Права ребенка находящегося на семейном обучении. Семейное образование и закон об образовании в рф

Многие родители, решившие перевести детей на обучение в форме семейного образования, сталкиваются с негативным приёмом администрации школы. К сожалению, это довольно частая практика, и не стоит принимать близко к сердцу первый неудавшийся контакт. Следует помнить, что руководство школы совсем по-другому реагирует, когда родители заявляют о своих просьбах в письменном виде. Неофициальные беседы нередко сводятся к вежливому, а иногда и грубому, отказу в реализации перехода на семейное образование. При этом администрация школы путём давления пытается разубедить родителей в принятом решении. Вместе с тем, если обратится в школу с официальными документами, письменный отказ Вы вряд ли получите, ведь нарушение права на образование легко обжалуется.

В этом материале мы предлагаем пошаговую инструкцию по переходу на семейное образование. Кратко можно выделить четыре основных шага:

2. Ознакомление с локальными актами школы (рекомендуемый, но необязательный шаг).

На примере Пермского края укажем, что для получения компенсации необходимо подать заявление в администрацию школы. Это заявление можно объединить с вышеуказанным заявлением, просто указав в нём, на какие банковские реквизиты Вы просите перечислять выплату.

При подаче заявления о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации с собой нужно будет иметь следующие документы:

Само заявление о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации. Если претендуете на выплату, то с указанием реквизитов банковского счета для перечисления денежных средств;

Документ, удостоверяющий личность одного из родителей;

Документ, подтверждающий установление опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей – для законного представителя;

Копия свидетельства о рождении ребенка;

Отдельно обращаем внимание на следующий момент. Когда родители приходят в школу с подготовленным пакетом документов и выдержками из закона, их воспринимают серьёзнее, чем при общении без предварительной подготовки. Если Вы принесли заявление о прохождении промежуточной аттестации (оно подразумевает «прикрепление» к школе на семейном образовании), то Вам обязаны ответить на него письменно. Если это будет отказ, то письменный и обоснованный. Важно «донести» заявление до канцелярии, а не развернуться на полпути, поддавшись на увещевания администрации школы.

Отметим, что первоклассникам могут отказать в приёме в школу только при отсутствии мест на параллели. Причём школа должна информировать о количестве свободных мест на своём официальном сайте и стендах, к которым имеется общий доступ. Эти требования закреплены в Приказе Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Об отказе в приёме – ст.5, о размещении информации – ст. 8.

Вместе с тем, может сложиться ситуация, когда в школе просто не приняты локальные акты о промежуточной аттестации (Шаг второй). Т.е. в школе не предусмотрен порядок регулирования отношений по семейному образованию. В таком случае школа может ссылаться на невозможность приёма ребёнка. В данной ситуации результат будет зависеть от поведения родителей. На практике Пермского края можно сказать, что родители, отстаивающие право своих детей на семейное образование, сумели устроить их даже в сельских школах. Важно помнить, что право на выбор семейной формы образования закреплено в ст. 17 и 63 Федерального Закона «Об образовании в РФ» и что Вы действуете исключительно в интересах ребёнка. Если школа, в которой нет локального акта о промежуточной аттестации, закреплена за Вами по месту жительства, то имеет смысл побороться и обжаловать письменный отказ в прокуратуру, орган управления образованием, администрацию города или суд. Мотивировать следует тем, что Вы не можете реализовать право на выбор формы образования.

Отдельно стоит вопрос о приёме на семейное образование в гимназии и школы с углубленным изучением. Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» закрепил за ними право проводить индивидуальный отбор поступающих учеников. Поэтому, формально, если в такой образовательной организации нет локальных актов, регламентирующих семейное образование, их отказ в приёме будет обоснован. Однако если Вы закреплены за гимназией по месту жительства, можно попробовать отстоять свои права.

Шаг четвёртый

Следующий шаг – заключение со школой договора. В разных регионах практика складывается по-разному, но, как правило, договор заключается. В нём обязательно должно быть прописано, как и когда будет проходить промежуточная аттестация: периодичность, количество учебных предметов, сроки сдачи и т.д. В интересах родителей наиболее подробная детализация. Можно предусмотреть, по каким предметам какой объём знаний необходимо проверять на промежуточной аттестации. На практике возникают случаи, когда учителя спрашивают сверх материала, изложенного в учебнике, здесь должны среагировать родители, указав, что этого в учебной программе не было.

Договор может быть заключен на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного. Всё зависит от локальных актов конкретной школы.

