Статьи в ф миллера. Всеволод Фёдорович Миллер: биография

Среднее образование получил в пансионе Эннеса (1859-1865). После окончания пансиона в 1865 году В.Ф. Миллер поступил на историко-филологический факультет Московского университета.

В 1870 году В.Ф. Миллер был оставлен в Университете для подготовки к профессорскому званию на кафедре сравнительного языкознания и санскрита; преподавал в 4-й московской гимназии. Миллер Всеволод Фёдорович]. В 1874 году он был направлен в Германию для более углублённого изучения санскрита и древней истории Востока. Дополнительно был в Праге, где изучал чешский язык. В 1876 году вернулся в Москву; с 5 марта 1877 года утвержден в звании доцента и осенью начал преподавательскую деятельность: читал курсы по истории Востока, истории русской словесности, преподавал санскрит.

С 1877 года преподавал на высших женских курсах Герье историю русского языка и древнерусскую литературу. В этом же году издал книгу «Взгляд на Слово о Полку Игореве».

Заинтересовавшись историей и культурой народов Кавказа, в частности осетин, В.Ф. Миллер совершил пять поездок в Осетию(1879, 1880, 1881, 1883, 1886), результатом которых явилось издание 2-х томов «Осетинских этюдов» (1881-82), которые составили его диссертацию на степень доктора. (3-я часть «Осетинских этюдов», удостоенная Большой золотой медали Императорского Русского Географического общества вышла в 1887 году).

В 1882 году В. Ф. Миллер был утвержден в звании экстраординарного профессора, а в 1884 году - ординарного профессора Московского Университета. С 1897 по 1911 годы он читал лекции и возглавлял Лазаревский институт восточных языков.

С 5 декабря 1898 года - член-корреспондент Императорской Академии Наук по Отделению русского языка и словесности. После избрания 5 февраля 1911 года ординарным академиком В.Ф. Миллер переехал жить в Петербург. Здесь помимо участия в трудах Академии был преподавателем истории литературы в Педагогическом женском институте.

Изучение осетинского языка и фольклора

В. Ф. Миллер совершил пять поездок в Осетию, в ходе которых изучал язык, быт и верования осетин, собирал фольклор. Результатом этих поездок стала серия работ «Осетинские этюды».

Первая часть, «Осетинские тексты» (Москва , 1881), содержит фольклорные тексты на осетинском языке с русскими переводами и комментариями. В частности, опубликовано несколько нартских сказаний («Как родился Батраз», «Как убили Хамыца, Батразова отца», «Сослан и Урызмаг» и др.).

Часть вторая, «Исследования» (Москва, 1882) включает фонетику и подробную грамматику осетинского языка, а также отдельную главу о религиозных верованиях осетин.

Часть третья, «Исследования» (Москва, 1887), посвященная осетиноведу Максиму Ковалевскому , содержит результаты историко-этнографических изысканий. В этом томе есть, в частности, описание населенной осетинами территории, доказательство северного (степного) происхождения осетин, экскурсы о скифах, сарматах и аланах. К книге приложены также образцы «южно-осетинского наречия», подборка дигорских и иронских пословиц и другие материалы.

Осетинские тексты в книгах серии «Осетинские этюды» публиковались в специальной транскрипции, основанной на кириллице, но отличающейся от употреблявшегося тогда осетинского алфавита в сторону большей точности.

Памятники и памятные места

  • Улица Миллера в историческом центре Владикавказа , проходит параллельно проспекту Мира от филармонии до Русского драматического театра. Прежние названия - улица Гимназическая и улица Советов.

Известный русский лингвист и ориенталист (род. в 1846 г.); христианин; состоял директором Лазаревского института восточных языков в Москве; ныне состоит академиком СПб. академии наук. Из его многочисленных трудов отметим: "Отголоски апокрифов в кавказских народных сказаниях" (Журнал Мин. Нар. Просвещения, 1893); "Реферат о происхождении кавказских евреев" (Древности Восточные, 1889, стр. 16 и сл.); "Материалы для изучения еврейско-татского языка" - тексты, словарь с введением об истории и происхождении горских евреев, общая характеристика их разговорного языка (татского) и определение места его среди новоперсидских наречий (СПб., 1892).

{Евр. энц.}

Миллер, Всеволод Федорович

Выдающийся исследователь русского былевого эпоса, глава так наз. "исторической школы" в русской фольклористике. Профессор, с 1911 - академик.

М. отличался разнообразием и широтой научных интересов: он был языковедом, востоковедом, этнографом и фольклористом. Однако главные научные интересы Миллера вращались вокруг вопросов фольклористики. В своих 3-томных "Очерках по русской народной словесности" (М., 1897, 1910, 1924) М. детально изучил географическое распространение былин (см. ), связав его с колонизационным движением населения; сделал обобщающую сводку сведений о живой былинной традиции на севере, доказав унаследование крестьянскими сказителями искусства средневековых профессиональных слагателей и исполнителей былин - скоморохов; дал талантливый анализ технических приемов сложения былин (3 первых очерка I тома "Очерков по русской народной словесности". Все остальные статьи "Очерков" посвящены истории отдельных былевых сюжетов). Он подверг сравнительному анализу все старые и новые тексты былин, снимая позднейшие "наслоения", стараясь воссоздать "прототип" былины. Главные задачи, которые преследовал М., сводятся в основном к решению вопросов: где, когда, на основании каких исторических фактов и под какими поэтическими влияниями (устными и письменными, русскими и иноземными) сложилась та или другая былина. При решении всех этих задач М. пользовался анализом упоминаемых в былине имен и географических названий, за искажениями народной этимологии вскрывая исторические лица, местности и события, широко привлекая для сравнения свидетельства летописей, исторических и литературных памятников.

К концу своей деятельности М. все больше и больше склонялся к мысли, что эпохой наибольшего расцвета и окончательного оформления былин в том виде, как мы их знаем, была московская эпоха XV - XVI вв. Ученики М. (А. В. Марков, С. К. Шамбинаго, H. M. Мендельсон, Б. М. Соколов и др.) продолжали разыскания М. с разными вариациями и оттенками в том же направлении.

"Историческая школа" М. до последнего времени занимала в русской фольклористике господствующее положение. За последние годы в свете марксистской критики отчетливо выступили ошибки методологических и теоретических установок М. и его школы. Бесспорной заслугой М. является искание более твердых реальных исторических основ в сравнении со школой чисто сравнительной, которой в свое время отдал дань и сам М. ("Экскурсы в область русского народного эпоса", 1892). Это не избавляет однако метод М. от целого ряда важных органических недостатков. В области причинной обусловленности он не идет далее теории "среды", не только не делая шагов вперед по сравнению с культурно-исторической школой, но и отходя по сравнению с нею на позиции самодовлеющего историзма. Именно, в этом духе устанавливается им обусловленность сюжетных схем тем или иным историческим фактом. Чрезвычайно слабо интересуясь общественными отношениями (не говоря уже о конкретном раскрытии классовой идеологии, легшей в основу фольклорного факта), М. часто ограничивается отысканием индивидуальных прототипов и т. д.

М. как даровитейший представитель фольклористики конца XIX - начала XX вв. в своем научно-исследовательском движении прошел и ярко отразил в своих работах два главнейших этапа науки в дореволюционной России - сравнительную и историческую школы, являвшиеся показателями (на данном идеологическом участке) роста и укрепления русской промышленной буржуазии. Сравнительная теория обусловливалась колониальной политикой промышленного капитала, историческая школа - закреплением национальных великодержавных позиций (см. "Методы домарксистского литературоведения " и "Фольклористика ").

Библиография: I. Осетинские этюды, ч. 1, М., 1881; ч. 2, М., 1882; ч. 3, М., 1887; Экскурсы в область русского народного эпоса, М., 1892; Материалы для изучения еврейско-татского языка, СПб, 1892; Русские былины старой и новой записи, под ред. В. Ф. Миллера и Н. С. Тихонравова, М., 1894; Очерк фонетики еврейско-татского наречия, М., 1900; Очерк морфологии еврейско-татского языка, М., 1901; Татские этюды, 2 чч., М., 1905 и 1907; Былины новой и недавней записи, М., 1908 (вместе с Е. Н. Елеонской); Исторические песни русского народа XVI - XVIII вв., 1915 (посмертное издание).

II. Пыпин А. Н., История русской этнографии, т. II, СПб, 1891; Лобода А., Русский былевой эпос, Киев, 1896; Скафтымов А. Н., Поэтика и генезис былин, Саратов, 1924; Материалы для биографического словаря действительных членов Имп. академии наук, ч. 2, П., 1917 (со списком трудов М.); "Этнографическое обозрение", кн. XCVIII - ХСІХ, посвященная памяти В. Ф. Миллера (1913, № 3-4); Шахматов А. А., Миллер В. Ф., "Известия Академии наук", 1914, № 2; Штернберг, В. Ф. Миллер как этнограф, "Живая старина", 1913; Соколов Б. М., Ак. В. Ф. Миллер как исследователь русского былинного эпоса (там же); Сперанский М. Н., В. Ф. Миллер, 1914 ("Отчет Моск. университета", ч. 1, 1913, со списком трудов М.); Елеонская Е. Н., В. Ф. Миллер, "ЖМНП", 1914, № 2; Mapков А. В., Обзор трудов В. Ф. Миллера по народной словесности, "Известия Отд. русск. яз. и словесности Академии наук", т. XIX, кн. II, 1914; т. XX, кн. I, 1915; т. XXI, кн. I, 1916; Зельцеp В. З., Капитализм и русская фольклористика, "Литература и марксизм", 1929, кн. V; Соколов Б. М., Об историко-социологическом изучении былин, Сб. "Памяти П. Н. Сакулина", М., 1931.

Ю. Соколов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Миллер Всеволод Федорович - один из лучших исследователей русской былевой поэзии (1846 - 1913), главный представитель Московской этнографической школы, сын поэта Ф.Б. Миллера (см.); учился в пансионе Эннеса, затем на историко-филологическом факультете Московского университета, еще раньше самостоятельно приступив к изучению санскрита. В университете специально занимался итальянским языком и историей итальянской живописи и классического искусства. Был оставлен при университете по кафедре сравнительной грамматики. В 1871 г., для практического изучения литовского языка, он вместе с Ф.Ф. Фортунатовым ездил в Сувалкскую губернию, где записал более 100 песен и до 20 сказок (изд. в 1873 г. при ""Известиях Московского Университета""). Во время командировки за границу напечатал по-чешски: ""Arijsky Mitra"" (в ""Casopis Mus."") и две статьи в ""Zeitschr."" Kuhn´a. Защитив магистерскую диссертацию ""Асвины-Диоскуры"" (Москва, 1876), читал санскрит и древнюю историю Востока; преподавал на высших женских курсах профессора Герье историю русского языка и древнерусскую литературу. В 1877 г. издал книгу: ""Взгляд на Слово о полку Игореве"". В 1877 и 1880 годы Миллер издавал вместе с М.М. Ковалевским ""Критическое Обозрение"". После поездки на Кавказ, в 1879 г., Миллер занялся сравнительно-грамматическим изучением иранских языков Кавказа и кавказской этнографией. Овладев осетинским языком, он отправился в 1880 г. в горы Осетии и записывал там осетинские сказания и предания. Результатом путешествия была 1-я часть ""Осетинских этюдов"" (Москва, 1881), содержащая тексты с русским переводом, и примечаниями. В 1882 г. издал II ч. ""Осетинских этюдов"", содержащую грамматические исследования и главу о религиозных верованиях осетин. Обе части составили диссертацию на степень доктора. В 1883 г. совершил еще поездку на Кавказ (описание путешествия в ""Вестнике Европы"", 1884, № 4). Состоял председателем этнографического отдела общества любителей естествознания, затем, одно время президентом всего общества; был хранителем Дашковского этнографического музея. Издал 3 выпуска ""Сборника материалов по этнографии"" (1885, 1887 и 1888 годы) и 4 выпуска ""Систематического описания коллекций Дашковского этнографического музея"" (1887 - 1895). В 1886 г. Миллер производил раскопки в Крыму и ездил для археологических исследований в Чечню, Осетию и горские общества Кабарды; результатом поездки явился 1-й выпуск ""Материалов по археологии Кавказа"". В эту же поездку Миллер записывал тексты на татском наречии горских евреев; тексты составляют 1-ю часть ""Еврейско-горских этюдов"", изд. Академией Наук под заглавием: ""Материалы для изучения еврейско-татского языка"" (1892). В 1887 г. вышла III ч. ""Осетинских этюдов"", содержащая исследование по истории осетин и лингвистические заметки и материалы. В 1892 г. Миллер перешел на кафедру русского языка и литературы, оставив за собой и преподавание санскрита. С тех пор его многочисленные самостоятельные работы вращаются, главным образом, в области русского былевого эпоса. Главнейшие труды, кроме вышеназванных: ""О сравнительном методе автора Происхождения русских былин"" (в ""Беседах Общества Любителей Российской Словесности"", III, Москва, 1871), ""Название Днепровских порогов у Константина Багрянородного"" (""Древности Московского Археологического Общества"", 1887, т. V), ""О лютом звере народных песен"" (там же, т. VII), ""Восточные и западные родичи одной русской сказки"" (""Труды Этнографического Отдела Общества Любителей Естествознания и пр."", кн. IV, 1877), ""Le role du chien dans kes croyances mytholigiques"" (""Atti del VI congresso degli orientalisti"", Флоренский, II), ""Заметки по поводу сборника Верковича"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1877, № 10), ""О болгарских народных песнях Верковича"" (""Вестник Европы"", 1877), ""По поводу Траяна и Баяна Слова о полку Игореве"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1878, № 12), ""Отголоски финского эпоса в русском языке"" (там же, ч. CCVI), ""По поводу одного литовского предания"" (""Древности"", т. VIII, 1880), ""Черты старины в сказаниях и быте осетин"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1882, № 8), ""Кавказские предания о великанах, прикованных в горам"" (там же, 1883, № 1), рецензии I - XX вып. ""Материалов для исследования местностей и племен Кавказа"" (в ""Журнале Министерства Народного Просвещения"", 1883 - 1895 и отд.), ""Русская масленица и западноевропейский карнавал"" (Москва, 1884), ""К вопросу о славянской азбуке"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1884, № 3), ""Замечания по вопросу о народности гуннов"" (""Труды Этнографического Отделения"", кн. VI, 1885), ""Кавказские легенды"" (там же), ""Эпиграфические следы иранства на юге России"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1886, № 9), ""Археологические разведки в Алуште и ее окрестностях"" (""Древности"", т. XII, 1889), ""Иранские отголоски в народных сказаниях Кавказа"" (""Этнографическое Обозрение"", 1889), ""Кавказские сказания о циклопах"" (""Этнографическое Обозрение"", 1890), ""Материалы для истории былинных сюжетов"" (I - XVI ""Этнографическое Обозрение"", 1890 - 1896), ""О сарматском боге Уатафарне"" (""Труды Восточного Комитета Московского Археологического Общества"", т. I, 1890), ""Экскурсы в область русского народного эпоса"" (I - VIII, Москва, 1892); статьи по былинам в ""Журнале Министерства Народного Просвещения"", ""Русской Мысли"" и ""Почине"" (статьи эти вместе с некоторыми другими, вошли в книгу Миллера: ""Очерки русской народной поэзии"", 2 части): ""Funf ossetische Erzahlungen im Digorischem Dialecte"", hsgb. von Ws. Miller u. R. v. Stackelberg (Санкт-Петербург, 1891, изд. Академии Наук). Путь, которым шел Миллер, переходя постепенно от лингвистики через этнографию к изучению памятников народной поэзии, нельзя не признать чрезвычайно рациональным. Его стремление обосновать выводы на точном критико-филологическом изучении текстов былин, определить степень участия певцов специалистов и проследить этнографо-географическое распространение нашего национального эпоса привели к положительным историко-литературным результатам в изучении того материала, где до сих пор специалисты вращались в области смелых предположений и интересных, но дающих мало положительных выводов параллелей. Его труды по изучению Кавказа внесли много света в эту мало разработанную область. Во всех, даже наиболее специальных работах Миллера изложение отличается общедоступностью и изяществом. Как главный деятель этнографического отдела при обществе любителей естествознания, Миллер сумел собрать в нем много хорошо подготовленных и энергичных молодых людей, преимущественно из своих учеников, которые зимой усердно работали по своим кабинетам, а летом отправлялись обыкновенно (на собственные средства) в экспедиции, всегда приносящие новый ценный материал. А. Кирпичников (умер).

МИЛЛЕР ВСЕВОЛОД ФЕДОРОВИЧ

Миллер Всеволод Федорович - один из лучших исследователей русской былевой поэзии (1846 - 1913), главный представитель Московской этнографической школы, сын поэта Ф.Б. Миллера (см.); учился в пансионе Эннеса, затем на историко-филологическом факультете Московского университета, еще раньше самостоятельно приступив к изучению санскрита. В университете специально занимался итальянским языком и историей итальянской живописи и классического искусства. Был оставлен при университете по кафедре сравнительной грамматики. В 1871 г., для практического изучения литовского языка, он вместе с Ф.Ф. Фортунатовым ездил в Сувалкскую губернию, где записал более 100 песен и до 20 сказок (изд. в 1873 г. при "Известиях Московского Университета"). Во время командировки за границу напечатал по-чешски: "Arijsky Mitra" (в "Casopis Mus.") и две статьи в "Zeitschr." Kuhn"a. Защитив магистерскую диссертацию "Асвины-Диоскуры" (Москва, 1876), читал санскрит и древнюю историю Востока; преподавал на высших женских курсах профессора Герье историю русского языка и древнерусскую литературу. В 1877 г. издал книгу: "Взгляд на Слово о полку Игореве". В 1877 и 1880 годы Миллер издавал вместе с М.М. Ковалевским "Критическое Обозрение". После поездки на Кавказ, в 1879 г., Миллер занялся сравнительно-грамматическим изучением иранских языков Кавказа и кавказской этнографией. Овладев осетинским языком, он отправился в 1880 г. в горы Осетии и записывал там осетинские сказания и предания. Результатом путешествия была 1-я часть "Осетинских этюдов" (Москва, 1881), содержащая тексты с русским переводом, и примечаниями. В 1882 г. издал II ч. "Осетинских этюдов", содержащую грамматические исследования и главу о религиозных верованиях осетин. Обе части составили диссертацию на степень доктора. В 1883 г. совершил еще поездку на Кавказ (описание путешествия в "Вестнике Европы", 1884, ¦ 4). Состоял председателем этнографического отдела общества любителей естествознания, затем, одно время президентом всего общества; был хранителем Дашковского этнографического музея. Издал 3 выпуска "Сборника материалов по этнографии" (1885, 1887 и 1888 годы) и 4 выпуска "Систематического описания коллекций Дашковского этнографического музея" (1887 - 1895). В 1886 г. Миллер производил раскопки в Крыму и ездил для археологических исследований в Чечню, Осетию и горские общества Кабарды; результатом поездки явился 1-й выпуск "Материалов по археологии Кавказа". В эту же поездку Миллер записывал тексты на татском наречии горских евреев; тексты составляют 1-ю часть "Еврейско-горских этюдов", изд. Академией Наук под заглавием: "Материалы для изучения еврейско-татского языка" (1892). В 1887 г. вышла III ч. "Осетинских этюдов", содержащая исследование по истории осетин и лингвистические заметки и материалы. В 1892 г. Миллер перешел на кафедру русского языка и литературы, оставив за собой и преподавание санскрита. С тех пор его многочисленные самостоятельные работы вращаются, главным образом, в области русского былевого эпоса. Главнейшие труды, кроме вышеназванных: "О сравнительном методе автора Происхождения русских былин" (в "Беседах Общества Любителей Российской Словесности", III, Москва, 1871), "Название Днепровских порогов у Константина Багрянородного" ("Древности Московского Археологического Общества", 1887, т. V), "О лютом звере народных песен" (там же, т. VII), "Восточные и западные родичи одной русской сказки" ("Труды Этнографического Отдела Общества Любителей Естествознания и пр.", кн. IV, 1877), "Le role du chien dans kes croyances mytholigiques" ("Atti del VI congresso degli orientalisti", Флоренский, II), "Заметки по поводу сборника Верковича" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1877, ¦ 10), "О болгарских народных песнях Верковича" ("Вестник Европы", 1877), "По поводу Траяна и Баяна Слова о полку Игореве" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1878, ¦ 12), "Отголоски финского эпоса в русском языке" (там же, ч. CCVI), "По поводу одного литовского предания" ("Древности", т. VIII, 1880), "Черты старины в сказаниях и быте осетин" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1882, ¦ 8), "Кавказские предания о великанах, прикованных в горам" (там же, 1883, ¦ 1), рецензии I - XX вып. "Материалов для исследования местностей и племен Кавказа" (в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1883 - 1895 и отд.), "Русская масленица и западноевропейский карнавал" (Москва, 1884), "К вопросу о славянской азбуке" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1884, ¦ 3), "Замечания по вопросу о народности гуннов" ("Труды Этнографического Отделения", кн. VI, 1885), "Кавказские легенды" (там же), "Эпиграфические следы иранства на юге России" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1886, ¦ 9), "Археологические разведки в Алуште и ее окрестностях" ("Древности", т. XII, 1889), "Иранские отголоски в народных сказаниях Кавказа" ("Этнографическое Обозрение", 1889), "Кавказские сказания о циклопах" ("Этнографическое Обозрение", 1890), "Материалы для истории былинных сюжетов" (I - XVI "Этнографическое Обозрение", 1890 - 1896), "О сарматском боге Уатафарне" ("Труды Восточного Комитета Московского Археологического Общества", т. I, 1890), "Экскурсы в область русского народного эпоса" (I - VIII, Москва, 1892); статьи по былинам в "Журнале Министерства Народного Просвещения", "Русской Мысли" и "Почине" (статьи эти вместе с некоторыми другими, вошли в книгу Миллера: "Очерки русской народной поэзии", 2 части): "Funf ossetische Erzahlungen im Digorischem Dialecte", hsgb. von Ws. Miller u. R. v. Stackelberg (Санкт-Петербург, 1891, изд. Академии Наук). Путь, которым шел Миллер, переходя постепенно от лингвистики через этнографию к изучению памятников народной поэзии, нельзя не признать чрезвычайно рациональным. Его стремление обосновать выводы на точном критико-филологическом изучении текстов былин, определить степень участия певцов специалистов и проследить этнографо-географическое распространение нашего национального эпоса привели к положительным историко-литературным результатам в изучении того материала, где до сих пор специалисты вращались в области смелых предположений и интересных, но дающих мало положительных выводов параллелей. Его труды по изучению Кавказа внесли много света в эту мало разработанную область. Во всех, даже наиболее специальных работах Миллера изложение отличается общедоступностью и изяществом. Как главный деятель этнографического отдела при обществе любителей естествознания, Миллер сумел собрать в нем много хорошо подготовленных и энергичных молодых людей, преимущественно из своих учеников, которые зимой усердно работали по своим кабинетам, а летом отправлялись обыкновенно (на собственные средства) в экспедиции, всегда приносящие новый ценный материал. А. Кирпичников (умер).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МИЛЛЕР ВСЕВОЛОД ФЕДОРОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МИЛЛЕР ВСЕВОЛОД ФЕДОРОВИЧ
    (1848-1913) российский фольклорист, языковед, этнограф, археолог, академик Петербургской АН (1911). Профессор Московского университета (с 1884); директор Лазаревского института восточных языков …
  • МИЛЛЕР ВСЕВОЛОД ФЕДОРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Всеволод Федорович , русский филолог, фольклорист, языковед, этнограф и археолог, академик Петербургской АН …
  • МИЛЛЕР, ВСЕВОЛОД ФЕДОРОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • МИЛЛЕР, ВСЕВОЛОД ФЕДОРОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • МИЛЛЕР в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    И.П., изобретатель артиллерийских орудий. Россия. Около …
  • МИЛЛЕР в Литературной энциклопедии.
  • МИЛЛЕР в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Фёдор Богданович (1818- 1881), переводчик, поэт. Стихи для детей, в т.ч. хрестоматийное "Раз-два- три-четыре-пять, Вышел зайчик погулять" …
  • ФЕДОРОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Трясило) Тарас украинский гетман, руководитель восстания против польского господства в 1630. Вел переговоры в Москве о переходе части украинского казачества …
  • МИЛЛЕР в Большом энциклопедическом словаре:
    (Miller) Мертон (р. 1923) американский экономист. Исследования по теории финансов. Нобелевская премия (1990 совместно с Х. Марковицем и У. …
  • ФЕДОРОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Георг-Фридрих — юрист, действительный член Императорской академии наук; изучал юридические науки за границею, служил обер-аудитором в адмиралтействе. После отрешения от …
  • ВСЕВОЛОД в Современном энциклопедическом словаре:
  • ВСЕВОЛОД в Энциклопедическом словарике:
    III БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО (1154 - 1212), великий князь владимирский (с 1176). Сын Юрия Долгорукого. Успешно боролся со знатью подчинил Киев, …
  • ФЕДОРОВИЧ
    ФЕДОР́ОВИЧ Флориан Флорианович (1877- 1928), полит. деятель. С 1901 чл. Партии социалистов-революционеров, участник Рев-ции 1905-07. В 1909-14 на каторге. В …
  • ФЕДОРОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЕДОР́ОВИЧ (Трясило) Тарас, укр. гетман, руководитель восстания против польск. господства в 1630. Вёл переговоры в Москве о переходе части укр. …
  • МИЛЛЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    М́ИЛЛЕР Орест Фёд. (1833-89), литературовед, фольклорист. Сторонник мифол. школы в лит-ведении. В 1870-87 проф. С.-Петерб. ун-та. Соч. "Славянство и Европа" …
  • МИЛЛЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    М́ИЛЛЕР (Miller) Мёртон (р. 1923), амер. экономист. Иссл. по проблемам функционирования финанс. рынков (теория портфельного выбора, вопросы финансирования корпораций и …
  • МИЛЛЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    М́ИЛЛЕР Ил. Сол. (1918-78), историк-славист, д-р ист. наук, проф. Сотр. Ин-та славяноведения АН СССР. Тр. по новой истории Польши, польск. …
  • МИЛЛЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    М́ИЛЛЕР Евг. Карлович (1867-1939), воен. и полит. деятель, ген. от кавалерии (1919). Во время Гражд. войны один из рук. Белого …
  • МИЛЛЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    М́ИЛЛЕР (Miller) Гленн (1904-44), амер. тромбонист, руководитель джаз-оркестра, аранжировщик. Оркестр под упр. М. участвовал в ф. "Серенада солнечной долины" (1941). …
  • МИЛЛЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    М́ИЛЛЕР Герард Фридрих (1705-83), рос. историк, сторонник норманнской теории, проф. (с 1730) Петерб. АН. По происхождению немец. В России с …
  • МИЛЛЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    М́ИЛЛЕР (Miller) Генри (1891-1980), амер. писатель. Скандальные по интимно-эротич. обнажённости романы о "любви" как анархически-индивидуалистич. бунте ("Тропик Рака", 1934; "Тропик …
  • МИЛЛЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    М́ИЛЛЕР Вс. Фёд. (1848-1913), фольклорист, языковед, этнограф, археолог, акад. Петерб. АН (1911). Проф. Московского ун-та (с 1884); дир. Лазаревского ин-та …
  • МИЛЛЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    М́ИЛЛЕР (Miller) Артур (р. 1915), амер. драматург. Семейные драмы с социальным звучанием ("Смерть коммивояжёра", 1949) о гибельности безоглядной веры в …
  • МИЛЛЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    М́ИЛЛЕР Анат. Фил. (1901-73), востоковед, д-р ист. наук, проф.; сотрудник ряда моск. НИИ и вузов. Тр. по новой и новейшей …
  • ВСЕВОЛОД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВС́ЕВОЛОД МСТИСЛАВИЧ (?-1138), князь новгородский (1117-36, с перерывами), псковский (с 1137). Совершил ряд походов в Прибалтику и Ростовскую землю. В …
  • ВСЕВОЛОД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВС́ЕВОЛОД III БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО (1154- 1212), вел. князь владимирский (с 1176), сын Юрия Долгорукого. В 1173 княжил в Киеве. Расширил …
  • ВСЕВОЛОД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВС́ЕВОЛОД II ОЛЬГОВИЧ (?-1146), князь черниговский (1127-39), вел. князь киевский (с 1139). Участник княжеских междоусобиц. Злоупотреблениями своих тиунов возбудил ненависть …
  • ВСЕВОЛОД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВС́ЕВОЛОД I ЯРОСЛАВИЧ (1030-93), князь переяславский (с 1054), черниговский (с 1077), вел. князь киевский (с 1078), сын Ярослава Мудрого и …
  • ВСЕВОЛОД в словаре Синонимов русского языка.
  • ВСЕВОЛОД в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Всеволод, (Всеволодович, …
  • ФЕДОРОВИЧ
    (Трясило) Тарас, украинский гетман, руководитель восстания против польского господства в 1630. Вел переговоры в Москве о переходе части украинского …
  • МИЛЛЕР в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Анатолий Филиппович (1901-73) , российский востоковед, доктор исторических наук, профессор. Труды по новой и новейшей истории стран Ближнего и Ср. …
  • ФРАНТОВ СТЕПАН ФЕДОРОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Франтов Степан Федорович (1877 - 1938), псаломщик и регент, мученик. Память 22 …
  • МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Михаил Федорович (+ 1645), русский царь, из боярского рода Романовых, основоположник царско-императорской династии Романовых. Отец …
  • ВСЕВОЛОД ПСКОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Всеволод Псковский (1092 - 1138), во святом крещении Гавриил, святой благоверный князь. Память …
  • ВСЕВОЛОД МСТИСЛАВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Всеволод Мстиславич, имя трех князей: Блгв. Всеволод-Гавриил (+ 1138), князь новгородский (1117—1132) и (1132—1136) и …
  • ВСЕВОЛОД (КОЛОМИЙЦЕВ-МАЙДАНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Всеволод (Коломийцев-Майданский) (1927 - 2007), архиепископ Скопелосский, глава Западной епархии Украинской Православной …
  • БАЯНОВ ДМИТРИЙ ФЕДОРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Баянов Дмитрий Федорович (1885 - 1937), протоиерей, церковный композитор. Родился 15 февраля 1885 …
  • ПЕТР III ФЕДОРОВИЧ
    Петр III Федорович (Петр-Ульрих) - император всероссийский, сын герцога голштейн-готторпского Карла-Фридриха, сына сестры Карла XII шведского, и Анны Петровны, …
  • МИЛЛЕР ФЕДОР БОГДАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Миллер Федор Богданович - талантливый поэт-переводчик (1818 - 1881). Родился в Москве в немецкой семье; окончил курс немецкого училища святых …
  • МИЛЛЕР ОРЕСТ ФЕДОРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Миллер Орест Федорович - известный историк русской литературы. Родился 4 августа 1833 г. в Гапсале, в немецкой семье, и был …
  • МИЛЛЕР ГЕРАРД-ФРИДРИХ (ФЕДОР ИВАНОВИЧ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Миллер Герард-Фридрих (Федор Иванович) - историограф и академик. Родился 18 октября 1705 г. в Вестфалии, в семье ректора гимназии; посещал …
  • ГОЛЬЦ-МИЛЛЕР ИВАН ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Гольц-Миллер, Иван Иванович - поэт (1842 - 1871). В 1860 г. поступил в Московский университет, но вскоре за распространение запрещенных …
  • ВСЕВОЛОД СВЯТОСЛАВИЧ (ЧЕРНИГОВСКИЙ КНЯЗЬ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Всеволод Святославич, по прозванию Чермный - черниговский князь, сын Святослава Всеволодовича. В 1206 г. он принимает участие в походе …

Всеволод Фёдорович Миллер - выдающийся русский учёный, фольклорист, этнограф, языковед и археолог. Известен как один из организаторов востоковедческого образования в России. Сын Фёдора Богдановича Миллера.
Среднее образование получил в пансионе Эннеса (1859-1865). После окончания пансиона, сдав экзамены при 4-й московской гимназии, в 1865 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. По окончании курса, в 1870 году, В. Ф. Миллер подал Ф. И. Буслаеву кандидатское сочинение «Восточные и западные родичи одной русской сказки» и был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию на кафедре сравнительного языкознания и санскрита.
Стал преподавать латинский язык в 4-й московской гимназии. Летом 1871 года в Сувалской губернии он вместе с Ф. Ф. Фортунатовым занимался сбором литовских песен.
В 1874 году он был направлен в Германию для более углублённого изучения санскрита и древней истории Востока. Занимался в Тюбингене (у Рота), Берлине (у А. Вебера), а также в Праге (у Людвига); изучал чешский язык. В 1876 году вернулся в Москву.
В качестве магистерской диссертации В. Ф. Миллер защитил в 1877 году монографию «Очерки арийской мифологии в связи с древнейшей культурой. Т. 1: Асвины - Диоскуры» (М., 1876) и осенью начал читать на кафедре сравнительного языкознания курс по истории Востока; преподавал также санскрит. С 1877 года преподавал ещё и на высших женских курсах Герье историю русского языка и древнерусскую литературу. В этом же году издал книгу «Взгляд на Слово о Полку Игореве».
Заинтересовавшись историей и культурой народов Кавказа, в частности осетин, В. Ф. Миллер совершил пять поездок в Осетию (1879, 1880, 1881, 1883, 1886), результатом которых явилось издание 2-х томов «Осетинских этюдов» («Осетинские этюды. Ч. 1-2» - М., 1881-1882), которые составили его диссертацию на степень доктора; 3-я часть «Осетинских этюдов» вышла в 1887 году и была удостоена Большой золотой медали Императорского Русского Географического общества. «Иранская теория» В. Ф. Миллера встретила противника в лице Д. Н. Дашкевича, который в своём отчёте о присуждении уваровской премии отметил односторонность объяснений и не согласился с представленными выводами, что побудило Миллера пересмотреть свою точку зрения.
С 1872 года В. Ф. Миллер состоял в Обществе любителей российской словесности. С 1881 года он - председатель Этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, редактор журнала «Этнографическое обозрение». В 1889 году он был избран президентом всего общества, но отказался от этой должности в 1891 году, чтобы сосредоточить свою деятельность исключительно на этнографии.
В 1884-1897 годах - хранитель Дашковского этнографического музея в Москве, в котором ввёл этнографическое (вместо прежнего географического) распределение коллекций; издал 4 выпуска «Систематического описания коллекций» музея (М., 1887-1895) и 3 выпуска «Сборника материалов по этнографии» (М., 1885-1888).
В 1892 году он занял кафедру русского языка и словесности Московского университета, сменив своего учителя Ф. И. Буслаева. В это время он вместе с академиком Н. С. Тихонравовым приступил к изданию былин, разбросанных по различным журналам и в 1894 году напечатал сборник «Русские былины старой и новой записи». А в 1897 году им были объединены все печатавшиеся в то время статьи по былинам в книге: «Очерки русской народной словесности. Былины. I-XVI» (М. 1897. - 464 с.)
В 1903 году ему присвоили звание заслуженного профессора.
В 1897 году он возглавил Лазаревский институт восточных языков, где до 1911 года читал лекции по истории Востока и вечерний курс по санскриту.
С 1897 года был председателем Восточной комиссии Московского археологического общества. С 1900 по 1911 В. Ф. Миллер стал вести курс народной словесности на возобновлённых Высших женских курсах в Москве.
С 5 декабря 1898 года - член-корреспондент Императорской Академии Наук по Отделению русского языка и словесности. После избрания 5 февраля 1911 года ординарным академиком В. Ф. Миллер переехал жить в Санкт-Петербург. Здесь помимо участия в трудах Академии был преподавателем истории литературы в Педагогическом женском институте.
Скончался 5 ноября 1913 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Русские фольклористы. Биобиблиографический словарь. - М.: Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, 2010

Миллер Всеволод Федорович — исследователь эпоса, глава исторической школы русских былиноведов, этнограф, лингвист, литературовед, историк.

Сын дворянина, московского поэта-переводчика Ф.Б. Миллера, отцом которого был немец, принявший русское подданство и женившийся на русской. Получал домашнее образование, окончил частный пансион Эннеса. Сдав при 4-й московской гимназии экзамены для поступления в Московский университет, окончил в 1870 историко-филологический факультет. Занимался под руководством Ф.И. Буслаева. Первая публикация М. — перевод «Двух веронцев» Шекспира (Полное собрание драматических произведений. СПб., 1868. Т. 4; были переиздания). Оставленный в университете при кафедре сравнительного языкознания, М. одновременно преподавал в гимназии латинский язык. В 1874-1875 он находился в заграничной командировке, где занимался сравнительным языкознанием и санскритом в университетах Берлина, Праги, Тюбингена и Парижа. В качестве магистерской диссертации защитил в 1877 монографию «Очерки арийской мифологии в связи с древнейшей культурой. Т. 1: Левины-Диоскуры» (М., 1876). В качестве докторской в 1883 — книгу «Осетинские этюды. Ч. 1-2» (М., 1881-1882; ч. 3 издана в 1887).

В Московском университете М. с 1877 — профессор кафедры сравнительного языкознания, с 1892 — профессор кафедры русского языка и словесности, с 1903- заслуженный профессор. С 1872 состоял в Обществе любителей российской словесности. С 1881 — председатель Этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, редактор журнала «Этно¬графическое обозрение». В 1884-1897 — хранитель Дашковского этнографического музея в Москве; издал 4 выпуска «Систематического описания коллекций» музея (М., 1887-1895) и 3 выпуска «Сборника материалов по этнографии» (М., 1885-1888). С 1897 по 1911 М. являлся директором и профессором Лазаревского института восточных языков. С 1897 был председателем Восточной комиссии Московского археологического общества. С 1900 по 1911 М. преподавал на Высших женских курсах в Москве, ас 1911 — в Педагогическом женском институте в Петербурге. В 1898 стал членом-корреспондентом Академии наук по Отделению русского языка и словесности. В 1911 М. был избран ординарным академиком, что потребовало его переезда на постоянное жительство в Петербург.

Многообразная научная деятельность М. сначала сосредоточивалась главным образом в областях, удаленных от специального изучения историзма былин. Как мифолог и кавказовед, по мере вовлечения смежных тем в круг своих научных интересов, М. стал сосредоточиваться на эпосе; сперва — на общеиндоевропейском, но уже с преимущественным вниманием к связям иранского эпоса и русского. Оценив критически увлечения В.В. Стасова, который упрощенно и гипертрофированно трактовал воздействие восточных сюжетов на былины, М. вначале все же отчасти разделял сам подобные увлечения, когда начал исследовать историческую составляющую в зафиксированном собирателями наследии древнерусского эпоса. Опорой для М. могли в этом послужить принципиальные суждения его учителя Ф.И.Буслаева, опыт Л.Н. Майкова, успешно начатые в данной области разработки Н.П. Дашкевича (и менее основательные сопоставления былин с историей в работах И.Н. Жданова, М.Г. Халанского, Н.Ф. Сумцова), а также появлявшиеся уже тогда труды А.Н. Веселовского, посвященные разносторонним соотнесениям былин не только с иноязычным фольклором и литературой, но и с данными летописей.

Первая книга М. о былинах — «Экскурсы в область русского народного эпоса» (М., 1892)- преимущественно посвящена поискам воздействий на русский фольклор эпоса иранского. Однако глава, рассматривавшая былину о Добрыне и Змее, отобразила начавшийся поворот М. к намерению выяснять происхождение былинных повествований с помощью обращения к реально зафиксированным историческим фактам и к именам, фигурирующим в летописях. Как писал уже в этой книге М., «присутствие в нашем эпосе значительного количества исторических имен указывает на то, что в основе, по крайней мере, некоторых былин лежали исторические песни» (с. 35).

За книгой «Экскурсов» в 1890-е последовала серия статей М., знаменовавших интенсивное и результативное обращение его к поискам основ содержания многих былин в отображенных летописями и другими письменными источниками фактах и персонажах русской истории. Сначала под общим заголовком «Материалы для истории былинных сюжетов» М. печатает в «Этнографическом обозрении» статьи, посвященные былинам об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Святогоре, Мржуле Селяниновиче, Даниле Ловчанрше, Ставре ГОДРШОвиче. В других изданиях публржуются разработки М. былин о Батые, о Сауре, Михаиле Даниловиче, о Дунае, Дюке Степановиче, о Садко, о Вольге и Микуле, о Потыке, об Иване Гостином сыне, Иване ГОДРШОвиче. Соловье Будимировиче, Чуриле, Хотене Блудовиче. Одновременно М. выступает со статьями, дающими принципиальное осмысление общих особенностей былинной традиции: «Былинное предание в Олонецкой губернии», «Русская былина, ее слагатели и исполнители», «Наблюдения над географическим распространением былин» (здесь впервые обосновывался тезис М. о новгородском происхождении ряда былинных сюжетов, включая такие, где нет речи о Новгороде). Эти работы М. затем включил в книгу «Очерки русской народной словесности. Былины. I-XVI» (М., 1897), которая представила собой как бы научный манифест создающейся исторической школы.

Работа была успешно подхвачена его учениками — Н.В.Васшьевым, А.В.Марковым, Н.М.Менделъсоном, Б.М. и Ю.М.Соколовыми, С.К.Шамбинаго, А.С.Якуб и другими, а сам М. продолжил исследования исторического содержания былин в статьях, которые вскоре составили его книгу «Очерки русской народной словесности. Былины» (М., 1910. Т. 2). Здесь были помещены печатавшиеся сначала в журналах исследования еще десяти с лишним эпических сюжетов и развернутые попутные разработки, посвященные ряду отдельных персонажей былин и исторических песен, для которых М. удавалось определять исторические прототипы. Как известно, работа по установлению для героев русского эпоса их летописных прототипов была успешно начата еще предшественниками М. (в качестве прототипов для эпических героев назывались князь Владимир, Добрыня, Александр Попович и др.). Этот перечень был существенно обогащен в трудах М.: половецкие ханы Итларь, Отрок и Тугоркан, русские воеводы Козарин, Василий Казимир, князь Михаил Скопин-Шуйский и еще значительный ряд исторических имен в одних случаях совершенно бесспорно отождествлены М. с персонажами былин, в других — достаточно аргументировано. Очерки второго тома бьши посвящены былинам о Козарине, о Камском побоище, Илье Муромце и Калине, Ермаке и Калине, Илье и Идолище, Алеше Поповиче и Тугарине, о бое Ильи Муромца с сыном, о Добрыне и Василии Казимировиче, о сорока каликах, о Михаиле Скопине-Шуйском, об Илье на Соколе- корабле, о Рахте Рагнозерском, о Бутмане Колыбановиче и связанным с этими сюжетами историческим песням.

Дальнейшие труды М. распределялись, в основном, почти равномерно между изучением исторических песен и исследованием былин. Это отобразилось в составе и названии сборника, изданного уже после кончины М. его учениками: «Очерки русской народной словесности. Былины и исторические песни» (М.; Л., 1924. Т. 3). Среди включенных в этот том исследований оказались и статьи, посвящен¬ные целиком или частично историческим преданиям, сказкам и даже обрядовым песням, связанным тематически или генетически с ос¬новными объектами научных интересов автора. Помимо нового ряда песенных и прозаических сюжетов, главным героем которых являлся былинный Илья Муромец, здесь рассматриваются в соотнесении с историей образы Святогора, Колывана, Сухана Домантовича, Поломана и Василия Окуловича. Центральный же персонаж исследованных М. исторических песен и преданий — Иван Грозный. Важный раздел книги посвящен специально казацким эпическим песням XVI-XVII вв. Завершают ее небольшие статьи о преданиях и сказ¬ках, связанных с Петром I, и о превращениях эпических песен в об¬рядовые. В книгу попали не все напечатанные к тому времени статьи М. о русском эпосе. Открывала же ее публикация по рукописи нача¬ла обширного итогового труда, который автор завершить не успел: «Очерк истории русского былинного эпоса». Целиком была написа¬на лишь вводная первая глава. Текст второй главы оборвался на раз¬ностороннем рассмотрении вопроса о происхождении и первона¬чальных основах сложного образа Ильи Муромца.

М. является автором более 200 опубликованных работ, основная часть которых принадлежит классическому наследию русской фольклористики, оказывая воздействие на мировую науку. Значение выдающихся трудов М. было вполне ясно не только ученикам, но и современным ему коллегам по Академии наук, а возглавлявшаяся им историческая школа исследователей народного эпоса господствовала в науке нашей страны до репрессирования ученых-гуманитариев в середине 1930-х годов. Угрожающие политические обвинения в центральной печати по адресу наиболее видных представителей школы М. повлекли имитации опровержений неугодных властям его тезисов, публиковавшиеся в научной прессе за подписями некоторых его учеников и последователей. Затем на протяжении десятилетий эти концептуальные представления М. не только отвергались, но и сурово осуждались как классово враждебные. До относительно недавнего времени разговор в печати о его трудах должен был непременно сопровождаться подобной критикой.

Поводом для поношения послужили выведенные М. из анализа художественного уровня и конкретного содержания былин заключения о создании эпических песен Древней Руси главным образом профессионалами (подобно тому, как это происходило тогда повсюду в Западной Европе и на Востоке). Принадлежавшие преимущественно к культурной среде тогдашней интеллигенции профессиональные слагатели и исполнители эпоса своим творчеством удовлетворяли в первую очередь художественные запросы древнерусских князей и их дружинников (это, однако, не было «теорией аристократического происхождения былин», каковую приписывали М. его критики, недобросовестно используя позднейшие высказывания некоторых эпигонов исторической школы). Носителями эпической традиции постепенно становились скоморохи, от которых она затем переходила и к крестьянским исполнителям. Потребности новой среды бытования и уровень ее культуры обусловили неизбежное опрощение и даже искажения прежнего эпического наследия. Записанные в Новое время от населения древней Новгородской земли сюжеты былин о борьбе против вражеских нашествий, полагает М., отражают исторические реалии уже не столько Киевской Руси, сколько Московского царства и представляют собой результаты переработки эпоса преимущественно в XVI и XVII столетиях.

Главным достижением М. были все же не эти тезисы и связанные с ними его суждения (порой высказывавшиеся попутно и заостренно), а впервые тщательно разработанная и результативно примененная именно в его трудах методика выявления исторического содержания ряда былин. Скрупулезным сопоставлением всех доступных исследованию вариантов каждой былины между собой определялись ее версии и редакции, соотносимые затем с разнообразными письменными источниками, прежде всего, с летописями. В ходе этой работы выявлялись как связи былины с историческими событиями и с другими произведениями устного эпоса, так и эволюция самих ее текстов. Путем снятия поздних наслоений удавалось восстанавли¬вать гипотетически если не исходный, то все же более ранний облик основного содержания былины и, соответственно, определять ее от¬правной исторический факт.

Гипотетичность в конкретных результатах подобной работы, самим М. хорошо осознававшаяся, почти всегда в той или иной мере присутствовала. Не все его построения и частные догадки были достаточно убедительны и закрепились в науке. Но на основе совокупности трудов М., его учеников и последователей в науке сформировалось и закрепилось устойчивое и верное представление о наличии исторического содержания у основного корпуса русских былин. Это составляет базу дальнейших изучений в данной области и способствует пониманию общих закономерностей эпического творчества.

Справ.-. Брокгауз-Ефрон; Брокгауз-Ефрон. Нов.; Гранат; БСЭ. 1-е изд.; БСЭ. 2-е изд.; БСЭ. 2-е изд.; ЛЭ; КЛЭ; СИЭ.
Биогр.-. Михайловский В.М. Краткий очерк научной деятельноети В.Ф. Миллера // Юбилейный еборник в чееть Вееволода Федоровича Миллера, изданный его учениками и почитателями. М., 1900. С. V11-X11; Богданов В.В. Вееволод Федорович Миллер: Краткий очерк его жизни // Этногр. обозрение. М., 1913. № 3/4. С. 1-XL11; Васильев Н. Ве.Ф. Миллер как ие- еледователь народной еловееноети // Там же. 70-87; Богданов Вл. Ве.Ф. Миллер как председатель Этнографического отдела // Там же. С. 21-34; Максимов А. Научные методы В.Ф.Миллера в этнографии // Там же. С. 35-46; Ковалевский ММ. Памяти Всеволода Федоровича Миллера // Там же. С. 11-19; Ольденбург С.Ф. В.Ф. Миллер // Русская мысль. М., 1913. № 12. С. 39-41; Соколов Б.М. Вс.Ф. Миллер как исследователь русского бы¬левого эпоса // Живая старина. СПб., 1913. Вып. 3/4. С. 318-336; Шамби- наго С.К. О значении В.Ф.Миллера в науке о народной словесности // Древности: Труды императорского Московского археологического обще¬ства. М., 1914. Т. 24. С. 260-265; Сперанский М.Н. Всеволод Федорович Миллер // Отчет о состоянии и действиях Императорского Московского университета за 1913 г. М., 1914. Ч. 1. С. 11-39 (2-я паг.); Шахматов А.А. Всеволод Федорович Миллер. Некролог // Известия ими. Академии наук. Сер.6. Пг., 1914. Т. 8, № 2. С. 71-92; КарскийЕ.Ф. Вс.Ф.Миллер. Некролог // Русский филологический вестник. Варшава, 1914. № 1. С. 235-238; Богданов В.В. Всеволод Федорович Миллер: К столетию со дня рождения (1848-1948). Очерк из истории русской интеллигенции и русской науки // Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. М., 1988. Вып. 10. С. 110-174.

Библиогр.-. Библиографический перечень печатных трудов В.Ф.Миллера // Юбилейный сборник в честь Всеволода Федоровича Миллера, изданный его учениками и почитателями. М., 1900. С. ХШ- XVII; Богданов В.В. Список ученых трудов Всеволода Федоровича Миллера // Этногр. обозрение. М., 1913. № 3/4. С. XX1X-XL11; [Сперан-ский М.Н.] Список ученых трудов В.Ф.Миллера // Отчет о состоянии и действиях императорского Московского университета за 1913 год. М., 1914. Ч. 1. С. 27-39 (2-я паг.); Миллер Всеволод Федорович // Материа-лы для биографического словаря действительных членов Император-ской Академии наук. Пг., 1917. Ч. 2. С. 34-43.

Публ.: Русские былины старой и новой записи / Под ред. Н.С. Тихо- нравова и В.Ф.Миллера. М., 1894; Новые записи былин в Якутской об-ласти // Этногр. обозрение. М., 1896. № 2/3. С. 72-116; Новые записи былин в Архангельской губернии // Известия Отделения русского языка и словесности ими. Академии наук. СПб., 1899. Т. 4, кн. 2. С. 661-725; Новые записи былин в Якутской области // Известия Отделения русско-го языка и словесности ими. Академии наук. СПб., 1900. Т. 5, кн. 1. С. 36-78; Исторические песни из Сибири // Известия Отделения русского языка и словесности ими. Академии наук. СПб., 1904. Т.9, кн. 1. С. 1-79; Былины новой и недавней записи из разных местностей России / Под ред. В.Ф.Миллера, при ближайшем участии Е.Н.Елеонской и А.В.Маркова. М., 1908; Две еибирекие былины из запиеей С.И.Гуляева // Живая етарина. СПб., 1911. Вып. 3/4. С. 445-452; Иеторичеекие пеени руеекого народа XV1-XV11 вв. Пг., 1915.

Исслед.: О еравнительном методе автора «Проиехождения руееких былин» // Беееды в Общеетве любителей роееийекой еловееноети. М., 1871. Вып. 3. С. 143-174; Взгляд на «Слово о полку Игореве». М., 1877; Воеточные и западные родичи одной руеекой еказки // Труды Этногра- фичеекого отдела Общеетва любителей еетеетвознания, антропологии и этнографии. М., 1877. Т. 4. С. 174-190; О лютом звере народных пееен // Древноети: Труды Моековекого археологичеекого общеетва. М., 1877. Т. 7. С. 1-18; Отголоеки Алекеандрии в болгаро-руееких былинах // Журнал М-ва народного проевещения. СПб., 1877. № 10. С. 115-132; По поводу Трояна и Бояна в «Слове о полку Игореве» // Журнал М-ва на-родного проевещения. СПб., 1878. № 12. С. 239-267; Отголоеки финеко- го эпоеа в руееком // Журнал М-ва народного проевещения. СПб., 1879. № 12. С. 121-140. Руеекая маеленица и западно-европейекий карнавал. М., 1884; Кавказеко-руеекие параллели // Этногр. обозрение. М., 1891. № 3. С. 166-189; № 4. С. 1-20; Веемирная еказка в культурно- иеторичееком оевещении // Руеекая мыель. М., 1893. № 12. С. 207-229; Аееирийекие заклинания и руеекие народные заговоры // Руеекая мыель. М., 1896. № 7, Отд.2. С. 66-89; Памяти Федора Ивановича Буе- лаева // Памяти Федора Ивановича Буелаева. М., 1898. С. 5-43; Пушкин как поэт-этнограф // Этногр. обозрение. М., 1899. № 1/2. С. 132-185; К пееням об Иване Грозном // Этногр. обозрение. М., 1904. № 3. С. 38-50; К еказкам об Иване Грозном // Извеетия Отделения руеекого языка и еловееноети имп. Академии наук. СПб., 1909. Т. 14, кн. 2. С. 85-104; Лекции по руеекой народной еловееноети. Читаны на Выеших женеких куреах в 1908-1909 гг. М., 1909; Материалы для иетории былинных ею- жетов // Этногр. обозрение. М., 1911. № 3/4. С. 173-183; Народный эпое и иетория / Соет., авт. ветуп. етатьи и коммент. С.Н.Азбелев. М., 2005.

Лит.-. Марков А.В. Обзор трудов В.Ф.Миллера по народной еловее-ноети. Памяти дорогого учителя. Пг., 1916; Скафтымов А.П. Поэтика и генезие былин. М.; Саратов, 1924 (2-е изд.: Саратов, 1994); Соколов Ю. Руеекий былинный эпое: (Проблема еоциального генезиеа) // Литера-турный критик. М., 1937. № 9. С. 171-196; Азадовский М.К. Иетория руеекой фольклориетики. М., 1963. Т. 2. С. 296-309; Гусев В.Е. «Ието- ричеекая школа» в руеекой дореволюционной фольклориетике: (Про-блематика и методология) // Очерки иетории руеекой этнографии, фольклориетики и антропологии. М., 1965. Вып. 3. С. 82-105; Из разра-боток Б.м.Соколова по теории и поэтике фольклора / Публ. В.М.Гацака // Фольклор: Поэтичеекая еиетема. М., 1977. С. 276-310; Аникин В.П. Ие- торичеекое толкование эпоеа Киевекой Руеи в трудах Вееволода Мил-лера: (Социологичеекая теория и метод) // Веетник Моековекого уни- вереитета. Сер.9: Филология. М., 1983. № 4. С. 54-61; Азбелев С.Н. Ака-демик Вееволод Миллер и иеторичеекая школа: Эпоеоведчеекие труды и их оценки // Руеекий фольклор: Материалы и иееледования. СПб., 2001. Т. 31. С. 3-41; Иванова Т.Г. Иетория руеекой фольклориетики XX века: 1900 — первая половина 1941 гг. СПб., 2009. С. 110-150.

Арх.: ОПИ ГИМ, ф. 451; ГЛМ, ф. 11; Научный архив Санкт- Петербургекого отдела Инетитута воетоковедения РАН, ф. 38; РГАЛИ, ф. 323.
С.Н. Азбелев

В этот день:

Дни рождения 1909 Родился Василий Андреевич Падин - археолог и краевед Брянской области, театральный режиссёр. Дни смерти 1974 Умер Тодор Герасимов - болгарский археолог, историк и нумизмат.