План деятельность и мышление. Мышление как вид деятельности

Введение

Развитие основных литературных жанров (Жития, хождения, повести)

Творчество митрополита Киприана, Епифания Премудрого, Пахомия Логофета

Публицистика второй половины XV в

Расцвет живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев. Дионисий и его сыновья

Развитие каменно-церковного и светского зодчества

Быт и нравы

Заключение

Библиографический список

Введение

Каждый человек, живущий в своей стран, должен знать ее историю, особенно культуру. Без знаний культуры прошлых лет невозможно понять то, что чувствовали люди в тот период времени, какие внутренние процессы давали толчок к ее развитию, какие особенности в культуре были на лицо, а какие менее заметны, что влияло на ее становление и развитие, так как влияние разных стран на Россию было огромным.

Я рассматриваю русскую культуру XIII-XV веков, потому что Россия в это время начала возрождаться.

Вместе с возрождением и подъемом Русской земли, развитие экономики после татарско-монгольского нашествия, вместе с процессом объединения русских княжеств сначала вокруг нескольких центров, а потом вокруг Москвы возрождалась и развивалась русская культура. Она четко отражала все новшества в русской жизни, а главное изменившееся настроение русского народа, его патриотический порыв в пору борьбы с ордой в преддверии Куликовской битвы и в период создания единого Русского централизованного государства.

Целью работы было показать, что русская культура развивается в постоянных поисках, о чем свидетельствует сама история. Хотя на нее оказывала влияние культура Запада и Востока, но она создавала свои собственные. Отечественные традиции, не ограничиваясь копированием чужих образов.

1. Развитие основных литературных жанров (жития, хождения, повести)

Период XII-XI веков в русской литературе является переходным в движении от киевской литературы, отмеченной идейно-статистическим единством, к литературе будущего централизованного Московского государства. В литературном процессе можно выделить два основных этапа: XIII-XIV вв. и XV в.

Первый начинается с битвы Калке 1223 г. и заканчивается победой на Куликовском поле 1380 г. Литература этого периода характеризуется разновидными тенденциями. Ведущий жанр этого времени воинская повесть, доминирующая тема татаро-монгольское нашествие. Поэтическим пафосом образами и ссыльным патриотическими чувствами проникнуты «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о подвигах и житии великого князя Александра Невского» (житие, имеющие черты воинской повести), «Повесть о Шевкале», посвященная событиям 1327г. в Твери и др.

Жития - это церковные сочинения о выдающихся русских людях - князьях, деятелях церкви. Их героями становились только личности, чья деятельность являлась действительно эпохой в истории Руси, или те, чей жизненный подвиг стал примером для многих поколений русских людей. Церковь их объявляла святыми. Таким было, например, «Житие святого Александра Невского». В нем рассказывалось о замечательных подвигах князя в борьбе со шведами, немцами, о его титанической и опасной дипломатической деятельности в отношениях с Батыем, Золотой Ордой, о его загадочной смерти на пути из Сарая. Русские люди, читая это Житие, проникались идеями служения Родине, патриотизма. Автор стремился отвлечь от всего эгоистического, суетного и пробудить в их душах высокие жизненные идеалы служения людям, обществу, своей стране.

Другим таким известным Житием стала повесть о жизни и трагическом конце Тверского великого князя Михаила Ярославича, растерзанного в Орде.

Второй этап в развитие литературы начинается после победы на Куликовском поле и завершается присоединением к Москве Великого Новгорода, Твери и Пскова. В эти годы в общественной мысли в литературе господствовала идея политического и культурного объединения русских земель, которая все больше связывалась с Москвой. Московская литература приобретала общерусский характер и занимала ведущее место.

Особенно популярны в это время становятся сказания. Это истории, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Таким сказанием стала «Задонщина» (написана в 80-е гг. XIV в.), рассказывающая о Куликовской битве. Ее автор Софроний Рязанцев шаг за шагом повествует о начале нашествия Мамая, подготовке Дмитрия Донского к отпору врагу, о сборах рати, об исходе исторической битвы.

Повесть проникнута высоким патриотическим духом, и недаром автор не раз обращается мысленно к событиям и образам «Слова о полку Игореве».

Специальное сказание было создано о нашествии хана Тохтамыша на Москву, которое буквально потрясло Русь после блестящей победы на Куликовском поле. Историко-литературные произведения отражали всю сложность и трагичность борьбы Руси за единство, против ордынского ига.

В XIV - XV вв. вновь появляются на Руси «Хождения» - сочинения, описывающие дальние путешествия русских людей. Одним из них стало знаменитое «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, в котором он рассказал о своем многолетнем путешествии по странам Востока и о жизни в Индии. Начало описания датировано 1466 г., а последние строки были написаны в 1472 г. на обратном пути, неподалеку от Твери, где А.Никитин и умер.

В XV в. тему национально-освободительной борьбы оттесняла литературу нового типа, которая отличалась тематическим и стилевым разнообразием, более ограниченной связью с фольклором и стремлении к психологизму.

