Гнев Белой Госпожи. Мумия «Алтайской принцессы» грозит мировой войной? «Алтайская принцесса» и споры об останках Мумия принцессы

Многим известна история женщины, которая была найдена на Алтае и стала носить имя Алтайской принцессы Укока Очы-Бала или принцессы Кадын .

После того, как принцессу достали из естественного места захоронения, где она покоилась, как считает наука, более 2 тысяч лет, её переместили в Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, в Новосибирском Академгородке, где она находилась вплоть до сентября 2012 года. В настоящее время мумия находится в Национальном музее имени Анохин, где, как говорят учёные, ей предоставили все условия для комфортного пребывания.

Сегодня хотелось бы приоткрыть тайну принцессы Алтая, которая так и не открылась ученым, но которую удалось узнать альтернативным способом через осознанные сновидения.

…Итак, во сне мне удалось переместиться в то время, когда жила принцесса, и оно оказалось намного древнее, чем предполагали ученые, а также увидеть ее историю и узнать ее настоящее имя. Ведь Кадын, в переводе с тюркского, это просто «госпожа», а «Принцесса Укока Очы-Бала» — это имя, которое дали мумии журналисты и жители Республики Алтай. Укок — от имени плато, где она и была найдена.

…Впереди простирается прекрасная долина, окаймленная величественными горами. Где-то внизу извивается серебряной лентой река. Я слышу внутри себя, что это Алтай, плато Укок, что здесь жила та самая принцесса Алтая…

И вдруг, сгустился густой туман, а когда он развеялся, то та же долина показалась другой и река имела другое русло. Но горы были также величественны. По берегам реки виднелись, словно россыпь камней, белые юрты, а вдали – табун лошадей.

И вот я уже вижу источник света. Это круглое, если смотреть сверху, каменное сооружение, наподобие Стунхенджа. Верхушки огромных камней – мегалитов еще освещало уходящее солнце. Но что-то сияло из центра сооружения так, что световой столб уходил в небо.

Возле храма, а внутренний голос сказал, что это был храм, стояли люди и несколько лошадей. На головах у мужчин и женщин красовались странные головные уборы в виде островерхих шапок с отворотами, которые были расшиты голубыми и розовыми камнями. Люди кутались в темные шерстяные или войлочные одеяния.

Но вот в храм из-под нависающей скалы вошли три девушки-жрицы. Две из них были похожи как две капли воды. А одна, как мне показалось, была их помоложе моложе, почти девочка. Они были не похожи на собравшуюся толпу. На них были надеты белые рубахи до пят, подпоясанные золотыми поясами. А на головах были еще более странные головные уборы. Что-то наподобие обруча с плоским и очень высоким гребнем сзади, из-под которого спускались стянутые в пучок длинные черные волосы.

…Вдруг, я оказалась в теле самой молодой жрицы.

«Я теперь знала, что это храм Света. И, что еще есть храм Огня за горами на востоке.

Сегодня мы должны совершить выход навстречу нашим братьям и сестрам со звезд, откуда мы пришли, чтобы они нам могли бы передать изумрудный кристалл, который бы отвел от этих мест полчища демонов из низких миров. Люди, что собрались у храма ждали вместе с нами.

На мне были одеты специальные ритуальные предметы, как и на моих старших сестрах–близнецах. Они были сделаны из золота и изображали драконов, грифонов, лошадей. Это были браслеты и ожерелье, серьги и пояс, а также круглая свастика на лбу. Моих сестер звали Уэдэ и Удэйэ. Так же мы были защищены рисунками на теле, которые были самыми сильными оберегами, ведь этот мир был таким диким и враждебным. Но мы пришли хоть чуть- чуть его исправить.

И вот мы запели древний гимн и звуки слились со светом, испускаемым древним кристаллом, что мы положили в основание храма, еще как только пришли на эту планету. Свет понесся вверх, разрезая пространство и время. И вот на его луче стал проявляться зеленый блеск. Вот он ярче и ярче и вот уже изумрудный кристалл завис в луче света. Мы протянули руки и он упал к нам в ладони и был горячим.»

Удэйэ (На портрете Алтайская принцесса изображена не в тех одеждах, в которых ее захоронили. Ее захоронили в специальных одеждах, в которых она никогда не ходила при жизни. На этом портрете же она — в одеянии жрицы кристалла)

Но тут я вылетела из тела и увидела всех со стороны. Девушки положили кристалл на алтарный камень и он растворился на нем, испустив ярчайшее сияние. Задрожала земля и горы. А внутренний голос сказал: «так был закрыт портал в темный мир, откуда в мир людей проникали демоны»

И вот картинки поплыли передо мной. А голос продолжал: «сейчас ты увидишь историю». И вот как в тумане внизу рушатся города Атлантиды, и волны потопа накрывают сушу. А вот гигантский ледник начал двигаться с севера, как было сказано, после погружения в пучину Гипербореи, что произошло аж через 2 тысячи лет после гибели Атлантиды. Тысячелетия мелькали как запись кинопленки.

А голос продолжал: «Любая катастрофа планетарного масштаба изменяет Кристалл планеты. Он разрушается, и очень долго потом восстанавливается, но восстановиться до первоначального состояния, увы, не может. Во время таких встрясок нарушаются энергетические, пространственные и временные параметры. При этом открывается множество порталов в параллельные миры, в другие инопланетные миры Вселенной, как высшие, так и низшие, населенные голодными духами-демонами. То есть раскрываются миры света и тьмы и все это перемешивается, проходы запутываются и образуются пространственно-временные тупики и лабиринты. Наступает хаос и агрессивные темные пространства с их сущностями начинают захватывать мир. Нарушается эволюционное развитие планеты. Именно в такие времена наступали великие переселения народов, когда неизвестно откуда взявшиеся орды дикарей начинали крушить цивилизации. Именно в это время наступают временные искажения. И потом ученые не могут разобраться в датировке событий или ставят совсем не ту дату. И то что было 10 тыс лет назад исследования относят к двум тысячам или наоборот к миллионам лет назад. То есть полная путаница. И ни один метод ученых не определит правды, ибо даже на физическом плане породы и предметы будут с измененным временем.

