Избранное (Козьма Прутков). Высказывания и афоризмы Сочинения Козьмы Петровича Пруткова

Великий философ, писатель и острослов Козьма Прутков полюбился читателям XIX века с первой публикации в прессе. Его «родители» отмечали главные качества героя – безграничное усердие и полнейшее отсутствие чувства юмора.

Козьме Пруткову принадлежит авторство целой россыпи знаменитых высказываний и афоризмов. Вышедшие из-под пера литератора перлы на первый взгляд кажутся глупостями, но при ближайшем рассмотрении ясно видны истина и глубокий смысл. Например, трудно поспорить с тем, что раздвоение человека снизу, а не сверху – вполне логичное явление, ведь две опоры надежнее одной.

История создания

Козьма Прутков – коллективный псевдоним сразу нескольких писателей и поэтов. Под литературной маской прячутся Алексей Толстой, его кузены Владимир, Алексей и Александр Жемчужниковы. Свою руку к созданию сборников изречений, афоризмов и басен приложил поэт , а живописному образу Прутков обязан Льву Жемчужникову.


История создания гениальной мистификации русской сатиры началась летними вечерами 1851 года, когда в имении деревни Павловка собрались на «каникулы» Алексей Толстой и его двоюродные братья. Острословы и шутники коротали часы за баловством и насмешками над современниками и явлениями жизни.

Каждый повелевал своей стихией: Толстого увлекало эпистолярное балагурство, Алексей Жемчужников придумывал комические сценарии для домашнего театра, у Александра блестяще получалось облекать в басни нелепые истории, а Владимир обладал даром пародиста. Так родилась на свет первая басня Пруткова «Незабудка и запятки», а вслед потянулась цепочка из нравоучительных рассказов – «Цапля и беговые дорожки», «Кондуктор и тарантул» и другие. Братья так увлеклись, что к концу лета скопился десяток сатирических произведений.


«… по возвращении нашем в Санкт-Петербург … с братом Алексеем и графом А. Толстым пришли к мысли писать от одного лица, способного во всех видах творчества».

Родившийся случайно Прутков позже обрастал качествами уже сознательно. В середине 50-ых годов к балагурству авторов присоединился Петр Ершов, с которым Владимир познакомился, когда служил в Тобольске. Вместе с создателем «Конька-Горбунка» явили миру комичную оперетту «Черепослов, сиречь Френолог». Это произведение потом пришло к читателю под авторством отца Козьмы Пруткова. Так выдуманный персонаж получил родословную.


Имя Пруткову подарил камердинер Жемчужниковых, которого, впрочем, звали Кузьмой. Позже «у» поменялась на «о» с легкой руки проказника Александра. Примерно в это же время новый житель литературного Олимпа «получил» профессию и чин, женился, обзавелся потомством.

Произведения вымышленного писателя пришли к читателям в 1854 году. На страницах приложения к журналу «Современник», юмористического издания «Литературный ералаш» заблистали «Досуги Козьмы Пруткова», а спустя пятилетку публика хохотала над творением «Пух и перья. К досугам Козьмы Пруткова».


Все книги Пруткова до революции выдержали более 10 изданий, а в XX веке полки книжных магазинов обогатились «Полным собранием сочинений Козьмы Пруткова».

Биография

Биография Кузьмы Петровича началась то ли в 1801, то ли 1803 году – авторы так и не определились. Зато для дня рождения установили точную дату – 11 апреля. Родился будущий острослов и философ в деревне Тентелевой Вологодской губернии в семье небогатых, но уважаемых дворян. Главное историческое наследие Прутковым досталось от деда Федора Кузьмича: «Гистоические материалы» хоть и написаны «невозможным» языком и слогом, но ценны остроумными мыслями.


В зените славы внук опубликует перлы деда и гордо заявит о причастности к литературе всего рода, что и докажет потом отцовское издание тобольской оперетты. По заверениям Козьмы, произведение это высоко оценили , Хмельницкий и даже сам .

Наукам Прутков обучался дома, где в роли учителя выступил священник. Литературный талант проглядывался уже в раннем возрасте, ведь оценка по русской словесности значилась как «назидательно-препохвально». Жизненные дороги прослеживаются в его афоризмах. Например, в юности Козьма понял истину:

«Если хочешь быть красивым, поступи в гусары».

Поэтому подался в 1820 году в юнкеры. Продержаться в гусарском полку герой смог два года, но затем случилось страшное событие, ставшее впоследствии объектом пристального внимания его биографов, – Пруткову приснился генерал, на котором из одежды были только эполеты.


Молодого Козьму Петровича радушно приняли в петербургском министерстве финансов на солидный чин Пробирной Палаты, где он сделал головокружительную карьеру, добравшись до руля Палаты и получив орден св. Станислава 1-й степени. Стоит заметить, успехов достиг без знакомств, исключительно благодаря собственному усердию. Славный чиновник оказался грамотным руководителем, чем и сам гордился, не забывая упомянуть:

«Мой ум и несомненные дарования, подкрепляемые беспредельною благонамеренностью, составляли мою протекцию».

Прожив четверть века, Козьма Прутков женился на Антониде Проклеветантовой и народил на свет кучу детей, правда, в живых остались лишь десять.


В середине XX века персонаж получил пропуск в молодежный кружок, в который входили братья Жемчужниковы и граф Алексей Толстой. До этого момента Прутков даже не помышлял о литературной деятельности, но товарищи убедили нового друга в его исключительных писательских способностях. Окрыленный такой поддержкой, Козьма написал комедию «Фантазия». Произведение даже поставили в Александрийском театре, но тут же оно попало в опалу у властей и было запрещено.

Тогда новоиспеченный литератор принялся за сочинительство басен, а спустя год собирался издать сборник произведений с собственным портретом, но цензура вновь вставила палки в колеса. Тем не менее, умного автора с удовольствием печатали сатирические журналы.

Прожил Козьма Петрович 60 лет. 13 января 1863 года сердце великого литератора остановилось во время работы над очередными стихами.

Высказывания и афоризмы

Козьма Прутков отлично владел разнообразием литературных жанров. Острое перо не страшилось лирики и комедий, драм и басен, эпиграмм и водевилей. А какую полемику писатель разворачивал в публицистических статьях! Его творчество подарило миру россыпь афоризмов, а цитаты стали крылатыми фразами:

Век живи, век учись.
Одного яйца два раза не высидишь.
Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.
Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?
Никто не обнимет необъятного.
Если хочешь быть счастливым, будь им.
Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нем пятна.
Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? - ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем, когда и без того светло; а месяц - ночью.
Где начало того конца, которым оканчивается начало?
Лучше скажи мало, но хорошо.
Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно.
Влюбленный в одну особу страстно - терпит другую токмо по расчету.
Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется.
  • Феномен Козьмы Пруткова отмечен в памятниках. Бронзовое изваяние вымышленного литератора украшает проспект Чумбарова-Лучинского в Архангельске. Конечно же, скульптурой обозначили «родину» Пруткова – бюст установлен на повороте села Вязовое (Липецкая область). В окрестностях этого населенного пункта располагалось поместье, где собирались его «родители». А гордостью литературного музея в Брянске является «Прутковский зал», в котором посетители знакомятся с творчеством автора басен и пьес.
  • Кинематограф тоже не прошел мимо литературной мистификации. С фразы про фонтан Козьмы Пруткова начинается комедия «Фонтан» (1988) режиссера Юрия Мамина.

