Описание социотипа "есенин". Блок ИД*7-я позиция*Наблюдательная функция* "Интуиция возможностей"

Портретная галерея:

Сергей Есенин, Жан Жак Руссо, Тиберий, Иван Бунин, Юрий Гагарин, Антуан де Сент-Экзюпери, Федерико Гарсия Лорка, Марчелло Мастрояни, Одри Хепберн, Эдуардас Межелайтис, Евгений Матвеев, Булат Окуджава.

У людей этого типа имеется особенность - характерная улыбка. Улыбка эта хорошо видна на маске Тутанхамона, этот тип раньше так и называли - Тутанхамон.

Квадральные признаки:

бетта-квадра; веселый, решительный, аристократ.

Диадные признаки:

иррациональный (циклотим), уступчивый, предусмотрительный, коллективист.

Индивидуальные признаки:

интроверт, динамик, квестим, позитивист, интуит, этик, тактик, эмотивный.

Первая функция - уровень организации личности, или принцип существования. Зона уверенности. "Хорошо"

субъектная интуиция - целостность внутренней ситуации. Внутренняя гармония. Состояние, настроение, чувство времени

Зона уверенности - целостность внутренней ситуации. Для Есенина это - способность оставаться внутренне непротиворечивым в каждый момент времени. Это часто проявляется в его общении с другими людьми. Есенин, оставаясь всегда немного аристократом, может быть очень разным с различными людьми. Консервативен в своих представлениях о нормах отношений, которые часто бывают непонятны окружающим. У него всегда имеются хорошо осознаваемые принципы жизни. В этом смысле Есенина можно назвать консервативным романтиком. В отличие, например, от Дюма, медитация внутрь является для него чуть ли не привычным состоянием. Этот тип, наряду с Бальзаком, более других способен к самоанализу. При неблагоприятной внешней ситуации может на долгое время отстраниться от внешних контактов, погружаясь в себя, причем скорее в свою душу, нежели в рациональную сферу.

Человеку этого типа легко быть незаметным и при этом тонко чувствовать ритм времени. Его, кстати, можно встретить среди профессиональных телохранителей. Невозмутимость, умение действовать в состоянии "меня нет" делает его незаменимым на этом месте. Такие актеры, как Кевин Костнер, Пирс Броснан, Стивен Сигал, являются яркими представителями этого типа.

Минус-первая функция. Зона игнорирования. Минус-ценности. "Плохо".

объектная интуиция - целостность внешней ситуации. Последовательность событий от начала до конца, ряды событий, расписание. Потенциальные возможности. Программа поведения, уклад, ритм жизни. Сценарий какого-либо действия, партитура

игнорирование целостности внешней ситуации. Частенько бывает, что люди этого типа просто выпадают из ситуации. Ситуация отдельно, они отдельно. Можете просто понаблюдать за человеком в компании, о котором вдруг спрашивают: "Где он? Вроде бы сидел здесь только что". Никогда не сталкивались? Сталкивались, конечно. Вроде нет человека, хотя он есть. Такая отрицательная галлюцинация. Он где-то в своем, внутреннем пространстве, а внешнюю ситуацию потерял. Дон Кихот может потерять внутреннюю ситуацию, растворившись во внешней: порой он начинает так активно общаться, что теряет себя! А вот Есенин, наоборот, уходит в себя, теряя при этом внешний мир.

Вторая функция. Творческая. Уровень функционирования. Зона риска. "Надо"

объектная этика - Внешние отношения. Отношения людей между собой и отношение людей ко мне. Эмоции других людей

место творчества - отношение людей между собой, отношение людей ко мне. Ну, если творческая функция - манипуляция в сфере отношений, это еще не означает, что человек - интриган. Просто он хорошо ориентируется в том, что происходит между людьми. Воздействуя эмоционально, Есенин может легко осуществлять сдвиги в отношениях в нужную сторону. При этом он постарается сделать это таким образом, чтобы не присутствовать внутри ситуации. Воздействие производится тонко, легко, по касательной. Есть подозрение, что Есенин - интриган, возможно, даже более тонкий, чем Дюма. Мне, например, ни разу не удавалось поймать Есенина на этом.

Здесь, видимо, надо опрашивать более подробно. С другой стороны, я знаю, что Есенин - это человек, у которого нет проблем в отношениях, он всегда может договориться, наладить, сделать так, как ему нужно. Он легко может спровоцировать определенное действие - это я наблюдал неоднократно.

Есенин может быть прекрасным организатором, создавая и структурируя большие группы людей. Он умеет регулировать и поддерживать отношения в группе, создавать определенную атмосферу. Будучи руководителем, придерживается, как правило, коллегиального, демократического стиля руководства.

Минус-вторая функция. Зона нормативов, эталонов, стереотипов поведения. "Не надо"

субъектная этика - Мое отношение к людям. Люблю кого-то или что-то - не люблю, нравится - не нравится. Мои эмоции

Есенин избегает ситуаций, в которых он должен выразить свое отношение, например признаться в любви. Ему легче говорить про какие-то объективные обстоятельства, о том, как должно быть, его же собственное отношение - каким должно быть, такое и есть. Свое истинное, даже очень хорошее отношение к кому-либо Есенин проявляет обычно в стандартной форме. Такой богатый внутренний мир практически не доступен для того, чтобы выразить его словами.

Третья функция. Принцип самооценки. Место наименьшего сопротивления. "Проблемы"

субъектная логика - моя собственная логика, мое понимание, объяснение, описание, концепция, теория. Иерархия представлений о том, что ближе, что дальше, что выше, что ниже. Моя картина мира, мое мировоззрение. Мое образование, т. е. система моих образов, моя школа

принцип самооценки - как я понимаю. Если я правильно понимаю, я - хороший человек. По этой функции, как мы уже говорили, человек ситуацию упрощает. Упрощение в данном случае используется в качестве эффективного средства защиты. Для Есенина защита "в минус": отрицание вообще каких-либо своих знаний в сфере, где у него нет 100%-ной уверенности. Страх оказаться некомпетентным резко сужает сферу, в которой человек решается предъявлять свои знания. Защита "в плюс": склонность к построению максимально общих абстрактных теорий, которые объясняют вообще все явления в природе и обществе.

