Открыв дверь она громко скрипнула.

Проверочная работа по теме «Обособленные члены предложения». Вариант. № 1.

1.Спишите, заменив придаточные причастными оборотами:

Это были ребята, которые пришли меня навестить. Мы видели клумбу, которая сплошь была усыпана цветами. Перед нами могучее дерево, которое раскинуло в разные стороны свои ветви.

1.Ровная охристо - белая дорога ведёт мимо цветущей ивы.

    Трава выгорела пожелтели деревья и сухо звенели на ветру высохшие деревья.

    А мой знакомый Петя Кляксин сражался с географией.

    Зима лютуя дошла до перевала.

    Лес недавно очнувшийся от зимней спячки дышал влажной свежестью.

    Ливень кончился на небе ещё лежала чёрная прореженная дождём туча.

7.Из машины вышел водитель совсем ещё молодой высокий и смуглый впропахшем бензином комбинезоне.

Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интересную игру. Кое - кто из малышей, занявшись рисованием, не хотел идти на обед. Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным. Возвращаясь домой, шёл дождь.

шатаясь. ..вышел на воздух. Гулливер взглянув. ... не мог удержаться от смеха.

Остановившись Возвратившись

Разгневавшись ... королева приказала строго наказать.

Проверочная работа по теме «Обособленные члены предложения».

Вариант № 2

1. Спишите, заменив придаточные предложения причастными оборотами:

Перед нами могучее дерево, которое раскинуло в разные стороны свои ветви. Но городские птицы, которые привыкли

летать пониже, не поднимаются на такую высоту. Всемирная служба погоды, которая уже создана на планете, станет несколько иной.

2. Спишите, расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых есть обособленные члены предложения.

1.Потрескивал фитиль чёрные струйки взметаясь вверх покрывали стекло густой копотью.

2.Ивы зыбко отражённые вводе слегка розовели словно стёкла фонаря от затепленной свечи.

    Оставшаяся на дорожках горсть колосьев называлась бородой.

4.В любую тщательно вымытую и нагретую сковороду налейте растительного масла.

5.В стороне на деревенском гумне пламенели рябины.

6.Находящийся в чае ломтик лимона можно слегка выжать вилкой после чего вынуть положить на блюдце

7.Внизу под гулко вздрагивающим мостом лежала широкая тёмная вода и в ней стыли столбики огней.
3. Найдите деформированное предложение и запишите в исправленном виде.

Открыв окно, я залюбовался видом города. Открыв дверь, она громко скрипнула. Брат, склонив голову, что-то писал. Заканчивая чертёж, у меня сломался карандаш.

4. Распространите одиночные деепричастия, превратив их в деепричастные обороты. Расставьте знаки препинания.

Измученный Гулливер с трудом поднялся на ноги и шатаясь ...вышел на воздух. Гулливер взглянув .... не мог удержаться от смеха.

Остановившись ... Гулливер увидел, что матросы оставили его на берегу. Возвратившись ... Гулливер рассказал о своих приключениях.

-1 группа -

1. Ошибка в объяснении написания букв ени - ен

а) завершенный - в суф. причастий после шипящих под ударением пишется Ё

б) маринованный - нн, так как это отглагольное прилагательное

в) деревянный - в суф. прилаг. пишется нн, т.к. это слово исключение

г) тушенное на слабом огне - нн, т.к. есть зависимые слова

2. Неправильно образовано деепричастие

а) оглянуться - оглядываясь

б) освобождать - освобождая

в) освободить - освободив

г) обнять - обняв

3. Правильно построенное предложение

а) открывая дверь она громко скрипнула

б) открыв окно я залюбовался видом города

в) возвращаясь домой шел дождь

г) оторвавшись от ветки листок и медленно кружил в воздухе

4. В предложении краткие причастия являются

а) сказуемым

б) определением

в) обстоятельством

г) дополнением.....