Так открылся жуткий пространственный портал в районе пустыни Гоби, и стали оттуда вываливаться демоны, которых можно было увидеть невооруженным глазом. (Их образы дошли до нас в страшных масках Тибета, Монголии, в азиатских сказаниях.)(Позже этот портал открывался в эпоху Великого переселения народов. Тогда через него вывалились орды дикарей из параллельных миров).

Но во все времена через порталы приходили и помощники из далеких звездных систем».

Так пришли три сестры в горы Алтая чтобы охранять один из порталов и закрыть выходы в темные миры. Алтайские легенды донесли до нас кое-что о сестрах-близнецах, правда имена их забылись, как и их младшей сестры.

И вот снова я вижу, как эти девушки в длинных белых одеяниях держат в руках какие-то приборы, излучающие световые лучи. И с помощью них они передвигают огромные камни и ставят их в круг, а затем по спирали. Так строили храмы Света и Огня, чтобы закрыть темные порталы и оградить местных людей от воздействия демонов и сил тьмы, как было сказано. Еще было сказано, что простой человек попадая в зону портала может погибнуть, разматериализоваться, резко состариться, смотря в какой близости от провала находится. Так что эти места были опасны для людей, и причем еще представляли постоянную угрозу землетрясений.

Только посвященные жрецы и жрицы могли проходить через порталы в светлый мир, так как обладали той энергетикой, которая выдерживала переход. Но темные дыры и тупики были опасны и для них.

Было сказано, что Уэдэ, Удэйэ и их сестра пришли на Землю через портал на Алтае 10 тысяч лет назад и жили там очень долго, практически не изменившись и оставшись молодыми около 4 тысяч лет. Все это время они хранили входы в другие миры. Они создали общину. Нечто вроде монастыря при храмах и люди тоже помогали им.

Но как сказал внутренний голос, примерно 6 с половиной тысяч лет назад случилась новая катастрофа. Именно она связана с библейским потопом, произошедшим в Месопотамии. именоо она открыла огромный черный портал в пустыне Гоби, откуда стали вылетать демоны и материализовать себе тела людские.

И тут я снова вдруг оказалась в том храме, в теле той же девушки.

«…Кристалл света, который мы привезли с далекой звезды что-то потускнел. Странные всполохи в небе уже какой день. И это землетрясение чуть не повалило древние камни храма. И трясет постоянно, день за днем. Горы трещат. И эти ливни. Что-то случилось. Старшие сестры сказали, что похоже нам не справиться, но мы сделаем все что можем, что бы нам это ни стоило.

Сегодня будет последний обряд мы либо закроем дыру в темный мир либо погибнем в этих телах, как говорят люди. На самом деле гибели нет, есть только смена тела и все…

Но эта планета должна остаться жить.

…И вот мы снова пробуждаем древний кристалл под основанием храма. Теперь наш гимн и заклинания должны навсегда закрыть вход в те миры. И мы останемся здесь и не сможем вернуться домой в этих телах. Но наше решение не отменить.

Кругом поплыл туман, под звуки бубна и тайных звуков заклинаий. И вот кристалл загорелся фиолетовым, а затем слепящее белым светом. Загремел гром, и задрожала земля и камни. И тут свет залил все. И больше я ничего не видела кроме него. Когда же снова появились видения мира, то камни храма оказались расколоты на множество мелких камней, скала что была сзади (там была дорога домой и там же была дорога в мир демонов, два пути разветвлялось) стала гладкой и темной. Дороги назад уже нет. Мы остались здесь и силы оставили нас. Больше нет связи с домом, а наш кристалл вошел глубоко в землю и закрыл собою дыру в темный мир, и заодно и в наш мир тоже. Темное здесь на Земле, в пространстве этого трехмерного мира всегда рядом со светлым. Таково это пространство.

Но гром продолжал греметь и из-под земли показались всполохи пламени. Демоны пытались снова вырваться на свободу. Удэйэ сказала, что только наши знаки на теле (татуировки) остановят их. Поэтому мы собрали общину людей и сказали им все как есть. И то, что мы оставляем свои тела здесь, и где следует их похоронить, чтобы навсегда запечатать вход в темный мир, чтобы больше не было бедствий на этой земле.

И сказала она, чтобы люди передавали всегда своим потомкам, о том, что нельзя нарушать наши курганы и место погребения кристалла. Иначе начнутся бедствия для всех сторон и народов и языков . (Конечно это был смысл ее речи, ведь она говорила на языке того времени и того народа)

…И вот в специальных тайных местах мы погрузились в медитацию, чтобы покинуть тела. И вот мы свободны, но мы не отправимся домой, мы останемся пока здесь, чтоб помогать людям»..

И тут снова меня окружил туман, и я уже вижу все со стороны. Странно как то как в старой хронике поплыли кадры. И вот уже похороны жриц, шаман читает заклинания, горят специальные травы, на жрицах специальные одежды с высоченными головными уборами, означающими путь, дорогу, и специальные амулеты, чтобы наглухо закрыть проход демонов в этот мир.

Но вот вроде пронеслось очень много времени. И передо мной все та же долина.

