Определения личный 10 предложение. Односоставные определенно-личные предложения с примерами

Представляет собой логичную систему, с которой школьники в России тесно знакомятся начиная с 8 класса.

Синтаксический разбор включает в себя полную характеристику предложения:

  • по цели высказывания (повествование, вопрос или побуждение);
  • по интонации (восклицательное, невосклицательное);
  • по составу (из скольких частей состоит: простое, сложное);
  • по типу грамматической основы (сколько главных членов в основе - один или оба: двусоставное, односоставное);
  • по наличию второстепенных членов (распространенное, нераспространенное);
  • по наличию осложняющих конструкций (осложненное, неосложненное).

Так, по типу грамматической основы все синтаксические конструкции делятся на две категории , которые согласно всем основным программам, установленным государственными стандартами, изучаются в 8 классе:

  1. Двусоставные (в предложении есть подлежащее и сказуемое). Пример: Сорока улетела в лес. (Подлежащее сорока, сказуемое улетела)
  2. Односоставные (в синтаксической конструкции нет подлежащего либо сказуемого, однако отсутствие главного члена предложения не сказывается на полноте смысла конструкции). Пример: Мне дали яблоко. (Сказуемое дали, подлежащее формально не выражено).

Виды односоставных предложений

В свою очередь, все односоставные предложения делятся на две категории:

  1. Номинативные (назывные). Грамматическая основа такого рода синтаксических конструкций состоит лишь из одного главного члена - подлежащего. Пример: Мороз и солнце! День чудесный! (А.С. Пушкин).
  2. Сказуемостные. Грамматическая основа таких конструкций состоит из одного сказуемого. В зависимости от грамматического значения и формы главного члена сказуемостные предложения подразделяют на несколько групп, которые можно представить в следующей таблице:

Кроме того, некоторые ученые-филологи выделяют еще одну группу односоставных конструкций, в которых формально выражено только сказуемое - инфинитивные предложения . Сказуемое в предложениях этой группы выражено независимой неопределенной формой глагола и обозначает необходимое или желательное действие (по грамматическому значению такой инфинитив близок к повелительному наклонению глагола).

Пример: Нужно закончить работу. Однако это замечание ученики 8–11 классов должны лишь принять во внимание, поскольку школьная программа не предполагает изучения инфинитивных конструкций как отдельной категории и включает их в группу безличных.

Односоставные определенно-личные конструкции: значение и структура

Односоставные определенно-личные предложения отражают высказывания непосредственных участников разговора или мысли субъекта. Они используются, когда самое важное в конструкции именно действие, а не тот, кто его совершает. Эти предложения близки по своему значению к двусоставным, поскольку подлежащее формально хоть и не выражено, но домысливается однозначно. Тем не менее односоставные конструкции более лаконичны. Их использование придает высказыванию динамику, энергичность. Как же научиться узнавать такие конструкции?

Определенно-личные предложения могут быть простыми - иметь единственную грамматическую основу - или входить в состав сложных. Пример: Знаю, выйдешь вечером за кольцо дорог, сядем в копны свежие под соседний стог. (С. А. Есенин) (В этом сложном предложении три грамматические основы: 1) «знаю», 2) «выйдешь», 3) «сядем». Все три части представляют собой односоставные конструкции с формальным выражением лишь сказуемого. Во всех частях формы сказуемого точно определяют возможные подлежащие. Следовательно, все три предложения в составе сложного являются односоставными определенно-личными).

Чаще всего односоставные определенно-личные конструкции являются распространенными - помимо главных, в их структуре есть и второстепенные члены. Пример: Еду ли ночью по улице темной…(Сказуемое - «еду». Еду (когда?) - ночью (обстоятельство времени). Еду (где?) - по улице (обстоятельство места). По улице (какой?) - темной (согласованное определение)).

Односоставные определенно-личные конструкции: формальное выражение

Чтобы уметь отличать определенно-личные предложения от других типов односоставных синтаксических конструкций, ученикам 8 класса следует руководствоваться следующим правилом. Грамматическая основа не имеет выраженного подлежащего, однако оно подразумевается в точной форме (проще говоря, к сказуемому можно подставить одно из слов: «я», «мы», «ты», «вы»).

