Поражение абд аль кадира. Абд аль-Кадир: биография

Родословная Абд аль-Кадира ибн Мухидина ибн Мустафы ибн Мухаммада ибн Мухтара ибн Абду аль-Кадира относится к Имаму Хасану, сыну сподвижника Али ибн Аби Талиба (да будет доволен ими Аллах). (6 сентября 1808 - 26 мая 1883, Дамаск), это национальный герой Алжира, полководец, учёный, суфий, оратор и поэт.

Происходил из древнего и знатного марабутского (священнического) рода в Оране.

Он учился в Маскаре, в духовном училище Хетне, находившемся под руководством его отца, суфийского шейха Мухидина.

Абд аль-Кадир тоже был последователем суфизма. Он во многом похож на ливийца Омара аль-Мухтара из сануситского тариката и схож в делах с имамом Чечни и Дагестана Шамилем.

Благодаря необыкновенным способностям, благочестию, учёности и искусству владеть оружием, Абд аль-Кадир ещё в молодости приобрёл широкую известность. Уже в 17 лет Абд аль-Кадира аль-Джазаири в мире знали как предводителя. Он с детства получил блестящее религиозное образование, знал иностранные языки.

Чтобы избавиться от преследований подозрительного алжирского дея (титул пожизненного правителя Туниса в кон. 16 в.-1705, Триполи в 1609-1711 и Алжира в 1711-1830), он ушёл в Египет, где ему впервые пришлось встретиться с европейской цивилизацией. Отсюда он вместе с отцом совершил Хадж в Мекку, побывав по пути в разных городах исламского мира. В Дамаске он встретился с великим тарикатским шейхом, известным во всём мире учёным Халидом аль-Багдади (1778-1826). Абд аль-Кадир, вступив под духовную опеку шейха Халида аль-Багдади, стал его мюридом. Когда он вернулся на родину, французы завоевали Алжир, изгнав турок, при этом, однако, восстали многие арабские племена.

Восстание Абд аль-Кадира аль-Джазаири- народное восстание в Алжире против французов в 1832-1847 годах.

Предпосылкой восстания стало начало колонизации французами территории современного Алжира в 1830 году. Восстание было начато арабо-берберскими племенами провинции Оран в мае 1832 года. При поддержке учёных-богословов знамя борьбы против захватчиков поднял Абд аль-Кадир аль-Джазаири.

Он сумел преодолеть раздробленность разных социальных групп. Война оказалась крайне упорной и кровопролитной, французы потерпели ряд поражений и были вынуждены заключить мирный договор в феврале 1834 года.

В 1835 году война возобновилась, но французы вновь были разбиты и в мае 1837 года был заключён очередной мирный договор, по которому Франция признала власть Абд аль-Кадира аль-Джазаири над большей частью Западного Алжира.

1837-1838 годы стали высшей точкой расцвета государства Абд аль-Кадира. К 1838 году под его контролем находился практически весь Алжир.

Государственный строй, который он создал, можно сравнить с имаматом имама Шамиля в Дагестане 1829-1859 гг.

Абд аль-Кадир и шейх накшбандийского тариката Шамиль были современниками, и у них было очень много общего: они были предводителями мусульман, великими полководцами, военными стратегами, политиками, дипломатами, и самое главное - они были очень богобоязненными праведниками, истинными суфиями, следовавшими пути познания Всевышнего Творца.

Благодаря усилиям Абд аль-Кадира аль-Джазаири, экономика страны стала милитаристской из-за необходимости противостоять дальнейшему вторжению французов. Усиленно развивалась военная промышленность: созданы сабельные, ружейные, литейные, пушечные и пороховые предприятия. В стране наряду с ополчением племён была организована регулярная армия, создано несколько линий обороны.

Алжирская армия стала весьма грозной в техническом отношении. Так, на её вооружении было около 250 пушек, что, конечно же, играло существенную роль.

Во время перемирия Абдом аль-Кадиром были проведены реформы: административная, разделившая страну на несколько областей; экономическая, направленная на перераспределение доходов в обществе; судебная и налоговая. Государство Абда аль-Кадира аль-Джазаири выпускало собственную валюту.

18 октября 1838 года французы нарушили мирный договор 1837 года. Французская армия овладела городом Константина, а к 1843 году захватила большую часть территории страны, ослабленного изменами крупных феодалов. Абд аль-Кадир укрылся на территории соседнего Марокко, власти которого также участвовали в сопротивлении французским войскам. Однако они тоже потерпели поражение и были вынуждены выслать Абд аль-Кадира аль-Джазаири из страны. В 1845 году в Алжире началось новое восстание, которое возглавил возвратившийся из изгнания Абд аль-Кадир. В 1847 году повстанцы были разбиты.

Колониальные войска, к которым постоянно прибывали подкрепления, начали уничтожать целые поселения, никого не оставляя в живых.

Французская армия была доведена до 110 тыс. человек, 18 карательных отрядов начали уничтожать алжирские селения и истреблять их жителей.

Осознав, что дальнейшее сопротивление приведет к полному истреблению народа, шейх Абд аль-Кадир принимает нелёгкое решение – он идёт на переговоры с французами. 21 декабря 1847 года он даёт согласие на капитуляцию. Главное условие, которое ставит шейх – это прекращение преследования гражданского населения, а в качестве уступки со своей стороны обещает покинуть Алжир и выехать с семьёй и ближайшими сторонниками в Египет.

