Антонимы языковые и контекстуальные примеры. Что такое контекстные антонимы? Какие есть примеры контекстных антонимов? Антонимы в российском языке

Анто́нимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» - «ложь», «добрый» - «злой», «говорить» - «молчать».(т.е слова противоположные по значению).

Языковые (узуальные) - антонимы, существующие в системе языка (богатый - бедный, громкий – тихий, день-ночь).

Контекстуальные (речевые) - это слова, которые вступают в антонимические отношения только в определённом контексте: Пой лучше щеглом, чем соловьём. Некоторые слова могут вступать в антонимические отношения только в определенном контексте, не являясь языковыми антонимами, не осознаваясь как слова с противоположным значением вне этого контекста. Такие антонимы называются контекстуальными, например: И ненавидим мы и любим мы случайно, / Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви. / И царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови (Лерм.); подчеркнутые слова вне данного контекста антонимами не являются: у слова любовь антоним ненависть, у слова жара – холод; слова же ненавидеть и любить из первой приведенной строки – языковые антонимы. Писатель может выявить противоположные качества у различных понятий и на этом основании противопоставить их в речи, например: не мать, а дочь; солнечный свет - лунный свет; один год - вся жизнь. Однако слова, называющие подобные понятия, не являются антонимами, так как их противопоставление не воспроизводится в языке, оно окказионально.

Употребление антонимов делает речь более яркой и выразительной. Антонимы используются в разговорной и художественной речи, во многих пословицах и поговорках, в названиях многих литературных произведений.

На резком противопоставлении слов-антонимов построена одна из стилистических фигур – антитеза (противопоставление) – характеристика путём сопоставления двух противоположных явлений или признаков: Да здравствует солнце, да скроется тьма! (А.С. Пушкин). Крылатые выражения классиков мировой и русской литературы также часто построены на антонимии: Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем (И.В. Гете); Дома новы, но предрассудки стары (А. Грибоедов); И ненавидим мы, и любим мы случайно(М. Лермонтов). Писатели часто строят с помощью этого приёма названия произведений: «Война и мир» (Л.Н. Толстой), «Отцы и дети» (И.С. Тургенев), «Толстый и тонкий» (А.П. Чехов) и др. (Я глупая, а ты умен. Живой, а я остолбенелая у М. И. Цветаевой) или в названии («Толстый и тонкий» А. П. Чехова, «Живые и мертвые» К. М. Симонова).

Другим стилистическим приемом, который строится на сопоставлении антонимических значений, является оксюморон, или оксиморон (гр. oxymoron – букв. остроумно-глупое) – фигура речи, при которой соединяются логически несовместимые понятия: живой труп, мёртвые души, звонкая тишина. Еще примеры: Начало конца» (заголовок статьи), «Плохой хороший человек» (название кинофильма), В разгар периода застоя… (из газ.), Крупные мелочи», «Дорогая дешевизна», «Неудобные удобства».

Антонимы употребляются в художественной речи, в публицистике как выразительное средство создания контраста. Чаще всего антонимы встречаются в составе антитез в стихотворных произведениях. Например: Да здравствует солнце! Да скроется тьма!

Часто обращаются к антитезе публицисты (Нет на войне промежуточных тонов, бледных красок, все доведено до конца - великое и презренное, черное и белое. - Эренбург). Употребление антонимов придает публицистической речи яркую экспрессию. В газетах можно встретить такие выражения: «Дети вольно или невольно, но уже получили психологическую травму», «Его покупают и богатые, и бедные, и молодые, и пожилые»,»Но не затишье ли это перед бурей?», «В случае победы или поражения…», «Сегодня-завтра, утром-вечером»»и т.д. Много и контекстуальных антонимов: «обязательные экзамены и по выбору», «работать по горячим следам - заметет следы», «люди должны быть творцами, а не рабами», «прикидываться чудовищем - носить на груди аленький цветочек», «безуспешно искала - удалось найти».

Антонимы фиксируются в специальных словарях – словарях антонимо

Изба была не холодной, а выстуженной до такой степени, что в ней, казалось, было даже холоднее, чем на улице.

Холодной – выстуженной – не являются антонимами, но в данном предложении благодаря противопоставлению они употребляются как антонимы.