И внутренний голос продолжил свой рассказ. «Когда ваши лжеученые раскопали могилу Удэйэ, а именно так звали ту, которую вы считаете принцессой Алтая, они нарушили энергетику и древнего кристалла и все то, что сделали сестры. Вот почему на Алтае начались землетрясения тогда. Сестры как могут до сих пор сохраняют кристалл и спасают землю Алтая и в целом планету, потому что именно на Алтае находится ключевой портал – северные ворота в Шамбалу – страну высшего света, а так же дороги к другим планетам, но и одновременно дороги в низшие миры антимира. Подобный портал есть в горе Кайлас на Тибете.

Если нарушить хотя бы один из них и дать возможность перевеса темным силам – пострадает не только планета Земля, как узловой пункт на стыке мира света и антимира, но и вся Солнечная система и вся галактика Млечный путь, расположенная на перекрестке миров. Люди даже не догадываются о последствиях. Одно из которых возможно поймут астрономы. Это — образование гигантской черной дыры, которая может поглотить всю галактику. Так было сказано.

И еще было сказано, что Удэйэ, алтайская принцесса, как назвали ее люди, очень благодарна тем, кто сейчас в наши с вами дни боролся за возвращение ее мумии на Алтай. Конечно, в идеале ее должны были положить туда, где нашли. Но представители темных сил в лице ученых уже сделали свое черное дело, раскопав курган и почти уничтожив мумию, отливая ее кипятком из вечной мерзлоты. Внутренний голос назвал это преступлением.

Удэйэ, принцесса Кадын и ее сестры до сих пор помогают и заботятся о людях Алтая и Земли. Именно они сделали так чтобы не было жертв при землетрясениях. Землетрясения не месть алтайской принцессы, а следствие раскопок.

Нельзя дальше вести раскопки в том районе. Сестры пытаются скрыть древние курганы и святилища от лжеученых, похожих на маленьких детей, потрошащих куклу, чтобы узнать, что у нее внутри. Но потрошат они бомбу замедленного действия. Так было сказано….

Записала Валерия КОЛЬЦОВА

Когда археологи в 1993 году во главе с ученой из Новосибирска Натальей Полосьмак взялись за раскопки на плато Укока, ни у кого практически, кроме конечно самой Натальи, не было надежды найти что-нибудь стоящее и интересное. Этот одинокий курган на границе между 4 государствами, (Россией, Казахстаном, Монголией и Китаем), был полностью переворошен и перекопан. Но, как оказалось, чутье ученой ее не подвело.

Копали долго. Сначала добрались до находок, используемых в железном веке. На этом не стали останавливаться, и труд был вознагражден драгоценной находкой. Под перекрытием из нескольких деревянных досок был найден саркофаг, изготовленный из лиственницы. Воды подземелья проникли в саркофаг и сковали его многовековой толщей льда так, что пришлось сутками его размораживать. Археологи работали не покладая рук, снедало любопытство быстрее добраться до содержимого.

Плоскогорье Укок, фото: edwardjournal.livejournal.com

Принцесса Укока

Когда, наконец, лед растопили, было обнаружено тело молодой женщины, хорошо сохранившееся благодаря низкой температуре. Оказалось, как потом выяснили ученые, это тело молодой особы лет 25, довольно высокого роста (выше 165 см).

Хранилось оно неимоверно долгих 2500 лет. Удивительно, но удалось даже распознать причудливые татуировки, сделанные на теле девушки.


На левой руке самым завораживающим был рисунок сказочного животного, представляющего собой смесь оленя, грифона и козерога. Татуировки в древних племенах делались не только с целью украшения. Каждый знак на теле имел свое значение. К примеру, главный символ племени обычно наносился на плечо - именно так нанесены одинаковые или похожие символы у пазырыкцев. Это своего рода герб, гражданство и паспорт.


Сотрудники музея института археологии и этнографии СО РАН упаковывают мумию «»Принцессы Укока» для передачи ее в национальный музей имени А. В. Анохина в Республике Алтай. Александр Кряжев/РИА Новости
У древних индоевропейцев, а именно к этой расе относится девушка, олень-козерог сопровождал усопших в «иной» мир.

Также вместе с телом принцессы были обнаружены захороненные останки 6 жертвенных лошадей со всей амуницией. Так древнейшее племя пазырыков хоронило только знатных особ. Об этом также свидетельствуют изысканные одежды, в которые было облачено тело девушки: шелковая китайская рубашка, которая в те далекие времена ценилась выше золота, юбка из тонкой шерсти, войлочные чулки-сапоги и шуба. На обритую голову девушки был надет странный парик из конского волоса высотой около 90 см.

Найденную принцессу в народе стали называть «Принцессой Укока», еще реже — «Белой госпожой».

Так кем же была девушка? Почему она умерла такой молодой? Была ли она принцессой?

Тайны «Принцессы Укоки»

Шаманы Алтайского края уверены, что девушка не была принцессой. По их мнению, она являлась прародительницей алтайцев и проводницей между этим и потусторонним миром. Так они называют целителей, колдунов, ворожей. Об этом свидетельствует место захоронения вдали от других склепов, хотя и у пазырыков было принято хоронить семейными кланами. Ученым удалось выяснить, что девушку хоронили не сразу – спустя лишь несколько месяцев. Возможно, проводились какие-то древние ритуалы перед захоронением такой важной особы. Тело было забальзамировано специальными смесями из масел, смол, ртути и воска.

Учеными также было выяснено, от чего умерла «Принцесса Укока». Это был рак четвертой степени молочной железы. Болезнь, к сожалению, не щадит даже целителей и знахарей.

Проклятие мумии

Говорят, что когда раскапывали мумию, земля вокруг задрожала, а вертолет, на котором перевозили ее, несколько раз совершал аварийную посадку.

