Защита лужина главные герои. ««Защита Лужина» сложный роман метафора

Язык оригинала: Дата написания: Дата первой публикации: Издательство:

«Защита Лужина» - один из наиболее известных романов Владимира Набокова . В основе сюжета лежат события из жизни друга Набокова - Курта фон Барделебена (Curt von Bardeleben), гроссмейстера, который покончил жизнь самоубийством в 1924 году . При этом Лужин существенно русский - подробно описано его детство, гимназия и эмигрантская среда в Берлине. Несомненно, прототипом Лужина послужил и 4-й чемпион мира по шахматам А. А. Алехин . В романе описана известная шахматная партия Рети - Алехин (Баден-Баден , 1925), причем противника Лужина в романе зовут Турати. В книге использован фирменный приём Набокова - несмотря на то, что герой описан с детства, его имя появляется только в самом конце, когда он уже мёртв.

Работу над романом Набоков начал весной 1929 года в Ле Булу (Восточные Пиренеи) и закончил в августе того же года в Берлине. В 1929-1930 годах произведение было опубликовано в журнале «Современные записки », а затем отдельной книгой в издательстве «Слово» (Берлин, 1930).

Цитаты

  • «Анемическое слово „дезертир“ как-то не подходило к этому веселому, крепкому, ловкому человеку, - другого слова, однако, не подберёшь». [о тренере Лужина]
  • «…улыбающиеся, красные, как сургуч, губы и беспощадно глупые глаза». [о гостье из СССР]
  • «… но ей было двадцать пять лет, по моде остриженные волосы лежали прелестно, и был у неё один поворот головы, в котором сказывался намек на возможную гармонию, обещание подлинной красоты, в последний миг не сдержанное».

Напишите отзыв о статье "Защита Лужина"

Ссылки

  • статья Эрика Наймана
  • Александр Карпенко
  • Цикл статей С. Сакуна посвященных исследованию романа «Защита Лужина»

Отрывок, характеризующий Защита Лужина

– И как она танцует, какая г"ация! – помолчав немного, опять сказал он.
– Да про кого ты говоришь?
– Про сест"у п"о твою, – сердито крикнул Денисов.
Ростов усмехнулся.
– Mon cher comte; vous etes l"un de mes meilleurs ecoliers, il faut que vous dansiez, – сказал маленький Иогель, подходя к Николаю. – Voyez combien de jolies demoiselles. [Любезный граф, вы один из лучших моих учеников. Вам надо танцовать. Посмотрите, сколько хорошеньких девушек!] – Он с тою же просьбой обратился и к Денисову, тоже своему бывшему ученику.
– Non, mon cher, je fe"ai tapisse"ie, [Нет, мой милый, я посижу у стенки,] – сказал Денисов. – Разве вы не помните, как дурно я пользовался вашими уроками?
– О нет! – поспешно утешая его, сказал Иогель. – Вы только невнимательны были, а вы имели способности, да, вы имели способности.
Заиграли вновь вводившуюся мазурку; Николай не мог отказать Иогелю и пригласил Соню. Денисов подсел к старушкам и облокотившись на саблю, притопывая такт, что то весело рассказывал и смешил старых дам, поглядывая на танцующую молодежь. Иогель в первой паре танцовал с Наташей, своей гордостью и лучшей ученицей. Мягко, нежно перебирая своими ножками в башмачках, Иогель первым полетел по зале с робевшей, но старательно выделывающей па Наташей. Денисов не спускал с нее глаз и пристукивал саблей такт, с таким видом, который ясно говорил, что он сам не танцует только от того, что не хочет, а не от того, что не может. В середине фигуры он подозвал к себе проходившего мимо Ростова.
– Это совсем не то, – сказал он. – Разве это польская мазу"ка? А отлично танцует. – Зная, что Денисов и в Польше даже славился своим мастерством плясать польскую мазурку, Николай подбежал к Наташе:
– Поди, выбери Денисова. Вот танцует! Чудо! – сказал он.
Когда пришел опять черед Наташе, она встала и быстро перебирая своими с бантиками башмачками, робея, одна пробежала через залу к углу, где сидел Денисов. Она видела, что все смотрят на нее и ждут. Николай видел, что Денисов и Наташа улыбаясь спорили, и что Денисов отказывался, но радостно улыбался. Он подбежал.
– Пожалуйста, Василий Дмитрич, – говорила Наташа, – пойдемте, пожалуйста.
– Да, что, увольте, г"афиня, – говорил Денисов.
– Ну, полно, Вася, – сказал Николай.
– Точно кота Ваську угова"ивают, – шутя сказал Денисов.
– Целый вечер вам буду петь, – сказала Наташа.
– Волшебница всё со мной сделает! – сказал Денисов и отстегнул саблю. Он вышел из за стульев, крепко взял за руку свою даму, приподнял голову и отставил ногу, ожидая такта. Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал. Выждав такт, он с боку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одной ногой и, как мячик, упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму. Он не слышно летел половину залы на одной ноге, и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левой ногой подщелкивая правую, опять летел по кругу. Наташа угадывала то, что он намерен был сделать, и, сама не зная как, следила за ним – отдаваясь ему. То он кружил ее, то на правой, то на левой руке, то падая на колена, обводил ее вокруг себя, и опять вскакивал и пускался вперед с такой стремительностью, как будто он намерен был, не переводя духа, перебежать через все комнаты; то вдруг опять останавливался и делал опять новое и неожиданное колено. Когда он, бойко закружив даму перед ее местом, щелкнул шпорой, кланяясь перед ней, Наташа даже не присела ему. Она с недоуменьем уставила на него глаза, улыбаясь, как будто не узнавая его. – Что ж это такое? – проговорила она.

