Презентация по географии "развитие форм рельефа". Антропогенные формы рельефа

Цели и задачи:

1. Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями, с видами и причинами возникновения стихийных природных явлений, районами их распространения.

2. Продолжить формирование у школьников представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России, о внутренних и внешних процессах развития рельефа, умения работать с географическими картами. Рассказать о деятельности человека по формированию рельефа.

3. Воспитывать самостоятельность, чувство долга, развивать интерес к географии.

Оборудование: физическая карта России, таблицы, карты атласа, контурные карты, картины, фрагмент видеофильма “Землетрясения”.

Тип урока: комбинированный.

Формы и методы:

  • наглядный, практический, объяснительный, иллюстративный, проблемно – поисковый, репродуктивный;
  • коллективные, индивидуальные, групповые, дифференцированные.

Ход урока

I. Организационный этап.

1. Сообщение темы и постановка целей урока.

II. Этап проверки домашнего задания.

1. Индивидуальная работа.

На контурную карту России нанесите месторождения:

а) нефти – 3 чел.

б) каменного угля – 3 чел.

в) железной руды – 3 чел.

Установите соответствие между полезными ископаемыми и их месторождениями – 3 чел.

Какие из перечисленных полезных ископаемых связаны с осадочным чехлом платформ?

2. Фронтальный опрос.

  • Сравните тектоническую и геологическую карты, расскажите о геологическом строении Урала.
  • От чего зависит размещение тех или иных месторождений полезных ископаемых?
  • Какими полезными ископаемыми богата наша страна?
  • Дайте оценку минерально-сырьевой базы страны.
  • Покажите на карте месторождения медных, никелевых, алюминиевых руд, золота, алмазов.
  • Как вы думаете, из каких районов России использовался гранит для облицовки набережных Москвы и Санкт-Петербурга.

III. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

1. Объяснение учителем.

Под действием каких сил постоянно изменяется рельеф Земли?

Современные рельефообразующие процессы можно разделить на две группы:

  • внутренние (эндогенные)
  • внешние (экзогенные).

Новейшие тектонические движения земной коры могут проявляться как в горах так и на платформенных равнинах. В областях древнейших складчатых сооружений, где земная кора утратила пластичность, сделалась жесткой и породы потеряли способность изгибаться в складки, под воздействием новейших тектонических движений образовались мощные разломы и сбросы. Они расчленили территорию на монолитные глыбы: одни из них поднялись в виде возрождённых высоких хребтов, другие опустились, образовав межгорные понижения. Новейшие поднятия происходят на Кавказе, причём амплитуда движений достигает нескольких сантиметров в год.

Экзогенные процессы, формирующие современный рельеф, связаны прежде всего с деятельностью текучих вод: рек, ледников, а также с особенностями климатических условий. Таков рельеф, создающийся мерзлотными процессами.

2. Работа с картосхемой в учебнике.

По карте “Новейшие тектонические движения ” определите области слабых, сильных и интенсивных движений с преобладанием поднятий участков земной коры.

3. Самостоятельная работа по тексту учебника.

Прочитайте отрывок из статьи “Древнее оледенение на территории России”.

Проблемный вопрос.

Какие территории нашей страны испытывали наибольшее влияние ледника? По карте учебника и атласа определите южную границу распространения покровного оледенения.

(Самым крупным было Днепровское оледенение, центрами которого в Евразии служили: горы Скандинавии, Полярный Урал, плато Путорана и горы Бырранга. Отсюда лёд распространялся на близлежащие территории).

Физкультминутка.

4. Работа с новыми терминами и понятиями.

Доска: эндогенные процессы, экзогенные процессы, новейшие тектонические движения, землетрясения, вулканизм, оледенение, морена, эрозийный рельеф, эоловый рельеф, дюны, обвалы, осыпи, оползни, лавины, сели.

Какие из этих понятий вам уже знакомы, а какие встретились впервые?

Найдите в учебнике и прочитайте значение новых понятий.

Какие формы рельефа преобладают в центре оледенения, а какие – в более южных районах, где происходило таяние льда?

5. Работа в группах (с дополнительной литературой)

Прочитайте отрывки из статьи и сообщите, в каких районах нашей страны на рельеф особенно влияет деятельность текучих вод, в каких – деятельность ветра, деятельность человека, стихийные природные явления?

IV. Этап усвоения новых знаний.

1. Отчёт групп о выполненной работе.

2. Просмотр видеофрагмента “Землетрясения”.

Просмотрите видеофрагмент и скажите, участвуют ли землетрясения в рельефообразовании? К каким процессам они относятся (эндогенным или экзогенным)?

Какие по мощности землетрясения вызывают большие разрушения и опасны ли они для жизни человека?

3. Работа с контурной картой.

На контурной карте отметьте сейсмоактивные районы нашей страны, районы, где могут происходить извержения вулканов, сели, оползни.

Составление таблицы.

