Урок биологии строение и работа почек. Технологическая карта урока строение и функции почек

Разделы: Биология

Класс: 8

Задачи урока: раскрыть роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма; познакомить с основными путями выделения продуктов обмена в организме человека; сформировать представления о строении и функциях органов мочевыделительной системы: почек, мочевого пузыря, мочеточников и мочеиспускательного канала; об особенностях работы почек; о регуляции мочеиспускания. Раскрыть последствия нарушения работы почек, показать причины заболеваний мочевыделительной и основы их профилактики.

План урока:

    Организационный момент.

    Актуализация и проверка знаний.
    Беседа с учащимися о роли обмена веществ в организме.

    Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

В процессе обмена веществ образуются продукты распада. Часть этих продуктов используется организмом, другие удаляются из него. Через лёгкие выводится из организма углекислый газ, вода, летучие вещества. Кишечник выделяет некоторые соли, потовые железы – воду, соли, органические вещества. Основная роль в выделительных процессах принадлежит почкам. Почки выводят из организма воду, соли, аммиак, мочевину, мочевую кислоту. Через почки удаляются из организма многие чужеродные и ядовитые вещества, образующиеся в организме или принятые в виде лекарств. Почки способствуют поддержанию постоянства состава внутренней среды организма. Излишек воды или солей в крови способен вызвать изменения осмотического давления, что опасно для жизнедеятельности клеток нашего тела. Почки выводят из организма излишек воды и минеральных солей, восстанавливая постоянство осмотических свойств крови. Почки поддерживают определённую постоянную реакцию крови. При накоплении в крови кислых или щелочных продуктов обмена через почки увеличивается выделение излишков соответствующих солей. В поддержании постоянства реакции крови очень важную роль играет способность почек синтезировать аммиак, который связывает кислые продукты, замещая в них натрий и калий. При этом образуются аммонийные соли, которые выводятся в составе мочи, а натрий и калий сохраняются для нужд организма.

Сообщение учащегося “Как осуществляется выделение продуктов жизнедеятельности у одно- и многоклеточных организмов”.

Мочевыделительная система состоит из мочеобразующих органов и мочевыводящих органов. К мочеобразующим органам относятся почки, а к мочевыводящим органам относятся мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

Почки – парные органы, бобовидной формы, расположенные в брюшной полости. Масса почек – 320 граммов. Почки – биологический фильтр. Правая почка ниже левой т.к. под почками находится печень – самая большая железа нашего организма. Снаружи почка покрыта прочной эластичной капсулой.


Рис. 2

От почки отходят мочеточники. Длина мочеточников – 30 см. Моча плавно по ним идёт в мочевой пузырь. Каждые 7 секунд из почек выходит очередная порция мочи. Мочевой пузырь – непарный орган, ёмкостью 300-500 мл. Выделение мочи происходит рефлекторно. Рефлекс этот вырабатывается к 2–3 годам.

Микроскопическое строение почек:

Структурной единицей почки является нефрон. В каждой почке их около 1 млн. Нефрон образно можно сравнить с жемчужиной, россыпь которой образно хранит в себе почка или драгоценным фильтром, вложенным в простой мундштук. Сверху почка покрыта корковым слоем, а под ним находится мозговой слой. В нём находятся капсулы Шумлянского, похожие на рюмочки. В рюмочках находится капиллярный клубочек, который окружён капсулой Боумена, которая переходит в почечный каналец.


Рис. 3

Кровоснабжение почек:

Почка дарит нам “чудесную сеть артерий”. Нигде в организме не встречается такая последовательность сосудов: артерия, капилляр, артерия. Моча образуется в нефроне. Образование мочи идёт в 2 этапа:

Состав мочи определяется состоянием организма. Если человек страдает сахарным диабетом, то у него в моче появляется сахар. Если пища богата углеводами, то после тяжёлой физической работы в моче может появиться сахар. Почки синтезируют биологические активные вещества (ренин – фермент, участвующий в биохимических процессах). Всего за сутки образуется 1,5 л мочи.

Самостоятельная работа.

Учащимся выдаются бланки с анализом мочи мнимого больного. Задание учащимся – есть ли отклонения в анализах мочи? (Приложение 2 ) Результаты записывают в таблицу:

Почки – жизненно важный орган и нарушение в их работе приводит к почечным заболеваниям.

Почечные заболевания: энурез, пиелонефрит, цистит, мочекаменная болезнь. Энурез – недержание мочи; цистит – воспаление мочевого пузыря; пиелонефрит – воспаление почечной лоханки.

Предупреждение заболеваний требует соблюдения определённых гигиенических правил: правильное питание, своевременное лечение зубов, ангин, закаливания, осторожного обращения с лекарствами, ядами, соблюдение правил личной гигиены.

Они как два больших боба,
На связках закрепились.
У позвоночного столба,
Уютно разместились.
Фильтруют почки нашу кровь,
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.
Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки,
Нефронов целый млн,
Содержат наши почки.
Проходит кровь через нефрон,
Каналец здесь решает,
Чему вернуться в организм
А что он удаляет.
Мы смолоду должны учесть,
Что нам всего дороже
Беречь должны не только честь,
Но наши почки тоже.

4. Закрепление изученного материала.

Вопросы к учащимся:

    К мочевыделительной системе относится?

    Какие органы относятся к мочевыводящим органам?

    Почему почки называются биологическими фильтрами?

    Что такое нефрон? Как он устроен? Как работает?

    Как происходит образование мочи?

    Причины почечных заболеваний?

    Как предупредить почечные заболевания?

5. Задание на дом: П.41, 42.

Литература:

    В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов Уроки биологии. 8 класс. Москва “Просвещение” 2010 г.

    Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов Биология. Человек. 8 класс Москва “Вента – Граф” 2006 г.

    Р.Д. Маш . Человек и его здоровье. Москва. 1996 г.

    В.В. Ксерофонтова, В.В. Евстафьев. Анатомия и физиология человека. Москва. 1996 г.

    Т.В. Козачок Биология. 8 класс. Волгоград. 2004 г.

Методические материалы Баркан О.Ю. МАОУ лицей № 102 г. Челябинска Разработки уроков биологии

КОНСПЕКТ УРОКА

по реализации технологии проблемного обучения
Тема урока: Строение и функция почек

8 класс


  1. Цель : представить заключительную стадию обмена веществ в организме, происходящую в почках и органах мочевыделения.