  • В конце 90-ых годов прошлого столетия провели первый фестиваль Пруткова, который положил начало празднику сатиры и юмора. Девиз мероприятия, конечно же, позаимствовали у литератора: «Глядя на мир, нельзя не удивляться».
  • В честь 200-летия персонажа появилась премия для пародистов «Чугунный Козьма».
  • С 2004 года полные собрания сочинений ждут читателя на специально созданном сайте, который посвящен Пруткову.

А. М. Жемчужников — «отец» Козьмы Пруткова

Козьма Прутков — литературный псевдоним русских литераторов графа А. К. Толстого (1817-1875) и братьев Жемчужниковых: Алексея Михайловича (1821-1908), Владимира Михайловича(1830-1884) при участии Александра Михайловича (1826-1896). Алексей Константинович Толстой приходился всем им двоюродным братом. Под псевдонимом «Козьма Прутков» его, как они себя называли, «друзья» или «опекуны» публиковали в русских газетах и журналах середины ХIХ века басни, афоризмы, пьесы.

«Достопочтенный Косьма Прутков - это ты, Толстой и я. Все мы тогда были молоды, и «настроение кружка», при котором возникли творения Пруткова, было веселое, но с примесью сатирически-критического отношения к современным литературным явлениям и к явлениям современной жизни. Хотя каждый из нас имел свой особый политический характер, но всех нас соединила плотно одна общая нам черта: полное отсутствие «казенности» в нас самих и, вследствие этого, большая чуткость ко всему «казенному». Эта черта помогла нам - сперва независимо от нашей воли и вполне непреднамеренно,- создать тип Кузьмы Пруткова, который до того казенный, что ни мысли его, ни чувству недоступна никакая, так называемая, злоба дня, если на нее не обращено внимания с казенной точки зрения…» (из письма Алексея Жемчужникова брату Владимиру)

Стихи, афоризмы Козьмы Пруткова пародировали литературное подражательство, «казенность», ретроградство (Википедия)

Биография Козьмы Пруткова

Родился в деревне Тентелевая близ Сольвычегорска 11 апреля 1803 года. Три года прослужил в гусарском полку, 40 лет до самой смерти, Пробироной палатке (учреждении для исследования серебряных и золотых вещей и для наложения на них пробного клейма). Был её директором, имел чин действительного статского советника, был награжден орденом Святого Станислава первой степени. Скончался в Петербурге 13 января 1863 года

Козьма Прутков — пародия на литератора-чиновника. Афоризмы Пруткова — большей частью казенные, общие места, его мысли — не имеют отношения к его эпохе, стоят вне времени и пространства. Будучи ограниченным, он дает советы мудрости; не имея таланта, пишет стихи, без образования и понимания дел в России пишет «прожекты». Он воспитанник той эпохи, когда всякий, без малейшей подготовки, брал на себя любые обязанности, если начальство их налагало. При этом Прутков был добродушен и честен, чем был многим симпатичен.

Сочинения Козьмы Петровича Пруткова

  • «Досуги и пух и перья», юмористическое приложение «Литературный ералаш» к журналу «Современник», 1854 год и журнал «Свисток», 1860 год
  • «Эпиграмы», «Современник», 1854 год
  • «Плоды раздумья. Мысли и афоризмы», «Современник», 1854 год, журнал «Искра», 1860 год
  • «Выдержки из записок моего деда», «Современник», 1854 год
  • «Гисторические материалы Фёдора Кузьмича Прутков (деда)», «Современник», «Искра», 1860 год
  • «Проект: о введении единомыслия в России», «Современник», 1864 год
  • «Фантазия» пьеса, впервые поставлена на сцена Александринского театра в Петербурге в январе 1851 года
  • «Блонды», комедия, «Современник», 1854 год
  • «Спор древних греческих философовов об изящном», комедия, «Современник», 1854 год
  • «Черепослов,сиречь Френолог» драма, «Современник», 1860 год
  • «Опрометчивый турка. или: Приятно ли быть внуком?». драматическое произведение, «Современник», 1863 год
  • «Любовь и Силин», пьеса, журнал «Развлечение 1861 год
  • «Торжество добродетели», комедия, принята журналом «Современник» в 1864 году, но запрещена цензурой
  • Первое полное собрание сочинений Козьмы Пруткова, 1884 год

Первые произведения Козьмы Прутков — три басни — появились в «Современнике» в 1851 году. Назывались «Незабудки и запятки», «Кондуктор и тарантул», «Цапля и беговые дрожки», Имя Пруткова тогда упомянуто не было

Афоризмы Козьмы Пруткова

  • Обручальное кольцо есть первое звено в цепи супружеской жизни
  • Никто не обнимет необъятного
  • Лучше скажи мало, но хорошо
  • Наука изощряет ум, ученье вострит память
  • Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную
  • Женатый повеса воробью подобен
  • Если хочешь быть красивым, поступи в гусары
  • Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть фонтану
  • Гений подобен холму, возвышающемуся на равнине
  • Смерть для того поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться
  • Принимаясь за дело, соберись с духом
  • На дне каждого сердца есть осадок
  • Болтун подобен маятнику: того и другой надо остановить
  • Что имеем не храним, потеявши плачем

Козьма Петрович Прутков. Литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 50-60-е годы XIX века поэты Алексей Толстой (наибольший в количественном исчислении вклад), братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы (фактически - коллективный псевдоним всех четверых). Согласно нескольким свидетельствам современников, также немалое участие в создании наследия Козьмы Пруткова принял штабс-капитан Александр Аммосов, рано умерший вследствие тяжёлых ранений. В частности, его перу принадлежит известнейшая басня «Пастух, молоко и читатель».

Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и самый его образ высмеивали умственный застой, политическую «благонамеренность», пародировали литературное эпигонство.

Козьма Петрович Прутков провёл всю свою жизнь, кроме детских лет и раннего отрочества, на государственной службе: сначала по военному ведомству, а потом по гражданскому. Он родился 11 апреля 1803 года в деревне Тентелевой близ Сольвычегодска, скончался 13 января 1863 года.

Имел поместье в хуторке «Пустынька» вблиз ж/д станции Саблино.

В 1820 году он вступил в военную службу, только для мундира, и пробыл на этой службе всего два года с небольшим, в гусарах. В это время и привиделся ему сон. Именно: в ночь с 10 на 11 апреля 1823 г., возвратясь поздно домой с товарищеской попойки и едва прилегши на койку, он увидел перед собой голого бригадного генерала, в эполетах, который, подняв его с койки за руку и не дав ему одеться, повлёк его молча по каким-то длинным и тёмным коридорам, на вершину высокой и остроконечной горы, и там стал вынимать перед ним из древнего склепа разные драгоценные материи, показывая их ему одну за другою и даже прикидывая некоторые из них к его продрогшему телу. Прутков ожидал с недоумением и страхом развязки этого непонятного события; но вдруг от прикосновения к нему самой дорогой из этих материй он ощутил во всём теле сильный электрический удар, от которого проснулся весь в испарине. Неизвестно, какое значение придавал Козьма Петрович Прутков этому видению. Но, часто рассказывая о нём впоследствии, он всегда приходил в большое волнение и заканчивал свой рассказ громким возгласом: «В то же утро, едва проснувшись, я решил оставить полк и подал в отставку; а когда вышла отставка, я тотчас определился на службу по министерству финансов, в Пробирную Палатку, где и останусь навсегда!» - Действительно, вступив в Пробирную Палатку в 1823 г., он оставался в ней до смерти, то есть до 13 января 1863 года.

