Что такое глобус? История и современное использование глобусов. Доклад: Модель Земли - глобус Какие бывают глобусы придумать интересный вопрос

Модель Земли

Уменьшенной моделью Земли, наиболее полно отображающей ее поверхность, является глобус, что в переводе с латинского означает шар. С помощью глобуса можно представить себе вращение Земли вокруг оси, наклон земной оси к плоскости орбиты. А главное, на глобусе мы наблюдаем в уменьшенном виде всю поверхность нашей планеты.

Первый упоминаемый в литературе земной глобус - глобус Кратеса из Пергамы - был сделан во II в. до н. э. Однако ни сам глобус, ни его изображение не найдены. В I в. н.э. среднеазиатский ученый Бируни, родившийся в городе Кяте - древней столице Хорезма (ныне г. Бируни Каракалпакской АССР) изготовил оригинальный глобус, наиболее точно для того времени передававший представление о земном шаре. О том, как ученый создавал свой глобус, он рассказывал сам: «Я начал с уточнения расстояний и названий мест и городов, основываясь на слышанном от тех, кто по ним странствовал, и собранном из уст тех, кто их видел. Предварительно я проверил надежность материала и принял меры предосторожности путем сопоставления сведений одних лиц со сведениями других». К сожалению и этот глобус до нас не дошел.

Первым из сохранившихся считается глобус, изготовленный в 1492 г. немецким географом М. Бехаймом. На нем еще не было Америки, и расстояние между западным побережьем Европы и восточным побережьем Азии было в два раза меньше, чем в действительности.

Уникальным памятником отечественной науки и техники XVIII в. является большой академический глобус, диаметр которого составляет 3 м 10 см. На наружной поверхности его нанесена карта Земли, а на внутренней - звездного неба. Глобус укреплен на железной оси, нижний конец которой упирается в пол, а верхний с помощью специальных растяжек крепится к стенам зала. Внутри глобуса на его оси смонтированы стол и скамья. Здесь могут разместиться одновременно 10-12 человек. С помощью особого механизма глобус вращается вокруг оси, а сидящие внутри зрители, оставаясь на неподвижной скамье, могут наблюдать движение небесных светил. Этот глобус хранится в музее М. В. Ломоносова в Ленинграде.

В настоящее время фигуру Земли представляют в виде эллипсоида, так как экваториальный радиус Земли больше полярного примерно на 21 км. Возникает вопрос, почему же глобусы изготовляют в виде шара, а не эллипсоида?

Решим следующую задачу. Допустим, глобус имеет диаметр 50 см. На какую величину экваториальный радиус на таком глобусе больше полярного? Это можно определить, пользуясь следующим соотношением:

R/ΔR = r/Δr,

где R - средний радиус Земли, r - радиус глобуса; ΔR, Δr - разности экваториального и полярного радиусов Земли и глобуса.

Из этой формулы следует, что разность экваториального и полярного радиусов глобуса составляет

Δr = (ΔR/R)r = 21/6370*25 = 0,1 см.

Понятно, что такое малое расхождение радиусов глобуса не может быть ощутимо. И действительно, с космических высот наша планета представляется правильным шаром с затуманенными из-за наличия атмосферы краями.

Неровности земной поверхности также не отобразятся на глобусе. Даже такая величайшая вершина мира, как г. Джомолунгма, и та будет на глобусе незаметной песчинкой высотой несколько микрометров.

Обычно масштабы глобусов очень мелкие - 1:30-1:80 млн., но в отдельных случаях, например у музейных глобусов, они составляют 1:10 млн. и крупнее. Такие глобусы иногда делают рельефными, но рельеф на них изображают в значительно укрупненном масштабе.

Параллели и меридианы, проведенные на глобусе, образуют своеобразную сетку, которая называется географической. Относительно этой сетки на поверхности глобуса изображены моря и океаны, материки и отдельные страны. Вследствие этого глобус обладает замечательными свойствами. Он не только наглядно представляет фигуру Земли, но и дает правильное представление о положении на земном шаре полюсов и экватора, а также основных частей земной поверхности: материков, океанов, морей, островов и других крупных объектов. Изображение Земли на глобусе имеет свойства равномасштабности, равновеликости и равноугольности. Это значит, что все линейные размеры даются на нем с одинаковым уменьшением, формы фигур подобны действительным очертаниям на земной поверхности, а площади всех объектов, показанных на глобусе, пропорциональны их действительным площадям на земном шаре.

