По какому морю прибыли варяги. Образование государства русь

Судя по древним сведениям, под варяжскими населениями или викингами понимали тех воинов и бойцов, которые относились к скандинавскому происхождению. Причем в страхе от их действий находились многие европейские страны: Англия, Франция, Испания, Италия и так далее.

При этом их часто нанимали в качестве военных, особенно когда у правителей разных государств намечались междоусобные войны. Князья Руси не были исключением, так как также часто призывали к себе на службу воинственных представителей частей земли, расположенных на крайнем севере.

Кто они - варяги

Самые первые упоминания о варягах относятся к девятому веку. Причем именно скандинавские племена открыли многие торговые пути, особенно знаменит путь к грекам, но такой же популярностью пользуются торговые пути на Русь. Ведь именно славянские земли поразили их своим богатством и количеством городов.

Как правило, судя по многих древним сказаниям, викинги и варяги нам известны как разорители земель, которые в буквальном смысле изгоняли коренных жителей. Тем не менее, сами эти войны никогда не образовывали своих поселений на захваченных землях. Во многих сказаниях, несмотря на свою кровожадность, скандинавские варяги и другие представители северных территорий все-таки были гостями на Руси, даже пускай не всегда приглашенными и желанными. Они были или купцами, или торговыми представителями, или военными наемниками и так далее.

Наемники со стороны

На Руси варяги возникли в большей степени в качестве военных наемников, так как в своих странах часто не хватало земель для обработки. Существует такая знаменитая легенда про скандинава Рюрика и его братьев. При этом она достаточно спорная, ведь по легенде именно он со своими приверженцами организовал на землях славян Русь. Но тут есть некое опровержение, так как сказку придумала сама знать того времени, что бы рассказывать своим подданным об особом происхождении.

То есть, появление викингов и варяг на Руси могло осуществиться по двум направлениям. Но вот больший вес имеет версия с наемными воинами, которых приглашали к себе в армию за вознаграждение. При этом, в качестве оплаты их труда не всегда использовалось золото и серебро.

Часто таким наемным служащим так же отделяли часть своих земель, угодий как охотничьих, так и рыболовных. Причем для варяг законы и правила Руси были так же обязательными: они в супруги могли выбирать себе славянок, могли участвовать в мероприятиях, традициях и так далее. Причем стоит отметить, что иногда варяги настолько длительно жили на Руси, что порой не помнили свое родное произношение.

Заметка: если вас интересует ваше будущее, тогда на сайте worldluxrealty.com вы найдете гороскоп на 2016 год и сможете узнать что готовит вам следующий год.


Гардарики. История древней Руси. Сражения и Битвы славянских богов

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Русь - первоначально историческое название земель восточных славян и первого государства Древней Руси. Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года , более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом русь (то есть русь как название народа). Согласно летописцу «Повести временных лет» название произошло от варягов племени русь , призванных новгородскими славянами в 862 году в качестве воинской дружины.

В историографии дискутируется вопрос о существовании на землях восточных славян более раннего государства, получившего условное название Русский каганат , однако недостаток свидетельств относит Русский каганат к области исторических гипотез.

Образование государства Русь

Наиболее ранним историческим документом, свидетельствующим о существовании Древнерусского государства , является древнефранцузская (западнокаролингская) летопись "Анналы Сен-Бертенского монастыря" (Бертинские анналы). Её автор и очевидец описываемых событий по имени Галиндо (впоследствие епископ Пруденций) сообщает о прибытии в мае 839 в столицу франкского императора Людовика Благочестивого посольства византийского императора Феофила II. В составе византийской делегации находились послы народа рос (rhos ), посланные в Константинополь правителем, обозначенным в тексте как хакан (chacanus ). Эти два термина определенно указывают на то, что речь идет о государстве, столицей которого в X веке был город Киев. Подобные обозначения народа и его правителя применительно к Киевской Руси присутствуют в арабской (ar-Rus - hakan ) и древнерусской (роусь - каганъ ) литературных традициях X - XII веков.

Наиболее ранний отечественный летописный свод, Повести временных лет (начало XII века), так излагает образование Руси. Союз северных народов, в который входили славянские племена словене и кривичи , а также финно-угорские племена чудь и весь , пригласили князей и их воинскую дружину из-за моря для того, чтобы остановить внутренние раздоры и междоусобные войны:

Именно с походом 860 года, если дословно доверять тексту летописи, её автор связывал начало Русской земли:

«В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом ».

В последующих расчетах летописца сказано, что «от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего 542 года », таким образом в летописи неверно назван год начала правления византийского императора Михаила III . Существует точка зрения, что под 6360 годом летописец имел в виду 860 год. Он указан по Александрийской эре, которую историки также называют Антиохийской (для пересчёта её в современную следует отнять 5500 лет). Однако указание индикта соответствует именно 852 году.

В те времена варяги-русь создали по меньшей мере два независимых центра. Вокруг Ладоги и Новгорода собирал земли Рюрик , в Киеве княжили Аскольд и Дир , соплеменники Рюрика. Киевская русь (варяги, правящие в землях полян) приняла христианство от константинопольского епископа.

По мере развития древнерусского государства, а именно в 882 году , его столица была перенесена в Киев князем Олегом , преемником Рюрика . Олег убил киевских князей Аскольда и Дира , объединив в единое государство новгородские и киевские земли. Позднейшими историками этот период был обозначен, как времена Древней или Киевской Руси (по местонахождению столицы).

Археологические свидетельства

Археологические исследования подтверждают факт больших социально-экономических сдвигов в землях восточных славян в середине IX века . В целом результаты археологических исследований не противоречат преданию «Повести временных лет» о призвании варягов в 862 году .

Развитие древнерусских городов

В конце 830-х Ладога сгорает и состав её населения сменяется снова. Теперь в ней четко прослеживается заметное присутствие скандинавской военной элиты (скандинавские мужские воинские захоронения, «молоточки Тора » и т. д.)

Происхождение названия «Русь»

Как следует из летописных источников, первое многонациональное государство восточных славян Русь получило своё название по варягам-руси. До призвания варягов территорию первого русского государства населяли славянские и финно-угорские племена под своими собственными названиями. Древнерусские летописцы, самый ранний из которых монах начала XII века Нестор , просто отмечают, что «с тех варяг прозвалася Русская земля ».

Не отмечено варяжских скандинавских племён или родов с наименованием русь или близким к тому, потому в настоящее время существует несколько версий появления названия Русь , ни одна из которых не является общепринятой. Все версии разбиваются на

  1. исторические, выведенные из свидетельств авторов-современников;
  2. лингвистические, выведенные из схожих по звучанию слов в скандинавском, славянском либо других языках.
  3. топонимические , выведенные на основе географических названий, как-то связанных по месту расположения с Русью;

Историческая византийская версия

Буквально германский летописец указывает на Рос как на самоназвание народа, но неизвестно, имел он эти сведения от самих росов или так ему передали через византийцев. Таким образом, неких шведов (в IX веке из шведов путешествовали только викинги) византийцы назвали народом Рос , но западные франки признали шведами, и более того, сразу насторожились, потому что уже начали опасаться набегов викингов. Произошло это ещё до образования древнерусского государства, когда варяги никак не ассоциировались со славянами. Название короля русов - каган - возможно является переводом шведского конунг в более близкое и понятное византийцам тюркское хакан , но также может свидетельствовать о существовании государственного образования на землях восточных славян до прихода Рюрика , так называемого Русского каганата .

О том, что именно византийцы прозвали варягов росами , свидетельствует Лиутпранд Кремонский , посол итальянского короля Беренгария в Византию в 949 году :

«В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду называют Ρονσιος, русиос, мы же по их месту жительства зовём „норманнами“… Королём этого народа был [тогда] Ингер [ Игорь Рюрикович ]…»

С другой стороны, сложно объяснить, как византийское название русов было заимствовано последними как самоназвание. К тому же данная версия названия русов по красноте лиц исходит не от самих византийцев, а от внешних наблюдателей.

