Особенности апперцепции при обучении. Апперцепция: определение и значение термина

Apperception; Apperzeption) - термин, принадлежащий в равной степени общей психологии; обозначает зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его личностных и индивидуальных особенностей. Юнг различает активную и пассивную апперцепцию:

"<...> первая есть процесс, при котором субъект от себя, по собственному побуждению, сознательно, со вниманием воспринимает новое содержание и ассимилирует его другим, имеющимся наготове содержанием; апперцепция второго рода есть процесс, при котором новое содержание навязывается сознанию извне (через органы чувств) или изнутри (из бессознательного), и до известной степени принудительно завладевает вниманием и восприятием. В первом случае акцент лежит на деятельности нашего эго, во втором - на деятельности нового самообеспечивающегося содержания. Апперцепция может быть направленной и ненаправленной. В первом случае речь идет о "внимании", во втором - о "фантазии" или "сновидении". Направленные процессы являются рациональными, ненаправленные - иррациональными" (CW 8, par. 294).

АППЕРЦЕПЦИЯ

свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия. Отражает зависимость восприятия от прошлого опыта и установок индивида, от общего содержания деятельности психической человека и его индивидуальных особенностей. Термин предложен немецким философом Г. Лейбницем, понимавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания. Он развел перцепцию - как смутную презентацию некоего содержания, и апперцепцию - как ясное и отчетливое, осознанное видение душой этого содержания, как состояние особой ясности сознания, его сосредоточенности на чем-то. В гештальт-психологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия. Согласно Беллаку, апперцепция понимается как процесс, посредством коего новый опыт ассимилируется и трансформируется под воздействием следов прошлых восприятий. Такое понимание учитывает природу стимульных воздействий и описывает собственно процессы когнитивные. Апперцепция трактуется как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего осмысленное восприятие воспринимаемого объекта и выдвижение гипотез о его особенностях. Различаются:

1) апперцепция устойчивая - зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности: мировоззрения, убеждений, образованности и пр.;

2) апперцепция временная - в ней сказываются ситуативно возникающие состояния психические: эмоции, экспектации, установки и пр.

АППЕРЦЕПЦИЯ

лат. ad - к, до, при, perceptio - восприятие). Свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от его индивидуальных личностных особенностей. Восприятие действительности не является процессом пассивным - способность к А. позволяет человеку активно строить психическую модель действительности, детерминированную сложившимися и присущими данному индивидууму личностными особенностями. Понятие А. широко применяется в медицинской психологии, в частности в патопсихологии.

АППЕРЦЕПЦИЯ

от лат. аd- к + perceptio -восприятие) - старый философский термин, содержание которого на языке современной психологии можно интерпретировать как психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.).

Термин "А." ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и А., понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации к.-л. содержания ("многого в едином"), а под А. - ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия. А., по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания. В дальнейшем понятие А. развивалось в основном в нем. философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, А. рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания. Кант, не ограничивая А., подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что А. обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную А. Гербарт ввел понятие А. в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений - предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой. Вундт, превративший А. в универсальный объяснительный принцип, считал, что А. - начало всей психической жизни человека, "особая психическая причинность, внутренняя психическая сила", детерминирующая поведение личности.

Представители гештальт-психологии сводили А. к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.

Добавление: А. - зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. Восприятие - активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез. Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта. При восприятии к.-л. предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь предъявленный объект определенным образом. Это явление, изученное Д. Узнадзе и его сотрудниками, характеризует зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь определяемого предшествующими воздействиями на него. Влияние установки носит широкий характер, распространяясь на работу различных анализаторов. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия; при эмоциональном отношении к предмету он легко становится объектом восприятия. (Т. П. Зинченко.)

Апперцепция

Психический процесс, благодаря которому новое содержание настолько приобщается к уже имеющимся содержаниям, что его обозначают как понятое, постигнутое или ясное. /78- Bd.I. S.322/ Различают активную и пассивную апперцепцию; первая есть процесс, при котором субъект от себя, по собственному побуждению, сознательно, со вниманием воспринимает новое содержание и ассимилирует его другими имеющимися наготове содержаниями; апперцепция второго рода есть процесс, при котором новое содержание навязывается сознанию извне (через органы чувств) или изнутри (из бессознательного) и до известной степени принудительно завладевает вниманием и восприятием. В первом случае акцент лежит на деятельности эго (см.), во втором - на деятельности нового самонавязывающегося содержания.