  2. Задачи :
Обучающие:

  1. Подвести учащихся к выявлению роли почек в удалении из организма продуктов распада;

  2. объяснить функции почек и органов мочевыделения в поддержании гомеостаза крови и внутренней среды организма в целом;
Развивающие:

3. содействовать развитию умений учащихся выявлять и формулировать учебную проблему (тему урока) и находить пути ее решения;

4. продолжить развитие умений учащихся выделять главное и делать вывод по изученному материалу;

Воспитательные:

5. создать положительное эмоциональное отношение к учебе.

3. Тип урока : формирование новых знаний и умений

4. Логический подход : индуктивный

5. Методы :

Общий – проблемно-диалогический

Частный – словесно-наглядный

Конкретный – объяснение, просмотр видеофрагментов, беседа.

6. Обеспечение урока :

Учитель : таблица, изображающая систему органов мочевыделения, почки и нефрона; видеофильм «Выделительная система», конспект урока; учебник; рабочая тетрадь к учебнику; подготовленные познавательные задания.

Ученики: учебник; рабочая тетрадь к учебнику; тетрадь.

Литература для учителя.

1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 272 с.: ил. (Глава 7. Мочевыделительная система. § 39. Строение и функции почек. стр. 157- 159).

3.Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек: 8 класс: Методическое пособие. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 288 с.: ил.

4. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах и схемах: Под ред. Е.А. Резановой. – М.: «Издат-Школа», 1998. – 208 с.

Литература для учащихся .

1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 272 с.: ил. (Глава 7. Мочевыделительная система. § 37. Строение и функции почек. стр. 157- 159).

2. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология: Человек: Рабочая тетрадь №2 для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 80 с.: ил.ХОД УРОКА


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид доски

1. Организационный момент – 1 мин.

– Звонок прозвенел. Садитесь. Начнем урок.

2. Этап создания проблемной ситуации и формулирования проблемы (темы урока) – 7 мин.

- Повторим изученный нами материал. Работаем по рядам (сформируем 3 группы). В каждую группу я раздаю лист с заданиями по теме «Обмен веществ и энергии». Обратите внимание на шестое задание: вам необходимо написать 2-3 предложения, объясняющие выражение: «Питаться, значит извлекать энергию» и зачитать их (представитель от каждой группы). Задание выполняем в течение 3-4 мин.

Итак, прослушаем ваши объяснения к выражению.

Зрительное обращение к отдельным ученикам

Хорошо, молодцы. Все вы, конечно же, правы, пища является энергетическим источником для осуществления внутренних процессов синтеза веществ различной нашей деятельности (физической, умственной).



Временная активность учащихся после перемены.

Приступают к выполнению задания.

Ученики говорят о том, что с пищей организм получает различные питательные вещества (белки, жиры, углеводы), которые являются источником энергии для осуществления процессов жизнедеятельности клеток (рост, развитие, синтез новых веществ и др.).


- Внимание, пока вы выполняли задания, на слайде высказывание знаменитого ученого-биолога Залманова Александра Соломоновича из его книги «Тайная мудрость человеческого организма». Внимательно прочитайте и прокомментируйте это высказывание.

- Какие мысли у вас возникли? Какая жидкость, находящаяся в непрерывном движении поддерживает нашу жизнь?

Молодцы, конечно, как вы правильно отметили, движение крови обеспечивает транспорт питательных веществ и кислорода ко всем клеткам нашего организма.

Но помимо доставки различных веществ, кровь выполняет еще не важную функцию в организме. Как вы думаете, какую?

Совершенно правильно, кровь забирает ненужные клеткам вещества и продукты обмена. Но возникает тогда такой вопрос, как эти вещества обезвреживаются и удаляются из организма, ведь многие из них являются токсичными? - Пожалуйста, слушаю ваши предложения. (Если затрудняются: Вы знаете, что в организме каждую конкретную функцию выполняет тот или иной орган или система органов, например, пищеварение происходит в органах ЖКТ ).

– Вы совершенно правильно сказали, что существуют органы, которые выполняют функцию выделения или удаления ненужных и часто вредных для организма веществ.

Итак, сформулируйте тему нашего урока. (Как вы думаете, какова будет тема нашего урока ).


Читают высказывание А.С.Залманова.

Данное высказывание хорошо показывает роль крови и лимфы в нашем организме. Именно движение крови в организме обеспечивает доставку кислорода и питательных веществ клеткам.


- Забирает из клеток продукты обмена (углекислый газ, ненужные вещества). Могут сказать об иммунной реакции.

Наверно, в специальные органы, где и происходит удаление вредных веществ.

Органы выделения.


«Жизнь – это вечное движение жидкостей между клетками и внутри клеток. Остановка этого движения приводит к смерти. Частичное замедление этого движения в каком-то органе вызывает частичное расстройство. Общее замедление внеклеточных жидкостей вызывает болезнь».

А.С.Залманов



3. Этап актуализации и коррекции опорных знаний и умений – 4 мин.

- Совершенно правильно. В организме человека образуются вещества, которые могут вызвать его отравление или нарушение функций. В удалении ненужных веществ участвуют различные органы (углекислый газ удаляется через легкие; избыток солей выводится с потом через кожу). Но основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы мочевыделительной системы.

Открываем тетради и записываем тему урока «Мочевыделительная система. Строение и функции почек».


Записывают тему урока.



20.02.2007. Мочевыделительная система. Строение и функции почек

4. Этап открытия нового знания – 20 мин.

Объяснение по таблице «Строение почки».

У человека две почки. Величина каждой – с кулак человека. Расположение их легко определить: поставьте руки на пояс таким образом, чтобы большой палец был впереди, задние четыре пальца как раз показывают положение почек в нашем организме.

Итак, внимание, рассмотрим строение почки. В почке различают корковый и мозговой слой и почечную лоханку. В почки по почечным артериям поступают питательные вещества и продукты клеточного обмена. Очищение крови происходит в специальных образованиях, функциональных единицах почки – нефронах. В каждой почке человека около 1 млн. нефронов, в которых происходят основные процессы, приводящие к образованию мочи.

