Versus оксимирон vs гнойный. Вот, почему мы не спали этой ночью: исторический рэп-баттл oxxxymiron и славы кпсс

В понедельник никто не обсуждал . Всех волновало только то, как и почему Оксимирон впервые проиграл баттл. Его малоизвестный соперник неожиданно получил вызов на «Версус» за несколько оскорбительных фраз вроде «жадная до хайпа свинья» и «никогда не баттлился с баттл-МС». Итогом стало поражение 0:5, превратившее Гнойного в звезду момента, весь фейсбук - в экспертов по баттл-рэпу, а все новостные сайты страны - в филиалы паблика «Рифмы и панчи».

0:5 - это разгром? И да и нет. Все-таки это просто сумма мнений пяти человек. Двое из них регулярно судят баттлы, но большинство в жюри составляли, так сказать, селебрити, более поверхностно знакомые с предметом. Впрочем, их вердикт в пользу Гнойного вопросов у зрителей не вызвал. И вот почему.

Как это было

Кажется, никогда еще на баттле Оксимирон не выглядел таким нервным.

У него не получилось завоевать аудиторию. Его третий раунд прошел при гробовой тишине, тогда как оппонент не раз заставлял зал скандировать «Гнойный, Гнойный».

У него не получалось вывести соперника из себя. Он и раньше мог орать в ухо оппоненту, но совсем странно было видеть, как он постоянно пихает Гнойного в грудь, трясет за плечи или даже хватает за волосы. Но ни вербальные атаки, ни физические не смогли убрать с лица его соперника издевательскую улыбку: король и шут, как и было сказано.

Когда пыль осядет, а удивление от победы андердога пройдет, пересмотрите «Версус» еще раз. Вы увидите, что по сравнению с совершенно однотипными раундами Гнойного (в них можно менять местами куски - и ничего не изменится), Мирон подготовил более сложное и комплексное представление. Но именно в этот раз ему громко ставят в вину: «Читал не про соперника, вот и проиграл».

Это чепуха - он так делал всегда и выигрывал. Мог втиснуть в раунд попурри из рэп-хитов разных эпох. Почему на это никогда не обращали внимание, а сейчас заметили? Потому что получилось слабее. Не то что перетончил, а увлекся - взять хотя бы декламирование Гумилева или пересказ уже книги «Тысячеликий герой», под который зал молчал, словно заснул на нудной лекции.

А еще неприятно бросалось в глаза, что на баттл пришел памятник Оксимирону: я заработал миллионы, я отказался от миллионов, я не хожу в телевизор, я теневой отец не только «Версуса», но и «Слова СПБ» (двух самых известных баттл-площадок), я еду по стадионам, я, я, я. А про соперника: ты для галочки, ты груша для подготовки к баттлу с Дизастером.

«… ты самовлюбленный, братан!» - начнет третий раунд Гнойный. И это не флип (быстрая реакция на раунд соперника), а заготовленный текст - настолько предсказуемым был пафос его оппонента.

Если баттлы - это проекция выборов, битва за голоса, то Оксимирон сделал слишком много, чтобы не победить в ней.

Почему все-таки он проиграл

Давайте выслушаем его собственную точку зрения.

«Почему я проиграл? - написал в понедельник Мирон. - Потому что, как и на прежних баттлах, ушел в лирические отступления, которые мне реально интересно писать в отличие от бесконечного «сетап-панч, сетап-панч». Возможно, я по жизни слишком зациклился на том, что в свое время повлиял на баттл-рэп, - а вместо этого мне самому стоит поучиться у баттловиков, чей мир с тех пор перерос в нечто иное и самостоятельное. Хотя гонка за количеством панчей все еще кажется мне довольно унылым подходом к баттлам. Но и мой подход «проповедник а-ля Loaded Lux» явно требует корректировки на будущее. Не будь проигрыша - я бы, наверное, так и не осознал, что нужен апгрейд».

Смотрите - опять «я, я, я». Об оппоненте коротко сказано «молодец», он даже не назван по имени. Словно победа просто упала Гнойному в руки. Но ведь это не так.

«Баттл - территория постправды, здесь неважно, какой факт настоящий», - прочитает Гнойный в третьем раунде. Его победная тактика состояла именно в этом. Он как Трамп - постоянно предъявлял «альтернативные факты». И помнил, что на телевизионном ток-шоу прав тот, кто громче орет.

