Рик реннер - драгоценные истины из греческого языка. Божественное утешение для обеспокоенных людей

"Все заботы ваши возложите на Него,
ибо Он печётся о вас." -1 Петра 5:7

Несколько лет назад мы построили в Риге огромное здание церкви. Строительство доставляло мне много беспокойств и волнений. Порой меня охватывала тревога. Заботы и переживания меня снедали. В то время никто не давал кредитов на строительство церковных зданий. Всё, что нам оставалось, - это верить, что у нас будет необходимая сумма на все строительные работы. Потом местные власти установили последний срок, в который строительство должно быть полностью завершено, в противном случае мы могли потерять всё, что уже вложили в это здание. Меня не покидало беспокойство о том, что нам может не хватить денег вовремя закончить проект. Мысли о том, что мы рискуем потерять здание, если не уложимся в указанный срок, меня терзали. По ночам, лёжа в постели, я прокручивал эти гнетущие мысли. Часто я не мог заснуть, потому что после тяжёлого напряжённого дня меня тошнило, болел живот, голова кружилась от постоянных страхов, сомнений и забот, а сердце разрывалось от беспокойства. Я был на грани паники. Моя жена уговаривала меня перестать беспокоиться и доверить эту нужду Богу. В ответ я возмущался, что она не переживает вместе со мной. И однажды ночью моему терпению пришёл конец. Я оделся, прошёл в кабинет, открыл Библию и прочитал: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас» (1 Петра 5:7). За всю свою жизнь я читал этот стих тысячи раз, но в ту ночь он привлёк моё внимание как-то по-особенному. Я читал и перечитывал его. Потом стал изучать этот стих на греческом языке. И то, что я понял тогда, перевернуло мою жизнь, освободило от беспокойства, тревог, волнений и страха.
Вот что я обнаружил. Греческое слово epiripto - «возлагать», составное: epi переводится на, поверх, слово ripto - швырять, бросать, метать, причём бросать с силой, со всего маху. В Новом Завете это слово встречается ещё раз: «И привели его к Иисусу, и, накинув (epiripto) одежды свои на ослёнка, посадили на него Иисуса» (Луки 19:35). Этот стих точно передаёт смысл слова epiripto, которое в литературе часто употреблялось в значении набрасывать одежду, сбрасывать рюкзак, тяжёлый груз с плеч и закидывать его на спину животному, например, ослу, верблюду или лошади.
Мы не должны нести бремя беспокойств, тревог, переживаний. Для нас это слишком тяжёлый груз, и в конце концов мы можем сломаться. Более того, врачи считают стресс причиной большинства болезней. Человек физически не способен долго находиться в стрессовой ситуации, в состоянии беспокойства и тревоги. У него происходит нервный срыв. Если уже долгое время вы болеете или находитесь в депрессии, то, скорее всего, это последствия стресса. Но Иисус говорит вам: «Твои плечи не такие уж сильные, чтобы ты мог нести на них весь этот груз. В конце концов ты рухнешь под его тяжестью, поэтому позволь Мне понести твою ношу. Сбрось её с себя и закинь на Мои плечи. Давай этот тяжёлый груз понесу Я». Возложите своё бремя на Господа и позвольте Ему понести этот груз.
«А какие именно проблемы и заботы нужно возлагать на Господа?» - спросите вы. Апостол Пётр говорит: «Все заботы ваши возложите на Него». Греческое слово merimna - «забота», ещё переводится беспокойство, тревога, переживание, огорчение. То есть заботы - это всё, что вызывает печаль, создаёт трудности, сложные ситуации, проблемы, например, с финансами, в семье, с работой…
Всё то, что заставляет вас беспокоиться, переживать, волноваться, возложите на плечи Иисуса Христа. Вы можете поговорить с Господом обо всём, что вас мучает, поскольку «Он печётся о вас». Греческое слово melei - «печётся», также означает заботиться, опекать, интересоваться, осведомляться, замечать, обращать пристальное внимание даже на мелочи. Павел употребил именно это слово, чтобы доказать нам, что Иисус на самом деле заботится о нас и Ему не всё равно, что нас терзает. Он проявляет пристальный интерес даже к чему-то незначительному в нашей жизни и готов окружить нас заботой. Никогда не думайте, что Господь считает ваши проблемы слишком незначительными и не стоящими Его внимания. Иисус интересуется всем, что вас касается.
Значения греческих слов привносят в 1-е послание Петра 5:7 такой смысл:
«Сбросьте с себя тяжкое бремя, трудности, сложности, которые появились в результате каких-либо обстоятельств, - и отдайте эти тревоги и заботы Господу. Позвольте Ему понести вашу ношу. Он интересуется всем, что происходит в вашей жизни, и печётся о вашем благополучии».
Прочитав значение греческих слов и осознав, насколько усердно Иисус заботится обо мне и том, что беспокоит меня, я понял, что несу ношу, которую нести не должен. Иисус всё это время находился рядом со мной, всем сердцем желая помочь мне и предлагая переложить этот груз на Его плечи. Я так и сделал. Отдав Господу заботу о средствах на строительство, я почувствовал огромное облегчение.
Не тащите на себе весь груз житейских забот. Иисус сильно любит вас и неустанно печётся о вас. «Отдай своё бремя Мне, - говорит Он вам, - позволь Мне понести твою ношу!»
Вы тянете на себе весь груз беспокойств и забот о своей семье, работе, о чём-то ещё? Тогда советую обратиться к Господу и сказать: «Иисус, я отдаю Тебе все свои заботы и беспокойства. Я возлагаю на Тебя своё бремя и благодарю, что теперь я свободен от этого груза».