Акцентируем внимание на том, что ученик, обучающийся на семейном образовании, входит в контингент школы. Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального Закона «Об образовании в РФ» экстерны являются обучающимися и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со ст. 34 данного закона. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях. Также они имеют право на бесплатное получение всех учебников и учебных пособий. Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Вместе с тем, школа не несёт ответственности за качество образования. Она ответственна лишь за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение академических прав обучающегося.

Отметим, что при неудовлетворительных итогах промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам и неудачной попытке пересдачи, ученик зачисляется в школу на обучение в общем порядке.

Большая часть детей в нашей стране учится в школе, являющейся базовой ступенью для получения систематизированных знаний и приобретения минимума практических и социальных навыков, необходимых в дальнейшем.

Посещение детьми школы с сентября по май воспринимается родителями как данность и непреложная обязанность каждого ребенка. И мало кто задумывается об альтернативном обучении. Тем не менее, получить общее образование на вполне законных основаниях можно не только в стенах традиционной школы. Есть и другие варианты и возможности.

Сегодня часто можно услышать такие фразы, как «домашнее образование», «семейная форма обучения», «индивидуальное обучение». И, как свидетельствуют факты, все больше родителей совместно с детьми выбирают семейное обучение на дому. Что же это за вид образования, как перейти на семейное обучение и как его организовать? Попробуем разобраться.

Причин перехода на индивидуальное обучение на дому немало. И чаще всего в основе желания получить домашнее образование без посещения ребенком школы лежит несовпадение интересов учеников и учебного заведения:

  • при проблемах со здоровьем (инвалидность, тяжелая болезнь) ребенок физически не может посещать школу и вынужден перейти на домашнее обучение по медицинским показаниям;
  • по желанию родителей в силу тех или иных семейных обстоятельств.

Вполне оправдана целесообразность перехода на домашнее обучение в следующих случаях:

  • профессиональные занятия музыкой, спортом, которые сложно совмещать с регулярным посещением школы из-за частых отлучек на соревнования, конкурсы, смотры;
  • ребенок успешно и с большим опережением осваивает школьную программу, и ему не интересно на уроках (это чревато утратой интереса к учебе вообще). Не всегда спасает в этой ситуации «перепрыгивание» через класс, так как по психическому и физическому развитию ребенок отстает от старших детей, с которыми ему предстоит учиться;
  • частые переезды родителей, из-за которых ребенок вынужден постоянно менять школы, друзей, учителей. В результате возможны психологические проблемы и снижение успеваемости;
  • убеждения, что в школе нельзя получить интересующие знания и навыки в нужном объеме;
  • конфликтные ситуации с учителями и одноклассниками, из-за которых ребенок категорически отказывается посещать образовательное учреждение ( , насмешки).

Во всех этих ситуациях спасением может стать семейное обучение. Но как перевести ребенка на домашнее обучение? И какие могут последствия такого шага? Какими законами регулируется домашнее обучение в России?

Варианты получения семейного образования в России

Если на семейном совете было принято решение, что обучение на дому – оптимальный вариант для вашего ребенка, то сразу возникает масса вопросов. Что делать дальше? Как оформить домашнее обучение и в чем его отличие от других форм образования? На какие документы ссылаться?

Читайте также: Особенности адаптации первоклассников к школе

Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года – основной документ, который поможет найти ответы на многие вопросы, связанные с образованием детей в нашей стране. Из него можно узнать, что, для того чтобы получить общее образование, не обязательно ходить в школу. Дети могут учиться и вне ее стен.

Статья 44 закона определяет преимущественное право родителей самим (учитывая мнение ребенка) выбирать для него ту или иную форму образования и обучения до окончания 9 класса (завершение основного общего образования). Далее же право выбора становится привилегией самого ребенка. Но, разумеется, без согласия родителей все равно не обойтись.

Родители, выбравшие домашнее обучение, могут дать детям в семье общее образование на всех его уровнях (дошкольное, начальное, основное общее, среднее общее). Но это решение в любой момент можно изменить. И ребенок, как и другие его сверстники, снова может посещать школу.

Процесс обучения детей вне школы предполагает домашнее обучение нескольких видов (не запрещается сочетать разные формы обучения и получения образования). Некоторые из них мы рассмотрим.

Семейное обучение

Семейное обучение происходит в форме семейного образования или самообразования.

Эта форма обучения предполагает непосредственное и самое активное участие родителей в организации учебного процесса в домашних условиях, которые могут сами выступать в роли педагогов либо приглашать для обучения детей преподавателей и репетиторов (услуги которых оплачиваются).

На время семейного обучения ребенок закрепляется за какой-либо школой, в которой он сдает экзамены. И это один из принципов организации домашнего образования.