Как он это делал? Приемы следующие - придирки, передергивания и пародии. Гнойный приводит несколько не самых удачных цитат Оксимирона, делает вывод: говно, а не поэт. Заявляет: «Горгород» - посредственный альбом. Аргументирует: он вторичен по отношению к Оруэллу, Хаксли и Кендрику Ламару (что-о-о?). Ключевой аргумент: когда послушал твой альбом, чувствовал «словно я ассенизатор, которому всю зарплату выплатили говном».

«Твой рэп - набор самых скучных клише» и «у него нет панчей» про Оксимирона - это те самые альтернативные факты. Но когда разговор уже ушел в поле эмоций, слушатель перестает подвергать их критике. «Берут старую модель Reebok, лепят лого Окси, повышают цену в 2 раза», - описывает Гнойный то, о чем не имеет представления, - раз, и что не соответствует действительности - два. Но звучит это вполне убедительно, а значит действительно «здесь неважно, какой факт настоящий».

Так человек, обремененный ношей собственного величия и ни много ни мало пишущий историю баттл-рэпа на наших глазах, встретил придуряющегося мужичка Славу, который на цитаты из древнегреческих трактатов и Гумилева отвечал: «Слышь, чепуха … [никчемная], можешь других охмурять сонетами» - и проиграл.

Что будет дальше?

Оксимирон, как и обещал, отправится на стадионы. Похоронит ли поражение его карьеру? Нет, конечно. Напишет ли Гнойный книгу

То, что баттл Оксимирона и Гнойного, вместе с другими, куда менее интересными поединками, состоится сегодня, уже давно стало секретом Полишинеля (мы еще неделю назад написали об этом, к примеру).

Отметив предварительно, что «данная рубрика является авторским блогом, редакция может иметь мнение, отличное от мнения автора», начнём.

Немногим более года назад Оксимирон, посмотрев баттл Эрнесто Заткнитесь против Гнойного, вызвал последнего на баттл.

Почему он это сделал?

1. Мирона зацепили высказывания о том, что он никогда не баттлил с настоящим баттл-МС, что, в принципе, является правдой. Также Слава назвал Окси «жадной до хайпа свиньёй» и заявил, что фраза «когда мне это будет выгодно», сказанная Мироном в легендарном баттле против Джонибоя, на самом деле означает «когда я не смогу проебать».

Действительно, обидеться есть за что. Раньше многие пытались задеть Оксимирона в надежде, что он обратит на них внимание - а что, хайп не пахнет, у Окси столько подписчиков, что он одним твитом может кому-то изменить карьеру.

Читатель, ты согласен с тем, что Окси грамотно подбирает себе соперников, и подгадывает выход баттлов под то время, когда это нужно ему?

2. Окси отлично понимает, что публике постоянно необходимо подкидывать что-то новое, и что едва ли не главным событием во всей его карьере является баттл против Джоннибоя, который поднял его до уровня небожителя, а из Джонни сделал торговца кофе.

На осень прошлого года Мирон обещал микстейп - и за несколько дней до презентаций Окси радостно сообщил, что тейп переносится на неопределенный срок. Если «Горгород» он сумел написать, записать и издать за 3 недели, то, видимо, на тейп отводил неделю?

Микстейп или баттл - да какая разница, важно, что ты будешь на слуху, важно, что люди будут говорить (о баттле, думаю, всё же больше). Так почему бы не выбрать себе соперника, сделав вид, что тебя задели его слова, и одним твитом не вознести его едва ли не на одну высоту с собой же, а потом влёгкую уделать его на Версусе? Гениально, разве нет?

Вот только Гнойный оказался далеко не дураком и принялся на всю катушку использовать этот подарок судьбы. Слава издал целую кипу треков под разными псевдонимами, продал кучу мерча, дал за год много концертов, и постоянно хайпил, как только мог, стараясь не пропадать из виду.

Почему я желаю Оксимирону поражения?

1

Потому что он пренебрегает своим слушателем (Стоит сразу уточнить, что я не являюсь хейтером Мирона и к примеру, «Вечного жида» заслушал до дыр). Доказательство - например, вышеупомянутое создание «Горгорода» за 3 недели. Искренне считаю, что хороший альбом за 3 недели почти что с нуля написать, записать, свести, отмастерить и т.д., нельзя.