Моя молитва на сегодня.
Господь, благодарю Тебя за то, что я узнал сейчас. Жаль, что так долго я нёс все свои заботы на себе, а ведь всё это время Ты только того и ждал, что я отдам их Тебе. Но никогда не поздно исправиться и начать поступать правильно, поэтому прямо сейчас я отдаю Тебе всё, что меня беспокоит, тревожит и заботит. Спасибо, что я могу возложить весь этот груз на Твои могучие плечи. Ты очень любишь меня и неустанно печёшься обо мне, поэтому мне беспокоиться не о чем.
Во имя Иисуса. Аминь.

Мое исповедание на этот день.
Иисус жаждет помочь мне и предлагает переложить мой груз на Его плечи. И я возлагаю свои заботы на Иисуса, поэтому сейчас я чувствую облегчение, ничто больше не гнетёт меня и не тревожит.
С верой я исповедую это во имя Иисуса.

Поразмышляйте над этими вопросами.
1.Вы часто беспокоитесь и тревожитесь? Что беспокоит вас больше всего?
2.Вам удаётся полностью возлагать свои заботы на Господа, или вы продолжаете беспокоиться, волноваться и переживать, даже когда доверили свои нужды Господу?
3.Какие слова, поступки, происшествия, обстоятельства, ситуации вызывают у вас беспокойство, волнение и тревогу? Зная точно, что заставляет вас переживать, вы можете предотвратить эти ситуации.

Рик Реннер
Из книги «Драгоценные истины»

Учереждение Культуры "Медиа-Мир"

WEB: www.mediamir.org;
Эл. почта: [email protected];

Пишите нам по адресу:
101000, г. Москва а/я 789 Рик Реннер
или
01001, г. Киев - 1, а/я 300 Рик Реннер

Спрашивает Юрий
Отвечает Виктор Белоусов, 07.06.2013


Юрий спрашивает: "Почему в Деяниях Апостол говорит возложите заботы на Бога вашего, ибо Он о вас печется... но в той же книги Апостолы избирают несколько мужей, чтобы не самим заботиться о себе, но о них заботились другие, а они пребывали в молитве? Почему Апостолы не применили свои слова к себе же? Почему перенесли обязанности на других?
Почему загрузили других заботами, а не Бога, как сами учат?"

Мир Вам, Юрий

По поводу "забот" сказано у апостола Петра. О чем он говорил?

