Погиб поэт невольник чести читает. Михаил Лермонтов — Смерть поэта: Стих

Великий русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер.

Цитата: 120 - 136 из 210

Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!


Но кто же в своей жизни не делал глупостей!


Ну что ж? где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко. (*Герой нашего времени*)


О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!.. («Журнал Печорина», «Княжна Мери») («Герой нашего времени», 1838-1839)


О! история у нас вещь ужасная; благородно или низко вы поступили, правы или нет, могли избежать или не могли, но ваше имя замешано в историю... все равно, вы теряете все: расположение общества, карьеру, уважение друзей... попасться в историю! ужаснее этого ничего не может быть, как бы эта история ни кончилась! Частная известность уж есть острый нож для общества, вы заставили об себе говорить два дня. Страдайте ж двадцать лет за это. (*Княгиня Лиговская*, 1836)


Об чем женщины не плачут: слезы их оружие нападательное и оборонительное. Досада, радость, бессильная ненависть, бессильная любовь имеют у них одно выражение. (*Княгиня Лиговская*, 1836)


Обида - такая пилюля, которую не всякий с покойным лицом проглотить может; некоторые глотают, разжевав наперед, тут пилюля еще горче.


Один раб человека, другой раб судьбы. Первый может ожидать хорошего господина или имеет выбор - второй никогда. Им играет слепой случай, и страсти его и бесчувственность других - все соединено к его гибели. (Владимир Арбенин) (*Странный человек*, 1831)


Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно! (*Герой нашего времени*, 1838-1839)


Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно! («Герой нашего времени», 1838-1839)


Он знал, что заставить говорить об себе легко, но знал также, что свет два раза сряду не занимается одним и тем же лицом: ему нужны новые кумиры, новые моды, новые романы... ветераны светской славы, как и все другие ветераны, самые жалкие созданья. (*Княгиня Лиговская*, 1836)


Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. («Герой нашего времени»)


Он сеял зло без наслажденья.
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья -
И зло наскучило ему.


Она была в тех летах, когда еще волочиться за нею было не совестно, а влюбиться в нее стало трудно; в тех летах, когда какой-нибудь ветреный или беспечный франт не почитает уже за грех уверять шутя в глубокой страсти, чтобы после так, для смеху, скомпрометировать девушку в глазах подруг ее, думая этим придать себе более весу... уверить всех, что она от него без памяти и стараться показать, что он ее жалеет, что он не знает, как от нее отделаться... бедная, предчувствуя, что это ее последний обожатель, без любви, из одного самолюбия старается удержать шалуна как можно дольше у ног своих... напрасно: она более и более запутывается, - и наконец... увы... за этим периодом остаются только мечты о муже, каком-нибудь муже... одни мечты. (о Лизавете Николаевне, *отцветающей женщине* 25 лет) (*Княгиня Лиговская*, 1836)


Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,-
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку -
Безумец! - лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала - я тебя не знал!

СУД БОЖИЙ (Страшный суд). Незадолго до Своей смерти, находясь с учениками в Иерусалиме, Иисус открыл им дальнейшие судьбы земного мира: кончину мира и второе пришествие Сына Человеческого .

«Видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Мф 24:2).

Иисус поведал ученикам, что, когда Он вторично придет на землю, жизнь рода человеческого пресечется. Тогда Он воскресит мертвых; души умерших вновь соединятся с телами. Господь будет судить всех людей по их делам и поступкам. Одни, которые творили добро и жили для вечной жизни, будут удостоены Царства Небесного, другие будут осуждены и пойдут в вечный огонь, уготованный дьяволу и его слугам, где их ждут страшные мучения.

Ученики спрашивали Иисуса, когда это случится и по каким признакам можно будет узнать о приближении конца мира. Христос сказал им, что перед этим настанут очень тяжелые времена, каких еще не было от начала мира. Людей постигнут страшные бедствия: голод, мор, землетрясения, войны. Всякого рода беззакония умножатся, а вера людей ослабнет и не станет взаимной любви друг к другу.

Тогда придет множество ложных пророков и учителей, которые будут привлекать людей своими губительными учениями и отвлекать их от истинной веры. «И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф 24:10–13). Но раньше этого Евангелие будет проповедано по всей земле.

Перед самой же кончиной мира будут великие и ужасные знамения в небе, море зашумит и возмутится, уныние и беспокойство овладеют людьми, и они будут погибать от страха. «И увидите мерзость запустения... и тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне и не будет» (Мф 24:15, 21) . После этой скорби солнце померкнет, и луна не даст света, а звезды попадают с небес, и твердь небесная поколеблется.

Тогда явится на небе крест - знамение Иисуса Христа, и восплачут все народы земные от страха перед Судом Божиим, а самого Христа увидят на небе идущим по облакам с великой силой и славою. Пришествие Сына Божьего будет подобно молнии, которая в один миг блистает от востока до запада и повсюду бывает видна.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира... Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его... И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф 24:31–34,41, 46).

О дне и часе Своего пришествия Иисус не сказал ученикам, потому что о них знает только Бог Отец. Поэтому каждый христианин всегда должен быть готов ко второму пришествию Господа на землю, к часу, когда придется ответить за земные дела и помышления.