Минус-третья функция. Зона решения проблем

объектная логика - логика объективного мира, объективные обстоятельства, факты. Методики, статистика. Реальная связь событий. Моя территория

проблема - понять, решение - знать. Решение проблемы - получение объективных сведений. Необходимо обратиться к специалистам, разобраться в данных исследований, получить новую достоверную информацию. Есенин пытается решать свои проблемы путем изменения внешних обстоятельств.

Четвертая функция. Суггестивная. Принцип оценки места. Мотивы. "Хочу"

объектная сенсорика - форма, действие, движение, поступок, внешность, жесты и мимика. Воля. Мое умение, сила, влияние, деньги, имидж

Действия, движения. "То, что я должен делать, знают другие". Хорошее место - это место, где есть действие, движение, где идет работа. В какой-то момент он может вдруг обнаружить себя едущим куда-то или сидящим у костра и т. д. То есть его "вставили" в какое-то действие. Человек совершенно незаметно для себя может оказаться в ситуации, которую не планировал и не желал. Но он не смог отказаться, не сумел воспротивиться какому-то внешнему воздействию. "Меня куда-то повезли, я и поехал". Людям этого типа следует быть достаточно внимательным к тем действиям, в которые они позволяют себя вовлечь. Соответствуют ли эти действия их жизненным задачам? Здесь нет проблемы выбора, при обнаружении начинаются выяснения, какие-то попытки вырваться. Ничего хорошего, как правило, из этого не выходит - "поезд ушел". Зависимость от людей, с одной стороны, и умение манипулировать внешними отношениями - с другой. Когда Есенин "включается", осознает, что с ним произошло, то начинает манипулировать этими людьми и как-то выкручиваться из этой ситуации, пользуясь уже сильными сторонами своего типа.

Описание по функциям:

1. Т - интуиция времени:

В своем поведении руководствуется интуитивными предчувствиями. Благодаря этому качеству способен выжить в самой трудной обстановке, так как быстро различает искусственность, фальшь, лицемерие, деградацию. Свободно распоряжается как своим, так и чужим временем. Всегда поступает так, как будто у него есть запас времени. Многое откладывает на завтра. Большой мечтатель и лирическая натура. Картины, которые ему рисует воображение, светлые и яркие, гораздо привлекательнее, чем будничная жизнь. Верит в хорошее будущее. Успокаивает людей, вселяя в них надежду фразами о скорых переменах к лучшему. Не сосредоточивает свое внимание на ошибках прошлого.

2. Е - этика эмоций:

Хорошо разбирается в закономерностях эмоциональной жизни людей. Умеет в нужный момент, когда человек находится в хорошем расположении духа, обратиться с просьбой, так что ему трудно отказать. Тонко реагирует на смешное в жизни. Любит юмор. Шутит, дурачится, тормошит близких людей, вызывая у них положительные эмоции разными способами. Миролюбив. Не переносит ссор между близкими людьми. Легко идет на примирение, с готовностью принося себя в жертву ради погашения конфликта. Внутренне тревожен. Много переживает, но прячет волнение и плохое настроение за мягкой улыбкой.

3. S - сенсорика ощущений:

Много усилий уделяет внешнему виду. Умеет элегантно, со вкусом одеться. Грациозен, радует глаз эстетическими движениями. Никому не навязывается. Прикладывает усилия к тому, чтобы максимально вписаться в привычки и вкусы людей. Очень уживчив. Людям жалуется на здоровье, плохую заботу о себе, безразличие. Однако в экстремальных ситуациях собирается и подавляет боль. Приобретает уверенность и силу в обстановке комфорта и привычном кругу знакомых. В этом случае позволяет себе и покомандовать.

4. Р - деловая логика:

Не умеет экономить деньги, вести строгий учет финансов. Тратится на красивые, с его точки зрения, но не всегда полезные вещи. Если попадает в финансовые затруднения, знает, к кому обратиться за помощью. В таких случаях найдет, что продать последнее. Долговременные отношения у него нередко сочетаются с прагматическим расчетом. Браки по расчету у него оказываются прочнее, чем союз по любви. Плохо складываются отношения с теми, кто заставляет его трудиться, работать в не свойственном ему ритме. Надеется на снисхождение, поблажки, перекуры во время тяжелой работы.

5. F - силовая сенсорика:

Уживается с людьми сильными и решительными, уверенными в себе. Однако не допустит, чтобы дело дошло до деспотизма. Открыто заявит о примитивности тупой силы. Хорошо чувствует, какую силу приложить, чтобы добиться своего. Однако сам решается на силовые методы лишь тогда, когда чувствует физическую угрозу себе или своим близким. Если пребывает в дискомфортных состояниях постоянно, то начинает вести себя подчеркнуто грубо и вызывающе. Делает это с целью скрыть свой мягкий, виктимный характер. Без твердого руководства расслаблен и несобран до безалаберности. Его легко сбить с правильного пути, соблазнить чем-либо, обещающим приятные ощущения. Легко вырабатываются вредные привычки, избавить от которых его можно только силой.

6. L - структурная логика:

Когда нет четкости и однозначности в понимании ситуации, У него портится настроение, наступает растерянность. Хаос, неорганизованность, отсутствие опоры повергают его в уныние. Действует с энтузиазмом, когда опирается на продуманный, логически выверенный план с четкой конечной целью. Очень нуждается в схемах и технологиях. В экстремальных ситуациях становится хладнокровным. Мысль работает четче, легче принимаются обоснованные решения. Ему сильно портит настроение зарегламентированность и мелочный контроль. Постоянная твердая дисциплина не для него.