5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
6 Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время.
7 Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.
()

Что некоторые люди в своей гордости думают - зачем чего-то ждать, сейчас пойду и сам все сделаю вместо Бога и поставленных Им людей.

Петр учит - что нужно смиряться перед Богом и доверять Его заботе в такой ситуации, если вопрос касается не нашей ответственности, а пастырской. Говоря простым русским языком - соблюдать субординацию, которую создал и которой руководит Бог.

Теперь ситуация в Деяниях апостолов.

1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2 Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
()

Во-первых - Апостолы не переложили заботу о себе на других людей, они свои заботы исправно несли. Но когда количество людей умножилось, то успевать решать все проблемы только Апостолы уже не могли - физически не успевали. Причина в 1-м тексте 6-й главы - когда учеников в Церкви стало очень много, то возникли социальные проблемы. Чтобы было понятно, сколько тысяч людей присоединилось к Церкви в течении 2-5 глав Деяний? И в этом всем нужно было поддерживать порядок, чтобы все были сыты и довольны - духовно и физически. Апостолы разрывались между служениями - пастыря и хозяйственника. 12 Апостолов на такое количество народу - капля в море.

Потому Апостолы принимают решение привлечь в помощь всей Общине или Сообществу (это так можно назвать) достойных людей - проверенных, мудрых и духовных. Эти люди должны были заниматься решением понятного круга задач, связанных с социальным обеспечением нуждающихся.

Таким образом Бог заботился о Церкви как напрямую, так и через Апостолов и, впоследствии, Диаконов. У Бога есть разные пути.

Божьих Вам благословений,
Виктор

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

08 фев

КОНСПЕКТ ПРОПОВЕДИ

«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1Пет.5:7).

Слово «заботы» описывает панику, стресс, волнения, переживания. И Библия велит нам все эти заботы переложить на Бога, потому что Он заботится о нас.

Слово «возложите» можно проиллюстрировать такой ситуацией: человек несёт такую тяжёлую ношу. Что начинает надрываться, потому что никто из людей не создан для того, чтобы нести такую тяжесть! Наконец ему становится так тяжело, что он просит, чтобы к нему подвели осла. И весь свой груз он перекладывает на этого осла. Теперь он снова идёт вперёд, его бремя никуда не исчезло, оно всё ещё рядом с ним, но несёт его ослик.

Апостол Пётр велит нам все заботы возложить на Бога, тем самым сообщая нам, что мы, люди, не были созданы, чтобы жить в таких переживаниях. Когда люди начинают испытывать стресс, весь их организм начинает страдать: это пагубно отражается на их разуме, у них поднимается давление, кости страдают и т.д. Всем, кто подвергся таким испытаниям, Божье слово советует начать взывать к Иисусу, чтобы мы возложили своё бремя на Него.

Несколько месяцев назад пастор Рик получил из Америки известия, которые невыносимым бременем легли на его плечи. По его словам, он подвергся такой атаке паники, какой не испытывал ни до, ни после этого события. Он изо всех сил старался внешне сохранить спокойствие, улыбался всем в церкви во время проповеди, общался с людьми, скрывая то, что переживал внутри. Тогда он хорошо понял, что иногда требуется огромное усилие веры, чтобы просто улыбнуться. И всё это время внутри пастор Рик был в панике. Он потерял сон, покой, мир. Беспокойство о том, что же с ними будет, похитило из его души мир.

Когда однажды пастор Рик молился, Святой Дух сказал ему: «Не реагируй, не пиши ничего в ответ. Просто успокойся и побудь в тишине». Пастор Рик так и поступил: отправил ответ в Америку только через неделю. На протяжении всей недели он читал это место Писания, обращаясь к Богу со словами: «Подойди, Господь, и встань рядом со мной. Возьми это бремя на себя».

На какое-то время пастор Рик освобождался от своей непосильной ноши, но через некоторое время снова начинал переживать по этому поводу. Как только он замечал, что пытается взять эту ношу у Господа и взвалить на себя, он снова приходил в молитве к Иисусу и возлагал проблему на Него.

