Выходящий из бездны. О звере, выходящем из земли

Кто станет первой жертвой Антихриста, когда тот явится? В каком облике он, кстати, это сделает?
А также про то, что делать резервные копии на случай глобального коллапса, оказывается, сам Бог велел (около 90 года н.э.), про первых зомбаков, а также про прототип стандартного чудовища из компьютерных игр.

Кстати, если кому интересно, какую подготовительную работу я проделываю при написании постов для этой серии, .

Другие иллюстрации этой главы еще отдельно давать не буду, не такие уж они и интересные.
Дам лишь фрагментами того, кто в синодальном переводе зовется "Зверь, выходящий из бездны", поскольку это первое появление Антихриста в этой книге (наконец! наконец он появился!), да и то, не все толкователи согласны, что это конкретно он.

Из русской старообрядческой книги. Редкий буквализм: Зверь (животное) из бездны (расселины в земле).

Здесь "бездна" -- это еще одно чудовище, из пасти которого выходит Зверь.
Обратите внимание на отточенность линий, отличный график это рисовал.
Английская рукопись 14 века


Это уже показывала, пусть просто фрагментом лежит.

Фрагмент французского витража

Это тоже показывала целиком выше.

А вот здесь Зверь уже антропоморфен, это практически человек, т.е. прямо Антихрист, что и написано красным сверху. Двух свидетелей он убивает саблей. Кстати, он конечно рыжеволос, ведь это проклятый цвет. У него модная кольчуга, ухоженный хвост и ноги с копытцами. Англия, 14 век.

