «языка науки» - средства общения учёных разных стран, является необходимой принадлежностью мировых систем коммуникации (радио- и телепередач, космической связи) и т. д.

Русский язык - один из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций. В мире насчитывают от 2500 до 5000 языков (точную цифру установить невозможно, потому что различие между разными языками и диалектами одного языка условно). И только шесть из них являются официальными языками ООН: английский, русский, испанский, китайский, французский, арабский.

2. Составьте опорный конспект для пересказа. Устно перескажите текст.

Распространение русского языка в странах Европы и Азии идёт с XI века по восходящей линии и прошло несколько этапов. Практическое изучение разговорного русского языка в XIV-XVII веках определялось нуждами торговли и дипломатии. От этого периода сохранилось несколько практических грамматик и главным образом словарей, составленных немцами, французами, скандинавами. В XVIII веке этот интерес усилился - Россия стала европейской державой. Большую роль в возрастании интереса к русскому языку сыграла русская классическая литература XIX века. В XX веке влияние бывшего СССР на общемировой процесс развития, успехи России, связанные с космонавтикой, с накоплением на русском языке больших массивов научной информации и культурных ценностей мирового значения, расширили границы распространения русского языка.

(Энциклопедия «Русский язык»)

Выдвижение, становление и функционирование любого языка, в том числе и русского, в межнациональном и международном общении, вхождение его в «клуб мировых языков» зависит от языковых и социальных факторов.

3. Прочитайте текст, разбейте его на два абзаца. Сформулируйте вопрос ко второму абзацу и дайте на него ответ на основе содержания текста.

Русский язык, сохраняя свою уникальность* и своеобразие на протяжении громадного пространства и длительного времени, вобрал в себя праславянское и старославянское наследие, а также богатство языков Запада и Востока (включая греко-византийское и латинское). Однако главным источником его развития, обработки и шлифовки явилось созидательное творчество русского народа, прежде всего поколений русских и всех российских деятелей науки, политики, техники, культуры и литературы. Благодаря им русский язык стал высокоразвитым, богатым, упорядоченным. Поэтому он способен обслуживать все потребности - не только национальные, но и общечеловеческие.

(По В. Костомарову)

Выполните одно из заданий повышенной трудности (по выбору).

  1. Опираясь на свои знания по истории, сведения из энциклопедий, Интернета, определите, к какому времени относятся «праславянское и старославянское наследие», а также греко-византийское и латинское. Подготовьте сообщения об этих языках.
  2. Опираясь на сведения из энциклопедий, Интернета, подготовьте доклад о трудах М. Ломоносова как лингвиста. Какое значение для определения статуса русского языка имеет его лингвистическое наследие?

4. Выделите в тексте три абзаца и прочитайте его вслух. Выпишите из каждого абзаца предложения, в которых выражена главная мысль. Какие синонимы можно употребить, говоря о русском языке? Какой из них употребляет Д. Лихачёв?

Русская литература - одна из вершин мировой культуры, ценнейшее достояние всего человечества. Имена А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова и других великих русских писателей известны всему культурному миру. Как возникла эта литература? На тысячелетнем опыте культуры слова. Выдающийся учёный-литературовед Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Рождению русской литературы способствовал превосходный, гибкий и лаконичный русский язык, достигший ко времени возникновения русской литературы высокого уровня развития... Это был язык с обширным словарным составом, с развитой терминологией - юридической, военной, феодальной, технической; обильный синонимами, способными отразить различные эмоциональные оттенки...»

Александр Христофорович Бенкендорф известен, прежде всего, как начальник III (охранного) отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. За славой главного жандарма и душителя свободы в мрачное реакционное правление Николая I забылась его слава героя Отечественной войны 1812 года и деятельного участника заграничного похода.

Александр Христофорович происходил из древнего дворянского рижского рода, который получил ещё шведское дворянство в 1660 году. Будущий главный жандарм родился в 1782 году. Благодаря семейным связям начало его карьеры было обеспечено. Александр закончил пансион аббата Николя (одно из самых аристократических и престижных учебных заведений Санкт-Петербурга) и в 17 лет уже был флигель-адъютантом императора Павла I с чином прапорщика лейб-гвардии Семёновского полка.