Через 2 дня капитуляция была официально принята французским командованием и генерал-губернатором Алжира – принцем Генрихом Орлеанским. Они обещали удовлетворить условия Абд аль-Кадира, но нарушили слово. Пленённый шейх вместе с семьёй был отправлен во Францию, где содержался в заключении в Тулоне, а затем с ноября 1848 – в замке Амбуаз (в долине Луары).

Во Франции он жил под мягким, почётным надзором. В соперничавшей с Францией Великобритании была начата кампания за его освобождение. В октябре 1852 Абд аль-Кадир был освобождён по распоряжению Наполеона III, поклявшись больше не появляться в Алжире. Наполеон III назначил ему пенсию.

После этого он по приглашению османского султана поселился в Брусе, а в 1855 году переехал в Дамаск, где летом 1860 года вступился за подвергавшихся жестокому преследованию христиан.

В июле 1860 года Абд аль-Кадир помог спастись многим христианам. За это французское правительство, предоставившее бывшему врагу пенсию в 4 тыс. лир, наградило его орденом Почётного легиона.

B архиве внешней политики Российской империи МИД России также хранятся ценные материалы, непосредственно связанные с Шамилем. Особый интерес представляет обмен письмами между ним и Абд аль-Кадиром, возглавлявшим в то время антифранцузское восстание в Алжире. Эти письма показывают, что как и Шамиль, Абд аль-Кадир ясно выступал против актов насилия, против терроризма, призывал к веротерпимости, мирному межцивилизационному общению.

С 1855 году после поражения восстания Абд Аль-Кадир жил в Дамаске и занимался богословием. Во время христианского погрома в Дамаске в июне 1860 года, когда российское вице-консульство подверглось нападению, Абд аль-Кадир, проповедовавший идеи веротерпимости, спас многих христиан, в том числе вице-консула Макеева. Заслуги Абд аль-Кадира были высоко оценены Россией. Он был награждён орденом Белого Орла.

Сразу же после этого Шамиль в письме Абд аль-Кадиру в 1860 году так отреагировал на происшедшее: "Уши мои поражены были вестью, невыносимою для слуха и противною самой природе о том, что произошло между мусульманами и иноверцами и что не должно было произойти в мусульманском мире, тем более что оно угрожало разлиться мятежом между всеми мусульманами. Волосы мои поднялись от всех этих ужасов, улыбка исчезла с лица моего…". И далее: "Да примиришься ты с Богом Всевышним! И да благословит Он тебя достоянием и детьми, ибо ты исполнил слова великого Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), не только разрешено, но и желательно - это), посланного Богом по милости к человекам, - и не допустил укоренения вражды к нам из-за нашей веры".

В свою очередь, Абд аль-Кадир в 1861 году отвечал Шамилю: "Насилие торжествует во всех странах, и результаты его постыдны. Однако люди в наши дни искушений теряют голову до такой степени, что им мало что представляется добрым. Сколь же печально видеть столь мало людей религиозных и столь малое количество тех, кто все ещё прибегает к власти справедливости. Их столь мало, что невежды начали полагать, что источником веры в Исламе являются грубость, жестокость и отстранённость от всех иноверцев".

Такая позиция этих хорошо известных миру мусульманских деятелей представляется весьма актуальной и поучительной в нынешних условиях.

В период изгнания Абд аль-Кадир много писал, занимался философией. Он совершил ещё два хаджа в Мекку, а также несколько поездок в другие исламские страны и в Европу.

В 1867 он посетил Всемирную выставку в Париже и в ноябре 1869 присутствовал при открытии Суэцкого канала. Там он встретился с имамом Дагестана и Чечни Шамилем.

Абд аль-Кадир написал весьма интересное религиозно-философское сочинение, которое Дюга перевёл с арабского на французский под заглавием: «Rappel à l’intelligent; avis à l’indifférent» (Париж, 1858).

Умер великий предводитель Абд аль-Кадир аль-Джазаири в Дамаске 26 мая 1883, по хиджре это 1300 год. Похоронен рядом с ибн Араби, согласно его завещанию на кладбище в котором не хоронили никого, кроме предводителей страны. Его останки были возвращены в Алжир в 1970-е годы.


Абд аль-Кадир аль-Джазаири на Викискладе

Абд аль-Ка́дир (полное имя Абд аль-Кадир ибн Мухйидди́н аль-Джаза́ири , араб. عبد القادر الجزائري ‎; 6 сентября , Маскара - 26 мая , Дамаск) - арабский эмир , национальный герой Алжира , полководец, богослов-суфий , учёный, оратор и поэт.

Биография

Ранние годы

Абд аль-Кадир происходил из весьма древнего и знатного марабутского (священнического) рода, укоренившегося в Оране . В научном сообществе бытует мнение, что предки Абд аль-Кадира - арабизированные берберы племени бану-ифрен .

Вдалеке от Алжира

Во Франции он жил под мягким, почётным надзором со своими родными, пока Наполеон III не освободил его, назначив пенсию. 21 декабря 1852 года он переехал в Бурсу , а затем поселился в Дамаске , где летом 1860 года во время Дамасской резни вступился за местных христиан-маронитов, подвергавшихся жестокому преследованию со стороны друзов . Нападению подверглось и российское вице-консульство, и вице-консул Макеев был спасен от неминуемой гибели благодаря вмешательству и заступничеству Абд аль-Кадира. Его действия по спасению сирийских христиан повысили его международный авторитет. Он был произведён в кавалеры Большого креста ордена Почётного легиона, Греция, Османская империя и папа римский наградили его орденами, а Авраам Линкольн отправил в качестве подарка пару пистолетов.