Сказуемое, выраженное глаголом , всегда стоит в изъявительном или повелительном наклонении, настоящем или будущем времени, в 1 или 2 лице, в любом числе. Внимание: главный член предложения в определенно-личной конструкции никогда не может стоять в прошедшем времени, поскольку подобная форма может подразумевать различные подлежащие.

Определенно-личные предложения: примеры

Определенно-личные предложения часто встречаются в русской литературе. Особенно широко они используются в стихотворных формах, поскольку для соблюдения ритма и размера произведения автор должен подобрать наиболее емкие конструкции, требующие меньшего количества слов без потери основной идеи произведения. Часто такие синтаксические конструкции помогают автору использовать множество фигур речи: риторические обращения и восклицания, параллелизмы, ряды однородных членов.

Необходимо привести несколько примеров с определенно-личными предложениями , поскольку теоретические знания, подкрепленные практическими элементами, запоминаются гораздо быстрее.

Подобранные конструкции относятся к разным стилям речи: несколько примеров взяты из текстов художественной литературы, остальные - из каждодневных речевых ситуаций (разговорный стиль). Это говорит о том, что односоставные определенно-личные предложения широко распространены не только в художественной литературе, но и в повседневном общении, официальных бумагах, поскольку придают высказыванию интонацию доверительности, создают впечатления беседы, а также помогают передать состояние души автора. Очевидна универсальность таких конструкций, а значит, изучение и понимание их необходимо образованному человеку.

Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.

Цель урока:

Ø находить определенно-личные предложения среди других предложений;

Задачи урока:

Ø вспомнить отличительные признаки односоставных и двусоставных предложений;

Ø сформировать умение находить среди односоставных предложений определенно-личные предложения;

Ø использовать навыки работы с определенно-личными предложениями в творческой работе при составлении загадок о чае;

Воспитательные задачи :

Ø показать учащимся полезные свойства чая;

Развитие речи:

Ø использовать определенно-личные предложения в речи;

Оборудование урока:

Ø раздаточный материал по теме: «Односоставные предложения. Определенно-личные предложения»;

Ø репродукция картины Б. М. Кустодиева «Купчиха за чаем»;

Ø алгоритм действий определения типа односоставных определенно-личных предложений;

Ø опорные таблицы «Личные местоимения»; «Личные окончания глаголов».

Ход урока

1. Организационный момент

2. Фронтальный опрос.

Что такое грамматическая основа предложения?

На какие группы по строению грамматической основы делятся предложения?

Какие предложения называются двусоставными?

Какие предложения называются односоставными?

Назовите группы односоставных предложений?

3. Синтаксическая разминка (работа в парах)

Дать характеристику предложения по строению грамматической основы:

1 группа : Чай – полезное растение.

2 группа : Он удаляет недуги, прогоняет сонливость.

3 группа : Дружба и чай хороши, когда они крепки и не очень сладки.

4 группа : Под шумок самовара ведётся согревающий сердце и душу разговор.

5 группа : В 18 веке в России изобрели самовар.

6 группа : Его изготовили на Урале.

4. Изучение нового материала.

- Объявление темы.

- Связь темы урока со здоровьесберегающими технологиями.

- Слово учителя о происхождении чая.

- Сообщение учащегося по старинной китайской легенде: «Происхождение чая».

- Работа с текстом.

Люди изготовляют разнообразные напитки. Но самый известный и распространенный напиток – чай.

Этот напиток не только хорошо утоляет жажду, но и обладает целебными свойствами, помогает излечиться от многих болезней.

Один долгожитель так сказал о чае: «Чай – мой любимый напиток. Других не признаю».

С чаем легко усваиваются белки, жиры и углеводы.

Чай – очень хорошая вещь!

Задания к тексту :

Ø выразительно прочитайте текст;

Ø определите его тему и основную мысль,

Ø озаглавьте;

Ø найдите среди предложений текста – односоставное предложение;

Ø попытайтесь определить тип односоставного предложения.

- Объявление цели урока.

- Работа с учебником (работа в парах с таблицей).

Задача:

Ø выделить из определения определенно-личных предложений признаки, по которым можно отличить эти предложения от других односоставных предложений;

Ø заполнить таблицу.

- Самопроверка работы с учебником по образцу (образец на доске)

Предложения по наличию главных членов

Главные члены предложения

Чем выражен главный член предложения

Тип односоставного предложения

односоставное

сказуемое

глагол 1 и 2 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени изъявительного или повелительного наклонения

определенно-личное

Обращение к памяткам: «Личные местоимения», «Личные окончания глаголов 1 и 2 лица единственного и множественного числа».