Молодой Бенкендорф был из числа тех аристократов, которые рассматривали связи семьи, богатство и т. п. не столько как привилегию и средство выделиться, сколько как возможность для лучшего исполнения своего долга. Он служил, чередуя военные и гражданские миссии. Так в 1802 году он входил в секретную экспедицию Георга Магнуса Спренгтпортена, которая должна была «объехать с целью военно-стратегического осмотра Азиатскую и Европейскую Россию» (и добрался с подробным обследованием местности до Якутска), а в 1808-1807 годах состоял при российском посольстве в Париже. Между этими миссиями он в 1805-1806 годах участвовал в войне против Наполеона I, а в 1809 году отправился добровольцем на Русско-турецкую войну, на которой за сражение под Рущуком 20 июня 1811 года получил орден Св. Георгия IV степени (этот орден присваивался обычно за личную храбрость).

В начале Отечественной войны Бенкендорф был флигель-адъютантом при императоре Александре I. Должность эта отнюдь не предполагала возни с бумажками: адъютант возил приказы командования в армию Багратиона, то есть часто передвигался один, в то время как земли бывшей Речи Посполитой, на которых начиналась война, нельзя было назвать дружественными.

Сразу после Смоленской битвы был создан первый летучий (партизанский) отряд Фердинанда Винценгероде, Александр Христофорович Бенкендорф в этом отряде командовал авангардом. После ухода неприятеля из Москвы Бенкендорф стал её комендантом и наладил жизнь в разорённом городе, а потом снова вернулся в действующую армию.

В компании 1813 года он снова сражался в летучем отряде, только теперь не на русской, а на немецкой земле, потом этот отряд возглавлял, участвовал во взятии Ворбена, Берлина, в сражениях при Грос-Верене и Денневице. В «Битве народов» под Лейпцигом возглавлял левое крыло кавалерии генерала Винцингероде.

Затем последовали снова самостоятельные действия. Во главе отдельного отряда Бенкендорф очистил от Французских войск Голландию, а затем Бельгию. При этом его чин повышался. В сражении при Краоне 7 марта 1814 года он уже командовал всей русской кавалерией. Заграничный поход закончил генерал-лейтенантом и генерал-адъютантом (последний почётный чин давал право личного доклада императору).

Таким образом, перед тем как стать главой охранного отделения, Александр Христофорович Бенкендорф проявил себя как талантливый и деятельный военный. Он был настоящим героем Отечественной войны и заграничного похода, одним из многих героев русской армии.

Опираясь на сведения из энциклопедий, Интернета, подготовьте доклад о трудах М. Ломоносова как лингвиста. Какое значение для определения статуса русского языка имеет его лингвистическое наследие?

Ответы:

Гениальность М.В. Ломоносова проявилась и в лингвистике. Ученый изменил русский литературный язык, предложив новые правила. Он замечал, что русский литературный стал грешить нерусскими и устаревшими словами. Ломоносов решил, что стоит развить литературный язык на народной основе, сочетая достоинство первого и второго. Моим современникам он оставил учение о "трех штилях", которое изложено в работе " О пользе книг церковных в российском языке" (1757). Ломоносов разделил слова на три "речения" . Он отнес к первому общие слова для русского и славянского - "почитаю", "ныне"," слава". Ко второму - славянские, редко употребляемые, но всем известные ("господень","взываю"), неупотребительные, устаревшие (рясны- ожерелье, овогда - иногда). К третьему "приписал " русские слова ("говорю"," ручей","пока"), которые были" взяты" из народной речи, а не из церковнославянского языка. В зависимости от употребления в речи и на письме выделил три "штиля " : " высокий", " средний" и низкий". Слова разных стилей, полагал Ломоносов, стоит употреблять в разных литературных произведениях. Ломоносов успешно боролся с засорением русского "иностранщиной". При составлении своих трудов прекрасный знаток заменял английские, немецкие, французские слова и выражения русскими: земная ось, воздушный насос, магнитная стрелка, "о законах движения" вместо " о силах тел подвиженному вданных"... Великий ученый не стал переводить те устойчивые обороты и слова, которые прижились в русском, он лишь сделал их благозвучными: оризонт заменил горизонтом, препорцию - пропорцией. Русский язык благодаря реформе М. В. Ломоносова стал занимать прочное место в научных трудах, определенным образом был систематизирован, дополнен. Ученый обозначил путь, по которому должна идти отечественная лингвистика.