В подобной ситуации решение возможно придётся принимать не однократно, а по нескольку раз, соглашаясь с Божьим словом…

Продолжая эту тему, пастор Дэнис отметила, настолько важно каждому из нас осознать, что сами мы не можем справиться с этими проблемами. Мы нуждаемся в том, чтобы Бог помог нам, так как мы даже «…не знаем, о чем молиться, как должно…» (Рим.8:26). Поэтому самое правильное, что мы можем сделать, столкнувшись с тяжёлой ситуацией - это во-первых, смириться перед Богом: «Итак смиритесь под крепкую руку Божию , да вознесет вас в свое время» (1Пет.5:6).

Однажды пастор Дэнис испытывала беспокойство по поводу одной проблемы. Святой Дух задал ей вопрос:

– А что бы ты сделала, если бы у тебя сломался компьютер?

– Я бы отдала его специалисту, который знает, как его починить, – ответила она.

– А после этого ты бы продолжала волноваться? – продолжил Господь.

– Нет, конечно, ведь специалист знает о компьютерах всё, это в его силах всё исправить!

И Святой Дух ответил ей:

– Я хочу, чтобы ты на Меня возложила все заботы, потому что Я знаю о твоих проблемах всё, и у Меня есть ответы. Я хочу, чтобы ты расслабилась!

Бог желает, чтобы мы научились расслабляться в Нём, принимая Его мир, мир, приобретённый для нас Иисусом. Господь – наш щит!

В Евангелии от Матфея Иисус говорит Своим ученикам: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Матф.6:26).

Птицы не переживают о том, где взять еду. Они не сеют, не жнут, просто летают и едят. Они не волнуются и не переживают, что им есть и пить или, что о них подумают другие птицы. Иисус заботится о каждой из них. А насколько мы лучше птиц!

Пастор Рик перечитывал это место Писания снова и снова, понимая, что ему необходимо принимать его сейчас как лекарство.

Далее, в 27-ом стихе Иисус продолжает: «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть?» (Матф.6:27) Переживания не меняют ничего, только вредят нашему здоровью. Мы не можем изменить ситуацию, просто переживая об чём-либо. Маленькие дети не напрягаются, чтобы вырасти, они просто растут.

Полевая трава не начинает волноваться, будет ли она цвести в этом году или нет. Иисус, сравнивая нас с полевыми цветами, говорит: «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?» (Матф.6:28-31)

Это именно то, о чём в тот момент беспокоился пастор Рик – что они будут есть и пить, и во что одеваться.

В 32-ом стихе Иисус говорит нам, что язычникам свойственно волноваться обо всём этом, потому что они не знают Бога: «…потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Матф.6:32).

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф.6:33). Пастор Рик перечитывал эти слова Иисуса снова и снова… И наконец принял решение, что он будет искать Божье Царство, независимо от того, что он видит и слышит, и что говорят другие люди. Его жизнь определяют не его жизненные обстоятельства – его жизнь определяет Божье слово, Божьи обетования. А Божье Слово обещает, что необходимое приложится тому, кто ищет прежде всего Его Царство!

И так пастор Рик снова и снова перечитывал Евангелие от Матфея 6-ую главу с 25 по 33 стихи, до тех пор, пока его сердце не наполнилось этим словом, пока это слово не укрепило его в достаточной мере.

И тут он заметил 34-ый стих: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне…» (Матф.6:34).

Пастор Рик сидел в этот момент в кафе и записал на салфетке: «Разбирайся с сегодняшним днём! Ты не можешь изменить завтрашний день». Пастор Дэнис по этому поводу говорит: «Вчера осталось во вчерашнем. Завтра ещё не наступило. У нас есть лишь сегодня».

И пастор Рик понял, что он потерял радость здесь, в настоящем, беспокоясь о том, что должно произойти далеко в будущем.