5. Найдите деепричастие

а) строивший

б) построивший

в) построив

г) построить

6. В предложении
Собирающиеся поужинать ребята направились в сторону маленького кафе.

причастным оборотом является

а) собирающиеся поужинать

б) собирающиеся поужинать ребята

в) собирающиеся

г) собирающиеся в сторону

-2 группа-

1. Найдите правильную характеристику текста

В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвела Иван-да-Марья, показались лиловые колокольчики.

а) Стиль речи – научный
б) Тип речи – рассуждение
в) Предложения в тексте соединяются при помощи родо- видовых слов
г) Связь параллельная

2. Найдите неправильно поставленное ударение

а) нàчатый

в) ржавèя

г) мèльком

3. Найдите верно расставленные запятые в тексте.

Огороды кончились (1) и с боков дороги замелькали (2) забрызганные грязью (3) домишки предместий (4) заборы (5) и за ними сады с древними липами (6) протянувшими ветви до середины переулков (7) пестрые вывески (8) прохожие(9) идущие по своим пустяковым делам (10) не замечая гремящего поезда.

а) 123456789 10

б) 1 2 4 6 9 10

в) 1 4 5 6 7 8 10

г) 1 4 6 7 8 9 10

4. Найдите предложение с деепричастным оборотом

а) В городке славившимся стариной работали археологи.

б) Между холмами вьются заросшие кустами овраги.

в) Владимир оставшись один написал просьбу об отпуске.

г) Промокнув мы очень торопились домой.

5. Найдите причастий, для написания гласных в суффиксах которых не требуется знание спряжения глаголов. неправильная форма

а) строящийся

б) увидевший

в) видимый

г) колющий

6. Найти причастие с суффиксом ащ

а) знач...щийся

6) колыш... щийся

в) стел... щийся

г) та... ищи

-3 группа-

I. Найдите верное утверждение

а) Действительные причастия настоящего времени образуются от переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов зависит от спряжения.
б) Страдательные причастия настоящего времени образу-ются от переходных глаголов совершенного и несовершен-ного вида.
Правописание суффиксов зависит от спряжения.

в) Страдательные причастия прошедшего времени обра-зуются от переходных глаголов совершенного вида несов.
(Правописание суффиксов зависит от неопределенной формы.) образование идет от основ. неопр. форма глагола.

г) Действительные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов совершенного вида.
Правописание гласной зависит от неопределенной формы.

2 Неправильное объяснение написания

а) Частица НЕ с деепричастием пишется раздельно, кроме тех случаев, когда деепричастие без НЕ не употребляется
б) НЕ с наречиями пишется всегда раздельно
в) НЕ пишется раздельно
1) с краткими причастиями
2) с полными причастиями, при которых есть зависи-мые слова
г) НЕ с прилагательное пишется раздельно, когда есть противопоставление с союзом А

3. От глагола "собраться" можно образовать

а) действительные причастия настоящего времени

б) действительные причастия прошедшего времени

в) страдательные причастия настоящего времени

г) страдательные причастия прошедшего времени

4. У какого слова морфологические признаки определены неверно.

а) будучи - неизм., соверш.вида

б) читая - неизм., несоверш. вида

в) спиленный- стр., прошед» вр., соверш.вида, м.р., ед.ч., И.п.

г) держащий - дейст., наст.,несоверш.вида, м.р., ед.ч., И.п.
5. Найти краткое прилагательное

а) девочка сдержа...а

б) нитки запута...ы

в) восстание подавле...о

г) море взволнова.е.о

6. В каких словах пишется Н

а) пута...ый

б) жела...ый

в) своде...ый

Сравните два предложения:

Космонавт рассказывает о полёте и улыбается .
Космонавт рассказывает о полёте, улыбаясь .

Назовите основы предложений.

В каком предложении от одного из выделенных слов можно поставить вопросы к другому?