Катаклизмы на землю Алтайскую, действительно посыпались как из рога изобилия. Землетрясение, сильнейший град, возросшее количество самоубийств в крае, и наконец, сильнейшее наводнение…

Неужели во всем этом виновата «Принцесса Укока»?

В это особо верят местные жители. Алтайцы свято верят, что жрица охраняла врата подземного мира, чтобы нечистые духи не вырвались на свободу и не бесчинствовали. И, что все беды, свалившиеся на алтайскую землю, это месть Белой Госпожи.

Вдобавок ко всему, якобы еще до начала раскопок некой маленькой девочкой из близлежащей деревни было сделано предсказание. Она уверенно заявляла, что ученые потревожат могилу знатной жрицы, которая проклянет за это землю Алтайскую.

Рисунок-реконструкция внешнего облика Алтайской принцессы и рисунки ее татуировок.

За справедливость

Несколько жителей Алтая в декабре 2015 года обратились в суд с иском о возвращении «Принцессы Укоки» на родину. И не просто о возвращении, а еще и захоронении. Были собраны подписи местных жителей — более 22 тысяч. Инициатором подачи иска был пользующийся авторитетом у местных жителей — шаман Акай Кине.

Подаче искового заявления предшествовали многочисленные митинги, общественные акции, обращения в разные инстанции, в том числе, Академию наук РФ, правительство Республики Алтай, органы прокуратуры, администрацию Президента России и лично Владимиру Путину. В связи с многочисленными обращениями представителей малых народов Сибири, в Республике Алтай был сформирован общественный комитет по вопросам захоронения останков (мумии).

Народ настолько рьяно требовал решить эту проблему, что политики стали использовать это в своих целях, обещая вернуть принцессу, в случае, если их изберут на ту или иную должность…

Но в конечном итоге иск был отклонен.

Решение Горно-Алтайского городского суда, отклонившего иск о захоронении мумии алтайской принцессы, прокомментировал Акай Кине:

«Мы не в состоянии противостоять сложившемся «нравственным» нормам современного мира, когда считается нормальным раскапывание умершего и ворошение праха предков. Согласно нашему мировоззрению, мировоззрению коренного населения Алтая, это недопустимо».

Факты

Главный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Наталья Полосьмак у своей находки - мумии, прозванной Алтайской принцессой. Фото: Владимир Зинин/ИТАР-ТАСС

Так стоит ли опасаться мести «Укокской принцессы»? Как утверждают ученые, несколько подобных мумий хранятся в Эрмитаже уже более 80 лет, и, при этом, никаких мистических последствий для его сотрудников не было…

Кто именно в 1993 году назвал алтайскую мумию принцессой, сейчас уже не установить. Академик Анатолий Деревянко в одном из своих интервью рассказывал, что сам был удивлен, впервые услышав про принцессу Укока. По его убеждению, эта женщина средних лет была весьма среднего достатка, и на «голубую кровь» тогдашнего алтайского нобилитета никак не тянула. «Она принадлежала в лучшем случае к среднему классу», – для ясности сказал академик.

Более того, «Принцесса Укока» не могла быть прародительницей алтайцев, так как анализ ДНК и скелета принцессы показал её индоевропейское происхождение.

На самом деле на горном плато Укок близ китайской границы, экспедиция вскрыла три древних захоронения. Из трех «могил» поразительно хорошо сохранились останки двух человек — мумифицированное тело молодого мужчины, и мумия нашей героини — «Принцессы Укока».

Если судить по этим могилам, алтайцы того времени (так называемой пазырыкской культуры) копали для своих покойников довольно большую яму. Изнутри укрепляли стенами из бревен, пол выстилали черным войлоком, на который клали ритуальные предметы и самого покойника в гробу, выдолбленном из толстого ствола дерева. На профессиональном сленге археологи называют этот гроб «колодой», а могилу «срубом». Фактически это и был подземный бревенчатый дом-сруб, последнее жилье покойного.

В Академгородке даже были немного расстроены, что известной стала лишь «женская мумия»:

«Почему-то они даже не вспомнили про вторую мумию, мужскую, которую нашли вместе с «принцессой». Хотя она сохранилась гораздо лучше. Молодой мужчина с рыжей косичкой, весь в татуировке, словно хипстер какой-нибудь».

Находки древних мумий, принадлежащих к европеоидной расе, обнаружены по территории всей Сибири, Монголии и даже Китая. Этот факт свидетельствует о том, что белая раса обитала на этих землях уже очень давно, а не несколько столетий назад.

Сейчас мумия «Алтайской принцессы» находится в городе Горно-Алтайск в музее им. Анохина, который полностью был отреставрирован. В специальном саркофаге, в котором она покоится, поддерживается особый температурно-влажностный режим. Оборудование не отечественное — «немецкой сборки». Мумия «Укокской принцессы» на всеобщее обозрение не выставляется!

Кстати, основным инвестором для нового дома мумии, и в целом реставрации музея им Анохина, стал Газпром, выделив более 700 млн. рублей.

Алтай называют «Колыбелью мира», имея в виду, что именно отсюда человечество начало свой путь. Эта священная земля по сей день хранит много загадок.

Смысл Турочакских писаниц

В 1975 году на отвесных скалах у левого берега реки Бии, в семи километрах от села Турочак, были обнаружены удивительные наскальные двухметровые рисунки: более двух десятков шагающих лосей.

Стилистический анализ изображений позволил отнести их к эпохе бронзы и с большой долей вероятности связать с каракольской культурой, существовавшей во II веке до н. э. Но как появились эти уникальные для Алтая наскальные рисунки, до конца неясно. Отличительными особенностями Турочакских писаниц стал не только выбор персонажей, но и материал, при помощи которого рисунки создавались, - красная охра, нетипичная для алтайских петроглифов.