В законе указано, что общее образование вне школы можно получить в форме семейного образования. А общее среднее образование – в форме самообразования (метод получения знаний, способствующий развитию мышления, вне стен учебного заведения и без участия преподавателей).

Такое разделение иногда вызывает путаницу и ошибочное предположение о том, что такая форма, как семейное образование, в принципе недоступно старшим детям, получающим общее среднее образование. На самом деле закон утверждает, что на любой ступени общего образования (начального, основного и среднего) может использоваться семейное образование.

Нюанс в том, что младшие дети при обучении вне школы могут обучаться только в форме семейного образования, в силу их возраста предполагающего обязательное родительское участие. На старшей ступени можно выбирать: самообразование, семейное образование или их сочетание (теоретически это тоже возможно), поскольку взрослые дети уже в состоянии самостоятельно обучаться без вмешательства родителей.

Как перейти на домашнее обучение?

И снова обратимся к закону. По заявлению родителей выбрать семейную форму обучения можно, находясь на любой ступени общего образования. Так же как и вернуться в школу, изъявив желание снова в ней учиться.

Выбрав семейное образование, родители несовершеннолетнего обязаны в письменной форме сообщить об этом в территориальное районное или окружное управление образования, где и ведется учет детей, пожелавших обучаться дома.

Взаимоотношения между школой и родителями детей, выбравших обучение на дому, в части организации учебного процесса регламентируются нормативными правовыми актами. Писать заявление с просьбой исключить ребенка из школы (как этого требуют некоторые общеобразовательные заведения) при оформлении обучения на дому не следует.

Читайте также: Домашние задания, секции, кружки... Как всё успеть после школы?

В заявлении указывается, что для ребенка выбрано семейное образование с указанием ссылок на соответствующие статьи закона (ст.17, 44, 63) и просьба зачислить его в качестве обучающегося для прохождения аттестации экстерном в школу (ст.17, 33, 34). На основании этого заявления ребенка зачисляют экстерном и включает его в число обучающихся, хотя он не является учащимся школы. Если ребенок ранее учился в этой школе, он выбывает автоматически из числа ее учащихся, но остается обучающимся-экстерном в ней.

В чем разница между статусом «обучающегося» и «учащегося» и имеют ли дети при семейной форме образование какое-либо отношение к школе? Ответ – да, но только в части, касающейся прохождения аттестации экстерном. Школа никак не может влиять на учебный процесс обучения на дому, контролировать его или корректировать. Функция образовательного учреждения ограничена проведением итоговых и промежуточных аттестаций.

Результат обучения по форме семейного образования подтверждается итоговой аттестацией, которая осуществляется бесплатно согласно 43 статье Конституции РФ.

Надомное обучение

Среди форм внешкольного обучения выделяется надомное обучение. Этот вариант обучения на дому по медицинским показаниям – мера вынужденная, и рассчитан он на детей не здоровых, которым трудно (или порой невозможно) посещать школу. Это дети-инвалиды и дети с затянувшимися хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения.

Обучение может происходить только дома, без посещения школы (преподаватели приходят к обучающемуся домой). Для ребенка составляется индивидуальное учебное расписание. Тетради, учебники и услуги педагогов предоставляются бесплатно.

Подобный вид домашнего обучения – это шанс изучить школьную программу, предусмотренную образовательным учреждением, в котором ученик зарегистрирован, и получить аттестат зрелости. Сдача экзаменов и контрольных работ осуществляется также на дому.

Обучаться по такой форме, не покидая дома, возможно при выполнении ряда условий. Необходимо:

  • предоставить справку от медицинской контрольно-экспертной комиссии;
  • написать на имя директора заявление в образовательное учреждение;
  • выбрать соответствующую состоянию здоровья ребенка программу обучения: общую, при которой обучение проходит по той же системе, что и у сверстников в школе, но уроки могут быть большей или меньшей продолжительности, расписание уроков не таким строгим, как в школе, количество изучаемых предметов в день сокращено, или вспомогательную, которая разрабатывается индивидуально под ребенка.

После завершения обучения по вспомогательной программе ребенок получает аттестат с указанием конкретной программы, которую он осилил. Обучающийся по общей программе получит обычный аттестат.

После того, как все формальности выполнены и документы поданы, издается приказ об организации надомного обучения, согласно которому утверждается расписание занятий, учебный план, назначаются преподаватели, место проведения занятий, периодичность аттестации. И в целом организуется процесс индивидуального обучения, который регламентируется правилами школы, учеником которой значится обучающийся.