Начальство отличало и награждало его. Здесь, в этой Палатке, он удостоился получить все гражданские чины, до действительного статского советника включительно, и наивысшую должность: директора Пробирной Палатки; а потом - и Орден Святого Станислава 1-й степени., который всегда прельщал его, как это видно из басни «Звезда и брюхо».

Вообще он был очень доволен своею службою. Только в период подготовления реформ прошлого царствования он как бы растерялся. Сначала ему казалось, что из-под него уходит почва, и он стал роптать, повсюду крича о рановременности всяких реформ и о том, что он «враг всех так называемых вопросов!».

Однако потом, когда неизбежность реформ сделалась несомненною, он сам старался отличиться преобразовательными проектами и сильно негодовал, когда эти проекты его браковали по их очевидной несостоятельности. Он объяснял это завистью, неуважением опыта и заслуг и стал впадать в уныние, даже приходил в отчаяние. В один из моментов такого мрачного отчаяния он написал мистерию: «Сродство мировых сил».

Вскоре, однако, он успокоился, почувствовал вокруг себя прежнюю атмосферу, а под собою - прежнюю почву. Он снова стал писать проекты, но уже стеснительного направления, и они принимались с одобрением. Это дало ему основание возвратиться к прежнему самодовольству и ожидать значительного повышения по службе. Внезапный нервный удар, постигший его в директорском кабинете Пробирной Палатки, при самом отправлении службы, положил предел этим надеждам, прекратив его славные дни.

Согласно нескольким свидетельствам современников, большое участие в создании наследия Козьмы Пруткова принадлежало Александру Аммосову, который активно участвовал в «прутковском кружке», и сам нередко выступал под псевдонимом «последователь Козьмы Пруткова». Только ранняя смерть от многочисленных ранений помешала ему занять большее место среди соавторов. Наиболее определённо об этом предмете высказался Пётр Шумахер (в 1884 году).

«Братья Жемчужниковы нечестно поступили, умолчав об Александре Аммосове, который более Алексея Толстого участвовал в их кружке: «Запятки» (т.е. «Незабудки и запятки») и «Пастух и молоко» - не их, а Аммосова. Это знают многие, а будь жив граф Алексей, он, как человек честный, правдивый не допустил бы этой передержки» (П.В.Шумахер об авторстве некоторых произведений Козьмы Пруткова).

Аналогичным образом высказался и Константин Александрович Булгаков (однокашник Лермонтова и известный острослов) в своём письме (от 15 февраля 1859 г.) к художнику-искровцу Николаю Степанову. Отдельным образом привлекают внимание даты этих свидетельств, - ни в 1859, ни даже в 1884 году речь не шла о том, чтобы каким-то образом «примазаться» к славе «великого» Пруткова.

В Брянском литературном музее (Брянск, Россия) имеется «Прутковский зал», где размещается экспозиция, посвященная Козьме Пруткову. Авторство фразы «Зри в корень» приписывается К. Пруткову ошибочно. В "Плодах раздумья" имеется фраза "Смотри в корень", а одна из глав «Славянорусского корнеслова» А. С. Шишкова носит название «Зри в корень: сын всегда говорит языком отца».

Одним из очень близких по духу и стилю к Козьме Пруткову был его старший современник, коллега по министерству финансов и почти забытый ныне поэт Пётр Шумахер, многие стихи которого вполне могли бы войти в собрание сочинений Пруткова.

В Архангельске на проспекте Чумбарова-Лучинского стоит памятник Козьме Пруткову.

Директор Пробирной Палатки и поэт, драматург, философ Козьма Прутков - гениальная мистификация русской сатиры. Этот вымышленный персонаж так основательно утвердился в русской литературе, что ему мог бы позавидовать иной реально существовавший писатель. В настоящее время Козьма Прутков справедливо считается одним из классиков русской юмористической литературы.

Козьма Прутков завоевал народное признание. Многие выражения из стихотворений и афоризмов Козьмы Пруткова вошли в живую речь («Никто не обнимет необъятного», «Если хочешь быть счастливым, будь им», «Козыряй!», «Бди!», «Зри в корень!», «И терпентин на что-нибудь пригоден», «Что имеем - не храним, потерявши - плачем», «Век живи - век учись» и т. д.). В Пруткове во всем своем блеске обнаружился русский ум, умеющий взглянуть на себя со стороны да над собой же и посмеяться.

В 1988 году Козьма Прутков появился в кинематографе - режиссер Юрий Мамин поставил кинокомедию «Фонтан», начавшуюся афоризмом сочинителя: «Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану».

В 1998 году в городе Сольвычегодске прошел первый фестиваль Козьмы Пруткова, праздник сатиры и юмора под девизом «Глядя на мир, нельзя не удивляться».

23 апреля 2003 года - в день 200-летия Козьмы Пруткова учреждена пародийная премия юбиляра «Чугунный Козьма».

В сентябре 2004 года - в год 150-летия появления имени Козьмы Пруткова в печати - вышел сайт юбиляра с его полным собранием сочинений.

Но не всем известно, что начало литературному образу Козьма Прутков было положено на Липецкой земле летом 1851 года в усадьбе братьев Жемчужниковых Павловке (ныне Долгоруковский район), куда с визитом нагрянул Алексей Константинович Толстой. И единственный памятник гениальному Козьме установлен на долгоруковской земле. Автором памятника является Иван Александрович Христенко - краевед, бывший директор музея-усадьбы «Край Долгоруковский», ежегодно устраивающий Жемчужниковские чтения.

Портрет Козьмы Пруткова

Портрет Козьмы Пруткова создали к несостоявшемуся изданию 1853/54 годов тогдашние студенты Академии художеств, занимавшиеся и жившие вместе: Лев Михайлович Жемчужников, будущий профессор Александр Егорович Бейдеман и Лев Феликсович Лагорио.

