Серп и молот история. Мистические секреты серпа и молота

К.Ю. Гончаров.

В России, одновременно с возрождением таких исторических символов, как двуглавый орел и трехцветный флаг, вновь поднимается вопрос о восстановлении и символов советской эпохи. Очевидно, связано это с существованием своего рода ностальгии в памяти старшего поколения. Один из официальных символов Советского государства, нашедший самое широкое применение в то время – серп и молот. Можно очень долго спорить, нужен ли сейчас этот символ, или нет. Но здесь и сейчас, не вдаваясь в политический аспект, мы расскажем историю происхождения этого символа, который интересен сам по себе.

СЕРП И МОЛОТ – главная советская государственная эмблема, или так называемый Малый герб СССР, применявшийся до середины 30-х годов, в период действия конституций 1918 и 1924 года. Использовался на государственной печати и в государственном гербе для внутрисоюзного пользования, а также в качестве грифа на деловых бумагах государственного значения или принадлежности.

Серп и молот изображаются с 1923 года непременно скрещенными (в 1918 – 1923 гг. встречалось и раздельное, симметричное изображение серпа и молота). Цвет эмблемы допускался только золотой. Серп изображался всегда наложенным на молот (за исключением тех случаев, когда традиционно используется стилизованная эмблема, представляющая собой контур серпа и молота). Это означает, что молот предшествует как геральдический знак серпу, и старше его по значению в гербе. Но читается вся эмблема в том порядке, как ее видит зритель: вначале называется серп, а затем молот.

Эмблема «серп и молот» была установлена правительственным решением в конце марта – начале апреля 1918 года и утверждена V съездом Советов 10 июля 1918 г. Впервые изображена на государственной печати Совнаркома РСФСР 26 июля 1918 г.

Что же на самом деле означали такие символы, как молот и серп? Дело в том, что эти символы еще с древних времен встречались у разных народов и использовались, естественно, не только в качестве политической символики.

МОЛОТ

Молот (молотки) – одна из старейших эмблем ремесла. Впервые изображение молота встречается в качестве эмблемы на территории Римской империи в надгробии кузнеца (441 г.). Является также созидательно-разрушительным символом мужской силы, связанным с властью солнца, грозы, властью правителей, богов войны.

Молот, начиная со средних веков, постепенно становится общей, наиболее применимой для разных видов ремесла эмблемой. Его употребляют как свой ремесленный знак архитекторы, каменотесы, ваятели, кузнецы, сапожники, рудокопы, шахтеры. Позднее – машиностроители, техники, инженеры, причем в каждом случае с добавлением к этой основной, базовой эмблеме какой-нибудь другой, служащей дополнительным, уточняющим атрибутом.

Таким образом, молот весьма рано становится обобщенным символом любого ремесла и промышленности, причем фактически до появления самой промышленности. Кроме того, значение молота как ремесленного, прежде всего кузнечного, орудия смыкается с древнейшими, мифическими представлениями о молоте как орудии божеств грома, молнии и огня, с помощью которого высекается огонь или производится гром (молот Гефеста – Вулкана, молот Тора – скандинавского бога войны, молот-палица Перкунаса – Перуна, и т. д.).

Соединение средневековых ремесленных взглядов на важность молота как на некое универсальное орудие любого ремесла с идущими от язычества представлениями о молоте как священном орудии верховного божества придало молоту как символу особый авторитет, и обеспечило его изображению широкое, можно сказать, всемирное распространение.

Различия в происхождении, значении и употреблении молота у разных народов и связанная с этим различная трактовка этой эмблемы на практике вызывали необходимость как-то отличать и распознавать разные значения молота в конкретных случаях, в том числе и в русской геральдике. Чтобы отделить высокое символическое значение молота как священного орудия, как боевого оружия, от бытового и ремесленно-прикладного, было принято терминологическое различие между молотом в высоком смысле и молотком в ремесленном. Ремесленные орудия стали именоваться молотками, то есть употребляться и изображаться в виде эмблемы только во множественном числе. Поэтому все технические эмблемы содержат либо два перекрещенных молотка, либо изображалось вместе с молотком любое второе ремесленное орудие (инструмент) – гаечный ключ, топор, кирка, и т. д.

Учитывая это обстоятельство, пролетарские организации Западной Европы начиная со второй половины XIX века, особенно с 70-х годов, избирают молот в высоком значении своим классовым символом, отбирая его, по существу, у дворянства и подчеркивая, что молот является символом авангарда пролетариата – рабочих крупной машинной промышленности.

Накануне первой русской революции и особенно в период 1905 – 1907 гг. молот как символ рабочего класса становится общепринятым понятием в рядах русского революционного движения.

Вот почему после свершения Октябрьской революции первой эмблемой Советского государства стал молот. Им наделялись и фигура Прометея, символизировавшего освобождение пролетариата от ига капитализма, и аллегорические фигуры молотобойца на серебряных монетах 1923 – 1925 годов достоинством в 50 копеек и 1 рубль, а также фигура рабочего на первом проекте герба РСФСР.