Каждый нефрон начинается с микроскопической капсулой с длинным канальцем. Капсула и часть канальца нефрона находятся в корковом слое почки, остальные в почечных пирамидах мозгового слоя (их 7-10). На вершине пирамиды имеется отверстия, из которых моча попадает в почечную лоханку. Почечная артерия разветвляется в почках на более мелкие артерии. В капсулу заходит артерия (которая называется, входящая артерия), образуя в ней капиллярный клубочек. Выходящая из клубочка артерия значительно тоньше входящей. – Как вы думаете, к чему это приводит? Конечно, вследствие этого в клубочке создается большое давление, благодаря чему в каналец просачивается жидкая часть неочищенной крови, содержащая как полезные (вода, минеральные вещества, витамины, глюкоза), так и вредные вещества (мочевая кислота, мочевина), при этом белки плазмы крови и клетки остаются в сосуде; происходит образование первичной мочи.


Создается давление.





- Интересно отметить, что за сутки фильтруется около 180 л. плазмы крови, а образуется 1-1,5л. мочи. Как вы думаете, почему так происходит? Слушаю Ваши мнения по этому поводу. Заметьте, что в первичной моче содержатся полезные организму вещества (глюкоза, витамины, вода).

/Кто думает по-другому? Кто выразит … мысль поточнее/

Молодец, конечно же, в организме устроено все таким образом, чтобы максимально сохранить полезные вещества и извлечь ненужные.

Внимание, смотрим на таблицу, выходящая артерия из капсулы снова ветвится на капилляры, которые оплетают стенки канальца. При этом происходит обратное всасывание (реабсорбция) полезных веществ в кровь. Вредные вещества остаются в канальце и затем попадают в систему выносящих трубок и в почечную лоханку. Далее по мочеточникам моча накапливается в мочевом пузыре и через мочеиспускательный канал удаляется из организма.

Просмотр видеофильма.

Итак, нам важно понять, что благодаря почкам в организме человека поддерживается гомеостаз. - Кто помнит определение гомеостаза?


- Происходит дополнительная фильтрация. Нужные вещества возвращаются в артерию.

Гомеостаз – это постоянство внутренней среды.


Висят таблицы «Строение почек», «Органы мочевыделительной системы».

5. Этап применения нового знания – 5 мин.

- Кто внимательно работал на уроке, может задать такой вопрос: «Что происходит в организме человека с излишками питательных веществ, ведь они тоже могут нанести вред?» . Как вы ответите на этот вопрос?

Конечно, почки поддерживают постоянство внутренней среды организма.

Как вы думаете, какую информацию дает медицинский анализ мочи?

В настоящее время существуют различные аппараты «искусственная почка». Зная строение почки, вы можете предположить какие процессы должны производить эти аппараты.



- Видимо, помимо вредных токсических веществ почки удаляют часть лишних питательных веществ, которые также могут нанести вред организму.

Прежде всего, анализ показывает состояние работы почек, но и, что более важно, процессы обмена веществ в других тканях, органах и в организме в целом.



6. Этап информации о домашнем задании – 1 мин.

Дома § 39, стр. 157- 159 прочитать, в рабочей тетради № 2 выполнить задания 129, 130,131.

7. Этап подведения итога урока (рефлексия) – 2 мин.

Итак, подведем итог нашей работы. Заметьте, Вы сегодня сами совершенно правильно сформулировали тему урока. Это уже о многом говорит. Пожалуйста, кто желает сделать вывод по уроку: «что мы узнали? чему научились?»

Строение и функции мочевыделительной системы

Урок с использованием опорного конспекта

Оборудование: таблицы «Органы выделения», модель «Строение почки млекопитающего», диафильм «Строение и работа почек».

ХОД УРОКА

I. Закрепление изученного ранее материала

У доски работают три ученика .

Задание 1-му ученику: рассказать об обмене веществ в организме, используя следующую схему:

Опорные понятия

Гомеостаз – способность организма противостоять изменениям среды и сохранять относительное постоянство состава, а также интенсивности физиологических процессов.

Метаболизм – совокупность процессов обмена веществ и энергии и их биохимических превращений в живом организме или совокупность химических превращений соединений, свойственных клетке, связанных между собой и с окружающей средой и обеспечивающих жизнедеятельность клетки.

Анаболизм (или ассимиляция) – процессы синтеза сложных органических веществ из простых. Эти процессы еще называют пластическим обменом: из простых питательных веществ образуются богатые энергией вещества клетки – белки, жиры, углеводы. Эти процессы нуждаются в энергии.

Катаболизм (или диссимиляция) – процессы расщепления сложных органических веществ до простых. Эти процессы еще называют энергетическим обменом: белки, жиры и углеводы расщепляются и окисляются до неорганических веществ. Эти процессы сопровождаются освобождением энергии, которая расходуется на синтез новых веществ, мышечное движение, работу внутренних органов, умственную работу и т.д.

Учитель. Где протекают эти процессы?

Ученик. В клетке.

Учитель. Что необходимо для этого?

Ученик. Участие ферментов.

Учитель. Существует ли взаимосвязь между этими процессами?

Ученик. Да. Они происходят в клетке одновременно, причем многие конечные продукты катаболизма являются начальными для анаболизма. Освобождаемая при катаболизме энергия расходуется при анаболизме.

Учитель. Каким законам диалектики подчиняется процесс метаболизма?

Ученик. Закону сохранения и превращения энергии, закону единства и борьбы противоположностей.

Задание 2-му ученику: рассказать о процессах выделения и охарактеризовать типы этих процессов.

Опорные понятия:

Дефекация – удаление непереваренных остатков пищи через анальное отверстие. Это не продукты метаболизма, т.к. непереваренная пища не попадает в клетки тела и в процессах матаболизма не участвует. Энергии для удаления этих остатков не требуется.

Экскреция – выделение не подлежащих дальнейшему использованию в организме веществ из клеток и из кровяного русла с мочой и потом. Энергия при экскреции потребляется.

Секреция – выделение клеткой веществ, которые используются внутри самого организма. Например, выделение ферментов в составе желудочного сока или слюны. Энергия при этом потребляется.

Задание 3-му ученику: рассказать о конечных продуктах распада основных веществ клетки (работа со схемами ).

Учитель . Что происходит с конечными продуктами?

Ученик. Часть используется организмом, другие удаляются во внешнюю среду.