В «Биографических сведениях о Козьме Пруткове» подробно описан этот его единственный прижизненный «портрет, отпечатанный в том же 1853 году в литографии Тюлина, в значительном количестве экземпляров. Тогдашняя цензура почему-то нe разрешила выпуска этого портрета; вследствие этого не состоялось и все издание. В следующем году оказалось, что все отпечатанные экземпляры портрета, кроме пяти, удержанных издателями тотчас по отпечатании, пропали, вместе с камнем, при перемене помещения литографии Тюлина, вот почему при настоящем издании приложена фотогиалотипная копия, в уменьшенном формате, с одного из уцелевших экземпляров того портрета, а не подлинные оттиски. Дорожа памятью о Козьме Пруткове, нельзя не указать и тех подробностей его наружности и одежды, коих передачу в портрете он вменял художникам в особую заслугу; именно: искусно подвитые и всклоченные, каштановые, с проседью, волоса; две бородавочки: одна вверху правой стороны лба, а другая вверху левой скулы; кусочек черного английского пластыря на шее, под правою скулой, на месте постоянных его бритвенных порезов; длинные, острые концы рубашечного воротника, торчащие из-под цветного платка, повязанного на шее широкою и длинною петлею; плащ-альмавива, с черным бархатным воротником, живописно закинутый одним концом за плечо; кисть левой руки, плотно обтянута я белою замшевою перчаткою особого покроя, выставленная из-под альмавивы, с дорогими перстнями поверх перчатки (эти перстни были ему пожалованы при разных случаях). Когда портрет Козьмы Пруткова был уже нарисован на камне, он потребовал, чтобы внизу была прибавлена лира, от которой исходят вверх лучи. Художники удовлетворили это его желание, насколько было возможно в оконченном уже портрете; но в уменьшенной копии с портрета, приложенной к настоящему изданию, эти поэтические лучи, к сожалению, едва заметны».

Стихотворение Козьмы Пруткова «Мой портрет», представляет наиболее характерные черты творчества и духовного облика поэта.

Мой портрет
Когда в толпе ты встретишь человека,
Который наг; 1
Чей лоб мрачней туманного Казбека,
Неровен шаг;
Кого власы подъяты в беспорядке;
Кто, вопия,
Всегда дрожит в нервическом припадке, -
Знай: это я!

Кого язвят со злостью вечно новой,
Из рода в род;
С кого толпа венец его лавровый
Безумно рвет;
Кто ни пред кем спины не клонит гибкой,
Знай: это я!..
В моих устах спокойная улыбка,
В груди - змея!

1 Вариант: «На коем фрак». (Примечание К. Пруткова.)

Биография Козьмы Петровича Пруткова

Согласно биографии, представленной авторами личности Козьмы Петровича Пруткова, «родился» всенародно любимый лирик, философ, острослов, тонкой души человек в начале XIX века. День рождения известен - 11 (23) апреля. Год рождения его еще точно не установлен. Один из его биографов называет 1803-й, другой - 1801 год. Он появился на свет в деревне Тентелевой Сольвычегодского уезда, входившего в то время в Вологодскую губернию, и происходил из незнатного, но весьма замечательного дворянского рода. Дед его, отставной премьер-майор и кавалер Федот Кузьмич Прутков, оставил потомству знаменитые «Гисторические материалы», которые, при всей их старомодности и неуклюжести слога, обладают несомненными достоинствами, содержат глубокие и остроумные мысли. Будучи уже зрелым литератором, Козьма Прутков опубликовал «Исторические материалы Федота Кузьмича Пруткова (деда)», скромно объявив в предисловии: «Весь мой род занимался литературою» - и пообещав, вслед за дедовыми записками, издать записки отца и свои собственные.

Причастен к литературе был и Петр Федотыч Прутков, отец писателя, создавший оперетту «Черепослов, сиречь Френолог», веселость, живость, острота и соль которой, по словам Козьмы Пруткова, одобрены были такими крупными поэтами, как Державин, Херасков, Шишков, Дмитриев и Хмельницкий, а Сумароков даже составил на нее эпиграмму. Становится понятной та неодолимая страсть к сочинительству, отличавшая Козьму Пруткова до конца дней его. При крещении будущую знаменитость нарекли Кузьмой, но впоследствии сам он переименовал себя в Козьму и даже в Косьму, чем подтвердил еще один собственный афоризм о том, что «всякая вещь есть форма проявления беспредельного разнообразия».

Образование Козьма Петрович получил домашнее, освоив науки с помощью приходского священника Иоанна Пролептова. При этом по упражнению на счетах Кузьма получил у своего учителя отметку «смело-отчетливо», а по русской словесности - «назидательно-препохвально», что предрекало успех Пруткова на избранных им впоследствии поприщах.

Изучая афоризмы Козьмы Пруткова, мы находим в них отражение некоторых событий его жизненного пути. «Если хочешь быть красивым, поступи в гусары», - писал он, и это обстоятельство, возможно, побудило его в 1820 году начать службу юнкером в одном из лучших гусарских полков. Однако уже через два года с небольшим он оставил службу, увидев во сне голого бригадного генерала в эполетах. Сон этот оказал большое влияние на всю жизнь Козьмы Пруткова и послужил объектом пристального внимания многих исследователей жизни и творчества поэта, в том числе и зарубежных.

Тотчас после отставки, последовавшей в 1823 году, К. П. Прутков определился на службу по министерству финансов, в Пробирную Палатку, где оставался до смерти. Здесь он удостоился получить все гражданские чины, до действительного статского советника включительно, и орден св. Станислава 1-й степени. Всего этого К. П. Прутков добился без особой протекции, руководствуясь принципом, что «усердие все превозмогает».

Впоследствии он писал: «Мой ум и несомненные дарования, подкрепляемые беспредельною благонамеренностью, составляли мою протекцию». Все биографы отмечают безукоризненное управление К. П. Прутковым Пробирной Палаткой. Подчиненные любили, но боялись его, поскольку он был справедлив, но строг.

На 25-м году жизни Козьма Петрович соединил судьбу свою с судьбой Антониды Платоновны Проклеветантовой, от коей имел множество детей (в живых осталось 4 дочери и 6 сыновей).

Семья проживала в Петербурге в большой казенной восемнадцатикомнатной квартире в доме № 28 на Казанской улице, что берет свое начало от Невского проспекта у Казанского собора. Там находилась и Пробирная Палатка Горного департамента министерства финансов.

Но как бы ни были велики служебные успехи и семейные достоинства К. П. Пруткова, они одни не доставили бы ему даже сотой доли той славы, какую он приобрел литературною своею деятельностью. Между тем он пробыл в государственной службе (считая гусарство) более сорока лет, а на литературном поприще действовал гласно только пять лет (в 1853-54 и в 1860-х годах).

До 1850 года, именно до случайного своего знакомства с небольшим кружком молодых людей, состоявшим из нескольких братьев Жемчужниковых и двоюродного их брата, графа Алексея Константиновича Толстого, - Козьма Петрович Прутков и не думал никогда ни о литературной, ни о какой-либо другой публичной деятельности. Он понимал себя только усердным чиновником Пробирной Палатки и далее служебных успехов не мечтал ни о чем. В 1850 году граф А. К. Толстой и Алексей Михайлович Жемчужников, не предвидя серьезных последствий от своей затеи, вздумали уверить его, что видят в нем замечательные дарования драматического творчества. Он, поверив им, написал под их руководством комедию «Фантазия», которая была исполнена на сцене Александринского театра, в высочайшем присутствии, 8 января 1851 года. В тот же вечер, однако, по особому повелению она была изъята из театрального репертуара.

Эта первая неудача не охладила начинавшего писателя ни к его новым приятелям, ни к литературному поприщу. Он, очевидно, стал уже верить в свои литературные дарования. Упомянутый Алексей Жемчужников и брат его Александр ободрили его, склонив заняться сочинением басен.