Смешение названия русов и красного цвета на греческом языке иллюстрируется характерным примером, когда в переводе с греческого «Хронографии» Феофана современный русскоязычный переводчик пишет о походе византийцев в 774 году : «Константин двинул флот из двух тысяч судов состоящий, против Болгарии, и сам сев на русские суда, намеревался плыть к реке Дунаю ». На самом деле имелись в виду императорские суда, украшенные пурпуром. Латинский переводчик римского папы , библиотекарь Анастасий, который переводил «Хронографию» Феофана в конце IX века , именно так и перевел греческое слово ρουσια в rubea (красные).

Индо-иранская версия

Индо-иранская версия настаивает на том, что этноним «рос» имеет иное чем «рус» происхождение, являясь значительно более древним. Сторонники этого мнения, также берущего начало от М. В. Ломоносова , отмечают, что народ «рос» впервые упомянут ещё в VI веке в «Церковной Истории» Захарием Ритором , где он помещается в Северном Причерноморье. С этой точки зрения его возводят к ирано-язычным (сарматским) племенам роксаланов или росомонов, упоминаемых античными авторами. Наиболее полно обоснованной О. Н. Трубачёвым (*ruksi «светлый, святой» > *rutsi > *russi > русь).

Вариант этой теории разрабатывал Г. В. Вернадский , который помещал первоначальную территорию русов в дельте Кубани и полагал, что своё имя они усвоили от роксаланов («светлых аланов»), которые, по его мнению, были частью антов . При этом он считал русов этническими скандинавами.

В 60-е гг. XX века украинский археолог Д. Т. Березовец предложил отождествить с русами аланское население Подонья. В настоящее время эта гипотеза разрабатывается Е. С. Галкиной .

В русско-византийском договоре 912 года варяги со скандинавскими именами называют себя «от рода русского ». Однако текст договора является переводом с греческого на славянский, и не отражает исходной формы самоназвания варягов Вещего Олега . То есть в текст договора изначально было записано название русов на греческом, которое, возможно, отличалось от их самоназвания, но сохранилось в обратном переводе на славянский.

Историко-топонимическая прусская версия

В то время как «Повесть временных лет » (XII век) сообщает только, что варяги призваны из-за моря, Воскресенская летопись (середина XVI века) указывает на Пруссию , территорию между Вислой и Неманом , населённую балтскими племенами:

«А оть Пруса четвертое на десять колено Рюрикъ. И въ то время въ Новеграде некый бе старейшина именемъ Гостомыслъ, скончаваеть житие, и созва владалца сущая съ нимъ Новаграда, и рече: „советь даю вамъ, да послете въ Прускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущихъ родовъ“… И послы же Новоградские шедше во Прусскую землю, обретоша князя Рюрика».

Если скандинав Рюрик пришёл с дружиной из Пруссии, не исключено, что принёс с собой и название Руся (Русь) . Косвенно приход Рюрика из Пруссии подтверждается направлением торговых потоков пути из варяг в греки. Как предполагают археологи, первые арабские монеты появились через Русь именно в прусских землях.

В прусских землях отмечен исторический гидроним Русс как название Немана в нижнем течении. Это поздненемецкий вариант названия, имеющий и более раннее написание Руссе, то есть Руса, что идентифицируется с современным литовским названием Русне (вероятно, обобщено от рукава Русы). В том же древнепрусском регионе около совр. Велево (повят Бранево, Польша) имеется река гидроним , записанная в немецкой форме как Русса . Оба названия происходят от балтийского корня «медленно течь». Древнейшим руслом Немана была река Немонин, впадающая в Куршский залив. Между ним, Немонином и совр. Русне (Руксой) был огромный остров, который и мог иметь древнескаловское название Руся (Русь).

Главным аргументом в пользу прусской теории является необъяснимое с точки зрения прямого заимствования из скандинавского в славянские языки слово витязь (при прямом заимствовании было бы вицяг от сканд. викинг). Посредником мог быть только прусский язык, в котором знатные воины называются витингами от позднепрусского витингис с мягкой основой. Скандинавское сочетание «ки» было перенято пруссами как «ти» по законам балтийской палатализации, тогда как слог -тингь- закономерно дал русское -тязь. Надо учесть и идентичные захоронения около Киева и на Самландском полуострове, а также знак трезубца (знак Рюриковичей), обнаруживаемый на камнях Самландии в виде изображения падающего сокола (княжеский знак). При этом одна из древнейших улиц Новгорода - Прусская (не позже XII в.). Подробно прусская теория в первый раз обоснована в 2001 г. в познаньском лингвистическом сборнике в честь проф. д-ра М.Хасюка: Old Prussian share in creating the first Russian State: Break of the Millenium Comments to the Norman Theory./ In: Festschrift Dr. Michal Hasiuk. Poznan, University, 2001.

Топонимическая этимология

  • Южнорусская или среднеднепровская этимология слова Русь распространена среди русских и советских историков, привязывающих слово к ряду топонимов Среднего Днепра и исторических этнонимов.

Название Русь выводится из гидронима Рось (др.-рус. Ръсь), названия правого притока Днепра южнее Киева. Археологи не обнаружили в непосредственно районе реки Рось сколько-нибудь значительных памятников древнерусской эпохи, чтобы рассматривать название этой реки как образующий фактор для названия народа. Кроме того, лингвисты сомневаются в возможности перехода изначального названия Ръсь в Русь, а именно с у в корне известен в славянской среде этноним Русь. То есть если бы даже народ прозвали не по славянски росскими , то это слово не могло по правилам славянского словообразования перейти в русские . Жившее по реке Рось население в летописи именуется поршане .

  • Топоним Руса .

В Воскресенской летописи середины XVI века есть такая версия возникновения эпонима русь : «И пришедше словене съ Дуная и седше у езера Ладожьскаго, и оттоле прииде и седоша около озере Илменя, и прозвашася иным именемъ, и нарекошася Русь рекы ради Руссы, иже впадоша во езеро Илмень ». Упоминание о реке Русса явилось вставкой летописца, о чём свидетельствует сравнение с текстом более ранней Софийской первой летописи начала XV века . Позднее возникновение эпонима русь стали связывать не с рекой, а с названием города Руса . Впервые населённый пункт Роус (то есть Рус) упоминается в новгородской берестяной грамоте № 526, датируемой 2-й половиной XI века. Археологические раскопки позволяют отнести возникновение Старой Руссы не ранее конца X века . Лингвисты также сомневаются в возможности перенести название реки или города Руса на название племени. Жителей Руса в летописи именовали рушане .

  • Есть гипотезы, возводящие название Русь к наименованию острова Рюген на Балтике (легендарный Буян), который в IX веке населяли славяне-руяне .
  • Предпринимаются попытки связать русь с похожими по звучанию этнонимами - названиями народов, упоминавшихся древними авторами в северных районах Чёрного моря. Кандидатами были ираноязычные роксаланы и росомоны, мифический народ Рос (Hros), упомянутый Псевдо-Захарием ещё в VI веке и противостоящий амазонкам.

Производные значения

Этнонимы

Руский, руський, руськый, руський люд - этноним , обозначающий жителей Киевской Руси . В единственном числе представитель народа Русь именовался русин или "роусин", а житель Руси именовался "руський" или "роуский". Если в русско-византийском договоре 911 года (договор Вещего Олега) не вполне ясно, назывались ли русью все жители Руси, или только варяги-русь, то в русско-византийском договоре

Вопрос о происхождении термина «варанг/варяг» основательно запутан. К числу наиболее распространенных относятся два заблуждения: что этот термин возник в древней Руси и что он обозначал преимущественно скандинавов. Между тем то и другое неверно. На Руси слово «варяг» не раньше второй половины XI в., то есть позднее, чем в Византии и даже на арабском Востоке. Более того, анализ источников показывает, что первое в средневековой литературе упоминание народа «варанков» и «моря Варанк» («Варяжского моря») принадлежит арабоязычному автору — среднеазиатскому ученому аль-Бируни («Канон об астрономии и звездах», 1030 г.), который почерпнул свои сведения из Византии.