Божье слово действительно является лекарством. Чтобы оно начало действовать как лекарство, нужно время. Когда мы только начинаем принимать антибиотик, его действие не заметно нам с первой же порции. Чтобы эффект стал заметен, антибиотик должен достичь в организме определённой концентрации. Врачи настоятельно советуют не прекращать приём антибиотика, даже если человек почувствует улучшение – продолжайте приём столько, сколько Вам назначено! С каждой следующей порцией действие лекарства усиливается!

Божье слово – это лекарство, которое помогает нам полагаться на Бога всё больше и больше, и наш разум начинает меняться. Мы начинаем сосредотачиваться на других вещах. Пастор Рик теперь фокусируется совершенно на других вещах. Он принял решение взяться за Божий алтарь и не отпускать его, пока не одержит победу! Для пастора Рика победой являлся Божий мир в его сердце, и этот мир был на время украден. Он видел лишь проблему и неприятность, и его разум был охвачен паникой. Но он брался за алтарь и говорил: «Я ищу прежде всего Божьего Царства, и мой Небесный Отец знает лучше меня, в чём я нуждаюсь!» Пастор Рик в тот момент не знал, изменятся ли обстоятельства, но он был твёрдо уверен, что он сам должен измениться! Нужно было обрести внутренний мир независимо от того, как всё бушевало вокруг.

Прошло несколько месяцев, ситуация не изменилась, но пастор Рик очень сильно внутренне изменился. Вместо того чтобы паниковать, как раньше, теперь он думает: «Бог собирается сделать что-то новое в нашей жизни». И эти изменения в нём произошли благодаря тому, что Божье слово действовало внутри него. Теперь на эту ситуацию пастор Рик смотрит с ожиданием: он хочет увидеть, что же Бог собирается сделать в их жизни.

«Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно - жизнь твоя…» (Прит.4:13) Когда кто-то пытается похитить у Вас мир, или радость, когда страх пытается завладеть Вашим сердцем – не выпускай Божье слово из рук! Не выпускай обетования Божьи! Может ты ещё не увидел изменений, но Бог прежде всего хочет изменить твоё сердце!

Бог верен! И если мы верим Ему, ответ придёт. Может быть не таким образом, как мы ожидаем, но ведь Господь любит делать нам сюрпризы!

Иногда, когда перед Вами закрывается какая-то дверь, это приводит к тому, что открывается другая. И если прямо сейчас ты видишь только то, что какая-то дверь закрывается перед тобой – знай: у Бога есть для тебя новая возможность!

