Основные понятия. Типы цивилизаций

В начале XII в. Древнерусское государство вступило в новый этап своего развития. Русь распалась на ряд самостоятельных городов и областей. В исторической литературе этот этап получил название периода феодальной раздробленности и длился с XII по XIV в.

Феодальная раздробленность не была чисто русским явлением. Империя Карла Великого составила основу трех будущих западноевропейских государств – Франции, Германии и Италии. Распад феодальных государств был естественным процессом эк. и политич. укрепления отдельных земель, внутреннее развитие и внешнюю безопасность которых не могли обеспечить старые институты власти. Феодальная раздробленность постепенно сменялась образованием централизованных государств.

В Древнерусском государстве после смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) произошел раздел территории между пятью его сыновьями и внуком. Однако это не предотвратило столкновений между потомками знаменитого князя. Каждый из них стремился обрести самостоятельность и быть независимым от великокняжеской власти. В 1097 г. в г. Любече собрался княжеский съезд, где было принято решение, что каждая княжеская семья будет наследственно владеть своими землями. Но и после съезда междоусобные войны не прекращались. Внуку Ярослава Мудрого Владимиру Мономаху и его сыну Мстиславу удалось на время прекратить усобицы, восстановить единство русского государства. Но со смертью Мстислава (1132 г.) случилось то, о чем говорит летопись: «разъдрася вся русская земля».

В чем же заключались причины того, что Киевская Русь распалась на множество земель? Первая из них – дальнейшее совершенствование феодальных отношений, усиление местных центров . Вся предыдущая история Руси содействовала их политическому и экономическому укреплению. Им приходилось самим думать об управлении. Издавались местные уставы, развивалась культура, велись летописи, в городах и княжествах появились свои епископы. Непостоянство и слабость местной княжеской власти усилили роль боярства. Центральной власти было не под силу объединить экономическую жизнь всех земель.

Второй причиной было изменение внешнеэкономических условий жизни Киева, способствовавших падению его авторитета как стольного города. В X в. князь Святослав разрушил столицу Хазарского каганата, открыв путь, через который хлынули в Причерноморские степи враждебные тюркские племена (печенеги, половцы). Походы против половцев имели мало успеха. Кроме того, в 1204 г. во время четвертого крестового похода был разграблен Константинополь, и христианским государствам Запада открылось для судоходства Средиземное море. Путь «из варяг в греки» потерял свое значение. Сокращение торговли, постоянные набеги кочевников,княжеские междоусобицы привели к упадку Киева. Население Киева и речной полосы по Среднему Днепру и его притокам ушло в безопасные места на запад и северо–восток.

Немаловажную роль в возникновении раздробленности сыграла вражда между Ярославовичами и их сыновьями. Русский историк Н.М. Карамзин именно этому обстоятельству придает первоочередное значение.

Таким образом, в период феодальной раздробленности вместо единого государства самостоятельной жизнью начали жить суверенные княжества . В середине XII в. их было 15, а в начале XIII в. – около 50.

Что же представляла собой русская государственность в ХП–ХШ вв.?

В период феодальной раздробленности сохранились экономические связи, оставались едиными религия и культура. Новая структура феодальной организации была более приспособлена к нуждам прогрессивного в то время слоя феодалов.

Самостоятельные княжества стали называться землями и по территориальным масштабам были равны западноевропейским королевствам. Они вели собственную внешнюю политику, заключали договоры с иностранными государствами и т.п. Титулом Великого князя величали теперь не только киевских, но и князей других русских земель.

Среди множества суверенных городов и княжеств к XII – началу XIII в. на Руси сформировались три политических центра , которые оказывали решающее влияние на жизнь соседних земель. Для Южной и Юго–Западной Руси это было Галицко–Волынское княжество, для северо–восточных и западных земель – Владимиро–Суздальское княжество, для северо–запада – Новгородская земля.

Новгород был центром огромной территории, которая простиралась от Финского залива на западе до Урала на востоке. Под его властью находились земли по побережью Белого моря до Ледовитого океана. Основными занятиями жителей края были торговля и промыслы – охота, рыболовство, бортничество. С развитием промыслов связано освоение новгородцами северных и приуральских земель, откуда они получали пушнину, воск, жемчуг, моржовую кость, которые пользовались особым спросом на международных рынках. Новгород вел успешную торговлю с Францией, Италией, Византией, Хивой, Волжской Булгарией, Бухарой. Вывозились кожи, ценные меха, рыба и моржовое сало, смола, строевой лес. Новгородцы же получали сукно, дорогие вина, цветные и благородные металлы. Активно велась и внутренняя торговля, что подтверждалось образованием тверского, псковского, смоленского и половецкого купеческих дворов. Таким образом, довольно развитая для того времени торговля являлась характерной отличительной чертой Новгорода. В то же время Новгород существенно отличался от других русских земель своим политическим устройством. Это была феодальная республика , аналогов которой русская история не знала. Только в XIV в. (т.е. два столетия спустя) республикой, подобной новгородской, станет Псков, входивший до этого времени в состав Новгородской земли.

Ранее других Новгород отказался платить дань Киевскому князю (1015 г.) и стал проводить самостоятельную политику. Ни одному из княжеских кланов не удалось закрепиться в Новгороде, здесь никогда не было какой–либо княжеской династии. Князя приглашали для выполнения функции военначальника. Кроме того, он представлял интересы Новгорода в других княжествах, обладал высшей судебной властью. Права князя оговаривались в договоре, заключаемом между ним и городом, что давало возможность ограничить своеволие княжеской власти. Князь и его дружина не имели земельной собственности и в Новгороде долго не задерживались (на протяжении 1095–1304 гг. княжеская власть менялась 58 раз).Как правило, причиной выдворения того или иного князя из города являлось, по мнению новгородцев, превышение им своих полномочий на престоле Великого Новгорода.

Высшим органом власти было вече . Оно решало вопросы войны и мира, выполняло функции верховного суда, заключало договоры с князьями, выбирало должностных лиц – посадника, тысяцкого, архиепископа. На данный момент в исторической науке существуют две точки зрения относительно состава новгородского веча. Согласно одной из них в нем принимало участие все свободное мужское население города, другая говорит о вече как о собрании городской аристократии, куда входили бояре и зажиточное купечество. Посадник, являясь высшим должностным лицом и играя роль посредника между Новгородом и приглашенным князем, осуществлял управление и суд. Эту должность занимали представители самых знатных и могущественных боярских родов. Тысяцкий ведал торговыми делами, осуществлял полицейский надзор, а в военное время возглавлял ополчение. Архиепископ не только являлся главой новгородской церкви, но и играл значительную роль в светских делах. Он был хранителем государственной казны, вместе с посадником и тысяцким скреплял своей печатью международные соглашения Новгорода, вел контроль за эталонами мер и весов и даже имел свой собственный полк.

Таким образом, Новгород управлялся выборными властями, которые представляли малочисленную «верхушку» населения. Вместе с тем, необходимо отметить, что рядовые жители («черные люди») также принимали участие в политической жизни города, участвуя в вечах «концов» (районов) и улиц, где избирались старосты концов и улиц.

Итак, вечевой Новгород являлся боярской феодальной республикой . Он развивался по аналогии с некоторыми городами–государствами Западной Европы.