С тех пор его тихая, созерцательная жизнь прерывалась только предпринимаемыми им по временам странствованиями на богомолье. Он ещё раз совершил хадж в Мекку, посетил в 1867 году Всемирную выставку в Париже и в ноябре 1869 года присутствовал при открытии Суэцкого канала .

Абд аль-Кадир написал весьма интересное религиозно-философское сочинение, которое Гюстав Дюга перевёл с арабского на французский под заглавием: «Rappel à l’intelligent; avis à l’indifférent» (Париж, 1858).

Именем Абд аль-Кадира назван город Элькадир в штате Айова , США . Основатели Тимоти Дэвис, Джон Томпсон и Честер Сейдж были впечатлены борьбой эмира с французскими колониальными войсками и решили назвать его именем новое поселение в 1846 году .

В Алжире Абд аль-Кадира чтят как национального героя и «Югурту Нового времени» .

См. также

Напишите отзыв о статье "Абд аль-Кадир"

Примечания

Литература

  • Бельмар «A., sa vie politique et militaire» (Париж, 1863).
  • Ламенер «Vie, aventures, combats et prise d’A.» (Париж, 1848)
  • Оганисьян Ю. , Абд-аль-Кадир, Москва, 1968;
  • Бу Азиз Яхья, Батль аль-кифах аль-амир Абд-аль-Кадир аль-Джазаири (Боевой герой эмир Абд аль-Кадир аль-Джазаири), Тунис, 1957.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Абд аль-Кадир