5. Динамическая пауза.

6. Тренировочные упражнения.

1) Обратимся ещё раз к предложению : Других не признаю. Укажем в глаголе-сказуемом этого предложения грамматические признаки, по которым мы сможем определить тип односоставного предложения. (1 лицо единственное число настоящее время изъявительное наклонение)

2) Из ряда предложений выпишите односоставное определенно-личное предложение:

1. С чая лиха не бывает.

2. Чай придает человеку решимость.

3. Вот душистая карамель.

4. Всех блинами угощаем и поим душистым чаем.

Докажите, что это предложение определенно-личное предложение. В этом вам поможет алгоритм действий (вывешивается на доску).

3) Продолжить текст, составив ряд определенно-личных предложений по образцу (работа с репродукцией Б. М. Кустодиева «Купчиха за чаем»).

Здравствуй, любезная Катерина Гавриловна!

А как упоительны вечера за чашкой чая!

Накроешь стол белой скатертью …

4) Физкультминутка (пальчиковая гимнастика).

5) Проверка составленных предложений.

6) Запись под диктовку текста: Памятка заваривающему чай!

Ополосни чайник крутым кипятком и насыпли в него сухую заварку. Затем чайник залей кипятком, а сверху прикрой салфеткой. Отверстие на крышке и носике закрой. Настаивай чай пять минут.

Подчеркните глаголы-сказуемые.

Какая форма глагола-сказуемого уместна в данной памятке? Почему?

7. Закрепление нового материала с использованием определенно-личных предложений в речи (составление загадок о чае).

8. Рефлексия.

- Что нового сегодня мы с вами узнали на уроке?

9. Заключительное слово учителя.

Я хочу открыть секрет и полезный дать совет,

Чай в морозы согревает, а в жару нас освежает,

Он сонливость переборет и с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг!

Домашнее задание: § 181, упражнение по выбору из § 181 или составить несколько предложений на тему: «Зимний день» с использованием определенно-личных предложений.

УРОК2

Цели как деятельность ученика:

Пользоваться учебником и словарями, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

Договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты:

Предметные: опознавать определенно-личные предложения в тексте, пунктуационно правильно оформлять определенно-личные предложения.

Метапредметные:

Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.

Ход урока:

Учитель :

Как вы думаете, какой член предложения самый главный - подлежащее или сказуемое?

(высказывания обучающихся)

Могут ли существовать предложения без одного из них? Не мешает ли это пониманию смысла?

Как мы называем такие предложения? (односоставные)

Могут ли односоставные предложения быть распространенными?

Учитель : А теперь запишите предложения и попробуйте объяснить, чем отличаются группы:

1. Ночь.Улица.Фонарь.Аптека.

2. Иду вдоль улицы. Смотришь на звездное небо.

(1-я группа - назывные предложения, т.к.главный член выражен именем существительным в именительном падеже;

2-я группа - с главным членом – сказуемым)

Что для того сделали? (выделили грамматическую основу)

Учитель :

Знаем ли мы, как называется вторая группа односоставных предложений? (нет)

Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке

Прочитайте название параграфа (п.32)

Запишите тему урока.

Выскажите свое предположение о значении слова «определенно-личные предложения»

1. Чтение параграфа учебника на стр.90 (с пометками)

2. Что нового вы узнали об определенно-личных предложениях?

3. Что показалось непонятным?

4. Что необходимо знать, чтобы точно установить, что это определенно-личное предложение? (лицо и наклонение глагола)

Решение проблемной ситуации : (слайд)

1. Найдите грамматическую основу предложений и определите вид и наклонение глаголов:

Усни, постель моя мягка… Береги честь смолоду. Сам погибай, а товарища выручай. Прощай, отец! Три дня искали его.

2. Какое предложение было лишним и почему? (последнее, т.к. в нем глагол в форме 3-го лица и нет указания на определенное лицо)

К какому типу отнесем все остальные предложения? (определенно-личные)

3. Словарная работа: перрон (лексическое и грамматическое значение слова, орфограмма). Можно использовать Интернет-Википедия, словарь С.И.Ожегова и т.д.