Пост навеян прочтением романа Владимира Набокова "Защита Лужина".

Краткое содержание романа Владимира Набокова "Защита Лужина"
Александр Иванович Лужин с детства был очень тихим и необычным ребенком, что вызывало изрядную озабоченность его родных. Его практически ничего не интересовало: он не любил школу, у него не было друзей, чтение его не забавляло, игры вызывали в нем скуку.

Отец Лужина был достаточно известным писателем. Он решает отдать сына в школу, надеясь, что общение со сверстниками и внимательными педагогами разюудит его сына. Этого не произошло: сын старался найти самое укромное место, чтобы его никто и никогда не беспокоил. И нет у него никаких увлечений, очень похоже на то, что у Лужина-младшего были какое-то проблемы, мешающие ему быть как все.

Однажды перед Лужиным открывается мир шахмат, и он находит любовь и дело своей жизни. Именно шахматы смогли его заинтересовать настолько, что он начал прогуливать школу и много играть тайком. В шахматах он нашел смысл своей жизни и чем дальше он играл, тем сильнее у него путались реальный мир с шахматным.

Постепенно Лужин становится очень сильным игроком. Он обыгрывает всех соперников, которых только может найти. Скоро он становится известным и начинает принимать участие в международных турнирах. У него появляется агент, а его отец, наконец, доволен, что его сын нашел свое призвание.

Тем временем в России происходит революция и Лужины вынуждены покинуть Родину. Лужин-старший вращается в кругах эмигрантов, а его сын продолжает играть в шахматы по всему миру. Луэин-старший решает написать книгу про гениального шахматиста, имея в виду, разумеется, своего сына, но этому не суждено было сбыться, так как вскорости Лужин-отец умирает.

Имя Лужина гремит в шахматных кругах, он играет настолько ярко, что ему пророчат чемпионское звание. Он готовится к турниру в Берлине; там собирабтся принять участие очень сильные игроки. Во время напряженной подготовки он знакомится со своей будущей супругой, которая смогла угадать в нем гения, несмотря на внешнюю неуклюжесть, отсутствие образования, детский характер и полное безразличие ко сему, кроме шахмат. Они становятся мужем и женой, чем вызывают неудовольствие родителей жены и недоумение знакомых. Жена старается всячески оберегать мужа от стрессов, которые вызываются шахматами (больше ничего не находит отклика в душе Лужина).

Берлинский турнир начался для Лужина хорошо, он всех выиграл и вышел в финал, где его ждал старый соперник итальянец Турати, которому Лужин уже проигрывал. Турати был знаметит своей атакой, против которой еще не было найдено протвоядия. Лужин же во что бы то ни стало хотел придумать защиту против Турати. Умственное перенапряжение Лужина привело к тому, что партия была остановлена в ничейной позиции, а Лужин заболел и долго восстанавливался в психиатрической больнице. Врачи его поставили на ноги, но предупредили родных, что шахматы сведут его с ума. Жена постаралась оградить его от шахмат, но они мало-помалу прорывались в его жизнь снова.

Лужин, уже совершенно не понимающий разницы между реальной жизнью и шахматами, думал только о том, что жизнь снова ведет его к тупику, из которого он так и не смог найти выхода, как не смог найти выхода из Ловушки Турати. Против этой атаки он не смог найти защиты. Лужин стал искать выход и все же смог его смог найти: он понял, что все его ходы учтены соперником, кроме неожиданных и, с какой-то стороны, нелепых. И самым неожиданным ходом было выпасть из игры совсем, что он и исполнил, выбросившись из окна своей квартиры.

Вывод
Роман мне показался очень тяжелым для чтения. Никакого особого удовольствия он мне не доставил. Соответственно, и рекомендовать его никому не буду.

Десятилетнему, замкнутому мальчику, чем-то интересным. Ему и в голову не приходило, что можно свое беззаботное лето в деревне, приятные раздумья после завтрака, отдых на диване под теплым пледом, катания в открытом ландо променять на скучную жизнь в городе, пять уроков в школе, смену имени и толпу страшных мальчиков. Лужин, по натуре был нервным и капризным ребенком, любые перемены ему давались нелегко, поэтому родители не знали, как сказать, что скоро он переедет в Петербург и пойдет в школу.