2. Творчество митрополита Киприана, Епифания Премудрого, Пахомия Логофета

Киприан - митрополит киевский и всея Руси, писатель, редактор, переводчик и книгописец. Свой путь начал в Болгарии в келифарейском монастыре Феодосия Тырновского и сблизился с Еворимием Тырновским ушел он оттуда в Константинополь, а после на Афон. Впоследствии стал келейником патриарха, в 1373 г. он был послан в Литву и на Русь для применения литовского и тверского князей с митрополитом всея Руси Алексеем. В 1375 г. когда возобновилась вражда Литвы и Москвы, Литовские князья отправили Киприана грамотой в Константинополь, прося патриарха посвятить Киприана в митрополита литовского. В этом же году патриарх Филофий дал ему право после смерти митрополита Алексея, объединить обе части митрополии, став митрополитом «Киевским и всея Руси». В июне 1376 г. Киприан прибыл в Киев и через послов пытался добиться своего права от Московского князя, Новгорода и Пскова. А летом 1378 г. он списался c Сергием Радонежским и Федором Симоновским, Киприан попытался вопреки воли князя вступить в свои права, но в итоге был схвачен возле Москвы и был изгнан за пределы Великой Руси.

После изгнания сохранились его послания Сергию и Федору, в которых он рассказывает об этом событии и эти послания представляют собой публицистические произведения, которые были, рассчитаны на то чтобы читатели под угрозой церковного отлучения сохраняли его и распространяли. В 1381 г. Киприан создал службу митрополиту, написав свою редакцию Жития митрополита Петра, где вложил пророчество о будущем политическом величии Москвы при условии поддержки ею православия. И с помощью Петра Киприан был принят в Москве и смог занять престол, который когда-то принадлежал Петру.

При Киприане стала, увеличиваться русская литература за счет переводов греческого также активизировалась монастырская колонизация русского Севера, церковное строительство и украшение церквей на Руси. При Киприане была проведена реформа и некоторая унификация русского церковного пения, музыкальной нотации и начался период летоисчисления с мартовского на сентябрьский.

Епифаний Премудрый составитель житий, ученик преподобного Сергия Радонежского. Жил в конце XIV в. и начале XV века. Ему принадлежит «Житие преподобного Сергия», которое он начал писать через год после смерти преподобного. Другие сочинения Епифания: «Слово похвально преподобному отцу нашему Сергию» и «Житие святого Стефана Пермского» Епифаний был одним из самых известных и образованных писателей второй половины XV века - он был писцом и автором крупнейших сочинений, его работы были посланиями к разным лицам, панегирических текстов, жизни описателем своих выдающихся современников, участвовал в работе над летописанием Епифаний был иноком Троице-Сергиева монастыря.

В 1380 г. Епифаний оказался в Троицком монастыре под Москвой в качестве ученика, знаменитого того времени на Руси подвижника Сергия Радонежского. Здесь он занимался книгописной деятельностью. В 1392 г. Епифаний после смерти своего наставника перебрался в Москву к митрополиту Киприану. И посвятил Сергию Радонежскому два десятилетия написания его биографии.

Самыми наиболее известными сочинениями Епифания Премудрого были: «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископа». Оно было написано после смерти Стефана.

Писателем XV века был и Пахомий Логофет. Сведения о его жизни и деятельности того столетия русской литературы почти не сохранилась. Родом он был серб и жил на Афоне, но в молодом возрасте пришел в Россию во время правления и царствования Василия Васильевича. Большую часть своей жизни Пахомий провел в России в Москве и Троицко-Сергиевой лавре. Его первым литературным произведением был тоже в России это «Житие преподобного Сергия». И это представляла собой переделка жития, которую написал еще Епифаний.

Труды Пахомия устранили Епифаниевский, который уже практически не встречается в рукописях. Вторым произведением Пахомия считают «Житие митрополита Алексея» оно было написано Пахомием по воле великого князя, митрополита и по определению всего собора. Пахомий окончательно и надолго упрочнил литературные приемы с колебаниями вводившиеся впервые Киприаном и Епифанием. Пахомий заботился не о фактах, а только лишь о более красивой его передаче и не изучал исторических материалов, а прибегая к помощи общих мест.

. Публицистика второй половины XV века

Зарождение публицистических произведений XV века связано со временем формирования единого Русского государства. В основном публицистические черты носят произведения, которые возникали в связи с распространением еретических учений второй половины XVI века и первой половины XVI века и одной из центральных проблем того времени являлась проблема человеческого самовластья. Темы самовластья касались как представителей ортодоксального направления так и еретиков. Но одним из аспектов темы самовластья был вопрос о пределах царской власти - должен ли государь отчитываться перед подданными за свои действия или он отвечает за свои действия только перед Богом. И этот вопрос стал одним из центральных в сочинениях Иосифа Волотского. Публицистические произведения лидера Васиана Патрикеевича были посвящены отношениям духовных наставников и светской власти. И даже небольшие произведения Васиана были направлены против Иосифа Волоцкого состоявшие из введения и трех слов. В них он выступает против монастырского землевладения, а также против массовых казней раскаявшихся еретиков.