Уже в марте – апреле 1918 года молот был определен Советским правительством как непременная советская эмблема, которая должна присутствовать в гербе Советской Республики, задолго до написания и утверждения конституции. Тем, кто выполнял рисунок герба, оставалось только нарисовать, осуществить это правительственное указание. Вопрос этот решался не художниками, а советским политическим руководством и был решен даже не в 1918 году, а фактически в 1905 году. Именно этим обстоятельством и объясняется тот общеизвестный факт, что фамилии художников, граверов эмблем никогда не фиксировались, ибо эти люди были всего лишь техническими исполнителями, а вовсе не создателями советских эмблем.

Молот как главная советская государственная эмблема вместе с серпом составлял в период с июля 1918 года по декабрь 1991 года так называемый малый герб нашей страны.

После второй мировой войны целый ряд государств, в первую очередь социалистических (и некоторые из буржуазных), вносили молот, а иногда и серп в свои государственные гербы. У всех социалистических государств молот являлся главной государственной эмблемой. Например, в гербе ГДР молот соседствовал с циркулем, составляя эмблему, означающую квалифицированный, технически и научно вооруженный рабочий класс.

Молот также служит символом богатства в Японии (связан с добычей золота), в Индии, напротив, его разрушительная сила ассоциировалась с торжеством зла.

В символике масонства молот как атрибут магистра ложи символизирует творческий ум.

СЕРП

Серп – одна из двух главных гербовых эмблем Советской (рабоче-крестьянской) власти, эмблема крестьянства как класса. То, что именно серп должен быть эмблемой крестьянства, впервые было указано в правительственном сообщении о конкурсе на советский герб, подписанном в апреле 1918 года А. В. Луначарским, и, следовательно, этот вопрос предварительно обсуждался в правительственных кругах в период с января по апрель 1918 года.

Мотивами, по которым именно серп был избран эмблемой трудящегося крестьянства, были следующие: серп – наиболее массовое и притом личное орудие крестьянского труда, имеющееся в каждой крестьянской семье; серп – ручное орудие, употребляемое мужчинами и в особенности женщинами, то есть общекрестьянское, в то время как коса – преимущественно мужское орудие труда, а плуг – орудие сравнительно редкое для того времени, имевшееся лишь у богатых, зажиточных крестьян-кулаков. Серп, кроме того, символизирует жатву, урожай.

Имело, возможно, значение и то обстоятельство, что подавляющая часть членов Советского правительства и партийного аппарата, членов ЦК жили до революции в Швейцарии и не могли не знать, что в швейцарской и австрийской геральдике серп в руках крестьянина считался эмблемой его хозяйственной независимости и свободы.

На выбор серпа как эмблемы повлияли также его форма, внешний вид, хорошо сочетающийся с молотом , вошедшим в революционную, пролетарскую символику еще до Октябрьской революции, а также то, что в России уже существовала традиция считать серп основным и характерным крестьянским орудием труда.

В русской городской геральдике серп до 1917 года встречался в гербах следующих городов: Красноярска (Сибирь), Вознесенска, Умани (Украина), Лиды (Белоруссия), Щигры, Серпейска (Центральная Россия), Закатал (Азербайджан), Камышлова (Урал), то есть практически во всех регионах страны.

Само изображение серпа в советских гербах имело ту особенность, что оно учитывало национальный характер отделки серпа. Так, в России серп употреблялся с зазубринами, а в Германии – с гладким лезвием. В соответствии с этим серп на гербах Латвии и Литвы, где прежде употребляли немецкие серпы, получил гладкое лезвие. В гербе Узбекистана был использован национальный узбекский (бухарский) серп, называемый урак .

После первой мировой войны и буржуазной революции 1918 года серп в качестве атрибута австрийского орла, держащего в правой лапе серп, а в левой – молот, вошел в геральдику и этого буржуазного государства, и сохранялся вплоть до 1938 года, когда Австрию захватила гитлеровская Германия. Однако в 1945 году, когда австрийское государство было восстановлено, эта гербовая эмблема вновь заняла место в гербе Австрийской Республики. Считалось, что серп – одна из старинных европейских эмблем, применявшихся со средних веков в австрийской, швейцарской и южно-германской геральдике.

Действительный член РАЕН,
действительный член Всероссийского Геральдического общества,
художник К.Ю. Гончаров.
31.10.2003 г.

Список использованной литературы:

  • Андреева В., Куклев В., Ровнер А. Энциклопедия знаков, символов, эмблем. М.: Локид; Миф, 1999.
  • Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов / Пер. с немецкого Г. Гаева. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.
  • Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: «Международные отношения», 1994.
  • Тресиддер Дж. Словарь символов / Пер. с англ. С. Палько. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
  • Прошло уже много лет после распада Сверхдержавы и сейчас, по прошествии многих лет не все люди представляют символику той уничтоженной изнутри Империи. Поэтому встречая странный символ в интернете в виде серпа и молота задаются вопросом, а что он значит?