Лексический повтор – повтор слова:

Ветер, ветер -

На всём божьем свете (А. Блок)

Литота – преуменьшение : мужичок с ноготок,

мальчик-с-пальчик.

Метафора - перенос значения по сходству : золотая осень, хмурое небо, холодный взгляд.

август - грозди

винограда и рябины

ржавой – август. (М. Цветаева)

Метонимия - перенос по смежности : выиграть золото, зал аплодировал, ставить Чехова.

Назывные предложения - предложения с одним главным членом – подлежащим : Полдень. Жарища страшная.

Неполные предложения - частотные в разговорной и художественной речи предложения, в которых опущен один из главных членов, ясный из контекста .

Она пришла ко мне вчера(1). Пришла и говорит...(2).

Во втором предложении опущено подлежащее она, чтобы избежать повтора и сделать рассказ более динамичным. Но подлежащее легко восстановить из контекста.

Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами: Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось.

Параллелизм (= использование параллельных конструкций) - сходное синтаксическое оформление соседних предложений :

То не ветер ветку клонит,

не дубравушка шумит.

То моё сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит. (Русская народная песня)

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами. (М. Цветаева)

Парцелляция - деление фразы на части, возможно, и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма

Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.

Перифраза – замена слова на описательное выражение : столица нашей Родины,

город на Неве.

Пословица - образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл . Обычно пословицы характеризуются особым ритмо-интонационным оформлением, могут иметь стихотворный размер, звуковые повторы, рифму и др. особенности, а также параллелизм построения. Примеры: На вкус и цвет товарищей нет.

Волков бояться - в лес не ходить. Ученье - свет, а неученье - тьма.

Просторечие - слова, сочетания слов, формы словообразования и словоизменения, выходящие за пределы литературной нормы и придающие речи черты упрощенности, сниженности, грубоватости. Широко используется в художественной литературе как экспрессивные элементы: давеча, завсегда, тама, здеся, забулдыга, дохлятина, отродясь, улыбаюся, ихнего, не влазиет.


Противопоставление - сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний , действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы.

Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг.

Разговорные слова - стилистически окрашенные слова , употребимые в разговорной речи: электричка, растрёпа, нуднятина. Многие подобные слова экспрессивно окрашены.

Риторический вопрос - высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии:Когда же это всё кончится?

Где брать терпение?

Риторическое обращение часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию :

Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)

Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)