Если рассматривать в другом аспекте проблему самовластья рассматривая и анализируя принципы, на которых должны строится отношения государя с подданными, рассматривал Иван Семенович Пересветов в таких произведениях как «Большая и малая челобитные», «Сказание о Малмебе-Салтане» и другие. В этих произведениях он поднимает еще одну острую проблему точное соблюдение обряда и истинная вера которые важны для человека и для государства, в которых Иван Пересветов настаивает на необходимости формирования сильной власти и критикует ту систему, которая уже сложилась.

Публицистические направления и источники их распространения того времени связаны напрямую с событиями смутного времени.

Также в своих небольших произведениях по объему были близки к традиционным жанрам духовной литературы: это «Видения». Например: «Повесть о видении между протопова Терентия», «Видения в Нижнем Новгороде и Владимире», «Видения в Устюге» и другие. Были такие жанры как Послания, например: «Новая повесть о Преславном Российском расцвете», такие как Плачи: «План о пленении и о конечном разорении Московского государства. В них авторы пытались осмыслить происходившие драматические события, понять их причины, а также найти выход из создавшихся положений, путем попытки анализа происходящего.


Общий подъем духовный жизни Руси в XIV-XV вв., бурное развитие зодчества повлияли в значительной степени на столкновение новой русской живописи. Из этого времени до нас дошли замечательные творения художников-иконописцев Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. Все они были иконописцами, мастерами фреской живописи на религиозные темы. Величие русских живописцев состояло в том, что, не выходя за церковные рамки, они умели создавать подлинные художественные шедевры.

За счет чего же удалось этого достигнуть? Во-первых, благодаря глубоким гуманистическим идеям, вложенным в творения. Во-вторых, за счет собственного неповторимого художественного стиля, сочетания красок, самой манере письма, с помощью которых эти идеи выражались. Так в Новгороде во второй половине XIV в. расписывал храмы и создавал иконы Феофан Грек. Уже по его имени видно, что родом он из Византии. Его лики святых буквально потрясали людей. Несколькими сильными, на первый взгляд, грубыми мазками, игрой контрастных красок (белые, седые волосы и коричневые морщинистые лица святых) он создавал характер человека. Непростой была земная жизнь святых православной церкви, порой она была трагичной, и каждый лик, написанный Феофаном, был полон человеческих страстей, переживаний, драматизма. Ставшего знаменитым Феофана пригласили из Новгорода в Москву, где он расписывал ряд храмов.

Младшим современником Феофана был Андрей Рублев - монах сначала Троице-Сергиева, а потом московского Спасо-Андронникова монастыря. Он общался с Сергием Радонежским, его поощрял и поддерживал Юрий Звенигородский. Некоторое время Рублев работал в Москве вместе с Феофаном Греком. Они расписывали в начале XV в. фресками еще деревянный московский Благовещенский собор. Вероятно, старший по возрасту и имевший уже на Руси большой авторитет Феофан многому научил молодого мастера.

В дальнейшем Андрей Рублев становится наиболее известным русским живописцем. Его вместе с другом Даниилом Черным пригласили расписывать Успенский собор во Владимире, который послужил позднее моделью для Успенского собора в Кремле. Украшал он фресками Троицкий собор в Спасо-Андронниковом монастыре. В творчестве Андрея Рублева до совершенства была доведена идея сплава живописного мастерства и религиозно-философского смысла. Особенно это видно в его знаменитой иконе «Троица», созданной в 10-е гг. XV в. для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре. Изображенные на иконе в виде ангелов трое странников, присевших за трапезой, по мысли художника, воплощают в себе святую Троицу - справа стоит Святой Дух, слева - Бог Отец, а в центре Бог Сын - Иисус Христос, который будет послан в мир для того, чтобы своими страданиями направить человеческий род на путь спасения. Все три фигуры и по облику своему, и по движению составляют как бы единое целое. В тоже время у каждого своя мысль, своя задача, своя судьба. Икона пронизана идеей жертвенности ради людей, идеей высокого гуманизма. Рублев сумел силой своей кисти, рядом условных знаков создать целую религиозную поэму. Каждый русский человек, смотрящий на икону, размышлял не только о религиозном сюжете, отраженном в иконе, но и о своей личной судьбе, вплетенной в судьбу многострадального Отечества.

Величайший расцвет иконной живописи XIV в. и первой половины XV в. падает на время Андрея Рублева самого древнерусского живописца. Новый подъем массовой живописи связан с именем Дионисий. Именно в эпоху Дионисия массовая живопись завоевала первое место между теми многочисленными местными иконами, среди которых она долгое время занимала равноправное положение.

Старые источники связывают с его именем много работ, из которых до нас дошло только несколько произведений, образ «Одигитрии» из Вознесенского монастыря в Москву дотируемый 1482 (1484) годом, росписи Ферапонтова монастыря, исполненные им вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром. В 1500 - 1502 гг., и иконы «Спаса» и «Распятие» из Павлова-Обнорского монастыря, относящиеся к 1500 г. Все остальные упоминаемые житиями и летописью работы прославленного мастерства либо скрываются под записями, либо безвозвратно исчезли. Самая ранняя работа Дионисия была роспись церкви Рождества Богородицы в Пафнутьем монастыре созданная между 1467 и 1477 гг.

