Сергей есенин русь советская. Анализ стихотворения «Русь советская

  • Картина - стих, только без слов...

  • Наука наукой, но есть и приметы; я твердо приметил сызмальства...

  • Глупо у поэта спрашивать время. Без-дарно. Потому он и сошёл с ума...

  • Жизнь коротка. И надо уметь. Надо уметь уходить с плохого фильма...

    Жизнь коротка. И надо уметь. Надо уметь уходить с плохого фильма. Бросать плохую книгу. Уходить от плохого человека. Их много. Дела не идущие бросать. Даже от посредственности уходить. Их много. Время дороже. Лучше поспать. Лучше поесть. Лучше посмотреть на огонь, на ребёнка, на женщину, на воду.
    Музыка стала врагом человека. Музыка навязывается, лезет в уши. Через стены. Через потолок. Через пол. Вдыхаешь музыку и удары синтезаторов. Низкие бьют в грудь, высокие зудят под пломбами. Спектакль менее наглый, но с него тоже не уйдёшь. Шикают. Одёргивают. Ставят подножку. Нравится. Компьютер прилипчив, светится, как привидение, зазывает, как восточный базар. Копаешься, ищешь, ищешь. Ну находишь что-то, пытаешься это приспособить, выбрасываешь, снова копаешься, нашёл что-то, повертел в голове, выбросил. Мысли общие. Слова общие.
    Нет! Жизнь коротка.
    И только книга деликатна. Снял с полки. Полистал. Поставил. В ней нет наглости. Она не проникает в тебя. Стоит на полке, молчит, ждёт, когда возьмут в тёплые руки. И она раскроется. Если бы с людьми так. Нас много. Всех не полистаешь. Даже одного. Даже своего. Даже себя.
    Жизнь коротка. Что-то откроется само. Для чего-то установишь правило. На остальное нет времени. Закон один: уходить. Бросать. Бежать. Захлопывать или не открывать! Чтобы не отдать этому миг, назначенный для другого.

  • А. Сахарову

    Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.
    На перекличке дружбы многих нет.
    Я вновь вернулся в край осиротелый,
    В котором не был восемь лет.

    Я никому здесь не знаком,
    А те, что помнили, давно забыли.
    И там, где был когда-то отчий дом,
    Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.

    А жизнь кипит.
    Вокруг меня снуют
    И старые и молодые лица.
    Но некому мне шляпой поклониться,
    Ни в чьих глазах не нахожу приют.

    И в голове моей проходят роем думы:
    Что родина?
    Ужели это сны?
    Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
    Бог весть с какой далекой стороны.

    И это я!
    Я, гражданин села,
    Которое лишь тем и будет знаменито,
    Что здесь когда-то баба родила
    Российского скандального пиита.

    Уже ты стал немного отцветать,
    Другие юноши поют другие песни.
    Они, пожалуй, будут интересней -
    Уж не село, а вся земля им мать".

    Ах, родина! Какой я стал смешной.
    На щеки впалые летит сухой румянец.
    Язык сограждан стал мне как чужой,
    В своей стране я словно иностранец.

    Вот вижу я:
    Воскресные сельчане
    У волости, как в церковь, собрались.
    Корявыми, немытыми речами
    Они свою обсуживают "жись".

    Уж вечер. Жидкой позолотой
    Закат обрызгал серые поля.
    И ноги босые, как телки под ворота,
    Уткнули по канавам тополя.

    Хромой красноармеец с ликом сонным,
    В воспоминаниях морщиня лоб,
    Рассказывает важно о Буденном,
    О том, как красные отбили Перекоп.

    "Уж мы его - и этак и раз-этак, -
    Буржуя энтого... которого... в Крыму..."
    И клены морщатся ушами длинных веток,
    И бабы охают в немую полутьму.

    С горы идет крестьянский комсомол,
    И под гармонику, наяривая рьяно,
    Поют агитки Бедного Демьяна,
    Веселым криком оглашая дол.

    Вот так страна!
    Какого ж я рожна
    Орал в стихах, что я с народом дружен?
    Моя поэзия здесь больше не нужна,
    Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

    Ну что ж!
    Прости, родной приют.
    Чем сослужил тебе - и тем уж я доволен.
    Пускай меня сегодня не поют -
    Я пел тогда, когда был край мой болен.

