Готовимся к ЕГЭ по И.С. Тургеневу
Прочитайте текст и выполните задание к нему.
1. О лазурное царство! О царство лазури, света, молодости и счастья! Я видел тебя... во сне.
2. Нас было несколько человек на красивой разубранной лодке.
3. Лебединой грудью вздымался белый парус под резвыми вымпелами.
4. Я не знал, кто были мои товарищи; но я всем своим существом чувствовал, что они были так же молоды, веселы и счастливы, как и я!
5. Да я и не замечал их.
6. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море, все покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо – и по нему, торжествуя и словно смеясь, катилось ласковое солнце.
7. И между нами по временам поднимался смех, звонкий и радостный, как смех богов!
8. А не то вдруг с чьих-нибудь уст слетали слова, стихи, исполненные дивной красоты и вдохновенной силы...
9. Казалось, самое небо звучало им в ответ – и кругом море сочувственно трепетало...
10. А там опять наступала блаженная тишина.
11. Слегка ныряя по мягким волнам, плыла наша быстрая лодка.
12. Не ветром двигалась она; ею правили наши собственные играющие сердца.
13. Куда мы хотели, туда она и неслась, послушно, как живая.
14. Нам попадались острова, волшебные, полупрозрачные острова с отливами драгоценных камней, яхонтов и изумрудов.
15. Упоительные благовония неслись с округлых берегов; одни из этих островов осыпали нас дождем белых роз и ландышей; с других внезапно поднимались радужные, длиннокрылые птицы.
16. Птицы кружились над нами, ландыши и розы таяли в жемчужной пене, скользившей вдоль гладких боков нашей лодки.
17. Вместе с цветами, с птицами прилетали сладкие, сладкие звуки...
19. И все вокруг: небо, море, колыхание паруса в вышине, журчание струи за кормою – все говорило о любви, о блаженной любви!
20. И та, которую каждый из нас любил, – она была тут... невидимо и близко.
21. Еще мгновение – и вот засияют ее глаза, расцветет ее улыбка...
22. Ее рука возьмет твою руку – и увлечет тебя за собою в неувядаемый рай!
23. О лазурное царство! Я видел тебя... во сне.
(И.С. Тургенев)
1. Какой вариант заголовка наиболее полно отражает основную мысль текста?
2) Путешествие на лодке.
3) Лазурное царство.
4) Морская прогулка.
2. Определите стиль и тип речи.
1) Разговорный стиль, рассуждение;
2) художественный стиль, описание;
3) художественный стиль, повествование;
4) публицистический стиль, описание.
3. Какое лексическое значение имеет слово царство в этом тексте (предложение 1)?
1) Правление какого-нибудь царя, царствование;
2) государство во главе с царем;
3) одна из четырех высших сфер органического мира;
4) та или иная область действительности, средоточие каких-нибудь явлений, предметов.
4. В каком слове все согласные звуки твердые?
1) Царство; 2) замечал; 3) слетали; 4) журчание.
5. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) Счастья; 2) грудью; 3) смеясь; 4) ныряя.
6. Каким способом образовано слово безбрежное?
1) Приставочный;
2) суффиксальный;
3) приставочно-суффиксальный;
4) бессуффиксный.
7. Из предложений 1–4 выпишите полные прилагательные, образованные от существительных суффиксальным способом.
8. Из предложений 5–8 выпишите слово, соответствующее схеме: .
9. Из предложений 4–10 выпишите однокоренные слова.
10. Из предложений 14–15 выпишите сложные слова.
11. Из предложений 6, 8 и 21 выпишите слова с приставками на -з (-с).
12. Из предложений 1–6 выпишите слова с орфограммой «Разделительный ь ».
13. Из предложений 10–13 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне.
14. Определите количество морфем в слове разубранной .
15. Выпишите из предложений 7–10 слова с нулевым окончанием.
16. Соотнесите колонки:
17. Из предложений 10–13 выпишите действительное причастие настоящего времени.