Учитель. Как это происходит? Ведь большинство клеток расположены глубоко в теле, а не на границе с окружающей средой.

Ученик. Все эти вещества попадают в кровь и переносятся к органам выделения.

Учитель. Какие это органы?

Ученик. Легкие, почки, кожа, кишечник.

Учитель. Подводим итог, анализируем таблицу.

Учитель. Дайте определение процессу выделения.

Ученик . Выделение – это процесс удаления из организма конечных продуктов метаболизма, а так же удаление избытка воды, солей и других веществ.

Учитель. С какими системами органов связан этот процесс?

Ученик. С мочевыделительной, кровеносной, дыхательной, кожей, пищеварительной.

II. Изучение нового материала

Учитель . Итак, из табл. 1 видно, что наибольшее количество веществ удаляется через почки. Почки – это органы мочевыделительной системы. Со строением этой системы и ее функциями мы будем знакомиться на сегодняшнем уроке.

Работа ведется в группах. Каждая группа получает задание. Отчет по работе оформляется в виде опорного конспекта в тетрадях и на доске.

Главная задача – установить взаимосвязь между функциями и строением органов мочевыделительной системы. Творческое задание: составить круги Эйлера по любому фрагменту урока.

Функции мочевыделительной системы

Рассказ учителя.

1. Выделительная (экскреция) – удаляются:

а) конечные продукты диссимиляции;
б) излишки воды и солей;
в) ядовитые вещества (алкоголь, лекарственные препараты);

2. Регуляторная – обеспечивает постоянство:

а) внутренней среды организма (объем крови, лимфы и тканевой жидкости);
б) осмотического давления – почки регулируют концентрацию солей в крови и тканевой жидкости, омывающей клетки. Если концентрация солей в жидкости больше, чем в клетке, вода выходит из нее, клетка съеживается и погибает (плазмолиз); и наоборот, если концентрация солей в жидкости меньше, чем в клетке, вода входит в клетку, она набухает и лопается;
в) ионного состава жидкости – почки удерживают или выводят те или иные соли из крови в зависимости от их недостатка или избытка в организме;
г) кислотно-щелочного равновесия – почки поддерживают нейтральную реакцию крови, в зависимости от обстоятельств удерживая или удаляя из организма ионы угольной кислоты, хлора, водорода и аммония, присутствие которых определяет уровень рН крови. Ионы аммония при этом образуются из аммиака, который синтезируется в клетках самих почек;
д) артериального давления – удаление жидкости из организма снижает давление крови.

3. Секреторная

Образуются гормоны – биологические регуляторы (синтезируемый почками фермент ренин активирует регулятор, который контролирует артериальное давление).

Строение мочевыводящей системы

Задание группе № 1

1. Дать подписи к рис. 1.
2. Заполнить и проанализировать табл. 2.

Задания группе № 2

1. Дать подписи к рис. 2.
2. Рассказать, где расположены почки, сколько их, какую имеют форму, вес. (Работа с таблицей «Органы выделения».)
3. Охарактеризовать особенности кровоснабжения почек. (Работа с диафильмом «Строение и работа почек».)

Задание группе № 3

1. Дать подписи к рис. 3.
2. Рассказать о внутреннем макроскопическом строении почки (используется муляж).

Задание группе № 4

Используя учебник* (§ 41, стр. 129–130), заполнить и прокомментировать табл. 3.

Задание группе № 5

Используя учебник* (§ 41, стр. 129–130), описать процесс мочевыделения.

Результаты работы в группах оформляются в виде опорного конспекта в тетрадях и на доске.

Внутреннее (микроскопическое) строение почки – строение нефрона

Рассказ учителя. Основные положения заносятся в опорный конспект.

Почка имеет очень сложное микроскопическое строение. Единицей строения почки является нефрон – почечное тельце (рис. 4). Нефрон имеет микроскопические размеры. В каждой почке около 1 млн нефронов.

Почечное тельце начинается в корковом слое почки небольшой капсулой, имеющей форму двустенной чаши, образованной из двух слоев эпителиальных клеток. Между этими слоями находится щелевидное пространство – полость капсулы. От нее начинается почечный извитой каналец 1-го порядка, образованный одним слоем эпителиальных клеток. Каналец спускается в мозговой слой почки, там образует петлю Генле, затем возвращается в корковый слой, получая название канальца 2-го порядка. Здесь он снова извивается, сливается с таким же соседним канальцем и образует собирательную трубочку нефрона, проходящую внутри пирамидок.

Собирательные трубочки сливаются, образуя более крупные выводные протоки. Они проходят через мозговое вещество к верхушкам сосочков пирамид. Общая длина канальца одного нефрона 35–50 мм, а суммарная длина канальцев всей почки достигает 120 км.

Каждый отдельный каналец выделяет свою небольшую порцию суточного количества мочи.

Внутри почечной капсулы расположен капиллярный клубочек, образованный из разветвлений почечной артерии, отходящей от аорты. Она называется приносящей артериолой.

Капиллярный клубочек плотно прилегает к капсуле нефрона, и вещества плазмы крови легко диффундируют из сосуда в полость капсулы.

Капилляры собираются в выносящую артериолу. Она вновь распадается на капилляры, которые оплетают извитые канальца и петлю Генле. После этого капилляры образуют вены, впадающие в нижнюю полую вену, по которой очищенная от шлаков кровь возвращается в кровяное русло. Сюда же дополнительно вернулись продукты реабсорбции. А моча поступает в почечную лоханку.

Образование мочи

Рассказ учителя.

Процесс образования мочи и удаления ее из организма называется диурезом.

Это очень сложный процесс, он тесно связан с кровоснабжением почек, превышающим во много раз кровоснабжение других органов. Этим обеспечивается очистка крови от непрерывно поступающих в нее из клеток веществ, подлежащих удалению из организма с мочой.

Диурез протекает в две стадии (фазы).

1. Фильтрация – вещества, приносимые кровью в капилляры клубочка, фильтруются в полость капсулы нефрона. Это происходит за счет значительной разницы давления в клубочке (70 мм рт. ст.) и в полости капсулы (30 мм рт. ст.).

Такое высокое давление в капиллярах обеспечивается:

– медленным током крови;
– разностью давления в приносящей и выносящей артериолах;
– высоким давлением крови в приносящей артериоле (почечная артерия отходит от аорты, где кровь находится под наивысшим давлением).