Узнав об этом, он сбежал со станции до прихода поезда и спрятался на чердаке их семейной усадьбы. Там ему на глаза среди многих ненужных вещей попалась занимательная новинка – треснувшая шахматная доска. Недолго ему пришлось с ней повозиться, потому что вскоре его нашли и бородатый мельник, который впоследствии станет героем кошмаров Лужина, вернул его обратно на станцию.

Отец мальчика был писателем. Героем большинства его книг был одаренный белокурый мальчуган, который становился то талантливым музыкантом, то живописцем. Так Лужин-старший выражал свои надежды на будущие успехи своего сына, в котором, по его мнению, крылся недюжинный талант. Он был более чем уверен, что эти так называемые «таланты» проявятся в мальчике в школе, которая к тому же отличалась вниманием к «внутренней» жизни учеников. Вскоре его глубоко огорчили воспитатели заявлением о том, что мальчик, несомненно, талантлив, но ко всему относится без интереса и вяло.

Многое не нравилось Лужину в школе, но больше всего огорчало, что одноклассники смеялись над книгами его отца. Он испытывает «смутный стыд» за эти однообразные и скучные книги. Сам он с детства зачитывается только рассказами о Ш. Холмсе и приключениями героя романа Ж. Верна. Здесь нужно отметить, что эти книги были подарком его рыжеволосой троюродной тети со стороны матери. Эта дама сыграла основополагающую роль в жизни Лужина и всей его семьи.

На одном из званых вечеров мальчик заинтересовывается трюками фокусника, приглашенного к ним, и стал изучать карточные фокусы. Он пока сам не понимал, что же его увлекало в этих хитрых, но точных действиях. Вскоре наступила годовщина смерти дедушки Лужина и родители устроили особый «музыкальный вечер», чтобы обратить на себе внимание прессы. Чтобы избежать шума и суеты, Лужин спрятался в кабинете отца, где он случайно стал свидетелем телефонного разговора одного из гостей со своей любовницей.

Гость этот был скрипачом, но увидев на рабочем столе шахматы, поинтересовался, умеет ли мальчик в них играть и сравнил настольную игру с божественной мелодией. Все эти события и слова запали Лужину в душу. Однажды, увидев в школе, как двое из его одноклассников играют в шахматы, он стал пристально вглядываться, стараясь понять, где же эта мелодия, о которой говорил музыкант. Сам себе он удивляется, отчего так ясно понимает шахматные композиции лучше, чем сами играющие.

Тем временем, Лужин-старший обдумывал, как бы помягче признаться жене, что влюблен в ее троюродную сестру, ту самую рыжеволосую тетю. Но жена и сама догадывается. Кстати, именно эта тетя объяснила Лужину, как ходят фигуры и познакомила его со своим престарелым поклонником, который носил ей цветы и был хорошим шахматистом. Эта игра всецело завладела душой ребенка и больше никогда не отпускала до конца жизни. Очень скоро выяснилось, что из него выйдет гроссмейстер мирового уровня. Лужин-старший, сам бездарный игрок, видя уровень одаренности сына, быстро понял, что этот талант нужно развивать.

Между тем старик, ухаживающий за тетей Лужина, пророчит мальчику большое будущее. В игре с этим профессионалом мальчик учится ясно видеть и предугадывать шахматные ходы. Старик учит его системе шахматных обозначений, встречающихся в профессиональной литературе. Поначалу он выигрывал у мальчика, но вскоре Лужин стал угадывать «гармонию ходов по чередовавшимся знакам», точно как его дед-музыкант, пробегаясь глазами по нотам. Старик о нем говорил: «Далеко пойдет» и продолжал приносить его тете ландыши и фиалки.

С тетей у него были хорошие отношения. Она была одним из немногих людей, с которыми Лужин чувствовал себя непринужденно. К сожалению, после того, как раскрылся ее роман с его отцом, в их дом она больше не приходила. Тогда Лужин стал прогуливать школу и ходить к тете с украденным у отца ящиком с шахматами. Когда обман раскрылся, мать заметила, что и сын ей врет, также как отец. Лужин-старший, тем временем, мучается от того, что ему приходится «исполнять свой долг» и «не ходить туда, куда его так неудержимо тянет».

Лето семья Лужина проводит на даче. В один из дней его мать, вывихнув ногу, надолго остается прикованной к постели. Уезжая в город, его отец задерживается до позднего часа и возвращается в необычайно веселом настроении. Однажды он приводит с собой угрюмого бородатого доктора, который по слухам слывет хорошим шахматистом. Доктор и впрямь хорошо играет и становится постоянным гостем в их доме. Время от времени он приносит Лужину хитрые задачки, вырезанные из шахматных журналов.