В свою очередь, скандинавские саги тождество «варягов» и викингов. Древнерусский термин «варяг» был известен в Скандинавии в форме «вэринг» (vaering). Но слово это пришло в скандинавские языки извне. И более того, вэринги в сагах в большинстве случаев отличаются от норманнов-викингов.

На Руси термин «варанг/варяг», прежде чем приобрести расширительное значение «выходец из заморья», прилагался преимущественно к жителям славянского Поморья. Так, во вводной части «Повести временных лет» варяги «приседят» к морю Варяжскому, в соседстве с ляхами, пруссами и чудью — населением южного берега Балтики. В Никоновской летописи «варяжская русь» Рюрика приходит «из немец». В договоре 1189 г. Новгорода с Готским берегом этими же «немцами» предстают варяги — жители ганзейских городов Балтийского Поморья, то есть бывших славянских земель, колонизованных в XI-XII вв. германскими феодалами. Наконец, Ипатьевская летопись (Ермолаевский список) прямо сообщает в статье под 1305 г., что «Поморие Варязское» находится за «Кгданьском» (польским Гданьском, немецким Данцигом), то есть опять же в бывшем славянском Поморье.

Арабские писатели в своих известиях о народе «варанков» практически русских летописцев. По их представлениям, народ «варанков» жил на южном побережье Балтийского моря, в его славянском регионе. Наконец, византийский хронист Никифор Вриенний во второй четверти XII в. записал, что варанги-«щитоносцы» происходили «из варварской страны вблизи Океана и отличались издревле верностью византийским императорам». Оборот «вблизи Океана» подразумевает именно южный, а не скандинавский берег Балтики.

Однако, несмотря на то, что термин «варанг/варяг» наделялся определенным этническим содержанием, славянского племени с таким названием никогда не существовало. Между тем слово «варяг» бытовало прежде всего в славянской среде Балтийского Поморья и, более того, обладало неким символическим смыслом. В одном месте у Саксона Грамматика можно прочитать о славянском князе Варизине (Warisin, то есть Варязин, Варяг), побежденном датским конунгом Омундом в Ютландии вместе с шестью другими славянскими князьями. Употребление слова «варяг» как имени собственного убедительно свидетельствует о его священном значении у славян.

Прояснить это значение помогает одна филологическая находка графа И. Потоцкого, который в 1795 г. опубликовал в Гамбурге словарь еще сохранявшегося в XVIII в. древанского наречия (древане — славянское племя, на чьей земле возник Гамбург). В нем среди уцелевших древанских слов оказалось слово «варанг» (warang) — «меч» (Гедеонов С. А. Отрывки из исследований о варяжском вопросе. 1862-64. Т. II. С. 159-160. Он же. Варяги и Русь. СПб., 1876. С. 167-169 ).

Слову «варанг» суждены были долгие приключения.

Византийцы, по-видимому, познакомились с ним достаточно рано, услыхав его из уст поморских славян, поступавших вместе с русами на византийскую службу, или от самих русов. Впрочем, в Константинополе оно не было в ходу, по крайней мере, до конца Х в. («варанги» еще отсутствуют в списке императорских наемников у Константина Багрянородного). Но звучное иностранное слово не осталось незамеченным. На рубеже X - XI вв. константинопольское простонародье сделало его нарицательным, что явствует из слов византийского писателя Иоанна Скилицы о том, что варанги «назывались так на простонародном языке». В пользу этой датировки говорит и употребление слова «варанк» в «Каноне об астрономии и звездах» аль-Бируни.

Отсюда следует, что термин «варанг» для обозначения отряда наемников возник в Византии, а не на Руси и не в Скандинавии. Из сообщений средневековых авторов известно, что славяне и русы почитали меч в качестве священного предмета; в частности, на нем приносились клятвы. Поэтому известие Потоцкого дает право считать, что под варангами греки подразумевали меченосцев, давших клятву верности на мече, иначе говоря, славянских дружинников-телохранителей (отсюда славянское слово «варить» — оберегать, защищать). Чиновники императорской канцелярии лишь узаконили это словечко из местного «арго» в качестве официального термина государственных документов — хрисовулов* , а византийские писатели XII столетия ввели его в «высокую» литературу. Между тем в греческом языке оно ничего не означает и, следовательно, является заимствованием. Буквальное его совпадение с древанским «варанг» доказывает, что на рубеже Х - XI вв. наемные славяне-венды в Византии стали называться по роду их оружия «меченосцами» — «варангами»**. Подтверждением тому служат и сведения средневековых арабских писателей, почерпнутые большей частью от византийцев, о «народе варанк» на южном берегу Балтики.

*Хрисовулы — указы византийских императоров. Варанги упоминаются в хрисовулах 60 - 80-х гг. XI в., которые освобождали дома, поместья, монастыри, по просьбе их владельцев и настоятелей, от постоя наемных отрядов. Последние перечислены в следующем порядке: хрисовул 1060 г. указывает «варангов, рос, саракинов, франков»; хрисовул 1075 г. — «рос, варангов, кульпингов [древнерусских колбягов], франков, булгар или саракинов»; хрисовул 1088 г. — «рос, варангов, кульпингов, инглингов, франков, немицев, булгар, саракин, алан, обезов, “бессмертных” (отряд византийской гвардии, чей численный состав всегда оставался неизменным — выбывшие из него воины немедленно заменялись другими. — С. Ц .) и всех остальных, греков и чужеплеменников». Примечательно, что, варанги постоянно соседствуют с росами, как выходцы из одного региона.
**Здесь уместно заметить, что характерным оружием викингов и вообще народов Северной Европы был не меч, а секира. Наемников-норманнов византийские писатели называют «секироносцами»; они же именуют кельтов с Британских островов — «секироносными бриттами».

Видимо, потребность в новом термине появилась у греков в связи с необходимостью различать старых «росов-франков» от новых — многочисленного корпуса киевских русов, направленных в 988 г. князем Владимиром на помощь императору Василию II.

В дальнейшем слово «варанг» в Византии получило значение «верный», «принесший клятву верности» — от обычая поморских славян клясться на мече. В этом значении оно и вошло в византийские хроники. Со второй половины XI в., когда приток поморских славян в Константинополь резко сократился, имя варангов было перенесено на жителей Британских островов, преимущественно кельтов-бриттов. По словам Скилицы, «варанги, по происхождению кельты, служащие по найму у греков».

В свое время В. Г. Васильевский убедительно показал, что норманнское завоевание Англии в 1066 г. должно было вызвать значительную англо-саксонскую эмиграцию. Но островные бритты испытывали еще большие притеснения, так как наряду с национальным угнетением их коснулись еще и религиозные гонения. В 1074 г. папа Григорий VII предал анафеме женатых священников. Это был выпад не столько против греческой церкви, сколько против церкви бритто-ирландской, которая жила по особому уставу, позволявшему, в частности, монахам жить с семьями и передавать кафедры по наследству от отца к сыну. Спустя еще десятилетие, в 1085 г., Григорий VII фактически ликвидировал самостоятельность бритто-ирландской церкви. Поэтому массовая эмиграция в первую очередь коснулась не англо-саксов, а бриттов и других кельтов, продолжавших придерживаться своих верований (см.: Васильевский В. Г. Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков. Труды. СПб., 1908. Т. 1 ).

Бритты, естественно, вливались в славянский корпус варангов на протяжении многих лет и далеко не сразу получили в нем численное преимущество. Важную роль в «оваряживании» бриттов сыграла их конфессиональная принадлежность. Славянские наемники, как правило, принимали в Константинополе христианство греческого образца. Русы, а потом и варанги имели в византийской столице особую церковь, которая называлась Варяжской Богородицей и была расположена при западном фасаде храма Святой Софии. Найдены свидетельства, что она принадлежала Константинопольскому патриархату.
Преследуемые Римской церковью бритты, поступая в корпус варангов, также молились в этом храме и вообще легко находили общий язык с православием, чему способствовали некоторые общие черты ирландской и греческой Церквей: допущение брака для священников, причащение мирян под двумя видами (вина и хлеба), отрицание чистилища и т. д. Конфессиональная близость бриттов православию привела к тому, что они унаследовали прозвище славян-вендов — «варанги», в значении «верные», ибо никакие другие наемники в Византии не исповедовали греческой веры.