Делая эти первые шаги в литературе, Козьма Петрович Прутков не думал, однако, предаться ей. Он только подчинялся уговорам своих новых знакомых. Ему было приятно убеждаться в своих новых дарованиях, но он боялся и не желал прослыть литератором; поэтому он скрывал свое имя перед публикою. Первое свое произведение, комедию «Фантазия», он выдал на афише за сочинение каких-то «X и Z». Его басни выходили в журнале «Современник» в 1851-1852 гг. инкогнито.

Слава Козьмы Пруткова установилась так быстро, что в первый же год своей гласной литературной деятельности (в 1853 г.) он уже занялся приготовлением отдельного издания своих сочинений с портретом. Для этого были тогда же приглашены им трое художников, которые нарисовали и перерисовали на камень его портрет, отпечатанный в том же, 1853 году, в литографии Тюлина, в значительном количестве экземпляров. Но тогдашняя цензура не разрешила выпуска этого портрета; вследствие этого не состоялось и все издание.

После 6-летнего перерыва (1854-1860) публикации возобновились, последним его опубликованным сочинением стал «Проект о введении единомыслия в России».

Козьма Прутков писал басни, эпиграммы, лирику, баллады. Не чужды ему были драматические жанры: комедия, водевиль, драма, мистерия, естественно-разговорное представление... В его прозе можно усмотреть автобиографический, публицистический, исторический и эпистолярный жанры. Он писал полемические статьи и проекты. И, наконец, своими афоризмами прославился как философ.

13 (25) января 1863 года в Петербурге в 2 часа и три четверти - написав последние стихи, «умер» за рабочим столом директор Пробирной Палатки Козьма Петрович Прутков.

История появления образа Козьмы Пруткова

Козьма Петрович Прутков - одно из удивительных и ярких порождений русской литературной и общественной жизни. Как известно, его самого, со всей биографией и родословной, с баснями, стихотворениями, пьесами, афоризмами, придумали поэт Алексей Константинович Толстой и его двоюродные братья - Алексей и Владимир Жемчужниковы. Свою лепту внесли и другие Жемчужниковы - Александр и Лев, а также поэт Петр Павлович Ершов (1815-1869). Лев Жемчужников вместе с художниками Бейдеманом и Лагорио придумали живописный образ Пруткова, создав его портрет.

Летом 1851 года братья Жемчужниковы и Алексей Толстой жили в Павловке (ныне Долгоруковский район), в имении, где все они любили проводить время, шутить и насмешничать. Находилось оно километрах в двух от долгоруковского села Вязовое. Там были барский дом с мезонином, служебные постройки, сад с липовыми аллеями и два пруда. Любимым занятием Алексея Толстого было эпистолярное балагурство, Алексей Жемчужников писал комические пьесы для домашнего театра, Владимир выказывал способности пародиста-имитатора, Александр слыл неистощимым изобретателем головокружительных и рискованных проделок, острословом, сочинителем нелепиц, стилизованных под басни. Так в Павловке и появилось первое прутковское творение - басня «Незабудки и запятки», которую придумал Александр Жемчужников для «шутки». Тем же летом он при содействии брата Алексея написал ещё два подобных произведения: «Кондуктор и тарантул», «Цапля и беговые дрожки». А Алексей тогда же добавил к ним ещё парочку: одно написанное самостоятельно, другое - с братом Александром.

В письме к А. Н. Пыпину Владимир Жемчужников писал: «Когда писались упомянутые басни, то в шутку говорилось, что ими доказывается излишество похвал Крылову и др., потому что написанные теперь басни не хуже тех. Шутка эта повторялась и по возвращении нашем в Санкт-Петербург и вскоре привела меня с братом Алексеем и графом А. Толстым (брат Александр был в то время в Оренбурге) к мысли писать от одного лица, способного во всех видах творчества. Эта мысль завлекла нас, и создался тип Козьмы Пруткова». Там же: «Нравственный и умственный образ К. Пруткова создался, как говорит мой брат, не вдруг, а постепенно, как бы сам собою, и лишь потом дополнялся и дорисовывался нами сознательно». В. М. Жемчужников, служа в 1854-1855 годах в Тобольске, познакомился там с известным сочинителем сказки «Конек-Горбунок» Петром Павловичем Ершовым и привлек его к участию в создании очень смешной оперетты «Черепослов, сиречь Френолог». П. П. Ершов передал ему несколько своих куплетов, написанных в 1837 году, с просьбой куда-нибудь их поместить, что и было сделано, они были помещены во вторую картину оперетты. Впоследствии произведение это представлено было публике под авторством Петра Федотыча Пруткова, отца Козьмы. Так явился на свет в своем роде единственный во всей русской литературе поэт-чиновник, имеющий свою родословную и обремененный многочисленной родней.

В 1852 году возникающий автор стал называться Кузьмой (по имени жемчужниковского камердинера) Прутковым (Козьмою он стал лишь в 1876 - об этом позаботился проказливый брат Александр). В это же время Кузьма Петрович получил невысокий, но вполне солидный чин «по министерству финансов», сделавшись директором Пробирной Палатки (таковая действительно имелась, хотя и в другом ведомстве) и обрел две главнейшие черты: полное отсутствие чувства юмора и не ведающее границ усердие («усердие все превозмогает», - гласил один из его афоризмов).

Для читающей публики имя Козьмы Пруткова появилось впервые в 1854 году в «Литературном ералаше» - юмористическом приложении к «Современнику», где были опубликованы «Досуги Козьмы Пруткова». Это было целое собрание, включающее не менее половины всего творческого наследия Пруткова. После «Досугов» Козьма Прутков надолго умолк. Лишь через пять лет в «Современнике» появилось небольшое дополнение к «Досугам» под названием «Пух и перья. К Досугам Козьмы Пруткова». В том же 1860 году в четырех номерах сатирического журнала «Искра» печатались «Мысли и афоризмы» и анекдоты «Из записок моего деда», которые тоже представляют собой добавление к «Досугам». Заключительная публикация Козьмы Пруткова появились в 1863 году в последнем, девятом номере «Свистка».

До 1917 года сочинения Пруткова выдержали 12 изданий. В советское время издания «Полного собрания сочинений Козьмы Пруткова» выходили много раз, дополнялись новыми материалами.