Глобус как картографическая модель земного шара позволяет рассматривать Землю как бы со стороны, но не издалека и не окутанную в облачный покров, какой она видна из космоса, а расположенную рядом, доступную для непосредственного изучения, измерений и решения различных задач.

Глобус, безусловно, дает самое верное представление о взаимном расположении материков и океанов, рек, городов, гор. Но с этой моделью нашей планеты не очень удобно работать. Глобусы при всех своих достоинствах очень мелкомасштабны и громоздки. Так, если бы глобус был изготовлен в масштабе 1:1000000, то он имел бы диаметр 12,7 м. Кроме того, на нем трудно производить линейные измерения, определять плановые координаты точек, наносить на него изображения географических объектов. Да и пользоваться глобусом не всегда удобно - ведь его нельзя напечатать в книге или на отдельном листе. Поэтому-то глобусы имеют меньшее распространение и применение, чем карты, которые более удобны для использования и хранения.

Как пользоваться глобусом

Глобус обладает такими свойствами, каких не имеет и не может иметь ни одна географическая карта. Его мас­штаб постоянен во всех местах и по всем направлениям. Полное подобие изображения на глобусе действитель­ным очертаниям объектов позволяет легко определять истинные размеры любых частей поверхности Земли и сравнивать их. На глобусе можно измерять площади и расстояния, определять географические координаты пун­ктов, направления на стороны горизонта и т. д.

Работать с глобусом наиболее удобно, когда он на­ходится в ориентированном положении. Обычно ось гло­буса устанавливают не вертикально, а под углом 66°33" к горизонтальной плоскости. Многие считают, что тем самым задано его ориентирование. Но это не так. Гори­зонтальная плоскость совпадает с плоскостью орбиты только на одной широте - на полярном круге. Только здесь мы можем ориентировать глобус, направив север­ный конец его оси в Полюс мира. На всех других широ­тах обычный глобус не ориентируется.

Для того чтобы ось глобуса была параллельна оси Земли в любом месте, нужно угол наклона оси к гори­зонтальной плоскости сделать равным широте этого мес­та. Так, например, в Москве, расположенной на 55°45" с. ш., угол наклона оси глобуса должен быть 55°45", а на Северном полюсе ось глобуса должна занять строго вер­тикальное положение.


Рис. 29. Ориентирование глобуса на широте Москвы: а - с помощью клиновой подставки; б - с помощью цилиндрического кольца

Ориентирование глобуса можно выполнить следую­щим образом. Установите глобус так, чтобы населенный пункт, где вы живете, был в зените, т. е. на самом вер­ху. В таком положении подложите под основание глобуса какой-нибудь предмет, и ваш глобус будет ориентирован. Впрочем, подставку вы можете сделать заранее из треугольного бруска, подобного показанному на рис. 29, а. Угол у основания этого бруска должен соответствовать разности величины угла наклона оси глобуса и значения широты вашего населенного пункта. Если, например, вы живете на широте Москвы, то разность составит примерно 11°(66°33" - 55°45").

Работая с глобусом, вы, наверное, убедились, что по нему трудно изучать континенты и моря Южного полушария. В самом деле, чтобы, например, изучить Антарктиду, а тем более определить координаты антарктических станций и других объектов, нужно перевернуть глобус, придерживая его за основание. Попробуйте в таком положении выполнять на нем какие-либо измерения! Здесь рекомендуем воспользоваться следующим советом. Открутите винт, скрепляющий глобус с осью, выньте глобус и установите его на специально изготовленной подставке в виде широкого цилиндрического кольца (рис. 29, б). Такую подставку можно легко и быстро изготовить из мягкого картона или толстой чертежной бумаги. Размер окружности должен быть примерно равен параллели 40°. Кольцевая подставка служит очень хорошим приспособлением для работы с глобусом в любой его части. Она дает возможность произвести ориентирование глобуса для любого географического пункта. Поворачивая глобус в кольце, мы можем устанавливать его в такое положение, в котором хорошо обозревать любой материк, любую часть акватории моря и выполнять необходимые измерения.