18. Соотнесите колонки:
19. Соотнесите часть речи с грамматическими признаками.
20. вдоль в предложении 16.
21. Определите, какой частью речи является слово куда в предложении 13.
22. Из предложения 11 выпишите словосочетания со связью примыкание.
23. Выпишите грамматическую основу из предложения 2.
24. Укажите номер предложения, осложненного обособленным определением, выраженным причастным оборотом (предложения 14–17).
25. Укажите номер предложения, осложненного обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (предложения 8–12).
26. Укажите номер предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения (предложения 1, 6, 14, 19).
27. Укажите номер предложения с обособленными нераспространенными однородными определениями, выраженными прилагательными (предложения 5–10).
28. Укажите номер предложения, которое соответствует характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными подлежащими и обособленным определением (предложения 7–10).
29. Укажите номер сложного предложения, одна из частей которого является односоставной (предложения 20–23).
30. Среди предложений 10–14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи местоимения. Напишите номер этого предложения.
31. Найдите предложение, соответствующее схеме:
[––– === ], [ ––– и ––– === х, | | ].
(Предложения 14–17).
32. Выпишите эпитет из предложения 12.
33. Какое изобразительное средство не использует Тургенев в двух последних предложениях?
1) Метафора;
2) риторическое восклицание;
3) сравнение;
4) эпитет.
Ответы:
№ 1. 3); № 4. 1);
№ 2. 2); № 5. 4);
№ 3. 4); № 6. 3);
№ 7. лазурное, лебединой;
№ 8. поднимался;
№ 9. чувствовал, сочувственно; смеясь, смех;
№ 10. полупрозрачные, драгоценных, благовония, длиннокрылые;
№ 11. безбрежное, исполненный, расцветет;
№ 12. счастья, грудью, рябью;
№ 13. сердца;
№ 14. 6 морфем: раз-у-бр-а-нн-ой ;
№ 15. поднимался, смех, уст, ответ;
№ 16. 1) б); 2) в); 3) а); 4) г); 5) е); 6) д); 7) г);
№ 17. играющие;
№ 18. 1) в); 2) а); 3) г); 4) б);
№ 19. 1) г); 2) а); 3) в); 4) б);
№ 20. предлог;
№ 21. наречие;
№ 22. плыла... ныряя; слегка ныряя;
№ 23. несколько человек было;
№ 32. играющие;
№ 33. сравнение.
Е.К. СПИРИНА,
МОУ «Богородская ООШ»,
пос. Авсюнино,
Орехово-Зуевский р-н
1. На какие вопросы отвечает причастный оборот?
Что делая? Что сделав?
Что делать? Что сделать?
Что сделаю? Что сделав?
Какой? Какая?
2. На какие вопросы отвечает деепричастный оборот?
Что делая? Что сделав?
Что делать? Что сделать?
Что сделаю? Что сделав?
Что делающий? Что сделавший?
3.
Ночь (1) спустившись на землю (2) окутала непроницаемым мраком всё (3) в деревеньке (4) уставшей от летнего зноя.
1, 2, 3, 4
1, 2, 4
1, 2
1, 2, 3
4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
Почему-то испугавшись (1) он быстро погасил свет (2) и (3) зажав коробку в руке (4) вернулся в комнату.
1, 2, 3
1, 2, 3, 4
1, 3, 4
1, 4
5В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
Треща красными подкрыльями (1) маленькие кузнечики (2) пролетавшие несколько метров (3) падали на землю (4) сливаясь с камнями.
1, 2, 4
1, 2, 3, 4
2, 3, 4
1, 3
ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
1. Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.
2. Амбра (1) долго пробывшая в морской воде (2) или специально очищенная (3) имеет едва уловимый (4) запах жасмина.
3. В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанными розовой дымкой (4) деревьями.
4. Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.
5. Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной.