Произведения Козьмы Пруткова

  • Прутков К. Полное собрание сочинений / А. М. и В. М Жемчужниковы. - Пб., 1884. - 353 с.
  • То же. - 12-е изд. - Пб., 1916. - 256 с.
  • Прутков К. Полное собрание сочинений / вступ. ст. и примеч. П. Н. Беркова. - Доп. и сверенное по рукописям. - М.-Л. : Академия, 1933. - 637 с.
  • Прутков К. Полное собрание сочинений / вступ. ст., ред. и примеч. Б. Я. Бухштаба. - Л. : Сов. писатель, 1949. - 408 с. - (Б-ка поэта. Большая серия).
  • То же. - 2-е изд. - М.-Л., 1965. - 479 с.
  • Прутков К. Сочинения / вступ. ст. Д. И. Заславского; подгот. текста и примеч. А. К. Бабореко. - М. : Гослитиздат, 1955. - 419 с.
  • Прутков К. Сочинения / вступ. ст. В. Сквозникова; примеч. А. К. Бабореко. - М. : Худож. лит., 1974. - 448 с.
  • Прутков К. Сочинения Козьмы Пруткова / сост., предисл., примеч. и словарь Д. А. Жукова; рис. Н. В. Кузьмина. - М. : Дет. лит., 1983. - 303 с.: ил.
  • Прутков К. Сочинения Козьмы Пруткова / вступ. ст., коммент., Вл. Новикова. - М. : Книга, 1986. - 414 с.
  • Прутков К. Сочинения / вступ. ст. В. Сквозникова; коммент. А. К. Бабореко; ил. Н. Кузьмина. - М. : Правда, 1986. - 416 с. : ил.
  • Прутков К. Сочинения Козьмы Пруткова / предисл. Ф. Кривина; примеч. А. Бабореко. - М. : Худож. лит., 1987. - 335 с. - (Классики и современники. Русская классическая литература).
  • Прутков К. Сочинения Козьмы Пруткова. - М. : Терра, 1996. - 399 с.
  • Прутков К. Избранные произведения / вступ. ст., ред. и примеч. В. Десницкого. - Л. : Сов. писатель, 1939. - 396 с. - (Б-ка поэта. Малая серия).
  • Прутков К. Драматические произведения. - М. : Искусство, 1974. - 160 с.
  • Прутков К. Плоды раздумья: мысли и афоризмы. - М. : Худож. лит., 1990. - 319 с.
  • Прутков К. Пух и перья: мысли и афоризмы. - М. : Эксмо-Пресс, 2000. - 399 с. - (Антология мудрости).
  • Прутков К. Пух и перья: мысли и афоризмы. - М. : Эксмо, 2004. - 400 с. - (Антология мудрости).
  • Прутков К. Проект введения единомыслия в России. Любовь и Силин / вступ. ст. П. К. Губера. - П.-М. : Радуга, 1923. - 48 с.

Литература о жизни и творчестве К. П. Пруткова

  • Заславский Д. Козьма Прутков и его родители // Литературное наследство. - М., 1932. - Т. 3. - С. 197-201.
  • Берков П. Н. Козьма Прутков директор пробирной палатки и поэт: к истории русской пародии / П. Н. Берков. - Л. : Академия наук СССР, 1933. - 225 с.
  • Жуков Д. Козьма Прутков и его друзья. - М.: Худож. лит., 1983. - 384 с.
  • Морозова М. К. Мои воспоминания: [о семье Жемчужниковых] // Наше наследие. - 1991. - № 6. - С. 94.
  • Христенко Н. Историческая ответственность за Козьму Пруткова: [братья Жемчужниковы и А. К. Толстой] // Сельские зори [Долгоруков. р-н]. - 2001. - 16 мая.
  • Елецких А. Нравится ли землякам сатира: [Козьма Прутков и Долгоруков. р-н] // Сельская жизнь. - 2001. - 11 сент. - С. 4.
  • Боков Н. Козьма Прутков родился под Ельцом: [о братьях Жемчужниковых] // Липецкий меридиан. - 2003. - 12 апр. (№ 2). - С. 4.
  • Шальнев Б. Как звали Козьму Пруткова? // Липецкая газета. - 2006. - 23 февр. - С. 7.
  • Варфоломеев П. Где родился Козьма Прутков? // Труд. - 2006. - 3 мая. - С. 3.
  • Зорин В. Потомок Гоголя, предок Чехова: [о Козьме Пруткове и его «родителях», А. М. и В. М. Жемчужниковых] // Добрый вечер. - 2008. - 26 марта-1 апр. (№ 13). - С. 15.
  • Павлова (Дедяева) Т. Память детства хранит: [учитель с. Верхний Ломовец об имении Жемчужниковых в Долгоруков. р-не - Павловке] // Сельские зори [Долгоруков. р-н]. - 2011. - 12 марта.
  • Гришаев А. Козьма Прутков родился на Павловской даче: [д. Павловка Долгоруков. р- на - родовое имение Жемчужниковых] // Регион. Вести. - 2011. -7 июля (№ 27). - С. 7.
  • Русские писатели 1800-1917: биогр. словарь. - М.: Просвещение, 1990. - Т. 2. - С. 171-173.
  • Козьма Прутков // Козьма.ру: персональный сайт сочинителя: официальный сайт русского абсурда в мировом хаосе и не менее официальный сайт Оргкомитета премии «Чугунный Козьма». - Режим доступа: http://www.kozma.ru.
  • Козьма Прутков, вымышленный писатель: сайт. - Режим доступа: http://www.prutkov.org.ru/.
  • Прутков Козьма: сайт. - Режим доступа: http://prutkov.lit-info.ru/.
  • Козьма Прутков: сайт. - Режим доступа: http://kozmaprut.narod.ru/.
  • Козьма Прутков // Лучшие русские поэты и стихи: сайт. - Режим доступа: http://er3ed.qrz.ru/prutkov.htm.
  • Прутков Козьма Петрович: Сочинения // Lib.ru: «Классика»: сайт. - Режим доступа: http://az.lib.ru/p/prutkow_k_p/.

