Внезапное падение шумера. Великая шумерская цивилизация Падение шумерской цивилизации

Однако вопрос, а существовала ли шумерская цивилизация оставался лишь научной гипотезой до тех пор, пока в 1877 году сотрудник французского консульства в Багдаде Эрнест де Саржак, не сделал открытия, ставшего исторической вехой в исследовании шумерской цивилизации.

В местности Телло, у подножия высокого холма, он нашел статуэтку, выполненную совершенно в неизвестном стиле. Мосье де Саржак организовал там раскопки, и из земли стали появляться скульптуры, статуэтки и глиняные таблички, украшенные невиданными до этой поры орнаментами.

Среди множества найденных предметов были и статуя из камня диорита зеленого цвета, изображавшая царя и верховного жреца города-государства Лагаш. Многие признаки указывали на то, что эта статуя гораздо древнее любого предмета искусства, найденного до тех пор в Месопотамии. Даже самые осторожные в оценках археологи признали, что статуя относится к III или даже IV тысячелетию до н. э. - то есть к эпохе, предшествующей возникновению ассирийско- вавилонской культуры.

Найденны шумерские печати

Наиболее интересными и «информативными» произведениями прикладного искусства, найденными в ходе продолжительных раскопок, оказались шумерские печати. Самые ранние образцы датируются примерно 3000 годом до н.э. Это были каменные цилиндрики высотой от 1 до 6 см, нередко с отверстием: по-видимому, многие владельцы печатей носили их на шее. На рабочей поверхности печати вырезались надписи (в зеркальном отображении) и рисунки.

Такими печатями скреплялись различные документы, их ставили мастера на изготовленной глиняной посуде. Документы составляли шумеры не на свитках папируса или пергамента, и не на листах бумаги, а на табличках из сырой глины. После высыхания или обжига такой таблички текст и оттиск печати могли сохраняться длительное время.

Изображения на печатях были весьма разнообразными. Наиболее древние из них – мифические существа: люди-птицы, зверолюди, различные летающие объекты, шары на небе. Есть и боги в шлемах, стоящие возле «древа жизни», небесные ладьи над лунным диском, перевозящие существ, похожих на людей.

Необходимо заметить, что мотив, известный нам как «древо жизни», современные ученные трактуют по-разному. Одни считают его изображением некого ритуальнчого сооружения, другие – памятной стелой. А, по мнению некоторых, «древо жизни» - это графическое представление двойной спирали ДНК, носителя генетической информации всех живых организмов.

Шумеры знали устройство солнечной системы

Специалисты по шумерской культуре считают одной из самых загадочных печатей ту, на которой изображена Солнечная система. Ее исследовал в числе других ученых один из самых выдающихся астрономов XX века Карл Саган.

Изображение на печати неопровержимо свидетельствует, что 5-6 тысяч лет тому назад шумеры знали, что именно Солнце, а не Земля является центром нашего «ближнего космоса». В этом нет никакого сомнения: Солнце на печати расположено посередине, и оно гораздо больше, чем окружающие его небесные тела.

Однако самым удивительным и важным является даже не это. На рисунке представлены все планеты, известные нам на сегодняшний день, а ведь последняя из них, Плутон была открыта только в 1930 году.

Но и это, как говориться, еще не все. Во-первых, на шумерской схеме Плутон находится не на своем нынешним месте, а между Сатурном, и Ураном. А во-вторых, между Марсом и Юпитером шумеры поместили еще какое-то небесное тело.

Захария Ситчин о Нибиру

Исследованием удивительной печати занимался и Захария Ситчин – современный ученый с российскими корнями, специалист по библейским текстам и культуре Ближнего Востока, владеющий несколькими языками семитской группы, знаток клинописи, выпускник Лондонской школы экономики и политических наук, журналист и писатель, автор шести книг по палеоастронавтике (официально непризнанная наука, занимающиеся поисками доказательств существования в далеком прошлом межпланетных и межзвездных полетов, с участием как землян, так и обитателей иных миров), член Израильского научно-исследовательского общества.



Он убежден, что изображенным на печати и неизвестным нам на сегодняшний день небесным телом является еще одна, десятая планета Солнечной системы – Мардук-Нибиру.

Вот что говорит сам Ситчин по этому поводу:

В нашей Солнечной системе существует еще одна планета, которая появляется между Марсом и Юпитером каждые 3600 лет. Обитатели той планеты пришли на Землю почти полмиллиона лет тому назад и совершили многое из того, о чем мы читаем в Библии, в Книге Бытия. Я предсказываю, что эта планета, имя которой – Нибиру, приблизится к Земле в наши дни. Ее населяют разумные существа – ануннаки, и они будут перемещаться со своей планеты на нашу и обратно. Это они создали хомо сапиенса, человека разумного. Внешне мы выглядим так же, как они.

Аргументом в пользу столь радикальной гипотезы Ситчина служит заключение ряда ученых, в том числе и Карла Сагана, о том, что шумерская цивилизация обладала огромными знаниями в области астрономии, которые можно объяснить лишь следствием их контактов с некой внеземной цивилизацией.

Сенсационное открытие - «Платонов год»

Еще более сенсационными, по мнению ряда специалистов, является открытие, сделанное на холме Куюнджик, в Ираке, при раскопках древнего города Ниневии. Там был обнаружен текст с вычислениями, результат которых представлен числом 195 955 200 000 000. Это 15-значное число выражает в секундах 240 циклов так называемого «года Платона», длительность которого составляет около 26 тысяч «нормальных» лет.

Исследованием этого результата странных математических упражнений шумеров занялся французский ученый Морис Шателен, специалист по системам связи с космическими аппаратами, более двадцати лет проработавший в американском космическом агентстве НАСА. На протяжении длительного времени хобби Шателена было изучение палеоастаномии – астрономических знаний древних народов, о чем он написал несколько книг.

Высокоточные расчеты шумеров

Шателен предположил, что таинственное 15-значное число может выражать так называемую Большую Константу Солнечной системы, позволяющую с высокой точностью вычислять кратность повторения каждого периода в движении и эволюции планет, их спутников.

Так Шателен комментирует полученный результат:

Во всех проверенных мною случаях период обращения планеты или кометы представлял собой (с точностью до нескольких десятых) часть Большой Константы из Ниневии, равной 2268 миллионам дней. По моему мнению, это обстоятельство служит убедительным подтверждением высокой точности, с которой Константа была вычислена тысячи лет тому назад.

Дальнейшие исследования показали, что в одном случаи неточность Константы все же проявляется, а именно в случаи так называемого «тропического года», составляющего 365, 242 199 дня. Разница между этой величиной и величиной, полученной с помощью Константы, составляло одну целую и 386 тысячных долей секунды.

Однако американские специалисты усомнились в неточности Константы. Дело в том, что, согласно последним исследованиям, длительность тропического года каждую тысячу лет уменьшается примерно на 16 миллионных долей секунды. И деление вышеупомянутой погрешности на эту величину приводит к поистине ошеломляющему выводу: Большая Константа из Ниневии была вычислена 64 800 лет тому назад!

Считаю уместным напомнить, что у древних греков – наибольшим числом было 10 тысяч. Все, что превышало эту величину, считалось у них бесконечностью.

Глиняная табличка с руководством по космическим полетам

Следующем «невероятным, но очевидным» артефактом шумерской цивилизации, также найденным при раскопках Ниневии, является глиняная табличка необычной круглой формы с записью… пособия для пилотов космических кораблей!

Табличка поделена на 8 одинаковых секторов. На сохранившихся участках видны различные рисунки: треугольники и многоугольники, стрелки, прямые и кривые разграничительные линии. Расшифровкой надписей и значений на этой уникальной табличке занималась группа исследователей, в состав которой входили лингвисты, математики и специалисты по космической навигации.



Исследователи пришли к заключению, что табличка содержит описания «маршрута путешествия» верховного божества Энлиля, возглавлявшего небесный совет шумерских богов. В тексте указано, мимо каких планет пролетал Энлиль во время своего путешествия, которое осуществлялось в соответствии с составленным маршрутом. Здесь же приводятся сведения о полетах «космонавтов», прибывающих на Землю с десятой планеты – Мардука.

Карта для космических кораблей

Первый сектор таблички содержит данные о полете космического корабля, который на своем пути облетает с внешней стороны встречающиеся по дороге планеты. Приблизившись к Земле, корабль проходит сквозь «клубы пара» и затем опускается ниже, в зону «чистого неба».

После этого экипаж включает аппаратуру посадочной системы, запускает тормозные двигатели и ведет корабль над горами к заранее намеченному месту приземления. Траектория полета между родной планетой космонавтов Мардуком и Землей проходит между Юпитером и Марсом, что следует из сохранившихся надписей во втором секторе таблички.

В третьем секторе приводиться последовательность действий экипажа в процессе посадки на Землю. Здесь же имеется загадочная фраза: «Приземление контролирует божество Ниньи».

Четвертый сектора содержит информацию о том, как ориентироваться по звездам во время полета к Земле, а затем, уже находясь над ее поверхностью, ввести корабль к месту посадки, руководствуясь рельефом местности.

По мнению Мориса Шателена, круглая табличка представляет собой не что иное, как руководство по космическим полетам с приложением соответствующей карты-схемы.