7. I - интуиция возможностей:

Жизненные ценности и идеалы - одна из его уязвимых точек. Очень переживает, если время проходит, а компромиссы и уступки затягиваются, не находят разрешения. Не терпит притеснений, нивелирования способностей, как своих собственных, так и окружающих его людей. Живет по принципу невмешательства во внутренний мир личности. Хотя мог бы дать ценный совет по раскрытию способностей, если к нему обратиться. К собственным способностям относится весьма критически, часто занижает их. Боится остаться бездарным, невостребованным. Нуждается в комплиментах и поощрении. Хорошо отбирает из имеющихся идей наиболее перспективную. Всегда ищет себе такое занятие, которое соответствовало бы его идеалу служения людям.

8. R- этика отношений:

Свое отношение подкрепляет делом. Для тех, кого любит, может сделать многое. Предприимчив, если чувствует, что завоевывает симпатии окружающих. Стабильно выполняет текущие обязанности лишь в коллективе с установившейся системой межличностных отношений. Предупреждает, что личная вражда и разногласия приведут к краху дела. Все делает для того, чтобы деловые отношения сопровождались и благоприятными неформальными связями. Вносит в рабочий коллектив гармонизирующее начало. Уговаривая людей, управляет отношениями таким образом, чтобы дело повернулось в выгодную для него сторону. Удачно пользуется знакомствами и личным обаянием.

Внешние признаки:

Самая характерная особенность, позволяющая с уверенностью предположить, что человек относится к данному социотипу, - элегантный внешний вид. ИЭИ очень тонко чувствует гармонию. Чувство композиции позволяет ему одеваться порой весьма изысканно. Прекрасно подбирает предметы туалета. Иногда выглядит как настоящий франт. Это касается как женщин, так и мужчин. Вторая особенность касается походки и фигуры. Фигуры у ИЭИ встречаются как худые, так и полные, причем чем более развит интуитивный компонент, тем сильнее выражена склонность к полноте. Но не зависимо от фигуры очень хорошо владеет своим телом, походка часто бывает грациозная, порой даже вычурная, с вышагиванием. Более эмоциональный вариант ИЭИ легко узнаваем по оживленной жестикуляции. Для него характерен жест рукой от себя в сторону с разворачиванием ладони. Глаза - смеющиеся, узкие. У более интуитивного варианта - широкие, любопытные. Во время разговора иногда имеет склонность заглядывать в глаза собеседнику, а также брать его за руку.

Манера общения:

В общении самый главный признак, надежно, свидетельствующий о принадлежности человека к данному социотипу, - тревожная, несколько застенчивая улыбка, которая появляется у него во время волнения или когда о нем заходит разговор в его присутствии. Интересуясь всем необычным, оригинальным, имеет склонность к милой болтовне о разного рода интересных пустяках. Его внимание порой бывает трудно сосредоточить на главном. Сбивает общую линию беседы, неожиданно задавая вопросы не по теме. Любит интересные или просто смешные истории. Вспоминает смешные эпизоды из своей жизни. В разговоре порой ломается и кокетничает, оттягивая окончательный ответ, хотя для себя уже все решил. Склонен давать пустые обещания. Всегда находит элементарные оправдания своей необязательности типа: "хотел, но не смог", "так сложились обстоятельства" и т.п. Любит говорить о своей непрактичности. Но при этом умеет неплохо провернуть коммерческие дела. Гибок и изворотлив, это помогает ему долго удерживаться на своем посту. Неплохо руководит за счет того, что умеет подбирать себе надежных заместителей. Расстроившихся, растерянных людей успокаивает, говоря о том, что еще не все потеряно, что все еще впереди и т.п.

Особенности поведения:

Наблюдая ИЭИ в течении некоторого времени, легко заметить такую его особенность, как контраст между поведением на людях, в незнакомой компании и среди своих близких, в том числе дома. На людях ИЭИ ведет себя всегда мягко, воспитанно, не позволяя себе никакой грубости или даже неучтивости. Но в своем кругу, среди близких людей может себя вести порой даже развязно. Любит подурачиться, создавать необычные ситуации. Тормошит людей, чтобы вызвать у них положительные эмоции. Дома бывает очень капризен, упрямо добивается своего, устраивая рыдания, слезы, даже скандалы. Эти эмоциональные всплески быстро проходят, не задевая его глубоко. Эмоции очень гибкие, включаются и выключаются сознательно. В обращении с деньгами расточителен, не может себе отказать в чем-либо, поэтому влезает в долги, если собственных средств не хватает. Любит красивую, "салонную" жизнь, поэтому выдвигает большие запросы. Склонен к бракам по расчету. Жалуется на плохую жизнь, страдания. Любит, чтобы его лечили, ухаживали за ним, выслушивали жалобы о плохом самочувствии и т.п. Накапливает их в себе, чтобы потом при подходящем случае высказать все сразу.

Ваша сильная сторона - развитое интуитивное предчувствие, которое позволяет Вам извлекать уроки из ошибок прошлого, чтобы обезопасить свое будущее.

Будущее Вы представляете себе оптимистически. Вы - мечтательная, романтическая натура. Вам по душе красота в искусстве и в жизни. Ваша творческая натура не выносит серости и стандарта. В любое дело Вы вносите элементы изящества и оригинальности.

Вы хорошо разбираетесь в настроениях людей, обладаете тонким чувством юмора, умеете с его помощью улучшить настроение себе и своим близким. Вы обладаете богатым миром разнообразных чувств и во многом зависите от нюансов своего душевного состояния. Вы способны на возвышенные чувства и склонны идеализировать людей. В окружающий мир Вы вносите праздничность и возвышенность.