Афоризмы Козьмы Пруткова

  • Время подобно искусному управителю, непрестанно производящему новые таланты взамен исчезнувших.
  • Не растравляй раны ближнего, страждущему предлагай бальзам... Копая другому яму, сам в нее попадешь.
  • Не все стриги, что растет.
  • Чрезмерный богач, не помогающий бедным, подобен здоровенной кормилице, сосущей с аппетитом собственную грудь у колыбели голодающего дитяти.
  • Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою.
  • Человек, не будучи одеян благодетельною природою, получил свыше дар портного искусства.
  • Нет на свете государства свободнее нашего, которое, наслаждаясь либеральными политическими учреждениями, повинуется вместе с тем малейшему указанию власти.
  • Память человека есть лист белой бумаги: иногда напишется хорошо, а иногда дурно.
  • Жизнь - альбом. Человек - карандаш. Дела - ландшафт. Время - гумиэластик: и отскакивает, и стирает.
  • Добродетель служит сама себе наградой; человек превосходит добродетель, когда служит и не получает награды.
  • Не всякому человеку даже гусарский мундир к лицу.
  • Если ты голоден и наг
    Будь тебе утехой учебный шаг.
  • На чужие ноги лосины не натягивай.
  • Всегда держись начеку!
  • Чем скорее проедешь, чем скорее приедешь.
  • Не шути с женщинами: эти шутки глупы и неприличны.
  • Под сладкими выражениями таятся мысли коварные: так, от курящего табак нередко пахнет духами.
  • Начало ясного дня смело уподоблю рождению невинного младенца: быть может, первый не обойдется без дождя, а жизнь второго без слез.
  • Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? - отвечай месяц. Ибо солнце светит днем, когда и без того светло, а месяц - ночью. Но, с другой стороны: солнце лучше тем, что светит и греет; а месяц только светит, и то лишь в лунную ночь!
  • Смотри вдаль - увидишь даль; смотри в небо - увидишь небо; взглянув в маленькое зеркальце, увидишь только себя.
  • Усердный в службе не должен бояться своего незнания, ибо каждое новое дело он прочтет.
  • Что имеем - не храним; потерявши - плачем.
  • Усердие все превозмогает!
  • Влюбленный в одну особу страстно - терпит другую только по расчету.
  • Что есть лучшего? - Сравнив прошедшее, свести его с настоящим.
  • Подавая сигналы в рог,
    Будь всегда справедлив, но строг.
  • Глядя на мир, нельзя не удивляться!
  • Глупейший человек был тот, который изобрел кисточки для украшения и золотые гвоздики на мебели.
  • Почти всякое морщинистое лицо смело уподоблю груше, вынутой из компота.
  • Вещи бывают великими и малыми не только по воле судьбы и обстоятельства, но также по понятиям каждого.
  • Хорошего правителя справедливо уподобляют кучеру.
  • Смерть для того поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться.
  • Единожды солгавши, кто тебе поверит?
  • Никто не обнимет необъятного.
  • Принимаясь за дело, соберись с духом.
  • Умная женщина подобна Семирамиде.
  • В спертом воздухе при всем старании не отдышишься.
  • Не во всякой игре тузы выигрывают!
  • Почти всякий человек подобен сосуду с кранами, наполненному живительною влагою производящих сил.
  • Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную.
  • В летнее время, под тенью акации
    Приятно мечтать о дислокации.
  • Благополучие, несчастие, бедность, богатство, радость, печаль, убожество, довольство суть различные явления одной исторической драмы, в которой человеки репетируют роли свои в назидание миру.
  • Ничто существующее исчезнуть не может - так учит философия; и потому несовместно с Вечною Правдой доносить о пропавших без вести!
  • Философ легко торжествует над будущею и минувшею скорбями, но он же легко побеждается настоящею.
  • Обручальное кольцо есть первое звено в цепи супружеской жизни.
  • Легче держать вожжи, чем бразды правления.
  • В сепаратном договоре не ищи спасения.
  • Что о тебе скажут другие, коли ты сам о себе сказать не можешь?
  • Многие вещи нам не понятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
  • Иного прогуливающегося старца смело уподоблю песочным часам.
  • Перо, пишущее для денег, смело уподоблю шарманке в руках скитающегося иностранца.
  • И устрица имеет врагов!
  • Что есть хитрость? - Хитрость есть оружие слабого и ум слепого.
  • Женатый повеса воробью подобен.
  • Первый шаг младенца есть первый шаг к его смерти.
  • Продолжать смеяться легче, чем окончить смех.
  • Вытапливай воск, но сохраняй мед.
  • Пороки входят в состав добродетели, как ядовитые снадобья в состав целебных средств.
  • Всякий необходимо причиняет пользу, употребленный на своем месте. Напротив того: упражнения лучшего танцмейстера в химии неуместны; советы опытного астронома в танцах глупы.
  • В коммерции нет дружбы.
  • Верующий не боится напастей, но при невзгоде судьбы не отчаивается.
  • Чужой нос другим соблазн.
  • На беспристрастном безмене истории кисть Рафаэля имеет одинаковый вес с мечом Александра Македонского.
  • Земной шар, обращающийся в беспредельном пространстве, служит пьедесталом для всего, на нем обретающегося.
  • Век живи - век учись! И ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь.
  • Слабеющая память подобна потухающему светильнику.
  • Часами измеряется время, а временем жизнь человеческая; но чем, скажи, измеришь ты глубину Восточного океана?
  • Ветер есть дыхание природы.
  • Смотри в корень!
  • Не робей перед врагом: лютейший враг человека - он сам.
  • Эгоист подобен давно сидящему в колодце.
  • Козыряй!
  • Человеку даны две руки на тот конец, дабы он, принимая левою, раздавал правою.
  • Покорность охлаждает гнев и дает размер взаимным чувствам.
  • Магнит показывает на север и на юг; от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни.
  • Двое несчастных, находящихся в дружбе, подобны двум слабым деревцам, которые, одно на другое опершись, легче могут противиться бурям и всяким неистовым ветрам.
  • Усердный врач подобен пеликану.
  • Нет адъютанта без аксельбанта.
  • Не завидуй богатству: французский мудрец однажды остроумно заметил, что сетующий господин в позлащенном портшезе нередко носим веселыми носильщиками.
  • Болтун подобен маятнику: того и другой надо остановить.
  • Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый?
  • Гений подобен холму, возвышающемуся на равнине.
  • Если хочешь быть счастливым, будь им.
  • Человек раздвоен снизу, а не сверху, - для того, что две опоры надежнее одной.
  • Не в совокупности ищи единства, но более - в единообразии разделения.
  • Прежде, чем познакомишься с человеком, узнай: приятно ли его знакомство другим?
  • Иногда достаточно обругать человека, чтобы не быть им обманутым.
  • Душа индейца, верящего в метемпсихозию, похожа на червячка в коконе.
  • На дне каждого сердца есть осадок.
  • Весьма остроумно замечает Фейербах, что взоры беспутного сапожника следят за штопором, а не за шилом, отчего и происходят мозоли.
  • Бердыш в руках воина то же, что меткое слово в руках писателя.
  • Имея в виду какое-либо предприятие, помысли, точно ли оно тебе удастся.
  • Возобновленная рана много хуже противу новой.
  • Купи прежде картину, а послу рамку!
  • Знай, что мудрость уменьшает жалобы, а не страдания!
  • Поощрение столь же необходимо гениальному писателю, сколь необходима канифоль смычку виртуоза. Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе.
  • Неправое богатство подобно кресс-салату, - оно растет на каждом войлоке.
  • Моменты свидания и разлуки суть для многих самые великие моменты в жизни.
  • Вред и польза действия обуславливаются совокупностью обстоятельств.
  • Исполнение предприятия приятно щекочет самолюбие.
  • Коэффициент счастья в обратном содержании к достоинству.
  • В глубине всякой груди есть своя змея.
  • Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.
  • Если хочешь быть спокоен, не принимай горя и неприятностей на свой счет, но всегда относи их на казенный.
  • Только в государственной службе познаешь истину.
  • Не поступай в монахи, если не надеешься выполнить обязанности свои добросовестно.
  • Лучшим каждому кажется то, к чему он имеет охоту.
  • Ревнивый муж подобен турку.
  • Спокойствие многих было бы надежнее, если бы дозволено было относить все неприятности на казенный счет.
  • Не ходи по косогору, сапоги стопчешь!
  • Отыщи всему начало, и ты многое поймешь.
  • Наука изощряет ум, ученье вострит память.
  • Иной певец подчас хрипнет.
  • Говоря с хитрецом, взвешивай ответ свой.
  • Любовь, поддерживаясь, подобно огню, непрестанным движением, исчезает с надеждою и страхом.
  • Степенность есть надежная пружина в механизме общежития.
  • Всякая человеческая голова подобна желудку: одна переваривает входящую в оную пищу, а другая от нее засоряется.
  • Всякая вещь есть форма проявления беспредельного разнообразия.
  • Ногти и волосы даны человеку для того, чтобы доставить ему постоянное, но легкое занятие.
  • Нет столь великой вещи, которую не превзошла бы величиною еще большая. Нет вещи столь малой, в которую не вместилась бы еще меньшая.
  • Брак - дело важное, когда даешь ты слово Лишь сердца слушайся, и никого другого.
  • Бывает, что усердие превозмогает и рассудок.
  • Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален.
  • Не всякая щекотка доставляет удовольствие!
  • Люби ближнего, но не давайся ему в обман!
  • Мудрость, подобно черепаховому супу, не всякому доступна.
  • Если хочешь быть красивым, поступи в гусары.
  • Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?
  • Скрывая истину от друзей, кому ты откроешься?
  • Пояснительные выражения объясняют темные мысли.
  • От малых причин бывают весьма важные последствия; так, отгрызение заусенца причинило моему знакомому рак.
  • Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя.
  • Щелкни кобылу в нос - она махнет хвостом.
  • Не будь цветов, все ходили бы в одинаковых одеяниях!
  • Чувствительный человек подобен сосульке; пригрей его, он растает.
  • Дружба согреет душу, платье - тело, а солнце и печка - воздух.
  • Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся с похода другом; в) чесать, где чешется.
  • Ничего не доводи до крайности: человек, желающий трапезновать слишком поздно, рискует трапезновать на другой день поутру.
  • Пища столь же необходима для здоровья, сколь необходимо приличное обращение человеку образованному.
  • Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нём пятна.
  • Девицы вообще подобны шашкам: не всякой удается, но всякой желается попасть в дамки.
  • Самолюбие и славолюбие суть лучшие удостоверения бессмертия души человеческой.
  • Лучше скажи мало, но хорошо.
  • Не прибегай к щекотке, желая развеселить знакомую, - иная назовет тебя за это невежей.
  • Здоровье без силы - то же, что твердость без упругости.
  • Зачем, - говорит эгоист, - стану я работать для потомства, когда оно ровно ничего для меня не сделало? - Несправедлив ты, безумец! Потомство сделало для тебя уже то, что ты, сближая прошедшее с настоящим и будущим, можешь по произволу считать себя: младенцем, юношей к старцем.
  • Взирая на высоких людей и высокие предметы придерживай картуз свой за козырек.