Расстояния по глобусу можно измерять тонкой металлической линейкой или натянутой нитью. Полученное расстояние в миллиметрах затем переводят в соответствии с масштабом в действительное расстояние в километрах. Нужно только следить, чтобы линейка или нить плотно прилегали к поверхности глобуса и проходили по кратчайшему пути между заданными пунктами, т. е. по дуге большого круга.


Рис. 30. Кольцевые шкалы и способ определения географических координат по ним

Очень удобно измерять расстояния по глобусу с помощью отсчетного кольца, которое легко изготовить самим. Узкую полоску толстой бумаги склеивают в кольцо, размер которого точно равен диаметру глобуса. С внешней стороны кольца на половине окружности наносят 20 делений, каждое из которых соответствует 1000 км (рис. 30, а). Полученные интервалы делят точками на сотни километров. Для измерения расстояния между пунктами кольцо надевают на глобус и разворачивают так, чтобы край шкалы проходил через оба пункта, причем нулевой индекс должен быть совмещен с одним из пунктов. В таком положении отсчет по шкале против другого пункта показывает расстояние между ними.

На второй половине окружности кольца можно нанести градусную шкалу от 0 до 90° в обе стороны (рис. 30,6). По этой шкале определяют географическую широту пунктов. Снимем глобус с оси и наденем на него кольцо так, чтобы край шкалы проходил через центры отверстий, на которые надевается ось, и через заданный пункт, а нулевой штрих совместился бы с линией экватора. Отсчет по шкале против пункта указывает его географическую широту. Для определения долготы подклеим полоску бумаги к кольцу против нулевого штриха, как это показано на рисунке. На этой полоске даются градусные деления интервала между двумя соседними меридианами по экватору, причем оцифровка их для восточной долготы должна идти справа налево, а для западной долготы - наоборот. В примере на рис. 30, в пункт А имеет следующие координаты: 12,5° с. ш., 45,5° в. д. Точность их определения зависит от масштаба. Большой глобус позволяет определять их с точностью до десятых долей градуса. Их можно отсчитать по нашей шкале на глаз.

Если два пункта находятся на одном и том же меридиане, то, определив их широты, можно узнать расстояние между ними. Так Москва и Аддис-Абеба имеют примерно одну и ту же долготу 38° в. д. Определим их широты: B1 = 55,8° с. ш., В2 = 9,1° с. ш. Разность широт составит протяженность дуги меридиана в градусах. Известно, что 1° дуги меридиана соответствует 111 км. Значит расстояние между городами равно примерно 5180 км (46,7-111). Определив это же расстояние по шкале кольца, вы убедитесь в правильности наших расчетов.

Не всегда можно быстро дать ответы на вопросы, какой из двух пунктов расположен южнее или какой пункт находится западнее. Глобус позволяет это сделать. Например, какой город и на сколько градусов находится южнее, Ялта или Владивосток? На первый взгляд, кажется, что Ялта находится южнее. На самом деле не так. Измерим по глобусу географические широты городов, и у нас получится, что Владивосток расположен южнее Ялты на 1,3°.

Куприн А.Н слово о карте 1987

Отличным подарком школьнику младших классов или на выпуск в детской сад является не телефон или планшет, а самый обычный глобус от https://www.globusy.ru . Это отличный аксессуар на рабочий стол, который подталкивает ребёнка к познанию нового, к расширению имеющихся знаний, и сам по себе является неким гидом по миру. Таким образом, ваш ребёнок не будет тратить время на игрушки в телефоне, а будет занят увлекательным занятием по поиску разных стран мира. К тому же, учить такой урок, как географию будет намного интереснее с глобусом, чем с помощью учебника.

Виды глобусов

Разнообразие глобусов большое, и чтобы не растеряться в выборе, рассмотрим каждый вид.

1. Политический глобус: помогает наглядно изучить политическое устройство мира. На таком глобусе нанесены: границы между государствами, название стран и их столицы, наиболее крупные населённые пункты, места научных станций в Антарктиде.