Отфильтрованная жидкость называется первичной мочой. По составу она соответствует плазме крови без белков (табл. 3).

В составе первичной мочи много нужных организму веществ (сахар, аминокислоты, витамины, гормоны) и если их удалятьиз организма, то процесс экскреции станет очень расточительным. Но этого не происходит, так как имеет место обратное всасывание веществ в кровь в следующей фазе.

2. Реабсорбция – происходит при продвижении первичной мочи через извитые канальца, которые плотно оплетены капиллярами.

Реабсорбция протекает:

а) пассивно – по принципу диффузии и осмоса;
б) активно – благодаря деятельности эпителия почечных канальцев при участии ферментных систем с затратой энергии.

При реабсорбции первичная моча отдает крови воду, глюкозу, аминокислоты, витамины, значительное количество ионов калия и натрия – так обеспечивается постоянство внутренней среды (вторая функция почек).

Такие вещества как мочевина, аммиак, сульфаты, другие продукты жизнедеятельности, а также излишки, например, глюкозы обратно не всасываются, концентрация их в моче по ходу канальцев увеличивается, и образуется вторичная моча, которая должна из организма удаляться (первая функция почек).

Кроме реабсорбции в канальцах происходит выделение в их просвет вредных веществ, попавших в организм и в кровяное русло из внешней среды (красители, антибиотики, сульфаниламиды и др.). Если эти вещества не профильтровались в капсулы, то они удаляются из крови через капиллярную сеть, оплетающую извитой каналец.

Желтый цвет мочи зависит от пигмента урохрома – продукта расщепления гемоглобина.

Регуляция деятельности мочевыделительной системы

Рассказ учителя .

Процесс образования мочи почками регулируется нервной и гуморальной системами. Человек может контролировать процесс мочеиспускания, можно выработать условный рефлекс.

Рефлекторная дуга мочеиспускания: рецепторы мочевого пузыря ® чувствительный путь нейрона ® центр мочеиспускания в спинном мозге ® промежуточный мозг ® кора больших полушарий ® двигательный путь нейрона ® мышцы сфинктера мочевого пузыря.

При изменении концентрации солей в крови раздражаются рецепторы кровеносных сосудов. Если организм испытывает недостаток влаги или было съедено много соленой пищи, то концентрация солей в крови увеличивается и в гипофизе выделяется гормон вазопрессин . Он усиливает реабсорбцию воды в канальцах – жидкость возвращается в кровяное русло и объем мочи снижается, в то время как количество выделяемой соли остается на прежнем уровне. И, наоборот, если концентрация солей в крови уменьшается, то выделяются гормоны, снижающие реабсорбцию воды и способствующие ее удалению из организма.

Выводы урока

1. Почка – сложный биологический фильтр.

2. Строение и работа почек позволяет очищать кровь, выводя из организма ненужные вещества, и сохранять постоянство внутренней среды организма.

Приложение


1 – надпочечник;
2 – почка;
3 – мочеточник;
4 – мочевой пузырь;
5 – мочеиспускательный канал

Рис. 2. Внешнее строение почек: 1 – «ворота» почки;
2 – почечная артерия; 3 – почечная вена; 4 – мочеточник

Рис. 3. Внутреннее (макроскопическое) строение почки:
1 – корковый слой; 2 – мозговой слой, состоящий из почечных пирамид; 3 – сосочки; 4 – лоханка; 5 – мочеточник

Рис. 4. Строение нефрона: 1 - капсула нефрона; 2 - полость капсулы; 3 - эпителий извитого канальца 1-го порядка; 4 - петля Генле; 5 - извитой каналец 2-го порядка; 6 - собирательная трубочка; 7 - клубочек капилляров; 8 - приносящая артериола; 9 - фильтрация крови; 10 - выносящая артериола; 11 - ток крови к нижней полой вене; 12 - реабсорбция; 13 - ток мочи; 14 - почечная лоханка

* Биология. Человек. Учебник для 9-го класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией А.С. Батуева. – М.: Просвещение.


Технологическая карта урока биологии
Учитель ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный Баёнова Любовь Германовна
Тема урока Строение и функции почек
Цель урока Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала (строение почек), осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Мировоззренческая идея Почки – жизненно важный орган.
Программные требования. Строение почек. Мочеобразование – одна из основных функций.
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты Метапредметные результаты Предметный результат
- ценностное отношение к ЗОЖ Познавательные УУД:
- выделяет существенную информацию;
- устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению
Коммуникативные УУД:
- целеполагание;
- формирует собственное мнение и аргументирует его
Регулятивные УУД:
- оценка;
- самооценка;
- корректировка;
- планирование предстоящей деятельности;
- организация самостоятельной работы.
Знает:
- понятия «гомеостаз», «нефрон», «фильтрация», «реабсорция», «каналец нефрона», «капсула нефрона», «первичная, вторичная моча»;- макроскопическое и микроскопическое строение почек;
- этапы образования мочи;
- состав мочи;
- процессы и их причина;
- почему нужно беречь почки.
Умеет:
- раскрывать сущностные характеристики данных понятий;
- обозначать строение почек на рисунке;
- характеризовать процессы опразования мочи и причины их протекания;
- отличать состав первичной и вторичной мочи;
- приводить примеры, почему необходимо соблюдать питьевой режим.
Владеет:
- правилами личной гигиены.
Программное содержание Строение и функционирование почек.
План изучения нового материала Создание комфортной ситуации для исследования
Обсуждение цели и маршрута продвижения к ней
Пути решения
Вывод
Основные понятия «гомеостаз», «нефрон», «фильтрация», «реабсорция», «моча»;
Тип урока Комбинированный
Форма урока Групповая
Технология Проблемно-развивающее обучение с использованием личностно-ориентированного подхода.

