Понять психологию. Что, кроме свежего дыхания, облегчает понимание

Мысли и чувства собеседника невозможно узнать, не спросив о них, но некоторым людям это все-таки удается. Есть то, что помогает разгадать внутренний мир другого человека – его поведение. Как понять человека по его поведению?

Поведение – это целенаправленная система последовательных действий. Действие – это психофизиологический акт, то есть результат сложного сочетания физиологических процессов, происходящих в организме, и проявления особенностей личности человека.

Помимо физиологии и психологии, есть еще третья сила, определяющая поведение личности – ситуация . В различных ситуациях можно заметить разные стороны личности, при том, что в общем и целом, она остается устойчивой системой социально значимых черт, вне зависимости от обстоятельств.

Один и тот же человек в одной ситуации выглядит как боязливый и нерешительный, а в другой как настоящий герой. Почему? Просто ситуация как прожектор может осветить лишь одну грань личности, оставив остальные в тени. Причем трудно бывает понять: то, что проявилось в этом случае, является свойственной или несвойственной человеку чертой?

Не нужно спешить делать выводы, основываясь на одном единственном поведенческом акте личности. Чтобы узнать человека по-настоящему, потребуется время и не одна ситуация (как привычная, так и непривычная).

Народная мудрость гласит «Чтобы узнать человека, надо съесть с ним пуд соли». Пуд соли примерно равен шестнадцати килограммам. Чтобы съесть столько, должно пройти примерно два года.

Но составить общее и довольно точное представление о личности, можно и не дожидаясь, когда пройдут годы. На помощь придет наука психология.

Каждый человек, задавшийся целью понять другого по его поведению, становится исследователем . В деле изучения поведения всегда используется старый как мир, но до сих пор широко применяемый научный метод – наблюдение .

Наблюдение – это целенаправленное и организованное восприятие и фиксация психических явлений субъекта. При наблюдении за индивидом, замечаются и записываются особенности его поведения. При этом нужно постараться быть как можно более объективным наблюдателем.

Итак, чтобы понять человека по его поведению, нужно за ним наблюдать когда он находится в поле зрения или во время общения с ним. Достаточным сроком для того, чтобы на основании результатов наблюдения сделать правдивые обобщающие выводы не только о том, что думает и чувствует человек в конкретной ситуации, но и в принципе о его личности, нужно как минимум две недели .

Но что же именно нужно наблюдать в человеке? Какие составляющие его поведения будут самыми показательными и «говорящими»? И, самое главное, как узнать, что означает та или иная поведенческая особенность личности?

Пособиями для людей, желающих научиться читать человека как открытую книгу, в основном служат труды:

  • австралийского писателя Аллана Пиза «Новый язык телодвижений», «Язык взаимоотношений», «Почему мужчины врут, а женщины ревут» и другие;
  • американского психолога Пола Экмана «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь», «Узнай лжеца по выражению лица», прочие;
  • других авторов, например: В. Биркенберг «Язык интонации, мимики, жестов», Л. Гласс «Все лгут. Как выявить обман по мимике и жестам», Н.Н. Равенский «Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика».

Как читать человека, словно открытую книгу?

Поведение – это высший уровень взаимодействия организма с окружающей средой. Организм должен уметь воспринимать, сохранять и преобразовывать поступающую извне и изнутри себя же самого информацию для самосохранения и адаптация во внешнем мире.

Поведением называют как действие, так и бездействие. В молчании бывает больше смыла, нежели в словах. Поведение является совокупностью как вербальных (речь), так и невербальных (поза, мимика, жесты) актов.

Речь, то есть вербальная составляющая поведения, контролируются сознанием. Невербальные компоненты поведения трудно контролировать. Жесты, мимика, позы – это в большинстве своем рефлекторные, бессознательные сигналы. Зачастую в них больше правды, нежели в словах.

Именно поэтому так важно уметь понимать язык тела собеседника. Ведь так шансы быть обманутым и разочарованным уменьшаются в разы, а возможность не упустить подходящего и желанного спутника жизни увеличивается.

Все ученые, занимающиеся изучением поведения, сходятся во мнении что, наблюдая за человеком с целью понять его, важно обращать внимание на такие элементы поведения :

  1. Речь. Наблюдая речь, обращают внимание не столько на слова, сколько на соответствие и совпадение слов с выражением лица. К примеру, если на словах человек выражает сожаление, а на лице у него «написана» плохо скрываемая радость, его истинная эмоция именно радость. Если такое несоответствие наблюдается постоянно, можно предположить что человек часто лжет.

Также при анализе речи учитывается:

  • интонация,
  • темп речи,
  • запинки,
  • оговорки,
  • смысл слов.

Наблюдая за тем, как и о чем чаще всего говорит человек, делается вывод о его увлечениях, интересах, симпатиях и антипатиях, уровне интеллекта, в том числе и эмоционального.

  • приоткрытый рот, широко раскрытые глаза, приподнятые брови – это удивление;
  • приподнятые уголки рта, улыбка, приподнятые скулы, суженые глаза и морщинки возле них – радость и счастье;
  • сморщенный нос, приподнятая верхняя губа или один край губ – отвращение, презрение;
  • сжатые губы, напряженная челюсть, сведенные и опущенные брови, блеск в глазах – злоба, ненависть, агрессивность;
  • поднятые и сведенные вместе брови, поднятые верхние веки и напряженные нижние, расширенные зрачки, приоткрытый рот и растянутые горизонтально губы – паника, страх, тревога;
  • опущенные вниз верхние веки, взгляд, уголки губ – печаль.

В зависимости от такого, какие эмоции чаще всего наблюдаются на лице человека, делается вывод о его эмоционально-волевой сфере, доминирующих эмоциях и чувствах, преобладающем настроении, отношении к жизни, о характере и темпераменте.

  1. Походка. Целеустремленные люди ходят быстро, уверенные в себе держатся ровно и смотрят вперед, а неуверенные опускают взгляд в землю и часто шаркают ногами. Если человек даже в жаркую погоду держит руки в карманах, он скрытный и властный. Если во время ходьбы человек все время оглядывается, он тревожится или боится чего-то конкретного. Если человек ходит медленно, он пассивен или пессимистичен.

Отдельно нужно понаблюдать как человек ходит рядом с кем-то . Если пытается навязать спутнику свой темп и ритм ходьбы, он привык занимать подавляющую позицию, быть лидером. Если идет рядом в том же темпе, но при этом смотрит вперед, а не на другого человека, сосредоточен на чем-то постороннем или скрывает волнение. О скрытности говорит также опущенная голова во время ходьбы. Руки в карманах говорят о том, что человеку комфортно и спокойно рядом со спутником.


Избегают контакта глаза-в-глаза люди, испытывающие негативные эмоции по отношению к собеседнику, что-то от него скрывающие, а также застенчивые личности. О явной лжи рассказывает бегающий взгляд, частое моргание – признак замешательства или тревожности. А вот если индивид слишком пристально сморит в глаза, он либо настроен агрессивно, либо очень заинтересован в общении с собеседником.

  1. Позы и жесты . Чем ближе человек стремиться оказаться к собеседнику, тем приятнее он ему. Наклон корпуса и головы вперед в сочетании с поворотом носков обуви в сторону собеседника, открытыми жестами, улыбкой и прямым взглядом свидетельствуют о явном расположении и интересе. Еще более показательно, когда человек бессознательно копирует позу и жесты собеседника. Зеркальное отражение собеседниками друг друга – самый явный признак симпатии.