Здесь приведен, в частности, график осуществления последовательных этапов приземления корабля, указаны моменты и место прохождения верхних и нижних слоев атмосферы, включение тормозных двигателей, обозначены горы и города, над которыми следует пролететь, а также расположение космодрома, где корабль должен совершить посадку.

Все эти сведения сопровождаются большим количеством чисел, содержащих, вероятно, данные о высоте и скорости полета, которые следует соблюдать при выполнении упомянутых выше этапов.

Известно, что египетская и шумерская цивилизации возникли внезапно. Для обеих был характерен необъяснимо обширный объем знаний в самых разных сферах человеческой жизни и деятельности (в частности, в области астрономии).

Космодромы древних шумеров

Изучив содержание текстов на шумерских, ассирийских и вавилонских глиняных табличках, Захария Ситчин пришел к заключению, что в Древнем мире, охватывавшем Египет, Ближний Восток и Месопотамию, должно было несколько таких мест, где могли совершать посадку космические аппараты с планеты Мардук. И эти места, скорее всего, находились на территориях, о которых в старинных легендах говорится, как об очагах самых древних цивилизаций и на которых следы таких цивилизаций были действительно обнаружены.

Согласно клинописным табличкам, пришельцы с других планет использовали для полетов над Землей воздушный коридор, простирающейся над бассейнами рек Тигр и Ефрат. А на поверхности Земли это коридор был обозначен целым рядом пунктов, выполнявших роль «дорожных указателей» - по ним мог ориентироваться и при необходимости корректировать параметры полета экипаж идущего на посадку космического корабля.



Самым важным из таких пунктов была, несомненной гора Арарат, возвышавшиеся более чем на 5000 метров над уровнем моря. Если провести на карте линию, идущую от Арарата строго на юг, то она пересечется с воображаемой осевой линией упомянутого воздушного коридора под углом в 45 градусов. В точке пересечения этих линий находиться шумерский город Сиппар (дословно «Город Птицы»). Здесь и находиться древний космодром, на который садились и с которого взлетали корабли «гостей» с планеты Мардук.

К юго-востоку от Сиппара, вдоль осевой линии воздушного коридора, заканчивающегося над болотами тогдашнего Персидского залива, строго на осевой линии или с небольшими (до 6 градусов) отклонениями от нее, на одинаковом расстоянии друг от друга располагался целый ряд других контрольных пунктов:

  • Ниппур
  • Шуруппак
  • Ларса
  • Ибира
  • Лагаш
  • Эриду

Центральное место среди них – и по расположению, и по значению – занимали Ниппур («Место Пересечения»), где был Центр управления полетами, и Эриду, находившийся на самом юге коридора и служивший главным ориентиром при заходе космических кораблей на посадку.

Все эти пункты стали, выражаясь современным языком, градообразующими предприятиями, вокруг них постепенно выросли поселения, превратившиеся затем в крупные города.

Пришельцы жили на Земле

На протяжении 100 лет планета Мардук находилась на достаточно близком расстоянии от Земли, и эти года к землянам из космоса регулярно наведывались «старшие братья по разуму».

Расшифрованные клинописные тексты позволяют предположить, что некоторые пришельцы навсегда оставались на нашей планете и что обитатели Мардука могли высаживать на некоторых планетах или их спутниках десанты из механических роботов или биороботов.

В шумерском эпическом сказании о Гильгамеше - полулегендарном правителе города Урук, в период 2700-2600 годов до н.э. упоминается древний город Баальбек, находящийся на территории современного Ливана. Он известен, в частности, развалинами гигантских сооружений из обработанных и пригнанных друг к другу с высокой точностью каменных блоков, вес которых достигает 100 и более тонн. Кто, когда и с какой целью возвел эти мегалитические постройки, остается загадкой до сих пор.

Согласно текстам глиняных табличек ануннаками шумерская цивилизация называла «богов-пришельцев», которые прибыли с другой планеты и обучили их грамоте, передали свои познания и навыки из многих областей науки и техники.

На юге современного Ирака, в междуречье Тигра и Евфрата, почти 7000 лет назад поселился загадочный народ – шумеры. Они внесли весомый вклад в развитие человеческой цивилизации, но мы до сих пор не знаем, откуда шумеры пришли и на каком языке говорили.

Загадочный язык

Долину Месопотамии издавна населяли племена семитов-скотоводов. Именно их вытеснили на север пришельцы-шумеры. Сами шумеры не состояли в родстве с семитами, более того, их происхождение по сей день неясно. Неизвестна ни прародина шумеров, ни языковая семья, к которой принадлежал их язык.

На наше счастье, шумеры оставили много письменных памятников. Из них мы и узнаем, что «шумерами» этот народ называли соседние племена, а сами они именовали себя «санг-нгига» - «черноголовые». Язык же свой они называли «благородным языком» и считали единственным пригодным для людей (в отличие от не столь «благородных» семитских языков, на которых разговаривали их соседи).
Но шумерский язык не был однородным. Были в нем особые диалекты для женщин и мужчин, рыбаков и пастухов. Как звучал шумерский язык, неизвестно по сей день. Большое количество омонимов позволяет предположить, что язык этот был тоновым (как, например, современный китайский), а значит смысл сказанного часто зависел от интонации.
После заката шумерской цивилизации, язык шумеров еще долго изучался в Месопотамии, так как на нем были написаны большинство религиозных и литературных текстов.

Прародина шумеров

Одной из главных загадок остается прародина шумеров. Ученые строят гипотезы, основываясь на археологических данных и сведеньях, полученных из письменных источников.

Эта неизвестная нам азиатская страна должна была располагаться на море. Дело в том, что шумеры попали в Месопотамию по руслам рек, а первые их поселения появляются на юге долины, в дельтах Тигра и Евфрата. Сначала шумеров в Месопотамии было совсем немного – и не удивительно, ведь корабли могут вместить не так уж много переселенцев. Видимо, они были хорошими мореплавателями, раз смогли подняться вверх по незнакомым рекам и найти подходящее место, чтобы пристать к берегу.
Кроме того, ученые считают, что шумеры происходят из гористой местности. Не зря в их языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Да и шумерские храмы «зиккураты» по своему виду напоминают горы – это ступенчатые сооружения с широким основанием и узкой пирамидальной вершиной, где и находилось святилище.
Еще одно важное условие – эта страна должна была обладать развитыми технологиями. Шумеры были одним из наиболее продвинутых народов своего времени, они первые на всем Ближнем Востоке начали использовать колесо, создали ирригационную систему, изобрели уникальную письменность.
По одной из версий, эта легендарная прародина располагалась на юге Индии.

Пережившие потоп

Шумеры не зря избрали своей новой родиной долину Междуречья. Тигр и Евфрат берут начало в Армянском нагорье, и несут в долину плодородный ил и минеральные соли. Из-за этого почва в Месопотамии чрезвычайно плодородная, там в изобилии росли фруктовые деревья, злаки и овощи. Кроме того, в реках водилась рыба, на водопой стекались дикие звери, а на заливных лугах было вдоволь пищи для скота.

Но у всего этого изобилия была и обратная сторона. Когда в горах начинали таять снега, Тигр и Евфрат несли в долину потоки воды. В отличие от разливов Нила, разливы Тигра и Евфрата нельзя было предсказать, они не были регулярными.

Сильные разливы превращались в настоящее бедствие, они уничтожали все на своем пути: города и деревни, колосящиеся поля, животных и людей. Наверно, впервые столкнувшись с этим бедствием, шумеры и создали легенду об Зиусудре.
На собрание всех богов были принято страшное решение – уничтожить все человечество. Лишь один бог Энки пожалел людей. Он явился во сне к царю Зиусудре и велел ему построить огромный корабль. Зиусудра выполнил волю бога, на корабль он погрузил своё имущество, семью и родичей, различных мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, зверей и птиц. Двери корабля были засмолены снаружи.
Наутро начался страшный потоп, которого испугались даже боги. Дождь и ветер свирепствовали шесть дней и семь ночей. Наконец, когда вода начала отступать, Зиусудра покинул корабль и принес жертвы богам. Тогда в награду за его верность, боги даровали Зиусудре и его жене бессмертие.

Эта легенда не просто напоминает предание о Ноевом ковчеге, скорее всего библейская история является заимствованием из шумерской культуры. Ведь первые дошедшие до нас поэмы о потопе восходят аж к XVIII веку до нашей эры.

Цари-жрецы, цари-строители

Шумерские земли никогда не являлись единым государством. По сути дела это была совокупность городов-государств, каждый со своим законом, своей казной, своими правителями, своей армией. Общими были лишь язык, религия и культура. Города-государства могли враждовать между собой, могли обмениваться товарами или вступать в военные союзы.

В каждом городе-государстве правили три царя. Первый и самый главный назывался «эн». Это был царь-жрец (впрочем, эном могла быть и женщина). Главной задачей царя-эна было проведение религиозных церемоний: торжественных процессий, жертвоприношений. Кроме того, он заведовал всем храмовым имуществом, а иногда – имуществом всей общины.

Важной сферой жизни в древней Месопотамии было строительство. Шумерам приписывают изобретение обожженного кирпича. Из этого более прочного материала строились городские стены, храмы, амбары. Заведовал возведением этих сооружений жрец-строитель энси. Кроме того, энси следил за оросительной системой, ведь каналы, шлюзы и плотины позволяли хоть немного контролировать нерегулярные разливы.