В каком предложении выделенные слова обозначают: одно - главное, основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, а другое - добавочное, дополнительное при главном?

Добавочное действие выражено словом улыбаясь. Это деепричастие.

В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия .

Глагольные признаки деепричастия

Деепричастия образуются только от глаголов, например: осматривать - осматривая, смеяться - смеясь . Подобно глаголу, деепричастия бывают совершенного или несовершенного вида, например: улыбаясь - несовершенного вида.

Зависимое слово - существительное или местоимение - ставится при деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого образовано деепричастие, например: покрасить (что?) стену (В. п.) - покрасив (что?) стену (В. п.).

Наречные признаки деепричастия

С наречием деепричастие сходно тем, что не изменяется (не склоняется и не спрягается).

В предложении деепричастие бывает обстоятельством, например: Космонавт, улыбаясь, рассказывает о полёте . - Рассказывает (как?) улыбаясь (т. е. с улыбкой); Приземлившись, он радостно посмотрел вокруг . - Посмотрел (когда?) приземлившись (т. е. после приземления).

  • Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы? деепричастия и наречия?

Применяя данное определение, рассуждайте так: выглянув в окно, Петя увидел друга; увидел - основное действие, а выглянув - добавочное, значит, выглянув - деепричастие.

180. Прочитайте и проанализируйте информацию. С какой точки зрения охарактеризовано деепричастие? Запишите три предложения в виде диалога между учителем и учениками.

Почему деепричастие получило такое наименование? Оказывается, деепричастие связано с основным действием, причастно ему. Если говорить точнее, слово деепричастие - от слов причастие и действие. Оно обозначает дополнительное действие, которое связано с основным.

181. Какие выделенные слова обозначают основные действия, а какие-добавочные? Перепишите, расставляя пропущенные запятые; над деепричастиями надпишите букву д . Подчеркните главные члены предложения.

Бе..жизненные туманы дымчато висят над водой, отражаясь призрачными очертаниями. Ветер ч..тко дремлет , затаившись в иглистых ветвях, (не)зар..бит уснувшей воды (не)шелохнёт зелёной хвои. Стаи перелётных уток, шлёпая крыльями, беспокойно подымаются с воды а лебеди, изогнув длинные шеи, белея в воде отражениями, чутко прислушиваются к лесному эху.

(А. Серафимович)

182. Прочитайте текст. Почему вариант предложения с деепричастием оказался лучше? Постройте схему первого предложения с прямой речью.

Фёдору Михайловичу Достоевскому не понравилось одно выражение. У меня было написано так: «Когда шарманка перестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика».

«Не то, не то, - раздражённо вдруг заговорил Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: „пятак упал к ногам". Надо сказать: „Пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая"».

Замечание это - помню хорошо - было для меня целым откровением. Да, действительно, «звеня и подпрыгивая» выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение.

(В. Григорович)

Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).

183. В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий? Спишите, исправляя ошибки (если они есть) в использовании деепричастий. Какого вида деепричастия?

1. Открыв окно, я залюб..вался видом города. 2. Открывая дверь, она громко скрипнула. 3. Брат, скл..нив голову набок, что(то) писал. 4. Закан(?)чивая чертёж, у меня сл..мался карандаш. 5. Возвращаясь домой, ш..л дождь. 6. Разл..жив игрушки на д..ване, дети начали какую(то) интересн..ю игру. 7. Кое(кто) из малышей, занявшись рисованием, (не)хотел идти на обед. 8. Прочитав рассказ, он показался мне слишком грус(?)ным.

У р о к 46. Контрольный диктант

I в а р и а н т

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.

Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого конца края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. За плечами они несли вороха сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (116 слов.)