О БОЖИЕЙ МАТЕРИ… Мы прославляем Божию Матерь, поем Ей гимны. Почему такая честь, почему Ей так повезло? Что мы знаем о Той, Которой посвящены тысячи гимнов и молитв, Которая каждый день прославляется за богослужением нашей Православной Церкви?.. Почему Ей усвоена такая честь, почему имя безвестной для историка галилейской девушки так вознесено и прославлено? Божия Матерь – не просто какой-то случайный человек, которому сильно, как в лотерее, повезло. То, Кем Она стала, – результат прежде всего огромной ее работы над собой. Церковное Предание говорит, что Мария была самой лучшей, самой верующей из людей. Благочестивый вымысел? Но если внимательно вчитаться в то, что нам говорит Священное Писание, в те крупицы информации, которые там содержатся, мы увидим, что Она, действительно, абсолютно предана и послушна Господу. Эта удивительная девушка верна Закону Господа и больше всего в жизни хочет служить Его воле. Даже в небольшом отрывке, в рамках одной главы своего Евангелия, Лука пять раз говорит о верности Марии и Иосифа Божьему Закону (Лк. 2, 22,23,24,27,39). «И когда они все совершили по Закону Господню…»Это лишь штрих, но он говорит о многом. Мария доверяет Богу совершенно, Она не пытается слабым человеческим умом постичь Тайну Его Замысла. Она просто говорит: «Се, раба Господня»… Я раба Твоя, я готова исполнять Твою волю. Это тем более замечательно, что Она не понимает Тайны Своего Сына во всем объеме. Кто Он, каково Его предназначение?.. Она внимательно всматривалась в Его лицо, слушала, что о Нем говорят другие, как несколько раз говорится – «слагала в сердце» все относящееся к Нему, все, что о Нем говорят другие.Можно вспомнить и то, что, когда Ангел предстал перед Марией, она не испугалась его, а вступила в беседу. И сравним это с реакцией Захарии, отца Иоанна Крестителя. Тот, будучи не хрупкой юной девушкой, а священником, увидев Ангела, – испугался! О чем это говорит? Некоторые святые предполагали, что это говорит о том, что Мария не в первый раз встречалась с Ангелом, может быть, Она, в силу Своей чистоты и прекрасной светлой веры, неоднократно беседовала с Ангелами. А как же сказано, что во время разговора с Ангелом Мария смутилась? Вот слова Евангелиста Луки: «увидев его (Ангела), смутилась от слов его…»…Именно «от слов»! Ангел обращается к Ней с таким необычным приветствием, как к лучшей, избранной, что Мария недоумевает: что это за приветствие? Почему ей такой почет?Еще интересный момент: мы говорим о благочестии Божией Матери. Но вот Она встречается с родственницей Елисаветой и восклицает: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей…» Вот это слово – смирение. Разве смиренный и скромный себя таким назовет?Здесь мы имеем дело с не совсем верным переводом. В Ветхом Завете существовал богословский термин «анавим», что значит «нищий». Это, конечно, не тот нищий, который одевается в лохмотья и питается отбросами. Это значит – человек, тоскующий по Богу, алчущий и жаждущий благодати Божией. Поэтому часто слово «анавим» переводят как «нищий духом». Когда Христос произносил известную Нагорную проповедь: «Блаженны нищие духом…», Он приветствовал именно таких людей. И во время этой Нагорной проповеди Он приводит различные синонимы слова «анавим»: кроткие, плачущие и т.д. Слово, употребленное Божией Матерью, – из этой же серии. Это слово вернее было бы перевести как малость, незаметность. Но в первую очередь оно значит то же, что «нищий духом». Божия Матерь была из тех, кто тосковал по Богу и с нетерпением ждал Его пришествия. Почему в Церкви такое важное значение придается догмату о непорочном зачатии?Выражение «Догмат о непорочном зачатии» – это из арсенала католиков. У них есть догмат (то есть неоспоримое и обязательное для спасения богословское утверждение) о том, что Божия Матерь (отметим, Сама Божия Матерь) была зачата непорочно. Этот догмат был принят в XIX веке, и Православная Церковь его не поддерживает. (Догмат искажает и сводит на нет подвиг Богоматери. Если Она, в силу каких-то особых заслуг, была избавлена от первородного греха, в Ней не было никакой личной борьбы, противостояния греху, то Она находится в иных, более выгодных, чем все люди, условиях. Православные же говорят, что Она добровольно избранной добродетельной жизнью снискала благоволение Божие.)Другое дело – авторитетное и важное богословское утверждение о том, что зачатие Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа произошло чудесным образом, без участия мужа. (Но вообще, в случае с материнством Божией Матери лучше избегать человеческих представлений…)Как это?..Мы говорим слово «зачатие» – и сразу наше сознание отягчается земными, привычными представлениями. И думаем: как это все происходило с Божией Матерью? Вплоть до вульгарных представлений (вспомним «Гаврилиаду» А.С. Пушкина).Именно поэтому в древности святые отцы такое слово не употребляли. Помните, даже в Символе веры, молитве, в которой сформулирована вся основа нашей православной веры: «Верую… во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия… от Отца рожденнаго прежде всех век… Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». Здесь нет никакого упоминания о «зачатии». Что есть? Сошел с Небес, воплотился и вочеловечился! Святые отцы говорили скорее о творении в утробе Божией Матери Сына Божьего. То есть, силой, энергией Духа Святого, в Ее утробе не то что был зачат в физическом смысле, а именно сотворен этот Ребенок.То есть, со стороны Бога ничего похожего на физическое участие мужа, как при обычном зачатии, не было. Примерно так, как об этом говорит петербургская поэтесса Елена Шварц.