Положа руку на сердце фразеологизм. Положа руку на сердце

«Издательство «Роща» Полное собрание русских сказок Как это ни странно, но в России, где собрано и опублико­ вано чуть ли не самое большое в мире...»

ПОЛНОЕ

СОБРАНИЕ

РУССКИХ СКАЗОК

А. Шевцов

Издательство

Полное собрание

русских сказок

Как это ни странно, но в России, где собрано и опублико­

вано чуть ли не самое большое в мире количество сказочных

текстов, нет ничего похожего на Полное собрание русских

сказок. Это тем более странно, что задачу «привести в из­

вестность все вообще русские сказки, хранящиеся в сокро­ вищнице народной памяти», ставила перед собой еще Ска­ зочная комиссия РГО -Русского географического общества, созданного в 1845 году. По сути, она же звучит и сейчас в трудах ведущих фольклористов, когда обсуждается создание Полного свода русского фольклора или эпических песен. Тем не менее, воз и ныне там.

Возможно, издателей отпугивает объем работы. Уже в довоенный период объем собранного опубликованного и неопубликованного сказочного материала составлял око­ ло десяти тысяч номеров. Немалое количество его приба­ вилось и за последние десятилетия, благодаря постоянной работе множества фольклорных экспедиций, ежегодно вы­ езжающих на сборы. Тем не менее, десять тысяч номеров - это отнюдь не запредельная цифра, особенно, если учесть, что обычно сказочный сборник содержит от ста до двухсот номеров. Во­вторых, сказки все равно постоянно издаются и переиздаются. Почему не делать это в рамках единого со­ брания?! Очевидно, если что и представляет действитель­ ную трудность, так это «правильная» подготовка издания, для которой должен быть создан целый научный коллектив, да еще и из лучших специалистов в данной сказочной от­ расли для каждого сборника.



Однако, наше издательство ставит перед собой задачу создания, скорее, не научного, а Популярного сказочного со­ брания, то есть такого собрания, которое могли бы читать обычные читатели, сильно обделенные последнее время вни­ манием ученых. Издания фольклора любых видов последние десятилетия переросли в науку для науки. Это проявляется, в первую очередь, не столько в предпослании длинных и пере­ усложненных статей каждому сборнику, сколько в полной не­ читаемости полноценно записанного сказочного текста непо­ священным. Множество специальных надстрочных значков, совершенно непонятных современному русскому человеку букв и искажают смысл, и превращают его в некий тайный язык, предназначенный для фольклористов. При этом еще и нет никакого учебника, который бы рассказывал, откуда взя­ лась вся это тайнопись и как ей обучиться.

Все эти сложности безусловно вытекают из мировоззрен­ ческой установки издающего сказки. Иначе говоря, что ты хочешь? Зачем ты это делаешь?

И если мы зададимся этим вопросом, то увидим, что на­ учный подход вполне оправдан, но для науки - как способ изучения и сохранения русского культурного наследия в му­ зейно­эзотерической форме. Если же мы видим своей зада­ чей сохранение этого наследия как живой и даже массовой культуры, мы должны говорить на живом великорусском языке сегодняшнего дня.

Наличие популярного, но одновременно полного собра­ ния предоставляет определеннейшие выгоды читателю - человек, интересующийся русской культурой, обладая даже отдельными сериями из любого фольклорного Полного со­ брания, обладает и неким образом того, что такое русская культура в той части, которую охватывает эта серия. Разроз­ ненные же издания, особенно хорошо сделанные с научной точки зрения, часто убивают у людей интерес к культуре, потому что внушают ему ощущение непознаваемости этой темы, а частенько и чувство собственного ничтожества, по сравнению с «настоящими знатоками».

Мы бы хотели, чтобы у непрофессионального читателя русских сказок сложилось, благодаря нашему Полному со­ бранию, ощущение и познаваемости этого мира в полном объеме, и даже того, что он им владеет, он хозяин. И при слу­ чае, если возникает какой­то вопрос, ему достаточно просто протянуть руку к полке, и там он наверняка найдет подсказку, если не полный ответ.

В этом смысле, Полное собрание, безусловно, будет вы­ полнять роль своеобразной сказочной Энциклопедии, не только содержащей тексты, но, благодаря сопроводительным статьям и полноте охвата материала, дающей знания о мире.

На наш взгляд русские сказки должны быть изданы популяр­ но, чтобы оставаться сказками русского народа.

Однако, популярно - не означает искаженно. Все из­ менения в текстах сказок, связанные с правописанием и ре­ чевыми особенностями, мы считаем допустимыми только в отношении тех текстов, которые уже опубликованы полно­ ценным научным образом. Наличие такого исходного текста позволит нам сделать соответствующую отсылку для специ­ алистов, чтобы они могли работать с оригиналом. В отноше­ нии же издания ранее не издававшихся записей сказок, мы разделяем современную научную точку зрения: фольклор должны издавать фольклористы.

Начинать же мы намерены не с этих изданий. Собирателя­ ми прошлого уже была проделана огромная работа. Научно или не научно сделали они свое дело на взгляд современного фоль­ клориста, теперь это уже неважно, потому что сами их издания уже факт нашей истории и культуры. Вот их­то мы и намерены переиздать в первую очередь, один к одному, без каких­либо из­ менений в тексте, за исключением все того же правописания.