Необходимо также сказать, что Новгород на протяжении веков оставался мощной военной крепостью на северных рубежах страны. В XIII в. на северо–западных границах появился опасный противник –крестоносцы, которые, овладев территорией эстонских и литовских племен, вторглись в русские земли. Экспансия сопровождалась раздачей земель немецким феодалам и насильственным обращением местного населения в католичество. В 1237 г. два рыцарских ордена –Меченосцев и Тевтонский – объединились для дальнейших завоевательных походов. Организацию отпора этой агрессии успешно осуществила Новгородская земля. В этом противоборстве особая роль принадлежала князю Александру Ярославовичу, княжившему в это время в Новгороде, чье имя стало по праву одним из великих в русской истории(Александр Невский).

Борьбу против притязаний Рима на православное население также вело Галицко–Волынское княжество. Это княжество, будучи «окраиной» русского мира, находилось между воинственными соседями – Венгрией и Польшей, которые предпринимали постоянные попытки захватить его, и иногда им это удавалось из–за постоянных боярских смут.

Вообще с ослаблением «мати городов руских» – Киева Галицко–Волынское княжество стало играть значительную роль. О большом авторитете этой земли говорит, например, тот факт, что именно у галицко–волынского князя искал приюта византийский император Алексей III Ангел, изгнанный рыцарями–крестоносцами из Константинополя в 1204 г. Благоприятное географическое положение способствовало политическому и экономическому развитию княжества. Из–за падения международной роли знаменитого пути «из варяг в греки» торговля переместилась в Галицкие земли. Наибольший расцвет приходился на правление князя Даниила (1221–1264). Он вел борьбу с боярами и князьями, которые выступали против его политики, стремились установить аристократическое правление, подобное тому, что было в Польше и Венгрии. Вместе с тем необходимо отметить, что не все боярство выступало против князя, так как многие боярские круги были заинтересованы в установлении сильной княжеской власти. Даниил обустраивал свое княжество, много сил положил на организацию отпора врагам Руси в период монголо–татарского нашествия. После его смерти боярские междоусобицы возобновились, чем воспользовались Литовское княжество и Польша, которые присоединили Галицко–Волынские и др. русские земли к своей территории. В Великом княжестве Литовском, образовавшемся в XIII в., русские княжества составляли в период расцвета 9/10 всех его земель и развивались в соответствии со своей традицией. В XIV–XVI вв. на территории русских земель, присоединившихся к Великому княжеству Литовскому и длительное время находившихся под политич. и культур. влиянием Литвы и Польши, стали формироваться украинская и белорусская народности .

В отличие от Галицко–Волынской земли, Владимиро–Суздальское княжество находилось вдали от международных торговых путей. Оно занимало огромное пространство в Волго–Окском междуречье. Постепенно его границы раздвинулись далеко на север – к Северной Двине и Белому морю. Территория княжества была покрыта лесами, болотами, реками. В силу вышеупомянутых географических особенностей главным направлением хозяйственной деятельности было земледелие и подсобные лесные промыслы . В Северо–Восточной Руси преобладало земледельческое население и ремесленники. Между княжеской властью и населением здесь сложились иные отношения, чем в Киевской Руси. Это объяснялось тем, что в Киевской Руси, Новгороде княжеская власть пришла уже на заселенные земли, и это определило отношение к ней общины: князь был необходим для организации обороны от внешних врагов и охраны внутреннего порядка. В Северо–Восточной Руси, напротив, заселение колонистами происходило по инициативе уже существующей здесь княжеской власти. Князю принадлежала земля почти не заселенная, что давало ему неограниченную власть. Доходы его составлялись из продукции, получаемой от эксплуатации труда холопов и бедноты, работавших на его личных землях. Вольные земли черносошного крестьянства также давали доход в княжескую казну. Существовали здесь частновладельческие земли бояр и монастырей. В то время как в Киевской Руси князья владели землей сообща и передавали ее по старшинству, во Владимиро–Суздальском княжестве земли давались в вотчину от отца к сыновьям по наследству и делились поровну . Этот принцип обычного русского права сохранялся достаточно долго, что впоследствии привело к дроблению Северо–Восточной Руси на постепенно мельчавшие уделы, к обеднению князей, падению их политического авторитета, ослаблению чувства солидарности. Но были и другие последствия этих порядков. Накопление земли становилось необходимым элементом княжеского авторитета. Условия жизни, воспитания сформировали особые черты характера властителей этого края. Если главной чертой правителя Киевской Руси была воинская доблесть, то в Северо–Восточной Руси она должна была сочетаться с умением рачительно и мудро хозяйствовать . Отсутствие политических ограничений создавало властолюбивый характер самодержца. Всю землю он рассматривал как свою собственность. Такое мировоззрение стало основой представлений о своей роли в государстве для всех будущих правителей. Юрий Долгорукий (1090–1157) много сделал для расцвета своего края: строил города, деревни, монастыри, церкви. Щедрыми пожалованиями и освобождением от налога привлекал население на свои земли. Внешняя политика князя в основном велась в трех направлениях: войны с Волжской Булгарией, походы на Новгород и борьба за Киев. Главный смысл своей жизни Юрий Долгорукий видел в занятии великокняжеского престола. Добившись своей цели и став Великим князем Киевским, он поставил своего старшего сына Андрея (впоследствии прозванного Боголюбским) княжить в Вышгороде близ Киева. Но Андрей, проживший половину жизни в Суздальской земле, не спросив отца, ушел на север, захватив с собой греческую чудотворную икону Божьей Матери (с тех пор Владимирская Божья Матерь стала символом Ростово–Суздальского княжества, в противоположность Святой Софии – символу Киева и Новгорода). Он всячески стремился обустроить и возвысить свои северные владения. И когда он завоевал великокняжеский престол, то не поехал княжить в Киев, а посадил туда своих братьев. А сам правил из Владимира, в который перенес столицу Руси . Князем предпринимались безуспешные попытки подчинить Новгород. Андрей Боголюбский был жестким правителем, вел борьбу с боярством и князьями и погиб в результате заговора в 1174г.

После непродолжительной междоусобной войны великокняжеский престол занял во Владимире Всеволод Юрьевич Большое Гнездо. Свое прозвище он получил за то, что на всех престолах Северо–Восточной Руси (кроме Рязанского) посадил своих потомков. Он продолжил политику Андрея Боголюбского – стремился присоединить как можно больше земель. В годы правления Всеволода Юрьевича (1176–1212) Владимирское княжество становится одним из крупнейших государств в Европе. Опорой князя были горожане и новый социальный слой – дворянство, которое за свою службу получало или какую–либо плату, или землю во временное владение.

Таким образом, Северо–Восточная Русь продолжала политику теми же методами, что и Киевская. Но преодолеть тенденцию к феодальной раздробленности не смогла: она распалась на семь равноправных княжеств во главе с Владимиром.

Лекция № 4: Проблема будущего цивилизации

Идея, согласно которой наступает переломная эпоха в развитии цивилизации, сегодня разделяется многими.

Представители гуманитарных наук пишут о современной эпохе как о времени переоценки ценностей, поиска новых путей цивилизационного развития.

Из набора сценариев возможного будущего, среди которых большинство катастрофических, человечеству предстоит отыскать наиболее благоприятные, обеспечивающие не только его выживание, но и устойчивое развитие.

Проблема цивилизационного выбора России связана с более сложным полем проблем, которая имеет непосредственное отношение к развитию человеческой цивилизации.