При этом интенсивность учебного процесса зависит от физических и психических возможностей ученика, его способности усваивать материал. Для учета проведенных занятий и отметок об успеваемости ребенка заводится специальный журнал, который родители в конце учебного года сдают в школу.

Что надо знать родителям о семейном образовании

Семейное образование – форма получения общего образования

В соответствии с действующим законодательством РФ общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций – в форме семейного образования и самообразования.

Освоение образовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное, или с помощью педагогов, или с помощью родителей (законных представителей) обучающегося освоение образовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации.

Цель семейного обучения - дать хорошее образование за счет индивидуального подхода.

Родители (законные представители) имеют право выбирать как форму получения общего образования, так и форму обучения. При этом обязательно должно учитываться мнение ребенка. Обучение может быть организовано в очной, очно-заочной и заочной форме. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

При выборе семейного образования его не следует путать с домашним обучением. Домашнее обучение это не форма получения или форма обучения, это условие организации учебного процесса в образовательной организации. Условия могут быть разные – учебный процесс в аудитории, дистанционно, на дому для особых детей. Обучение на дому допускается при наличии:

  • медицинской справки об организации учебного процесса на дому (перенос работы организации в другие условия, но по тем же школьным правилам), которую выдает лечебное учреждение, где наблюдается ребенок;
  • заявления родителей об организации обучения на дому.

Учебный процесс

Объем знаний, который должен быть получен ребенком при освоении общего образования в форме семейного образования, должен быть не ниже объема, установленного ФГОС.

Лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования, проходят экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования бесплатно.

При прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе.

Родители (законные представители) сами могут выбрать учреждение, где их ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию.

Если же учащийся не будет аттестован и в установленные сроки не ликвидирует академическую задолженность по итогам промежуточной аттестации, то он должен далее получать образование в образовательной организации.

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.

Родителям надо иметь в виду, что семейное образование относится к формам получения образования вне организаций и не предполагает каких-либо обязательных взаимоотношений со школой в период осуществления учебного процесса. Поэтому при выборе семейного образования ребенок исключается из списков образовательной организации на основании заявления родителей.

Как перейти на семейное образование

При переходе на семейное образование родители (законные представители) должны информировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают.

Если ребенок обучается в школе, то следует обратиться к ее директору с заявлением о переходе на семейное образование. В этом случае ребенок исключается из списков обучающихся учреждения.

Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей (законных представителей) на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в другой форме, в т.ч. и вернуться обратно в школу.

Выбрав учреждение, где ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию, родители (законные представители) должны заключить с ним договор на оказание такой услуги.

В этом случае учреждение информирует учредителя о гражданах, которые будут проходить аттестацию в статусе экстерна и определяет совместно с органами местного самоуправления финансовое обеспечение этой процедуры.
Делать это надо до утверждения бюджета на следующий календарный год.

Если вы приняли решение о переходе на семейное образование, то можете обратиться к директору школы, в органы управления образованием за разъяснением.

Если в регионе разработан соответствующий нормативный правовой документ, то следует его внимательно изучить и действовать по изложенному в нем алгоритму.

Обратите внимание на финансовое обеспечение обучения. Возможные варианты: регион оплачивает обучение в объеме ФГОС или в объеме ФГОС и регионального, муниципального компонентов; регион не финансирует семейное образование. В последнем случае оно полностью за ваш счет, как, например это в Москве.

Органы местной власти могут организовать консультационные пункты при образовательной организации или отдельно, но могут и не организовывать. Закон их к этому не обязывает.

Удачи вам и вашим детям!

Примечание

1.При организации семейного образования следует руководствоваться:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2013 г. Регистрационный N 30067);
  • нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации о семейном образовании;
  • локальными актами образовательного учреждения, с которым заключен договор об аттестации обучающихся в форме семейного образования.

2. Промежуточная аттестация – это процедура установления соответствия качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС по завершении учебного года. Промежуточная аттестация проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией, в соответствии с школьным локальным актом.

3. Новый закон об образовании устранил такую форму обучения, как экстернат. Теперь экстернат является лишь формой аттестации.

4. Согласно части 13 статьи 108 закона об образовании в РФ нормативы финансирования устанавливаются только для образовательной организации. Т.к. семейная форма получения образования осуществляется вне образовательной организации, то соответственно оплата по данной форме действующим законодательством не предусматривается.

В подготовке использованы материалы сайтов Минобрнауки РФ, Российский общеобразовательный портал: основная и полная и др.