Вскоре мальчик обыгрывает настоящих профессионалов, а весть о его победах появляется в петербуржских газетах. С этого момента он отказывается ходить в школу и хочет заниматься одними шахматами. После ссоры с родителями, он убегает к тете, которую встречает по пути с траурными цветами. Оказывается, умер их общий друг – первый партнер Лужина по игре. Теперь она направлялась к нему на похороны. Так как на улице было холодно и дождливо, Лужин отказался идти на кладбище. Вернувшись домой, он тяжело заболел.

Врачи предположили, что он не переживет этой болезни, но мальчик оклемался. Родителям советуют на лето отвезти его на море. К осени всей семьей они намерены вернуться домой, но мать уезжает первой. Отец начинает появляться в обществе с его тетей, а через несколько дней они получают известие о смерти матери. Ответственность за устройство турниров, в которых участвует Лужин, берет на себя господин Валентинов. Он возит мальчика по городам России и Европы. Отец пытается писать, но в дело вмешивается революция. На время Первой мировой Лужин со своим «благодетелем» находится в Швейцарии, а отец в России до тех пор, пока его не высылают в Берлин.

Валентинов в Россию возвращаться не хочет и под предлогом, что там не до шахмат дальше возит мальчика по европейским турнирам. Становится ясно, что Лужин его интересует только, как источник дохода. Как только парню исполняется двадцать, он его бросает, предварительно дав немного денег. Лужин полностью погружается в свою игру и сам организует свои путешествия. Все города для него выглядят одинаково, так как все, что он видит, это шахматные клубы и квадратные столы. Он плохо следит за собой, запускает, потому что занят только игрой.

Лужину удается выиграть у всех своих противников, кроме итальянца Турати, с которым партия прерывается ничьей. По причине этого, он постоянно мучается головной болью и кошмарами, пытаясь придумать верный стиль игры для победы над Турати. Рассчитав гениальную тактику под названием «защита Лужина», он уже предчувствует свою скорую победу, но это пока только в его воспаленном мозгу. Отец, тем временем, начинает работу над новой повестью под названием «Гамбит». В ней он хочет описать жизненный путь мальчика-вундеркинда с музыкальными задатками, который умирает молодым.

Об этой новости уже знают многие его знакомые и пишут в берлинских газетах, но он никак не может начать писать повесть. После непродолжительной простуды он умирает. Лужина на его похоронах не было. Со временем его здоровье ухудшается, врачи советуют взять отпуск и отдохнуть на каком-нибудь нешумном курорте. Во время реабилитационного отдыха он знакомится со своей будущей невестой и супругой. До этого он никогда за женщинами не ухаживал, так как Валентинов считал, что игра в шахматы для него и есть выход сексуальной энергии.

Будущая жена приходится дочерью состоятельных русских эмигрантов. Поначалу они против этого брака, но со временем свыкаются с мыслью о странном, замкнутом и по-своему гениальном зяте. Понимая, что неоконченная партия с Турати тяготит Лужина, жена устраивает его жизнь таким образом, чтобы он не сталкивался с темой шахмат. К сожалению, его самоощущение давно соткано из шахматных композиций и ходов. Он никак не может избавиться от мыслей о когда-то сделанных неверных ходах и все еще пытается в своем воображении обыграть соперника.

Как нарочно звонит Валентинов и пытается выйти на связь. Жена пытается предотвратить эту встречу, напоминая, что ему нужно посетить могилу отца и сходить к дантисту.­ Но все напрасно. Лужина внезапно осеняет гениальный план. Он понимает, что перехитрить соперника можно только, сделав какой-нибудь совершенно неожиданный, нелепый ход. Дома его ждет очередной вечер с гостями. Воспользовавшись занятостью жены, он запирается в ванной и выпрыгивает из окна в бездну, которая распадается перед ним на бледные и темные квадраты. Когда дверь в ванную выбили, «никакого Александра Ивановича не было».

Владимир Набоков

Защита Лужина

Больше всего его поразило то, что с понедельника он будет Лужиным. Его отец – настоящий Лужин, пожилой Лужин, Лужин, писавший книги, – вышел от него, улыбаясь, потирая руки, уже смазанные на ночь прозрачным английским кремом, и своей вечерней замшевой походкой вернулся к себе в спальню. Жена лежала в постели. Она приподнялась и спросила: «Ну что, как?» Он снял свой серый халат и ответил: «Обошлось. Принял спокойно. Ух… Прямо гора с плеч». – «Как хорошо… – сказала жена, медленно натягивая на себя шелковое одеяло. – Слава Богу, слава Богу…»

Это было и впрямь облегчение. Все лето – быстрое дачное лето, состоящее в общем из трех запахов: сирень, сенокос, сухие листья, – все лето они обсуждали вопрос, когда и как перед ним открыться, и откладывали, откладывали, дотянули до конца августа. Они ходили вокруг него, с опаской суживая круги, но только он поднимал голову, отец с напускным интересом уже стучал по стеклу барометра, где стрелка всегда стояла на шторме, а мать уплывала куда-то в глубь дома, оставляя все двери открытыми, забывая длинный, неряшливый букет колокольчиков на крышке рояля. Тучная француженка, читавшая ему вслух «Монтекристо» и прерывавшая чтение, чтобы с чувством воскликнуть: «Бедный, бедный Дантес!», предлагала его родителям, что сама возьмет быка за рога, хотя быка этого смертельно боялась. Бедный, бедный Дантес не возбуждал в нем участия, и, наблюдая ее воспитательный вздох, он только щурился и терзал резинкой ватманскую бумагу, стараясь поужаснее нарисовать выпуклость ее бюста.