В 1484 г. Дионисий возглавлял иконописную артель и выполнял иконы для соборной церкви Успения Божьей Матери в Иосифо-Волокомском монастыре. Его помощниками были два сына - Феодосий и Владимир, старец Паисий.

Волокомский монастырь был одним из главных хранилищ произведений Дионисия и мастеров его окружения, потому что в описи монастырского храма, ризнице и библиотеке, составленной в 1545 г. старцем Зосимой и книгохранителем Паисием, упоминаются 87 икон Дионисия, 20 икон Паисия, 17 икон Владимира, 20 икон Феодосия.

Дионисия по косвенным данным относят его ко времени между 1502 г. и 1508 г. В 1508 г. когда к ответственной работе по расписанию придворного Благовещенского собора была привлечена рукописная артель, то во главе уже стоял не Дионисий, а его сын Феодосий, а Дионисия возможно уже не было в живых. Современники высоко ценили искусство Дионисия и его работы называли «Вельми чудными», а его самого называли «пресловущим» и «мудрым».

Главным произведением последних лет его жизни является стенная роспись собора Ферапонтова монастыря.

В искусстве Дионисия много одухотворенности, нравственного благородства, тонкости чувств, и это связывает его с лучшими традициями Рублева. В истории древнерусского искусства трудно найти второй подобный пример прочности художественных традиций, на протяжении целого столетия времени Рублева и Дионисия.

Дионисий оставил глубокий след в русском искусстве концаXV - начало XVI в. На иконах, фресках, миниатюрах и шитье школы Дионисия лежит отпечаток его своеобразного живописного стиля.

литературный публицистика живопись зодчество

5. Развитие каменно-церковного и светского зодчества

В конце XIII в. начинается строительство первых каменных храмов и в послемонгольское время. Они возводятся в Новгороде и Твери. А затем строится Троицкий собор в обители Сергия Радонежского, церкви в московских монастырях. Русская земля украшается белокаменными храмами. Следом идут новые жилые дома и каменные крепости. Их строят там, где опасность нападений наиболее велика - на границах с крестоносцами - в Изборске, Копорье, на границе со шведами - в Орешке. В 60-е гг. в Москве Дмитрий Донской строит белокаменный Кремль, который с тех пор выдерживает не одну осаду литовцев и татар.

Феодальная война на время прерывает строительную активность в русских землях. Зато Иван III дает ей дополнительное ускорение. В конце XV и начале XVI в. зодчество как бы венчает его усилия по созданию могучей и единой Российской державе. Прежняя кремлевская стена заменяется новой и создается замечательный архитектурный памятник, который и до сего дня поражает своей красотой и величавостью - краснокирпичный Московский Кремль с 18 башнями. Его архитекторами и инженерами были приглашенные на службу в Россию итальянцы, а исполнителями - русские мастера каменных дел. Кремль сочетал в себе достижения итальянской крепостной архитектуры и традиции строительства русских деревянных крепостей. Этот сплав европейского и русского искусства, видимо, и превратил Кремль в шедевр мировой архитектуры.

Почти одновременно возносят свои гордые главы три замечательных кремлевских собора, прежде всего пятиглавый Успенский собор - главный храм страны (1475 - 1479), построенный по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиорованти. Второй собор - Благовещенский, домовая церковь великокняжеской семьи (1484 - 1489 гг.), был спроектирован и построен русскими умельцами. В начале XVI в. уже после смерти Ивана III был воздвигнут Архангельский собор (1505 - 1508 гг.), ставший усыпальницей династии Рюриковичей. Его построил итальянец Алоизо де Каркано или Алевиз, как его звали на Руси.

Одновременно с Кремлевской стеной и соборами во времена Ивана III создаются знаменитая Грановитая палата - место торжественных «выходов государя всея Руси», приема иностранных послов, другие правительственные здания из камня. Через три года после смерти Ивана III его наследник переедет во вновь отстроенный великокняжеский дворец. Так за полтора-два десятилетия центр Москвы поменял свой вид. Москва принимает облик величавой и царственной столицы.

. Быт и нравы

Быт народов, вошедших в состав Русского централизованного государства, - русского народа, поволжских, северо-западных угро-финских и балтийских племен - вполне отражал их общий экономический и культурный уровень. Большинство районов России, русских городов лежало в лесной зоне, вдали от морских побережий; находилось на внутренних речных путях. Ритм жизни был здесь, по сравнению с динамичными странами Европы, более замедленным, традиционным, но на фоне ближних кочевых государств, или племенных образований Востока, или золотоордынских земель и городов Русь выглядела более цивилизованной частью мира.

В богатых княжеских и боярских домах, обнесенных высокими и плотными заборами состоящих из многоярусных (двух - трехэтажных) теремов с множеством парадных жилых палат, светлиц, сеней, переходов, для украшения и удобств использовались восточные ковры, дорогая металлическая (золотая, серебряная, медная, оловянная) посуда. Здесь имелись рукописные книги религиозного и светского содержания. Переплетенные в кожу, с дорогими серебряными и золотыми пряжками, они представляли огромную ценность. Их наличие говорило не только о культурном уровне его обитателей, но и об их силе и богатства. Такие хоромы освящались свечами, которые стояли в металлических подсвечниках.