Вопрос о том, куда идет Россия(«Камо грядеши, Россия?»)становится особой частью вопроса: куда идет человечество?

Ответ на эти вопросы не могут быть строго однозначными. Только для очень простых систем, стабильно воспроизводящих свои состояния, предсказания могут быть строгими.А социально-исторические процессы относятся к иному более сложному классу систем, чем механические. И когда ставится задача предсказать состояние сложного исторического процесса, то даже при наличии тенденций его развития выстраивается несколько сценариев будущего.

Какой из них реализуется, заранее определить невозможно, так как превращение потенциальных возможностей в действительность зависит от множества факторов, в том числе и от случайных .

Ретроспективно , глядя назад, на уже свершившуюся историю, можно указать причины, почему реализовался тот или иной сценарий развития,и раскрыть логику этого развития . Но, глядя вперед и делая прогнозы, мы принципиально можем обозначить лишь веервозможностей и в лучшем случае определить, какое из них более, а какое менее вероятны.

Предсказания характерны не только для естественных, но и для многих социальных наук. В синергетике , которая изучает сложные, нелинейные процессы самоорганизации, доказывается, чтокачественные преобразования исторически развивающихся систем в точке бифуркации , как правило, описываются спектром возможных сценариев .

Для обсуждения проблем будущего цивилизации нужно предварительно ввести понятие типов цивилизационного развития.

Известна концепция мировых цивилизаций, предложеннаяАрнольдом Тойнби . Он выделил и описал 21 цивилизацию, которые существовали в человеческой истории.

При всей их разнообразности, их можно разделить на два больших типа –традиционалистский тип цивилизации и цивилизацию , которую часто называют западной .

Директор института философии РАН, академик РАН В.С. Степин называет эту цивилизацию техногенной, так как в ее развитии определяющую роль играют поиск и применение новых технологий (не только производственных, но и технологий социального управления и социальных коммуникаций)

Техногенная цивилизация родилась в Европе примерно в 14-16вв . Ей предшествовали две мутации традиционных культур. Это - культура античного полиса и культура европейского христианского средневековья .

Синтез их достижений в эпоху Реформации и Просвещения сформировали ядро системы ценностей, на которых основана техногенная цивилизация . На протяжении жизни одного поколения радикально меняется предметная среда, вместе с ним тип социальных коммуникаций, отношений людей.

Динамизм техногенной цивилизации разительно контрастирует с консервативностью традиционных обществ .

Система ценностей, характерная для техногенного развития, включает в себя особое понимание человека и его места в мире . Человек, прежде всего существо деятельностное, которое противостоит природе и подчиняет ее своей власти.

Ценность преобразующей, креативной деятельности присуща только техногенной цивилизации , и ее не было в традиционных культурах .

Им было присуще иное понимание, выраженное в знаменитом принципе древнекитайской культуры «У-ВЭЙ»,который провозглашал идеал минимального действия,основанного начувстве резонанса ритмов мира (древнекитайская притча о «мудреце», который пытаясь ускорить рост злаков, стал тянуть за верхушки и вытянул их из земли, наглядно иллюстрировала, к чему может привести нарушение принципа « У-ВЭЙ»)

Таким образом, традиционные культуры никогда не ставили своей целью преобразование мира, обеспечение власти человека над природой. В техногенных культурах такое понимание доминирует .

Среди базисных ценностей техногенной культуры - понимание природы как неорганического мира, который представляет собой материал и ресурсы для человеческой деятельности . Предполагалось, что это ресурсы безграничны.

Введение

3..Владимиро – Суздальская земля

4..Галицко – Волынское княжество

5..Новгородская земля

6..Киевское княжество

7. Значение периода раздробленности в Русской истории

Заключение


Введение

Рассматриваемая в работе тема истории Древней Руси представляется не только интересной, но и весьма актуальной. Последние годы прошли под знаком перемен во многих областях жизни россиян. Изменился образ жизни многих людей, изменилась система жизненных ценностей. Знание истории России, духовных традиций русского народа, весьма важно для повышения национального самосознания россиян. Признаком возрождения нации является и все возрастающий интерес к историческому прошлому русского народа, к его духовным ценностям.

Время с начала XII до конца XV в. по традиции называют удельным периодом. И действительно, на основе Киевской Руси сложилось примерно 15 княжеств и земель к середине XII в., около 50 княжеств к началу XIII в., примерно 250 - XIV столетии.

Территория Киевского государства сосредоточилась вокруг нескольких политических центров некогда бывших племенными. Во второй половине XI - начале XII в. в пределах Киевской Руси стали образовываться достаточно устойчивые княжества. В результате слияния восточнославянских племён в период Киевской Руси постепенно образовалась древнерусская народность, для которой были характерны известная общность языка, территории и психического склада, проявлявшегося в общности культуры.

Древнерусское государство было одним из крупнейших европейских государств. Борьба Руси с набегами кочевников имела большое значение для безопасности стран как Передней Азии, так и Европы. Широкими были торговые связи Руси. Русь поддерживала политические, торговые и культурные отношения с Чехией, Польшей, Венгрией и Болгарией, имела дипломатические связи с Византией, Германией, Норвегией и Швецией, налаживала также связи с Францией и Англией. О международном значении Руси свидетельствуют династические браки, заключавшиеся русскими князьями. Договоры с Византией хранят ценные свидетельства об общественных отношениях в Киевской Руси и международном ее значении.
Однако уже в XII в. от древнерусского государства отделился целый ряд княжеств.

Основная цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть причины и факторы раздробленности Древней Руси, что повлекло к созданию образования новых государственных центров, рассмотреть крупнейшие из этих центров и проанализировать значимость этого периода в истории России.


1. Причины и факторы раздробленности

К середине XI в. Древнерусское государство достигло своего расцвета. Иногда Киевскую Русь называют даже раннефеодальной монархией. С течением времени единого государства, объединенного властью киевского князя, уже не стало.

Согласно общепринятой точке зрения с середины XI – начала XII в. Древнерусское государство вступило в новый этап своей истории – эпоху политической и феодальной раздробленности.

Политическое дробление – закономерный этап в развитии государственности и феодальных отношений. Его не избежало ни одно раннефеодальное государство Европы. Повсюду в эту эпоху власть монарха была слабой, а функции государства – незначительными. Тенденция к сплочению и централизации государств начала проявляться только в XIII- XV вв.

Политическое дробление государства имело множество объективных причин. Экономическая причина политической раздробленности заключалась, по мнению историков, в господстве натурального хозяйства. Торговые связи в XI- XII вв. были развиты достаточно слабо, и не могли обеспечить экономического единства русских земель. К этому времени некогда могущественная Византийская империя начала приходить в упадок. Византия перестала быть мировым торговым центром, а следовательно, утратил свое значение главный древний путь «из варяг в греки», который долгие века позволял Киевскому государству осуществлять торговые связи.

Другой причиной политического распада были пережитки родоплеменных отношений. Ведь Киевская Русь объединила несколько десятков крупных племенных союзов. Немалую роль сыграли и постоянные набеги кочевников на днепровские земли. Спасаясь от набегов, люди уходили жить в малонаселенные земли, расположенные на северо- востоке Руси. Непрерывная миграция способствовала расширению территории и ослаблению власти киевского князя. На процесс непрерывного дробления страны могло повлиять и отсутствие в русском феодальном праве понятия майорате. Этот принцип, существовавший во многих государствах Западной Европы, предусматривал, что все земельные владения того или иного феодала переходили только к старшему их сыновей. На Руси же земельные владения после смерти князя могли делиться между всеми наследниками.