Через много лет, в неожиданный год просветления, очарования, он с обморочным восторгом вспомнил эти часы чтения на веранде, плывущей под шум сада. Воспоминание пропитано было солнцем и сладко-чернильным вкусом тех лакричных палочек, которые она дробила ударами перочинного ножа и убеждала держать под языком. И обойные гвоздики, которые он однажды положил на плетеное сиденье кресла, предназначенного принять с рассыпчатым потрескиванием ее грузный круп, были в его воспоминании равноценны и солнцу, и шуму сада, и комару, который, присосавшись к его ободранному колену, поднимал в блаженстве рубиновое брюшко. Хорошо, подробно знает десятилетний мальчик свои коленки, – расчесанный до крови волдырь, белые следы ногтей на загорелой коже, и все те царапины, которыми расписываются песчинки, камушки, острые прутики. Комар улетал, избежав хлопка, француженка просила не егозить; с остервенением, скаля неровные зубы – которые столичный дантист обхватил платиновой проволокой, – нагнув голову с завитком на макушке, он чесал, скреб всей пятерней укушенное место, – и медленно, с возрастающим ужасом, француженка тянулась к открытой рисовальной тетради, к невероятной карикатуре.

«Нет, я лучше сам ему скажу, – неуверенно ответил Лужин-старший на ее предложение. – Скажу ему погодя, пускай он спокойно пишет у меня диктовки». «Это ложь, что в театре нет лож, – мерно диктовал он, гуляя взад и вперед по классной. – Это ложь, что в театре нет лож». И сын писал, почти лежа на столе, скаля зубы в металлических лесах, и оставлял просто пустые места на словах «ложь» и «лож». Лучше шла арифметика: была таинственная сладость в том, что длинное, с трудом добытое число, в решительный миг, после многих приключений, без остатка делится на девятнадцать.

Он боялся, Лужин-старший, что, когда сын узнает, зачем так нужны были совершенно безликие Трувор и Синеус, и таблица слов, требующих «ять», и главнейшие русские реки, с ним случится то же, что два года назад, когда, медленно и тяжко, при звуке скрипевших ступеней, стрелявших половиц, передвигаемых сундуков, наполнив собою весь дом, появилась француженка. Но ничего такого не случилось, он слушал спокойно, и когда отец, старавшийся подбирать любопытнейшие, привлекательнейшие подробности, сказал, между прочим, что его, как взрослого, будут звать по фамилии, сын покраснел, заморгал, откинулся навзничь на подушку, открывая рот и мотая головой («Не ерзай так», – опасливо сказал отец, заметив его смущение и ожидая слез), но не расплакался, а вместо этого весь как-то надулся, зарыл лицо в подушку, пукая в нее губами, и вдруг, быстро привстав, – трепаный, теплый, с блестящими глазами, – спросил скороговоркой, будут ли и дома звать его Лужиным.

И теперь, по дороге на станцию, в пасмурный, напряженный день, Лужин-старший, сидя рядом с женой в коляске, смотрел на сына, готовый тотчас же улыбнуться, если тот повернет к нему упрямо отклоненное лицо, и недоумевал, с чего это он вдруг стал «крепенький», как выражалась жена. Сын сидел на передней скамеечке, закутанный в бурый лоден, в матросской шапке, надетой криво, но которую никто на свете сейчас не посмел бы поправить, и глядел в сторону, на толстые стволы берез, которые, крутясь, шли мимо, вдоль канавы, полной их листьев. «Тебе не холодно?» – спросила мать, когда, на повороте к мосту, хлынул ветер, отчего побежала пушистая рябь по серому птичьему крылу на ее шляпе. «Холодно», – сказал сын, глядя на реку. Мать, с мурлыкающим звуком, потянулась было к его плащику, но, заметив выражение его глаз, отдернула руку и только показала перебором пальцев по воздуху: «Завернись, завернись поплотнее». Сын не шевельнулся. Она, пуча губы, чтобы отлепилась вуалетка ото рта, – постоянное движение, почти тик, – посмотрела на мужа, молча прося содействия. Он тоже был в плаще-лодене, руки в плотных перчатках лежали на клетчатом пледе, который полого спускался и, образовав долину, чуть-чуть поднимался опять, до поясницы маленького Лужина. «Лужин, – сказал он с деланой веселостью, – а, Лужин?» – и под пледом мягко толкнул сына ногой. Лужин подобрал коленки. Вот крыши изб, густо поросшие ярким мхом, вот знакомый старый столб с полустертой надписью (название деревни и число душ), вот журавль, ведро, черная грязь, белоногая баба. За деревней поехали шагом в гору, и сзади, внизу, появилась вторая коляска, где тесно сидели француженка и экономка, ненавидевшие друг дружку. Кучер чмокнул, лошади опять пустились рысью. Над жнивьем по бесцветному небу медленно летела ворона.

