В каком году было пленение шамиля. Пленение шамиля

Итог

Победа царской армии, подписание мирного договора и окончание организованного сопротивления на северо-восточном Кавказе.

Стороны Командующие Силы сторон Потери

Взятие Гуни́ба - военная операция Кавказской армии под командованием генерал-адъютанта А.И.Барятинского по блокаде и штурму ставки имама Шамиля в ауле Гуниб на одноимённом горном плато в Дагестане , происходившая -25 августа 1859 года .

Ситуация на северо-восточном Кавказе к лету 1859 года

16 батальонов пехоты,
1 сапёрная рота,
1 кавалерийский драгунский Северский полк ,
13 сотен казаков и милиции,
18 орудий

Общая численность частей Кавказской армии под Гунибом достигала 16 000 человек .

Исходные позиции

Кавказская армия взяла гору в плотное кольцо. Общий резерв и ставка главнокомандующего находились восточнее Гуниба, в Кегерском ущелье. Главнокомандующий, генерал Барятинский, прибыл к Гунибу 18 августа . Расположение блокирующих войск (по сторонам горы) к этому времени было следующим :

Александровский И.Ф. «Русский лагерь под Гунибом» (1895)


1 батальон Самурского полка,
5 сотен


1 батальон ,
1 батальон Самурского полка


2 батальона Дагестанского полка ,
стрелковый 18-й батальон


2 батальона Апшеронского полка ,
1 батальон Самурского полка,
стрелковый 21-й батальон

Резерв (Кегерское ущелье):
2 батальона ,
4 батальона Ширванского полка ,
1 рота сапёров,
драгунский Северский полк

Защитники Гуниба расставили посты по периметру вершины горы на наиболее опасных участках. Основные же силы с одним орудием заняли оборону в верхней части восточного склона у тропы, ведущей вниз. Здесь же находился командный пункт Шамиля.

Переговоры о капитуляции Шамиля

По завершении окружения Гуниба командованием Кавказской армии предпринимались попытки путём переговоров склонить Шамиля к сдаче. Первой причиной к тому было желание избежать кровопролития в бою, исход которого был предопределён самой расстановкой сил. Вторая причина была в том (как заметил французский посол Наполеон Огюст Ланн, герцог Монтебелло), что героически погибший в бою Шамиль сделал бы вакантным место вождя Кавказа, напротив же - Шамиль пленённый сохранил бы это место за собой, но был бы уже не опасен . Переговоры, однако, ни к чему не привели и Барятинский не без оснований полагал, что Шамиль ведёт их исключительно с целью выиграть время до осенних холодов, когда лишившаяся припасов русская армия вынуждена будет снять блокаду. Путей к мирной развязке событий практически не оставалось.

Осада

Осадные работы вокруг Гуниба были начаты 23 августа под руководством генерала Э.Ф.Кесслера . Устраивались позиции для артиллерии и пехоты, готовились лестницы и верёвки для передовых штурмовых команд. По всей окружности горы разыскивались и при возможности занимались места, наиболее благоприятные для подъёма на гору. В расположении блокирующих войск были сделаны изменения. Из резерва выдвинулись вперёд все четыре батальона Ширванского полка; два из них ещё в ночь с на 23 августа выдвинулись и закрепились на восточном склоне Гуниба ; два других, а также 5 сотен Дагестанского конно-иррегулярного полка переместились на северное направление.Общее расположение войск к 23 августа было следующим :

Отряд полковника Кононовича (восток):
1-й, 2-й батальоны Ширванского полка

Отряд генерал-майора Тархан-Моуравова (север - северо-восток):
3-й, 4-й батальоны Ширванского полка,
2-й батальон Грузинского гренадерского полка ,
1-й батальон Самурского полка,
5 сотен Дагестанского Конно-иррегулярного полка ,
2 сотни даргинской конной милиции

Отряд полковника Радецкого (запад):
2-й и сводно-стрелковый батальоны Дагестанского полка ,
18-й стрелковый батальон

Отряд полковника Тергукасова (юг):
1-й, 4-й батальоны Апшеронского полка ,
4-й, 5-й батальоны Самурского полка,
21-й стрелковый батальон

Резерв (Кегерское ущелье):
2 батальона лейб-гренадерского Эриванского полка ,
1 рота сапёров,
1 драгунский Северский полк

Штурм

Занковский И.Н. «Сакля Шамиля» (1860-1880е)

Сторожевые посты осаждённых по всей горе, узнавая о прорыве и опасаясь быть отрезанными от основных сил, начинали отходить к аулу. Те, что оказались отрезанными от своих, пытались скрыться в пещерах вдоль протекающего через Гуниб ручья . Отступил к селению и отряд под командованием Шамиля, защищавший восточный пологий склон. В это время и на северный обрыв горы поднялись передовые части Грузинского гренадерского и Дагестанского конно-иррегулярного полков.

Защитники Гуниба заняли позиции за завалами в самом селении, на приступ которого шли батальоны Ширванского полка, которых поддерживали занесённые на скалы 4 орудия. Бои на окраинах селения стали наиболее ожесточёнными. Здесь полегла большая часть сторонников Шамиля, и здесь же Кавказская армия понесла самые серьёзные потери за всё время штурма.

К 9 часам с западной стороны на Гуниб поднялись части Дагестанского полка, и практически вся гора была в руках штурмующих. Исключение составляли несколько построек в самом ауле, где укрылись Шамиль и 40 оставшихся в живых мюридов .

К 12 часам на Гуниб поднялись генерал Барятинский и другие военачальники. К Шамилю снова был направлен парламентёр с предложением прекратить сопротивление. В бою участвовали кроме русских такие нации как:дагестанцы, чеченцы, грузины, ингуши.

Пленение Шамиля

Около 4-5 часов пополудни Шамиль во главе конного отряда в 40-50 мюридов выехал из аула и направился вверх на гору, к берёзовой роще, где его ожидал Барятинский со своей свитой. Путь Шамиля сопровождали крики «ура» русских войск. Недалеко от того места, где находился главнокомандующий, отряд всадников был остановлен и дальше имам проследовал пешком в сопровождении троих приближённых. Барятинский встречал Шамиля сидя на камне, в окружении множества генералов и войск. Командующий упрекнул Шамиля в том, что тот не принял предложений о сдаче ещё до штурма. Имам ответил, что во имя своей цели и своих приверженцев должен был сдаться тогда только, когда не останется никакой надежды на успех . Барятинский подтвердил свои прежние слова о безопасности самого Шамиля и его семьи и сказал, что тому придётся отправиться в Петербург для ожидания дальнейшего решения о его судьбе самого императора. Вся беседа длилась не более нескольких минут . Вслед за этим Шамиль был сопровождён в военный лагерь на Кегерских высотах, откуда вскоре должен был отправиться вглубь России.

Итоги и последствия

Потери сторон

Потери русской армии во время штурма по официальным данным :
убитыми - 19 нижних чинов, 2 милиционера;
ранеными - 7 офицеров, 114 нижних чинов, 7 милиционеров;
контуженными - 2 офицера, 19 нижних чинов.

Наполеон Огюст Ланн, ссылаясь на частные беседы с русскими офицерами, говорит о потерях в 600 человек ранеными и убитыми .

Потери защитников Гуниба - 360 убитых . 40 -

Пленение Шамиля нанесло решающий удар по мюридизму и положило конец организованному сопротивлению на северо-восточном Кавказе (разрозненные восстания происходили и в последующие годы), а также способствовало скорейшему завершению войны и на северо-западном направлении.

Согласно преданию, после сдачи Шамиля в плен, сотня всадников во главе с наибом - Байсангуром Бенойским бросилась на прорыв. В результате яростной атаки, тридцати из них во главе с Байсангуром, прорвав кольцо, удалось вырваться из окружения и пробраться в Чечню. Остальные погибли. Но документального подтверждения свидетелей и очевидцев тех событий это предание не имеет.