2. Физический глобус. Универсальная модель глобуса, которая ознакомит ребёнка со структурой планеты, даст чёткое представление о месторасположении материков и океанов, меридианов и параллелей, рельефе суши и морском дне, где проходит холодное и тёплое течение, и находятся самые крупные населённые пункты.

3. Глобус с двойной картой: комбинированная модель глобуса, сочетающая в себе сразу и физическую, и политическую часть.

4. Рельефный глобус. Такой глобус имеет круглую форму, а все возвышенности на нём отмечены в виде выпуклой поверхности. Таким образом, можно рукой на глобусе потрогать, где располагаются горы, суша, что облегчает процесс изучения рельефа. Рельефный глобус очень популярен среди детей дошкольного и младшего школьного возраста.

5. Астрономический глобус, популярен среди любителей астрономии. Выделяют три модели астрономического глобуса: Глобус Луны, Глобус Марса и Глобус Звёздного неба, на котором располагаются звёзды и созвездия, их названия.

6. Контурный глобус. Такой глобус похож на контурную карту, так как на нём можно самостоятельно рисовать границы стран и материков, стирать и наносить новые изображения.

7. Детский глобус. Отличная игрушка для маленьких исследователей, которые тянутся к новым знаниям. На таком глобусе художники изображают народы мира, представителей фауны и флоры той или иной местности, широко известные достопримечательности мира.

8. Античный глобус. Глобус выполняется в приглушённых, спокойных тонах, и отображает современное политическое устройство мира в стиле «ретро».

Как выбрать глобус для школьника

Поэтому выбор того или иного вида глобуса для ребёнка зависит от некоторых факторов:

■ возраст ребёнка: чем старше становится ребёнок, тем больше он будет интересоваться более сложными явлениями в природе и в мире;
■ личных предпочтений. Если ваш ребёнок юный путешественник и мечтает о походах, для него будет интересным глобус с политической картой мира, на который нанесены все страны. Если же ученик увлекается историей, тогда можно постараться найти глобус, на котором изображены значимые объекты истории;
■ размер. Лучше всего выбирать глобус средних размеров: он удобен в использовании, буквы на нём будут чётко видны, а значит, ребёнок не будет портить зрение;
■ материалы изготовления. Важно, чтобы материал, из которого изготовлен глобус, был не токсичным и безопасным. Поэтому неприятный запах должен вас насторожить.

Обратите внимание также на глобус с декоративной подсветкой, который также может служить в качестве ночника. Независимо от того, какой глобус вы выберите, в интерьере он будет ассоциироваться с источником глубоких знаний, мудрости.

Земля имеет форму шара. Это было окончательно доказано, когда искусственные спутники облетели вокруг Земли во всех направлениях. Они получили фотографии Земли, отчётливо показывающие выпуклость земной поверх-ности (рис. 33).

На глобус нанесены части света, океаны, моря, реки , горы и другие географические объекты. На глобусе можно увидеть, что большую часть земной поверхности занимают океаны . Выделяют четыре океана: Тихий , Индийский , Атлантический , Северный Ледовитый .

Огромные участки суши, со всех сторон омываемые водами океанов , называются материками или континентами. Материков на земном шаре шесть: Евразия , Северная Америка , Южная Америка , Африка , Антарктида , Австралия .

Материк или часть материка вместе с близлежащими остро-вами называется частью света. Частей света шесть: Евро-па , Азия , Африка , Америка , Австралия , Антарктида . Как видно, на одном континенте Евразия находятся две части света: Европа и Азия. Условную границу между этими частями света проводят по восточному склону Уральских гор, реке Урал, Каспийскому морю, севернее Кавказских гор по Кумо-Манычской впадине, Чёрному морю.

Первые глобусы были созданы еще в Древней Гре-ции. В эпоху Великих географи-ческих открытий в 1492 году был создан первый из сохранивших-ся до наших дней глобус. На нем были показаны только материки Старого Света. По мере изучения различных частей Земли создавались все бо-лее точные глобусы.

Если глобус разрезать по одному из меридианов пополам, то получится два полушария, на каж-дом из которых будет изображена половина поверхности земно-го шара.