Тема «Страшного суда» получила развитие в Притче о пшенице и плевелах:

«Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел. Пришедши же, рабы домовладыки, сказали ему: господин! Не доброе ли семя сеял ты? откуда же плевелы? Он же сказал: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выдергаем их? Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф 13:24–30).

Толкование: «Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий. Поле есть мир; доброе семя - это сыны Царствия Божиего, а плевелы - сыны лукавого. Враг, посеявший их, есть дьявол; жатва есть кончина века, а жнецы суть ангелы. Пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов. Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф 13:37–43).

Фраз.: «враг человеческий» - дьявол; «второе пришествие» (иногда употребляется в ироническом смысле, напр.: «второе, третье, четвертое и т. д пришествие политика»); «ждать до второго пришествия» (т. е. неопределенно долго: выражает недовольство бесконечными оттяжками или сомнение в возможности осуществить что-либо, в наступлении какого-либо события); «камня на камне не останется»; «Конец света!» (восклицание, употребляемое для выражения крайней степени удивления); «мерзость запустения»; «одному Богу известно»; «отделить агнцев от козлищ» (отделить праведников от грешников); «отделить зерна от плевел».

Лит.: Уорик Дипинг, «День Страшного Суда». Гонсалвиш Намора, роман «Хлеб и плевелы». Д’Обинье, трагическая поэма «Страшный суд». Роберт Саути, поэма «Видение суда». М. Уиглсуорт, поэма «День Страшного суда». Джеймс Томас Фаррелл, роман «Судный день».

Лев Мей, поэма «Слепорожденный»

Зане созрело смерти семя

И настает, и близко время,

Когда воскреснет бренный прах,

Когда все сущее в гробах,

Глас Сына Божия из тлена

Услышав, снова оживут

Иль в жизнь нетленную, иль в суд...

Тогда восплачут все колена,

Женой рожденные; тогда

Померкнет солнце; мглой одета,

Луна не даст ночного света

И за звездой спадет звезда,

И силы неба содрогнутся,

И с трубным звуком понесутся

По небу ангелы - сзывать

Всех, Сыном Божиим избранных...

М. Ю. Лермонтов, «Смерть поэта»

Но есть и Божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный судия: Он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли и дела Он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Цит.: . «Конец света наступает в душах человечества, а мир вечен».

Изобр.: Андрей Рублев и Даниил Черный, «Шествие праведных в рай», 1408; Иероним Босх, «Страшный суд», кон. XV в; Ханс Мемлинг, «Страшный суд», 1466 - 1473; А. Дюрер, «Страшный суд», 1512; Ян ван Эйк, «Страшный суд»; Рубенс, «Страшный суд», 1615.

Правая.ру

Но есть и Божий Суд!

Вступив в масонство, Пушкин вынужден был подписать клятву, содержащую верность данному ордену: «…страшись думать, что сия клятва менее священна даваемых тобою в гражданском обществе. Ты был свободен, когда оную произносил, но уже не свободен нарушить клятву, тебя связывающую». Это как раз и предопределило трагическую дуэль поэта с Дантесом.

К 208-летию со дня рождения А.С. Пушкина прошло несколько передач, фильмов, чтение основных текстов поэта в исполнении М. Казакова, С. Шакурова в течение трёх дней. Канал «Звезда» показал документальный фильм о зарубежных предках Пушкина, а также вышедший на экраны в 1986 году фильм Леонида Менакера «Последняя дорога», где играли И. Смоктуновский, А. Мягков, А. Калягин, А. Филозов, А. Каменкова, С. Жигунов, М. Глузский. Но, к сожалению, не был показан недавний фильм Н. Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль» , где во многом приоткрывается тайна жизни Пушкина в верном, имперском ключе, хотя есть и некоторые ошибки и неточности (в частности, опорочено имя С.С. Уварова, к мировому закулисью не относящегося и, более того, боровшегося с ним, а лишь за три года перед дуэлью поссорившемуся с Пушкиным). Вот, пожалуй, и всё! Ни первый, ни второй, ни третий, ни чётвёртые каналы не сподобились помянуть великого русского поэта, гордость России, кроме куцых дежурных фраз в теленовостях!

Мне же хотелось коснуться разбора документального фильма «Котильонский принц», посвящённый Дантесу и обстоятельствам его дуэли с Пушкиным, фильма о Наталии Гончаровой и художественный фильма Менакера «Последняя дорога» как примеров негативного отношения к А.С. Пушкину и России. Ведь в фильме «Последняя дорога», собственно говоря, почти отсутствует сам поэт и главный герой фильма, а виден только сюртук камер-юнкера. Эпиграфом к данной статье взято стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта», как кажется точно показывающее нынешнюю ситуацию вокруг честного и благородного имени «Пушкин» и позицию теленачальников к нашему великому поэту. Прошло уже 170 лет, но ничего не изменилось, а стало только хуже! Тем более, что в феврале этого года средь бела дня украли цепь вокруг памятника поэта! И никто (в том числе и милиция) не обратили на это внимания! Надо разобраться, что же с нами сегодня происходит.