Подберите подходящие по смыслу паронимы на место пропусков в следующих за ними предложениях. 1) АРТИСТИЧНЫЙ - АРТИСТИЧЕСКИЙ Выступление нашего гимнаста было на редкость ________________________. Ему казалось, что у него есть _______________________________ способности. 2) ВЕЧНЫЙ - ВЕКОВОЙ Григорий был человеком необычайно талантливым и интересным, хотя и считался ____________________________ студентом. Сосновые сухие леса на берегах реки перемешивались с __________________ дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. 3) ВОДНЫЙ - ВОДЯНИСТЫЙ Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с _____________________ стеблями. _________________ стадион - гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни. 4) ГЛИНЯНЫЙ - ГЛИНИСТЫЙ Геологам в этих местах нередко встречались ___________________ минералы. Мне вспоминался город моего детства, ______________________ свистульки, которыми торговали на базарах. 5) ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ - ДЕЙСТВУЮЩИЙ ______________ жизнь тем и отличается от придуманной, что никак не можешь предугадать ее неожиданных поворотов. Депутаты подготовили ряд поправок к ________________ пакету законов. 6) ЖИЗНЕННЫЙ - ЖИТЕЙСКИЙ Надежда на жизнь вне цивилизации и ___________________ проблем приобретает для Эдуарда все более отчетливые очертания. По ________________________ показаниям, Глебу требуется срочная операция. 7) ИСКУСНЫЙ(-О) - ИСКУССТВЕННЫЙ(-О) Мама никогда не любила ________________ цветы, поэтому не очень обрадовалась подарку Маши. На день рождения мне подарили __________________ выполненную шкатулку, которую я ни за что не купила бы сама. 8) КРАСОЧНЫЙ - КРАСЯЩИЙ Язык, которым написаны произведения фольклора, богатый, яркий, ______________ и картинный. Железо, хром, марганец, медь и никель являются _________________ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов. 9) НЕТЕРПИМЫЙ - НЕСТЕРПИМЫЙ Стрекочут кузнечики, ______________________зной стоит над лугом. Когда доходит до серьезного дела, Валентин становится жестким, ________________, требовательным. 10) ПОНЯТНЫЙ - ПОНЯТЛИВЫЙ Задание сформулировано так, что всем оно сначала кажется __________________. Официант оказался на редкость ____________________ и сделал все так, как мне хотелось. 11) РАЗДРАЖЕНИЕ - РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ Когда он испытывал ______________________,то казался Варе совершенно чужим человеком. Мария Петровна была не в меру обидчивой особой, которая отличалась ___________________. 12) ЧЕЛОВЕЧНЫЙ - ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ Нормальный _____________________организм не справится с полученными при аварии травмами. Он был более _______________________, поэтому не стал наказывать Павла слишком строго. Вариант 3 1. Отметьте слова, толкование которых дано неправильно. 1) Абажур - настенный светильник. 2) Менталитет - склад ума; мироощущение, мировосприятие. 3) Коммюнике - официальное сообщение по завершении встречи, переговоров представителей двух или более стран. 4) Фолиант - подборка наиболее представительных сочинений (чаще стихотворных) разных авторов. 2. Отметьте слова, толкование которых дано неправильно. 1) Вернисаж - торжественное открытие художественной выставки. 2) Биеннале - информационная беседа для журналистов. 3) Рецидив - случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же рода. 4) Буклет - издание в виде складывающегося листочка, обычно информативного или рекламного характера. 3. Отметьте слова, толкование которых дано неправильно. 1) Каталог - подборка наиболее представительных сочинений разных авторов. 2) Кодекс - свод законов. 3) Альманах - разнородная подборка новейших литературных произведений разных авторов, иногда объединённых одним направлением. 4) Мадригал - рукопись, преимущественно древняя. 4. Отметьте слова, толкование которых дано неправильно. 1) Импорт - вывоз из-за границы. 2) Инвестиции - долгосрочные капитальные вложения в производственную или другую сферу деятельности. 3) Менеджмент - философия современного бизнеса, определяющая стратегию и тактику фирмы в условиях конкуренции. 4) Лизинг - независимая экспертиза финансовой отчётности предприятий, проводимая квалифицированными специалистами. 5. Установите соответствие между словом и его значением. А) пиетет Б) цинизм В) эпатаж Г) экстаз Д) эйфория 1) Скандальная выходка; вызов окружающим, намеренное нарушение общепринятых норм и правил. 2) Глубокое уважение, почтительное, благоговейное отношение к кому-либо или к чему-либо. 3) Состояние радости, душевного подъёма, часто не вызванное внешними обстоятельствами. 4) Бесстыдство, наглость, грубая откровенность; вызывающе-презрительное отношение к общепринятым нормам нравственности и морали. 5) Высшая степень воодушевления, восторга. 6. Установите соответствие между словом и его значением. А) мюзикл Б) водевиль В) бенефис Г) элегия Д) гротеск 1) Лирическое произведение, проникнутое грустью. 2) Изображение чего-нибудь в фантастическом, уродливо-комическом виде. 3) Короткая комическая пьеса, обычно с танцами, пением. 4) Спектакль в честь одного из его участников как выражение признания заслуг, мастерства артиста. 5) Музыкально-сценическое произведение, преимущественно комедийного характера. 7. Установите соответствие между словом и его значением. А) меркантильность Б) инфантильность В) мизантропия Г) филантропия Д) популизм 1) Сохранение во взрослом возрасте внешности или черт характера, свойственных детям. 