Сравнения ель рукавом мне тропинку завесила. Анализ стихотворения,,ель рукавом мне тропинку завесила

Творчество Афанасия Фета отличает утонченный лиризм, выразительность образов, красота и мелодичность слога. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила» написано в ноябре 1891 года семидесятилетним поэтом за год до кончины. При этом оно поразительно свежо и удивляет непосредственностью эмоциональных переживаний, которые испытывает поэт.

Главная тема стихотворения

Тема стихотворения, как и в большинстве лирических миниатюр Фета, воспроизведение эмоционального настроения лирического героя через описание природы. Поэт передает свое душевное волнение и неясные предчувствия перемен. При этом настроение автора полностью соответствует тому состоянию, в котором находится окружающая его природа. Очутившись в осеннем лесу, застигнутый ветряным шквалом, автор пытается разобраться в душевных порывах, которые происходят и в нем самом.

Стихотворение сюжетно делится на две части. В первой описывается картина природы: осенний лес шумит, гудит и роняет листья под напором ветра. Здесь же дается описание состояния самого лирического героя, который ассоциируется с автором: «шумно, и жутко, и грустно, и весело…» При этом рассказчик уточняет, что ему не разобраться в том, что же происходит в его душе, какие эмоции доминируют. Главное здесь - ощущение, что что-то должно произойти. Возможно, поэт ждет какого-то чуда и его приход предопределен. Далее, сюжетно это вторая часть произведения, автор «неожиданно» слышит звук «тонко взывающего рога». Вот и чудо! Ведь это воспринимается, как приветствие «страннику бедному» от нежного друга. И уже не страшна лесная шумная глушь и «мертвые что мне листы». Зов глашатая сладостен.

В жизни Фета была трагически завершившаяся любовь. Он сам отказался от счастья провести жизнь с любимой, но небогатой женщиной. А вскоре и она навсегда ушла из этого мира, не оставив ему надежды даже на случайную встречу. Фет помнил о своей любимой всегда, до конца жизни. Не ее ли нежный зов услышал он в бушующем от ветра осеннем лесу? Поэт доверчиво открывает читателю душу, просто, без прикрас и самолюбования рассказывает о смятении в душе и сладостной надежде на встречу с любимым другом, которую подарил донесшийся сквозь шум ветра зов медного рога.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение написано в излюбленном Фетом жанре поэтической миниатюры. Это зарисовка, наподобие тех, которые пишет художник, но в виде литературного произведения. Сходство с произведением живописи ему придает использование ярких образов: «ель рукавом… завесила», «глашатая медного», «мертвые… листы». Доминирующим образом в произведении становится ветер. Этим словом начинаются две строфы стиха, и для большего эффекта восприятия оно выделено в однословное предложение. Чередование коротких и длинных строф создает особый порывистый ритм стихотворения, ассоциирующийся со шквалами ветра, сбившимся шагом человека и прерывистым от волнения дыханием. Произведение, как и многие у Фета, очень музыкально. Оно таит в себе некую мелодию, которую, кажется, только и нужно, что записать нотами.

Удивителен талант Фета легко и непринужденно умевшего выразить в стихотворных строках невесомые, едва улавливаемые душевные движения. Поражает и изящная легкость, с которой создан одухотворенный образ природы и чувство гармонии с ней человека.

Текст стихотворения Фета “Ель рукавом мне тропинка завесила” был написан в 1891 году. Произведение принадлежит к поздней лирике поэта и косвенно отражает чувства к полячке Марии Лазич. Несмотря на то, что Афанасий Афанасиевч был против публикации стихов, посвященных, трагически погибшей при пожаре, возлюбленной, оно было опубликовано в “Вечерних огнях” – сборнике стихов. При его создании поэт использовал яркие эпитеты: рог – “взывающий”, глашатай – “медный”, листы – “мертвые”, а странник – “бедный”. Композиционно стих включает 3 строфы по четыре строки. В первой строфе лирический герой предстоит перед поэтом в заснеженном лесу и, скорее всего, он углубился в собственные мысли и заблудился, так как ему “Шумно, и жутко, и грустно, и весело.”. Во второй строфе он неожиданно слышит “Тонко взывающий рог”, и эти звуки напоминают ему о любимой” – об этом можно узнать из последних двух строчек третьей строфы.