Многие смущённо отмечали, что со звуком в альбоме что-то не так, что сведено «как-то странно». Тут же в ответ набегали фанаты Окси, потрясая аргументами вроде «Да как вы не понимаете, это такая задумка», «Да вы вообще знаете, как на Западе работают?», и т.д. Ларчик, оказывается, просто открывался - сжатые сроки.

Я отлично помню, как, послушав дважды «Горгород» в день его выхода, не мог поверить своим ушам - вот этого все так долго ждали? От МС уровня Оксимирона (а он и поэт отличный, и чтец рэпа знатный) - вот это? Тогда я понял - хитрый Мирон решил всех обыграть, и издать два альбома. Первый - вот этот вот, про писателя, башню, и прочее, с парой хороших треков на весь релиз. Ну а второй, по всей видимости, будет целиком состоять из бэнгеров в духе старого Окси. Я даже колонку тогда об этом наваял, привязав всё к толкиенизму, которым сам в детстве увлекался.

И что? И ничего. Вот вам, дорогие слушатели, то, что я слепил за 3 недели. Те, кому не понравилось - вы просто не поняли всей глубины наших глубин. Те, кому понравилось - молодцы, если будете в лесу, оглядывайтесь по сторонам, где-то рядом бродит заплаканная Полозкова с коляской.

Почему я считаю «Горгород» слабым альбомом, детально расписано .

Наконец, Окси обещает микстейп - и тот не выходит вовремя. Ах, все, кто не сдали билеты на отмененные концерты Окси, смогут прийти на концерт в «Олимпийском» совершенно бесплатно! Невиданная щедрость.

2

Потому что он действительно подбирает себе соперников. Неизвестно, каким образом должны были встать звёзды, чтоб Мирон проиграл ST (известно - ST нужно было меньше шутить и быть пояростнее, что ли), Окси это отлично понимал и согласился на этот поединок. А вот вызовы Schokk"а Окси проигнорировал.

Во-первых, он понимает, что Шокк действительно может выиграть.

Во-вторых, Шокку наверняка известны некоторые подробности из жизни Окси, которые все ещё неизвестны широкой публике и которые могут нанести удар по его репутации.

3

Я недавно писал в комментариях, что больше всего на свете мне бы хотелось, чтоб вместо Гнойного против Оксимирона вышел Бабангида - соперник давний, неудобный, скользкий, тот, кто может от Мирона не оставить камня на камне. Вы хорошо помните третий раунд Гнойного против Эрнесто Заткнитесь? Там он обильно цитирует Бабангиду, недвусмысленно как бы намекая. Знаете, как, например, в классической литературе один поэт, вдохновившись другим, принимался писать в схожем стиле, и впоследствии считался его учеником?

Ровно так же Гнойного можно назвать последователем Бабана, завязавшего с рэпом несколько лет назад. Те, кто раньше следил за онлайн-баттлами, отлично помнят, насколько непримиримой была вражда между Окси и Бабаном. Если с Олимпа Мирона сбросит именно Гнойный - это будет красиво и символично.

4

Если Мирон проиграет - это будет для него отличным пинком под зад. Тогда он просто вынужден будет писать новые треки - за 2 года не было почти ничего нового, только вдумайтесь! Тогда он будет вынужден издавать тейп/альбом, выпрыгивая из штанов, а не в статусе «вы всё равно съедите всё, что я вам подкину». Тогда, наконец, возможно, состоится баттл с Дизастером, который всем уже давно надоело ждать. Тогда Окси вновь будет вынужден карабкаться на вершину, а без качественного материала этого не сделать никак. Собственно, не этого ли мы хотим от него как от артиста?

А не кучи невыполненных обещаний, перенесённых дат, удобных соперников, молчания, тянущегося годами, глупых попыток сделать звезду из Порчи благодаря диссу на ЛСП, и т.д

По всем этим причинам я искренне хочу, чтобы Гнойный победил Оксимирона на Версусе. В конце концов, тут люди уже даже стикеры для телеграма подготовили соответствующие:

Наконец, спрошу у вас: на кого ставите? Кому желаете победы? Почему?