Ваша главная проблема состоит в том, что Вам трудно постоянно заставлять себя заниматься повседневными, неинтересными делами, которые носят сугубо материальный характер. У Вас не получается экономного ведения хозяйства, Вам порой трудно устоять перед соблазном приобретения красивых вещей, стоимость которых выходит за пределы Вашего бюджета. Следите за тем, чтобы не тратить деньги на ненужные безделушки: Вы подвергаетесь риску пострадать в финансовом отношении.

Проявляйте больше сдержанности в тратах, чтобы не поставить себя в унизительное положение, когда Вам приходится рассчитываться с долгами самыми разными способами, вплоть до продажи вещей. Не идите на поводу у своих честолюбивых устремлений и иллюзий в отношении "легкой" жизни, не подчиняйте им соображения этики и морали, чтобы избавиться от повседневных забот. Пусть Ваши искренние чувства подскажут Вам правильный выбор между материальным и духовным аспектами жизни.

Другая Ваша проблема состоит в том, что Вы не склонны долго скрывать от окружающих свои переживания и физические недуги. Этим Вы можете утомить людей и вызвать у них недоверие к искренности Ваших переживаний. Воздерживайтесь от излишних претензий к окружающим и жалоб на отсутствие должной заботы по отношению к Вам. Чтобы заслужить внимание близких, старайтесь умерить некоторую капризность в Вашем характере.

Проявляйте больше великодушия и деятельной заботы о людях. Старайтесь заслужить хорошее отношение к себе трудолюбием и активным участием в общих делах и ни в коем случае не давайте пустых обещаний. Не проводите свободное время в мечтаниях, бесплодных эмоциональных беседах и тайных переживаниях. Если Вы большую часть свободного времени посвятите реальному делу, то Ваши шансы преуспеть в жизни значительно возрастут.

ЕСЕНИН: ИНТУИТИВНО - ЭТИЧЕСКИЙ ИНТРОВЕРТ, ИЭИ.

Мечтатель и романтик, Есенин легко отрывается от реальности и уносится мыслью в страну грез, где он черпает радость и смысл существования. Он любит читать фантастику, приключенческую литературу, романы. Вместе с воображаемыми героями он участвует во всех их похождениях, сам подолгу любит предаваться мечтам. Эти мечты, как правило, о чем-то красивом, возвышенном, утонченном.

Есенин умеет предчувствовать назревание событий, уловить едва заметные флюиды настроений в общественной жизни, их динамику. Он может очень точно почувствовать тот момент, когда настала пора действовать, особенно отчетливо ощущает приближение кризисных ситуаций и опасности. Очень точно понимает, насколько перспективен тот или иной человек, стремясь пристроиться к наиболее перспективному. Если чувствует, что последний теряет правильное направление - вначале пытается подсказать, куда необходимо идти, если к его мнению не прислушиваются - уходит к другому. Таким образом, является очень точным барометром перспективности людей, группы. В этом смысле очень полезен на любом производстве.

Почувствовав, уловив тенденции происходящего, Есенин старается эмоционально воздействовать на окружающих, чтобы побудить их к соответствующим поступкам. Он умеет влиять на настроения людей, вызывать в них те или иные реакции, но делает это не с помощью напора или нажима, а уговора, а еще чаще - эмоционального всплеска. Сдержанный внешне, Есенин - человек интенсивных эмоций, диапазон которых очень велик. В атмосфере любви и понимания раскрывается одно из самых его лучших качеств - умение сопереживать, оказывать эмоциональную поддержку. Хорошо чувствуя настроение окружающих, он стремится улучшить его, готов проявить теплоту и сочувствие. Обладая высокой степенью эмоциональности, Есенин чутко отзывается на все виды искусства, особенно любит музыку и стихи, сам часто музицирует, посещает концерты, проявляет природный литературный дар. Нежные и ранимые, ИЭИ, как неземные создания, "струятся", а не ходят, как будто земное притяжение им мало мешает.

СОЦИОНИКА ЕСЕНИН.

Деловая активность Есенина совершенно непредсказуема, поскольку его работоспособность зависит исключительно от настроения, поэтому короткие вспышки-штурмы могут перемежаться периодами длительного бездействия. Он, как правило, обладает низкой энергетикой, поэтому ему трудно заставить себя работать. Присущие ему астения, быстрая утомляемость не способствует реализации его талантов, поэтому без моральной поддержки он может оказаться на более низкой социальной ступени, чем это соответствует его способностям. Однако при этом у него остается внутреннее убеждение в собственной исключительности, особом предназначении, которое другие не могут оценить. Поэтому, особенно в своей семье Есенин может вести себя достаточно требовательно, будучи уверен, что все просто обязаны его обслуживать. Если этого не происходит, способен, даже при его внешней мягкости, конфликтовать.

Есенин не лидер, а, как правило ведомый. Наиболее благоприятные условия его активности - четкая регламентация деятельности, которая обязательно должна быть творческой. Ему трудно самому проявлять инициативу, он старается не выделяться из окружения. Сентиментальный и нерешительный, Есенин не любит брать на себя ответственность не только за других, но подчас и за то, что происходит с ним самим, поэтому предпочитает не занимать руководящие должности. Характерное качество этого психотипа - неумение ограничивать свои желания и потребности. Если что-то понравилось - эмоциональность тут же берет верх над разумными возможностями, и вещь непременно будет приобретена, даже если денег явно не хватит до получки.

ПСИХОТИП ЕСЕНИН.