4. Цифровой диктант (записать номера определенно-личных предложений):

1) Один в поле пашет, а двое руками машут. 2) Идешь, на меня похожий.3) Содержи свои мысли в чистоте.4) Познай самого себя.5) Клюква - болотная ягода. 6) Не позволяй душе лениться.7) Не уходи, побудь со мною.

Проверка диктанта по эталону (на слайде ответы- 2,3,4,6,7). Самооценка

- В каком предложении и почему нужно поставить тире?

Задание. Выписать только определенно-личные предложения. Подчеркнуть сказуемое.

Желаю вам успехов. Мойте руки перед едой. Любовью дорожить умейте. Картофель - ценный пищевой продукт. После уроков всем классом идем в кино. Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду. Чему смеетесь? Выберите себе книгу по вкусу. Не из Москвы ли будешь? В дверь постучали. Будут долго вспоминать его рассказы.

Правильный ответ.

Желаю вам успехов. Мойте руки перед едой. Любовью дорожить умейте. После уроков всем классом идем в кино. Выберите себе книгу по вкусу. Не из Москвы ли будешь? Чему смеетесь?

Среди простых предложений по наличию главных членов различают двусоставные и односоставные . В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из обоих главных членов - подлежащего и сказуемого, в односоставных - только из одного.

Важно, что главный член односоставных предложений не является ни подлежащим, ни сказуемым, потому что совмещает функции двух главных членов предложения.

Выделяют следующие виды односоставных предложений:

  • определенно-личные
  • неопределенно-личные
  • безличные
  • инфинитивные
  • номинативные

Определенно-личные предложения - это такие односоставные предложения, в которых главный член и указывает на определенное действующее лицо и выражен личной формой глагола (1 или 2 лицо). Н-р: Люблю грозу в начале мая - здесь форма гл.-сказ. указывает на определенное лицо - на самого говорящего. Главные член опред.-личн. предл. чаще всего выражен гл. . и 2л. ед. или мн.ч . наст. или буд. времени, а также гл. пов. накл., н-р: Иду по дороге. Сидим , думаем , пишем . Не остуди свое сердце, сынок! Такие односоставные предложения синонимичны двусоставным предложениям: Иду по дороге - Я иду по дороге. Употребляются в официальной речи, в деловом стиле и в худ. литературе.

Неопределенно-личные предложения - это такие односоставные предложения, в которых действие, выраженное формами сказуемого, относится к неопределенному лицу. Например: В дверь стучат (кто-то неопределенный). Главный член чаще всего выражен формой 3 л. мн. ч. наст. или буд. врем., гл. мн. ч. прош. врем., гл. в сослаг. наклонении. Напр.: Вас ждут в аудитории. Тебе передали книгу (передадут). Если бы меня спросили , я бы ответил согласием.

Безличными называются такие односоставные предложения, в которых главный член обозначает действие или состояние, существующее независимо от идеи лица, пример: Уже светало . Было морозно и ясно . В безличных предложениях называются явления природы (Морозит ), физические и психические состояния человека (Мне скучно ), состояние среды, оценка обстановки (Холодно. Хорошо думается на степных дорогах ), модальные отношения (Захотелось есть ) и др. Сказуемое в безличн. предл выражается безличным глаголом (Светает ), личным глаголом в безличном значении (На чердаке застучало ), словами категории состояния (До чего же хорошо кругом! ), кратким страдательным причастием прош. врем. (Решено пойти на экскурсию ), отрицательным словом (Покоя нет ). Чаще всего употребляются в худ. лит. (точность, сжатость).

Инфинитивные - это такие предложения, в которых главный член выражен независимым инфинитивом и обозначает необходимое, неизбежное или желательное действие, н-р: Тебе начинать! От безличных они отличаются тем, что в безл. инфинитив зависимый, а в инфинитивных - независимый: Вам рассказать об этом? - инф. и Вам следует (нужно) рассказать об этом? - безличн.

Номинативные (назывные) – это такие предложения, в которых главный член выражен именительным падежом имени и обозначает бытие предметов, явлений, состояний, н-р: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (Блок). Главный член совмещает значение субъекта и его бытия. Различают следующие типы предложений: номинативные бытийные: Ночь. Улица ; номинативные указательные: Вон звездочка ; номинативные эмоционально-оценочные: Ну что за шейка! Что за глазки! (Крылов).