Мизансцена урока Работа индивидуально, в паре и группе.
Оборудование урока Базовый учебник: Драгомиров А.Г., Маш Р.Д., Биология: 8 класс.- М.: «Вентана-Граф», 2010.
Компьютерное обеспечение, презентация на тему: «Строение и функции почек», маршрутный лист, дополнительный материал для ученика, принадлежности, на доске цитата, термины. Для эксперимента: ведро 10 л., банка 1,5л., ткань 1,5м², 20 белых халатов.
Домашнее задание Параграф ___ вопросы в конце параграфа.
Творческие задания по выбору: 1. подготовить презентацию:
«Причины заболеваний почек».
«Профилактике заболеваний мочевыделительной системы», особое внимание обратить на почки.
Изготовить наглядное пособие:
«Строение выделительной системы»
«Строение почек»
Ход урока
Планируемые ОР Деятельность учителя Деятельность уч-ся
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин)
Приветствие учеников, создание благоприятных морально-психических условий:
- С каким настроением вы сегодня пришли на урок?
- С чем ассоциируется у вас предмет анатомия?
- Вам нравится изучать свой организм? - Вы хотели бы о нём знать больше?
Проверка готовности к уроку, общий настрой на предстоящий урок.
Подготовка учебных пособий к уроку.
Участвуют в диалоге.
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (7 мин.)
Обращает внимание на слова итальянского кинорежиссёра Ф. Феллини: « Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное – отправиться в путешествие внутрь себя, исследовать неведомую часть самого себя».
А вы любите путешествовать?
- Чтобы настроиться на работу, начнём его с биологической зарядки.
Зачитывает утверждения. Предлагает работать быстро, самостоятельно:.- Мы изучаем анатомию.
- Обмен веществ – свойство, характерное только для человека.
- Гомеостаз-способность организма сохранять относительное постоянство состава.- В организм могут поступать только полезные вещества.
- Нефрон – это часть почки.
Благодарит, предлагает сесть.
В разминке затруднение вызвали два понятия: нефрон и гомеостаз. Предлагает позже к ним вернуться.
Обращает внимание на слайд № 1. Предлагает заполнить первую графу в таблице № 1.
Орган Удаляемые вещества В сутки
Газообразные продукты обмена: СО₂, Н₂О, летучие вещества -
Избыток воды, различные соли (соли серы, фосфора, калия) 0,5 л
Соли тяжелых металлов, продукты расщепления желчных пигментов, гемоглобина. Не переваренные остатки пищи – кал. 300 г
Избыток воды, лекарств, различные соли, мочевина, аммиак, ядовитые вещества 1,2 – 1,6 л
Спрашивает:
- Эти органы, относящиеся к одной, или разным системам органов?
- А в чём их общая роль? (гомеостаз).
Поощряет ребят: Молодцы, мне приятно, что вы многое уже знаете.
Ещё раз обращает внимание к таблице № 1.
- Какой орган выводит из организма больше ненужных веществ?
- Частью, какой системы являются почки?
- Почему она получила такое название?
Обращает внимание на СЛАЙД № 2. Мочевыделительная система
Читают цитату.
Отвечают на вопрос
Встали, вышли из-за парт, слушают, выполняют биологическую зарядку: если утверждение верное, поднимают правую руку, если нет – поднимают левую руку, если затрудняются, делают одно приседание т.е. гимнастика для тела и мозга.
Выявили пробел в знаниях.
Изучают таблицу, предлагают варианты заполнения первой графы, ответ аргументируют
Отвечают на вопросы, делают логическое умозаключение
Вспоминают строение из курса Зоологии
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (20 мин.)
Формируют своё мнение по данной теме
Проявляют интерес к изучаемой теме.
Формируют понятие о участии почек в поддержании
гомеостаза
Проявляют интерес к изучаемой теме.
Создание проблемной ситуации: Существует такой факт. При нарушении работы обеих почек, человек сможет прожить не более пяти дней.
Обсуждение: Почему?
Для того чтобы понять почему, предлагает, отправится в путешествие, в неизведанный ещё для них орган – почки.
Гипотеза 1. Не знаем строение почек, а в особенностях строения может быть скрыта причина;
Гипотеза 2. Не знаем, как функционируют почки, а это могло быть причиной гибели организма.
Пути решения:
Необходимо узнать:
1 группа: Расположение почек, их макроскопическое и микроскопическое строение.
Самостоятельно добытые знания
Макроскопическое строение почек:
Почка = корковый слой + мозговой слой + лоханка.
Микроскопическое строение почек: (рассматриваем почки при большем увеличении) Нефрон - является микроскопической единицей почки. Он имеет сложное строение. Нефрон = капсула + каналец.
Вывод: Почка имеет сложное строение и при отклонении в здоровье этого органа возможны серьёзные проблемы всего организма в целом.
2 группа: Не знаем, как функционируют почки, а это могло быть причиной гибели организма.
Этапы Процессы и их причина Где Состав
I. Образование первичной мочи (в сутки – 150 – 170 л) Фильтрация за счет разницы давлений в клубочке артериол и полости капсулы образуется в капсулах Н2О, глюкоза, минеральные соли, витамины, аминокислоты, гормоны, мочевина.
Не должно быть: белка, клеток крови.
II. Образование вторичной мочи (в сутки – 1,2 – 1,5 л) Реабсорция – обратное всасывание по принципу диффузии и осмоса образуется в канальцах Н2О, мочевина, аммиак, глюкоза (до 0, 11%), мочевая кислота, креатинин, избыток лекарств.
Не должно быть: белка, клеток крови, глюкозы (более 0,2%)
Вывод: Почка - сложный биологический фильтр, образующий мочу в два этапа, следовательно, почки поддерживают постоянство внутренней среды (гомеостаз), при нарушении этого процесса возможна гибель организма.
Второй этап:
Учитель обращает внимание детей на стол с накрытыми предметами (1 ведро – 10 л. и банка 1,5 л. с жидкостью), предлагает сюрприз-загадку. Что означают цифры на ведре и банке?
Кто с математикой дружит, сколько вёдер жидкости пропускают через себя почки в сутки? (18 вёдер).
- Как? Органы меньше чем кулачки, могут пропустить через себя 180 литров в сутки?
- А я вам помогу ребята. Оказывается если развернуть все клубочки и канальца нефрона то получится площадь всасывания 1,5 м². С какой системой связан нефрон (с кровеносной), правильно, поэтому это становится возможным.
- Что произойдёт с организмом, если он будет терять жидкость на стадии первичной мочи?
- Молодцы мы с вами успешно прошли 2 этап, самое время отдохнуть. Обсуждение проблемной ситуации