Станция находилась в двух верстах от усадьбы, там, где дорога, гулко и гладко пройдя сквозь еловый бор, пересекала петербургское шоссе и текла дальше, через рельсы, под шлагбаум, в неизвестность. «Если хочешь, пусти марионеток», – льстиво сказал Лужин-старший, когда сын выпрыгнул из коляски и уставился в землю, поводя шеей, которую щипала шерсть лодена. Сын молча взял протянутый гривенник. Из второй коляски грузно выползали француженка и экономка, одна вправо, другая влево. Отец снимал перчатки. Мать, оттягивая вуаль, следила за грудастым носильщиком, забиравшим пледы. Прошел ветер, поднял гривы лошадей, надул малиновые рукава кучера.

Оказавшись один на платформе, Лужин пошел к стеклянному ящику, где пять куколок с голыми висячими ножками ждали, чтобы ожить и завертеться, толчка монеты; но это ожидание было сегодня напрасно, так как автомат оказался испорченным, и гривенник пропал даром. Лужин подождал, потом отвернулся и подошел к краю платформы. Справа, на огромном тюке, сидела девочка и, подперев ладонью локоть, ела зеленое яблоко. Слева стоял человек в крагах, со стеком в руках, и глядел вдаль, на опушку леса, из-за которого через несколько минут появится предвестник поезда – белый дымок. Спереди, по ту сторону рельс, около бесколесного желтого вагона второго класса, вросшего в землю и превращенного в постоянное человеческое жилье, мужик колол дрова. Вдруг туман слёз скрыл все это, обожгло ресницы, невозможно перенести то, что сейчас будет, – отец с веером билетов в руке, мать, считающая глазами чемоданы, влетающий поезд, носильщик, приставляющий лесенку к площадке вагона, чтобы удобнее было подняться. Он оглянулся. Девочка ела яблоко; человек в крагах смотрел вдаль; все было спокойно. Он дошел, словно гуляя, до конца платформы и вдруг задвигался очень быстро, сбежал по ступеням – битая тропинка, садик начальника станции, забор, калитка, елки – дальше овражек и сразу густой лес.

Сначала он бежал прямо лесом, шурша в папоротнике, скользя на красноватых ландышевых листьях, – и шапка висела сзади на шее, придержанная только резинкой, коленям в шерстяных, уже городских чулках было жарко, – он плакал на бегу, по-детски картаво чертыхаясь, когда ветка хлестала по лбу, – и наконец остановился, присел, запыхавшись, на корточки, так что лоден покрыл ему ноги.

Только сегодня, в день переезда из деревни в город, в день, сам по себе не сладкий, когда дом полон сквозняков и так завидуешь садовнику, который никуда не едет, только сегодня он понял весь ужас перемены, о которой ему говорил отец. Прежние осенние возвращения в город показались счастьем. Ежедневная утренняя прогулка с француженкой – всегда по одним и тем же улицам, по Невскому и кругом, через Набережную, домой, – никогда не повторится. Счастливая прогулка. Иногда ему предлагали начать с Набережной, но он всегда отказывался – не столько потому, что с раннего детства любил привычку, сколько потому, что нестерпимо боялся петропавловской пушки, громового, тяжкого удара, от которого дрожали стекла домов и могла лопнуть перепонка в ухе, – и всегда устраивался так (путем незаметных маневров), чтобы в двенадцать часов быть на Невском, подальше от пушки – выстрел которой настиг бы его у самого дворца, если бы изменился порядок прогулки. Кончено также приятное раздумье после завтрака, на диване, под тигровым одеялом, и ровно в два – молоко в серебряной чашке, придающей молоку такой драгоценный вкус, и ровно в три – катание в открытом ландо. Взамен всего этого было нечто, отвратительное своей новизной и неизвестностью, невозможный, неприемлемый мир, где будет пять уроков подряд и толпа мальчиков, еще более страшных, чем те, которые недавно, в июльский день, на мосту, окружили его, навели жестяные пистолеты, пальнули в него палочками, с которых коварно были сдернуты резиновые наконечники.

Родители десятилетнего Лужина к концу лета наконец решаются сообщить сыну, что после возвращения из деревни в Петербург он пойдет в школу. Боясь предстоящего изменения в своей жизни, маленький Лужин перед приходом поезда убегает со станции обратно в усадьбу и прячется на чердаке, где среди прочих незанимательных вещей видит шахматную доску с трещиной. Мальчика находят, и чернобородый мужик несет его с чердака до коляски.