24 Сен 1 1927

В связи с вступлением в силу нового закона « в Российской Федерации» многие родители направляют в межрегиональную общественную организацию «За права семьи» вопросы о том, как семейное образование должно осуществляться в новых правовых условиях. Часть этих вопросов затрагивают ситуацию во всей России, а часть – касаются ситуации в Москве.

Дать ответы на некоторые из этих вопросов мы попросили председателя организации «За права семьи» , автора книги «Без школы: юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату» Павла Парфентьева.

— По новому закону семейное образование отнесено к формам обучения вне школ. Хорошо это или плохо?

Действительно, ст. 17 ч. 1 п. 2 нового закона «Об образовании в Российской Федерации» четко указывает, что семейное образование получается вне образовательных организаций. Строго говоря, это следовало и из ст. 10 старого закона, но не было так явно обозначено. Из-за этого школы часто считали, что имеют право контролировать процесс обучения в семье, осуществлять текущий контроль детей, которые учатся в семье и так далее. Новый закон четко обозначил – процесс обучения в семье осуществляется вне школы, то есть к ней никакого отношения не имеет. Это – очень позитивное и правильное нововведение, устраняющее существовавшую раньше двусмысленность.

— Но разве с этим новшеством не связано, например, то, что дети, обучающиеся в семье, не имеют теперь права на льготный проезд?

Это вообще какое-то недоразумение. Право на льготный проезд устанавливается законами регионов. И оно, как правило, закреплено за детьми, обучающимися в очной форме – то есть за теми, кто ходит каждый день в школу. Причем это вовсе не новость.

Скажем, в Санкт-Петербурге льготу на проезд дает Социальный кодекс Санкт-Петербурга. Нетрудно обратиться к исходной версии этого кодекса, принятой в конце 2011 года, чтобы убедиться, что в ст. 87 право на льготный проезд было предоставлено только учащимся по очной форме . То же следует и из действующей редакции, где ссылка на очную форму прямо дана во вводной части 20 главы, касающейся транспортных льгот. Таким образом, если льготы на проезд кто-то и получал, то это было не их правом, а следствием недоразумения.

То же касается и, например, Москвы. Ст. 27 п. 6 Закона города Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» вполне четко указывает, что льгота касается только детей, обучающихся по очной форме.

— Имеют ли тогда вообще дети, обучающиеся в семье, отношение к школе.

Имеют, но не в качестве учеников – учебный процесс как таковой школу вообще не касается – а в качестве проходящих аттестацию экстернов.

Это представляется вполне очевидным. В соответствии со ст. 17 ч. 1 п. 2 нового закона «Об образовании в РФ» образование в форме семейного образования получается вне образовательной организации. Однако ч. 3 той же ст. 17 четко говорит, что дети, обучающиеся в форме семейного образования имеют право на последующее прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (для простоты скажем «в школах», хотя это неточно).

Ст. 34 ч. 3 закона указывает, что такая аттестация проходится экстерном, причем дети, получающие образование соответствующего уровня впервые, проходят ее бесплатно.

Необходимо обратить внимание на то, что ст. 33 ч. 1 п. 9 закона очень четко указывает, что экстерны – т.е. «лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации» - относятся к числу обучающихся в образовательной организации. Но они не являются «учащимися» в образовательной организации - это другая разновидность «обучающихся».

Этот статус – экстерна – говорит о том, что сам учебный процесс ребенка к школе не имеет отношению и ею не направляется и не контролируется – она осуществляет только промежуточные и итоговые аттестации.

— Относятся ли такие дети к контингенту школы?

Это зависит от того, что понимается под этим словом. В законе «Об образовании в РФ» слово «контингент» встречается вообще только один раз – в ст. 97 ч. 3, посвященной мониторингу системы образования. При этом определения термина не приводится, но он использован в словосочетании – «контингент обучающихся». Поскольку дети, получающие семейное образование и проходящие аттестацию экстерном в школах, являются экстернами – а это, согласно ст. 33 ч. 1 п. 9 закона – разновидность обучающихся, то они, очевидно, относятся к «контингенту обучающихся». Но при этом они не могут относиться к «контингенту учащихся» - поскольку учащиеся – это только одна из разновидностей обучающихся, предусмотренных законом. При этом как ученики-«семейники» дети к контингенту обучающихся не относятся, а как экстерны, сдающие аттестацию – относятся.

— Родители сообщают, что школы требуют от них писать заявление об исключении их детей из школы, если они на семейном образовании…

Это незаконное и необоснованное требование. При чем тут исключение? Если ребенок обучается в форме семейного образования, он и так не является учащимся школы, но остается ее обучащимся-экстерном, проходящим в ней аттестацию.