II в а р и а н т

Антон восторженными глазами оглядел отцовскую каюту. Маленькая комнатка, уставленная лишь необходимой мебелью, была очень уютна. Здесь все было необыкновенным. Над койкой, застеленной шерстяным одеялом, висела писанная масляными красками картина, изображавшая ветряную мельницу под соломенной крышей, пестреющий цветами луг. Не обычные, а специально прикрепленные к стене полки вмещали множество интересных вещей. На одной из них стоял письменный прибор, возле него лежала стопка книг в кожаных переплетах. Среди них мальчик увидел книги, посвященные морю, истории кораблей. Одна из книг привлекла его внимание. На ее обложке была нарисована бегущая по волнам шхуна. Антон рассмотрел на ее палубе маленькую фигурку юнги. Не испытанное ранее волнение охватило мальчика. Ему захотелось расспросить отца об истории шхуны и юнги. (117 слов.)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е (одинаковое для обоих вариантов): графически объяснить знаки препинания при причастных оборотах, написание суффиксов причастий (задание выполняется по мере записи диктанта, а не после его написания).

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

(10 часов +2 часа развития речи)

На изучение деепричастия в VII классе отводится 9 часов. За это время у учащихся должны быть сформированы определенные орфографические и пунктуационные навыки: правописание не с деепричастием, выделение запятыми обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Работа по развитию речи учащихся в период изучения этой темы направлена на обогащение языка школьников деепричастиями и деепричастными оборотами, на предупреждение ошибок, связанных с образованием и употреблением их в речи. В ходе изучения темы учащиеся должны овладеть умениями распознавать деепричастия «в лицо», употреблять их в речи, уметь производить синонимическую замену личных форм глагола и причастий деепричастиями.

При разработке уроков по этой теме необходимо учитывать, что сведения о деепричастии для учащихся являются новыми, незнакомыми. Нужно помнить о том, что ошибки, связанные с обособлением деепричастий и деепричастных оборотов, обычно многочисленны и устойчивы, несмотря на то что это пунктуационное правило достаточно простое (в сравнении с правилами обособления причастных оборотов). Объясняется это тем, что школьники обычно не умеют распознавать деепричастия, часто смешивают их с личными формами глагола и причастия.

В ходе изучения темы «Деепричастие» важно использовать различные виды работ, убеждающие школьников в том, что употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной (выделяет основное действие в ряду других или нескольких, выявляет смысловые отношения между двумя или несколькими действиями) и выразительной (устраняет однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица или предмета, дорисовывает основное действие) 15 .

У р о к и 47-48. Понятие о деепричастии

и деепричастном обороте.

Правописание не с деепричастиями

Цель уроков: ознакомление с лексическим и грамматическим значением деепричастия как части речи, с правилом написания не с деепричастиями; введение понятия о деепричастном обороте; формирование навыка разграничения основного и добавочного действия, нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми.

Работа по развитию речи: конструирование предложений по заданным моделям с использованием деепричастий для обозначения добавочного действия; составление связного рассказа на грамматическую тему; употребление деепричастий для передачи динамичности в развитии действия в текстах повествовательного характера.

I . Объяснение нового материала, в процессе которого учитель знакомит семиклассников с грамматическими особенностями деепричастия, подводит их к определению понятия, выявлению роли деепричастия в речи, синтаксической роли в предложении.

Дается задание описать действия учащейся, которая делает задание по русскому языку: как она пишет, какие добавочные действия при этом совершает. «Она заглядывает в книгу, подчеркивает орфограммы, листает словарь и т. д.»,- отмечают семиклассники.

Записываются и сопоставляются два предложения:

Девочка выполняла домашнее задание и подчеркивала орфограммы.

Девочка выполняла домашнее задание, | подчеркивая орфограммы |.

В ходе анализа предложений учащиеся выясняют, что в первом предложении глаголы-сказуемые называют оба действия как одинаково важные. Во втором предложении выполняла обозначает основное, главное действие, а подчеркивая - добавочное, дополнительное. Учитель сообщает, что часть речи, обозначающая действия, добавочные по отношению к основному, называется деепричастием. В процессе беседы выясняется, что деепричастия образуются от глаголов, имеют, как и глаголы, вид. Но деепричастие имеет и признаки наречия: оно не изменяется, в предложении является обстоятельством. Как правило, деепричастие можно заменить глаголом-сказуемым.

