Политики в сфере охраны окружающей. Государственная политика в области охраны окружающей среды


Вернуться назад на

Необходимость бережного отношения к природе, ее защиты понимали еще философы древности. Например, древнегреческий философ-материалист Эпикур еще в V в. до н.э. пришел к выводу: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей…», который не утратил своей актуальности и в настоящее время.

Существовала и другая концепция подхода к природе, дающая право беспредельного господства над ней. Некоторые современные исследователи считают основоположником такого подхода Ф. Энгельса, который считал, что в отличие от животного, только пользующегося внешней природой, «человек… заставляет ее служить своим целям, господствует над ней». Может быть, в развитие этого тезиса родился в 1950-х годах широко известный в нашей стране мичуринско-лысинковский лозунг, оправдывающий насилие над окружающей средой: «Нам нельзя ждать милости от природы, взять их у нее - наша задача». Вместе с тем мысль о господстве над природой Ф.Энгельсом разъясняется так: «… все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять». В этом заключается большая научная ценность теории и гуманизм Ф.Энгельса как мыслителя.

В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни. ООН в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы.

1. Государствам следует внести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в области охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться.
2. Государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

Из общих принципов правового подхода к охране природы следует, что все государства должны иметь жесткое и одновременно разумное природоохранное законодательство, однако до сих пор у многих членов ООН такого законодательства нет. Например, в России до сих пор нет закона о возмещении вреда, причиненного здоровью людей неблагоприятными воздействиями окружающей среды, связанными с хозяйственной или другой деятельностью, а также других необходимых актов. Академик Н.Моисеев в обобщенной форме сложившуюся ситуацию обрисовал так: «Дальнейшее развитие цивилизации возможно только в условиях согласования стратегии природы и стратегии человека».

В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального использования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множеством организаций. Так, в 1970-80-е годы в бывшем СССР управлением и охраной окружающей природной среды занималось 18 различных министерств и ведомств.

Такие природные объекты, как вода и воздух, находились в ведении нескольких ведомств одновременно. При этом, как правило, функции контроля за состоянием природной среды совмещались с функциями эксплуатации и использования природных объектов. Получалось, что министерство или ведомство от имени государства контролировало само себя. Общий координационный орган, который бы объединял природоохранную деятельность, отсутствовал. Понятно, что такая система управления и контроля порождала преступное отношение к природе, прежде всего, со стороны самих министерств и ведомств, а также подчиненных им крупных предприятий, которые являлись основными загрязнителями и разрушителями природной среды.

Историки полагают, что природоохранное право впервые появилось в ХIII в. Это был эдикт короля Эдуарда, запрещающий использовать каменный уголь для отопления жилищ в Лондоне. В России этому праву положили начало указы Петра I по охране лесов, животного мира и др. Все это были попытки комплексного подхода к защите природной среды.

Такая же попытка была осуществлена сразу же после октября путем издания декретов «О земле», «О лесах», «О недрах земли» и кодексов - Земельного, Лесного. Однако и в них принцип господства над природой, приоритет «производственной необходимости» доминировали над проблемами охраны окружающей среды.

Отчасти это объяснялось требованиями выживания страны, необходимостью ее интенсивного развития, но такой подход не обеспечивал эффективной природоохранной деятельности и вел к деградации природы. При этом, говоря словами академика А. Яблокова, «любые, самые замечательные законодательные акты не могут быть реализованы без поддержки народа. А народ еще недавно ориентировали на то, чтобы взять у природы все возможное, и побыстрее». До сих пор такой подход довольно часто остается доминирующим.

В результате перестройки организации охраны природы еще в бывшем СССР и его республиках были созданы государственные комитеты охраны природы. Они должны были стать координаторами всей природоохранной деятельности, единым центром комплексного управления природопользования взамен многочисленных ведомственных структур. Однако, до конца решить эту задачу так и не удалось.

Недостаточно устранить примат производства над экологией, а также нарушение экологических требований в процессе хозяйствования. Необходимо повышение экологической культуры общества, в том числе правовой, на базе знания естественно-научных законов и экологических правовых нормативных актов.