Формируют и записывают тему урока
Запись 1 гипотезы

Раскрывают сущность понятий:
почка, корковый слой, мозговой слой, лоханка, нефрон, капсула, каналец.
Заполнение маршрутного листа
Запись 2 гипотезы
Проводят исследование используя учебник, карточки с дополнительным материалом, маршрутный лист и ИКТ.
Раскрывают сущность понятий:
фильтрация, реабсорбция, первичная, вторичная моча, гомеостаз.
Заполнение маршрутного листа
Догадываются, что 10л. - количество первичной, и 1,5л.- это количество вторичной мочи.
Приходят к выводу, что погибнет т.к. потеряет много воды, и нужных веществ.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 мин.)
Узнают топографию органа. Самый лучший отдых – активный.
Предлагает встать, выйти из-за парт и выполнить ряд физических упражнений, после чего положить руки на поясницу.
- Какой орган под вашими руками? Верно, почки. Теперь мы с вами знаем топографию, расположение этого органа и если болит в области поясницы, то следует обратить на это внимание. Помощь просят почки, которые мы сегодня изучили. Сядьте за парту, расправьте плечи.
- Ребята, наш отдых усилил кровообращение и процесс очищения крови от продуктов распада. Выполняют 2 быстрое приседание, затем 2 круговых движения руками, при этом: вдох, выдох. Руки на поясницу.
ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ (7 мин.)
Анализируют информацию, формулируют выводы.
Коллективное обсуждение предложенного стихотворения.
Они как два больших боба
На связках закрепились.
У позвоночного столба
Уютно разместились.
Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.
Нефрон содержит капсулы,
Канальца и клубочки.
Нефронов целый миллион содержат наши почки.
Проходит кровь через нефрон,
Каналец здесь решает,
Чему вернуться в организм, а что он удаляет.
Мы смолоду должны учесть, что нам всего дороже.
Беречь должны не только честь, но и почки тоже.
Читают, выполняют анализ стихотворения:
- форма- место положение- функция
- значение
- строение нефрона
- количество нефронов
- без какой системы не возможна работа почек?
- что нужно запомнить смолоду?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)
Оценка, самооценка.
- Что нового узнали на уроке?
- Что помогло вам узнать новое?
- Что измениться в вашем поведении?
Содержательная оценка работы групп. Объяснение отметок.

Клюкина Ольга Владимировна, учитель химии и биологии МАОУ Банниковская СОШ

Биология, 8 класс

Тема: Строение и функция почек

Задачи:

Образовательные: Сформировать знания о строении мочевыделительной системы. Раскрыть особенности строения и расположения почек в организме.

Развивающие: Развивать логическое мышление. Устанавливать закономерности между строением органа и выполняемыми функциями.

Воспитательные: Воспитание сознательного отношения к своему здоровью, соблюдение личной гигиены.

Тип урока: Урок изучения и закрепления нового материала.Средства обучения:

Драгмилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек Учебник для учащихся 8 класс общеобразовательных учреждений.-2-е изд., переработ.- М.: Вентана - Графф, 2003

Таблица «Органы выделения человека», модель «Строение почки»,

Сборник заданий по биологии ГИА-2014 год. Москва эксмо 2013.


План урока:
    Приветственное слово учителя Актуализация пройденного материала Определение темы урока Изучение нового материала Первичное закрепление знаний Рефлексия Домашнее задание. Переход к теме следующего урока.

Ход урока.

1. Приветственное слово учителя. Добрый день, ребята! 2.Актуализация материала.

А) двое учащихся работают у доски. (Первый учащийся составляет схему обмена веществ, опираясь на ключевые понятия, записанные в тетради на прошедшем уроке. Второй учащийся составляет схему преобразования пищи по прохождению через пищеварительный тракт, и рассказывает о конечных продуктах распада основных веществ клетки).

В) Работа с классом: тестовая работа по пройденной теме, после выполнения работы сдаются на проверку учителю

Проверка работ, учащихся у доски:

Вопросы первому ученику : Какое значение, имеет обмен веществ. Где происходят обменные процессы (в клетке ), существует ли взаимосвязь между анаболизмом и катаболизмом, какая? (эти процессы неразрывны и протекают в клетке одновременно, энергия полученная при катаболизме расходуется при анаболизме ).

Вопросы второму ученику (при затруднении помогает класс) – как преобразуется пищевой комок? Что происходит с конечными продуктами? (питательные вещества организм использует, часть веществ удаляется из организма.)

Каким образом происходит доставка нужных веществ, клеткам и как осуществляется удаление вредных веществ из организма? Какие органы принимают участие в процессах выделения? (Кишечник, легкие, почки, кожа)

    Определение темы урока

С работой кишечника, легких мы знакомы, какая задача стоит перед нами сегодня, но прежде чем ответить на вопрос, давайте проанализируем таблицу.(Приложение)

Какие органы удаляют из нашего организма наибольшее количество различных веществ. (почки ). Учащиеся определяют тему урока, и записывают её в тетрадь.

    Изучение нового материала.

Ребята посмотрите на данные таблицы, и сформулируйте определение понятию «Выделение ». (Это процесс удаления из организма ненужных и вредных веществ ).

Процесс выделения осуществляет мочевыделительная система. Пользуясь рис.69 на странице 157, составьте схему мочевыделительной системы. (почки – мочеточники - мочевой пузырь – мочеиспускательный канал )

Рассказ учителя «Строение почек», (сопровождается пояснениями на модели. По ходу рассказа, учитель обращает внимание детей на ключевые моменты, дети делают записи в тетради).

Главным органом выделительной системы являются почки:Это парный бобовидный орган.

У человека почки расположены в поясничной области по бокам от двух последних грудных и двух первых поясничных позвонков. Прилегают к задней брюшной стенке, причем правая почка в норме расположена несколько ниже, поскольку сверху, она граничит с печенью. Размеры одной почки составляют примерно 11,5-12,5 см в длину, 5-6 см в ширину и 3-4 см в толщину. Масса почек составляет 120-200 г, обычно левая почка несколько больше правой.

В каждой почке различают корковый и мозговой слой, и почечную лоханку . Почечная лоханка переходит непосредственно в мочеточник. Правый и левый мочеточники впадают в мочевой пузырь. Морфо - функциональной единицей почки является нефрон - специфическая структура, выполняющая функцию мочеобразования . В каждой почке насчитывается более 1 миллиона нефронов.