    Читайте ещё: что такое Ультиматум Керзона

    Логотип серп и молот являлся Малым Гербом СССР . Если разбирать эту символику по отдельности, то можно узнать, что молот обозначал рабочий класс, а серп - крестьянство.
    Хотя стоит отметить, что ещё до возникновения Союза Советских Социалистических Республик символ серпа имелся на некоторых гербах городов Азербайджана, России, Беларуси, Украины. Поскольку олицетворял собой весь символизм крестьянского труда.
    Кроме того символ молота имелся на эмблемах и гербах ещё в далёком средневековье, и имел непосредственную связь с рабочими профессиями. Помимо этого его использовали в архитектуре, машиностроительстве и промышленности.

    Символика серпа и молота до сих пор остаётся одним из самых узнаваемых знаков, даже среди тех, кто появился на свет уже после развала СССР. Более того, эту эмблему узнают в большинстве стран мира. Впрочем, не многие знают подлинную историю происхождения серпа и молота


    На самом деле объединить на одной эмблеме две таких больших прослойки людей, которые работают руками возникла уже давно. Было множество прений и доподлинно не известно сколько сломано копий в бесконечных спорах, какие именно предметы изобразить на этом логотипе.
    Исследователи полагают, что всем известную эмблему серп и молот придумал Камзолкин , бывший в то время художником из Замоскворечья. Он долго думал, как обозначить единение крестьянства и трудового пролетариата и из под его кисти появилась всем известная эмблема, это произошло в 1918 году, в день празднования Дня Солидарности трудящихся.
    В тот же день подивившись на свою гениальность, художник навострился в Моссовет, где этот логотип сразу очаровал жюри. Хотя среди его конкурентов были представлены другие, не менее интересные эмблемы, например гаечный ключ и коса, меч и плуг и ещё множество не менее толковых идей. Однако после того, как именитое жюри увидело логотип с серпом и молотом остальные конкуренты не были удостоены даже взгляда. После того, как все эмблемы были отвергнуты осталась только одна.

    Символизм заключённый в этом простом рисунке оказался настолько мощным, что его впоследствии перенесли на государственный герб СССР. Жаль только, что создатель этого идеального логотипа оказался забытым на долгие годы. О нём вспомнили после Великой Отечественной Войны, ушлые журналисты раскопали информацию о художнике Камзолкин. Оказалось, что этот человек жил простой жизнью в Пушкино. Создатель логотипа признался, что не мог даже вообразить, что его творение окажется на гербе могучей страны советов. Когда он рисовал данную эмблему, он просто хотел выразить свои чувства и украсить получившимся рисунком праздник Первое мая. В течении тридцати лет этот человек трудился на ниве изобразительного искусства, однако по причине не пробивного характера, его подчас забывали даже вносить в состав Союза художников.

    В наше время, когда образование упало ниже плинтуса, а молодёжь занята, чем угодно, но только не учёбой и самообразованием. Поэтому настоящее значение символа серп и молот она не знает, но этот логотип визуально известен и таким, далёким от истории и политики гражданам.

    Один из главных символов СССР – «Серп и молот» – известен каждому, в том числе – далеко за пределами так называемого «постсоветского пространства». И в этом нет ничего удивительного, ведь на протяжении многих десятилетий этой знак половине мира внушал страх и уважение, а другой половине – страх и неприкрытую ненависть.

    «Серп и молот» – символ достаточно простой в конструктивном и семантическом плане. Серп олицетворяет крестьянско-фермерское хозяйство, а молот – заводских рабочих. Фактически речь идет о двух базисах экономики СССР – сельском хозяйстве и тяжелой промышленность. Как минимум, именно так эта эмблема разъясняется нам со страниц школьных учебников истории. Но все ли так очевидно?

    Стоит обратить внимание на то, что молот – одна из древнейших геральдических эмблем, известных в Европе (в частности – Восточной) со Средневековья. Молот – символ ремесла, в определенном смысле – знак, воплощающий созидательный, творческий акт. Кроме того, молот также входит в базовую символику вольных каменщиков (масонов). При этом на гербе СССР символ серп и молот имеют строго определенную позиционную закономерность – серп всегда наложен на молот. Это значит, что молот является основой, предтечей, тогда как серп – вторичен. Но называются эти предметы в обратном порядке – в той последовательности, в которой они предстают перед созерцающим их человеком, сначала серп, потом молот.


    В свою очередь серп европейскому символизму известен со времен Древнего Рима, где он был персональной эмблемой бога Сатурна (у греков – Кроноса), который отличался жестоким и мстительным нравом. Сатурн являлся богом времени и земледелия, он олицетворял неумолимость и непрерывность жизненных процессов. Серп в его руках выступал символом жатвы, и в определенном смысле– жертвы. Тут же стоит вспомнить, что не зря первые традиционные изображения смерти в облике скелета в хламиде снабжались вовсе не косой, а именно серпом. В традиционной европейской эзотерике до сих пор сохранилось понятие «серп юпитера», которое указывает на определенную и крайне негативную позицию этой планеты в отношении Земли. Но вместе с тем – это сакральный, почитаемый символ, ведь, к примеру, кельтские друиды собирали священную омелу специально подготовленным золотым серпом.