Для Есенина любовь - это, прежде всего, нежное, одухотворенное и всепоглощающее чувство, окрашенное воображением и мечтами. Если любовь пришла, то Есенин полностью растворяется в своем чувстве, похож на "блаженного лунатика", способного часами пребывать в своих иллюзиях и фантазиях. В душе ИЭИ могут разыгрываться целые романы, имеющие вполне подробный и разветвленный сюжет на тему своей любви. Это чувство настолько сильно, настолько и иллюзорно. Есенин может долгие годы хранить в душе поэтичные чувства к кому-то, кто представляется ему в его мечтах идеалом. И на это могут уйти годы жизни. Стараясь охранить свои чувства от жестокой действительности, Есенин склонен к самообману, ему легче жить в своих мечтах и грезить о чем-то несбыточном, чем принять жизнь таковой, какая она есть. Очевидно, что такая подчиненность чувству любви делает этот психотип исключительно зависимым от предмета своей любви.


Но такое свойство характера, особенно в периоды сильной влюбленности, очень мешает Есенину заниматься делами, этими приземленными и скучными материями, в которых нет ничего полетного и изысканного, того, что он чувствует в своей душе. Поэтому необходимость совершать какие-то действия сильно раздражает и утомляет. Он живет, не видя кругом беспорядка, в том числе и в доме, не замечает отсутствия продуктов в холодильнике, питаясь сам как придется. Есенин кажется себе стоящим несколько выше остальных по своим способностям испытывать такие утонченные переживания, с некоторым внутренним высокомерием (как правило, скрываемым) относится к тем, кто способен нормально жить и трудиться. Это - своеобразная защитная реакция от тех, кто может осуждать его за такое "возвышенное безделье". Поскольку любовь не так уж часто дает нам полное удовлетворение, то для ИЭИ ее потеря может обернуться трагедией, поскольку, особенно женщины этого психотипа, строят свою жизнь на эмоциональных переживаниях, не очень-то стремясь реализовать себя в деловой сфере. Поэтому крах в любви может стать крахом всей жизни.

ЕСЕНИН В ЛЮБВИ.

Если любовь начинает угасать, Есенин очень умело может надавливать на болевые точки партнера, чтобы вызвать в нем чувство вины за свои утраченные иллюзии, становится капризным и непредсказуемым. Так же он начинает вести себя на требование хоть немного "спуститься на землю", заниматься так необходимыми бытовыми делами, особенно это относится к женщинам. Физическое томление не очень хорошо осознается этим психотипом как необходимое и основополагающее для его любви. Все реальное представляется грубым и низменным. Для него духовное намного сильнее физического, поэтому он способен на многолетнюю и безответную любовь. Особенно долго помнит свою первую любовь, может пронести через всю жизнь воспоминание о ней, все вновь и вновь возвращаясь к пережитым когда-то мгновениям.

Интуитивность, связанная с сильно развитой фантазией, вызывает у Есенина желание окружить себя изысканной обстановкой, носить красивую одежду. И если первое удается только в том случае, если партнер - человек достаточно практичный и деловой (самому ИЭИ этого трудно добиться, поскольку требует больших денег), то в одежде, как правило, этот психотип действительно умеет добиться изысканности и элегантности, что особенно проявляется в изумительной пастельной цветовой гамме. Конечно, этот психотип больше проявляет женских свойств своей натуры, нежели мужских.

Ключевые слова для Есенина: мечтательность, одухотворенность, склонность к самообману, всепоглощающая любовь, эмоциональность, стремление найти сильного партнера, умение манипулировать им для достижения собственных целей; деловая беспомощность, трудность организации и решения бытовых проблем, неумение отказать себе в сиюминутных желаниях, духовная потребность превалирует над физической, стремление к элегантности и "светскому" образу жизни.

Е.С.Филатова. "Супружество в системе соционики".

Женщина этого типа - воплощение общепринятых представлений о женственности. Она загадочная, неуловимая, переменчивая, эмоциональная, смешливая, пленительная. И еще она кажется столь трогательной, хрупкой и беззащитной, что любой мужчина тут же разворачивает плечи и сразу ощущает в себе непреодолимое желание ее защитить.

Миловидная, гибкая ЕСЕНКА одевается очень стильно. Лицо у нее по-детски нежное, а стоит ей залиться легким и звонким, как колокольчик смехом, оно становится трогательно-веселым. У нее стремительная, но не очень целеустремленная походка. Кажется, что она в любое мгновение может сменить направление и пойти совсем не туда, куда собиралась сначала.

В школе это обычно худенькая, веселая и смешливая девочка, которая часто бывает душой небольшой (или даже большой) компании. Мальчишки рано начинают влюбляться в ЕСЕНОК и терять из-за них голову. Она вполне в состоянии делать успехи на поприще учебы, хотя ее интересуют чаще всего только гуманитарные предметы - литература и история. Но если она и по остальным предметам учится хорошо, то это чаще всего ради мамы, которая, например, хочет, чтобы ее сокровище закончило школу без троек. Впрочем, чаще получается так, что бурная личная жизнь и общение с подружками и мальчиками по телефону отнимает у нее слишком много времени, так что учиться как следует совсем некогда.

Девочки этого типа не слишком любят занятия спортом, предпочитая быть участницей литературного кружка, театральной студии или археологической группы. Хотя часто их по причине большой гибкости, подвижности и миловидности отдают заниматься фигурным катанием, гимнастикой или в школу бальных танцев. Став старше, ЕСЕНКА может выбрать теннис, потому что это престижно, или бадминтон, потому что это быстро, а иногда даже стрельбу из лука или из пистолета, потому что это круто, когда девушка умеет стрелять. По мере того, как ЕСЕНКА подрастает, у нее появляется склонность к некоторому экстремализму и стремление отрываться от земли. Студенток этого типа можно встретить в секциях парашютного спорта или дельтапланеризма.