Поэтому писать такие заявления не надо, они не основаны на законе. Необходимо в заявлении указать школе, что вы выбрали для ребенка семейное образование и попросить зачислить его для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации экстерном. После этого школа должна зачислить ребенка в качестве экстерна, и в этом качестве включить его в контингент обучающихся (но не учащихся). Если ребенок раньше учился в этой школе по очной форме, то он перестает быть ее учащимся, но остается ее обучающимся – экстерном.

Требование писать именно заявление об исключении – неправомерно и не основано на законе. Его следует просто игнорировать, отказываясь писать такое заявление.

Писать необходимо о том, что в соответствии со ст. 17 ч. 1 п. 2, ст. 44 ч. 3. п. 2, ст. 63 ч. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Вы выбрали для своего ребенка обучение в форме семейного образования. В соответствии со ст. 17 ч. 3, ст. 34 ч. 3, ст. 33 ч. 1 п. 9 данного закона просите зачислить своего ребенка в школу в качестве экстерна для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

После этого школа должна зачислить ребенка в контингент обучающихся в качестве экстерна и организовать промежуточную аттестацию. Если школа этого сделать не может, поскольку ее устав не предусматривает такой формы работы (это надо проверить, устав в каждой школе доступен для ознакомления по закону и обычно публикуется на сайте школы), необходимо получить на заявление письменный отказ и обратиться далее в соответствующий местный орган управления образованием с заявлением, прося оказать содействие в зачислении в школу для прохождения аттестации экстерном, приложив к нему копию отказа.

Следует помнить, что по новому закону, выбирая семейное образование, Вы обязаны письменно (в свободной форме) уведомить об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа (районное или окружное управление образования). Это стоит сделать всем тем, кто и ранее учил ребенка в семейной форме (обучение ребенка в заочной форме с использованием дистанционных технологий такого уведомления не требует ). Отмечу, что именно органы управления образованием муниципальных районов и городских округов в соответствии с законом (ст. 63 ч. 5) ведут учет детей, подлежащих получению общего образования, и выбранных для них родителями форм обучения – не школы.

— Форму обучения по новому закону всегда выбирают родители?

Здесь некоторая двойственность в законе.

В соответствии со ст. 63 ч. 4 форму всегда выбирают родители, с учетом мнения ребенка. А в соответствии со ст. 44 ч. 3 п. 1 – право выбора формы осуществляется родителями только до завершения получения ребенком основного общего образования (т.е. до завершения обучения в 9 классе), а далее, в соответствии со ст. 34 ч. 1 п. 1 – выбор формы становится правом самого ребенка. При этом в согласии со ст. 44 ч. 3 п. 2 давать образование всех трех уровней в семье – право именно родителей.

При такой двойственности следует исходить из того, что до завершения получения основного общего образования (до конца 9 класса) форму обучения выбирают родители (с учетом мнения ребенка), а в старших классах – решение должно приниматься ребенком и родителями совместно. Только такой подход позволяет соблюсти все требования закона.

— Верно ли, что семейное образование теперь невозможно на старшей ступени «школьного образования»? Школы утверждают, что на старшей ступени возможно только самообразование.

Это утверждение ошибочно и не основано на законе. Закон абсолютно четко говорит о том, что семейное образование может использоваться на любой ступени общего образования (ст. 44 ч. 3 п. 2, ст. 63 ч. 2 нового закона). Таким образом, вне школы на двух младших ступенях образование получается только в форме семейного образования, а на старшей – на выбор – можно использовать семейное образование или самообразование (теоретически возможно и их сочетание).

— Должны ли дети, получающие семейное образование, обеспечиваться бесплатными учебниками.

Вопрос обеспечения учебниками регулируется ст. 35 нового закона «Об образовании в РФ». Часть 1 данной статьи указывает:

«Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания».

Как применяется данное положение к семейному образованию, ясно не до конца. Однако из ст. 34 ч. 1 закона следует, что именно освоение образовательный программ сопровождается промежуточными аттестациями. Прохождение аттестаций, на мой взгляд, в рамках действующего законодательства, следует рассматривать как органическую часть получения образования и освоения образовательных программ.

Это очевидно, в частности, из того, что определение образовательной программы, приведенное в ст. 2 п. 9 закона рассматривает как ее органические части формы аттестации и учебный план. А ст. 2 п. 22 определяет учебный план, относя к нему и формы промежуточной аттестации учащихся. Иными словами, промежуточная аттестация – органическая часть учебного плана и образовательной программы. Таким образом, сдача аттестаций относится к освоению образовательной программы. Такое освоение может быть представлено как сочетание собственно обучения (в семейной форме) и прохождения аттестаций (например, в школе).