В русском языке, согласно известному словарю Даля, насчитывается около двухсот тысяч слов, однако даже знание всех их наизусть совсем не говорит о том, что человек сможет свободно излагать свои мысли. Ведь для связной речи даже богатого словарного запаса недостаточно - нужно уметь правильно расставить слова в предложении и при этом употребить их в нужной форме. Ведь именно связанные между собой словарные единицы составляют высказывания со смыслом, которые в русском языке называют предложениями.

Конструкция предложения

Каждое высказывание должно иметь грамматическую основу, которая состоит из подлежащего, выраженного именем существительным в именительном падеже и являющегося субъектом действия, и сказуемого - глагола, обозначающего совершаемое им действие. Однако встречаются и такие конструкции, где есть всего один главный член (сказуемое). Такие предложения называют односоставными. Они также имеют законченный смысл и совсем не являются пустыми, а порой подлежащее в них кажется совсем неуместным. Все односоставные конструкции делятся на несколько видов, среди которых лингвисты отмечают обобщенно-личные, безличные, назывные, неопределенно-личные и определенно-личные предложения. Каждое из них имеет свои особенности в форме главного члена и способе выражения общего значения. Далее в статье будет рассмотрено определенно-личное предложение, нюансы его конструкции и варианты применения.

Определение

Для того чтобы понять суть рассматриваемой конструкции, следует сначала ознакомиться с определением данного вида предложения. В школьном курсе русского языка оно звучит так: "Определенно-личные предложения представляют собой сочетание связанных по смыслу слов с одним главным членом - сказуемым, которое выражено глаголом в форме первого или второго лица множественного или единственного числа в повелительном или изъявительном наклонении, употребленным в настоящем или будущем времени". Как правило, не указанное в данном односоставном предложении лицо, производящее действие, может быть названо одним из личных местоимений первого или второго лица. Например: "Люблю колокольный перезвон"; "Уходим в поход"; "Сиди тут и не вставай". Определенно-личные предложения не могут в своем составе в качестве сказуемого иметь глагол в прошедшем времени, так как он сам по себе не выявляет то или иное лицо. В таких случаях высказывание требует указания субъекта, которым производится действие.

Виды определенно-личных предложений

В зависимости от того, каким глаголом выражено сказуемое, рассматриваемые предложения делят на два типа:

  1. Полное высказывание со сказуемым в виде глагола первого и второго лица в изъявительном наклонении (Завтра сходим в парк ).
  2. Полное высказывание со сказуемым, выраженным глаголом второго лица в повелительном наклонении (Сегодня обязательно сдайте отчет ).

Как отличить определенно-личные предложения от других

Зная особенности таких предложений, выделить их из контекста совсем несложно. Итак, для начала следует определить односоставные предложения в тексте и выделить в них грамматическую основу. После этого нужно провести анализ сказуемого, для которого глагол нужно будет разобрать как часть речи. Именно так можно будет определить его наклонение, число и время. И, исходя из результатов анализа, определить, является ли высказывание односоставным, полным и определенно-личным.

Особенности конструкции

Подобные односоставные предложения вполне могут существовать как самостоятельные высказывания. Однако их достаточно легко объединить с другими предложениями, связанными по смыслу. Еще одна особенность данного вида конструкций заключается в том, что практически всегда они являются распространенными. Если же определенно-личное предложение не распространено второстепенными членами, оно зачастую является неполным и требует наличия подлежащего. Наглядно такое соединение можно рассмотреть на примере: Мы вчера гуляли по набережной . Посмотрели на разные достопримечательности и вернулись домой поздно вечером. Или: Мы вчера гуляли по набережной, смотрели на разные достопримечательности и вернулись домо й. В этом примере односоставное предложение тесно связано с предыдущим, а потому их можно соединить. Для этой цели следует изменить форму глагола с «посмотрели» на «смотрели». Самая главная особенность, которую имеет определенно-личное предложение, - это особое окончание глагола, которым выражено сказуемое. Именно благодаря окончанию прослеживается предмет, от которого исходит действие, что позволяет в высказывании не употреблять подлежащее.

Значение односоставных предложений

У большинства школьников при изучении данной темы возникают вопросы, касающиеся надобности данного вида предложений в русском языке. Многие задаются вопросами о роли и значении подобных конструкций. Ответ на эти вопросы достаточно простой. Использование односоставных предложений придает речи экспрессии, лаконичности, создает простые разговорные интонации, без которых невозможно было бы акцентировать внимание на каком-то определенном отрезке высказывания. Такая лаконичность при разговорной и письменной речи облегчает восприятие мысли автора, которому, в свою очередь, не приходится перегружать текст многочисленными местоимениями.

