В молчанье правил грузный челн. Нас было много на челне

Наказание за клевету

Царь Константин Копроним, иконоборец, потеряв надежду поколебать веру преподобного Стефана ласками и дарами, решил перед лицом Святой Церкви посрамить его имя, возложив на невинного старца грех, которым гнушаются даже молодые, но благовоспитанные люди. В том городе подвизалась молодая инокиня Анна. Слуги царя подкупили ее служанку, чтобы она лжесвидетельствовала на невинных.

Бессовестная женщина сделала все, что хотели гонители. Анну вывели из храма и представили суду. При допросах был сам Копроним и требовал только одного: чтобы она призналась в преступлении, после чего обещал ей царские милости. Но когда ни ласки, ни ложь ее рабыни, ни мучения не смогли поколебать ее твердость, мучитель был вынужден оставить преподобного Стефана в покое.

Между тем Копроним счел необходимым наградить клеветницу, чтобы и другие в подобных случаях охотнее исполняли его волю. Ее выдали замуж за богатого чиновника, и через некоторое время она родила близнецов. Но Господь покарал ее за лжесвидетельство! Однажды ночью, когда она спала со своими детьми, они вдруг с большой силой впились в ее грудь и стали пить молоко не как младенцы, а как молодые львы. Мать не могла освободиться от них. Таким образом, терзая ее, они убили ее и погибли вместе с ней…

Из книги Основы здорового питания автора Уайт Елена

Освящение или наказание Апостол Павел в своем послании увещевает церковь:«Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего». Следовательно, удовлетворяя греховные желания,

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

3. Вечное наказание Когда в Новом Завете речь идет о наказании нечестивых, встречается прилагательное «вечный». Так переводится древнегреческое слово «айониос». Это определение применяется как по отношению к Богу, так и к человеку. Чтобы избежать недоразумений,

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Наказание Однажды к некоему судебному чиновнику с жалобой пришла собака. Чиновник крайне удивился и спросил:- Как это собака может явиться с жалобой?Собака же сказала:- Господин чиновник! Я долго скиталась и очень проголодалась. Поэтому я пришла в один дом и попросила

Из книги Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки автора Хаген Виктор фон

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

Преступление и наказание Ветхозаветное убеждение в особой ценности человеческой жизни не только создает иерархию серьезных проступков и отличает наказание смертной казнью от прочих наказаний, оно также распространяется на самого нарушителя, а также на характер и

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

НАКАЗАНИЕ Когда маггид узнал, что стал широко известен, он обратился с молитвой к Богу и просил объяснить, за какой грех он несет такое

Из книги Эволюция бога [Бог глазами Библии, Корана и науки] автора Райт Роберт

12. Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем. 13. Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Преступление и наказание В Полинезии вожди пользовались своей богоданной властью в деятельности, типичной для вождей: устраивали пиршества, собирали войска, прокладывали дороги и строили оросительные системы, а также накапливали необходимые ресурсы. Само собой,

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Наказание за богохульство 10–11 В израильском стане был один человек, мать которого была израильтянка, а отец - египтянин; имя его матери Шеломит, дочь Диври из колена Дана. Ходил он однажды среди сынов Израилевых и с одним из них поссорился и подрался. При этом сын

Из книги Евергетин или Свод богоглаголивых речений и учений Богоносных и Святых Отцов автора Евергетин Павел

Наказание за мятеж 26 Господь сказал Моисею и Аарону:27 - Сколько еще этот грешный народ будет роптать на Меня? Я слышу все, что говорят израильтяне, когда ропщут на Меня. 28 Скажи им: «Верно, как и то, что Я живу, - возвещает Господь, - что вы говорили, то Я и сделаю. 29 Ваши

Из книги Миссия Христа. Загадки библейского сюжета автора Яковин Диомид

Наказание мадианитян 1 Господь сказал Моисею:2 - Отомсти мадианитянам a за израильтян. Потом ты умрешь и отойдешь к народу твоему.3 Моисей сказал израильтянам:- Вооружите из числа ваших мужчин воинов, чтобы сразиться с мадианитянами и исполнить месть Господа над

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Глава 46: О том, что грех клеветы велик и что он служит для прославления оклеветанных, если они терпят клевету с благодарностью; и что Бог часто карает за клевету 1. Из ПалладияКак - то в Кесарии Палестинской девица, дочь пресвитера, пала и забеременела, а соблазнитель

Из книги автора

Преступление и наказание Грехопадение Адама и Евы – один из краеугольных камней христианского мировоззрения. Все наши представления о мире, в котором мы живем, о прошлой и будущей судьбе человечества, о миссии Христа на Земле – основаны на вере в это событие. Мы

Из книги автора

549. Внушение бороться с страстями и благодушно сносить клевету Милость Божия буди с вами, Достопочтеннейшая матушка! Просите слова. Иду вслед за вашими словами и прилагаю что считаю нужным. "Живете неисправно". Исправьте все неисправленное. Без этого никогда не будете

Отцы Церкви о клевете и как с ней бороться.

Сандро Боттичелли. Клевета (1495)

Что делать, если слышишь клевету

Как никто другой пострадал от клеветы святитель Иоанн Златоуст . Он претерпел опалу и ссылку, обвиненный императрицей Евдоксией по навету самого Патриарха Александрийского Феофила, желающего поставить на епископскую кафедру своего человека. Тем, кто услышал непроверенный слух или порочащую кого-либо информацию, святитель Иоанн говорил: «Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: "Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяжкими грехами, как же нам осуждать других?"». Святитель предлагал даже крайние меры: «Прогоним клеветника, чтобы, принимая участие в чужом зле, не причинить гибели себе самим». А вот преподобный Ефрем Сирин считал что «если враг располагает к клевете - оградим себя молчанием».

Как спастись от клеветы

За терпение клеветы многие святые отцы обещают награду. «Помни, что тот, кто слышит о себе клевету, не только не терпит вреда, но еще получит величайшую награду», - говорит Иоанн Златоуст . Но он же свидетельствует, что как бы ни была велика награда, терпеть клевету нелегко: «Клевета тяжела, хотя бы она и хорошо вознаграждалась. Ей подвергся дивный Иосиф, и множество других. И Господь повелевает нам молиться о том, чтобы не подвергнуться искушению... И притом в особенности тяжела клевета людей гордых и сильных, потому что неправда, опираясь на силу, приносит большой вред». Своим братьям по несчастью святитель советовал: «Для многих невыносимее всех смертей кажется то, когда враги распространяют о них худые слухи и навлекают на них подозрение... Если это правда - исправься; если ложь - посмейся над этим. Если сознаешь за собою то, о чем сказано, - вразумись; если не сознаешь - оставь без внимания, лучше же сказать: веселись и радуйся, по слову Господа (Мф. 5:11)».

От многих бед и огорчений может спасти молитва. Преподобный Максим Исповедник и в случае наветов предлагает не унывать, а молиться: «По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе».

Епископ Феофан Затворник предлагает считать клевету искупительным лекарством: «Оклеветали вас... хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимий за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас - милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно».

Клевета на пользу

Святитель Тихон Задонский приводит примеры претворения клеветы во благо и славу: «"Любящим Бога... все содействует ко благу", - говорит апостол (Рим. 8:28). Им клевета и поношение обращаются на пользу милостью Божией. Целомудренного Иосифа ввергла в темницу женская клевета, но так он был вознесен на высокую честь и всю страну спас от голода (Быт. 39 и Быт. 41). Моисей от злоречивых уст бежал из Египта и был пришельцем в земле Мадиамской (Исх. 2:15-22). Но там сподобился видеть купину, чудесно горящую в пустыне, и слышать Бога, из купины беседующего с ним (Исх. 3:2-7). Святому Давиду много наветов делал злоречивый язык, но так он к молитве побуждался и много богодухновенных псалмов сочинил на пользу Святой Церкви. Даниила клевета ввергла в ров на съедение львам, но неповинность заградила уста зверей и прославила его больше прежнего (Дан. 6:16-28). … Те же суды Божии и ныне совершаются» (104. 860-861).