Опираясь на знания о причастном обороте, учащиеся находят деепричастный оборот, определяют его синтаксическую роль в предложении; графически объясняют расстановку знаков препинания.

II . Закрепление материала.

1. Выразительное чтение знакомого семиклассникам текста, например отрывка из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Сначала текст читается целиком, затем - по предложениям.

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами.

И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло все поле, а запорожцы все палили, не переводя дух.

О каких основных действиях говорится в отрывке?

Какими средствами языка Н. В. Гоголь добивается яркого, образного описания этих действий?

(Делается вывод о функции деепричастия в речи - описывается, дорисовывается основное действие.)

2. Замена деепричастием сначала первого глагола, потом второго. Запись предложения с расстановкой знаков препинания. (Нужно обратить внимание учащихся на то, что одиночные деепричастия тоже выделяются запятыми. Желательно, чтобы деепричастные обороты были поставлены в разные части предложения.)

1) Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. 2) Снег падал на землю и покрывал ее пушистым ковром. 3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

Различаются ли по смыслу I и II варианты каждого предложения? Определите вид деепричастий.

III. С целью выработки у учащихся умения отличать деепричастия от личных форм глагола и употреблять деепричастия в речи дается упражнение с заданием заменить, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями; графически объяснить знаки препинания; по вопросам определить вид деепричастия.

1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

Какие предложения лучше передают динамичность, стремительность в развитии действия? (Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более динамичны, чем предложения с однородными глаголами-сказуемыми.)

I V . Анализ текста повествовательного характера.

Полезно напомнить учащимся, что в повествовании мир предстает в динамике, в движении, в нем рассказывается о сменяющихся, следующих друг за другом действиях, как бы создается лента кадров. Чтобы подчеркнуть эту последовательность действий, в этом типе речи часто используются глаголы движения, деепричастия совершенного вида или деепричастные обороты, с помощью которых передается динамичность, стремительность в развитии действия.

Для анализа предлагается отрывок из повести М. Горького «Детство». После чтения учителем текста семиклассники должны найти в нем признаки этого типа речи и сделать вывод о том, что деепричастия «дописывают», дополняют главное действие.

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь все веселее,- и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, к уж нельзя было отвести глаз от нее - так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!

По выбору учителя ряд предложений записывается в тетради и анализируется.

V . Сообщение учителя о написании не с деепричастиями (совпадает с правилом написания не с глаголами).

Выполняются следующие упражнения.

1. Словарный диктант.

Учащиеся определяют, приставкой, частицей или частью корня является не в словах не чувствовал, не чувствуя, не удивляясь, недоумевал, не зависев, не сожалея, не исчезая.

2. Выборочный диктант.

Учащиеся выписывают деепричастия, графически объясняя написание не с деепричастиями.

Не задумываясь, не думал, не присутствовал, не присутствуя, ненавидя, негодуя, не спрашивал, не припоминая, не истомившись, не удивился.

Обобщение материала урока.

Какова роль деепричастия в речи? (Деепричастие дорисовывает, дописывает основное действие, называемое сказуемым, дополняет его.)

Для какого типа речи характерно употребление деепричастий? (В текстах повествовательного характера для передачи динамичности в развитии действия.)

Какое лицо (или предмет) совершает действие, обозначенное деепричастием? (То же, что и действие, обозначенное глаголом.)

Каковы признаки глагола у деепричастия?

Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении? (Является обстоятельством, как и наречие.)

Какой еще признак наречия имеет деепричастие? (Оно не изменяется.)

Как пишется не с деепричастиями? Привести примеры. В заключение урока проводится проверочная работа.

