Опыт по химии вулкан. Химический опыт вулкан в домашних условиях

22 сентября 2010, 13:42 Простите, совсем уж опопсели – что тут лайвсайнсного? Прям как у мозголомов на дискавери

Вроде ж достаточно много интересных идей предложено в соседнем разделе.

Еще б колу с ментосом смешали

  • Тогда уксус+сода не подойдет, т. к. получаем расширение за счет газа, а в итоге пену.

    Чтобы это обойти, мне представляется 3 варианта:

    1. Использовать другое вещество, сильно расширяющееся без создания газа (не знаю такового).

    2. Использовать нехимическую силу для извержения. К примеру, сообщающиеся сосуды, один поднимаем, из другого извергается. Или велонасосом накачивать давление (вместо соды/уксуса в аппарат из п. 3, горлышко заменить на ниппель)

    3. Либо же оставить газ, но смесь расслоить (но тогда нужен нетривиальный аппарат для вулкана), например налить сгущенки, окунуть в нее соломинку, а сверху запустить реакцию.

    Например на такой установке:
    http://img638.imageshack.us/img638/3518/volcano.gif
    где:
    1 – сгущенка
    2 – сода
    3 – горлышко для заливки уксуса (герметично закрывающееся)
    4 – соломинка, из которой будет извержение (края соломинки с горлышком вулкана тоже нужно герметизировать).

  • 22 сентября 2010, 23:35
    Кстати... для реабилитации научности статьи, приведу реакцию взаимодействия, на которой основан опыт:

    Уксус (уксусная кислота): CH 3 COOH
    Сода (карбонат натрия): Na 2 CO 3

    При смешивании получаем:
    Na 2 CO 3 + 2 CH 3 COOH =
    2 CH 3 COONa + H 2 CO 3

    CH 3 COONa – ацетат натрия (натриевая соль уксусной кислоты)

    H 2 CO 3 – угольная кислота. Которая быстро распадается на CO 2 (углекислый газ) + H 2 O (вода)

    Углекислый газ гораздо больше в объеме, чем исходные вещества. За счет него и идет расширение с выбросом "через край".

  • 23 сентября 2010, 17:57
    Попробую сам дать ответ на домашнее задание (на уровне гипотезы, правда):

    Известно, что свежезамешанное тесто хорошо "поднимается", пока стоит в тепле. Механизм заключается в образовании пузырьков углекислого газа по всему объему теста. Так как они не имеют возможности выйти наружу, то и приводят к разбуханию теста.

    Теперь делаем следующее: готовим полужидкое тесто в холодном состоянии, помещаем внутрь вулкана и начинаем активно подогревать. По идее, должно начаться сильное набухание с вытеканием настоящей полужидкой "лавы".

  • 28 сентября 2010, 00:19
    С тестом не выйдет.
    Нужно будет очень сильно нагреть, что приведет к получению головешки, т. к. газа там немного. А сильно ускорить газообразование нереально.

    Понадобится емкость побольше и чтонить плавучее настолько, чтобы оно было легче бурлящей воды (на ум приходит только пенопластовая крошка) но нужно будет поэкпериментировать с соотношением вода–пенопласт... да и пластичности лавы сложно будет добиться...

  • Роман 17 марта 2012, 15:04
    Вот тоже один из вулканов.
    Вулкан Лемери
    Французский химик, аптекарь и врач Никола Лемери (1645––1715) в свое время тоже наблюдал нечто похожее на вулкан, когда, смешав в железной чашке 2 г железных опилок и 2 г порошкообразной серы, дотронулся до нее раскаленной стеклянной палочкой. Через некоторое время из приготовленной смеси начали вылетать частицы черного цвета, а сама она, сильно увеличившись в объеме, так разогрелась, что начала светиться. Вулкан Лемери –– результат простой химической реакции взаимодействия железа и серы с образованием сульфида железа. Эта реакция протекает весьма энергично и сопровождается значительным тепловыделением.
  • обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;

    расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;

    развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Экспериментальная деятельность «Извержение вулкана»

    Цель:

    Познавательное развитие:

    обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;

    расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;

    развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

    Речевое развитие:

    расширить словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;

    активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т. д.

    Социально-коммуникативное развитие:

    воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира

    создать условие в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.

    поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

    формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками;

    Физическое развитие:

    Укреплять здоровье детей.

    Проблемный вопрос: Что такое вулкан?

    Гипотезы: 1. Вулкан -это огнедышащая гора.

    2. Вулкан- это обычная гора.

    Оборудование:

    картинки с изображением вулканов;

    поддоны;

    видеофильм;

    сода;

    лимонная кислота;

    сухая красная краска;

    моющая жидкость;

    чайные ложки;

    пипетки;

    стаканчики с водой;

    салфетки

    наглядность: картинки с явлением природы,

    предварительная работа: знакомство с явлениями природы.

    Ход знятия

    Здравствуйте ребята. Я рада встрече с вами. Меня зовут…

    Давайте порадуемся солнцу и птицам,

    Давайте порадуемся улыбчивым лицам,

    Доброе утро скажем друзьям. …

    Доброе утро скажем гостям, … .

    Мои дети очень любят наблюдать явления природы. А какие явления природы вы любите наблюдать? … (картинки)

    Мои дети приготовили для вас загадку. Какое явление природы мы с вами можем наблюдать и весной, и летом, и осенью? … ….)

    Если дети затрудняются, педагог использует загадку

    Давайте я вам помогу. Отгадайте загадку:

    Мочит поле, лес и луг,

    Город, дом и всё вокруг!

    Облаков и туч он вождь,

    Ты же знаешь, это -.

    ДОЖДЬ

    Но говорить мы будем не о дожде. О чем? О таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как «извержение вулкана».

    Послушайте интересную легенду.

    «Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.

    С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». «Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.

    В наше время, чтобы не случилось беды, ученые специально наблюдают за вулканами. Свои наблюдения они снимают с помощью видио-камеры.

    Я приглашаю вас в кинотеатр. Жест. Проходите. Усаживайтесь. …

    Просмотр сопровождается пояснениями педагога.

    2фрагмент: - Лава - это растопленные камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень- очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел. Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни.

    3 фрагмент: Посмотрите, как выглядит извержение вулкана ночью. Как течет огненная река лавы.

    С чего начинается извержение вулкана? (Сначала появляется … дым)

    Как растекается лава?)

    Что остается после извержения вулкана? … (застывшие камни, сгоревшие деревья) …

    Мы наблюдали с вами действующий вулкан. А еще бывают спящие и потухшие.

    Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? … Спящий - это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой.

    Я попыталась сделать макет спящего вулкана. Выставляет

    Похоже? … Чем? … (формой, сверху есть дырка). Вулкан конусообразной формы.

    Верхняя часть с воронкой. Это кратер вулкана.

    Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю.

    Наблюдать извержение вулкана интересно. Безопаснее это делать в кинотеатре. А еще можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан.

    Прежде чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными, осторожными, не делать запрещенных движений.

    Игра называется «Запрещенные движения». Правило: запрещено делать вот такие движения …. Будьте внимательны, я буду показывать и запрещенные движения.

    Все старились быть внимательными. Значит, и во время опыта будете работать осторожно и аккуратно, следуя инструкции.

    Посмотрите, на столах размещены макеты вулканов и оборудование, которое поможет нам их разбудить.

    Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.

    Надо работать аккуратно:

    ничего не брать в рот- символ

    осторожно насыпать порошок - символ

    осторожно наливать воду - символ

    лавы не трогать - символ

    использовать салфетку- символ

    Чтобы разбудить вулкан, надо:

    положить 1 ложку красного волшебного порошка- символ

    накапать пипеткой 5 капель желтой жидкости - символ

    добавить воды не больше 4 ложек- символ

    Извержение начинается после того, как добавили воду, но не сразу. Надо проверить, сколько ложек воды добавить, чтобы лава потекла.

    Занимаем рабочие места. У каждого своего макета вулкана, мерные ложка и пипетка. Схема проведения опыта, красный порошок, желтая жидкость, вода и схема лежат в центре на двоих. Надо будет договариваться, чтобы не помешать другому аккуратно провести опыт.

    Итак, что нам надо проверить? … Надо проверить, сколько ложек воды добавить, чтобы лава потекла.

    Дети проводят опыт. Воспитатель консультирует, следит за соблюдением правил безопасного поведения.

    Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили.

    После, какой по порядку ложки стала появляться лава? …

    У кого очень быстро изливалась лава? …

    Когда быстрее изливалась лава, после трех или четырех ложек? … Значит, чтобы подольше понаблюдать, лучше положить три ложки воды.

    Итак, мы сегодня говорили об извержении вулкана. Вам понравилось? … А не сможете ли вы рассказать об этом другим детям группы? … Я думаю, что у вас все получиться. А для этого я дарю вам альбом с фотографиями вулкана, схему опыта, состав для опыта и макет вулкана.


    Когда мы начинали с Владиком химичить, самыми любимыми веществами для опытов были сода и уксус . Много же мы извели соды,

    Сегодня для удобства я собрала с одной статье несколько простых опытов с содой, с которых вполне можно начинать знакомство Вашего маленького ученого с химией.

    Кстати, не лишним будет объяснить ребенку чем отличаются химические превращения от физических.

    Химия изучает такие превращения, когда в результате взаимодействия веществ получается что-то новое. Например, гвоздь остался в воде и спустя какое-то время образовалось новое вещество — ржавчина. А физическим опыт будет тогда, когда превращения будут происходить с одним веществом. Например, положили лед в стакан, потом лед растаял — образовалась вода, а если воду подогреть, то будет водяной пар. Лед, вода и пар — это разные состояния одного и того же вещества — воды. Думаю, что так будет понятно.

    Вернемся к нашей соде. Химики называют ее бикарбонатом или гидрокарбонатом натрия, а вот как назвать это вещество, проводя опыт с ребенком, Вы решайте сами.

    Опыт 1

    В половину стакана воды добавить немного уксуса, а потом пол чайной ложки соды всыпать в стакан. Раствор сразу запузыриться, как будто вскипает. В результате реакции выделяется углекислый газ. Почему же так происходит? Молекулы соды и уксуса соприкасаются в стакане и выделяется газ. Опыт немного видоизменяем.

    Вы слышали шутку о том, что сода – продукт, который покупается раз в жизни? Так вот, это острота для ленивых, потому что идущие в унисон со временем люди давно используют такое чудо-средство не только для готовки, но в лечении, для развлечений и обучения деток химии и физике. Не знали? Тогда попробуйте для начала вулкан из соды, восхищены будут не только детки, а и все взрослые домочадцы.

    Как сделать вулкан из соды

    Если вы созрели для проведения экспериментов, то пора готовить расходные материалы и творить чудеса.

    Вулкан из соды – интересный химический опыт для ребят

    Что понадобится для проведения опыта

    Итак, для проведения опыта непременно понадобится сода, вулкан будет работать только с ней, это – основа опыта.

    Кроме этого компонента, запаситесь следующим:

    • Уксус или его кислота (допустимо заменить лимонной кислотой, но тогда в виде водного раствора).
    • Пластилин (сойдет обычный – детский). Его же можно заменить соленым тестом (но подробнее об этом позднее).
    • Вода (говорят, что газированная усиливает реакцию, значит, эксперимент будет ярче).
    • Бутылка пластиковая (1 или 1,5 литра) любой формы.
    • Палитра красок (любой краситель, гуашь, даже пасхальный вариант краски подойдет).
    • Фольга (разрешается заменить бумагой, но плотной – лучше взять картон).
    • Скотч двухсторонний.
    • Баночки либо стаканы.
    • Подставка для вулкана (может быть поднос или ненужная крышка от пластикового ведра).
    • Моющее средство.
    • Перчатки резиновые для проведения работ.
    • Тряпки и вода на случай травмы – ожога «лавой».

    И, конечно, требуется время и фантазия, зато такой детский опыт может стать гвоздем программы матрицы воспоминаний и во взрослой жизни.

    Рецепты для экспериментов: ТОП 3

    Видео-бонус: еще один вариант вулкана

    Стоит попробовать несколько положительно зарекомендовавших себя технологий, тем более, такая игрушка обойдется вам в сущие копейки.

    Готовим вулкан из соленого теста: пошаговая инструкция

    «Происхождение» такого вулкана – из теста позволяет заставлять его «извергаться» неоднократно, когда другие рецепты пригодны лишь для одного шоу.