Файл может быть использован как дополнение к урокам литературы в старших классах.

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила» Фета

Стихотворение А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» (1891 г.) на первый взгляд относится к традиционному для поэта жанру пейзажной лирики. Однако многие исследователи его творчества считают, что в нем содержится скрытое указание на главную трагедию в жизни Фета. В молодости он был страстно влюблен в М. Лазич, но предпочел любви благосостояние, женившись на богатой невесте. Обеспеченная жизнь не доставляла поэту счастья, что было причиной его постоянного душевного конфликта. Его возлюбленная трагически погибла, и Фет до конца жизни винил себя в ее смерти. Многие неопубликованные при жизни произведения он посвятил своей первой любви.

Лирический герой находится один в глубоком лесу. Его душа испытывает множество противоречивых чувств («и грустно, и весело»). Автор сам не может разобраться, какое из них является преобладающим. Природа живет своей жизнью, не обращая на героя никакого внимания: поднимается ветер, колеблется листва под ногами. Внезапно ситуация меняется. Лирический герой слышит громкий звук, резко нарушающий его одиночество. Можно предположить, что автор изобразил заблудившегося в лесу путника, которые еще не осознал до конца серьезность своего положения. Звук рога выводит его из задумчивости. Герой понимает, что он приносит ему спасение от возможной гибели в одиночестве.

К концу жизни Фет все чаще задумывался над смыслом и значением прожитых лет. Отвержение М. Лазич он считал своей главной ошибкой, кардинально изменившей судьбу обоих влюбленных. С учетом этого можно предположить, что в образе путника в дремучем лесу автор представлял себя на склоне лет. Долгая жизнь подобна бесцельным скитаниям. Она быстро пролетела и не принесла долгожданного счастья. В образе «зова глашатая медного» Фет представляет призыв своей давней возлюбленной из другого мира. Она приветствует «странника бедного» и желает поскорее с ним воссоединиться. Поэт уже не боялся смерти, он многое познал в своей жизни, но так и не достиг идеала. Жизнь уже не может принести ему ничего нового. Бессильная старость доставит только боль и страдания. Фет надеется на существование загробного мира в любой форме, лишь бы в нем он смог наконец-то встретиться с той девушкой, которая была предназначена ему судьбой. Вина в ее преждевременной гибели до сих пор тяготит поэта, поэтому он считает, что своей смертью сможет искупить тяжелый грех.

Афанасий Фет - гениальный творец, человек со сложной судьбой, кому благодаря фантастическому упорству и трудолюбию удалось заявить о себе, о своем таланте. Его творческий путь, впрочем, как и жизненный, наполнен моментами быстрых взлетов и трагичных падений вниз. В минуты, когда слезы отчаяния подкатывали к горлу, растерянность и непонимание одолевали сознания, Фет обращался к поэзии. Именно в стихотворениях он всегда находил отраду. Они спасали его в самые трудные моменты жизни.

Одним из самых тяжелых периодов жизни, по собственному признанию поэта, стали годы после смерти Марии Лазич. В 1845 году, находясь на военной службе в Херсонской области, Фет познакомился с Еленой Лазич. Он начал ухаживать за молодой женщиной, но та была за мужем и всячески отклоняла его предложения. Тогда молодой человек обратил внимание на сестру Елены Марию. Однако и она объявила Фету, что давно влюблена в другого и хочет связать свою жизнь с ним узами брака. Поэт отступил, хотя и продолжал видеться с Марией: ему нравилось ее начитанность, отличный музыкальный слух и необычайная доброжелательность ко всем.

Фет даже стал сокрушаться в письмах, что упустил такую искреннюю девушку. Но он не знал, что Мария была влюблена в него с их первой встречи и не имела никакого жениха. Но она была зла на Фета за то, что он обратил внимание на ее сестру и, лишь получив отказ, переключился на нее. Такие встречи, в которых ни один не мог признаться в искренности чувств, продолжались довольно долго, пока тетушка Марии, видя страдания девушки, лично попросила Фета больше не приезжать в гости, на что тот с легкостью согласился. А несколько месяцев спустя молодой человек узнает, что девушка умерла в страшных муках от ожогов, которые получила, когда случайно бросила зажжённую спичку себе на подол платья и заснула. В последнем своем обращении к родственникам Мария просила не винить Афанасия ни в чем.