Прежде чем обсудить эти фильмы, необходимо кратко рассказать предысторию дуэли Пушкина и Дантеса, показать международное закульсье, собравшихся вокруг великого русского поэта, отомстивших великому русскому гению за его отход от масонства, а также его честному и благородному служению трону и России.

Прошедшие на телевидении передачи и фильмы в полной мере показали, что до сих пор многочисленные пушкинисты не уделили главного своего внимания на истинные причины дуэли и смерти поэта, хотя в фильме «Последняя дорога» подробно смаковали саму дуэль и действующих лиц. Всё это во многом обедняет наше впечатление об А.С. Пушкине как о патриоте и великом государственном деятеле России. Передачи, посвящённые А.С. Пушкину, не показали истинной причины дуэли с Дантесом (во многом связанную с масонством), что также обедняет наше представление о поэте.

И историю духовного развития Пушкина авторы документального фильма «Котильонский принц» также не показали. Однако эту тему нельзя пройти мимоходом. Наоборот, как справедливо считает специалист по масонству русского зарубежья Б. Башилов, история духовного развития Пушкина ставит очень важный для всех нас вопрос – были ли возможности духовного выздоровления образованного русского общества после восстания декабристов или же правы те, кто говорили о том, что победа Николая I над масонскими заговорщиками уже ничего не могла изменить в судьбе России? Была ли Россия уже к этому времени настолько больной духовно, политически и социально, что сам вопрос становился довольно банальным, и время, как политической, так и социальной революции был только вопросом времени?

Ответ на вопрос: была ли это просто дуэль или специально проведённая масонами акция, исходящая из высших сфер (в частности из Министерства иностранных дел и его министра К.В. Нессельроде), даёт история детства и юношеских лет поэта в Царскосельском лицее, а также принятия его в масонство в Кишинёве в 1821 году (на что авторы двух фильмов так и не обратили своего внимания). Особенно это касается фильма «Котильонский принц». А для ответа на поставленный нами вопрос, необходимо показать тот нравственный багаж, который был у Пушкина к 1821 году, году принятия поэта в масонство.

Начиная с ранних лет и вплоть до конца жизни, Пушкин имел пристрастие к вольтерианским идеям эпохи Просвещения. Этому в немалой степени способствовала та среда, в которой он сам жил. Известно, что отец и дядя поэта были членами масонских лож и рьяными поклонниками вольтерианских и масонских идей, имели большие библиотеки, состоящих именно из подобного рода книг. Кроме этого, почти все преподаватели Царскосельского лицея (он возник, незадолго до войны 1812 года, в 1811 году), в том числе и директор Малиновский, были масонами.

Так, профессор Кошанский был членом ложи «Избранный Михаил», в круг которой входили как лицеисты, так и офицеры, с которыми общались Пушкин, А.А. Дельвиг, Бестужев, Батеньков, Кюхельбекер, Измайлов. В самом лицее нравственную философию и логику преподаватель Куницын излагал полностью в духе масонски понимаемой нравственной философии. Приходилось ли после этого удивляться тому, что Пущин, Кюхельбекер и другие воспитанники данного учебного заведения, однокурсники Пушкина, стали в итоге масонами, революционерами и декабристами, врагами русского самодержавия? В своём доносе 1826 года «Нечто о Царскосельском лицее и о духе оного» Ф.В. Булгарин указывает на мартинистов как на источник той педагогической системы, которая была положена в основу лицея.

Не лучше был и дух круга петербургского образованного общества, среди которого приходилось бывать Пушкину-лицеисту. В литературном кружке «Зелёная лампа» юный поэт знакомится со многими декабристами (т.к. сама «Зелёная лампа» была филиалом тайного масонского революционного декабристского общества «Союза благоденствия»). Вступив же позднее в члены литературного общества «Арзамас», Пушкин начал со знакомства с будущими декабристами М. Орловым, Н. Тургеневым и Н. Муравьёвым. И в итоге, с какими бы слоями образованного общества не сталкивался юный Пушкин, всюду он сталкивался либо с масонами с высоким градусом посвящения и вольтерианцами, либо с людьми, воспитанными под влиянием масонских идей. Исключение составляли П.А. Вяземский, В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин, И.И. Козлов, И.А. Крылов и немногие другие.

Высланный в 1821 году в Бессарабию, Пушкин попадает уже в полностью масонскую среду. От политического вольнодумства его должен был отучить по распоряжению властей никто иной, как… старый масон И.И. Инзов, один из главных членов кишинёвской ложи «Овидий». Кишинёвские масоны усиленно начинают просвещать молодого, но тогда уже имеющего славу поэта. В итоге, его удаётся завербовать. Причастности же поэта к ложе «Овидий» многие пушкиноведы и биографы поэта не придавали должного значения. А между тем, данная тема заслуживает нашего пристального внимания. Этого авторы фильма не сказали ни слова.