    На гербе СССР символ «Серп и молот» «накрывает» собой планету. Вроде бы речь тут идет о пресловутом «мировом коммунизме», но вверху – красная пентаграмма, а внизу – восходящее солнце, у которого 33 луча. И вновь невольно вспоминаются традиции вольных каменщиков, где 33 – одно из сакральнейших чисел, собственно – максимальный градус посвящения в масонстве – как раз тридцать третий. Именно эти, на первый взгляд – едва заметные совпадения, навели многих исследователей (среди которых можно отметить, в частности, А. Егазарова) на мысли о том, что у символа СССР «Серп и молот» был еще один семантический пласт, вероятно – гораздо более глубокий, чем тот, который выдавался за «официальную версию»…

    Этот символ украшал советский красный флаг. Кроме того, серп с молотом был главной эмблемой Союза СССР и одним из символов коммунистического движения. Данный материал посвящается 100-летию Октябрьской революции.

    …Точи для новой жатвы серп,
    Храни для новой битвы молот!
    В.Брюсов «Серп и молот», 1921

    Итак, начнем с молота

    В самом широком смысле он выступает символом ремесла и производительной деятельности. Этим орудием «вооружены» такие божества-громовержцы, как индийский Вишну и германо-скандинавский Тор. Молот часто символизировал удар грома и сверкание молнии. В мифологии многих народов молот был неотъемлемым орудием кузнеца, выступающего в качестве творца-демиурга; и тем самым наделялся магической способностью созидания.

    Один из главных скульптурных символов Советского Союза, монумент Рабочему и Колхознице – также перекликается с античными памятниками

    Метафорически молот олицетворяет творческую силу и вдохновение, которые живут в душе каждого человека. Эта сила помогает человеку преодолевать лень, пассивность, инерцию и пробуждает энергию и активность для реализации лучших качеств. Здесь стоит вспомнить, что бог-покровитель всех творцов Гефест всегда изображался с молотом в руках.

    Преобразуя пространство, молот символизирует победу над ним. Молот выступает главной преобразующей силой, главным инструментом для создания нового из того, что было раньше.

    Серп – символ очень древний и не всегда однозначный

    Это символ как плодородия и изобилия, так и смертельной «жатвы». Серп выступает атрибутом многих древних богов Луны и плодородия: вавилонского Мардука, греческого Кроноса, римского Сильвана, галльского Эзуса и других.

    Для земледельческих народов орудие жатвы имело сакральный смысл. Так, например, в Древнем Египте праздник сбора урожая открывал сам фараон, срезая первый сноп золотым серпом для жертвенного подношения колосков нового урожая богу плодородия Мину.

    Похожий ритуал существовал и у древних славян (отсюда и название месяца жатвы – «серпень»). Однако в славянском язычестве серп был одним из символов богини зимы и смерти – Мары. Мара «жнет колосья, собирая урожай», метафорически определяя для людей меру жизни и смерти.

    Серп – неотъемлемый атрибут бога времени Сатурна (в греческой мифологии ему соответствует Кронос, а в славянской – Числобог). Олицетворяя орудие времени, серп разрушает прошлое для рождения будущего.

    «Можно ли однозначно назвать серп орудием смерти? – задается вопросом исследователь Олег Хан. – Очевидно, что сбор урожая в каком-то смысле – смерть для колосьев, то есть смерть для чего-то материального, но продолжение жизни в новом качестве. Ведь в итоге колосья превращаются в хлеб, дающий жизнь, а оставшиеся семена идут на следующий посев».


    Под серпасто-молоткастым флагом советские люди не только успешно созидали, но и отважно воевали

    Если молот символизирует власть над Пространством, а серп – власть над Временем, то эти два орудия, изображенные вместе, олицетворяют победу человека над временем и пространством .

    Интересно, что в античном пантеоне дочерью Кроноса, бога Времени и Реи, богини Пространства была Гестия (в римском соответствии – Веста), богиня Огня. Этот вечно горящий огонь, как и пролитую в боях кровь, символизировало алое знамя СССР.

    July 3rd, 2009 , 08:51 am


    Пусть гнал нас временный ущерб
    В тьму, в стужу, в пораженья, в голод:
    Нет, не случайно новый герб
    Зажжен над миром - Серп и Молот!

    Мы землю вновь вспоим трудом,
    Меч вражий будет вновь расколот:
    Недаром мы, блестя серпом,
    Взметнули дружно мощный молот.

    Но смело, мысль, в такие дни,
    Лети за грань, в планетный холод!
    Вселенский серп, сев истин жни,
    Толщь тайн дроби, вселенский молот!

    Мир долго жил! Довольно лжи!
    Как в осень, плод поспелый золот.
    В единый сноп, серп, нас вложи,
    В единый цоколь скуй нас, молот!

    Но вечно светом вешних верб
    Дух человека свеж и молод!
    Точи для новой жатвы серп,
    Храни для новой битвы молот!