И Христа оклеветали

Святитель Тихон отмечает, что мы не первые, кто терпит неправду на Земле: «Путем поношения и уничижения предшествовал нам Сам Христос, никакого греха не сотворивший. Сколько и как жестоко хулили Его фарисейские уста и какие поношения бросали в Него, как ядовитые стрелы,-об этом свидетельствует святое Евангелие. Мало им было говорить, что Он любит есть и пить вино, что Он друг мытарей и грешников, самарянин, что Он беса имеет и исступлен, - Тот, Который всяким образом искал погибших, но называли Его и лжецом, развращающим народ: "мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю" (Лк. 23:2), Того, Который учил их: "отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мк. 12:17), Который силою Божества Своего запрещал и изгонял демонов. Никто от них клеветы и поношения не избежал. Отыскали дети мира сего, что хулить и в непорочном житии, выдумал лживый язык, чем и беспорочных порочить. Пророк Моисей, законодатель, вождь Израилев, друг и собеседник Божий, от сонмища Кореева и Авиронова претерпел укорение (Чис. 16) и от прочих своих людей. Сколько на Давида, святого царя Израилева и пророка Божия, бросали враги ядовитых стрел, видно из псалма: "Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною" (Пс. 101:9 и далее). Лживый язык ввергнул в ров ко львам, как в гроб, пророка Даниила (Дан. 6:16). Как пострадали апостолы от всего мира, которому милость Божию проповедовали! Обольстителями, развратителями и возмутителями вселенной называли тех, которые обращали от прелести к истине, и от тьмы к свету, и от царства диавольского к Царствию Божию. То же познали на себе и преемники их-святители, мученики и прочие святые. Читай церковную историю и увидишь, как никто от них не ушел от клеветы. То же и теперь святые, живущие в мире, от злого мира терпят. Ибо мир во злобе своей постоянен: не любит истины, которую и словом, и житием являют святые, и всегда держится лжи и неправды, которою они гнушаются. Не ты первый терпишь поношение и бесчестие. Видишь, что святые терпели и ныне терпят (Ин. 9:10-34)».

Как самим не оклеветать ближнего

Святитель Василий Великий считает, что иногда и правда может оказаться клеветой: «Об отсутствующем брате нельзя говорить ничего с намерением очернить его - это есть клевета, хотя бы сказанное было и справедливо». «...Но есть два случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное (но правду): когда необходимо посоветоваться с другими, опытными в этом, как исправить согрешившего, и когда нужно предостеречь других (не многословя), которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с плохим человеком, считая его добрым... Кто без такой необходимости говорит что-нибудь о другом с намерением очернить его, тот - клеветник, хотя бы и говорил правду» .

Святитель Иоанн Златоуст предостерегает: «Клевета великие дома разрушает; один оклеветал, а через него плачут и рыдают и другие: и дети его, и ближние, и друзья. Но за это и клеветникам бывает худо. Господь от них и молитвы их не принимает, и свечи их угасают, и приношения их не приемлются, и гнев Божий почивает на них, как и говорит Давид: потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречив».

Святителя Григорий Богослов советует обращать внимание на то, для чего мы жалуемся на других: «Если жалоба несправедлива, то делается клеветой...» .

А преподобный авва Исаия не советует клеветой спасать себя от бедствий и людской злобы: «Всякий несчастный достоин милости, когда оплакивает свои бедствия. Но если он станет клеветать на других и вредить им, то пропадет жалость к его бедствиям; признается уже он достойным не сожаления, а ненависти, как употребивший во зло свое бедствие вмешательством в чужие дела. Итак, семена этой страсти надо истреблять в начале, пока не проросли, и не сделались неистребимыми, и не породили опасности для того, кто принесен в жертву этой страсти» .