6. Грозовая туча (1) по временам сверкавшая молниями (2) и издававшая недовольное рокотание (3) спешила на северо-восток (4) всё более открывая тёмное звёздное небо.
7. Смешиваясь с солёными морскими ветрами (1) запах цитрусовых (2) создаёт (3) целебно действующую (4) на людей атмосферу.
8. Перифраза – оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием (1) содержащим (2) элемент характеристики описываемого предмета или лица (3) и помогающим (4) избежать неоправданных повторов в тексте.
9. На картине будут лишь (1) омытый дождём (2) мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев да (3) бегущие по влажной траве (4) тени сизых туч (5) гонимых ветром.
10. Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.
11. По длинному зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась (4) недалеко от берега.
12. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо – и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.
13. Один за другим к костру (1) медленно угасающему в ночи (2) подходили кони и неподвижно останавливались (3) глядя на нас (4) умными глазами.
14. Выпускники (1) всё чаще задумываясь о предстоящем расставании со школой (2) по-новому смотрят на незаметно повзрослевших (3) одноклассников (4) стремясь видеть в них только хорошее.
15. Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы 20 века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».
16. Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на фоне предвечернего неба.
17. Степной воздух (1) наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья (4) и неподвижно устремив глаза свои в траву…
18. По ясному небу плавно неслись (1) не закрывая солнца (2) низкие дымчатые облака (3) постепенно исчезающие (4) в синеве.
19. В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.
20. Дорога (1) поворачивавшая вправо (2) шла через огромное поле (3) засеянное яровыми (4) и углублялась в лес.
21. С моря дул влажный холодный ветер(1) разнося по степи (2) задумчивую мелодию плеска (3) набегавшей на берег волны.
22. Утки (1) испуганные внезапным появлением охотников (2) шумно поднялись и (3) кувыркаясь в воздухе (4) медленно и тяжело полетели прочь.
23. Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.
24. В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.
25. Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.
26. Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся (1) тускло синея сквозь туманную даль (2) по водянисто-зелёным лугам, и человек (3) охваченный светлым дыханием весны (4) крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.
27. Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта.
28. А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.
29. Мы перебрались через реку по зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) и пошли направо (3) держась (4) поближе к берегу.
30. Образованный на речке (1) пруд(2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо - и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Я видел кругом одно безбрежное лазурное море, всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо - и по нему, торжествуя и словно смеясь, катилось ласковое солнце.
Запятая должна стоять на первом месте: это запятая перед выраженным причастным оборотом обособленным определением, стоящим после определяемого слова -- "всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек".
Запятые 2 и 4 выделяют деепричастные обороты "торжествуя и словно смеясь".
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 4.
Ответ: 124
Правило: Задание 17. Обособление определений и обстоятельств
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
В задании 16 от учащихся требуется умение видеть обособленные и необособленные второстепенные члены предложения и расставлять запятые в предложениях с обособлением. При том, что обособляться могут все второстепенные члены, в данное задание включены лишь случаи обособления/необособления определений и обстоятельств . Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)
16.1 Обособленные определения. Основные понятия.
Обособленные определения - это выделенные по смыслу при помощи интонации и запятых определения.
Следовательно, необособленные - не выделенные запятыми и интонацией .
Выражаются как обособленные, так и необособленные определения чаще всего* полными формами прилагательных или причастий . Это согласованные определения , то есть оно согласуется в роде, числе и падеже со своим главным словом (= ГС) . Как обособленные, так и необособленные определения обозначают признак предмета (главного слова).
*Обратите внимание : случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.
Если у определения нет зависимых слов, то это одиночное определение .
Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при определении есть зависимые слова, его называют распространённым . Самый яркий пример распространённого определения- причастный оборот (=|ПО|) .
Пример 1 . Машина (какая?) (ГС) «скорой помощи» , |стоящая поперёк мостовой |, успела привлечь зевак. Определение к слову «машина» выражено причастием «стоящая»; от него мы задаём вопрос где? - к «поперёк мостовой». И причастие, и зависимые от него слова включаются в причастный оборот.