    Валерий Брюсов - Серп и Молот (1921)


    Серп и молот — символ союза рабочих и крестьян и советская государственная эмблема. Вместе с красной звездой серп и молот появились на флаге СССР в 1923 году, а в 1924 символ был прописан в конституции. Всё это знает и стар и млад, но знаем ли мы, что означают эти символы для обладающих скрытыми знаниями? И другой вопрос, а нужно ли это знать? Моё мнение, что знать мы должны всё. И совсем другое дело, какое мы выработаем отношение к таким знаниям.

    Но прежде, чем углубиться, давайте вспомним, как же появился этот символ на нашем знамени.

    Многие ли знают историю рождения этой эмблемы?

    Одному современному художнику понадобилось изобразить символами государственную концепцию, придуманную графом Уваровым: православие, самодержавие, народность. Творец жалуется: «Православие — крест, самодержавие — корона. А народность — что? Нет, оказывается, в русской истории такого символа! Ну, не лапоть же или соха! Вот если только — серп и молот... Но это из другого, неправославного, несамодержавного времени!»

    Парадоксально, что впервые лишь в советском периоде российской истории сотворен символ союза крестьян и рабочих — народа как такового. И шепотки вроде того, что ввели его в герб РСФСР и СССР масоны-каменщики, исключаются напрочь, когда узнаешь, что впервые начертал его на красном полотнище художник Замоскворецкого театра Совета рабочих и крестьянских депутатов 30-летний Евгений Камзолкин, правнук крепостного крестьянина, православный, чего не скрывал. Не потому ли созданный по озарению символ — молоток, наложенный перпендикулярно на серп, — это тоже крест?! Его не все замечали, но принимали сердцем, душой, на подсознательном уровне! Как и знамя красного, червленого цвета, под каким вели сражения еще древние русичи!

    Миг рождения символа — канун празднования Первомая 1918 года в Москве — так описан Сергеем Герасимовым, автором знаменитого полотна «Мать партизана»: «Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал:

    — А что если попробовать такую символику? — При этом он стал ходить по холсту. — Вот так изобразить серп — это будет крестьянство, а внутри молот — это будет рабочий класс.

    Символ смычки рабочих и крестьян был в тот же день послан из Замоскворечья в Моссовет — и все другие эскизы были отвергнуты: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом...

    Вот такими, спасительно скрещенными, перенесли серп и молот на государственный герб РСФСР художники А. Н. Лео и Н. А. Андреев, а затем и на государственный герб СССР — художник И. И. Дубасов.

    К сожалению, имя автора символа вскоре забылось. Лишь к 30-летию Великого Октября в 1947 году любознательные журналисты разыскали его в подмосковном городе Пушкино в скромном бревенчатом домике с березами под окном. «Конечно, эту эмблему я рассматривал только как связанную с украшением первомайского праздника, — объяснял Евгений Иванович. — У меня и в мыслях не было, что впоследствии эмблема войдет в наш государственный герб как символ народной власти...»


    Конспирологи видят историю создания символа с другой точки зрения. Существует довольно интересный и познавательный конспирологический сайт . Хотя употреблять слово конспиролог в отношении к создателю сайта неверно. Конспирологи утверждают о существовании тайного общества (организации людей), члены которого стремятся подчинить себе мир и создать новый порядок, в котором они будут безраздельно властвовать. Создатели этого сайта называют себя иначе - иверологи. Они считают, что евреев (еберов, иверов) создали инопланетяне, и вся человеческая история это процесс влияние евреев на другие народы. Этот процесс иверологи и изучают. То есть мир, который мы знаем, это и есть тот мировой порядок, который навязан нам чужими. Я не берусь осуждать или поддерживать иверологов. Я хочу рассмотреть их гипотезу происхождения серпа и молота в коммунистической символике.

    Вот как считают иверологи:

    Я вам покажу сейчас обложку одной еврейской книги, которую я ксерокопировал в библиотеке еврейского госпиталя. Называется книга "Еврейские диетические законы" автор. Сеймур Зигель. 1966. Вы увидите название на английском. Эта книга о кошерности. Но в данном случае нас содержимое книги не интересует. Нас интересует её обложка! На этой обложке фон составляют некоторые буквы еврейского алфавита. Вот видите средний ряд с еврейской буквой. Это еврейское слово "Кошер". В середине буква назвывается. "Шин", то есть соответствует русской букве "Ш". - ВЫ ВИДИТЕ ПЕРЕД СОБОЙ ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕГО? - ПРОЛЕТАРСКИЙ " СЕРП И МОЛОТ!" А БУКВА "ШИН" ОЗНАЧАЕТ ЕВРЕЙСКОЕ СЛОВО "ШАДДАЙ" - ОЗНАЧАЮЩЕЕ "ВСЕВЫШНИЙ БОГ" "Shaddai", meaning "Almighty ." - Это иллюстрация к тому, Уотсон, что вы живёте в закодированном мире и не догадываетесь об этом. Посмотрите сами на графические объяснения с этого сайта и всё сами поймёте.


    Я позволю себе усомниться в верности этой мысли. И этим эссе я обращаюсь к иверологам, дабы указать им на то, что они могут ошибаться. И в конце, я укажу, почему они наверняка ошибаются, если смотреть на этот вопрос с позиции человека труда (землянина).

    Сразу же хочу выразить основную мысль. Даже, если допустить, что, если жиды непосредственно участвовали в создании большевистской символики, не факт что то, что они пытались внести им же и осталось. Повторюсь, если подобное можно допустить, история ведь об этом умалчивает. Тем не менее довольно распространённая поначалу троцкистская "козлиная" перевернутая пентаграмма по мере утверждения коммунистического режима была перевёрнута в "человеческое" подобие. (Троцкистской, при этом, звезду называю условно, в виду использование таковой в партийной и государственной жизни в основном после революции и в период гражданской войны. Характерный пример чего можно увидеть на Ордене Красного знамени, учрежденном в 1918 году.) И тот же серп и молот прежде, чем стать сегодняшней стилизацией пережил множество своих преобразований. И в 20-е и в 30-е годы нередки были различные комбинации этих геральдических символов. Чаще перекрещенные, но встречалось и раздельное, симметричное изображение серпа и молота. Молот изображался и кузнечным (со скосом) и молотом каменщика (без оного). Отчего, кстати и появились отсылки на то, что это символ масонства (от фр. franc-maçon, буквальный перевод этого названия - вольный каменщик), где молот, как известно, атрибут магистра ложи символизирует творческий ум.

    Кстати, интересно, как перекликаются взгляд иверологов на происхождение серпа и молота со средневековыми представлениями пентаграммы в оккультизме .


    В эпоху Возрождения была раскрыта еще одна тайна пентаграммы. Если вписать в нее человеческую фигуру, связав её с пятью элементами (Огнем, Водой, Воздухом, Землей и Духом), то получится изображение микрокосма — знака оккультной Духовной Работы на материальном плане. Впервые открыто об этом написал в 1531 году знаменитый маг Корнелий Агриппа во второй книге своей «Оккультной Философии». Астролог Тихо Браге пошёл дальше, в своем труде «Calendarium Naturale Magicum Perpetuum» в 1582 году он обнародовал изображение пентаграммы, на лучах которой были изображены буквы каббалистического божественного имени спасителя IHShVH (יהשוה ), где ש — символ Божественного присутствия, одухотворяющего четыре материальных элемента, символизируемых именем יהוה.



    Можно ли прочесть эти символы с других позиций? Читая, например, их как символы другой письменности. Вот взгляните на статью Википедии Болгарские руны . В тексте иллюстрация, выложенная пользователем Volkgar.
    Если Вы взгляните на 107 позицию в таблице, то Вы увидите, что она более походит на общепринятую сегодня стилизацию серпа и молота в коммунистической символике. Разве что зеркально перевёрнута. При этом если бы понадобилось проследить родственность руны и эмблемы, я бы сравнил такую зеркальность с различным написанием буквы и звука "Э" в славянских алфавитах (Е - украинская буква, Э - русская).

    А почему нет? Если можно читать эмблему на семитском языке, то почему нельзя прочитать этот же символ на протоболгарской письменности? При этом советскую эмблему пятиконечная звезда над перекрещёнными серпом и молотом можно рассматривать как руническое начертание не только для протоболгар. Ведь известно, что существовала и праславянская руническая письменность и славянская. Вполне возможно, что эти же руны были и в наших уже не рунических, но ещё небуквенных "алфавитах". И вполне возможно, что дешифровались они схоже, ведь в те времена ведические знания были общими для разных народов. И такая расшифровка была бы много уместнее, если учесть, что:
    - Коммунистическая символика была на пике своего становления в мире при жидоборце Сталине.
    - Движущей силой коммунистической идеи была русская пассионарность и русское слово.
    - Коммунизм не приемлет сионизма, как и любую другую античеловеческую идею.

    Уточню последнее, помянуя обвинения в античеловечности самой коммунистической идеи. Я считаю, что любую идею можно использовать против человека, точно так же как и любую информацию можно использовать во зло. Потому основополагающим в анализе такого вопроса должно стать рассмотрение задекларированных устремлений идеи. Если коммунизм провозглашает его же своей целью. И в нём (коммунизме) всё существует для человека, то это и есть его первейшая характеристика. Допустим, если проводить параллели в этом с христианством, то на первый взгляд, есть схожесть - там тоже провозглашаются в конце райские кущи для человека. После некоей люстрации (Судного дня) установится Царствие Божие на Земле как на небе. Грубо говоря, прямое божественное управление. Кто и что такое человек я как бы знаю. Ну, а как будет вести себя Бог я не уверен. И вообще, если продолжить изучения христианства, то нужно будет упомянуть и слуг божьих ангелов . Кто поручится за поведение крылатых? И кто гарантирует, что "серые" не в их конторе работали и работают? И это простые следствия из простого анализа. При этом призывают ли ко злу в христианстве? - Нет, напротив. Призывают ли ко злу в коммунизме? - Нет, не призывают. Тем не менее, и то учение, и другое использовались во зло в разных этапах своей истории. И используются. (И будут использоваться умелыми манипуляторами.) Важно только то, чем всё это закончится.