Кроме этого, вступив в масонство, Пушкин вынужден был подписать клятву, содержащую верность данному ордену. В итоге, это как раз и предопределило дальнейшую трагическую дуэль поэта с Дантесом. За нарушение данной клятвы полагалось следующее: «…страшись думать, что сия клятва менее священна даваемых тобою в гражданском обществе. Ты был свободен, когда оную произносил, но уже не свободен нарушить клятву, тебя связывающую». Если же писатель, вступивший в масонскую ложу, «напишет в своей книге мысли совершенно правильные, но не подходящие к нашему учению или слишком преждевременные, то следует или подкупить этого автора, или его обесславить».

Но пора, приобщения Пушкина к масонству, впрочем, продолжается не долго. Масоны и декабристы скоро сами убеждаются в неглубокости пушкинского радикализма и атеизма при этом понимают, что он никогда не стал их верным и убеждённым сторонником.

При этом Пушкин, несмотря на свою молодость, раньше масонов и декабристов понял, что с этими людьми у него нет и не может быть ничего общего. Именно в этот период времени, т.е., вскоре после вступления в масонское братство, он по своим собственным признаниям, более основательно начинает изучать Библию, Коран, а рассуждения англичанина-атеиста называет в одном из своих писем «полной болтовнёй».

Разочаровался также Пушкин и в радикальных политических идеях по социальному преобразованию общества. Так, встретившись с одним из самых выдающихся членов союза Благоденствия иллюминатом Пестелем о ком, как о «выдающемся уме» поэту прожужжали уши все декабристы, он увидел в нём лишь только жестокого «слепого фанатика своих сумасбродных идей». А сам Пушкин писал в это время произведения «не подлежащие» и «преждевременные» для масонского ордена. Видимо, всё-таки «преждевременные» в том смысле, что объективно они предчувствовали и разоблачали методы, которыми пользовались масоны и их тайные покровители во власти. Подкупить же Пушкина было невозможно: «И неподкупный голос мой был эхо русского народа».

В 1824-26 гг. поэт отправился в ссылку в своё имение Михайловское, где произошло его «окончательное обрусение». В древнем псковском краю Александр Сергеевич пополнил книжные знания некоторыми наблюдениями над народной жизнью, что в итоге и привело его к углублению интереса к русской старине и традициям. Теперь Пушкин в основном слышал русскую речь и жил среди тех людей, которые были одеты по-русски, а также пели русские песни, и молились по православному.

В этом контексте можно вспомнить меткие замечания В.В. Розанова, что «вовсе не университеты вырастили доброго русского человека, а добрые безграмотные няни», вполне может быть отнесено как к Пушкину, так и к Тютчеву. И именно, через мудрость безграмотной няни Арины Родионовны, как в раннем детстве, так в ссылке в Михайловском, в его гениальную душу ворвался могучий поток русского национального мировоззрения.

Там же, в Михайловском, он очень плодотворно работает: здесь написаны такие его шедевры как «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Цыгане», «Граф Нулин», «Подражание Корану», «Вакхические пьесы». И в итоге, там же у поэта вырисовывается убеждение в том, что каждый образованный человек должен задуматься об общественном и государственном устройстве общества, членом которого он является, и при этом должен по мере своих возможностей и сил неустанно способствовать его улучшению.

В 1826 году, вскоре коронации Николая I, поэт был вызван из ссылки. Между ними состоялась знаменитая встреча, где царь освободил его из ссылки и полностью поддержал его начинания по улучшению государственного устройства. Более того, сам император отзывался об этой встречи следующим образом: «Сегодня я разговаривал с самым образованным человеком в России». И теперь сам царь стал цензором у Пушкина. Кроме этого, новый император дозволил ему ознакомиться с важным документом – архивом Петра Великого. Сам Пушкин с головой уходит в работу, активно изучает отечественную историю, а также пишет произведения, историко-политическая глубина которых потрясает до сих пор весь мир.

Все эти рассуждения полностью расходятся с утверждением французского исследователя, приглашённого в фильм «Котильонский узник», где он отметил, что заговор против Пушкина, якобы, имел местный, локальный характер, и то, что сам царь плохо относился к великому русскому поэту. Всё это полностью расходятся с истинными фактами и причинами дуэли. Это был международный заговор, а точнее, масонский заговор, и, прежде всего, кроме самого Пушкина, направленный и против императора.

Более того, царь до конца ценил и любил Пушкина, внимательно прислушивался к его мыслям, многое ему прощал, в случае нехватки денег давал ему немалые суммы, а уже после смерти Пушкина оплатил все его многочисленные долги. В том же 1826 году, по поручению императора, он пишет записку «О народном воспитании», где поэт предвосхитил замечательную мысль Н.В. Гоголя о необходимости создания в нашей стране инструмента изучения России самым широким образом, создав специальные кафедры: от истории, экономики, философии и кончая географии.

Конечно же Пушкин знал многочисленные язвы России, критикуя при этом её многочисленные грехи, кому бы они не принадлежали (даже и дому Романовых). Однако он не терпел «безумных» и несправедливых нападок на своё Отечество. Таким образом, здесь Пушкин, впервые наметил тему русофобии, столь блестяще развитой затем у Тютчева. С его точки зрения, нельзя прощать «клеветников России», особенно ту категорию людей, которая в ответ «на русскую ласку» способна «клеветать русский характер, мазать священные традиции наших летописей, поносить лучших сограждан и, не довольствуясь современниками, издеваться над гробами у праотцов».