ЕСЕНКА - существо очень общительное и легкое на подъем. У нее много подружек, с которым ей всегда есть что обсудить, а также нет недостатка в кавалерах. С ней всегда весело, потому что эта легкая, непринужденная девушка оживляет своим присутствием любую компанию. Может повеселить народ или погадать, предсказать судьбу. Любит почитать стихи, иногда свои.

Она так заинтересованно слушает и так всех любит, что трудно остаться к этому равнодушным. Флиртует она творчески, проявляя невероятную находчивость и скорость. Не теряется ни при каких обстоятельствах. К тому же в ней есть виктимность, которая всегда очень импонирует мужчинам. Ведь это приятно - ощутить себя сильным и мужественным, подойти к ней, взять ее за руку и повести за собой. А особенно - показать себя сильным и смелым там, где ей будет страшно, где она может оказаться в опасности, помочь ей и поддержать ее, быть рядом с ней.

Если сложилось впечатление, что ЕСЕНКУ можно взять прямо-таки голыми руками, то, на самом деле, все обстоит не совсем так. Перед вами вовсе не беззащитное существо, и она вполне умеет постоять за себя и добиться своего. ЕСЕНКА использует эмоции как тончайший инструмент для манипуляций окружающими (что часто делает без всякого зазрения совести). Пока ей все нравится, она может ластиться к вам как котенок, но если что-то не по ней, начнет распаляться, угрожать, шантажировать, обещать "развод" и конец отношений, если вы не согласитесь сделать то, что ей хочется.

К тому же она очень отзывчива на всякие дурачества и шалости, с ней действительно не соскучишься. Будучи беззаветно храброй и даже отчаянной, она может предложить своим друзьям весьма рискованные развлечения, которые без нее, возможно, никому бы и в голову не пришли. Например, посреди ночи залезть всей компанией на главное здание МГУ и пробраться на самый шпиль, куда нет доступа и где двери заколочены досками. Вот страху-то все натерпятся! И все это приключение будет сопровождаться ее неизменно легким, хрустальным смехом.

Горе тому, кто попадет в водоворот ее эмоций и авантюризма. А уж мужчин она умеет водить за собой как на веревочке.

Из жизни: "Я решил расстаться с ней (с ЕСЕНКОЙ) и вечером пригласил ее в кафе, чтобы сказать это. Все прошло хорошо. Она отнеслась к моим словам правильно, с пониманием. Мы расстались друзьями, и в 20.30 я пошел проводить ее до ближайшего метро и как раз собирался ехать домой, чтобы пораньше лечь спать. Но тут ей позвонила ее мать и попросила ее срочно купить и привезти домой какое-то лекарство. Она страшно расстроилась и сказала, что ей не хочется домой, потому что она в ссоре с матерью. Сначала мы купили лекарство, пока аптека еще не закрылась, но потом почему-то пошли гулять. Домой к ней мы приехали, когда было уже около 12 ночи. Она умоляла меня не уезжать, подождать ее на лестничной клетке. Не мог же я ее бросить! Она вошла в квартиру, и я слышал, как мать кричит на нее, а она плачет. Я понял, что ее не выпускают. И тут она позвонила мне по мобильнику и, вся в слезах, умоляла, чтобы я придумал, как вытащить ее из дома. Я позвонил в дверь и очень вежливо попросил ее маму выпустить ее ненадолго, наврал, что завтра утром уезжаю и нам надо попрощаться прямо сейчас. Она мне поверила. Почему-то мы отправились на крышу, она развеселилась, мы смеялись, болтали, а в 2 часа ночи она сказала, что надо ехать. Мы взяли машину и через весь город поехали ко мне. Пили чай, а в 3 часа ночи она сказала, что теперь поедет к своему парню и что провожать ее не надо. А я пошел спать. Поэтому я опоздал на работу".

ЕСЕНКИ любят оформлять свои чувства в лирическую, романтическую форму. Например, романтически сжечь платок любимого человека, с которым кончились отношения - это в их стиле. Иногда она ведут себя по принципу "чем хуже, тем лучше", загоняя себя в тупики, а затем принимаясь рыдать и жаловаться другим на тяжелую судьбу. Любят рассказывать подружкам, как ужасно с ними обращаются другие. На самом деле, им просто не хватает впечатлений и сильных, ярких эмоций в этой скучной повседневной жизни. И именно с помощью эмоций они и пытаются ее украсить.

Если вашей женой стала ЕСЕНКА, побеспокойтесь о том, чтобы самому принимать все важные решения. Ей так проще. А вам спокойнее. Если же окажется, что именно она распоряжается деньгами в семье, то не рассчитывайте, что вам удастся избежать долгов и кредитов. Деньги с завидной регулярностью будут "куда-то деваться" ровно через неделю-две после зарплаты. Будет хорошо, если продукты покупать будете вы, мыть посуду и полы будете вы, вставать по ночам к грудным детям будете вы и т.д. Ей все равно придется погулять с детьми, пока вы на работе. Конечно, это не совсем традиционное распределение обязанностей, но зато рядом с вами - такое очаровательное существо, игривое и смешливое, которое всегда готово подчиняться вашим решениям, а также очень украшает вашу жизнь. Правда, и испортить настроение ваша жена умеет мастерски, но, как только ей надоест дуться, последует красивая сцена бурного примирения и все опять станет хорошо. ЕСЕНКИ понимают в любви и способны поддерживать это состояние как в себе, так и у своего партнера долгие-долгие годы.

ЕСЕНКИ преданы своим детям, думают об их будущем, направляя их развитие в соответствии с их наклонностями и одаренностью. Они умеют создать в семье легкую и веселую атмосферу радости и праздника. К тому же ваш дом всегда будет открыт для друзей и новых знакомых.

И еще они очень быстро водят машину и любят путешествовать, так что новые впечатления в жизни с ними вам обеспечены.