На время ведения войны шумеры избирали еще одного предводителя – военного вождя – лугаля. Самым известным военным вождем был Гильгамеш, подвиги которого увековечены в одном из самых древних литературных произведений – «Эпосе о Гильгамеше». В этой истории великий герой бросает вызов богам, побеждает чудовищ, привозит в родной город Урук драгоценное кедровое дерево и даже спускается в загробный мир.

Шумерские боги

В Шумере существовала развитая религиозная система. Особым почитанием пользовались три бога: бог неба Ану, бог земли Энлиль и бог воды Энси. Помимо этого, у каждого города был свой бог-покровитель. Так, Энлиль особенно почитался в древнем городе Ниппуре. Жители Ниппура считали, что Энлиль подарил им такие важные изобретения как мотыга и плуг, а также научил строить города и возводить вокруг них стены.

Важными богами для шумеров были солнце (Уту) и луна (Наннар), сменявшие друг друга на небосклоне. И, конечно, одной из важнейших фигур шумерского пантеона была богиня Инанна, которую ассирийцы, позаимствовавшие религиозную систему у шумеров, станут именовать Иштар, а финикийцы – Астартой.

Инанна была богиней любви и плодородия и, одновременно, богиней войны. Она олицетворяла прежде всего плотскую любовь, страсть. Не зря во многих шумерских городах существовал обычай «божественного брака», когда цари, чтобы обеспечить плодородие свом землям, скоту и людям, проводили ночь с верховной жрицей Инанну, воплощавшей саму богиню.

Подобно многим древним богам, Инанну была капризна и непостоянна. Она часто влюблялась в смертных героев, и горе было тем, кто отвергал богиню!
Шумеры считали, что боги сотворили людей, смешав свою кровь с глиной. После смерти души попадали в загробный мир, где также не было ничего, кроме глины и пыли, которой и питались мертвые. Чтобы сделать жизнь своих умерших предков чуть лучше, шумеры приносили им в жертву еду и напитки.

Клинопись

Шумерская цивилизация достигла удивительных высот, даже после завоевания северными соседями, культура, язык и религия шумеров были заимствованы сначала Аккадом, потом Вавилонией и Ассирией.
Шумерам приписывают изобретение колеса, кирпичей и даже пива (хотя ячменный напиток они, скорее всего, изготавливали по другой технологии). Но главным достижением шумеров была, конечно, уникальная система письма – клинопись.
Клинопись получила свое название из-за формы значков, которые оставляла тростниковая палочка на мокрой глине – самом распространенном материале для письма.

Шумерское письмо произошло от системы подсчета различных товаров. Например, когда человек подсчитывал свое стадо, для обозначения каждой овцы он делал шарик из глины, потом эти шарики складывал в коробочку, а на коробочке оставлял пометки – количество этих шариков. Но ведь все овцы в стаде разные: разного пола, возраста. На шариках появлялись пометки, соответственно животному, которое они обозначали. И, наконец, овцу стали обозначать рисунком – пиктограммой. Рисовать тростниковой палочкой было не очень удобно, и пиктограмма превращалась в схематичное изображение, состоящее из вертикальных, горизонтальных и диагональных клинышков. И последний шаг – эта идеограмма стала обозначать не только овцу (по-шумерски «уду»), но и слог «уду» в составе сложных слов.

Сначала клинопись использовалась для составления хозяйственных документов. От древних жителей Месопотамии до нас дошли обширные архивы. Но позднее шумеры стали записывать и художественные тексты, и появились даже целые библиотеки из глиняных табличек, которым были не страшны пожары – ведь после обжига глина становилась только прочнее. Именно благодаря пожарам, в которых гибли шумерские города, захваченные воинственными аккадцами, до нас и дошли уникальные сведения об этой древней цивилизации.

Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] Элфорд Алан

ВНЕЗАПНОЕ ПАДЕНИЕ ШУМЕРА

ВНЕЗАПНОЕ ПАДЕНИЕ ШУМЕРА

Цивилизация Шумера, загадочным образом зародившаяся 6 тысяч лет назад, столь же внезапно и таинственно исчезла. В исторических работах обстоятельства, связанные с падением Шумера, обычно обходят молчанием. В этих книгах рассказывается, что эта великолепная цивилизация приобрела соперника в лице соседней, столь же таинственной Аккадской империи и что приблизительно в 2000 году до РХ и шумерский и аккадский народы исчезли без каких-либо видимых причин. Далее мы узнаем, что вдруг, как будто из ничего в Месопотамии возникли две новые цивилизации - вавилонская и ассирийская.

А между тем имеется множество свидетельств, в которых описывается падение Шумера. Так почему же эти свидетельства не появляются в исторических книгах?

Суть дела в том, что природа катастрофы, обрушившейся на шумеров, была для них столь же непонятна, как она непонятна ныне для современных ученых. Описания этой катастрофы шумерами настолько удивительны, что проще и удобнее отнести их в разряд мифов. Но фактом, подкрепляемым археологическими доказательствами, является то, что падение Шумера произошло совершенно внезапно.

В 1985 году Закария Ситчин выдвинул весьма аргументированную версию о том, что в западной части Шумера было применено атомное оружие, и это совпало по времени с таинственным исчезновением Шумера. Мы рассмотрим эту версию позже, а пока исследуем утверждение Ситчина о том, что шумеры были уничтожены в результате осадков от ядерного взрыва. Свидетельства этого содержатся во многих древних текстах, известных как «ламентации» (плач) по разрушению различных шумерских городов. Вот перевод одного такого «плача», опубликованный ведущим экспертом по Шумеру - профессором Сэмю-елом Крамером:

На землю (Шумер) обрушилось бедствие, до тех пор неведомое человеку;

какого не видели раньше никогда, против которого нельзя устоять.

Страшный вихрь с неба… Ураган, уничтожающий землю… Злой ветер, подобный бушующему потоку… Всесокрушающий ураган, вместе с испепеляющим жаром… Днем земля была лишена яркого солнца, вечером на небе не сияли звезды…

Устрашенные люди еле могли дышать;

Злой ветер зажимал их в тиски,

не давал им дожить до следующего дня…

Губы окрашивались кровью,

головы тонули в крови…

Лица становились бледными от злого ветра.

От этого города обезлюдели, дома опустели;

в стойле не стало животных,

овчарни опустели…

В реках Шумера потекла

горькая вода,

поля поросли сорняками, на пастбищах увядала трава.

Масштабы катастрофы были таковы, что даже боги были бессильны предотвратить ее. В табличке под названием «Плач Урука» говорится:

Итак, все боги покинули Урук;

они держались вдали от него;

они укрывались в горах, они бежали в отдаленные равнины.

В другом тексте, «Плач Эриду», говорится о том, что Энки и его жена Нинки также бежали из своего города Эриду:

Нинки, великая госпожа, летя как птица, покинула свой город…

Отец Энки оставался вне города… О судьбе своего разрушенного города он плакал горькими слезами.

За последние сто лет было найдено и переведено множество шумерских «плачей», в том числе плач об У руке, Эриду, Уре и Ниппуре. Из этих табличек видно, что все эти города одновременно постигла одна и та же судьба. Но в них ничего не говорится о войне - эта тема была хорошо знакома шумерским летописцам. Катастрофа описывается не как разрушение, а как опустошение . Один ученый - Торкилд Якобсен - пришел к выводу, что бедствием, обрушившимся на Шумер, было не вторжение неприятеля, а «ужасная катастрофа», причины которой были «поистине загадочными».

Как видно из приведенных выше отрывков, на шумерские города обрушился «злой ветер», который, как невидимая «тень», нес с собой смерть - такого «никогда раньше не бывало». Неудивительно, что на ум приходит выпадение осадков от ядерного взрыва. Каковы могли быть иные причины? Может быть, это была просто эпидемия какого-то небывалого заболевания? Но судя по подробностям в шумерских текстах, вода стала горькой, людей рвало кровью, болели не только люди, но и животные, - создается впечатление, что это не была ни одна из известных нам в настоящее время болезней.

Помимо того, в ряде «плачей», как например, в том, что приводился выше, говорится о «вихре», сопровождавшем невидимую «тень». Тот, кому довелось испытать действие невидимого радиоактивного облучения при ядерном взрыве, вряд ли смог бы подобрать лучшие выражения для описания. Давайте теперь рассмотрим свидетельства об этом взрыве.

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

ТАЙНА ШУМЕРА Шесть тысяч лет назад Homo sapiens претерпел невероятную метаморфозу. Охотники и земледельцы внезапна превратились в городских жителей, и всего через несколько сотен лет они уже овладели познаниями в математике, астрономии и металлургии!Первые города внезапно

Из книги Шумеры [Первая цивилизация на Земле] автора Крамер Самюэль

Из книги Вавилон [Расцвет и гибель города Чудес] автора Веллард Джеймс

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Падение нравственности Послы из Орды и баскаки творили произвол в России и относились к нам как к слугам, с презрением. Русский народ нравственно унижался, и это заставляло людей хитрить, обманывать татар, а обманывая татар, научились обманывать и друг друга. Откупаясь

Из книги Загробный мир. Мифы разных народов автора

Остров блаженства Дильмун и преисподняя в мифах Шумера и

Из книги Загробный мир. Мифы о загробном мире автора Петрухин Владимир Яковлевич

Остров блаженства Дильмун и преисподняя в мифах Шумера и Аккада Шумерское сказание об Энки и Нинхурсаг, одна из древнейших в мире поэм, повествует о блаженном острове Дильмун, ныне ассоциируемом с Бахрейном: «Дильмун страна пресветлая. Дильмун страна непорочная. Дильмун

Цивилизация возникла 65 в. назад.
Цивилизация остановилась 38 в. назад.
::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Цивилизация существовала от 4500 г. до н.э. до 1750 г. до н.э. в южной части Двуречья на территории современного Ирака..