: ООО «Издательство «Полигон», 2003. - ISBN 5–89173–212–2

Осада Гуниба и пленение Шамиля в воспоминаниях Д.И. Святополк-Мирского

Осада Гуниба и пленение Шамиля - это известные исторические фрагменты завершающего этапа войны царской России против Имамата Имамат - мусульманское теократическое государство мюридов Чечни и Дагестана под управлением имама Шамиля, существовавшее в 1829-1859 гг. Завоевано Российской империей в ходе Кавказской войны. Чечни и Дагестана, которые достаточно подробно освещены многими авторами, очевидцами и современниками, участниками Кавказской войны. На эти события по горячим следам и позже откликнулись публикациями журналы «Современник» Зиссерман А. Очерк последних военных действий на Восточном Кавказе // Современник. - 1860. - № 7 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/ Воките^у/Каука7/Х1Х/1840-1860/7^егтапп/осегк4.Ит., «Русский вестник» Внутренние известия // Русский Вестник. - 1859. - № 9 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1840-1860/RV/9_1859.htm., «Русский архив» Гр. А. О-Д. Частное письмо о взятии Шамиля. 1859 // Русский архив. - М., 1869. - Т. 6. - С. 1046-1063., «Военный сборник» Стрелок Н.Н. Из дневника старого кавказца // Военный сборник. - 1870. - № 11., «Русская старина» Солтан В. На Гунибе в 1859 и 1871 гг. // Русская старина. - СПб., 1892. - Т. 74. - С. 392-418; Записки М.Я. Ольшевского. Кавказ с 1841 по 1866 // Русская старина. - СПб., 1894. - Т. 82. - С. 228-240., «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» (СМОМПК) Шульгин С.Н. Рассказ очевидца о Шамиле и его современниках // СМОМПК. - Тифлис, 1903. - Т. 32. - С. 10-24., «Исторический вестник» Аноев А. Из кавказских воспоминаний // Исторический вестник. - 1906. - № 9., «Красный архив» Бушуев С. К биографии Шамиля // Красный архив. - 1941. - № 2 (105)., где были напечатаны статьи, воспоминания и письма А. Зиссермана, А. Орлова-Давыдова, М. Ольшевского, С. Шульгина, Н. Стреллока, А. Аноева, С. Бушуева и других. Не все публикации имели равное значение, многие из них демонстрировали яркий пример тенденциозности, не раскрывали истинных социально-политических причин событий и освещали их в выгодном для царизма свете, оправдывая методы ведения войны и военно-колониальную систему управления. Тем не менее, именно благодаря этим материалам до нас дошли важнейшие факты и эпизоды периода Кавказской войны, что позволяет сделать собственные выводы и заключения.

Особняком в этом ряду стоят воспоминания военного министра царствования Александра II, участника взятия Гуниба, графа Д.А. Милютина Милютин Дмитрий Алексеевич (1816-1912) - генерал-адъютант, военный и государственный деятель России, принимал участи в осаде и штурме Гуниба., где детально описываются интересующие нас события. Написаны мемуары были уже после его отставки - в 1889-1892 гг. Они долго не издавались и хранились в личном фонде графа в Отделе рукописей бывшей Ленинской библиотеки. В 1997-2006 гг. «Воспоминания генерал-фельдмаршала графа Д.А. Милютина» в семи томах были опубликованы в Москве, под редакцией профессора Л.Г. Захаровой.

Указанные события запечатлены также в хрониках и воспоминаниях представителей противоборствующей стороны, возникших, как подчеркивал И.Ю. Крачковский, «в той самой среде, которой были посвящены». Исключительно важный фактический материал подготовил дагестанский арабоязычный автор XIX в. Гаджи-Али, который занимал в имамате высокие должности и «был довольно близким к имаму человеком». Работа «Сказание очевидца о Шамиле» впервые опубликована в 1873 г. в «Сборнике сведений о Кавказских горцах». По мнению В.Г. Гаджиева, она основана «на личных впечатлениях автора с довольно широким использованием сведений, полученных им из вторых и даже третьих рук» Гаджиев В.Г. Предисловие. Гаджи-Али и его место в изучении истории движения горцев Дагестана и Чечни под водительством Шамиля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://a-u-l.narod.rU/Gadji-Ali_Skazanie_ochevidza_o_Shamile.html#glava-p..

Среди дагестанских исторических сочинений XIX в. труды Абдурахмана из Газикумуха занимают особое место. Его наследие стало доступно широкому кругу историков сравнительно недавно, когда были опубликованы воспоминания автора «о делах жителей Дагестана и Чечни» Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний Абдурахмана, сына шейха Тариката Джамалуддина ал-Хусайни о делах жителей Дагестана и Чечни. - Махачкала, 1997 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/ Arabojaz_ist/Gazikumuchi_Ш/text4.htm..

осада гуниб имам война

Интересная информация о Кавказской войне и пленении Шамиля содержится в труде бывшего секретаря имама и муфтия имамата - Мухамада-Тахир Аль-Карахи, переведенном на русский язык А.М. Барабановым и впервые опубликованном в Москве в 1941 г. Мухамад-Тахир аль-Карахи. Блеск дагестанских шашек в некоторых Шамилевских битвах / Перевод А. Барабанова. - М., 1941.

С рукописными воспоминаниями Центральний державний історичний архів України в м. Києві (далі - ЦДІАК України), ф. 2056, оп. 1, спр. 89, 101 арк. князя Д.И. Святополк-Мирского о князе А.И. Барятинском Барятинский Александр Иванович (1815-1879), генерал-фельдмаршал, главнокомандующий войсками Отдельного Кавказского корпуса. С его именем связано окончание Кавказской войны и пленение Шамиля в 1859 г., хранящимися в Центральном государственном историческом архиве Украины в г. Киеве, автор впервые ознакомился в 2005 г. в ходе работы над кандидатской диссертаций. Но только сейчас было принято решение проанализировать и обнародовать отдельные исторические события Кавказской войны, описанные одним из высших офицеров Кавказской армии и, что немаловажно, непосредственным участником событий. В военных кампаниях против «непокорных горцев» в 1859 г. князь Д.И. Святополк-Мирский возглавлял походный штаб Дагестанского отряда генерал-адъютанта барона А.Е. Врангеля, который вытеснил Шамиля из Аварии, заставил его укрыться в Гунибе и принимал активное участие в штурме укрепленного аула. За отличия в этих событиях князь Д.И. Святополк-Мирский был награжден орденами св. Анны 1-й ст. и св. Владимира 3-й ст.

Несмотря на то, что историография данной проблемы является достаточно обширной, на наш взгляд, воспоминания еще одного очевидца гунибской драмы, его характеристика Шамиля Имам Шамиль вместе со своими родственниками и обслугой в 1868-1869 гг. жил в Киеве в Крепостном переулке, о чем извещает бронзовая мемориальная доска на доме № 4. и военной обстановки, сложившейся вокруг этого, поистине знаменательного исторического события для всей кавказской кампании, вызовет интерес в научной среде.

До сих пор представленные материалы князя Д.И. Святополк-Мирского не пользовались особым вниманием украинских историков и просматривались только одним исследователем - и то, в далеком 1950 г., когда изучение мемуаров о представителях высших сословий для советских ученых вообще не являлось актуальным, а вопросы покорения кавказских народов лишний раз старались не поднимать. В своих воспоминаниях князь подробно описывает свой конфликт с генералом Н.И. Евдокимовым Евдокимов Николай Иванович (1804-1873) - генерал-от-инфантерии, участник Кавказской войны, принимал участие в осаде и штурме Гуниба. в 1861 г., а также поездку в Париж, где он выполнял личные поручения своего покровителя - князя А.И. Барятинского. Не мог, естественно, обойти вниманием Д.И. Святополк-Мирский знаменательный в жизни князя А.И. Барятинского и немало значивший для самого автора мемуаров 1859 г., когда пленением имама Шамиля закончилась Кавказская война на Тереке. Это событие автор описывает весьма подробно. По занимаемой должности начальника штаба войск Дагестанской области и будучи одним из приближенных главнокомандующего, он ежедневно бывал в его ставке под Гунибом, где доверительно общался с ним и, следовательно, был в курсе всех значимых происшествий, случавшихся в ходе осады крепости.

Как следует из воспоминаний, Д.И. Святополк-Мирский во время пленения Шамиля находился вместе с бароном А.Е. Врангелем и войсками в 100 шагах от места, где происходили основные действия ЦДІАК України, ф. 2056, оп. 1, спр. 89, арк. 80.. Глава, которая посвящена интересующему нас вопросу, весьма обширна, состоит из 21 листа и называется «Воспоминания за 1859 г.».

«Приступая к описанию военных событий этого года, поскольку я был в них замешан посредством моих близких отношений к Барятинскому и в силу его ко мне доверия, - пишет Д.И. Святополк-Мирский, - я должен сделать над собой усилие, чтобы сказать всю правду. Должен сделать усилие, потому что чувствую, как читающие эти строки легко могут заподозрить меня не более чем в хвастовстве и потому что мне придется указывать на слабости и ошибки людей, достойных уважения и глубоко многоуважаемых» Там само, арк. 67..

Далее автор повествует о подробностях назначения его начальником штаба войск Дагестанской области, характеризуя при этом своего непосредственного начальника барона А.Е. Врангеля Там само. как почтенного, благородного рыцаря, но рыцаря часто капризного, а подчас и строптивого Там само..