    Приемлю все.
    Как есть все принимаю.
    Готов идти по выбитым следам.
    Отдам всю душу октябрю и маю,
    Но только лиры милой не отдам.

    Я не отдам ее в чужие руки,
    Ни матери, ни другу, ни жене.
    Лишь только мне она свои вверяла звуки
    И песни нежные лишь только пела мне.

    Цветите, юные! И здоровейте телом!
    У вас иная жизнь, у вас другой напев.
    А я пойду один к неведомым пределам,
    Душой бунтующей навеки присмирев.

    Но и тогда,
    Когда во всей планете
    Пройдет вражда племен,
    Исчезнет ложь и грусть, -
    Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким "Русь".

    Примечания

    Газета "Бакинский рабочий", 1924, N216, 24 сентября без строк 32-35, 45-48); полностью - журнал "Красная новь", Москва, 1924, N5, август-сентябрь.

    Сахаров А.М. - товарищ Есенина, сотрудник издательства.

    Your browser does not support HTML5 audio + video.

    Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.
    На перекличке дружбы многих нет.
    Я вновь вернулся в край осиротелый,
    В котором не был восемь лет.

    Я никому здесь не знаком,
    А те, что помнили, давно забыли.
    И там, где был когда-то отчий дом,
    Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.

    А жизнь кипит.
    Вокруг меня снуют
    И старые и молодые лица.
    Но некому мне шляпой поклониться,
    Ни в чьих глазах не нахожу приют.

    И в голове моей проходят роем думы:
    Что родина?
    Ужели это сны?
    Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
    Бог весть с какой далекой стороны.

    И это я!
    Я, гражданин села,
    Которое лишь тем и будет знаменито,
    Что здесь когда-то баба родила
    Российского скандального пиита.

    Уже ты стал немного отцветать,
    Другие юноши поют другие песни.
    Они, пожалуй, будут интересней -
    Уж не село, а вся земля им мать».

    Ах, родина! Какой я стал смешной.
    На щеки впалые летит сухой румянец.
    Язык сограждан стал мне как чужой,
    В своей стране я словно иностранец.

    Вот вижу я:
    Воскресные сельчане
    У волости, как в церковь, собрались.
    Корявыми, немытыми речами
    Они свою обсуживают «жись».

    Уж вечер. Жидкой позолотой
    Закат обрызгал серые поля.
    И ноги босые, как телки под ворота,
    Уткнули по канавам тополя.

    Хромой красноармеец с ликом сонным,
    В воспоминаниях морщиня лоб,
    Рассказывает важно о Буденном,
    О том, как красные отбили Перекоп.

    «Уж мы его - и этак и раз-этак, -
    Буржуя энтого… которого… в Крыму…»
    И клены морщатся ушами длинных веток,
    И бабы охают в немую полутьму.

    С горы идет крестьянский комсомол,
    И под гармонику, наяривая рьяно,
    Поют агитки Бедного Демьяна,
    Веселым криком оглашая дол.

    Вот так страна!
    Какого ж я рожна
    Орал в стихах, что я с народом дружен?
    Моя поэзия здесь больше не нужна,
    Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

    Ну что ж!
    Прости, родной приют.
    Чем сослужил тебе, и тем уж я доволен.
    Пускай меня сегодня не поют -
    Я пел тогда, когда был край мой болен.

    Приемлю все.
    Как есть все принимаю.
    Готов идти по выбитым следам.
    Отдам всю душу октябрю и маю,
    Но только лиры милой не отдам.

    Я не отдам ее в чужие руки,
    Ни матери, ни другу, ни жене.
    Лишь только мне она свои вверяла звуки
    И песни нежные лишь только пела мне.

    Цветите, юные! И здоровейте телом!
    У вас иная жизнь, у вас другой напев.
    А я пойду один к неведомым пределам,
    Душой бунтующей навеки присмирев.

    Но и тогда,
    Когда во всей планете
    Пройдет вражда племен,
    Исчезнет ложь и грусть, -
    Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким «Русь».