Шумерская цивилизация растворилась, поскольку шумеры перестали существовать как единый народ..

Шумерская цивилизация возникла в 4-3 тыс. до н.э..

Шумерская раса: Белая альпийская, смешанная с белой средиземноморской расой..

Шумерское - общество, родственно-связанное, никак не связанное с предшествующими, но связанные с последующими обществами..

Шумеры - один из древнейших не автохтонный народ Двуречья..

Генетические связи шумер не установлены..

Название дано по области Шумер, охватывавшей не всю страну с шумерским населением, а первоначально, область вокруг г. Ниппура.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Генетические связи шумер не установлены.

Семитская цивилизация постоянно взаимодействовала с шумерской, что привело к постепенному смешению их культур, а впоследствие и цивилизаций. После падения Аккада, под давлением варваров с северо-востока, мир поддерживался только в Лагаше. Но шумерам удалось вновь поднять свой политический престиж и возродить культуру во времена династии Ур (около 2060 года).

После падения этой династии в 1950 году, шумеры так никогда и не смогли занять политическое первенство. С подъемом Хаммурапи контроль над этими территориями перешел к Вавилону и шумеры, как нация, исчезли с лица земли.

Амориты – семиты по-происхождению, общеизвестные как вавилоняне, одолели шумерскую культуру и цивилизацию. За исключением языка, вавилонская система образования, религия, мифология и литература были практически идентичны шумерским. А поскольку эти вавилоняне, в свою очередь, испытали немалое влияние их менее культурных соседей, особенно ассирийцев, хеттов, урартов и ханааней, они, как и сами шумеры, помогали насаждать семена шумерской культуры повсюду на Древнем Ближнем Востоке.

+++++++++++++++++++++++++

Шумерский Город-государство. Это социополитическое образование, который в Шумере развился из деревни и небольшого поселения второй половины 4-го тысячелетия до н.э. и процветал в течение всего 3-го тысячелетия. Город с его свободными гражданами и общим собранием, его аристократией и жречеством, клиентами и рабами, его богом-покровителем и его наместником и представителем на земле, царем, земледельцами, ремесленниками и торговцами, его храмами, стенами и воротами существовал в Древнем мире повсюду, он Инда до Западного Средиземноморья.

Некоторые из его специфических черт могли варьироваться от места к месту, но в целом он имеет очень большое сходство со своим ранним шумерским прототипом, и есть основания сделать вывод, что очень многие его элементы и аналоги коренятся в Шумере. Конечно, вполне вероятно, что город обрел бы свое бытие независимо от существования Шумера.

++++++++++++++++++++++

Шумер, земля, которую в эпоху классики называли Вавилонией, занимала южную часть Месопотамии и географически примерно совпадала с современным Ираком, простираясь от Багдада на севере до Персидского залива на юге. Территория Шумера занимала около 10 тыс. квадратных миль, немного больше штата Массачусетс. Климат здесь чрезвычайно жаркий и сухой, и почвы по природе выжженные, выветренные и неплодородные. Это речная равнина, и потому она лишена минералов и бедна камнем. Болота поросли мощным тростником, но леса, а соответственно, древесины здесь не было.

Это была земля, от которой, говорят, отрекся Господь (в Библии -- неугодная Богу), безнадежная, обреченная на бедность и запустение. Но народ, населявший ее и известный к 3-му тысячелетию до н.э. как шумеры, был наделен незаурядным творческим интеллектом и предприимчивым решительным духом. Вопреки природным недостаткам земель, они превратили Шумер в настоящий райский сад и создали то, что было, вероятно, первой развитой цивилизацией в истории человечества.

Основной единицей шумерского общества была семья, члены которой были тесно связаны друг с другом узами любви, уважения и общими обязанностями. Брак организовывали родители, и помолвка считалась состоявшейся, как только жених подносил отцу невесты свадебный подарок. Помолвка часто подтверждалась контрактом, записанным на табличке. Хотя брак таким образом сводился к практической сделке, есть свидетельства того, что шумерам были не чужды и добрачные любовные приключения.

Женщина в Шумере наделялась определенными правами: она могла владеть собственностью, участвовать в делах, быть свидетелем. Но ее муж мог достаточно просто развестись с ней, а если она оказывалась бездетной, имел право иметь вторую жену. Дети полностью подчинялись воле родителей, которые могли лишить их наследства и даже продать в рабство. Но в случае нормального хода событий их беззаветно любили и баловали, и после смерти родителей они наследовали всю их собственность. Приемные дети были явлением нередким, и с ними тоже обращались с крайней заботой и вниманием.

Закон играл большую роль в шумерском городе. Начиная приблизительно с 2700 г. до н.э. мы находим акты о продажах, в том числе полей, домов и рабов.

++++++++++++++++++++++

Судя по имеющимся свидетельствам, и археологическим и литературным, известный шумерам мир простирался до Индии на Востоке; к северу – до Анатолии, Кавказского региона и более западных территорий Центральной Азии; до Средиземного моря на западе, сюда же можно, видимо, причислить Кипр и даже Крит; и до Египта и Эфиопии на юге. Сегодня нет доказательств того, что шумеры имели какие-либо контакты или сведения о народах, населявших Северную Азию, Китай или Европейский континент. Сами шумеры делили мир на четыре убда, т.е. четыре района или области, которые приблизительно соотносились с четырьмя точками компаса.

+++++++++++++++++++

Шумерская культура относится к двум центрам: Эриду на юге и Ниппур на севере. Иногда Эриду и Ниппур называют двумя противоположными полюсами шумерской культуры.

История цивилизации делится на 2 этапа:

период Убайдской культуры, который характеризуется началом строительства оросительной системы, ростом населения и появлением крупных поселений, которые превращаются в города-государства, Город-государство-это самоуправляющийся город с прилегающей к нему территорией.

В торой этап Шумерской цивилизации связан с Урукской культурой (от города Урук). Этот период характеризуется: появлением монументальной архитектуры, развитием земледелия, керамики, появление первой в истории человечества письменности (пиктограммы-рисунки),эта письменность называется клинописью и производилась на глиняных табличках. Ей пользовались около 3 тысяч лет.

Признаки Шумерской цивилизации:

Письменность. Её сначала заимствуют финикийцы и на ее основе создают свою письменность, состоящую из 22 согласных букв, у финикийцев письменность заимствуют греки, которые добавляют гласные буквы. Латинский язык во многом питался от греческого, а многие современные европейские языки существуют на базе латинского языка.

Шумеры открыли медь, с чего начинается Бронзовый век.

Первые элементы государственности. В мирное время у Шумеров правил совет старейшин, а на время войны избирался верховный правитель - лугаль, постепенно их власть остается и в мирное время и появляются первые правящие династии.

Шумеры заложили основы Храмовой архитектуры, там появился особый тип храма - зиккурат, это храм в виде ступенчатой пирамиды.

Шумеры осуществили первые в истории человечества реформы. Первым реформатором стал правитель Урукавина. Он запретил отбирать ослов, овец и рыбу у горожан и всякого рода отчисления дворцу в оплату за оценку их довольствия и стрижку овец. Когда муж разводился с женой, никакой мзды ни энзи, ни его визирям, ни абгалю не выплачивалось. Когда усопшего приносили на кладбище для погребения, разные чиновники получали гораздо меньшую долю имущества умершего, чем раньше, а иногда значительно менее половины. Что касается храмовой собственности, которую присвоил себе энзи, он, Урукагина, вернул ее истинным хозяевам – богам; в действительности, похоже, теперь храмовые администраторы присматривали за дворцом энзи, а также за дворцами его жен и детей. На всей территории страны, от конца до конца, замечает историк-современник, «не было сборщиков налогов».

С реди примеров шумерских технологий можно назвать колесо, клинопись, арифметику, геометрию, ирригационные системы, лодки, лунно-солнечный календарь, бронзу, кожу, пилу, долото, молоток, гвозди, скобки, кольца, мотыги, ножи, мечи, кинжал, колчан, ножны, клей, упряжь, гарпун и пиво. Они выращивали овес, чечевицу, турецкий горох, пшеницу, бобы, лук, чеснок и горчицу. Скотоводство времен шумера подразумевало разведение крупного рогатого скота, овец, коз и свиней. В роли вьючного животного выступал бык, а в роли ездового – осел. Шумеры были неплохими рыболовами и охотились на дичь. У шумеров существовало рабство, однако оно не было главной составляющей экономики.

Шумерские постройки делались из плоско-выпуклого кирпича из грязи, не скрепленного известью или цементом, из-за этого они время от времени разрушались и отстраивались на том же самом месте. Самыми впечатляющими и известными постройками шумерской цивилизации являются зиккураты, большие многослойные платформы, поддерживающие храмы.