Поскольку аттестации проходятся в государственных и муниципальных школах именно за счет бюджета, то и право на обеспечение учебниками должно распространяться на семейных учеников, сдающих аттестации в школе экстерном.

Здесь уместно применить и аналогию закона, что приведет нас к тем же выводам.

Более детально, боюсь, на этот вопрос трудно ответить без дополнительных пояснений и методических рекомендаций со стороны федерального министерства образования.

Очень много вопросов поступает со стороны московских родителей. Помимо тех, ответы на которые уже прозвучали, родителей волнует проблема компенсаций. Сохранились ли московские компенсации в новой ситуации?

Да, безусловно. Выплата компенсаций родителям при семейном образовании в Москве установлена законом ст. 6 п. 3.1 Закона г. Москвы от 20.06.2001 № 25 (в ред. От 04.07.2012). Этот закон никто не отменял и он продолжает действовать в части, не противоречащей новому федеральному закону «Об образовании в РФ». Выплата компенсаций остается, согласно новому законодательству, правом регионов. Соответственно, противоречия нет и норма сохраняет действие.

То же касается и московских подзаконных актов, в частности Постановления Правительства Москвы № 827-ПП от 25 сентября 2007 года «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования».

Все эти нормы, по общему правовому правилу, продолжают действовать в той части, в которой не противоречат новому закону, пока не будут прямо отменены.

На практике это означает, в частности, что не противоречащие закону нормы, регулирующие семейное образование, сохраняют свое значение. Также сохраняют значение и нормы (федеральные и московские) об аттестации экстернов – в части, касающейся организации и порядка аттестации (но не в части, описывающей экстернат как особую форму обучения – ее теперь нет).

Повторяю – все эти нормы действуют вплоть до их отмены, если не противоречат новому закону. Но надо обратить внимание на это «вплоть». В частности, в Москве, как и в других регионах, планировали принять новый региональный закон об образовании, где нормы могут измениться.

Задача родителей на этом этапе – сохранить нормы о выплате компенсаций в новом законе г. Москвы. Именно на это я бы направлял свои усилия. При этом стоит обратить внимание на то, что многие родители игнорируют. Со строго юридической точки зрения сегодня решение о выплате компенсаций – право региона. Подчеркиваю – именно право, то есть никакой федеральный закон не обязывает регионы это делать. Номинально регион имеет право отменить компенсацию.

— А как же действовать?

Есть только два пути. Один – продемонстрировать убедительно городским законодательным властям, что компенсацию необходимо сохранить, как уже существовавшую гарантию, что это необходимо семьям, что этого требуют справедливость и интересы детей. Возможно, постараться включить своих представителей в процесс доработки проекта нового регионального закона.

Второй – добиться изменения в федеральном законодательстве, возвратив в него норму о компенсации при семейном образовании, действовавшую до 2004 года. На это направлены огромные усилия нашей организации в течение последних трех лет, эта работа продолжается и нуждается в поддержке.

Двигаться стоит в каждом их этих направлений.

— Многие директора школ заявляют, что компенсации были связаны с включением детей в контингент школ, а теперь их не будет.

Такие утверждения не основаны на действующем законодательстве. Московский закон ясен – и его пока никто не отменил. Он никак не связывает компенсацию с включением детей в контингент учащихся (или даже обучающихся) школ. Более того, он не предусматривал никогда отнесения «семейников» к числу учащихся школ. Он говорит (ст. 6 п. 4 Закона г. Москвы «О развитии образования в городе Москве») только о том, что обучающийся-«семейник» закрепляется за школой для сдачи аттестации. Т.е. включение или не включение в какой-либо контингент тут вообще ни при чем.

Другое дело, что действующий закон предусматривает, что закрепляться «семейник» для аттестации, почему-то, может только за государственным образовательным учреждением. Вот это – категорически неправильная норма. Родители «семейника» должны иметь право выбрать для аттестации и негосударственную школу. Такое ограничение выбора прямо противоречит федеральному законодательству – в частности уже упоминавшейся ст. 44 ч. 3 п. 1 нового закона «Об образовании в РФ», а также ст. 63 п. 2 Семейного Кодекса РФ. Более того, оно непосредственно противоречит и нормам международного права, имеющим прямое действие в России – в частности, ст. 13 (3) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, гарантирующих право родителей выбирать не только государственные, но и негосударственные школы для своих детей. Непонятно, почему родители детей, получающих в Москве семейное образование, подвергаются дискриминации при осуществлении этого права. Это необходимо менять.