Такими полушариями пользоваться уже удобнее, так как сразу можно увидеть поверхность всего земного шара. На гло-бусе же видна только та часть, которая обращена к наблюда-телю. Если полушария показать на плоскости, на бумаге, то это и будет карта полушарий, которая помещена в атласах.

Но изобразить полушарие на плоскости нельзя без того, чтобы оно не смялось в складки, а местами и разорвалось. Правда, можно разрезать глобус по меридианам на доли (рис. 35) и из этих долей составить карту (рис. 36). Понятно, что на такой карте неизбежны искажения, причём они возрастают по направлению от Экватора к полюсам. Поэтому, когда требуется узнать расстояние между двумя пунктами, то желательно это делать по глобусу, так как он почти в точности повторяет форму Земли.

Градусная сетка (параллели и меридианы) — это условные линии, на самой поверхно-сти Земли их нет. На карте и глобусе их проводят для то-го, чтобы можно было точно указать, где находится тот или иной географический объект, где находятся путешественники. Мери-дианы и параллели помогают ориентироваться , то есть опреде-лять свое положение на местности и на карте по отношению к сторонам горизонта. Параллели и меридиа-ны располагаются перпен-дикулярно друг другу.

На глобусах и картах прове-дены также условные линии полюсов, экватора, тропиков и полярных кругов. Существует также условная линия перемены дат.

Градусная сетка

22 декабря, в день зимнего солнцестояния , солнечные лу-чи падают вертикально вниз над Южным тропиком — па-раллелью 23,5° ю.ш., а Солнце не заходит над Южным полярным кругом на широте 66,5° ю.ш. В Южном полушарии лето. Солнце не показывается над Южным полярным кругом 22 июня, зимой Южного полушария. Дважды в год, 21 марта и 23 сентября , лучи Солнца падают вертикально вниз над экватором и равномерно освещают Землю от полюса до полюса. В эти дни весеннего и осеннего равноденствия день и ночь повсюду длятся по 12 часов.

Линия перемены дат

Географические координаты

Географиче-скими координатами какой-либо точки называют ее широту и долготу. Координаты любого места земной поверхности можно определить по глобусу или по карте. И наоборот, зная координаты географического объекта, можно найти его место на карте или глобусе.

Всем известно, что глобус - это наглядное учебное пособие, благодаря которому мы понимаем, каких масштабов наша планета. Одно движение пальца, — и мы уже на другом континенте, рассматриваем реки и моря, ищем ледники и дальние города. Дизайн глобусов пользуется огромной популярностью. Фантазия разработчиков не знает границ. Каких только эксцентричных экземпляров макета земного шара не придумали!

Давайте рассмотрим 8 самых необычных глобусов мира.

1. «Волшебный» глобус

Этот шар диаметром всего 11 см уникален тем, что в него встроен маленький моторчик. Благодаря такому двигателю он вращается самостоятельно и прикладывать усилия рук не придется. Данная модель глобуса состоит из двух частей: внутри находится сам макет с мотором, а снаружи — стеклянная оболочка. Игрушка придется по душе всем — от мала до велика.

2. Парящий в воздухе глобус

Такой глобус очень понравится детям, которые постоянно познают мир и любят задавать вопросы. Вот и будет, чем занять ребенка на каникулах . Пусть изучает физику и географию. На вопрос ребенка: на чем же держится наша планета, вы смело можете показать юному всезнайке летающую модель. В основе конструкции этого глобуса лежит действие электромагнитных сил, которые удерживают шарик в воздухе благодаря миниатюрному встроенному чипу. «Планета» очень необычна и наверняка понравится не только маленьким членам семьи. Стоит такой глобус около восьмидесяти долларов.

3. Лампа-глобус

Немецкий дизайнер Михаэль Росинг придумал лампы-торшеры в виде глобуса. Эта модель вся подсвечивается изнутри, благодаря чему все материки и океаны видны как на ладони. В коллекции автора есть даже глобус Луны! Забавный светильник можно поставить в спальне и наслаждаться мерцающим светом планеты перед сном.

