Виноградов, леонид аркадьевич. Журнальный зал

С вященник Леонид Александрович Виноградов родился в 1897 году в городе Костроме. Родители его были очень благочестивы, особенно мать, которая часто вместе с мальчиком, коему было тогда девять лет, ездила к о. Иоанну Кронштадтскому. Религиозные впечатления от этих поездок были столь значительны, что Леонид решил свою жизнь посвятить служению Богу. Но не долго пришлось мальчику наслаждаться благотворной обстановкой семьи; когда ему исполнилось двенадцать лет, он осиротел и его взяла на воспитание бабушка. Желая дать ему какую-нибудь доходную профессию, она решила направить мальчика в обучение к знакомому купцу, но он категорически отказался - не расположена была душа Леонида к занятию торговлей. Бабушка была настроена сурово и решительно и в ответ на отказ внука сказала:

В таком случае ты ничего от меня не получишь! Можешь идти на все четыре стороны.

Мальчик собрал котомку - белье, кружку и миску - и ушел в Ипатьевский монастырь, где жил на попечении монахов до совершеннолетия, по достижении которого Леонида благословили быть в монастыре пономарем. Здесь, в монастыре, он познакомился со своей будущей женой, девушкой из благочестивой семьи; по окончании епархиального училища она работала учительницей и часто посещала богослужения в Ипатьевском монастыре. В 1918 году они обвенчались и епархиальное начальство отправило Леонида Александровича в село Сусанине псаломщиком. Через два года он был рукоположен в сан диакона ко храму села Вознесения Сусанинского района. В марте 1924 года Патриарх Тихон рукоположил его в сан священника и он стал служить в храме села Никола Эзу неподалеку от Кинешмы. Вскоре о. Леонида арестовали. Прихожане много хлопотали перед властями об освобождении священника, ездили в Москву к Калинину. Отец Леонид был освобожден через год и направлен служить в храм села Панино Костромской области, а затем в храм села Сокольского Ивановской области. В 1934 году местный исполком постановил разрушить церковь, где служил о. Леонид, и уничтожить обширное кладбище вокруг храма, разбив на этом месте парк для прогулок и увеселений. Кощунственный проект властей вызвал среди жителей возмущение. Крестьяне не один раз ходили к властям и уговаривали их отказаться от кощунственного плана. В ответ власти арестовали о. Леонида, старосту храма Александру Косулину и члена церковного совета Хионию Сафонову и заключили их в Кинешем-скую тюрьму. Суд над ними назначили на праздник Рождества Христова 1935 года. Весь день в сочельник и всю ночь их гнали шестьдесят километров пешком от Кинешмы до Сокольского, где должен был состояться суд. Суд был закрытым и продолжался три дня. Отца Леонида приговорили к семи годам заключения, а женщин - к четырем годам.

Летом 1935 года жена о. Леонида поехала в Москву и добилась приема у Молотова. Он выслушал ее и пообещал разобраться. Осенью 1935 года священник и женщины были освобождены. После освобождения о. Леонид служил в храме села Воронцово Пучежского района. Много раз его арестовывали и предлагали отречься от Бога и снять священнический сан.

Но всякий раз о. Леонид отвечал: "Служу Богу моему дондежеесмь!" В последний раз его арестовали 17 сентября 1938 года. Это был седьмой арест священника. В тюрьме он молился: "Скажи мне, Господи, путь в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою".

Отец Леонид был приговорен к четырем годам заключения, которое отбывал в лагере Никола-ЁлнатьЮрьевецкого района. В 1940 году дети добились свидания с отцом в лагере.

Началась война. Заключенных концлагерей переводили на восток страны. 30 октября 1941 года о. Леонид отправил домой последнее письмо; с дороги он писал, что их везут в Пермскую область. Этот этап оказался для о. Леонида последним. Он скончался 12 ноября 1941 года в одном из лагерей Чердынского района Пермской области. А через два дня в деревне Власово Костромской области скончалась его жена, поддерживавшая его на трудном пути священнического служения.

Окончил юридический факультет Ленинградского университета .

В советское время выступал в официальной печати как автор пьес для детей и взрослых (в соавторстве с Михаилом Ерёминым , в том числе инсценировки «Слова о полку Игореве » и повести А. Н. Толстого «Аэлита»). Входил в одну из самых ранних (с г.) ленинградских групп неподцензурной поэзии , впоследствии получившей название «филологическая школа», или УВЕК (по первым буквам фамилий участников: Владимира Уфлянда , Виноградова, Ерёмина и Сергея Кулле). Первая публикация стихов в России - в г.

По складу поэтического дарования Виноградов - миниатюрист, большинство его стихотворений не превышает четырёх строк. Его миниатюры, в которых преобладает мягкий юмор, своей опорой на речевую стихию близки московскому минимализму (в лице, например, Ивана Ахметьева), однако метод поэтической обработки материала у Виноградова более традиционен, и полные самородной поэзии фрагменты речи он, как правило, облекает в строго метрическую форму, стремясь к особой отточенности рифмы :

На мой медный грошик человечности отпусти мне, Божик, кило вечности.

Не чужды были Виноградову и формальные эксперименты: ещё на рубеже 1950-60-х гг. он начал сочинять моностихи , в конце 1990-х разложил некоторые свои тексты в так называемые «горизонтальные стихи» (каждая строка на отдельной странице), прибегал и к другим приёмам визуализации стиха: так, моностих

Тропинкаприлиплакботинку

Записан Виноградовым без пробелов между словами, то есть мотив «прилипания» дан не только словесно, но и иконически.

Труды

  • Чистые стихи. - М.: Фирма «Граффити», 1999.
  • Стихи с пятнышком. - М.: Фирма «Граффити», 1999.
  • Холодные стихи. - М.: Фирма «Граффити», 1999.
  • Горизонтальные стихи. - М.: Фирма «Граффити»; Тверь: Kolonna, 2001.
  • Фамильные стихи. - М.: Фирма «Граффити»; Тверь: Kolonna, 2001.
  • Потешные стихи. - М.: ОГИ, 2003.
  • Утро Фауста: Роман. - М.: Виртуальная галерея, 2003.
  • Жалостные стихи. - М.: Культурный слой, 2004. ISBN 5-98583-003-9

Напишите отзыв о статье "Виноградов, Леонид Аркадьевич"

Ссылки

  • на сайте «Неофициальная поэзия»

Отрывок, характеризующий Виноградов, Леонид Аркадьевич

Долохов у калитки, у которой он остановился, боролся с дворником, пытавшимся запереть за вошедшим Анатолем калитку. Долохов последним усилием оттолкнул дворника и схватив за руку выбежавшего Анатоля, выдернул его за калитку и побежал с ним назад к тройке.

Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре, заставила ее во всем признаться. Перехватив записку Наташи и прочтя ее, Марья Дмитриевна с запиской в руке взошла к Наташе.
– Мерзавка, бесстыдница, – сказала она ей. – Слышать ничего не хочу! – Оттолкнув удивленными, но сухими глазами глядящую на нее Наташу, она заперла ее на ключ и приказав дворнику пропустить в ворота тех людей, которые придут нынче вечером, но не выпускать их, а лакею приказав привести этих людей к себе, села в гостиной, ожидая похитителей.
Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне, что приходившие люди убежали, она нахмурившись встала и заложив назад руки, долго ходила по комнатам, обдумывая то, что ей делать. В 12 часу ночи она, ощупав ключ в кармане, пошла к комнате Наташи. Соня, рыдая, сидела в коридоре.
– Марья Дмитриевна, пустите меня к ней ради Бога! – сказала она. Марья Дмитриевна, не отвечая ей, отперла дверь и вошла. «Гадко, скверно… В моем доме… Мерзавка, девчонка… Только отца жалко!» думала Марья Дмитриевна, стараясь утолить свой гнев. «Как ни трудно, уж велю всем молчать и скрою от графа». Марья Дмитриевна решительными шагами вошла в комнату. Наташа лежала на диване, закрыв голову руками, и не шевелилась. Она лежала в том самом положении, в котором оставила ее Марья Дмитриевна.
– Хороша, очень хороша! – сказала Марья Дмитриевна. – В моем доме любовникам свидания назначать! Притворяться то нечего. Ты слушай, когда я с тобой говорю. – Марья Дмитриевна тронула ее за руку. – Ты слушай, когда я говорю. Ты себя осрамила, как девка самая последняя. Я бы с тобой то сделала, да мне отца твоего жалко. Я скрою. – Наташа не переменила положения, но только всё тело ее стало вскидываться от беззвучных, судорожных рыданий, которые душили ее. Марья Дмитриевна оглянулась на Соню и присела на диване подле Наташи.
– Счастье его, что он от меня ушел; да я найду его, – сказала она своим грубым голосом; – слышишь ты что ли, что я говорю? – Она поддела своей большой рукой под лицо Наташи и повернула ее к себе. И Марья Дмитриевна, и Соня удивились, увидав лицо Наташи. Глаза ее были блестящи и сухи, губы поджаты, щеки опустились.
– Оставь… те… что мне… я… умру… – проговорила она, злым усилием вырвалась от Марьи Дмитриевны и легла в свое прежнее положение.

НЕОЖИДАННАЯ ИСТОРИЯ ЖЕСТА

Было у французских критиков прошлого века (а позже у Максимилиана Волошина) такое определение - "подземный классик": мало кому известный и мало печатающийся автор, эстетически актуальный, однако, больше иных именитых.

Леонид Виноградов, хотя пишет стихи с 50-х, печатался крайне редко даже для "подземного" поэта: всего несколько маленьких подборок в антологиях "У Голубой Лагуны", "Самиздат века" и некоторых других. И только в 1999 году в издательстве "Граффити" вышли две его книги: "Чистые стихи" и "Стихи с пятнышком".

Стихи Виноградова - очень легкие стихи. И точные, но не точностью называния уже известного - скорее тем, что они открывают новое, неизвестное и называют его - в одно и то же время, одним и тем же неожиданным движением речи.

Ночник освещает дневник - где вник, а где и не вник. В русской поэзии Виноградова можно считать продолжателем линии, обозначенной некоторыми короткими стихотворениями Ходасевича, такими как "Пробочка над крепким йодом!.." или "…Бог знает что себе бормочешь, Ища пенсне или ключи" (почти прямая, хотя и переосмысленная цитата из другого стихотворения Ходасевича обнаруживается в виноградовском "Я с фотопортрета…"*). Только у Виноградова стихотворение в еще большей степени висит в воздухе, ни на что не опираясь.

Тынянов писал, что упомянутое выше стихотворение Ходасевича - "почти розановская записка, неожиданно короткая - как бы внезапное вторжение записной книжки в классную комнату высокой лирики" ("Промежуток"). Но нет, не классная комната. Скорее - исчезающая архитектура "классичности" среди сдигающихся, "какофонических" миров. У Виноградова же и "классические" цитаты переходят в новый, неклассический контекст.

В 1958 году он писал:

Мы фанатики. Мы фонетики. Не боимся мы кибернетики. В отличие от более позднего "Ночник освещает дневник…", эти стихи сильно привязаны к своему времени. И не только словом "кибернетика", а более глубинно - может быть, звуковым строем. Но это стихотворение дает возможность увидеть другой неявный источник поэзии Виноградова: футуризм, Хлебникова, возможно, и ЛЕФ ("правда факта", которая оборачивается дикими ракурсами Родченко).