Если же человек отстраняется, напрягается, делает указательные жесты, скрещивает руки перед собой или за спиной, а также перекрещивает ноги – это свидетельство нежелания общаться и раскрываться перед собеседником или признак негативной оценки происходящего.

Внимание следует обращать и на другие детали. Например, волосы, обувь, одежда расскажут о том, насколько человек аккуратен, чистоплотен, серьезен, а также о его материальном благополучии.

Отдельно выделяют так называемые – невербальные сигналы тела, свидетельствующие о заинтересованности в общении с лицом противоположного пола.

Интуитивное понимание

Ни один элемент поведения нельзя рассматривать отдельно от остальных. Именно в их сочетании проявляется индивидуальный стиль поведения личности. Именно так, в совокупности всех наблюдаемых признаков, рассматривают и интерпретируют поведение.

Наблюдая за человеком с целью понять его, замечают не только то, что есть, но и то чего нет в его действиях. Например, отсутствие «гусиных лапок» в уголках глаз, естественного прищура при наличии улыбки, говорит о наигранности положительных эмоций.

Важно учитывать тот факт, что наблюдатель, проводящий наблюдение за человеком во время общения с ним, скорее заметит личное отношение, чувства, намерения по отношению к самому себе, нежели общие закономерности поведения личности. Поэтому более показательными бывают случаи, когда человек не понимает, что его поведение наблюдается и оценивается, а также когда он не контактирует с наблюдателем.

Всего выделяют около трех тысяч (!) вербальных и невербальных элементов поведения. Умение читать человека как открытую книгу, отталкиваясь от его поведения – целая наука.

Конечно, можно досконально изучить всевозможные элементы поведения и запомнить их значение, но не нужно забывать о том, что существует хоть и не научный, но часто очень точный дополнительный инструмент познания – интуиция .

Помимо сознательной оценки другого человека, всегда работает и бессознательная. Мозг считывает всю поступающую извне информацию и та ее часть, которая осталась неосознанной, все равно проходит обработку.

Вывод, который делает мозг человека без ведома сознания, часто выражается в интуитивном знании. Так, уже при первом взгляде на нового знакомого, можно сказать нравится он или нет, хотя еще ничего о нем не известно и не всегда понятно почему именно человек понравился или не понравился.

Совместив объективное наблюдение с интуицией, можно научиться понимать внутренний мир людей по их поведению.

Приветствую вас, мои дорогие! Находится среди людей и не общаться с ними невозможно. Можно ли сделать это общение комфортным, приятным и полезным? Можно. Но как этого добиться? Сегодня я хочу рассказать вам, как научиться понимать людей, психология человека, язык тела, как не заплутать в чужом подсознании и с чего стоит начать.

В чужой монастырь без своего устава

Первое и главное правило - не навязывайте другим людям свое мнение. Не стоит пытаться переубедить других, объяснить их неправоту, настоять на своей правде. Запомните одну простую вещь - у каждого человека своя правда. Давайте разберем на примере.

Маша очень не любит дождь, потому что он портит ее прическу, на которую она тратит огромное количество времени. А Петя ждет каждый раз дождя, как манны небесной, потому что он занимается садоводством.

И когда Маша встречается с Петей и у них заходит разговор о погоде, то они обязательно ссорятся из-за разного отношения к дождю. Петя пытается убедить Машу, что дождь - это прекрасно, а Маша наоборот.

Все наши «хочу, могу, желаю» отличаются от чужих. Если вы поймете, что каждый человек смотрит на вещи под своим особенным углом, тогда вы поймете всю бессмысленность споров, станете лучше понимать людей, начнете прислушиваться к ним.

Именно наш взгляд на вещи и мешает лучше понимать окружающих. Каждый человек обладает своим опытом, набором знаний и ситуаций. Если вы научитесь это откидывать, попробуете смотреть на историю глазами собеседника, тогда и понимания между вами будет гораздо больше.

Предлагаю вашему вниманию книгу Эрика Берна «Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди ». В ней вы найдете примеры различных историй и ситуаций, которые помогут вам понять, почему знакомые и окружающие поступают именно так, а не иначе.

Пантомима

Можно ли научиться понимать людей по их жестам? Запросто. Это требует определенных усилий с вашей стороны, но нет ничего невозможного. Бывает у вас такое, что вы чувствуете о чем думает ваш друг без лишних слов? Или по глазам понимаете, что хочет сказать любимый человек?

Зачастую наше тело сообщает окружающим гораздо больше информации, нежели наша речь. Когда вы смотрите на выступающего, по каким признакам вы понимаете, что он волнуется, нервничает? Или неосознанное чувство, что собеседник вам врет. Откуда оно берется?

Для начала предлагаю вам ознакомиться со статьей « ». В ней вы найдете основные позы, научитесь отличать нервозность от стеснительности, и станете лучше разбираться в искренней доброжелательности человека.

Следите за собой и своими жестами. Иногда самоанализ отлично помогает в понимании других людей. Замечайте в каких ситуациях вы принимаете закрытые позы. Попробуйте отзеркаливание. Собеседник испытывает большую симпатию к человеку, который сидит в той же позе, что и он. Только это должно быть ненавязчивым и незаметным.

Когда вы научитесь немного разбираться в жестах и мимике, тогда вам пригодится книга Алана и Барбары Пиз «Новый язык телодвижений ». В ней вы найдете огромное количество примеров, объяснений и пояснений.

Помните, что не всегда можно правильно понять человека только по одному жесту. Старайтесь смотреть на ситуацию в целом, ищите дополнительные мелочи, которые помогут подобрать все пазлы образа человека.

Лабиринт

Иногда бывает сложно разобраться в собственных мыслях, что уж говорить про других людей. Очень часто я слышу фразу: я не понимаю своего любимого человека; хочется общаться легко и непринужденно, но все упирается в непонимание.
Для того чтобы общение было приятным и комфортным,

  1. старайтесь не учить других жизни,
  2. не давайте лишних советов, особенно когда об этом не просят,
  3. не настаивайте на своей правоте (перечитайте первую часть статьи),
  4. не задавайте лишних и неуместных вопросов,
  5. не ставьте человека в неудобное положение.

Все сводится к тому, что вам необходимо быть приветливым и доброжелательным. Более подробно я рассуждаю на эту тему в статье « ». Согласитесь, всегда приятно общаться с человеком, который улыбается, приветлив и доброжелателен.

В статье « » я рассказываю о нескольких приемах, которые помогают добиться своего от любого человека. Эти приемы отлично показывают как люди реагируют в той или иной ситуации. Это сильно вам поможет в понимании человеческой психологии.

Какие навыки помогают в общении с людьми? Умеете ли вы сходу определять, что вам врут?

Учитесь видеть в людях прекрасное. Всего вам доброго!

После появления сериала "Теория лжи" ("Обмани меня"), где главный герой, как живой "детектор лжи", вычисляет преступника по малейшим изменениям мимики или положения тела, многие мечтали так же научиться распознавать эмоции людей с первого взгляда. Пора взяться за уроки!

"Внешний вид человека даст вам намного больше подсказок, чем вы могли бы предположить, при условии, конечно, что вы будете достаточно внимательны", — говорит французский адвокат, автор книги "Как понять и противостоять техникам обмана и манипуляций" Джон Б. Домон.