Историческая, потому что это была не просто встреча двух профессиональных МС, это была легендарная битва площадок: Versus и #SLOVOSPB; представлявшие их МС – Мирон Федоров и Слава Карелин, соответственно. Судьями были – Дмитрий Егоров aka Габонская Гадюка (со стороны Versus), Локос (со стороны #SLOVOSPB), независимые: битмейкер DJ Bassboost, кинокритик Евген BadComedian Баженов, стендап-комик Руслан Белый. Ведущие – неизменные Ресторатор и Ден Чейни.

Полагаем, результат тебе уже известен. Гнойный (псевдоним Славы для баттлов) оказался техничнее, изобретательнее, местами мощнее по эмоциональности, поэтому выиграл баттл со счетом 5:0 (то есть за него проголосовали абсолютно все судьи). Окси, тем не менее, показал высший класс, достойно представил свою площадку и сделал отличный баттл.

Мирон выходил победителем из всех своих баттлов – с Криплом, Дуней, ST, Johnyboy – однако, увы, в схватке с настоящим баттл-рэпером Мирон не выстоял и потерпел первое в своей жизни поражение, вероятно, он оказался не готов к такого рода уровню и технике. Стоит напомнить, что Мирон сам вызвал Гнойного, как он выразился, «для спортивного интереса».

Реакция блогеров и артистов на баттл не заставила себя долго ждать.

Публикация от Oxxxymiron (@norimyxxxo) Авг 14 2017 в 2:21 PDT

«Что значит мнение этой жадной до хайпа свиньи, если он говорит, что любит баттлы, но так ни разу и не баттлился с баттл-MC?» - Гнойный в баттле против Эрнесто Заткнитесь, июль 2016 года.


После просмотра баттла, в котором прозвучали эти строки, Oxxxymiron вызвал Гнойного - случай беспрецендентный. Слава КПСС (Гнойный) - отличный баттлер, образ которого все сравнивают с Оксимироном образца 2008 года. Хейтер, который ненавидит весь русский рэп и грозится «скинуть режим». Именно поэтому баттл Оксимирона с Гнойным все представляли как «бой с тенью» или схватку ученика с учителем. Задеть Окси довольно тяжело, многие пытались это сделать в своих выступлениях, но почему именно Гнойному это удалось?

Зачем этот баттл Оксимирону и Гнойному?

Oxxymiron долгое время игнорировал нападки Гнойного. Само по себе, нанесенное на Versus оскорбление – вряд ли бы задело рэпера, если бы не ряд причин. Во-первых, у Мирона скоро баттл с одним из лучших баттл-МС мира Dizaster. Считается, что все предыдущие соперники Мирона самостоятельно закапывали себя в землю, потому что не являлись в полной мере баттл-MC. Для того чтобы победить на международном баттле нужна практика, а Мирон не баттлился уже год. Чтобы доказать себе, что он на многое способен, а заодно потренироваться перед предстоящим баттлом, Гнойный мог бы подойти идеально. Во-вторых, уже более года Окси не выпускал новых треков, а уже в ноябре у него концерт в Олимпийском, перед которым необходимо стремительно вернуться на пьедестал. Баттлы, как основной источник популярности для Мирона, идеально подходят для этого. В-третьих, «я его вызвал, потому что у него ***ный (прекрасный) второй раунд с Эрнесто », как говорит сам Мирон.

Гнойный, или Слава Машнов – человек, которому нечего терять: всё его творчество построено на отрицании существующих правил, а слушателей в нём привлекает в основном образ беспринципного «мамкиного нигилиста». Стратегия работает: его баттл с Rickey F набрал 21 миллион просмотров, другие батлы с его участием не так популярны, но их все равно смотрят несколько миллионов человек. Он ни разу не проиграл в баттлах и за пару лет создал около десятка псевдонимов: Слава Карелин, Слава КПСС, Соня Мармеладова и другие. Каждый никнейм соответствует определенному творческому амплуа: Гнойный – имя Славы в рэп-баттлах, Соня Мармеладова – для баттлов bpm (формат баттла, где участники соревнуются в представлении заранее подготовленных текстов, зачитывая их под бит – прим. редакции), Бутер Бродский – экзистенциальные треки, Слава КПСС – для небаттловых треков.