Апперцепция

Словообразование. Происходит от лат. ad - к + perceptio - воспринимаю.

Специфика. Влияние предшествующего опыта и установок индивида на восприятие предметов окружающего мира. Лейбниц разводил понятия перцепции, как смутной презентации душе какого-либо содержания, и апперцепции, как ясного, отчетливого и осознанного видения этого содержания.

После Лейбница понятие апперцепции использовалось прежде всего в немецкой философии (И.Кант, И.Гербарт, В.Вундт и др.), где оно считалось проявлением спонтанной активности души и источником единого потока сознания. Вундт превратил это понятие в универсальный объяснительный принцип.

В гештальтпсихологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия.

АППЕРЦЕПЦИЯ

1. В первоначальном смысле, как употреблялось Лейбницем (1646-1716), обозначает заключительную, "ясную" фазу восприятия, когда наступает узнавание, идентификация или понимание того, что было воспринято. Некоторые другие известные теоретики философии и психологии использовали этот термин с небольшими вариациями в его основном значении. 2. Для И.Х. Гербарта (1776-1841) оно характеризовало то, что он считал основным процессом приобретения знаний, посредством которого воспринятые качества нового объекта, события или идеи ассимилируются и связываются с уже существующими знаниями. Он использовал термин апперцептивная масса для обозначения предварительно приобретенного знания. В той или иной форме это основное представление о том, что научение и понимание зависят от осознания связей между новыми идеями и уже существующим знанием, является аксиоматическим почти для всех теорий обучения и для практики. 3. В. Вундт (1832-1920) также употреблял этот термин подобным образом для обозначения активного умственного процесса выбора и структурирования внутреннего опыта, центра внимания внутри сферы сознания. Сейчас этот термин редко используется в экспериментальной психологии. Однако концепции, лежащие в его основе, важны, и усилия опять ввести его в употребление с более современным, когнитивным уклоном были бы оценены многими представителями когнитивной психологии.

В психологии есть очень интересное понятие «апперцепция» — осознаваемое восприятие органами чувств новых впечатлений, которые таким образом становятся знанием; синтез апперцепции возникает тогда, когда человек составляет общее представление о чём-либо, используя свои личные впечатления.

Характеристика

Можно сказать, что человек целиком состоит из своих представлений. А все свои представления мы получаем через наши органы чувств. К примеру, когда мы говорим: «Сегодня облачно», то делаем такой вывод на основании своего зрения. Апперцепция, как более сложный процесс восприятия, идёт на один шаг дальше, так как рассматривает новые явления относительно всего прошлого опыта. Представление о человеке «Это Саша» является восприятием, но «Саша - мой друг» является апперцепцией, потому что это суждение основано на вашем прошлом опыте.

Апперцепция так или иначе проявляется в течение всей жизни человека, и в этом смысле её можно отнести к философскому понятию. В философии Канта есть такой термин, как «трансцендентальное единство апперцепции». Этот философ интерпретировал это явление как единство самосознания человека, которое даёт наглядное представление «я мыслю», но не опирается на органы чувств. Это представление, которое одинаково для каждого человека. Таким образом, трансцендентальная апперцепция демонстрирует единство мышления всех людей. Именно благодаря ей мы составляем суждения о предметах, общие для всего человечества.

Апперцептивное восприятие любого впечатления зависит от деятельности, которая основывается на сопоставлении, сравнении и соединении. Трансцендентальная апперцепция включает в себя все эти качества. Согласно теории Канта, трансцендентальное единство апперцепции представляет собой деятельность незамутнённого интеллекта, когда человек посредством воспринятых впечатлений создаёт полный объём представлений и понятий.

Вот ещё один пример для лучшего понимания этого философского понятия: если звук воспринимается ушами, но до сознания не доходит, то это перцепция. Если же человек слышит звук сознательно, тогда можно говорить об апперцепции. Это качество восприятия помогает нам усваивать новые понятия, обогащает наше сознание.

Фундаментальное качество психической жизни

Апперцепция также является одним из самых сложных психических процессов, известных в психологии. Этот термин относится к восприятию человека. Так психологи называют интерпретацию впечатлений, которые каждый человек получает через органы чувств.