Лужин старший писал книги, в них постоянно мелькал образ белокурого мальчика, который становился скрипачом или живописцем. Он часто думал о том, что может выйти из его сына, недюжинность которого была несомненна, но неразгаданна. И отец надеялся, что способности сына раскроются в школе, особенно славившейся внимательностью к так называемой «внутренней» жизни учеников. Но через месяц отец услышал от воспитателя холодноватые слова, доказывающие, что его сына понимают в школе еще меньше, чем он сам: «Способности у мальчика несомненно есть, но наблюдается некоторая вялость».

На переменах Лужин не участвует в общих ребяческих играх и сидит всегда в одиночестве. К тому же сверстники находят странную забаву в том, чтобы смеяться над Лужиным по поводу отцовских книжек, обзывая его по имени одного из героев Антошей. Когда дома родители пристают к сыну с расспросами о школе, происходит ужасное: он как бешеный опрокидывает на стол чашку с блюдцем.

Только в апреле наступает для мальчика день, когда у него появляется увлечение, на котором обречена сосредоточиться вся его жизнь. На музыкальном вечере скучающая тетя, троюродная сестра матери, дает ему простейший урок игры в шахматы.

Через несколько дней в школе Лужин наблюдает шахматную партию одноклассников и чувствует, что каким-то образом понимает игру лучше, чем играющие, хотя не знает еще всех ее правил.

Лужин начинает пропускать занятия — вместо школы он ездит к тете играть в шахматы. Так проходит неделя. Воспитатель звонит домой, чтобы узнать, что с ним. К телефону подходит отец. Потрясенные родители требуют у сына объяснения. Ему скучно что-либо говорить, он зевает, слушая наставительную речь отца. Мальчика отправляют в его комнату. Мать рыдает и говорит, что ее обманывают и отец, и сын. Отец думает с грустью о том, как трудно исполнять долг, не ходить туда, куда тянет неудержимо, а тут еще эти странности с сыном…

Лужин выигрывает у старика, часто приходящего к тете с цветами. Впервые столкнувшись с такими ранними способностями, старик пророчит мальчику: «Далеко пойдете». Он же объясняет нехитрую систему обозначений, и Лужин без фигур и доски уже может разыгрывать партии, приведенные в журнале, подобно музыканту, читающему партитуру.

Однажды отец после объяснения с матерью по поводу своего долгого отсутствия (она подозревает его в неверности) предлагает сыну посидеть с ним и сыграть, например, в шахматы. Лужин выигрывает у отца четыре партии и в самом начале последней комментирует один ход недетским голосом: «Худший ответ. Чигорин советует брать пешку». После его ухода отец сидит задумавшись — страсть сына к шахматам поражает его. «Напрасно она его поощряла», — думает он о тете и сразу же с тоской вспоминает свои объяснения с женой…

Назавтра отец приводит доктора, который играет лучше его, но и доктор проигрывает сыну партию за партией. И с этого времени страсть к шахматам закрывает для Лужина весь остальной мир. После одного клубного выступления в столичном журнале появляется фотография Лужина. Он отказывается посещать школу. Его упрашивают в продолжение недели. Все решается само собой. Когда Лужин убегает из дому к тете, то встречает ее в трауре: «Твой старый партнер умер. Поедем со мной». Лужин убегает и не помнит, видел ли он в гробу мертвого старика, когда-то побивавшего Чигорина, — картины внешней жизни мелькают в его сознании, превращаясь в бред. После долгой болезни родители увозят его за границу. Мать возвращается в Россию раньше, одна. Однажды Лужин видит отца в обществе дамы — и очень удивлен тем, что эта дама — его петербургская тетя. А через несколько дней они получают телеграмму о смерти матери.

Лужин играет во всех крупных городах России и Европы с лучшими шахматистами. Его сопровождает отец и господин Валентинов, который занимается устройством турниров. Проходит война, революция, повлекшая законную высылку за границу. В двадцать восьмом году, сидя в берлинской кофейне, отец неожиданно возвращается к замыслу повести о гениальном шахматисте, который должен умереть молодым. До этого бесконечные поездки за сыном не давали возможности воплотить этот замысел, и вот сейчас Лужин-старший думает, что он готов к работе. Но книга, продуманная до мелочей, не пишется, хотя автор представляет ее, уже готовую, в своих руках. После одной из загородных прогулок, промокнув под ливнем, отец заболевает и умирает.