– Постойте, два слова. Une fois passe aux gardes… [Раз он перейдет в гвардию…] – Она замялась: – Вы хороши с Михаилом Иларионовичем Кутузовым, рекомендуйте ему Бориса в адъютанты. Тогда бы я была покойна, и тогда бы уж…
Князь Василий улыбнулся.
– Этого не обещаю. Вы не знаете, как осаждают Кутузова с тех пор, как он назначен главнокомандующим. Он мне сам говорил, что все московские барыни сговорились отдать ему всех своих детей в адъютанты.
– Нет, обещайте, я не пущу вас, милый, благодетель мой…
– Папа! – опять тем же тоном повторила красавица, – мы опоздаем.
– Ну, au revoir, [до свиданья,] прощайте. Видите?
– Так завтра вы доложите государю?
– Непременно, а Кутузову не обещаю.
– Нет, обещайте, обещайте, Basile, [Василий,] – сказала вслед ему Анна Михайловна, с улыбкой молодой кокетки, которая когда то, должно быть, была ей свойственна, а теперь так не шла к ее истощенному лицу.
Она, видимо, забыла свои годы и пускала в ход, по привычке, все старинные женские средства. Но как только он вышел, лицо ее опять приняло то же холодное, притворное выражение, которое было на нем прежде. Она вернулась к кружку, в котором виконт продолжал рассказывать, и опять сделала вид, что слушает, дожидаясь времени уехать, так как дело ее было сделано.
– Но как вы находите всю эту последнюю комедию du sacre de Milan? [миланского помазания?] – сказала Анна Павловна. Et la nouvelle comedie des peuples de Genes et de Lucques, qui viennent presenter leurs voeux a M. Buonaparte assis sur un trone, et exaucant les voeux des nations! Adorable! Non, mais c"est a en devenir folle! On dirait, que le monde entier a perdu la tete. [И вот новая комедия: народы Генуи и Лукки изъявляют свои желания господину Бонапарте. И господин Бонапарте сидит на троне и исполняет желания народов. 0! это восхитительно! Нет, от этого можно с ума сойти. Подумаешь, что весь свет потерял голову.]
Князь Андрей усмехнулся, прямо глядя в лицо Анны Павловны.
– «Dieu me la donne, gare a qui la touche», – сказал он (слова Бонапарте, сказанные при возложении короны). – On dit qu"il a ete tres beau en prononcant ces paroles, [Бог мне дал корону. Беда тому, кто ее тронет. – Говорят, он был очень хорош, произнося эти слова,] – прибавил он и еще раз повторил эти слова по итальянски: «Dio mi la dona, guai a chi la tocca».
– J"espere enfin, – продолжала Анна Павловна, – que ca a ete la goutte d"eau qui fera deborder le verre. Les souverains ne peuvent plus supporter cet homme, qui menace tout. [Надеюсь, что это была, наконец, та капля, которая переполнит стакан. Государи не могут более терпеть этого человека, который угрожает всему.]
– Les souverains? Je ne parle pas de la Russie, – сказал виконт учтиво и безнадежно: – Les souverains, madame! Qu"ont ils fait pour Louis XVII, pour la reine, pour madame Elisabeth? Rien, – продолжал он одушевляясь. – Et croyez moi, ils subissent la punition pour leur trahison de la cause des Bourbons. Les souverains? Ils envoient des ambassadeurs complimenter l"usurpateur. [Государи! Я не говорю о России. Государи! Но что они сделали для Людовика XVII, для королевы, для Елизаветы? Ничего. И, поверьте мне, они несут наказание за свою измену делу Бурбонов. Государи! Они шлют послов приветствовать похитителя престола.]
И он, презрительно вздохнув, опять переменил положение. Князь Ипполит, долго смотревший в лорнет на виконта, вдруг при этих словах повернулся всем телом к маленькой княгине и, попросив у нее иголку, стал показывать ей, рисуя иголкой на столе, герб Конде. Он растолковывал ей этот герб с таким значительным видом, как будто княгиня просила его об этом.
– Baton de gueules, engrele de gueules d"azur – maison Conde, [Фраза, не переводимая буквально, так как состоит из условных геральдических терминов, не вполне точно употребленных. Общий смысл такой: Герб Конде представляет щит с красными и синими узкими зазубренными полосами,] – говорил он.
Княгиня, улыбаясь, слушала.
– Ежели еще год Бонапарте останется на престоле Франции, – продолжал виконт начатый разговор, с видом человека не слушающего других, но в деле, лучше всех ему известном, следящего только за ходом своих мыслей, – то дела пойдут слишком далеко. Интригой, насилием, изгнаниями, казнями общество, я разумею хорошее общество, французское, навсегда будет уничтожено, и тогда…
Он пожал плечами и развел руками. Пьер хотел было сказать что то: разговор интересовал его, но Анна Павловна, караулившая его, перебила.
– Император Александр, – сказала она с грустью, сопутствовавшей всегда ее речам об императорской фамилии, – объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления. И я думаю, нет сомнения, что вся нация, освободившись от узурпатора, бросится в руки законного короля, – сказала Анна Павловна, стараясь быть любезной с эмигрантом и роялистом.
– Это сомнительно, – сказал князь Андрей. – Monsieur le vicomte [Господин виконт] совершенно справедливо полагает, что дела зашли уже слишком далеко. Я думаю, что трудно будет возвратиться к старому.
– Сколько я слышал, – краснея, опять вмешался в разговор Пьер, – почти всё дворянство перешло уже на сторону Бонапарта.
– Это говорят бонапартисты, – сказал виконт, не глядя на Пьера. – Теперь трудно узнать общественное мнение Франции.
– Bonaparte l"a dit, [Это сказал Бонапарт,] – сказал князь Андрей с усмешкой.
(Видно было, что виконт ему не нравился, и что он, хотя и не смотрел на него, против него обращал свои речи.)
– «Je leur ai montre le chemin de la gloire» – сказал он после недолгого молчания, опять повторяя слова Наполеона: – «ils n"en ont pas voulu; je leur ai ouvert mes antichambres, ils se sont precipites en foule»… Je ne sais pas a quel point il a eu le droit de le dire. [Я показал им путь славы: они не хотели; я открыл им мои передние: они бросились толпой… Не знаю, до какой степени имел он право так говорить.]
– Aucun, [Никакого,] – возразил виконт. – После убийства герцога даже самые пристрастные люди перестали видеть в нем героя. Si meme ca a ete un heros pour certaines gens, – сказал виконт, обращаясь к Анне Павловне, – depuis l"assassinat du duc il y a un Marietyr de plus dans le ciel, un heros de moins sur la terre. [Если он и был героем для некоторых людей, то после убиения герцога одним мучеником стало больше на небесах и одним героем меньше на земле.]
Не успели еще Анна Павловна и другие улыбкой оценить этих слов виконта, как Пьер опять ворвался в разговор, и Анна Павловна, хотя и предчувствовавшая, что он скажет что нибудь неприличное, уже не могла остановить его.
– Казнь герцога Энгиенского, – сказал мсье Пьер, – была государственная необходимость; и я именно вижу величие души в том, что Наполеон не побоялся принять на себя одного ответственность в этом поступке.
– Dieul mon Dieu! [Боже! мой Боже!] – страшным шопотом проговорила Анна Павловна.
– Comment, M. Pierre, vous trouvez que l"assassinat est grandeur d"ame, [Как, мсье Пьер, вы видите в убийстве величие души,] – сказала маленькая княгиня, улыбаясь и придвигая к себе работу.
– Ah! Oh! – сказали разные голоса.
– Capital! [Превосходно!] – по английски сказал князь Ипполит и принялся бить себя ладонью по коленке.
Виконт только пожал плечами. Пьер торжественно посмотрел поверх очков на слушателей.
– Я потому так говорю, – продолжал он с отчаянностью, – что Бурбоны бежали от революции, предоставив народ анархии; а один Наполеон умел понять революцию, победить ее, и потому для общего блага он не мог остановиться перед жизнью одного человека.
– Не хотите ли перейти к тому столу? – сказала Анна Павловна.
Но Пьер, не отвечая, продолжал свою речь.
– Нет, – говорил он, все более и более одушевляясь, – Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав всё хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати – и только потому приобрел власть.
– Да, ежели бы он, взяв власть, не пользуясь ею для убийства, отдал бы ее законному королю, – сказал виконт, – тогда бы я назвал его великим человеком.
– Он бы не мог этого сделать. Народ отдал ему власть только затем, чтоб он избавил его от Бурбонов, и потому, что народ видел в нем великого человека. Революция была великое дело, – продолжал мсье Пьер, выказывая этим отчаянным и вызывающим вводным предложением свою великую молодость и желание всё полнее высказать.
– Революция и цареубийство великое дело?…После этого… да не хотите ли перейти к тому столу? – повторила Анна Павловна.

По милости Всевышнего Аллаха мы вступили в последние десять дней благословенного месяца Рамадан. Одной из милостей, дарованных Создателем верующим в эти дни и ночи – возможность застать и провести в поклонении ночь Ляйлятуль-Кадр.

Сура 97 «аль-Кадр» «Ночь Предопределения»

Мекканская сура.