4. Стеклянный глобус

Компания Nvidia презентовала свою технологию Hybrid SLI вот в таком необычном виде. Большой прозрачный шар-дисплей станет прекрасным украшением кабинета любого политика или публичной особы. Впечатляющая «игрушка», не правда ли?

5. Глобус-транспортное средство

До чего только не додумаются дизайнеры. Вот даже создали такой креативный глобус-ролик, на котором можно прокатиться! Это транспортное средство Supple разработал иранский дизайнер Мохамад Садех Самакуш. Кресло с роликом-шаром настолько поворотливо, что надо очень крепко держаться за поручни, чтобы не упасть. Внутри шарика есть GPS и гироскоп с системой противовесов.

6. Антигравитационный глобус

Еще один очень необычный и инновационный глобус, который парит в воздухе. В нем самом, а также в базе-подставке встроены небольшие магниты, благодаря которым шарик держится на магнитном поле. Благодаря электронике такая конструкция и победила законы гравитации.

7. Рюкзак-глобус

А вот для любителей путешествий специально разработали такой стильный рюкзак Earth backpack. Любой турист будет выглядеть необычно и оригинально с этим «колобком» за плечами, в котором спрятан весь мир. И даже сможет сказать без преувеличения, что дороги мира были у него за плечами. Но к такому рюкзаку обязательно должен прилагаться

Сегодня хочу рассказать вам о нашем первом занятии географией. Мы знакомились с глобусом, картой мира и материками. Получилось весело и интересно 🙂

Что понадобится для занятия?

Для первого занятия по географии для малышей нам понадобились:

  • глобус;
  • карта мира (у нас — большая ламинированная);
  • мячик;
  • маркер или ручка, лист бумаги;
  • юный путешественник в хорошем настроении 🙂

Что такое материк?

Для того, чтобы объяснить ребенку масштаб всего происходящего, я решила не «открывать Америку», а двигаться от простого к сложному, от малого к большому.

Накануне нарисовала соответствующие картинки и мы приступили к вашему первому занятию по географии .

Сначала мы посмотрели на наш дом.

Потом — обсудили, что дом наш стоит на улице, где расположены еще много других домов. Для большей наглядности на картинку улицы поместили наш домик.

А много городов — страну .

Последним этапом исследования стало, как вы уже догадались, открытие того, что много стран составляют материк — большой участок суши, окруженный водным пространством.

А вот и видео 🙂

Что такое глобус?

С понятием «глобус» мы знакомы давно. После того, как Глеб заприметил его на полке, глобус стал одним из объектов, вызывающих массу вопросов.

Мы смотрели атлас, я рассказывала сыну о нашей планете (особенно непонятным для ребенка оказалось само слово «земля», означающая одновременно и почву, по которой мы ходим и целую планету, на которой мы живем 🙂)

После того, как мы выяснили, что такое «материк» , понять, что такое «глобус» не составило труда. Это наша планета, которая состоит из материков, со всех сторон окруженных водой — океанами.

Мы рассмотрели глобус, решили, что он такой же круглый, как мячик , сосчитали количество материков и даже отыскали место, где мы живем (на каком материке находится наша страна и город).

Что такое карта мира?

Первая часть нашего занятия была завершена и теперь мы приступили к самому интересному — знакомству с картой мира .

Специально для занятий географией я купила большую ламинированную карту мира , она оказалась очень кстати, ребенок был в восторге 🙂

Объяснить ребенку связь между глобусом и картой я решила с помощью мячика и листа бумаги с нарисованными материками (не судите, пожалуйста, строго мое творчество:-), оно очень схематичное).

Материки на листе бумаги я нарисовала накануне. Тогда же и обернула этим листком мячик, чтобы получилось подобие глобуса .

Мы рассмотрели мамин глобус, а потом — развернули бумагу как разворачиваем конфету и наш глобус превратился в карту мира!

Все материки и океаны — на своих местах, только изображены они теперь не на круглом глобусе, а на плоской карте .

Такая моментальная проекция глобуса не могла не заинтересовать Глеба, поэтому мы еще много раз заворачивали и разворачивали наш глобус, превращая его в карту — радости не было предела 🙂

Вот такой первый урок по географии для малышей у нас получился.

Надеюсь, вам понравился:-)?

С любовью,

Марина Кручинская