Открывались кованные железом дубовые ворота такого двора, и из него выезжали либо в карете, либо верхом на снаряженных дорогой сбруей лошадях, в сопровождении слуг, богатый владелец двора. Ходить пешком богатому человеку в это время уже считалось зазорным.

Знатные люди, как правило, носили длинные до пят одежды - кафтаны, шубы; они украшались драгоценными камнями, дорогим серебряным и золотым шитьем, вышивкой. Эти одежды шились из «заморских» дорогих тканей - сукна, бархата, атласа, камки. Шубы были тяжелые, с отложными соболиными воротниками, с длинными и намного прикрывающими кисти рук рукавами. Считалось, что чем богаче, тяжелее, длиннее была шуба, тем больше достоинства придавала она ее владельцу, хотя двигаться в ней было неудобно. Но такова была тогдашняя мода верхов общества. У женщин были свои представления о моде и престиже. Современники рассказывают, что русские женщины в XIV - XV вв. без меры белили лица и красили свеклой щеки, «чернили» глаза, выщипывали брови и на их место приклеивали другие. Как говорится, ничто не ново под луной. Головы знатных людей во время выходов были покрыты. Даже в летнее время, высоченными цилиндрическими меховыми, так называемыми горлатными, шапками. Чем выше шапка, тем больше почета и уважения князю или боярину.

Мужчины и женщины носили украшения - перстни и монисты, цепи и пояса с пряжками из золота и серебра. На ногах были сапоги из тонко выделанной кожи - сафьяна - разных цветов. Они нередко также отделывались золотом, серебром, жемчугом.

Питание богатых включало мясо, птицу, рыбу разных сортов, в том числе дорогую красную, всевозможные молочные продукты. На столах в княжеских, боярских хоромах можно было увидеть не только домашние меды и пиво, но и «заморские» вина. В этих дворах ценились хорошие повара, а пиры порой продолжались по многу часов. Блюда же подавались «переменами», т.е. шли одно за другим. Иногда таких «перемен» было до двух десятков.

Русские люди всех сословий, как прежде, ценили хорошую баню. В богатых городских дворах и сельских имениях это были удобные и чистые «мыленки», иногда с металлическими стоками. Вода в эти «мыленки» доставлялась из колодцев, позднее в великокняжеские хоромы и в дома богатых бояр были проведены «водоводы», через которые вода поступала из реки или колодцев вверх с помощью примитивных насосов, работавших на ручной или конской тяге.

Существенные изменения в обществе коснулись прежде всего его наиболее богатой части. Быт же простого народа - крестьян, бедных ремесленников, работных людей, «ярыжек» резко отличался от жизни верхов. Там были свои обычаи, свои традиции, свои бытовые трудности и свои радости. По сравнению с XIII в. этот быт в период создания централизованного государства мало изменился. По - прежнему в сельской местности строились деревянные рубленные избы с двускатной тесовой или соломенной крышей. Скот содержался в подклети - нижнем помещении такой избы. Глинобитные печи топились по черному, т.е. дым уходил на волю через верхнее оконце. Иногда избы зажиточных крестьян имели клети с подклетями - летними неотапливаемыми помещениями.

Такие же дома в основном строились и в городах. Бедные селяне и горожане продолжали сооружать себе избы-полуземлянки (низ, вырытый в земле с деревянной надстройкой) с вековыми глинобитными печами.

И в рубленных избах, и в полуземлянках мебель была самодельной - деревянной, вдоль стен стояли лавки, в центре избы находился стол, на которой стояла посуда из обожженной глины и дерева. Ложки также были деревянными. Освещалась такая изба лучиной, которую вставляли для безопасности в печную щель. Лучина горела медленно, коптила, потрескивала. Когда она догорала, на ее место втыкали следующую. При ее свете женщины пряли, шили, мужчины чинили конскую сбрую, делали другую работу. По вечерам при свете лучины люди отдыхали - пели песни, рассказывали различные истории, сказки, былины. Фольклор и лучина были неразлучны.

Люди труда и одевались соответственно. Одежда не должна была мешать их тяжкой работе: рубахи из домотканого холоста или сукна (зимой), стянутые в талии поясами, такие же домотканые порты, на ногах крестьяне носили лапти, сплетенные из лыка, а городские жители - кожаную обувь. Лапти были легкой и удобной обувью в лесной местности. Кроме того, богатая кожаная обувь утяжеляла шаг, быстро портилась. А лапти можно было тут же выбросить и надеть свежие, сухие. Зимой поверх рубахи надевали меховые овчинные тулупы, а на ноги - валеную обувь, которая выручала в сильные морозы.

Еда в простых семьях - самая неприхотливая, там было не до «перемен», не до жаренных лебедей и рябчиков. Ржаной хлеб, квас, каша, кисели из овсяной или гороховой муки, капуста во всех видах, репа, редька, свекла, лук, чеснок - вот был обычный стол простолюдина. Из молочных продуктов обычно употребляли масло, молоко, сыр, творог. Все это было собственного производства. Мясо подавалось на стол не часто - только по праздникам. Зато реки о озера давали крестьянам в изобилии рыбу, а лес - различные ягоды, грибы, орехи.