Диссить Оксимирона и других рэперов он начал давно. Образ Мирона за последние два года оставался доминирующим в творчестве Гнойного: он пародировал его тексты, высмеивал его в треках, на баттле выходил с временной татуировкой 1703 (такая же татуировка набита на шее у Оксимирона – прим.ред.). В этом баттле Слава пытается в первую очередь пытается доказать, что существующий русский рэп ничтожен. Oxxxymiron для этого плане – идеальная оппонетн, потому что он претендует на звание главного рэпера современности и лучшего баттл-MC. Возможность его победить - значит в очередной раз «перевернуть игру», как это сделал сам Мирон пару лет назад. Кроме того, новый баттл - это не только словесный поединок между двумя главными русскоязычными MC, но между двумя крупнейшими площадками Versus и Slovo.


Фото: youtube.com/versusbattleru

Чем все закончилось?

Победой Гнойного 5:0. Однако если вы не хотите тратить 1 час 4 минуты и 17 секунд своей жизни на баттл, а оставаться в теме нужно, то специально для вас мы несколько раз посмотрели баттл и составили краткое содержание каждого раунда.

Oxxymiron. Раунд 1
Гнойный, ты лишь рэпер, которого я породил. Сын, марионетка, но никак не самостоятельный артист. Да и как ты можешь им быть, если всё, чего ты достиг, произошло благодаря мне. Ты больше года старался выжать максимум из нашего баттла, но пора положить этому конец. Баттлы по факту, то чем ты постоянно пользуешься - это идеальная техника для тех, кто умеет только убедительно врать. У тебя два пути победить меня: сказать, что ты лучше меня во всём - это глупо; начинать врать и приписывать несуществующие факты - все поймут, что это ложь.

Гнойный. Раунд 1
Окси, твой творец внутри умер. Ты не заслуживаешь всего, что имеешь, а твои достижения меня не впечатляют. Возьмём твой последний альбом: его все ждали четыре года, а что получили в итоге? Низкопробный графоманский роман, которым восхищаются только те, кто не читал Замятина и Оруэлла. Твоя напускная либеральность улетучивается, когда ситуация доходит до реальных дел. Когда в Москве проходили митинги, ты не пошел на передовую, а сидел в Англии. Всё потому что за тобой ничего нет. «Ваш Окси - дутая фигура, как стеклянный петушок».


Фото: youtube.com/versusbattleru

Oxxymiron. Раунд 2
Ты лишь копия меня из прошлого, но между нами очевидная разница. Раньше я был против всех и в итоге изменил правила игры. Твой сегодняшний искусственный протест - лишь банальная клоунада и пародия. Будь у тебя то, что имею сейчас я, ты бы забыл про свой протест и культуру в угоду деньгам. И эта же проблема касается баттл-площадок. Versus отошел от первоначальных идей, но мы его еще возродим. А #SLOVOSPB, которое ты представляешь, лишь копирует нас. И в этом проблема тех, кто там баттлит. Вы все лишь копии, у которых нет ничего за спиной. Вы пытаетесь всем что-то доказать, но доказывать нечего. И больше всего это проявляется в тебе, Гнойный. «Я - универсальный боец», а ты умеешь лишь баттлить и писать несерьёзные треки, поэтому когда ты кидаешь подобные претензии другим, ты выглядишь ничтожно.

Гнойный. Раунд 2
Ты лишь «держишь нос по ветру», и если вдруг возникнет опасность, то ты сразу убежишь. Это проявляется в твоих баттлах, которые не содержат ни капли агрессии. То, за что тебя любит публика, на самом деле, нелогичный бред, который теряет смысл без контекста. Ты говоришь, что за культуру, но сам потерял с ней связь. Баттл-рэп умер. Хоть тебе и кажется обратное, но я вобью последний гвоздь в крышку его гроба.


Фото: youtube.com/versusbattleru

Oxxymiron. Раунд 3
Я готов пожертвовать раундом, где буду добивать тебя. Вместо этого лучше расскажу о том, как вернулся на творческий путь спустя полгода затишья. В книге «Герой с тысячью лицами» говорится о том, что в любой мифологии, любом сказании или просто рассказе, главный герой преодолевает трудности, жертвует чем-то важным для себя ради победы над финальным злом - драконом. В итоге он возвращается изменившимся. Герой или дракон могут принимать различные формы, но суть остаётся той же. В нашем баттле я герой, а ты дракон, потому что я живой и меняюсь, ничего не скрывая. Ты же ничего из себя не представляешь - только прячешься за своим троллингом и пофигизмом. Именно поэтому победителем в итоге выйду я, а не ты. (Оксимирон давно так не ошибался – прим. редакции). Но даже сейчас не думай, что ты - «финальный босс». Ты лишь тренировка перед баттлом с Dizaster.