Кстати, у нас появились две новые карточки персонажей


антихрист и его предтеча, великий лжепророк, называются в Апокалипсисе зверями38. Греческое слово («зверь») означает такого зверя, у которого зверская природа особенно резко проявляется и дает себя чувствовать, как, например, У Диких зверей: гиены, шакала, тигра, в отличие 0т Домашних, прирученных животных, или как, Например, у змеи в отличие от других пресмыкающихся гадов. Далее, это слово в греческом языке употребляется для обозначения зверя в противоположность человеку; а у ап. Павла слово «зверь» употреблено в послании к Тимофею35 и о человеке для обозначения его звериного нрава: Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые. Дикая свирепость разъяренного зверя с одной стороны, и коварство змея, с другой, сосредоточиваются в имени «зверь», которым означается антихрист и его лжепророк в Апокалипсисе. Но как по отношению к некоторым людям наименование их зверьми ясно и наглядно показывает, что у таких людей совершенно утратился образ и подобие Божие, что на место дыхания Божия выступило у них, при всей их головной мудрости и духовном образовании, пошлость, низость, лукавство внутреннего содержания их души, — так это в высшей степени идет по отношению к антихристу с его лжепророком. Впрочем, наименованием их зверьми останавливается более внимание на стороне их грубой дикости, необузданной свирепости, чем на стороне лукавства, хитрости. И действительно, далее мы увидим, как в силу зверской своей природы апокалипсические звери, то есть антихрист и лжепророк, направляются против Бога и всего, что от Бога, дышат огнем ненависти ко Христу и Его святому делу.
В 13й главе Апокалипсиса читаем:
И стал я на песке морском и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.
Зверь, которого я видел, был подобен барсу, ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.
И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная раНа исцелела,
И дивилась вся земля, следя за зверем; и поклонились дракону, который дал власть зверю,
И поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?
И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.
И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его и живущих на небе.
И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.
И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.
Кто имеет ухо, да слышит.
Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечем убивает, тому самому надлежит быть уби ту мечем. Здесь терпение и вера святых (Откр. 13, 110).
Под этим «зверем, выходящим из моря», почти все толкователи понимают антихриста, выходящего из «моря житейского», то есть из сРеды волнующегося, подобно морю, рода лк>дского. Отсюда ясно, что антихрист будет не дУх какойлибо или демон, а погибельное исчадие человеческого рода, не воплотившийся Диавол, как думали некоторые, а человек.
Знамения пришествия антихрист а
Мрачными чертами рисует св. Тайновидец образ этого последнего врага Христовой Церкви Это — зверь, похожий на барса, с ногами, как у медведя, и с пастью льва. Таким образом, в личности антихриста соединятся свойства и качества самых свирепых животных. Голов у него так же семь, как и у самого диаволадра кона, причем головы эти испещрены богохульными именами для наглядного изображения его внутреннего нечестия и презрения ко всему святому. Десять рогов его увенчаны диадемами в знак того, что он будет пользоваться своею богоборною силою со властью царя на земле. Власть эту он получит при помощи дракона, или диавола, который отдаст ему свой престол.
Тайновидец заметил, что одна из голов зверя как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелилась, и это привело в удивление всю землю, следившую за зверем, и заставило подчиниться устрашенных людей, как дракону, давшему власть зверю, так и самому зверю. Все поклонились ему, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним? Все это означает, что нелегко достанется антихристу власть над всем человечеством, что сначала придется вести ему жестокие войны и даже испытать сильное поражение, но потом последуют изумительные победы его и воцарение над миром. Воцарившемуся антихристу будут даны уста, говорящие гордо и богохульно, и власть действовать сорок два месяца. Таким образом, непродолжительна будет власть его, так как иначе, по слову Спасителя, не спаслась бы никакая
плоть. В стихах 6—10 главы 13 указывается об а3 действования антихриста: он будет отличаться богохульством, насилиями над людьми, ему Не покоряющимися, и «дано ему будет вести войну со святыми и победить их», то есть силою заставить подчиниться себе, конечно, чисто внешним образом, ибо поклонятся антихристу лишь те, имена которых не написаны в книге жизни у Агнца. Одним только терпением и верою будут защищаться от антихриста святые, и их утешает Тайновидец уверением, что «кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом», то есть что антихриста ожидает праведное возмездие.
«Писание называет антихриста «зверем». Будет ли он и на самом деле какимто звероподобным или отвратительным чудовищем?
О, нет! Он изображен с несколькими головами и рогами, но это «знамение» должно понимать не буквально, а символически. В действительности, антихрист не будет какимто уродливым, зверским, отталкивающим страшилищем. Наоборот, он украшен «десятью диади мами», которые являются эмблемами царственной власти и величия. У него «престол», он повелевает «царями земными», под его контролем торговля и питание. К этой власти °н придет «лестью» и беспощадно истребит противников. В систему своего управления он введет все характерные черты четырех символических «зверей» пророка Даниила: Вавилон с роскошью и царственным блеском; Мидоерсидское правление, добавившее к роскоши гордость и жестокость; Греческое владычество, поражавшее всех высокими науками, изысканностью вкуса в искусствах и развлечениях Римский империализм, известный своей железной дисциплиной, строгостью и деспотизмом. Все это включено будет в политическую систему антихриста.
Тем не менее, антихрист во многом будет подражать Христу. Он — «зверь, вышедший из моря», охотно примет от сатаны то, что было, в свое время, предложено Христу (во время Его искушения в пустыне), но от чего Христос категорически отказался: «И дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть».
Второе его подражание, на которое следует обратить внимание — это «раны зверя».
«Одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта рана исцелела»...
Здесь явное подражание смерти и воскресению Христа. «Ранами Христа мы исцелились». Воскресение Христа — подтверждение Его Божественности и абсолютной святости. Упоминание о том, что антихрист «смертельно был ранен», в греческом оригинале выражено словами: «заклан до смерти». Это те же самые греческие слова, которые употреблены и там, где сказано о Христе, как об «Агнце как бы закланном...»
Третье, не менее характерное, это то, что многие уверуют в антихриста и поклонятся ему:
«И дивилась вся земля... и поклонились Дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю»...
Отвергнув и поправ «раны Христа» — символ нашего спасения, искупления и оправдания,
поды уверуют в «раны антихриста». Усомнившиеся в возможности воскресения Христа из мертвых уверуют в чудесное исцеление «до смерти закланного» антихриста, уверуют и поклонятся45.
Мир созревает для такого «поклонения». Человек может получить от Бога «новое сердце» и способность уподобляться Христу, живя по духу и исполняясь Духом. Невозрожденный же человек легко может опускаться в омут греха и не только уподобляться антихристу и поклоняться «образу зверя», но, поклоняясь зверю, он и сам превратится в зверя. Мы можем, если пожелаем, «носить образ перст ного» (земного) или «Образ Небесного» и даже — «образ преисподнего». Всякий человек, отказывающийся пользоваться или руководствоваться совестью, здравым смыслом и человеческими чувствами, уподобляется или бессмысленному животному, или жестокому кровожадному зверю.
Шесть раз повторяется в этой главе фраза: «И дано было ему»... В наши дни, пока еще «не дано» ему, «не пришел час», «власть тьмы» не вступила еще в свои права. Но мы идем навстречу этому «последнему времени», когда то, что Удерживалось и не допускалось Богом, вдруг бу Дет допущено, «дано ему»...
«Даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно»...
Дракон дал антихристу именно такое «сердце гордое» и такой «помраченный разум»... Какие ужасные слова мы читаем дальше: отверз он уста свои для хулы на Бога, что бы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе»... Особенно он направит свою хулу на Сына Божия. Сатана находит в этом удовольствие и занимается этим от начала: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это — антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца»46.
«И дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем»...
антихрист будет признан всем миром, как небывалый гений и величайший благодетель человечества, осуществивший, наконец, идею всеобщего равноправия и «мирового владычества». Мы читаем, что люди спрашивали друг друга: «Кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?». Самодержавная, неограниченная власть приведет антихриста к кровавому деспотизму, а деспотизм — к закабалению и рабскому идолопоклонству. Поклонение образу зверя будет единственным средством избежать смерти, ибо: «убиваем будет всякий, кто не поклонится» ему по декрету.
Святым не миновать терпения и скорби на земле. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». Там, где скорби, испытания и гонения, там терпение и вера святых окажутся неизменными их спутниками.
Имя антихриста неизвестно, известно только его число — «666». По объяснению свщмч. Иринея Лионского, «имя его неизвестно потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого» (Против ересей, кн. 5, гл. 30).