Забыть девушку поэт бы не в силах. Он винил себя в ее смерти. Ведь если бы он вовремя признался ей в чувствах, то она бы просто не оказалась в тот страшный миг в этом месте, все было бы по-иному. Самобичевание поэта подпитывали его лирику, наполняли стихи страстью и раскаянием.

Одним из таких его работ стала «Ель рукавом мне тропинку завесила», сотворенная в конце 90-х гг. 19 века. Она возникла после создания нескольких стихотворений, в которых автор просит прощения у Лазич. Фет достаточно испытывал на себе вкус утраты и, по мнению современников, почти сошел с ума от горя.

Большинство стихотворений, адресованных усопшей Марии, создатель не публиковал: они были обнародованы уже после смерти поэта. Однако данное стихотворение было напечатано еще при жизни автора. Видимо, на это решение повлияло то, что в этом произведении есть только нечеткий намек на образ возлюбленной. Не просвещённому читателю кажется, что автор опять увлекся темой природы, которая составляла большинство его ранних работ. Ведь в нем поэт описал лес, запорошенный снегом, где лирический герой ощущает себя то жутковато и печально, то вдруг радостно. Фет пишет о буре, кружащей оставшиеся листья деревьев, внимает шуму ветра. И эти звуки нравится ему, он даже согласен отправиться на этот зов, сравниваемый с голосом судьбы. Но лишь малая част читателей сможет понять, что вся разгадка такого поведения, да и смысла всего стихотворения кроется в его последней строчке.

В ней появляется та, что стоит вдали и к кому поэт обращается на «ты». Это был не образ подкрадывающейся суровой зимы, а образ погибшей возлюбленной, далекой и холодной. Автор грезит свиданием с ней, хотя и осознает, что для этого ему нужно проститься с жизнью на этом свете. Эта мысль его абсолютно не отталкивает, а напротив, радует.

Стихотворение имеет три строфы, написанных катреном с перекрестной рифмой. Это придает произведению особую твердость, словно намекая на решимость поэта, на его состоявшийся выбор.

Использованные автором эпитеты, такие как «глашатай медный» и «странник бедный», олицетворения «мертвые листы» создают безрадостную картину жизни. Прием аллитерации, то есть повторения согласных звуков, позволяет читателю «услышать» завывание ветра, шум в лесу, которые томили Фета.

Описывая медленное увядания природы, Афанасий Фет говорил о собственном угасании: его душа сгорала от мук как пламя свечи, постепенно и безвозвратно.

Стихотворение А. А. Фета "Ель рукавом мне тропинку завесила… " написано в 1891 году.

Произведение состоит из трех строф, написанных катреном. Поэт использует перекрестную рифмовку. Дактилическая рифма чередуется с мужской, что придает стихотворению какую-то особую твердость и упругость, а также плавность, напевность.

Перед нами произведение о поздней осени, о красоте природы и тех чувствах, впечатлениях, которые вызывает унылая осенняя картина. Самые противоречивые чувства переполняют поэта:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.

Произведение написано дактилем, который лучше, чем какой-либо другой размер, придает стиху неторопливость, плавность, мелодичность и какую-то величавость.

Душевная жизнь героя, его чувства оказываются на первом плане стихотворения. А. А. Фет говорит о смятении "странника бедного", ведь "кругом всё гудёт и колышется…". О чем думает и переживает путник? Что приводит его сюда столь глубокой и сумрачной осенью? Чувство тоски, отчаяния, страха не покидает "странника". Но вот приходит неожиданное спасение:

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мертвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

А. А. Фет использует изобразительно-выразительные средства: эпитеты ("глашатая медного", "странника бедного") , олицетворения ("Ель рукавом мне тропинку завесила", "мертвые… листы", "странника бедного нежно приветствуешь ты") , с помощью которых он создает угрюмую и безотрадную картину. Звуковой фон стихотворения создается с помощью повторяющихся сонорных звуков "р", "л", "н", "м", что позволяет нам представить печальную и безрадостную осеннюю природу с ее ветром, шумом и непогодой.

Для А. А. Фета осень - пора угасания. Поэт описывает медленное умирание природы. Когда осеннюю природу описывает А. С. Пушкин, мы слышим ноты радостные. Когда про ту же пору говорит А. А. Фет, мы ощущаем тоску.