2) Попытка добиться своих целей в политике, обращаясь к широким массам и вселяя в них веру в возможность быстрого и простого решения сложных социально-экономических проблем. 3) Человеконенавистничество. 4) Благотворительность, оказание помощи нуждающимся. 5) Мелочная расчётливость, подчинение своих действий соображениям личной выгоды. 8. Укажите пример, в котором синонимический ряд составлен верно. 1) машинально, инстинктивно, автоматически, осознанно 2) огромный, гигантский, исполинский, колоссальный 3) учтивый, вежливый, деликатный, рассудительный 4) работа, функция, обязательство, назначение 9. Укажите пример, в котором неверно составлен синонимический ряд. 1) обаятельный, очаровательный, неотразимый, шикарный 2) опасаться, страшиться, робеть, трепетать 3) близкий, недалекий, смежный, соседний 4) спор, дискуссия, полемика, столкновение мнений 10. Укажите пример, в котором синонимический ряд составлен верно. 1) насущный, злободневный, актуальный, потенциальный 2) взгляд, позиция, мнение, кредо 3) простой, бесхитростный, незатейливый, примитивный 4) поддерживать, содействовать, способствовать,усиливать 11. Найдите словосочетания, построенные правильно. 1) надеть на дочку пальто 2) оказать внимание на проблему 3) улучшить уровень жилья 4) представить слово докладчику 5) принимать усилия 12. Найдите словосочетания, построенные неправильно. 1) закоренелый отличник 2) вести деятельность 3) оставить неизгладимый след 4) доставлять удовлетворение 5) повысить в должности 13. Найдите словосочетания, построенные правильно. 1) придавать особое внимание 2) неминуемая гибель 3) озабочен здоровьем ветеранов 4) заплатить за коммунальные услуги 5) лидировать впереди всех 14. Найдите словосочетания, построенные неправильно. 1) оплатить за обучение 2) произнести тост 3) превосходство над соперником 4) рассуждать над бесконечностью Вселенной 5) подвести результаты 15. В каких предложениях слово употреблено в несвойственном ему значении? 1) Адвокат осуждённого подал в суд высшей инстанции апелляцию с просьбой о пересмотре дела. 2) У источников космонавтики и ракетостроения стоял выдающийся учёный К.Э. Циолковский. 3) Ей импонировал ум и какая-то врождённая интеллигентность нового знакомого. 4) Дешёвым подделкам она предпочитала золотую бижутерию с драгоценными камнями. 5) Невозможно понять значение этого слова без контекста. 16. В каких предложениях слово употреблено в несвойственном ему значении? 1) Зрители внимательно.слушали выступление артиста. 2) Систематическая работа над изобразительными средствами языка способствует развитию речи учащихся. 3) Его дом отличался изощрённостью интерьера. 4) Докладчики обычно апеллируют к мнению слушателей. 5) Отправляясь в путешествие, они составили алгоритм поездки. 17. В каких предложениях слово употреблено в несвойственном ему значении? 1) На предприятии используется только самое современное оборудование. 2) Желая финансового суверенитета от родителей, после восьмого класса он устроился работать на завод. 3) Новость о приезде долгожданного друга привела его в минорное настроение. 4) Для развития данного предприятия необходимы инвестиционные вложения. 5) Он выиграл конкурс и получил грант президента. 18. В каких предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения иноязычного слова? 1) Губернатора сопровождал коттедж из трёх автомобилей. 2) Из анонса у входа в театр мы узнали, что спектакль отменён. 3) Этот артист дебютировал на сцене театра ещё двадцать лет назад. 4) Дуэт из двух скрипок и фортепиано звучал просто великолепно. 5) Рейтинг этого политического деятеля за последние годы значительно снизился. 19. В каких предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения иноязычного слова? 1) Огромную роль в развитии русской культуры XVIII века сыграли меценаты. 2) Она жила в этой гостинице инкогнито, назвавшись первым попавшимся именем. 3) В этом сезоне в моде будет бутафория всевозможных цветов и форм в этническом или классическом стиле. 4) Он долго не мог решить стоящую перед ним дилемму, но, в конце концов, из трёх вариантов выбрал спокойную жизнь в провинции. 5) Новый фильм произвёл фиаско: во всех журналах даются только положительные отзывы. 20. В каких предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения иноязычного слова? 1) На горный посёлок обрушилось сильное цунами. 2) Трое прецедентов на пост главы города уже включились в предвыборную борьбу. 3) Сервис в этом отеле соответствует мировым стандартам. 4) Наша футбольная команда потерпела фурор. 5) Мы успеем посетить вернисаж, который продлится до конца сентября. 21. В каких предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения иноязычного слова? 1) Либретто этого балета было написано самим композитором. 2) Получив наследство, она отправилась в круиз по Европе. 3) Воспользовавшись своим правом, глава государства наложил вето на законопроект. 4) На ежегодном биеннале в Париже собираются самые известные стилисты со всего мира. 5) Для предотвращения эпидемии, необходима тоталитарная вакцинация населения. 1. 1, 4 2. 2, 3 3. 1, 4 4. 3, 4 5. А2, Б4, В1, Г5, Д3 6. А5, Б3, В4, Г1, Д2 7. А5, Б1, В3, Г4, Д2 8. 2 9. 1 10. 3 11. 1, 5 12. 1, 2, 4 13. 2 14. 1, 4, 5 15. 2, 4 16. 3, 5 17. 2, 3 18. 1, 2, 4 19. 3, 4, 5 20. 1, 2, 4, 5 21. 2, 4, 5