Они находят себе применение в жизни как учителя или преподаватели истории, литературы и иностранного языка. Из них получаются успешные журналисты, психологи, музейные работники, стилисты, художники и модельеры.

На работе ЕСЕНКИ безусловно больше любят общаться с людьми, поэтому работа будет приносить им гораздо больше удовлетворения, если она будет связана именно с людьми. Если же это, например, редакторская работа, которая требует уединения и сосредоточения, то скрашивать ее тяготы ЕСЕНКЕ будет общение с окружающими. Она знает, как рассмешить и растормошить сотрудников, а потому ее сослуживцы никогда не откажут себе в удовольствии поболтать с ней.

0 0

Мечты - не уход от действительности, а средство приблизиться к ней.
Сомерсет Моэм


Сегодня вас ждет удивительная встреча. С мечтателями, которым дано управлять временем, которые видят людей насквозь и точно знают, какие таланты скрываются в каждом из нас. Докладчик прежний - Наталия Клименченко .

Интуиты-этики - последний элемент в мозаике соционических типов, которую мы складываем на просторах . В нашей мозаике 16 частей, которые соединились в единую картину: логики-сенсорики (Горький и Штирлиц), логики-интуиты (Робеспьер и Джек Лондон), этики-сенсорики (Драйзер и Гюго), этики-интуиты (Гамлет и Достоевский), сенсорики-логики (Жуков и Габен), сенсорики-этики (Дюма и Наполеон), интуиты-логики (Дон Кихот и Бальзак)… и сегодня последний штрих - суперсила интуитов-этиков (Есенин и Гексли).

Интуитивно-этических типов в соционике два - интровертный и экстравертный .

Есенин (интуитивно-этический интроверт ИЭИ ) - его блок ЭГО образовывают две функции информационного метаболизма: интуиция времени и этика эмоций .

(интуитивно-этический экстраверт ИЭЭ ) - его блок ЭГО образовывают две функции информационного метаболизма: интуиция возможностей и этика отношений .

Блок ЭГО и определяет программную задачу личности человека. Его СУПЕРСИЛУ, те качества и способности, в которых ему нет равных.


Есенин, Лирик, Интуитивно-Этический Интроверт (ИЛИ)

На серой стене нарисую Мечту
Багровою краской средь чёрного неба...

Неизвестный автор


Это тот случай, когда «ни разу не логик». Есенин в своих фантазиях живет сто жизней сразу. Он умеет жить за себя и за других, в прошлом и будущем.

Интуиция времени настолько сильна, что люди этого типа не просто чувствуют время, оно как будто становится на их сторону и подстраивается под них.

Есенин живет не по часам, он чувствует именно время «вовремя». Он знает, когда приходит момент, или чувствует, что «еще не сейчас». Увидеть все подробности, как будет развиваться любая ситуация ему вполне под силу. В своих фантазиях лирик заглядывает далеко вперед, и чувствует, что будет актуально, например, через год. А большинство об этом еще даже не успело задуматься.

Суперсила интуитивно-этического интроверта - точно предугадывать тенденции развития событий и ситуаций, чувствовать надежность людей как партнеров.

Интуитивная фантазия Есенина может создать целые миры. Целый жанр литературы, фэнтези, - пример интуитивной фантазии. Воздушные замки гораздо долговечнее настоящих - так чувствуют жизнь люди этого типа. Картины, которые рисует воображение, светлые и яркие, гораздо привлекательнее, чем будничная жизнь. Есенин верит в хорошее будущее, потому что «Мечта - это радуга, соединяющая Сегодня и Завтра » (С.Федин).

Этика эмоций Есенина (творческая функция, инструмент воздействия на мир) разноцветная и искрящаяся, очень обаятельная. Есенин создает вокруг себя энергию доброжелательности и отлично чувствует состояние других. Он прекрасно знает тот самый «нужный» момент, когда обратиться с просьбой. И с помощью арсенала своих улыбок и теплых фраз вполне способен вертеть вами, как захочет.

Эмоции Есенина не обязательно могут быть положительными, но всегда выглядят естественно, к тому же Есенин умеет управлять своим состоянием и моментально превратить любую обиду в шутку. Будучи очень мягким, тактичным и сентиментальным, Есенин, тем не менее вполне способен разыграть драму и устроить истерику со слезами. После чего моментально успокоиться - когда цель достигнута и желаемое получено - и снова сиять особенной «есенинской» мечтательной улыбкой.

На первый взгляд, трогательный Есенин кажется человеком, который нуждается в заботе и опеке. В этом есть доля правды. Но только доля. Конечно, самостоятельно инициативу к физическому труду Есенин вряд ли проявит. И когда все работают, а у Есенина появилась возможность увильнуть - он ею непременно воспользуется без зазрений совести. При этом свободно распорядится своим и чужим временем. Всегда поступает так, как будто этого времени у него вагон, считает себя хозяином времени, и оно идет ему навстречу! Многое откладывает на завтра, но если сказать или попросить - Есенин легко начинает готовить еду, заниматься домашними обязанностями, и вполне способен позаботиться о себе и не только.

Со стороны Есенин иногда кажется «не от мира сего». А все потому, что в своем поведении руководствуется интуитивными предчувствиями. Благодаря этому качеству Есенин способен выжить в самой трудной обстановке, так как быстро различает искусственность, фальшь, лицемерие, деградацию. "Хранить мечту и жить сердцем - вот, что важно ". (Остин Батлер).



Размышляя о мечте, интуиции и этике, в памяти всплывает совершенно нелогичный, немного странный, но очень душевный и всеми любимый с детства мультик про крокодила Гену и Чебурашку.

Нелогичность сразу бросается в глаза - Чебурашка сначала читает записки и надписи, а потом идет в школу, потому что оказался неграмотным. Разгуливающий по улицам крокодил никого не пугает, но когда вдруг вылез из воды - все бегут от него с криками «Караул, спасайся, кто может!». Ну и так далее.