Гнойный. Раунд 3
Ты слишком самовлюблён. Говоришь, что ты грайм, но если вбить в поиске Google «грайм», то первым будет моё видео. И так во всём. Всё, чем ты гордишься и за что болеешь душой, я забрал у тебя. Однако за всем своим самолюбованием ты и этого не заметил. Ты заврался и предал свои же идеалы ради выгоды. Вся твоя жизнь - это попытка избежать неприятностей и в любой ситуации выйти сухим из воды. Поэтому всё, что ты делаешь - это лишь иллюзия, за которой нет ни капли искренности.

Как Мирон мог проиграть?

Учитывая опыт противников, результат баттла 5:0 оказался довольно неожиданными. Несмотря на сливы, появившиеся сразу после встречи, до последнего многие не верили, что Мирон мог проиграть с таким разгромным счётом. В чем же причина?

На представлении участников в самом начале баттла было заметно, что Окси нервничает. Нервозность сохранилась и в течение самого баттла: Мирон постоянно пытался физически задеть Гнойного, толкался, ходил кругами и в целом вёл себя «неспортивно». Вероятно, это говорит о том, что Оксимирон изначально недооценил своего соперника и не ожидал такого хода событий.

Однако основная причина не в этом. В этом баттле соперничали не только рэперы, но и два подхода к написанию текстов: куплеты, до отказа забитые панчами, направленными исключительно на соперника, и нарочито литературное повествование, наполненное обращениями практически ко всему в мире, помимо своего оппонента. Несмотря на то, что подобные отсупления делают Оксимирону честь как исполнителю, они не красят его как баттл-MC. Если раньше матерная считалка или опус о поэта смотрелись новаторскими и меткими, то в этот раз они кажутся отостраненными. Да, «баллада про рыцаря» запоминается, также как и текст для рекламы Reebok, но выглядит она как авторское высказываение, а не критика оппонента. Кажется, что Оксимирон охладел к жесткому и ценичному баттл-рэпу и теперь ему интереснее «собирать стадионы», говорить о великом, а не панчить. Как верно подметил кто-то из толпы: «Пусть каждый занимается своим делом».

Скорее всего, именно в этом и кроется причина поражения Оксимирона. Из-за разницы в форматах, на текст Гнойного публика реагировала гораздо сильнее, потому что он панчил и указывал на конкретные болевые точки соперника: отец баттл-рэпа, который уже давно не в тусовке, блеклость творчесва и скандал, связанный с уходом ЛСП из Booking Machine. Гнойного поддерживали друзья по площадке, поэтому выступление Славы казалось более живым и качественным. На текст Мирона с его техникой лирического повествования, аккуратно раскладывающей соперника по полочкам, такой реакции не было.

Сам Мирон написал в своём инстаграме мнение по поводу баттла, где привёл сразу несколько причин своего поражения.

A post shared by Oxxxymiron (@norimyxxxo) on Aug 14, 2017 at 2:21am PDT

Действительно ли Мирон проиграл 5:0? Возможно, но это скорее демонстрация технической стороны судейства. Практически каждый судья сказал, что баттл был равным, но так как по раундам Гнойный превзошёл 2–1, то и победу стоит отдать ему. Счёт ни в коем случае не демонстрирует явное доминирование одного соперника над другим, а скорее говорит о том, что каждый из судей отдал своё предпочтение Гнойному – именно в этом баттле он оказался немного сильнее.

В одном из своих раундов Мирон упомянул Андрея Михеева, рассказывая о том, с чего в принципе началось русское баттл-движение в эпоху ютуба. Так совпало, что именно Андрей был одним из двух моих соседей в общежитии, когда я только переехал учиться в Москву в 2004 году. Андрей, несмотря на свои 17 лет, работал главным редактором одного из двух сайтов рунета про русский рэп, и пользовался в этих кругах определенным респектом. Я же тогда смотрел на русский рэп, как Руслан Белый на новые ворота. Но так как у Андрея единственного из всех в комнате был компьютер и колонки, слушали мы его музыку. Так настоящий русский рэп, а не Децл, что крутили по MTV, впервые – не без насилия – ворвался в мою жизнь.