Н екоторые ученые говорят о них, как о прародителях Вавилонской Башни, о которой говориться в Ветхом Завете. Шумерские архитекторы придумали такой прием как арка, благодаря которому крыша возводилась в форме купола. Храмы и дворцы шумеров были построены с применением таких передовых материалов и технологий как полуколонны, ниши и глиняные гвозди.

Шумеры научились обжигать речную глину, запас которой был практически неисчерпаем, и превращать ее в горшки, блюда и кувшины. Вместо древесины они использовали нарезанный и высушенный гигантских размеров болотный тростник, росший здесь в изобилии, вязали его в снопы или плели циновки, а также, применяя глину, строили хижины и загоны для скота. Позже шумеры изобрели изложницу для формовки и обжига кирпича из неисчерпаемой речной глины, и проблема строительного материала была решена. Здесь появились такие полезные орудия, ремесла и технические средства, как гончарный круг, колесо, плуг, парусное судно, арка, свод, купол, медное и бронзовое литье, шитье иглой, клепка и пайка, скульптура из камня, гравирование и инкрустация. Шумеры изобрели систему письма на глине, которая была заимствована и использовалась на всем Ближнем Востоке на протяжении почти двух тысяч лет. Практически все сведения о ранней истории Западной Азии почерпнуты нами из тысяч глиняных документов, покрытых созданной шумерами клинописью, которые были найдены археологами за прошедшие сто двадцать пять лет.

Шумерские мудрецы разработали веру и кредо, в известном смысле оставлявшие «богу богово», а также признали и приняли неизбежность ограничений бытия смертных, особенно их беспомощность перед лицом смерти и Божьим гневом. Что касается воззрений на материальное бытие, они высоко ценили достаток и собственность, богатый урожай, полные житницы, овины и конюшни, удачную охоту на суше и хорошую рыбную ловлю в море. Духовно и психологически они делали упор на честолюбие и успех, превосходство и престиж, почет и признание. Житель Шумера глубоко осознавал свои личные права и противился всякому покушению на них, будь то сам царь, кто-либо старший по положению или равный. Неудивительно поэтому, что шумеры первыми установили закон и составили своды, чтобы четко отмежевать «черное от белого» и таким образом избежать непонимания, неверного толкования и двусмысленности.

Ирригация – сложный процесс, требующий совместных усилий и организации. Каналы приходилось рыть и постоянно ремонтировать, а воду – соразмерно распределять на всех потребителей. Для этого необходима была власть, превосходящая желания отдельного землевладельца и даже целой общины. Это способствовало становлению управленческих институтов и развитию шумерской государственности. Поскольку Шумер в силу плодородия орошаемых почв производил значительно больше зерна, испытывая при этом острый дефицит в металлах, камне и строительном лесе, государство было вынуждено добывать необходимые для экономики материалы либо торговлей, либо военным путем. Поэтому к 3 тыс. до н.э. шумерская культура и цивилизация проникли на восток до Индии, на запад до Средиземноморья, на юг до Эфиопии, на север до Каспия.

++++++++++++++++++++++++++

Шумерское влияние вторглось в Библию через ханаанскую, хуриттскую, хеттскую и аккадскую литературы, особенно последнюю, поскольку, как известно, во 2-м тысячелетии до н.э. аккадский язык повсеместно бытовал в Палестине и ее окрестностях в качестве языка практически всех образованных людей. Поэтому произведения аккадской литературы должны были хорошо знать литераторы Палестины, в том числе евреи, а многие из этих произведений имеют свой шумерский прототип, видоизмененный и трансформированный с течением времени.

Авраам родился в халдейском Уре, вероятно, около 1700 г. до н.э. и провел там начало жизни вместе со своей семьей. Тогда Ур был одним из основных городов древнего Шумера; он становился столицей Шумера трижды в разные периоды его истории. Авраам и члены его семьи принесли что-то из шумерских знаний в Палестину, где они постепенно стали частью традиции и источником, который еврейские литераторы использовали при написании и обработке книг Библии.

Еврейские авторы Библии считали шумеров изначальными предками еврейского народа. Известны согласованные тексты и сюжеты шумерской клинописи, которые повторяются в виде изложений в Библии, часть из них повторились у греков.

Значительная доля шумерской крови текла в жилах предков Авраама, которые в течение целых поколений жили в Уре или других шумерских городах. Что касается шумерской культуры и цивилизации, нет сомнения в том, что протоевреи впитали и ассимилировали многое из жизни шумеров. Так что весьма вероятно, что шумеро-еврейские контакты были гораздо более близкими, чем принято полагать, и закон, пришедший из Сиона, многими своими корнями уходит в землю Шумера.

+++++++++++++++++++++++

Шумерский – агглютинативный язык, а не флективный, как индоевропейские или семитские языки. Его корни в целом неизменяемы. Основной грамматической единицей является скорее словосочетание, нежели отдельное слово. Его грамматические частицы скорее склонны сохранять свою независимую структуру, нежели выступать в сложной связке с корнями слов. Поэтому структурно шумерский язык немало напоминает такие агглютинативные языки, как турецкий, венгерский и некоторые кавказские. Что касается словаря, грамматики и синтаксиса, шумерский язык все же стоит особняком и, похоже, не связан ни с каким-либо другим языком, живым или мертвым.

В шумерском языке есть гласные: три открытых – а, е, о – и три соответствующих закрытым гласным – а, к, и. Гласные выговаривались не строго, а часто изменялись в соответствии с правилами звуковой гармонии. Это прежде всего касалось гласных в грамматических частицах – они звучали кратко и не акцентировались. На конце слова или между двумя согласными они часто опускались.

В шумерском языке пятнадцать согласных: б, п, т, д, г, к, з, с, ш, х, р, л, м, н, носовое г (нг). Согласные можно было опускать, т. е. они не произносились на конце слова, если за ними не следовала грамматическая частица, которая начиналась с гласной.

Шумерский язык довольно беден прилагательными и вместо них часто пользуется оборотами с родительным падежом – генитивами. Связки и союзы употребляются редко.

Помимо основного шумерского диалекта, известного, вероятно, как эмегир, «царский язык», было несколько других, менее существенных. Один из них, эмесаль, использовался преимущественно в речах божеств женского рода, женщин и евнухов.

++++++++++++++++++++++++++

Согласно традиции, бытовавшей среди самих шумеров, они прибыли с островов Персидского залива и заселили Нижнюю Месопотамию в начале IV тыс. до н.э.

Некоторые исследователи относят возникновение шумерской цивилизации ни меньше, чем 445 тысячелетий назад.

В дошедших до нас шумерских текстах, относимых к V тыс. до н.э., содержится достаточно информации о возникновении, эволюции и составе Солнечной системы. В шумерском изображении нашей солнечной системы, выставленном в берлинском государственном музее, в самом центре находится светило - Солнце, которое окружено всеми известными нам на сегодня планетами. При этом, в изображении шумеров есть и отличия, и главным из них является то, что шумеры между Марсом и Юпитером помещают неизвестную нам и очень большую планету – двенадцатую по шумерской системе. Эта загадочная планета шумерами названа Нибиру - «пересекающая планета», орбита которой, сильно вытянутый эллипс, каждые 3600 лет проходит через Солнечную систему.

К осмогония шумеров главным событием считает «небесную битву» - катастрофу, произошедшую более четырех миллиардов лет назад, и которая изменила вид Солнечной системы.

Шумеры подтверждали, что когда-то имели контакты с жителями Нибиру, и что именно с той далекой планеты на Землю спустились аннунаки - «сошедшие с небес».

Шумеры описывают небесное столкновение произошедшее в пространстве между Юпитером и Марсом, не как битву каких-то крупных высокоразвитых существ, а как столкновение нескольких небесных тел, которые изменили всю Солнечную систему.

О б этом свидетельствует даже шестая глава библейского Бытия: нифилим - «сошедшие с небес». Это свидетельство того, что аннунаки «брали в жены женщин земных».

Из шумерских рукописей становится ясно, что аннунаки впервые появились на Земле около 445 тысячелетий назад, то есть значительно ранее до появления цивилизации шумеров.

Пришельцев интересовали только земные полезные ископаемые, в первую очередь золота. С начала аннунаки попытались добыть золото в Персидском заливе, а затем взялись за шахтные разработки на юго-востоке Африки. И каждые тридцать шесть веков, когда появлялась планета Нибиру, на неё отправлялись земные золотые запасы.

Аннунаки 150 тыс. лет занимались добычей золота, а затем вспыхнуло восстание. Долгожителям аннунакам надоело сотни тысяч лет работать в шахтах, и тогда было принято решение: сотворить любых самых «примитивных» рабочих для работ в шахтах.

Не сразу удача начала сопутствовать опытам, и в самом начале экспериментов на свет появлялись уродливые гибриды. Но, наконец успех пришел к ним, и удачную яйцеклетку поместили в тело богини Нинти. После длительной беременности в результате кесарева сечения на белый свет и появился Адам – первый человек.

По всей видимости, многие события, исторические сведения, важные знания, помогающие людям стать на более высокий уровень, описанные в Библии - всё это пришло из цивилизации Шумер.

Многие тексты шумеров гласят, что их цивилизация началась именно с переселенцев, которые прилетели с Нибиру, когда та погибла. Об этом факте в Библии есть записи о людях, спустившихся с небес, которые даже брали в жены земных женщин.

++++++++++++++++++++

С лово «Шумер» используется сегодня для обозначения южной части древней Месопотамии. Начиная с самых древних времен, о каких только есть хоть какие-нибудь свидетельства, южная Месопотамия была заселена людьми, известными как шумеры, которые говорила на языке, отличном от семитских. Некоторые памятки говорят о том, что они могли быть завоевателями с Востока, возможно, Ирана или Индии.

V тыс. до н.э. В Нижней Месопотамии уже было доисторическое поселение. К 3 000 году до н.э. Здесь уже существовала цветущая урбанистическая цивилизация.

Шумерская цивилизация была преимущественно сельскохозяйственной, и отличалась хорошо организованной общественной жизнью. Шумеры были знатоками в строительстве каналов и разработке эффективных систем ирригации. Найденные предметы, такие как глиняная посуда, украшения и оружие свидетельствовали о том, что они также умели обращаться с такими материалами, как медь, золото и серебро, а также наряду с технологическими знаниями развивали искусство.

Название двух жизненно важных рек, Тигр и Евфрат, или идиглат и буранун, как они читаются в клинописи, не шумерские слова. И названия самых значительных городских центров – Эриду (Эреду), Ур, Ларса, Исин, Адаб, Куллаб, Лагаш, Ниппур, Киш – также не имеют удовлетворительной шумерской этимологии. И реки, и города, вернее, деревни, которые позже выросли в города, получили названия от людей, которые не говорили на шумерском языке. Точно так же названия Миссисипи, Коннектикут, Массачусетс и Дакота указывают, что первые поселенцы Соединенных Штатов не говорили по-английски.

Название этих дошумерских поселенцев Шумера, конечно, неизвестно. Они жили задолго до изобретения письменности и не оставили никаких контрольных записей. Ничего не говорят о них и шумерские документы более позднего времени, хотя есть убеждение, что, по крайней мере, некоторые из них были известны в 3-м тысячелетии как субары (субарийцы). Об этом мы знаем почти наверняка; они были первой важной цивилизующей силой в древнем Шумере – первыми землепашцами, скотоводами, рыбаками, его первыми ткачами, кожемяками, плотниками, кузнецами, гончарами и каменщиками.

И снова догадку подтвердила лингвистика. Похоже, что базовые земледельческие техники и промышленные ремесла впервые были принесены в Шумер не шумерами, а их безымянными предшественниками. Ландсбергер назвал этот народ протоевфратами, немного нескладным названием, которое тем не менее уместно и пригодно с лингвистических позиций.

В археологии протоевфраты известны как обейды (убейды), т. е. народ, оставивший культурные следы, впервые найденные в холме Эль-Обейд недалеко от Ура, а позднее в самых нижних слоях нескольких холмов (теллей) на всей территории древнего Шумера. Протоевфраты, или обейды, являлись земледельцами, основавшими ряд деревень и городов по всей территории, и развили довольно стабильную, богатую сельскую экономику.

Судя по циклу эпических сказаний об Энмеркаре и Лугальбанде, вполне вероятно, что ранние шумерские правители имели необычно тесные, доверительные отношения с городом-государством Араттой, расположенным где-то в районе Каспийского моря. Шумерский язык – язык агглютинативный, в какой-то степени напоминающий урало-алтайские языки, и этот факт тоже указывает в направлении Аратты.

IV тыс. до н.э. На крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения. Шумеры застали в южной Месопотамии племена, говорившие на языке культуры Убейд, отличном от шумерского и аккадского, и заимствовали у них древнейшие топонимы. Постепенно шумеры заняли всю территорию Месопотамии от Багдада до Персидского залива.

Шумерская государственность возникает на рубеже IV и III тыс. до н.э.

К концу III тыс. до н.э. шумеры потеряли свое этническое и политическое значение.

XXVIII в. до н. э. - город Киш становится центром Шумерской цивилизации. Первым правителем Шумера, чьи деяния подверглись записи, пусть и краткой, был царь по имени Этана из Киша. В Царском списке о нем говорится как о том, «который стабилизировал все земли». За Этаной, согласно Царскому списку, следуют семеро правителей, и несколько из них, судя по именам, были скорее семиты, нежели шумеры.

Восьмым был царь Энмебараггеси, о котором у нас есть кое-какая историческая, или, во всяком случае, в духе саги, информация, как из Царского списка, так и из других литературных шумерских источников. Один из героических гонцов Энмеркара и его боевой соратник в борьбе с Араттой был Лугальбанда, который наследовал Энмеркару на троне Эреха. Поскольку он является главным героем по меньшей мере двух эпических сказаний, он, скорее всего, также был почтенным и внушительным правителем; и неудивительно, что к 2400 г. до н.э., а возможно, и ранее, он был причислен к божествам шумерскими теологами и обрел место в шумерском пантеоне.

Лугальбанду, согласно Царскому списку, сменил Думузи, правитель, ставший главным персонажем шумерского «обряда священного брака» и мифа об «умирающем боге», глубоко поразившим Древний мир. Вслед за Думузи, согласно Царскому списку, правил Гильгамеш, правитель, чьи деяния завоевали ему такую широкую славу, что он стал основным героем шумерской мифологии и легенд.

XXVII в. до н. э. - Ослабление Киша, Правитель города Урук - Гильгамеш отражает угрозу со стороны Киша и громит его войско. Киш присоединён к владениям Урука и Урук становится центром Шумерской цивилизации.

XXVI в. до н. э. - ослабление Урука. Ведущим центром Шумерской цивилизации на столетие становится город Ур. Жестокая трехсторонняя борьба за первенство между царями Киша, Эреха и Ура, должно быть, сильно ослабила Шумер и подорвала его военную мощь. Во всяком случае, согласно Царскому списку, на смену Первой династии Ура пришло иноземное владычество царства Аван, эламского города-государства, расположенного недалеко от Суз.

XXV тыс. до н.э. К середине 3-го тысячелетия до н.э. мы находим сотни божеств у шумеров, по крайней мере их имена. Многие из этих имен нам известны не только из списков, составленных в школах, но и из перечней жертвоприношений, изложенных в найденных за последний век табличках

Немногим позже 2500 г. до н.э. на шумерскую сцену выходит правитель по имени Месилим, принявший титул царя Киша и, похоже, контроль над всей страной – в Лагаше был найден набалдашник и в Адабе – несколько предметов с его надписями. Но самое важное то, что Месилим был ответственным арбитром в жестоком пограничном споре между Лагашем и Уммой. Спустя примерно поколение после правления Месилима, около 2450 г. до н.э., человек по имени Ур-Нанше воцарился на престоле Лагаша и основал династию, длившуюся пять поколений.

2400 г. до н.э. Издание законов и правовая регуляция со стороны правителей шумерских государств было обычным явлением в этот век. В течение трех последующих столетий не одному полномочному судье, или дворцовому архивариусу, или профессору эдуббы приходила в голову мысль о том, чтобы записать текущие и прошлые правовые нормы или прецеденты, либо с целью ссылок на них, а возможно, для обучения. Но на сегодняшний день таких компиляций не обнаружено за весь период, начиная с правления Урукагины до Ур-Намму, основателя Третьей династии Ура, пришедшего к власти приблизительно в 2050 г. до н.э.

XXIV в. до н. э. - город Лагаш достигает высшего политического могущества при царе Эаннатуме. Эаннтатум реорганизует армию, вводит новое боевое постороение. Опираясь на реформированную армию Эаннатум подчиняет своей власти бо́льшую часть Шумера и предпринимает удачный поход на Элам, нанеся поражение ряду эламских племён. Нуждаясь в больших средствах для проведения такой масштабной политики Эаннатум вводит налоговые сборы и повинности на храмовые земли. После смерти Эаннатума начинаются народные волнения подстрекаемые жречеством. В результате этих волнений к власти приходит Уруинимгина.

2318-2312 гг до н. э. - правление Уруинимгины. Для восстановления ухудшившихся отношений со жречеством Уруинимгина проводит ряд реформ. Прекращается поглощение государством храмовых земель, сокращены налоговые сборы и повинности. Уруинимгина проводит ряд реформ либерального характера, которые улучшали положение не только жречества, но и рядового населения. В историю Месопотамии Уруинимгина вошёл как первый социальный реформатор.

2318 гг до н. э. - Зависимый от Лагаша город Умма объявляет ему войну. Правитель Уммы Лугальзагеси разгромил армию Лагаша, разорил Лагаш, сжёг его дворцы. На короткое время город Умма стал лидером объединённого Шумера, пока не потерпел поражение от северного царства Аккада, к которому перешло господство над всем Шумером.

2316-2261 до н.э. О дин из приближенных правителя г. Киша захватил власть и принял имя Саргон (Шаррумкен -- царь истины, настоящее имя неизвестно, в исторической литературе именуется Саргон Древний) и титул царь страны, семит по происххождению, создал государство, охватывающее всю Месопотамию и часть Сирии.

2236-2220 до н.э. С толицей своего государства Саргон сделал небольшой город Аккаде на севере Нижнего Междуречья: область по нему стала называться Аккадом. Внук Саргона Нарамсин (Нарам-Суэн) Принял титул "царь четырех сторон света".

Саргон Великий был одним из наиболее выдающихся политических деятелей Древнего Ближнего Востока, военным вождем и гением, равно как и творческим администратором и строителем с чувством исторической важности своих деяний и достижений. Его влияние так или иначе проявилось во всем Древнем мире, от Египта до Индии. В последующие эпохи Саргон стал легендарной фигурой, о котором поэты и барды слагали саги и волшебные повести, и они действительно содержали зерно истины.

2176 г. до н.э. Падение аккадской монархии под ударами кочевников и соседнего Элама.

2112-2038 до н.э. Царь г. Ура Ур-Намму и его сын Шульги (2093 -2046 до н.э.), создатели III династии Ура, объединили все Междуречье и приняли титул "царь Шумера и Аккада".

2021 -- 2017 гг. до н.э. Падение царства Шумера и Аккада под ударами западносемитского народа амореев (аморитов). (Тойнби). М ного позднее Хаммурапи снова назвал себя царем Шумера и Аккада.

2000 гг. до н.э. Свободное население Лагаша составляло порядка 100 тысяч человек. В Уре примерно 2000 г. до н.э., т.е. в бытность его столицей Шумера в третий раз, проживало приблизительно 360 тысяч душ, пишет Вулли в своей недавней статье «Урбанизация общества». Его цифра основана на незначительных сравнениях и сомнительных предположениях, и было бы разумно сократить ее примерно вдвое, но даже после этого население Ура составит число, близкое к 200 тысячам.

В начале III тыс. до н.э. на территории южной Месопотамии сложилось несколько небольших городов-государств, номов. Они были расположены на естественных холмах и окружены стенами. В каждом из них жило приблизительно 40-50 тыс. человек. На крайнем юго-западе Месопотамии находился город Эриду, близ него - город Ур, имевший огромное значение в политической истории Шумера. На берегу Евфрата, к северу от Ура, находился город Ларса, а к востоку от него, на берегу Тигра, - Лагаш. Большую роль в объединении страны сыграл город Урук, возникший на Евфрате. В центре Месопотамии на Евфрате находился Ниппур, являвшийся главным святилищем всего Шумера.

Город Ур. Уре существовал обычай погребать вместе с членами царской семьи также и их слуг, рабов и приближённых - видимо, для сопровождения в загробной жизни. В одной из царских гробниц были обнаружены останки 74 человек, 68 из которых были женщинами (скорее всего, наложницы царя);

Город-государство, Лагаш. В его развалинах обнаружена библиотека глиняных табличек с нанесённым на них клинописным текстом. Эти тексты содержали в себе хозяйственные записи, религиозные гимны, а также очень ценные для историков сведения - дипломатические договоры и отчёты о войнах, которые велись на территории Месопотамии. Помимо глиняных табличек в Лагаше были найдены скульптурные портреты местных правителей, фигурки быков с человеческими головами, а также произведения ремесленного искусства;

Город Ниппур был одним из важнейших городов Шумера. Здесь было расположено главное святилище бога Энлиля, который почитался всеми шумерскими городами-государствами. Любой шумерский правитель, если он хотел упрочить своё положение, должен был получить поддержку жрецов Ниппура. Здесь найдена богатая библиотека глиняных клинописных табличек, общее число которых составило несколько десятков тысяч. Здесь были обнаружены остатки трёх больших храмов, один из которых посвящён Энлилю, другой - богине Инанне. Обнаружены также остатки канализационной системы, наличие которой было свойственно для городской культуры Шумера - она состояла из глиняных труб диаметром от 40 до 60 сантиметров;

Город Эриду. Первый, город, построенный шумерами по прибытии в Междуречье. Был основан в конце V тыс. до н.э. непосредственно на берегу Персидского залива. Шумеры возводили храмы на остатках прежних святилищ, чтобы не покидать отмеченное богами место - в итоге это привело к многоступенчатой структуре храма, известного как зиккурат..

Город Борсиппа знаменит остатками большого зиккурата, высота которого даже в наше время составляет около 50 метров - и это несмотря на то, что его веками, если не тысячелетиями, местные жители использовали в качестве каменоломни для добычи строительного материала. Часто Большой Зиккурат связывают с вавилонской башней. Александр Македонский, впечатлённый величием зиккурата в Борсиппе, повелел начать его восстановление, но смерть царя помешала этим планам;

Город Шуруппак был одним из наиболее влиятельных и богатых городов-государств Шумера. Он располагался на берегу реки Евфрат и в легендах назывался родиной праведного и мудрого царя Зиусудры - человека, который, согласно шумерскому мифу о потопе, был предупреждён богом Энки о каре и со своими приближёнными построил большой корабль, позволивший ему спастись. Археологи нашли в Шуруппаке интересную отсылку к этому мифу - следы крупного наводнения, произошедшего примерно в 3200 году до нашей эры.

В первой половине III тыс. до н.э. в Шумере создалось несколько политических центров, правители которых носили титул лугаль или энси. Лугаль в переводе означает «большой человек». Так обычно называли царей. Энси называли самостоятельного владыку, правившего каким-либо городом с ближайшей округой. Титул этот жреческого происхождения и свидетельствует о том, что первоначально представитель государственной власти был также главой жречества.

Во второй половине III тыс. до н.э. на преобладающее положение в Шумере стал претендовать Лагаш. В середине XXV в. до н.э. Лагаш в жестокой битве разгромил своего постоянного врага - город Умму, расположенный к северу от него. Позднее правитель Лагаша Энметена (около 2360-2340 гг. до н.э.) победоносно окончил войну с Уммой.

Внутреннее положение Лагаша не было прочным. Народные массы города были ущемлены в своих экономических и политических правах. Чтобы восстановить их, они объединились вокруг Уруинимгины, одного из влиятельных граждан города. Тот сместил энси по имени Лугальанда и сам занял его место. За период шестилетнего правления (2318-2312 гг. до н.э.) он провел важные социальные реформы, которые являются древнейшими известными нам правовыми актами в области социально-экономических отношений.

Он первым провозгласил ставший впоследствии популярным в Месопотамии лозунг: «Пусть сильный не обижает вдов и сирот!» Были отменены поборы с жреческого персонала, увеличено натуральное довольствие подневольных храмовых работников, восстановлена независимость храмового хозяйства от царской администрации.

Кроме того, Уруинимгина восстановил судебную организацию в сельских общинах и гарантировал права граждан Лагаша, защитив их от ростовщической кабалы. Наконец, была ликвидирована полиандрия (многомужество). Все эти реформы Уруинимгина выдал за договор с главным богом Лагаша Нингирсу, а себя объявил исполнителем его воли.

Однако, пока Уруинимгина был занят своими реформами, началась война между Лагашем и Уммой. Правитель Уммы Лугальзагеси заручился поддержкой города Урука, захватил Лагаш и отменил введенные там реформы. Затем Лугальзагеси узурпировал власть в Уруке и Эриду и распространил свое господство почти на весь Шумер. Столицей этого государства стал Урук.

Основной отраслью экономики Шумера было земледелие, основанное на развитой оросительной системе. К началу III тыс. до н.э. относится шумерский литературный памятник, носящий название «Земледельческий альманах». Облечен он в форму поучения, даваемого опытным земледельцем своему сыну, и содержит указания, как сохранять плодородие почвы и приостановить процесс ее засоления. В тексте также дается подробное описание полевых работ в их временной последовательности. Большое значение в хозяйстве страны имело и скотоводство.

Развивалось ремесло. Среди городских ремесленников было много строителей домов. Раскопки в Уре памятников, относящихся к середине III тыс. до н.э., показывают высокий уровень мастерства шумерской металлургии. Среди погребального инвентаря найдены изготовленные из золота, серебра и меди шлемы, топоры, кинжалы и копья, встречаются чеканка, гравировка и зернь. Южная Месопотамия не располагала многими материалами, их находки в Уре свидетельствуют об оживленной международной торговле.

Золото доставляли из западных областей Индии, ляпис-лазурь - с территории современного Бадахшана в Афганистане, камень для сосудов - из Ирана, серебро - из Малой Азии. В обмен на эти товары шумеры продавали шерсть, зерно и финики.

Из местного сырья ремесленники имели в своем распоряжении лишь глину, тростник, шерсть, кожу и лен. Бог мудрости Эа считался покровителем гончаров, строителей, ткачей, кузнецов и других мастеровых. Уже в этот ранний период кирпич подвергался обжигу в печах. Для облицовки зданий пользовались глазурованными кирпичами. С середины III тыс. до н.э. для производства посуды стал употребляться гончарный круг. Наиболее ценные сосуды покрывались эмалью и глазурью.

Уже в начале III тыс. до н.э. стали изготовлять бронзовые орудия, которые до конца следующего тысячелетия, когда в Месопотамии начался железный век, оставались основными металлическими орудиями.

Для получения бронзы к расплавленной меди добавляли небольшое количество олова.

Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками еще не установлены.

Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). Они авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога.

Медицина была на высоком уровне своего развития: созданы специальные медицинские разделы, справочники содержали термины, операции и навыки гигиены. Ученым удалось расшифровать записи об операции по удалению катаракты.

Особенно потрясли ученых-генетиков найденные рукописи, на которых изображены оплодотворения в пробирках, все в подробностях.

Шумерские записи гласят, что шумерские ученые и медики того времени провели много экспериментов по генной инженерии, прежде чем создали совершенного человека, в библии записанного, как Адам.