I в а р и а н т

I. Найдите предложения, в которых есть часть речи, обозначающая добавочное к основному действие.

1. Космонавт слушает и улыбается.

2. Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

3. Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

4. Птицы хлопают крыльями и поднимаются вверх.

5. Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

II. Найдите предложения, в которых есть деепричастие.

1. Мама сидела, откинувшись в кресле.

2. Я открыл окно и залюбовался видом.

3. Брат склонил голову и писал что-то.

4. Разложив игры, дети сели в кружок.

1. Витя мыл посуду, насвистывая какую-то песенку.

2. Из дома вышел человек и направился к машине.

3. Выйдя из дома, человек направился к машине.

4. Человек, вышедший из дома, направился к машине.

5. Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.

II в а р и а н т

I. Найдите словосочетание с деепричастием.

1. Закутанный в тулуп;

2. проложенный геологами;

3. укрепил болт;

4. запер на замок;

5. вырастив урожай;

6. раскачивающихся от ветра.

II. Найдите словосочетание с деепричастием.

1. Выкрашенный краской; 4. устроившись на ночлег;

2. выкрасив краской; 5. запертый дома;

3. устроенный по проекту; 6. заперев дом.

III. Найдите предложения с деепричастным оборотом.

1. Блеснула яркая молния, и раздался удар грома.

2. Много тайн хранят леса, опаленные войной.

3. Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.

4. Георгины, почерневшие от мороза, печально свешивали свои головки.

5. Не узнав горя, не узнаешь и радости.

6. Мальчик шел и не разбирал дороги.

IV. Найдите предложения с деепричастным оборотом.

1. Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.

2. Через темный лес, через глухие овраги пробирается с добычей старый волк.

3. Когда начал дуть сильный ветер, пуща вновь ожила.

4. Не замечая меня, лебеди плавали, переговаривались.

5. Я забыл о ружье, залюбовавшись необыкновенным зрелищем.

6. Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся с юга, стала кружить над заливом.

Контрольный листок учителя:

I в а р и а н т II в а р и а н т

I. 2, 5; II. 1, 4; III. 1, 3. I. 5; II. 2, 4, 6; III. 5; IV. 4, 5.

За работу учащимся выставляется оценка. Семиклассники, не справившиеся с заданием, получают его на дом.

По мере выполнения задания учащиеся, справившиеся с ним раньше других, могут придумать и записать предложения с одиночными деепричастиями.

Домашнее задание: § 26, 27, 28; упр. 159 (устно), 172 (письменно). Графически объяснить написание не с деепричастиями, постановку знаков препинания при деепричастных оборотах; повторить порядок морфологического разбора причастия (§ 23).

  • Глаголу (от него образуется)

  • Вопрос: что делая? что сделав?

  • Обозначает добавочное действие

  • Возвратность

  • Переходность

  • Зависит от глагола


Деепричастия несовершенного и совершенного вида.

  • Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное действие, отвечают на вопрос что делая? и образуются с помощью суффиксов а,я: работая, слыша

  • Деепричастия совершенного вида обозначают законченное действие, отвечают на вопрос что сделав? и образуются с помощью суффиксов в, вши, ши: поняв, рассмеявшись, принесши


Правильно употребляй деепричастия.

  • Основное действие, обозначенное глаголом- сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу.


Спишите, исправляя ошибки, если они есть.

  • Открыв окно, я залюбовался видом города.

  • Открывая дверь, она громко скрипнула.

  • Мама сидела, откинувшись на спинку стула.

  • Брат, склонив голову набок, что-то писал.

  • Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш.

  • Возвращаясь домой, шел дождь.

  • Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интересную игру.

  • Кое-кто из малышей, занявшись рисованием, не хотел идти на обед.

  • Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным.


НЕ с деепричастиями.

  • НЕ с деепричастиями пишется раздельно: не зная, не сделав, не разобравшись, не спеша.