Свои воспоминания об осаде аула и пленении Шамиля мемуарист начинает словами: «Итак, драма близилась к концу. Грозный Шамиль с несколькими стаями оставшихся у него приверженцев укрепился в Гунибе, последнем своем убежище. Его окружала со всех сторон масса наших войск. И мы все- таки стояли в недоумении, не зная, что делать и не без опасения относительно окончательного исхода дела. Причиною тому были не столько крепость Гунибской местности, сколько нравственное обаяние засевшего там героя» Там само, арк. 76 зв..

Автор анализирует последствия возможной гибели или же прорыва из окружения Шамиля, говорит о выгоде для общего дела, в случае принуждения его к сложению оружия и сдачи в плен: «Мертвый или павший в бою, он остался бы в глазах горцев живой легендой, способной создать нам немалые затруднения в будущем. Успей он спастись бегством хотя бы один, и могла опять повториться история Ахульго Имеется в вицу блокада и штурм в августе 1839 г. дагестанского аула Ахульго, резиденции Шамиля. Тогда раненому Шамилю удалось вырваться из окружения вместе с двумя десятками сподвижников и через некоторое время собрать новые отряды для продолжения борьбы.. Нам нужно было заставить его сдаться», - замечает Д.И. Святополк-Мирский.

«Начавшиеся переговоры вначале ни к чему не привели, - продолжает автор, - потому что Шамиль не верил нам и имел право не верить, судя по прошлому». Тогда, по настоянию Д.А. Милютина, Н.И. Евдокимова и Э.Ф. Кесслера, было принято решение организовать осаду Гуниба по всем военным правилам. Так как это требовало продолжительного времени, то присутствие князя А.И. Барятинского в расположении войск было признано военачальниками нецелесообразным, якобы «могущим скомпрометировать главнокомандующего в глазах только что покорившегося населения». Д.И. Святополк-Мирский откровенно сообщает об интригах среди военачальников, которые хотели под благовидным предлогом удалить А.И. Барятинского из-под Гуниба, самим овладеть крепостью и присвоить себе всю славу покорителей Восточного Кавказа: «нашим славным начальством овладело какое-то умопомешательство, и впечатление это ощущал далеко не я один». Однако, по мнению автора воспоминаний, это торжествующее шествие по стране, памятной нашими неудачами и кровавыми жертвами, стране, только что считавшейся недоступной, было А.И. Барятинскому по сердцу, и, правду сказать, по своей наружности и приемам он вполне подходил к такой роли.

Как утверждает мемуарист, А.И. Барятинский приглашал его к себе ежедневно - больше для своего удовольствия, чтобы поговорить по душам о разных предметах. О деле говорилось только вскользь, мимоходом. Главнокомандующий был мастер уклоняться от разговора, которого не желал. «Но я замечал, однако, что он часто задумывался и был чем-то недоволен», - подчеркивает Д.И. Святополк-Мирский Там само, арк. 76. Там само, арк. 77..

Тем не менее, разговор, который долго откладывался А.И. Барятинским, всё-таки состоялся, что было зафиксировано автором воспоминаний: «Наконец, не помню которого именно числа августа, он прислал за мной довольно рано, в необычный час. Я застал его в большом волнении, прохаживающимся быстрыми шагами по палатке, из угла в угол, как лев в клетке» Там само..

Подробно излагается и содержание его разговора с А.И. Барятинским. Д.И. Святополк-Мирский пишет, что, походив еще немного, главнокомандующий вдруг уперся в него своими проницательными глазами, которые горцы называли «гузлер-яман», и сказал по-французски: «Вы знаете, что я смотрю на вас, как на родного брата, я знаю, что вы мне преданы и имею большое доверие к вашему мнению. Ответьте мне прямо и откровенно, ничем не стесняясь, на мой вопрос - меня уговаривают уехать отсюда, и я уже почти согласился. Что вы об этом думаете?» Там само, арк. 77 зв..

«Вы себе не можете представить, - ответил я, - насколько я счастлив вашим вопросом, на который я могу ответить без минуты колебания. Вы должны умереть здесь на месте или взять Шамиля». От такого ответа А.И. Барятинский пришел в восторг и умиление: «Да, - сказал он, - вы правы, это, в сущности, было и всегда моим мнением, но вот, что мне говорят». И он стал излагать доводы его официальных советников, которые, как полагает автор, не стоит и «повторять из-за их неосновательности».

Результатом их разговора стало то, что главнокомандующим тотчас было отдано приказание об отмене отъезда из-под Гуниба, чем, по предположению автора, сильно огорчил своих советников: «Милютин был точно ошеломлен, он, казалось, с трудом верил происходящему на глазах, столь неожиданному, Евдокимов как будто о чем-то сожалел и о чем-то раздумывал. Оба они в глубине души считали себя, один в теории, другой - на практике, более знающим и умным, чем Барятинский, и вдруг оказалось противное -дилетант превзошел артистов».

Воспользовавшись полученным правом советчика, Д.И. Святополк-Мирский начал доказывать А.И. Барятинскому, что длительная осада Гуниба невозможна и что Гуниб может и должен быть взят если не прямым штурмом, то «постепенной эскаладою» Там само, арк. 76. Эскалада (с французского - лестница) - штурм крепостей с помощью лестниц.. А.И. Барятинский не отвергал ни то, ни другое предложение. Однако он выразил опасение, что при штурме Шамиль может погибнуть, между тем, как необходимо взять его живым. После долгих рассуждений, не согласившись на штурм, главнокомандующий остановился на том, что нужно разрешить «всем начальникам колонн делать попытки к овладению Гунибом по их усмотрению и под их ответственность, обещая щедрую награду тому, кто в этом преуспеет, и 1000 рублей тому лицу, которое возьмет Шамиля в плен» Там само, арк. 79..

Автор воспоминаний откровенно пишет о том, что после этих событий отношение высших офицеров отряда к нему ухудшилось, а его личное положение сделалось затруднительным и фальшивым: «главнокомандующий, так сказать, не выпускал меня из своей палатки, а после наших свиданий делались часто распоряжения, которые приписывались моему влиянию, и многие стали смотреть на меня косо или прямо враждебно». Лишь только честный и добрый Врангель не имел претензий и говорил шутливо: «Я потерял начальника штаба, но он там (в палатке главнокомандующего. - А.Д) полезнее» Там само, арк. 79 зв..

Распоряжения, сделанные А.И. Барятинским, предоставившие большую самостоятельность и давшие возможность проявить инициативу командующим колонн, наиболее знакомым с условиями местности и обстановкой на своем участке, оказались успешными. Как пишет автор, «войска с разных направлений одновременно бросились на штурм и взобрались на Гуниб, и раньше всех солдаты Апшеронского полка» Там само, арк. 80..

Автор воспоминаний выражает уверенность в том, что Шамиль сдался в плен только ради спасения своего семейства: «Он смерти не боялся и, сдаваясь, ожидал скорее казни, чем помилования, несмотря на уверения Лазарева Лазарев Иван Давидович (1820-1879) - российский генерал, перед капитуляцией Шамиля отправился к нему в Гуниб для переговоров об условиях сдачи в плен., встретившего его у выхода из аула». Он отмечает исключительную роль генерала И.Д. Лазарева в событиях и показывает психологическое состояние Шамиля в момент сдачи в плен: «Полагаю, однако же, что увещевания Лазарева на него подействовали, и Лазарев в том случае, как и вслед за тем, при обезоруживании мюридов, сопровождавших Шамиля, оказал важную услугу. Находясь с Врангелем и войсками в 100 шагах от аула, я видел, как Шамиль переговаривался с Лазаревым и после некоторого времени колебания двинулся к нам в сопровождении десятка мюридов. Все они были вооружены. Встретившись с Шамилем, Врангель подал ему руку, которую тот, однако, не принял. Шамиль имел вид взволнованный и решительный, как человек, идущий на казнь».

Д.И. Святополк-Мирский откровенно пишет о том, что он при представлении плененного Шамиля главнокомандующему А.И. Барятинскому не присутствовал, так как оставался на позиции перед аулом: «Изобразив меня на своей картине «Плен Шамиля», стоящим возле главнокомандующего, Горшельд Там само, арк. 80. Речь идет о немецком художнике Т. Горшельте (1828-1871), очевидце событий под Гунибом, авторе картины «Плененный Шамиль» (1863). поддался фантазии артиста», - замечает он. Тем не менее, автор пытается воспроизвести эпизоды встречи Шамиля с А.И. Барятинским: «На приветствие главнокомандующего и упрек, что он так долго медлил сдаваться, Шамиль отвечал грубо, сказав, что кто раз вступил в га-о [...] тот остерегается - намек на случаи, когда он считал себя нами обманутым. Фраза эта, кажется, была смягчена переводчиком» Там само, арк. 81 зв..