Поэтому Виноградов может писать стихи, ориентированные не на смысл, а на резкий звуковой жест:

Все мозги вокруг пожухли. Уж не жук ли я? Не жук ли? Лев Лосев вспоминает*, как в юности они с Виноградовым и Владимиром Уфляндом ходили по Ленинграду и распевали Хлебникова на бодрый советский мотив: "Тулупы мы, Земляные кроты, Родились мы глупыми, Но глупым родился и ты". Фонетическое отношение к слову, отчужденное через эту самую советскую музыку, делает возможным спроецировать живую ударную силу ритмики и фонетики на собственное бытие при сохраняющемся ощущении окружающего советского мира во всем его безобразии, огромности и неизбежности. Происходит "одомашнивание" личного, душевного абсурда, которое, правда, не делает его менее абсурдным. Отчуждение Хлебникова, заряда дикости и осмысленности языка, а потом одомашнивание, но уже полуиздевательское. И по-новому действенное. Это создает повод для сдвига реальности, а внутреннему, душевному абсурду дает дополнительное измерение.

В поэзии Виноградова стих существует как бы на грани внутренней речи, и ритм его - это ритм внутреннего монолога: не совсем внутреннего, но принципиально свободного.

На небесной книжной полке, в недоступной тишине гениальные обмолвки попадаются одне, - стихи эти достаточно адекватно показывают поэтику Виноградова, но содержательно отчасти сами себя опровергают: свою формальную чистоту, свое изящество. Поэзия Виноградова не всегда ориентирована на идею внятности. Есть надежда на смысл, но есть надежда и на "гениальную обмолвку". Слово проявляет свой как бы домашний, едва ли не рукописный характер.

Особенность коротких стихотворений Виноградова - в ощутимости смыслового жеста, внезапного движения к осознанию странности и переменчивости мира. В то же время сохраняется упомянутый "домашний", разговорный поворот речи, взгляд частного человека, не требующий "общих соображений" и широковещательных разъяснений, не взывающий к особой, форсированной интонации.

Именно эта резкость и оформленность внутреннего жеста и приводит Виноградова к короткому стихотворению. И делает одним из стоящих у истоков того круга явлений в современной русской поэзии, который можно условно назвать минимализмом. Существенно здесь, впрочем, индивидуальное свойство Виноградова: ощущение речевого жеста, который содержит в себе концентрированное время. Не эпоху, а именно течение времени: внутри стихотворения собрано отношение к опыту - к истории, к культуре и к самому себе, своему положению в мире.

Илья Кукулин

Леонид Виноградов ∙ ∙ ∙ Из под арки ветер дует. А у стенки дома - тишь. Снег скрипит. Трамвай линует белый лист. Ну, нет, шалишь! Поперек путей железных проложу я свой маршрут. Труд напрасный, бесполезный - утром дворники сотрут. ∙ ∙ ∙ Я - крыса. Чуден флейты звук - за ней, за ней, за ней... Как жаль, что напустил в мундштук ты, Крысолов, слюней... ∙ ∙ ∙ Помнит память, что забыла что-то - то ли Санчо, то ли Дон Кишота. ∙ ∙ ∙ Не врите, не врите, не врите, не врите, не врите, не врите, не врите, не врите, не врите, не врите, не врите, не врите, ни на санскрите, ни на иврите. ∙ ∙ ∙ Я - паучок. Я паутинку тку от этого цветка к тому цветку. ∙ ∙ ∙ Сергею Кулле На мой медный грошик человечности отпусти мне, Божик, кило вечности. ∙ ∙ ∙ Тропинкаприлиплакботинку ∙ ∙ ∙ Пахнут цветы. Божик, се Ты? ∙ ∙ ∙ Я не пытал, не убивал. Я возводил бараки там, где зимуют раки. Всегда я к сроку успевал. ∙ ∙ ∙ Малости, мелочи одолевают. Пива, к примеру, не доливают. Или собаки под окнами лают. Или от слова щеки пылают.