  • Некоторые деепричастия без НЕ не употребляются: недоумевая, негодуя, недомогая, невзлюбив, ненавидя.


Допиши НЕ.

  • …давши слово, крепись, а давши, держись.

  • …зная броду, …суйся в воду.

  • …убив медведя, шкуры …продают.

  • …поглядев на пирог, …говори, что сыт.

  • …поклонясь до земли,грибка…поднимешь.

  • …вытащив невода, рыбою…хвались.


Понятие о деепричастном обороте.

  • Деепричастие с зависимыми словами называют деепричастным оборотом.

  • Ученик, заболев гриппом, не пришел в школу.

  • Сравните: Ученик, заболевший гриппом, не пришел в школу.(причастный оборот)


Заменить причастный оборот деепричастным.

  • Художник, нарисовавший картину, показал ее зрителям.

  • Дети, выкупавшиеся в реке, загорали на солнце.

  • Мальчик, увлекшийся чтением, забыл о еде.


Знаки препинания при деепричастном обороте.

  • 1. Деепричастный оборот и одиночное деепричастие выделяются запятыми независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу.

  • Все жители находились тут же, ожидая самозванца.

  • Увидев меня, он остановился.

  • Возвратясь, он велел подавать свою карету .


  • 2.Однородные деепричастия и деепричастные обороты подчиняются правилу однородных членов.

  • С нетерпением ожидал я ответа на письмо, не смея надеяться и стараясь заглушить печальные предчувствия.


Примечание к правилу.

  • Фразеологические обороты не выделяй запятыми:

  • Сломя голову

  • Засучив рукава.


Расставьте знаки препинания.

  • Чему научится он служа в Петербурге.

  • Отдохнув пустились мы далее.

  • Товарищи заметив его беспокойство ушли.

  • Утром проезжая мимо Казбека увидел я чудное зрелище.

  • Возвратясь домой он бросился не раздеваясь на кровать и крепко заснул.

  • Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату.

  • Идя по шумному городу и чувствуя себя счастливым он напевал.

  • Прокричал пароход и шлепая колесами протащил мимо грузные баржи.


1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения

  • Войдя в аудиторию,

  • 1) мной была совершена ошибка;

  • 2) профессор поздоровался со студентами;

  • 3) не каждым соблюдается тишина;

  • 4) у нас возникло чувство страха.


2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения

  • 1) у меня затряслись руки;

  • 2) не хочется верить, что это сделал мой товарищ;

  • 3) я долго не мог уснуть;

  • 4) лучше сразу уничтожить эту анонимку .


3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

  • Отдохнув несколько дней,

  • 1) я вернулся к обычной работе;

  • 2) мною была прочитана книга;

  • 3) часто забываются все дела;

  • 4) у нас появились новые силы.


4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения

  • Гордо подняв голову,

  • 1) не видится ошибок;

  • 2) у всех возникло чувство обиды;

  • 3) она вышла из комнаты;

  • 4) мною был никто не замечен.


5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

  • Обучив лошадь всем премудростям выездки,

  • 1) наездника ждет заслуженная награда;

  • 2) создается впечатление, что не всадник управляет конем,

  • а конь- всадником;

  • 3) особенно трудно давался пируэт конем на галопе;

  • 4) можно было выходить на соревнование.


Повторение изученного в разделе «Деепричастие».

  • Расставить знаки препинания в стихотворении Бунина:

  • По лощинам звезды отражая

  • Ямы светят тихою водой.

  • Журавли друг друга окликая

  • Осторожно тянутся гурьбой.

  • А весна в заледеневшей роще

  • Ждет зари дыханье затая.


Раскрыть скобки, расставить знаки препинания.

  • Гром грохотал (не)переставая.

  • Дождь барабанил по крыше точно сердясь и (не)годуя на кого-то.

  • В саду за окнами (не)умолкая ни на одну минуту кричали воробьи.

  • (Не)помня себя от восторга я побежал домой.