Далее Д.И. Святополк-Мирский излагает свои мысли относительно того, кому из русских военачальников того времени принадлежит главная заслуга в пленении Шамиля и покорении Дагестана и Чечни. «Итак, Шамиль взят, - пишет он, - покорение Восточного Кавказа, прослывшее невозможным, свершилось двумя годами раньше, чем на это рассчитывал главный исполнитель этого великого дела Евдокимов. Кому же приписывать заслугу покорения Восточного Кавказа? Барятинскому или Евдокимову, или даже Милютину? Такой вопрос обсуждался уже неоднократно, и будет обсуждаться еще более в будущем» Там само..

У автора по этому вопросу имеется своя собственная точка зрения, которую он пытается аргументировать, логически связав в единую цепь основные события на Кавказе, происходившие в последние несколько лет, с деятельностью А.И. Барятинского, Н.И. Евдокимова и Д.А. Милютина.

Д.И. Святополк-Мирский предлагает представить себе, как повернулись бы здесь события с 1856 г., если бы в них не принимали участие названные им лица. «Не будь Милютина, - убежденно говорит он, - его легко заменил бы кто-нибудь другой. Не будь Евдокимова, завоевание Чечни случилось бы несколько времени больше. Не будь Барятинского, не было бы ничего из того, что при нем свершилось, и можно даже допустить, что Кавказская война продолжалась бы до сих пор. Для меня, по крайней мере, это ясно, как день», - категорически резюмирует Д.И. Святополк-Мирский.

  • · Воля главнокомандующего предпринять быстрое покорение Кавказа.
  • · Предоставление нужных для этого средств.
  • · Самое энергичное употребление этих средств, то есть беспрерывность военных действий против горцев, замена прежней системы временных экспедиций.

Д.И. Святополк-Мирский считает, что первый из этих факторов находится исключительно в личности самого А.И. Барятинского, второй - предоставлен доверием к нему императора, выделившего для окончания Кавказской войны необходимое количество войск и денег. Что касается беспрерывности военных действий, то автор напоминает, что еще в 1853 г. А.И. Барятинский указывал на эту меру, как на единственное средство покорения горцев. «Итак, - заключает свою мысль Д.И. Святополк-Мирский, - источником главных факторов, приведших к быстрому покорению Кавказа, является, неоспоримо, Барятинский, все остальное имело лишь вспомогательный характер».

Заслуга А.И. Барятинского, по мнению автора, состоит даже в том, что он выбрал Д.А. Милютина в качестве начальника своего штаба и угадал с назначением Н.И. Евдокимова, пользовавшегося до того, что бы там кто не говорил, «сомнительной репутацией наилучшего исполнителя своих намерений».

Несмотря на слухи о злоупотреблениях Н.И. Евдокимова, он стал одним из ближайших сподвижников А.И. Барятинского, который нашел в грубоватом, полуграмотном «генерале от народа» отличного практика, разделяющего его мнение и надежды, отличительными качествами которого, как следует из воспоминаний, были настойчивая непреклонность, безжалостная воля в преследовании цели и понимание особенностей Кавказской войны Там само, арк. 83. Д.И. Святополк-Мирский намекает на известные темные стороны деятельности генерала Н.И. Евдокимова на Кавказе, связанные с финансовыми махинациями. Он имел репутацию откровенного казнокрада. Согласно воспоминаниям А.Л. Зиссермана, А.И. Барятинский прикрывал своего исполнительного подчиненного от царского гнева, а критикам Н.И. Евдокимова говорил: «Евдокимов украдет 100 рублей, а пользы принесет на 10 тысяч». См.: Муха- нов В.М. Наброски к портрету генерала Н.И. Евдокимова // Кавказский сборник. - М., 2008. - Т. 5 (37) / Под ред. В.В. Дегоева. - С. 156-158. ЦДІАК України, ф. 2056, оп. 1, спр. 89, арк. 83..

В официальной переписке того времени вместо слова «покорить» стали употреблять другой термин - «умиротворение», авторство которого Д.И. Святополк-Мирский приписывает Д.А. Милютину. Оценивая последнего как человека высоких правил и поступков, доблестного гражданина, государственного деятеля, военного писателя и ученого, мемуарист не признает его военных заслуг и способностей. Роль его на Кавказе Д.И. Святополк-Мирский характеризует как пассивную и канцелярско-исполнительскую, чему он якобы имеет много доказательств Там само, арк. 84 зв.. При этом подчеркивает, что, придя к такого рода выводам, вовсе не отрицает и не умаляет ничьи заслуги - от советников главнокомандующего до рядового солдата, «проливавшего свою кровь и пот в борьбе с горцами» Там само, арк. 83 зв..

От признания исключительных заслуг князя А.И Барятинского и восторженных эпитетов в адрес главнокомандующего Д.И. Святополк-Мирский переходит к критике некоторых его человеческих качеств, таких как самомнение, тщеславие, обидчивость и эгоцентризм. Пленение Шамиля, по свидетельству автора, привело А.И. Барятинского в какой-то детский восторг. Радость его не имела пределов и доходила даже до неприятного злоупотребления в отношении близких. Он постоянно возвращался к этому событию, вспоминал обстоятельства и подробности. Например, как он послал в отряд А.Е. Врангеля Р.А. Фадеева Фадеев Ростислав Андреевич (1824-1883) - генерал-майор, военный историк, состоял в службе при А.И. Барятинском. с приказанием, противоречащим воззрениям Д.А. Милютина и Н.И. Евдокимова, и распек Р.Х. Тромповского Тромповский Роберт Христианович - полковник, адъютант А.И. Барятинского. Там само, арк. 85 зв. за то, что не взял с собой красных штанов, чтобы сопровождать Шамиля в Петербург и тому подобное. Любимой темой разговоров А.И. Барятинского было также представление о том, что известие о взятии Шамиля попадет в Петербург, как этому обрадуется государь, «какие рожи скорчат» при этом его враги и завистники.

Д.И. Святополк-Мирский вспоминает, что после пленения Шамиля тут же на Кечерских высотах стал свидетелем сцены, когда он с Д.А. Милютиным находились в палатке А.И. Барятинского. Главнокомандующий снова стал говорить о последних событиях, акцентируя внимание на том, как он предвидел и предсказал все, что случилось. Д.А. Милютин, которому такой разговор не мог быть приятен и даже надоел, как показалось автору, вдруг обронил: «Что же это, колдовство?». «Нет, не колдовство, Дмитрий Алексеевич, - возразил серьёзным тоном А.И. Барятинский, - а верная оценка обстоятельств» Там само, арк. 86.. На этом разговор прекратился, и, по мнению Д.И. Свято- полк-Мирского, это стало началом последующих столкновений, завершившихся полным разрывом отношений между Д.А. Милютиным и А.И. Барятинским.

25.08.1859 (7.09). – Пленение вождя кавказских горцев имама Шамиля. Покорение Восточного Кавказа

Покорение Восточного Кавказа и завещание Шамиля

Причиной Кавказской войны (1817–1864) было стремление России ликвидировать очаг разбоя и англо-турецких интриг против присутствия России на Кавказе. После , (1803–1813) связь России с ними осуществлялась через земли Дагестана, Чечни и , подвергаясь постоянным грабительским нападениям горцев. , однако часть местных вождей этому воспротивилась. Назначенный в 1816 г. главнокомандующим на Кавказе начал покорение разбойничьих территорий посредством планомерного строительства крепостей Кавказской линии ( и др.).

Силы горцев и России были, конечно, неравными и исход военных действий рано или поздно должен был закончиться в пользу русских войск. Однако накануне чеченцы, подталкиваемые к тому Англией и Турцией, активизировали свои действия и ударили русским в спину. Особенно постаралась Англия: и своими эмиссарами, и деньгами, и оружием, надеясь также, что увязнув в войне на Кавказе, Россия приостановит свое . Таким образом иностранные антирусские силы воспользовались горцами как инструментом в своей борьбе против России и Православия (незадолго до этого с этой же целью на Восточном Кавказе усиленно внедряли ислам, который не являлся исконной религией кавказцев).

После долгого противоборства в апреле 1959 г. пала резиденция горского вождя Шамиля – аул Ведено, а в августе 1859 г. русские войска осадили аул Гуниб – последний оплот имама. принесли донесение от князя А.И. Барятинского: "От Каспийского моря до Военно-Грузинской дороги Кавказ покорен Державе Вашей. Сорок восемь пушек, все крепости и укрепления неприятельские в руках Ваших".

25 августа 1859 г. аул был взят штурмом, и легендарный Шамиль, более двадцати лет воевавший с могущественной Россией, вместе с 400 мюридами сдался князю Барятинскому (на фото слева ) и стал пленником Русского Царя. Наградами князю Барятинскому были чин генерал-фельдмаршала, высший орден Империи – св. Андрея Первозванного и полководческий орден св. Георгия II степени. В истории Русской армии он был наречен "Победителем Шамиля".