Исследователей также поразила динамика и выразительность изображений, которые были нанесены на отвесной и труднодоступной поверхности. Но главной загадкой остается их смысл. Что пытались рассказать потомкам древние «художники»?

Женщина с татуировкой

Священное плато Укок на юге Алтая – место, которое притягивает как смельчаков, решивших испытать себя, так и многочисленных исследователей. Его главную тайну мировое научное сообщество начало обсуждать сравнительно недавно, в 1993 году, когда археологи под руководством доктора исторических наук Натальи Полосьмак на раскопках могильника Ак-Алах обнаружили мумифицированное тело, предположительный возраст которого составляет 2,5 тысячи лет.

Прекрасно сохранившаяся находка позволила ученым провести экспертизу ДНК и восстановить внешность 25-летней девушки. Черты ее лица не были монголоидными, скорее, напоминали европейские. Талию Принцессы Укока украшал красный пояс - символ воина, в руках она сжимала палочку из лиственницы – орудие «сотворения мира», а ее голову венчал высокий головной убор с золотыми накосниками – атрибут женщины, обладающей магическими силами и хранящей тайну бессмертия.

На ее теле были обнаружены выполненные в скифском «зверином» стиле татуировки оленей-козерогов с клювом грифона, овна с запрокинутой головой и пятнистого барса. Всё это, а также лиственная колода, похожая на шаманскую лодку ротык, и шестерка погребенных здесь же «небесных» коней, говорило о том, что в кургане был найден не обычный человек. Алтайские шаманы уверены, что это тело легендарной прародительницы их народа - Кыдын, с «осквернением» захоронения которой начались все беды Алтая.

Академик Вячеслав Молодин, под руководством которого осуществлялось масштабное изучение высокогорного Алтая, убежден, что «никакая это не принцесса, а представительница среднего слоя пазырыкского общества» VI-III веков до н. э. Возможно, она была ворожеей или целительницей. Однако, кем на самом деле являлась Алтайская принцесса, как ее назвали, так и останется загадкой.

Восьмое чудо света

У плато Укок есть и другие секреты. Например, здесь были обнаружены загадочные геоглифы – огромные изображения, рассмотреть которые можно лишь со значительных расстояний, обычно – с высоты птичьего полета. Непонятно, с какой целью они были созданы.

Возраст геоглифов – еще один спорный вопрос. Долгое время полагали, что они появились 1,5-2 тысячи лет назад, но новейшие исследования показали, что время их происхождения – III-II века до н. э. Ученые пытаются также выяснить, почему за такой большой промежуток времени геологические процессы не уничтожили геоглифы?

Наконец, им еще только предстоит понять смысл «посланий». Хотя контуры многих из них легко «читаются», идея древних художников по-прежнему остается загадкой. Ученые справедливо называют геоглифы восьмым чудом света и продолжают поиски, в то время как уфологи стараются доказать свою теорию о расположении в этих местах аэродромов пришельцев.

Алтайский стоунхендж

Тысячи туристов посещают Чуйскую степь, чтобы увидеть Алтайский стоунхендж. Пять огромных валунов высотой до семи метров украшают петроглифы – рисунки времен пазырыкской культуры. Одна из глыб отличается от остальных размещенной на ней перекладиной, другая выполнена в виде кресла-трона.

Исследователи уверены, что это место древние шаманы использовали для проведения обрядов. При этом, скорее всего, камни были специально доставлены из других мест. Изучение их структуры показало, что материал не встречается в близлежащих горах. По легенде валуны были привезены древними скифами издалека, за 500 километров.

Возраст Алтайского стоунхенджа предположительно датируется VIII-VI веками до н. э. Камни установлены в направлении сторон света и, по наблюдениям, имеют разнозаряженные электромагнитные поля. Туристы, рискнувшие встать в центр «каменной изгороди», рассказывали, что их как будто затягивало в воронку. Об истинном назначении Алтайского стоунхенджа и его магической силе гадают до сих пор.

«Денисовец» или «человек алтайский»

Денисовская пещера находится в долине реки Ануй, которую хранители алтайских традиций называют «путем к загадочному Беловодью». В этом известном на весь мир археологическом месте было обнаружено немало культурно-исторических памятников. В 2009 году среди прочих находок была найдена фаланга пальца маленькой девочки, а чуть ранее – коренной зуб 18-летнего юноши.

Артефакты были отправлены в Институт эволюционной антропологии имени М. Планка в Лейпциге. Анализ показал, что их обладателями были представители новой древней популяции человека. Пока российские, американские и канадские ученые затрудняются дать точный ответ: идет ли речь о новом виде или подвиде, поэтому используют нейтральное - «денисовец» или «человек алтайский».

Предположительно миллион лет назад он «отошел от ветви общего развития человека» и эволюционировал независимым и, как оказалось, тупиковым путем.

Гены «денисовца» не были обнаружены ни у одного представителя современной цивилизации, за исключением меланезийцев, предки которых, по версии ученых, могли контактировать с «денисовцами» на территории Восточной Азии.

Находка полностью разрушила стереотипное представление о древних жителях планеты и позволила предположить, что 50 тысяч лет назад в западной части Евразии жили неандертальцы, а в восточной – «денисовцы». Могли ли они взаимодействовать, и что стало причиной исчезновения «человека алтайского» - вопросы, ответы на которые пока не найдены.

Центр Вселенной

Многие исследователи соотносят самую высокую алтайскую гору Белуху со священной горой Меру. В частности, подтвердить эту теорию пытался русский философ Николай Федоров. С помощью карты с изображением священной горы Меру, датированной II веком до н. э., тюрколог Мурат Аджи развил популярную гипотезу.