Осторожное наблюдение можно выполнить, например, в рамках разговора, не возбуждая у собеседника подозрений. Явный осмотр от ног до головы ощущается как завуалированное презрение. И не забывайте, что при физическом анализе то, чего нет, порой так же важно, как и то, что вы увидите.

Источники визуальной информации

Походка и общий вид

"Когда вы планируете идти на встречу, стоит следовать золотому правилу: приходите минут за пятнадцать до намеченного времени и расположитесь в месте, откуда объект не может вас увидеть. Это позволит вам внимательно понаблюдать за ним без его ведома. Возьмем политика, например Саркози. Забавно видеть разницу в языке его тела до и во время интервью — сначала у него нервный тик, и когда начинается интервью, Саркози изо всех сил старается это скрыть. У господина X то же самое. Глядя на то, как он идет на встречу с вами, вы получите столько же информации, сколько во время беседы. Просто два набора полученных данных будут сильно отличаться. В первом случае господин Х ведет себя почти естественно, а во втором он старается произвести на вас впечатление".

"Когда мы изучаем обстановку во время демонстрации, мы знаем очень многое еще до того, как начнется собственно манифестация. Это позволяет нам выявить лидеров, сфотографировать их, оценить их потенциал влияния на своих сторонников, значимость внутренних проблем, если таковые имеются, дефекты их организации" (из разговора автора с бывшим сотрудником службы общей информации полиции).

Мне кажется, что после того как вы прочитаете эти высказывания, больше ничего говорить будет не нужно. Так действуют профессионалы, так что хороший манипулятор начнет свой анализ еще до того, как объект его интереса поймет это. Он начнет свое наблюдение с походки.

Некоторые примеры походки

Свободная, властная походка

Это человек, который не позволяет окружающему отвлекать себя от намеченной цели, который назначил встречу и решительно идет на нее. У него есть конкретная цель: прийти вовремя. Гипотеза: это человек, который способен брать на себя ответственность в довольно многих делах.

Походка равномерная, но человек постоянно поворачивается

Это походка людей, которые глазеют на свою тень, давайте "оправдаем подсудимого за недостатком улик". Гипотеза: либо это немного рассеянный человек, либо у него довольно высокое либидо и он всегда готов к различным любовным приключениям.

Беспечная, несколько медленная походка, человек идет, опустив голову

Гипотеза: объект задумался о чем-то своем, он взволнован, пассивен или плохо себя чувствует.

Нервная походка, бесполезные движения, человек подпрыгивает от малейшего шума

Объект все время пытается встретиться взглядом с другими людьми. Гипотеза: этот человек испытывает стресс или очень напряжен и тревожен.

Когда человек пришел на место встречи, вам надо поприветствовать друг друга. Рукопожатие также предоставляет довольно много информации.

Установление контакта, рукопожатие

Довольно вялое рукопожатие

Гипотеза: усталый, пассивный человек, или, если на встречу пришло несколько людей и вы — единственный, с кем так поздоровались, значит, вы на этой встрече не представляете для объекта никакого интереса.

Рукопожатие, когда человек впивается в вашу руку, как орел в добычу

Гипотеза: он решил сломать вам пальцы, умышленная тактика, социальное проявление конфронтации. Недоверие.

Взяв вас за одну руку, вторую руку человек кладет вам на плечо

Гипотеза: либо объект вас оценивает, либо перед вами другой манипулятор. В обоих случаях впереди вас ждет большое удовольствие от общения с ним.

Человек берет вас за руку двумя руками

Гипотеза: он намерен вас о чем-то попросить, что-то сообщить.

Эти наблюдения, сделанные в самом начале встречи (к тому же вы использовали многие методы из представленных выше, чтобы "просканировать" вашего собеседника), позволят вам понять, соответствует ли поведение, которое вы проанализировали без его ведома, тому, что он демонстрирует вам в дальнейшем.

Если поведение до и после встречи одинаковое, вы должны проверить свои первые наблюдения и можете продолжить анализ. В противном случае становится ясно, что этот человек в достаточной степени вас уважает (как союзника или как противника), чтобы скрывать от вас свое естественное поведение.

"Точно так же, когда вы попрощаетесь, не следует сразу же уходить, но стоит перейти на свой наблюдательный пункт и посмотреть, как будет вести себя этот человек, расставшись с вами. Изменилось ли его поведение? Если да, то как это связано с вашим разговором? Возвратился ли объект к своему привычному поведению? Все это — хлеб насущный для разведчика, менталиста или иллюзиониста — все они собирают информацию без ведома другого человека.

Если вы идете в сопровождении объекта вашего интереса, способ тот же.

Наблюдения за походкой

Человек идет рядом с вами, опустив голову

Гипотеза: его поведение показывает, что он слабый человек или что-то скрывает.

Человек идет в том же ритме, что и вы, глядя вперед прямо перед собой, ничто вокруг его не интересует

Гипотеза: объект взволнован, но не желает это показать. Думает о чем-то своем или концентрируется только на разговоре, возможно, у него доминирует слуховая память.


Человек идет, сунув руки в карманы

Гипотеза: вопреки общепринятому представлению руки, засунутые в карманы, не свидетельствуют об отсутствии уверенности в себе, скорее наоборот. Этот человек расслаблен и принимает наиболее удобную для себя позу.

Человек идет, пытаясь навязать вам свой ритм

Гипотеза: это человек, привыкший доминировать, его интересует только то, что он может от вас получить.

Наблюдение за глазами

Круги под глазами сразу же скажут вам о том, что человек не выспался. Между тем мешки под глазами сообщат намного больше. У некоторых людей синяки под глазами совершенно не связаны с бессонницей, тогда как мешки под глазами заложат своего хозяина с потрохами. Если они "тяжелые" и вдобавок лицо объекта отекшее, чтобы не сказать раздутое, то скорее всего это свидетельствует о приеме одного из двух веществ: алкоголя или марихуаны.

Алкоголизм подтверждается такими узнаваемыми признаками, как запах изо рта, характерный цвет лица и преждевременное старение.

Конечно, покрасневшие глаза могут просто указывать на то, что человек недавно плакал — "это же очевидно, Ватсон".

В любом случае состояние глаз человека сразу же показывает, находится ли он в состоянии стресса, а также принимает он токсичные препараты или нет.

Если человек носит очки, вам обязательно надо обратить на них внимание. Прежде многие люди отказывались носить контактные линзы, считая, что у них для этого слишком чувствительные глаза. То же можно сказать про эпиляцию волос на теле или об инъекциях ботокса.

Наблюдение за зубами

Вследствие дороговизны стоматологических услуг люди, имеющие красивые зубы, происходят из достаточно состоятельной среды, представители которой могут себе это позволить. И напротив, человек с приятной внешностью, у которого нет зуба и который вынужден улыбаться так, чтобы скрыть этот недостаток, явно не имеет денег, чтобы обратиться к стоматологу.

Другое важное указание: какого зуба не хватает? Все зависит от возраста. Давайте возьмем в качестве примера человека лет примерно сорока: естественная эволюция предполагает, что первыми будут выпадать дальние зубы, поскольку они сильнее подвержены риску кариеса или инфекции. Если недостающий или вставленный зуб расположен спереди, вы можете почти наверняка утверждать, что он был потерян в результате несчастного случая, падения или ссоры.