Без этого понятия невозможно представить протекание любого психического процесса. Вот простой пример, позволяющий лучше понять, что представляет собой апперцепция в психологии. Допустим, человек пришёл на тематический семинар, где рассказывается какая-то новая информация, которая никак не связана с его интересами. В таком случае информация будет восприниматься лишь частично. Но неожиданно лектор затрагивает тему, которая сильно волнует человека. В таком случае всё его внимание будет полностью направлено на лектора. Психологи скажут, что сначала процесс протекал без апперцепции, а затем с ней.

Итак, апперцепция в психологии (от латинских слов ad - «к», perceptio - «восприятие») является одним из фундаментальных психических свойств. Любое восприятие предметов или явлений окружающего мира всегда обусловлено личным опытом. Личность осознаёт свои впечатления благодаря пониманию целостности своей психической жизни, а также запасу накопленных знаний. Мы постоянно сталкиваемся с необходимостью интерпретации своих ощущений.

Процесс апперцептивного восприятия характеризуется несколькими свойствами:

  1. Воспринимаемые таким образом впечатления отличаются большей яркостью, живостью, отчётливостью.Поэтому часто апперцептивное восприятие отождествляется с сознательностью либо вниманием;
  2. Такие впечатления характеризует большая напряженность и активность. Этот процесс тождественен усилию воли;
  3. Человек апперцептивно воспринимает то, что его волнует или интересует больше всего, особенно это касается личностного «я». Такой процесс тесно связан с интересами личности.

Как это понятие видят разные учёные

Говоря об апперцепции, все учёные сходятся на том, что это умственная способность, с помощью которой человек осознаёт приходящие к нему идеи, как свои собственные. Это актуальное восприятие с дополнительным осознанием человеком того, что оно опирается на его личные впечатления;

Однако в философии и психологии встречается множество трактовок этого фундаментального понятия. Давайте познакомимся с некоторыми из них:

  • согласно Канту, это свойство человеческого сознания, сопровождающее процесс добровольного самопознания. Кант считал, что это свойство присуще каждому человеку, поэтому объединял все наши суждения в «трансцендентальное единство апперцепции»;
  • Лейбниц использовал термин «перцепция» для описания впечатления, не достигшего сознания. Такое «простое» восприятие человек получает через органы чувств. Важно не путать этот термин с понятием «социальная перцепция», которое относится к социальной психологии. Апперцепция же означает ощущение, которое человек уже в состоянии осознать;
  • известный психолог Альфред Адлер называл индивидуальные представления личности об окружающем мире термином «схема апперцепции». Хорошо известны его слова: «Человек всегда видит то, что хочет видеть». Адлер был уверен, что апперцепция представляет собой личную концепцию окружающего мира, которая определяет человеческое поведение;
  • в психологии Гербарта это слияние новой идеи с теми, которые уже есть в сознании посредством их изменения. Этот учёный сравнивал апперцепцию с пищей, переваривающейся в желудке;
  • в психологии Вундта это психический процесс, при котором восприятие или мысль осознаётся наиболее ясно;
  • трансцендентальная апперцепция, как отдельное понятие, связывает новые качества с прошлым опытом;
  • в общей психологии под апперцепцией понимают любое восприятие;
  • в детской психологии и педагогике трансцендентальное единство апперцепции является своеобразным инструментом. Он позволяет ребёнку успешно обучаться путём объединения новых навыков с житейским опытом;
  • медицинские психологи называют этим понятием интерпретацию индивидом своих ощущений.

Современные психологи придерживаются такой точки зрения, что апперцептивное восприятие всегда является отражением личности. Поэтому, зная, что интересует данную личность, психолог может понять, что она из себя представляет. Итак, говорить об апперцепции можно тогда, когда в активном восприятии участвует внутреннее «я». Схема апперцепции, предложенная Адлером, считается сегодня одним из ключевых понятий когнитивной психологии.

Известно, что чувства любой личности отражают не реальные факты, а лишь её субъективные представления, которые приходят из внешнего мира. Такая схема восприятия постоянно усиливает себя. К примеру, когда человек боится, то склонен везде видеть угрозу, что ещё сильнее укрепляет его веру в то, что окружающий мир постоянно угрожает ему.