    Шаг 1. Основа. Для такого метода понадобится пустая литровая бутылка из-под любого напитка. Единственное требование: пластмасса. Тару необходимо разрезать приблизительно пополам. Затем при помощи полосок (фольга либо бумага) укрепите корпус вулкана путем обертывания. Говорят, фольга держит форму лучше, что является гарантией для многоразового использования.

    Уксус – второй по важности компонент, без которого шоу не состоится

    Шаг 2. Фиксация конструкции. К подносу либо пластиковой крышке прикрепите основу широкой стороной вниз при помощи двухстороннего скотча.

    Шаг 3. Горный склон. В роли такого природного компонента и выступит наше соленое тесто. Просто облепите основу поверх фольги, разделив для удобства тесто на несколько частей.

    Шаг 4. Наполнение вулкана. Через горлышко поочередно поместите внутрь конструкции по столовой ложке гидрокарбоната натрия и моющего средства (марка значения не имеет).

    Шаг 5. Шоу извержения вулкана. Когда будете готовы к зрелищу, вылейте в жерло стакан уксуса. Реакция, как и восторг малышей, не заставит себя долго ждать.

    Можно ли усилить столь феерический фокус? Сложно, но все же реально. Просто покройте конструкцию разными красками, да и лаву можно сделать того оттенка, что вам или крохам по вкусу.

    Стоит обратить внимание! Тесто вполне можно заменить пластилином. Подойдет и б/у.

    Тесто перед лепкой вулкана разделите на части – так будет легче формировать основу

    Экспресс метод: красочный содовый вулкан

    А как сделать вулкан из соды и уксуса, пусть и разовый, но чтобы мгновенно, без специальных закупок и лепки? Это очень просто! Хоть такое шоу и работает лишь раз, зато вы увидите мега красочное и впечатляющее своим масштабом жерло вулкана.

    Берите баночки либо стаканы, разного цвета краски, уксус и соду – куда же без нее, и начнем!

    Итак, на подносе установите баночки, можно начать с одной – для чистоты эксперимента. Некоторые крепят их двухсторонним скотчем, но эта мера необходима только, если вы планируете перемещать ваши вулканы по дому.

    Баночки разместите на некотором расстоянии друг от друга, чтобы они не соприкасались.

    В емкость влейте уксус – ориентировочно по объему до половины баночки. Затем добавьте краску, гуашь или другой краситель, что найдете в доме. И в завершении всыпьте по ложечке соды, что вызовет реакцию нейтрализации и, собственно, извержение вулкана. Будьте готовы к тому, что сода и уксус скоро в доме закончатся, потому что дети обожают такую технологию, ведь это быстро и весело.

    Бывалые родители говорят, что идеальная емкость для вулкана – баночка из-под детского питания, проверьте!

    Да здравствует лава: соединяем пищевую соду и лимонную кислоту

    И в завершении – третий рецепт, своего рода «золотая середина», времени уйдет больше, чем на экспресс, но гораздо меньше, чем на многоразовую конструкцию. Впрочем, не уставайте экспериментировать, детки это оценят, сами увидите!

    Снова в дело пойдут баночки либо стаканы, которые также по желанию можно прикрепить к подносу или другой поверхности с бортиками при помощи скотча на некотором удалении друг от друга. А вот далее технология отличается.

    Из соды и гуаши скатайте шарики из расчета по одному на емкость. Конечно, делайте их разноцветными, так будет интереснее! Выбирайте яркие оттенки.

    Затем стаканчики наполните водой. Бывалые экспериментаторы говорят, что газированный вариант улучшит реакцию, но это не обязательное условие. В воде растворите лимонную кислоту (по пару суповых ложек на каждую емкость).

    Затем в каждый стаканчик бросайте по шарику и любуйтесь красочной лавой.

    Кстати, когда разные оттенки из вулканчиков на подносе в дальнейшем смешиваются в калейдоскоп красок, начинается следующее шоу под названием «радуга».

    В какой емкости вы бы не планировали оживить вулкан, подумайте о подставке для лавы

    Как это работает

    За счет чего удается добиться вулканического эффекта? В чем секрет такого эксперимента?