Пример 2 . Точно так же бывают обороты при имени прилагательном: На стекле (ГС) каком?, |серебряном от инея| , мороз нарисовал узоры . От прилагательного «серебряном» ставится вопрос от чего? к «от инея», следовательно, прилагательное и зависимое слово составляют определительный оборот(=|ОО|).
И причастный, и определительный оборот являются одним членом предложения - определением.
Если определений несколько, то они могут быть однородными , если они относятся к одному члену предложения и между ними есть (или можно вставить) союз И или есть запятые;
и неоднородными , если относятся к разным членам предложения и между ними нет или нельзя вставить союз И или нет запятых.
Приведём примеры распространённых однородных определений, выраженных причастными оборотами:
Пример 3 : Мальчишка , |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой| , оказался сыном нашего соседа.
К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова
Схема: ГС +(ПО и ПО) .
Как видите, между двумя однородными ПО запятая не ставится, по общему правилу употребления запятых при однородных членах, соединённых одиночным союзом И .
Пример 4 : В следующем примере распространённые определения не являются однородными, так как относятся к разным членам предложения:
Мальчишка , |катавшийся на санках| ,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим - сосед.
Схема: ГС+ПО , И ПО+ГС . Если выбросить оба оборота, предложение не сломается: Мальчишка и сосед оказались папой и сыном . Запятая под номером 1, таким образом, нужна не для однородных определений, а для границы первого причастного оборота.
16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособления определений
Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка , |катавшийся на санках| , и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.
Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?
Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.
Причастный (определительный) оборот всегда обособляется, если стоит после главного слова.
Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.
Пример 5 : Человек , |не помнящий прошлого| , лишает себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.
Пример 6 : Были слышны звуки , |похожие на стоны деревьев| . Схема: ГС+ОО.
Обособился определительный оборот, стоящий после после главного слова
Меняем местами ПО и ГС в приведённых предложениях:
Пример 7 .|Не помнящий прошлого| человек лишает себя будущего . Обособления нет, так как схема иная: ПО+ГС
Пример 8 . Были слышны |похожие на стоны деревьев| звуки . Обособления нет. Схема: ОО+ГС
Обратите внимание: Нет такого правила: причастный оборот выделяется запятыми . Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.
16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособления определений
Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.
1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед определяемым словом , если определение имеет значение причины или уступки .
Пример 9 : |Измученная многодневной засухой| , земля жадно утоляла жажду. (Почему земля утоляла жажду? Потому, что была измучена засухой.) Схема: ПО+ГС.
Пример 10 : |Украшенная блестящими шарами |, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.
Пример 11 : Выросший в нищете и голоде , Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.
Схема: ПО+ГС.
Если значения причины нет, то оборот по общему правилу не выделяется.
|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день оказался заселенным . (Нет причины, нельзя утверждать, что его заселили потому, что он оказался повешенным. Обособления нет, действует базовое правило.)
2.Обособление происходит всегда, если определение относится к личному местоимению.
Схема: ПО+(ГС=ЛМ). , где ЛМ личное местоимение.
Пример 12 |Увлечённый разговором| , он прислушался.
Пример 13 Разгорячённый и взволнованный , он вбежал в комнату.
Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами он принялся перечитывать опять свои книги.
Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:
Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой - главное слово-личное местоимение.
Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.
Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.
3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых союзом и (или без него, с запятой), стоящие после главного слова.
Схема: ГС+Определение + И+ Определение.
Пример 16 Мартовская ночь , облачная и туманная , окутала землю.
Пример 17 Весенний дух , весёлый и беспутный , ходил повсюду.
Обращаем внимание на то, что в заданиях очень часто встречаются предложения с двумя−тремя причастными (определительными) оборотами, что усложняет процесс выделения их границ. При этом может получиться, что обороты либо последовательно идут друг за другом, либо встраиваются один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.