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Часто приходится слышать споры относительно того, но не надо быть филологом, чтобы понять, что выучить русский – это настоящий подвиг.

Особенно учитывая наличие большого количества слов, сопоставимых по значению, но часто абсолютно разных по написанию (). Или, наоборот, разных по значению, но одинаковых по написанию (). А есть ведь еще слова, которые одинаковы по звучанию, но различаются по написанию ().

В связи с этим нам осталось выяснить лишь, что такое антонимы, какую роль они играют в русском языке и можем ли мы обойтись без них, в принципе.

Забегая вперед скажу, что без них лексическая красота русского языка понесла бы существенный урон.Чтобы понять это, достаточно обратиться к нашим классикам, часто использовавшим этот прием в своем творчестве.

Что же такое антоним

Если кратко, то это противоположность синонимов (разных слов, обозначающих примерно одно и то же, типа «веселый — радостный», «путник — путешественник»). В случае же антонима определение будет звучать так:

это слова, которые имеют противоположные значения (противопоставляются друг другу), но обязательно принадлежащие к одной и той же части речи. Например, «день — ночь», «яркий — темный», «идти — стоять», «холодно — тепло».

Само по себе слово — это производное от древнегреческих слов ἀντί, что означает «против» и ὄνομα, означающего «имя»:

Получается, что антонимы — это чаще всего два слова (лексические противопоставления), принадлежащие к одной части речи , которыми могут быть:

Не имеют антонимов числительные, местоимения и собственные имена, а также слова, относящиеся к разным частям речи. В русском языке есть много слов, которым нельзя найти противопоставление, но в этом случае оно может быть найдено в переносном значении .

Учтите, что переносное значение одного и того же слова может отличаться в разных контекстах.

К примеру, мы можем сказать про животное разных возрастов «старый» и «молодой» (волк, гусь, баран), но не можем точно так же охарактеризовать автомобиль, станок, диван. Они также могут быть старыми, но нет такого выражения «молодой» автомобиль (диван, станок). В этом случае лучше подойдет другой антоним – «новый».

И таких примеров достаточное множество, поэтому и объяснить в двух словах что это такое не получится (равно как и про синонимы, паронимы и омонимы). Я уж про иностранцев не говорю — для них это прямой путь в «желтый дом».

Разновидности антонимов, по каким признакам они делятся

Говоря о разновидностях автономических образований можно выделить:

Теперь закрепим усвоенный материал, просмотрев короткое видео по теме, не пропустив ничего интересного:

Примеры различных антонимов

Лексический набор русского языка настолько богат, что иностранцам, чтобы разобраться в том, что такое синонимы, антонимы и омонимы, не хватает целой жизни. Носителям языка в этом плане несравненно проще.

Существуют следующие разновидности антонимических слов и выражений:

Очевидно, что без этих лексических укращательств наш язык был бы скучным и неинтересным. Как смогли бы вы без них описать человека, имеющего полную противоположность другой личности или передать переживания и чувства.

Можно противопоставить, таким образом, сразу несколько понятий, как в примере «любить добро и ненавидеть зло».

Антонимы в русских пословицах

Можно много говорить о том, насколько полезны антонимы, и как без них тяжело, но лучше рассмотреть примеры. В этом плане хорошо проиллюстрируют материал русские пословицы и поговорки.

Каждый, к примеру, понимает смысл пословицы, в которой говорится о том, что «сани надо готовить летом, а телегу зимой». Антонимы усиливают эффект . Каждый из нас знает, что «сытый голодному не товарищ», «утро вечера мудренее», а «в закромах плохого хозяина то густо, то пусто».

Иногда противоположность обозначается целыми фразами. К примеру, про богатого человека можно сказать, что «у него денег – куры не клюют», а вот у бедного человека их – «как кот наплакал». Можно также «держать ухо востро», а можно «ворон считать», «жить своим горбом» или «на чужой шее сидеть».