В ней говорится о начале ниспослания Священного Корана и о достоинствах Ляйлятуль-Кадр (Ночи Предопределения). Всевышний Аллах выделил ее из общего ряда ночей года особым почетом и величием. Ценность этой ночи и ее тайны, а также блага, которыми одаряет Всевышний Аллах Своих верующих рабов в эту благословенную ночь, – неисчислимы. Мы не знаем всего: многие вещи, касающиеся Ляйлятуль-Кадр, неизвестны нам и непостижимы.

Причина ниспослания

Ибн Аби Хатим передает от Муджахида, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал своим сподвижникам о воине-иудее, который носил оружие тысячу месяцев, ни разу не сложив его. Мусульмане были поражены, услышав это. После этого была ниспослана данная сура, где сказано, что поклонение в Ляйлятуль-Кадр, дарованное этой умме, лучше, чем тысяча месяцев войны на пути Аллаха, в которой участвовал этот воин.

Название суры

Первое значение слова «кадр» - это величие, почет или достоинство. Имам аз-Зухри и другие ученые считали, что Ляйлятуль-Кадр – это ночь Величия и ночь Почета. Абу Бакр Варрак считал, что эта ночь названа так, потому что мусульманин может приобрести данные качества (обрести достоинства, стать человеком чести) в результате раскаяния, обращаясь к Господу за прощением и проведя эту ночь в поклонении своему Создателю.

Второе возможное значение слова «кадр» - предопределение. Считается, что эта ночь была названа так, поскольку судьба отдельного человека и целых народов, предопределенная для них Всевышним Аллахом в вечности, передается для воплощения особым ангелам, ответственным за реализацию предопределения. Информация о событиях жизни каждого человека, времени его смерти, его пропитании, количестве осадков и всех прочих вещах передается этим ангелам на осуществление в течение года – от одного Рамадана до другого. Ибн Аббас говорил, что за это отвечают четыре ангела: Исрафиль, Микаиль, Израиль и Джибриль, мир им.

Когда наступает Ляйлятуль-Кадр?

В Коране однозначно утверждается, что эта ночь приходится на благословенный месяц Рамадан, но на какую именно ночь – не сообщается. Посему этот вопрос стал предметом дискуссий ученых. Существует приблизительно сорок мнений на этот счет.

От Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается хадис:

«Ищите Ляйлятуль-Кадр в нечетные дни последней декады Рамадана».

Передал ʼУбада ибн ас-Самит, да будет Аллах им доволен:

«Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вышел, чтобы сообщить нам о ночи Ляйлятуль-Кадр, но тут двое мусульман стали спорить друг с другом, и он сказал: «Я вышел, чтобы сообщить вам о ночи Ляйлятуль-Кадр, но такой-то и такой-то поспорили друг с другом, и меня лишили знания о ней. Может быть, так будет лучше для вас. Ищите же ее за девять, за семь и за пять ночей до конца Рамадана!»».

Эти и другие хадисы и сообщения о дате Ляйлятуль-Кадр можно согласовать между собой так: это может быть любая из десяти нечетных ночей, и она может меняться из года в год, то есть с наибольшей вероятностью это 21, 23, 25, 27 или 29 ночь месяца Рамадан.

Учёные так объясняют мудрость сокрытия Аллахом точной даты наступления этой ночи: если бы она была оглашена, то большинство, поклоняясь в эту конкретную ночь, оставило бы поклонение в другие ночи. Тогда как ее сокрытие в одной из последних десяти ночей Рамадана мотивирует поклоняться больше и, соответственно, увеличить награду в разы. Также знание точной даты чревато тем, что верующие, не способные оставить свои грехи, застав эту ночь, не смогут воздержаться от греха, а совершение греха сознательно в эту ночь опасно для имана.

Транскрипция суры «АЛЬ-КАДР»

Бисмилляяхир-Рахмаанир-Рахиим

Инна Анзальнаху Фи Ляйлятиль-Кадр.

Уа Ма Адрака Ма Ляйлятуль-Кадр.

Ляйлятуль-Кадри Хайрун Мин Альфи Шахр.

Таназзалюль-Маля`икату Уар-Руху Фиха Би`изни Раббихим Мин Кулли Амр.

Салямун Хийа Хатта Матля`иль-Фаджр.

Как определить наступление этой ночи?

Самый надежный способ – провести в поклонении все десять последних ночей Рамадана. Если не получается, то хотя бы нечетные. Также можно попытаться определить эту ночь по ее характерным признакам. В хадисах упоминаются следующие признаки Ляйлятуль-Кадр:

  • Она бывает светлой, ясной, не жаркой и не холодной (с учетом климата конкретной местности).
  • Луна в эту ночь яркая.
  • Ветер дует с умеренной силой.
  • Верующие ощущают особое спокойствие и благодать в эту ночь.
  • После нее утром солнце восходит без лучей – круглое, как полная Луна. Ученые говорят, что этот признак – основной, он присутствует обязательно.

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ

إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْر

1.Мы, поистине, низвели его (Коран) в ночь Предопределения.

Эта ночь отмечена прежде всего тем, что именно в нее Священный Коран был ниспослан целиком из Хранимой Скрижали (Ляух аль-Махфуз) на небо этого мира.