Это было время, когда русский рэп еще не избавился от подражания американскому – вроде группы «Bad B. Альянс», читавшей про Москву так, будто это Нью-Йорк. Но по закоулкам России уже начали появляться то тут, то там свои Типси Типы, которые годы спустя эволюционируют в рэпера Хаски. Полноценного самобытного артиста, выросшего и воспитанного русской хтонью, а не злыми улицами Бруклина. Тот русский рэп середины нулевых был источником пусть примитивной, но единственной правды о нашей жизни. Чего-то настоящего. За редким исключением не было никаких эстетических причин слушать его всерьез, но было интересно за этим наблюдать со стороны.

Но я хорошо помню два культурных откровения, связанных с русским рэпом, которые очень ярко выделялись на фоне остальных. Тот случай, когда ты слышишь и понимаешь, что стал свидетелем чего-то чудесного. Первый раз, когда мой сосед откуда-то принес болванку (белый CD, на котором чуть ли не от руки маркером написано название группы) с еще не вышедшим официально альбомом "Кровостока" "Река крови". И второй раз, когда он мне скинул в мессенджере (кажется, это был QIP – позерская замена распространенному тогда ICQ) трек «Последний звонок» какого-то парня с хип-хоп форума с задротским ником Oxxxymiron.

Трек оказался вольным пересказом фильма "Слон" Гаса Ван Сента, только события автор полностью пропускал через себя, разговаривая от лица школьника, который расстрелял собственный класс накануне выпускного. В треке – уже тогда – было все, за что позже публика будет рвать Мирона на части. Смелость, образность, рефлексия, тяга к саморазрушению и агрессия, за которой, как за хитиновым покровом, скрывается уязвимая натура.

Впечатление от услышанного было настолько сильным, что когда в августе 2011 года в Лондоне начались погромы, я придумал сделать с Мироном интервью в "Московском комсомольце". Типичная уловка корреспондента отдела культуры – использовать горячий новостной повод, чтобы протащить на страницы газеты любимого артиста. Молодой рэпер уже тогда с маниакальной тщательностью правил каждое слово. Текст вышел с фотографией Мирона на первой полосе под специально пугающим заголовком. А на сайте под интервью разместился сингл с будущего альбома – трек "Восточный Мордор". Это было первое упоминание Оксимирона в федеральной прессе и вообще где бы то ни было за пределами рэп-тусовки. И хотя в том тексте он был интересен редакции в первую очередь как очевидец, а не музыкант, фанаты Мирона – уже тогда – устроили такой хайп с просмотрами и комментариями, какого я раньше не видел никогда.

"Восточный Мордор" подобно "Последнему звонку" – рассказ от первого лица о жизни в невыносимых условиях, где художественный вымысел плотно переплетается с личным опытом. Как скажет сам автор по другому поводу: "Эта инфа, как лавина, в ней вранья половина, но ты никогда не узнаешь, какая именно". Тогда же на Мирона начала сходить еще одна лавина – славы.

После интервью в "МК" довольно быстро появился похожий сюжет в репортаже Ромы Супера в "Неделе" с Марианной Максимовской на РЕН-ТВ. Уже с телекартинкой и живыми интервью не только с Мироном, но и его друзьями по Грин-парку. Потом были GQ, «кавер “Биллборда», «Пикник «Афиши» и далее по списку. Еще вчера Мирон читал про жизнь в говне, а сегодня он самая модная зверюшка в зоопарке. Смотрите: рэпер, но умеет складывать слова в предложения! Да еще учился в Оксфорде! Да еще упоминает Плутарха! Лучше всех эту ситуацию описал сам Мирон в "Песенке Гремлина".

Первое время по инерции продолжалась его игра в андегрануд. "И все вокруг замечательно, но убей меня, пока я не скурвился окончательно". Вышел первый альбом, собранный в большинстве своем из старого материала. А оттого автора нещадно мотало между баттловыми куплетами с их гипертрофированной агрессией и бесконтрольной игрой слов ради игры слов – и попытками написать полноценную песню. Что-то вроде того же "Последнего звонка". Местами было интересно, но в общем напоминало незрелое и растерянное высказывание одаренного человека.