Стоит процитировать несколько слов из А.С. Пушкина «Клеветники России», чтобы прислушавшись, понять, насколько они современны:

«О чём шумите вы, народные витии?

Зачем анафемой грозите вы России?

Что возмутило вас? Волнения Литвы?

Оставьте: это спор славян между собою,

Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,

Вопрос, которого не разрешите вы ».

«…Оставьте нас: вы не читали

Сии кровавые скрижали;

Вам не понятна, вам чужда

Сия семейная вражда;

Для вас безмолвны Кремль и Прага;

Бессмысленно прельщает вас

Борьбы отчаянной отвага –

И ненавидите вы нас ….»

В стихотворении «Бородинская годовщина» он прямо обращается к врагам России следующими строками:

«Но вы, мутители палат,

Легкоязычные витии,

Вы, черни бедственный набат,

Клеветники, враги России!

Что взяли вы?.. Ещё ли росс

Больной, расслабленный колосс? »

В полемических возражениях П.Я. Чаадаеву, Пушкин доказательно опровергал выводы его первого философического письма об исторической ничтожности России, о «нечистоте источника нашего христианства», заимствованного из Византии и направившего русскую историю не по западному пути. Особенно это хорошо видно из письма Пушкина к Чаадаеву от 1836 года незадолго до злочастной дуэли, где поэт отвечает на возражения чаадаевского письма, говоря о том, что «…ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал».

Всё это никак не могло устроить врагов Пушкина и врагов России (в том числе и из высших сфер, являющихся масонами). И они решили исполнить ту клятву, которую подписал Пушкин, когда вошёл в ложу «Овидий». Это подтверждает заметка парижской газеты «Temps» от 5 марта 1837 года, написанная через три недели после смерти Пушкина, написанная самими масонами. В ней указывалось о том, что Пушкин сам в юности был масоном, теперь идейно отошёл от масонства и более того, представляет для него опасность. Указывалось и об эмблеме рогоносца, который незадолго до дуэли дали Пушкину. Ничего этого не было показано в фильме, хотя авторы фильма ездили во Францию (в том числе в Париж).

О роковой дуэли 27 января\8 февраля 1837 года и её предыстории написано до сегодняшнего дня чрезвычайно много и, как говорил В.В. Кожинов, избыточность информации нередко способна помешать пониманию сути дела, не в меньшей степени, чем её недостаточность. Кожинов пытается выйти к истинному пониманию событий.

Итак, вглядимся в ход событий. Утром, 4 ноября 1836 года Пушкин получает «диплом» рогоносца, и, не вчитываясь из-за охватившего его негодования, посылает вызов Дантесу, который давно уже вертелся вокруг его жены – Натальи Николаевны и сестры жены Екатерины Николаевны. Утром следующего дня к нему заявился перепуганный Геккерн – и дуэль откладывается на сутки, а после второго визита 6 ноября на две недели. Тогда же Пушкин заверяет Соллогуба, что «дуэли никакой не будет».

Сам поэт считал Геккерна причастным к «диплому» как раз из-за самых тесных отношений с четой Нессельроде. Однако, дуэль, в итоге, не состоялась, ибо, Дантес 17 ноября объявил, что просит руки сестры Натальи Николаевны Екатерины. Пушкин воспринял это в качестве полной капитуляции Дантеса и отказался от вызова. Но сам он не собирался отказываться от борьбы с тем, кто, по его мнению, сфабриковал «диплом» (в Дантесе он видел только марионетку). А уже 23 ноября, благодаря А.Ф. Бенкендорфу состоялась встреча Пушкина с царём, где царь отговаривал поэта от участия в дуэли.

Одними из основных участников заговора были Геккерн, Дантес, супруги Нессельроде (его жена была основательницей литературного светского салона в Петербурге, где часто распространялись сплетни о поэте). К тому же Дантес и Нессельроде были родственниками и входили в фактически в одну масонскую ложу. Всё это позволяет говорить о едином, «братском», «международным» и «родственным» характером заговора против поэта.

В начале 30-х годов XIX века в Россию приехал Жорж Дантес. С первых дней пребывания в России он пользуется большой поддержкой и покровительством барона Геккерна, нидерландского посланника. С появлением в Петербурге молодого француза сам Геккерн усиленно стал распространять слухи, что желает усыновить Дантеса. В светском обществе это произвело соответствующее впечатление. Карьера Дантеса ускорилась.

Он был сыном крупного французского владельца из Сульца, владевшего замком, который раньше принадлежал ордену тамплиеров. Этот замок был показан авторами фильма «Катильонский принц», но ни слова не было сказано о масонстве рода Дантеса. Кроме этого показали могилу детей и жены Дантеса (сестры жены Пушкина Екатерины Гончаровой). Замок достался семье не случайно. Дядя Дантеса был командором нового ордена тамплиеров. А сама семья Дантесов, исповедуя храмовничество, находилась на особом положении среди «братьев».