Византийские авторы XII столетия уже позабыли об этнической принадлежности первых, настоящих варангов-меченосцев и сохранили только смутные воспоминания, что они жили в какой-то «варварской стране близ Океана» и что они чем-то родственны «росам», рядом с которыми варанги и продолжали упоминаться в исторических сочинениях и документах. Зато арабские писатели, получившие в XI в. от византийцев сведения о варангах (поморских славянах), закрепили эти знания в качестве устойчивой литературной традиции о «море варанков» и «народе варанков» — «славянах славян», живущих на южном побережье Балтики (такая обработка и передача из поколения в поколение известий, полученных однажды из первоисточника, вообще характерна для арабской географической и исторической литературы об отдаленных землях и народах).

На Руси термин «варанг» в форме «варяг» сделался известен в первой половине XI в., то есть в то время, когда он еще обозначал наемников из славянского Поморья. В пользу такой датировки говорят некоторые древнерусские тексты, как Ермолаевский список Ипатьевской летописи, в котором «Поморие Варяжское» равнозначно землям поморских славян.
Память об их присутствии поморских «варягов» сохранилась в средневековом названии нынешнего поселка Черноморское — Варанголимен (Varangolimen). В «Книге о древностях Российского государства» (конец XVII в.) также говорится о варягах, живших еще до основания Киева на берегах Теплого (Черного) моря.

Но затем в связи с исчезновением славян-вендов из византийского варяжского корпуса и начавшимся активным онемечиванием славянского Поморья прежнее его значение было забыто. Для Нестора «варяг» — это уже «наемный воин» или просто «выходец из заморья». Впрочем, и в XII в. все еще сохраняется неясное воспоминание об этническом значении термина: летопись помещает варягов, как этнос, на южное побережье Балтики, к западу от ляхов и пруссов, а новгородцы в договорной грамоте с Готским берегом именуют варягами ганзейских купцов, обитающих опять же на территории бывшего славянского Поморья.
Однако характерно, что русские люди XII столетия уже не могут четко отделить новые значения слова «варяг» от старого. Поэтому, когда Нестор попытался определить Рюрикову «русь» посредством термина «варяги», причем взятом в современном для летописца значении «житель заморья» («ибо звались те варяги «русь», яко другие зовутся «свеи», другие же «урманы», «англяне», иные «готы»), этот непредумышленный анахронизм стал причиной многовекового историографического заблуждения, породив пресловутый «варяжский вопрос», который, по удачному выражению кого-то из историков, сделался настоящим кошмаром начальной русской истории.


С начала 9 века, с конца царствования Карла Великого, по берегам Западной Европы начинают рыскать вооружённые шайки пиратов из Скандинавии. Так как эти пираты выходили преимущественно из Дании, то они стали известны на Западе под именем данов. Около этого же времени и на речных путях нашей равнины стали появляться заморские пришельцы с Балтийского моря, получившие здесь название варягов.

Варяги

В 10 и 11 веках эти варяги постоянно приходили на Русь или с торговыми целями, или по зову наших князей, набиравших из них свои военные дружины. Но присутствие варягов на Руси становится гораздо раньше 10 века. Повесть временных лет знает этих варягов по русским городам уже около половины 9 века. Киевское предание 11 столетия склонно было даже преувеличивать численность этих заморских пришельцев. По этому преданию, варяги, обычные обыватели русских торговых городов, издавна наполняли их в таком количестве, что образовали густой слой в составе их населения, закрывавший собою туземцев. Так, по словам Повести, новгородцы сначала были славянами, а потом стали варягами, как бы оваряжились вследствие усиленного наплыва пришельцев из-за моря. Особенно людно скоплялись они в Киевской земле. По летописному преданию, Киев даже был основан варягами, и их в нём было так много, что Аскольд и Дир, утвердившись здесь, могли набрать из них целое ополчение, с которым отважились напасть на Царьград.

Время появления варяг

Смутное воспоминание нашей летописи как будто отодвигает появление варягов на Руси ещё в первую половину 9 века. Встречаем иноземное известие, из которого видим, что действительно варяги, или те, кого так звали у нас в 11 веке, стали известны Восточной Европе ещё в первой половине 9 века, задолго до того времени, к которому наша Начальная летопись приурочивает появление Рюрика в Новгороде. Упомянутые послы от народа Руси, не хотевшие из Константинополя возвратиться домой прежней дорогой, отправлены были в 839 году с византийским посольством к германскому императору Людовику Благочестивому и там по расследовании дела, по удостоверении их личности, оказались свеонами, шведами, то есть варягами, к которым наша Повесть причисляет и шведов. Вслед за этим свидетельством западной хроники идут навстречу тёмному преданию нашей летописи с византийского и арабского Востока известия о том, что уже в первой половине 9 века там хорошо знали Русь по торговым делам с нею и по её нападениям на северные и южные берега Чёрного моря.

Образцовые критические исследования академика Васильевского о житиях святых Георгия Амастридского и Стефана Сурожского выяснили этот важный в нашей истории факт. В первом из этих житий, написанном до 842 года, автор рассказывает, как Русь, народ, который “все знают”, начав опустошение южного черноморского берега от Пропонтиды, напала на Амастриду. Во втором житии читаем, что по прошествии немногих лет от смерти Святого Стефана, скончавшегося в исходе 8 века, большая русская рать с сильным князем Бравлином, пленив страну от Корсуня до Керчи, после десятидневного боя взяла Сурож (Судак в Крыму).

Другие известия ставят эту Русь первой половины 9 века в прямую связь с заморскими пришельцами, которых наша летопись помнит среди своих славян во второй половине того же века. Русь Вертинской хроники, оказавшаяся шведами, посольствовала в Константинополе от имени своего царя хакана, всего вероятнее хозарского кагана, которому тогда подвластно было днепровское славянство, и не хотела возвращаться на родину ближайшей Дорогой по причине опасностей от варварских народов – намёк на кочевников днепровских степей. Араб Хордадбе даже считает “русских” купцов, которых он встречал в Багдаде, прямо славянами, приходящими из отдалённейших концов страны славян.

Наконец, патриарх Фотий называет Русью нападавших при нём на Царьград, а по нашей летописи это нападение было произведено киевскими варягами Аскольда и Дира. Как видно, в одно время с набегами данов на Западе их родичи варяги не только людно рассыпались по большим городам греко-варяжского пути Восточной Европы, но и так уже освоились с Чёрным морем и его берегами, что оно стало зваться Русским и, по свидетельству арабов, никто, кроме Руси, по нему не плавал в начале 10 века.

Происхождение варягов

Балтийские варяги, как и черноморская Русь, по многим признакам были скандинавы, а не славянские обитатели южнобалтийского побережья или нынешней южной России, как думают некоторые учёные. Наша Повесть временных лет признаёт варягов общим названием разных германских народов, обитавших в Северной Европе, преимущественно по Варяжскому (Балтийскому) морю, каковы шведы, норвежцы, готы, англы. Название это, по мнению некоторых ученых, есть славяно-русская форма скандинавского слова «vaering» или «varing», значение которого недостаточно выяснено. Византийцы 11 века знали под именем норманнов, служивших наёмными телохранителями у византийского императора.

В начале 11 века немцы, участвовавшие в походе польского короля Болеслава на князя русского Ярослава в 1018 году, приглядевшись к населению Киевской земли, рассказывали потом епископу мерзебургскому Титмару, дописывавшему тогда свою хронику, что в Киевской земле несметное множество народа, состоящего преимущественно из беглых рабов и “проворных данов”. Немцы едва ли могли смешать своих соплеменников скандинавов с балтийскими, славянами. В Швеции находят много древних надписей на могильных камнях, которые говорят о древних морских походах из Швеции на Русь.