Шамиль был одарен большим умом; он был провозглашен имамом в 1834 г. и управлял своим народом не только с безпощадной строгостью, которую он считал необходимою, но имел сильное влияние на него, служа ему примером честности и нравственности. Однако представления горцев о ведении войны и о мощной России были, разумеется, нехристианскими. После своего пленения Шамиль не сомневался, что русские его рано или поздно убьют. Мысль о пощаде к нему Русского Царя была так несовместима с верованиями и правилами фанатика-магометанина, ревностного исполнителя шариата, что Шамиль тогда только освоился с мыслью о спасении своей жизни, когда он был осчастливлен великодушным приемом у Государя.

Шамилю не только сохранили жизнь, но предоставили дом в Калуге для проживания со всем семейством, во дворе дома построили мечеть, выделили 15 тысяч рублей годового содержания; сын его воспитывался в Пажеском корпусе. Такое великодушие было для него непостижимым, сердце его было побеждено и вскоре чувство безпредельной благодарности к своему Высокому Благодетелю сменило былое чувство ненависти.

Через несколько лет Шамиль написал Царю:

«Ты, Великий Государь, победил меня и кавказские народы, мне подвластные, оружием; Ты, Великий Государь, подарил мне жизнь; Ты, Великий Государь, покорил мое сердце благодеяниями. Мой священный долг как облагодетельстванного дряхлого старика и покоренного Твоею великою душою, внушить детям их обязанности пред Россиею и ее законными царями. Я завещал им питать вечную благодарность к Тебе, Государь, за все благодеяния, которыми Ты постоянно меня осыпаешь. Я завещал им быть верноподданными Царям России и полезными слугами новому нашему отечеству.

Успокой мою старость и повели, Государь, где укажешь, принести мне и детям моим присягу на верное подданство. Я готов принести ее всенародно.

В свидетельство верности и чистоты моих помыслов я призываю Всемогущего Бога, великого пророка Его Магомета и даю клятву пред недавно остывшим телом моей наилюбимейшей дочери Нафисат на священнейшем Коране. Соизволь, Государь, на мою искреннюю просьбу». (Шамиль на Кавказе и в России. Биографический очерк. Сост. М.Н. Чичагова. СПб. 1889)

А через несколько лет после принесения присяги на верность Царю Шамиля пригласили на свадьбу в 1866 г. в качестве почетного гостя, где он сказал во всеуслышанье: «Старый Шамиль на склоне лет жалеет о том, что не может родиться еще раз, дабы посвятить свою жизнь служению белому царю, благодеяниями которого он теперь пользуется ».

Выехав в начале 1870 года со всем семейством на богомолье в Мекку, Шамиль умер в г. Медине 4 февраля 1871 года.

Следуя его завету, чеченцы в дальнейшем верно служили русскому Царю, в том числе на военной службе. Известный историк-эмигрант , чеченец по национальности, говорил, что в покорении Кавказа «Россия проявила свою специфическую натуру, свойственную только ей: как завоеванные народы, так и добровольно присоединенные, Россия не считала колониальными, как делали в таких случаях западные державы, а считала эти народы подданными русского Царя... Поэтому русский империализм, в отличие от западного, не сводился к грабежам и насилию. Государственная тенденция была – сделать инородцев одинаковыми подданными русского царя. Между ними принципиальной разницы по национальности не делалось». Вместе с тем «Россия обязалась не вмешиваться во внутренние дела Чечни. Не посягать на чеченскую религию, обычаи. И это выполнялось».

Лишь большевицкая идеология, направленная на разрушение национальных традиций всех народов, стала позже причиной нового отчуждения чеченцев от Москвы и новых взаимных эксцессов.

В посткоммунистическое время мы видим, что тем же антирусским силам вновь удалось настроить против России чеченцев, забывших завет Шамиля...

После покорения Дагестана и Чечни Кавказская война продолжалась еще несколько лет в других районах. Ее окончанием принято считать покорение племени убыхов в урочище Красная поляна 21 мая 1864 г. Нужно сказать, что расширение имперской власти на северокавказские кавказские территории было закономерным и необходимым, поскольку Закавказье уже вошло в состав Империи и необходимо было обезпечить безопасную связь с ним. При этом насилие применялось только там, где встречалось вооруженное сопротивление. Поведение русских покорителей Кавказа можно характеризовать и таким эпизодом во время взятия Гуниба:

«В пещере, около которой происходила схватка Ширванского полка с мюридами, нашли женщину с грудным ребенком. Женщина была убита, а ребенка спас прапорщик Ширванского полка, Вриани. Командир полка, полковник Кононович, взял малютку к себе, окрестил ее, дал ей имя и положил ей на зубок значительную сумму денег. Кроме того, офицеры обязались до совершеннолетия девочки выплачивать ежетретно по несколько процентов получаемого жалованья. Таким образом, малютка стала дочерью целого полка и называлась Ниною Ширванскою" (из книги М.Н. Чичаговой "Шамиль на Кавказе и в России", 1889).

Обсуждение: 37 комментариев

    Думаю разум победит, и всё встанет на свои места и с той и с другой стороны. Все должны приложить усилия к оздоровлению страны. В единении наша сила!

    Полный бред

    Братья! Будем сильными,мужественными,трезвящимися и внимательными друг к другу!И подаст нам милосердный Бог благодать свою,утверждая нас в нашей Првославной вере и дарующий нам крепость и осознание того, что мы, Русские и есть Россия!В Вере,единстве и русском братстве наша сила.Пусть не горе объединяет нас,а земля наша и братолюбие друг к другу.Храни Господь всех любящих Россию.

    Всем коренным народам России давно понять,что враг у нас общий имя ему сатана, и слуги его верные. Посему вражда между нами только на руку, этому врагу. Вразуми нас милостивый Боже и направи нас на путь спасения, да не погибнути нам, но спастися и в разум Истины прийти.

    Да, у нас, православных, и у мусульман ОДИН ОБЩИЙ ВРАГ!

    Вот что написано в их священной книге Коране: " Разве ты не видел тех (иудеев), которые сдружились с народом, на который разгневался Аллах? Они ни из вас, ни из них; они клянутся ложно и знают это. Уготовал Аллах им сильное наказание. Поистине скверно то, что они делают! Свои клятвы они взяли как щит и отклонили от пути Аллаха. Им- наказание унизительное! Ни в чём не избавят их от Аллаха ни их имущества, ни их дети. Они обитатели огня, они в нём вечно пребудут. В тот день, когда Аллах пошлёт их всех и они станут клясться перед Ним, как клянутся перед Аллахом, и думают они, что уних какая-то основа. О! - ведь они лжецы. Овладел ими сатана и заставил их забыть воспоминание об Аллахе. Они - партия сатаны. О да, поистине, они партия сатаны, они - потерпевшие убыток ". Коран, СУРА 58 "АЛЬ МУДЖАДИЛА", ст. 15, 20د

    Вот полезнейший сайт, который ведёт исламист, друг православный патриотов Ахмед Рами, глубоко понимающий Русскую Проблему: http://www.abbc.net/

    Слава русскому оружию!Разумейте языцы и покоряйтеся,яко с нами БОГ!

    И всё же Кавказцы выбрали быть врагами Русским. Они решили сделать Россию своей полуколонией. Русские и Кавказцы несовместимы, и себе дороже будет за счёт Россиян холить Чечню. Враги они всегда враги, и они доказали то, что они-враги. Несовместимы мировоззрение, психология, традиции-и зачем вся эта бадяга? Отделить их и депортировать из России, цивилизованно, с компенсацией,-всё это сто раз окупится. Свободу России от Кавказцев и их криминала!

    Отделение не неизбежно как подметил Александр Н. это будет разумным решением.Единение только с белой Европой и единение только русских, без балласта в виде фино-угров, кавказа и прочих

    Россия многонациональная страна и этим всегда была сильна. Все те, кто выступают или действуют против этого,осознанно или неосознанно, чем бы они не прикрывались и какой-бы национальности не были - это враги нашей страны, а значит союзники тех кто хотел уничтожить нас всех в 1941г. и тех кто сейчас мечтает подорвать нас изнутри нашими же руками, как это было в 1991 г. и завладеть природными богатствами. Хватит заигрывать с пятой колонной. Их уже нужно давить.

    ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ДОКУМЕНТ И ЗАВЕТ ТОГО, КТО НА СВОЕЙ ШКУРЕ ПОЗНАЛ СИЛУ И ПРАВДУ РУССКОГО НАРОДА.

    Бред и враньё

    Что за чушь?!Он сдался в плен но такое письмо он никогда не отправлял!

    имам шамиль не мог такого писать

    Между понятиями взяли в плен и сдался в плен - большая разница, потому и в Мекку отпустили, следовательно все написанное им правда.

    Нравственно испорченные люди никогда не поверят что Шамиль писал это письмо.Они всегда будут кусать ласкающюю и дающюю им хлеб руку.Это мы видим на примере российских нац-меньшинств,а так же братьев наших меньших окраинцев.Шамиль был не таким,он был хорошим воином и нравственным человеком,потому и написал такое письмо,и завещание потомкам оставил.Поэтому всякие захары,дены и ахмады не верят,с нравственностью у них проблемы,а безнравственным людям нельзя помочь материально и морально тоже.

    Никакого плена не было; быть не могло, чтобы имам Шамиль сдался в плен неверным, потому что Мухаммад-Тахир аль-Карахи пишет: «И в последний час на горе Гуниб имам подходил к каждому мюриду отдельно и просил сражаться до конца, до смерти шахида. Но все отказались и просили имама принять предложение русских, выйти к ним на переговоры и заключить мирный договор». Вот что мы должны знать. Не было плена. Есть ещё доказательства: во-первых, когда имам вышел к царским войскам, он был вооружён до зубов, а мы знаем, что пленным не оставляют оружие, но имам был вооружён, и даже его мюрид Юнус из Чиркея, который был с ним, был вооружён. Во-вторых, имам поставил перед русскими условия, только после принятия которых он прекратит войну. Русские приняли его условия, и вступил в силу мирный договор.

    Условия были следующими:

    1. Не препятствовать Исламу в Дагестане.
    2. В Дагестане не распространять Христианство.
    3. Не развратничать.
    4. Не призывать горцев служить в царской армии.
    5. Не стравливать народы Дагестана друг с другом.

    Помимо этих, там было ещё множество условий, и все они были приняты.
    Когда имам пребывал в России, его очень уважали, и он однажды сказал: «Хвала Аллаху, Который дал русских, чтобы я вёл с ними газават, когда я был полон сил, и чтобы они почитали и уважали меня, когда я постарел и силы покинули меня». Абдурахман Сугури, когда услышал эти слова имама, сказал: «Вот это восхваление Аллаха (шукр) сравнимо с 25-летним газаватом».

    Тема такая что у мусульман(какими они не были бы) нет первосвященника. Ну например у христиан -патриарх, у католиков - папа,у других -главный шаман. Мусульмане в религиозно- общественной жизни живут общинами (религиозными) по этому у них на самом деле немеряное количество течений в плане религии и общинног строя.

    Такой бред, никогда бы Шамиль не написал.
    Шамиль ненавидел свиноедов и убивал их на каждом повороте горных перевалов.
    Вот что на самом деле писал Шамиль: "У русской армии длинный хвост и я режу их каждый день..."

    Смешно. Цирк. Ложь. Имам Шамиль то тосно знал как пишется имя нашего пророка с.а.с. это все русские сказки. Это не плен это временное перемирие было, с условием что позаолят нам соблюдать нашу религию и жить не как рабы. Тогда рабство было.

    Неужели чеченский историк Авторханов стал бы врать. А про чеченскую верную охрану Царя вы слышали? Это вы врете и своим детям и западу. Сами разорили свою Чечню своим тупым эгоизмом и разбоем. Но за наш счет Путин всё вам простил, все ваши преступления, убийства десятков тысяч русских и их рабство, изгнание сотен тысяч, завалил вас деньгами немеряными из русских регионов. А вы свиньи неблагодарные.

    почему вы говорите типа Имам Шамиль подходил каждому и все отказались сражаться как вы обьесните что Байсангур Беноевский наиб Имама Шамиля прорвался через тройное кольцо если он не хотел бы воевать он же рядом сним же был Имам здался плен это исторический факт он жил калуге я нечего не хочу сказать за Имама я очень увожаймый его когда он здался в плен он же говорил в Дагестане и Чечне и так хватает сирот если бы не Имам Шамиль не сражался бы 25 лет у нас не осталось бы своих традиции обычи я был в том вместе где Имама Шамиля провозгласили Имамом Дагестана и Чечни это было в чечне я очень уважаю дагестанцов Имам Шамиля

    Пишут - поставил Шамиль условие... заключил договор... а почему он жил в Калуге? Ездил от туда в Мекку?

    Слышал, что Россия раздала земли на равнине чеченцам и их старики завещали служить России. Оттого и батальон "Восток" существует. Похоже что правда.

    Полная ЧУШЬ... ЭТА борятинский поступала как мразь.уговорив Имама на переговоры и дав СЛОВО что не будет ни какого фальша и разайдутся Имам поверил этой твари вышел на переговоры борятинский окружил и схватил в плен. такой поступок совершает только конченый человек. И НИ КАКОГО ПИСЬМА НЕ БЫЛО.ваши историки лжецы как и вся ваша история... Так подло и лживо написать о Кавказской войне мог только ублюдок...

    И на счет Байсунгура. в Гунибе небыло ни Байсунгура и ни одного Чеченца. До Гуниба когда борятинский шел через Чечню в Дагестан все Чеченские Наибы сдались. Имам ТРИ раза собирал Наибов продолжать борьбу но они стали на сторону царьской армии и выступали уже против своих же... А то что Имам сдался сам в плен это СКАЗКИ историков ЕВРЕЕВ которые пытаются сделать Имама предаьелем таким образам вывести на нет Кавказскую войну и Имама в глазах Народов Дагестана и Чечни. До Имама Шамиля 19 лет Дагестан воевал против царьской Росии когда стал Шамиль Имамом он призвал Чеченцев. Черкесов на борьбу и длилась война 30 лет.49 лет - пол века шла война. Если бы весь народ Дагестана Чечни и Черкесы воевали против царской армии то не смогли бы завоевать Кавказ. И даже с таким малым количеством Мы воевали пол века 49 лет против такой громадной царьской армии

    Кавказ, Магомед, Гы-гы-гы и другие ЛЬВЫ ДАГЕСТАНА И ЧЕЧНИ. Ваша гордость не дает вам признать реальность и оценить по достоинству величие вашего Шамиля. Главный вопрос зачем Вы воевали с Россией? Что Вам плохого сделала Россия, кроме усмирения ваших разбоев? Зачем Вы первыми стали нападать на торговые пути, грабить, участвовать в англо-турецких интригах? Какое государство стало бы это терпеть? Если в этом ваша традиционная доблесть, которая возродилась и в 1990-е годы, то не сетуйте на то, что вас не любят. Мой покойный друг чеченский историк Авторханов с вами тоже не согласился бы:

    МВН Все что ты сейчас тут пишешь про нападения на торговые пути и разбои это ВРАНЬЕ.для своего оправдания. Чечня вошла в состав ДОБРОВОЛЬНО В 1781 году. Авары в 1805 году ДОБРОВОЛЬНО. но в 1810 году ваш ермолов.чтоб он в АДУ горел тварь. начал доносить царю что Авары живут по своей конституции своим законам свободно и нельзя их так оставлять.что другие народы в частности Грузия Азербайджан поднимут восстания против царского режима и стали вводить свои гнусные порядки Грцы стали возмущаться против этого беззакония и беспредела вот такими гнусными доносами и введения своих режимов ермолов начал войну в 1810 году в Дагестане. НЕ НАДО ПЫТАТЬСЯ ВАЛИТЬ ВИНУ НА НАС ЛЖИВОЙ ИСТОРИЕЙ НАПИСАННОЙ ВАМИ ЛЖИВЫМИ ОБВИНЕНИЯМИ...

    А в 1990-е опять-таки: кто начал? Вы тысячи русских убили, обратили в рабство, сотни тысяч изгнали, отняв их дома, и вам за это не стыдно (опять-таки "горская доблесть"), получаете от Путина огромные деньги на восстановление вами же разрушенного - это тоже лживые обвинения? Вряд ли вы лучше вели себя и в той войне XIX века... Знаю, что не все горцы такие, я вырос на Сев. Кавказе, но вы своим поведением дискредитируете всех...

    В 90тых вся Россия кричала на всю Страну долой жидов я это хорошо помню и помню как магазины были пустыми и кроме сосисок НИЧЕГО небыло. вот чтоб отвлечь русских от себя они и затеяли эту войну в Чечне. когда выводили войска из Чечни ОСТАВИЛИ ВСЕ ОРУЖИЕ так и вышли пустыми. оставив все оружие чеченцам. вот пока вы глазели на Кавказ на эту войну.жиды занимали посты и присваивали Россию в свои руки что до сих пор и делают и вас кормят тем что Кавказ плохой и во всем виноват. А насчет домов и русских сжигали гнали убивали вранье. чтоб злить русских против Кавказа это гнусная пропаганда. Вот тебе одна история. соседи у нас жили русские.в Дагестане. они продали дом за хорошую сумму. хотя соседи говорили зачем уезжаете но они говорили дети типа в Иванове нашли хорошие работы и там будут жить и мы туда поедем. когда уезжали все соседи
    провожали их.в разговоре они говорят типа скажем что беженцы.БЕЖЕНЦЫ. от них прямо душа отвернулась... Вот из за таких беженцев фальшивых и складывались впечатления о Кавказе плохо

    А на счет дотации типа вы нас кормите Дагестан и Чечню это наши деньги. за наш газ за нашу нефть которую вы качаете у нас. да и много других природных ресурс. так сто ВЫ нас не кормите вы нас ГРАБИТЕ...Дагестан и Чечня сама в состоянии себя кормить и без вашего участия

    Чтоб эти историки в аду горели лживые собаки...еще надо же так подло письмо сочинить.ни чести ни достоинства твари

    Уважаемый горец. Вы нарушили правила поведения на нашем форуме. Я бы мог еще позволить Вам тут как гостю станцевать лезгинку, но не использовать ругательства. Поэтому Ваши плевки в историю, историков и тем самым в доброе имя Шамиля и верных России чеченцев (каким был Авторханов) тут больше размещаться не будут.
    Кстати, у нас недавно размещен материал, опровергающий Ваши оправдательные фантазии насчет 1990-х: Невыученные уроки Чеченской войны. Беженцы из Чечни обвинили Правительство РФ в бездействии

    МВН Дагестан - дотационный, попрошайнический регион? дотация от России составляет 90% бюджета Дагестана. Это 4,3 миллиарда рублей. А теперь посмотрим, сколько забирает Москва у Дагестана: Рыба и рыбная продукция 1000 тонн = 250 млн. долл. Электричество 180 млн. долл. Овощи, фрукты 160 млн. долл. Амортизация дорог (авт., ж/д.,) 72 млн. долл. Нефть 120 млн. долл. Газ 30 млн. долл. Прочие драгоценные металлы 42 млн. долл. Я не пишу про закрытые шахты каменного угля в Ахтынском районе, урановые месторождения и радиоактивные захоронения, доходы от них миллиардами оседают в карманах мафии Москвы и Дагестана. Получается так, что у Дагестана, по самым грубым подсчетам, забирают 854 миллиона долларов, то есть 26 миллиардов рублей, а возвращают только 4,3 миллиарда рублей или 12%. Через Дагестан проходит автодорога международного значения, протяжённостью более 500 км. в начале 90-х годов, как начали бурно развиваться населённые пункты расположенные вдоль трассы Баку – Сухокумск, когда начали проезжать по нашим дорогам машины с номерами разных стран. Заметив это, Кремль испугался того, что Кавказ по экономическому развитию может опередить Россию и уйдёт из-под контроля. Первое что сделала Москва – создала банду ГАИшников-Дагестанцев (с обязательным присутствием одного ФСБшника), с помощью Магомедали и прочих холуев, приспешников Кремля, и начали терроризировать водителей иностранных машин, отбивая охоту водителей проезжать через Дагестан. Второе – наглухо закрыли границу с Азербайджаном, хотя при закрытии заявляли, что граница будет прозрачная, сейчас же мы знаем какая она прозрачная (она прославилась в народе как золотой мост, железные ворота, дьявольский форпост и.т. д.). Этими своими грязными замыслами Москва закрыла самое доходное место для простых людей, проживающих по трассе – это 850 населённых пунктов, с населением более 500 000 человек. Эта дорога могла обеспечить работой более 30% дагестанцев, не говоря об экономическом развитии, которое мог получить Дагестан. Мост между народами Юга и Севера, который налаживался, отрезали с корнями. Теперь резиновые галоши Иранского производства сначала попадают в Москву, затем продают нам по повышенной цене – разница в стоимости оседает в карманах москвичей. Вот это и есть современная Кавказская политика Кремля. Я здесь не пишу про морской порт, единственный не замерзающий, который способен 24 часа в сутки обрабатывать суда. Дагестан может выступить в роли перевалочной базы между Западом и Востоком и между Югом и Севером. Москве это не выгодно. Москве выгодно нас держать полуголодными, нищими, просящими всегда у них подачки. Потому-то Дагестан находится на последнем месте, то есть из 96 регионов, на 95. И после подобных пассажей нас заверяют, что мы – дотационная республика. Пусть нас оставят тогда в покое с нашей бедностью. Зачем так цепляться за столь нищий Дагестан?

    Причем тут Дагестан? Дагестанцы, в отличие от чеченцев, свою республику не разрушали, массовых преступлений против русских не устраивали, не поддержали дудаевскую "Ичкерию" и дали отпор нападению Басаева и Хаттаба в 1999 году. А что касается дагестанской экономики - я не специалист в этом вопросе, но разве Москва "забирает" у вас рыбу, фрукты и прочее перечисленное добро безплатно, разве вы на этом не зарабатываете указанные суммы? Вашими приемами можно не только дороги (кстати, кем построенные? как и ваша промышленность - кем создана на ровном месте?), но и дагестанский горный воздух можно оценить в золоте (типа: ветром его сносит в соседние русские регионы, но Кремль за это Дагестану ничего не платит). И неужели Кремль мешает вам самим закупать "резиновые галоши Иранского производства", которые "сначала попадают в Москву, затем продают нам (дагестанцам) по повышенной цене – разница в стоимости оседает в карманах москвичей"? - вот он, злобный оскал московского колониализма! Такими приемами можно извратить все, что угодно (как Вы это демонстрируете и относительно Шамиля). Ясно, что экономика всей РФ нездоровая, компрадорская, несправедливая. основанная на криминальной мафиозной прихватизации, и в этом ваши олигархи типа Керимова ничем не отличаются от русских по национальности (которых, впрочем, в олигархате заметно меньше, чем евреев и кавказцев).

    Уважаемый горец. Ваши новые сообщения удалены. Потому что вместо ответов на делаемые Вам возражения Вы только бездоказательно ругаетесь и уходите в сторону от темы этой статьи.

    Про некоторых горцев можно сказать только одно: "горбатого могила исправит.

В тот день, 6 сентября 1859 года, фактически закончилась Кавказская война, длившаяся, по оценкам современников, несколько десятилетий. Штурм горного аула Гуниб в Дагестане, где укрывался со своим отрядом Шамиль, стал последним крупным сражением той войны.

"Единственный доступ на вершину Гуниба составляла крутая тропа, над которой горцы устроили завалы и поставили пушку. С других сторон аул казался недоступным", - так описывали убежище Шамиля участники штурма. Тем не менее, солдаты под обстрелом и градом камней продвигались метр за метром вверх по тропе. Она настолько крута, что солдатам даже позволяют заменить форменные сапоги на лапти и обмотки, чтобы было сподручнее карабкаться.

Перелом в осаде наступает, когда добровольцы Алшеронского полка, по лестницам и веревкам подобрались к неприятельской заставе. Горцы их заметили и открыли огонь. Алшеронцы бросаются в штыковую.

На встречу с князем Барятинским из осажденного аула Гуниб имам Шамиль выехал на лошади. За сотню шагов до места, где от него ждали объявления о прекращении войны, лидеру горцев предложили спешиться, и остаток пути он проделал пешком. На месте, где стоит беседка, сидя на камне, его поджидал командующий царскими войсками.

Есть две версии, почему Барятинский сидел. Первая, у него была подагра, а ждать именитого пленника пришлось долго. Вторая, победитель принимал побежденного сидя, подчеркивая свое превосходство. По легенде, когда Шамиль шел к Барятинскому кто-то из горцев его окликнул, в расчете, что он повернется и его можно будет убить. Стрелять в спину считалось позором. Шамиль не обернулся. Это - легенда.

Достоверно известно другое. При появлении Шамиля солдаты закричали "ура". Еще до официального объявления, стало ясно, что это конец Кавказской кампании, которая началась еще в эпоху Николая I, а закончилась уже при Александре II.

Позже, в память о главном событии Кавказской войны здесь поставят беседку. Она простоит полтора века. В 1995 году, когда в Чечне начнется первая война, ее и памятный камень взорвут неизвестные.

Исрапил Абдулаев, краевед: "Он был больше размером, после взрыва часть разломилась. Но надпись сохранилась - "1859 год".

Исрапил восстановил беседку год назад, точную копию старой. Но и ее в покое не оставляют. Исрапил надписи исправно стирает, а новые также исправно появляются вновь.

В той Кавказской войне только по официальным данным армия потеряла около 25 тысяч убитыми и 65 тысяч ранеными. В донесении военному министру через день после пленения Шамиля князь Барятинский писал: "После 50 лет кровавой борьбы настал в этой стране день мира". В 1859 году командующему русскими войскам казалось, что теперь уж Кавказ усмирен навсегда.