    Русь советская .- Произведение создавалось в то время, когда Есенин продолжал работу над отрывком из поэмы «Гуляй-поле», позже озаглавленным «Ленин» (см. ниже наст. тома). Читая в связи с этим материалы о вожде, поэт не мог пройти мимо статьи А.К.Воронского «Россия, человечество, человек и Ленин», к тому же начинающейся пересказом разговора с Есениным (подробнее о ней см.: Куприяновский П.В. «...Но есть Ленин».- журн. «Подъем», Воронеж, 1985, № 8, август, с. 136, 139). Критик, в частности, писал: «...теперь, на глазах наших, растет и лезет изо всех щелей Русь новая, советская, Русь кожаных людей, звездоносцев, красных шлемов <...>, у кого на степной полевой загар легли упрямые тени <...>, а в лесных, голубых, васильковых глазах сверкает холод и твердость стали...» (Прож., 1923, № 14, 31 августа, с. 18). Вероятно, смысл и пафос этих слов оказались созвучными раздумьям самого Есенина о новой России и сыграли роль при выборе им названия для поэмы.


    Сахаров Александр Михайлович (1894-1952) - один из близких друзей Есенина, издательский работник (в 1922 году выпустил есенинского «Пугачева»). Впоследствии был репрессирован, умер в ссылке. Оставил несколько вариантов воспоминаний о Есенине, один из которых опубликован (газ. «Вечерний Ленинград», 1990, 3 октября, № 229). В мае 1924 года сопровождал Есенина в его поездке в родное село.
    ...вернулся в край... в котором не был восемь лет. - На самом деле Есенин побывал в Константинове четырьма годами ранее, в конце апреля - начале мая 1920 г. Есть сведения и о других его поездках в родное село в 1921-1922 годах.
    Волость - здесь: здание сельского административного правления.

    Тебе одной плету венок,
    Цветами сыплю стежку серую.
    О Русь, покойный уголок,

    Гляжу в простор твоих полей,
    Ты вся - далекая и близкая.
    Сродни мне посвист журавлей
    И не чужда тропинка склизкая.
    Цветет болотная купель,
    Куга зовет к вечерне длительной,
    И по кустам звенит капель
    Росы холодной и целительной.
    И хоть сгоняет твой туман
    Поток ветров, крылато дующих,
    Но вся ты - смирна и ливан
    Волхвов, потайственно волхвующих.

    О Русь, взмахни крылами,
    Поставь иную крепь!
    С иными именами
    Встает иная степь.

    По голубой долине,
    Меж телок и коров,
    Идет в златой ряднине
    Твой Алексей Кольцов.

    В руках - краюха хлеба,
    Уста - вишневый сок.
    И вызвездило небо
    Пастушеский рожок.

    За ним, с снегов и ветра,
    Из монастырских врат,
    Идет, одетый светом,
    Его середний брат.

    От Вытегры до Шуи
    Он избраздил весь край
    И выбрал кличку - Клюев,
    Смиренный Миколай.

    Монашьи мудр и ласков,
    Он весь в резьбе молвы,
    И тихо сходит пасха
    С бескудрой головы.

    А там, за взгорьем смолым,
    Иду, тропу тая,
    Кудрявый и веселый,
    Такой разбойный я.

    Долга, крута дорога,
    Несчетны склоны гор;
    Но даже с тайной бога
    Веду я тайно спор.

    Сшибаю камнем месяц
    И на немую дрожь
    Бросаю, в небо свесясь,
    Из голенища нож.

    За мной незримым роем
    Идет кольцо других,
    И далеко по селам
    Звенит их бойкий стих.

    Из трав мы вяжем книги,
    Слова трясем с двух пол.
    И сродник наш, Чапыгин,
    Певуч, как снег и дол.

    Сокройся, сгинь ты, племя
    Смердящих снов и дум!
    На каменное темя
    Несем мы звездный шум.

    Довольно гнить и ноять,
    И славить взлетом гнусь -
    Уж смыла, стерла деготь
    Воспрянувшая Русь.

    Уж повела крылами
    Ее немая крепь!
    С иными именами
    Встает иная степь.