Российский Комитет по охране природы был упразднен, а вместо него было организовано Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. В его состав вошли преобразованные в комитеты природоохранные службы Гидромет, лесного хозяйства, водных ресурсов, охраны и использования недр, рыболовства. На базе шести реорганизованных министерств и ведомств был создан природоресурсный блок, соединяющий в едином центре всю службу охраны окружающей природной седы. Однако и этот блок оказался неуправляемым, и годичная практика его функционирования показала, что он был не способен решать поставленные задачи.

Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться в деятельности как государственных специальных органов, так и всего общества. Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны.

Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Эти вопросы экологического права, регулирующего отношения между природой и обществом.

Необходимость бережного отношения к природе, ее защиты понимали еще в древние времена. Например, древнегреческий философ Эпикур еще в IV в. до н.э. пришел к выводу: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей...» - который не утратил своей актуальности и в настоящее время.

Существовала и другая концепция подхода к природе - дающая право беспредельного господства над ней. Некоторые современные исследователи называют основоположником такого подхода Фридриха Энгельса, который считал, что в отличие от животного, только пользующегося внешней природой, «...человек... заставляет ее служить своим целям, господству над ней». Может быть, именно в развитие этого тезиса родился в 1950-х гг. широко известный в нашей стране мичуринско-лысенковский лозунг, оправдывающий насилие над окружающей средой: «Нам нельзя ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача». Вместе с тем мысль о господстве над природой Энгельсом разъясняется так: «...все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять». В этом заключается большая научная ценность теории и гуманизм Ф. Энгельса как мыслителя.

В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни. Организация Объединенных Наций (ООН) в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы.

Государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в областях охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться.

Государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсаций тем, кто пострадал от этого.

Из общих принципов правового подхода к охране природы следует, что все государства должны иметь жесткое и одновременно разумное природоохранное законодательство, однако до сих пор у многих членов ООН такого законодательства нет. Например, в России до сих пор нет закона о возмещении вреда, причиненного здоровью людей неблагоприятными воздействиями окружающей среды, связанными с хозяйственной или другой деятельностью. Академик Н. Моисеев в обобщенной форме сложившуюся ситуацию обрисовал так: «Дальнейшее развитие цивилизации возможно только в условиях согласования стратегии природы и стратегии человека.


В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального использования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множеством организаций. Так, в 1970-е гг. в бывшем СССР управлением и охраной окружающей природной среды занималось 18 различных министерств и ведомств.

Такие природные объекты, как вода и воздух, находились в ведении нескольких ведомств одновременно. При этом, как правило, функции контроля за состоянием природной среды совмещались с функциями эксплуатации и использования природных объектов. Получалось, что министерство или ведомство от имени государства контролировало само себя. Общий координационный орган, который бы объединял природоохранную деятельность, отсутствовал.

Если заглянуть в историю, то природоохранное право впервые появилось в XIII в. Это был эдикт короля Эдуарда, запрещающий использовать каменный уголь для отопления жилищ в Лондоне. В России этому праву положили начало указы Петра I по охране лесов, животного мира и др. Все это были попытки комплексного подхода к защите окружающей среды. Такая же попытка была осуществлена сразу после октября 1917 г. путем издания декретов - «О земле» (1917), «О лесах» (1918); «О недрах Земли» (1920) и кодексов - Земельного (1922), Лесного (1923). Однако и в них принцип «господства» над природой, приоритет «производственной необходимости» доминировали над проблемами окружающей среды.

Отчасти это объяснялось требованиями выживания страны, необходимостью ее интенсивного развития, но такой подход не обеспечивал эффективной природоохранной деятельности и вел к деградации природы. При этом, говоря словами академика Яблокова, «...любые, самые замечательные законодательные акты не могут быть реализованы без поддержки народа. А народ еще недавно ориентировали на то, чтобы взять у природы все возможное и побыстрее». До сих пор такой подход довольно часто остается доминирующим.

Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества. Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны.

Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Это вопросы экологического права, регулирующего отношения между природой и обществом.

В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни. Организация Объединенных Наций (ООН) в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы:

1. Государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в этой области.

2. Государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

Академик Н. Моисеев в обобщенной форме обрисовал сложившуюся ситуацию так: "Дальнейшее развитие цивилизации возможно только в условиях согласования стратегии природы и стратегии человека".