Приведём примеры разбора наиболее трудных предложений с обособленными и необособленными определениями
ПРИМЕР 1. Издали он увидел дом , |непохожий на другие| , |построенный каким-то итальянским архитектором| .
ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшимся после недавней бури бескрайним морем возвышалось небо , унизанное ярко мерцавшими звёздами .
16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия
Обособленные обстоятельства - это одиночные деепричастия и деепричастные обороты . Деепричастие - особая форма глагола, отвечает на вопросы что делая? и что сделав?, относится всегда к глаголу и обозначает добавочное действие по отношению к основному. Например, в предложении Сделав большой круг по газетному переулку в Кисловке , Левин опять вернулся в гостиницу и, положив перед собой часы , сел, ожидая двенадцати. выделенные слова - деепричастия, подчёркнуты как обстоятельства вместе с зависимыми от них словами, то есть деепричастными оборотами (=ДО)
16.2.1 Основное правило обособления деепричастий и деепричастных оборотов.
В отличие от причастий и причастных оборотов, одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми всегда, независимо от места их расположения .
Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.
16.2.2 Особые случаи. Постановка запятых при нескольких сказуемых или нескольких оборотах (одиночных деепричастиях).
Сложность заданий состоит зачастую в том, что в предложении могут быть различные комбинации сочетаний обособленных обстоятельств и сказуемых. Например, при одном сказуемом могут быть два (и более) ДО или одиночных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каждому свой (свои) ДО. Рассмотрим эти варианты подробнее.
1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.
Пример 1. В кармане галифе Сергей нащупал крошки махорки и, осторожно стряхнув его содержимое в руку , завернул толстую неуклюжую цигарку .
В предложении два однородных сказуемых, ДО относится к сказуемому «завернул». Деепричастный оборот, находящийся после союза И , отделяется от него запятой (союзы не включаются в деепричастный оборот). Заметим, что ДО легко исключается из предложения, если границы оборота выделены верно, то предложение не сломается: В кармане галифе Сергей нащупал крошки махорки и завернул толстую неуклюжую цигарку.
2. Если к одному сказуемому относится несколько ДО , то есть при сочетании деепричастных оборотов, знаки препинания между ними расставляются так же, как и при однородных членах предложения:
Пример 2. Он пошел , пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки , а правой тихо дергая свой бурый ус . В предложении три однородных обособленых обстоятельства, относящихся к одному сказуемому, запятые перед И и перед А стоят/не стоят по правилу однородных членов.
3. Деепричастные обороты, относящиеся к разным глаголам-сказуемым, выделяются по отдельности:
Пример 3. Сергей, постояв еще минуту , медленно направился к груде угля и, аккуратно подстелив полу шинели , сел на большой кусок антрацита. Сказуемых два, к каждому относится свой деепричастный оборот.
Если рядом стоящие деепричастные обороты относятся к разным глаголам-сказуемым и союз и не включается в их состав, то каждый из них выделяется отдельно:
Пример 4 Он стоял , прислонясь к груде цибиков чая , и, бесцельно поглядывая вокруг себя , барабанил пальцами по своей трости, как по флейте . Извлечём ДО, чтобы убедиться в верной постановке знаков препинания. Он стоял и барабанил пальцами по своей трости, как по флейте.
Источник задания: Решение 4151. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.
Задание 16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Решение.
В этом задании нужно поставить запятые, выделяющие деепричастные или причастные обороты. Помним, что причастный оборот обособляется в любом случае, причастный – только после определяемого слова.
1. Найдём в предложении причастные и деепричастные обороты.
Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо - и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.
2. Выделим запятые деепричастным оборот:
(2) торжествуя (3) и словно смеясь (4)
Запятая (3) не нужна, потому что союз «и» соединяет однородные деепричастие, которые относятся к одному слову.
3. Определим место причастного оборота по отношению к определяемому слову.
море (1-какое?) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек
Причастный оборот стоит после определяемого слово, запятая нужна.