Скандинавские саги, восходящие иногда к очень древнему времени, рассказывают о таких же походах в страну Гардарик, как называют они Русь, то есть в “царство городов”. Самое это название, так мало идущее к деревенской Руси, показывает, что варяжские пришельцы держались преимущественно в больших торговых городах Руси. Наконец, имена первых русских князей-варягов и их дружинников почти все скандинавского происхождения. Те же имена встречаем и в скандинавских сагах: Рюрик в форме «Hrorek», Трувор – «Thorvardr», Олег по древнекиевскому выговору на «о» – «Helgi», Ольга – «Helga», Игорь – «Ingvarr, Оскольд – «Hoskuldr», Дир – «Dyri» и тому подобное. Что касается до Руси, то арабские и византийские писатели 10 века отличают её как особое племя от славян, над которыми она господствовала, и Константин Багрянородный в перечне днепровских порогов отчётливо различает славянские и русские их названия как слова, принадлежащие совсем особым языкам.

Образование военно-промышленного класса в городах

Эти варяги-скандинавы и вошли в состав военно-промышленного класса, который стал складываться в 9 веке по большим торговым городам Руси под влиянием внешних опасностей. Варяги являлись к нам с иными целями и с иной физиономией, не с той, какую носили даны на Западе, там дан – пират, береговой разбойник. На Руси варяг – преимущественно вооружённый купец, идущий на Русь, чтобы пробраться далее в богатую Византию, там с выгодой послужить императору, с барышом поторговать, а иногда и пограбить богатого грека, если представится к тому случай. На такой характер наших варягов указывают следы в языке и в древнем предании.

В областном русском лексиконе варяг – разносчик, мелочной торговец, варяжить – заниматься мелочным торгом. Любопытно, что, когда неторговому вооружённому варягу нужно было скрыть свою личность, он прикидывался купцом, идущим из Руси или на Русь: это была личина, внушавшая наибольшее доверие, наиболее привычная, к которой все пригляделись. Известно, чем обманул Олег своих земляков Аскольда и Дира, чтобы выманить их из Киева. Он послал сказать им: “я купец, идем мы в Грецию от Олега и княжича Игоря: придите к нам, землякам своим”.

Превосходная скандинавская сага о Святом Олафе, полная исторических черт, рассказывает, как этот скандинавский герой, долго и усердно служивший русскому конунгу Вальдамару, то есть Святому Владимиру, возвращаясь с дружиной на кораблях домой, был занесён бурею в Померанию, во владения вдовствующей княгини Гейры Буриславны и, не желая открывать своё звание, выдал себя за купца гардского, то есть русского. Осаживаясь в больших торговых городах Руси, варяги встречали здесь класс населения, социально им родственный и нуждавшийся в них, класс вооружённых купцов, и входили в его состав, вступая в торговое товарищество с туземцами или нанимаясь за хороший корм оберегать русские торговые пути и торговых людей, то есть конвоировать русские торговые караваны.

Города и окрестное население

Как скоро из туземных и пришлых элементов образовался такой класс в больших торговых городах и они превратились в вооружённые пункты, должно было измениться и их отношение к окрестному населению. Когда стало колебаться хозарское иго, эти города у племён, плативших дань хозарам, сделались независимыми. Повесть временных лет не помнит, как поляне освободились от хозарского ига. Она рассказывает, что Аскольд и Дир, подошедши Днепром к Киеву и узнав, что городок этот платит дань хозарам, остались в нём и, набрав много варягов, начали владеть землёю полян. По-видимому, этим и обозначился конец хозарского владычества в Киеве.

Неизвестно каким образом Киев и другие города управлялись при хозарах; но можно заметить, что, взявши в свои руки защиту торгового движения, они скоро подчинили себе свои торговые округа. Это политическое подчинение торговых районов промышленным центрам, теперь вооружённым, по-видимому, началось ещё до призыва князей, то есть раньше половины 9 века. Повесть о начале Русской земли, рассказывая о первых князьях, вскрывает любопытный факт: за большим городом идёт его округ, целое племя или часть его. Олег, отправившись по смерти Рюрика из Новгорода на юг, взял Смоленск и посадил в нём своего наместника: в силу этого без дальнейшей борьбы смоленские кривичи стали признавать власть Олега.

Олег занял Киев, и киевские поляне вследствие этого также признавали его власть. Так целые округа являются в зависимости от своих главных городов, и эта зависимость, по-видимому, установилась. помимо и раньше князей. Трудно сказать, как она устанавливалась. Может быть, торговые округа добровольной подчинялись городам, как укрепленным убежищам, под давлением внешней опасности; ещё вероятнее, что при помощи вооружённого класса, скопившегося в торговых городах, последние силой завладевали своими торговыми округами; могло быть в разных местах и то и другое.

Образование городовых областей

Как бы то ни было, в неясных известиях нашей Повести обозначается первая местная политическая форма, образовавшаяся на Руси около половины 9 века это – городовая область, то есть торговый округ, управляемый укрепленным городом, который вместе с тем служил и промышленным средоточием для этого округа. Эти области и звались по именам городов. Когда образовалось княжество Киевское, вобравшее в себя племена восточных славян, эти древние городовые области – Киевская, Черниговская, Смоленская и другие, прежде независимые, вошли в его состав как его административные округа, послужили готовыми единицами областного деления, установившегося на Руси при первых киевских князьях к половине 11 века.

Древняя Повесть о начале Руси делит восточных славян на несколько племён и довольно точно указывает их размещение. Может быть, области Киевского княжества 10 – 11 веков были политически объединившиеся племена полян, северян и прочих, а не промышленные округа древних торговых городов Руси? Разбор этнографического состава древних городовых областей даёт отрицательный ответ на этот вопрос. Если бы эти области имели племенное происхождение, сложились из племенных связей, без участия экономических интересов, каждое племя образовало бы особую область или, иначе говоря, каждая область составилась бы из одного племени. Но этого не было на деле: не было ни одной области, которая бы состояла только из одного и притом цельного племени.

Большинство областей составилось из разных племён или их частей, в иных областях к одному цельному племени примкнули разорванные части других племён. Так, Новгородская область состояла из славян ильменских с ветвью кривичей, центром которой был городок Изборск. В состав Черниговской области вошла северная половина северян с частью радимичей и с целым племенем вятичей, а Переяславскую область составила южная половина северян. Киевская область состояла из всех полян, почти всех древлян и южной части дреговичей с городом Туровом на Припяти. Северная часть дреговичей с городом Минском оторвана была западной ветвью кривичей и вошла в состав Полоцкой области. Смоленская область составилась из восточной части кривичей со смежной частью радимичей. Таким образом, Древнее племенное деление не совпадало с городовым, или областным, образовавшимся к половине 11 века. Значит, не размещением племён очертились пределы городовых областей.

По племенному составу этих областей нетрудно заметить, какая сила стягивала их. Если среди племени возникало два больших города, оно разрывалось на две области (кривичи, северяне). Если среди племени не оказывалось и одного такого города, оно не образовывало и особой области, а входило в состав области чужеплеменного города. Замечаем при этом, что появление значительного торгового города среди племени зависело от географического положения последнего: такие города, становившиеся центрами областей, возникали среди населения, жившего па главным речным торговым линиям Днепра, Волхова и Западной Двины. Напротив, племена, удалённые от этих линий, не имели своих значительных торговых городов и потому не составили особых областей, но вошли в состав областей чужеплеменных торговых городов. Так, не видно больших торговых городов у древлян, дреговичей, радимичей и вятичей; не было и особых областей этих племён. Значит, силой, которая стягивала все эти области, были именно торговые города, какие возникали по главным речным путям русской торговли и каких не было среди племён, от них удалённых.