Одним из важнейших факторов, породивших феодальную раздробленность, большинство современных историков считают развитие крупного частного феодального землевладения. Еще в XI в. идет процесс «оседания дружинников на землю», появления крупных феодальных вотчин – боярских сел. Класс феодалов приобретает экономическое и политическое могущество. Наличие большого числа крупных и средних феодальных владений становилось несовместимым с раннефеодальным государством, имевшим огромную территорию и слабый государственный аппарат.

Киевская Русь была обширным, но нестабильным государственным образованием. Племена, вошедшие в ее состав, долгое время сохраняли свою обособленность. Отдельные земли при господстве натурального хозяйства не могли образовать единого экономического пространства. Кроме того, в XI- XII вв. возникают новые факторы, способствующие раздроблению этого неустойчивого государства.

Главной силой разъединительного процесса выступило боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между усилившимся боярством и местными князьями возникли неизбежные противоречия, борьба за влияние и власть.

Рост населения и соответственно военного потенциала различных областей Руси стал основой для образования ряда суверенных княжеств. Возникали междоусобицы князей.

Постепенный рост городов, торговли и хозяйственное развитие отдельных земель привели к потере Киевом исторической роли в связи с перемещением торговых путей и появлением новых центров ремесла и торговли, все более независимых от столицы русского государства.

Произошло усложнение социальной структуры общества, зарождение дворянства.

Наконец, распаду единого государства способствовало отсутствие серьезной внешней угрозы для всей восточнославянской общности. Позднее эта угроза появилась со стороны монголов, но процесс обособления княжеств зашел к тому времени уже слишком далеко.

Реально эти процессы проявились в середине второй половины XI в. Князь Ярослав Мудрый незадолго до смерти (1054) разделил земли между пятью своими сыновьями. Но сделал он это так, что владения сыновей взаимно разделяли друг друга; управлять ими самостоятельно было практически невозможно. Ярослав пытался решить подобным образом сразу две проблемы: с одной стороны, он стремился избежать кровавых усобиц между наследниками, обычно начинавшихся после смерти киевского князя: каждый из сыновей получал земли, которые должны были обеспечить его существование как владетельного князя; с другой стороны, Ярослав надеялся, что его дети будут сообща защищать общерусские интересы, связанные прежде всего с обороной границ. Великий князь не собирался разделять единую Русь на самостоятельные, независимые государства; он рассчитывал лишь, что теперь ею, как единым целым, будет управлять не один человек, а весь княжеский род.

Не вполне ясно, как именно обеспечивалось подчинение разных земель Киеву, как распределялись эти земли между князьями. Описанный еще историками XIX в. принцип постепенного (поочередного) перемещения князей с одного престола на другой был скорее идеальной схемой, чем практически функционировавшим механизмом.

С.М. Соловьев, анализируя политическое устройство Руси после Ярослава Мудрого (1019-1054), пришел к выводу, что подвластные великому князю земли не дробились на отдельные владения, а рассматривались как общее достояние всего рода Ярославичей. Князья получали во временное управление какую- либо часть этого общего владения – тем лучшую, чем «старше» считался тот или иной князь. Старшинство, по замыслу Ярослава, должно было определяться следующим образом: за властвующим киевским великим князем шли все его братья; после их смерти их старшие сыновья наследовали отцовские места в веренице князей, постепенно продвигавшихся от менее престижных престолов к более значимым. При этом на титул великого князя могли претендовать только те князья, чьи отцы успели побывать на столичном княжении. Если же какой-то князь умирал прежде, чем наступала его очередь занять престол в Киеве, то его потомки лишались права на этот престол и княжили где-нибудь в провинции.

Такая система «лествичного восхождения» - «очередной порядок» наследования, была очень далека от совершенства и порождала постоянные распри между братьями и детьми князей (старший сын великого князя мог занять отцовский престол только после смерти всех своих дядьев). Споры о старшинстве между дядьями и племянниками были частым явлением на Руси и в более поздний период, пока в XV в. там не установился порядок передачи власти от отца к сыну.

При каждом удобном случае Ярославичи норовили нарушить очередность – разумеется, с пользой для себя или своих ближайших родственников, союзников. «Лествичная схема» оказалась не жизнеспособной; запутанный порядок наследования был поводом для частых усобиц, а недовольство князей, исключенных из очереди за власть, приводило к тому, что они обращались за помощью к венграм, полякам, половцам.

Таким образом, с 50-х гг. XI в. шел процесс определения границ будущих самостоятельных земель. Киев стал первым среди княжеств- государств. Вскоре другие земли его догнали и даже опередили в своем развитии. Сложилось полтора десятка самостоятельных княжеств и земель, границы которых сформировались в рамках Киевской державы как рубежи уделов, волостей, где правили местные династии.

В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества, названия которым дали стольные города: Киевское, Черниговское, Переяславское, Мурманское, Рязанское, Ростово- Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро- Волынское, Полоцкое, Турово- Пинское, Тьмутараканское, Новгородская и Псковская земли. В каждой из земель правила своя династия – одна из ветвей Рюриковичей. Новой формой государственно- политической организации стала политическая раздробленность, сменившая раннефеодальную монархию.

В 1097 г. по инициативе внука Ярослава переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха в городе Любече собрался съезд князей. На нем был установлен новый принцип организации власти на Руси – «каждый держит да отчину свою». Таким образом, Русская земля перестала быть совокупным владением целого рода. Владения каждой ветви этого рода – отчины – становились ее наследственной собственностью. Это решение закрепляло феодальную раздробленность. Только позже, когда великим князем киевским стал Владимир Мономах (1113-1125), а также при его сыне Мстиславе (1126-1132) государственное единство Руси было на время восстановлено. Русь сохраняла относительное политическое единство.

Начало периода раздробленности (и политической, и феодальной) следует считал с 1132г. Однако готова Русь к распаду была уже давно (не случайно В.О. Ключевский определяет начало «удельного периода», т.е. период самостоятельности русских княжеств, не с 1132г., а с 1054г., когда по завещанию Ярослава Мудрого Русь была поделена между его детьми). С 1132 г. князья перестали считаться с великим князем киевским как с главой всея Руси.

Распад Древнерусского государства не разрушил сложившуюся древнерусскую народность. Искусствоведы и филологи отмечают, что духовная жизнь различных русских земель и княжеств при всем своем многообразии сохраняла общие черты и единство стилей. Росли и строились города – центры вновь возникших удельных княжеств. Развивалась торговля, что привело к возникновению новых путей сообщения. Важнейшие торговые пути проходили от оз. Ильмень и р. Западной Двины к Днепру, от Невы к Волге, Днепр также соединялся с Волжско- Окским междуречьем.

Таким образом, удельный период не следует рассматривать как шаг назад в русской истории. Однако непрекращающийся процесс политического дробления земель, многочисленные княжеские усобицы ослабляли обороноспособность страны перед внешней опасностью.