Апперцептивный процесс наглядно демонстрирует, что накопленный личностью индивидуальный опыт всегда участвует в психической деятельности. Поведение человека никогда не является пассивным: оно всегда зависит не только от накопления нового опыта, но и от воздействия на восприятие старого опыта. Это и является проявлением апперцепции в психической жизни каждого из нас.

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad – к и perceptio – восприятие) – понятие, выражающее осознанность восприятия, а также зависимость восприятия от прошлого духовного опыта и запаса накопленных знаний и впечатлений. Термин «апперцепция» ввел Г.В.Лейбниц , обозначив им сознание или рефлективные акты («которые дают нам мысль о том, что называется «Я»), в отличие от неосознаваемых восприятий (перцепций). «Т.о., следует делать различие между восприятием-перцепцией, которая есть внутреннее состояние монады, и апперцепцией-сознанием, или рефлективным познанием этого внутреннего состояния...» (Лейбниц Г.В. Соч. в 4 т., т. 1. М., 1982, с. 406). Это различие было проведено им в полемике с картезианцами, которые «считали за ничто» неосознаваемые восприятия и на основании этого даже «укрепились... во мнении о смертности душ».

И.Кант использовал понятие «апперцепция», чтобы обозначить им «самосознание, производящее представление «я мыслю», которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть тождественным во всяком сознании» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1998, с. 149). В отличие от эмпирической апперцепции, которая представляет собой всего лишь «субъективное единство сознания», возникающее посредством ассоциации представлений и носящее случайный характер, трансцендентальная апперцепция является априорной, первоначальной, чистой и объективной. Именно благодаря трансцендентальному единству апперцепции возможно объединение всего данного в наглядном представлении многообразия в понятие объекта. Главное утверждение Канта, которое он сам называл «высшим основанием во всем человеческом знании», состоит в том, что единство чувственного опыта (наглядных представлений) заключено в единстве самосознания, но никак не наоборот. Именно для утверждения изначального единства сознания, навязывающего свои категории и законы миру явлений, Кант и вводит понятие трансцендентальной апперцепции: «...Единство сознания есть то непременное условие, которым создается отношение представлений к предмету... то есть превращение их в знание; на этом условии, следовательно, основывается возможность самого рассудка» (там же, с. 137–138). Другими словами, чтобы наглядные представления стали для субъекта знанием о предмете, он должен непременно осознать их как свои, т.е. объединить со своим «Я» посредством выражения «я мыслю».

В 19–20 вв. понятие апперцепции получило развитие в психологии как истолкование нового опыта путем использования старого и как центр или основное начало всей психической деятельности. В русле первого понимания И.Ф.Гербарт рассматривал апперцепцию как осознавание вновь воспринимаемого под влиянием уже накопленного запаса представлений («апперцепционной массы»), при этом новые представления пробуждают старые и смешиваются с ними, образуя некий синтез. В рамках второго толкования В.Вундт считал апперцепцию проявлением воли и видел в ней единственный акт, благодаря которому становится возможным отчетливое осознание психических явлений. При этом апперцепция может быть активной в случае, когда мы получаем новое знание благодаря сознательному и целенаправленному устремлению своей воли на объект, и пассивной, когда то же знание воспринимается нами без всяких волевых усилий. Как один из основателей экспериментальной психологии Вундт сделал даже попытку обнаружить физиологический субстрат апперцепции, выдвинув гипотезу о находящихся в мозгу «апперцепционных центрах». Подчеркивая волевой характер апперцепции, Вундт полемизировал с представителями ассоциативной психологии, утверждавшими, что все проявления психической деятельности можно объяснить с помощью закона ассоциации. Согласно последнему, появление при определенных условиях одного психического элемента вызывается в сознании только благодаря появлению другого, связанного с ним ассоциативной связью (подобно тому, как это происходит при последовательном воспроизведении алфавита).

В современной психологии апперцепция понимается как зависимость каждого нового восприятия от общего содержания психической жизни человека. Апперцепция толкуется как осмысленное восприятие, благодаря которому на основании жизненного опыта выдвигаются гипотезы об особенностях воспринимаемого объекта. Психология исходит из того, что психическое отражение какого-либо предмета не является отражением зеркальным. В результате овладения новыми знаниями человеческое восприятие непрерывно изменяется, приобретает содержательность, глубину и осмысленность.