Категория: Объяснение (толкование) Апокалипсиса

Это толкование является ответом на вопрос, который был задан посетителем сайта estsvet :

В книге Откровение 13:11-18 описывается зверь с рогами как бы ягнячьими. Как вы думаете, что это за зверь?

Здравствуйте! Спасибо за ваш вопрос. Исследование книги Откровение Иоанна Богослова - это непрерывный процесс, длиною в жизнь. Поэтому место Апокалипсиса, на которое вы указываете, требует его осмысления по мере нашего с вами духовного роста, а также по мере того как мы с вами приближаемся во времени к описываемым там событиям.

Итак, касательно «зверя, выходящего из земли », который «имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон » (13:11), - вы спрашиваете, «что это за зверь?» В плане понимания предназначения этого зверя у нас не должно возникать никаких проблем, потому-что Апокалипсис в полной мере открывает нам это. Написано, что он «заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела » (13:12). То, как именно он это делает, описывается далее, в стихах с 13 по 18. А вот в плане понимания нами отдельных деталей этого описания, - то здесь не все так просто. В связи с этим, чтобы все-таки кое-что понять, мы можем попытаться провести параллели между описанием Иоанна Богослова, и между тем, что нам знакомо сегодня. Ну и конечно не будем забывать об остальном содержании Библии, без которого правильное понимание Апокалипсиса просто невозможно.