Коран обрел словесную форму и был зафиксирован первоначально в Хранимой Скрижали. И из шариатских текстов следует, что передача Корана в виде откровения произошла именно из Ляуха. Наш господин Джибриль, мир ему, по повелению Всевышнего Аллаха спустил Коран из Ляуха на небо земного мира. Это мнение назвал самым верным имам ат-Табари в своем тафсире, передавая его от Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен им и его отцом. Сама форма глагола «أنزل» указывает на однократность, что подтверждает мнение ученых, согласно которому в аяте говорится именно о ниспослании Корана в Ляйлятуль-Кадр полностью.

Имам Абу Суʼуд пишет:

«Под «ниспосланием» в этом аяте подразумевается ниспослание Корана целиком на небо этого мира. И передается, что он был ниспослан именно целиком в Ляйлятуль-Кадр из Хранимой Скрижали (Ляух аль-Махфуз) на небо этого мира».

Затем Джабраиль, мир ему, постепенно в течение двадцати трех лет передавал его Пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

В некоторых сообщениях упоминаются также ангелы-писцы, которые диктовали текст Корана Джабарилю, мир ему, однако имам аль-Куртуби передает от Абу Бакра ибн аль-Араби, что это не соответствует действительности:

«Не было посредника (промежуточного звена) между Аллахом и Джабраилем, как не было его затем между Джабраилем и Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует».

وَمَا أَدْرَاكَ مَا لَيْلَةُ الْقَدْرِ

2.Откуда ты мог знать, что такое ночь Предопределения?

Откуда ты, Мухаммад, получил знание о том, что такое Ночь Предопределения (или Ночь Величия и Почета)? Вопрос в такой форме – это известный в арабской риторике прием, подчеркивающий особую значимость и достоинства того, о чем говорится.

Затем Всевышний Аллах называет три особенности этой ночи, составляющие ее величие.

لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِّنْ أَلْفِ شَهْر

3.Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев.

Поклонение, совершенное в ночь Предопределения или ночь Величия и Почета лучше, чем непрерывное поклонение в течение тысячи месяцев, то есть примерно восьмидесяти трех лет, в которые нет этой ночи.

В достоверном хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Тому, кто проведет Ляйлятуль-Кадр в намазе с верой и надеждой (на награду), будут прощены все прошлые грехи».

Аиша, да будет доволен ею Аллах, однажды спросила у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, какие дуа ей следует читать, если она застанет эту ночь. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посоветовал ей произносить следующее дуа:

للَّهُمَّ إِنَّكَ عُفُوٌّ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي

«Аллахумма иннака ʼафуввун тухиббуль-ʼафва фаʼфу ʼанни».

«О Аллах, поистине, Ты Прощающий, Ты любишь прощать, так прости же меня!».

В другом хадисе говорится:

«Кто в Ляйлятуль-Кадр совершит намазы магриб и иша джамаатом, тот получит долю (из благ) Ляйлятуль-Кадр».

Муфтий Мухаммад Шафиʼ Усмани пишет:

«Если человек совершит ночной и утренний намазы джамаатом, он получит благословение и награду Ляйлятуль-Кадр. Чем больше поклонения он совершит в эту ночь, тем больше будет его доля от ее благодати. В «Сахих» Муслима говорится, что наш господин Усман, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек совершит ночной намаз (иша) джамаатом, он получит столько благословений, будто провел половину этой ночи в поклонении. А если он совершит утренний намаз (фаджр) джамаатом, он получит столько благ, будто провел в поклонении всю эту ночь целиком»».

تَنَزَّلُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ فِيهَا بِإِذْنِ رَبِّهِم مِّن كُلِّ أَمْر

4.Ангелы и Дух (Джабраиль) спускаются в нее (в эту ночь) с разрешения их Господа (на Землю) со всеми (Его) повелениями.

Вторая особенность этой ночи: в Ляйлятуль-Кадр ангелы, среди которых Джабраиль, мир ему, спускаются по приказу Аллаха на Землю, чтобы выполнить все предопределенное Господом от этой ночи до Ляйлятуль-Кадр будущего года. Это толкование передается от Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен им и его отцом.

Спустившись, ангелы также говорят «амин» в ответ на дуа верующих, проводящих Ляйлятуль-Кадр в поклонении Аллаху и мольбах, пока не наступит время утреннего намаза следующего дня.

Также передается, что ангелы приветствуют салямом каждого верующего, которого застают за поклонением в эту ночь, и просят прощения за его грехи.

سَلَامٌ هِيَ حَتَّى مَطْلَعِ الْفَجْر

5.Она благополучна до наступления рассвета.

Третья особенность Ляйлятуль-Кадр: день перед ней и сама ночь до рассвета благополучна – в это время происходит лишь благое.

Ибн Касир пишет:

«Эта ночь лишена зла и вреда».

Хвала Аллаху, на этом тафсир суры «аль-Кадр» завершен.

Аль-Вахиди, «Асбаб нузуль аль-Куран», с. 486. Также см. Ибн Касир (Тайба), 8/442 – 443. «Маʼариф аль-Куран», 8/843. Там же. Основа этого – в тафсире аль-Куртуби. «Маʼариф аль-Куран», 8/845. Бухари. Бухари. Фуда «аш-Шарх аль-Кабир», 580 – 582. Абу Суʼуд, 9/182. Аль-Куртуби, 22/391. Аль-Куртуби, 22/393. Бухари, № 1901; Муслим, № 760 и др. Передал ат-Тирмизи, № 3513; и др. Передали аль-Байхакы и Ибн Аби Шейба. «Маʼариф аль-Куран», 8/848. Аль-Куртуби, 22/396. Там же, 22/395. Там же, 22/396. Ибн Касир (Тайба), 8/445.