В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Так, в 70-80-е гг. прошлого века в СССР управлением и охраной окружающей природной среды занималось 18 различных министерств и ведомств. Такие природные объекты, как вода и воздух, находились в ведении нескольких ведомств одновременно. При этом, как правило, функции контроля за состоянием природной среды совмещались с функциями эксплуатации и использования природных объектов. Получалось, что министерство или ведомство от имени государства контролировало самого себя. Общий координационный орган, который объединял бы природоохранную деятельность, отсутствовал. Понятно, что такая система управления и контроля порождала преступное отношение к природе прежде всего со стороны самих министерств и ведомств, а также подчиненных им крупных предприятий, которые явились основными загрязнителями и разрушителями природной среды.


Историки полагают, что природоохранное право впервые появилось в XIII в. Это был эдикт короля Эдуарда, запрещавший использовать каменный уголь для отопления жилищ в Лондоне. Однако в России еще во времена Ярослава Мудрого в первом законодательном сборнике "Русская Правда" (XI в.) предусматривалось наказание за порчу охотничьих угодий и воровство ловчих птиц. В дальнейшем такие законы получили свое развитие в "Уложении царя Алексея Михайловича" (1649 г.). В них за правонарушение по отношению к природе полагалось "бить батоги нещадно...". Основу экологического права в России составили указы Петра I по охране лесов, животного мира и др. Это была попытка комплексного подхода к защите природной среды. Такая же попытка была осуществлена сразу же после октября 1917 г. путем принятия декретов "О земле" (1917 г.), "О лесах" (1918 г.), "О недрах Земли" (1920 г.) и кодексов - Земельного (1922 г.), Лесного (1923 г.). Однако и в них принцип "господства" над природой, приоритет "производственной необходимости" доминировали над проблемами охраны окружающей среды.

Отчасти это объяснялось требованиями выживания страны, необходимостью ее интенсивного развития, но такой подход не обеспечивал эффективной природоохранной деятельности и вел к деградации природы. При этом, говоря словами академика А. Яблокова, "...любые, самые замечательные законодательные акты не могут быть реализованы без поддержки народа. А народ еще недавно ориентировали на то, чтобы взять у природы все возможное, и побыстрее". До сих пор такой подход довольно часто остается доминирующим.

Недостаточно устранить примат производства над экологией, а также нарушение экологических требований в процессе хозяйствования. Необходимо повышение экологической культуры общества, в том числе правовой, на базе знания естественно-научных законов и экологических правовых нормативных актов.

Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества. Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны.

Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Это вопросы экологического права, регулирующего отношения между природой и обществом.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение, закреплённое ст.7 Конституции РФ, свидетельствует о том, что обеспечение права человека на достойную жизнь - одна из важнейших и основополагающих задач государственной политики. Жизнь и здоровье человека признаётся величайшей ценностью, поэтому необходимо обеспечить защиту данного права всеми способами и средствами государственного воздействия. Защита жизни и здоровья человека невозможна без создания и обеспечения благоприятной среды обитания, под которой в первую очередь следует понимать окружающую человека среду. Таким образом, обеспечение благоприятной окружающей среды как основы жизни и здоровья человека, является одним из важнейших направлений государственной политики России.

Существование экологической политики (политики в области охраны окружающей среды) как самостоятельного направления политики государственной весьма характерно для большинства экономически и промышленно развитых государств, где достаточно высокий уровень социального и национального самосознания значительным образом сдерживает негативные техногенные воздействия на окружающую среду с помощью идеологических механизмов - экологического воспитания и образования, развития экологических движений и т.д. Через данные механизмы экологические идеи находят своё выражение в государственной политике, воплощаясь в последующем в законодательстве.

Российская экологическая политика - явление молодое и требующее тщательной проработки. Экологическая политика России реализуется через систему органов государственной власти, осуществляющих управление в области охраны окружающей среды и природопользования. Именно поэтому одним из основных направлений экологической политики было и остаётся совершенствование государственного управления в данной сфере государственного регулирования.