2. Образование новых государственных центров

Некоторыми современными историками термин «феодальная раздробленность» не употребляется для характеристики процессов, происходивших в русских землях в концеXI - началеXII в. Основную причину раздробленности Руси они видят в образовании городов- государств. Суперсоюз во главе с Киевом распался на ряд городов – государств, которые, в свою очередь, стали центрами земель- волостей, возникших на территории прежних племенных союзов. Согласно этим взглядам Русь вступила в период существования автономных общинных союзов, принявших форму городов-государств.

Княжества и земли Руси удельного периода были вполне сложившимися государствами, сопоставимыми по территории с европейскими. Киев, страдавший от набегов кочевников и княжеских усобиц, постепенно утрачивал свое значение. И хотя на протяжении почти всего XII в. На него по традиции продолжали смотреть как на главный город Руси, он фактически превратился в столицу небольшого Киевского княжества, расположенного в Среднем Поднепровье. Наиболее важное значение на рубеже XII – XIII вв. приобретают Владимиро – Суздальское и Галицко- Волынское княжества, а также Новгородская земля, ставшие политическими центрами соответственно Северо- Восточной, Юго- Западной и Северо- Западной Руси. В каждом из них складывается своеобразный политический строй: княжеская монархия во Владимиро – Суздальской земле, княжеско- боярская монархия в Галицко- Волынской и боярская республика в Новгородской.


Владимиро (Ростово) – Суздольская земля

Важную роль в политической жизни Руси играла Владимиро – Суздальская земля. На рубеже XII – XIII вв. она охватывала огромные пространства в междуречье Оки и Волги. Эта территория, считается сейчас самым центром России, тысячу лет назад была совсем малозаселенной. С древности здесь жили финно- угорские племена, впоследствии почти полностью ассимилированные славянами. Рост населения Киевской Руси вызвал необходимость освоения новых территорий. В XI – XII вв. южные рубежи государства постоянно подвергались набегам кочевников. В это время и начинается интенсивное передвижение славянских переселенцев в северо- восточный регион. Центром вновь освоенных земель становится г. Ростов.

Основные факторы, повлиявшие на становление богатого и могущественного княжества:

удаленность от степных кочевников на юге;

ландшафтные препятствия для легкого проникновения варягов с севера;

обладание верховьями водных артерий (Волга, Ока), через которые шли богатые новгородские купеческие караваны; хорошие возможности для экономического развития;

значительная эмиграция с юга (приток населения);

развитая еще с XI в. сеть городов (Ростов, Суздаль, Муром, Рязань, Ярославль и др.);

весьма энергичные и честолюбивые князья, возглавлявшие княжество.

Существовала прямая зависимость между географическими особенностями Северо- Восточной Руси и становлением сильной княжеской власти. Этот регион осваивался по инициативе князей. Земли рассматривались как собственность князя, а население, включая бояр, - в качестве его слуг. Вассально – дружинные отношения, характерные для периода Киевской Руси, сменились княжеско- подданическими. В результате в Северо- Восточной Руси сложилась вотчинная система власти. (схема 1)

Со становлением и развитием Владимиро – Суздальского княжества связаны имена Владимира Мономаха и его сына Юрия Долгорукого (1125-1157), отличавшегося стремлением расширить свою территорию и подчинить Киев (за это получил прозвище Долгорукий). Он захватил Киев и стал великим князем киевским; активно влиял на политику Новгорода Великого. Под влиянием ростово- суздальских князей попали Рязань и Муром. Юрий вел широкое строительство укрепленных городов на границах своего княжества. Под 1147 г. в летописи впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруковым. Здест 4 апреля 1147 г. состоялись переговоры Юрия с черниговским князем Святославом, привезшим Юрию в качестве подарка шкуру барса.

На долю сына и преемника Юрия – Андрея Боголюбского (1157-1174), прозванного так за значительную опору на церковь, выпало объединение русских земель и перенос центра всей русской политической жизни из богатого боярского Ростова сначала в небольшой городок, а затем застроенный с небывалой скоростью Владимир- на- Клязме. Были сооружены неприступные белокаменные ворота, возведен величественный Успенский собор. В загородной резиденции Боголюбово темной июльской ночью 1174 г. Андрей был убит в результате заговора бояр, во главе которого стояли бояре Кучковичи, бывшие владельцы Москвы.

Политику объединения всех русских земель под властью одного князя продолжил сводный брат Андрея – Всеволод Большое Гнездо (1176-1212), прозванный так за свое большое семейство. При нем произошло значительное укрепление Владимиро – Суздальского княжества, ставшего сильнейшим на Руси и одним из крупнейших феодальных государств в Европе, ядром будущего Московского государства.

Всеволод оказал влияние на политику Новгорода, получил богатый удел на Киевщине, почти полностью распоряжался Рязанским княжеством и т.д. завершив борьбу с боярами, окончательно установил в княжестве монархию. К этому времени опорой княжеской власти все больше становится дворянство. Его составляли служилые, военные, дворовые люди, прислуга, зависевшие от князя и получавшие от него земля во временное пользование, денежно- натуральную плату или право сбора княжеских доходов.

Экономический подъем Владимиро – Суздальского княжества некоторое время продолжался и при сыновьях Всеволода. Однако в начале XIII в. происходит его распад на уделы: Владимирский, Ярославский, Угличский, Переяславский, Юрьевский, Муромский. Княжества Северо- Восточной Руси в XIV-XV вв. стали основой формирования Московского государства.


4. Галицко – Волжское княжество

Галицкое и Волынское княжества образовались на юго- западе Руси. Они занимали северо- восточные склоны Карпат и территорию между Днестром и Прутом. (схема 2).

Особенности и условия развития:

плодородные земли для земледелия и обширные лесные массивы для промысловой деятельности;

значительные залежи каменной соли, которую вывозили в соседние страны;

удобное географическое положение (соседство с Венгрией, Польшей, Чехией), позволявшее вести активную внешнюю торговлю;

находившиеся в относительной безопасности от кочевников земли княжества;

наличие влиятельного местного боярства, которое вело борьбу за власть не только между собой, но и с князьями.

Галицкое княжество значительно усилилось в правление Ярослава Осмомысла (1153-1187). Его преемнику – волынскому князю Роману Мстиславовичу – в 1199 г. удалось объединить Волынское и Галицкое княжества. В начале XIII в., после гибели в 1205 г. Романа Мстиславовича, в княжестве вспыхнула междоусобная война с участием венгров и поляков. Сын Романа – Даниил Галицкий (1221-1264) сломил боярское сопротивление и в 1240 г., заняв Киев, сумел объединить юго- западную и Киевскую земли. Однако в том же году Галицко – Волынское княжество было разорено монголо- татарами, а спустя 100 лет эти земли оказались в составе Литвы (Волынь) и Польши (Галич).


5. Новгородская земля

Новгородская земля, занимавшая северо-западную территорию бывшего Древнерусского государства, одна из первых стала выходить из-под власти киевского князя. В конце XI- начале XII в. Здесь сложилось своеобразное политическое образование, которое в современной исторической литературе называется феодальной республикой. Сами новгородцы именовали свое государство красиво и торжественно – «Господин Великий Новгород». Новгородские владения простирались от Финского залива на западе до Уральских гор на востоке, от Ледовитого океана на севере до границ современной Тверской и Московской области на юг.