Подобное переиздание позволит читателю не только иметь представление о мире русской сказки, но и покажет, как велось собирание, изучение и публикование сказок с са­ мого первого мига, когда кому­то удалось разглядеть сказку как нечто особенное, самостоятельно живущее, нечто, что можно утерять и поэтому стоит хранить.

И если уж быть честным, то именно в русской волшеб­ ной сказке описана Русская душа, которую стали не только забывать, но и изгонять из нашей жизни в последнее время.

Потеря души – это смерть, даже для народа.

–  –  –

ЛЕКАРСТВО ОТ ЗАДУМЧИВОСТИ И

БЕССОННИЦЫ

или настоящие русские сказки (1786 г.)

2. Сказка о славном и сильном 4. Сказка о семи Семионах, витязе Еруслане Лазаревиче, родных братьях о его храбрости и невооб- 5. Сказка о Игнатье-царевиразимой красоте царевны че и о Суворе-невидимке Анастасии Вохрамеевны мужичке

3. Сказка о храбром и смелом 6. Сказка о Иванушке-дурачке кавалере Иване-царевиче и 7. Сказка о Силе-царевиче и о о прекрасной супружнице Ивашке-белой рубашке его Царь-девице

ДЕДУШКИНЫ ПРОГУЛКИ

или продолжение настоящих русских сказок (1786 г.)

8. Сказка о Булате-молодце Ибрагимовиче и о прекрасСказка о пастухе и диком ной царевне Саликалле вепре 13. Сказка о весьма чудных и

10. Сказка о Любиме-царевиче и прекрасных гуслях-самопрекрасной царевне, его су- гудах пружнице, и о волке крылатом 14. Сказка о семи мудрецах и о

11. Сказка о псе и уже юноше

12. Сказка о славном и имени- 15. Сказка о некоем башмачнике том царевиче Маландрахе и слуге его Притычкине

16. Сказка о Иване-царевиче, 17. Сказка о славном и храбром жар-птице и о сером волке витязе Бове-королевиче

1. Сказка о Василисе золотой 4. Сказка о Иване Кручине, купекосе, непокрытой красе, и об ческом сыне Иване Горохе 5. Сказка о серебряном блюдечке

2. Сказка о богатыре Голе Воян- и наливном яблочке ском

3. Сказка о бессчастном стрелке

–  –  –

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

И.П.Сахарова Список русским сказкам Указатели Библиографическая роспись Указатель сюжетов Б. Бронницын. «Русские на- Указаель имен родные сказки» (1838) Указатель предметов И.П. Сахаров. «Русские на- Словарь малоупотребительных родные сказки» (1841) и областных слов Полное собрание русских сказок

–  –  –

Часть девятая

16. Повесть о богатыре Булате Повесть о златом сосуде Приключения собственные богатыря Булата Приключения богатыря Сидона Продолжение Булатовых приключений Часть десятая

17. Приключения Балaмира, Государя Уннов Повесть Царевича Доброслава Продолжение Баламировых приключений Приключения сумасшедшего звонаря Повесть сапожника Приключения Зелиана, по прозванию cтранноприимца Повесть волшебницы Зимонии Повествование Короля волшебников

–  –  –

ООО «Издательство «Роща»

Иваново, пр. Ленина, д. 17, а/я 11 sobranieskazok.ru www.roscha-akademii.ru [email protected]

Похожие работы:

« глаз) и образец, чтобы рассмотреть.1.1 Что такое свет? Свет - это электромагнитное излуче...»

«OTTO RAHN LUZIFERS HOFGESIND EINE REISE GEISTERN EUROPAS ZU DEN GUTEN ОТТО РАН ДВОР ЛЮЦИФЕРА ПУТЕШЕСТВИЕ К ЕВРОПЫ ДОБРЫМ ДУХАМ ТАМБОВ 2008 УДК 94(4) Текст книги (перевод) ББК 63.3(4) любезно предоставлен Р 22 Обществом "Белые Традиции" Все права на книгу находятся под охраной издателей. Ни одна часть данного издания не може...»

«2000 ВЕСТНИК НОВГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА №14 УДК 616.36-004-089 И.А.Ташев, Г.Н.Андреев ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ЦИРРОЗА ПЕЧЕНИ В СТАДИИ СУБКОМПЕНСАЦИИ On the basis of analysis of results of surgical t...»

«Начало работы с портативными системами согласования сигналов SCC В данном руководстве описывается установка и настройка SCC модулей компании National Instruments. При этом предполагается, что ваша система уже содержит настрое...»

«IN1307N, IN1307D КМОП БИС часов реального времени с последовательным интерфейсом, 56 Х 8 ОЗУ Микросхема IN1307N, IN1307D является полными двоично-десятичными цифровыми часами с календарем, имеет дополнительные 56 байт энергон...»

«Стецюк Е.А. Основы гемодиализа Под редакцией проф. Е.Б. Мазо. Москва, издательский дом ГЭОТАР-МЕД, 2001. Книга представляет собой первое на русском языке полное руководство по гемодиализу, который в настоящее время является основным методом лечения почечной недостаточности. Автор книги Е.А. Стецюк известен специалистам...»

«Theotoki / Martyrik 5. hlas Vybran stichiry na veierach a utierach cez tde Npev poda ruskch kriukovch prameov z 15.-17. storoia Preklad do kyjevskej notcie v duchu rutnskej tradcie Aplikcia na sasn csl. text Z oktoichu na vedn dni tda uvd...» 2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - электронные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.