Итак, что мы имеем? Если первый зверь, являющийся образом противной Богу мировой империи под управлением антихриста, вышел «из моря » (13:1), то второй зверь, он же лжепророк, вышел «из земли » (13:11). Море символизирует волнение народов, следовательно, выходящий из моря зверь будет являться порождением не только дьявола, но и порождением человечества, большая часть которого, как видим, игнорирует Бога. В том, почему все сложится именно так как это описано в тринадцатой главе Апокалипсиса, будут виноваты, прежде всего, сами люди.

Теперь о втором звере «из земли », - кто он? Если вышедший «из моря » зверь, это некий «симбиоз» дьявола и человечества, то зверь «из земли » (из ада?) скорее будет порождением исключительно дьявола, как весомая поддержка антихристу, потому что времени будет отведено не так много (три с половиной года согласно 13:5). Каким образом это демоническое существо войдет в наш мир и примет человеческий облик? - мы не знаем. Явится ли он путем воплощения бесовского духа в человеческом теле, либо же, например, путем какого-то безумного научного эксперимента? - варианты имеются, но нам не стоит слишком заострять на них внимание, т.к. это второстепенно. Ясно то, «что тайна беззакония уже в действии » (2Фес.2:7). Возможно, что этот зверь «из земли » и ангел из бездны в 9:11 (что интересно, тоже одиннадцатый стих) - это одно и то же дьявольское существо в человеческом теле, подготавливающее путь антихристу, подобно тому, как когда-то был послан Богом Иоанн Креститель, чтобы подготовить путь Господу Иисусу Христу.

Теперь попытаемся правильно понять «два рога, подобные агнчим », которые этот зверь будет иметь. Рог в Библии символизирует силу. То, что «два рога » этого зверя подобны рогам ягненка, может означать, что проявляемая этим зверем сила вызовет у людей всеобщий восторг, способствуя еще большему укреплению авторитета и власти антихриста (13:12-14). Говоря проще, являясь, по сути, монстром, этот зверь не будет выглядеть таковым в глазах людей.

Размышляя далее, можем также предположить, что «два рога, подобные агнчим » - это две силовые структуры, которые будут созданы этим зверем и подчинены ему, наподобие ФБР и ЦРУ в США сегодня. Если это так, то основной их задачей будет обеспечение тотального контроля над всем человечеством, о чем написано далее в стихах с 15 по 17.

Из описания второго зверя мы узнаем, что он «творит великие знамения » и чудеса (13:13,14). С одной стороны, мы не можем сегодня точно знать, каков будет механизм этих знамений и чудес. С другой стороны, мы можем попробовать провести здесь параллели с необычными явлениями нашего времени, чтобы попытаться понять, о чем может идти речь.


И первое, что сразу же приходит на ум - это непрекращающийся ажиотаж вокруг так называемых неопознанных летающих объектов (НЛО) с их невероятными летными характеристиками и другими необъяснимыми внешними проявлениями. То, что такие объекты себя проявляют, и люди их видят - это факт, с которым спорить бесполезно. По этому поводу хочется упомянуть здесь документальный сериал от National Geographic «НЛО над Европой », где скрупулёзно рассматриваются множество случаев наблюдения людьми НЛО. Однозначного ответа на вопрос, какова же природа этих объектов - там нет. Разве что очень осторожно выдвигается предположение об инопланетном их происхождении, а также высказывается мнение, что человечество постепенно готовят к рассекречиванию этой тайны. Как известно, National Geographic - это очень авторитетная организация, и то, что там уделили немалое внимание проблеме НЛО, говорит о многом. Все это к тому, что феномен НЛО - это такая же реальность, как и экран компьютера перед вами.

Главное же во всем этом то, что тайные надгосударственные структуры, занимающиеся подготовкой к приходу антихриста, всячески вводят людей в заблуждение по поводу истинной природы НЛО. В стремлении сохранить тайну до определенного времени, людей заставляют поверить в то, что все это дело рук пришельцев из космоса, в то время как правда заключается в том, что множество наблюдаемых людьми неопознанных летающих объектов - это засекреченные земные разработки (кроме случаев, когда такими объектами являются какие-то еще не изученные природные явления). В связи с этим хочется порекомендовать статью с красноречивым названием «НЛО - сделано в США » (можете отыскать в интернете посредством любой поисковой системы).