Упражнения для закрепления темы

Ни одна теория не усвоится без практических занятий, особенно если процесс обучения направлен на детей. Поэтому в школьной программе наряду с многочисленными правилами вниманию учащихся предоставляется масса упражнений, в которых можно применить все полученные знания по данной теме. Итак, для закрепления материала преподаватели дают следующие задания:

  1. Детям предлагаются варианты предложений, в которых следует найти определенно-личные и проанализировать сказуемое, что входит в его конструкцию. При этом следует указать наклонение и лицо глагола. Например: Хотим поехать в отпуск на море хотя бы на пару недель . «Хотим» - сказуемое, выраженное глаголом первого лица множественного числа с окончанием -им. Отсюда следует, что главный член в односоставном предложении четко указывает на возможное подлежащее «мы», а потому высказывание является определенно-личным.
  2. Ученикам дается текст, в котором следует определить, какое предложение односоставное, а какое - двусоставное. Далее требуется указать, какие высказывания являются определенно-личными, и объяснить, почему. Как правило, в случае с простыми односоставными предложениями трудностей не возникает, и дети легко справляются с заданием. Но вот когда следует выделить определенно-личное предложение в составе сложного, здесь многие теряются. Но чтобы справиться с данным заданием, каждое составное высказывание следует разбить на простые и выделить в них грамматические основы. После провести анализ одиночного сказуемого, употребленного без подлежащего.
  3. Нередко ученикам предлагается составить определенно-личные предложения самостоятельно. Для этого нужно лишь взять необходимую форму глагола и дополнить полученное сказуемое второстепенными членами.

Вместо послесловия

Вот мы и разобрали вкратце, что представляют собой определенно-личные предложения. Как видите, ничего сложного в этом материале нет. Но чтобы окончательно усвоить его, необходимо потренироваться. Примеры определенно-личных предложений мы привели, так что трудностей с поиском подобных конструкций в тексте возникнуть не должно. Успехов!

Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу.

    Двусоставные предложения содержат два главных члена - подлежащее и сказуемое.

    Мальчик бежит ; Земля круглая .

    Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).

    Вечер ; Вечереет .

Типы односоставных предложений

Форма выражения главного члена Примеры Соотносительные конструкции
двусоставных предложений
1. Предложения с одним главным членом - СКАЗУЕМЫМ
1.1. Определённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).

Люблю грозу в начале мая.
Беги за мной!

Я люблю грозу в начале мая.
Ты беги за мной!

1.2. Неопределённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе).

Стучат в дверь.
Постучали в дверь.

Кто-то стучит в дверь.
Кто-то постучал в дверь.

1.3. Обобщённо-личные предложения
Не имеют своей специфической формы выражения. По форме - определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:

А) действие может быть отнесено ко всякому лицу;

Б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть - о 1-м лице).

Без труда не вынешь рыбки из пруда (по форме определённо-личное).
Цыплят по осени считают (по форме - неопределённо-личное).
От сказанного слова не отвяжешься .
Перекусишь на привале, а потом опять пойдешь .

Любой (всякий ) без труда не вынет рыбки из пруда.
Все цыплят по осени считают .
Любой (всякий ) цыплят по осени считает .
От сказанного слова любой не отвяжется .
Я перекушу на привале и потом опять пойду .

1.4. Безличное предложение
1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода).

а) Светает ; Светало ; Мне везет ;
б) Тает ;
в) Мне (дат. падеж) не спится ;
г) Ветром (твор. падеж) сорвало крышу .


б) Снег тает ;
в) Я не сплю ;
г) Ветер сорвал крышу .

2) Составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) На улице холодно ;
б) Мне холодно ;
в) Мне грустно ;

а) нет соотносительных конструкций;

б) Я мёрзну ;
в) Я грущу .

3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого - составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) Мне жаль расставаться с тобой ;
б) Мне надо идти .

а) Я не хочу расставаться с тобой ;
б) Я должен идти .

4) Составное именное сказуемое с именной частью - кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.