— Некоторые директора, отказывая в компенсациях, ссылаются на методические рекомендации Департамента образования г. Москвы (письмо от 13.09.2013 № 01-08-2538 /3)…

Эти рекомендации не являются нормативным актом и, в любом случае, не могут ставиться выше конкретных норм закона. Но в рекомендациях ни слова не говорится о компенсациях или о том, что их теперь выплачивать не надо. Это вымысел.

— А что Вы можете сказать об этом документе в целом.

Значительная его часть просто повторяет нормы нового закона «Об образовании в РФ». Но есть и странная «самодеятельность».

В частности, п. 9 рекомендаций, требующий, чтобы родители написали в школу заявление об исключении ребенка из контингента организации (из текста непонятно, имеется в виду контингент обучающихся или учащихся) крайне странен. Такое требование, как я уже выше говорил, не основано на законе и ни из чего не вытекает. В контингенте учащихся ребенок-«семейник» и так числиться не должен, а в контингент обучающихся, напротив, сдавая аттестации экстерном, должен включаться.

Ничего не говорится в рекомендациях о том, что таких детей необходимо зачислять в школу в качестве экстернов – а эта необходимость прямо вытекает из приводившихся выше норм нового федерального закона об образовании. Вообще ничего не говорится о том, что такая аттестация проходится экстерном. Странно, что именно это слово – «экстерн» - выпало из текста рекомендаций в тех местах, где он практически дословно воспроизводит нормы федерального закона, включающие этот термин.

В действительности, исходя из норм федерального закона, школа, получив заявление родителей о выборе семейного образования и организации промежуточной аттестации для ребенка обязана включить его в контингент обучающихся школы в качестве экстерна (или поменять его статус в контингенте с «учащегося» на «экстерна», если он ранее обучался в школе очно) и бесплатно организовать для него промежуточные аттестации экстерном.

В ближайшие недели МОО «За права семьи» подготовит и опубликует основные образцы заявлений и уведомлений для родителей, использующих семейное образование.

Семейное образование - форма получения общего образования

В соответствии с действующим законодательством РФ общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций - в форме семейного образования и самообразования.

Освоение образовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное, или с помощью педагогов, или с помощью родителей (законных представителей) обучающегося освоение образовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации.

Цель семейного обучения - дать хорошее образование за счет индивидуального подхода.

Родители (законные представители) имеют право выбирать как форму получения общего образования, так и форму обучения. При этом обязательно должно учитываться мнение ребенка. Обучение может быть организовано в, очно-заочной и заочной формах. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Учебный процесс

Объем знаний, который должен быть получен ребенком при освоении общего образования в форме семейного образования, должен быть не ниже объема, установленного ФГОС.

Лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования, проходят экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования бесплатно.

При прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе.

Родители (законные представители) сами могут выбрать учреждение, где их ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию.

Если же обучающийся не будет аттестован, в установленные сроки не ликвидирует академическую задолженность по итогам промежуточной аттестации, то он должен далее получать образование в образовательной организации.

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.

Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.

Родителям надо иметь в виду, что семейное образование относится к формам получения образования вне организаций и не предполагает каких-либо обязательных взаимоотношений со школой в период осуществления учебного процесса. Поэтому при выборе семейного образования ребенок исключается из списков образовательной организации на основании заявления родителей.

Как перейти на семейное образование

При переходе на семейное образование родители (законные представители) должны информировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают.

Если ребенок обучается в школе, то следует обратиться к ее директору с заявлением о переходе на семейное образование. В этом случае ребенок исключается из списков обучающихся учреждения .

Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей (законных представителей) на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в другой форме, в т.ч. и вернуться обратно в школу.

Выбрав учреждение, где ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию, родители (законные представители) должны заключить с ним договор на оказание такой услуги .

Примечание.

1. При организации семейного образования школа руководствуется:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
  • приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2013 г. Регистрационный N 30067);
  • нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации о семейном образовании;
  • локальными актами образовательного учреждения, с которым заключен договор об аттестации обучающихся в форме семейного образования.

2. Промежуточная аттестация - это процедура установления соответствия качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС по завершении учебного года. Промежуточная аттестация проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией, в соответствии с школьным локальным актом.

3. Новый Закон об образовании устранил такую форму обучения, как экстернат. Теперь экстернат является лишь формой аттестации.

4. Согласно части 13 сатьи 103 Закона об образовании в РФ нормативы финансирования устанавливаются только для образовательной организации. Так как семейная форма получения образования осуществляется вне образовательной организации, то соответственно оплата по данной форме действующим законодательством не предусматривается.