Одним из аргументов стало сходство расположения древней Меру и современной Белухи. На равном расстоянии от Меру находились четыре известные тогда океана, и Белуха в равной степени удалена от Индийского, Тихого и Северного Ледовитого океана. Куда делся четвертый океан? Возможно, он существовал западнее Белухи во времена Атлантиды, но впоследствии исчез. Среди других «доказательств» называют возможность круглый год наблюдать над Алтаем Большую Медведицу и созвучие древнего названия Белухи - «Уч Сумер» - с топонимом «Меру».

На поиски свободы

В русском сознании Алтай неразрывен с легендарной и мистической страной Беловодье, обителью свободы и бессмертия. Популяризацию легенды принято связывать со старообрядцами-бегунами, которые стекались на Алтай в поисках лучшей жизни и указывали путь всем жаждущим при помощи «путеводителей», где в иносказательной форме описывался путь в Беловодье. Русский ученый и философ Николай Рерих ассоциировал славянскую идею с буддистскими преданиями о Шамбале. Он объявил о единстве Алтая, Индии и Тибета и был уверен, что они являются компонентами одной энергетической системы, которая сохранилась со времен Атлантиды. Можно ли сегодня отыскать путь в Страну справедливости и добродетели? Поиск ответа на этот вопрос лежит, скорее, в области духовного познания.

Легендарную мумию обнаружили почти 30 лет назад на высокогорном плато Укок на границе с Монголией , Китаем и Казахстаном . Есть версия, что погребенная с особыми почестями женщина была шаманкой, пожертвовавшей собой ради спасения мира от темных сил .

Место, где было обнаружено захоронение принцессы Укока, называют Долиной смерти. По преданию, старые люди, когда чувствовали приближение смерти, уходили туда умирать. По словам одного из участников экспедиции, в 1993 году, когда начали вскрывать курган с мумией, разразился гром, и началось землетрясение. Ученые всерьез перепугались, некоторые даже хотели отступить, но им не позволили. Коренные жители считают, что в тот момент пробудился дух прародительницы алтай ского народа – Ак Кадын или Белой госпожи. И действительно, вскоре после вскрытия кургана на Алтай обрушились бедствия, каких раньше не было – землетрясения, наводнения, град с куриное яйцо. По республике прокатилась волна самоубийств, местные жители и это связали с местью пробужденной принцессы.

Таинственную историю раскопок рассказал алтайский писатель, исследователь шаманской культуры Андрей Коробейщиков. По его словам, когда вскрыли саркофаг и готовились к перевозке мумии, сломался «Газик». Вызвали другой, но и он не смог увезти принцессу от ее могилы из-за поломки. Забрать принцессу с плато Укок удалось с третьей попытки на вертолете, но во время полета отказал один двигатель. Вертолет был вынужден совершить экстренную посадку. Только чудом тогда никто не пострадал. Эту историю подтвердил один из пилотов.

Когда мумию увезли в Новосибирск на исследование, алтайские шаманы предупреждали, кара Ак-Кадын (Белой госпожи) настигнет всех, кто имеет отношение к раскопкам могильника. После этого одни скончались по необъяснимым причинам, другие оказались бездетными, третьих настигли болезни.

«КП » удалось найти женщину, которая участвовала в раскопках вместе с мужем, а через несколько лет он скончался. Александр Ерохин провел у кургана всего один день, но потом никак не мог вспомнить, как он добрался до высокогорного плато и чем там занимался.

Долина смерти

В тот день «Уазик», на котором Ерохин и его жена поднимались на плато, будто что-то не пускало. Машина дважды вставала из-за поломки. У нее вышли из строя оба моста. Тогда группе даже пришлось просить помощи у пограничников.

Мы не собирались участвовать в этой экспедиции. У нас была своя программа, по которой мы должны были двигаться вглубь гор, где находились другие курганы и петроглифы, - рассказала Надежда Ерохина. - Когда мы заехали на плато, такой мрак стоял! Казалось, что небо соприкасается с землей. Шел дождь, было очень холодно.

Ерохины провели на раскопках всего один день. Александр делал зарисовки обнаруженных артефактов. Его жена Надежда занималась полевой кухней.

Все археологи друг друга знали, мы сделали остановку на плато Укок. Ребята уже раскопали курган с принцессой и грели котлы , чтобы растопить лед. По сути, мы случайно стали свидетелями раскопа знаменитой принцессы Укока. Саша хотел помочь, его задача была зарисовывать найденные артефакты, - вспоминает Надежда Ерохина.

Александр провел у кургана весь вечер, но что странно, насыщенный событиями день оказался будто стерт из его памяти.

Он никогда не мог вспомнить, даже глядя в собственные записи, как мы приехали к кургану, и чем он занимался на раскопках. Память была словно заблокирована, - вспоминает Надежда.

После этой экспедиции Александр начал часто болеть. Семья даже обратилась к целителю, который утверждал, что причина болезни – это расплата за потревоженный покой мертвых. Через четыре года Александр Ерохин, у которого даже не было вредных привычек, как обычно лег спать и … не проснулся. Врачи так и не смогли толком объяснить причину смерти.

Незадолго до смерти Александра к Ерохиным приехали старые друзья, которые вместе с ними не раз путешествовали по Алтаю, были вместе на плато Укок во время раскопок, но к кургану с принцессой не подходили.

Я проснулась ночью от чьего-то взгляда. Подняла голову и обомлела от ужаса - в углу комнаты у дивана, где часто спал Саша Ерохин, сидела огромная женщина-птица. Она будто собиралась взлететь, но потом исчезла. Без сомнения, это был знак. Вскоре мы узнали, что Саша умер, - рассказала Альбина Григорьевна, знакомая семьи.