    Обыкновенная химия: сода – это щелочь, уксус – это кислота, которые при соединении дают бурную реакцию, разлагаясь уже на углекислый газ, соль и воду. В ходе этой реакции вы услышите шипение и заметите обильную пену – чем не мини вулкан?!

    Кстати, если желаете, чтобы «извержение» было более длительным и бурным, увеличьте дозу гидрокарбоната натрия.

    У вас не получилось? Обычно на то есть 2 причины:

    1. Вы слишком медленно всыпали гидрокарбонат натрия. Чтобы увидеть, в чем заключалась неудача, просто возьмите 2 стакана с уксусом и в один всыпьте соду постепенно, а в другой – одним махом. Вы воочию убедитесь, что во втором случае «извержение» было мощнее и, следовательно, эффектнее.
    2. Вы смешали лимонную кислоту и гидрокарбонат натрия, при этом забыв о воде, тогда, увы, «извержения» вообще не будет, «произведение» сразу можно записывать в рубрику «мертвые вулканы». Чтобы эти два компонента вступили в реакцию, необходимо, чтобы хотя бы один из них был в качестве водного раствора.

    Стоит обратить внимание! Если хотите больше пены при извержении, всегда капайте в раствор немного жидкого моющего средства (марка не имеет значения).

    Добавьте красок в эксперимент

    Видео: изготовление цветных вулканов

    Меры предосторожности при работе с химическими веществами

    Компоненты для экспериментов, как вы уже поняли, – это привычные для нас «обитатели» кухни, знакомые с младых лет, между тем это еще не причина забывать о технике безопасности – чтобы веселье не обернулось несчастным случаем и детскими слезами. Содовая лава, хоть и не настоящая, но тоже может быть опасной для здоровья.

    Итак, базовые правила во время создания вулканов:

    • Взрослым настроить детей на то, что все эксперименты должны происходить при их участии (хотя бы пассивном – если ребенок готов сам устроить «извержение», просто смотрите, все ли он делает, как следует, поправляйте в случае надобности).
    • Проводить опыты рекомендуется в резиновых перчатках, если есть возможность, то и очках.
    • Во время реакции не стоит подходить к жерлу вплотную, а также стоять непосредственно над ним, иначе дело может обернуться ожогом, поскольку вулкан иногда выдает довольно едкие и далеко отскакивающие брызги.
    • Если все же травма произошла, пострадавший участок кожного покрова немедленно обильно омойте водой.
    • По завершении шоу не забудьте все тщательно протереть, дабы не повредить мебель, предметы, а то и кожу впоследствии, когда опустите на стол руки за трапезой.
    • Не выбрасывайте использованные конструкции в мусорное ведро до слития всей жидкости в мойку. Если использовали стаканы/баночки, тщательно вымойте их.
    • Всегда прячьте все составляющие, чтобы детей не тянуло повторить эксперимент самостоятельно.

    Добавьте красок в эксперимент
    Иногда цветные шарики для вулкана получаются такими красивыми, что жаль их растворять

    Такие нехитрые правила помогут вам сделать забавы запоминающимися позитивно, а не в негативно-драматичных тонах.

    Сода – ваш союзник, помогающий развлекать и развивать детей, ненавязчиво знакомя их с химией, от изучения которой в школе не отвертеться.

    Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана»
    Василькова Татьяна Леонидовна,воспитатель детей дошкольного возраста в МДОУ «Октябрьский детский сад»Калужская область, Ферзиковский район,п.Октябрьский.
    Назначение: в помощь воспитателям,педагогам дополнительного образования,для проведения занятия –эксперимента.
    Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие,
    Социально-коммуникативное развитие,
    Развитие речи,
    Физическое развитие,
    Художественно-эстетическое развитие.
    Виды детской деятельности: Познавательно-исследовательская,коммуникативная,игровая,продуктивная.
    Место проведения: помещение группы «Зайчата».
    Участники: Дети,воспитатель.
    Цель : Познакомить детей с таким природным явлением,как вулкан, его строением. Способствовать накоплению представлений об окружающем мире.Показать детям эксперимент –извержение вулкана.
    Задачи:
    -Формировать интерес к окружающему миру;
    -развивать у детей любознательность,познавательную активность в процессе выполнения опыт а,коммуникативные навыки,развивать интерес к эксперементано-иследовательской деятельности;
    -расширять и активизировать словарный запас детей на основе формирующихся представлений о мире: лава,жерло,вулкан,пепел,спящий вулкан,действующий вулкан.
    -укреплять здоровье детей,используя здоровьесберегающие технологии: динамические паузы,пальчиковую гимнастику.
    _создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность,формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
    Оборудование: Поднос,муляж вулкана,уксус,сода,гуашь,моющее средство,иллюстрации с изображением вулкана,листы бумаги,карандаши,схема проведения опыта « Извержения вулкана»,игрушка «Лунтик»,презентация на тему: «Вулканы»,папка «Юные исследователи»,знаки безопасности.
    Предварительная работа: Рассматривание книг об окружающем мире,о вулканах,просмотр мультиков о вулканах(«Леонардо 1 сезон,10 серия «В жерле вулкана», «Лава» от PIXAR полная версия на русском языке, «Будни аэропорта «Извержение вулкана»»)
    Методы и приёмы:
    Словестные методы: уточнения,опросы,художественное слово,беседа,вопросы, пооширения.
    Практические методы: совместные действия воспитателя и детей,схемы для проведения опытов.
    Литература:
    1.Равиза Ф.В. «Простые опыты» М.1997
    2.Иванова А. И. «Детское экспериментирование как метод обучения»Управление ДОУ №4 2004
    3.Соловьёва Е. «Как организовать поисковую деятельность детей»Дошкольное воспитание№1 2005
    4.Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты »Екатеринбург

    Ход Непосредственно –образовательной деятельности.