Удивительно ровные зубы указывают, что человек, без сомнения, пользовался в прошлом услугами ортодонта. Это относительно дорогостоящее вмешательство чаще всего выполняется в юности и говорит о финансовых возможностях его родителей. Естественно, черные пятна на зубах свидетельствуют о том, что ваш собеседник — курильщик или был им.

Наблюдение за руками

Местоположение наручных часов очень важно и может дать вам некие знаки, которые, правда, способны навести вас на ложный след, так что не спешите делать преждевременных выводов. Например, классический постулат: человек, который носит часы на правой руке, — левша. Но если вы столкнетесь с аккордеонистом (я знаю, такое случается редко), то знайте, что часы на правой руке будут мешать ему играть. То же самое верно в отношении некоторых других музыкальных инструментов, например, скрипки.

Естественно, чистота ногтей — важная деталь, которую никак нельзя упустить. У человека с маникюром есть средства, чтобы заботиться о нем. Иногда, правда, внешний вид обманчив. Например, певец Серж Гинсбург одевался довольно небрежно, грязно. Но если вы посмотрите снимки, где видны его руки, то убедитесь, что у него есть маникюр. Гинсбург придумал для себя роль — это ни для кого не секрет, но подобные мелкие детали позволяют понять, до какой степени этот человек отличался от того, каким представал перед публикой.

Белые ногти часто являются признаком анемии. Желтые ногти, особенно на указательном и большом пальцах, говорят о том, что человек много курит. Фиолетовый отлив указательного пальца свидетельствует о проблемах с кровообращением. Равно как необычная краснота и холодность рук. Подобные проблемы часто встречаются у женщин. Ногти, усеянные точками, могут свидетельствовать о какой-то форме экземы или псориаза.

Наблюдение за волосами

Естественно, приглядеться к волосам можно только в том случае, если они видны. Все меньше людей в наши дни носят шляпы, так что закрытые волосы могут говорить о желании спрятать плешивость или, конечно, — это стало актуально в последнее время — свидетельствуют о религиозных убеждениях женщины.

Женщины редко прячут свои волосы, если, конечно, от них этого не требует религия. Таким образом, если человек постоянно носит головной убор, это, скорее всего, является признаком плешивости, вызванной болезнью или принимаемыми медикаментами.

Определить, окрашены ли волосы у человека, не важно, мужчины или женщины, можно, сравнив цвет волос с цветом бровей.

Наблюдение за обувью

Многие люди, которые внимательно следят за своим внешним видом, как ни парадоксально, пренебрегают обувью. Главным образом мужчины. Поэтому, если вы видите хорошо одетого мужчину с тщательно подобранной и ухоженной обувью, знайте, что он посвящает довольно значительную часть своего времени созданию безукоризненного образа. Особенно если задняя часть каблуков не стоптана. О них среднестатистические мужчины забывают чаще всего.

Состояние каблуков женщины сразу же даст вам ценную информацию о ее финансовом положении, потому что каблуки быстрее всего снашиваются при носке, кожа на них портится от любой, даже самой мелкой царапины. Женщинам намного труднее содержать обувь в порядке и значительно дороже.

В наши дни все больше женщин носят обувь на низком каблуке, чтобы разгрузить ноги, но мода на высокий каблук быстро возвращается, поэтому не лишайте себя материала для анализа.

Продолжение следует...

Этого рода психология представляет собой описание и анализ связи, которая дана нам изначально и всегда в виде самой жизни.

В. Дилыпей

Во второй половине XIX века актуализируется проблематика психичес­кой (псюхе - душа) реальности как медиатора между двумя мирами; жи­вым и искусственным (культурным). При этом перетекание психических (духовных) явлений - сознания, эмоций, воли и т, п. - в человеческие отношения и рукотворные предметы инициирует представления о соци­альном мире как психокультурном комплексе.

    предметы (искусственная сфера)

    знаки (репрезентанты)

Внимание привлекают вопросы о роли «психического» в жизнедеятель­ности общества: субъективной свободы, значения выбора и воли в жизни человека, знакового общения, ценностного познания и др. Духовная жизнь как сфера культуры и творчества выступает теперь в качестве социально-исторической действительности (реальности). Новое понятие - «жизнь» - предстает как мир, в котором действует тотальность духовной взаимосвязи жизненных единиц - индивидуумов, продолжающих себя в сообществах.

" В Балснской школе неокантианства проблема плюрализма разрабатывается в учении о ценностях- «аксиологический плюрализм». В нем выделяются два аспек­та. Во-первых, утверждение, что любые ценностные концепции, системы равно­правны и принципу монизма в познании нет места. Во-вторых, что ни одна из ценностей в рамках данной концепции не принадлежит к числу ведущих и прин­ципу партийности в познании нет места. Из аксеологического плюрализма выте­кает правило, что «все правы вместе, но никто в отдельности». Все самые необхо­димые и возвышенные ценности противоречат друг другу. Кроме того, и у людей, желающих одного и того же, всегда находятся взаимоисключающие аргументы. Поэтому невозможно служить лишь одной ценности, не попирая в той или иной степени остальные. При этом целесообразность решения не может быть доказана рационально, а борьба - это победа одной правды, если ты кругом прав, значит кругом неправ твой оппонент. Поэтому нельзя никаким направлениям, течениям отдавать предпочтение, а надо лишь проявлять эклектизм.

При этом духовные факторы рассматриваются как животворящая сила всего социокультурного процесса. Причастность всех людей (историческое суще­ство) к жизни духа и их одинаковость обусловливают общезначимость по­ложений наук о духе. Общие понятия, обеспечивающие всеобщность суж­дений и теорий, которыми они пользуются, являются результатом пере­живаний и пониманий. Среди наук о духе психология, занимающаяся не­посредственно психической реальностью, становится основой и эталоном передового изучения человека (сообщества) и фундаментом для всех зна­ний о нем.

Вместе с тем, Дильтей подразделяет психологию на объяснительную и описательную (понимающую).

Объяснительная психология. Во второй половине XIX века достижения экспериментальной психологии и физиологии открыли перспективу поста­новки исследования духовных процессов на твердую почву функциональ­ной зависимости психических явлений от физиологических, то есть прове­ряемых количественных характеристик. Под воздействием объективных методов и контролируемого эксперимента психология обретает статус са­мостоятельной научной дисциплины. В силу того, что эта методика заим­ствовалась из более развитой в то время физиологии высшей нервной дея­тельности, формирование концептуально-объяснительно го аппарата пси­хологии приняло физиологическую окраску. В ее основе лежит физиологи­ ческий редукционизм как стремление свести психику к мозговым процес­сам: для каждой психологической функции пытались отыскать непосред­ственную физиологическую основу в мозговых процессах. Эта коррелятив­ная связь имеет характер соответствия, когда с изменением одного ряда процессов имеет место изменения другого и наоборот 1 .