Чтобы создать систему государственного управления и обеспечить её нормативно-правовыми механизмами, сначала следует договориться о главном, об идеологии наших отношений с природой. Этот «договор» между обществом и природой закрепляется в документе, который определяет государственную экологическую политику. Под государственной экологической политикой понимается совокупность природоохранных целей, задач и приоритетов, существующих на государственном уровне. На основании утверждённой высшим органом власти экологической политики разрабатывается законодательство, с помощью которого и реализуются намеченные цели. Пономарёв М.В. Экологическая политика России и административная реформа// Законодательство и экономика.- 2008. -№4.- С.83.

Начиная с 90-х годов XX века роль главного документа по государственной экологической политике выполняли:

Государственная программа охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на 1991-1995 гг. и на перспективу до 2005 г. Программа была разработана в Госкомприроды СССР с участием ГКНТ СССР, АН СССР, Минздрава СССР, Советов Министров союзных республик, но в связи с распадом СССР не имела никакого продолжения);

Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (утверждены Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г. №236);

В 1996 г. под влиянием основных деклараций международного форума «Рио-92» в качестве национальной экологической политики была разработана и утверждена Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Следует отметить, что из всех существующих ранее государственных стратегий в области рационального использования и охраны природных ресурсов этот документ отличался прогрессивной экологической идеологией.

Главной задачей перехода к устойчивому развитию ставилась задача «сбалансированного решения проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала», а в перечне конкретных задач определены две главные:

1. Добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счёт экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;

2. Ввести хозяйственную деятельность в пределы ёмкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.

В этой концепции значительное место было отведено региональным программам перехода к устойчивому развитию, реконструкции региональной промышленности с учётом хозяйственной ёмкости территории. В действительности концепция не была применена на практике.

Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1998-2000 гг.;

Экологическая доктрина Российской Федерации Правительство Российской Федерации своим распоряжением от 31 августа 2002 г. №1225-р одобрило экологическую доктрину, разработанную Министерством природных ресурсов с участием органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных экологических организаций, деловых и научных кругов в рамках разработки целостной программы экологической безопасности России.

Экологическая доктрина - совокупность экологических принципов, экологическая система, принятая обществом для реализации целей и задач устойчивого социального развития при сохранении воспроизводства качества окружающей среды, биоразнообразия, генофонда и природных ресурсов ныне живущему сообществу и будущим поколениям.

Принятие экологической доктрины вызвано необходимостью формирования единой экологической политики в области экологии, направленной на охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, сохранение оставшихся нетронутыми экосистем и восстановление утраченных свойств экосистем в пределах зон экологической напряжённости и экологического бедствия.

Важнейшей составляющей экологической доктрины является подтверждение факта, что Российская Федерация играет одну из определяющих ролей в мировом сообществе в сохранении и воспроизводстве качества окружающей среды. Это и сохранность почти 18% мировых высокоширотных лесных ресурсов. Это сохранение на значительной территории лесных биомов и биотического разнообразия.

Являясь носителем значительного экономического, интеллектуального, ресурсного и средообразующего потенциала, Россия участвует в решении не только региональных, но и глобальных экологических проблем. Поэтому без учёта экологического фактора мир не сможет выстроить современную систему экологизации. Экологическая доктрина определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в РФ единой государственной политики в области экологизации духа, сознания, образования, культуры, социально-экономического развития включая экологизацию производства.

При этом приоритетным направлением государственной доктрины является сохранение естественной (природной) и улучшение качества окружающей среды.

Экологическая доктрина базируется на Конституции РФ, Федеральных законах и других нормативно- правовых актах, международных соглашениях и договорах в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов.

В качестве приоритетных направлений экологической доктрины РФ определены - обеспечение безопасного функционирования потенциально опасных видов деятельности, предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций в условиях из прогнозирования. Это прежде всего реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате естественного и техногенного воздействия на окружающую среду, на основе обеспечения радиационной, химической безопасности. Снижение экологического риска при строительстве, эксплуатации, ликвидации опасных производств, энергетических объектов, обеспечение экологической безопасности при разоружении. Важнейшим в достижении экологической безопасности является улучшение качества и продолжительности жизни, здоровья населения на основе снижения неблагоприятного воздействия неблагоприятных экологических факторов. На основе снижения экологических рисков (обеспечение населения необходимым качеством атмосферного воздуха, воды, продуктов питания, экологически безопасным жильём, одеждой, бытовой техникой и химией и т.д.) постоянного переселения из зон экологического бедствия, техногенных и природных катастроф, не поддающихся реабилитации.