Лужин продолжает турниры по всему миру. Он играет с блеском, дает сеансы и близок к тому, чтобы сыграть с чемпионом. На одном из курортов, где он живет перед берлинским турниром, он знакомится со своей будущей женой, единственной дочерью русских эмигрантов. Несмотря на незащищенность Лужина перед обстоятельствами жизни и внешнюю неуклюжесть, девушка угадывает в нем замкнутый, тайный артистизм, который она относит к свойствам гения. Они становятся мужем и женой, странной парой в глазах всех окружающих. На турнире Лужин, опередив всех, встречается с давним своим соперником итальянцем Турати. Партия прерывается на ничейной позиции. От перенапряжения Лужин тяжело заболевает. Жена устраивает жизнь таким образом, чтобы никакое напоминание о шахматах не беспокоило Лужина, но никто не в силах изменить его самоощущение, сотканное из шахматных образов и картин внешнего мира. По телефону звонит давно пропавший Валентинов, и жена старается предотвратить встречу этого человека с Лужиным, ссылаясь на его болезнь. Несколько раз жена напоминает Лужину, что пора посетить могилу отца. Они планируют это сделать в ближайшее время.

Воспаленный мозг Лужина занят решением неоконченной партии с Турати. Лужин измучен своим состоянием, он не может освободиться ни на мгновение от людей, от себя самого, от своих мыслей, которые повторяются в нем, как сделанные когда-то ходы. Повторение — в воспоминаниях, шахматных комбинациях, мелькающих лицах людей — становится для Лужина самым мучительным явлением. Он «шалеет от ужаса перед неизбежностью следующего повторения» и придумывает защиту от таинственного противника. Основной прием защиты состоит в том, чтобы по своей воле, преднамеренно совершить какое-нибудь нелепое, неожиданное действие, выпадающее из общей планомерности жизни, и таким образом внести путаницу в сочетание ходов, задуманных противником.

Сопровождая жену и тещу по магазинам, Лужин придумывает повод (посещение дантиста), чтобы оставить их. «Маленький маневр», — усмехается он в таксомоторе, останавливает машину и идет пешком. Лужину кажется, что когда-то он уже проделывал все это. Он заходит в магазин, вдруг оказавшийся дамской парикмахерской, чтобы этим неожиданным ходом избежать полного повторения. У дома его дожидается Валентинов, предлагающий Лужину сняться в фильме о шахматисте, в котором участвуют настоящие гроссмейстеры. Лужин чувствует, что кинематограф — предлог для ловушки-повторения, в которой следующий ход ясен… «Но этот ход сделан не будет».

Он возвращается домой, с сосредоточенным и торжественным выражением быстро ходит по комнатам в сопровождении плачущей жены, останавливается перед ней, выкладывает содержимое своих карманов, целует ей руки и говорит: «Единственный выход. Нужно выпасть из игры». «Мы будем играть?» — спрашивает жена. Вот-вот должны прийти гости. Лужин запирается в ванной. Он разбивает окно и с трудом пролезает в раму. Остается только отпустить то, за что он держится, — и спасен. В дверь стучат, явственно слышится голос жены из соседнего окна спальни: «Лужин, Лужин». Бездна под ним распадается на бледные и темные квадраты, и он отпускает руки.

Дверь выбили. «Александр Иванович, Александр Иванович?» — заревело несколько голосов.

Но никакого Александра Ивановича не было.

Краткое содержание романа Набокова «Защита Лужина»

Другие сочинения по теме:

  1. Герой романа, Тимофей Павлович Пнин, родился в 1898 г. в Санкт-Петербурге, в семье врача-окулиста. В 1917 г. его родители умерли...
  2. Герой романа — Федор Константинович Годунов-Чердынцев, русский эмигрант, сын знаменитого энтомолога, отпрыск аристократического рода — бедствует в Берлине второй половины...
  3. «Ада» — это грандиозная пародия на разные литературные жанры: от романов Льва Толстого через цикл Марселя Пруста «В поисках утраченного...
  4. Гумберт Гумберт, тридцатисемилетний преподаватель французской литературы, испытывает неординарную склонность к нимфеткам, как он их называет — очаровательным девочкам от девяти...
  5. 1928 г. Берлин. Бруно Кречмар, преуспевающий знаток живописи, имеющий жену Аннелизу и дочку Ирму и ни разу не изменявший жене...
  6. Весна 1924 г. Лев Глебович Ганин живет в русском пансионе в Берлине. Помимо Ганина в пансионе живут математик Алексей Иванович...
  7. У Чика случилась ужасная неприятность. Учитель русского языка Акакий Македонович сказал, чтобы он привел в школу кого-нибудь из родителей. У...
  8. Ы У Слепцова в петербургском доме умер сын, мальчик, увлекавшийся коллекци­о­ни­рованием бабочек. Отец перевез «тяжелый, словно всею жизнью наполненный» гроб...
  9. С Владимиром Набоковым у меня сложились неоднозначные отношения. Дело в том, что в детстве в моем доме было несколько книг...
  10. «Сообразно с законом, Цинциннату Ц. объявили смертный приговор шепотом». Непростительная вина Цинцинната — в его «непроницаемости», «непрозрачности» для остальных, до...