    Дети заходят в группу.
    Воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть.
    Игра –приветствие.
    Наши умные головки(руками взяться за голову),
    Будут думать много,ловко(раскачивают головой вправо,влево).
    Ушки будут слушать(руками взяться за ушки),
    Ротик чётко говорить(чётко проговорить эти слова).
    Ручки будут хлопать(хлопки руками),
    Ножки будут топать(ножки топают).
    Спинки выпрямляются,
    Друг,другу улыбаемся!(дети улыбаются друг,другу)
    Воспитатель: Ребята,а вы заметили,что к нам сегодня пришли гости?
    Дети: Да!
    Воспитатель: А давайте мы сначала поздороваемся с гостями,а потом поделимся своим хорошим настроением и своими улыбками.И отправим наши улыбки воздушным поцелуем!Молодцы!
    Сюрпризный момент. На полу лужа.
    Воспитатель:Ой,ребята, а что это за лужа у нас на полу?
    Предположения ребят.В это время слышатся всхлипы и появляется игрушка «Лунтик».
    Воспитатель: А так это ты тут свои слёзы пролил?Что же у тебя случилось?
    Лунтик: Мой дедуля Шершуля загадал мне очень интересную загадку,а я всё никак не могу её разгадать.Вот я и расстроился.Может вы поможете мне отгадать её?
    Воспитатель:Поможем Лунтику отгадать загадку?
    Дети: Да,конечно!Загадывай!
    Лунтик загадывает загадку.
    Я черный страшный великан,
    Что делать мне - решаю сам
    Могу я спать, могу рычать,
    Огонь и пепел извергать,
    А ну, попробуй угадать,
    Как же меня звать?
    Дети: Мы знаем!Это вулкан!
    Лунтик:Ребята,какие вы молодцы!А что это такое –вулкан?
    Воспитатель: Сейчас я вам всем расскажу и покажу легенду про древнего бога Вулкана. Слушайте и смотрите внимательно(показ презентации)
    Слайд №1 .Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне.
    Слайд №2 .Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами
    Слайд №3. Ребята, как вы думаете, на что похож вулкан? Посмотрите на наш вулкан.(в презентации и на макет вулкана)
    Дети: На треугольник, конус.
    Воспитатель: Правильно! А что извергает вулкан?
    Дети: Вулкан извергает раскалённую лаву, пепел, камни.
    Слайд №4. Посмотрите на наш вулкан и скажите, на что похожа верхняя часть вулкана? Может Лунтик нам скажет?
    Лунтик: Верхняя часть похожа на большую яму, воронку.
    Воспитатель: Верно, молодец и называется она кратер вулкана.
    Воспитатель: Верно, вулкан на вид обычная гора, но внутри нее есть очень горячая жидкость – магма.
    Слайд №5 Вулкан считается спящим, пока магма живет в своем домике.
    Слайд №6 . А если вулкан извергает магму, то – это действующий вулкан.
    Ребята, а сейчас давайте мы с вами расскажем и покажем Лунтику, как извергается вулкан.
    Динамическая пауза.
    Дети садятся на корточки руки вверх в виде конуса.
    1. Вулканы начали играть
    Из жерла лаву извергать (начинают подниматься на носки, руки вверх, потянуться, встряхнуть кистями, опустить вниз).
    2. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
    Как грозен он сейчас на вид! (руки на поясе, поднимаем их вверх, сжимаем и разжимаем кулаки,топаем ногами).
    3. Но вот он начал уставать,
    Огонь в нем начал угасать (медленно опускаем руки с приседом).
    4. Последний раз огнем дыхнул (сидя долгий выдох).
    5. И на десятки лет уснул! (руки под щеку, засыпает вулкан).
    Воспитатель: Ребята,а вы сами хотите разбудить вулкан?
    Дети:Да,очень!
    Воспитатель: Ну тогда
    Быстро встали,улыбнулись!
    Выше,выше потянулись!
    Вправо,влево поворот!И бежим скорей вперёд!
    Воспитатель: Вот мы и прибежали в лабораторию. В лаборатории у нас все готово для проведения опытов. Давайте посмотрим, как будет извергать лаву наш вулкан.Но сначала вспомним правила поведения в нашей лаборатории.
    Правила!(Заранее изготовляются знаки безопасности)Теперь я одену специальную защитную одежду (халат,колпак,перчатки).
    Воспитатель: Молодцы!
    (Проведение опыта).
    Воспитатель: Лунтик и ты садись рядом с нами. Давайте мы внимательно посмотрим на схему и будем делать всё в точности как в ней указанно! На поднос поставим наш « вулкан». Давайте посмотрим на схеме,что мы берём первым?Правильно,2 ложки соды,насыпаем их в стакан с водой.Хорошо размешаем!Большую ложечку красной краски,опять перемешиваем. Добавляем 1 ложку моющей жидкости.Перемешиваем. Давайте возьмём лейку,вставим в жерло нашего вулкана.Получился кратер?Молодцы,правильно!А сейчас,внимание делаем все 2 шага назад!Я беру очень опасное вещество –уксус,никогда его не трогайте без взрослых!Наливаем 1 ложку уксуса,и добавляем в наш вулкан!Что вы наблюдаете?
    Дети: Вулкан начал извергаться.
    Воспитатель: А чем он извергается?
    Дети: Лавой!
    Воспитатель: Молодцы! Теперь вы и Лунтик узнали, что такое вулкан и как он извергается!А сейчас давайте вернёмся на наши стульчики,я вам ещё кое-что расскажу о вулканах.
    Слайд №7 .Ребята,на территории нашей страны расположено очень много вулканов!
    Слайд №8 .Крупнейший вулкан расположен на Камчатке,называется он Ключевская сопка. Посмотрите на него! Какой он огромный!
    Слайд№9 .Посмотрите какой он красивый ночью!Очень завораживающее зрелище!Но не надо забывать,что и очень опасное!
    Лунтик: Спасибо вам большое!В благодарность вам,я угощаю вас моими любимыми пирожками с земляничкой,которые испекла моя бабуля!Приятного аппетита!А я побегу расскажу всем своим друзьям про вулканы! До свидания!
    Воспитатель: Дети, вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего? (Ответы детей). А давайте сейчас мы нарисуем как извергается вулкан! А самые интересные рисунки поместим в нашу папочку «Юные
    исследователи».









    Слайды презентации.
    Слайд №1



    Слайд №2


    Слайд №3


    Слайд №4


    Слайд №5


    Слайд №6


    Слайд № 7


    Слайд №8


    Слайд №9


    Слайд №10
    Спасибо друзья!


    Ещё несколько слов о самом макете вулкана.Для его изготовления я взяла стеклянную бутылку,с помощью пластилина сделала желаемую форму.Обклеила салфетками при помощи клея ПВА.После высыхания клея раскрасила гуашью,после высыхания гуаши покрыла лаком.