Зри в корень!

Если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол", не верь глазам своим.

Автор этих известных афоризмов Козьма Прутков. Кроме них перу автора принадлежат басни, эпиграммы, сатирические стихи, драматические произведения, детские азбуки, пародии на стихотворения известных поэтов. Но славу ему принесли именно "Плоды раздумья" – собрание чеканных афоризмов, которые популярны и в наше время. "Смотри вдаль - увидишь даль; смотри в небо - увидишь небо; взглянув в маленькое зеркальце, увидишь только себя" - этот афоризм Козьмы Пруткова я люблю больше всего. Услышав его в двенадцать лет на уроке литературы, я очень заинтересовалась этим автором.

Козьма Петрович Прутков – это вымышленное лицо, так называемая литературная мистификация или литературная маска. Это такой литературный прием, при котором тексты произведений приписываются вымышленному автору, который, тем не менее, наделен собственной биографией, личными качествами и определенными литературными ориентирами. Создателями этого пародийного образа были поэт Алексей Константинович Толстой с двоюродными братьями Алексеем, Владимиром и Александром Жемчужниковыми. Это был их коллективный литературный псевдоним, но большая часть сочинений Козьмы Пруткова принадлежит перу Алексея Толстого. Этот прием чаще всего используется в юмористической и сатирической литературе. Его цель состоит в том, чтобы отделить произведения вымышленного автора от настоящего подлинного творчества автора, которое очень часто не имеет ничего общего с произведениями, написанными «маской». Именно так произошло с создателями Козьмы Пруткова, которые писали произведения и в других жанрах. Например, известное лирическое стихотворение «Средь шумного бала, случайно» и роман «Князь Серебряный» принадлежат перу именно Алексея Толстого.

А как же начинался Козьма Прутков? Молодые талантливые аристократы, собираясь в семейном кругу, шутили, сочиняли басни, писали пародии и эпиграммы. Особенно хорошо это удавалось Александру Жемчужникову, который был неистощимым балагуром и сочинителем стилизованных под басни нелепиц. В семейном кругу его творчество называли «Сашинькины глупости». А к 1851 году этих глупостей набралась уже целая тетрадь. И по совету брата Алексея басни «Кондуктор и тарантул», «Незабудки и запятки», «Цапля и беговые дорожки» были напечатаны в ноябрьском номере журнала «Современник», но имя автора при этом не называлось. А в январе 1852 года литературный критик Александр Дружинин в очень популярном в то время журнале «Библиотека для чтения» написал на басню «Кондуктор и тарантул» хвалебную рецензию, что добавило популярности новому, но еще безымянному автору. А так как басни пользовались большим успехом, решено было писать еще и еще. Слава безымянного автора возрастала, и его нарекли Кузьмой, в честь камердинера Жемчужниковых. И вот в 1854 году в «Литературном ералаше» - юмористическом приложении к журналу «Современник», редактором которого тогда был Н.А. Некрасов, под одной из басен впервые появилось имя Козьмы Пруткова.

У Козьмы Пруткова была даже своя биография: он родился 11 апреля 1803 года в деревушке Тентелевой возле Сольвычегодска. В 1816 году начал службу юнкером в гусарском полку. Оставив военную службу, в 1823 году он вступил в Пробирную Палатку (государственное учреждение, в котором определяют наличие благородных металлов в изделии и фиксируют его наложением пробного клейма), впоследствии стал ее директором, дослужился до чина действительного статского советника, был награжден орденом святого Станислава I степени. На досуге увлекался сочинительством. Но кроме стихотворений и басен автор создавал также правительственные проекты. Самый знаменитый из них – проект «О введении единомыслия в России», который так и не был осуществлен. Умер «автор» 13 января 1863 года в Санкт-Петербурге на руках убитой горем супруги и рыдающих детей. Эти данные можно прочесть в «Биографических сведениях о Козьме Пруткове».

А для чего же нужен был Козьма Прутков? Афоризмы и сатирические стихи Козьмы Пруткова высмеивали безграмотность, умственный застой и политическую благонамеренность, царившую в эпоху правления Николая I. А сам его образ являлся сатирой на бюрократов и бюрократический тип мышления. Это был автор – пародист – находчивый, меткий и злободневный. Создавая эту литературную маску, авторы даже не думали, что их герой превзойдет во славе своих создателей и вскоре заживет самостоятельной жизнью. Со временем Козьма Прутков даже приобрел свой облик - его вымышленный портрет создали Лев Жемчужников вместе с художниками Александром Бейдеманом и Львом Лагорио. Кстати, цензоры сразу же запретили портрет вместе с сочинениями автора, так как посчитали это «насмешкой над действительным лицом».

В 1884 году вышло первое «Полное собрание сочинений Козьмы Пруткова», его тираж составил шестьсот экземпляров, которые были тотчас раскуплены. Подготовкой этого издания занимались братья Жемчужниковы, Алексея Толстого к тому времени уже не было в живых. Выпуская «Полное собрание сочинений» в свет, Жемчужниковы говорили, что, создавая Пруткова, они развили в нем те качества, которые хотели осмеять публично.

В дальнейшем тиражи сочинений Козьмы Пруткова достигали сотни тысяч экземпляров. Они пользуются популярностью и в наше время, наверное, потому, что «Земля ж у нас богата, порядка в ней лишь нет» - так писал Алексей Толстой в 1868 году. За полтора столетия мало что изменилось, значит, и дальше будем читать Козьму Пруткова...