Закрыто .
Складно сказано , отец Варлаам.
В комнате накурено .

Магазин закрыт .
Отец Варлаам складно сказал .
В комнате кто-то накурил .

5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения).

Нет денег .
Не было денег .
Не осталось денег .
Не хватило денег .

6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения).

На небе нет ни облачка .
На небе не было ни облачка .
У меня нет ни копейки .
У меня не было ни копейки .

Небо безоблачно .
Небо было безоблачно .
Я не имею ни копейки.
Я не имел ни копейки.

1.5. Инфинитивные предложения
Сказуемое - независимый инфинитив.

Всем молчать !
Быть грозе!
Поехать бы к морю!
Чтобы простить человека , надо его понять.

Все молчите .
Будет гроза .
Я поехал бы к морю.
Чтобы ты мог простить человека , ты должен его понять.

2. Предложения с одним главным членом - ПОДЛЕЖАЩИМ
Назывные (номинативные) предложения
Подлежащее - имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому).

Ночь .
Весна .

Обычно нет соотносительных конструкций.

Примечания.

1) Отрицательные безличные предложения (Нет денег; На небе нет ни облачка ) являются односоставными только при выражении отрицания. Если конструкцию сделать утвердительной, предложение станет двусоставным: форма родительного падежа изменится на форму именительного падежа (ср.: Нет денег. - Есть деньги ; На небе нет ни облачка. - На небе есть облака ).

2) Ряд исследователей форму родительного падежа в отрицательных безличных предложениях (Нет денег ; На небе нет ни облачка ) считает частью сказуемого. В школьных учебниках эту форму обычно разбирают как дополнение.

3) Инфинитивные предложения (Молчать! Быть грозе! ) ряд исследователей относят к безличным. Так же рассматриваются они в школьном учебнике. Но инфинитивные предложения отличаются от безличных по значению. Основная часть безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля. В инфинитивных предложениях лицо побуждается к активному действию (Молчать! ); отмечается неизбежность или желательность активного действия (Быть грозе! Поехать бы к морю! ).

4) Назывные (номинативные) предложения многие исследователи относят к разряду двусоставных с нулевой связкой.

Обратите внимание!

1) В отрицательных безличных предложениях с дополнением в форме родительного падежа с усилительной частицей ни (На небе нет ни облачка; У меня нет ни копейки ) часто опускается сказуемое (ср.: На небе ни облачка; У меня ни копейки ).

В этом случае можно говорить об односоставном и одновременно неполном предложении (с опущенным сказуемым).

2) Основным значением назывных (номинативных) предложений (Ночь ) является утверждение бытия (наличия, существования) предметов и явлений. Эти конструкции возможны только при соотнесении явления с настоящим временем. При изменении времени или наклонения предложение становится двусоставным со сказуемым быть .

Ср.: Была ночь ; Будет ночь ; Пусть будет ночь ; Была бы ночь .

3) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку этот второстепенный член соотносится обычно со сказуемым (а сказуемого в назывных (номинативных) предложениях нет). Если в предложении содержится подлежащее и обстоятельство (Аптека - (где?) за углом ; Я - (куда?) к окну ), то такие предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Аптека находится / расположена за углом ; Я бросился / побежал к окну .

4) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать дополнений, соотносимых со сказуемым. Если такие дополнения в предложении есть (Я - (за кем?) за тобой ), то эти предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Я иду / следую за тобой .

План разбора односоставного предложения

  1. Определить тип односоставного предложения.
  2. Указать те грамматические признаки главного члена, которые позволяют отнести предложение именно к этому типу односоставных предложений.

Образец разбора

Красуйся , град Петров (Пушкин).

Предложение односоставное (определённо-личное). Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения.

В кухне зажгли огонь (Шолохов).

Предложение односоставное (неопределённо-личное). Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе прошедшего времени.

Ласковым словом и камень растопишь (пословица).

Предложение односоставное. По форме - определённо-личное: сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего времени; по значению - обобщённо-личное: действие глагола-сказуемого относится к любому действующему лицу (ср.: Ласковым словом и камень растопит любой / всякий ).

Чудесно пахло рыбой (Куприн).

Предложение односоставное (безличное). Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее время, единственное число, средний род).

Мягкий лунный свет (Застожный).

Предложение односоставное (назывное). Главный член - подлежащее свет - выражен существительным в именительном падеже.