Эксперименты в области психики человека убедительно раскрыли зави­симость психической деятельности от процессов, которые происходят в нервной системе и человеческом организме в целом. Лабораторные опыты (Г. Фихнер) открыли характер психической реальности как взаимодействие физических стимулов и сенсорных реакций. Органы ощущений при этом воспринимают прежде всего самих себя (И. Мюллер) - свои имманентно энергию и состояние. Психическая жизнь - ощущения - предстала как физиологические процессы, которые можно измерять (стимул - реакция)

1 В естествознании подобные связи раскрываются простым наблюдением вне­шних по отношению к субъекту явлений, предполагающим его проверку (вери­фикацию). Последняя заключается в объективном (опытном) подтверждении по­лученных данных с помощью средств, которые позволяют корректировать иллю­зии восприятия. В психологии линия физиологического редукционизма получила развитие в бихевиоризме (альтернативе гештальтпсихологии), определившем об­лик американской психологии (психологизации социологии). Его кредо выражает формула «стимул - реакция», согласно которой предметом психологии является поведение как наблюдаемая совокупность реакций на набор фиксируемых стиму­лов. Такой подход объявлял собственно психологические понятия (сознание, эмо­ции, воля и т. п.) лишенными всякого научного содержания. При данном стимуле (ситуации) мы может наперед сказать, какая будет реакция (поведение) и наобо­рот. (См. об этом: Э. Торндайк, Джон Б. Уотсон. Бихевиоризм. - М.. 1998).

экспериментальными методами. Психолога интересуют измеряемые пара­метры психической деятельности человека при решении задач, определя­емых алгоритмом жизни, труда и т. п. Такое познание способствует осно­ванному на физиологической активности центральной нервной системы приспособлению обладающего психическими функциями организма к ок­ружающей среде. Данный теоретико-прикладной характер эксперименталь­ной психологии обусловливал ее актуальность, привлекательность и вос­требованность.

Однако Дильтей рассматривает объяснительную психологию как экспе­риментально-естественнонаучную дисциплину, основанную на детерми­низме. Она продолжает традиции наук о природе: стремится вскрыть при­чинную связь психических феноменов (стимул - реакция) и подвести их под законы. Разум устанавливает, а опыт проверяет. Дильтей рассматривае­те установку о связи психических явлений с нервными процессами как неправомерное утверждение о том, что духовные (психические) явления суть лишь побочные явления физических процессов (4, 7). В ней он усмат­ривает скрытый материализм. Последний (как и идеализм) для него высту­пает как разлагающий фактор для науки.

Описательная (понимающая) психология. Описательная психология - это дисциплина, изучающая переживаемые (а не выводимые) человеком ду­шевные состояния: она описывает и анализирует связи, которые даны нам изначально и всегда в виде самой жизни, растворенной в психических со­стояниях - актах сознания и воли (4, 17; 18). Через переживание (вчувство-вание) этих состояний мы можем достигнуть полного их понимания и по­стижения 1 .

Концептуально, по Дильтею, в основе «наук о духе» (история, обще­ство) лежат связи душевной жизни как первоначальное данное (4, 8): ду­ шевная жизнь - некоторый композиту*! (4, 89) - есть связь чувств, воли,

1 Такой подход был направлен против физиоло газации психики: вместо поис­ков объяснения психического «внизу» - к физиологической основе, совершатся антиредукционистское движение «сверху» - с позиции целостности и самостоя­тельности психической жизни.

На этой основе формируется концепция гештальтпсихологаи в немецкоязычной школе психологии, развивающая в 20-30 годы идею понимания на базе экспери­ментально-теоретического изучения восприятия и мышления. Ее представители (В. Кё"лер, М. Вертгаймер, К. Коффка, Хр. фон Эренфедьсон и др.) исходят из установки, что в психических процессах важную роль играют структурированные целые - гештальты (структура, конфигурация), то есть целое как результат взаи­модействия частей (отдельных членов группы). В результате целостность предстает как относительная самостоятельность явлений. Основной тезис гештальтпсихоло-гии заключается в том, что явления психики не строятся путем синтеза свойств элементов, существующих до этого независимо. С самого начала явление пред­ставляет собой структурировано-организованную целостность (свойство аккорда в музыке) - гештальт. С его помошью в гештальтпсихологии объясняют функцио­нирование психики как движение по некоторой последовательности структур: це­лостность должна не только объединять исследуемый объект, но и задавать схему его расчленения, которая при сохранении целого обеспечивает возможность его анализа (используя понятия «поле», «схватывание», «озарение», «инсайт»).

свободы, мотивов, представлений, зависимости (4, 12). Данный психичес­кий (переживаемый) комплекс является первичным и различие его чле­нов - дело уже последующего. Душевные связи в виде самой жизни даны изначально, а не выводятся посредством гипотез, умозаключений и фило­софских конструкций. Связи эти составляют подпочвенный слой процесса познания: непосредственное их переживание «лежит в основе всякого по­стижения фактов духовного, исторического и общественного порядка» (4, 17). Познание связей происходит с помощью внутреннего восприятия (ин­троспекции), опыта в нас самих (а не чувственного раздражения) - инту­итивного понимания (4, 19). Психическое мышление (анализ) расчленяет и различает структуру душевной жизни (чувствования, веления и пред­ставления), которая нам дается в отношениях как связь живая, истори­ческая (4, 67). «Всякая связь, видимая нашим восприятием и устанавлива­емая нашим мышлением, вытекает из собственной внутренней жизнен­ности» (4, 73). Целесообразность, господствующая в душевной жизни, есть присущее последней свойство связи ее составных частей (4, 93). Пережитые же в чувстве жизненные отношения составляют ценности жизни (4, 94).

В процессе понимания и постижения душевной жизни участвует не только интеллектуальная деятельность, но и вся тотальность нашей духовной жизни. В ней общественная жизнь развертывается как жизнь духа и лишь проецируется во внедуховную жизнь индивидов - субъектов историческо­го процесса. Индивидуальность есть образ самого мира, поэтому законо­мерности отдельной души принимают форму закономерностей социаль­ной жизни. Таким образом, структура общества определяется психической структурой индивидуума, а не наоборот. Отсюда вытекает, что индивиду­ альная психическая (духовная) жизнь, продолжающая себя в сообществах, выступает как единица измерения социальной (исторической) реальности. Из «человеческой жизни» вытекают все общественные процессы, поэтому психические явления не даны «извне», и мы непосредственно их не усмат­риваем. Они вытекают «изнутри» - мы сами переживаем и понимаем пси­хическое состояние (экзистенциальная интуиция). Данные феномены и выступают основой социальной жизни.

Обращение к переживанию и пониманию означает поворот к внутрен­нему самоуглублению и субъективному видению человеком социального мира: он является потоком психических переживаний. Психическая жизнь (инстинкты, желания, интересы, эмоции, воля и т. п.) человека как субъекта истории, вызывает изменения в природном (экономическом) мире через физические действия, которые наполнены мотивами, смыслами и целями^. Тем самым психическая жизнь предстает как психический феномен в своих внутренних связях, что и составляет предмет наук о духе (исторических). Субъективность, непредсказуемость, иррациональность человеческих (ду­шевных) состояний обусловливает потребность в иной (нетрадиционной) методологии и методике, которые позволили бы получать общезначимое знание исторической жизненной связи.

1 Данное положение "понимающей психологии» Дильтея, станет лейтмотивом веберовской «понимающей социологии».

Дильтей разрабатывает концепцию описательной (понимающей) пси­хологии, которая являлась своеобразным поиском «третьего пути» между индуктивно-гипотетической (естествознание) и дедуктивно-абстракт ной (метафизика) методологиями. Он ориентировался на «расколдовывание» содержательных смыслов «другого» (человека, обществ, культуры). В силу этого «понимающая» психология выступала как идеографическая (идеали­зирующая) наука, устанавливающая смысл единичного (конкретного), особенного в исторической реальности 1 .