Новгородская земля развивалась по особому пути (схема 3):

находилась далеко от кочевников и не испытывала ужаса их набегов;

богатство заключалось в наличии громадного земельного фонда, попавшего в руки местного боярства, выросшего из местной родоплеменной знати;

своего хлеба в Новгороде не хватало, но промысловые занятия – охота, рыболовство, солеварение, производство железа, бортничество – получили значительное развитие и давали боярству не малые доходы;

возвышению Новгорода способствовало исключительно выгодное географическое положение: город находился на пересечении торговых путей, связывающих Западную Европу с Русью, а через нее – с Востоком и Византией;

как в Новгородской, так и позднее в Псковской земле (первоначально входившей в состав Новгорода) сложился социально- политический строй – боярская республика;

благоприятный фактор в судьбе Новгорода: он не подвергся сильному монголо-татарскому разграблению, хотя и платил дань. В борьбе за независимость Новгорода особенно прославился Александр Невский (1220-1263), который не только отбил натиск немецко – шведской агрессии (Невская битва, Ледовое побоище), но и проводил гибкую политику, делая уступки Золотой орде и организуя сопротивление наступлению католичества на западе;

Новгородская республика была близка к европейскому типу развития, аналогично городам- республикам Ганзейского союза, а также городам- республикам Италии (Венеция, Генуя, Флоренция)

Как правило, Новгородом владел тот из князей, кто держал киевский престол. Это позволяло старшему среди Рюриковичей князю контролировать великий путь и доминировать на Руси.

Используя недовольство новгородцев (восстание 1136 г.), боярство, обладавшее значительной экономической мощью, сумело окончательно победить князя в борьбе за власть. Новгород стал боярской республикой. Фактически власть принадлежала боярству, высшему духовенству и именитому купечеству.

Все высшие исполнительные органы – посадники (главы правительства), тысяцкие (главы городского ополчения и судьи по торговым делам), епископ (глава церкви, распорядитель казны, контролировал внешнюю политику Великого Новгорода) и др. – пополнялись из боярской знати. Вместе с тем высшие должностные лица были выборными. Так, к примеру, во второй половине XII в. новгородцы, как никто в русских землях, стали сами избирать себе духовного пастыря – владыку (архиепископа новгородского).

На этой земле раньше, чем в Европе, проявились реформаторские тенденции по отношению к церкви, предвосхищая европейскую реформацию, и даже атеистические настроения.

Своеобразным было положение князя. Он не обладал полной государственной властью, не наследовал новгородскую землю, а приглашался лишь для исполнения представительских и военных функций.

Любая попытка князя вмешаться во внутренние дела неизбежно заканчивалась его изгнанием (за 200 с небольшим лет князей побывало 58).

Права высшего органа власти принадлежали народному собранию – вече, обладавшему широкими полномочиями:

Рассмотрение важнейших вопросов внутренней и внешней политики;

Приглашение князя и заключение с ним договора;

Избрание важной для Новгорода торговой политики, избрание посадника, судьи по торговым делам и др.

Наряду с общегородским вече существовали «кончанские» (город делился на пять районов- концов, а вся новгородская земля на пять областей- пятин) и «уличанские» (объединявшие жителей улиц) вечевые сходы. Фактическими хозяевами на вече были 300 «золотых поясов» - крупнейшие бояре Новгорода. К XV в. они фактически узурпировали права народного вече.


6. Киевское княжество

Киевское княжество, подвергавшееся опасности со стороны кочевников, потеряло прежнее значение в связи с оттоком населения и падением роли пути «из варяг в греки»; однако все же оставалось крупной державой. По традиции князья еще соперничали за Киев, хотя влияние его на общерусскую жизнь ослабло. Накануне монгольского нашествия в нем утвердилась власть галицко- волынского князя Даниила Романовича. В 1299 г. русский митрополит переносит свою резиденцию во Владимир- на-Клязьме, как бы утверждая новое соотношение сил внутри Руси. Монгольское вторжение с востока, экспансия католической церкви с запада, изменения в мире (ослабление Византии и т.д.) во многом определили характер дальнейшего развития русских княжеств и земель – преемников Киевской державы.


7. Значение периода раздробленности в Руссой истории

У раздробленности, как у любого исторического явления, есть и положительные и отрицательные стороны. Сравним Киевскую Русь с древнерусскими княжествами в XII-XIII вв. Киевская Русь – это развитое Поднепровье и Новгород, окруженный слабонаселенными окраинами. В XII-XIII вв. пропасть между центрами и окраинами исчезает. Окраины превращаются в самостоятельные княжества, которые по уровню хозяйственного, социально- политического и культурного развития превосходят Киевскую Русь. Однако период раздробленности имеет и ряд отрицательных явлений:

1) происходил процесс дробления земель. За исключением Великого Новгорода, все княжества дробились на внутренние уделы, число которых век от века росло. Если к 1132 г. существовало около 15 обособившихся территорий, то в начале XIII в. Самостоятельных княжеств и уделов было уже 50, а в конце XIII в. – 250.

С одной стороны, сопротивление удельных князей и бояр сдерживало деспотическое стремление многих старших князей, желавших подчинить жизнь целых княжеств своим личным честолюбивым планам. Но с другой стороны, зачастую удельные князья, поддерживаемые удельным боярством, становились защитниками междоусобиц, пытались завладеть старшим столом. Местная аристократия готовила заговоры, поднимала мятежи;

2) велись бесконечные междоусобные войны. Противоречия между старшими и младшими князьями внутри одного княжества, между князьями самостоятельных княжеств часто разрешались путем войны. По подсчетам С.М.Соловьева, с 1055 по 1228 г. на Руси на 93 мирных года пришлось 80, в которые происходили усобицы.

Страшны были не битвы, а их последствия. Победители выжигали и грабили села и города, а самое главное – захватывали многочисленные полоны, обращали пленников в рабов, переселяли на свои земли. Так, внук Маномаха Изяслав Киевский в 1149 г. увел из Ростовской земли своего дяди Юрия Долгорукого 7 тыс. человек.

3) ослаблялся военный потенциал страны в целом. Несмотря на попытки созыва княжеских съездов, которые поддерживали определенный порядок в раздробленной Руси и смягчали междоусобицы, происходило ослабление военной мощи страны.

Западная Европа относительно безболезненно пережила подобное ввиду отсутствия сильной внешней агрессии. Для Руси в преддверии монголо- татарского нашествия падение обороноспособности оказалось роковым.


Заключение

На основе проделанной работы мы проанализировали причины и факторы раздробленности Древней Руси, увидели что повлекло к созданию образования новых государственных центров, провели обзор крупнейших из этих центров и рассмотрели значимость этого периода в истории России.

Данный период являлся важной предпосылкой для становления единого и целостного государства.

Феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества. Складывание в Древнерусском государстве крупного землевладения - вотчин - в условиях господства натурального хозяйства неизбежно делало их вполне самостоятельными производственными комплексами, экономические связи которых ограничивались ближайшей округой.

Процесс наступления феодальной раздробленности был объективно неизбежен. Он дал возможность более прочному утверждению на Руси развивающейся системы феодальных отношений. С этой точки зрения можно говорить об исторической прогрессивности этого этапа русской истории, в рамках развития экономики и культуры.


Литература

1. Кириллов В.В. История России: учеб. пособие для вузов – М.: Юрайт, 2007.

2. Куликов В.И. История государственного управления в России: учеб. для вузов – М.: Мастерство, 2001.

3. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие – М.: Проспект, 2007.

4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: учебник – М.: Проспект, 2001.