Недостатки разработанности экологической доктрины в будущем должны быть устранены новой парадигмой природопользования, опирающейся не столько на рациональность, сколько на сбалансированность природопользования с переходом в новый этап ноосферного развития - адаптированного природопользования. Игнатов В.Г., Кокин А.В., Кокин В.Н.Экологическое право. Учебник для вузов. -М.: ИКЦ «Март»,2007. - С.353.

Реализация государственной экологической политики базируется на развитии государственного управления охраной окружающей среды и природопользования через различные формы освоения природных ресурсов и на основе разграничения полномочий, ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления в части использования природных ресурсов и контроля за состоянием окружающей среды.

Для этого необходим единый учёт и нормирование природопользования, усиление роли общественной и государственной экологической экспертизы в оценке воздействия на окружающую среду при разработке и реализации социальных программ федерального и регионального масштабов.

Ведущее значение приобретает устранение противоречий в нормативном правовом обеспечении и правоприменении в области разработки, использования природных ресурсов и природоохранных мероприятий, особенно при проведении конкурсов, тендеров, аукционов на право реализации проектов. Необходимо развивать государственную стандартизацию в области охраны окружающей среды, закрепление в нормировании производств, международных экостандартов, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на среду обитания.

Требуется совершенствование судебных механизмов, активизации прокурорского надзора в области охраны окружающей среды, а также оптимизация методик расчёта и практики компенсаций ущерба в результате экологических правонарушений; пресечение незаконной деятельности в области природопользования. Особое значение придаётся экономическим и финансовым механизмам рационального и не истощительного природопользования, снижение нагрузки на окружающую среду, её охраны путём привлечения бюджетных и внебюджетных средств.

Государственная политика в области экологии не может быть реализована без информационного обеспечения через развитие единой государственной системы экомониторинга, единой метрологии для сопоставления данных о состоянии окружающей природной среды.

Основные направления научного обеспечения в области экологии и природопользования опираются на разработку теоретических и технологических аспектов перехода России к устойчивому развитию фундаментальных исследований в области глобальных экологических проблем, разработку экологически эффективных и ресурсосберегающих технологий, а также на решение проблем воспроизводства природных ресурсов, качества среды обитания, сохранении биоразнообразия.

Особое внимание уделяется разработкам методологии эколого-экономической оценки стоимости природных объектов с учётом их средообразующей функции оценки экологических рисков.

Экологическая политика Российской Федерации - это система новых и действующих принципов и правил регулирования в сфере экологических правоотношений. Основы экологической политики России закреплены в Конституции Российской Федерации; Федеральном законе «Об охране окружающей среды», указах Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (от 4 февраля 1994 г.

№ 236), «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (от 1 апреля 1996 г. № 440) и Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации (от 31 августа 2002 г. № 1225-р).

Цели государственной экологической политики включают:

1) обеспечение стабильности и поддержание устойчивого равновесного состояния экологических систем;

2) формирование экологически ориентированной экономики, характеризующейся минимальным негативным воздействием на окружающую среду, малой ресурсоемкостью и высокой энергоэффективностью;

3) создание благоприятной экологической обстановки как фактора улучшения среды обитания человека.

Достижение этих целей должно обеспечиваться через формирование системы природоохранного регулирования, основанной на:

1) законодательном закреплении режимов экологической защиты территорий с установлением дифференцированных требований к природопользованию и экономической деятельности, ориентированных на поддержание комфортной среды проживания населения, сохранение и воспроизводство животного и растительного мира и их генетического фонда;

2) нормировании воздействия на окружающую среду, основанном на технологических требованиях к производству продукции и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и установлении современных экологических требований к технологиям, включая поэтапное введение норм экологической безопасности для мобильных источников Евро-3 и Евро-4;

3) переходе от практики установления индивидуальных разрешений к декларированию соблюдения природоохранных требований и внедрению механизма экологической оценки последствий хозяйственной деятельности;

4) создании эффективной системы экономических санкций за несоблюдение установленных требований;

5) оказании государственной поддержки проектам, направленным на оздоровление окружающей среды;

6) совершенствовании механизмов, стимулирующих снижение ресурсоемкости и повышение энергоэффективности хозяйственной деятельности, использование возобновляемых и вторичных ресурсов;

7) создании условий для сохранения природных территорий через оптимизацию размещения новых производств в регионах интенсивного развития.