Изучение природы человека как носителя психики необходимо начи­нать с познания экзистенциально-феноменологических основ, требующих по­гружения в них, вчувствования (впитывания) непосредственного опыта до достижения момента, когда какие-то «вещи» приходят в голову (интуи­тивно).После этого требуется еще дополнительная работа по доводке идей до уровня, на котором они могут быть проверены экспериментальным путем. Однако прямая экспериментальная проверка (в естественнонауч­ном понимании) психологических феноменов трудно осуществима. По­этому исследования в области психологии не могут избежать субъективно­ сти исследователя. Следовательно, надо прекратить войну с ней: уникаль­ные возможности субъективности должны стать специфическим инстру­ментом исследования в виде вынесения экспертных заключений. Исследо­ватель передает свои суждения (отстранение) на рассмотрение другим ис­следователям (экспертам) в лице квалифицированных ученых 2 ,

В силу того, что психические структуры у людей сходны, на основе иден­тификации открывается возможность понимания внутреннего мира людей с помощью со-чувствия, со-переживания индивидуальных и коллективных жизненных связей. Решение проблемы общезначимости при субъективном характере переживаний обусловливало обращение к вопросам взаимодей­ствия (интеграции), языкового общения (коммуникации), исторического и логического аспектов понимания, выходящих за пределы психического познания.

Понять автора - значит понять другое (чужое) сознание и его мир, в актах которого растворены исторические события. Аналогия психической жизни индивидуума (отдельной личности) с историческим процессом оз­начает, что этот процесс в определенном аспекте совпадет с биографией. Через повторное переживание состояний индивидуальности и своеобразия внутреннего опыта «другого» (изучаемого исторического события) мы может достигнуть их полного понимания и постижения (3, 22). При этом неопределенность границ способствует вечной актуальности книжно-пись­менной интерпретации.

Таким образом, перенос акцента с объяснения (науки о природе) па понимание (науки о духе) способствовал развитию и обогащению методов познания социальной жизни: текстологии (контент-анализ), автобиогра-

" Она претендовала на альтернативную роль по отношению к номотетической науке, отыскивающей обшие законы, допускающие формализацию и с помошью генерализирующих методов подводящие единичное под общую закономерность.

5 Данная логика получения общезначимого - истинного значения - будет раз­вита в учении «идеального типа» М. Вебера.

фии (биографический), тестирования (опрос). В результате генерализирую­щие опытно-экспериментальные, статистические, историко-сравпитель-пые методы дополняются потенциалом косвенного познания общего че­рез исследования единичного.

Психологизация истории

Закономерности отдельной души принима­ ют форму закономерностей социальной жиз­ ни.

В. Дилътей

Дильтеи развивает идею о связи между понятиями «жизнь» и «история»,

которая ориентирует на то, что на место всеобщего гегелевского разума приходит историческая жизненная взаимосвязь и мощь иррационального в ней. Жизненные стремления, побудительные мотивы исторической дея­тельности людей, одаренных индивидуальностью и обладающих страстя­ми, придают конкретную форму историческому процессу. Поэтому соци­альная жизнь и ее развитие вторичны и производим от психических факто­ров (внеэкономических). В силу того, что психические структуры у людей сходны, открывается возможность познать и реконструировать духовный мир «другого» (чужого) по аналогии. Таким образом, жизнь перестала быть специфической прерогативой исключительно философского рассмотрения. Происходит смещение к гуманитарной (антипозитивистской) установке в познании «социального» и в приоритетном обращении к «наукам о духе» (историческим) - человековедению (обществоведению). Их специфика заключается в том, что эти науки не требуют естественнонаучных проце­дур, так как постоянное взаимодействие переживания и понимания подда­ется «расшифровке» только гуманитарно-научным методам (3, 13).

В исторической науке мир строится на основе полноты собственных переживаний и пониманий историка, которые объективируются (опред­мечиваются) в смысловых образованиях культуры: документах, произве­дениях, зафиксированных поступках, жизненных откровениях, памятни­ках культуры и т. п. В них происходит смысловое кодирование жизни. При этом переживания составляют психическое содержание социальной жизни. Оно фиксируется в культурно-историческом процессе, и понимание этого содержания требует личного «вживания» («сопереживания») исследовате­ля в события прошлого (чужого внутреннего мира), которое делает их вновь «живыми», настоящими (непосредственными).

Историк должен не просто воспроизвести истинную картину истори­ческого события, а «пережить» его заново, «истолковать» и воспроизвести как живое: не только происходящее в материальных условиях жизни людей (производство, быт и т. п.), но и побудительные мотивы, жизненные стрем­ления исторической деятельности людей. Поэтому познание смысла -субъективной (психологической) стороны исторических событий душой и интуицией исследователя требует иного (по отношению к естественнона­учному) изучения.

Историческое знание (науки о духе) и естественнонаучное знание (на­уки о природе) неоднородны. В обществе нет единого и неизменного по-

рядка вещей, то есть естествен ноисторичес ко го хода событий. Следователь­но, и не существует всеобщих законов исторического развития. Метафизи­ческие теории, занимающиеся утверждением подобных законов, хотя и имеют определенную ценность, не способны, однако, разрешить вопро­сы, которые касаются дел человеческих. Рациональному мышлению нет дела до чувств и эмоций человека, до всего, что для него является самым важным. Оно насильственно обращается с историческими фактами в угоду предвзятым теоретическим конструкциям (Гегель, Копт, Маркс и др.). Ис­тория для них самостоятельного значения не имела: исторические факты использовались лишь как «сырье» для философских обобщений.

В частности, на основе метафизических теорий создаются схемы с пред­посылкой финализма: схемы объяснения, предполагающие осуществление конечных целей, генетически связанные с христианской эсхатологией «кон­ца истории», когда воцарится, наконец, «земной рай», а в «человецах бла­говоление». К ним можно отнести учения о «трех стадиях» (Конт), формациях (Маркс), имеющих характер философских постулатов традици­онной метафизической философии, проверке которых внимание почти не уделялось. Однако живая жизнь шла своим чередом и не укладывалась в рамки абстрактного мышления и категорий (схем), предлагаемых данны­ми социальными пророками.

Отсюда вытекала основная теоретическая задача - произвести крити­ческий анализ всего «исторического знания» («исторического разума») и дать новую трактовку исторического метода, способного создать науку о человеческой истории (науку о духе). В этом плане ДильтеЙ выступает как «Кант исторического знания», радикально противопоставивший истори­ческие (гуманитарные) науки естествознанию. Единой методологией, спо­собной охватить всю историю духа и воссоздать исторический духовный мир, стала психология, непосредственно занимающаяся психической ре­альностью. Она становится эталоном передового изучения человека (сооб­ществ) и фундаментом для всех знаний о нем. В этом заключается смысл психологизации истории.

Исходной установкой психологизации истории является представление культурно-исторического процесса как сцепления сознательных, эмоцио­нальных и волевых активностей, то есть его содержание составляет психо­логия (а не логика) 1 . Данный факт роднит психологическое мышление с художественными формами освоения исторической действительности. Ис­тория как научное формирование образа - есть своеобразный переход между пережитым и поэзией 2 .

1 Дильтей не выступает против логики как таковой. Но дело в том, что рацио­ нальным методам духовный аспект исторической реальности недоступен. Поэтому он изучается новым типом «наук о духе», в которых логика - логические опера­ ции и общие формы мышления играют второстепенную, дополнительную роль по отношению к психологическому мышлению (внутреннему восприятию).