Каждый нефрон состоит из нескольких частей: клубочка, капсулы Шумлянского-Боумена и системы канальцев, переходящих один в другой.


Задание: Ребята у вас на столах лежит раздаточный материал – картинки с изображением строение почки и нефрона.(Приложение) Разместите изображение в тетрадь, сделайте соответствующие подписи. (на картинках с обратной стороны приклеен 2 х -сторонний скотч)

Рассказ учителя «Образование мочи», (сопровождается пояснениями по таблице. По ходу рассказа учитель обращает внимание детей на ключевые моменты, дети делают записи в тетради).

Процесс образования мочи и удаления ее из организма называется диурезом.

Это очень сложный процесс, он тесно связан с кровоснабжением почек, превышающим во много раз кровоснабжение других органов. Этим обеспечивается очистка крови от непрерывно поступающих в нее из клеток веществ, подлежащих удалению из организма с мочой.

Диурез протекает в две стадии (фазы). (Изображают в виде кластера)

1. Фильтрация – вещества, приносимые кровью в капилляры клубочка, фильтруются в полость капсулы нефрона. Это происходит за счет значительной разницы давления в клубочке (70 мм рт. ст.) и в полости капсулы (30 мм рт. ст.).

Такое высокое давление в капиллярах обеспечивается:

    медленным током крови

    высоким давлением крови в приносящей артериоле (почечная артерия отходит от аорты, где кровь находится под наивысшим давлением).

    разностью давления в приносящей и выносящей артериолах

Отфильтрованная жидкость называется первичной мочой . По составу она соответствует плазме крови без белков. В составе первичной мочи много нужных организму веществ (сахар, аминокислоты, витамины, гормоны) и они могут быть полезны организму, поэтому удаление их из организма не происходит, а идет обратное всасывание веществ в кровь в следующей фазе.

2. Реабсорбция – происходит при продвижении первичной мочи через извитые канальца, которые плотно оплетены капиллярами.

Реабсорбция протекает: а) пассивно – по принципу диффузии и осмоса;

б) активно – благодаря деятельности эпителия почечных канальцев при участии ферментных систем с затратой энергии. При реабсорбции первичная моча отдает крови воду, глюкозу, аминокислоты, витамины, значительное количество ионов калия и натрия – так обеспечивается постоянство внутренней среды (вторая функция почек). Такие вещества как мочевина, аммиак, сульфаты, другие продукты жизнедеятельности, а также излишки, например, глюкозы обратно не всасываются, концентрация их в моче по ходу канальцев увеличивается, и образуется вторичная моча, которая должна из организма удаляться (первая функция почек).

Кроме реабсорбции в канальцах происходит выделение в их просвет вредных веществ, попавших в организм и в кровяное русло из внешней среды (красители, антибиотики, сульфаниламиды и др.). Если эти вещества не профильтровались в капсулы, то они удаляются из крови через капиллярную сеть, оплетающую извитой каналец. Желтый цвет мочи зависит от пигмента урохрома – продукта расщепления гемоглобина.

Задание:1 Заполните таблицу.
Органы выделения

Задание:2 Пользуясь таблицей №2 ответьте на вопрос: В чем различие первичной и вторичной мочи?

5. Первичное закрепление знаний: Фронтальный опрос по теме. 6. Рефлексия. Закончите предложение: 1. Сегодня на уроке я узнал….. 2. На уроке для меня было сложным…. 7.Домашнее задание . § 39 (индивидуальное задание приготовить сообщение о заболевании почек) 8. Переход к теме следующего урока.

Ребята, процесс выделения это важный и сложный процесс. Органы, обеспечивающие бесперебойную его работу должны быть здоровыми и это всецело зависит от вас. Нужно вести здоровый образ жизни, соблюдать правила личной гигиены. О заболеваниях почек и их предупреждении мы поговорим на следующем уроке.

Приложение

Задания учащимся, работающим у доски.

1 Составить схему обмена веществ, опираясь на ключевые понятия, записанные в тетради (энергетический и пластический обмен)
2..Составляет схему преобразования пищи по прохождению через пищеварительный тракт, и рассказывает о конечных продуктах распада основных веществ клетки).

Тестовая работа классу

1 вариант

1. Из аминокислот состоят:А) жирыБ) углеводыВ) белкиГ) нуклетновые кислоты 2. Максимальной энергетической ценностью обладает:А) говядинаБ) сырВ) сахарГ) масло 3. Роль витаминов заключается в (во) А) нейрогуморальной регуляции деятельности организма Б) поддержании постоянства внутренней среды организма В) влияние на рост и развитие организма, обмен веществ Г) защите организма от инфенкций 4. Образование гликогена происходит в:А) печениБ) поджелудочной железеВ) желудкеГ) стенках кишечника 5) В ходе пластического обмена в организме человека происходит:А) расщепление белковБ) образование воды и углекислого газа из углеводовВ) образование жираГ) расщепление гликогена до глюкозы 6) В состав зрительного пигмента входит витамин:А)-С В)-АБ)-В1 Г)-D
1.Продуктами распада жиров являются:А) глюкозаБ) глицерин и жирные кислотыВ) нуклеотидыГ) аминокислоты 2. Окончательное расщепление белков до аминокислот происходит:А) в желудкеБ) в тонкой кишкеВ) в клеткахГ) в толстой кишке 3. Если у тридцатилетнего человека воспалены десна, выпадают зубы, то у него скорее всего в организме не хватает витамина:А)-А В)-СБ)-В Г)-D
4. Какой из продуктов активнее готовит желудок к пищеварению?А) куриный бульонБ) стакан молокаВ) стакан сметаныГ) манная каша 5) К реакциям энергетического обмена относится:А) окисление глюкозыБ) растворение солей натрия в водеВ) синтез белкаГ) фотосинтез
6) Наиболее благоприятным режимом питания является:А) двухразовое питаниеБ) питание 4 раза в деньВ) питание через каждые 2 часаГ) трехразовое питание

Раздаточный материал


Таблица №1 Выделение веществ из организма.

Таблица №2 Различие первичной и вторичной мочи

Характер мочи


Строение почки и нефрона

Вопросы рефлексии

1. Сегодня на уроке я узнал….. 2. На уроке для меня было сложным…. 3. По данной теме я ещё хочу узнать…