Важнейшими задачами государственной экологической политики являются:

– эффективное противодействие угрозам ухудшения экологической ситуации, связанным с ростом отходов производства;

– реализация мер, направленных на реабилитацию территорий, находящихся в кризисном экологическом состоянии, включая оказание государственной поддержки проведению работ по сокращению накопленного экологического ущерба;

– создание экономических инструментов и механизмов устранения причиненного окружающей среде вреда и компенсации ущерба.

В истории формирования государственной экологической политики в РФ выделяется два периода. Первый – с начала 90-х годов прошлого столетия до начала двухтысячных годов. В эти годы Россия «шла» за мировым сообществом, которое в июне 1992 года на Конференции ООН по окружающей среде и развитию заявило о переходе к такому цивилизационному развитию, которое бы не разрушало своей природной основы, гарантируя человечеству возможность выживания и дальнейшего непрекращающегося, т.е. управляемого и устойчивого развития. В рамках рекомендаций Конференции и руководствуясь ими, было принято несколько документов, в частности, Указ Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. № 236, которым одобрены «Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Основные положения предусматривали решение текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов и реализацию закрепленного в Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого развития.

Следующим важным документом, в котором обозначался основной замысел стратегии устойчивого развития, стала Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440. Концепция прямо указывала на преемственность России по отношению к принципам и подходам к устойчивому развитию, сформулированным Конференцией ООН по окружающей среде и развитию. Стратегия была подготовлена, но не принята из-за противодействия ведомств экономического и финансового блока. Очевидно, это не единственная причина. В те годы Россия не только экономически не была готова к реализации идеи устойчивого развития. Экологическая ситуация в стране была крайне напряженной, а ряд промышленных районов находился на грани экологической катастрофы. Тяжелое экологическое наследие оставила однобокая ориентация на приоритет экономических интересов перед экологическими. Для реализации Концепции нужна была реорганизация системы управления природоохранной деятельностью, чего не произошло.

Конкретные механизмы реализации идей устойчивого развития были предложены в планах действий Правительства РФ в области охраны окружающей среды, утвержденные постановлениями Правительства РФ от 18 мая 1994 г. № 496, (План действий на 1994-1995 годы), и от 19 февраля 1996 г., где речь идет о Плане действий на 1996-1997 годы. Планы содержали перечень законодательных и других нормативных актов, целевых и научно-технических программ, организационно-экономических мероприятий, направленных на обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных отношений. За этот период было разработано, принято и введено в действие более 30 федеральных законов, принято свыше 40 правительственных постановлений и распоряжений; принята и реализована федеральная целевая программа государственной поддержки заповедников и национальных парков (создано 19 государственных природных заповедников, 10 национальных парков, расширены территории 8 действующих заповедников); принято более 15 федеральных целевых программ и более 20 программ по решению региональных экологических проблем.

В 1999 г. был принят «Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 годы», включающий необходимость выполнения 76 мероприятий экологической направленности, в том числе, разработки 8 законопроектов, 39 федеральных целевых программ и 27 нормативных актов. Цели реализации плана - оздоровление экологической обстановки, сохранение жизнеобеспечивающих функций биосферы, эффективное участие России в международной природоохранной деятельности. Однако Национальный план не получил необходимой юридической силы, но приказом Госкомэкологии России от 31.12.98 № 786 были утверждены включенные в него мероприятия.

В 2002 году распоряжением Правительства РФ была принята Экологическая доктрина Российской Федерации от 31.08.02 № 1225-р. В документе отмечается, что для повышения качества жизни и улучшение здоровья населения, обеспечение экологической безопасности страны необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику. Провозглашенный Доктриной принцип устойчивого развития означал баланс экономических, социальных и экологических составляющих развития. В Доктрине были определены базовые основы экологической политики, сформулированы задачи, принципы, основные направления государственной политики с позиций устойчивого развития, а также названы пути и средства ее реализации. Задачи обеспечения устойчивого природопользования заключались в рациональном использовании природных ресурсов, снижении загрязнения окружающей среды, сохранении и восстановлении ландшафтного и биологического разнообразия и др.