Жорж Дантес, родившийся в 1812 году, был зачислен в 1829 году в военное училище Сен-Сира. После ряда неудавшихся политических авантюр Дантес устремляется в Россию. Он делает это благодаря протекции наследного принца Пруссии Вильгельма, весьма близкого к масонским кругам. В трактире пограничного городка он встречается с посланником Голландии Геккерном, знакомым с семьёй Дантеса, в том числе и с его отцом.

П.П. Вяземский (сын П.А. Вяземского) свидетельствовал, что существовала острейшая вражда между Пушкиным и графиней Нессельроде. Следует сказать о том, что супруги Нессельроде были в высшей степени расположены к Геккерну – и по особенным причинам – к Дантесу. Дело в том, что последний являлся родственником, или точнее, свойственником графа Нессельроде. Мать Дантеса Мария-Анна-Луиза (1784-1832) была дочерью графа Гацфедта (1752-1816), принадлежащего к тому самому роду, что и граф Нессельроде. Поэтому ничего удивительного нет, что супруга министра иностранных дел стала «посаженной матерью» («отцом» был Геккерн) на свадьбе Дантеса с Екатериной Гончаровой 10 января 1837 года.

П.П. Вяземский писал, что графиня Нессельроде была «могущественной представительницей того интернационального ареопага, который свои заведения имел в Сенжерменском предместье Парижа, в салоне княгини Меттерних в Вене и в салоне графини Нессельроде в Петербурге». Отсюда вполне понятна «ненависть Пушкина к представительнице космополитического олигархического ареопагага. Пушкин не пропускал случая клеймить эпиграфическими выходками и анекдотами свою надменную антагонистку, едва умевшей говорить по-русски».

Противостояние Пушкина и четы Нессельроде имело в своей основе отнюдь не «личный» характер. Дело шло о самом глубоком противостоянии – политическом, идеологическом, нравственном (кстати сказать, после гибели Пушкина Тютчев (написавший в стихотворении о гибели поэта как о «цареубийстве») словно бы принял от него эстафету в противостоянии с Нессельроде. И в дальнейшем, Нессельроде и Дантес организуют для России ужасную и позорную Крымскую войну, будут участвовать в подготовке преждевременной гибели самого императора. Пушкин стоял первым на их пути. И об этом ничего не было сказано авторами данного фильма. Да, во все эти дни ничего не было сказано телезрителям.

Н.Н. Скатов в одной своей статье писал о неизбежности противостояния Пушкина и лагеря «Нессельроде»: «Если можно говорить (а это показали все дальнейшие события) об антирусской политике «австрийского министра русских иностранных дел», то её объектом так или иначе, рано или поздно, но неизбежно должен был стать главная опора русской национальной жизни – Пушкин.

Согласно Д.Д. Благому, пресловутый диплом, который был задуман в салоне графини Нессельроде, преследовал цель вовлечь Пушкина на «прямое столкновение с царём, которое, при хорошо всем известном пылком нраве поэта, могло бы привести к тягчайшим для него последствиям». Г.И. Чулков в книге «Жизнь Пушкина» отмечает следующее: «В салоне М.Д. Нессельроде… не допускали мысли о праве на самостоятельную политическую роль русского народа… ненавидели Пушкина, потому что угадывали в нём национальную силу, совершенно чуждую им по духу…». И в этом отношении таким же врагом для них был и Ф.И. Тютчев.

После смерти поэта Тютчев пишет стихотворение «1837» где, завершая стихотворение, отмечает следующее: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!». Более того, и непосредственные «исполнители» убийства Пушкина – Геккерн и его «приёмный сын» Дантес – были достаточно хорошо известны Тютчеву. Ведь изгнанный в 1837 году из России Геккерн через пять лет сумел стать голландским послом в Вене и сыграл свою роль в подготовке того отвратительного предательства, которое совершила Австрия по отношению к своей давней союзнице России во время Крымской войны. Что же касается Дантеса, то за свои «заслуги» перед Наполеоном III в организации Крымской войны был возведён в сан сенатора Франции.

А сам Тютчев, который, так и не встретился с Пушкиным ни разу, стал позднее близким другом пушкинских друзей – В.А. Жуковского, П.Я. Чаадаева, П.А. Вяземского. Но столь же важно знать, что и Пушкина и Тютчева были общие враги. Космополитические, масонские и антирусские силы не могли простить великому русскому поэту разрыв с масонством, критику декабристов и монархические убеждения. Травля поэта, начавшаяся тогда, к сожалению, продолжается и сегодня, теми же антирусскими силами. Это показали и передачи, показанные к 208-летию со дня рождения поэта. Эта травля, которую вели масоны, переросла в заговор против него и против России в целом.

"Но есть и Божий суд наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждёт;

Он не доступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперёд.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей чёрной кровью

Поэта праведную кровь ".

Предыдущие отзывы посетителей сайта:

О гибели Лермонтова тоже надо бы написать

Это то, что должно быть в учебниках! Сильно.