2 Как отмечает Дильтей, одна и та же мировая загадка стоит перед поэзией и наукой (3, 35). Поэт - это зеркало человечества, и его сознание приводит то, что человечество чувствует и делает (Шопенгауэр). Поэт изливает в стихах собствен­ ную душу, но она отражает существенное бытие человечества. Поэтому в поэзии подлинной правды больше, чем в истории.

Представители философии жизни считают, что в исторической действи­тельности имеет место лишь «индивидуальный закон», выводимый на ос­нове интуитивного постижения «жизненного чувства индивидов» («сцеп­ление их судеб»). При изучении исторического события невозможно пред­ставить весь комплекс составляющих его частей. Для исторического позна­ния характерно различное осознание ценности воспринимаемых душевных фактов. Именно ценность обусловливает отделение существенного от не­существенного для наших жизненных связей. Историк изучает историчес­кую жизнь через индивидуальность, которая «является образом самого мира» (3, 112). Он должен вчувствоваться (внутреннее восприятие) в историчес­кое событие и понять мысли, настроения и мотивы участников данного события и тем самым пережить его во всей индивидуальности и своеобра­зии. Этим и будет достигнуто все, что может дать наука. Таким образом, основой для переживания, понимания и интерпретации исторических со­бытий выступает личность и происходящие в ее душе процессы. Однако интерпретация не может быть завершенной. Поэтому занятия разыскани­ем «исторических законов» (всеобщих) несостоятельны.

В целом, познавательная активность нового психологического подхода заключалась в стремлении «расшифровать» включенность человека в жиз­ненный мир, акцентируя его субъективную сторону - жизненные стрем­ления, мотивы, смыслы. Его представители проникали в духовные глуби­ны своего времени и истолковывали их как основу жизнедеятельности ци­вилизации, социальной жизни, состоящей из запаса культуры - идей, зна­ний, ценностей. Психологизм становится определяющим фактором разви­тия, гуманизации социальных наук последней трети XIX века. Его проник­новение в социологию привело к формированию направления «социологи­ческого психологизма», определяющей чертой которого стало смешение предметов социологии и психологии.

Вся наша жизнь - это бесконечная череда событий, ситуаций, дел, встреч, разговоров, перемен, побед и поражений, надежд и разочарований. Другими словами, жизнь человека - это постоянное взаимодействие его внутреннего мира с окружающей действительностью. Каждый день мы просыпаемся, начинаем свой день, выполняем разные дела, общаемся с множеством людей, ходим на работу, развиваем бизнес или занимаемся чем-то ещё. Жизнь человека в современном мире - это жизнь в мире высоких технологий, нескончаемого потока информации, стремительного развития и перемен. И чтобы соответствовать всем требованиям окружающей действительности, человек должен быть внутренне стойким, развитым, способным преодолевать трудности и имеющим несгибаемый внутренний стержень, который всегда будет поддерживать и помогать оставаться сильным. Современный мир готов поглотить человека в считанные секунды, сделать его частью серой массы, обезличить, опустошить и выкинуть на обочину. И если человек не готов к этому, то поражения не миновать. Но есть способ выйти победителем в этой борьбе.

Одними из самых важных знаний для человека в наше время являются знания в сфере психологии, а одним из главнейших навыков - умение применять их на практике. Чтобы разбираться в людях, уметь находить с ними общий язык и общаться, быть способным моментально подстроиться под любую ситуацию, всегда помочь себе и другим, нужно понимать психологию. Чтобы проблемы и стресс, которые сегодня с огромной силой давят на человека, не сломали вас или ваших близких, и вы или они могли продолжить свой путь, нужно разбираться в психологии человека. Чтобы понимать остальных на глубинном уровне, уметь взрастить самого себя, воспитать своих детей, повлиять на окружающих, нужно знать нюансы психологии людей. Чтобы добиваться успехов, достигать новых результатов, покорять новые высоты, жить в достатке, гармонии и благополучии, нужно владеть важными знаниями - знаниями о психологии человека.

Учитывая важность психологических знаний, а также причины, которые мотивируют людей расти и развиваться, их желание становиться лучше и улучшать свою жизнь, мы создали данный курс, который называется «Психология человека». В уроках этого курса мы подробно исследуем очень важные вещи: раскрываем основные и ключевые проблемы психологии человека, этапы и закономерности его развития и становления его личности, формирования особенностей его поведения и общения с людьми. Этот курс даёт возможность ответить на вопросы о том, как понять психологию человека, как самому оказывать влияние на свою жизнь, окружающих и, главное, самого себя. Изучение психологии и применение в жизни полученных знаний способствует личностному росту, улучшению личной жизни, налаживанию прекрасных взаимоотношений, достижению успехов в профессиональной сфере и других областях деятельности. Данный курс «Психология человека» - это онлайн-тренинг, состоящий из уроков, в которых содержится интересная теоретическая информация о психологии человека, приводятся примеры (опыты, тесты, эксперименты) и, что самое главное, даётся большое количество практических советов, которые вы сможете применить на практике уже в первый день знакомства с тренингом. В конце курса приведены ссылки на полезные материалы: книги (в том числе аудиокниги), видео, записи семинаров, эксперименты и цитаты о психологии.

Психология (от древнегреческого «знание о душе») - это наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы (что иногда называют «душой») с целью объяснить поведение человека, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.

Является сложной, но важной и интересной для изучения дисциплиной. Как уже, наверное, стало понятно, психология человека является очень увлекательным направлением научных знаний и охватывает множество разделов, познакомиться с которыми вы, имея желание, можете самостоятельно. Можно даже сказать, что именно с этого момента и начнётся ваше саморазвитие, т.к. вы уже самостоятельно примете решение о том, что конкретно вы бы хотели изучить и начнёте осваивать новые знания. Психология человека, сама по себе, обладает множеством свойств, одним из которых является боязнь всего нового и непонятного. Для многих людей это является преградой на пути саморазвития и достижения желаемых результатов. Мы рекомендуем вам отбросить любые страхи и сомнения, и приступить к изучению материалов нашего сайта и данного курса. Через некоторое время вы будете гордиться собой, благодаря новым умениям и достигнутым результатам.

Объект психологии - это человек. Отсюда можно сделать вывод, что любой психолог (или интересующийся психологией) является исследователем самого себя, благодаря чему в психологических теориях возникает тесная взаимосвязь объективного и субъективного.

Предмет психологии в разные исторические эпохи всегда понимался по-разному и с позиции разных направлений психологической науки:

  • Душа. Такой позиции до начала XVIII века придерживались все исследователи.
  • Явления сознания. Направление: английская эмпирическая ассоцианистская психология. Главные представители: Дэвид Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер.
  • Непосредственный опыт субъекта. Направление: структурализм. Главные представители: Вильгельм Вундт.
  • Приспособляемость. Направление: функционализм. Главные представители: Уильям Джеймс.
  • Происхождение психических деятельностей. Направление: психофизиология. Главные представители: Иван Михайлович Сеченов.
  • Поведение. Направление: бихевиоризм. Главные представители: Джон Уотсон.
  • Бессознательное. Направление: психоанализ. Главные представители: Зигмунд Фрейд.
  • Процессы переработки информации и их результаты. Направление: гештальтпсихология. Главные представители: Макс Вертгеймер.
  • Личный опыт человека. Направление: гуманистическая психология. Главные представители: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй.