06 сентября 1808 - 26 мая 1883

арабский эмир, национальный герой Алжира, полководец, учёный, оратор и поэт

Биография

Происходил из весьма древнего и знатного марабутского (священнического) рода в Оране .

Во Франции он жил под мягким, почётным надзором со своими родными, пока Наполеон III не освободил его, назначив пенсию. 21 декабря 1852 он переехал в Бурсу , а затем поселился в Дамаске , где летом 1860 вступился за подвергавшихся жестокому преследованию христиан. С тех пор его тихая, созерцательная жизнь прерывалась только предпринимаемыми им по временам странствованиями на богомолье. Он ещё раз совершил хадж в Мекку, посетил в 1867 Всемирную выставку в Париже и в ноябре 1869 присутствовал при открытии Суэцкого канала.

Абд аль-Кадир написал весьма интересное религиозно-философское сочинение, которое Гюстав Дюга (фр. Gustave Dugat) перевёл с арабского на французский под заглавием: «Rappel ? l’intelligent; avis ? l’indiff?rent» (Париж, 1858).

Последователи мусульманских тарикатов были той силой, которая зачастую и противостояла европейским колонизаторам, пытающимся завоевать страны Востока. Суфии активнейше участвовали в борьбе против империализма на Северном Кавказе, в Африке, в Индии, в Центральной, а также Юго-Восточной Азии. Суфии очень часто становились стержнем сопротивления восстающих войск.

Абд аль-Кадир аль-Джазаири поднял знамя борьбы среди жителей Алжира. Он был сыном шейха, и сам являлся последователем суфизма. О ни до сих пор является национальным героем Алжира, который известен ничуть не менее поистине легендарного ливийца Омара аль-Мухтара, который вышел из сануситского тариката.

Как предводитель муджахидов, Абд аль-Кадир аль-Джазаири прославился уже в 17 лет - столь малый возраст не смог стать препятствием на пути его славе, признанию его авторитета среди воинов-мусульман. Как о поэте, мы до сих пор знаем о нём очень мало, однако он является автором суфийской поэмы, имеющий очень глубокий смысл. Также, он известен, как широкий общественный деятель и богослов.

Абд аль-Кадир аль-Джазаири, руководитель борьбы, направленной против французов, отличался от своих сверстников ещё с детства - тягой к знаниям. Той самой чертой, которая отличает многих впоследствии великих людей, прославленных своим познанием и мудростью.

Он очень много изучал Коран, также многие другие науки, доступные и столь необходимые в то время. Помимо прочего, изучал он и иностранные языки. В самом раннем возрасте, Абд аль-Кадир уже совершил Хадж вместе со своим отцом. По пути туда, он побывал в нескольких городах исламского мира, сумев вернуться на родину до того, как началась её колонизация.

Абд аль-Кадир аль-Джазаири наряду с ещё несколькими людьми возглавил местное сопротивление. Как только французы высадились, они тут же встретили ожесточённое сопротивление от местного населения.

Он обладал мужеством и умением, за которое его провозгласили своим эмиром несколько племён сразу. Признание, как политического лидера не вскружило юному Абд аль-Кадиру аль-Джазаири голову, и он мудро воспользовался полученной властью. Преодолев раздробленность нескольких групп населения, он попытался создать одно, единое государство, столица которого находилась бы в Маскаре. Что характерно, в сложившейся ситуации его поддержали и улемы, а это было очень немаловажно!

И в течении нескольких дальнейших лет, алжирцы, у которых во главе стоял Абд аль-Кадир аль-Джазаири, сумели блокировать некоторое количество французских гарнизонов. В 1834 году колониальные власти признали необходимость заключения мирного договора. Однако, те же французы уже через год решили нарушить условия мирного договора, за что были жестоко покараны. Их отряды были разбиты, и они опять, уже во второй раз, признали власть Абд аль-Кадир аль-Джазаири в западных и центральных районах Алжира.

Под контролем Абд аль-Кадир аль-Джазаири уже к 1838 году находился практически весь Алжир, за исключением только нескольких районов. Это время было пиком расцвета этого государства, высшей точкой его политического и социального развития.

В то же время, понимая, что французы не отступят от своей цели колонизировать их земли, алжирцы в быстром темпе развивают собственную военную промышленность. В то время создаются ружейные, сабельные, пушечные, литейные, а также пороховые предприятия. В результате всего этого, алжирская армия становится очень грозной, технически оснащённой военной силой. К примеру, на вооружении этой армии, было порядка 250 пушек. А это играло существенную роль в сражениях армий!

Пока шло перемирие, Абд аль-Кадир аль-Джазаири сумел принять множество мер и по установлению внутреннего порядка в стране. Сумев разграничить власть внутри страны, а также взяв под контроль доходы большого количества богатых людей, он также провёл административную реформу и разделил единое государство на несколько отдельных областей, каждая из которых управлялось из столицы. Помимо этого, он осуществил и налоговую и судебную реформы, изменив систему судопроизводства, и побора налогов.

И в результате его усилий, новое, созданное им государство, стало обладать абсолютно всеми необходимыми ему для функционирования, признаками. У него была даже собственная валюта. И благодаря такому всестороннему, и всеобъемлющему подходу, алжирцы и сумели противостоять французской армии, которая также была очень грозной силой, которая могла много противопоставить силам Алжира!