Если мы представим себе восточных славян, как они устроились во второй половине 9 века, и сопоставим это устройство с древним племенным делением их, то найдём на всём пространстве от Ладоги до Киева восемь славянских племён. Четыре из них (дреговичи, радимичи, вятичи и древляне) постепенно, частью уже при первых киевских князьях, а частью ещё до них, вошли в состав чужеплеменных областей, а четыре других племени (славяне ильменские, кривичи, северяне и поляне) образовали шесть самостоятельных городовых областей, из коих ни одна, кроме Переяславской, не имела цельного, одноплеменного состава. Каждая вобрала в себя сверх одного господствующего племени или господствующей части одного племени ещё подчинённые части других племён, не имевших своих больших городов. Это были области Новгородская, Полоцкая, Смоленская, Черниговская, Переяславская и Киевская.

Итак, большие вооружённые города, ставшие правителями областей, возникли именно среди тех племён, которые принимали наиболее деятельное участие во внешней торговле. Города эти подчинили себе соплеменные им окрестные населения, для которых они прежде служили торговыми средоточиями, и образовали из них политические союзы, области, в состав которых втянули, частью ещё до появления князей киевских, а частью при них, и соседние поселения чужих безгородных племён.

Варяжские княжества

Образование этой первой политической формы на Руси сопровождалось в иных местах появлением другой, вторичной и тоже местной формы, варяжского княжества. В тех промышленных пунктах, куда с особенной силой приливали вооружённые пришельцы из-за моря, они легко покидали значение торговых товарищей или наемных охранителей торговых путей и превращались во властителей. Во главе этих заморских пришельцев, составлявших военно-промышленные компании, становились вожди, получавшие при таком перевороте значение военных начальников охраняемых ими городов. Такие вожди в скандинавских сагах называются конингами или викингами. Оба этих термина перешли и в наш язык, получив славяно-русские формы князя и витязя. Эти слова есть и у других славян, которые заимствовали их у германских племён Средней Европы. В наш язык они перешли от более близких к нам в древности скандинавов, северных германцев. Превращение варягов из союзников во властителей при благоприятных обстоятельствах совершалось довольно просто.

Известен рассказ Начальной летописи о том, как Владимир, одолев киевского брата своего Ярополка в 980 году, утвердился в Киеве с помощью призванных из-за моря варягов. Заморские его соратники, почувствовав свою силу в занятом ими городе, сказали своему наёмщику: “Князь, ведь город-то наш, мы его взяли; так мы хотим брать с горожан окуп – контрибуцию – по две гривны с человека”. Владимир только хитростью сбыл с рук этих назойливых наёмников, выпроводив их в Царьград. Так иные вооружённые города со своими областями при известных обстоятельствах попадали в руки заморских пришельцев и превращались во владения варяжских конингов. Таких варяжских княжеств мы встречаем на Руси несколько в 9 и 10 веках. Так являются во второй половине 9 века на севере княжества Рюрика в Новгороде, Синеусово на Белом озере, Труворочо в Изборске, Аскольдово в Киеве.

В 10 веке становятся известны два других княжества такого же происхождения, Рогволодово в Полоцке и Турово в Турове на Припяти. Наша древняя летопись не помнит времени возникновения двух последних княжеств, самое существование их отмечено в ней лишь мимоходом, кстати. Отсюда можно заключить, что такие княжества появлялись и в других местах Руси, но исчезали бесследно. Подобное явление совершалось в то время и среди славян южнобалтийского побережья, куда также проникали варяги из Скандинавии. Стороннему наблюдателю такие варяжские княжества представлялись делом настоящего завоевания, хотя основатели их варяги являлись обыкновенно без завоевательной цели, искали добычи, а не мест для поселения.

Под «варяжским вопросом» принято понимать совокупность проблем:

  • этническая принадлежность варягов в целом и народа русь как одного из варяжских племён;
  • роль варягов в развитии восточнославянской государственности;
  • значение варягов для формирования древнерусского этноса;
  • этимология этнонима «русь».

Попытки решения сугубо исторической проблемы часто политизировались и объединялись с национальным вопросом. В XVIII- первой половине XX вв. норманнская теория («норманизм ») обвинялась в воспевании превосходства германской расы; в настоящее время эта связь отвергнута как ненаучная. В советское время историки были вынуждены руководствоваться партийными установками, в результате чего летописные и прочие данные отвергались как выдумки, если предполагали скандинавов среди основателей Русского государства.

Этимология

Ретроспективно русские летописцы конца XI века относили варягов к середине IX века («призвание варягов »). В исландских сагах варяги (væringjar ) появляются при описании службы скандинавских воинов в Византии в начале XI века . Византийский хронист 2-й половины XI века Скилица впервые сообщает о варягах (варангах) при описании событий 1034 года , когда варяжский отряд находился в Малой Азии. Понятие варяги также зафиксировано в сочинении учёного из древнего Хорезма Аль-Бируни ( г.): «От [океана] отделяется большой залив на севере у саклабов [славян] и простирается близко к земле булгар, страны мусульман; они знают его как море варанков, а это народ на его берегу. » Также одно из первых синхронных упоминаний варягов относится ко времени правления князя Ярослава Мудрого (1019-1054) в «Русской Правде» , где выделялся их правовой статус на Руси.

  • Известный специалист по Византии В. Г. Васильевский полагал, что греческое название «варанги» (Βάραγγοι ) и русское «варяги» образовались независимо друг от друга. Первое он полагал произошедшим от греческих слов «фаранги» (ϕάραγγοι ), то есть франки или «маранги» Μαράγγο , то есть «пришелец с моря» , а второе - пришедшим из языка крымских готов и, через норманнов, заимствованным русскими наёмниками на службе Византии . Впоследствии, в результате ошибки летописца, два этих термина слились в один .
  • Переводчик саг с древнеисландского О. И. Сенковский высказал следующие версии происхождения слова «варяги». По его мнению «варяги» означали искажённое в славянском самоназвании дружины викингов - félag . Возникшая позднее в Византии лексема «веринги» (væringjar) могла быть заимствованием от русов, то есть искажённые «варяги».
  • Татищев также предполагал, ссылаясь на Страленберга, происхождение от varg - «волк», «разбойник»
  • Другая распространённая версия - «варяги» произошло от др.-герм. wara (присяга, клятва), то есть варягами были воины, давшие клятву. Макс Фасмер , придерживаясь в целом этой этимологии, производит слово от предполагаемого скандинавского *váringr, vœringr, от vár «верность, порука, обет», то есть «союзники, члены корпорации»
  • По мнению А. Г. Кузьмина слово происходит от кельтского var (вода), то есть под варягами понимали жителей (по версии Кузьмина: ославяненных кельтов) побережья вообще (аналог этимологии в русском: поморы). По его же мнению слово «варяги» восходит к этнониму «варины» или «варны», через промежуточный этноним «варанги», от которого выводит др.-русск. «варяги» и «Варяжское море», и возможно «вагры» и «варны» (в германской передаче имена некоторых племён балтийских славян).
  • Историк XIX века С. А. Гедеонов нашёл ещё одно близкое значение в балтийско-славянском словаре древанского наречия, опубликованном И. Потоцким в 1795 г. в Гамбурге: warang «меч».
  • Герберштейн , будучи советником посла в Московском государстве в 1-й половине XVI века , одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов:

…поскольку сами они называют Варяжским морем Балтийское… то я думал было, что вследствие близости князьями у них были шведы, датчане или пруссы. Однако с Любеком и Голштинским герцогством граничила когда-то область вандалов со знаменитым городом Вагрия, так что, как полагают, Балтийское море и получило название от этой Вагрии ; так как … вандалы тогда не только отличались могуществом, но и имели общие с русскими язык, обычаи и веру, то, по моему мнению, русским естественно было призвать себе государями вагров, иначе говоря, варягов, а не уступать власть чужеземцам, отличавшимся от них и верой, и обычаями, и языком.