Именно эта нелогичность и влюбляет зрителя в мультфильм с первых кадров. И главный герой - Чебурашка - как раз из тех душевных натур, которые в жизни мягкие, тихие и мечтательные. Конечно, Чебурашка - интуитивно-этический интроверт - Есенин. Когда он начинает работать руками, получаются, мягко говоря, не шедевры. Чтобы сработать что-то качественное - нужно напрячься, а ещё лучше - чтобы в этом и другие участвовали. «Мы строили, строили, наконец построили! » При этом он - «настоящий друг », и всегда утешит, и поддержит: «Ты не горюй, Ген, отдохнём и ещё раз переделаем ».

Соционика к интуитивно-этическим интровертам причисляет Лао Цзы, Михаила Булгакова, Сергея Есенина, Рэя Брэдбери, Дж. Р. Толкиена, Юрия Гагарина, Марка Шагала, Жан-Жака Руссо и других.

Гексли, Советчик, Интуитивно-Этический Экстраверт (ИЭЭ)

Истинная радость - серьезная штука
Сенека


Самый радостный и жизнелюбивый житель социона - Гексли отлично чувствует и видит, какие возможности сокрыты в каждом объекте и каждой ситуации. Особенно сильна интуиция на людей. По отдельным фразам, интонации, мимике, особенностям поступков других интуитивно он точно воссоздает внутреннюю мотивацию человека. Легко догадывается, чего тот добивается.

Голова у Гексли - этическая, а не логическая, и в нее приходят совершенно фантастические идеи и мечты. А фантазия Гексли - очень деятельная и продуктивная; придумывает истории, строит образы, занимательные сюжеты.

Гексли любознателен, быстро запоминает большое количество информации. Быстро обучается, так как умеет схватить суть проблемы. А то, что не знает - может угадать, именно потому что интуиция возможностей подсказывает наиболее вероятное решение для конкретного случая.

Суперсила интуитивно-этических экстравертов - чувствовать таланты людей и перспективы отношений.

«Талант великих душ - есть узнавать великое в других людях ». (Карамзин Н.М.) Гексли отлично справляются с задачами педагогов и воспитателей - они видят таланты детей и всегда могут подсказать, чем заниматься и в какую сторону направить усилия.

Творческая функция Гексли - этика отношений. Люди этого типа прекрасно видят скрытые чувства, причины и следствия отношений, улавливают все симпатии и антипатии, но самое главное - сами могут управлять этим. Они без труда могут создать и сохранить отличные отношения, пользуясь связями, добиться своих целей, влюбить в себя и заставить охладеть. Они обаятельные, тактичные, романтичные, изобретательные (благодаря базовой интуиции возможностей) и действительно очень яркие.

Гексли умеет поощрять и вдохновлять людей, делая им комплименты, описывая радужные перспективы. Как никто другой разбирается в логике человеческих отношений, особенно ему понятны причины осложнений и раздоров в любви и дружбе. Ему легче сохранить отлаженные отношения, чем восстановить разорвавшиеся. Чутко реагирует на антипатии. Обаятелен и общителен. Сумеет выстроить систему отношений с любым человеком, лишь бы он был ему интересен. Понимает, с кем и на какой дистанции надо общаться, хотя и не всегда ее выдерживает. Знает, что надо делать, чтобы поддерживать в коллективе благоприятную психологическую атмосферу. Советует, как общаться с человеком, чтобы стать ему необходимым.

Сила обаяния Гексли настолько велика, что он способен разговорить кого угодно. При этом за несколько секунд «просканирует» характер собеседника и сдружится с ним в мгновение ока.
Производить впечатление и импровизировать - врожденные таланты Гексли, так же как делать одновременно несколько дел, весело при этом болтая. Вместе с этими талантами Гексли-непоседе досталось стойкое отвращение к однообразной работе, скучной жизни и рутине во всех ее проявлениях.

Именно поэтому Гексли любит интересные и веселые дела с большой зарплатой и свободным графиком. Общение с необыкновенными людьми привлекает людей этого типа, они всегда стремятся наполнить свою жизнь разнообразием и яркими впечатлениями.


Помните Мартышку из старых кукольных мультфильмов по сказкам Григория Остера? Ее отличительная черта - неуёмное любопытство. Очень легко загорается энтузиазмом, но также легко и переключается на новые дела. Кроме того, Мартышка очень эмоциональна, и при этом ей недостаёт элементарной логики:

- А много - это сколько?
- Много - это много! … Ты меня совсем запутал! Я знаю, что куча - это когда много! А мало - это когда не куча! И больше я ничего не знаю!

Обнаружив Удава лежащим в задумчивости, она начинает его дёргать вопросами. А когда Удав говорит ей: «я никогда не смогу ходить!», немедленно собирает по этому поводу звериный консилиум, вместо того, чтобы подумать над очевидным - а чем же Удаву ходить? Хвостом?

Помимо логики, Мартышке не хватает и наблюдательности. Слабость сенсорики проявляется, в том, что, при всей своей подвижности, она вынуждена осваивать элементарную зарядку. Перед нами типичный Гексли - интуитивно-этический экстраверт.

Знаменитые Гексли - Моцарт, Марк Твен, Дейл Карнеги, Пол Маккартни, Мерилин Монро.

Итак, мы разобрались, какими сильными качествами обладает каждый из соционических типов. Очевидно, что из этого следует вывод о том, что у каждого из нас - своя роль в обществе, свой путь в жизни. Своя задача и свое предназначение.

В следующих наших встречах я расскажу вам о том, как общие ценности объединяют разные типы в соционические квадры. Как квадры образуют социон. Что такое кольцо прогресса. Как взаимодействуют между собой различные психологические типы.

Не переключайтесь!