    Вернусь к звезде, серпу и молоту. К сожалению, как доподлинно расшифровать с рунических надписей коммунистическую эмблему я не знаю. Я могу лишь предположить, что пентаграмма может означать Бога-человека. То есть в его обычном для различных культур смысле - дух, погруженный в материальное тело.

    В протоболгарском руническом письме руна Серп и молот (122) очень схожа на начертание руны КХ (35). Вполне возможно, что у них было близкое значение. П.Добрев в книге «Надписи и алфавит протобулгар» расшифровывает эту руну в разных надписях. Таких как KH AN O T E S - Хан-отец. (Где АН, по П.Добреву же, означает небеса или рай). А также AN E KH N ESH - Священная клятва. На лицо использование этого звука и руны в словообразовании "особенных" слов. Проводить параллели в звучании со славянскими словами бессмысленно, ведь нужно знать их соответствующее руническое начертание, потому не будем. Нужно только упомянуть, что взаимное влияние праславянской и протоболгарской культур велико.

    Опять же, уверен, что иверологи захотят предположить влияние на протоболгар и праславян со стороны хазар, кои были в прямой зависимости от иудеев-переселенцев, (если не ими же). Что в свою очередь, якобы должно доказать, то что ивритская Шин могла стать протоболгарским Серпом и молотом. Я исхожу из того, что скорее было наоборот. И намного ранее. Скорее и в нашей древней письменности, и протоболгарской, и в семитской этот символ появился из более ранней письменности. И да, мог означать одно и то же. Важно упомянуть и то, что русский язык как и протоболгарский, относится к Индоевропейской макросемье языков. При этом современный русский язык является ближайшим родственником санскрита, которому более 3,5 тыс. лет. В то время как семитские языки относятся к Афразийской макросемье и они младше, во всяком случае, по известным сегодня данным. Не факт, но да, семитская письменность могла влиять на чужие письменности. При этом не факт и то, что они эту письменность не получили от ещё более ранних.

    После всего вышесказанного появляется больше вопросов, чем ответов. Но это было много правильней, чем умалчивать, и продолжать пиарить семитов. Созданные древнеегипетским жречеством иудеи, несут через века в себе задачу служения Богу. Учитывая, что они творят при этом можно допустить, что их Бог собирается устроить единое светское правление для всей Земли. Опустим, характеристику плохо или хорошо. А вспомним известные на сегодня факты. Яхве является не только Богом для иудеев, но и единым богом у всех людей. Разве что называться может по-другому. Причём этому не противоречит не якобы отколовшаяся христианская религия, не близкий родственник ислам. Даже древняя ведическая монотеистическая религия, вещает о Богах как о различных воплощениях Единого Бога. Доподлинно неизвестно, о едином боге на американских континентах или добуддистком Китае. Но, напрашивается вывод, что всегда существовали Боги, признающие власть Бога повыше.

    Вернёмся к расшифровке. Иверологи заметили сходство серпа и молота с ивритской буквой Шин (ש). Не лишним было бы упомянуть, что еврейская буква Шин произошла от финикийской буквы Син (W). Кроме того считается, что финикийское письмо стало родоначальницей большинства современных письменных систем. Известно также, что в античности финикийской письменностью могли пользоваться при записи любых языков Ближнего Востока, как индоевропейских, так и семитских. Вполне возможно, что в финикийском письме она означало то же, что и на иврите. Но утверждать это не буду.

    Возвращаясь к болгарским рунам и их дешифровке, интересно, что у протоболгар звук СИ означал Бога .

    … Первый знак читается "SI", следующий - "e", таким образом, первое слово - "SIE", т.е. святые. За словом "SIE" скрывается древнее восточное слово SI (БОГ), известное в ассирийском и древнесирийском языках наряду с другим определением божества - AN.


    Но что же означало оно на иврите? Иверолог пишет, что «А БУКВА "ШИН" ОЗНАЧАЕТ ЕВРЕЙСКОЕ СЛОВО "ШАДДАЙ" - ОЗНАЧАЮЩЕЕ "ВСЕВЫШНИЙ БОГ"». На самом деле это не так. Скорее Шаддай (שדי) можно перевести как Всемогущий.

    Эль-Шаддай — в русском синодальном переводе «Бог Всемогущий». Корень слова «шад» обозначает женскую грудь и является образом материнства, заботливой нежности, кормления, тихого спокойствия.

    ЭЛЬ ШАДДАЙ , Эль Шаддаи (иврит. "Бог Крепкий") — одно из древнейших именований Бога в Танахе — Библии иудаизма, вошедшей в состав христианской Библии. Традиционно переводится как "Всемогущий". Согласно современным гипотезам, может пониматься как "Бог Горы" ("Гора" в значении "Мировая Гора", "Обитель Бога"). См. Шаддай, Эль, см. также Танах. (Г.В. Синило)

    Основа имени «Всемогущий Бог» прежде всего — Эль — имя, используемое семитскими народами для обозначения Божества. Хотя точное значение имени Шаддай не вполне определенно, перевод «Всемогущий» кажется наиболее соответствующим (ср. Ис.13:6; Иоил.1:15). Основное значение этого имени состоит, вероятно, в противопоставлении могущества и силы Бога слабости, ранимости и бессилию человека.