Варяги на Руси

Варяги-русь

В наиболее ранней из дошедших до нас древнерусских летописей, «Повести временных лет» (ПВЛ), варяги неразрывно связаны с образованием государства Русь , названном так по имени варяжского племени русь . Рюрик во главе руси пришёл в новгородские земли по призыву союза славяно-финских племён, чтобы положить конец внутренним раздорам и междоусобицам. Летописный свод начал создаваться во 2-й половине XI века , но уже тогда наблюдается противоречивость сведений о варягах.

Когда, согласно летописной версии, союз славянских и финно-угорских племён решил пригласить себе князя, его стали искать у варягов: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие [народы] называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, - вот так и эти. […] И от тех варягов прозвалась Русская земля. »

На русской службе

Последнее упоминание о варягах-наёмниках в составе русского войска помещено под 1036 г., когда они участвовали в сражении под стенами Киева с печенегами.

Варяги и немцы

Варяги в Византии

В византийских источниках варяги под собственным именем появляются в XI веке , иногда совместно с русами. Начиная с IX века в греческих хрониках упоминаются фарганы (φαργανοι), как стражники императора: в «Псамафийской хронике», документе 1-й половины X века , и в «О церемониях» Константина Багрянородного

Наёмники

Впервые варяги на византийской службе отмечены в хронике Скилицы в 1034 году в Малой Азии (фема Фракезон), где они размещались на зимних квартирах. Когда один из варягов попытался силой овладеть местной женщиной, та в ответ заколола насильника его собственным мечом. Восхищённые варяги отдали женщине имущество убитого, а его тело выбросили, отказав в погребении.

Об этническом понимании византийцами слова «варяги» свидетельствуют жалованные грамоты (хрисовулы) из архива Лавры св. Афанасия на Афоне. Грамоты императоров освобождают Лавру от воинского постоя, в них перечисляются контингенты наёмников на византийской службе. В хрисовуле № 33 от 1060 года (от императора Константина X Дуки) указаны варяги, русы, сарацины , франки . В хрисовуле № 44 от 1082 года (от императора Алексея I Комнина) список меняется - русы, варяги, кулпинги , инглины, немцы. В хрисовуле № 48 от 1086 года (от императора Алексея I Комнина) список значительно расширяется - русы, варяги, кулпинги , инглины, франки , немцы, болгары и сарацины . В старых изданиях хрисовулов соседние этнонимы «русы» и «варяги» не были разделены запятой (погрешность копирования документов), в результате чего термин ошибочно переводился как «русские варяги». Ошибка устранена после появления фотокопий оригинальных документов.

Гвардия императоров

В византийских источниках XII-XIII века наёмный корпус варягов часто именуется секироносной гвардией императоров (Τάγμα των Βαραγγίων). К этому времени сменился его этнический состав. Благодаря хрисовулам стало возможным установить, что приток в Византию англичан (инглинов) начался видимо после 1066 года , то есть после завоевания Англии нормандским герцогом Вильгельмом. Вскоре выходцы из Англии стали преобладать в варяжском корпусе.

Чужеземцы и раньше использовались в качестве дворцовой стражи, но только варяги приобрели статус постоянной личной гвардии византийских императоров. Начальник варяжской гвардии именовался аколуфом , что означает «сопровождающий». В сочинении XIV века Псевдо-Кодина даётся определение: «Аколуф является ответственным за варангов; сопровождает василевса во главе их, поэтому и зовётся аколуфом ».

В саге о Хаконе Широкоплечем из цикла «Круг Земной» повествуется о битве в 1122 году византийского императора Иоанна II с печенегами в Болгарии. Тогда «цвет войска», отборный отряд верингов в 450 человек под началом Торира Хельсинга первым ворвался в лагерь кочевников, окружённый повозками с бойницами, что позволило византийцам одержать победу.

После падения Константинополя известия о варягах-воинах в Византии отсутствуют, однако этноним «варяг» постепенно превращается в патроним, составную часть личного имени. В документах XIII-XIV вв. отмечены греки видимо скандинавского происхождения с именами Варанг, Варангопул, Варяг, Варанкат, из которых один был владельцем бань, другой врачом, третий церковным адвокатом (экдиком). Таким образом, воинское ремесло не стало наследственным делом у потомков варягов, осевших на греческой земле.

Варяги в Скандинавии

Слово Værings встречается на рунических камнях XI века Ög 111 и Ög 68 . На севере Норвегии недалеко от российского Мурманска есть полуостров Варангер и одноимённый залив . Впервые варяги как væringjar (веринги) появляются в скандинавских сагах, записанных в XII веке . Верингами называли наёмников в Византии.

«отправился на восток, в Гардарики [Русь], и пробыл там зиму. Оттуда он поехал в Миклагард [Константинополь] и вступил там в варяжскую дружину. Последнее, что о нём слышали, было, что он там женился, был предводителем варяжской дружины и оставался там до самой смерти».

В «Саге об Олаве Святом» и «Житии Олава Святого» варяги предстают в несколько ином качестве: вэрингом назван раб-кузнец в Новгороде норвежского происхождения .

В «Саге об Эгиле Скалагримссоне» Эгиль в одной из вис называет себя и своих людей «вэрингами» (væringja) .

Варяги в топонимии Европы

Россия/Украина

  • Varangolimen - залив в западной части Крыма. Впервые появляется на морской карте Пьетро Висконте 1311 г.
Украина
  • «Варяжский остров» - один из островов при впадении р. Трубеж в Днепр в 1223 г.;
  • Varandigo - топоним встречается только на карте Конте Оттомани Фердуччи 1497 г.
Франция
  • Сент-Пьер де Варенжвилль (Saint Pierre de Warengiville) около Дьепа, Нормандия. Первое упоминание - 1154-164 как Warengiervilla.
  • Варенжвиль-сюр-Мер (Varengeville sur mer) около Дьепа, Нормандия. Первое упоминание - 1035 г. как Waringivilla.
  • Варинжеваль (Waringueval), современная д. Зотё около Дьепа. Первое упоминание - 1173 г. .
  • Варенгзель (Waringzelle) севернее Булони на мысе Гри-Не, Нормандия. Первое упоминание - Waringueselle, 1583 г.
  • Варенктен (Warinchtun) севернее Булони на мысе Гри-Не, Нормандия.
Голландия
  • Виринген (Wieringen) - коммуна и одноименый остров в Нидерландах в группе Западно-Фризских островов. Первое достоверное упоминание - 1184 г.
Англия
  • Уоррингтон (Warrington) в устье Мерси, Ланкашир. Самое раннее упоминание - под 1086 г. в "Книге Страшного суда": Walentune.
  • Уоллингфорд (Wallingford), графство Оксфорд. Один из бургов короля Альфреда Великого, построенный против норманнов. Первое упоминание - 1086 г. в "Книге Страшного суда": Warengeford.
Швеция
  • Вэрингсё (Väringsö), остров в Швеции на главном фарватере в Стокгольм (Рослаген). Первое упоминание - 1561 г.