В сельской местности на Пасху, Николин день, на храмовые праздники местных церквей устраивались мирские складчины - пиры, когда вся община садилась за общие столы под открытым небом. А потом начинались песни, пляски под гусли, свирели, бубны.

В таких праздниках участвовали и скоморохи. В городах, в том числе Москве, праздники часто сопровождались таким видом развлечения, как кулачные бои. На одной из площадей молодежь сходилась, к восторгу зрителей, стенка на стенку. Порой бились до смерти.

Деревянная Русь в это время особенно жестоко страдала от пожаров. Это объяснялась феодальными войнами, а также частыми нашествиями литовцев, ордынцев. Но и позднее, когда в централизованном государстве жизнь более или менее успокоилась, пожары все равно продолжали обескровливать страну. Этому способствовало печное отопление, освещение лучинами, но так же быстро отстраивались. Однако на восстановление жилищ, хозяйственных построек уходило время, народные силы. А потом случался новый пожар, и все начиналось сначала.

Но особенно пагубны для развития страны были пожары в крупных городах - средоточиях торговли, ремесла, управления, культуры.

Заключение

Русская культура - понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии как в географическом пространстве, так и в историческом времени. У значительного представителя европейского Возрождения Максима Грека, есть поразительный по глубине и верности и образ России. Он пишет о ней, как о женщине в черном платье, задумчиво сидящей «при дороге». Русская культура то же «при дороге», она формируется и развивается в постоянных поисках. Об этом свидетельствует история.

Большая часть территории России занесена позднее, чем те регионы мира, в которых сложились основные центры мировой культуры. В этом смысле русская литература - явление относительно молодое. Мало того, Русь не знала периода рабовладения: восточные славяне перешли непосредственно к феодализму от общинно-патриархальных отношений. В силу своей исторической молодости русская литература оказывалась перед необходимостью интенсивного исторического развития. Воспринимая и усваивая культурное население других народов, русские писатели и художники, скульпторы и архитекторы, ученые и философы решали свои задачи, формировали и развивали отечественные традиции, никогда не ограничиваясь копированием чужих образцов.

Длительный период развития русской культуры определялся христьянско-православной религией. На многие века ведущими культурными жанрами храмостроительство, иконопись, церковная культура. Значительный вклад в мировую художественную сокровищницу России вплоть до XIII в. вносила духовной деятельностью, связанной с христианством.

Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений - сохранить и преумножить их.


·Соловьев В.М. Русская культура с древнейших времен и до новейших дней. - М.: Белый город, 2004

·История России с древнейших времен и до наших дней.: И90 учебник/А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков: под ред. А.Н. Сахарова. - Проспект, 2008

·Грабарь И.Э., Каменнова В.Н. История русского искусства. III том, - М, 1954

Развитие общества — результат деятельности людей.
Отличия деятельности человека от поведения животных:

Деятельность — это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.

Субъект — это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество в целом.
Объект — это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир.


Многообразие деятельности

Деятельность
Практическая Духовная
Направлена на изменение Связана с преобразованием сознания людей
природы общества Познавательная деятельность — это отражение реальности в научной и художественной форме, в религиозных учениях, в мифах
Это материально-производственная деятельность Это социально-преобразовательная деятельность Ценностно-ориентировочная деятельность - это определение отрицательного или положительного отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения
Прогностическая деятельность — это предвидение; планирование возможных изменений реальности
Все эти виды деятельности связаны между собой

Виды деятельности в зависимости от результатов:

Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.

Репродуктивная деятельность — направлена на получение уже известного результата известными же средствами.

Творчество или продуктивная деятельность

Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, уникальное, не существующее ранее.
Воображение — это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образцов, как сознательных, так и бессознательных.
Интуиция — это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без основания с помощью доказательств.
Результатом может быть что-то качественно новое, в виде нового результата, в виде нового пути (новых средств) достижения известного результата.

Игровая деятельность

Игра — это форма деятельности в условных ситуациях.
В детстве это форма жизни ребёнка (игры-манипуляции, сюжетные, ролевые, подвижные, обучающие), а у взрослых игры заменяются спортом, искусством.
Особенности: направленность не на результат, а на сам процесс, двухплановость игры.
Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность), обеспечивает познание и усвоение предметной действительности.

Трудовая деятельность

Труд — это один из видов деятельности: активная целесообразная, осознанная деятельность.
Особенность : направлена на достижение практически полезного результата.
Цель : преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребностей человека.
Осуществляется под влиянием необходимости. Преобразует и совершенствует самого человека.

Учебная деятельность

Учение — это специально организованная, активная, самостоятельная, познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
Цель: освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей.
Результат: формируется система знаний, умений и навыков, отношение к явлениям природы и общественной жизни.
Учебная деятельность включает: восприятие материала, осмысление материала, сознательную творческую переработку, ясное выражение, применение в решении жизненных задач.