    ***
    Русь советская

    Тот ураган прошёл. Нас мало уцелело.
    На перекличке дружбы многих нет.
    Я вновь вернулся в край осиротелый,
    В котором не был восемь лет.

    Я никому здесь не знаком,
    А те, что помнили, давно забыли.
    И там, где был когда-то отчий дом,
    Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.

    А жизнь кипит.
    Вокруг меня снуют
    И старые и молодые лица.
    Но некому мне шляпой поклониться,
    Ни в чьих глазах не нахожу приют.

    И в голове моей проходят роем думы:
    Что родина?
    Ужели это сны?
    Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
    Бог весть с какой далёкой стороны.

    И это я!
    Я, гражданин села,
    Которое лишь тем и будет знаменито,
    Что здесь когда-то баба родила
    Российского скандального пиита.

    Уже ты стал немного отцветать,
    Другие юноши поют другие песни.
    Они, пожалуй, будут интересней -
    Уж не село, а вся земля им мать».

    Ах, родина! Какой я стал смешной.
    На щёки впалые летит сухой румянец.
    Язык сограждан стал мне как чужой,
    В своей стране я словно иностранец.

    Вот вижу я:
    Воскресные сельчане
    У волости, как в церковь, собрались.
    Корявыми, немытыми речами
    Они свою обсуживают «жись».

    Уж вечер. Жидкой позолотой
    Закат обрызгал серые поля.
    И ноги босые, как тёлки под ворота,
    Уткнули по канавам тополя.

    Хромой красноармеец с ликом сонным,
    В воспоминаниях морщиня лоб,
    Рассказывает важно о Будённом,
    О том, как красные отбили Перекоп.

    «Уж мы его - и этак и раз-этак, -
    Буржуя энтого... которого... в Крыму...»
    И клёны морщатся ушами длинных веток,
    И бабы охают в немую полутьму.

    С горы идёт крестьянский комсомол,
    И под гармонику, наяривая рьяно,
    Поют агитки Бедного Демьяна,
    Весёлым криком оглашая дол.

    Вот так страна!
    Какого ж я рожна
    Орал в стихах, что я с народом дружен?
    Моя поэзия здесь больше не нужна,
    Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

    Ну что ж!
    Прости, родной приют.
    Чем сослужил тебе, и тем уж я доволен.
    Пускай меня сегодня не поют -
    Я пел тогда, когда был край мой болен.

    Приемлю всё.
    Как есть всё принимаю.
    Готов идти по выбитым следам.
    Отдам всю душу октябрю и маю,
    Но только лиры милой не отдам.

    Я не отдам её в чужие руки,
    Ни матери, ни другу, ни жене.
    Лишь только мне она свои вверяла звуки
    И песни нежные лишь только пела мне.

    Цветите, юные! И здоровейте телом!
    У вас иная жизнь, у вас другой напев.
    А я пойду один к неведомым пределам,
    Душой бунтующей навеки присмирев.

    Но и тогда,
    Когда во всей планете
    Пройдёт вражда племён,
    Исчезнет ложь и грусть, -
    Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким «Русь».

    Русь уходящая

    Мы многое ещё не сознаём,
    Питомцы ленинской победы,
    И песни новые по-старому поём,
    Как нас учили бабушки и деды.

    Друзья! Друзья! Какой раскол в стране,
    Какая грусть в кипении весёлом!

    Я уходящих в грусти не виню,
    Ну где же старикам за юношами гнаться?
    Они несжатой рожью на корню
    Остались догнивать и осыпаться.

    И я, я сам, не молодой, не старый,
    Для времени навозом обречён.
    Не потому ль кабацкий звон гитары
    Мне навевает сладкий сон?

    Гитара милая, звени, звени!

    Советскую я власть виню,
    И потому я на неё в обиде,
    Что юность светлую мою
    В борьбе других я не увидел.

    Что видел я? Я видел только бой
    Да вместо песен слышал канонаду.
    Не потому ли с жёлтой головой
    Я по планете бегал до упаду?

    Но всё ж я счастлив. В сонме бурь
    Неповторимые я вынес впечатленья.
    Вихрь нарядил мою судьбу
    В золототканое цветенье.