Апперцепция может быть устойчивой и временной. В первом случае на восприятие влияют устойчивые характеристики личности (мировоззрение, образование, привычки и т. п.), во втором – психическое состояние непосредственно в момент восприятия (настроение, мимолетные чувства, надежды и т.д.). Физиологической основой апперцепции является сам системный характер высшей нервной деятельности, основанной на замыкании и сохранении нейронных связей в коре головного мозга. При этом большое влияние на апперцепцию оказывает доминанта – мозговой центр наибольшего возбуждения, подчиняющий себе работу остальных нервных центров.

Литература:

1. Ивановский В .К вопросу об апперцепции. – «Вопросы философии и психологии», 1897, кн. 36 (1);

2. Теплов Б.М. Психология. М., 1951.

лат. ad-к, per ceptio - восприятие) - зависимость каждого нового восприятия от предшествующего жизненного опыта человека и от его психического состояния в момент восприятия. Термин ввел Лейбниц, у к-рого А. связана с самосознанием (в отличие от перцепции). В философии Канта важную роль играет понятие трансцендентальной апперцепции.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АППЕРЦЕПЦИЯ

от лат. ad-к и perceptio- восприятие)- понятие, выражающее осознанность восприятия, а также зависимость восприятия от прошлого духовного опыта и запаса накопленных знаний и впечатлений. Термин «апперцепция» ввел Г. В. Лейбниц, обозначив им сознание или рефлективные акты («которые дают нам мысль о том, что называется «Я»), в отличие от неосознаваемых восприятий (перцепций). «Т. о., следует делать различие между восприятием-перцепцией, которая есть внутреннее состояние монады, и апперцепцией-сознанием, или рефлективным познанием этого внутреннего состояния...» (Лейбниц Г. В. Соч. в 4 т., т. 1. M., 1982, с. 406). Это различие было проведено им в полемике с картезианцами, которые «считали за ничто» неосознаваемые восприятия и на основании этого даже «укрепились... во мнении о смертности душ».

И. Кант использовал понятие «апперцепция», чтобы Обозначить им «самосознание, производящее представление «я мыслю», которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть тождественным во всяком сознания» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1998, с. 149). В отличие от эмпирической апперцепции, которая представляет собой всего лишь «субъективное единство сознания», возникающее посредством ассоциации представлений и носящее случайный характер, трансцендентальная апперцепция является априорной, первоначальной, чистой и объективной. Именно благодаря трансцендентальному единству апперцепции возможно объединение всего данного в наглядном представлении многообразия в понятие объекта. Главное утверждение Канта, которое он сам называл «высшим основанием во всем человеческом знании», состоит в том, что единство чувственного опыта (наглядных представлений) заключено в единстве самосознания, но никак не наоборот. Именно для утверждения изначального единства сознания, навязывающего свои категории и законы миру явлений, Кант и вводит понятие трансцендентальной апперцепции: «...Единство сознания есть то непременное условие, которым создается отношение представлений к предмету... то есть превращение их в знание; на этом условии, следовательно, основывается возможность самого рассудка» (там же, с. 137-138). Другими словами, чтобы наглядные представления стали для субъекта знанием о предмете, он должен непременно осознать их как свои, т. е. объединить со своим «Я» посредством выражения «я мыслю».

В 19-20 вв. понятие апперцепции получило развитие в психологии как истолкование нового опыта путем использования старого и как центр или основное начало всей психической деятельности. В русле первого понимания И. Ф. Гербарт рассматривал апперцепцию как осознавание вновь воспринимаемого под влиянием уже накопленного запаса представлений («апперцепционной массы»), при этом новые представления пробуждают старые и смешиваются с ними, образуя некий синтез. В рамках второго толкования Д. Вундт считал апперцепцию проявлением воли и видел в ней единственный акт, благодаря которому становится возможным отчетливое осознание психических явлений. При этом апперцепция может быть активной в случае, когда мы получаем новое знание благодаря сознательному и целенаправленному устремлению своей воли на объект, и пассивной, когда то же знание воспринимается нами без всяких волевых усилий. Как один из основателей экспериментальной психологии Вундт сделал даже попытку обнаружить физиологический субстрат апперцепции, выдвинув гипотезу о находящихся в мозгу «апперцепционных центрах». Подчеркивая волевой характер апперцепции, Вундт полемизировал с представителями ассоциативной психологии, утверждавшими, что все проявления психической деятельности можно объяснить с помощью -закона ассоциации. Согласно последнему, появление при определенных условиях одного психического элемента вызывается в сознании только благодаря появлению другого, связанного с ним ассоциативной связью (подобно тому, как это происходит при последовательном воспроизведении алфавита).