5. Полевой П.Н. История России – М.: АСТ Москва, 2006.

Описание работы

Период, который открывает следующую страницу нашей истории после Древнерусского государства, принято называть феодальной раздробленностью русских земель. В этот период русская политическая жизнь была рассредоточена и Киевская Русь, где когда-то кипела деятельность политическая, торговая и ремесленная, сохранила лишь памятники, говорящие о ее минувшем значении. Целью данной работы является выявление причины и следствия феодальной раздробленности на Руси.
Таким образом, феодальная раздробленность – закономерный этап развития Древней Руси. Децентрализация дала простор новым тенденциям: экономической самостоятельности областей, их подъему, развитию самосознания, культуры. Вместе с тем разрушение единого государства сделало Русь беззащитной перед грозным монгольским нашествием, что привело к тяжелым последствиям.

Введение»…………………………………………………………………2стр.
Глава I. «Причины феодальной раздробленности»……………………3стр.
Глава II. «Великие княжества»………………………………………….8стр.
Глава III. «Последствия политической раздробленности»………...15стр.
Заключение………………………………………………..…………….18стр.
Список литературы……………………………………………………..19стр.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ

Набережночелнинский институт (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Казанский (Приволжский) Федеральный университет».

Контрольная работа по истории на тему: «Проблема цивилизационного выбора в условиях раздробленности».

Выполнил:

студент группы 4132133

Гимранов Р.Р.

Проверил:

старший преподаватель

кафедры гуманитарных наук

Шпека И.И.

г. Набережные Челны

Введение»……………………………………………………… …………2стр.

Глава I. «Причины феодальной раздробленности»……………………3стр.

Глава II. «Великие княжества»…………………………………………. 8стр.

Глава III. «Последствия политической раздробленности»………...15стр.

Заключение……………………………………………….. …………….18стр.

Список литературы………………………………… …………………..19стр.

Введение.

Период, который открывает следующую страницу нашей истории после Древнерусского государства, принято называть феодальной раздробленностью русских земель. В этот период русская политическая жизнь была рассредоточена и Киевская Русь, где когда-то кипела деятельность политическая, торговая и ремесленная, сохранила лишь памятники, говорящие о ее минувшем значении. Целью данной работы является выявление причины и следствия феодальной раздробленности на Руси.

Таким образом, феодальная раздробленность – закономерный этап развития Древней Руси. Децентрализация дала простор новым тенденциям: экономической самостоятельности областей, их подъему, развитию самосознания, культуры. Вместе с тем разрушение единого государства сделало Русь беззащитной перед грозным монгольским нашествием, что привело к тяжелым последствиям.

В ХI – XIII вв. на Руси определились три основных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах: для Северо-Восточной и западной Руси – Владимиро-Суздальское княжество; для южной и юго-западной Руси – Галицко-Волынское княжество; для северо-западной Руси – Новгородская феодальная республика.

Глава I. Причины феодальной раздробленности.

Начиная со второй трети XII века, Древняя Русь вступила в сложный период своей политической истории - период феодальной раздробленности, который растянулся на несколько веков до XV в. и через который прошли все феодальные страны Европы и Азии. Старая Киевская Русь Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха прекратила существование под действием как внутренних, так и внешних обстоятельств. Но произошел не распад Древнерусского государства, а превращение его в своеобразную федерацию княжеств во главе с великим князем киевским, хотя власть его все время слабела и была скорее номинальной.

К середине XII в. Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева. Накануне ордынского нашествия на Русь (1237-1240 гг.) их было около 50, а в XIV в., когда уже начался процесс феодальной консолидации, число их приблизилось к 250. Это был политический результат дальнейшего развития феодализма, и одной из причин такого состояния государственности на Руси были постоянные княжеские разделы земель между Рюриковичами, их бесконечные междоусобные войны и новые переделы земель.

Однако не политические причины лежали в основе этого отделения. Если учесть, что процесс феодального раздробления некогда огромного государства характерен не только для Руси, а для всех стран Европы и Азии, то этот период следует рассматривать как закономерный этап в поступательном развитии феодального производства, обусловленный завершением генезиса феодальных отношений и вступлением феодализма в стадию зрелости. Этот период характеризуется развитием экономических и социально-политических институтов феодального землевладения и хозяйства, средневекового ремесла, феодального иммунитета и феодально-сословной иерархии, зависимости крестьян, основных элементов феодального государственного аппарата. Следовательно, причины перехода к феодальной раздробленности следует искать, прежде всего, в появлении и распространении феодального землевладения не только княжеского, но и частного, в возникновении боярских сел. Основой экономической мощи господствующего класса стала не дань, а эксплуатация феодально-зависимых крестьян внутри боярских вотчин. Этот процесс постепенного оседания дружины на землю заставлял князя быть менее подвижным стремиться укрепить свое собственное княжество, а не переходить на новый княжеский стол. Другими причинами перехода к феодальной раздробленности были рост городов и развитие отдельных земель, что делало их более независимыми от Киева. Вместо одного центра появилось несколько.

Феодальная раздробленность как новая форма государственно-политической организации, сменившая раннефеодальную Киевскую монархию, соответствовала развитому феодальному обществу как комплексу сравнительно небольших феодальных уделов, натурально-хозяйственная основа которых, обусловливала их экономическую самостоятельность и государственно-политический сепаратизм в рамках местных земельных союзов - государств-княжеств и феодальных республик. Эти государственные образования не случайно сложились преимущественно в рамках бывших племенных союзов, этническая и областная устойчивость которых поддерживалась природными рубежами и веками складывавшимися местными культурными традициями.

Суммируя причины феодальной раздробленности Киевской Руси, их можно было бы сформулировать следующим образом:

Расширение феодального землевладения;

Рост экономического могущества местных феодалов;

Слабость и нерегулярность торговых связей;

Политический сепаратизм местных князей;

Необходимость для феодалов оперативного подавления народных выступлений;

Ослабление роли Киева после набегов кочевников, рост и усиление других городов.

Феодальная раздробленность была естественным, новым, более высоким этапом в развитии феодального общества и государства, надежно защищавшего интересы господствующего класса феодалов, разделенного территориально и политически перегородками государств-княжеств. Вместе с тем утрата государственного единства Руси, сопровождавшаяся началом затяжных княжеских усобиц, ослабляла и разъединяла ее силы перед лицом возраставшей угрозы иноземной агрессии, и, прежде всего, степных кочевников.

Утверждение удельного порядка, отсутствие идеи единой русской земли, общего национального дела, земельное и политическое дробление, державное одичание и варваризация Древней Руси являются внутренними обстоятельствами политической трансформации Древнерусского государства.

Что касается внешних обстоятельств, то это колонизационный натиск на Русь буквально по всем сторонам горизонта. На юге половцы занимают Северное Причерноморье, Византия - часть Крыма; на западе венгры захватывают карпатскую Русь; Полоцкая земля оказывается вассалитетом Литвы; провал Крестовых походов намечает новую, северо-восточную линию экспансии европейского (немцы, датчане, шведы) рыцарства; Юго-Западная Русь (Украина) с середины XIV в. попадает под власть Польши и Литвы; Молдавия оккупируется монголами, затем венграми; с востока на Русь вторгаются монголы. Печальные следствия этого - утрата позиций Руси в зонах Причерноморья, Крыма, Северного Кавказа, Прибалтики, Галиции, Поволжья, Средней Азии.