    Я человек не новый! Что скрывать?
    Остался в прошлом я одной ногою,
    Стремясь догнать стальную рать,
    Скольжу и падаю другою.

    Но есть иные люди. Те
    Ещё несчастней и забытей.
    Они, как отрубь в решете,
    Средь непонятных им событий.

    Я знаю их и подсмотрел:
    Глаза печальнее коровьих.
    Средь человечьих мирных дел,
    Как пруд, заплесневела кровь их.

    Кто бросит камень в этот пруд?
    Не троньте! Будет запах смрада.
    Они в самих себе умрут,
    Истлеют падью листопада.

    А есть другие люди, те, что верят,
    Что тянут в будущее робкий взгляд.
    Почёсывая зад и перед,
    Они о новой жизни говорят.

    Я слушаю. Я в памяти смотрю,
    О чём крестьянская судачит оголь.
    «С Советской властью жить нам по нутрю...
    Теперь бы ситцу... Да гвоздей немного...»

    Как мало надо этим брадачам,
    Чья жизнь в сплошном картофеле и хлебе.
    Чего же я ругаюсь по ночам
    На неудачный, горький жребий?

    Я тем завидую, кто жизнь провёл в бою,
    Кто защищал великую идею.
    А я, сгубивший молодость свою,
    Воспоминаний даже не имею.

    Какой скандал! Какой большой скандал!
    Я очутился в узком промежутке.
    Ведь я мог дать не то, что дал,
    Что мне давалось ради шутки.

    Гитара милая, звени, звени!
    Сыграй, цыганка, что-нибудь такое,
    Чтоб я забыл отравленные дни,
    Не знавшие ни ласки, ни покоя.

    Я знаю, грусть не утопить в вине,
    Не вылечить души пустыней и отколом.
    Знать, оттого так хочется и мне,
    Задрав штаны, бежать за комсомолом.

    Русь бесприютная

    Товарищи, сегодня в горе я,
    Проснулась боль в угасшем скандалисте!
    История об Оливере Твисте.

    Мы все по-разному судьбой своей оплаканы.
    Кто крепость знал, кому Сибирь знакома.
    Знать, потому теперь попы и дьяконы
    О здравье молятся всех членов Совнаркома.

    И потому крестьянин с водки штофа,
    Рассказывая сродникам своим,
    Глядит на Маркса, как на Саваофа,
    Пуская Ленину в глаза табачный дым.

    Ирония судьбы! Мы все острощены.
    Над старым твёрдо вставлен крепкий кол.
    Но всё ж у нас монашеские общины
    С «аминем» ставят каждый протокол.

    И говорят, забыв о днях опасных:
    «Уж как мы их... Не в пух, а прямо в прах...
    Пятнадцать штук я сам зарезал красных,
    Да столько ж каждый, всякий наш монах».

    Россия-мать! Прости меня, прости!
    Но эту дикость, подлую и злую,
    Я на своём недлительном пути
    Не приголублю и не поцелую.

    У них жилища есть, у них есть хлеб,
    Они с молитвами и благостны и сыты.
    Но есть на этой горестной земле,
    Что всеми добрыми и злыми позабыты.

    Мальчишки лет семи-восьми
    Снуют средь штатов без призора.
    Бестелыми корявыми костьми
    Они нам знак тяжёлого укора.

    Товарищи, сегодня в горе я,
    Проснулась боль в угасшем скандалисте.
    Мне вспомнилась печальная история -
    История об Оливере Твисте.

    Я тоже рос, несчастный и худой,
    Средь жидких, тягостных рассветов.
    Но если б встали все мальчишки чередой,
    То были б тысячи прекраснейших поэтов.

    В них Пушкин, Лермонтов, Кольцов, и наш Некрасов в них,
    В них я, в них даже Троцкий, Ленин и Бухарин.
    Не потому ль мой грустью веет стих,
    Глядя на их невымытые хари.

    Я знаю будущее... Это их... Их календарь...
    И вся земная слава.
    Не потому ль мой горький, буйный стих
    Для всех других - как смертная отрава.

    Я только им пою, ночующим в котлах,
    Пою для них, кто спит порой в сортире.
    О, пусть они хотя б прочтут в стихах,
    Что есть за них обиженные в мире.