Месть мертвых

У известного российского археолога Владимира К. (друзья семьи просили не называть фамилии ученого – прим.авт.), который вместе с Ерохиным работал у погребения, через несколько лет после экспедиции врачи обнаружили опухоль.

После раскопок у него на голове появилась шишка, он никогда не обращал на нее внимание. Но потом, спустя годы, эта шишка оказалась злокачественной опухолью - оперировать было нельзя. Умер археолог в 2011 году, - рассказала Надежда Ерохина.

По словам его знакомых, известный сибирский археолог не раз говорил, что жалеет о своем участии в раскопках. Он также выступал за то, чтобы вернуть принцессу на Алтай, как того требовали местные жители, которые верили, что обрушившиеся на их край несчастья связаны с потревоженным покоем мумии.

Он говорил, что у ученых уже есть вся необходимая информация для изучения, поэтому нет никаких причин, которые мешали бы им вернуть госпожу на родину, - рассказал историк и председатель оргкомитета по вопросу захоронения мумии Акай Кине.

В настоящее время часть состава экспедиции жива, но как уверяют знакомые археологов, у многих в жизни после тех раскопок все пошло наперекосяк. Правда, сами археологи в месть мумии не верят.

Кара духов может отразиться позже, вплоть до седьмого поколения. Это может выразиться в неудачах, болезнях и бездетности. Насколько мне известно, некоторые участники раскопок остались бездетными, - говорит шаман Акай Кине.

Семь сестер

На Алтае верят, мир людей охраняли семь сестер, которые добровольно принесли себя в жертву. Как рассказал исследователь шаманской культуры и писатель Андрей Коробейщиков, существовала целая каста «пограничников», которая защищала мир от враждебных духов.

По словам писателя, у злых сил есть свои адепты на земле, которые пытаются разрушить защитную сеть. А археологи, возможно, сами того не ведая, являются инструментах в руках зла. Кстати, после скандала с принцессой, на плато Укок было запрещено проводить раскопки, но сейчас ученые близки к тому, чтобы снова начать свои исследования.

Кто знает, чем закончатся раскопки, если ученые найдут остальных стражей этого мира, погребенных на плато Укок. По одной из версий, если это произойдет, врата в подземный мир будут открыты. По мнению мистиков, это может привести к небывалым катаклизмам и новым войнам мирового масштаба.

Кстати

Пророчество принцессы

Как уверяют алтайские шаманы, находка мумии и последовавшие за этим катаклизмы были предсказаны задолго до раскопок. По их словам, пророчество было сделано девочкой из деревушки недалеко от плато Укок. Девочка говорила, что ученые потревожат покой прародительницы алтайского народа. За это она проклянет всю землю алтайскую.

Подсказка КП

Кто такая принцесса Укока?

Это мумия, которую нашли археологи в кургане на плато Укок под толстым слоем льда. По данным исследователей останки принадлежали женщине, который было около 25 лет. Умерла она примерно 2,5 тысячи лет назад от рака груди.

По версии ученых, женщина была шаманкой. На руке мумии были сделаны четыре татуировки, в том числе в виде оленя с клювом грифона и рогами козерога. Олень-козерог у древних индоевропейцев символизировал проводника усопших в «иной» мир.

Мумия была одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, войлочные чулки-сапоги и шубу. На голове был надет парик из конского волоса высотой около 90 см. Под захоронением принцессы находился деревянный саркофаг, останки шести лошадей и домашняя утварь.

Алтайцы прозвали найденную мумию принцессой Укока и «Белой госпожой».

Где ее можно увидеть

Сейчас принцесса Укока находится в Горно-Алтайске в Национальном музее имени А. В. Анохина . Для мумии построили специальный зал, где реконструировано погребение. Сама принцесса находится в саркофаге, похожем на тот, в котором ее обнаружили – по словам шаманов , этого потребовала сама принцесса, которая являлась во сне жителям и плакала, что люди смотрят на ее обнаженное тело. После этого тело принцессы перестали показывать в музее. Но потом было принято решение открывать мумию несколько раз в месяц.

Добраться на плато Укок довольно сложно, оно лежит на высоте 3 тысяч км и считается священной территорией у алтайцев, ведь по их верованиям именно здесь, у подножья гор Тавын-Богдо-Ола расположен вход в горный мир. На протяжении тысячелетий здесь успело побывать множество народов, свидетельством чему служат многочисленные археологические памятники Укока: каменный век, эпохи скифов, гуннов и сарматов.

В 1993 году в разгар археологической экспедиции ученые из Новосибирска наткнулись в одном из курганов на уникальное женское захоронение. Археологи датировали свою находку серединой I тысячелетия до н.э. – временем расцвета Пазырыкской культуры на территории Алтая. На протяжении столетий в ледяной линзе вечной мерзлоты кургана памятника Ак-Алаха-3, хранилась мумия представительницы пазырыкской знати в богатом убранстве и в сопровождении шестерки коней.

Несмотря на то, что анализы ДНК находки указывают на ее европеоидные корни (Пазырыкская культура, берущая свое начало от селькупов, относится к культурам Передней Азии) алтайцы объявили, что археологи нашли легендарную «принцессу Кадын», считающуюся прародительницей всего алтайского народа. Именно на основании этого, алтайцы требуют возвращения останков «принцессы» на родину (находка хранится в Новосибирском музее археологии и этнографии).

Памятник Ак-Алаха-3, в состав которого входит 2 кургана (пазырыкский и тюркский) расположен по соседству с другим курганным комплексом Ак-Алаха-1, состоящим из пяти курганов скифского времени. Когда на место раскопок прибыли археологи, оба кургана были повреждены местными жителями, растаскивавшими для своих нужд камни, а также бульдозерами, равнявшими здесь землю.