Освобождение земель от киевской великокняжеской власти вследствие утверждения удельного порядка владения повлекло бесконечный непрерывный упадок Древней Руси. Значение центральной власти в России колоссально. И это хорошо иллюстрирует обстановка того периода: разрушение политического единства державы, феодализация, членение на уделы привнесли разобщение сил страны, распыление потенциала народа, потворствовали утверждению иноземного ига.

Вместе с тем политическая трансформация Древней Руси никогда не означала ее полного распада. Сохранились центростремительные силы, которые постоянно противостояли силам центробежным. На это обстоятельство исчерпывающе указывает тот факт, сто при всем дроблении на отдельные самостоятельные земли и недостатке политического средоточия, Русь того времени все-таки представляет важные и разнообразные условия, которые связывали ее части в одно целое и до некоторой степени налагали на них печать национального единства.

Степень единения Русской земли в период феодальной раздробленности была более или менее действенна для защиты Руси от соседних народов, но она оказалась далеко недостаточной, когда с Востока, из Азии, надвинулись новые полчища врагов. Ослабление, а затем и крушение единства снизило способность этноса эффективно противостоять внешней опасности. После трансформации Древнерусского государства в своеобразную федерацию княжеств, именуемую феодальной раздробленностью, для экономического и политического развития отдельных его частей большое значение имело местоположение княжества, уровень феодализации его хозяйственной жизни. Политические формы отечественной государственности в период удельного правления были многообразными - от сильной княжеской власти до республиканского строя. В конечном счете из 250 княжеств в русских землях в период феодальной раздробленности выделилось три политических центра:

1. Владимиро-Суздальское княжество;

2. Галицко-Волынское княжество;

3. Новгородская феодальная республика.

Глава II. Великие княжества.

Владимиро-Суздальское княжество.

Северо-восточная Русь - Владимиро-Суздальская или Ростово-Суздальская земля (как она называлась сначала) - располагалась в междуречье Оки и Волги. Здесь к началу XII в. сложилось крупное боярское землевладение. В Залесском крае имелись плодородные почвы, пригодные для земледелия. Участки плодородной земли получили название ополий (от слова "поле"). Один из городов княжества даже получил название Юрьев-Польской (т.е. находящийся в ополье).

Здесь росли старые и возникали новые города. У впадения Оки в Волгу в 1221 г. был основан Нижний Новгород - крупнейший опорный и торговый центр на востоке княжества. Дальнейшее развитие получили старые города: Ростов, Суздаль, Владимир, Ярославль. Строились и укреплялись новые города-крепости Дмитров, Юрьев-Польской, Звенигород, Переяславль-Залесский, Кострома, Москва, Галич-Костромской и др.

Территория Ростово-Суздальской земли была хорошо защищена от внешних вторжений естественными преградами - лесами, реками. Ее называли Залесским краем. Один из городов получил из-за этого название Переяславль-Залесский. Кроме того, на пути кочевников к Ростово-Суздальской Руси лежали земли других южнорусских княжеств, принимавших на себя первый удар. Экономическому подъему северо-востока Руси способствовал постоянный приток населения. В поисках защиты от нападения врагов и нормальных условий для ведения хозяйства население земель, подвергавшихся набегам кочевников, устремлялось во Владимиро-Суздальские ополья. Сюда шел колонизационный поток и с северо-запада в поисках новых промысловых земель.

Среди факторов, способствовавших подъему экономики и отделению Ростово-Суздальской земли от Киевской державы, следует назвать наличие выгодных торговых путей, проходивших по территории княжества. Важнейшим из них был Волжский торговый путь, связывавший северо-восточную Русь со странами Востока. Через верховье Волги и систему больших и малых рек можно было пройти к Новгороду и далее в страны Западной Европы.

В Ростово-Суздальской земле, столицей которой тогда был город Суздаль, княжил в то время шестой сын Владимира Мономаха - Юрий (1125-1157). За постоянное стремление расширить свою территорию и подчинить себе Киев он получил прозвище "Долгорукий".

Юрий Долгорукий, как и его предшественники, всю свою жизнь посвятил борьбе за киевский великокняжеский престол. Захватив Киев и став великим князем Киевским, Юрий Долгорукий не забывал о своих северо-восточных землях. Он активно влиял на политику Новгорода Великого. Под традиционное влияние ростово-суздальских князей попали Рязань и Муром. Юрий вел широкое строительство укрепленных городов на границах своего княжества. Под 1147 г. в летописи впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруким. Здесь 4 апреля 1147 г. состоялись переговоры Юрия с черниговским князем Святославом, привезшим Юрию в качестве подарка шкуру пардуса (барса).

Еще при жизни отца, сын Юрия - Андрей понял, что Киев утратил прежнюю роль. В темную ночь 1155 г. Андрей со своими приближенными бежал из Киева. Захватив "святыню Руси" - икону Владимирской богоматери, он поспешил в Ростово-Суздальскую землю, куда был приглашен местным боярством. Отец, пытавшийся образумить своего непокорного сына, вскоре умер. Андрей больше не вернулся в Киев.

В княжение Андрея (1157-1174) развернулась ожесточенная борьба с местным боярством. Андрей перенес столицу из богатого боярского Ростова в небольшой городок Владимир-на-Клязьме, который застроил с необычайной пышностью. Были сооружены неприступные белокаменные Золотые ворота, возведен величественный Успенский собор. В шести километрах от столицы княжества, на слиянии рек Нерли и Клязьмы, Андрей основал свою загородную резиденцию - Боголюбово. Здесь он проводил значительную часть времени, за что и получил прозвище Боголюбский. Здесь, в Боголюбском дворце, темной июльской ночью 1174 г. Андрей был убит в результате заговора бояр, во главе которого стояли бояре Кучковичи, бывшие владельцы Москвы.

Правители Владимиро-Суздальского княжества носили титул великих князей. Центр русской политической жизни переместился на северо-восток. В 1169 г. старший сын Андрея захватил Киев и подверг его жестокому разграблению. Андрей пытался подчинить Новгород и другие русские земли. В его политике находила отражение тенденция к объединению всех русских земель под властью одного князя.

В 988 г. при Владимире I в качестве госу­дарственной религии было принято христианство. Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина хри­стианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно право­славие?

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий полите­изм не соответствует политическим и духовным потребностям го­сударства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с кня­жеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распрост­ранения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу про­тивостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечи­вало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура “выбора вер”. Киев­ская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ис­лам, православной Византией и католическими государствами За­падной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.

Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в приня­тии православия. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные полити­ческие, экономические, культурные связи Киевской Руси с Визан­тией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответство­вало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной - и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной держа­вой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала доро­гу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных коче­вых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим север­ным соседом:

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь на род. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утвер­ждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из оп­ределяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Христианство создало широкую основу для объ­единения всех народов этого общества. Исчезла граница между ру­сом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вы­теснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом бы­ло введение единой письменности. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, лите­ратура, история и философия,

На основе христианизации происходит становление ново­го типа государственности в Киевской Руси, которая в значи­тельной мере приобретает византийскую форму. В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь бы­ла включена в европейский христианский мир, а значит и стала рав­ноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).

7. Древнерусские земли в период феодальной раздробленности. Великое Княжество Литовское (первая треть 12 – конец 15 вв.)