Так продолжалось до тех пор, пока Мирон – опять же долго, мучительно и напоказ – не смирился с бешеной популярностью, к которой явно стремился – и к которой оказался сперва не готов. Говоря по-простому: Оксимирон разрешил себе быть ролевой моделью. Тут начался совсем другой разговор. Там, где раньше была рефлексия и преодоление себя, теперь – переиначенная на разный мотив одна и та же проповедь. С одним лишь исключением, что проповедует Мирон отныне сам себя. А потому его постоянный герой, он сам, постепенно превращается в мессию, символ без плоти и крови.

Его таланта и харизмы достаточно для того, чтобы большой и даже огромный зал выкрикивал его тексты наизусть. Даже если он исполняет материал, который выложил в сеть за пару часов до концерта. Но если вслушаться в "Горгород", то за вычурной и выверенной формой по-прежнему звучат страх и растерянность. Растерянность оттого, что автор не знает, что хочет сказать. Не знает в прямом смысле. Лирический герой по очереди пытается примерить ролевые модели талантливого писателя, зажравшегося писателя, влюбленного, революционера, мэра, коллаборациониста, конформиста, пофигиста. И каждым новым треком уничтожает эти модели – одну за другой. Точнее все существующие в мире ролевые модели герой отвергает сам, а модель пофигиста ему не позволяет принять сам автор, обрывая малодушный монолог персонажа выстрелом. Единственное прямое высказывание на альбоме, лишенное спасительной игры в аллюзии (чтобы ни в коем случае не назвать вещи своими именами – не показать себя) – трек "Где нас нет". Все тот же "Восточный мордор" на новый лад, только еще жестче и инфернальней. "Последний звонок" когда-то говорил полностью от первого лица, отчего аналогия была прямой и прозрачной. В "Восточном мордоре" герой стал теряться среди обитателей неблагополучного лондонского района Е16. В треке "Где нас нет" герой исчезает окончательно, растворяется в обрывках нелинейного нарратива.

"Горгород", как и та империя, которую Мирон строит с нуля, и есть Вавилонская башня, что красуется у него на обложке. В какой-то момент он увлекся покорением соседних земель – и отлично в этом преуспел. Но любая империя – это порождение сверхамбиций, за которыми стоят еще большие амбиции. Подмена (или смена) мотиваций опять же задокументирована в словах самого Мирона. Раньше было "тут уж либо баттл-рэп, либо на шею петлю". Теперь – баттлы "из спортивного интереса". Раньше было "я хейтер, я ненавижу ваш рэп". Теперь – "я строю Империю". Раньше было "наконец-то русский рэп признали – мне не ли?". Теперь – он берется лично давать добро, что есть рэп, а что так – блогерство.

У такого поведения есть резоны. Баттл-рэп, рэп вообще перестал быть борьбой за жизнь, оставшись средством самовыражения. Теперь «Версус», сам Мирон – это действительно новый мейнстрим. Как мейстримом давно стали Тимати и Баста. Оксимирон запоздало пытается с этим бороться, но его журение родного «Версуса» и вражеского «Слова.СПБ» не выглядит как священная война. В отличие от чистого гнева его оппонента Гнойного. И это тоже нормально и объяснимо. И вообще если смотреть с точки зрения бизнеса, то Мирон послужит отличным примером классического сэлф-мейда. Человека, на наших глазах прошедшего путь «пешкою в дамки». Но Мирон занимается искусством, а это совсем другая система координат. Нет проблем с тем, чтобы быть популярным. Как нет ничего плохого в Олимпийском, который его ждет в ноябре. Но совсем другое, когда и первое, и второе превращается в навязчивую манию. В самоцель. И здесь уже Мирону Гнойному ответить пока нечего.

Любой империи, как финансовой пирамиде, приходит конец. Сама цель – построить империю – выглядит сегодня абсурдной, архаичной, наивной, безумной. Но главное – за этим захватывающим бегом к Олимпу легко увидеть бег от себя. Черт с ним с Гнойным, его дело рвать там, где тонко. Но что сам Мирон?

Ты долго к этому шел. Ты это полностью заслужил. Наконец наступает ноябрь 2017-го. Москва. Ты на сцене – и не Политехнического, а Олимпийского. На самой вершине Вавилонской башни. Перед тобой 30 тысяч человек. В ютубе – еще столько же миллионов. Они ждут каждое твое новое слово. И что ты им скажешь теперь? И есть ли тебе на самом деле, что сказать?

Вот о чем была встреча Гнойного и Оксимирона. Все остальное так – репетиция перед его баттлом с Дизастером.