Рельефообразующие процессы.

Эндогенные процессы

  • разломы
  • сбросы
  • вулканизм
  • землетрясения

Экзогенные процессы.

  • текущие воды
  • ледники
  • деятельность ветра
  • мерзлотные процессы

V. Этап закрепления новых знаний.

Какие процессы происходящие в наше время, свидетельствуют о непрерывном развитии рельефа?

Когда было древнее покровное оледенение?

Какое влияние на современный рельеф оказал ледник?

В каких районах нашей страны на рельеф особенно влияет деятельность текучих вод, в каких – деятельность ветра?

Какие стихийные явления связаны с литосферой?

VI. Этап информации учащихся о домашнем задании:

Параграф № 8, задание 8 на к/карте.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

* Повторение домашнего материала. Вопросы классу: 1. Какими полезными ископаемыми богата наша страна? 2.Назовите закономерности в размещении полезных ископаемых 3.На примере Томской области покажите, какая существует зависимость размещения полезных ископаемых от форм рельефа и строения территории. 4. Вспомните, какие полезные ископаемые связаны с магматическими, осадочными породами?

3 слайд

Описание слайда:

* Закономерности в размещении полезных ископаемых К горным районам приурочены: магматические полезные ископаемые К равнинным территориям приурочены: Осадочные полезные ископаемые

4 слайд

Описание слайда:

* Полезные ископаемые Магматического происхождения: Гранит, Базальт Железная руда, Медная руда, Золото, алмазы Осадочного происхождения: Каменный уголь, Нефть, Природный газ, Фосфориты, Поваренная соль

5 слайд

Описание слайда:

* Изучение нового материала. Приведите примеры изменения форм рельефа в настоящее время- для Томской области; Для других районов нашей страны; Для других материков

6 слайд

Описание слайда:

* Рельеф Поверхность Земли постоянно изменяется. И на это влияют два вида процессов: эндогенных(внутренних), экзогенных(внешних) Внутренние; Внешние

7 слайд

Описание слайда:

* Эндогенные (внутренние процессы) События четвертичного периода: Новейшие тектонические движения Землетрясения Вулканизм

8 слайд

Описание слайда:

* Новейшие тектонические движения Почти вся территория России испытывала поднятие в неоген-четвертичное время. Но северная окраина азиатской части опустилась и была затоплена водами морей Северного Ледовитого океана. Опускались и центральные районы Западно - Сибирской равнины, Прикаспийская низменность.

9 слайд

Описание слайда:

* Землетрясения Свидетельством продолжающихся в настоящее время тектонических движений служат землетрясения. Наиболее частые и сильные землетрясения происходят на Камчатке, Курильских островах, в горах Прибайкалья, Большого Кавказа, юго-восточной части Алтая, Тыве и низовьях Лены.

10 слайд

Описание слайда:

* Вулканизм Действующие вулканы в нашей стране есть лишь на Камчатке и Курильских островах. Здесь насчитывается около 60 действующих и в три раза больше потухших вулканов. Следы недавнего вулканизма встречаются и на Кавказе(Эльбрус, Казбек),и в Восточном Саяне, в Забайкалье, на Дальнем Востоке. Самым красивым и высоким вулканом Камчатки является Ключевская Сопка. (верхнее фото) Вулкан Горелый (нижнее фото)

11 слайд

Описание слайда:

* Экзогенные (внешние процессы) Древние оледенения, Деятельность моря, Деятельность текучих вод.

12 слайд

Описание слайда:

* Древние оледенения Общее поднятие суши, изменение очертаний материка Евразии и похолодание климата на земном шаре привели к возникновению в четвертичное время покровного оледенения. Всего было 3-4 эпохи оледенения. Центры: Скандинавия, Полярный Урал, плато Путорана, горы Бырранга на полуострове Таймыр

13 слайд

Описание слайда:

* Ледниковые Формы рельефа Ледник двигался на юг, изменяя рельеф Земли, перемещал вмерзшие в него камни(валуны), песок,щебень, глину Ледник сглаживал скалы и царапал склоны гор(округлые скалы- «бараньи лбы») На южной границе ледник таял, отлагал принесенный рыхлый материал (валуны, щебень, гравий)холмы- морены. На севере под тяжестью ледника продавилась северная оконечность Евразии и стала дном морей Северного Ледовитого океана. Ледник углубил и тектонические прогибы, образовав тысячи озер Карелии и Кольского полуострова.

14 слайд

Описание слайда:

* Ледниковые озера Ладожское озеро крупнейшее пресноводное озеро в Европе. Относится к бассейну Балтийского моря Атлантического океана. Площадь озера без островов составляет от 17,6 тысяч км² (с островами 18,1 тысяч км²); объём водной массы - 908 км³; длина с юга на север - 219 км, наибольшая ширина - 138 км. Глубина изменяется неравномерно: в северной части она колеблется от 70 до 230 м, в южной - от 20 до 70 м}