Таким образом, тринадцатая глава Апокалипсиса может также свидетельствовать о рассекречивании каких-то насущных для всего человечества технологий, что поможет антихристу заполучить абсолютную власть и сделать подконтрольным себе весь мир.

При рассмотрении второго зверя важно не упустить из внимания тот факт, что в книге Откровение Иоанна Богослова он еще обозначен как лжепророк (19:20). Он будет говорить «живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив » (13:14). Очевидно, речь здесь идет о внедрении новой мировой религии антихриста (читай дьявола), которую человечество примет в качестве замены христианству, и как следствие этого - люди станут «поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела » (13:12).

Тот факт, что с приходом антихриста христианство будет запрещено законом, становится понятным из слов, что смертельная рана одной из голов зверя - рана «от меча » - зажила (13:3,12,14). Сегодня многие люди видят в этих словах то, что им хочется увидеть, а не то, что они означают на самом деле в контексте всей Библии. Давайте обратимся к предсказанию Самого Бога о будущем противостоянии дьявола и святых. В третьей главе книги Бытие написано:

15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову , а ты будешь жалить его в пяту.

Это пророчество означает, что святые силою Божьей будут одолевать дьявола, и он это никогда не сможет изменить. Господь Иисус Христос основал на земле Церковь Свою, и засвидетельствовал, что «врата ада не одолеют ее » (Мф.16:18).

Но почему тогда антихрист победит святых, как об этом написано в 13:7? Во-первых, важно понимать, что святые того времени - это раскаявшиеся неразумные девы из притчи Господа (Мф.25:1-13), которые будут оставлены Богом на время великой скорби для их очищения огнем испытаний (15:2; 20:4). Во-вторых, ответ на вопрос, почему антихрист на короткое время одолеет святых, лежит сегодня перед нами - это умножающиеся грехи и беззакония людей, которые как проказа с каждым днем все сильнее поражают человечество. К тому времени людей будет раздражать все, что связано со святостью и праведностью пред Богом (11:10). Однако так будет продолжаться недолго, потому что Господь Иисус Христос вскоре вернется на землю со святыми, и дьявол снова потерпит сокрушительное поражение (19:20; 20:1-3).

Так как оба зверя в тринадцатой главе Апокалипсиса неразрывно связаны друг с другом, крайне важно правильно понять, что обозначают семь голов первого зверя. Как уже стало ясно, первый зверь это не только конкретная личность, но это еще и образ последней мировой империи, которую эта личность возглавит.

Итак, семь голов зверя, которые увидел Иоанн - это «семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть » (17:10). О каких царях здесь идет речь? Как уже было сказано выше, понять книгу Откровение Иоанна Богослова без остального содержимого Библии просто невозможно. И вот как раз в правильном понимании семи голов зверя решающую роль играют как Ветхий Завет Библии в целом, так и книга пророка Даниила в частности. В Ветхом Завете описывается египетское порабощение израильского народа, а позже его пленение Ассирией и Вавилоном. Книга же пророка Даниила предсказывает судьбы Вавилонской, Мидо-Персидской, Греческой и Римской империй, которые - каждая в своем порядке - окажут влияние на историю израильского народа (вторая и седьмая главы книги пророка Даниила). Поэтому в видении Иоанна под семью головами зверя подразумеваются семь царств или империй, которые в той или иной степени упомянуты в Библии в связи с их влиянием на историю Божьего народа:

  • Египет
  • Ассирия
  • Вавилон
  • Мидо-Персия
  • Греция
  • Римская империя

Теперь вернемся к смертельному ранению одной из голов зверя. Эта голова - не что иное как Римская империя, потому что именно во время ее правления зародилось христианство, которое впоследствии очень сильно повлияло на ее дальнейшую судьбу. Как мы знаем, Римская империя перестала существовать, распавшись на отдельные независимые государства, которые вкупе с осколками прочих былых империй представлены в Апокалипсисе «десятью рогами », которые Иоанн увидел на головах зверя (13:1). Позже объясняется, что это «десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час » (17:12). Такое объяснение может означать, что ко времени прихода антихриста в мире могут сформироваться десять геополитических зон, главы которых впоследствии передадут всю власть антихристу. «Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю » (17:13). Сегодня можно попытаться разглядеть на карте мира их очертания:

  1. Северо-Американский союз
  2. Союз южноамериканских наций
  3. Африканский союз
  4. Ближневосточный союз
  5. Европейский союз
  6. Россия
  7. Китай
  8. Япония
  9. Союз других стран Азии
  10. Океания

Впрочем, все это только предположение, и под десятью царями могут подразумеваться главы десяти самых влиятельных на то время стран мира, на которых будет покоиться вся мировая экономика. Поэтому можно допустить, что когда эти «десять царей » передадут управление антихристу, остальные страны безоговорочно последуют их примеру для того, чтобы просто выжить в текущих экономических условиях.

Слова: «Семь голов суть... семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть » (17:9,10), - означают, что на момент написания Апокалипсиса пали Египет, Ассирия, Вавилон, Греция и Мидо-Персия, в то время как Римская империя существовала, что соответствует словам «один есть ». Ну а тот, который «еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть », т.е. седьмой - это пророчество о будущем появлении атеистического СССР, история которого нам с вами хорошо известна. Иоанн Богослов написал, что «не долго ему быть », и действительно - СССР просуществовал менее семидесяти лет.

Далее написано, что «зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель » (17:11), т.е. здесь идет речь все о том же звере из тринадцатой главы книги Откровение. Опять же, сегодня эти слова многими неправильно понимаются, и считается, что восьмой зверь это один из тех семи, что уже были. Но суть в том, что в тринадцатой главе нам показан зверь со всеми семью головами, а это означает, что восьмой зверь - это не один из семи, а все семь вместе взятые. Т.е. последнее мировое царство вберет в себя дьявольскую мощь всех тех что уже были - вберет в себя все самое противное Богу из того что уже было в прошлом.

Таким образом, следует понимать, что исцеление смертельной раны одной из голов зверя - это не что иное, как восстановление той мощи и религии Римской империи, какие были у нее до появления христианства. Сегодня мы с вами становимся свидетелями образования всевозможных союзов стран, а это говорит о том, что антихрист в назначенное время просто завершит этот процесс, объединив все в одно целое. Вот почему написано: «И удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится » (17:8). Т.е. речь идет о восстановлении империи с еще большим могуществом, что и заставит удивиться все человечество, привыкшее считать империи окончательно канувшими в лету.

В связи со всем выше сказанным, для нас сегодня должно быть очевидным, что мы живем в преддверии появления восьмого зверя, т.е. в преддверии появления царства антихриста, потому что пророчество о седьмом царе, который «когда придет, не долго ему быть », т.е. пророчество об СССР - уже исполнилось.

Очень важным моментом в правильном понимании «зверя с семью головами и десятью рогами », является свидетельство, что он имеет рану «от меча » (13:14). Под «мечом» здесь, безусловно, следует подразумевать «меч духовный » (Еф.6:17), т.е. слово Божье, носителем которого на земле является Церковь Господа Иисуса Христа. Время благодати, в которое мы с вами живем - это и есть время, когда одна из голов зверя смертельно ранена. Когда же произойдет восстановление дьявольского царства и устранение христианства, т.е. исцеление головы зверя, то это вероятно будет отображено в символике. Второй зверь обманом заставит человечество почитать этот новый священный символ и преклоняться пред ним, как об этом и написано в тринадцатой главе Апокалипсиса:

14 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.