Деятельность и общение

Особенность общения: субъект взаимодействует с субъектом, т. к. объектом является активный субъект.

Цель общения — это удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических.

Общение — это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией.

Сознательное и бессознательное

Сознание — это высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые совершаются с сознанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

Структура сознания
Предметное сознание - направлено на мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессе обучения целенаправленному их использованию и общения с другими людьми Самосознание — это осознание человеком самого себя (как индивида и как личности), своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему миру Переживание как элемент сознания (широкое значение) — это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни

Сознание — это способность высокоорганизованной материи отражать внешний мир в духовных (мысленных, идеальных) образцах.
Отражение — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.
Общественное сознание — это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность (человеческое общество, природу).
Общественная психология — это совокупность мыслей, представлений, социальных чувств, нравов, привычек, иллюзий, возникающих у людей стихийно под непосредственным влиянием их повседневной жизни.
Идеология — это система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы определённой социальной группы.
Общественное мнение — это синтез обыденного и теоретического сознания; представляет собой суждения людей по поводу фактов действительности.
Обыденное сознание — это качественно низкий уровень отражения действительности, когда сознание слитно, не дифференцировано (не раздельно) на определённые формы.
Мышление — это движение, чередование, связь мыслей, внутренний процесс осознавания.

Мысль - это отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).

Виды мышления по месту в мысленном процессе слова, образа и действия и их соотношению между собой:

Бессознательное - это совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.
Формы (проявления) бессознательного: интуиция, влечение, инстинкты, сновидения, гипноз, паника, аффект, непроизвольные воспоминания, неожиданное появление новых идей, автоматические действия, патологические состояния.

Cogito ergo sum! «Мыслю, следовательно существую», — утверждал Рене Декарт. Разберем теоретический аспект взаимосвязи мышления и активности человека, выражающейся в деятельности.

Мышление и деятельность. Разбор темы кодификатора ЕГЭ

Для занятий в группе сайта
#5_Мышление_и_деятельность

Деятельность - это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.

Структура деятельности:

😼Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением .
💭Цель - это осознанный предвосхищаемого на достижение которого направлена
✒Средство – это приёмы, способы действий, предметы. Действия - это проявление волеизъявления людей.
🏁 Результат – это конечный итог, завершающий деятельность.
🏃Субъект - это тот, кто осуществляет деятельность:
🍃Объект - это то, на что направлена деятельность предмет или весь окружающий мир

Мотивы деятельности:
🔆Потребности – это испытываемая человеком нужда в необходимом для жизни и развития.
🔆Социальные установки – это ориентация человека на что-либо.
🔆Убеждения - это эмоционально-ценностные отношения к действительности.
🔆Интересы – это реальная причина действий, стоящая за
🔆Влечения - это психические состояния, выражающие неосознанную (недостаточно осознанную необходимость).

Мышление и деятельность – основные категории, выделяющие человека из животного мира. Только человеку присущи мышление и преобразующая деятельность.

📌Мышление – функция человеческого мозга, возникающая в результате его нервной деятельности. Однако мышление не может быть полностью объяснено исключительно деятельностью мозга. Мыслительная деятельность связана не только с биологической но и с общественным развитием, а также с речевой и человека. Формы мышления:

📌Мышлению свойственны такие процессы, как:

анализ (разложение понятий на части),
синтез (объединение фактов в понятие),
абстракция (отвлечение от свойств предмета при его изучении, оценка его «со стороны»),
постановка задач,
нахождение путей их решения,
выдвижение гипотез (предположений) и идей.

Неразрывно связано с именно результаты мышления отражаются в Речь и мышление имеют схожие логические и грамматические конструкции, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Не все замечают, что когда человек думает, то проговаривает про себя свои мысли, ведет внутренний диалог.

Этот факт подтверждает взаимосвязь мышления и речи.

Видео-лекцию на тему «Природное и общественное в человеке. Мышление и деятельность» от эксперта ЕГЭ вы можете получить, подписавшись на бесплатный мини-видеокурс по основным темам ЕГЭ по обществознанию.


В топике группы по эссе онлайн

Задание № 2458

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль выборов в политическом процессе». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированны в подпунктах.


Пояснение

При ана­ли­зе от­ве­те учитываются:

− кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их соответствия

заданной теме;

− пол­но­та от­ра­же­ние ос­нов­но­го со­дер­жа­ния в плане;

− со­от­вет­ствие струк­ту­ры пред­ло­жен­но­го от­ве­та плану слож­но­го типа.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1) Де­мо­кра­ти­че­ский ме­ха­низм при­ня­тия по­ли­ти­че­ских решений

2) Из­би­ра­тель­ные права граждан:

а) активное избирательное право;

б) пассивное избирательное право.

3) Прин­ци­пы демократического из­би­ра­тель­но­го права:

а) всеобщность;

б) равенство;

в) тайна выборов;

4) Из­би­ра­тель­ные системы:

а) мажоритарная;

б) пропорциональная

5) Роль выборах в политическом процессе:

а) формирование представительных органов власти;

б) общественный контроль за деятельностью государственной властью;

в) социальное представительство и т.д.

6) Пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны власти

7) Вы­бо­ры в не­де­мо­кра­ти­че­ских обществах

Возможно дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и

подпунктов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Наличие любых двух из 2, 3, 4, 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Баллы
28.1 Раскрытие темы по существу 3
3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. 2
0
Указания по оцениванию:

28.2 1
1
Все иные ситуации 0
Максимальный балл 4

Пример 2.

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

Оцените это решение в баллах:

Пример 5.

Оцените это решение в баллах:

Задание № 2459

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Государство как институт политической системы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированны в подпунктах.


Пояснение

При ана­ли­зе ответе учитываются:

− кор­рект­ность формулировок пунк­тов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия заданной теме и чет­ко­сти выражения мысли;

− от­ра­же­ние в плане ос­нов­ных аспектов темы в опре­де­лен­ной (адекватной за­дан­ной теме) последовательности.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия данной темы:

1) По­ня­тие государства

2) При­зна­ки государства:

а) территориальная организация;

б) пуб­лич­ный характер власти;

в) суверенитет;

г) ис­клю­чи­тель­ное право на взи­ма­ние налогов и др.

3) Внут­рен­ние и внеш­ние функции государства:

а) политическая;

б) экономическая;

в) социальная;

г) обес­пе­че­ние национальной безопасности;

д) меж­ду­на­род­ное сотрудничество и др.

4) Го­су­дар­ствен­ный аппарат

5) Форма государства:

а) форма правления (монархия, республика);

б) форма государственно-территориального устройства (унитарное, федеративное и конфедеративное);

в) по­ли­ти­че­ский режим (тоталитаризм, авторитаризм, демократия).

Возможно дру­гое количество и (или) иные кор­рект­ные формулировки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Наличие любых двух из 2,3,4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Критерии оценивания ответа на задание 28 Баллы
28.1 Раскрытие темы по существу 3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

2
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

0
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)

Указания по оцениванию:

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

2. Если по критерию 28.1 выставляется 0 баллов, то по критерию 28.2 выставляется 0 баллов

28.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана 1
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей 1
Все иные ситуации 0
Максимальный балл 4

Пример 1.

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

Оцените это решение в баллах:

Пример 5.

Оцените это решение в баллах:

Задание № 3326

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические права и свободы граждан». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Пояснение

При анализе ответа учитывается:

− наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

− корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

− Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

1. Понятие прав и свобод гражданина.

2.Классификация прав человека:

а) гражданские (личные);

б) политические;

в) социально-экономические;

г) культурные.

3. Политические права граждан:

а) права на участие в управлении делами государства;

б) свобода объединений;

в) свобода собраний и т.д.

4. Избирательные права граждан:

а) активное право;

б) пассивное право.

5. Гарантии политических прав в демократическом обществе.

6. Механизмы защиты политических прав и свобод гражданина.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Отсутствие 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Критерии оценивания ответа на задание 28 Баллы
28.1 Раскрытие темы по существу 3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

2
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

0
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)

Указания по оцениванию:

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

2. Если по критерию 28.1 выставляется 0 баллов, то по критерию 28.2 выставляется 0 баллов

28.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана 1
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей 1
Все иные ситуации 0
Максимальный балл 4

Пример 1.

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

Оцените это решение в баллах:

Пример 5.

Оцените это решение в баллах:

Задание № 5325

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность и мышление». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Пояснение

При ана­ли­зе от­ве­та учитывается:

– со­от­вет­ствие струк­ту­ры пред­ло­жен­но­го от­ве­та плану слож­но­го типа;

– на­ли­чие пунк­тов плана, ука­зы­ва­ю­щих на по­ни­ма­ние эк­за­ме­ну­е­мым ос­нов­ных ас­пек­тов дан­ной темы, без ко­то­рых она не может быть рас­кры­та по существу;

– кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана.

Формулировки пунк­тов плана, име­ю­щие абстрактно-формальный ха­рак­тер и не от­ра­жа­ю­щие спе­ци­фи­ки темы, не за­счи­ты­ва­ют­ся при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие деятельность.

2. Структура деятельности:

а) субъект;

б) объект;

г) мотивы;

д) действия;

е) результат.

3. Виды деятельности:

а) игра, учение, труд, общение;

б) духовная, практическая (материальная) и др.

4. Мотивы деятельности:

а) потребности;

б) интересы;

в) убеждения и т.д.

Признаки деятельности:

а) сознательный характер;

б) преобразовательный характер;

в) орудийный характер и т.д.

6. Понятие и виды мышления:

а) словесно-логическое;

б) наглядно-образное;

в) наглядно-действенное.

7. Взаимосвязь мышления и деятельности:

а) мышление как основа рационального познания;

б) мышление и речь и т.д.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2-6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Критерии оценивания ответа на задание 28 Баллы
28.1 Раскрытие темы по существу 3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

2
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

0
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)

Указания по оцениванию:

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

2. Если по критерию 28.1 выставляется 0 баллов, то по критерию 28.2 выставляется 0 баллов

Пример 5.

Оцените это решение в баллах: