Трансформация гладиаторских боев в кровавые зрелища, которые впоследствии стали излюбленным развлечением римлян. Гладиаторские бои в Древнем Риме (22 фото)

Теперь из театра переместимся в римский амфитеатр, где проходили бои гладиаторов. Гладиаторские бои имели давнюю традицию еще до постройки амфитеатров в Италии. Известна изначальная связь гладиаторских боев с погребальными торжествами («бустум» - костер, на котором сжигали тело умершего, или могила). Обычай гладиаторских боев пришел в Рим вероятнее всего из Этрурии (по другой версии - из Кампании), где он также носил религиозно - обрядовый характер. Происхождение этого обычая объясняют по - разному; есть основания полагать, что в древности над гробом заслуженного война принято было убивать людей, осужденных на смерть, принося тем самым кровавую жертву богам подземного царства. Со временем, видимо, с этим жестоким обычаем покончили и вместо этого стали устраивать на похоронах ритуальные бои людей с мечами в руках - гладиаторов (от «гладиус» - меч).

Первые организованные гладиаторские игры еще сохраняли связь с погребальными обрядами. В 264г.до н.э. эти зрелища устроили сыновья Луция Юния Брута на его похоронах. Обычай утвердился в Риме, и с тех пор во время пышных, торжественных похорон видных граждан в их честь постоянно устраивали игры гладиаторов. Так, в 62 г. до н.э. Квинт Цецилий Метел Сципион провел кровавые зрелища в память о своем приемном отце, в 59 г. до н.э. тем же способом почтил память своего отца Фавст Корнелий Сулла. Цезарь же впервые устроил гладиаторские игры в честь умершей женщины - своей дочери Юлии. Эти факты свидетельствуют о следовании традиции погребальных обычаев, утвердившихся в Италии еще прочнее, чем в Греции.

Шли годы, и гладиаторские игры стали устраивать и по другим поводам; вошли они и в программу зрелищ во время некоторых праздников. В I в. до н.э. организаторами игр выступали или государственные власти через какое - либо должностное лицо, чаще всего городского эдила, или же частные лица, имевшие для этого достаточно средств; позднее игры почти всегда устраивал император. Кровавые зрелища все больше становились излюбленным развлечением римлян, которые уже не могли без них обходиться и то и дело требовали показать им, как люди убивают друг друга в амфитеатре. В эпоху империи погребение высокопоставленных особ также часто сопровождалось гладиаторскими играми. Жители Рима пользовались любыми похоронами сколько-нибудь состоятельных людей, чтобы под этим предлогом потребовать проведения игр. Такие же нравы царили и в других городах: в Полленции, например, как рассказывает биограф двенадцати императоров Светоний, «чернь не выпускала с площади процессию с прахом старшего центуриона до тех пор, пока силой не вынудила наследников потратить большие деньги на гладиаторские зрелища. Впрочем, Тиберий, собрав войска, сурово покарал всех, кто участвовал в этом бесчинстве» Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. -СПб., 2008. С.7

Как показывают эпиграфические памятники, гладиаторские бои устраивали не только на похоронах. Завещания предусматривали повторение игр в определенные сроки и после погребения: согласно надписи в Ости, сражения гладиаторов в честь некоей покойной Эмили Агриппины должны были происходить ежегодно.

Растущая популярность гладиаторских игр требовала иметь под рукой большое число хорошо подготовленных и обученных бойцов. Это привело к созданию специальных гладиаторских школ, где шло обучение. Предприниматель, подобравший группу гладиаторов, продавал их затем или отдавал внаем организаторам публичных зрелищ. Гладиаторские школы организовывались по инициативе частных лиц, или по инициативе государства, не только в Риме, но и в иных городах Италии и в провинциях.

Гладиаторов отбирали в основном из военнопленных, преступников, осужденных на смерть, но соглашались сражаться и свободные, впавшие в нищету и рассчитывавшие заработать побольше этим опасным ремеслом, не считаясь со смертельным риском. Когда гладиаторские бои превратились в чисто развлекательное зрелище, они обрели невиданный прежде размах, так что пришлось ограничить число участников: не более 120 бойцов за один раз. Однако ограничения эти не соблюдались строго: на играх, устроенных Октавианом Августом, на арену один за другим, точнее - пара за парой, вышли 600 гладиаторов. Но и это был еще не предел: разгромив даков, император Траян отпраздновал свою победу с небывалой пышностью, заставив сражаться друг с другом 10 тыс. бойцов. Вооружение и боевое снаряжение гладиаторов было очень разнообразно, как и виды сражений. Мастерство школ постоянно соперничало между собой. Бои представляли собой яркие и незабываемые зрелища, носившие жестокий и кровавый характер. Толпа ликовала не смотря на то, что эти зрелища уносили жизни сотен людей и диких зверей.

Как известно, жизнь раненого бойца зависела от воли зрителей. Пораженный мог умолять публику о снисхождении, о сохранении ему жизни, поднимая указательный палец. Если гладиатор пользовался симпатией зрителей, они благосклонно выслушивали его мольбы и оставляли его в живых; если же он имел несчастье не угодить им, если то, как он держался на арене, им не нравилось, они обрекали его на смерть криками «Добей!» и роковым жестом - опустив вниз большой палец. Некоторые гладиаторы были особенно популярны в Риме: Гермес, Гелий, Адволант. Как и выдающиеся актеры, гладиаторы, даже если они не отличались красотой, пользовались успехом у римских матрон, которым импонировали их сила и слава.

Между тем программа кровавых зрелищ, столь ценимых римлянами, со временем расширилась. Все чаще на арене устраивали бои с дикими зверями: или боец атаковал зверя поодиночке, или же затевали охоту на целую стаю - венации. Некоторые должностные лица были обязаны организовывать такие зрелища на собственный счет в день, когда вступали в должность. Несмотря на большие издержки, должностные лица охотно соревновались между собой в пышности и блеске устроенных зрелищ, ведь это позволяло обрести популярность в городе, что имело немалое значение для всей дальнейшей карьеры. Гладиаторские игры считались в то время акцией общегосударственной, способной обеспечить императору поддержку масс.

Для большинства римлян эти зрелища были излюбленным развлечением. Они ходили в амфитеатры, чтобы насладиться острыми впечатлениями, увидеть экзотических животных, полюбоваться на лучших гладиаторов, имена которых были так же хорошо известны, как сегодня имена знаменитых спортсменов и эстрадных певцов. Отправляясь в амфитеатр, публика уже знала, кого она увидит в этот день на арене, ведь существовали афиши с полной программой выступлений и именами участников.

Но иным римским интеллектуалам кровавые массовые зрелища были не по душе, и при том по многим причинам. Римские богачи наперебой задавали пышные празднества, устраивали дорогостоящие игры, не жалея никаких средств, дабы завоевать благорасположение сограждан. От богатых и влиятельных людей, таких, как Крассы, Лукуллы, Квинт Гортензий Гортал, Гай Клавдий Пульхр, наконец, Помпей Великий, старались не отставать и другие, когда становились эдилами. К таким людям Цицерон относился весьма критически. Подобное поведение должностных лиц великий оратор и философ называл расточительством, а вовсе не щедростью или широтой души: «Расточительные - это те, кто проматывает свое состояние на пирушки, на раздачу мяса, на бои гладиаторов, на игры и на травлю диких зверей - на все то, о чем память они оставят недолгую или вообще не оставят никакой». Марк Тулий Цицерон. Об обязанностях. -М., 1974. С. 55-57.

О любой трате денег, «цель которой - снискать расположение толпы», Цицерон отзывается резко отрицательно. Он не находил ни малейшего удовольствия в созерцании кровавых игр на арене. Бои гладиаторов, травли зверей - все это зрелища для черни, собирающие огромные толпы народу. Добавим, что подобные зрелища бывали и просто опасны, и не только для бойцов, сражавшихся со зверями, но и для прочих.

Не приходится удивляться, что и в эпоху империи далеко не все римляне находили удовольствие в кровавых развлечениях. Гладиаторы, допущенные к играм, давали присягу. Сенека иронически комментирует: «…в обязательстве самом позорном стоят… слова: «Даю себя жечь, вязать и убивать железом». Кто отдает руки внаем для арены, кто за еду и питье платит кровью, - от них берут ручательство в том, что они вытерпят все, хоть и против воли…» Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. -М., 1977. С. 2-5.

И в этих своих суждениях Сенека был вовсе не одинок: не все в Риме разделяли вкусы и пристрастия массового зрителя. Но императоры по-прежнему старались угодить толпе, откликнуться на ее громкий зов: «Хлеба и зрелищ!»

Когда гладиаторские игры стали так популярны, когда число их участников значительно выросло и в Риме, и в других городах Италии, когда, наконец, зрелища стали длиться часами, тогда уже Бычий форум или любая другая городская площадь перестали годиться для проведения игр, ибо не вмещали всех бойцов и зверей, а главное - зрителей. Пришлось приступить к строительству специальных помещений - амфитеатров, где отныне и проходили подобные зрелища.

Первый амфитеатр в Риме возник в середине I в. до н.э., его основал Гай Скрибоний Курион, предложив оригинальный проект. За деревянным амфитеатром с двумя вращавшимися частями последовал в 46 г. до н.э. амфитеатр Цезаря, также деревянный. При Августе был сооружен на Марсовом поле первый в Риме каменный амфитеатр, построенный городским префектом Титом Статилием Тавром. В середине I в. до н.э. появился амфитеатр Нерона. Однако самый большой и самый знаменитый римский амфитеатр возвели в 70-ых годах I в. до н.э. между Палатинским и Эсквилинским холмами императоры Веспасиан и Тит: это был громадный, монументальный амфитеатр Флавиев, получивший позднее название Колоссеум, или Колизей. Он мог вместить в себя одновременно более 45 000 зрителей. Строили амфитеатры и в других городах Италии и провинций: в Помпеях, Сполето, Путеолах, Поле, Вероне, Пренесте и во многих иных местах в Галии - в Арелате (Арль), Немаузе(Ним), Лютеции (Париж), Везунне (Периге), в Испании - в современных Мериде и Севилье, а также на острове Сардиния, в Тунисе. О популярности гладиаторских игр в Италии говорит хотя бы то, что там насчитывалось 99 амфитиатров, из которых археологами изучено 27. Все они были сооружены за счет города или за счет какого-либо частного лица, а иногда строительство частично финансировал сам император.

Хотя и не так страстно, как гладиаторскими боями, римляне увлекались и чисто спортивными зрелищами, прежде всего выступлениями атлетов. Бывало, что гладиаторы, отличавшиеся необыкновенной физической силой, участвовали в представлениях и как атлеты. Первые соревнования атлетов организовал в Риме в 186г. до н.э. полководец Марк Фульвий Нобилиор, славившийся своими симпатиями к греческим обычаям и традициям.

Толпы людй собирали и состязания игроков в шары. Это зрелище было настолько популярным, что, как пишет Сенека, именно в те дни когда оно устраивалось, люди мыслящие, предпочитающие уединение, чувствовали себя свободно: никто не придет, не побеспокоит, не оторвет от раздумий. Если что и могло отвлечь интеллектуала в эти часы, так только шум, доносившийся с игровых площадок. Хотя в Риме не было такой могучей традиции организованных спортивных состязаний, как в Греции, но и там их проводилось немало. Плиний Старший сообщает о соревнованиях по бегу: «В цирке некоторые выдерживают бег на расстояние в 160 000 шагов, а в 59 г. н.э. восьмилетний мальчик пробежал с полудня до вечера 75000 шагов». Плиний Старший. Естественная история, кн. VII, -М., 2008. С.57

Когда начали устраивать культовые празднества в честь обожествленных императоров (например, культовые торжества в честь Августа в Анкире), в программу их включали не только гладиаторские бои, но и чисто спортивные игры, организуемые местными провинциальными властями на средства жрецов, поддерживавших тот или иной культ покойного властителя.

И еще одним зрелищем потчевали народ римские императоры: это были инсценировки морских сражений - навмахии. Впервые навмахию показал римлянам Цезарь в 46 г.до н.э. Во 2 г. н.э., по случаю освящения храма Марса Мстителя, Октавиан Август, по словам римского историка начала I в. н.э. Веллея Патеркула, «ослепил воображение и зрение римского народа великолепными гладиаторскими играми и навмахиями…» Веллей Патеркул. Малые римские истории. -М., 1996. С.78

Август, которого поэт, как и многие его современники, называет Цезарем, представил согражданам эпизод из истории греко-персидских войн: сражение между афинским флотом и кораблями персов. Сам принцепс повествует в автобиографическом Анкирском памятнике, что приказал выкопать неподалеку от Тибра и садов Цезаря огромный бассейн длиной в 280 м и шириной в 70 м, где на тридцати кораблях: диерах, триерах, и судах поменьше - вели бой около трех тысяч человек, не считая гребцов. Примеру Августа последовали его преемники. Нерон показал римлянам не только морской бой, но в придачу и морских животных в соленой воде. Император Клавдий устроил настолько грандиозное зрелище, что для строительства громадного водостока было привлечено около 30 тыс. человек, которые трудились в течение 11 лет. Перед тем, как спустить воды озера в прорытый канал, император захотел, по словам Тацита, «чтобы возможно большее число зрителей могло увидеть это великолепное сооружение». Для этого он устроил на озере морской бой-навмахию. Берега, холмы, вершины окрестных гор заполнили, как в амфитеатре, несметные толпы зрителей, привлеченных из ближних городов и даже из Рима жаждою зрелищ, тогда как иных привело сюда стремление угодить принцепсу.

Греческую традицию конных состязаний продолжали в Риме цирковые игры. Старейший римский цирк - Большой цирк- был сооружен в долине между Паинским и Авентинским холмами еще в эпоху царей. Это огромное здание длиной в 644 м и шириной в 123м могло вместить в себя 260000 зрителей одновременно, а после реконструкции при императоре Траяне в начале II в. до н.э.- даже 300000. В цирках всегда было многолюдно; охотно бывали здесь и женщины, чем, как явствует из стихов Овидия, тогдашние молодые люди умело пользовались. Цирк был местом, где азартно заключались пари, делали ставки на ту или иную упряжку -сотни молодых людей уже тогда разорялись и пускали на ветер состояние своих родителей, ставя не на ту лошадь. Этот цирковой азарт отталкивал от зрелищ некоторых просвещенных римлян, критически относившихся к пристрастиям толпы.

К таким людям, не любившим конных состязаний и скучавшим в цирке, принадлежал и Плиний Младший. Дни, когда большинство его сограждан устремлялось в цирк, он предпочитал проводить за литературными занятиями. В письме к своему другу Кальфизию Руфу он с иронией говорит и о самих цирковых гонках, и о пристрастии римлян к цветам «своей» команды.

«Все это время я провел среди табличек и книжек, самым приятным покоем наслаждаясь. «Каким образом,- спросишь,- мог ты добиться этого в городе?» - Были цирковые игры, а этим родом зрелищ я отнюдь не увлекаюсь: тут нет ничего нового, ничего разнообразного, ничего, что стоило бы посмотреть больше одного раза. Тем удивительнее для меня, что тысячи взрослых мужчин так по-детски жаждут опять и опять видеть бегущих лошадей и стоящих на колесницах людей. Когда я вспоминаю, сколько времени они проводят за этим пустым, пошлым делом и с какой ненасытностью, то меня охватывает удовольствие, что этим удовольствием я не захвачен. И в эти дни, которые многие теряют на самое бездельное занятие, я с таким наслаждением отдаю свой досуг литературной работе» Письма Плиния Младшего. -М., 1984. С. 6.

Философы, люди мыслящие, давали точную оценку происходившему на их глазах: « Как много людей упражняло тело и как мало- душу! Сколько народу сбегается смотреть потешное и мимолетное зрелище, и какая пустота возле благородных наук! Как немощны духом те, чьими плечами и руками мы любуемся! Об этом я и думаю больше всего: если упражнениями можно приучить тело к такой терпеливости, что она позволяет сносить и удары, и пинки многих людей, проводить целые дни под палящим солнцем, в горячей пыли, обливаясь кровью, - то насколько же легче закалить душу» Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. -М., 1977. С. 1-3…

Все дальше отступало римское общество от принципов традиционной морали, которой так гордились жители Вечного города. Коррупция, злоупотребления наместников, политические интриги, безудержная погоня за наживой, жестокие и кровавые гражданские войны, карьеризм с опорой на семейные связи, все это вело к моральному упадку цивилизации.

Ни один крупный праздник в Древнем Риме не обходился без кровопролития. Речь, конечно, не о массовых беспорядках, а о гладиаторских играх, регулярно устраивавшихся для развлечения граждан Вечного города. Гладиаторы сражались и умирали на потеху толпе. Правда, происходило это зачастую совсем не так, как мы привыкли представлять по книгам и фильмам.

Ретиарий, мурмиллон, секутор, самнит, фракиец... Все это - названия различных типов гладиаторов, которые веками сражались на аренах по всей территории Римской республики, а затем империи. Эти умелые воины, сражавшиеся ради чужого развлечения, стали одним из самых известных символов Древнего Рима для широкой публики. Их жизнь окружена таким количеством легенд, что трудно разобрать, где правда, а где нет. Кроме того, постоянно появляются новые и новые факты, дающие возможность взглянуть на гладиаторские бои совсем под иным углом зрения.

Наследие этрусков

Загадки появляются с самого начала: откуда вообще у древних римлян возникла страсть к таким жестоким развлечениям? Одна из самых распространенных точек зрения - что это элемент погребального обряда, позаимствованный у этрусков (как и многое другое в римской культуре). Нередко можно встретить утверждение, что о подобных обрядах у этрусков не сохранилось никаких данных. Это не совсем так. В сочинениях древнегреческого писателя Афинея упоминается, что обычай устраивать гладиаторские поединки на тризне принесли на юг Италии именно этруски. Правда, Афиней жил довольно поздно - на рубеже II и III веков, то есть писал о событиях 500-летней давности. Однако в том, что человеческие жертвоприношения активно использовались этрусками, сомнений у ученых нет. Вопрос лишь в том, принимали ли они форму боя насмерть.

На фресках из этрусских гробниц нередко можно увидеть изображения соревнований атлетов, которыми сопровождался погребальный обряд. В них входили и скачки, и борьба. Победителя, кстати, увенчивали лавровым венком. Аналогичная традиция была на похоронах у греков. Позднее она перекочевала в Олимпийские игры (а также другие крупные спортивные состязания античности). Вполне возможно, что спортивные схватки чередовались с кровавыми поединками. Погибший становился человеческой жертвой богам, в память о том, по ком справлялась тризна.

По другой версии, этруски ни при чем, и гладиаторские бои на поминках первыми стали устраивать представители племен, живших в итальянской Кампании. А от них обычай переняли римляне. Первые похороны, сопровождавшиеся гладиаторскими боями, были зафиксированы в Древнем Риме в 264 году до нашей эры. Некий Децим Юний организовал сражение трех пар бойцов в память о своем отце Бруте Пере.

Со временем бои, совмещенные с тризной, получили название «мунера» и стали устраиваться все более пышно. В 174 году до нашей эры будущий консул Тит Квинкций Фламинин устроил трехдневные игры, в которых приняли участие уже 74 гладиатора.

Зрелища для толпы

Традиции организации мунеры все усложнялись и усложнялись. К простым поединкам один на один прибавились групповые сражения. Затем - схватки с дикими зверями, называвшиеся «венацио». Этим занимались особые типы бойцов: венаторы (они в основном показывали трюки с животными, не вступая с ними в ближний бой) и бестиарии (сражавшиеся насмерть). Кстати, знаменитая испанская коррида, сохранившаяся до наших дней, берет свое начало именно в римских венацио.

Римская республика тем временем расширяла свои границы и завоевывала все новые и новые территории. Так на гладиаторских аренах появились бойцы, представляющие виды доспехов и вооружения варварских народов, покоренных Римом (самые известные - самниты и фракийцы). Так зрители одновременно могли увидеть экзотику и проникнуться славой непобедимого римского оружия.

Во время расцвета республики уже было немыслимо представить похороны знатного человека, не сопровождавшиеся публичными выступлениями гладиаторов. Сохранилась традиция и после того, как Рим стал империей. Правда, это воспринималось уже не как обряд, а просто как развлечение. Граждане настолько привыкли к этому, что воспринимали слишком скромные похороны публичной персоны как оскорбление общественных нравов.

Великий римский историк Светоний описывает случай, как в городе Полленции на севере Италии вспыхнули общественные волнения такой силы, что императору Тиберию пришлось вводить туда войска! Причиной мятежа стал отказ наследников умершего центуриона устроить гладиаторские игры. Возмущенные граждане напали на дом покойника, захватили его тело и отказывались выдать его наследникам, пока те не «проявят уважение к традиции». Наследникам в этой ситуации остается только посочувствовать - организация игр требовала колоссальных денежных трат.

Ценные кадры

Чем дальше гладиаторские игры отходили от обряда, превращаясь в шоу, тем выше ценилась жизнь гладиаторов. В ритуальном бою жертва должна была быть принесена обязательно. Теперь же крови могло пролиться ровно столько, сколько требовалось для потехи толпы. Гладиаторы стали слишком дорого обходиться своим хозяевам, чтобы можно было себе позволить терять бойцов в каждой схватке. Ведь гладиатора требовалось хорошо кормить, тренировать, обеспечивать высококвалифицированной медицинской помощью (о которой и мечтать не могли большинство тех, кто сидел на трибунах амфитеатров).

По мнению современных историков, лишь около 10% гладиаторов заканчивали свою жизнь на арене. Остальные, конечно, получали множество ран, но жили много лучше, чем городской плебс. Во времена расцвета Римской империи всего за одну победу гладиатор получал сумму, равную жалованью римского солдата за год! А победивший на арене дважды уже имел право жить в отдельной комнате.

Это приводило к тому, что гладиаторами становились не только рабы, но и свободные граждане Рима. Да, они при этом подвергались общественному порицанию и насмешкам. Цицерон, к примеру, называл гладиаторов «порочными людьми и варварами». Но зато они могли получить очень высокое качество жизни и хорошо обеспечить свою семью. Согласно некоторым подсчетам, из каждых 10 гладиаторов как минимум двое были свободными гражданами.

Выходили на арену и представители благородных семейств! Это считалось позором и потерей репутации, но зато могло помочь, например, вылезти из долгов. Императорам порой даже приходилось издавать указы, запрещающие детям сенаторов становиться гладиаторами.

Хотя печально знаменитый своим жестоким и распущенным нравом император Коммод увлекался гладиаторскими играми настолько, что сам не брезговал выходить на арену. Там он провел 735 боев и во всех одержал победы. Правда, по некоторым данным, у его соперников не было никаких шансов, так как им выдавалось не стальное, а свинцовое оружие.

Прекрасный пол на арене

Вопреки традиционным представлениям, на арене сражались не только мужчины, но и женщины. Об этом свидетельствуют как документы, так и немногочисленные изображения. Когда появились женщины-гладиаторы, точно не известно, однако большинство упоминаний о них относится ко временам правления императоров Нерона (54-68 годы) и Домициана (81-96 годы).

Тема женщин-гладиаторов до сих пор изучена очень слабо. Античные авторы, как правило, писали о них, чтобы осудить распущенность нравов, а не чтобы описать их подвиги. Вот, например, как писал о женщинах-гладиаторах знаменитый римский поэт Ювенал в своих сатирических стихах:

Ей бы участвовать в играх под трубы на празднике Флоры;
Вместо того не стремится ль она к настоящей арене?
Разве может быть стыд у этакой женщины в шлеме,
Любящей силу, презревшей свой пол? Однако мужчиной стать не хотела б она: ведь у нас наслаждения мало.

По всей видимости, сначала женщины появлялись на арене во время массовых сражений. Им доставались роли бойцов, не вступавших в близкий бой. Таких, к примеру, как эсседарий - гладиатор, вооруженный луком и стоящий на колеснице. Однако со временем женщины-гладиаторы стали сражаться наравне с мужчинами. Правда, теперь уже только между собой - ни одного факта о боях разнополых бойцов до нас не дошло.

Как и мужчины, женщины-гладиаторы сражались одетыми в минимум доспехов и снаряжения. При этом им запрещалось выступать полуобнаженными. Грудь прикрывалась кожаной полосой, называвшейся «строфий».

Женщина в Древнем Риме обладала не таким уж большим количеством прав. Так что для многих, очевидно, выход на арену был единственным способом продемонстрировать свою силу и независимость. Именно поэтому в гладиаторы нередко шли дочери знатных семейств. В начале I века было выпущено несколько указов, запрещавших брать в гладиаторы слишком молодых женщин и мужчин (сначала возрастной порог был установлен в 25 лет, затем снижен до 20). Полный запрет на участие женщин в гладиаторских играх издал император Септимий Север в 200 году. Однако, судя по всему, он соблюдался не строго, и бои с участием женщин проводились и в III веке.

На суше и на воде

Еще один малоизвестный факт о гладиаторских играх - это сражения на воде. Римляне называли их навмахиями. Они занимали особое место и считались самым роскошным видом массовых развлечений. Ведь для организации такого зрелища требовалось потратить огромное количество денег и сил.

Первая известная крупная навмахия состоялась в 46 году до нашей эры. Она была устроена по приказу Гая Юлия Цезаря. Для этого прямо посреди Рима, на Марсовом поле было выкопано настоящее рукотворное озеро. В сражении приняли участие 16 галер, на которых поместилось около 2 тысяч гладиаторов!

Как и на суше, на воде порой инсценировались реальные сражения. Причем речь не обязательно шла о том, чтобы напомнить исключительно о победах Рима. Например, уже после Цезаря, состоялась навмахия, имитирующая Саламинское сражение - великую победу греческого флота над персами, одержанную в 480 году до нашей эры. В этом представлении было задействовано 24 боевых корабля и 3 тысячи гладиаторов!

Самая грандиозная навмахия Древнего Рима была устроена императором Клавдием в середине I века. Для нее использовали реальное озеро Фучино, неподалеку от Рима. Публика расположилась на окрестных холмах, с которых было хорошо видно происходящее на воде. В этом природном «амфитеатре» поместилось около полумиллиона человек! На берегах самого озера были поставлены легионеры на тот случай, если участники представления решат взбунтоваться. Еще несколько легионов стояло поблизости от места проведения навмахии.

На воду спустили 50 кораблей. Общее число задействованных гладиаторов достигло 20 тысяч. Среди них были не только профессиональные бойцы, но и преступники, приговоренные к смерти. Сражение получилось поистине грандиозным. Правда, экипажи нескольких галер сговорились между собой и пытались уклониться от боя, надеясь, что в общей суматохе этого никто не заметит. Увы, за проявленную «трусость и изнеженность» после окончания навмахии их казнили. А всем тем, кто бился насмерть и остался в живых, была дарована свобода (в том числе и преступникам).

Кстати, европейские императоры позднее пытались подражать древним римлянам. Нечто подобное навмахиям устраивали французский король Генрих II под Руаном в 1550 году и Наполеон Бонапарт в 1807 году в Милане. Однако античные нравы к тому времени были уже далеко в прошлом, и заставить людей убивать друг друга ради потехи монархам в голову не приходило. Их навмахии были скорее спектаклями или показательными маневрами. Так же, как и знаменитые «потешные сражения», устраивавшиеся Петром Великим.

Виктор БАНЕВ

Подвиг монаха

Гладиаторские игры были официально запрещены в 404 году императором Гонорием. Поводом для этого послужило трагическое событие. Во время очередного представления христианский монах по имени Телемах вышел на арену и потребовал немедленно прекратить кровопролитие. Публика, жаждавшая насладиться любимым зрелищем, набросилась на него и забила насмерть. Правда, многие полагают, что несчастье с Телемахом стало лишь предлогом. На самом деле императора больше волновало существование независимых гладиаторских школ как таковое. Ведь это были по сути небольшие частные армии, которые могли наниматься (и нанимались), например, для запугивания конкурентов в политической борьбе.

Тем не менее гладиаторские игры подпольно существовали в Западной Римской империи как минимум до 440 года. А на востоке империи - еще дольше. По крайней мере, в Византии последний закон, запрещающий бои гладиаторов, датируется 681 годом!

Были кумирами римского простонародья. Их поединки происходили редко и были любимым зрелищем, собиравшим массы зрителей. В эпоху кризиса Римской республики поединки гладиаторов переместились с арены на городские улицы и площади Рима, а цирковые атлеты превратились в банды головорезов на службе честолюбцев.

Политический вес зрелищ

Обычай устраивать бои гладиаторов зародился и приобрёл широкое распространение в Риме на рубеже III–II веков до н. э. Первоначально гладиаторские игры устраивались по инициативе частных лиц, которые, желая представить публике бой специально обученных бойцов, обращались к помощи предпринимателей-посредников. Эти последние занимались тем, что на свой страх и риск покупали на рынке военнопленных и молодых рабов с подходящими физическими данными, которых в закрытых школах обучали искусству фехтования специальные учителя. В дальнейшем бойцов сдавали за большие деньги устроителям игр. Если гладиаторам удавалось пережить выступление, они возвращались к своему хозяину. Большинство рано или поздно погибало, некоторому числу счастливчиков удавалось получить свободу или дослужиться до должности учителя фехтования.

По мере роста популярности зрелища количество гладиаторских школ и число обучавшихся в них бойцов возрастало. Некоторые из них нам известны по именам своих владельцев. Например, в Риме была гладиаторская школа, принадлежавшая некоему Аврелию Скавру, а в Капуе - школа Лентула Батиата, в которой началось восстание Спартака. По словам Плутарха, в этой школе обучалось не менее 200 бойцов, большинство из которых были галлами и фракийцами.

Поединок гладиаторов. Рельеф из Тибра, Рим, I век н. э.

Успех гладиаторских игр у простонародья стимулировал соискателей государственных должностей устраивать соответствующие зрелища для увеличения своей популярности среди избирателей. Прежде всего это касалось кандидатов на должность эдила, с которой начиналась политическая карьера знатных римлян. Обязанностью эдилов была организация театральных и цирковых представлений, в дополнение к которым они обещали избирателям организацию гладиаторских поединков.

Организация и проведение игр могли стоить устроителю целого состояния. Юлию Цезарю во время его эдилитета, чтобы обойти конкурентов, пришлось вывести на арену рекордные 320 пар бойцов, сражавшихся в серебряных доспехах. Это число так напугало сенат, что он законодательным путём ограничил количество гладиаторов, которые могли находиться в собственности частного лица. Зато Цезарь играми завоевал безоговорочную любовь простонародья, которой пользовался до конца своих дней. Уже одержав победу в Гражданской войне, Цезарь представил римской публике удивительное зрелище битвы двух полков по 500 пехотинцев, 300 всадников и 20 боевых слонов в каждом.

Впрочем, в некоторых случаях известная щедрость или особые возможности кандидата могли сослужить ему дурную службу. Сулла, домогавшийся должности претора, проиграл выборы. О курьёзных причинах его провала пишет Плутарх:

«Виновницей тому была, по его мнению, чернь: зная дружбу его с Бокхом (царем Мавритании) и ожидая - в случае если он прежде чем стать претором, займет должность и эдила - великолепной травли африканских зверей, она избрала преторами других соискателей, чтобы заставить его пройти через эдильскую должность».

Телохранители и убийцы

Ограничительные постановления сената имели под собой серьёзные основания. Речь шла не просто о манипуляции общественным мнением. В последние десятилетия республики честолюбивые и решительно настроенные политики стали обзаводиться своего рода отрядами телохранителей из числа гладиаторов, чтобы в крайнем случае добиваться достижения политических целей силовыми методами.

Угрозу давления на государство с помощью этих отрядов сенат явственно ощутил во время заговора Луция Сергия Катилины осенью 63 года до н. э. В заговоре участвовали многие представители знати, в том числе, по некоторым данным, даже Цезарь. Заговорщики делали ставку на политический террор. Они смогли собрать от 7 до 20 тысяч последователей, к числу которых относились ветераны , обедневшие крестьяне и пастухи. Опасаясь гражданских столкновений в самом Риме, сенат принял решение выслать из города и отправить в Кампанию всех имевшихся на тот момент гладиаторов. Некто Гай Марцелл в том же году был изгнан из Капуи за то, что пытался набрать там гладиаторов, с которыми собирался прийти на помощь Катилине.


Кровавые сражения на улицах Рима стали привычным элементам жизни последнего столетия Римской республики. Иллюстрация Р. Олтяну

Худшие опасения сената подтвердились во время новых беспорядков, охвативших Рим во второй половине 50-х годов до н. э. Насилие на форуме во время выборов и при принятии законов стало нормой. Вожди враждующих партий создавали целые штурмовые отряды, которые ими использовались для запугивания врагов и срыва собраний. Вождь популяров Публий Клодий Пульхр обычно опирался на своих сторонников из числа плебеев. Его противник Тит Анний Милон использовал для противодействия ему гладиаторов. Свет на обстоятельства их набора проливает одно из писем Цицерона:

«Так противодействуют изданию губительных законов, особенно законов Катона, которого отменно провёл наш Милон. Ибо тот покровитель гладиаторов и бестиариев купил у Коскония и Помпония бестиариев, и они всегда сопровождали его в толпе с оружием в руках. Прокормить их он не мог и потому мог трудом их содержать. Милон это проведал, он поручил кому-то не из близких ему людей купить этих рабов у Катона, не вызывая подозрений. Как только их увели, Рацилий, единственный в то время настоящий народный трибун, разгласил это и сказал, что эти люди куплены были для него, ибо таков был уговор, и вывесил объявление о продаже рабов Катона».

18 января 52 года до н. э. оба лидера случайно встретились в окрестностях Рима на Аппиевой дороге. Клодий, возвращавшийся из загородного имения, ехал верхом в сопровождении двух или трёх друзей и примерно 30 рабов, вооружённых мечами. Милон, наоборот, направлявшийся из Рима, ехал в повозке с женой, причём за ним следовала большая (до 300 человек) толпа рабов, среди которых были и гладиаторы.


Гладиаторский фриз с могильного склепа Г. Лузия Сторакса из Теате Марруцинов. Италия, I век н. э.

Когда обе свиты в молчании проследовали одна мимо другой, кто-то из людей Милона затеял ссору с рабами Клодия. Тот вернулся, чтобы узнать, из-за чего возник шум, и в этот момент ему нанесли удар кинжалом в спину. На дороге произошла беспорядочная свалка. Истекающего кровью Клодия его люди отнесли в придорожную харчевню. Сюда же явился Милон, который приказал своим гладиаторам добить раненого. Его тело, покрытое ранами, доставили в Рим и сожгли на форуме возбуждённой чернью, причём вспыхнувшим в это время пожаром было разрушено несколько общественных зданий.

Участники гражданских войн

В эпоху гражданских войн все их участники зачисляли гладиаторов в состав своих армий. Начало этой практике положил Гней Помпей, когда в 49 году до н. э. предоставил свободу бойцам, обучавшимся в принадлежавшей Цезарю гладиаторской школе в Капуе. «Их было 5 тысяч человек, - писал Цицерон, - как говорили, они намеревались сделать вылазку» . Помпей предусмотрительно распределил гладиаторов среди своих сторонников, передав их по двое каждому в качестве телохранителей, и тем самым исключил возможность их военного применения.

Заговорщики, убившие Цезаря в марте 44 года до н. э., использовали отряды нанятых ими гладиаторов, чтобы захватить власть в столице и нейтрализовать врагов. Децим Брут Альбин включил гладиаторов в состав своей армии, с которой зимой 43 года до н. э. выдерживал осаду Марка Антония. Последний также имел гладиаторов среди своих телохранителей, число которых достигало 6 000 человек. Гладиаторы сражались в составе армии его брата Луция Антония во время Перузийской войны против Цезаря Октавиана осенью 41 - зимой 40 года до н. э. и до конца сохраняли преданность нанимателю.


Поединок мурмиллона и гопломаха, фреска из Помпей I в. н. э.