В пророчестве о конце света, изложенном в Апокалипсисе, фигурируют такие загадочные существа, как апокалиптические звери. Давайте разьеремся, что это такое, ибо без понимания их природы, сложно будет понять это важнейшей для человечества предсказания.

В «Откровении» упоминаются два зверя, предшествующие концу света:

Первый Зверь конца света выходит из моря, имеет 7 голов и 10 рогов. Это зверь багряный (ярко-красный), на котором воссядет великая блудница, по пророчествам святых православных Отцов - лжецерковь.

В «Откровении» о нем говорится: «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела… И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца… И дано было ему вести войну со святыми и победить их… Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом».

О нем же: «Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится».

А также: «я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час».

К нему также относится: «Этот зверь убьет двух пророков, которые будут проповедовать три с половиной года истинное Евангелие: И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их».

Большинство христиан, живших в ранние и средние века, считали зверя, вышедшего из моря, Римской империей.

Как же выглядел первый зверь конца света? У него семь голов, олицетворяющих семь царей. Так поясняет Иоанну ангел: «Семь голов суть семь гор, … и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был, и которого нет, есть восьмой…» Иными словами апостолу Иоанну показано видение во время шестого царя, когда пять царей уже пали, а седьмой еще не пришел.

В том кто такие эти семь царей – есть разногласия. Одни говорят, что это семь императоров, правивших во время апостола Иоанна: Нерон, Гальба, Отон, Вителлий, Веспасиан (Тит), Домициан, Нерва (7-й) и Траян (8-й). Некоторые считают, что речь идет не о царях, а империях, способах правления и так далее. Этот образ дает большое поле для различных спекуляций, и это нормально, ибо еще с древнейших времен было много те, кто пытался примерить на себя корону Царя Мира, а оказывалось, что надевал на себя Корону Сатаны. О чем, кстати, очень часто и говорится в пророчествах Нострадамуса, где он все время предупреждает об самообмане человечества.

В завершении, также следует указать, что на самом деле в Библии упоминаются еще звери конца света, которые подобно апокалиптическому зверю тоже выходят из моря. Они упоминаются в книге еще одного пророка - в книге пророка Даниила. Там из моря выходят четыре больших зверя: первый - как лев … (Дан. 7.4), второй, похожий на медведя (Дан. 7.5), … еще зверь, как барс … и четыре головы были у зверя сего (Дан. 7.6), … зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; … и десять рогов было у него (Дан. 7.7). Поэтому у нового зверя конца света есть признаки всех четырех зверей: пасть льва, ноги медведя, туловище барса и 10 рогов четвертого зверя.

Апокалиптический зверь конца света, объединяя в себе признаки четырех животных, по своей сути напоминает истукана, увиденного Навуходоносором во сне и символизировавшего будущую историю всех мировых государств, о чем также сказано в Библии.

Второй Зверь конца света выходит из земли, похож на агнца, но говорит как дракон: он имел два рога, подобные агнчим. Он действует со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней служить первому зверю. Он будет убивать всякого, кто откажется поклониться первому зверю. И вот тут появляется известное Число Зверя или имя зверя - 666. Его второй зверь положит на лоб или правую руку живущих, без которого те не смогут ничего ни покупать, ни продавать.

Зверь в христианском богословии считается одним из названий антихриста в Новом Завете он также назван человеком греха, сыном погибели

Согласно «Апокалипсису» Зверь будет хулить Бога и править землей три с половиной года; развяжет войну против святых и победит. За исключением тех немногих, чьи имена были записаны в Книгу Жизни, весь мир станет почитать зверя. Но все его «чудеса» окажутся лишь ловкими трюками. Вместо того, чтобы принести на Землю мир и любовь, он вызовет голод и чуму, войны и разрушения.

© Святослав Горский