См. также

  • Варяжская улица в Старой Ладоге

Примечания

  1. , с. 225.
  2. , с. 226.
  3. , с. 227.
  4. Повесть временных лет
  5. Н. М. Карамзин. «История государства Российского» Глава IV РЮРИК, СИНЕУС И ТРУВОР. Г. 862-879
  6. История русского языка Лекция А. А. Зализняка
  7. В. Н. Татищев , И. Н. Болтин
  8. Летописания с XVI века, начиная со «Сказания о князьях Владимирских »
  9. А. Г. Кузьмин , В. В. Фомин
  10. Анохин Г. И."Новая гипотеза происхождения государства на Руси" ; А. Васильев: Издание ИРИ РАН «С. А. Гедеонов Варяги и Русь». М.2004.с.-476 и 623/ Л. С. Клейн «Спор о варягах» С-пб.2009.С.-367/ Сборник ИРИ РАН «Изгнание Норманов из Русской Истории» М.2010.С.-300; Г. И. Анохин: Сборник Русского Исторического Общества «Антинорманизм». М.2003.С.-17 и 150/ Издание ИРИ РАН «С. А. Гедеонов Варяги и Русь». М.2004.с.-626/ И. Е. Забелен «История русской жизни» Минск.2008.С.-680/ Л. С. Клейн «Спор о варягах» С-пб.2009.С.-365/ Сборник ИРИ РАН «Изгнание Норманов из Русской Истории» М.2010.С.-320.
  11. Термин «руський промысел» (добыча соли) относится к тексту великокняжеской грамоты: «Город соли - Старая Русса в конце16 - середине 18 вв.» Г. С. Рабинович, Л.1973 - с.23.
  12. И. Эверс . Предварительные критические исследования для российской истории. . - Перевод с немецкого. - Москва: Московское общество любителей истории и древностей Российских, 1825. - Т. 1. - С. 213. - 366 с.
  13. Голубовский П. В. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар (История южно-русских степей IX-XIII вв.) . - К. : Университ. тип. И. И. Завадского, 1884. - С. 51.
  14. П. В. Голубовский . Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. История южно-русских степей IX-XIII вв. . - Киев: Унивирситетская типография (И. И. Завадского), 1881. - С. 110. - 91 с.
  15. Степенная книга. I. 50: «Киевстии князи Осколд и Дир … пленяху римлянскую страну, с ними бяху роди нарицаемии руси, иже и кумани, живяху во Евксинопонте (на берегу Чёрного моря), и с теми русь царь Василий I Македонянин сотвори мирное устроение…». Никоновская летопись считает Аскольда и Дира князьями именно этих «роди нарицаемии руси, иже и кумани, живяху во Евксинопонте…» (I. С. 21). То же приведено в русско-славянской редакции перевода Паралипоменона Зонары (ЧОИДР. 1847. № I. С. 99-103). Сербская редакция того же памятника, не упоминая об Аскольде и Дире, пишет: «руси, кумане сущи, живяху во Евксине и начете пленовати страну рымскую…» (Starine. Knj. XIV. S. 138-139).
  16. Фомин В. А. Варяго-русский вопрос в историографии.
  17. См. История норманизма в советское время
  18. В. О. Ключевский. Курс русской истории. Лекция IX.
  19. Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. «Легенда о призвании варягов» в сравнительно-историческом аспекте // XI Всесоюзная конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии / редкол.: Ю. В. Андреев и др. - М., 1989. - Вып. 1. - С. 108-110.
  20. Петрухин В. Я. Глава 4. К начальной истории Русского государства // Начало этнокультурной истории Руси IX-XI вв.. М. , 1995.
  21. Петрухин В. Я.Легенда о призвании варягов и балтийский регион // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2008. № 2 (32). С. 41-46.
  22. Мельникова Е. А. Ряд в Сказании о призвании варягов и его европейские и скандинавские параллели // Мельникова Е. А. Древняя Русь и Скандинавия: Избранные труды / под ред. Г. В. Глазыриной и Т. Н. Джаксон. - М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011. - С. 249-256.
  23. Петрухин В. Я. Русь в IX-X веках. От призвания варягов до выбора веры / Издание 2-е, испр. и доп. - М.: ФОРУМ: Неолит, 2014.
  24. Мельникова Е. А. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской историографической традиции // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г / Отв. ред. Т. М. Калинина. - М. : Вост. лит., 2000. - 494 с. - 1000 экз. - ISBN 5-02-018133-1 . .
  25. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). Курс лекций Данилевский И. Н.
  26. К. Тиандер. Датско-русские исследования. Петроград. 1915
  27. Сообщение Скилицы повторяется византийским автором XII века Кедриным .
  28. Аль-Бируни, «Обучении началам астрономической науки». Идентификация варанков с варягами общепризнана, например А. Л. Никитин, «Основания русской истории. Мифологемы и факты»; А. Г. Кузьмин, «Об этнической природе варягов» и др.
  29. Васильевский В. Г., Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков. // Васильевский В. Г., Труды, т. I, С-Пб., 1908
  30. В. В. Фомин . Глава 1 Антинорманизм XIX века // Варяги и варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу . - Москва: Панорама, 2005. - 123 с. - ISBN 5-93165-132-2 .
  31. Васильевский В. Г., Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков. // Васильевский В. Г., Труды, т. I, С-Пб., 1908
  32. Примечания к Эймундовой Саге : Сенковский О. И., Собр. соч. СПб., 1858, т. 5
  33. Книга историка Василия Татищева Российская история. Варяги какой народ и где был
  34. Этимологический словарь Фасмера
  35. А. Г. Кузьмин развивает гипотезу о кельтских корнях племени русь :
  36. Повесть временных лет в переводе Д. С. Лихачёва
  37. в Новгородской I летописи эта вставка отсутствует , там буквально: И реша к себе: «князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядилъ ны по праву». Идоша за море к Варягомъ и ркоша: «земля наша велика и обилна, а наряда у нас нету; да поидете к намъ княжить и владеть нами ». см. Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. М.,изд-во АН СССР, 1950, с.106
  38. Джаксон Т. Н., Четыре норвежских конунга на Руси: из истории русско-норвежских политических отношений последней трети X - первой половины XI в. - М.: Языки русской культуры, 2002
  39. Повесть временных лет . В год 6488 (980).
  40. См. подробнее в статье Владимир I Святославич
  41. Сага «Прядь об Эймунде» (или Эймундова сага) сохранилась в составе «Саги об Олаве Святом» в единственной рукописи «Книге с Плоского острова», 1387-1394 гг.
  42. Сага «Прядь об Эймунде» : в пер. Е. А. Рыдзевской
  43. Мирный договор князя Ярослава Владимировича с немецкими послами ок. 1190 г. Обнаружен в архиве Риги.
  44. также и «Тверская летопись». ПСРЛ.т.15 М.2000.с.-291.
  45. Лаптев А. Ю., Яшкичев В. И. Старая Русса апостола Андрея. - М.:Агар,2007. - С.32 - 36.
  46. «Софийская Вторая летопись» М.2001.с.-206; и «Новгородская Четвёртая летопись по списку Дубровского» М.2000.с.-512. и за море К Варягом к Роусе от 862
  47. Типографская, Воскресенская летописи
  48. Второе послание шведскому королю Иоганну III. Послания Ивана Грозного. М.-Л., 1951, с. 157-158
  49. ДЖИЛЬС ФЛЕТЧЕР. О ГОСУДАРСТВЕ РУССКОМ
  50. Соловьёв, С. М. История России с древнейших времён / С. М. Соловьёв. - 2-е изд. - СПб. : Товарищ. «Общественная польза», 1851-1879. - Т. 1,Глава 3.
  51. В. Фомин. Варяги в переписке Ивана Грозного со шведским королём Юханом III.
  52. Из хроники: «В это время один из тех, кого называют фарганами, поравнявшись с оленем, обнажил меч». Событие относится к 886 году .
  53. Constantini Porphyrogeneti imperatoris de Ceremoniis aulae byzantinae libri II, graece et latine, e recensione Jo. Jac. Reiskii, cum ejusdem commentariis integris… Accedit Hieroclis Synecdemus cum Bandurii et Wesselingii commentariis. Recognovit Immanuel Bekkerus. Impensis E. Weberi, 1840 с.576
  54. Цитата по книге Ю. Венелина «Скандинавомания и ея поклонники, или столѣтния изыскания о Варягах: Историко-критическое разсуждение Юрия Венелина» Москва 1842 г: «В числе посланных войск в Лонгобардию во время императора Романа Лакапина, 8-го индикта, из наемников были: из большой этерии 31, из средней 46, из Фарганов 45.»
  55. «В это время случилось и другое событие, достойное памяти. Один из Варангов, рассеянных в теме Фракисийской для зимовки, встретив в пустынном месте туземную женщину, сделал покушение на её целомудрие. He успев склонить её убеждением, он прибег к насилию; но женщина, выхватив (из ножен) меч этого человека, поразила варвара в сердце и убила его на месте. Когда её поступок сделался известным в окружности, Варанги, собравшись вместе, воздали честь этой женщине, отдав ей и все имущество насильника, а его бросили без погребения, согласно с законом о самоубийцах»