Пушкин далеко не лучший русский поэт. Никто не знает, например, гениального Сергея Боброва. Культ Пушкина создан интеллигенцией. Сталин его подхватил по его же принципу "другых пысатэлэй у нас нэт" – отсюда очень символичный пушкинский юбилей в 1937 году. Отсюда и весь позднесоветский культ Пушкина. По-русски он пи сать не умел, отсюда такое количество у него грамматических ошибок. умным человеком был – да. отсюда такое благоговение перед ним Государя ("умнейший муж России"). это правда. НО. Любого дядю Васю разговори под полкило – он скажет все то же, что и Пушкин. Народ у нас вообще ОЧЕНЬ УМНЫЙ

Правильная статья! Безусловно Пушкина ненавидела закулиса, клеветники России, которые все те же и сейчас, устроившие революции 17-го и 91-го. Они ненавидели Пушкина за любовь к Отечеству, которая вот-вот должна была стать любовью к Православию и покаянием в прежнем вольнодумстве. Это они – убийцы поэта! Об этом нужно говорить и детей учить! Хорошо написано и про роль Дантеса. Эти направления исследований нужно углубить, ведь советская пушкинология не подходила непосредственно с христианской точки зрения.

Жаль только, стиль статьи немного хромает.

Сабаке

Да! Дядя Саббака, В твоём псевдониме тоже похоже есть пара грамматических ошибок! Путин как-то сказал о Березовском: "Он нам очень нужен. Он не даёт нам расслабляться." Так что прошу почаще писать, а то потеряем настрой к борьбе с такими как ты. Не надейся, здесь у нас в России твои лондонские методики провокации не сработают. Тебя же без всякого "полкило" видно как облупленного. Не дождётесь!

Дантеса на мыло!

Да, вышеизложенный материал пожалуй действительно достоин того, чтобы быть напечатанным в учебниках. Вот только кто сейчас у нас пишет те же самые учебники? Правильно, та же самая закулиса, братья там разные. Короче, за 200 лет так ничего не изменилось.

Коментарий к стихотворению:
Впервые опубликовано (под заглавием «На смерть Пушкина») в 1858 г. в «Полярной звезде на 1856 г.» (кн. 2, с. 33 - 35); в России: без 16 заключительных стихов - в 1858 г. в «Библиографических записках» (т. I, № 2, стб. 635 - 636); полностью - в 1860 г. в собрании сочинений под редакцией Дудышкина (т. I, с. 61 - 63).
Стихотворение написано на смерть Пушкина (Пушкин умер 29 января 1837 г.). Автограф полного текста стихотворения не сохранился. Имеются и первой его части до слов «А вы, надменные потомки». Вторая часть стихотворения сохранилась в копиях, в том числе в копии, приложенной к следственному делу «О непозволительных стихах, написанных корнетом лейб-гвардии гусарского полка Лермантовым, и о распространении оных губернским секретарем Раевским». Только в копиях имеется и эпиграф к стихотворению, взятый из трагедии французского писателя Ротру «Венцеслав» в переделке А. А. Жандра. С эпиграфом стихотворение стало печататься с 1887 г., когда были опубликованы следственные материалы по делу «О непозволительных стихах...» и среди них копия стихотворения. По своему характеру эпиграф не противоречит 16 заключительным строкам. Обращение к царю с требованием сурово покарать убийцу было неслыханной дерзостью: по словам А. Х. Бенкендорфа, «вступление (эпиграф, - ред.) к этому сочинению дерзко, а конец - бесстыдное вольнодумство, более чем преступное». Нет оснований полагать поэтому, что эпиграф приписан с целью смягчить остроту заключительной части стихотворения. В настоящем издании эпиграф вводится в текст.
Стихотворение имело широкий общественный резонанс. Дуэль и смерть Пушкина, клевета и интриги против поэта в кругах придворной аристократии вызвали глубокое возмущение среди передовой части русского общества. выразил эти настроения в мужественных, исполненных поэтической силы стихах, которые разошлись во множестве списков среди современников.
Имя Лермонтова, как достойного наследника Пушкина, получило всенародное признание. В то же время политическая острота стихотворения вызвала тревогу в правительственных кругах.
По рассказам современников, один из списков с надписью «Воззвание к революции» был доставлен Николаю I. Лермонтова и его друга С. А. Раевского, участвовавшего в распространении стихов, арестовали и привлекли к судебной ответственности. 25 февраля 1837 г. по высочайшему повелению был вынесен приговор: «Л-гв гусарского полка корнета Лермантова... перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк; а губернского секретаря Раевского... выдержать под арестом в течение одного месяца, а потом отправить в Олонецкую губернию для употребления на службу, по усмотрению тамошнего гражданского губернатора». В марте Лермонтов выехал из Петербурга, направляясь в действующую армию на Кавказ, где в это время находился Нижегородский драгунский полк.
В стихах «Его убийца хладнокровно» и следующих речь идет о Дантесе - убийце Пушкина. Жорж Шарль Дантес (1812 - 1895) - французский монархист, бежавший в 1833 г. в Россию после вандейского мятежа, был приемным сыном голландского посланника в Петербурге барона Геккерена. Имея доступ в салоны придворной русской аристократии, участвовал в травле поэта, закончившейся роковой дуэлью 27 января 1837 г. После смерти Пушкина выслан во Францию.
В стихах «Как тот певец, неведомый, но милый» и следующих Лермонтов вспоминает Владимира Ленского из романа Пушкина «Евгений Онегин» .
«А вы, надменные потомки» и следующие 15 стихов, по свидетельству С. А. Раевского, написаны позднее, чем предшествующий текст. Это отклик Лермонтова на попытку правительственных кругов и космополитически настроенной знати очернить память Пушкина и оправдать Дантеса. Непосредственным поводом для создания последних 16 стихов, по свидетельству Раевского, послужила ссора Лермонтова с родственником, камер-юнкером , который, навестив больного поэта, стал излагать ему «невыгодное» мнение придворных лиц о Пушкине и попытался защитить Дантеса.
Аналогичный рассказ содержится в письме А. М. Меринского к П. А. Ефремову, издателю сочинений Лермонтова. Существует список стихотворения, где неизвестный современник Лермонтова назвал ряд фамилий, позволяющих представить себе, о ком идет речь в строках «А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов» . Это графы Орловы, Бобринские, Воронцовы, Завадовские, князья Барятинские и Васильчиковы, бароны Энгельгардты и Фредериксы, чьи отцы и деды добились положения при дворе лишь с помощью искательства, интриг, любовных связей.
«Есть грозный суд: он ждет» - этот стих в издании сочинений Лермонтова под редакцией Ефремова (1873) впервые был напечатан с разночтением: «Есть грозный судия: он ждет». Изменение первоначального чтения данного стиха не мотивировано. Глухое упоминание об автографе, который якобы лег в основу полного текста стихотворения в этом издании, вызвано тем, что Ефремов внес ряд поправок в текст по письму А. М. Меринского, у которого хранился список стихотворения, сделанный им с автографа в 1837 г., сразу же после того, как Лермонтов написал его. Письмо Меринского к Ефремову сохранилось, но в нем нет поправки к стиху «Есть грозный суд». Очевидно, Ефремов исправил его произвольно.
В некоторых изданиях сочинений Лермонтова (под редакцией Болдакова в 1891 г., в нескольких советских изданиях начиная с 1924 г.) было повторено чтение Ефремова - «судия» вместо «суд». Между тем во всех дошедших до нас копиях стихотворения и в первых публикациях текста читается «суд», а не «судия». Сохранилось также стихотворение поэта П. Гвоздева, учившегося вместе с Лермонтовым в юнкерской школе. Гвоздев 22 февраля 1837 г. написал , содержавший строки, подтверждающие правильность первоначального чтения спорного стиха:

Не ты ль сказал: «Есть грозный суд!»
И этот суд есть суд потомства...

Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видел злодеи в ней пример.

Погиб поэт!- невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?… издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..

И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..

И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
_____________________

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Анализ стихотворения «Смерть поэта» Лермонтова

Стихотворение «Смерть поэта» было написано Лермонтовым спустя несколько часов после первого известия о смертельном ранении на дуэли. Оно очень быстро распространилось в обществе. В творческих кругах произведение вызвало бурю сочувственных откликов, в высшем свете – яростное негодование. В ответ Лермонтов пишет вторую часть («А вы, надменные потомки…»), обращаясь напрямую к тем, кого он считает виновными в смерти поэта. Это продолжение было невероятно дерзким и смелым поступком. Оно было расценено императором как прямое воззвание к революции. Незамедлительно последовала ссылка Лермонтова на Кавказ.

Стихотворение «Смерть поэта» стало переломным этапом в творчестве Лермонтова. Его потрясла нелепая и трагическая гибель человека, которого он считал своим учителем и наставником. За убийством на дуэли скрываются тайные причины. Лермонтов развивает тему противостояния поэта и толпы. Только на этот раз в образе толпы он усматривает не рядовую чернь, а высшее общество. Известно, с каким пренебрежением относились к великому таланту Пушкина сам император и его окружение. Поэт постоянно подвергался насмешкам и унижениям. Человек, значение которого для русской литературы трудно переоценить, был намеренно вовлечен в грязную сплетню.

Лермонтов с презрением описывает убийцу Пушкина, который не представлял себе «на что он руку поднимал!…». По крайней мере, Дантес был иностранцем. Ему действительно не было никакого дела до русского гения. Лермонтов считает его слепым орудием в руках настоящих убийц. На них он обрушивает всю свою ярость и негодование.

Преклонение перед Пушкиным особенно заметно в конце первой части стиха. Лермонтов проводит прямую аналогию между поэтом и Христом, принявшим мучительную и несправедливую смерть («венец терновый… надели на него»).

Вторая часть значительно эмоциональнее первой. Лермонтова буквально распирает от переизбытка чувств. Он переходит к прямому обращению к виновникам смерти Пушкина и называет их своими именами («Вы, жадною толпой стоящие у трона»). Лермонтов перечисляют и другие преступления «наперсников разврата»: обман для достижения богатства и высокого положения, подавление всех проявлений свободы и правды, использование власти в личных интересах.

Поэт вновь прибегает к религиозной символике. Он считает, что ничто не окажется безнаказанным перед лицом «грозного Судии». Преступники рано или поздно получат по заслугам.

Очень эффектна концовка произведения, основанная на резком противопоставлении: «черная кровь» преступников — «праведная кровь» гения и мученика.