Основные разделы психологии:

  • Акмеология
  • Дифференциальная психология
  • Гендерная психология
  • Когнитивная психология
  • Виртуальная психология
  • Военная психология
  • Прикладная психология
  • Инженерная психология
  • Клиническая (медицинская психология)
  • Нейропсихология
  • Патопсихология
  • Психосоматика и психология телесности
  • Онкопсихология
  • Психотерапия
  • Педагогическая психология
  • Психология искусства
  • Психология родительства
  • Психология труда
  • Психология спорта
  • Психология управления
  • Экономическая психология
  • Этнопсихология
  • Юридическая психология
  • Криминальная психология
  • Судебная психология

Как нетрудно заметить, разделов психологии существует множество, и разные направления изучают разные аспекты личности человека и его деятельности. Какой раздел будет по душе лично вам, вы сможете определить, ознакомившись с каждым из них самостоятельно. В нашем же курсе мы рассматриваем психологию человека в общем и целом, не выделяя какие-то направления, виды или разделы, но делая возможным применение новых навыков в любой сфере жизнедеятельности.

Применение психологических знаний

Применение психологических знаний необходимо и полезно совершенно в любой области деятельности человека: семья, учёба, наука, работа, бизнес, дружба, любовь, творчество и пр. Но важно научиться применять в разных ситуациях соответствующие знания. Ведь то, что может эффективно сработать в общении с коллегами по работе, может совсем не подойти в отношениях с любимым человеком. То, что является подходящим для семьи, может не пригодиться в творчестве. Хотя, конечно же, есть и общие приёмы, которые являются универсальными и действуют практически всегда и везде.

Знания о психологии дают человеку множество преимуществ: развивают и делают более эрудированным, образованным, интересным, разносторонне развитым. Человек, обладающий психологическими знаниями способен понять истинные причины происходящих с ним (и другими) событий, осознать мотивы своего поведения и понять мотивы поведения окружающих. Знание психологии человека - это возможность решения множества проблем с существенно большей скоростью и эффективностью, увеличение способности противостоять невзгодам и неудачам, возможность достигать выдающихся результатов там, где другие не могут. Навык применения психологических знаний, при условии его систематического и регулярного закрепления, сделает вас более сильной личностью, обладающей существенными преимуществами перед остальными. Перечислять все плюсы можно очень и очень долго. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И проводя аналогию с этой поговоркой, можно сказать, лучше один раз применить, чем сто раз прочитать.

Также стоит отметить, что знания психологии уже давно применяются вами в повседневной жизни. Но вот только делается это спонтанно, неосознанно и без понимания того, какую силу, мощь и потенциал несут эти знания в себе на самом деле. И если вы действительно хотите стать ближе к «лучшему себе» и улучшить свою жизнь, этому можно и нужно намеренно научиться.

Как этому научиться?

Естественно, знания о психологии не присутствуют у нас с рождения, а формируются в течение жизни. У кого-то, конечно, есть предрасположенность к психологии. Такие люди часто становятся психологами, интуитивно разбираются в людях, немного по-другому смотрят на жизнь. Другим же приходится специально изучать психологические знания, прикладывать больше старания и терпения к тому, чтобы их усвоить. Но, в любом случае, научиться можно всему. И овладеть навыком применения психологических знаний - тем более. Причём, сделать это вы можете самостоятельно.

Есть два аспекта обучения этому навыку - теоретический и практический.

  • Теоретический аспект психологии - это те знания, которые преподаются в учебных заведениях, а также даются в представленном курсе;
  • Практический аспект психологии - это применение новых знаний в жизни, т.е. переход от теории к практике.

Но нередко происходит так, что теория так и остаётся теорией, потому что люди просто не знают, что же им делать с той информацией, которой они теперь владеют. Любые уроки, курсы, тренинги, лекции, семинары и т.д. должны быть направлены на практическое применение знаний в реальной жизни.

С учётом этой особенности и составлен тот курс, введение к которому вы сейчас читаете. Цель данного курса - не только дать вам хорошую теоретическую базу психологических знаний, но и научить вас использовать эти знания. Все уроки курса имеют двустороннюю направленность - это теория и практика. Теоретическая часть содержит в себе самые важные знания по теме психологии человека и представляет собой их квинтэссенцию. Практическая часть, в свою очередь, состоит из рекомендаций, советов, психологических методов и приёмов, рассчитанных на то, что вы будете их использовать.

Данный курс «Психология человека» - это:

  • Систематизированный и понятный любому человеку материал, изложенный в простой, интересной и доступной форме.
  • Сборник полезных советов и рекомендаций, которые легко применять на практике с первого же дня.
  • Возможность увидеть себя и свою жизнь, а также других людей с новой, до этого неизвестной вам стороны.
  • Возможность повысить уровень своего интеллекта, образования и эрудиции на несколько уровней, что, несомненно, играет существенную роль в жизни современного человека.
  • Возможность найти главную мотивирующую силу, которая будет побуждать вас идти только вперёд и достигать успехов.
  • Возможность вырасти как личность, и повысить уровень и качество своей жизни.
  • Возможность научиться налаживать контакт с любыми людьми (от собственных детей и родителей до начальства и хулиганов на улице).
  • Способ прийти к гармонии и счастью.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки психологии

Изучив множество теоретических материалов, выбрав самое важное и адаптировав под практическое применение, мы создали ряд уроков по психологии человека. В них рассматриваются самые популярные разделы и направления психологии, приводятся данные научных исследований и мнения специалистов. Но самое главное - это то, что акцент каждого урока сделан именно на практические советы и рекомендации.

Как проходить занятия?

Информация из уроков данного курса полностью адаптирована для применения на практике и подходит абсолютно каждому. Самое главное здесь, как уже не раз говорилось, это переход от теории к практике. Можно годами читать умные книжки и знать много всего, но всё это будет равно нулю, если так и останется лишь багажом знаний.

Изучение всех уроков вы можете разбить на несколько этапов. К примеру, поставьте себе задачу, изучать по 2 урока в неделю: 1 день - изучение материала, 2 дня - проверка на практике, 1 день - выходной и т.д. Но нужно не просто читать, а именно изучать: внимательно, осознанно, целенаправленно. Сами же советы и практические рекомендации, представленные в уроках, важно не просто один раз проверить или применить, а систематически внедрять в свою каждодневную деятельность. Выработайте у себя привычку всегда помнить о том, что вы изучаете психологию человека - это автоматически будет вызывать у вас желание применять что-то новое в жизни снова и снова. Навык применения психологических знаний на практике со временем станет отточенным и автоматическим, ведь он в большей степени зависит от опыта. И наши уроки как раз и направлены на то, чтобы научить вас, как этот опыт получить и придать ему верное направление.

Дополнения и вспомогательные материалы:

Психологические игры и упражнения

Игры и упражнения, созданные специально для того, чтобы познавать особенности психики человека. Существуют разные виды таких игр и упражнений: для детей и для взрослых, массовые и одиночные, для мужчин и для женщин, произвольные и целенаправленные и т.д. Использование психологических игр и упражнений помогает людям понять других и самих себя, сформировать одни качества и избавиться от других и т.д. Сюда относятся упражнения на развитие разных качеств, преодоление стрессов, повышение самооценки, сюжетно-ролевые, развивающие, оздоровительные игры и множество других игр и упражнений.