Ученые даже склоняются к мысли, что секреты клонирования также были известны шумерской цивилизации.

Уже тогда шумеры знали о свойствах спирта, как дезинфицирующего препарата, и применяли его во время операций.

Шумеры обладали уникальными знаниями в области математики – троичная система исчислений, число Фибоначчи, знали все о генной инженерии, в совершенстве владели процессами металлургии, например, знали все о сплавах металлов, а это сложнейший процесс.

Солнечно-лунный календарь был точнейшим. Также именно шумеры придумали шестидесятеричную систему счислений, которая позволяла множить миллионные числа, считать дроби, находить корень. То, что сейчас мы делим сутки на 24 часа, минуту на 60 секунд, год на 12 месяцев – все это шумерский голос древности.

+++++++++++++++++++++

В середине 3 тысячелетия до н. э. наступает период бурного расцвета Лагаша. Городом в это время правит энси Уранше. Однако наступает другое время. Совсем рядом находится соперник за власть - Умма, в любой момент могло произойти нападение эламитов из-за Тигра. Храмы же не всегда соглашались ассигновывать средства, необходимые для осуществления замыслов царя. Царь неизбежно должен был начать присваивать себе часть имущества и доходов, по традиции нераздельно принадлежащих богу, которыми распоряжались храмы. Урнанше заложил основы политического и экономического могущества своей династии. Это дало возможность третьему её представителю, внуку Эанатуму (2400г. до н. э.) , сделать попытку распространить свою власть на соседние с Лагашем государства. Это ему удалось сделать, но распри внутри государства и бунты на занятых территориях продолжались.

Чем активнее становилась политика энси, стремившихся к гегемонии над Шумером, тем сильнее беспокоились жрецы. Их интересам и влиянию угрожала всё более серьёзная опасность со стороны правителей династии Урнанше, приобретавших всё большую независимость от храмов. Между ними шла постоянная борьба. В результате этой борьбы политическая партия жрецов возвела на трон своего ставленника Лугальанду. Но, как ни старался Лугальанда в своей политике блюсти интересы жрецов, того, что уже произошло, изменить было нельзя: наряду с храмом возникла мощная общественно-экономическая сила - княжеский дворец с чудовищно разросшимся бюрократическим аппаратом. Правление Лугальанды не было продолжительным (7- 9 лет). Произошёл насильственный переворот. Происшедший переворот в Лагаше связан с именем Уруинимгины. Этот человек, через 44 столетия названный первым в истории реформатором, до того как стал правителем страны, был чиновником из окружения Лугальанды. Он отменил многие несправедливые налоги с бедняков. Реформы Уруимгины пришлись не по вкусу ни дворцовым кругам, ни храмовым служащим. Уруимгина существенно сократил дворцовый персонал, ограничил власть чиновников и несколько прижал жрецов. Таким образом, он не угодил никому, кроме простого народа, который был тогда безгласен.

И так недовольство в государстве третьей династии Ура росло изо дня в день, создавая угрозу его существованию. Опасность положения ещё усугублялась тем, что в Шумере давно уже возобладали иноземные народы, главным образом семиты.

На западные границы Шумера непрерывно совершали набеги воинственные племена - амориты. Эти дикие кочевники всё чаще показывались на западных границах Шумера, нападая на плохо укреплённые города. Одновременно они всё большими группами просачивались на территорию Шумера и мирно оседали в различных городах, увеличивая численность нешумерского населения.

Задачи, которые стояли перед Амар-Зуэном, вступившим на престол в 2045 г. до н. э. были нелегки. Он правил 8 лет и после него к власти пришёл Шу-Суэн.

История Шумера и судьба его последних правителей сейчас, по прошествии четырёх тысячелетий, наводят на грустные размышления. Последние цари Шумера были отважны, мудры, дальновидны, они одерживали победы, достигали больших успехов, и тем не мене их государство стремительно и неотвратимо клонилось к упадку. Состарилась шумерская цивилизация, одряхлела культура; обращённая в прошлое, она не могла ни устоять трудностями, связанными с новой социально-политической обстановкой, ни впитывать в себя живительные силы нового. В результате она закоснела в своём традиционализме, оскудела и отошла в прошлое.

Всякое государство подобно прекрасному плоду, который с ожесточением разъедают черви - снаружи и изнутри.

Ни военные походы, ни политика умиротворения по отношению к всё более агрессивному врагу уже не могут спасти государство, которое после смерти Шу-Суэна унаследовал его сын Ибби - Суэн. Двадцатипятилетнее царствование Ибби - Суэна (2027-2003) - последний акт трагедии Шумера. За внешним фасадом, показной мощью скрывается приближающийся крах империи. Хотя официальным языком Шумера - деловым и обрядовым - продолжает оставаться шумерский, народ говорит по - аккадски. Шумерский островок, чрезвычайно малочисленную группку людей, держащуюся одной лишь силой традиции, пытающуюся отстоять прошлое и свои интересы, заливают волны семитских влияний. Отдельные провинции начинают более или менее решительно освобождаться от господства Ура, при этом одних насильственно подавляют западносемитские племена, другие добровольно подчиняются их власти. Начиная с пятого года царствования Ибби-Суэна документы составленные в северных провинциях, датируются иначе, чем в Уре, Уруке или в Ниппуре: они уже не соотносятся с теми событиями которые центральная власть считает наиболее важными и существенными. А это значит, что царь фактически утратил контроль над этими районами.

Набеги враждебных Шумеру племён, ограничение сферы влияния столицы, постоянные войны - всё это подорвало основы экономики страны. Резко сократился ввоз и вывоз товаров. Подскочили цены, в отдельных районах страны был голод. Теперь Ибби-Суэн царь совсем небольшого, растерзанного врагами государства. Одинокий, всеми покинутый, сознавая полную безнадёжность сопротивления, он всё-таки продолжает бороться. Хотя по его убеждению, трагедия Шумера ниспослана богами, это не мешает ему, именующему себя богом, протестовать против приговора богов: он не складывает оружия перед более сильным, чем он врагом.

В 2003 г. до н. э. Эламиты ворвались в осаждённую столицу. Ур пал. Последний царь Шумера « в путах удалился в Аншан».

Расцвет шумеров на юге Месопотамии начался приблизительно в середине IV тысячелетия до н. э. Именно этот народ изобрёл первую в мире письменность (клинопись), именно у него появились первые колёса и арки, именно ему принадлежит древнейший образец эпической словесности («Сказание о Гильгамеше»). Две с половиной тысячи лет спустя эта цивилизация погибла.

Ряд геологических свидетельств указывает на то, что около 4 200 лет назад на Ближнем Востоке началась сильная засуха, которая продолжалась примерно 200 лет, а то и больше. Повысилось испарение Красного и Мёртвого морей; упал уровень воды и в озере Ван на территории современной Турции; керны морских отложений говорят об увеличении количества пыли в воздухе. Ну а археологические раскопки показали значительное сокращение числа поселений: 74% населённых пунктов Месопотамии оказались заброшены. Площадь обжитых районов уменьшилась на 93%. Демографическая обстановка претерпела сильные изменения, обострились социальные противоречия, но не это привело к краху цивилизации. Около 2000 года до н. э. на Шумер обрушились две волны кочевников. Главный город страны Ур пал. В течение последующих двух тысячелетий шумерский язык ещё сохранялся в качестве языка науки (подобно латыни в средние века), но затем забылся.

Время стерло память о шумерах из анналов истории. О них ничего не говорится в папирусах Египта времен Древнего Царства, возраст которых насчитывает более четырех тысяч лет. И уж тем более нет ничего в летописях Древней Греции и Рима, культура которых намного моложе. Библия упоминает о древнем городе Уре, но ни слова не говорит о загадочном шумерском народе. Говоря об очаге цивилизации, возникшем в долинах рек Тигр и Евфрат, ученые подразумевали, прежде всего, вавилоно-ассирийскую культурную общность людей. И только в середине 19 века сенсационные раскопки ученых доказали, что на территории Двуречья существовали более древние государства, возраст которых насчитывает около шести тысяч лет. Так впервые стало известно о великой цивилизации шумеров. Именно от них Вавилон и Ассирия унаследовали свою мудрость. Судите сами… Гибель Шумера, крушение тысячелетнего царства, явилось потрясением, как для современников этих событий, так и для потомков. Рухнули древнейшие устои общественной жизни, традиции, обычаи. Но сформировавшуюся на протяжении тысячелетия культуру не так-то просто было уничтожить! Как бы продолжая дело, начатое последними царями Ура, писцы при дворах новых правителей, в храмах и школах бережно собирают памятники шумерской мудрости и искусства. Они переписывают мифы, стихи, эпические сказания, пословицы шумеров, пользуясь мёртвым шумерским языком, который в течение почти двух последующих тысячелетий сохранялся только как сакральный язык. В 3 веке до н. э. в вавилонских храмах богослужение ещё велось на шумерском языке. Народы, в послешумерскую эпоху создавшие в Месопотамии свои государства, почти полностью восприняли достижения шумерской культуры - её письменность, особенности архитектуры, систему счёта, знания в области астрономии и т. д. Спустя тысячу и более лет после падения Шумера правители Месопотамии говорили о царях Ура и Урука, Киша и Лагаша как о своих предшественниках.