Собственно, принятием Доктрины завершился первый период становления экологической политики России. В общем виде его можно охарактеризовать, как период начала реорганизации системы управления охраной окружающей среды, основная задача которой сводилась к тому, чтобы заставить промышленное производство внести корректировки в структуру собственной природоохранной деятельности и перейти к экологически сбалансированному развитию. В эти годы формировалось современное природоохранное законодательство, создавались институты управления, вводились рыночные инструменты экологического регулирования в виде установления платы за негативное воздействие на окружающую среду, лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов, проведения экономической оценки природных объектов и др., формирования системы экологических фондов. Большие надежды на решение экологических проблем были связаны именно с модернизацией национальной экологической политики. Потребность в эффективной экологической политике совпала с периодом активного экономического роста начала 2000 годов и сопутствующего ему роста антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Второй период попыток оформить национальную экологическую политику начинается с принятия Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11. 2008 г. №1662-р) и Основ государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года (утверждена Президентом РФ 30.04. 2012 г.). В Основах стратегической целью государственной экологической политики провозглашался курс на «экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности». В этот период приняты такие стратегические документы, как Климатическая доктрина РФ (утверждена распоряжением Президента РФ от 17.12.2009 г. №861-рп), Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.09.2010 г. №1458-р), Стратегия развития деятельности РФ в Антарктике на период до 2020 года и на более отдалённую перспективу (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.10.2010 г. №1926-р), Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22.12. 2011 г. № 2322-р), Стратегия развития морской деятельности РФ до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2010 г. №2205-р).

Завершающим документом периода стало принятие Государственной программы РФ «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы (Распоряжение Правительства РФ №2552-р от 27.12.2012 г.) и плана по ее реализации (Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2013 N 1720-р). В основу реализации государственной экологической политики заложены следующие принципы, такие как:

1) обеспечение соответствия деятельности субъектов экономики законодательным и другим нормативным требованиям в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды;

2) обеспечение приоритета действий, направленных на недопущение опасных экологических воздействий на человека и окружающую среду;

3) открытость и доступность экологической информации, обеспечение доступа граждан и заинтересованных сторон к экологической информации;

4) приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;

5) справедливое и прозрачное распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;

6) экономическое стимулирование деятельности по достижению экологических показателей;

7) предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдаленных экологических последствий и др.

Основы и принципы деятельности государства и создания условий для повышения экологической эффективности и обеспечения «зеленого роста» экономики, включают такие как:

1) технологическая модернизация, ведущая к уменьшению загрязнения окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

2) развитие рыночных механизмов охраны окружающей среды, усиление роли экологических (зеленых) стимулов и налогов;

3) государственная поддержка внедрения ресурсосберегающих, экологически чистых технологий, наилучших доступных технологий (далее НДТ), применения современных международных экологических стандартов;

4) переход на современные индикаторы экономического и социального развития, использование принципов устойчивого развития;

5) учет абсолютных и удельных показателей эффективности использования природных ресурсов, энергии, объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов при планировании экономической деятельности, оценке эффективности экономики в целом и по отраслям;

6) ограничение ввоза в Российскую Федерацию экологически грязных техники (оборудования), технологий;

7) поддержка развития рыночно-ориентированных добровольных механизмов и обязательств по обеспечению экологической устойчивости природопользования и экологической ответственности товаров и услуг;

8) усиление наказаний за нарушение природоохранного законодательства;

9) ликвидация накопленного ущерба (включая свалки, закрытые полигоны и скотомогильники, загрязненные городские территории).

В целях установления экологического баланса между использованием природных ресурсов в условиях модернизации экономики и возможностями самовосстановления и саморегуляции биосферы для основных отраслей экономики государственная политика устанавливает абсолютные и удельные целевые показатели эффективности использования природных ресурсов и воздействия на природную среду. Важнейшим условием и принципом реализации государственной экологической политики является участие граждан и заинтересованных сторон в принятии решений.