Наиболее поразительная история, связанная с участием гладиаторов в военных действиях, произошла в 31–30 гг. до н. э. на заключительном этапе Гражданской войны. Её рассказал Кассий Дион. Если бы эту историю не подтверждали другие авторы, её можно было бы счесть выдумкой:

«Мне остаётся только удивляться тому, что в то время как многие другие, несмотря на щедрые дары со стороны Антония и Клеопатры, покинули их в трудный час, те, которые, презираемые всеми, предназначались для гладиаторских боёв, проявили по отношению к ним великую преданность и мужественнее всех сражались за них. Эти бойцы готовились в Кизике для тех игр, которые Антоний и Клеопатра предполагали устроить по случаю победы над Цезарем, и как только узнали о том, что произошло, они отправились в Египет, чтобы помочь своим хозяевам. Именно они храбро действовали и против Аминты в Галатии и против сыновей Таркондимота в Киликии, которые прежде были самыми близкими друзьями Антония и Клеопатры, а теперь, когда изменились обстоятельства, переметнулись на сторону их противника, а также против Дидия, препятствовавшего их проходу через Сирию. Тем не менее им не удалось пройти в Египет. Но даже после того, как они были окружены со всех сторон, они не приняли ни одного предложения о сдаче, несмотря на щедрые посулы Дидия. Более того, они призвали к себе Антония, считая, что вместе с ним даже в Сирии будут лучше сражаться. Но потом, когда ни он сам не прибыл к ним и не прислал им никакого ответа, они решили, что он погиб, и неохотно согласились на мир при условии, что никогда не будут сражаться в качестве гладиаторов. Они получили от Дидия Дафну, предместье Антиохии, где должны были жить до тех пор, пока вопрос об их судьбе не будет представлен на усмотрение Цезаря. Позднее они были обмануты Мессаллой: их отправили в разные области под предлогом зачисления в легионы, а потом тем или иным способом с ними расправились».

Гладиаторы в армии

В армии гладиаторы особенно ценились за своё мастерство фехтования . Гладиатор, прошедший курс обучения, умел с одинаковой ловкостью сражаться как левой, так и правой рукой и владел самыми изощрёнными приёмами боя. Некоторые римские военачальники стремились использовать этот опыт для обучения своих войск. Известно, что ещё в 105 году до н. э. консул Публий Рутилий, отправляясь на войну против кимвров, поручил ланистам из гладиаторской школы Аврелия Скавра обучить своих солдат более сложным приёмам нанесения и отражения ударов.

Однако эти попытки чаще всего не имели успеха. Гладиаторы, наподобие современных спортсменов, всё своё время проводили в спортивных тренировках, что было недоступно абсолютному большинству рядовых солдат. Это различие в уровне подготовки сказывалось и на итоге происходивших сражений. Аппиан отмечает, что во время стычек, постоянно происходивших на подступах к укреплениям осаждённой Перузии осенью 41 - зимой 40 года до н. э., воины Октавиана неизменно превосходили противника в метании копий. В рукопашных схватках победа обычно доставалась гладиаторам Луция Антония.

На голову превосходя рядовых солдат в уровне профессионального мастерства, гладиаторы заметно уступали им в прочих аспектах военной профессии. Римских солдат, как писал Вегеций, приучали совершать марш в полном военном снаряжении и с тяжёлой поклажей, копать рвы и канавы, бегать и плавать. Необходимая для совершения этих действий выносливость вполне оправдывала их прозвище «мулы Мария» . Гладиаторы в этих аспектах военной подготовки значительно уступали солдатам, будучи скорее профессиональными спортсменами, нежели воинами.

Из описания Тацитом боевых действий в ходе Гражданской войны между Вителлием и Отоном в начале 69 года следует, что опыт применения отрядов, созданных из гладиаторов, оказывался скорее неудачным. Даже на поле боя они были не в силах устоять перед натиском солдат регулярной армии. Когда во время Маркоманнской войны император Марк Аврелий попытался вновь включить гладиаторов в состав действующей армии, этот опыт опять оказался неудачным.


Поединок мурмиллона и фракийца, современная реконструкция

Интересно, что многие римские профессиональные военные были безразличны к гладиаторским играм. Гней Помпей, как это известно со слов Цицерона, считал их пустой тратой времени. Цезарь вызывал нарекания римской толпы, продолжая работать с бумагами даже во время представлений. Император Тиберий, сам опытный военный, даже сократил количество устраиваемых зрелищ и число их участников. Веспасиан также был равнодушен к гладиаторским боям, а его сын Домициан, когда толпа требовала от него зрелищ, в насмешку над ней вывел на арену карликов.

Литература:

  1. Junkelmann M. Die Legionen des Augustus. Der romische Soldat im archaeologischen Experiment. - Mainz am Rhein, 2003. - 342 S.
  2. Junkelmann M. Das Spiel mit dem Tod. So kämpften Roms Gladiatoren. - Verlag Philipp von Zabern, Mainz, 2000. - 270 S.
  3. van Creveld M. Wargames From Gladiators to Gigabytes. – Cambridge: University Press, 2013. – 332.
  4. Wiedemann Th. Gladiators and Emperors. – London, 1995. – 200 p.
  5. Горончаровский В.А. Спартаковская война: восставшие рабы против римских легионов. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2011. – 176 с.
  6. Носов К.С. Гладиаторы. Спб, 2005.
  7. Уотсон Дж. Римский воин. / Пер. с англ. – М.: Центрполиграф, 2010 – 189 с.
  8. Хёфлинг Г. Римляне, рабы, гладиаторы. М., 1992. – 270 с.