Употребляя термин «Кавказская война», мы в известной степени отдаем дань сложившейся исторической традиции. Ибо боевые действия не носили привычного характера, когда армии двух стран встречаются в открытом бою. Не было и государства в полном смысле этого слова у горцев. Многие горские правители добровольно принимали Российское подданство, начиная с XVI века. Вследствие чего горцы участвовали в боевых действиях с обеих сторон. Основной проблемой в отношениях Петербурга с народами Северного Кавказа было существование их и России как бы в разных временных режимах. Единственным выходом здесь могла стать лишь система косвенного управления, с опорой на местные органы власти и допущение незначительного отхода от буквы российских законов.

Для воспитанного в английском духе и лишенного национальной косности и предрассудков командующего отдельным Кавказским корпусом (впоследствии армией) и наместника его императорского величества на Кавказе Александра Ивановича Барятинского это было очевидным. Такой подход оказался очень плодотворным. Для действий генерала Барятинского были характерны минимальные потери со стороны русских войск и относительно бережное отношение к противнику, которого по возможности пытались сделать союзником, а если не получалось, то угрожали массивным кнутом, не пуская его в действие без надобности.

Таким образом, горцам давалась возможность достойного выбора, по возможности щадилось их самолюбие и честь. Для рейдов Барятинского было характерно использование опыта старых кавказцев и тесная координация действий разных отрядов войск и милиции. К моменту назначения его командующим он как никто лучше знал слабые места и противоречия созданного Шамилем имамата. Барятинский предпринимает последовательные меры по ослаблению экономической базы имамата. С этой целью он от стратегии разрозненных экспедиций переходит к планомерной осаде горных районов Чечни и Дагестана. Реализуя этот план, генерал вытесняет Шамиля с равнинных территорий, продвигает Кавказскую линию ближе к горам, расчищает старые просеки, создает новые, интенсивно заселяет занятое пространство казаками. Хорошим отношением к местному населению и обустройством подвластных территории, щедрыми подарками горским предводителям, вступившим на русскую службу, он наглядно демонстрирует горцам преимущества российского правления. Противопоставляя насажденному Шамилем шариату обычное право горцев (адаты), Барятинский наносит серьезный удар по идеологической основе имамата.

Проводимая Барятинским политика очень быстро дала положительный результаты. В 1856 го. Ряд наибов сложили оружие, среди них – строитель всех Кавказских крепостей Хаджи Юсуф. Свою тонкую политическую деятельность он умело сочетает с интенсивными военными действиями, не оставляя Шамилю времени на передышку и восстановление своих сил. В 1858 году Барятинский предпринимает успешный поход в Аргунское ущелье. Вытесненный из малой Чечни, разбитый в Аргунском ущелье, Шамиль отступает в аул Ведено находящийся в чаще лесов Большой Чечни. Но и здесь его настигают русские войска. Следует сказать, что борьба за Аргунское ущелье, славящееся своей неприступностью, обошлась зимой 1858 года русским войскам меньше чем в 100 человек. Занятие Ведено, резиденции Шамиля, в ходе боевых действий с 1 января по 1 апреля 1859 года стоило потери 36 человек. С последними мюридами (400 человек) он бежит в Нагорный Дагестан.

Летом 1859 года Барятинский предпринимает поход в Дагестан, наносит ряд поражений Шамилю и запирает его в сильно укрепленном и труднодоступном ауле Гуниб. 25 августа 1859 г. В ауле Гуниб после 25 лет борьбы Шамиль вынужден был сдаться. 26 августа Барятинский издает приказ, в возможность которого еще несколько месяцев назад никто не мог поверит: «Шамиль взят: Поздравляю Кавказскую армию!». В воспоминаниях современников запечатлен парад в Тифлисе в честь победы над Шамилем. Парад открывал батальон Грузинского гренадерского полка. Все офицеры этого батальона имели ранения. Впереди маршировал полковник князь Орбелиани, Граф Н. И. Евдокимов был изранен как решето, Д. И. Святополк-Мирский был прошит пулями в грудь крест-накрест. Не отличался от подчиненных и главнокомандующий, ехавший на белой лошади с золотой цепью, — две тяжелые раны.

После победы над Шамилем Командующий Кавказской армией генерал Барятинский довел населению прокламацию: ИМПЕРАТОР ВСЕРОССИЙСКИЙ в бесконечной милости своей, великодушно даровал прощение чеченскому народу за все враждебные его действия против нас в продолжение более 20 лет, за пролитую кровь Русских, за вред и убытки, причиненные нам во время войны. Подтверждаю ныне письменно мои слова и объявляю снова, что все случившееся в продолжение этой бедственной для народа войны должно быть забыто навсегда. Отныне ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО, распространяя на вас Свою благость и попечения, наравне с другими своими подданными, дарует вам следующие милости:

  1. Каждый из вас может свободно отправлять свою веру, и никто не будет вам препятствовать исполнять обряды ее.
  2. От вас никогда не будут требовать рекрут и никогда не обратят вас в казаков.
  3. Все земли и леса на плоскости, где жил чеченский народ до возмущения 1839 года, будут отданы вам в вечное владение, исключая тех, которые заняты под укрепления с принадлежащими к ним покосными местами; эти земли навсегда остаются собственностью казны. Те же земли и леса в горной полосе, которыми народ до возмущения не пользовался и откуда вышел при нынешней покорности, останутся в запасе в распоряжении Правительства; но на них не предлагается поселять ни казачьих станиц, ни чеченских аулов.
    Вам отведутся земли на каждый аул соразмерно числу жителей и каждому аулу будет дан акт и план на вечное владение землей. Правители, поставленные над вами, будут управлять вами по адату и шариату, а суд и расправа будут отправляться в народных судах, составленных из лучших людей, которые будут избираемы вами и назначаемы в должности с согласия ваших начальников.
  4. Снисходя к бедному положению народа, потерпевшего от разорения войной, Правительство освобождает вас от взноса податей на пять лет, с тем, чтобы вы в течение этого времени устроили свое хозяйство, отдохнули и вообще поправились в домашнем быту. По истечении же льготного срока (т. е. пять лет) вы обязываетесь уплачивать подать с каждого дыма по рублю.
    На первое же время вам предстоит только назначать содержание вашим аульным старшинам и другим должностным лицам в аулах в таком размере, какой вы сами признаете справедливым по вашему общему совещанию, в вознаграждение за службу их вашему обществу.
  5. Точно так же в течение пяти лет мы освобождаем вас от обязанности выставлять милицию, вы будете только назначать людей для рассылки бумаг и приказаний и для караула при арестантах в аулах и в дороге. Когда же пройдут льготные лета, то вместо назначения людей, каждый раз по особому требованию, вы обязываетесь выставлять в постоянное распоряжение ваших начальников не более как по одному конновооруженному человеку с каждых 100 сажен, на полном содержании обществ, наймом или по очереди, как вы сами найдете для себя, по общему совещанию, лучшим. Эти люди будут постоянно находиться при ваших начальниках для рассылок, для караулов при арестантах и для поддержания порядка и спокойствия в крае.

Объявляя вам эти милости, я желаю, чтобы вы воспользовались спокойною жизнью, отныне все силы наши, которые столько лет тратили на разоряющую вас войну, обратите к мирным занятиям, как-то: к разработке полей, к ремеслам и торговле. Каждому из вас, кто пожелает, можно будет заниматься ремеслами и торговлей на общих основаниях, предоставленных для всех подданных Русского Императора.
Император Александр II принял Шамиля неожиданно дружелюбно, он поселил своего недавнего врага в Калуге, в месте с ним проживали две его жены, деты, зятья, внуки, всего с прислугой 22 человека. На содержания дома выделялось ежегодно по 20 тысяч рублей. Имаму, кроме того, выплачивалась ежегодная пенсия в размере 10 тысяч рублей. В 1866 г. На свадьбе царевича Александра Александровича в Петербурге бывший имам произнес речь, оканчивавшуюся словами: «Да будет известно всем и каждому, что старый Шамиль на склоне лет своих жалеет о том, что он не может родиться еще раз, дабы посвятить свою жизнь на служение белому царю, благодеяниями которого он теперь пользуется». Шамиль с семьей прожил в Калуге до 1869 г., затем ему по климатическим условиям разрешено было переехать в Киев. В марте 1870 г. Русский император отпустил его в Мекку. Чтобы добиться этого, Шамиль написал клятвенное письмо, что не причинит никакого вреда России. В Мекке он был встречен с большим почетом. Умер он в Медине в 1871 г. В возрасте 72 лет.

Литература:

1. Романовский Д. И. князь А. И. Барятинский и Кавказская война. Русская старина, 1881.
2. Зиссерман А. Л. Генерал-фельдмаршал кн. Барятинский. Т. 1.

3. Романовский Д. И. Кавказ и кавказские войны. СПб.1860.

4. Русская старина. 1881.

5. РГАДА. Ф. 1255. Оп. 1. Д. 131.
6. Русская старина. 1881. Т. 31.

Габриэль Цобехия