Воистину богат русский язык, и не позавидуешь тем, кому его приходится учить «с нуля», ведь как объяснить иностранцу, что такое «семь пядей во лбу» и чем отличается выражение «без царя в голове».

А в завершение проверьте, насколько правильно вы усвоили материал и поняли, что такое антоним:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Семантика как раздел лингвистики Импонировать - что это (значение слова) Искренне или искренно - как правильно Что такое шипперить и кто такой шиппер Этимология слова и раздел языкознания Что такое мейнстрим простыми словами Разница между «кампания» и «компания» - как правильно писать Сленг - что это, его разновидности (молодежный, игровой, профессиональный) и примеры сленговых слов Как правильно писать - туннель или тоннель Протеже: кто это такой Что изучает морфология (раздел грамматики) - предмет изучения и основные понятия Многозначные слова - это примеры разных граней русского языка

Что такое контекстные антонимы? Какие есть примеры контекстных антонимов?

    Контактные антонимы — это только лишь те, которые имеют значение антонимов в предложении, тексте в общем. Чтобы понять что это, приведу самый популярный пример: волки и овцы. По отдельности эти слова ничего не значат. Но если их применить вместе в рассказе, то они будут иметь значение противоположных животных (как охотник и добыча).

    Для начала, антонимы-это слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение. Контекстные же антонимы имеют ротивоположное значение только в рамках данного текста, вне этого текста они могут быть ничем не связаны.

    Контекстные антонимы, это слова, которые воспринимаются, как антонимы только в определнном контексте. В качестве примеров можно привести такие контекстные антонимы, как — солнечный свет и лунный свет или волки и овцы.

    Контекстными антонимами являются слова, которые имеют противоположный смысл только в определенном контексте (отсюда и название). Например: не мать, а дочь, Волки и овцы — название пьесы; я царь — я раб;

    Контекстные антонимы — это слова, являющиеся антонимами лишь в данном контексте. Пример могу привести такой: попасть в молочко, попасть в яблочко. Синие воротнички, белые воротнички. На званом вечере было много гостей: Иван Иванович — важная птица — сидел за столом, Андрюшка — невелика птица — топтался у дверей.

    Антонимы это слова, относящиеся к одной части речи, но имеющие противоположное значение. Например: день и ночь, тепло и холод, тяжлое и лгкое, умный и глупый.

    А контекстными антонимами называются слова, которые становятся антонимами лишь в определнном контексте. В языке же их полярность не закреплена и порождается лишь замыслом автора. Например: таланты и поклонники, овцы и волки, свет луны и свет солнце, ум и сердце, пастух и стадо.

    Автор, когда пишет текст, может сам противопоставлять слова по смыслу. В данном тексте это будут контекстные антонимы. То есть в определенном тексте антонимы, в другом тексте эти слова не имеют противоположное значение.

    Так например, лунный свет — солнечный свет, цветок — камень.

    Как это понятно из названия, контекстные (контекстуальные) антонимы лишь в определнном контексте. В ином случае данные слова или понятия антонимами не являются, могут быть вообще не связаны между собой. Например, яблочко и молоко. Просто так непонятно, с какой стати эти слова могут быть антонимами. Однако, если речь идт о них, как о цели, то понятие попасть в яблочко (в цель) является антонимом понятию попасть в молоко (промахнуться), соответственно, и слова яблочко молоко будут в этом случае контекстными антонимами.

    Антонимы это как день и ночь, ученье — свет и неученье — тьма, слова противоположные по смысловому значению.

    Контекст — это фрагмент текста, а значит антонимами будут являться те слова, которые имеют противоположный смысл в этом фрагменте текста.

    Антонимы в русском языке — это слова одной части речи с противоположным лексическим значением. Что же касается контекстных (контекстуальных) антонимов, то они (слова и сочетания слов) являются антонимами только в данном контексте (то есть в окружении других слов). Если вырвать данные слова из контекста, то антонимических отношений уже будет не видать.

    Контекстные антонимы могут быть как одной, так и разных частей речи, различаться стилистически.

    Примером контекстных антонимов может служить название одной из пьес Александра Островского Волки и овцы .

    Пример из стихотворения Марины Цветаевой

    Еще пример

    Контекстными антонимами здесь будут пары разум — вера, голова — сердце, материя — дух.