Да, они многое могли. Силы всё же были не равны: у французов было и численное превосходство, и технически они были оснащены, несмотря на старания Алжира, лучше. После того, как армия французов получила передышку, их войска завладели городом Константина, к этому времени эмиром не контролирующимся.

Начиная от мелких столкновений, всё переросло в полноценную масштабную войну, в которой французы не стеснялись в используемых средствах. Применяя тактику выжженной земли, они уничтожали всё на своём пути: от животных и до живых людей.

Алжирцы, под мудрым руководством Абд аль-Кадир аль-Джазаири держали оборону в течение нескольких лет, но в конечном итоге всё же потерпели разгромное поражение. Огромная часть государства была попросту оккупирована, а сам Абд аль-Кадир аль-Джазаири укрылся на территории Марокко. Власти этой страны также участвовали в сопротивлении, а потому оказали поддержку лидеру сопротивления. Однако, как и соседи, марокканцы тоже потерпели неудачу в войне. И, под давлением со стороны французов, они были вынуждены выслать шейха из страны.

Однако, народ Алжира не собирался сдаваться: захват территории лишь спровоцировал новое восстание, и алжирцы провозгласили Абд аль-Кадир аль-Джазаири своим руководителем. Но, поскольку французов это ни сколько не устраивало, они начали попросту уничтожать целые жилые поселения, не оставляя в живых никого. Делалось это большей частью в качестве устрашении сопротивления, а также для того, чтобы предупредить население страны.

И осознав тот факт, что любое сопротивление, оказанное французам в дальнейшем, приведёт к простому истреблению его народа, Абд аль-Кадир аль-Джазаири принял решение, которое далось ему путём нелёгких раздумий: он всё же соглашается на переговоры с французами. И главное условие, которое выставляет им шейх, это полное прекращение преследования мирного, гражданского населения. Как противовес, уступку французам, он даёт согласие на свой выезд из страны в Египет, и в дальнейшем обещает не появляться на территории Алжира.

Договор был подписан и герцог Орлеанский, будучи генерал-губернатором, лично пообещал соблюсти его условия. Но он нарушил своё слово и в самый последний момент Муджахида, вместе с его семьёй, арестовывают, после чего отправляют во Францию. Там он держится в заключении: вначале в Тулоне, после в замке Амбуаз.

Но на этом вся история жизни шейха Абд аль-Кадир аль-Джазаири не заканчивается! Из-за различных обстоятельств: от политического давления Великобритании, которая соперничала с Францией, и до прихода к власти правителя Наполеона III, Абд аль-Кадир аль-Джазаири получает свободу. Однако при освобождении с него берётся слово о том, что больше он никогда не поедет в Алжир, не вступит на его землю. Он соглашается.

Вместе со своей сохранившейся семьёй, он селится на Ближнем Востоке. Туда его пригласил сам султан Османской империи. Этот период был периодом творческой деятельности шейха. Он путешествует по различным регионам исламского мира, два раза совершает Хадж.

Национальный герой Алжира был очень миролюбив и толерантен - эти черты характера были неотъемлемыми частями его образа и личности. Как ни странно, но это так.

В исторических хрониках был зафиксирован письменный диалог между Абд аль-Кадир аль-Джазаири и имамом Шамилем. Характерно, что даже в самый разгар войны, они оба выступали несомненно против жестокости и насилия, и призывали к диалогу с другими конфессиями. Данные письма непременно должны стать достоянием общественности, не понимающей истинной сути слова «Джихад». Это касается и неверующих, и мусульман, и представителей других религий.

Также, при всей своей миролюбивости, шейха Абд аль-Кадира аль-Джазаири невозможно обвинить в трусости, или же несоответствии его действий букве и духу Ислама - его борьба послужила той вещью, которая навсегда запечатлела этого человека в памяти Алжирцев, и которая присвоила ему звание национального героя.

В том случае, если человек хочет быть похожим на подобных выдающихся людей, то ему необходимо изучать историю, но не отбрасывать её, как якобы для его убеждений не подходящую. Изучая мужество и героизм подобных людей, мы можем брать их поступки себе в пример.

А кого можно в настоящий момент принять за образец мужества, героизма и отваги?

Своё по-настоящему Исламское отношение к другим религиям и их представителям, Абд аль-Кадир аль-Джазаири пронёс через все переносимые им невзгоды, и даже через собственный плен. В особенности это проявилось во время его пребывания в Дамаске.

В то время там начались столкновения христиан и мусульман. Подверглось нападению и вице-консульство России. Однако именно из-за вмешательства, и заступничества шейха остался в живых Российский вице-консул Макеев. Иначе его ждала бы неминуемая гибель.

И многие другие христиане были спасены благодаря его вмешательству. Даже имам Шамиль отметил его деяния, поблагодарив его следующими словами: «Пускай примиришься ты со Всевышним! Пускай благословит тебя Он детьми и достоянием, ведь ты исполнил слова Пророка, посланного Аллахом к людям по Своей милости, и не допустил ты укоренения вражды к мусульманам, из-за нашей веры».

И шейх ответил ему очень поучительными и актуальным даже в наше время словами: «»Во всех странах торжествует насилие, и его результаты постыдны. Но люди в наши дни, дни искушений потеряли голову настолько, что им и вовсе мало что кажется добрым… Печально видеть такое малое количество религиозных людей, и такое малое количество людей, которые ещё поступают по-справедливости. Их настолько мало, что множество невежд полагают, что основа, источник веры Ислама в жестокости, грубости и отстранённости от всех иноверцев».