Русские поэты 70 90 годов. Леонид Кременцов - Русская литература в ХХ веке

ПлохоОтлично

В англо-саксонском обществе ранней поры существовало деление на четыре основных сословия. На первом месте стояло сословие знатных людей - эрлов, соста­ влявших родовую знать. За убийство эрла платили 400 шиллингов, т. е. вдвое больше того, что платили за убийство простого свобод ного человека. Это был складывающийся к тому времени слой крупных землевладельцев и рабовладельцев. Второе место зани­мали свободные крестьяне - перлы. Вергельд за них составлял 200 шиллингов. Свободные крестьяне жили сельскими общинами и владели в деревнях семейными наделами - гайдами.

Третье сословие составляли лэты, или уили, - полусвободное сословие. Вергельд за них составлял 40, 60 и 80 шиллингов, в за­ висимости от их социального положения. Это были зависимые люди, сидевшие на чужой земле и находившиеся под покровительством более сильных людей. В основном это были люди кельтского про­ исхождения, в отличие от эрлов и керлов, происходивших из англо-саксов.

Четвертое сословие составляли рабы ( theow ), за которых не пла­ тили вергельда; за их убийство платили, как за убийство скота, не вергельд, а штраф в пользу господина. У англо-саксов рабство было после завоевания довольно распространенным явлением, и восточные купцы с континента очень часто приезжали в Англию для закупки рабов. Объясняется это тем, что борьба между кель­тами и англо-саксами все еще продолжалась и англо-саксы при завоевании обращали в рабство массу кельтов.

Таков был общественный строй англо-саксов в первое время после завоевания. Но в течение VII в. растет различие между свободным простым крестьянином, керлом, и знатным эрлом. Это можно проследить по тому вергельду, который устанавливают кентские короли к концу VII в. К этому времени вергельд за эрла повышается до 600 шил лингов, т. е. делается в три раза выше, чем вергельд простого сво­ бодного.

Гезиты

Но сама родовая знать начинает вытесняться новым слоем - королевскими дружинниками, так называемыми гезитами, или тэнами, которые составляют теперь новое привилегированное служилое сословие, обязанное военной службой. Вергельд за таких королевских дружинников возрастает еще в большей степени. В Уэссексе в конце VII в. в Правде короля Ини королевский дру­ жинник, владеющий землей, оценивается в 1 200 шиллингов, т. е. в 6 раз выше простого свободного человека. Королевский дружинник, не владеющий землей, равно как и не королевский дружинник, оценивается в 600 шиллингов, т. е. все же в 3 раза выше просто свободного крестьянина. Очевидно, военное ополчение свободных крестьян, которое составляло первоначально основу военной организации англо-саксонского общества, уже не удовлетворяет теперь потребностям феодализирующегося общества. Центр тяжести в военном деле перемещается на профессиональных воинов, какими являются в первую очередь королевские дружинники. Но все же первоначально в англо-саксонском обществе основную массу на­селения составляют свободные крестьяне, керлы, которые живут деревнями, сельскими общинами. Это свободное крестьянство собирается на сельские сходы, где решает свои дела, а также на собрания округа-сотни, созываемые ежемесячно, и, наконец, на собрания графств, которые созываются 2 раза в год.

Гайда

Каждый свободный крестьянин владел особым семейным наслед­ ственным земельным наделом, гайдой, который исчислялся обычно в 120 акров, т. е. приблизительно около 50 гектаров. Это довольно крупные наделы; вероятно, они находились в распоряжении целой «большой семьи». Такой участок пахотной земли, принадлежавший дворовому наделу, мог быть возделан в течение года одной упряж­ кой в восемь волов. В ту эпоху плуг не был малым плугом римского типа, который тянули два вола; это был большой тяжелый плуг, в который запрягались четыре пары волов. Кроме того, деревен­ ские дворы имели долю в луге, выгоне для скота, а также в поль­зовании общественным лесом, водами и прочими угодьями. Все владение распадалось на отдельные полосы, которые были раз­ бросаны на деревенской территории, где господствовал принуди тельный севооборот. Первоначально преобладала двухпольная си­ стема с разделением всей площади пашни на два поля, одно из ко­ торых находилось под паром, а другое засевалось. Но наблюдался уже и переход к трехполью.

1. Духовная культура англосаксов. Отдельные набери англосаксов сменились переселением. Вторжение германских племён стало началом основанием новых государственных образований. Мифология англосаксов мало отличается от кельтской. Главой пантеона германских богов был.... Боден. Суцелло. Христианизация началась в конце 6в. Под влиянием римских миссионеров. Ирландская церковь. Большая роль монастырь иерей как центров науки и культуры. О процессе Христианизация свидетельства рукописные книги 7-8в. Памятники ирландской рукописный книги.

Дальнейшее развитие письменности свидетельствует о развитии христианства. События, связаные с переселением германских племен освещены в трех источниках . Два из них принадлежат христианским авторам (Гильдес, кельтский монах, о гибели и покорении Британии, Беда Почтенный хроника «Церковная история Англов» период от завоеваний цезаря до 700г.). Англо-саксонская хроника 9в. была составлена по инициативе правителя Альфреда Великого. Хроники описывают борьбу кельтских и германских племен.