В современной психологии апперцепция понимается как зависимость каждого нового восприятия от общего содержания психической жизни человека. Апперцепция толкуется как осмысленное восприятие, благодаря которому на основании жизненного опыта выдвигаются гипотезы об особенностях воспринимаемого объекта. Психология исходит из того, что психическое отражение какого-либо предмета не является отражением зеркальным. В результате овладения новыми знаниями человеческое восприятие непрерывно изменяется, приобретает содержательность, глубину и осмысленность.

Апперцепция может быть устойчивой и временной. В первом случае на восприятие влияют устойчивые характеристики личности (мировоззрение, образование, привычки и т.п.), во втором-психическое состояние непосредственно в момент восприятия (настроение, мимолетные чувства, надежды и т. д.). Физиологической основой апперцепции является сам системный характер высшей нервной деятельности, основанной на замыкании и сохранении нейронных связей в коре головного мозга. При этом большое влияние на апперцепцию оказывает доминанта - мозговой центр наибольшего возбуждения, подчиняющий себе работу остальных нервных центров.

Лит.: Ивановский В. К. вопросу об апперцепции. - «Вопросы философии и психологии», 1897, кн. 36 (1); Теплое S. M. Психология. M., 1951.

Отличное определение

Неполное определение ↓

) - старый философский термин, содержание которого на языке современной психологии можно интерпретировать как психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т.д.).

Термин «Апперцепция» ввел в науку Г. Лейбниц . Он впервые разделил перцепцию и А., понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации к.-л. содержания («многого в едином»), а под А. - ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия. Апперцепция, по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания.

В дальнейшем понятие Апперцепция развивалось в основном в нем. философии и психологии (И. Кант , И. Гербарт , В. Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, А. рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания. Кант , не ограничивая А., подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что А. обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную А. Гербарт ввел понятие А. в педагогику, истолковывая ее как Осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений - предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой. Вундт, превративший А. в универсальный объяснительный принцип, считал, что А. - начало всей психической жизни человека, «особая психическая причинность, внутренняя психическя сила», детерминирующая поведение личности.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Апперцепция (от лат. ad - к, perceptio - восприятие) - зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Термин А. предложен немецким философом Г. Лейбницем, трактовавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания. По В. Вундту, Апперцепция - универсальный объяснительный принцип, «внутренняя духовная сила», обусловливающая ход психических процессов.

В противовес этим представлениям об А. как о внутренней спонтанной активности сознания, современная научная психология трактует А. как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего выдвижение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, его осмысленное восприятие . Различают устойчивую А. - зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (мировоззрения, убеждений, образованности и т.п.) и временную А., в которой сказываются ситуативно возникающие психические состояния (эмоции , экспектации, установки и т.п.).

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Апперцепция (лат. ad - к, до, при, perceptio - восприятие) - свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от его индивидуальных личностных особенностей. восприятие действительности не является процессом пассивным - способность к А. позволяет человеку активно строить психическую модель действительности, детерминированную сложившимися и присущими данному индивидууму личностными особенностями.

Понятие Апперцепция широко применяется в медицинской психологии, в частности в патопсихологии.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Апперцепция (от лат. perception – восприятие) - свойство психики человека воспринимать ситуации, а также принимать решения, основываясь при этом на интуиции и собственном жизненном опыте.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Апперцепция

  1. В первоначальном смысле, как употреблялось Лейбницем (1646-1716), обозначает заключительную, "ясную" фазу восприятия, когда наступает узнавание, идентификация или понимание того, что было воспринято. Некоторые другие известные теоретики философии и психологии использовали этот термин с небольшими вариациями в его основном значении.
  2. Для И.Х. Гербарта (1776-1841) оно характеризовало то, что он считал основным процессом приобретения знаний, посредством которого воспринятые качества нового объекта, события или идеи ассимилируются и связываются с уже существующими знаниями. Он использовал термин апперцептивная масса для обозначения предварительно приобретенного знания. В той или иной форме это основное представление о том, что научение и