Курган, в котором покоилась мумия алтайской принцессы, имела впускное захоронение знатного кара-кобинца, которое вскрыли и ограбили много столетий назад. Именно эта вторая могила, сооруженная чуть позже, чем расположенная ниже женская могила, и сохранила в целости и сохранности захоронение принцессы.

Захоронение принцессы представляло собой заполненный льдом лиственный сруб 3,6 х 2,3 х 1,1 м, внутри которого располагалась длинная (2,7 м) колода-склеп, также изготовленная из лиственницы. Она была украшена аппликациями с изображениями оленей, несших мистическое значение (вероятно, олени должны были сопровождать человека по дороге в «иной» мир). Сам сруб был изготовлен без единого гвоздя, а крышка колоды была прибита к основанию четырьмя медными гвоздями.

На то, что в кургане захоронен не обычный человек, указывает лиственная колода – как правило, в них хранили только членов царских семей, шаманов и детей, а ее форма, напоминающая шаманскую лодку «ротык» была призвана отнести душу принцессы к ее предкам.

Молодая женщина (около 25 лет) лежала на войлочной подстилке на правом боку, головой на восток и лицом на север. Сверху она была укрыта меховым покрывалом с нашитыми украшениями из золотой фольги, а ее голова покоилась на войлочной подушке. Она была одета в богатый наряд: длинная шелковая рубаха с длинными рукавами и длинная шерстяная юбка с нашитыми бронзовыми подвесками, к которой прикреплен пояс из красного плетеного шерстяного шнура, а на ногах — украшенные аппликацией лучки из белого войлока с подошвой из красного войлока. Рядом с телом лежал войлочный мешочек, в котором были сложены бронзовое зеркало в резной деревянной оправе, кисточка из конского волоса, россыпь стеклянных индийских бусин, коренной зуб и синий порошок вивианит, использовавшийся в качестве красителя. На шее принцессы висела деревянная гривна с покрытыми золотой фольгой подвесками в виде барсов, в ушах были золотые кольца, а мизинцы были обвязаны шерстяной нитью.

В изголовье мумии лежало небольшое блюдо, на которое была брошена горсть кориандра – он считался лекарственным растением и являлся большой редкостью, возможно окуривание тела кориандром должно было помочь душе возродиться.

Почти треть колоды была занята головным убором и париком женщины. Именно эти украшения могли в древности рассказать о своей владелице больше всего, от ее семейного положения, до ее места в племени. Обритая голова пазырыкской мумии была закрыта войлочным париком, покрытым пластичным черным материалом. Он был украшен деревянными накосными украшениями, обернутыми золотой фольгой. Волосы собирались на темени в пучок, на который одевался «конус» из красных шерстяных ниток, а уж его венчала обернутая золотой фольгой фигурка стоящего на шаре деревянного оленя. На парике перед «конусом» лежа еще один олень – его тело было раздвоено, а украшали его рога козерога. Это один из древних образов олицетворяющих Верхний мир и Солнце у народов Центральной Азии. Неудивительно, что на теле женщины позднее нашлась и татуировка с эти изображением. Позади конуса на парике крепился высокий войлочный столбик, символизирующий «древо жизни» — его крону украшали обернутые золотой фольгой деревянные птички, а у подножья располагались такие же олени. Чтобы в случае необходимости столь сложный убор можно было укрыть от непогоды, в могилу был уложен остроконечный колпак с широкими полями. Так как у этого убора есть собрат, найденный далеко от Укока, во втором Пазырыкском кургане, ученые считают, что подобные уборы носили все женщины, хотя вероятность, что их носили только шаманы, не исключена.

Обе руки женщины покрыты искусной татуировкой – ее левое плечо украшено рисунком оленя с рогами оленя и козерога, морду которого украшает клюв грифона. Согласно поверьям индоевропейских народов олень-козерог должен был сопровождать души умерших в «иной» мир.

Пазырыкцы бальзамировали абсолютно всех своих умерших, причем делали они это два раза в год – в конце весны и осенью. Судя по наполнению желудков коней, захороненных в кургане вместе с принцессой, ее похороны пришлись на середину июня.

Чтобы в следующей жизни (или «ином» мире) принцессе было хорошо, вместе с ней в могилу положили ее личные вещи, а также еда и питье. В погребальной камере помимо двух керамических сосудов, украшенных кожаными аппликациями, стояли также сосуды из дерева и рога (его стенки сделаны и рогов яка, а днище является рогом дикого козла). На деревянных столиках лежало мясо.

Вместе с женщиной, в могильную яму опустили шестерых коней рыжей масти, удила, псалии, подвесные бляхи и седельные украшения которых великолепно сохранились в условиях вечно мерзлоты.

Несмотря на то, что по ряду признаков это захоронение относится к разряду обычных, такие вещи, как шестерка коней, лиственничная колода и огромный склеп, дорогая шелковая рубаха и семена кориандра свидетельствуют о том, что это останки женщины из знатного рода или находящейся на особом положении у племени. На то, что она могла быть шаманкой, указывает и тот факт, что она похоронена одна, а пазырыкцы обычно хоронили умерших в родовых курганах-захоронениях, не в пример шаманам, которые давали обет безбрачия и не имели семьи.

После того, как мумия была перевезена в Новосибирск, алтайцы начали требовать вернуть их «прародительницу» назад. Особенно их требования усилились после землетрясения 2003 года, эпицентр которого находился в Чуйской долине, в непосредственной близости от плато. Несмотря на это, выставку, посвященную загадкам принцессы Укока можно и сегодня увидеть в музее Новосибирска, а побывав на плато Укок проникнуться величием этих мест.