Вскоре отличия между германцами и кельтами стерлись. В конце 9 в. король Альфред Великий правитель Сусекса назвал свой язык англским , а своих поданных (южной и средней Англии) назвал англичанами . Главную роль в христианизации сыграл Папа Римский Григорий 1 (590-604). В 595г. он приказал выкупить на невольничьем рынке англосаксонских рабов для службы в монастырях Британии. Через год он отправляет в Британию 40 монахов бенедиктинцев. При этом римская церковь отказалась от тотального искоренения язычества. Эта политика хорошо соответствовала специфике культурного развития англосаксов. Капища трогать нельзя, только уничтожать изображения идолов. На месте капищ строить христианские храмы. В результате такой терпимости РКЦ христианство стремительно закреплялось. В 664г на соборе Уинбери христианство признается в качестве официальной религии англосаксов. Успехи христ-ии были двойственными- образовалось 2 культурных потока: латинско-религиозно-монастырская традиция, народная традиция (на дохристианской культуре). Получился синтез. Этот фактор ста определяющим в становлении англосаксонской средневековой литературной культуры.

Первым англосаксонским писателем считается Альдхейм (640-703). Автор богословских трактатов на латинском языке, а так же автор поэм. Трактаты сохранились до наших дней. Поэмы на староанглийском лишь упоминались Уильямом Каким-то (12в). составил также сборник «Загадки» - сотни небольших стихотворений с описанием мифологич животных, созвездей. Позже были переведены на староанглийский и были включены в краткий сборник англосаксонской поэзии.

Бэда Почтенный .(673-775) Окончил монастырскую школу. Учился в Ярроу (монастырь – известный центр богословия). Его труды охватывают широкий круг вопросов о теологии, медицине, математике, грамматике, поэзии. Крупнейший труд – «Церковная история Англов» 731г. здесь же подробное описание завоевания Британии римлянами, географические особенности. В своей работе опирается на более ранние хроники. Был образцом вплоть до эпохи Возрождения. Данте описывает в своей божественной комедии в раю помещает Почтенного среди Платона, Аристотеля и др.

Расцвет эпического творчества – 8-9вв. выделяют 4 основных жанра:

1. Героический эпос – центральное место сюжеты о борьбе с чудовищами, о войнах и т.д.

2. Героические элегии – небольшие произведения о душевном, психологическом состоянии героя, который переживает одиночества, страдания, утрата родителей.

3. Религиозный эпос – обработка библейских легенд и жития святых.

4. Исторические песни – изображали то или иное событие.

Передавались в устной форме. Носителями и создателями называли скопами – исполнители и создатели этих сказаний. Эти люди считались богоизбранными. Эта была одна из наиболее почитаемых фигур. Сидел у ног короля, его осыпали дарами. Хранитель мудрости. В основном ими становились дружинники, а также представители знати. Иногда даже короли выступали в роли скопов. Альфред великий сам выступал в роли скопа.

Поэмы – Веовульф, Видсид. Веовульф (8в.)– единственное крупное произведение англосаксов, сохранившееся целиком, богатство тем и сюжетов, сложность и многогранность содержания.Видсид (7в.) – необычная по содержанию, состоит из 3-х особых циклов. 1 – перечень имен знаменитых имен различных народов, 2- перечень известных скопов племен, 3 – перечень правителей, у которых гостил Видсид.

Несмотря на расцвет устной англосаксонской культуры, письменная традиция развивалась довольно медленно в 8-9вв. в это время на британские острова нападали Викинги, которые разрушали монастыри. В результате остался только один культурный центр – Йорский монастырь. В нем получил великолепное теологическое образование Алкуин – первый англосаксонский мыслитель. Был направлен Папой возглавить епископство Кельдеберийское. В 780г. он отправился в Рим к Папе с миссией. По дороге назад познакомился с Карлом Великом. Алкуин стал его главным советником. При дворе карда Великого была организована Академия в г. Аахен. В Туре создал философскую школу во Франции. Алкуин оставил большое письменное наследие. Деятельность Алкуина явл-ся символом каролинского возрождения. – возрождения величия Рима.

Британия осталась на периферии Каролингского возрождения. В британии был свой культурный центр и свое возрождение под эгидой Альфреда Великого. Тут было возрождение англосаксонской культуры. При дворе Альфреда Великого был образован кружок богословов, философов, писателей. Они ездили по стране, записывали произведения англосаксонской традиции. Монологи Аврелия Августина, сочинения Папы Григория 1.

10-11в. – Бенедиктинское Возрождение – последний подъем англо-саксонской культуры. Эльфрик и Вульфстан – главные представители. Популярность приобрела житейская литература, рассчитанная на массового читателя. «Бестиарий » содержит описание 3-х существ: пантеры, кита и куропатки. Пантера сиволизирует Христа, дракон – Дьявола. Трехдневный сон пантеры – смерть и воскрешение Христа. Написан был в стихотворной форме.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11