    А на внешней стороне (свитка пергамента - мезуза - из кожи чистого (кошерного) животного, прикрепляемого к внешнему косяку двери в еврейском доме) — слово Шаддай (שדי — `Всемогущий`; толкуется также как акроним слов «Шомер далтот Исраэль» — `Охраняющий двери Израиля`).


    В связи с выше процитированным, я бы определил Шаддай как такого, кто бережёт и кормит. Но, наверное, всё-таки точнее просто - Всемогущий.

    Да, несомненно, связь между написанием и прочтением буквы на разных языках есть. Но всё-таки она не прямая. При этом намёк на какую-либо святость, сакральность, если хотите, божественность более отчётлива, если рассматривать более древние языки, чем иврит. И как уже было сказано выше, начертание современной эмблемы, при этом просматривается гораздо отчётливее вовсе не на иврите.

    Подытоживая вышесказанное, я бы всё-таки хотел попытаться дешифровать коммунистический символ звезды с серпом и молотом. Причём именно так, вместе, как он и изображён на Флаге СССР и Знамени Победы. Дешифровка, (причём как мы увидели с разных письменностей), напрашивается при этом самая простая - человек-свят, что выражается в его самодостаточности для собственного счастья и процветания. При этом я бы не заострял внимание на богоборческой трактовке символа. Скорее это признание своей божественной сущности, которую никто не вправе отрицать. Все мы творения Всевышнего Бога, а значит, в нас есть некая часть (степень, если хотите) божественности. И я считаю, вспоминать это человеку много полезнее, чем при каждом случае указывать ему на его материальную, (а в христианстве в придачу греховную), природу. Человек должен стать Человеком. При этом я хочу обратить внимание, что такая трактовка не ставит под сомнение власть над собой Всевышнего. Просто каждому своё. Прямого алиенского управления уже давно нет. И будем, надеется, что и не будет. Именно это коммунистический флаг и провозглашает - власть человека.

    Тем не менее, это опять же лишь попытки дешифровки.

    Главное, что я хотел бы сказать. Даже, если допустить, что иудейский геном существует параллельно с общечеловеческим, и выполняет свою особенную роль, о чём они постоянно твердят (богоизбранность). Было бы глупо, соглашаясь с этим, признавать их цели и задачи какие они перед собой ставят. Нужно отвергать их. И иверологи это и делают. Но отвергая их, нужно не перегнуть палку, а вместе с ней не сломать хребет всему человечеству. Ведь то, что египетские боги создали иудеев, не означает, что остальные боги были с этим согласны. А значит то, что дали нам наши боги, само собой может в чём-то совпадать с тем, что египетские боги (и древнеегипетское жречество) дало иудеям. Потому отвергая жидовство и их цели, глупо отвергать всё, что характерно и для их создателей.

    Чтобы проиллюстрировать мысль я приведу примеры. У некоторых исследователей есть мнение, что русские были на самом деле иудейским людом . Они пишут: "Своё имя Русь получила от ивритского слова (раша) ר שעה - רשע... (Рош-Рос) - народ колена Бенжамена, живущий в Северном Причерноморье". Отсюда по их мнению связь между торговым людом варягами, называемыми в летописях русами. Как всё-таки злит, что библиотеки сжигают, рукописи пропадают и у человечества вместо знаний появляются исследования. Этому жалкому болезненному народцу скоро припишут создание человечества. Кстати, я не удивлюсь, если иверологи одними из первых доисследуются до подобного. Но я хотел указать не на это. Даже, если считать, что иудеи в это верят, важно при этом, кем мы (русские) являемся на самом деле. Кто мы русские сегодня?!...
    И одно из правильных определений будет - русские это не иудеи. Как бы иудеи не хотели найти в этом слове ивритское Рос. Важно то, что всегда можно найти в ивритском слове русское Русь! Ещё пример, с некоторых пор оранжевый апельсин на Украине стал символом антирусского прозападного гражданского неповиновения. Но апельсин был апельсином до оранжоидов, им он и останется после них. Всё тоже самое касается красной звезды, серпа и молота. Возможно, революционирующие евреи хотели видеть в серпе и молоте что-то своё. Возможно. Важно то, как мы видим этот символ. Кто-то хочет видеть знак сатаны в пентаграмме. Я вижу знак одухотворенного человека. Кто-то хочет видеть масонский знак в молоте каменщика. Я вижу кузнечный молот пролетария (именно он в советском гербе), реальной движущей силы человечества. Кто-то хочет видеть знак смерти в серпе. Я вижу хлебодарственный труд крестьянки. В совокупности этих символов я вижу Человека. Потому то, что ты видишь, то оно и значит. И не важно, что делают этими предметами и как их видят другие. Они ведь другие во всех смыслах...